Принятие конституции сша 1787 – 2. Разработка и принятие Конституции США 1787 г. : История государства и права зарубежных стран : Экономико-правовая библиотека

4. Причины принятия конституции сша 1787 г. История её разработки и ратификации штатами.

История создания и ратификации

В 1777 году Второй континентальный конгресс принял Статьи Конфедерации, документ, который определял Соединённые штаты как конфедерацию и закреплял полномочия центральных органов. В 1781 году Статьи были ратифицированы последним, тринадцатым, штатом и официально вступили в силу. Многие отмечали слабость этого союза: во-первых, Статьи Конфедерации предоставляли центральным органам минимальные полномочия, а во-вторых, при голосовании в Конгрессе Конфедерации (высший орган власти) по любому вопросу требовалось единогласное решение всех штатов, так что один штат мог заблокировать любую инициативу. Поэтому быстро начали появляться предложения о внесении в Статьи различных изменений. В сентябре 1786 года представители пяти штатов (Нью-Джерси, Нью-Йорк, Пенсильвания, Делавэр, Вирджиния) собрались в Аннаполисе для того, чтобы обсудить поправки к Статьям Конфедерации, касавшиеся отмены таможенных барьеров между штатами. Конференция оказалась недостаточно представительной, поэтому делегаты обратились к Конгрессу Конфедерации с просьбой созвать в мае 1787 года в Филадельфии конференцию, в которой участвовали бы представители всех штатов и которая имела бы достаточно полномочий для пересмотра Статей Конфедерации.

Филадельфийский конвент

21 февраля 1787 годаКонгресс Конфедерации принял резолюцию о созыве Конвента с целью пересмотра Статей Конфедерации. Двенадцать штатов (за исключением Род-Айленда) утвердили в общей сложности 70 делегатов, которые должны были участвовать в Конвенте. Хотя первоначальной целью Конвента был именно пересмотр Статей Конфедерации, постепенно делегаты пришли к выводу о необходимости создания новой Конституции, которая бы утвердила территориальное устройство федерации и новую систему органов власти.

Основной спор на Филадельфийском конвенте развернулся между сторонниками двух конституционных моделей, которые получили названия «План Вирджиния» и «План Нью-Джерси». В «Плане Виргиния» основной упор делался на создание системы федеральных органов, которые обладали бы значительными полномочиями. В частности, федеральное правительство предлагалось наделить правом вето на законы, принимаемые легислатурами (законодательными органами) штатов, в случае необходимости применять военную силу против отдельных штатов. Согласно «Плану Виргиния», на федеральном уровне должны были быть созданы двухпалатный законодательный орган (причём верхняя палата легислатуры должна была избираться членами нижней палаты), правительство, избираемое законодательным органом на семь лет, и судебная система, основанная на принципе несменяемости судей.

«План» был официально представлен губернатором Виргинии Эдмундом Рэндолфом29 мая1787 года.

«План Нью-Джерси», предложенный Уильямом Патерсоном, отражал интересы мелких штатов. Патерсон предлагал внести некоторые изменения в Статьи Конфедерации, в том числе закрепить верховенство федерального законодательства, не изменяя сути документа. Права штатов предлагалось обеспечить, закрепив равное представительство от каждого штата в законодательном органе. Таким образом, отдельные штаты сохраняли бы большую самостоятельность. Дебаты по «Плану Нью-Джерси» длились с 13 по 16 июня 1787 года и закончились его отклонением. Свой «План» выдвинул Александр Гамильтон, делегат от Нью-Йорка, сторонник британской модели парламентаризмаимонархической формы правления. «План Гамильтона» имел много общего с существовавшей на тот момент в Великобритании формой правления, хотя Гамильтон формально не выдвигал предложения об учреждении монархии. Большинство делегатов были настроены на кардинальный разрыв с колониальным наследием, поэтому предложение Гамильтона не нашло поддержки.

Хотя «План Виргиния» уже был взят за основу будущей Конституции, долгое время не было разрешено противоречие о порядке формирования Конгресса. Делегаты от крупных штатов настаивали на пропорциональном представительстве в зависимости от населения каждого штата, делегаты от мелких — на равном представительстве независимо от населения. Компромисс был предложен делегатом от КоннектикутаРоджером Шерманом.Палата представителейизбиралась по территориальному принципу, а вСенатештаты были представлены на равной основе.

На Конституционном конгрессе остро стоял и вопрос о рабстве. В результате было принято решение сохранить рабовладение на ближайшие двадцать лет, чтобы этот вопрос решали будущие поколения. В тексте Конституции этот вопрос затрагивался в четырёх статьях: раздел 9 статьи I разрешал ввоз рабов, раздел 2 статьи IV запрещал способствование побегу рабов и устанавливал обязанность их возврата, раздел 2 статьи I устанавливал, что при определении численности населения каждого штата учитывалось только три пятых от общего числа рабов в каждом штате (в этом разделе вместо слова «рабы» использовался термин «другие люди»). Согласно статье V эти положения не могли быть изменены до 1808 года, что и обеспечивало «отложение» решения вопроса о рабстве на двадцать лет.

Ратификация

17 сентября проект Конституции был готов

, и возник вопрос о ратификации Конституции штатами. В своей заключительной речи Бенджамин Франклин настаивал на том, чтобы Конституция вступала в силу только после ратификации всеми тринадцатью штатами. Статья 13 Статей Конфедерации также предусматривала, что для изменения Статей требовались принятие решения Конгрессом Конфедерации и последующая ратификация всеми штатами. Тем не менее, в статью VII Конституции было внесено положение о том, что Конституция вступает в силу после ратификации конвентами девяти штатов, но только для тех штатов, которые её ратифицировали. Эта норма фактически означала, что в случае отказа какого-либо штата ратифицировать Конституцию этот штат выходит из состава федерации.

Во время дискуссий, сопровождавших ратификацию Конституции, сложились две «партии» — «Федералисты» (выступали за ратификацию) и «

Антифедералисты». Антифедералисты утверждали, что после принятия Конституции и утверждения централизованного правительства будут ущемляться права штатов и права личности, а президент получит власть, сопоставимую с тиранической властью британского короля перед Войной за независимость. Мэдисон, Гамильтон и Джон Джей  под коллективным псевдонимом Публий начали издавать журнал Федералист, в котором они обосновывали необходимость принятия новой Конституции и новой системы органов власти. Федералист считается ценнейшим источником для толкования Конституции, поскольку в Федералисте значение положений Конституции разъясняется самими её авторами.

