Принципы психологии кратко – Основные принципы психологической науки — читать онлайн бесплатно журнал для всей семьи Depils.com

Принципы психологии.

Количество просмотров публикации Принципы психологии. — 2589

Принципы психологии – это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности её формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к её изучению и изменению.

Общие принципы психологии˸

Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и ᴇᴦο основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами˸ особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние ᴇᴦο психики.

Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, её истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.

Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.

Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика должна быть правильно понята, в случае если воспринимается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат ᴇᴦο деятельности и общения с другими людьми, результат ᴇᴦο обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического˸ субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты ᴇᴦο деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на базе систем ᴇᴦο субъективных и объективных проявлений.

Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.

Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.

Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей˸ их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.

Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.

Читайте также


  • — ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ

    Основополагающими принципами психологии являются: 1) принцип детерминизма, 2) принцип единства сознания и деятельности, 3) генетический принцип или принцип развития, 4) принцип ведущей роли деятельности в развитии психики, 5) принцип психической целостности и др., 6) принцип… [читать подробнее].


  • — Предмет, задачи и принципы психологии

      Много лет назад в лесах Аверона, на юге Франции, охотники нашли мальчика, вскормленного, по-видимому, каким-то животным и полностью одичавшего. Позднее в джунглях Индии были найдены две девочки, похищенные, как оказалось, волчицей и вскормленные ею. Науке известны… [читать подробнее].


  • — Принципы психологии личности

    Методология любой науки или научного направления задает общие принципы научного исследования. Кроме всего прочего, она определяет характер и способы связи данной отрасли знания с другими отраслями. По Карлу Попперу, методология — это теория научного метода, или теория… [читать подробнее].


  • — Принципы психологии

    Современная научная психология, с одной стороны, решает теоретические вопросы, с другой – практические задачи в области образования, труда, медицины и т.д. Отдельные отрасли психологии отделяются, во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности и… [читать подробнее].


  • — Принципы психологии

    … [читать подробнее].


  • — Тема 4. Принципы психологии.

    Получение новых знаний о психике изучение психики в большой степени зависит от подхода исследователя к объекту познания. Этот подход определяется системой методологических основ, или принципов. Принцип – это основа некоторой совокупности фактов или знаний, исходный… [читать подробнее].


  • — Принципы психологии

    Принцип детерминизма (от лат. determino – определяю) состоит в том, что объяснение какого-либо феномена или события строится на раскрытии его причинно-следственных связей с другими феноменами или событиями и анализе закономерного взаимодействия эмпирически установленных… [читать подробнее].


  • — Объяснительные принципы психологии личности (системности, развития, детерминизма и др.).

    Объяснительные принципы психологии личности. Пытаясь систематизировать разные взгляды в психологии на понимание личности, было выявлено несколько принципов- аксиом, на которых сходятся представления о личности: а) принцип системности (Ананьев Б.Г., Барабанщиков В.А.,… [читать подробнее].


  • — Из пункта 1.1. Принципы психологии

    … [читать подробнее].


  • — Принципы психологии

      Почему имя Джемса называют в ряду крупнейших американских психологов? Тому есть три причины. Во — первых, его слог отличался ясностью, столь редкостной для научного языка. В его стиле есть непосредственность и очарование. Во — вторых, Джемс стоял на позициях,… [читать подробнее].


  • referatwork.ru

    Основные методологические принципы психологии

    Методологические принципы построения психологических исследований. Становление важнейших методологических принципов в истории психологии

    Методологические принципы психологии – основные проверенные вре­менем и практикой положения, определяющие дальнейшее развитие психологии и ее применение.

    Основными методологическими принципами являются: принцип детерминизма; принцип единства личности, сознания и деятельности; принцип рефлекторной и социаль­но-исторической обусловленности психики человека; принцип развития пси­хики; принцип иерархии; принцип системности, принцип личностного подхода; принцип единства теории, эксперимента и практики.

    Принцип детерминизма – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий объяснять изучаемые феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю фактов.

    Принцип единства личности, сознания и деятельности – принцип психологии, согласно которому сознание как высшая интегральная форма психического отражения, личность, являющаяся человеком как носителем сознания, деятельность как форма взаимодействия человека с миром, в которой он достигает сознательно поставленной цели, существуют, проявляются и формируются не в своем тождестве, а в триединстве, определяемом диалектикой их причинно-следственных связей. Иными словами сознание – личностно и деятельно, личность – сознательна и деятельна, деятельность – сознательна и личностна.

    Принцип рефлекторной и социально-исторической обусловленности психики человека – все психические явления есть результаты непосредственного или опосредованного психического отражения (его физиологический механизм – рефлексы головного мозга), содержание которого детерминировано объективным миром.

    Принцип системности – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства.

    Принцип развития как объяснительный принцип психологии внутренне связан с другими регулятивами научного познания – принципом детерминизма и принципом системности. Принцип развития предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин, и вместе с тем включает в себя постулат об обусловленности преобразования этих явлений их включенностью в целостную систему, образуемую их взаимоориентацией.

    Принцип иерархии – все психические явления должны рассматриваются как ступени, включенные в иерархическую лестницу, где нижние ступени субординированны высшими, а высшие – включая низшие в измененном, но не устраненном виде и опираясь на них, — к ним не сводятся.

    Принцип личностного и системного подхода — метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; в психологии применяется при изучении системы психических явлений, присущих человеку, группе.

    Принцип единства теории, эксперимента и практики – эксперимент, обосновываясь теорией, ее проверяет и уточняет и, вместе с ней проверяясь практикой как высшим критерием истины, служит ей, улучшая ее. Значение этого принципа было показано Б.Ф.Ломовым.

    Каждый из методологических принципов должен рассматриваться и в качестве закона психологии.

    Психологические науки, используя эти общие для них принципы, могут дополнять их принципами смежных наук, на пересечении с которыми развиваются.

    Принцип системности как объяснительный принцип научного познания. История реализации системного подхода в психологии

    Принцип системности – принцип научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; в психологии применяется при изучении системы психических явлений, присущих человеку, группе.

    Принцип системности — (от греческого systema – сопоставленное из частей, соединение) – методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элементов определяются их местом в структуре.

    Системный подход как методологический регулятив не был «изобретен» философами или психологами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем сам принцип системности был теоретически осмыслен.

    Первым в истории научной мысли, в том числе, психологической, принцип системности утвердил Аристотель. Душа, по мнению Аристотеля, хотя и не может существовать без тела, но не идентична ни отдельным образующим тело вещественным элементам, ни их смешению.

    Декарт, разрабатывая свою системную модель, отграничил объяснение ее действий от «несистемного», хотя и строго причинного объяснения хода вещей в неорганическом мире.

