Принципы избирательного права и избирательной системы это – 41. Понятие и принципы избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации

50_Понятие избирательного права и избирательной системы

Понятие избирательного права и избирательной системы.

Избирательная система — это совокупность установленных законом правил, принципов, критериев, с помощью которых осуществляется порядок подготовки и проведения выборов в выборные органы государства, органы местного самоуправления, и определяются результаты голосования.

Рассматривая понятие избирательной системы, нельзя не сказать об избирательном праве, т.к. это 2 неразрывно связанных между собой понятия. В нашей стране сочетаются 2 вида избирательной системы: мажоритарная и пропорциональная.

Раньше (до 2007 года) выборы в Государственную Думу РФ проходили по смешанной системе: 225 депутатов избирались по мажоритарной системе по одномандатным округам, а 225 – по пропорциональной системе. В настоящее время в связи с изменившимся законодательством все 450 депутатов теперь избираются по пропорциональной системе. Тем не менее, в законодательные органы субъектов федерации выборы до сих пор осуществляются как по пропорциональной, так и по мажоритарной избирательной системе.

Избирательное право – это совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.

Избирательное право принято рассматривать в объективном и субъективном смысле.

1. В объективном смысле избирательное право – это совокупность правовых норм, в соответствии с которыми осуществляется формирование выборных органов государства, органов местного самоуправления и избрание главы государства.

2. В субъективном смысле под избирательным правом принято понимать право граждан избирать и быть избранными в эти органы власти (активное и пассивное избирательное право).

Государственные органы и органы местного самоуправления в РФ формируются на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при тайном голосовании в соответствии с соответствующими нормативными актами.

К нормативно-правовым актам, регулирующим выборы в данные органы, относятся в частности:

— ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ 2002

— ФКЗ О референдуме 2004

— ФЗ о выборах Президента РФ 2003

— ФЗ о выборах депутатов Государственной Думы 2005

— ФЗ о порядке формирования Совета Федерации 2012

В правовых актах, регулирующих формирование депутатского корпуса, а также других выборных органов государства и местного самоуправления, закреплены определенные принципы избирательного права. Их содержание заключается в следующем:

1. Всеобщность выборов

2. Равные выборы

3. Прямые выборы

4. Свободные выборы (добровольное участие)

5. Тайное голосование

6. Сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем

7. Гласность

8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов, осуществляется за счет гос бюджета

9. Гарантии прав избирателей и кандидатов выборов

Избирательная система и избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан РФ, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.

studfiles.net

Принципы избирательной системы

Понятие избирательного права

Определение 1

Избирательное право на территории Российской Федерации – это установленная совокупность определенных юридических норм, которые закреплены в гарантированном государстве при помощи конституционных прав всех категорий граждан. Граждане могут быть избраны и могут самостоятельно избирать кандидатов в органы местного самоуправления или органы государственной власти.

Современное избирательное право может быть двух разновидностей:

  • Активное избирательное право. Это право говорит о возможности избирать. Право полностью зависит от достижения гражданином определенного возраста.
  • Пассивное избирательное право. Это право говорит о возможности избираться в органы местного самоуправления или в органы государственной власти. Данное право также зависит от достижения гражданина определенного возраста.

Принцип демократизма

Замечание 1

В современной избирательной системе существует определенный принцип демократизма. Этот принцип может быть сформирован в результате наличия и присутствия реальности конкретных демократических принципов, которые заложены в ее основе. На территории Российской Федерации установлены определенные демократические принципы, которые являются основополагающими и руководящими в системе конституционных норм.

Сама по себе конституционная конструкция имеет уникальный принцип добровольных и свободных выборов на территории Российской Федерации. Но, тем не менее, этот принцип российской избирательной системы не будет являться исчерпывающим. Прочими принципами российской избирательной системы сегодня являются следующие принципы:

  • Принцип всеобщности определенных выборов.
  • Принцип существования равных выборов.
  • Принцип осуществления прямых выборов.
  • Принцип осуществления системы тайного голосования.
  • Принцип, которые характеризуется системой добровольности выборов.
  • Принцип, обязательности выборной системы.
  • Принцип, выборов на альтернативной основе.
  • Принцип, территориальных выборов.
  • Принцип, независимости выборной системы.
  • Принцип, осуществления надлежащего контроля, организации и проведения выборов.
  • Принцип, который характеризуется ответственностью.

Избирательное право на территории России

Избирательное право на территории Российской Федерации встречается крайне редко, но оно существует и исправно действует в стране. Чаще всего этот термин встречается в юридической литературе и несет в себе определенное значение. Стоит отметить, что избирательно право в современной избирательной системе Российской Федерации может быть рассмотрено с двух позиций:

  • Во-первых, это объективный смысл. Стоит говорить об объективном избирательном праве как отдельной правовой категории. Это установленная система законодательных юридических норм, которые сформулированы в нормативных, правовых и законодательных актах. Данные акты закреплены при помощи общественных отношений, которые складываются в результате реализации возможных прав граждан страны.
  • Во-вторых, это субъективный смысл. Субъективное избирательное право принадлежит конкретному гражданину Российской Федерации, и позволяет ему быть избранным и избирать по своему собственному усмотрению.

Замечание 2

Стоит отметить, что субъективное и объективное избирательное право тесно взаимосвязаны друг с другом. Для этого есть несколько постановлений:

  • Во-первых, это нормативная форма.
  • Во-вторых, это установление определенных моделей поведения.
  • В-третьих, это содержание и определенный объем правомочий всех обладателей избирательного права.

spravochnick.ru

Принципы избирательного права

Установим состав принципов избирательного права, а также рассмотрим содержание каждого принципа.

В большинстве стран принципы выборов устанавливаются на конституционном уровне, а их подробное регулирование реализуется посредством принятия специальных избирательных законов (конституционных или органических законов). В ряде государств имеются избирательные кодексы (Франция, Молдова).