Первым Конституцию ратифицировал Делавэр (7 декабря 1787 г.), девятым штатом стал 

Нью-Гемпшир (21 июня 1788 г.). При этом в одних штатах ратификация проходила единогласно, в то время как в других шла упорная борьба вплоть до момента голосования в конвенте. В Нью-Йорке первоначально против ратификации выступали две трети конвента; Гамильтон сумел переубедить многих депутатов, и 27 июля 1788 года конвент Нью-Йорка ратифицировал Конституцию с преимуществом в три голоса и с рекомендацией принять Билль о правах. 13 сентября 1788 года Континентальный Конгресс принял резолюцию о введении Конституции в действие4 марта 1789 года  начали работу новые федеральные органы власти.

studfiles.net

Разработка и принятие Конституции США 1787 г — Мегаобучалка

 

10 мая 1776 г. Второй Континентальный конгресс принял резолюцию, предлагавшую колониям создать собственные правительства, “которые бы наилучшим образом способствовали счастью и безопасности их учредителей”. Однако процесс принятия колониями конституций начался несколько раньше, когда 6 января 1776 г. Нью-Гэмпшир принял первую конституцию, и закончился лишь 13 июля 1784 г., когда этот же штат принял свою вторую конституцию. Моделью для многих штатов послужила конституция Вирджинии, принятая 29 июня 1776 г.

Все конституции начинались с Декларации прав или с Билля о правах, в которых перечислялись традиционные для английских подданных права и свободы – освобождение из-под стражи под “необременительный” залог, запрет жестоких наказаний, “быстрый и справедливый суд” и т. д. В них закреплялись и такие права и свободы, которыми не наделялись тогдашние англичане: свобода печати и выборов, право большинства на замену и изменение правительства. Некоторые штаты добавляли в этот перечень права, заимствованные из английских конституционных документов или собственного политического опыта: свободу слова, собраний, петиций, ношения оружия, неприкосновенность жилища, запрещение законов, имеющих обратную силу.

Все конституции исходили из принципа разделения властей, склоняясь к локковской модели (Локк – английский философ XVII в., один из создателей теории разделения властей) с ее верховенством парламента. В силу этого во всех штатах, за исключением Нью-Йорка, Массачусетса и Нью-Хэмпшира, позиции исполнительной власти были слабее власти законодательной. Только в двух штатах губернаторы были наделены правом отлагательного вето, в большинстве штатов судьи назначались не исполнительной властью, а легислатурами и объявлялись независимыми.

Конституции штатов принимались конвентами, т. е. учредительными собраниями. Для их изменения лишь немногие конституции предусматривали особую процедуру. В остальных штатах поправки принимались в том же порядке, что и сами конституции, т. е. специально созываемыми конвентами.



Статьи конфедерации.9 января 1778 г. на третьем году независимого существования воюющие штаты создали конфедеративную организацию, нацеленную на координацию общих усилий в деле обороны и для “заведования общими интересами”. При этом каждый штат сохранял “свое верховенство, свою свободу и независимость, равно как и всю власть, всю юрисдикцию и все права, которые не предоставлены этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся на конгресс” (ст. II).

Для “заведования общими интересами” ежегодно избирались делегаты на конгресс в первый понедельник ноября, причем каждому штату предоставлялось право отзыва всех своих делегатов или некоторых из них в течение года и право замены их на остальную часть года. Делегаты учредительного конгресса считались “облеченными авторитетом и полномочиями” и осуществляли свои функции “от имени и по поручению наших уважаемых конституционных собраний” (ст. XIII).

На утверждение Статей о конфедерации и вечном союзе потребовалось три года (до 1 марта 1781 г.), однако все это определенно сказалось на результатах освободительной войны. Она завершилась победой конфедерации в 1783 г. По условиям мира, подписанного 3 сентября 1783 г. в Версале, Англия признала независимость Соединенных Штатов.

Статьи конфедерации юридически оформили и закрепили, как сказано в преамбуле, создание “вечного Союза между Штатами”. Названием конфедерации, сказано в ст. I, будет “Соединенные Штаты Америки”, что должно пониматься как “объединившиеся государства Америки”. Речь шла о 13 независимых республиках.

Конфедерация Соединенных Штатов Америки не была государством в собственном смысле слова. Она представляла собой союз самостоятельных государств. Поэтому статьи конфедерации представляют собой некую разновидность международного договора, а не основной закон единого государства. Однако в рамках этого союза были заложены некоторые экономические, политические и психологические основы той американской государственности, юридической основой которой являлась Конституция 1787 г. Статьи конфедерации не установили единого гражданства. В ст. IV говорится о “свободных жителях” каждого из этих штатов, о “свободных гражданах в различных штатах”, а не гражданах союза.

Каждый штат в конгрессе был представлен 2 – 7 делегатами. При этом каждый штат в конгрессе имел один голос. В случае раскола между делегатами штата делегация теряла свой голос.

Конгресс формально обладал внешнеполитическими полномочиями. Он объявлял войну и заключал мир, назначал послов, заключал международные договоры, управлял торговлей с индейскими племенами. Во внутренней сфере его полномочия были весьма скромными. Узость объема полномочий усугублялась организационным бессилием конгресса (для принятия наиболее важных решений необходимо было согласие 9 штатов из 13).

Конгресс после победоносного завершения войны за независимость принял знаменательные Северо-Западные ордонансы 1784, 1785 и 1787 гг., которые создали юридическую базу для территориальной экспансии США и установили процедуру создания новых штатов и принятия их в союз.

Конституция США 1787 г.Принятие конституции США было обусловлено реальными экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами.

Развал “вечного союза”, чудовищный партикуляризм, экономический хаос, угроза гражданской войны – все это требовало создания единого государства на базе 13 практически независимых штатов.

В феврале 1787 г. конгресс принял резолюцию о созыве в мае в Филадельфии специального конвента из делегатов, назначаемых штатами, с единственной целью пересмотреть Статьи конфедерации. Однако конвент пошел дальше, он принял конституцию.

Филадельфийский конвент представлял собой небольшую, но внушительную делегацию из 55 делегатов. 39 из них были делегатами конгресса. Остальные имели опыт политической деятельности в своих штатах.

В составе 55 делегатов было 24 финансиста, 11 судовладельцев.

Конституция готовилась в течение четырех месяцев и была подписана 17 сентября 1787 г. гораздо меньшим числом делегатов из 55 прибывших на филадельфийский конвент в мае. Часть делегатов покинула конвент в знак несогласия с предметом обсуждения.

Конституция 1787 г. не ликвидировала политической автономии штатов, но она противопоставила ей сильную централизованную власть. Конфедерация превратилась в федерацию.

Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представляет собой весьма краткий документ. Он состоит из преамбулы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. В основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов власти республики был положен американский вариант принципа разделения властей, созданный не столько в соответствии с теориями Дж. Локка и Ш. Монтескье (Ш. Монтескье – французский философ-просветитель XVIII в., один из создателей теории разделения властей), сколько с учетом своего собственного опыта. Следует особо подчеркнуть, что учредители конституции никогда не помышляли о создании трех независимых друг от друга властей.

Согласно их взгляду, власть едина, но она имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Для предупреждения концентрации полномочий, чреватой установлением тирании одной ветви власти, конституция устанавливала систему “сдержек и противовесов”, которая покоится на следующих основополагающих началах.

