Признаки авторитарного режима основные – 9. Тоталитарный политический режим: ключевые признаки и разновидности.

Авторитарный режим. Основные признаки и разновидности авторитарного политического режима.

Авторитарное государство — государство, в котором государственная власть, не имеющая непосредственного мандата народа, хотя и определяется законом, но произвольно осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц с помощью прямого использования управленческого административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений. Право и права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе, их функции ограничены требованием соблюдения действующих норм и законов.

Понятие авторитарного режима происходит от лат.слова власть, влияние. Авторитарный режим характеризуется режимом личной власти и определенным диктаторскими методами управления.

При авторитарном режиме общественная жизнь носит более свободный характере. Руководство общественной жизнью со стороны гос-ва не столь тотально, нет строгого организованного контроля над эк, соц, семейно-бытовой, духовной сферой общества, допускается существование оппозиционных партий, действуют различные институты гражданского общества. Авторитаризм не стремится навязать обществу гос. идеологию, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в полит. мышлении, мнениях и действиях, мирится с существованием оппозиции. Лидер не всегда хоризматичный, хотя роль его очень высока. Разделено практически все, кроме политики. Контроль над СМИ осуществляется частично. Права и свободы граждан ограничены в политической сфере. Нет особой социальной структуры общества, мало чем отличается от структуры демократического общества. Ограничена деятельность политических партий.

Авторитарный режим – это полит. режим, в кот. созданы частичные возможности для выражения соц. интересов, а отношения гос-ва и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, без применения средств вооруженного насилия.

Основные черты:

1) гос. власть поставлена в рамки права и действует на основе Конституции и других законов.

2) полит. права и свободы граждан в значительной мере ограничены. «Все, что не разрешено – запрещено».

3) полит. власть сконцентрирована в руах одного человека или одного органа гос-ва.

4) отсутствует четкое разделение властей

5) допускается полит. плюрализм.

6) формирование органов власти, а также циркуляции правящих элит осущ-ся волевым введением их в руководящие структуры.

7) в обществе доминирует гос. идеология, но допускаются и др. идейные течения.

8) относительная автономия от гос-ва эк, соц, культурной, семейно-бытовой сфер жизни общества.



9) цензура над издательской деят-тью и средствами СМИ.

Авторитарная политическая система характеризуется неограниченной властью одного лица или узкой группы лиц. Их отличительными признаками являются: ликвидация или существенное ограничение демократических прав и свобод граждан, запрещение ряда или всех оппозиционных политических партий и общественных организаций; ограничение выборности органов государственной власти и превращение парламента во второстепенный институт;

сращивание правящей партии с государственным аппаратом; ограниченность полномочий и формальная деятельность местных органов власти и самоуправления;

запрещение оппозиционной прессы;

использование террористических методов борьбы с противниками режима.

Сравнение демократических и авторитарных политических систем показывает, что по своей сущности они противоположны. В авторитарных системах:

Ø правящая группа не обладает легальной легитимностью по отношению к массам;

Ø последние не участвуют в формировании правящей группы;

Ø массы не вмешиваются в формулировании основных направлений политики;

Ø правящая группа осуществляет свою власть практически без контроля со стороны широких социальных групп и слоев.

Все это означает, что в политических системах авторитарного типа участие масс в политической жизни носит крайне ограниченных характер. В основе легитимности авторитарной власти находятся либо традиция, либо харизма правителей.

Существуют авторитарные режимы: *старые, традиционные и *новые., *Олигархический тип (Латинская Америка) – эк. и полит. власть сосредоточена в руках нескольких влиятельных лидеров. *«Военные режимы». *Теократические режимы – полит власть концентрируется в руках духовных сил. (Иран).

Формы авторитарного режима очень разнообразны (монархия, диктаторский режим). Азия, Африка и Латинская Америка в разные периоды переживали власть авторитарских режимов и их наличие оправдывает необходимость национального освобождения и возрождения.



Ряд авторитарных государств (Южная Корея, Чили, Китай, Вьетнам) продемонстрировали свою экономическую и соц, эффективность. Но чистый авторитаризм не может продолжаться долго. Если он не опирается на демократические институты, то может превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.