В конституциях зарубежных стран часто находят отражение принципы активного избирательного права (право избирать). Выделяют следующие принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое, тайное, а в ряде случаев принцип свободных выборов (добровольности).

Всеобщее избирательное право представляет собой совокупность правовых требований, согласно которым все граждане независимо от пола, языка, расы, конфессии, социального и имущественного положения, политических убеждений имеют право голоса и могут быть избранными. Этот принцип входил в практику постепенно, в течение долгого времени. Например, ещё в начале XX века около трети мужчин и все женщины не имели избирательных прав.

В современных обстоятельствах круг лиц, которые принимают участие в выборах, достаточно широк. Не противоречит всеобщности избирательного права то, что к гражданам предъявляется совокупность требований, согласно которым они могут принять участие в избирательных процедурах.

Принцип всеобщности предполагает наличие законодательных ограничений в виде так называемых избирательных цензов: ценз гражданства, ценз оседлости, ценз языка, возрастной ценз и т.п.

Принцип равенства означает, что при реализации активного избирательного права каждый имеет равную для всех возможность влиять на результаты выборного процесса.

Относительно реализации пассивного избирательного права подразумевается гарантия претендентам равных условий при участии в избирательной кампании. Запрещено установление в законе различных преимуществ либо ограничений для отдельных кандидатов, которые баллотируются на выборные публичные должности.

Равенство активного избирательного права

реализуется предоставлением каждому равного количества голосов, при этом все голоса имеют равный вес. В обществе работает демократическое правило: «один избиратель – один голос».

Раннее нарушением принципа равного избирательного права являлся так называемый плюральный вотум (т.е. множественное голосование). В соответствии с ним одни избиратели в зависимости от обстоятельств имели больше голосов, нежели другие.

Ярким проявлением плюрального вотума следует назвать куриальные выборы, при которых население делится на несколько групп с неравным представительством. В настоящее время в некоторых случаях куриальные выборы имеют целью обеспечение определенной квоты в представительных органах власти подвергаемой дискриминации части населения (этнические меньшинства, женщины и т.д.).

Принцип равенства также предполагает, что все граждане принимают участие в выборах на равных основаниях, т.е. по численности избирательные округа должны быть одинаковыми (либо примерно одинаковыми). Данная проблема решается обеспечением единой нормы представительства: на одного депутата должно приходиться одинаковое количество жителей либо избирателей округа.

Процесс нарезки избирательных округов называется «избирательная география» или «джерримендеринг». При выделении округов запрещено нарушать границы административно-территориальных единиц. По этой причине разрешено отклонение в численности населения отдельных избирательных округов на 25–30%. Однако существует ряд способов реализации избирательной географии, которые позволяют администрации и властным институтам провести нарезку избирательных округов таким образом, который обеспечивает им несправедливые конкурентные преимущества.

Принцип тайного голосования как принцип избирательного права проявляется в том, что индивид отдает свой голос без ведома других лиц, что устраняет возможность осуществления какого-либо контроля за его волеизъявлением.

Голосование может быть как очным, когда человек сам приходит к месту голосования, так и заочным, когда волю избирателя по его поручению реализуют иные лица. В некоторых странах (например, Германия, Дания) гарантируется реализация избирательных прав граждан, которые находятся вне места своего постоянного проживания, путем разрешения им голосовать по доверенности или по почте.

Применяя очную форму голосования, в большинстве государств избиратель оформляет бюллетени, которые могут быть официальными (специально созданными государством) и неофициальными (в виде обычного листа бумаги, куда избиратель вносит фамилии кандидатов).

Открытое голосование является альтернативой тайному голосованию. Открытое голосование может быть как простым, так и поименным. При простом голосовании голосующие делают выбор открыто, однако мнение каждого избирателя не фиксируется. Напротив, при поименном голосовании позиция каждого голосующего подвергается публичной огласке.

Принцип добровольности как принцип избирательного права предполагает, что избиратель самостоятельно принимает решение об участии в избирательном процессе. Органы государственной и муниципальной власти, должностные и другие лица не имеют права принуждать голосующих к участию либо неучастию в выборах. Подобный подход называется свободным вотумом избирателя.

В большинстве государств участие в выборах признается свободным и добровольным. Оно является гражданским долгом каждого гражданина, однако за неучастие в выборах (абсентеизм) обычно не предусмотрено какой-либо юридической ответственности.

Существуют различные причины проявления абсентеизма избирателей: безразличие к выборам, аполитичность, проявление гражданского протеста, наличие объективных поводов (тяжелая болезнь, отпуск, удаленность избирательных участков и т.д.). Имеются различные меры борьбы с уклонением от голосования, они могут включать не только наказание, но и поощрение за участие в выборах.

В ряде государств присутствует обязательный вотум, который представляет собой юридическую обязанность избирателей по участию в голосовании. За нарушение данной обязанности могут быть предусмотрены различные санкции: наложение штрафа (в Египте – 1 доллар, в Турции – 14 долларов), запрет занимать должности в государственных и муниципальных органах (в Аргентине – на протяжении трех лет). Также могут быть предусмотрены и моральные санкции. Например, в Италии мэр коммуны имеет право вывесить для всеобщего сведения список избирателей, которые без уважительных причин не участвовали в голосовании. В некоторых стран практикуется объявление порицания в судах, публикация в СМИ фамилий граждан, которые не участвовали в выборном процессе.

В государствах с обязательным вотумом уровень участия избирателей в выборах составляет 90% и более. Во многих развитых странах в настоящее время на парламентских выборах принимают участие лишь около 50% граждан, которые обладают правом голоса.

lecu.ru

Понятие избирательного права, Основные принципы избирательного права

. Избирательное право — это совокупность юридических норм, закрепляющих права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия. Терме др.»избирательное право»имеет два значенияа значення:

— в объективном смысле это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует вы иборчу систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют гражданеи;

— в субъективном смысле это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Это комплекс конкретных прав человека, среди которых в особо следует выделить активное и пассивное избирательное право в связи с политическими правами человека и гражданина.

