Признак государства как население – Население государств

Население государств

Население как признак государства

Одним из признаков государства является наличие населения, т. е. людей, проживающих на территории, контролируемой государством, в отношении которых оно осуществляет властные функции (правового регулирования, принуждения и наказания).

Несмотря на то, что государство также представляет собой группу лиц, уполномоченных осуществлять политические функции по управлению обществом, в отсутствие подвластного населения государство становится «пустышкой» и не может рассматриваться как элемент общества.

Замечание 1

Такими бессодержательными государствами являются так называемые виртуальные государства, которые в действительности не имеют лиц, находящихся под их властью.

Населением государства признаются:

  • граждане государства;
  • постоянно и легально проживающие на его территории иностранные граждане и лица без гражданства;
  • беженцы и временные переселенцы.

В отношении указанных категорий лиц государство вправе осуществлять властные действия – собирать налоги, принимать обязательные правила поведения, наказывать за их нарушение. Однако нередко значительная часть проживающих на территории государства лиц не включается в состав подвластного населения, выпадает из правового поля (так называемые нелегальные и полулегальные мигранты). Данные лица существуют как бы параллельно государственной реальности, они не имеют ни прав, ни обязанностей перед государством, однако в случае существенной численности мигрантов они могут стихийно образовывать преступные и околополитические объединения.

Население – неоднородная категория: оно различается по

  • расовым и национальным признакам;
  • полу и возрасту, состоянию здоровья;
  • роду и сфере деятельности;
  • уровню доходов и уровню жизни.

Понимание населения в различных концепциях государства

Существуют различные подходы к определению роли населения в осуществлении государственной власти:

  1. Население – объект власти. В данной концепции население рассматривается как безликая управляемая масса, не имеющая собственного голоса, чьи интересы второстепенны и могут учитываться государством в том случае, если ему это выгодно.
  2. Население – полноправный участник политической системы. История изобилует примерами гражданского неповиновения и бунтов, когда государство, считавшее население «биомассой», свергалось или несло серьезные потери. Учитывая силу объединений граждан, современные развитые государства стремятся включать членов общества в политическую систему: учитывать их мнение в принятии государственно значимых решений, проводить угодную населению политику.
  3. Население (народ) – источник власти. В данной концепции презюмируется, что раз органы законодательной власти формируются народом (или же народ поддерживает монарха), то именно население является источником государственной власти, оно может не только устанавливать правительства, но и свергать их.

Значение населения в государственно-правовой действительности

В каждой из вышеназванных концепций населения оно играет определенную роль в деятельности государства:

  • выступает объектом властвования, т. е. государство использует население для достижения своих целей (например, для защиты границ от нападения), регулирует поведение подвластных людей, а в случае неповиновения принуждает и наказывает их;
  • выступает участником политики, согласовывая свои интересы с интересами других субъектов политической системы;
  • формирует государство и наделяет его властными полномочиями.

Замечание 2

Государство в любом случае должно учитывать интересы проживающего на его территории населения и согласовывать их с собственными интересами, интересами иных политических групп (партий, промышленных ассоциаций).

spravochnick.ru

Население государства как необходимый признак |

Закономерность здесь такова: население представляет собой первичную человеческую субстанцию, выступающую средой формирования первичных связей и отношений, на основе которых возникает государство как продукт взаимодействия людей. Затем через государственные институты, трансформирующие общественную власть в государственную, происходит процесс становления народа, нации, этноса, общества и т. д.

С формально-юридических позиций определено понятие населения как совокупности индивидов, объединенных естественными причинами в исторически сложившиеся социальные и иные общности, различающихся по национальным, половозрастным, профессиональным признакам, политическим убеждениям, верованиям и другим качествам,

выполняющих различные функции и образующих в конечном итоге единую социально-экономическую и политическую государственно-организованную общность людей.

Население государства как необходимый признак

Охота и собирательство ввиду постепенного истощения пищевых ресурсов исключают круглогодичное сосредоточение племени на одном месте, обусловливают кочевой образ жизни. Переход от родовой к соседской общине, породивший тесные связи между людьми по месту общего проживания, — важнейший фактор возникновения и становления государства.

Но проживания на определенной территории еще недостаточно, чтобы включить индивида в состав населения государства. Требуется особое, устойчивое правоотношение между человеком и государством, включающее взаимные права, обязанности и ответственность.


Такое правоотношение называется гражданством.

Внимание Основу такого комплексного исследования могут составить эмпирические данные из различных сфер общественной жизни, участником которых выступает население, и его соответствующие научные оценки.

Население, проявляясь в разных своих ипостасях, предстает субъектом всех общественных отношений. Еще в эпоху Античности древнегреческий философ Протагор провозгласил: «Человек есть мера всех вещей», с тех пор благо человеческой личности стало утверждаться как критерий оценки всех социальных и политических процессов и институтов, как идеал и отличительный признак гуманизма и цивилизованности общества. В свете сказанного, функциональная характеристика населения может быть раскрыта через призму функций государства.


В содержании последних, как известно, проявляются классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы каждого индивида и всего населения.

Во-первых, внутреннее политическое самоопределение не должно преследовать такие цели, которые несут в себе нарушение индивидуальных прав человека, например равноправия (независимо от пола, расы, национальности, языка и т. д.), свободы вероисповедания, свободы выражения мнений и т. д. Во-вторых, не должны нарушаться права других этнических групп, если таковые живут на территории, на которой происходит внутреннее политическое самоопределение этнического меньшинства. В частности, государство вправе препятствовать внутреннему политическому самоопределению этнической группы на такой территории, на которой представители этой группы составляют меньшинство населения.

В последнем случае внутреннее политическое самоопределение этнического меньшинства возможно в форме так называемой этнокультурной автономии, имеющей экстерриториальный характер.

Население государства как необходимый признак государства

Важно Ее наличие, правовое закрепление и гарантирование позволяет вскрыть юридическую и социальную природу населения как признака государства и определить его взаимосвязь с другими признаками.

С другой стороны, необходимо обозначить и такое качество (признак) населения как принудительность, на которую указывал еще Питирим Сорокин. «Принадлежность к государству, — писал он, — является принудительной, в отличие от свободных союзов. Без разделения государственной власти теперь нельзя освободиться от подданства» . Правовая связь лица с государством, как известно, устанавливается с помощью институтов подданства (в монархиях) или гражданства (в республиках).


А свобода личности в рамках принудительного характера вышеназванных институтов обеспечивается институтом свободы перемещения, свободы въезда и выезда и др.

Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых, феодальных начал, не основывалось, в отличие от других демократических государств того времени, на юридическом равенстве подданных. После прекращения существования Российской империи первым актом по вопросам гражданства был Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г. В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России «наименование — гражданин Российской Республики».117 Реакцией населения России на принятие этого Декрета явилось начало первой миграционной волны, повлекшей массовый отток людей за рубеж и, соответственно, сокращение населения страны.

Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы.

В совокупности все эти факторы и обусловливают принадлежность индивида к населению определенного государства.

Народонаселение.

