Признаки гос органов – Вопрос № 28 Понятие и признаки государственного органа. Классификация государственных органов

Признаки государственного органа

Рассмотрим признаки государственного органа.

Российская Федерация как государство реализует свою деятельность при помощи системы государственных органов. Они выступают одним из каналов, через который народ осуществляет власть (статья 3 Конституции РФ).

Будучи гражданами либо группами граждан, которые организованы государством с целью осуществления собственной деятельности, государственные органы характеризуются следующими признаками.

Согласно первому признаку каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями. Они позволяют ему в пределах предоставленных ему прав разрешать определенные вопросы, а также принимать акты, обязательные для исполнения иными государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать реализацию данных актов.

Государственно-властные полномочия характерны для всех органам государства. Поэтому они и названы в Основном Законе России органами государственной власти. Вмести с тем, полномочия различных государственных органов в зависимости от их конкретных задач и функций имеют разные формы проявления и признаки

.

Государственно-властные полномочия отражают компетенцию государственных органов. Она представляет собой совокупность предметов их ведения и полномочий, которые необходимы для реализации содержания предмета ведения.

Компетенция государственных органов регламентируется Конституцией РФ, конституциями и уставами её субъектов, законами РФ и субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов её субъектов, а также положениями о государственных органах и иными нормативно-правовыми актами.

Властными полномочиями в Российской Федерации наделяются не только государственные органы, но и органы местного самоуправления. Однако властные полномочия последних не имеют государственного статуса и не реализуются от имени РФ.

Второй признак предполагает, что каждый государственный орган создается в порядке, который установлен государством. Например, согласно статье 81 Основного Закона порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ФЗ). В соответствии со статьей. 96 Конституции порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы РФ также устанавливаются ФЗ.

Согласно третьему признаку каждый государственный орган наделяется государством правом на реализацию своих задач и функций. Так, согласно статье 127 Конституции Высший Арбитражный Суд РФ выступает высшим судебным органом по разрешению экономических споров и других дел, которые рассматриваются арбитражными судами, также он осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах постоянный судебный надзор за их работой и предоставляет разъяснения по вопросам судебной практики.

Четвертый признак предполагает, что каждый государственный орган действует согласно порядку, который установлен государством. Так, согласно статье 114 Конституции РФ порядок деятельности Правительства РФ регламентирован федеральным конституционным законом (ФКЗ). В соответствии со статьей 128 Конституции в ФКЗ устанавливается также порядок деятельности Конституционного Суда России, Верховного Суда России, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов.

Пятый признак предполагает, что каждый государственный орган выступает составной частью единой системы органов государственной власти России. В статье 5 Конституции отмечено, что федеративное устройство РФ основано на единстве системы государственной власти.

Таким образом, государственный орган является гражданином либо коллективом граждан, которые были наделены государственно-властными полномочиями, а также уполномочены государством на реализацию задач и функций и осуществляют свою деятельность в установленном порядке. Они имеют ряд характерных признаков, которые позволяют отграничить их от других образований.

Государственные органы создаются и функционируют в установленном законом порядке и являются частью единой системы.

lecu.ru

Понятие и признаки государственного органа.

Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.

Государственный орган — это первичный элемент механизма государства, имеющий в соответствии с законом собственную структуру, наделенный соответствующей компетенцией и властными полномочиями, состоящий из должностных лиц и участвующий в выполнении функций, стоящих перед государством.

Органу государства присущи следующие основные признаки.

  1. Орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата. Действует специализированно, выполняет строго определенные функции.

  2. Образование и функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе. Его компетенция заключается в нормативно-правовом порядке – в Конституции, конституционных законах и иных нормативно-правовых актах.

  • Компетенция — взятый в единстве круг и объем полномочий и обязанностей, принадлежащих государственному органу, а также предмет его ведения (конкретные задачи и функции).

  • Властные полномочия выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты; б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства применением различных методов, в том числе методов принуждения.

  1. Характеризуется определенной структурой и состоит из должностных лиц и служащих.

  2. Осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области.

Отличие государственного органа от государственного учреждения:

  • имеет государственно-властные полномочия по изданию разнообразных правовых актов;

  • осуществляет полномочия в соответствии с собственной компетенцией;

  • за неисполнение правовых актов государственных органов могут применяться меры государственного принуждения.

Виды государственных органов.