Избирательное право и порядок определения результатов выборов являются составными избирательной системы

Избирательная система — это совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, на основе которых осуществляются выборы, права граждан избирать и быть избранными, устанавливающих ответственность депутатов и других х выборных лиц за свою деятельность перед избирателями, определяющих порядок организации и проведения выборов и регулируют отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной власти, взаимодействие вы борцов с депутатами и другими лицами, избираемых им.

Конституционное право сроком выборы сказывается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования правомочных лиц при условии и, что на каждый предоставленный таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидат.

Выборы — это один из древнейших институтов конституционного права. Выборы как форма волеизъявления населения были известны еще первобытнообщинном строе, где на общем собрании избирались старейшины общин, а пи изнише и военачальники. Впоследствии процедура выборов все более усложнялась конце XVIII века была разработана классическая теория выборов, основные идеи которой сводились к признанию того, что суверенитет. Неве дьемно принадлежит народу, который и является источником любой властейлади.

Народ поручает осуществление власти своим представителям (депутатам), которых определяет путем проведения демократических выборов

Со временем утвердились определенные требования и правила, выполнение которых должно обеспечить объективное волеизъявление избирателей, затруднить или сделать невозможным фальсификацию результатов выборов. Важнейшие из них закрепляются ленные в конституциях демократических держав.

Сегодня выборы — один из институтов конституционного права, по которому разработана и признано единые международные стандарты

Основные принципы избирательного права

. Принципы избирательного права — это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает их действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы

Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. Это максимум возможного и разумного, который практи ичному нигде не достигается. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по любым основаниям (полу, национальности и т.п.), то есть невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или игру п населениемня.

Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определенное сочетание зависит от порядка формирования выборного органа

Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних п палат, иногда верхних палат парламентов — в. США,. Италии,. Польши, президентов — в. Мексике,. Австрии,. Болгарии, практически повсеместно в выборах органов местного самоуправленияя.

Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или самоуправляемый орган, ниже по о выбираемого. Косвенные выборы могут иметь два уровня и более двухступенчатой ??выборами избираются, например, президент. США,. Совет штатов. Индии, трехступенчатая — подавляющая часть. Всекитайского собрания народных х представителейків.

Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он является следствием и одним из важнейших проявлений конституционно гарантированной равноправия те граждан. Равенство избирательного права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя равенстве голосов зависимости от избирательной системы у каждого избирателя число голосов может быть большего ю одного. Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в. Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления ування в. Баварии — по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т.е. равное влияние на результат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата ю является приходиться одинаковое число жителей (иногда избирателейборців).

принципа равного избирательного права противоречит плюральным вотум (буквально — множественное голосование). Согласно этому принципу одни избиратели могут иметь зависимости от обстоятельств больше голосов, чем другие

принципа равного избирательного права также противоречат куриальный выборы, которые заранее делят избирателей на группы — курии (например, по национальному, религиозному, сословно-кастовой и другим признакам) из за аздалегидь установленной количеству мандатов, предоставляемых каждой из этих групп. Например, в. Китае особое курию составляют военнослужащие. Народно-освободительной армии. Китая, которые имеют особое представляющее ицтво в. Собрании народных представителей, в. Ботсване,. Гамбии,. Сьерра-Леоне создаются особые избирательные курии для родоплеменных вождив.

В некоторых странах допускаются отклонения от принципа равного избирательного права, имеющие целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе могут его не получить. Такое специальное пр редставництво имели 25 из 150 стран, сообщивших соответствующие данные. Межпарламентском союзу.

Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Смысл его — в гарантии полной свободы этого волеизъявления

Принципы свободного участия в выборах и обязательного вотума связаны с активным избирательным правом

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, принимать ему участие в избирательном процессе, а если брать, то в какой степени. Отсюда следует, что, определяя результаты

выборов, следует учитывать, какой процент избирателей проголосовал: если бы хоть один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип характерен для стран с англосаксонской правовой системой. Он н сочетается с добровольной регистрацией избирателей. Неучастие избирателей в выборах называют абсентеизм. На его уровень влияют чаще политические и экономические обстоятельства. Высокий уровень абсентеизма при сводит либо к избранию органа власти или самоуправления небольшой частью избирательного корпуса, что дает основание сомневаться в легитимности органа или может вести к безрезультатности избирательного процесса, как что закон устанавливает обязательный минимум участия в выбораборах.

В некоторых странах предусмотрен обязательный вотум, то есть юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании

Участие в выборах рассматривается как гражданский долг каждого избирателя. Но за неучастие в выборах не наступает какой-либо ответственности. Однако далеко не во всех зарубежных странах участие в выборах вв важаеться только гражданским долгом (Австрия,. Бельгия,. Италия,. Нидерланды и др.). Там устанавливается ответственность за уклонение от участия в выборах. Например, в. Австрии лицо, уклонилась е д участия в выборах, подвергается штрафу в размере 1 тыс шиллингов, а в. Пакистане предусмотрена уголовная ответственность в виде каторжных работ до б лет и штрафа в размере 5 тыс. рупий. Вместе с тем следует признать, что и у нас заметно снижается активность избирателей, растет абсентеизм, т.е. уклонение от участия в голосовании, следует рассматривать как результат усталости от бесконечной политической борьбы и и как кризис доверия к нынешним властных структурахструктур.

Под принципом альтернативности понимается выдвижение как минимум двух кандидатов на выборную должность или участие в избирательном процессе как минимум двух политических партий. Снятие участниками избирательного марафона своих кандидатур, в результате которого остается один кандидат или одна политическая сила, в демократическом государстве ведет к невозможности проведения выборов в странах тоталитарного социализма и суперпрезиден. ТСК республиках переходного периода власть поощряет ситуацию, когда в избирательном бюллетене есть только одна позицииія.