Государство — это организация власти, субъектом и объектом которой является народ, населяющий территорию государства. Государство объединяет людей в единое целое, а принадлежность их к данному государству отражается понятием «гражданство» (подданство). Гражданство (подданство)- это устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Государству свойственно объединение людей по территориальному признаку в один территориальный коллектив (граждане государства, население страны) и одновременное разделение его в целях оптимизации управления на меньшие территориальные коллективы (население областей, районов и т.

К основным направлениям государственной деятельности в сфере экономики относятся: структурная перестройка российской экономики, при которой должна производится только продукция, жизненно необходимая человеку, государству, мировому рынку; реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства; реформа экономического механизма аграрного сектора и прежде всего обеспечение права частной собственности на землю; остановка спада производства; формирование новой системы расчетов и глубокая реформа Центрального банка и т.д.

Правовую основу участия населения в осуществлении государством экономической функции и его структуризации в этой сфере обеспечивает, прежде всего, новый Гражданский кодекс Российской Федерации.

Удивительной оказалась обнаруженная при прочтении литературы по теории государства и права закономерность, состоящая в том, что на протяжении значительной части XX столетия (с 1917 по 1995 год) юристы -теоретики постепенно дистанцировались от характеристики населения в своих определениях и описаниях государства вообще и отечественного в том числе.

Видимо это и послужило основанием к написанию Л.С. Мамутом его известной статьи «Государство как публично-властным образом организованный народ»1, в которой дан критический обзор обозначившихся в литературе подходов к пониманию известного ряда категорий: население, народ, нация, этнос, общество и др.

1 Мамут Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ.

// Журнал российского права. 2000. № 3. С.

Тарановского, с одной стороны, прямое подчинение индивида власти, основанной не на договоре (как вассальная зависимость) и не на землевладении (как домениальное подданство), а на статуте, с другой стороны, участие населения в городском самоуправлении, следовательно, в той же муниципальной власти»113. Указанный статут и явился, на наш взгляд, родоначальником института гражданства, который в те времена не мог получить достаточно оперативного развития в силу господствовавших феодальных отношений с их системой власти и подчинения, присущей феодальной раздробленности.

Природа и сущность подданства как способа формирования населения монархических государств, состояла в том, что государственная власть монарха изначально распространялась на территорию государства, а уже через территориальные правомочия — на население, проживающее на этой территории.

Чиркиным в столь обстоятельном подборе признаков населения, считаем целесообразным отметить, что все указанные и еще неназванные качества и свойства74 населения обусловлены объективными процессами и закономерностями его возникновения, существования и развития.

Заслуживая внимания как предмет научного исследования, признаки и свойства населения ориентируют читателя на структурную, организационную, функциональную характеристики населения, на его субъектный состав, на возможность и необходимость правового регулирования каждого из качественных состояний населения в целом и его составных частей. Данное суждение мы будем использовать как исходный тезис во всех дальнейших характеристиках населения как признака государства, собирая их по крупицам в учениях различных авторов.

nasledstva-centr.ru

Население как признак государства | admbirsk.ru

Население. Представляет собой совокупность индивидов, объединенных не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством (подданством). В первобытном обществе людей связывают кровное родство, общий предок — тотем, клановая организация повседневной жизни. Охота и собирательство ввиду постепенного истощения пищевых ресурсов исключают круглогодичное сосредоточение племени на одном месте, обусловливают кочевой образ жизни. Переход от родовой к соседской общине, породивший тесные связи между людьми по месту общего проживания, — важнейший фактор возникновения и становления государства.

Но проживания на определенной территории еще недостаточно, чтобы включить индивида в состав населения государства. Требуется особое, устойчивое правоотношение между человеком и государством, включающее взаимные права, обязанности и ответственность. Такое правоотношение называется гражданством. Гражданином государства становятся по различным основаниям: по рождению, если оба или один из родителей являются гражданами государства; по ходатайству на имя высшего должностного лица государства, как правило, президента; в результате территориальных изменений между государствами и т. д. Государство обязано оказывать своим гражданам поддержку и покровительство, в том числе за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Последнее касается избирательного процесса, государственной службы, участия в референдумах, местном самоуправлении.

Гражданство и общую территорию проживания можно назвать формально-юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого, людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовно-культурные и этнические факторы, элементы материальной культуры и масса других аспектов. В совокупности все эти факторы и обусловливают принадлежность индивида к населению определенного государства.

Государство — это организация власти, субъектом и объектом которой является народ, населяющий территорию государства. Государство объединяет людей в единое целое, а принадлежность их к данному государству отражается понятием «гражданство» (подданство). Гражданство (подданство)- это устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Государству свойственно объединение людей по территориальному признаку в один территориальный коллектив (граждане государства, население страны) и одновременное разделение его в целях оптимизации управления на меньшие территориальные коллективы (население областей, районов и т. п.).

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав

admbirsk.ru

Признаки государства

Признаки любой вещи являются свойствами данной вещи, образующими ее качественную, а не количественную сторону. Признак вещи не может существовать вне и помимо самой вещи. Признаки позволяют не только отличить вещь от иных, сходных с нею или не сходных, вещей. Они помогают более наглядно, предметно-вещественно, осязаемо раскрыть содержательную, сущностную и функциональную стороны вещи. Эти общие методологические положения вполне применимы и к государству.

Традиционно в юридической литературе чаще всего выделяют следующие признаки государства — публичная власть, административно-территориальная организация населения, суверенитет. Эти признаки нередко включаются и в содержание самих понятий или определений государства.

Публичная власть как признак раскрывает государство прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.

Деление общества в связи с публичной властью на властвующих и властных, управляющих и управляемых не следует рассматривать как недостаток, дефект, болезнь общества, от которых необходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только и исключительно как добро или зло. И теоретически, и практически он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным, противоречивым и даже трагическим может быть соотношение государства и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение общества к власти может принять самые радикальные революционные формы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда не сумеют отделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения от своей социальной основы.

Публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне — монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).

В своем содержании, институциональном составе, структуре и системе государственного аппарата, соотношении государственных органов, принципах и организации их деятельности публичная власть зависит от степени развитости государства и общества в целом, их исторического типа, цивилизационной принадлежности, конкретной стадии их исторического движения.

Административно-территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, население (общество), территория. Данный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было (большим или малым, сильным или слабым, развитым или слаборазвитым), всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. Поэтому нет мирового государства, мировой публичной власти (мирового правительства).

Для общества свойственны разнообразные, разносодержательные, равнозначимые отношения и связи — экономические, имущественные, религиозные, нравственные, психо-эмоциональные, ценностные, кровнородственные и др. Собственно, эти связи и отношения и делают общество обществом. Если же в обществе есть государство, то к данным отношениям с необходимостью добавляются властеотношения, государственные управленческие отношения, административно-территориальные связи. Данный признак (конечно, не только он) естественно и не случайно порождает такие институты и явления, как «гражданство», «гражданин», юрисдикция», «действие государства и его законов в пространстве и по кругу лиц». Государство наряду с иными видами социальных связей выполняет функцию своего рода политико-правовой скрепы общества, его формы, способа организации жизнедеятельности и существования общества.

Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, — например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.

За последние несколько сот лет сложились различные теории суверенитета — доктрины «государственного суверенитета», «суверенитета народа», «суверенитета нации», «ограниченного суверенитета», «абсолютного суверенитета» вплоть до современных авангардистских теоретических версий об утрате суверенитетом в условиях глобализационных процессов своего научного и политико-практического значения.