Органы, входящие в механизм государства, многочисленны и разнообразны, выполняют различные функции, имеют различную структуру и каждый из них занимает строго определенное место в механизме государства, поэтому органы государства классифицируются, разграничиваются на виды по самым различным основаниям.

  1. По принципу разделения властей выделяются:

  • законодательные органы;

  • исполнительные органы;

  • судебные органы.

  1. По признаку федеративного устройства выделяются:

  1. По порядку образования выделяют:

  • первичные /выборные/ органы, которые избираются населением непосредственно;

  • производные /вторичные/ органы, которые образованы иными государственными органами.

4. По характеру компетенции выделяют:

  • органы общей компетенции, в обязанности которых входят рассмотрение и принятие решений по всем вопросам, относящимся к ведению данного вида органов /Президент, Правительство/;

  • органы специальной компетенции, осуществляющие свою деятельность в какой-либо узкой сфере /министерства, службы, агенства/.

5. По срокам полномочий выделяются:

studfiles.net

25. Государственные органы: понятие, признаки, виды.

Компетенция

– объем полномочий, посредством которых раскрываются функции того или иного государственного органа.

Государственный орган – это составная, относительно самостоятельная часть аппарата государства, обладающая установленной законом структурой, осуществляющая функции государства и наделенная для этого властными полномочиями.

Признаки:

1. Орган формируется по воле государства и действует по его поручению.

2. Орган государства образуется в порядке, установленном законом.

3. Орган обладает властными полномочиями, т.е. возможностью и способностью осуществлять государственную власть, принимать значимые для общества решения и обеспечивать их реализацию.

4. Виды и формы деятельности, осуществляемые государственными органами, устанавливаются в законодательном порядке.

5. Каждый орган государства наделен собственной компетенцией, т.е. кругом и объемом полномочий и обязанностей, и сообразно своей компетенции выполняет свойственные ему функции.

6. Органы обладают относительной экономической и организационной самостоятельностью и обособленностью, в то же время они тесно взаимодействуют между собой.

7. Государственный орган имеет определенную внутреннюю структуру.

Виды государственных органов:

Государственные органы классифицируются по разным основаниям:

По характеру выполняемых задач: законодательные органы, исполнительно-распорядительные, судебные и контрольные.

1) Органы законодательной власти (представительные органы). Цель – законодательная деятельность.

а) Высшие (парламенты). Функция – принятие законов.

б) Местные. Функция – осуществление гос. власти на местах.

2) Органы исполнительной власти. Функция – исполнительная и распорядительная деятельность. Исполнительная деятельность: они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов законодательной власти и вышестоящих органов исполнительной власти. Распорядительная: издают свои собственные распоряжения, обеспечивают их выполнение подчиненными им органами и организациями.

В зависимости от территориального масштаба деятельности подразделяют:

а) Центральные – те, деятельность которых распространяется на всю территорию страны. Это – правительства, именуемые в большинстве стран кабинетами или советами министров, министерства, государственные комитеты, специальные ведомства.

б) Местные – органы, деятельность которых ограничивается рамками одной или нескольких административно-территориальных единиц (края, провинции, области, района, города). Это исполнительные комитеты, муниципалитеты, администрации.

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий:

а) Органы общей компетенции (например, советы министров) объединяют и направляют работу по руководству большинством отраслей государственного управления.

б) Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями гос. управления.

Ведущую роль в системе органов исполнительной власти выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными и распорядительными органами государственной власти и возглавляют всю систему исполнительных органов. На правительство возлагаются задачи общего руководства экономикой и социально-культурным строительством страны, разработки и осуществления государственных бюджетов, защиты интересов государства, охраны собственности и общественного порядка, обеспечения и защиты прав и свобод граждан, осуществления общего руководства строительством вооруженных сил и т.д.

3)

Судебные органы. Основная функция – осуществление правосудия.

Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти.

4) Контрольные органы. Они являются важным звеном всей системы правоохранительных органов. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государства, должностными лицами и гражданами.

По способу принятия решений государственные органы делятся на:

1. Коллегиальные, принимающие решения большинством голосов посредством голосования (парламент, высшие суды).

2. Единоначальные, где решение принимается единолично руководителем (президент, министерства).

studfiles.net

Государственный орган: понятие, признаки, виды

Государственный орган — это ядро, основной структурный элемент государственного аппарата.