Выборы в зарубежных странах проводятся в установленные законом сроки. В странах, которые не знают института парламентской ответственности (президентские республики), глава государства, как правило, не п права распускать парламент. Поэтому парламентские выборы в них проводятся в строго установленные сроки через определенные промежутки временису.

В парламентарных республиках и парламентарных монархиях парламентские выборы в обычных условиях проводятся по истечении срока полномочий общенационального представительного органа. Такие выбор ры называются очередными. В случае досрочного роспуска парламента главой государства проводятся внеочередные выборри.

Президенты республик и другие выборные должностные лица избираются также в установленные сроки, и внеочередные выборы этих должностных лиц проводятся в случае отстранения от должности, отставки или смерти

Например, в. США выборы президента проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября каждого високосного года. Кстати, в этот первый вторник после первого понедельника переизбирается также. Палата представителей и 1/3. Сената. Одновременно избирается треть губернаторов, мэров городов и т и ін.

Если такой точной даты, как в. США, в стране не установлен, то необходимо выдавать специальный акт, который определял бы дату проведения выборов. Суть норм, устанавливающие дату выборов в таком случае прибли изно такова: выборы проводятся, скажем, за 80 (40) дней до истечения срока полномочий парламента. Поэтому с учетом этих. ЗО или 40 дней глава государства должен издать закон, которым подтверждается, что политический процесс нормально и в установленный законом срок назначаются выборри.

Например, в 61. Конституции. Италии устанавливает, что выборы новых палат проводятся через 70 дней после окончания полномочий. Палаты. Итак, глава государства — президент. Италии — должен выдать ук ка о проведении выборов с учетом этой нормы в строго фиксированный деннь.

В некоторых странах выборы проводятся только в выходные дней других странах, где установлена ??фиксированная дата, день выборов приходится всегда на вторник (среду и т.п.), независимо от того, праздник это, выходной й день или н.

Обычно выборы объявляются указом главы государства, и с предусмотренного в этом акте срока начинается избирательная кампания завершается к моменту окончания голосования (этот срок либо определен конст титуциею, или названный в указе главы государства). Выборы проводятся по избирательным округам, которые на основании закона определяются центральным правительством и властями субъектов федерацийї.

Как правило, избирательный процесс начинается с создания избирательных округов. Избирательный округ — территория, от которой избирается депутат (один или несколько). Избирательные округа могут образовываться специально, а в дея каких случаях избирательным округам могут быть административные единицы или территории субъектов федерацийії.

Теоретически избирательные округа должны быть примерно равными по численности населения, так как депутат должен представлять примерно одинаковое количество жителей. Однако зарубежное законодательство допускает отклонение ления от нормы представительства. В некоторых странах эта цифра не большая, а например в. Англии один округ от другого может отличаться по численности населения на 25% в. ФРГ допускается отклонение до 33%. Это приводит к тому, что один избирательный округ может быть в полтора — два раза больше другой по населению, площади, экономическим и политическим потенциалом. Этим пользуются кандидаты для того, чтобы дом огтися своих целей. Злоупотребление и махинации, связанные с»нарезкой округов», получили название»избирательной геометрии»Сейчас избирательная геометрия, возможно, уже и не так популярна, как раньше, но отклонения от так называемой нормы представительства в большинстве стран рассматриваются как серьезные нарушенияються як серйозне порушення.

Избирательные округа трех видах:

1. Одномандатный избирательный округ (униноминальний, одноименный). По одномандатному округу избирается один депутат, хотя кандидатов может быть сколько угодно. Одномандатные округа характерны для стран с маж жоритарною системой (США,. Канада,. Индия и др.ін.).

2. Многомандатный округ (полиноминальной, багатойменний). От него избирается несколько депутатов. Такие округа характерны для стран с пропорциональной системе (Финляндия,. Швеция,. Норвегия)

3. Единственной округ. Этот вид округа случается реже и характеризуется тем, что совпадает с границами страны. По единому округу избираются сразу все депутаты. Единственный округ удобен при пропорциональной выбо орчои системы и в сравнительно небольшой стране, например, в. Израиле,. ЮАР и иа ін.

Избирательный округ делится обычно на избирательные участки — территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. За избирательными участками, как правило, проводится регистрация избирателей. Дл ля осуществления всех действий, связанных с избирательной кампанией, в зарубежных странах учреждаются органы по проведению выборов, на которые возлагается обязанность регистрации избирателей и составления избирательных списков регистрации кандидатов на выборные должности, проведение голосования, подсчета голосов и определения результатов голосования в каждой стране есть своя система организации таких органов одним из важнейших х этапов выборов в зарубежных странах является регистрация избирателей и составления избирательных списков. Практика зарубежных стран знает две системы регистрации избирателей. При постоянной системы регистрации избиратель, зареес трувавшись однажды, больше не обязан приходить для регистрации. Исправление в избирательные списки вносятся лишь в случае смерти, а также изменения места жительства или фамилии избирателя. По периодической системы регистрации в установленный законом срок старые избирательные списки аннулируются, избиратели регистрируются вновь и складываются новые избирательные списки. Эта система применяется в. Великобритании,. Канаде,. Франции ции и других странах країнах.

Как следующую стадию выделим образования избирательных органов. Избирательные органы — это те, которые наблюдают за проведением выборов, организуют выборы и подводят итоги выборов, рассматривают жалобы на пор движения, допущенные во время выборов и т.д.. Они являются центральными и окружными. Функции центрального избирательного органа в ряде стран выполняет. Министерство внутренних дел — например, в. Англии,. Франции,. Италилії.

Во второй группе стран создаются специальные избирательные комиссии, в которые входят представители крупнейших политических партий и правительства (ФРГ,. Австрия,. Мексика и др.)

В третьей группе государств создаются центральные избирательные комиссии в виде государственного органа; в нем работают государственные служащие, которые получают за это зарплату (Россия, большинство стран. СНГ)

В четвертой группе стран (США) центральных избирательных органов в масштабе страны вообще не создается, а они только на уровне субъектов федерации. Вся официальная сторона выборов там остается в руках в отдельных штатов. Поскольку в. США 50 штатов, существует 50 таких центральных избирательных органеів.