Как признак государства суверенитет фиксирует уникальное и единственно возможное место, которое занимает государство в обществе. Он есть непосредственное выражение самостоятельности (пусть и относительной) государства по отношению к обществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям, нациям, этносам, политическим партиям, общественным организациям, отдельной личности. Без самостоятельности, без суверенитета государство не смогло бы сколько-нибудь эффективно и даже просто реально реализовать свое назначение, свои функции. Правда, такие теоретические и политико-правовые конструкции, как «суверенитет народа», «народ — единственный источник власти», «право нации на самоопределение», «государственное образование» показывают сложную и противоречивую природу государственного суверенитета, которая реально зависит от формы правления государства, формы государственного устройства, социально-экономических, политических, национальных процессов и движений в обществе, от конкретно-исторического типа общества.

Суверенитет государства стремится быть абсолютным, т.е. неограниченным. Однако в реальной жизни он ограничивается факторами различного свойства — внешними, внутренними, объективными, субъективными. Среди них можно назвать мировую систему государств, военный захват всей территории или части территории государства другими государствами, объективные экономические законы, нравственный и духовный мир человека.

В качестве признаков государства в юридической литературе называются также налоги, займы, иногда — даже право и государственный язык. Несомненно, именно государство устанавливает, взимает налоги, формирует или изменяет налоговую систему. Однако налоги по своей природе, прежде всего, экономический, а точнее, социально-экономический институт, который возникает в результате действий сложнейших социально-экономических механизмов и процессов. Здесь же наряду с налогами возникают и такие институты, как «деньги», «прибыль», «проценты», «заработная плата» и т.п. С такого рода оговорками налоги можно считать одним из признаков государства.

Право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей одновременно с государством. В своем взаимодействии они образуют своеобразное единое целое — «государство-право», существуя и функционируя в этом взаимодействии неразрывно друг от друга. Однако это еще не означает, что государство и право являются друг для друга признаком, причиной своего возникновения. Теоретические конструкции «государство ничто без права» или «праве ничто без государства» крайне упрощенно толкуют проблему. Все-таки государство и право — не отрицая их теснейшего и необходимейшего взаимодействия — в своем содержании, организации, историческом движении, формах — достаточно самостоятельные явления. Тот же факт, что бытие одного явления невозможно без другого явления, еще не означает, что они представляют собою признак друг для друга. Например, государство невозможно во всех смыслах без общества, экономики, природной окружающей среды. Но при этом ни общество, ни экономическую систему, ни воздух, ни солнце нельзя считать признаками государства.

Примерно то же самое можно сказать и о понимании государственного языка как признака государства. Язык как средство коммуникации, знаковая система, инструмент мышления и передачи информации рождается долгим историческим опытом (в том числе и государственно-правовым) данного общества, народа. Он развивается по свойственным ему логике и закономерностям, испытывая при этом на себе воздействие и со стороны общества, государства. Государство «разговаривает» с обществом, личностью, общественными институтами на том языке, который объективно сложился и функционирует в данном обществе, народе. Государственный язык — теоретико-практически, политико-юридически важное, значительное, но самостоятельное понятие.

В своем предметно-вещественном, организационном содержании признаки существовавших и существующих государств, естественно, неодинаковы. Известны различные варианты института монархии, парламента, правительства, судебной системы, полицейской системы, армии (истории известны примеры отсутствия армии), административно-территориальной организации (области, края, районы, провинции, губернии, земли, штаты и др.), налоговой системы (история знает случаи отсутствия налогов вообще).

Государство существует в обществе всегда в единственном числе. Его трудно и даже невозможно спутать с другими политическими и неполитическими институтами (партии, профсоюзы, церковь и др.) данного общества. Это верно и в той ситуации, когда какой-либо государственный орган образно называют «государством в государстве». Поэтому еще раз подчеркнем мысль о том, что признаки, прежде всего, показывают, раскрывают содержательные, сущностные, институциональные стороны государства.

Кроме названных признаков в теории выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств — мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

psyera.ru

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА — Мегаобучалка

ГОСУДАРСТВО — это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат управления и принуждения, взимающая налоги, издающая законы, выражающая волю собственников средств производства или всего народа.

Основные признаки:1)государственнаятерритория, 2) народ (институт гражданства и подданства), 3) публичная (государственная) власть, 4) государственный суверенитет. 5) неразрывная связь государства и права, 6) государство взимает налоги, 7) располагает специальным аппаратом.

Дополнительные признаки:Иногда в качестве основных признаков государства указывают на единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим, определяющим. Они скорее вспомогательные, дополнительные.

Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции 1947 г. Японии запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию на вечные времена. Таким образом, отсутствие армии не дает оснований для непризнания их государствами.

 

Признаки государства:

1. НАЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ.

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации.

Государственной территорией принято считать такую территорию, которая «находится под суверенитетом определенного государства», т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство.

Государственная территория состоит из двух элементов фактической и юрисдикционной территории.



Фактическая территория – это территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с ее недрами и, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.

Юрисдикционная территория – это территория, на которую распространяется суверенитет государства. При этом законы государства действуют не только на фактической территории, но и на территории, в географическом смысле к государственной не относящейся (зарубежные дипломатические представительства, посольства, полярные станции на материке Антарктида, корабли и самолеты под государственным флагом).

В научной литературе нередко встречаются попытки обосновать вывод о том, что возможно государство, не обладающее собственной территорией (государства кочевников, Организация освобождения Палестины и т.д.), однако представляется, что приведенные примеры, являясь исключениями из общего правила, лишь подтверждают объективность данного признака.

2.НАСЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА (ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА (ПОДДАНСТВА)

Сущность данного признака заключается в возникновении качественно нового (по сравнению с кровно-родственными либо товарообменным) типа социальных связей. В государстве людей объединяет отношение их к той или иной территории.

Индивиды при этом теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требования от государства защиты своих субъективных прав и свобод. Естественно, что одни люди проживают на территории государства постоянно, а другие временно. Постоянные жители приобретают статус гражданина государства (в государствах с монархической формой правления – подданного), непостоянные представлены иностранцами и лицами без гражданства.

При этом сам факт принадлежности индивида к государственной территории означает возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от принадлежности к гражданству государства, относятся: право избирать и быть избранными в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности, занимать должности в органах государственной власти.

3.ПУБЛИЧНАЯ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ) ВЛАСТЬ.

Важнейшим признаком государства является сосредоточение властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу. Аппарат государственной власти как орган социального управления обладает публичным характером.

Власть публичная потому, что выступает от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе. Но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и контрольно-надзорной сферах.

Таким образом, государственная власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.

4.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ.

СУВЕРЕНИТЕТ как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

Независимость и верховенство государственной власти получают свое конкретное выражение в следующих качественных принципах:

— публичность государственной власти – решения органов государственной власти распространяется на всю юрисдикционную территорию и действуют в отношении всех субъектов права, которые на этой территории находятся;

— высшая юридическая сила государственных властных предписаний — государство может оспорить, отменить или же, в установленном законом порядке, признать ничтожным (недействительным с момента принятия) решение любого субъекта, в том случае, если это решение противоречит правилам поведения, принятым самим государством;

— гарантированность и санкционированность норм публично-правового характера – только установленные от имени государства правила поведения признаются общезначимыми и общеобязательными, обеспечиваются системой юридических гарантий и предусматривают реализацию мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

Наряду с государственным суверенитетом в юридической науке выделяются народный и национальный суверенитеты.