Во-первых, все три ветви власти имеют различные источники формирования. Носитель законодательной власти – конгресс – состоит из двух палат, каждая из которых формируется особым образом. Палата представителей избирается народом, Сенат – легислатурами штатов. Президент – носитель исполнительной власти, избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые избираются населением отдельных штатов. Наконец, высший орган судебной власти – Верховный суд – формируется совместно президентом и сенатом.

Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий. Палата представителей избирается на два года. Сенат не имеет срока полномочий, поскольку каждые два года он переизбирается на одну треть. Президент избирается на четыре года, члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно.

Это позволяет добиваться устойчивости и преемственности верхнего эшелона федеральной государственной машины.

В-третьих, конституция предусмотрела создание такого механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения другой. В соответствии с этим конгресс получил право как суверенный законодательный орган отклонять любые законопредложения президента, включая финансовые, которые он может вносить через свою креатуру в палатах. Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших федеральных должностей, так как для ее утверждения требуется согласие двух третей Сената. конгресс, наконец, может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности.

Важнейшим конституционным средством воздействия президента на конгресс являлось отлагательное вето, которое может быть преодолено только в том случае, если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя третями голосов в обеих палатах.

Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия Сената. Это означает, что предложенные президентом кандидатуры на высшие судебные должности должны быть одобрены двумя третями голосов Сената. Конституция создала предпосылки для присвоения Верховным судом права конституционного надзора, которое явилось важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности как конгресса, так и президента. Сами федеральные судьи могли быть отстранены от должности в соответствии с процедурой импичмента, которая осуществлялась обеими палатами конгресса.

Система “сдержек и противовесов” должна была не только предупредить узурпаторские тенденции каждой из трех ветвей власти, но и обеспечить стабильность и непрерывность функционирования самой государственной власти.

Конституция заложила основы федеративной формы государственного устройства, хотя соответствующего понятия в ее тексте нет.

Американская конституция положила в основу федерации дуалистический (двойственный) принцип, в силу которого устанавливалась предметная компетенция союза, а все остальное (с некоторыми оговорками и уточнениями) относилось к ведению штатов.

Важнейшее значение для прочности учреждаемого союза имело предписание ст. VI, в которой закреплялся принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов. Конституция не только провозгласила принцип верховенства федерального права, но и предусмотрела механизм, обеспечивающий его реализацию, т. е. положение о том, что в случае коллизии законов судьи штатов всегда должны отдавать предпочтение федеральному праву. Эта конституционная норма является краеугольным камнем всего здания американского федерализма.

Билль о правах. Оригинальный текст федеральной конституции не содержал в себе особой статьи или раздела, посвященного гражданским правам и свободам. Подобного рода забвение гражданских прав и свобод вызвало огромное недовольство демократически настроенных слоев населения и даже поставило под угрозу ратификацию конституции. Уже в июне 1789 г. в первый конгресс, созванный на основе конституции по предложению Д. Мэдисона, были внесены первые 10 поправок, которые к декабрю 1791 г. были ратифицированы штатами и одновременно вступили в силу. Поправки, составляющие Билль о правах, равнозначны по своему значению для определения правового статуса американского гражданина. Поправка X вообще не касалась гражданских прав, IX – устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией. Поправка III, регулировавшая порядок постоя солдат в мирное и военное время, в современную эпоху стала анахронизмом. В остальных 7 поправках говорилось о политических и личных правах и свободах. Так, поправка I провозглашала свободу вероисповедания, свободу слова и печати, право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями. II поправка гарантировала народу право хранения и ношения оружия. IV поправка провозглашала неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества. В поправке V говорилось о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности. Поправки VI, VII и VIII были посвящены процессуальным принципам и гарантиям. В них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей. Эти же поправки (VI – VIII) запрещали чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания.

Принятие Билля о правах явилось несомненной победой американской демократии.

 

megaobuchalka.ru

2. Образование федерации сша. Принятие Конституции 1787 г. И Билля о правах 1791 г.

После получения США независимости от Англии конфедеративная форма государственной власти не в состоянии была преодолеть послевоенный экономический хаос, предотвратить угрозу гражданской войны.

Главнокомандующий объединенной армией Дж. Вашингтон считал, что «Государство… потрясено до основания и может быть опрокинуто первым же взрывом». Остановить дальнейшее развитие революции могла только реформа государственного устройства.

Новой формой государственного устройства стала федеративная республика.

Конституционный конвент штатов в г. Филадельфии 1787 г. принял Конституцию США.

Структура государственной власти

Власть разделена на:

  1. Законодательную.

  2. Исполнительную.

  3. Судебную.

Законодательная власть

Конгресс – состоял из двух палат.

1. Сената – верхняя палата состояла из представителей штатов.

2. Палата представителей – нижняя палата выбиралась пропорционально от всего населения станы.

Законопроект принятый обеими палатами становился законом после подписания его президентом в течение 10 дней (по истечению этого срока законопроект считался принятым).

Если президент отклонял законопроект, Конгресс мог добиться его утверждения повторно, одобрив 2/3 голосов в обеих палатах (т.е. предусматривалось отлагательное вето Президента).

Исполнительная власть

Президент являлся главой государства и главой Правительства. Отсюда

США – является президентской республикой.

1. Формирует Правительство, которое ответственно перед ним.

2. Является главнокомандующим.

3. По согласованию с Сенатом, назначает послов и высших должностных лиц.

4. В экстренных случаях созывается Конгресс.

Судебная власть

Верховные судьи государства назначаются Президентом (с 1869 г. – 9 чел.) с согласия Сената и сохраняют свои должности пожизненно (пока их поведение является безупречным).

По наиболее важным делам вводится суд присяжных.

Сдержки и противовесы ветвей власти

Конгресс сдерживает Президента.

1. Конгресс мог отклонить законопроекты внесенные президентом.

2. Сенат мог не соглашаться с внесенным президентом кандидатурой на важный государственный пост.

3. Конгресс мог привлечь Президента к ответственности в порядке импичмента.

Президент сдерживает Конгресс.

1. Президент имел отлагательное вето, замедляя принятие закона, а при поддержке конгресса снять с обсуждения.

Двухпалатная система являлась противовесом внутри законодательной власти.

Введение двухпалатной системы (бикамерализм) предполагает конкуренцию палат, предотвращало узурпацию власти одной из палат.

Выборы депутатов и президента

Выборы в конгресс

1. В палату представителей – выбирали по штатам (один депутат от 30 тыс. граждан). Выбиралась на 2 года.

2. В Сенат – из выборных законодательных собраний штатов (два сенатора от штата) выбирали на 6 лет. Каждые 2 года обновлялась 1/3 членов Сената.

Выборы президента

Выбирался в ходе двухстепенных выборов.

1. Сначала население по штатам «выборщиков».

2. Затем выборщики – президента.

Количество выборщиков от каждого штата равнялось числу избранных здесь сенаторов и представителей нижней палаты Конгресса.

Президент выбирался на 4 года.

Билль о правах 1791 г.

Недостатком Конституции США является отсутствие раздела о правах человека.

После Великой французской революции 1789 г. и появления французской «Декларация прав человека и гражданина», Д. Мэдисон предложил внести поправки о правах человека и в Конституцию США.