 

cyberpedia.su

Понятие, черты и виды авторитарного режима

Определим понятие авторитарного режима, рассмотрим черты и виды авторитарного режима.

Понятие авторитарного режима

Авторитарный режим (от лат. слова «auctoritas» – власть, влияние) следует рассматривать как определенный компромисс между демократическим и тоталитарным политическими режимами. С одной стороны, авторитарное управление либеральнее тоталитаризма, а с другой стороны, при нём шире применяются жесткие и репрессивные подходы.

Авторитарный режим – это государственно-политическое состояние общества, при котором политическая власть реализуется конкретным лицом или элитной группой при минимальном участии общества и народа. Главной его особенностью выступает авторитаризм как метод управления и властвования, как разновидность общественных отношений (например, Чили во времена правления Пиночета).

Черты авторитарного режима

К основным чертам авторитарного политического режима необходимо отнести следующие:

– не соблюдается принцип разделения властей, роль представительных органов заметно ограничена;

– заметно сокращена либо устранена сфера действия принципа выборности должностных лиц государственных органов, подконтрольности их населению;

– доминируют командные и административные методы государственного управления, в то же время отсутствует массовый террор;

– силовые структуры фактически неподконтрольны обществу и используются обычно лишь в политических целях;

– отмечается концентрация власти в распоряжении одного или нескольких взаимосвязанных органов государства (либо конкретного лидера) при одновременном отстранении населения от реальных рычагов управления;

– присутствует цензура и «полугласность»;

– допускается определенный плюрализм;

– права и свободы человека провозглашаются, но в реальности не обеспечиваются.

Виды авторитарного режима

В научной литературе выделяют следующие виды авторитарного режима: деспотический, тиранический, военный и иные.

Деспотический режим представляет собой абсолютно произвольную и неограниченную власть, которая основана на самоуправстве.

Тиранический режим построен на единоличном правлении, узурпации власти тираном, системе жестоких методов её осуществления. Однако в отличие от деспотического режима власть тирана часто устанавливается насильственно, путем государственного переворота и смещения законной власти.

Военный режим (военно-полицейский, военно-диктаторский) сформирован на властвовании руководителей вооруженных сил или спецслужб. Он устанавливается в результате государственного переворота, который осуществляется против законного управления власти гражданских лиц.

Военные режимы управляются коллегиально (как хунта), либо во главе государства становится один из военных деятелей. Армия трансформируется в господствующую социально-политическую силу, которая активно участвует в реализации внешних и внутренних функций государства.

В условиях военного режима формируется разветвленный

военно-полицейский аппарат для осуществления политического контроля за населением, общественными объединениями, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. При этом отменяется конституция и многие иные законодательные акты, они заменяются актами военных властей.

Выделяют следующие отличия тоталитарных и авторитарных режимов:

– при тоталитарном режиме реализуется всеобщий контроль, а при авторитаризме имеются сферы социальной жизни, которые не охватываются контролем государства;

тоталитарный режим предполагает массовый систематический террор по отношению к своим противникам, а при авторитарном управлении применяется тактика избирательных репрессий, которые направлены на предотвращение возникновения оппозиции либо ослабление её позиций.

lecu.ru

Авторитарный политический режим. Некоторые признаки

В анализе современных систем государственного управления большое значение имеет авторитарный политический режим. Актуальность исследования этой формы правления связана, главным образом, с характером эпохи перехода к демократическому государству.

Многие современные страны имеют авторитарный политический режим. При этом в мире сегодня достаточно много разновидностей этой формы правления. Однако во всех этих разновидностях можно увидеть некоторые особенности тоталитарного режима. Таким образом, имея свои собственные признаки, две системы государственного правления являются в некотором смысле «родственными».

Так, авторитарный политический режим характеризуется отчуждением народа от государственного управления. При этом сужено или полностью исключено использование принципа выборности и должностных лиц, и государственных органов, гласности, подконтрольности и подотчетности их деятельности. Авторитаризм не предусматривает всеобщего права голоса. Это право или отменяется, или становится фиктивным. Таким образом, ограничивается или имитируется участие народа в принятии жизненно важных государственных решений, а принцип назначения является приоритетным. Авторитарный политический режим предусматривает отсутствие либо малозначительное для народа и непостоянное функционирование органов власти, избранных гражданами. При этом снижается количество субъектов, которые формируют властные органы. На местах и в центре народные массы отчуждаются от государственного управления.