Народный суверенитет выражается в характеристике народа как основного источника власти в государстве. При этом народ осуществляет «право на власть» как непосредственным, так и представительным путем. Непосредственная форма демократии предполагает участие граждан в выборном процессе формирования представительных органов власти, а также принятие решений по наиболее важным вопросам на референдумах. Представительная форма означает делегирование властных полномочий доверенным народным представителям, которые, будучи избранными в представительные органы затем осуществляют управленческую деятельность от имени своих избирателей (электората).

Национальный суверенитет закрепляет право нации на самоопределение, вплоть до отделения. В отличие от народного суверенитета, предполагающего оценку народа как социально однородной категории, суверенитет нации предполагает дифференциацию гражданского населения страны по национальным признакам (единство языка, культурных, религиозных, этнических традиций). Крайней формой национального суверенитета является закрепление за нацией права на создание собственной государственности (путем выхода из состава государства и приобретения статуса независимого обладающего государственным суверенитетом территориального образования). В подобном виде национальный суверенитет в настоящее время не закреплен ни в одном из государств, так как его реализация предполагает нарушение принципа единства государственной территории и незыблемости государственных границ и, как следствие, посягательство на государственный суверенитет в целом.

5. НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Правотворчество является исключительной прерогативой государства.

Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА составляет один из признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержания жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуется налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги – это только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Налоги, необходимы для выполнения задач и функций государства. Налоги – это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, развития экономики, культуры, поддержания жизнедеятельности общества.

Налоги— это обязательные платежи, взимаемые с юридичес­ких и физических лиц в пользу государства. На их долю прихо­дится до 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.

Принято различать три основные вида налогов: прямые, кос­венные и целевые налоги.

1) Прямые налоги— это налоги, которыми обла­гаются доходы юридических (предприятия, фирмы) и физичес­ких (население) лиц, а также имущество налогоплательщиков. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный на­лог, налог на землю, налог на имущество предприятий и физичес­ких лиц, налог на сделки, изъятия в пользу государства (государс­твенная пошлина). В случае прямого налогообложения сумма на­лога вносится плательщиком непосредственно в казну.

2) Косвенные налогиналоги на товары или услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу. При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров или услуг при их реализации от покупателя, перечис­ляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально — его покупа­тель. К косвенным налогам относятся (акцизы), таможенные пош­лины, фискальный монопольный налог.

3) Целевые— формируют в рамках всего государства фонды социального страхования, здравоохранения и пенсионного обеспечения.

Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя помимо налогов и обязательных платежей государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности и др.

7. Государство– единственная в политической системе организация, которая располагает аппаратом принуждения.

В современном политическом лексиконе появилось такое определение аппарата принуждения, как «силовые структуры»:

— правоохранительные органы (карательные) – органы внутренних дел, прокуратура, аппарат судебных исполнителей, система исполнения наказания (тюрьмы, колонии и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка;

— вооруженные силы и органы безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность – армия, ФСБ (федеральная служба безопасности), разведка, контрразведка, пограничная служба.

megaobuchalka.ru

Диссертация на тему «Население как признак государства» автореферат по специальности ВАК 12.00.01 — Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.

2. Европейская конвенция о гражданстве, (от 1997 г.) / Пер. с англ. МИД Российской Федерации, 1997.

3. Конвенция о статусе беженцев 1951 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 9.

4. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1958. № 28.

5. Нормативные правовые акты н официальные документы

6. Конституция Российской Федерации. М., 1996.

7. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 10.10.1995. // СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3921.

8. О правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997. (в ред. от 31.12.1997) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

9. О гражданстве Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 28.11.1991. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 6. Ст. 243 (с последующими изменениями и дополнениями).

10. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.12.2001. // СЗ РФ. 2002. № 1. (Часть I). Ст. 3.

11. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15.08.1996. // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.; 1999. №26. Ст. 3175.

12. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995. // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.; 2002. № 12. Ст. 1093.

13. О беженцах: Федеральный закон от 28.06.1997. // СЗ РФ. 1997. № 26. Ст. 2956.; 2000. № 46. Ст. 4537.

14. О вынужденных переселенцах: Закон РФ в ред. Федерального закона от 20.12.1995 // СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110.; 2000. № 33. Ст. 3348.

15. Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы: Постановление Правительства РФ от 10.10.1997. // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5406.

16. Без укрепления государства нельзя решить ни одну общенациональную задачу. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. // Парламентская газета. 11 июля 2000.

17. Не будет ни революций, ни контрреволюций. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. // Рос. газ. 4 апр. 2001.

18. России надо быть сильной и конкурентоспособной: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. // Рос. газ. 19 апр. 2002.

19. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в1999 году. М., 2000.

20. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году. // Рос. газ. 25 июня, 10 авг. 2001.

21. Перечень федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию за счет средств федерального бюджета на 2002 год. // Парламентская газета. 5 янв. 2002.

22. Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в первом полугодии 2000 года. // Рос. газ. 1 авг. 2000.

23. Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в I полугодии 2001 года // Рос. газ. 4 авг. 2001.

24. К подъему России: Аналитический доклад. М.: Совет Федерации.1998.

25. Программа Народной партии Российской Федерации, принятая на съезде партии 29 сентября 2001 г. // Рос. газ. 23 окт. 2001 г.

26. Монографии, книги, учебники, сборники

27. Авербух М.С. Законы народонаселения докапиталистических формаций. // В кн.: Демографические традиции, вып. 4-5. Киев, 1972.

28. Авербух М.С. Марксизм-ленинизм о социальной обусловленности демографических процессов. // В кн.: Влияние социально-экономических факторов на демографические процессы. Киев, 1972.

29. Агафонов Ю.А. Социальный порядок в России. Ростов-на-Дону, 2000.

30. Азаров Н.И. Теория государства и права. Конспекты лекций и методические указания. М., 1998.

31. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. М., 1983.

32. Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. М., 1919.

33. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998.

34. Аристотель. Избранные произведения. Т. 4. М., 1984.

35. Баглай М.В., Габричидзе Б.М. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996.

36. Ю.Базылев В.Н., Бельчиков Ю.А., Леонтьев А.А., Сорокин Ю.А. Понятия чести, достоинства, оскорбления и не нормативности в текстах права и средств массовой информации. М., 1997.

37. П.Барциц И.Н., Миронов В.О. Россия и Беларусь: история воссоединения. М., 2000.

38. Безуглов А.А. Суверенитет советского народа. М., 1975.

39. Бердяев Н., Судьба России. М., 1990.

40. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991.

41. Боярский А.Я. Население и методы его изучения. Сборник научных трудов. М., 1975.

42. Брачность, рождаемость, смертность в России и в СССР / Под ред. А.Г. Вишневского. М., 1977.

43. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

44. Бутько Л.В., Курдюк П.М. Региональное правотворчество: теория и практика. Монография. / Под редакцией В.П. Сальникова. СПб., 1998.

45. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

46. Вейс П. Гражданство и безгражданство в международном праве (2-е изд., 1979).

47. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юридических вузов. М., 1999.

48. Вернадский Г.В. История права. / Серия «Мир культуры, истории и философии». СПб., 1999.

49. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. М., 1982.

50. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.

51. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учеб. пособие. М., 1997.

52. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. Учеб. для вузов. М., 2000.

53. Гегель Г. Философия права. М., 1990.

54. Герасимов И.А., Хачатрян С.Р. Воспроизводство населения и социальная инфраструктура в субъектах РФ: динамика и дифференциация / Центр. Экон.-Мат. Ин-т РАН. Мюнхен, 1997.

55. Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. Монография. М., 2001.

56. Григорьянц М.Г. Переписи населения в капиталистических странах (Организационные и программно-методологические вопросы современных переписей). М., 1976.

57. Гудвин-Гилл Г.С. Статус беженца в международном праве / Пер. с англ. Под ред. М.И. Левиной. М., 1997.

58. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

59. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.

60. Избирательное право и избирательный процесс в российской Федерации: Учеб. для вузов. Отв. ред. А.В. Иванченко. М., 1999.

61. Ильин И. Путь к очевидности. М., 1993.

62. Кадомцева С.В. Социальная защита населения. М., 1999.

63. Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т.4. М., 1989.

64. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учеб. пособие. М., 1999.

65. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. Учеб. М.,1996.

66. Киров В.Ц. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. М., 1993.

67. Клименко С.В., Чичерин АЛ. Основы государства и права. Учеб. пособие М., 1997.

68. Ключевский В.О. Курс Русской Истории // В.О. Ключевский. Сочинения в 9-ти т. Т. 1.М., 1987.

69. Ключевский В.О. Исторические портреты. М.,1990.

70. Клягин Н.В. Происхождение цивилизации: социально-философский аспект. М., 1996.

71. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996.

72. Комментарий законодательства государств-участников СНГ о гражданстве. М., 1996.

73. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. М.,1997.

74. Конституция РФ . Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М., 1997.

75. Конституция Российской Федерации: Научно-практических комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1997.

76. Конституции государств Европейского Союза./ Под общей редакцией и со вступительной статьей директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации JI.A. Окунь-кова. М., 1997.

77. Конституции зарубежных стран. Учеб. пособие. М., 1997.

78. Конституционное право. Учеб. пособие в 2-х частях: Конституционно-правовая мысль XIX XX вв. (Хрестоматия по общему конституционному праву). М., 1994.

79. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.

80. Конституции государств Восточной Европы. Учеб. и справочное пособие. М., 1996.

81. Конституции республик в составе РФ. Сборник документов. М., 1995.

82. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894.

83. Краткая географическая энциклопедия. М., 1962.

84. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М., 1994.

85. Лейст О.Э. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. / Отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 1. М., 2000.

86. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения в России (социальное право). М., 2000.

87. Локк Дж. Избранные философские произведения. Т.2. М., 1960.

88. Ломоносов М. В. Соч-я. 1987.

89. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. Т. 1. СПб., 1868.

90. Мамут Л.С. Проблемы теории государства в современной идеологической борьбе. М., 1976.

91. Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. М., 1999.

92. Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества. М.,1974.

93. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. М., 1970.

94. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т.27.

95. Маркс К., Энгельс Ф. Соч, Т.З.

96. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.

97. Международное право.: Учеб. / Отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1998.

98. Миграция в России: проблемы, правовое обеспечение: Сборник научных статей / Под ред. М.В. Немытиной. Саратов, 2001.

99. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Ч. 1. СПб., 1909.

100. Миронов О.О., Горовцов Д.Е. Гражданин России: историческо-правовой очерк. М., 1997.

101. Многоязычный демографический словарь. Русс. Изд. Нью-Йорк, ООН.1964.

102. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1995.

103. Морозова JI.A. Проблемы современной российской государственности: учеб. пособие. М., 1998.

104. Назаренко Г.В. Теория государства и права: Учеб. пособие. М., 1998.

105. Народы России: энциклопедия. М, 1994.

106. Население СССР в 80-е годы / Отв. ред. Г.П. Киселева. М., 1991.

107. Национальные отношения: Словарь / Под общ. Ред. B.JI. Калашникова. М., 1997.

108. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. М., 1999.

109. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // Новгородцев П.И., Покровский И.А. О праве на существование. СПб., 1911.

110. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. / Отв. редактор М.М. Марченко. T.l. М., 2000 .

111. Общая теория права и государства: Учеб. / Под ред. В.В. Лазарева. М.2000.

112. Общая теория права. / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1996. 87.Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / Под ред. НЛО. Шведовой. 18-е изд. Стереотип. М., 1986.

113. Основы права Европейского Союза: Учеб. пособие / Под ред. С.Ю. Кашкина. М., 1997.

114. Покшишевский В.В. География населения СССР. Экономико-географические очерки. М., 1971.

115. Права человека. Учеб. для вузов. /Отв. ред. Е.А. Лукашева. М. 1999.

116. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. / Отв. ред Е.А. Лукашева. М., 2000.

117. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник. / Отв. ред. А.Я. Сухарев. М., 2001.

118. Проблемы общей теории права и государства. Учеб. для вузов. / Под общ. ред. B.C. Нерсесяна. М., 2001.

119. Проблемы социальной и демографической статистики. Сб. научных тр. М., 1994.

120. Ранделсховер А. Гражданство в Энциклопедии Международного публичного права. Изд. Р. Бернард, 1985.

121. Региональные проблемы современного демографического развития СССР. М., 1985.

122. Россия в цифрах: крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001.

123. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М., 1996.

124. Сальников В.П. Правовая культура: актуальные проблемы теории права / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина. Уфа, 1995.

125. Сандулов Ю.А. История России: Народ и власть. СПб., 1997.

126. Сахаров A.M. Города Северо-Восточной Руси XIV-XV вв. М., 1959.

127. Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. М., 1994.

128. Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М., 1984.

129. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизации. Брянск, 1996.

130. Система знаний о народонаселении / Под ред. Д.И. Валентей. М.,1991.

131. Словарь русского языка: В 4-х т. //АН СССР, Ин-т русск. Яз./ Под. ред. А.П. Евгеньевой. 3-е изд., стереотип. Т.2. М., 1986.

132. Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской Империи 19061917 гг.: историко-правовой очерк. М., 1998.

133. Смирнова Е.С. Международно-правовые проблемы гражданства стран СНГ и Балтии в свете европейского опыта. М.,1999.

134. Советская историческая энциклопедия. Т. 9. М., 1966.

135. Сови А. Общая теория населения (в 2-х т.) М., 1977.

136. Современные зарубежные конституции. М., 1992.

137. Сорокин П.Л. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

138. Сорокин П.Л. Элементарный учебник по общей теории права в связи с теорией государства. Ярославль, 1919.

139. Социология: Словарь-справочник. Т.З. Междисциплинарные исследования. М., 1991.

140. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учеб. М., 1995.

141. Средний класс в современном российском обществе. М., 1999.

142. Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. 3-е изд. СПб., 2001.