Признаки, отличающие государственный орган от иных организаций:

1. Государственно-распорядительный порядок образования, реорганизации, ликвидации. Государственные органы образуются не путем добровольного волеизъявления учредителей (пайщиков, акционеров, членов общественной организации), а по воле государства — на основе распоряжения вышестоящего органа.

2. Государственные органы занимают строго определенное место в управленческой иерархии. Каждый из них, с одной стороны, подотчетен и подконтролен вышестоящему органу, а с другой — контролирует нижестоящие государственные органы.

3. Государственные органы действуют от имени государства и в публичных интересах. Их деятельность носит некоммерческий характер, направлена не на получение дохода (прибыли) или иных частных выгод, а на реализацию общего блага.

4. Государственные органы наделяются компетенцией. Компетенция — совокупность государственно-властных полномочий по определенным предметам ведения. Полномочия — права и обязанности органа, основанные на властно-принудительных возможностях государства. Здесь мы наблюдаем определенное слияние прав и обязанностей, не характерное для частных субъектов. Государственные органы вправе издавать обязательные нормативные и индивидуально-правовые акты, требовать их исполнения, контролировать, применять меры принуждения. Предметы ведения (подведомственность) — круг вопросов, субъектов, территорий, в отношении которых государственный орган вправе осуществлять властные полномочия.

5. Каждый орган имеет внутреннюю организационную структуру, то есть состоит из структурных подразделений, а также штатное расписание — перечень должностей, распределение функций и обязанностей между чиновниками, должностные оклады. Для выполнения публичных задач и функций государственные органы наделяются материально-техническими средствами, финансируются из бюджета.

Виды государственных органов:

1. Исполнительные, законодательные, судебные органы. Кроме того, существуют иные органы, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из ветвей власти. Это, например, Счетная палата, Центральный банк, органы прокуратуры, избирательные комиссии, уполномоченные по правам человека и некоторые другие.

2. Федеральные, региональные, местные органы.

3. Органы общей и специальной компетенции. Деятельность первых носит универсальный характер, они отвечают за состояние территории в целом. Это — президент, правительство, парламент, представительные и исполнительные органы регионального, местного уровня. Органы специальной компетенции наделены компетенцией в узкой сфере государственного управления. Это, например, Конституционный суд, таможенные органы, Центральный банк, различного рода министерства и ведомства.

4. Единоначальные и коллегиальные органы. Основой для разделения здесь выступает процедура принятия управленческих решений. Примеры коллегиальных органов парламент, Конституционный суд, избирательная комиссия. Единоначальные органы — министерство, пенсионный фонд, местная администрация.

5. Центральные органы и их территориальные структуры в регионах (на местах).

studfiles.net

52. Понятие и признаки государственного органа.

Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий.

Орган государства формируется на основе нормативно правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:

1. Юридически организационный и экономически определенный характер;

2. Наличие собственной структуры;

3. Имеет государственно властные полномочия;

4. Государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства;

5. Наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме;

6. Выполнение строго определенных государственных функций и задач;

7. Обладание правом на издание юридических актов;

8. Наличие нужных материальных средств;

9. Реализация деятельности на базе нормативных правовых актов;

10. Близкое взаимодействие с иными государственными органами;

Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:

1. От порядка их формирования;

2. Объема выполняемых полномочий;

3. Широты компетенции;

4. Характера организационно правовых форм деятельности в соответствии с принципом разделения властей;

5. Числа государственных гражданских служащих;

6. Времени функционирования;

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

1. На первичные – к ним относят органы, которые формируются, избираются напрямую и непосредственно населением в определенном законом порядке;

2. Производные – органы, которые формируются первичными органами государства

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

1. Высшие органы власти – это правительство, парламент;

2. Центральные, в частности министерства;

3. Местные – государственные органы субъектов Федерации;

В зависимости от широты компетенции различают:

1. Органы общей компетенции – это президент, правительство;

2. Органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства;

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:

1. Коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;

2. Единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом;

В зависимости от характера организационно правовых форм деятельности различают:

1. Законодательные;

2. Исполнительные;

3. Судебные;

4. Контрольно надзорные органы;

В зависимости от времени функционирования:

1. Постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях;

2. Временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач;

studfiles.net

5 Понятие и признаки гос органов

Государственный орган — это часть гос аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями. Гос орган, это первичный и важный структурный элемент государственного аппарата. Каждый гос орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть гос аппарата, обладающая следующими основными признаками: 1) Хотя гос орган и обладает определённой автономией, но он всегда часть единой системы. 2) Орган Г состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и гос органом, права и обязанности (компетенция) служащих строго определённы законом. Содержание гос служащих лежит на обществе. 3) Органы Г имеют внутреннюю структуру, различные подразделения, ведомства, но все они скреплены единой целью. 4) Гос органы обладают определённой компетенцией (т.е. закрепленную совокупность задач. функций, прав и обязанностей) — властными правомочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий (которые складываются из совокупности прав и обязанностей). Компетенция обусловлена предметом ведения (задачи и функции). 5) Гос органы обладают властными полномочиями, которые выражаются: а) возможности издания нормативно-правовых актов или актов применения права; б) в обеспечении выполнения нормативно-правовых актов путём использования методов принуждения. 6) Органы Г имеют определённую материальную базу, финансы, счёт, источники финансирования. 7) Активно участвуют в реализации функций государства. 8) Осуществляет от имени Г его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области. 9) Характеризуется определенной структурой, т.е. строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам). 10) Имеет территориальный масштаб деятельности. 11) Образуется в порядке, установленном законом. 12) Устанавливает правовые связи личного состава.

Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованны; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией.

Государственные органы различаются по функциям, задачам, структуре, компетенции, сферам деятельности.

6 Классификация гос органов

Классификация органов Г: По способу возникновения: 1) Первичные органы — никакими другими органами не создаются, такие органы получают властные полномочия непосредственно от избирателей. 2) Производные органы — создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. По месту в иерархии государственного аппарата: 1) Центральные. 2) Региональные. 3) Местные. По широте компетенции: 1) Органы общей компетенции — решают широкий круг вопросов (правительство). 2) Органы специальной (отраслевой) компетенции — специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции). По способу формирования: 1) Избираемые — для них характерно выборности и сменяемость. 2) Назначаемые — при назначении к кандидату выдвигаются более жёсткие профессиональные требования. Характерно отсутствие ограничений на сроки пребывания в должности. По порядку принятия решений: 1) Единоличные — органы принимают решение путём самостоятельного императивного волеизъявления. 2) Коллегиальные — такие органы принимают решение большинством граждан, уполномоченных на то законом.

studfiles.net

35. Понятие, признаки и виды государственных органов.

Государственный орган — юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата.

Признаки гос. органа:

определенная экономическая и финансовая самостоятельность;

наличие собственной компетенции;

наличие властных полномочий.

Гос. органы различаются:

по принадлежности к ветви власти — на законодательные, исполнительные и судебные;

по способу формирования — на представительные и формируемые, представительными органами;

на постоянные и временные;

на органы общей или специальной компетенции и т.д.

Согласно статье 11 Конституции РФ гос. власть осуществляют Президент РФ (он является главой гос-ва, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент РФ, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие). Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Некоторые государственные органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти. Администрация Президента РФ (обеспечивает деятельность Президента РФ), полномочные представители Президента РФ (представляет Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа), органы прокуратуры РФ (осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции), Центральный банк РФ (основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля), Центральная избирательная комиссия РФ (проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий), Счётная палата РФ (осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав) и некоторые другие федеральные государственные органы не относятся ни к одной из основных ветвей государственной власти.

36. Основы конституционного статуса Президента рф, его положение в системе органов государства

Статус Президента РФ закреплен в главе 4 КРФ. П избирается народом из граждан России не моложе 35 лет, постоянно проживающих в Российской Федерации не менее 10 лет. Срок его полномочий 4 года. Перед вступлением в должность президент торжественно произносит присягу народу и парламенту.

Как глава государства президент представляет РФ внутри станы и в международных отношениях, выступает в качестве высшего представителя гос.власти, высшего должностного лица гос-ва. Он не подчинен никакому органу, получая свои полномочия от народа на основе Конституции РФ, не несет за политические и законные действия политической ответственности перед парламентом (несет юридическую ответственность в случае обвинения в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления). Президент обладает неприкосновенностью.

Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном ею порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос. целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос.власти.

В организационном отношении он самостоятелен, не включен ни в законодательную, ни в судебную власть. По отношению к исполнительной власти президент занимает верховное положение и существенно воздействует на ее осуществление (хотя по Конституции не является главой исполнительной власти).

studfiles.net