Понятие политической власти тесно связано с централизмом. На местах и в центре руководство осуществляет один определенный человек, группа людей либо небольшое количество партийных (или государственных органов), тесно связанных между собой. Их решения должны исполняться беспрекословно. Отсутствует разделение власти, предотвращающее необоснованную ее концентрацию.

В связи с тем, что сила сосредоточена в руках главы страны, представительные органы приобретают характер второстепенный, становясь в некотором роде «марионеточными» структурами. В некоторых случаях даже происходит их полное упразднение. Отсутствует контроль над деятельностью исполнительных органов и у парламента. Эта структура не оказывает никакого воздействия на развитие политического курса, на ход законотворческого процесса. Выборы в парламент проходят в условиях ограничения либо полного отсутствия легальной партийной борьбы, поэтому носят характер формальный, являясь фактически назначениями.

Как правило, на местах отсутствуют органы самоуправления. Их заменяют чиновники, назначенные центром.

Типичной чертой авторитарного режима считается монополия на осуществление государственного управления со стороны конкретной социальной или политической группы, нескольких лиц или одного человека.

Управление и руководство делами общества осуществляется с применением приказных, командно-административных приемов. Во всех сферах общественной жизни главенствующим является правило жесткого подчинения вышестоящим структурам. Государство при этом наделено правом вмешиваться во все стороны жизни народа, контролируя их.

В политической системе доминирует одна партия – правящая. Другие политические объединения разрешены в том случае, если занимают ту же сторону, что и правящая партия, или лояльны относительно ее деятельности.

При авторитаризме отмечается неправовой характер деятельности государственной власти. Закон и право исполняют роль второстепенную. При этом политическая власть наделяется полномочиями, не подчиняющимися законам и не ограничивающимися ими.

fb.ru

Основные признаки авторитарного режима

Авторитарные режимы формируются, как правило, в результате государственных  переворотов или «ползучей» концентрации власти в руках лидеров или  отдельных внутриэлитарных группировок. Складывающийся таким образом тип формирования и отправления власти показывает, что реально правящими силами в обществе являются небольшие элитарные группировки, которые осуществляют власть либо в форме коллективного господства (например, в виде власти отдельной партии, военной хунты), либо в форме режима единовластия того или иного, в том числе харизматического, лидера. Причем персонализация правящего режима в облике того или иного правила выступает наиболее часто встречающейся формой организации авторитарных порядков.

Но в любом случае главной  социальной опорой авторитарного режима, как правило, являются группы военных («силовиков») и госбюрократия. Однако, эффективно действуя в целях усиления и монополизации власти, они плохо приспособлены для обеспечения функций интеграции государства и общества, обеспечения связи населения с властью. Образующаяся в результате дистанция между режимом и рядовыми гражданами имеет тенденцию к увеличению.

В настоящее время наиболее существенные предпосылки для возникновения  авторитарных режимов сохраняют  переходные общества. Как отмечает А. Пшеворский, «авторитарные соблазны» в обществах этого типа практически неискоренимы. Осознание повседневных трудностей вызывает искушение у многих политических сил «сделать все прямолинейно, одним броском, прекратить перебранку, заменить политику администрированием, анархию — дисциплиной, делать все рационально». Например, в современном российском обществе склонность к авторитарным методам правления постоянно подпитывается потерей управляемости общественными преобразованиями, фрагментарностью реформ, наличием резкой поляризации сил на политическом рынке, распространением радикальных форм протеста, являющихся угрозой целостности обществу, а также не сложившимся национальным единством, распространенными консервативными представлениями, массовым желанием быстрого достижения социальной эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Признаки авторитарного  политического режима.