    В ХIХ веке стали активно разрабатываться новые воззрения на системность. Первая половина этого века ознаменовалась крупными успехами в изучении строения и функций нервной системы. Важнейшим открытием этого времени явилось установление различий между чувствительными и двигательными волокнами и подтверждение возможности перехода возбуждения чувствительных волокон в ответную реакцию двигательных – то есть был открыт рефлекс. Стала развиваться концепция «рефлекторной дуги», в основе которой также лежал взгляд на нервную систему человека и на весь его организм в целом как на единую целостную структуру.

    Дальнейшее свое развитие принцип системности получил в трудах таких выдающихся ученых как: Дарвин, Бернар, Гельмгольц, Сеченов и др. Идеи принципа системности по-своему разработали представители гештальт-подхода и психоанализа. Представители психоанализа связывали системный подход с анализом аффективных процессов, рассматривая в качестве основного фактора в человеческой психике так называемый «комплекс». Отечественные психологи рассматривают психологические системы как целенаправленные и социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, для отечественных исследователей является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессы общения. Принцип системности, как можно было убедиться пришел в новую психологию сперва из механики (образ «человека – машины» у Декарта), затем радикально изменился благодаря научной революции в биологии (утвердившей формулу «организм — среда»), и, наконец, выступил в интерпретации, заданной культурологией (понятие о «знаковых системах»).

    Значение принципа системности для теоретической психологии огромно. К сожалению, многократно и на протяжении последних двух – трех последних десятилетий принцип системности, хотя и декларировался как приоритетный для психологической науки, но так и не получил конкретных воплощений и теоретического обоснования. Не были выделены общепсихологические системообразующие признаки и принципы. Приметой системности как бы является уже сам факт реализации в ней идеи восхождения от абстрактного к конкретному, идеи восходящего и нисходящего детерминизма, идеи единства социогенеза и онтогенеза в выделении категории их взаимопереходов.

    Следует в заключении сказать, что любая современная научная теория, при своем построении и развитии своих представлений должна опираться на принцип системности, так как он является одним из основополагающих принципов современной теории психологии.

    Принцип развития в психологии. Категория развития как ведущая в системе понятий психологической науки, история ее возведения в статус важнейшего методологического принципа психологической науки

    Развитие является философским и общенаучным способом объяснения явлений окружающей действительности.

    Принцип развития внутренне связан с другими регулятивами научного познания — детерминизмом и системностью. Он предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под дей­ствием производящих их причин. Принцип развития предполагает, что изменения происходят закономерно, что переходы от одних форм к другим не носят хаотического характера даже тогда, когда включают элементы случайности и вариативности.

    Это выступает и при соотнесении двух основных типов развития; эволюционного и революционного. Их соотношение таково, что, с одной стороны, обеспечивается преемственность в смене уровней при самых радикальных преобразованиях процесса развития, с другой — происходит становление качественно новых форм, не сводимых к предшествующим. Тем самым становится очевидной односторонность концепций, которые либо, акцентируя преемственность, сводят новообразования в ход развития к формам, характерным для низших этапов этого процесса, либо, акцентируя значимость революционных сдвигов, видят в появлении качественно иных, чем прежде, структур, эффект своего рода катастроф, разрывающих «связь времен». Под воздействием этих методологических установок складывались разные подходы к объяснению изменений, которые претерпевает психика в ее различных формах и масштабах — в филогенезе и онтогенезе.

    В заключении следует сказать, что наряду с принципом детерминизма и принципом системности, принцип развития является одним из основополагающих в современной психологической науке. Принцип развития находит практической применение в возрастной и педагогической психологии, в зоопсихологии, в ряде других отраслей психологической науки.

    Понятие сознания и деятельности как узловые категории психологической науки. Применение принципа единства сознания и деятельности к изучению психических процессов, свойств и состояний.

    Принципы психологии – основные, проверенные временем и практикой положения, определяющие дальнейшее развитие психологии и ее применение. Каждый из принципов психологии должен рассматриваться и в качестве закона психологии. Одним из наиболее важных для методологии психологии в целом и для отечественной психологии в частности, является принцип единства сознания и деятельности.

    Согласно принципу единства сознания и деятельности, сознание как высшая интегральная форма психического отражения и деятельность как форма взаимодействия человека с миром, в которой он достигает сознательно поставленной цели, существуют, проявляются и формируются в единстве, определяемом диалектикой их причинно-следственных связей. Иными словами, сознание – деятельно, а деятельность — сознательна.

    Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определен­ное отношение человека к окружающему. Оно вбирает в себя, таким образом, всю работу сознания и всю полноту непосредственного переживания. Каждое самое простое человеческое действие – реальное физическое действие челове­ка – является неизбежно вместе с тем и каким-то психологическим актом, бо­лее или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действую­щего к другим людям, к окружающим. Стоит только попытаться обособить переживание от действия и всего того, что составляет его внутреннее содержа­ние, — мотивов и целей, ради которых человек действует, задач, которые его действия определяют, отношения человека к обстоятельствам, из которых рож­даются его действия, – чтобы переживание неизбежно исчезло вовсе.

    Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тожество, но единство. Движи­мый каким-нибудь влечением, человек будет действовать иначе, когда он осознает его, т.е. установит объект, на который оно направлено, чем действовал, пока он его не осознал. Сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания, а тем самым ее течение и характер; деятельность перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды; она по-иному регулируется; закономерности, которым она подчиняется, выходят за пределы одной лишь физиологии; объяснение деятельности требует раскрытия и учета психологических закономерностей.

    Сознание не является внешней силой, которая извне управляет деятельностью человека. Будучи предпосылкой дея­тельности, сознание вместе с тем и ее результат. Сознание и деятельность чело­века образуют подлинное единство.

    Определение дея­тельности человека в отрыве от его сознания так же невозможно, как определе­ние его сознания в отрыве от тех реальных отношений, которые устанавливают­ся в деятельности.

    Так же как явление сознания не может быть однозначно определено вне своего отношения к предмету, так и акт поведения не может быть однозначно определен вне своего отношения к сознанию. Одни и те же движения могут означать различные поступки, и различные движения – один и тот же поступок. Внешняя сторона поведения не определяет его однозначно, потому что акт деятельности сам является единством внешнего и внутреннего, а не только внешним фактом, который лишь внешним образом соотносится с сознанием.

    Различные уровни и типы сознания означают вместе с тем и различные уровни или типы поведения (ре­акция, сознательное действие, поступок). Ступени в развитии сознания означа­ют изменения внутренней природы действия или актов поведения, а изменение внутренней природы есть вместе с тем и изменение психологических законо­мерностей их внешнего объективного протекания.