143. Тененбаум В.О. Государство: система категорий. Саратов, 1971.

144. Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства. Учеб. Пособие. / Под ред. А.Б. Венгерова. М., 1995.

145. Теория государства и права. Курс лекцийУПод ред. М.Н. Марченко. М., 1998.

146. Теория права и государства. Учеб./ Под ред. Г.Н. Манова. М. 1995.

147. Теория государства и права. Курс лекций. М., 1997.

148. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова,1. A.В. Малько. М., 2000.

149. Теория государства и права. Учеб. М., 1974.

150. Теория государства и права. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1999.

151. Теория государства и права. Учеб. / Под ред. В.М. Корельского и

152. B.Д. Перевалова. М., 2000.

153. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1998.

154. Тихонравов Ю.В. Геополитика: учеб. пособие. М., 2000.

155. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1996.

156. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1994.

157. Тонких В.А., Ярецкий Ю.Л. История политической и правовой мысли России: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. В.И Жукова. М., 1999.

158. Топорнин Б.М. Вступительная статья / Конституция России: комментарий. М., 1994.

159. Торлопов В.А. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспективы: Монография. СПб., 1999.

160. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М., 1996.

161. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. Юридический институт. СПб,1998.

162. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Учеб.-практическое пособие. М., 2000.

163. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М., 1991.

164. Фишеровский словарь. Франкфурт, 1987.

165. Хвостов В.М. Общая теория права. СПб., М., Варшава, Вильно.1914.

166. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981.

167. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. М., 1999.

168. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.,1993.

169. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999.

170. Черкасов А. Сравнительное местное управление: теория и практика. М., 1998.

171. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М, 1993.

172. Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001.

173. Чистяков И.О. Конституция РСФСР 1918 года. М., 1984.

174. Шал и н В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). Краснодар, 2000.

175. Шевцов B.C. Гражданство в союзном государстве. М., 1969.

176. Штемпель Д. Население мира в 2000 году: численность, рождаемость, продолжительность жизни, 1988.

177. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 40. Спб., 1897.

178. Энциклопедический словарь / Отв. ред. А.Я. Сухарев, 2-е изд., изм. и доп. М., 2001.

179. Юдин Ю. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998.1. Научные статьи

180. Абдулаев М.И. Учение Канта о праве и государстве. // Правоведение. 1998. № 3.

181. Авакьян С. А. Договор между республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании Союзного государства: конституционно-правовой ана-лиз.//Вестн. моек, ун-та. Сер. 11, Право. 2001. №1.

182. Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы. // Законодательство. 1997. № 5.

183. Алаев Э. Страны, народы и государства. // Федерализм. 1997. № 2.

184. Андриченко JI.B., Белоусова Е.В. Беженцы и вынужденные переселенцы: правовые проблемы. // Государство и право. 1995. № 5.

185. Андриченко JI.B., Белоусова Е. В. Статус беженцев и вынужденныхпереселенцев: сравнительно-правовой аспект // Журнал российского права. 1999г. №5/6.

186. Андрюхина Э.П. Законодательство Российской Федерации о культуре. // Журнал российского права. 2002. №3.

187. Бабурин С.Н. Естественные границы государств: возвращение политико-правовой аксиомы. // Правоведение. 1999. № 1.

188. Ю.Бабурин С.Н. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство. // Государство и право. 1996. №11.

189. П.Белковский А.Н., Черносвитов П.Ю. Человеческая культура: бесперспективное разнообразие? (К проблеме народонаселения). //Человек. 1996. № 6.

190. Бережнова JI.H. Региональные проблемы образования: образовательная депривация. // Правоведение. 1999. № 6.

191. Блюм А., Захаров С. Демографическая история СССР и России в зеркале поколений. // Население и общество. 1997. № 17.

192. Бобров AJ1. Проблемы народонаселения России и мира: изучение и анализ. //Вести, моек, ун-та. Сер. 6, Экономика 1996. № 5.

193. Боброва Н.А. Гражданство как элемент конституционного строя. // Актульные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. М., 1995.

194. Боголюбов С. А. Референдумы по экологическим проектам. // Государство и право. 1999. № 11.

195. Бутько JI.B. Гражданство Союзного государства России и Беларуси.// Национальные интересы. 2001. №2-3 .

196. Варлен-Бевз М. Сравнительный анализ законодательства о гражданстве СНГ. // Право и жизнь. 1997. № 11.

197. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика. // Журнал российского права. 2001. № 8.

198. Ветютнев Ю.Ю. Синергетика в праве. // Государство и право. 2002. № 4. С. 64-70.21 .Вишневский А.Г. Единая неделимая // Полис. 1994. №2.

199. Галецкая Р. Воспроизводство населения, миграция и занятость населения в России в период 1996-2005 гг. : По материалам Международного научного конгресса, Москва, нояб. 1995 // Проблемы прогнозирования. 1996. № 4.

200. Голенкова З.Т. Гражданское общество в России. // Социологические исследования. 1997. № 3.

201. Губаева Т.В. Малков В.П. Государственный язык и его правовой статус. // Государство и право. 1999. № 7.

202. Демографическое развитие и занятость в условиях переходной экономики (Международная научная конференция). // Проблемы прогнозирования. 1998. № 5.

203. Диденко Н.Г, Селиванов В.Н. Право и свобода // Правоведение. 2001.3.

204. Дощицин Ю.П., Лапин Н.Н. Социальная значимость факторов вынужденной миграции. // Социологические исследования. 2001. № 1.

205. Еремин А Р. Право граждан на местное самоуправление. // Правоведение. 1998. №3.

206. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества. // Социологические исследования. 2001. № 8.

207. Иванников И.А. Концепция правовой культуры. // Правоведение. 1998.

208. Кашироков З.К. Этнополитические аспекты российского федерализма:

209. На примере Северо-Кавказского региона. // Правоведение. 1998. № 3.

210. Кваша А. Демографическая безопасность России // Федерализм. 1997.2.

211. Кваша А. Региональная демография России. // Федерализм. 1997. № 1.

212. Ковалев В.Т. Свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций: проблемы законодательного регулирования // Самоуправление: теория и практика. М., 1991.

213. Ковлер А.И., Двойное гражданство: панацея и ловушка // Актульные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. М., 1995.

214. Колесова Н.С. Материалы «круглого» стола «Права человека: итоги века, тенденции, перспективы» // Государство и право. 2001. № 5.

215. Королев Ю.А. Семья как субъект права. // Журнал российского права. 2000. № 10.

216. Крылов Б.С. Проблемы защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации //Журнал российского права. 2001. №8.

217. Кряжков В.А. Участие коренных малочисленных народов в политическом волеобразовании (государственно-правовые вопросы). // Государство и право. 2000. № 1.

218. Кузнечевский В., Медведев А. Русские вымирают ? Не дождетесь ! / Рос. газ. 11 июня. 1998.

219. Кулаков В. Пути регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. //Вопросы экономики. 1998. № 5.

220. Лапаева В.В. Политическая партия: понятие и цели. К принятию Закона о партиях. // Журнал российского права. 2002. № 1.

221. Лапин Н.И. Динамики ценностей населения реформируемой России: По данным социологических исследований. //Вестн. РАН. 1997. № 2.