 

Руководство различными сферами жизни  общества при авторитаризме не столь  тотально, нет строго организованного  контроля над социальной и экономической  инфраструктурами гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества, поэтому авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Для того, чтобы сохранить неограниченную власть в своих руках, авторитарный режим производит циркуляцию элит не путем конкурентной борьбы на выборах, а кооптацией (волевым введением) их в руководящие структуры. В силу того, что процесс передачи власти в подобных режимах происходит не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно, эти режимы не являются легитимными. Однако, даже несмотря на то что они не опираются на поддержку народа, это не мешает им существовать в течение длительного времени и достаточно успешно решать стратегические задачи. Примером эффективных с точки зрения проведения экономических и социальных реформ могут быть названы авторитарные режимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах арабского Востока.

Авторитаризм не оспаривает права  на автономное, разнообразное самовыражение  общества, его групп. Это дало основание X. Линцу интерпретировать авторитаризм как способ правления «с ограниченным плюрализмом». Он определил авторитаризм как консервативный тип власти, который, будучи не в состоянии сегодня  лишить права голоса широкие массы населения, прибегает с этой целью к глобальному или избирательному запрещению партий и массовых организаций. Причем запрещаются те организации, которые нарушают социальное равновесие между государством, бизнесом, церковью и т. д. Разрешается деятельность тех сил, которые поддерживают существующий статус-кво.

В обобщенном виде наиболее характерными чертами авторитарных режимов являются следующие:

— сосредоточение власти в руках  одного человека или группы. Носителем  власти может быть харизматический  лидер, монарх или военная хунта. Как и при тоталитаризме, общество отчуждено от власти, отсутствует  механизм ее преемственности. Элита  формируется путем назначения сверху;

— права и свободы граждан  ограничены главным образом в  политической сфере. Законы преимущественно  на стороне государства, а не личности;

— в обществе доминирует официальная  идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идейным  течениям, лояльным к правящему режиму;

— политика монополизируется властью. Деятельность политических партий и  оппозиции запрещена или ограничена. Профсоюзы подконтрольны власти;

— государственный контроль не распространяется на неполитические сферы — экономику, культуру, религию, частную жизнь;

— обширный государственный сектор жестко регламентируется государством. Как правило, он функционирует в  рамках рыночной экономики и вполне уживается с частным предпринимательством. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной;

— осуществляется цензура над средствами массовой информации, которым разрешается  критика отдельных недостатков  государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе;

— власть опирается на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости  принудить население к повиновению. Массовые репрессии, как при тоталитаризме, не проводятся;

— при положительных результатах  деятельности режим может поддерживаться большинством общества. Меньшинство  борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но зависит от государства;

— режиму свойственны унитарные  формы государства с жесткой  централизацией власти. Права национальных меньшинств ограничены.

 

1.3. Популизм как идеологическая  стратегия авторитаризма.

 

Популизм является атрибутом демократического развития общества, но нередко он приводит к созданию авторитарного режима в обществе. Для популизма характерны вера в возможность простейшего  решения социальных проблем, выражающихся в пристрастиях к экономическим  и политическим панацеям, вере в  то, что одно или несколько простых  мероприятий могут радикально улучшить всю общественную ситуацию. Политик-популист не думает ни о последствиях, ни о  своих возможных действиях в  случае прихода к власти. Для него главное — получить как можно больше голосов в данный момент, не заботясь о будущем. Так как настроения толпы переменчивы, популистская политика со стороны выглядит бесцельным метанием из стороны в сторону. На самом  же деле здесь точный и тонкий расчет, состоящий в том, чтобы всегда быть в фарватере большинства. Различные меньшинства — политические, религиозные, национальные — популистов не интересуют, т. к. не определяют результаты выборов. Именно поэтому популизм, одержав победу, приводит зачастую к авторитаризму с явными тенденциями на установление тоталитарной диктатуры, потому что самый простой способ борьбы с недовольными — их физическое устранение.

Основными популистскими принципами являются следующие: развитие демократии, борьба против господства монополистического капитала, объединение на межрасовой основе, трудящиеся массы как главная  социальная ценность, создание сильного государства, действующего в интересах  и под контролем трудящегося  народа, главная задача государства — счастье рядового человека, его  материальное благосостояние и духовная гармония, обеспокоенность экологическими проблемами, личностная самореализация рядового гражданина в общественной деятельности, отрицание насильственных способов решения социальных проблем.

Популизм является характерной  чертой политического радикализма  с его категоричными требованиями, нежеланием ждать, отсутствием выполнимых программ решения общественных проблем. Чем более радикален политик, тем в большей мере он пользуется популистскими приемами.