В 1791 г. Конституцию США внесли 10 поправок, которые получили название «Билль о правах».

Билль устанавливал пределы власти государства в отношении личности, индивида. Изложение прав и свобод осуществлялось в Билле по формуле «Конгресс не должен…».

Билль о правах 1791 г.

1. Недопустимость принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан: свободу вероисповедания, свободу слова и прессы, мирных собраний, право обращения к правительству с просьбой о прекращении злоупотреблений (ст. 1).

2. Право иметь и носить оружие (ст. 2).

3. В мирное время запрещался постой солдат в частных домах без согласия их владельцев (ст. 3).

4. Недопустима задержка лиц, обыски, выемки вещей, бумаг без выдаваемых соответствующим должностным лицам законно обоснованных разрешений (ст. 4).

5. Никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе как по решению суда присяжных, за исключением дел, возникших в армии (ст. 5).

6. Никто не мог быть подвергнут повторному наказанию за одно и то же преступление, быть принуждаем в каком-либо уголовном деле свидетельствовать против самого себя, быть лишенным жизни, свободы, собственности без законного судебного разбирательства (ст. 5).

7. Уголовные дела рассматривал суд присяжных. Обвиняемый имел право на очную ставку со свидетелями, показывающими не в его пользу, ему разрешалось вызвать свидетелей со своей стороны и прибегнуть к советам адвоката (ст. 6).

8. Запрещались жестокие и необычные наказания (ст. 8).

9. Устанавливалось, что названные в Конституции права, включая Билль 1791 г., не должны умалять все другие права и свободы, «оставшиеся принадлежностью народа» (ст. 5).

10. Неразрывно связанные с этим другие, не менее важные права: «права, не представленные Конституцией Соединенных Штатов и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам или народу» (ст.10).

studfiles.net

Разработка и принятие Конституции США 1787 г.

 

10 мая 1776 г. Второй Континентальный конгресс принял резолюцию, предлагавшую колониям создать собственные правительства, “которые бы наилучшим образом способствовали счастью и безопасности их учредителей”. Однако процесс принятия колониями конституций начался несколько раньше, когда 6 января 1776 г. Нью-Гэмпшир принял первую конституцию, и закончился лишь 13 июля 1784 г., когда этот же штат принял свою вторую конституцию. Моделью для многих штатов послужила конституция Вирджинии, принятая 29 июня 1776 г.

Все конституции начинались с Декларации прав или с Билля о правах, в которых перечислялись традиционные для английских подданных права и свободы – освобождение из-под стражи под “необременительный” залог, запрет жестоких наказаний, “быстрый и справедливый суд” и т. д. В них закреплялись и такие права и свободы, которыми не наделялись тогдашние англичане: свобода печати и выборов, право большинства на замену и изменение правительства. Некоторые штаты добавляли в этот перечень права, заимствованные из английских конституционных документов или собственного политического опыта: свободу слова, собраний, петиций, ношения оружия, неприкосновенность жилища, запрещение законов, имеющих обратную силу.

Все конституции исходили из принципа разделения властей, склоняясь к локковской модели (Локк – английский философ XVII в., один из создателей теории разделения властей) с ее верховенством парламента. В силу этого во всех штатах, за исключением Нью-Йорка, Массачусетса и Нью-Хэмпшира, позиции исполнительной власти были слабее власти законодательной. Только в двух штатах губернаторы были наделены правом отлагательного вето, в большинстве штатов судьи назначались не исполнительной властью, а легислатурами и объявлялись независимыми.

Конституции штатов принимались конвентами, т. е. учредительными собраниями. Для их изменения лишь немногие конституции предусматривали особую процедуру. В остальных штатах поправки принимались в том же порядке, что и сами конституции, т. е. специально созываемыми конвентами.

Статьи конфедерации.9 января 1778 г. на третьем году независимого существования воюющие штаты создали конфедеративную организацию, нацеленную на координацию общих усилий в деле обороны и для “заведования общими интересами”. При этом каждый штат сохранял “свое верховенство, свою свободу и независимость, равно как и всю власть, всю юрисдикцию и все права, которые не предоставлены этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся на конгресс” (ст. II).

Для “заведования общими интересами” ежегодно избирались делегаты на конгресс в первый понедельник ноября, причем каждому штату предоставлялось право отзыва всех своих делегатов или некоторых из них в течение года и право замены их на остальную часть года. Делегаты учредительного конгресса считались “облеченными авторитетом и полномочиями” и осуществляли свои функции “от имени и по поручению наших уважаемых конституционных собраний” (ст. XIII).

На утверждение Статей о конфедерации и вечном союзе потребовалось три года (до 1 марта 1781 г.), однако все это определенно сказалось на результатах освободительной войны. Она завершилась победой конфедерации в 1783 г. По условиям мира, подписанного 3 сентября 1783 г. в Версале, Англия признала независимость Соединенных Штатов.

Статьи конфедерации юридически оформили и закрепили, как сказано в преамбуле, создание “вечного Союза между Штатами”. Названием конфедерации, сказано в ст. I, будет “Соединенные Штаты Америки”, что должно пониматься как “объединившиеся государства Америки”. Речь шла о 13 независимых республиках.

Конфедерация Соединенных Штатов Америки не была государством в собственном смысле слова. Она представляла собой союз самостоятельных государств. Поэтому статьи конфедерации представляют собой некую разновидность международного договора, а не основной закон единого государства. Однако в рамках этого союза были заложены некоторые экономические, политические и психологические основы той американской государственности, юридической основой которой являлась Конституция 1787 г. Статьи конфедерации не установили единого гражданства. В ст. IV говорится о “свободных жителях” каждого из этих штатов, о “свободных гражданах в различных штатах”, а не гражданах союза.

Каждый штат в конгрессе был представлен 2 – 7 делегатами. При этом каждый штат в конгрессе имел один голос. В случае раскола между делегатами штата делегация теряла свой голос.

Конгресс формально обладал внешнеполитическими полномочиями. Он объявлял войну и заключал мир, назначал послов, заключал международные договоры, управлял торговлей с индейскими племенами. Во внутренней сфере его полномочия были весьма скромными. Узость объема полномочий усугублялась организационным бессилием конгресса (для принятия наиболее важных решений необходимо было согласие 9 штатов из 13).

Конгресс после победоносного завершения войны за независимость принял знаменательные Северо-Западные ордонансы 1784, 1785 и 1787 гг., которые создали юридическую базу для территориальной экспансии США и установили процедуру создания новых штатов и принятия их в союз.

Конституция США 1787 г.Принятие конституции США было обусловлено реальными экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами.

Развал “вечного союза”, чудовищный партикуляризм, экономический хаос, угроза гражданской войны – все это требовало создания единого государства на базе 13 практически независимых штатов.

В феврале 1787 г. конгресс принял резолюцию о созыве в мае в Филадельфии специального конвента из делегатов, назначаемых штатами, с единственной целью пересмотреть Статьи конфедерации. Однако конвент пошел дальше, он принял конституцию.