222. Лукашева Е.А. Обеспечение прав человека как фактор устойчивого развития российского общества // Российский конституционализм: проблемы ирешения (материалы международной конференции). М., 1999.

223. Лукашук И.И Взаимодействие международного и государственного права в условиях глобализации. // Журнал российского права. 2002. №3.

224. Лукашук И. И. Глобализация и государство // Журнал российского права. 2001. №4.

225. Лунев А.П. Условия совершенствования регионального законодательства в сфере образования. // Правоведение. 1999. № 4.

226. Малый А. Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право 2001. №3.

227. Мамут Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ // Журнал российского права. 2000. №3.

228. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права. // Государство и право. 2001. №7.

229. Марков М.М., Шилова Г.В. Естественное движение населения РФ. // Социально-экономические проблемы миграционного и естественного движения населения РФ. СПб., 1993.

230. Марьяновский В.А. Российский экономический менталитет. // Государство и право. 1999. № 6.

231. Масленникова С.В. Право граждан на представительство в системе конституционных прав: вопросы теории. // Вестн. моек, ун-та. Сер. 11. Право. 2000. № 6.

232. Матузов Н.И. Право на жизнь в свете российских и международных стандартов // Правоведение. 1998. № 1.

233. Медков В.М. «Бомба депопуляции»: опыт России итоги и уроки // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2000. № 4.

234. Мельник Е. Этносоциальные и криминальные последствия вынужденных миграций. // Этнополис. 1995. № 2.

235. Мессенгиссер М. Проблемы организационных структур управления российским рынком //Вопросы экономики. 1997. № 6.

236. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе. // Государство и право. 1993. №6.

237. Микитаев А. К., Рыжонков Д. И. О концепции двойного гражданства // Актульные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. М., 1995.

238. Нечаева A.M. Детская беспризорность опасное социальное явление. // Государство и право. 2001. № 6.

239. Нудненко Л.А. Теоретические основы права граждан РФ на проведение собраний, митингов, шествий и пикетирования. //Журнал российского права. 2000. №12.

240. Об основных тенденциях развития демографической ситуации в России до 2010 г.: Доклад // Здравоохранение РФ. 1998. № 4.бб.Охотникова М.М. Условия и факторы экономического согласия в обществе. // Социологические исследования. 2000. № 2.

241. Панин Э., Сусаров А. «Пятый пункт» в зеркале демографии // Российские вести. 30 окт.1997.

242. Переведенцев В.В. Вопросы методики изучения современной миграции населения в СССР. // Сб.: Вопросы трудовых ресурсов районов Сибири. Новосибирск, 1961.

243. Печенев В.А. О правовых основах статуса и развития русского народа в системе федеративных отношений Российского государства. // Журнал российского права. 2001. № 6.

244. Подовжняя Г. Г. Почему нам так необходимо местное самоуправление? // Полис. 1998. № 4.

245. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы (материалы «крупного стола Института государства и прав РАН) // Государство и право, 2001. №5.

246. Прогноз численности населения до 2005 года: Материалы Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. // Общество и экономика.1994. № 3/4.

247. Путало Н.В. Законодательство субъектов Российской Федерации о здравоохранении. // Журнал российского права. 2002. № 2.

248. Рахманинова М., Варшавская Н. О миграционной ситуации в России. // Вопросы статистики. 1998. № 10.

249. Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества. // Социологические исследования 1997. № 5.

250. Рыбаковский Л.Л. Великая отечественная: людские потери России. // Социологические исследования. 2001. №6.

251. Скуратов Ю.И. Российское гражданство и некоторые вопросы регулирования статуса беженцев и вынужденных переселенцев. // Актульные проблемы гражданства: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам гражданства. М., 1995.

252. Смирнов В.В. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы //Государство и право. 2001. №5.

253. Смирнова Е.С. Регулирование вопросов гражданства стран содружества независимых государств в свете европейского опыта. / Государство и пра-во.2001.№ 6.

254. Смирнова Е.С. Россия и европейские стандарты института гражданства в начале XXI в. // Государство и право. 2002. №2.

255. Старостина И.А. Всенародные обсуждения: правовые возможности и практика. // Вестн. моек, ун-та. Сер. 11, Право. 1998. № 1.

256. Сулима И.И. Система образования как инструмент оценки постсоветских реформ. // Полис. 2001. № 2.

257. Талапина Э.В. Вопросы правового регулирования экономической функции государства // Государство и право. 1999. № 1.

258. Тепляшин И.В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан. // Журнал российского права. 2002. № 1.

259. Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий. // Государство иправо. 1997. №2.

260. Тихомиров Ю.А. Государство: развитие теории и общественная практика//Правоведение. 1999. №3.

261. Тихонов А.К. Сущность категории личной безопасности и её соотношение с категориями чести и достоинства. // Правоведение. 1998. №1.

262. Топорнин Н. Факультативный референдум как институт прямой демократии в странах Совета Европы. // Российская юстиция. 1998. № 2.

263. Тощенко Ж.Т. Метаморфозы общественного сознания: методологические основы социологического анализа. // Социологические исследования. 2001. №6.

264. Фисенко И.В. Беженцы и вынужденные переселенцы в СНГ: определение понятий. // Московский журнал международного права. 1997. №4.

265. Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Государственная идентичность как элемент правового статуса личности. // Государство и право. 2000. №5.

266. Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия: современные проблемы правового регулирования. // Журнал российского права. 2002. № 2.

267. Хорев Б.С. О современной демографической ситуации в России. // Диалог. 1998. №> 4.

268. Хорев Б.С. Проблемы сокращения населения в России. // Геополитические и геоэкономические проблемы России. СПб, 1995.

269. Чесгнов И.Л. Природа и этапы развития государственности. // Правоведение. 1998. № 3.

270. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство. // Государство и право. 2002. № 2.

271. Чудиновских О.С. Причины миграции в России. // Проблемы прогнозирования. 1998. № 5.

272. Шинкарецкая Г.Г. Союзное государство Белоруссии и России. // Государство и право. 2001. № 4.

273. Шустов В. «Мудрецы» предлагают реформу Совета Европы // Международная жизнь. 1999. № 1.

274. Яковлев В.Ф. От реформирования к совершенствованию судебно-арбитражной системы, укреплению независимости судебной власти. // Вестник ВАС РФ. 1998. № 4.

275. Диссертации и авторефераты

276. Дмитриев Ю.А. Правовое обеспечение свободы манифестации в условиях правового государства. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1991.

277. Жеребцов А.Н. Правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев в субъектах Российской Федерации. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Волгоград., 1999.

278. Нехай Э.А. Становление и развитие института гражданства: конституционный аспект (на примере России и стран ближнего зарубежья). Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. М., 1998.

279. Ростовщикова О. В. Свобода передвижения и выбора места жительства и гарантии ее обеспечения и защиты в России. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2001.1. Иностранная литература

280. Anderson P. J. The Global Politics of Power, Justice and Death, N.Y. 1996.

281. Dictionary of the Social Sciences. Editors Julius Gould, William L. Kolb. Compiled under the auspices of the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. L., 1964.