В зависимости от развития демократических  политических институтов в государстве  сценарий развития популизма также  может быть различным.

В обществе с высоким уровнем  развития демократии: политик, пришедший  к власти с использованием популистской технологии, реально проводит в жизнь  экономические и социальные программы, прилагает усилия для повышения  жизненного уровня населения, являющегося  основным критерием деятельности политического  лидера в демократическом обществе. Если его слова расходятся с делами, то на очередных выборах повторить  свой успех такому политику вряд ли удастся, так как оппонентами  будут использованы все механизмы  демократического воздействия на избирателей.

В обществе со слабо развитыми демократическими традициями: в виду отсутствия реальных программ, популистский политик начинает искать виновных в ухудшении жизни, крахе декларируемых преобразований, а затем за поддержкой обращается к избравшему его народу, указывая истинных, на его взгляд, виновников сложившегося положения. В таких  условиях он идет дальше и предлагает обществу усилить нажим на «виновников», добиваясь их ухода с политической арены. При этом используется, в том  числе, репрессивный аппарат. Все эти  деяния прикрываются вывеской «для блага  народа». Реально страна скатывается  к авторитаризму с последующим  возможным переходом к тоталитарному  режиму. Причем пока народ будет  ориентироваться не на реальное положение  дел в экономической и социальной сфере, а на красноречивые высказывания политиков, не подкрепленные делами – опасность авторитаризма будет  существовать.

Популярность не имеет отрицательного содержания. Более того, завоевание популярности в определенных сферах деятельности, например, в сфере  публичной политики является необходимым  условием поддержания высокого реноме.

Однако, популярность достигается различными методами. Под популистскими методами понимаются приемы, способы, образ действия, используемый политическими субъектами для того, чтобы заручиться поддержкой народных масс. Суть популизма заключена в таких методах достижения популярности, которые имеют отрицательную природу с точки зрения норм жизнедеятельности общества. А так как под популизмом понимается деятельность, основанная на манипулировании в народе ценностями и ожиданиями, то по своей сущности популизм есть метод социально-управленческого воздействия на общество, основанный на отклоняющихся нормах и использующий поддержку народа для завоевания успеха.

Основными популистскими методами являются: попытки подстроиться под  требования народа; использование податливости больших человеческих масс на примитивные  громкие лозунги; использование  черт обыденного сознания масс: упрощенность представлений об общественной жизни, непосредственность восприятия, максимализм, тягу к сильной личности; игра на “ожиданиях” народа; апелляция  к простоте и понятности предлагаемых мер, приоритет простых решений  сложных проблем; прямой контакт между лидерами и массами без посредства политических институтов; спекуляция на вере людей в быстрые и легкие пути выхода из кризиса; выступление от имени простого человека; переориентация гнева и обид людей на действующие институты власти и элиты; использование нерешенности самых злободневных на данный момент проблем в целях получения статуса борца за народные интересы; манипулирование общественным мнением.

Популистская деятельность, как  правило, имеет отрицательные результаты, которые могут привести к тяжелым  последствиям для общества. Популизм подрывает доверие народа к институтам власти, служит орудием для сведения политических счетов, обусловливает снижение гражданской активности, отчуждение людей от власти, экономические и политические потрясения, социальный беспорядок.

В ряде стран сложилась парадоксальная политическая ситуация: при наличии  всех формальных признаков демократии власть в стране принадлежит бюрократической  системе, которая сама устанавливает  правила политической игры, поведения  своих граждан, в том числе  в области политического участия. Несмотря на предпринимаемые меры, все более усиливается отчуждение граждан от государственной власти и государственной власти от граждан, что приводит к возрастающей пассивности граждан при проведении выборов.

В этих условиях популизм используется политиками в качестве одной из форм прикрытия этого отчуждения, а  также как набор своеобразных правил деятельности самой политической элиты. В популизме субъектов  политической деятельности заключается  одна из причин политических кризисов: политики не решают реальных проблем, потому что граждане не имеют возможности  их заставить это сделать, а популизм позволяет политикам оставаться у власти и побеждать на очередных  выборах. Этот путь без реального  преодоления отчуждения власти и  граждан ведет к социальному  взрыву.