Филадельфийский конвент представлял собой небольшую, но внушительную делегацию из 55 делегатов. 39 из них были делегатами конгресса. Остальные имели опыт политической деятельности в своих штатах.

В составе 55 делегатов было 24 финансиста, 11 судовладельцев.

Конституция готовилась в течение четырех месяцев и была подписана 17 сентября 1787 г. гораздо меньшим числом делегатов из 55 прибывших на филадельфийский конвент в мае. Часть делегатов покинула конвент в знак несогласия с предметом обсуждения.

Конституция 1787 г. не ликвидировала политической автономии штатов, но она противопоставила ей сильную централизованную власть. Конфедерация превратилась в федерацию.

Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представляет собой весьма краткий документ. Он состоит из преамбулы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. В основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов власти республики был положен американский вариант принципа разделения властей, созданный не столько в соответствии с теориями Дж. Локка и Ш. Монтескье (Ш. Монтескье – французский философ-просветитель XVIII в., один из создателей теории разделения властей), сколько с учетом своего собственного опыта. Следует особо подчеркнуть, что учредители конституции никогда не помышляли о создании трех независимых друг от друга властей.

Согласно их взгляду, власть едина, но она имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Для предупреждения концентрации полномочий, чреватой установлением тирании одной ветви власти, конституция устанавливала систему “сдержек и противовесов”, которая покоится на следующих основополагающих началах.

Во-первых, все три ветви власти имеют различные источники формирования. Носитель законодательной власти – конгресс – состоит из двух палат, каждая из которых формируется особым образом. Палата представителей избирается народом, Сенат – легислатурами штатов. Президент – носитель исполнительной власти, избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые избираются населением отдельных штатов. Наконец, высший орган судебной власти – Верховный суд – формируется совместно президентом и сенатом.

Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий. Палата представителей избирается на два года. Сенат не имеет срока полномочий, поскольку каждые два года он переизбирается на одну треть. Президент избирается на четыре года, члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно.

Это позволяет добиваться устойчивости и преемственности верхнего эшелона федеральной государственной машины.

В-третьих, конституция предусмотрела создание такого механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения другой. В соответствии с этим конгресс получил право как суверенный законодательный орган отклонять любые законопредложения президента, включая финансовые, которые он может вносить через свою креатуру в палатах. Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших федеральных должностей, так как для ее утверждения требуется согласие двух третей Сената. конгресс, наконец, может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности.

Важнейшим конституционным средством воздействия президента на конгресс являлось отлагательное вето, которое может быть преодолено только в том случае, если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя третями голосов в обеих палатах.

Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия Сената. Это означает, что предложенные президентом кандидатуры на высшие судебные должности должны быть одобрены двумя третями голосов Сената. Конституция создала предпосылки для присвоения Верховным судом права конституционного надзора, которое явилось важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности как конгресса, так и президента. Сами федеральные судьи могли быть отстранены от должности в соответствии с процедурой импичмента, которая осуществлялась обеими палатами конгресса.

Система “сдержек и противовесов” должна была не только предупредить узурпаторские тенденции каждой из трех ветвей власти, но и обеспечить стабильность и непрерывность функционирования самой государственной власти.

Конституция заложила основы федеративной формы государственного устройства, хотя соответствующего понятия в ее тексте нет.

Американская конституция положила в основу федерации дуалистический (двойственный) принцип, в силу которого устанавливалась предметная компетенция союза, а все остальное (с некоторыми оговорками и уточнениями) относилось к ведению штатов.

Важнейшее значение для прочности учреждаемого союза имело предписание ст. VI, в которой закреплялся принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов. Конституция не только провозгласила принцип верховенства федерального права, но и предусмотрела механизм, обеспечивающий его реализацию, т. е. положение о том, что в случае коллизии законов судьи штатов всегда должны отдавать предпочтение федеральному праву. Эта конституционная норма является краеугольным камнем всего здания американского федерализма.

Билль о правах. Оригинальный текст федеральной конституции не содержал в себе особой статьи или раздела, посвященного гражданским правам и свободам. Подобного рода забвение гражданских прав и свобод вызвало огромное недовольство демократически настроенных слоев населения и даже поставило под угрозу ратификацию конституции. Уже в июне 1789 г. в первый конгресс, созванный на основе конституции по предложению Д. Мэдисона, были внесены первые 10 поправок, которые к декабрю 1791 г. были ратифицированы штатами и одновременно вступили в силу. Поправки, составляющие Билль о правах, равнозначны по своему значению для определения правового статуса американского гражданина. Поправка X вообще не касалась гражданских прав, IX – устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией. Поправка III, регулировавшая порядок постоя солдат в мирное и военное время, в современную эпоху стала анахронизмом. В остальных 7 поправках говорилось о политических и личных правах и свободах. Так, поправка I провозглашала свободу вероисповедания, свободу слова и печати, право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями. II поправка гарантировала народу право хранения и ношения оружия. IV поправка провозглашала неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества. В поправке V говорилось о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности. Поправки VI, VII и VIII были посвящены процессуальным принципам и гарантиям. В них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей. Эти же поправки (VI – VIII) запрещали чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания.

Принятие Билля о правах явилось несомненной победой американской демократии.

 



infopedia.su

Разработка и принятие конституции США 1787 г.

Количество просмотров публикации Разработка и принятие конституции США 1787 г. — 508

Конституция США 1789 ᴦ. В 1787 ᴦ. в Филадельфии собрался Конституционный конвент, состоящий из 55 делœегатов от 12 штатов (штат Род-Айленд делœегатов не прислал). Почти всœе делœегаты имели большой опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности. Видную роль среди них играли политические деятели и юристы А. Гамильтон, Д. Вашингтон, Д. Мэдисон. Э. Рандольф, Д. Уилсон и некоторые другие. Результаты работы проделанной учредителями свидетельствует о высокой их теоретической подготовки, творческом подходе к трудам выдающихся европейских ученых-конституционалистов, умение рационально применять общетеоретические установки к конкретно-историческим условиях их страны.

Итогом 4-х месячной тщательной и всœесторонней работы явилась конституция, которая в главных своих положениях функционирует и ныне. Одним из определяющих начал, положенных в основу этого документа͵ явилось разделœение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Учение о разделœении властей было разработано в своих первоначальных очертаниях еще античными и средневековыми учеными (Аристотель, Марсилий Падуанский и др.) и наиболее полно сформировано в XVIII в. французским ученым Ш. Монтескье, как система предотвращения авторизации государственной власти, путем учреждения относительно независимых (функционально и организационно) друг от друга, неоднозначно формирующихся ветвей государственной власти.

а) Конгресс

Законодательная власть вручалась Конгрессу состоящему из 2-х палат: сената и палаты представителœей. Его важнейшей прерогативой было законодательство и, прежде всœего финансовое (бюджет, налоги и т.д.). В этой области обе палаты наделялись равными правами, за некоторым исключением: относительно налогов должны были исходить от палаты представителœей, законопроекты мог предлагать поправки сенат.