Центральные избирательные органы занимаются образованием или утверждением избирательных округов и участков, утверждением списков кандидатов в депутаты, осуществлением общего контроля за проведением выборов, при изначенням лиц для решения споров, для подведения итогов выборов и объявления результате.

Окружные избирательные органы в разных странах также образуются по-разному. В одних странах (Великобритания,. Индия,. Новая. Зеландия) избирательных комиссий не создается. Функции контроля и надзора выполняет специальное на лицо — уполномоченный по выборам. Этот чиновник может в другое время выполнять свои основные функции, но на выборах обязанность контроля лежит на нем в. Англии в качестве такого уполномоченного по выборам выст упае или мэр города, или шериф графствства.

Во второй группе государств подсчет голосов и другие функции в масштабе округа (рассмотрение споров, уточнения и т.д.) осуществляет специальная комиссия, состоящая из государственных служащих, работников этого низового ого уровня; также туда входят судьи и могут входить депутаты местных выборных органе.

В третьей группе стран создаются окружные избирательные комиссии с представительством партийных деятелей, представителей местных органов управления и самоуправления. Такие окружные комиссии создаются в. ФРГ и. Австро реї.

Низовое звено (участковые избирательные органы), как правило, назначаются высшими избирательными органами или местными органами самоуправления. В основном в таких местных участковых комиссиях основные функции ис онують представители местной администрации, управления и самоуправления им иногда помогают добровольцы, представители партий. В любом случае наблюдатели от партий всегда присутствуют на избирательных участках ях. Окружные и участковые избирательные органы составляют списки избирателей, рассматривают спорные моменты, наблюдают за соблюдением правил голосования. Они выявляют нарушения, прекращают их тощ тощо.

Для проведения избирательного процесса необходимо также осуществить регистрацию избирателей (составления избирательных списков). Для того чтобы гражданин мог участвовать в голосовании, нужно, чтобы он был включен в сп писки избирателей. Различают две системы регистрации избирателей — необязательное и обязательное регистрацію.

По необязательной регистрации закон не устанавливает обязанности для государственных органов регистрировать всех избирателей. В списки включаются только граждане, которые сами проявили инициативу — пришли на избирательные участки и попросили включить их в избирательные списки. Главная задача избирательных органов — проверить соответствие гражданина избирательным цензам, и если этот гражданин отвечает всем необходимым требованиям, то его зарегистрировать. Такая система существует в. США и в большинстве стран. Северной и. Южной. Америкики.

Система необязательной регистрации имеет две разновидности: постоянной и периодической регистрации. Постоянная регистрация существует в большинстве штатов. США — избиратели, один раз внесены в списки, остаются там на всю е жизнь вычеркиваются из списков только в случаях смерти или переезда в другую местностьь.

При системе периодической регистрации старые списки периодически ликвидируются и складываются новые. Такие периоды могут равняться и 4, и 6 годам, до 12 лет. Избиратель через эти промежутки времени должен заново регистрироватьсяся.

Обязательная регистрация означает, что государственные органы обязаны выявить избирателя и внести его в списки, т.е. обязаны зарегистрировать всех лиц, которые должны участвовать в выборах. Эта система также имеет две разновидности: системы постоянных и изменяемых списков. Они похожи на разновидности системы необязательной регистрації.

Постоянные списки составляются на неопределенное время, но периодически пересматриваются (Италия,. Франция,. Япония). Недостаток этой системы в том, что если было проведена перерегистрация, а гражданин по каким-то прич причинам не попал в список, то ему придется самому позаботиться, чтобы его внесли в спискив.

Система изменяемых списков — удобная для граждан. Суть ее в том, что списки избирателей составляются перед каждыми выборами. Для избирателя нет никаких проблем, он в абсолютном большинстве случаев определенном ений, что перед каждыми выборами придут соответствующие чиновники, зафиксируют его и затем пришлют уведомление о необходимости явиться на выборы. Такая система существует в. ФРГ и в других странах. Вон а справедливо считается удобной и демократичной системой регистрацації.

В некоторых странах избирателям выдается специальная карточка или избирательное удостоверение для выборов. После выдачи бюллетеня там проставляется штамп, что избиратель уже проголосовал

Важный этап избирательной кампании — выдвижение кандидатов в депутаты. Есть множество способов и методов выдвижения кандидатов в депутаты, которые, однако, можно свести к следующим

Для регистрации в качестве кандидата необходимо подать в соответствующий орган заявление, подписанное самим кандидатом, иногда такое заявление должно быть скреплена подписями установленного количества избирателей. Например, в. Англии й для выдвижения кандидата формально достаточно заявления, подписанного несколькими избирателями.

Выдвижение кандидата осуществляется посредством официального представления от имени партии или путем петиции, подписанной определенным количеством избирателей. В. Швейцарии предложение о выдвижении кандидатов должны подписывается исаты 15 избирателей. Система петиций применяется в ряде штатов. США на выборах в органы власти штатов и органы местного управленияня.

Выдвижение кандидатов осуществляется в том же порядке, что и избрание депутатов, поэтому сама процедура выдвижения кандидатов называется первичными выборами — праймериз. В. США есть два основных вида праймеры из. К открытым праймериз относятся те, для участия в которых вообще не требуется установка партийной принадлежности. Для участия в закрытых праймериз избиратель обязан доказать свою партийную принадлежность. Ко жного раз вопрос о выдвижении кандидатов решается руководством партий. Кроме партии, гражданин вправе принять участие в избирательной борьбе, выступив как»независимый кандидатке. Выдвижение кандидате в сопровождается, как правило, рядом дополнительных требований. Так, в ряде стран регистрация кандидата осуществляется только в том случае, если ресничка внесет определенную сумму денег — избирательный засталрчу заставу.