Низкий уровень жизни населения  является социальной базой распространения  популистских устремлений политиков. Чем беднее люди, тем более они  податливы примитивному популизму. Поэтому необходимым условием противодействия  популизму является продуманная  государственная социально-экономическая  политика, направленная на решение, в  первую очередь, проблем большинства  населения, создания среднего класса, а также класса собственников, у  которых гражданская ответственность  возрастает одновременно с заботой  об этой собственности.

stud24.ru

Авторитарные режимы: признаки и основные типы.

ТОП 10:

Термин «авторитаризм» (от лат. auctoritas — власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института. Существенными чертами авторитаризма являются:

• монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не подотчетна;

• полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;

• сильно централизованная монистическая структура власти;

• сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством;

• отсутствие политической конкуренции, наследование и кооптация как главные способы рекрутации правящей элиты;

• отсутствие возможности ненасильственной смены власти;

• активное использование силовых структур для удержания власти.

Главным отличием авторитаризма от тоталитаризма является дифференциация отношений между обществом и государством. В этом случае в обществе сохраняются автономные области: экономическая, культурная, частная и т. п.

Монополия государства распространяется лишь на политическую сферу, в которой либо полностью исключается, либо сохраняется в ограниченном виде конкуренция. Авторитаризм имеет богатую историю, которая включает в себя древние тирании, деспотии и олигархии, абсолютные монархии периодов режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки.

Различают несколько типов авторитарных режимов: военный, конкурентной олигархии, популистскообилизационный, авторитаризм развития.

Военные режимы— разновидность авторитарных, в которых власть принадлежит либо военным, либо в действительности осуществляется верхушкой военных за «фасадом» гражданского правительства. Характерной чертой военных режимов является сильная персонализация власти. Таковы режимы генерала Зия уль Хака в Пакистане, Амина в Уганде. Военные или «преторианские» режимы возникают чаще всего в результате государственных переворотов. Причинами захвата власти военными являются кризис политических структур, политическая нестабильность, чреватая острыми социальными конфликтами.

Социальной предпосылкой военных переворотов выступает «преторианское общество», специфические черты которого, сформулированные Д. Раппопортом, сводятся к следующему: 1) отсутствие консенсуса среди наиболее влиятельных группировок относительно правил игры; 2) острый конфликт по поводу перераспределения власти и ресурсов между основными политическими силами; 3) резкая социальная поляризация общества; 4) низкий уровень легитимности и институционализации власти.

Установление военных диктатур, как правило, сопровождается отменой прежней конституции, роспуском парламента, полным запретом любых оппозиционных сил, концентрацией законодательной и исполнительной власти в руках военного совета. Подобные режимы существовали во многих странах Африки, Востока, Латинской Америки. Отличительной чертой военных диктатур является широкий размах террористической деятельности, которая осуществляется армией, полицией и спецслужбами. Как правило, военные режимы оказываются не в состоянии обеспечить экономическую эффективность.

Для них характерны хроническая инфляция, экономическая неуправляемость, политическая коррупция. Чаще всего военным режимам не удается мобилизовать массы на решение социальных проблем, обеспечить себе поддержку, решить проблемы, связанные с институционализацией и легитимацией власти. Политологи отмечают, что наиболее слабыми местами этого режима наряду с неэффективностью и нелегитимностью является административный стиль принятия решений.

Разновидностью военного режима считается авторитарно-бюрократический режим.Его особенности были подробно проанализированы Г. О’Доннеллом. С его точки зрения, власть при бюрократически авторитарном режиме осуществляется блоком, состоящим из трех политических сил: бюрократии, преобладающее место в которой занимают технократы; национальной буржуазии, контролирующей крупнейшие национальные компании и одновременно связанной с международным капиталом, и военных. Указанный режим выдвигает две главные цели: восстановление порядка и стабильности в обществе и нормализацию экономической жизни. Для достижения поставленных задач применяются разнообразные методы: исключение масс из политической жизни и понижение социальной и политической активности до минимума путем ликвидации гражданских и политических прав, «перекрытия» всех каналов представительства социальных интересов; «оздоровление» экономики с помощью «шокотерапии» — резкого сокращения государственных дотаций в убыточных секторах экономики, массового банкротства нерентабельных предприятий, активной приватизации государственной собственности, урезания социальных расходов; насильственное подавление любых форм социального протеста. Поэтому при бюрократическом авторитаризме исключительную роль играют армия и спецслужбы. Бюрократический авторитаризм сохраняется до тех пор, пока существует правящий блок. По мере укрепления национальной буржуазии и стабилизации экономики политический союз правящих сил начинает распадаться, армия «уходит в казармы», наступает период либерализации. В качестве примера бюрократического авторитаризма можно привести пиночетовский режим в Чили.