Законопроект, принятый обеими палатами, приобретал силу закона после подписания его президентом в течение 10 дней (по истечении этого срока закон считался принятым). В случае если президент отклонял законопроект, Конгресс мог добиться его утверждения, повторно одобрив 2/3 голосов в обеих палатах, ᴛ.ᴇ. предусматривалось отлагательное вето или суспензивное вето — возвращение законопроектов парламента для пересмотра.

Введение двухпалатной системы (бикамерализма) обусловленное многими причинами, предполагало вместе с тем известную конкуренцию палат, предотвращала узурпацию законодательной власти одной палатой. Конституция предусматривала неоднозначность формирования государственных властей. Депутаты палаты представителœей выбираются по штатам (1 депутат от 30 тыс. граждан, удовлетворяющих множеству цензов). Сенат составляется из выборных членов законодательных собраний штатов (2 сенатора от штата).

б) Президент

Исполнительную власть должен был возглавить Президент, который наделялся правомочиями главы правительства. Как глава государства он являлся главнокомандующим, получал право помилования и отсрочки исполнения приговоров. Им «по согласию и совету» сената назначаются послы и другие высшие должностные лица. В экстренных случаях он созывает палаты Конгресса, а также осуществляет некоторые другие полномочия. Как глава правительства Президента руководит текущим управлением страной с помощью подчинœенного ему государственного аппарата. Им издаются административные распоряжения, которые не должны, однако, выходить за рамки законов.

Президент избирается в ходе 2-х степенных выборов (населœение по штатам избирало «выборщиков», а те президенты, впоследствии выборы президента из косвенных превратились фактически в прямые).

в) Верховный суд

Третья власть была представлена суду. Общефедеральную судебную систему возглавлял Верховный Суд США. По наиболее важным делам вводился суд присяжных.

Конституция вводила систему «сдержек и противовесов». Конгресс мог отклонить законопроекты, вынесенные Президентом. Сенат не согласиться с предложенной Президентом кандидатурой на важный должностной пост. Конгресс получил право привлечь президента к ответственности в порядке импичмента. В этом случае палата представителœей возбуждает дело и формулирует обвинœение, а сенат рассматривает дело под председательством главного судьи Верховного суда США. Для признания подсудимого виновным требуется 2/3 голосов присутствующих сенаторов. В свою очередь Президент, используя право отлагательного вето, мог замедлить принятие закона, а при поддержке части конгрессменов добиться снятия его с обсуждения.

Члены Верховного суда назначаются президентом «по совету и с одобрения» сената. Для предотвращения возможного временного безвластия в период выборов устанавливаются различные сроки правомочий властей. Палата представителœей выбирается на 2 года. Сенаторы на 6 лет, причем каждые 2 года обновляется 1/3 сената. Президент избирается на 4 года. Должность членов Верховного суда объявляется пожизненной, «пока будут вести себя безукоризненно».

Конституция вводила федеративное устройство. Соответственно разграничивались правомочия между общефедеральными властями и властями отдельных штатов.

Федерация надеялась правом: объявлять войну и заключать мирные договоры (в более широком плане ведения внешней политики), регулировать торговлю с иностранными государствами и между штатами, чеканить монету (регулировать денежную систему страны), устанавливать единую меру норм для мер и весов, набирать, содержать и управлять армией и флотом.

Остальное, с учетом некоторых условий, составляло компетенцию штатов. Подчеркивалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов.

Фиксируя основы федерации, Конституция вводила «смешанную» систему правления, при которой представительство корпуса избирателœей страны в целом стало совмещаться с равным представительством штатов в сенате вне зависимости от численности населœения каждого из них.

Верхняя палата неизбежно становилась, таким образом, более последовательным выразителœем интересов штатов (особенно малонаселœенных).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, первая Конституция США определила основные принципы федерализма, разделœение властей, систему издержек и противовесов.

Билль о правах 1791 ᴦ.Введение конституции, ограниченной только изложением государственного строя и обходившей молчанием провозглашенные в Декларациях права человека, проходило с большим трудом. В законодательных собраниях штатов она была принята незначительным числом голосов и, главным образом, под условием включения в конституцию дополнений о демократических правах и свободах граждан. Законодатели понимали, что большинство американцев хотят видеть в конституции, прежде всœего гарантию от любых посягательств государственных властей на их права и свободы.

Из этого исходил и Д. Мэдисон, внесший решающий вклад в подготовку конституционных поправок к собраниям штатов в 1789 ᴦ. и утверждены ими в 1789 — 1791 гᴦ., ставшие известны как Билль о правах.

Принципиальной идеей, положенной в их основу явилось признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободу граждан: свободы вероисповедания, свободы слова и прессы, мирных собраний, права обращения к правительству с просьбой о прекращении злоупотреблений (ст. I).

Провозглашалось право иметь у себя и носить оружие (ст. 2). Запрещался в мирное время постой солдат в частных домах без согласия их владельцев (ст. 3). Признавалось недопустимым задержание лиц, обыск, выемка вещей и бумаг без выдаваемых соответствующим должностным лицом законно обоснованных разрешений (ст. 4). Никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как по решению суда присяжных, за исключением дел, возникших в армии. Никто не мог быть подвергнут повторному наказанию за одно и тоже преступление, быть лишенным жизни, свободы, собственности без законного судебного разбирательства (ст. 5). Уголовные дела должны рассматриваться судом присяжных. Обвиняемый вправе на очную ставку со свидетелями, показывающими не в его пользу, ему разрешалось вызывать свидетелœей со своей стороны и прибегнуть к советам адвоката (ст. 6). Запрещались жесткие и необычные наказания (ст. 8).

В качестве общего принципа устанавливалось, что названные в конституции, включая Билль 1791 ᴦ., права не должны умалять всœе другие права и свободы, «оставшиеся принадлежностью народа» (ст. 5) и неразрывно связанное с этим . Другое не менее важное: «правда, не представленные конституцией Соединœенных штатов и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам или народу» (ст. 10).

В сочетании с этими положениями Конституция США приобрела еще большую прогрессивную направленность. Был создан, как показала последующая история, наиболее оптимальный вариант государственного строя для США.

Билль о правах 1791 ᴦ. явился одним из первых поправок к Конституции США, сделал огромный сдвиг в развитии демократических институтов буржуазного государства.

referatwork.ru

2. Разработка и принятие Конституции США 1787 г. : История государства и права зарубежных стран : Экономико-правовая библиотека

10 мая 1776 г. Второй Континентальный конгресс принял резолюцию, предлагавшую

колониям создать собственные правительства, «которые бы наилучшим образом способствовали счастью и безопасности их учредителей». Однако процесс принятия

колониями конституций начался несколько раньше, когда 6 января 1776 г. Нью-Гэмпшир

принял первую конституцию и закончился лишь 13 июля 1784 г., когда этот же штат

принял свою вторую конституцию. Моделью для многих штатов послужила конституция

Вирджинии, принятая 29 июня 1776 г.