    Единство сознания и поведения, внутреннего и внешнего бытия человека рас­крывается для нас в самом их содержании.

    Внутреннее, психическое неопределимо вне соотнесения с внешним, объективным. С другой стороны, анализ поведения по­казывает, что внешняя сторона акта не определяет его однозначно. Природа человеческого поступка определяется заключенным в нем отношением человека к человеку и окружающему его миру, составляющим его внутреннее содержание, которое выражается в его мотивах и целях. Поэтому не приходится соотносить поведение как нечто лишь внешнее с сознанием как чем-то лишь внутренним; поведение само уже представляет собою единство внешнего и внутреннего, так же как, с другой стороны, всякий внутренний процесс в определенности своего предметно-смыслового содержания представляет собой единство внутреннего и внешнего, субъективного и объективного.

    Таким образом, единство сознания и деятельности или поведения основыва­ется на единстве сознания и действительности или бытия, объективное содержа­ние которого опосредует сознание, на единстве субъекта и объекта. Одно и то же отношение к объекту обусловливает и сознание и поведение, одно – в идеаль­ном, другое – в материальном плане.

    studfiles.net

    11-Основные методологические принципы научной психологии

    Вопрос № 11. Основные методологические принципы научной психологии.

    Методология – область научной деятельности, в ходе которой изучаются и применяются общие и частные методы научных исследований, а также принципы подхода к определению предмета, объекта и методов исследования действительности и к решению разных классов научных задач.

    Шедровицкий Г.П. сформулировал собственное понимание методологии как сложной мыслительной работы в онтологиях, направленной на конструирование знаний, воспроизведение существенных характеристик реальности, разработку категорий как средств онтологической и методологической работы, организующих мышление исследователей.

    В современной методологии психологии выдвигаются следующие проблемы: анализ психологических теорий и концепций, понятие о психологических закономерностях, процедуры проверки, подтверждения и опровержения психологических теорий, законов, гипотез, методы научно-психологических исследований, реконструкция развития научного психологического знания.

    На данных принципах базируется отечественная психология. Их необходимо учитывать при планировании психологического исследования:

    1. Принцип активности. Разрабатывался в трудах Леонтьева, Ананьева, Рубинштейна. Принцип выражается в понимании психического отражения как активного процесса. Речь идет о том, что психическое отражение непосредственно зависит от потребностей, целей, установок, ценностно-смысловой сферы личности и прошлого опыта человека. Все эти параметры определяют избирательность (пристрастность) этого отражения.

    Еще одной особенностью проявления активности психического отражения является способность человека предвосхищать будущие события, представлять результаты своих будущих действий или поведения и пр.

    Этот принцип психологии в ряде психологических и физиологических теориях противопоставляется принципу реактивности. Согласно принципу реактивности человек рассматривается как особого рода «машина», которая пассивно откликается на воздействие внешней среды. Такой реактивный подход характерен для ассоциативной психологии, бехивиаризма, необихевиаризма, рефлексологии. Источником активности являются потребности.

    2. Принцип единства сознания и деятельности. Суть принципа: деятельность и поведение человека основываются на единстве сознания и действительности. Объективное содержание этой взаимосвязи определяется сознанием человека.

    Рубинштейн писал, что сознание и деятельность едины, но нетождественны. Это единство выражается в том, что все психические свойства человека, его сознание, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

    Рубинштейн писал, что способности личности, ее психические свойства, характерологические черты являются одновременно и предпосылкой и результатом поведения личности. Данный принцип отрицает рассмотрение психики как процесса отражения однозначно детерминированного изнутри органическими структурами. Подчеркивается зависимость психики от реальных жизненных взаимоотношений человека.

    Влияние деятельности на психику:

    а) Профессиональная деформация. Длительное выполнение одной и той же деятельности приводит к вторичной акцентуации характера.

    б) Ведущая деятельность выступает основным условием психического развития подростка.

    Психика влияет на деятельность — целеполагание.

    3. Принцип детерминизма. Принцип разрабатывали Рубинштейн, Леонтьев. Данный принцип заключается в том, что психическое отражение обусловлено внешней реальностью, или, как писал Рубинштейн: внешнее преломляется через внутреннее.

    Изучение зависимости психики от деятельности «размыкает», по Рубинштейну, замкнутость внутреннего мира психики и вводит ее изучение в контекст конкретных материальных условий, в которых протекает жизнедеятельность человека.

    Факторы детерминирующие психическое развитие:

    — биогенетический подход (наследственность)

    — социогенетический (развитие психики определяет социум)

    — теория параллелизма (наследственность 50%/ социум50%)

    Выготский считал, что наследственность и среда вносят различный вклад на разных возрастных этапах.

    4. Принцип развития психики. Этот принцип обозначил Аристотель (растительная, животная и разумная души). Активно принцип разрабатывался в работах Леонтьева, который рассматривал специфику развития психики в онто- и филогенезе.

    По Леонтьеву психика – специфический компонент в эволюции организмов. Ее развитие и рост (т.е. количественное изменение) и качественны изменения(появляющиеся к концу каждого возрастного периода новообразования). Содержанием психического развития является борьба между старыми отживающими формами психики и новыми, появляющимися. Возникновение новой ступени психического развития не является только внешней подстройкой к уже имеющейся стадии. Всякая предшествующая стадия всегда выступает как подготовительная ступень к последующей возрастной стадии. Леонтьев считал, что суть принципа развития заключается в том, что самим способом существования психики и является ее развитие. Это развитие происходит и на онтогенетическом, и на филогенетическом и на социогенетическом уровнях.

    5. Принцип историзма. Леонтьев, Асмолов. Согласно этому принципу развитие человеческого сознания происходило в процессе общественно-исторического развития, в ходе которого общественное бытие людей определяло их сознание, образ их жизни, в свою очередь, определялось ими.

    Согласно этому принципу изучение личности, процессов познания, межличностных отношений, необходимо проводить с учетом конкретной общественно-исторической формации и учитывать особенности социализации в разных субкультурах.

    6. Принцип системности. Разрабатывался Ломовым. Принцип заключается в том, что психические образования (процессы, качества) имеют достаточно сложное строение и компоненты этой структуры сосредоточены друг с другом и между ними существуют определенные взаимосвязи. В качестве примера можно рассматривать понятия: ВПФ, личность и т.д.

    studfiles.net

    Основные принципы психологической науки

    Выделяют три важнейших методологических принципа психологии — принцип детерминизма, принцип системности и принцип развития.

    Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е. что все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Эти связи могут объясняться разными основаниями, и в истории психологии существует несколько подходов к их объяснению.