Конкурентная олигархия (современный олигархический режим) характеризуется достаточной открытостью и легитимностью при сохранении монополии на власть наиболее могущественных экономических кланов. Для него характерны такие политические институты, как парламент, выборы, партии. Однако за фасадом демократических институтов скрывается власть наиболее влиятельных национальных экономических групп, чьи интересы и учитывает в первую очередь политическая система. Примером современного олигархического режима может служить правление в Колумбии, где начиная с 1957 г. две партии — консервативная и либеральная — договаривались о распределении государственных постов и проведении на выборах определенной кандидатуры президента. Социальной основой современного олигархического режима являются социально и политически пассивные слои населения. Так как законодательные органы создаются «сверху», они не имеют массовой поддержки и нелегитимны в глазах народа. Экономическая эффективность таких режимов весьма ограничена. Ориентируясь на экспорт сырьевых ресурсов и развивая сырьедобывающие отрасли, экономическая элита практически не проявляет интереса к развитию национального производства. Социальным результатом политики олигархического блока становится резкая поляризация населения: дифференциация общества на нищающее большинство и стремительно богатеющее меньшинство. Глубокое недовольство, охватывающее широкие слои населения, служит хорошей почвой для укрепления антисистемной оппозиции и массовых антиправительственных действий под руководством военно-политических и повстанческих организаций. Парадоксальность таких движений состоит в том, что, направленные против «демократии меньшинства», они одновременно выступают против тех институтов, которые на Западе являются неотъемлемой частью демократии (прежде всего против парламентов). Следствием нестабильности олигархических режимов являются военные перевороты или гражданские войны.

Популистский, или мобилизационный, режим основывается на правлении единой партии, провозглашающей своей целью модернизацию. Такая партия, как правило, возглавляется харизматическим лидером. В отличии от тоталитаризма, популистский режим основывается не на идеологии, а на национализме. Он в большей степени опирается на этнические, чем на социальные группы. Для этого типа режима характерна мобилизация масс, направленная на поддержание общенационального лидера. Средствами легитимизации власти, используемых популистским режимом, являются: манипулирование плебисцитом; приобщение народа к политике через массовые манифестации, демонстрации, митинги поддержки; возвеличивание «маленьких людей»; сплочение общества перед лицом «международного империализма» и космополитического капитализма. Власть склонна искать поддержку в средних слоях, не испытывающих симпатии к олигархии. Специфическая черта популистского режима — усиление этатистских начал в экономической, социальной и духовной жизни — отражает патерналистские ожидания самых широких народных масс. Основу социального блока правящих сил составляют этатистски ориентированные слои и крупная промышленная буржуазия, политическими конкурентами которых являются, с одной стороны, олигархия, а с другой — либерально-демократические силы. Этатистская политика

правящей элиты рано или поздно оборачивается высокой инфляцией и глубоким кризисом экономики. Яркими примерами могут служить режимы Варгаса в Бразилии, Насера в Египте, Каддафи в Ливии.

Многие политологи в последнее время стали выделять в качестве отдельной разновидности авторитаризм развития, главными чертами которого являются в отличие от «традиционного» не консервация существующих социальных отношений, а содействие и стимулирование социальной и экономической модернизации. Степень авторитарности определяется потребностью в сохранении единства и целостности общества при росте конфликтов, обусловленных модернизацией. Государство становится инициатором перемен в экономической и социальной жизни, происходящих под его контролем. Примером такого рода режима могут быть современный Китай, Южная Корея 1970-1980-х гг., Таиланд и др.

 




infopedia.su