Голосование, т.е. подачи голосов за выдвинутых кандидатов обычно осуществляется лично. В некоторых случаях законодательство отдельных стран допускает голосование по почте, по доверенности (для отсутствующих избирателями цев), а также голосование представителей за неграмотных и больных. Сам акт голосования законодательством большинства зарубежных стран рассматривается лишь как субъективное право избирателя, которым он волен распорных дитися по своему усмотрению. Наряду с этим во многих странах введено обязательное голосованиення.

Обязательное голосование позволяет искусственно повысить активность избирателей. Важнейшей гарантией свободного волеизъявления является тайное голосование, предусматривающее порядок, при котором избиратель заполняет бюллетень в в изолированном помещении и лично опускает его в урну время после длительной борьбы тайное голосование введено во всех зарубежных демократических странаах.

Результат выборов в значительной степени зависит от того, какими средствами обладают партии и кандидаты. Во многих странах были приняты законы, ограничивающие избирательные расходы. Деньги оказывают заметное, хотя и не е решающее влияние на исход выборов. Голосование является завершающим этапом избирательной кампании, после чего приступают к подсчету голосов и определения результатов выборерів.

uchebnikirus.com

Общая характеристика основных принципов избирательной системы РФ

 

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»+ Конституция РФ

Избирательное право – подотрасль Конституционного Права РФ, охватывающая совокупность КП норм, закрепляющих принципы избирательной системы РФ, порядок подготовки и проведения выборов населением депутатов и выборных должностных лиц органов власти и местного самоуправления

+индивидуальное право гражданина избирать (активное) и быть избранным (пассивное), участвовать во всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, включая голосование (в субъективном смысле)

Избирательная система – реально существующий порядок подготовки и проведения выборов депутатов и выборных должностных лиц.

Принципы избирательной системыэто основополагающие начала, на которых она строится, организуются и проводятся выборы депутатов представительных органов и выборных должностных лиц государственной власти и местного самоуправления.

В Российской Федерации выборы организуются на основе следующих принципов:

-всеобщего избирательного права;

-равного избирательного права;

-прямого избирательного права;

-тайного голосования на выборах;

-свободы выборов и добровольного участия в них избирателей;

-сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем на выборах;

-состязательности на выборах;

-сочетания государственного и негосударственного финансирования выборов;

-организации и проведения выборов избирательными комиссиями.

 

1. Принцип всеобщего избирательного права

Это исходный принцип избирательной системы, он означает право российского гражданина, достигшего необходимого возраста, избирать и быть избранным, а также право на участие во всех избирательных действиях, мероприятиях и процедурах.

Для российского гражданина стержневыми в принципе всеобщности являются два начала: право избирать и право быть избранным. Право избирать и быть избранным не зависит от каких-либо социальных факторов. Гражданин может избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Право избирать означает предоставление гражданину Российской Федерации возможности в день выборов принять участие в голосовании, т.е. получить избирательный бюллетень, заполнить его и опустить в избирательный ящик — активное избирательное право. Активное избирательное право предоставляется гражданину Российской Федерации, достигшему возраста 18 лет.

Право быть избранным означает предоставление гражданину возможности баллотироваться в депутаты представительного органа или выборного должностного лица государственной власти или местного самоуправления.Иначе говоря, право быть избранным означает предоставление гражданину возможности претендовать на выборный пост — пассивное избирательное право. Пассивное избирательное право для кандидата на пост Президента РФ наступает по достижении 35 лет, депутата Государственной Думы — с 21 года.

В России нет условий, ограничений и запретов в реализации избирательных прав по соображениям имущественным, социальным, политической лояльности, пола, грамотности.

Избирательные права могут быть ограничены по следующим основаниям:

1) по возрасту;

2) по принадлежности к гражданству;

3) по проживанию;

4) по прохождению военной службы;

5) по количеству избраний;

6) в связи с нахождением на выборной должности и претензиями на несколько мандатов;

7) по прекращению прежнего мандата выборного лица;

8) по возможностям занятия определенной должности;

9) в связи с отбыванием уголовного наказания;

10) в связи с недееспособностью.

 

 

2. Принцип равного избирательного права

Это означает:

— равные голоса

— равное их количество

Иногда равное избирательное право характеризуют — при выборах депутатов — еще и равенством числа избирателей в избирательных округах и в этом плане как бы одинаковой «ценой» выборного мандата, равной представленностью избирателей различных округов в органе власти, что обеспечивается одинаковой нормой представительства избирателей на округ. Эта норма определяется делением общего числа избирателей всей территории, на которой проводятся выборы, на число депутатов, которых надо избрать.

Однако полное равенство избирательных округов ни по территории, ни по числу избирателей, приходящихся на избирательный округ, на выборах обеспечить трудно. Избирательное законодательство говорит, что при создании одномандатных избирательных округов (т.е. в округе избирается один депутат) соблюдается примерное равенство избирательных округов и допускается отклонение от средней нормы представительства избирателей на один округ в сторону увеличения и уменьшения. Такое отклонение означает, что избирательные округа будут неодинаковыми по числу избирателей.

 

3. Принцип прямого избирательного права

Избрание непосредственно (прямо) населением.

Косвенные выборы не применяются в избирательной практике нашего государства.

 

4. Принцип тайного голосования

Тайное голосование обеспечивается наличием на каждом избирательном участке специальных кабин или комнат, в которых избиратели самостоятельно заполняют избирательные бюллетени, после чего опускают их в избирательные ящики.

 

5. Принцип свободы выборов и добровольности участия в них граждан

Выборы в нашей стране являются свободными, т.е. проводятся в обстановке гласности, широкого информирования населения обо всех мероприятиях.

Участие каждого гражданина в выборах является не только свободным, но и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на него с целью принудить к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

 

6. Принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем при выборах депутатов

Мажоритарнаяизбирательная система — это избрание депутатов по территориальным избирательным округам, на которые разбивается территория соответственно государства, территориальной единицы. Если в одном избирательном округе избирается один депутат, это будет одномандатный округ, если в округе избираются два депутата, это будет двухмандатный округ, если в округе избираются три и более депутатов, это будет многомандатный округ.