    В античности уже существовало понимание того, что все процессы в психике взаимосвязаны. Анаксагор и Гераклит впервые заговорили о детерминизме, о том, что закон, Логос, который определяет, что должно произойти с человеком, с природой в целом. Гераклит писал, что «даже солнце не может нарушить Логос… » Таким образом, все, происходящее в природе и в душе человека, обусловлено определенной причиной, хотя мы и не всегда можем объяснить эту связь и найти эту причину. Демокрит, который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал, что «люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять».

    Платон и Аристотель изменили первоначальную концепцию детерминизма, отрицая его всеобщий характер, в частности его влияние на разумную часть души, на процесс нравственного развития человека. При этом они вводили понятие детерминизма», считая, что душа стремится к определенной цели, которую Платон соединял с идеей или общим понятием, отражающим суть вещи. Аристотель, соглашаясь, что причиной всего происходящего в психике является цель, к которой стремится душа, отрицал, что эта цель дается извне. Он считал, что цель имманентно присуща вещи и связана с ее формой, которая и отражает ее предназначение.

    Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механического детерминизма, доказывая, что все процессы в психике могут быть объяснены исходя из законов механики. Так появилась идея и о механическом объяснении поведения человека, которое подчиняется зарефлекса. Механический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Его влияние можно увидеть и в теоретических положениях основателя ассоцианистической психологии Д. Гартли, кото-считал, что ассоциации и в малом (психике), и в большом (поведение) кругах формируются и развиваются по законам механики И. Ньютона. Отголоски механического детерминизма можно найти даже в психологии начала XX в., например, в теории энергетизма, которую разделяли многие известные психологи, а также в некоторых постулатах бихевиоризма, например в идее о том, что положительное подкрепление усиливает реакцию, а отрицательное — ослабляет.

    Но еще большее влияние оказал на развитие психологии биологический детерминизм, который возник с появлением теории эволюции. Исходя из этой теории, развитие психики определяется стремлением к адаптации к среде, т.е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем условиям, в которых оно живет. Этот же закон распространялся и на психику человека, и почти психологические направления принимали этот вид детерминизма за аксиому.

    Последний вид детерминизма, который может быть назван психологическим, отталкивается от того, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. Однако в отличие от понимания цели в античности, когда она была так или иначе внешней для психики (идеей или формой), в данном случае цель присуща самому содержанию души, психики конкретного живого существа и определяет ее стремление к самовыражению и самореализации в реальной действительности — в общении, познании, деятельности. Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие процесс становления личности. Таким образом, культура становится одним из самых значимых факторов, влияющих на процесс развития психики, помогающих осознанию себя и как носителя уникальных духовных ценностей и качеств, и как члена общества. детерминизм также предполагает, что процессы, происходящие в душе, могут быть направлены не только на приспособление к среде, но и на противостояние ей, в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека.

    Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании детерминизма, изучение этих связей и их свойств имеет длительную историю в психологии.

    Первые исследования тех связей, которые существуют между психическими явлениями, сенсорную мозаику, состоящую из нескольких элементов — ощущений, представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по заассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи получил название элементаризма.

    Функциональный подход, который получил свое название от того, что психику представляли как набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрения, обучения и т.д.), появился, так же как и биологический детерминизм, в связи с теорией эволюции. Биологические исследования показали, что существует связь морфологии и функции, в том числе и психической функции. Таким образом, было доказано, что психические процессы (память, восприятие, и др.) и акты поведения могут быть представлены как функциональные блоки. В зависимости от вида детерминации эти блоки могли действовать и законам механики (как отдельные части сложной машины), и по законам биологической адаптации, связывая в единое целое организм и среду. Однако этот принцип не объяснял, каким образом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация, т.е. каким образом недостатки в работе одних отделов, могут компенсироваться нормальной работой других, например плохой слух — развитием тактильных или вибрационных ощущений.

    Именно это и объясняет принцип системности, который представляет психику как сложную отдельные блоки (функции) которой связаны между собой. Таким образом, системность психики предполагает и ее активность, так как только в этом случае возможна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики. Системность в понимании психики не противоречит и осознанию ее целостности, идее «холизма» (целостность), так как каждая психическая система (прежде всего, естественно, психика человека) является уникальной и цельной.

    И, наконец, принцип развития, который говорит о том, что психика развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром одним из наиболее распространенных психологических методов является именно генетический.

    Определяя, какие виды развития присущи психическому, этот принцип подтверждает, что существует вида развития психики — филогенетическое и онтогенетическое, т.е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития имеют определенное соответствие между собой.

    Американский психолог С. Холл предположил, что это сходство связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности стадий невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории рекапитуляции, т.е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.

    Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не существует и развитие может и ускоряться, и замедляться в зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать. Таким образом, процесс психического развития не линеен и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка. В то же время невозможно игнорировать и известную аналогию, реально существующую при сравнительном анализе процессов познавательного развития, становления самооценки, самосознания и т.д. у маленьких детей и первобытных народов.

    Поэтому многие психологи (Э. Клапаред, П.П. Блонский и др.), изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о том, что это логическое соответствие, которое объяснятся тем, что логика становления психики, ее саморазвертывания одинакова что при развитии человеческого рода, что при развитии отдельного человека.

    Выделяются также и различные стороны психического развития — и развитие личности, и развитие интеллекта, и социальное развитие, которые имеют свои этапы и закономерности, ставшие предметом исследования многих известных психологов — В. Штерна, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, П.П. Блонского и др.

    psyera.ru

    Принципы и методы психологии

    Психология, как и любая другая наука, имеет свои особые методы исследования, выбор которых зависит от исходных позиций ее в понимании психики.

    Отечественная психология при выборе методов изучения психики людей исходит из следующих принципов.

    Принцип детерминизма, причинной обусловленности психической деятельности.
    В мире не существует беспричинных явлений. Это относится и к психике. Любой психический акт животного и человека имеет свою причину. Психическая деятельность людей детерминирована социальными условиями их жизни, особенностями их воспитания и деятельности. Научная психология не ограничивается простым описанием психических явлений, она обязательно ищет причины их возникновения. Метод самонаблюдения, который эмпирическая психология XIX в. считала основным, очень мало помог науке, так как он не позволял вскрыть объективные причины психической деятельности людей.