Все конституции начинались с Декларации прав или с Билля о правах, в которых

перечислялись традиционные для английских подданных права и свободы –

освобождение из-под стражи под «необременительный» залог, запрет жестоких

наказаний, «быстрый и справедливый суд» и т.д. В них закреплялись и такие права и

свободы, которыми не наделялись тогдашние англичане: свобода печати и выборов,

право большинства на замену и изменение правительства. Некоторые штаты добавляли в

этот перечень права, заимствованные из английских конституционных документов или

собственного политического акцента: свободу слова, собраний, петиций, ношения

оружия, неприкосновенность жилища, запрещение законов, имеющих обратную силу.

Все конституции исходили из принципа разделения властей, склоняясь к локковской

модели (Локк – анг. Философ XVII в., один из создателей теории разделения властей) с

ее верховенством парламента. В силу этого во всех штатах, за исключением Нью-Йорка,

Массачусетса и Нью-Хэмпшира, позиции исполнительной власти были слабее власти

законодательной. Только в двух штатах губернаторы были наделены правом

отлагательного вето, в большинстве штатов судьи назначались не исполнительной

властью, а легислатурами и объявлялись независимыми.

Конституции штатов принимались конвентами, т.е. учредительными собраниями. Для

их изменения лишь немногие конституции предусматривали особую процедуру. В

остальных штатах поправки принимались в том же порядке, что и сами конституции, т.е.

специально созываемыми конвентами.

Статьи конфедерации

9 января 1778 г. на третьем году независимого существования, воюющие штаты

создали конфедеративную организацию, нацеленную на координацию общих усилий в

деле обороны и для «заведования общими интересами». При этом каждый штат сохранял

«свое верховенство, свою свободу и независимость, равно как и всю власть, всю

юрисдикцию и все права, которые не предоставлены этой конфедерацией Соединенным

Штатам, собравшимся на конгресс» (ст.II).

Для «заведования общими интересами» ежегодно избирались делегаты на конгресс в

первый понедельник ноября причем каждому штату предоставлялось право отзыва всех

своих делегатов или некоторых из них в течение года и право замены их на остальную

часть года. Делегаты учредительного конгресса считались « облеченными авторитетом и

полномочиями» и осуществляли свои функции «от имени и по поручению наших

уважаемых конституционных собраний» (ст.XIII).

На утверждение Статей о конфедерации и вечном союзе потребовалось три года (до 1

марта 1781 г.), однако все это определенно сказалось на результатах освободительной

войны. Она завершилась победой конфедерации в 1783 г. По миру, подписанному 3

сентября 1783 г. в Версале, Англия признала независимость Соединенных штатов.

Статьи конфедерации юридически оформили и закрепили, как сказано в преамбуле,

создание «вечного Союза между Штатами». Названием конфедерации, сказано в ст. I,

будет «Соединенные Штаты Америки», что должно пониматься как «объединившиеся

государства Америки». Речь шла о 13 независимых республиках.

Конфедерация Соединенных штатов Америки не была государством в собственном

смысле слова. Она представляла собой союз самостоятельных государств. Поэтому

статьи конфедерации представляют собой некую разновидность международного

договора, а не основной закон единого государства. Однако в рамках этого союза были

заложены некоторые экономические, политические и психологические основы той

американской государственности, юридической основой которой являлась Конституция

1787 г. Статьи конфедерации не установили единого гражданства. В ст.IV говорится о

«свободных жителях» каждого из этих штатов, о «свободных гражданах в различных

штатах», а не гражданах союза.

Каждый штат в Конгрессе был представлен двумя-семью делегатами. При этом

каждый штат в Конгрессе имел один голос. В случае раскола между делегатами штата

делегация теряла свой голос.

Конгресс формально обладал внешнеполитическими полномочиями. Он объявлял

войну и заключал мир, посылал и назначал послов, заключал международные договоры,

управлял торговлей с индейскими племенами. Во внутренней сфере его полномочия

были весьма скромными. Узость объема полномочий усугублялась организационным

бессилием Конгресса (для принятия наиболее важных решений необходимо было

согласие 9 штатов из 13).

Конгресс после победоносного завершения войны за независимость принял

знаменательные Северо-Западные ордонансы 1784, 1785 и 1787 г.г. которые создали

юридическую базу для территориальной экспансии США и установили процедуру

создания новых штатов и принятия их в союз.

Конституция США 1787 г.

Принятие конституции США было обусловлено реальными экономическими,

политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами.

Развал «вечного союза», чудовищный партикуляризм, экономический хаос, угроза

гражданской войны – все это требовало создания единого государства на базе 13

практически независимых штатов.

В феврале 1787 г. Конгресс принял резолюцию о созыве в мае. В Филадельфии

специального Конвента из делегатов, назначаемых штатами, с единственной целью

пересмотреть Статьи конфедерации. Однако конвент пошел дальше, он принял

конституцию.

Филадельфийский конвент представлял собой небольшую, но внушительную

делегацию из 55 делегатов. 39 из них были делегатами Конгресса. Остальные имели

опыт политической деятельности в своих штатах.

В составе 55 делегатов было 24 финансиста, 11 судовладельцев.

Конституция готовилась в течение четырех месяцев и была подписана 17 сентября

1787 г. гораздо меньшим числом делегатов из 55 прибывших на филадельфийский

конвент в мае месяце. Часть делегатов покинула Конвент в знак несогласия с предметом

обсуждения.

Конституция 1787 года не ликвидировала политической автономии штатов, но она

противопоставила ей сильную централизованную власть. Конфедерация превратилась в

федерацию.

Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем

ратифицирована, представляет собой весьма краткий документ. Он состоит из

преамбулы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. В основу организации,

компетенции и взаимодействия высших органов власти республики был положен

американский вариант принципа разделения властей, созданный не столько в

соответствии с теориями Д. Локка и Ш. Монтескье (Ш. Монтескье – французский

философ-просветитель XVIII в., один из создателей теории разделения властей), сколько

с учетом своего собственного опыта. Следует особо подчеркнуть, что учредители

конституции никогда не помышляли о создании трех независимых друг от друга властей.

Согласно их взгляда, власть едина, но она имеет три ветви: законодательную,

исполнительную и судебную. Для предупреждения концентрации полномочий , чреватой

установлением тирании одной ветви власти, конституция устанавливала систему

«сдержек и противовесов», которая покоится на следующих основополагающих началах.

Во-первых, все три ветви власти имеют различные источники формирования.

Носитель законодательной власти – Конгресс состоит из двух палат, каждая из которых

формируется особым образом. Палата представителей избирается народом. Сенат –

легислатурами штатов. Президент – носитель исполнительной власти избирается

косвенным путем, коллегией выборщиков, которые избираются населением отдельных штатов. Наконец, высший орган судебной власти – Верховный суд – формируется

совместно президентом и сенатом.

Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий.

Палата представителей избирается на два года. Сенат не имеет срока полномочий,

поскольку каждые два года он переизбирается на одну треть. Президент избирается на

четыре года, члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно.