При мажоритарной избирательной системе каждый кандидат выдвигается и избирается в соответствующем избирательном округе в личном качестве, хотя это может быть и самовыдвижение, и выдвижение политической партией.

При выборах по мажоритарной системе победитель должен набрать больше голосов избирателей, чем его соперники.

Пропорциональная избирательная система — это голосование за списки кандидатов в депутаты. Списки выдвигаются политическими партиями и избирательными блоками (они образуются как союз только партий либо партий и иных общественных объединений), а вся страна, территориальная единица становится на время выборов единым избирательным округом. Избиратель, приходя на выборы, получает избирательный бюллетень, в котором перечислены все списки кандидатов. Избиратель голосует только за один список, исходя из своих симпатий и интересов. Победа пропорциональна числу голосов, поданных за список. Для этого общее число голосов избирателей, принявших участие в выборах, делится на число депутатских мандатов, подлежащих замещению. Получается избирательное частное. Затем число голосов, полученных каждым списком, делится на избирательное частное, и таким путем партия, избирательный блок узнают, сколько им досталось депутатских мандатов. Причем в распределении мандатов участвуют не все партии и избирательные блоки, участвовавшие в выборах, а только преодолевшие установленный законом процентный барьер — 5%.

До последнего времени принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем применялся в основном на выборах депутатов Государственной Думы и в порядке исключения на выборах депутатов представительных органов власти отдельных субъектов РФ. Как уже отмечалось, Федеральный закон 2002 г. (п. 16 ст. 35) предписывает применять в сочетании мажоритарную и пропорциональную избирательные системы на выборах законодательных (представительных) органов субъектов РФ, причем к распределению мандатов здесь допускается не менее двух списков кандидатов, получивших вместе не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

 

7. Принцип состязательности

Обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления.

 

8. Принцип сочетания государственного финансирования избирательной кампании с возможностями использования негосударственных средств

До 1993 г. выборы финансировались исключительно из государственного бюджета. Всякие возможности частного финансирования не допускались и служили основанием для признания результатов выборов недействительными.

Затем было установлено следующее: финансирование мероприятий, связанных с выборами, осуществляется за счет средств федерального или местного бюджета; вместе с тем для финансирования избирательной кампании кандидаты, избирательные объединения и избирательные блоки вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования граждан и юридических лиц.

По отдельным видам выборов есть свои особенности в формировании избирательных фондов. Например, Федеральный закон 2005 г. о выборах депутатов Государственной Думы предусматривает такие источники избирательного фонда политической партии, как собственные средства — которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии; добровольные пожертвования граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 0,07 и 3,5 процента от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии.

9. Принцип проведения выборов избирательными комиссиями

Этот принцип избирательной системы прежде всего означает, что за организацию и проведение выборов отвечают формируемые и действующие на основе участия общественности избирательные комиссии — Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, окружные, муниципальные, территориальные и участковые избирательные комиссии.

 



infopedia.su

Понятие избирательной системы и избирательного права Российской Федерации. Принципы избирательной системы и избирательного права

Вариант № 2

План

Понятие избирательной системы  и избирательного права Российской Федерации.

Принципы  избирательной системы  и избирательного права.

Процесс подготовки и проведения выборов.

Ответ:

  Введение

     Органы  государственной власти формируются  двумя способами: путем выборов  и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными  органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной  власти. В Российском государстве  на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания — Государственная Дума и  глава государства — Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается  высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс  формированию всей исполнительной и  судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах  Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно  важно значение выборов на всех уровнях. Основополагающим законодательным актом, регулирующим избирательный процесс в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Наиболее важными новеллами закона являются: установление правила, по которому не менее половины состава депутатов законодательных органов субъектов Федерации должны формироваться по партийным спискам, а также обязательная двухтуровая система выборов глав субъектов РФ. В Российской Федерации на федеральном уровне осуществляется регулирование выборов Президента РФ и депутатов Федерального Собрания РФ. 1993-1995 гг. работы Федерального Собрания – переходный период российского парламентаризма. После декабря 1995 г. Россия вошла в обычный четырехлетний цикл выборов депутатов Государственной Думы и систему постоянно действующего сменяющегося путем периодической ротации Совета Федерации. Федеральное избирательное законодательство в целом имеет демократическую направленность, отвечает общепризнанным международным стандартам, однако недостаточно стабильно. На конституционном уровне закрепляются принципы российского избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, имеющие определяющее значение для института выборов, выражающие сущность народовластия в государстве. Конституция РФ в ст.32 и 81  закрепляет принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г.  добавляет еще добровольность. Всеобщее избирательное право – каждый гражданин России, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеет право избирать и быть избранным. Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть. Политические партии как раз способствуют формированию такого большинства.

     Правовой  основа — Конституция Российской Федерации 1993 г., федеральные законы, Указы Президента РФ, решения Конституционного суда, монографии и научные статьи, посвященные данной проблеме.

  Понятие избирательного  права и избирательной  системы

Эти два понятия  во многом совпадают, а в обиходе  часто употребляются как идентичные. Тем не менее, определенное различие между ними все же имеется. Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования. Термин «избирательная система» имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Первая означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая — распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства, когда победителем является кандидат, получивший 50% голосов плюс один от проголосовавших избирателей, или система относительного большинства, когда победителем становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат). В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему.

     Понятие избирательного права тоже употребляется  в широком и узком смысле. В  широком смысле это опять же вся  совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права, а в узком смысле — нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право). Активное избирательное право — это право избирать, а пассивное — право быть избранным.