    Принцип развития психики.
    Психическая деятельность человека не может быть понятой до конца, если ее изучать статично, вне движения и развития. Так, нельзя понять поведение взрослого человека без учета истории его жизни. Невозможно объяснить и особенности психики людей, игнорируя предысторию человеческого сознания — психику животных. Научная психология понимает развитие не только в количественном, но и в качественном отношении. Так, психическая деятельность студента качественно отлична от психической деятельности ребенка дошкольного возраста. Студент не только больше знает и имеет больше умений и навыков, чем ребенок. Его знания, умения, переживания, действия, взаимоотношения с людьми иные, чем у дошкольника. Общая психология, изучая психику главным образом взрослых людей, использует для доказательства ряда положений данные, добытые детской психологией, например, данные о развитии у ребенка отдельных психических процессов — ощущений, восприятий и пр. Один из методов общей психологии — биографический — позволяет изучать личность человека в ее развитии.

    Принцип ведущей роли деятельности в развитии психики.
    Психика человека, будучи субъективным отражением объективного мира, развивается в процессе активного взаимодействия человека с другими людьми, в различных видах его деятельности, начиная с простейших игр ребенка и кончая творческим трудом взрослого человека. Вне деятельности человека не может быть развития его психики — важнейшего компонента деятельности. Поэтому среди методов психологии должны быть такие методы, которые позволяют произвести всесторонний психологический анализ выполнения человеком разнообразных умственных и практических заданий, характерных для той или иной деятельности (игровой, учебной, трудовой, организаторской и т.п.).

    Принцип единства психической деятельности человека.
    Психика человека, его субъективный мир — это единое, нераздельное целое, продукт системной деятельности мозга, в котором психолог лишь с целью исследования в известной мере искусственно выделяет различные психические процессы, состояния и свойства. Изучая отдельные проявления психики, сознания, исследователь обязан помнить о целом, о личности, видеть взаимные связи и зависимости между восприятием, мышлением, памятью, чувствами, интересами, установками человека и специально изучать их. Принцип единства сознания особенно важно соблюдать в лабораторном эксперименте, когда в силу особенностей этого метода психолог отвлекается от многих сторон личности изучаемого им человека, кроме одной, которую он исследует.

    Принцип объективности в изучении психики.
    Важнейшее требование любой науки — объективность исследования, его точность. Это означает, что ученый не должен ничего привносить от себя в изучаемые явления, а исследовать их такими, какими они есть в действительности. Но можно ли объективно изучать субъективный мир человека? Можно ли узнать о мыслях, чувствах, желаниях других людей? Многие психологи считают субъективный мир человека непознаваемым или познаваемым лишь в той мере, в какой о нем может судить сам субъект. Научная психология считает, что психическая жизнь людей (и животных) так же познаваема, как и все явления действительности. О переживаниях человека, его мыслях и желаниях можно судить по его поступкам, содержанию и характеру его речи, результатам (продуктам) его деятельности, т.е. объективно. Отечественная психология пользуется несколькими методами объективного исследования психики человека; главными из них являются наблюдение и эксперимент.

    Принцип конкретности исследования психики.
    Человек живет и развивается в конкретных условиях семьи, школы, производства и т.д. У него устанавливаются совершенно определенные взаимоотношения с людьми, что существенно влияет на поведение и психическое развитие этого человека. Принцип конкретности требует от психолога выбора таких методов исследования, которые позволили бы ему изучать личность человека в конкретных, определенных условиях его жизни. Соблюдение этого принципа обязательно при изучении целостного поведения личности, например при составлении психолого-педагогической характеристики ученика.

    Охарактеризуем основные методы современной научной психологии. Наблюдение.
    Это такой метод, при помощи которого психолог целенаправленно и планомерно воспринимает и фиксирует многообразные проявления психической деятельности изучаемых им людей и условий ее протекания. При наблюдении исследователь не вмешивается ни в естественный ход психической деятельности этих людей, ни в условия ее протекания. Пользуясь методом психологического наблюдения, можно довольно полно и объективно фиксировать внешние проявления психики человека в различных условиях его жизни и деятельности в условиях труда, учения, игры и пр.

    В зависимости от цели исследования наблюдение может быть сплошным и выборочным.

    При сплошном наблюдении исследователь фиксирует все проявления психики изучаемых им людей и по возможности в разнообразных условиях их жизни.

    При выборочном наблюдении психолог фиксирует только те проявления психики, которые имеют прямое отношение к теме его исследования.

    Психологические наблюдения должны отвечать нескольким требованиям. Прежде всего исследователь обязан подготовить себя к их проведению: изучить научную литературу по теме исследования, точно осознать задачу, которую он себе ставит, отобрать объекты наблюдения, составить план, разработать формы фиксации материала наблюдения (собственная запись, звукозапись, фотографирование, видеосъемка и т.д.). В процессе самого наблюдения исследователю нужно умело отбирать факты для фиксации в соответствии с целью исследования, но при этом быть вполне объективным и фиксировать не только то, что подтверждает его предположение, но и то, что, возможно, противоречит ему. По окончании наблюдений исследователь обязан подвергнуть собранный материал тщательному психологическому анализу и сделать лишь те научные выводы, которые действительно из него вытекают.

    Достоинство метода психологического наблюдения в практике научного исследования заключается в том, что с его помощью можно собрать богатый фактический материал непосредственно из жизни и деятельности личности. Однако возможности использования этого метода все же ограничены. Во-первых, используя метод наблюдения, психолог не может вмешиваться в естественный ход изучаемого психического явления, поэтому он не в состоянии изменить его, ускорить, замедлить, повторить нужное количество раз. Во-вторых, некоторые психические явления могут быть вызваны несколькими одновременно действующими причинами, и какая из них основная, при простом наблюдении не всегда удается выявить. Кроме того, в сложных условиях деятельности человека случайные обстоятельства могут маскировать истинные причины явления. В-третьих, фактические данные, собранные методом наблюдения, с трудом поддаются точной количественной обработке, и исследователю часто приходится ограничиваться только качественным анализом. Эксперимент.

    Указанных недостатков лишен другой основной метод психологии — эксперимент. Посредством эксперимента исследователь может вызвать изучаемое явление психики, создав для этого необходимые условия, может до предела упростить эти условия, заменить их другими, ускорить или замедлить протекание психического процесса, может несколько раз повторить изучаемый процесс и ввиду равенства экспериментальных условий подвергнуть собранный материал количественной обработке.

    Существует два вида эксперимента — лабораторный и естественный.

    Лабораторный психологический эксперимент обычно проводится в специально созданных лабораториях, оборудованных соответствующими техническими средствами. В нашей стране существует немало проблемных психологических лабораторий, оснащенных новейшими приборами, техническими экспериментальными установками, кибернетическими устройствами. Лабораторный эксперимент можно проводить и без психологической аппаратуры.