Это позволяет добиваться устойчивости и преемственности верхнего эшелона

федеральной государственной машины.

В-третьих, конституция предусмотрела создание такого механизма, в рамках которого

каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения

другой. В соответствии с этим конгресс получил право как суверенный законодательный

орган отклонять любые законопредложения президента, включая финансовые, которые

он может вносить через свою креатуру в палатах. Сенат может отклонить любую

кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших федеральных должностей,

так как для ее утверждения требуется согласие двух третей сената. Конгресс, наконец,

может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от

должности.

Важнейшим конституционным средством воздействия президента на Конгресс

являлось отлагательное вето, которое может быть преодолено только в том случае, если

билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя

третями голосов в обеих палатах.

Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия Сената. Это

означает, что предложенные президентом кандидатуры на высшие судебные должности

должны быть одобрены двумя третями голосов Сената. Конституция создала

предпосылки для присвоения Верховным судом права конституционного надзора,

которое явилось важнейшим средством сдерживания нормаустанавливающей

деятельности как Конгресса, так и президента. Сами федеральные судьи могли быть

отстранены от должности в соответствии с процедурой импичмента, которая

осуществлялась обеими палатами Конгресса.

Система «сдержек и противовесов» должна была не только предупредить

узурпаторские тенденции каждой из трех ветвей власти, но и обеспечить стабильность и

неприрывность функционирования самой государственной власти.

Конституция заложила основы федеративной формы государственного устройства,

хотя соответствующего понятия в ее тексте нет.

Американская конституция положила в основу федерации дуалистический

(двойственный) принцип, в силу которого устанавливалась предметная компетенция

союза, а все остальное (с некоторыми оговорками и уточнениями) относилось к ведению

штатов.

Важнейшее значение для прочности учреждаемого союза имело предписание ст.VI, в

которой закреплялся принцип верховенства федерального права, по отношению к

правовым установлениям штатов. Конституция не только провозгласила принцип

верховенства федерального права, но и предусмотрела механизм, обеспечивающий его

реализацию, а именно положение о том, что в случае коллизии законов судьи штатов всегда должны отдавать предпочтение федеральному праву. Эта конституционная норма

является краеугольным камнем всего здания американского федерализма.

Билль о правах

Оригинальный текст федеральной конституции не содержал в себе особой статьи или

раздела, посвященного гражданским правам и свободам. Подобного рода забвение

гражданских прав и свобод вызвало огромное недовольство демократически

настроенных слоев населения и даже поставило под угрозу ратификацию конституции.

Уже в июне 1789 г. в первый конгресс, созванный на основе конституции по

предложению Д. Мэдисона были внесены первые 10 поправок, которые к декабрю 1791

г. были ратифицированы штатами и одновременно вступили в силу. Поправки,

составляющие Билль о правах, равнозначны по своему значению для определения

правового статуса американского гражданина. Поправка X вообще не касалась

гражданских прав, IX устанавливала принцип недопустимости ограничения прав

граждан, прямо не упомянутых конституцией. Поправка III, регулировавшая порядок

постоя солдат в мирное и военное время, в современную эпоху стала анахронизмом. В

остальных 7 поправках говорилось о политических и личных правах и свободах. Так,

поправка I говорила о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа

мирно собираться и обращаться к правительству с петициями. II поправка гарантировала

народу право хранения и ношения оружия. IV поправка провозглашала

неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества. В поправке V говорилось о

суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной

собственности. Поправки VI, VII и VIII были посвящены процессуальным принципам и гарантиям. В них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были

рассматриваться с участием присяжных заседателей. Эти же поправки (VI-VIII)

запрещали чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания.

Принятие Билля о правах явилось несомненной победой американской демократии.

www.vuzllib.su

45. Разработка и принятие Конституции сша 1787 года.

Конституция 1787 года. В Филадельфии собрался Консти¬туционный конвент, на который 12 штатов (кроме штата Род-Айленд) прислали 55 делегатов. Итогом четырех месячной тщательной работы стала Конституция, ко¬торая в своих главных положениях функционирует и ныне. Одним из определяющих начал, положенных в основу этого документа, яви¬лось разделение властей. Законодательная власть вручалась Конгрессу, состоящему из двух палат: сената и палаты представителей. Исполнительную власть возглавлял президент, который наделялся правомочиями главы государства и главы правительства. Третья власть была представлена судом. Общефедеральную судеб¬ную систему возглавлял Верховный суд США. Таким образом, предусматривалась конституционная система “сдержек и противовесов”. Конституция предусматривала правила формирования государст¬венных властей.

Причины постоянности американской конституции:

1. создана профессиональными юристами

2. главное в ней — система принципов.

2. антифедералисты.

46. Характерные черты ранних («варварских») королевств в Германии.

до 10 века западная европа была дофеодальной- варварскими государствами или раннегерманские королевства варварские так как

1. они дофеодальные

2. созданы германцами-варварами.

ранние германские королевства так как:

германские королевства представляют собой разновидность ранних государств вообще. государство называется ранним, так как не обладает всеми признаками зрелого гсоударства: признаком админстративно-территориального деления, а наличиствует родово-племенное деление. энгельс выделил следующие признаки государства:

1. публичная власть

2. разделение населения по территории

3. возникновение налогов.

в ранних германских королевствах эти признаки являются не признаками, а тенденциями, процессами, наименее развитым из которых является разделение населения по территории.

2. несколько моделей создания государства у германцев:

1. военная организация. в условиях краха империи германцы могли возложить функции государства только на военную организацию: ввоенные дружины+ народное ополчение. однако с негативными явлениями военные дружины были вынуждены выполнять и общественнополезные функции.

2. модель большого домохозяйства. германские вожди- родственники- слуги- рабы приобрели государственные должности, т.е. происходит одомашнивание государственых должностей. появляются римские государственные должности: канцлер и т.д. многие германские короли стремились подражать римским императорам. подражание риму получило название иммитации империи. наряду с имитацией империи существовала так же трансляция империи. в 10 веке германцы создают империю, называвшуюся «священной римской империей германской нацией», т.е. немцы притендовали на трансляцию римского суверинитета. римская идея сводится к политическому объединению многих народов европы в границах одного обширного государства

47. Статьи конфедерации сша 1781 года.

1777 — Организована Конфедерация Американских колоний. Акт ”статьи конфедерации” — конституция конфедерации — МП договор.

Союзный орган — конгресс — высший законодательный орган — мог решать вопросы только входящие в его компетенцию. Конгресс действовал на основе делегирования членов представительных органов штатов ( один штат — один голос).

Компетенция конгресса:

-международные дела

— армия и флот

— финансы и займы

— посредничество в спорах между штатами.

Исполнительная власть — Comity of States — подчинен конгрессу — 13 человек — обязан принимать решение большинством в 9 человек. Но этот комитет не имел рычагов воздействия на отдельные штаты.

Статьи конфедерации должны быть ратифицированы представительными органами колонии. СК вступили в силу с 1.03.1781

studfiles.net