282. Doehring K. Allgemeine Staatslehre: eine systematische Darstellung. Heidelberg. 1991.

283. Constitution Politica del Peru. Lima, 1993.

284. Souzdaltesev J. Natioology. Social science for the third milenium. Englewood Cliffs, № 3: Rdr Writers./ Adents, Jvs. 1999.

285. Vocabulaire technique et critique de la philosophic. Par Andre Laland. Neu-vieme edition. Paris, 1962.

286. World population prostects. The 1998 Revision. Vol. Comprehensive Tables. United Nations. N.Y., 1999.

www.dissercat.com

Тема 10 — Основные признаки государства

Тема № 10

«Основные признаки государства»

Вопросы темы:

1. Теоретические подходы к определению признаков государства

2. Основные признаки государства

 

 

1. Теоретические подходы к определению признаков государства

 

     В обществе помимо государства есть и другие организа­ции. Возникает вопрос: по каким признакам можно отграничить государство от них, т.е. какими признаками обладает государство.

За всю историю развития человечества великими мыслителями и поли­тическими деятелями разных времен было высказано множество самых различных мнений и суждений об основных признаках государства.

     Так, древнегреческий ученый и философ Демокрит (460-370 до н.э.) считал специфической особенностью государства то, что в нем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость. «Хорошо управляе­мое государство, — писал он, — есть величайший оплот: в нем все заключа­ется и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет».

     Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон (106-43 до н.э.) рассматривал в качестве одного из основных при­знаков государства — дело «достойное народа». Причем под народом им по­нималось «не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согла­сием в вопросах права и общностью интересов».

     Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли видел признак государства в политическом состоянии общества. Говоря кратко, в установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными; в наличии органов юстиции и за­конов; в существовании тем или иным образом организованной полити­ческой власти. «Все государства, все державы, обладавшие и обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно», — писал он в своем знаменитом сочинении «Государь».

     Представители социологического направления такими при­знаками, принадлежащими государству, считают следующие:

  совокупность людей,

-»  власть над ними,

-»  территория.

Марксистская теория выделяет в качестве признаков государства:

•  разделение подданных по территориальным единицам,

•  публичная власть,

•  взимание налогов с населения.

     Несмотря на разнообразие форм образования и развития государств все они имеют схожие элементы.

 

2. Основные признаки государства

 

     Государство обладает определенными свойствами и предстает перед каждым человеком в качестве формы общества. Государство связано с взаимодействием людей и через них организует производственные, социальные и другие процессы в обществе. Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками.

     Признаки государства:

наличие публичной власти;

суверенитет;

территория и административно-территориальное деление;

правовая система;

гражданство;

налоги и сборы.

     Публичная власть.

     Публичная власть включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления. Для выполнения функций государства одна часть аппарата обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства.

     Публичная власть обладает своими особенностями (признаками):

отделена от общества;

не имеет общественного характера и непосредственно народу не подконтрольна;

чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а оп­ределенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а не­редко и самого аппарата управления;

осуществляется особым слоем людей (чиновниками, де­путатами и др. служащими), наделенных государственно-властными полномочиями, как правило, специально для этого подготовленными, для которых управление (подав­ление) является основным видом деятельности, которые не участвуют ♦ непосредственно в об­щественном производстве;

опирается на писаное формализованное право;

подкреплена принудительной силой государства.

     Правовая система — юридический «скелет» государ­ства. Власть поддерживается через юридические нормы. Государство, его институты закреплены в пра­ве и действуют в цивилизованном обществе опираясь на право и правовые средства. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, поста­новления и т.п.

     Аппарат управления подразумевает органы законода­тельной и исполнительной власти и другие органы, с по­мощью которых осуществляется управление.

     Специальный аппарат принуждения и подавления — специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительно­го исполнения государственной воли.

     Только госу­дарство создает и имеет такие структуры как суд, прокуратура, органы безопасности и полиция (милиция) и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государ­ственных решений, в том числе по необходимости и принуди­тельными средствами.

Как форма организации общества государство выступает одновременно структурой и механизмом общественного самоуправления. Поэтому открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в государственное управление характеризуют уровень развития государства как демократического и правового.

     Государственный суверенитет.

     Суверенитет выражается в независимости вла­сти данного государства от всякой иной власти и обладает двумя свойствами – верховенство и независимость. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Под независимостью понимается самостоятельность государства на международной арене. Государственный суверенитет проявляется внутри государства и за его пределами.

     Внутренний суверенитет — полное распространение юрисдикции государства на всю его территорию и исклю­чительное право принимать законы, независимость от всякой иной власти внутри страны, верховенство по отношению к любым другим организациям общества.

   Внешний суверенитет — полная независимость во внеш­неполитической деятельности государства, т.е. независимость от других государств и международных организаций в международных отно­шениях, а также никакое государство не вправе вмешиваться во внутренние дела другого. Именно через государство поддерживаются международные отношения, и государство воспринимается на мировой арене как самостоятельная и независимая структура.

     Суверенитет может быть абсолютным (полным) и ограниченным.

     Ограничение суверенитета возможно в добровольном порядке (самоограничение) и принудительном.

     Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами ради достижения каких-либо общих для этих государств целей, либо вступления в международные союзы, организации, а также в случае объединения с другими государствами в федерацию.

     Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к государству-колонии или побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Государственный суверенитет не следует путать с на­родным суверенитетом и суверенитетом нации.    

     Народный суверенитет — исход­ный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. На практике государст­венная власть и суверенитет порой не совпадают с народной властью и суверенитетом.

     Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возмож­ность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоя­тельного государства.

     У государства есть свои государственные символы — герб, гимн, флаг, уста­новившиеся правила официального поведения, традиции, формы обра­щения людей друг к другу и приветствия. Вместе с основными признаками они позволяют отделить государство от догосударственной и негосударственной организа­ции.

     Разделение населения на территории. 

     Территория государства — то пространство, на кото­рое распространяется его юрисдикция (публичная власть).

     Тер­ритория является пространственной основой государства, теряя территорию, государ­ство прекращает свое существование. Территория включает землю, недра, воздушное пространство, территориальные воды. Территория обычно имеет специальное деление, име­нуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удоб­ства управления.

Размер территории и численность населения является основанием для деления государств на малые, средние и крупные.

     В условиях государ­ства население разделено по признаку проживания на опреде­ленной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с обеспечением наилучших условий управления.

     Объединяя всех людей, проживающих на одной территории, государство является выразителем общих интересов и определителем цели жизнедеятельности всего сообщества в границах государства.

     Гражданство.

     Гражданство — устойчивая правовая связь лиц, про­живающих на территории государства, с данным государ­ством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязан­ностей и ответственности.

     Государство — единственная организация власти в масшта­бе всей страны. Ни одна другая  организация  (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определен­ную связь с государством, становясь его гражданином или под­данным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой — право на покровительство и защиту государства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству.

     Налоги и сборы.

     Налоги и сборы — материальная основа деятельности государства и его органов. Французский социолог Реймон Арон от­мечал, государство обязано изымать какую-то часть доходов отдельных лиц, чтобы финансировать, как ему и положено, решение задач всего общества.

     Денежные средства, собирае­мые с физических и юридических лиц, находящихся на территории государства которые используются на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др. 

www.webarhimed.ru