    Метод лабораторного эксперимента имеет некоторые недостатки. Изучаемые лица (испытуемые) всегда знают, что над ними ставят какой-то опыт, цель которого им точно неизвестна. Этот факт может вызвать у испытуемых

    излишнее нервное напряжение. Сами условия лабораторного эксперимента необычны, искусственны. Наконец, посредством лабораторного эксперимента трудно изучать сложные, но жизненно важные явления психики человека — чувства, волю, интересы, характер и др.

    Психологический лабораторный эксперимент значительно труднее эксперимента физического или физиологического. Объект эксперимента — испытуемый, независимо от желания экспериментатора, может регулировать свои реакции во время эксперимента: намеренно (а иногда и непроизвольно) убыстрять или замедлять их, т.е. вести себя несвойственным ему образом. На поведение испытуемого влияет физическое и психическое состояние его во время эксперимента (усталость, рассеянность, напряженность, степень заинтересованности в результатах эксперимента и пр.), а также отношение к экспериментатору, степень доверия к нему.

    Естественный эксперимент в отличие от лабораторного ставится в привычных для испытуемого условиях. Испытуемый не подозревает, что он является объектом исследования, и выполняет экспериментальные задания так же естественно, как и все другие задания. Например, когда исследователь ставит цель раскрыть некоторые закономерности психики учащихся в процессе обучения и воспитания, он проводит эксперимент непосредственно в школе, нередко выступая перед учащимися в качестве учителя. Такой вид естественного эксперимента называется психолого-педагогическим.

    Успешность применения естественного эксперимента зависит от разработанности экспериментальных заданий, тщательности учета условий эксперимента, точности и полноты фиксирования его хода.

    Метод беседы.
    Он состоит в том, что некоторые явления психики исследователь изучает посредством анализа словесных реакций человека на специально сформулированные вопросы, вытекающие из цели исследова чия. Успех проведения беседы зависит от подготовленности к ней исследователя. Он заранее должен составить план беседы, продумать и точно сформулировать вопросы, не допуская вопросов, трудных для понимания, а также вопросов внушающего и сбивающего характера. Беседу следует вести спокойно, непринужденно, в тоне доброжелательного отношения к испытуемому, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Все вопросы и ответы точно регистрируются, например, при помощи магнитофона.

    Методом беседы изучают представления и понятия человека об окружающем мире, интересы и склонности, мотивы действий и поступков. Беседа нередко служит подсобным методом в соединении с наблюдением и экспериментом.

    Метод анализа продуктов деятельности человека.
    Суть этого метода состоит в том, что некоторые психические процессы и свойства личности изучаются опосредствованно, по материальным результатам (продуктам) деятельности человека. Вещи, созданные человеком, обязательно носят на себе отпечаток их творца.

    Объектами психологического анализа могут быть произведения писателя, картины художника, изобретения конструктора и пр. Особенно ценны черновые варианты, эскизы, чертежные наброски и другие незаконченные продукты творческой деятельности человека, по которым можно судить о самом процессе творчества. С этой же целью психологическому анализу подвергают дневники, письма, воспоминания изучаемых лиц. Однако суждения, полученные на основе анализа продуктов деятельности человека, должны быть проверены другими методами исследования.

    Биографический метод.
    Пользуясь им, психолог изучает человека на основании данных истории его жизни. Биографический метод обычно используется в сочетании с другими методами исследования.

    Анкетный метод.
    Это психологическое исследование путем массового опроса. Анкета — лист с вопросами в количестве от 5 до 25 и более, предлагаемыми для ответа людям определенной категории — учащимся, студентам, молодым рабочим, лицам какой-либо профессии и пр. По ответам на вопросы исследователь судит о тех или иных сторонах психики опрошенных лиц, например, об их интересах, идеалах, стремлениях, суждениях о книгах, кинокартинах, событиях общественной жизни и т.д.

    Анкеты обычно не подписываются. Этот метод исследования хорош тем. что охватывает сразу большое количество людей, однако достоверность анкетных данных лишь вероятная: некоторые из опрошенных лиц дают неточные и неполные, а то и заведомо неверные ответы, другие оставляют вопросы без ответов. Анкета дает исследователю лишь предварительную ориентировку в материале.

    Метод тестов.
    Тесты — небольшие серии специально подобранных вопросов и заданий диагностического характера. Существуют, например, тесты для определения профессиональной пригодности человека (машиниста, охранника, диспетчера, летчика). Задания составлены так, что по выполнению их можно судить об уровне знаний, умений и навыков человека и о тех его личных качествах, которые необходимы для выполнения определенного вида работы.

    Метод тестов широко распространен и используется в психодиагностических целях.

    Моделирование психической деятельности.
    Моделирование представляет собой метод косвенного изучения объекта: исследуется не сам объект (предмет, явление, процесс), а его модель, т.е. другой объект, заменяющий ученому оригинал. Подобная замена оригинала его моделью необходима в случаях, когда непосредственное исследование объекта затруднено или вообще невозможно.

    Так, медики изучают течение некоторых опасных болезней человека и способы их лечения на животных, искусственно вызывая у них эти болезни; химики строят модели молекул и атомов, астрономы — модели солнечной системы и космических явлений и т.д. Выводы, полученные при изучении модели, затем переносят на оригинал (прототип).

    Но для того, чтобы знания об оригинале, добытые таким образом, были вполне достоверны, его модель должна отвечать определенным требованиям. Она должна иметь сходство с оригиналом в целом или в каких-то строго определенных свойствах имитировать изучаемый объект, должна быть относительно простой и удобной для исследования, и, наконец, изучение ее должно давать ученому новое знание об оригинале, в противном случае моделирование не будет служить методом познания. Таким образом, моделирование — это научный метод исследования предметов и явлений действительности.

    psyera.ru

    Тема 4. Принципы психологии.

    Получение новых знаний о психике изучение психики в большой степени зависит от подхода исследователя к объекту познания. Этот подход определяется системой методологических основ, или принципов. Принцип – это основа некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт пояснения или руководства к действию.

    Основные принципы психологии: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип единства психики и деятельности, принцип развития психики, системно-структурный принцип.

    Принцип детерминизма (Детерминизм – философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможности установления объективных причин всех явлений, существующих в мире) означает, что психика определяется способом жизни и изменяется со сменой способа жизни.

    Принцип детерминизма раскрывает причины возникновения психики в филогенезе и онтогенезе, закономерную обусловленность психических явлений, психической деятельности и психических свойств человека. Принцип детерминизма имеет большое значение не только для познания психики и разработки психологической теории, но и для поисков путей предвидения, воспитания психических свойств человека. Детерминантами психики (детерминация – причинная обусловленность) психики являются процесс и продукт взаимодействия субъекта с объектом. В процессе взаимодействия представлено во взаимосвязи преломление как внешнего через внутреннее, так и внутреннего через внешнее. Психика субъекта детерминируется процессом и продуктами взаимодействия с объектом и одновременно сама выступает как важная детерминанта поведения и деятельности человека.

    Есть несколько уровней детерминации в зависимости от уровня рассмотрения объекта – як организма, як индивида и как личности. На уровне организма субъект подчинён биопсихическим детерминантам – унаследованным и приобретённым, которые обусловливают реактивный характер организации поведения, единство субъекта на психофизиологическом уровне. Индивид – это субъект общественных отношений в процессе усвоения социального опыта, который определяется социопсихическим уровнем детерминации. Личность – это высший уровень проявления активности субъекта, который образует особый «подуровень» социопсихической детерминации, характеризующей социально неповторимые, оригинальные свойства психики человека, способность к созиданию нового общественного опыта и самосозидания.

    Принцип отражения означает, что все психические функции (а не только познавательные) по своей природе являются отражательными. Психическое отражение имеет сигнальный характер. Оно опережает физический контакт субъекта с объектом, предупреждая субъекта о значимых для него объектах при помощи нейтральных относительно объекта раздражителей (сигналов). Сигнальность – фундаментальное свойство психического. Она характеризуется высокой избирательностью и опережаемостью. Психическое отражение у человека является знаково-опосредованным. Оно активно на любом уровне. Это либо отбор чувственных, биологически значимых сигналов на уровне организма, либо умственное познание в процессе усвоения на уровне индивида, или создание общественно-исторического опыта на уровне личности.

    Для организма психическое отражение обеспечивает жизнедеятельность, для индивида – действия с целью присвоения и репродукции общепринятых образцов общественного опыта, а на личностном уровне – действия, направленные на создание новых, общественно значимых продуктов и способов деятельности. Способ бытия и развития личности представляет собой, таким образом, деятельность особого рода – преобразование, творчество.

    Принцип единства психики и деятельности конкретизирует принципы детерминизма и отражения. Согласно этому принципу психика и деятельность не тождественны, но и не противоположны. Они образуют единство. Психика выступает как внутренний, идеальный план деятельности. Психические модели действительности дают возможность ориентироваться в окружающей среде. Принцип единства психики и деятельности даёт возможность изучать сущность психического через процессы и продукты деятельности и поведение человека.

    Принцип развития психики, сознания в деятельности означает, что психика может быть верно понята и объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности. В принципе развития психики объективно выявляются и реализуются детерминация поведения, связь психики и деятельности. Согласно этому принципу каждому уровню детерминации присущ свой тип развития. На уровне организма субъект развивается в процессе созревания и формирования психофизиологических подструктур, на уровне индивида – в процессе деятельности присвоения общественно-исторического опыта, на уровне личности – у процессе преобразовательной деятельности.

    В реальном процессе становления личности типы развития представлены не однозначно последовательно, а интегрально, с последовательным доминированием одного их них. Процесс развития личности связан с её творческой деятельностью. Творчество выступает и как процесс создания общественно ценного продукта, и как процесс самосозидания, саморазвития личности.

    Системно-структурный принципозначает, что психика является сложной системой взаимосвязанных элементов. Психика выступает при этом как особая открытая система с обратной связью. На каждом уровне детерминации психика включена в регуляцию взаимодействия субъекта с более широкой биологической системой (на уровне организма), с социальной системой (на уровне индивида), с созидаемыми культурно-историческими ценностями общества и предметного мира (на уровне личности).

    Принципы психологии используются во взаимосвязи для пояснения любых психических явлений и в процессе научного познания.

     

    

    infopedia.su

    Полный список принципов психологии

    Методологические принципы психологии

    Методологией называют систему, основанную на принципах теоретического и практического функционирования. Это свод правил, нормативных познаний и способов создания теории.

    Методология делиться на различные уровни. Например, общенаучную методологию считают системой, построенной на нормативах и принципах, объединяющих все области знаний. Но, для того, чтобы она стала пособием для одной из специальных наук, ее нужно конкретизировать в отношении этой науки. В данном случае это уже будет конкретнонаучная методология.

    Методологические принципы психологии, исповедующие общенаучные методы, практикуют использование диалектического подхода, а к конкретнонаучным методам — системно-деятельностного подхода.

    Системно-деятельностный подход состоит из таких основных принципов:

    1. Детерминизма.
    2. Активности.
    3. Сознание и доведение, как одно целое.
    4. Системности.
    5. Развития.

    5 принципов психологии

    Принципом отражения раскрывается осознание сути психики и ее главных функциональных возможностей, раскрываются уровни развития человеческой психики. Психика человека своеобразна и имеет особую форму отражения, зависящую от многих обстоятельств, в которые входят:

    1. Объективная реальность с ее особенностями, воспринимаемая при помощи речи и органами чувств.
    2. Головной мозг и его самочувствие.
    3. Психическое и физическое здоровье человека.

    По принципу активности исследователь ориентируется во время изучения явлений психики брать во внимание сознательное и целенаправленное отражение в человеческом сознании внешних и других обстоятельств, а не только зеркальное.

    По принципу единства специалист ориентируется на содержательное и аксиологическое исследование психического состояния человека, учитывая конкретные исторические условия его жизнедеятельности.

    Целостный и системный подход — это принцип, связанный с изучением и глубоким пониманием феноменов психики, которые находятся во взаимосвязи между собой. Также специалист по этому принципу ориентируется на осмысление психики, как целостное интегральное явление.

    Относительная самостоятельность — этот принцип говорит о том, что у всякого психического явления есть своя специфика, которая состоит из своих формирующихся, развивающихся и функционирующих закономерностей, заодно с физиологическими основами.

    Принципы психологии восприятия визуальной информации

    В том случае, когда человеком дается оценка изображению, в его сознании формируется только вывод, а самого процесса, определяющего отношение к тому, что он увидел нет. Таким образом у человека проявляется способность сходу определить свою позицию к увиденному.

    Также следует заметить, что знакомство с любым предметом начинается с его верхнего левого угла. Далее движение взгляда идет в направлении к правому нижнему углу. Этим принципом руководствуются все люди не зависимо от того, что кто-то из них левша или правша.

    Лишь пройдя указанный этап, человек полноценно оценивает изображение с присущими ему характерными чертами. Например, изначально предпочтение отдавалось ярким элементам, затем медленно осуществлялся переход к деталям с определенной смысловой нагрузкой.

    Принцип отражения в психологии

    Принцип отражения в психологии дает ориентир исследователю на предмет того, что знакомство с объектом сопровождается процессом, отражающим его возможности, как субъекта. В качестве отражения рассматривается оригинальное отображение при помощи образа. Существует сходство образа с оригиналом в том случае, если каждый взятый в отдельности элемент образа будет соответствовать (гомоморфно) оригинальному элементу, а также отношения элементов образа будут соответствовать отношениям элементов оригинала.

    Из гомоморфного отображения следует, что это является лишь первым шагом к становлению в гносеологическом отношении системы «субъекта-объекта», так как приближенно учитывается форма объекта. Судя по последнему, можно сказать, что виден не так образ оригинала, как его прообраз.

    Очередным шагом в ходе развития гносеологического отношения является изоморфизм. Этот уровень отображения дает возможность адекватно представить форму объекта. Если в гомоморфизме видно относительное копирование образа с оригинального объекта, то в изоморфизме утверждается их полное сходство.

    Изоморфизмом закрепляется отраженная форма, а вопрос о содержимом объекта остается нерешенным. Процесс эволюции отражения движется от гомоморфизма, проходит сквозь материю изоморфизма, раздраженности, психики к сознанию. А в сознании уже подразумевается высшая форма отражения, с помощью которого происходит формирование чувственного, а далее и рационального образа, в котором отображена действительность в формах понятия, суждения и умозаключения.

    Принципы психологии развития и возрастной психологии

    Психологию развития относят к той области, которая занимается изучением психологических изменений у человека в меру его взросления. Из-за этого часто психологию развития еще называют возрастной психологией, либо же это методологическая база оной, содержащая в себе более расширенную коллекцию сведений.

    В психологии развития существуют следующие подразделы:

    1. Пренатальной и перинатальной психологии, которая занимается изучением психической жизни детей, которые еще не родились, или уже появились на свет.
    2. Детской психологии, изучающей психику развития ребенка.
    3. Психологии юного и зрелого возрастов — изучение психических особенностей человека юного и зрелого возрастов.
    4. Подраздел геронтопсихологии — изучение психики человека в пожилом возрасте.

    Психологией развития исследуются психика и организм человека в периоды разных возрастных этапов. И, как и другая самостоятельная наука, психология развития обладает своим предметом, объектом, задачами и функциями.

    Принцип детерминизма в психологии

    Принцип детерминизма в психологии является научным методом, познающим окружающий мир, и применяется в тандеме с многими науками. Он начинается с философского учения, которое разработал в свое время Демокрит, и развивалось потом великим Аристотелем. Под принципом детерминизма в психологии подразумеваются явления, которые происходят вокруг нас, не могут быть случайными, а возникают они вследствие какой-то причины или совокупных причин.

    Согласно теории детерминизма, случайно ничего не происходит, все происходящее является результатом внешних и внутренних логических связей. Поэтому, человек, за счет своих усилий ничего не может изменить.

    Крайним элементом детерминизма есть не что иное, как фатализм, то есть, человек тупо верит в судьбу, либо злому року, или же подвластности судьбы высшим силам.

    Концепцию психологии детерминизма следует понимать, как необходимость установления причинно-следственной связи психического явления побуждающими обстоятельствами, приведшими к нему. Эту теорию в равной силе можно отнести не только к людям, но и к животным.

    Принципы психологии творчества

    Принципы психологии творчества изучают следующее:

    1. Воображение, интуицию, мышление, активность, вдохновение.
    2. Индивидуально-психологические особенности, которые проявляются во время творческой работы — способности, талант, гениальность и др.
    3. Влияния, оказываемые на человека, когда он вливается в творческую среду себе подобных.
    4. Факторы, которыми стимулируется творческая активность — мозговой штурм, групповая дискуссия, психофармакологические средства и др.

    Психология творчества состоит из таких важнейших положений теории:

    1. Любому пониманию можно дать определение непонимания, так как под видом этого предполагается дальнейшая интерпретация воспринимающим человеком.
    2. Мысль передать невозможно, ее можно возбудить лишь словом.
    3. Смысл жизни любого творческого сюжета или объекта состоит в том, что им просто пользуются.

    Принципы психологии труда

    Оптимизируя трудовую деятельность, современный менеджмент часто прибегает к психологическому анализу, который является основополагающей составляющей в этом деле. Научное и практическое обеспечение труда на данном этапе развития общества является самым болезненным вопросом современности. Организация внимания, развитие памяти и мышления, воли и профессиональных навыков, далеко не полный перечень требований к современному работнику. Этими и некоторыми другими вопросами определяется изучение в области психологии труда.

    Психология труда — является наукой, изучающей психические явления, механизмы и другие особенности, которые активизируются у человека во время трудового процесса. Также изучаются индивидуальные особенности человека, методы, играющие основную роль в трудовом процессе и его организационных вопросах. Обобщая понятие психологии труда, можно сказать, что она относится к отрасли психологии, которая изучает психологические закономерности трудового процесса человека.

    Принципы психологии как науки

    На протяжении всей сознательной жизни, человечество проявляло живой интерес к сущности человека: по каким причинам и закономерностям определяются его поступки, какие законы влияют на его поведение среди себе подобных, вопросы внутреннего мира. Интрига состояла в том, что основной задачей для понимания стояло возникновение мысленных образов, в чем заключается сознание, умение мыслить, творить… И психология в метании между верованиями, научными доводами и искусством, старается найти ответы не только на эти вопросы, но и на другие.

    Эта наука о самых сложных процессах, происходящих в жизни человека, которые когда-либо были известны ему. В психологии человеку уготованы две одновременные роли, как объекта, так и субъекта познания. Все становятся свидетелями уникального явления: когда из научного сознания человека получается научное самосознание.

    Психологические изыскания сопровождаются трудной и неоднозначно решаемой проблемой объективности в научном познании. Многими учеными психология не была признана, как объективная научная дисциплина, выдвигая на счет этого аргументы, что невозможно объективно осуществлять изучение субъективного внутреннего мира личности, который доступен для познания по определению только ей.

    Принципы психологии личности

    Принципы психологии личности в течение последнего столетия являются центральной темой психологии, развитию которой способствовали многие достижения, изучающие структуру личности, а также ее характеристики. Была осуществлена разработка эффективных методов по измерению личности, которые используются при решении задач в психодиагностике, помогают оказывать психологическую помощь человеку, используются в психологическом консультировании.

    На сегодняшний день по многим направлениям психологическая наука относится к человеку следующими сферами применения:

    1. социальную психологию применяют для изучения поведения человека в обществе;
    2. психологию здоровья применяют для изучения здорового уклада жизни;
    3. организационную психологию применяют для изучения трудового процесса человека.

    Благодаря конкретным результатам такой работы, получается обобщенное теоретическое представление психологии человека, решаются практические и прикладные задачи.

    www.dlya-sebya.com