     Понятия «избирательная система» и «избирательное право» носят собирательный характер. В Российской Федерации они включают в себя, по существу, четыре различные  подсистемы, устанавливающие порядок  избрания гражданами соответствующих  органов государственной власти: Президента РФ; депутатов Государственной  Думы; депутатов законодательных  органов субъектов Федерации; органов  местного самоуправления. Каждая из этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении пассивного избирательного права, порядка определения результатов голосования и по ряду других весьма важных условий. Важной чертой российского избирательного права (избирательной системы) является то, что в самом главном порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией РФ и федеральными законами, т. е. без регулирования со стороны субъектов Федерации. Субъектам Федерации предоставлено только право принимать правовые акты по вопросам организации и проведения выборов (составление списков избирателей, создание избирательных участков, формирование избирательных комиссий). Этим положение дел в России отличается, например, от такого федеративного государства, как Соединенные Штаты Америки, в котором избирательная система по выборам в федеральные органы власти (Президента, обеих палат Конгресса) только в самых общих вопросах устанавливается Конституцией Соединенных Штатов, а детально регулируется законами самих субъектов федерации (штатов). Особенностью России является и то, что в отличие от многих (если не большинства) других государств с относительно новыми конституциями в ее Конституции нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права — всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и др. Только в самой общей форме активное и пассивное избирательное право закреплено в ст.32 Конституции РФ, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Между тем общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях.

       Основные избирательные  системы современности  и особенности  избирательной системы  Российской Федерации

На выбор той  или иной избирательной системы  оказывают влияние характер, социально-экономическое  развитие определенной страны, конституционные  принципы организации структуры  и полномочий представительных органов  власти, национальные, исторические и  местные особенности, которые, в  свою очередь, могут придавать избранной  системе особую специфику. В зависимости  от способа распределения депутатских  мандатов между кандидатами от результатов  голосования избирательные системы  подразделяются на три вида:

  • мажоритарная избирательная система исторически стала первой используемой избирательной системой. Избранным считается кандидат, получивший по данному избирательному округу большинство голосов. При мажоритарной системе на различных уровнях выборов применяются 3 ее разновидности: система абсолютного большинства голосов, т.е. получение кандидатом более ½ голосов избирателей, принявших участие в голосовании; система относительного большинства, т.е. получение кандидатом большего числа голосов, чем получили другие кандидаты; система квалифицированного большинства голосов, когда требуется квалифицированное большинство голосов (2/3, ¾). При этом используются многомандатные и одномандатные округа. Разновидностью мажоритарной системы являются выборы глав муниципальных образований. Здесь территории избирательной единицы и муниципального образования совпадают;
  • пропорциональная избирательная система обеспечивает соответствие между количеством голосов избирателей, полученных списком кандидатов, и числом доставшихся им мандатов. При этом существует определенный барьер, который необходимо преодолеть для того, чтобы участвовать в распределении мандатов;
  • смешанная избирательная система призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Считается, что она позволяет наиболее точно выразить политические пристрастия избирателей.

     С 2005 г. избирательная система России (в прошлом характеризовавшаяся  как смешанная) стала пропорциональной:

  • 15 декабря 2004 г. вступили в силу поправки, отменяющие всенародные выборы глав регионов;
  • в России пока еще существует смешанная система выборов, при которой половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительно большинства, а половина – по пропорциональной системе по единому федеральному списку. Однако в Госдуме находится законопроект, согласно которому депутаты будут избираться исключительно по пропорциональной системе.

     Предпочтение  мажоритарной системе обусловлено  тем, что на региональном и муниципальном  уровнях реально не сложились  политические партии и общественные движении, вследствие чего проведение выборов с элементами пропорциональной системы представляется несколько искусственным и по меньше мере преждевременным. И при мажоритарной системе избирательные объединения, пользующиеся поддержкой избирателей, вполне могут рассчитывать на значительную долю мест в представительном органе власти. Применение смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы закреплено избирательным законодательством в отдельных субъектах Российской Федерации. Практика выборов в отдельных субъектах РФ показывает, что применяемая на региональном уровне модель избирательной системы страдает очевидным несовершенством.

     Принципы  избирательного права (избирательной  системы)

     Под принципами избирательного права (избирательной  системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых  любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции  и законах РФ. Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока). В Российской Федерации активное избирательное право и право голосовать на референдуме предоставляется гражданам, достигшим 18 лет, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, гражданин может быть избран в органы государственной власти и местного самоуправления.

     Федеральными  законами могут устанавливаться  дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, не позволяющие  занимать выборную должность более  установленного количества сроков подряд. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Федерации или органы местного самоуправления. Иностранцы могут избирать и быть избранными только в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ. Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами.

     Предоставление  гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении  вопроса об участии или неучастии  в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах. В отличие от многих зарубежных государств (Австралия, Бельгия, Греция и др.) в России обязательный вотум не предусмотрен. В то же время для многих избирательных кампаний, особенно в субъектах Федерации, характерно массовое неучастие избирателей в выборах, которое в конституционном праве обозначают термином «абсентеизм». Неучастие в выборах может иметь значение определенного политического решения, т.е. бойкота, но чаще оно выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры.

     Для того, чтобы не допустить срыва  выборов в результате абсентеизма  избирателей и обеспечить легитимность избираемого органа, российское законодательство длительное время предусматривало  обязательный процент участия зарегистрированных избирателей (так называемый порог  явки), ниже которого выборы признаются несостоявшимися (например, при выборах  Президента РФ это было 50%, при выборах  депутатов Государственной Думы — 25, в субъектах Федерации допускались 20%).

     Но  Федеральным законом минимальный  порог явки на всех уровнях был  отменен. Теперь, следовательно, выборы признаются состоявшимися при любом  числе избирателей, принявших в  них участие. Что же касается пассивного избирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Субъектам Федерации, которые вправе принимать собственные избирательные законы, федеральным законом предписано, что при выборах в их законодательные (представительные) органы государственной власти минимальный возраст кандидата составляет 21 год, а при наделении полномочиями главы исполнительного органа государственной власти (Президента, губернатора) — 30 лет. При выборах главы местного самоуправления требуемый федеральным законом минимальный возраст равен 21 году.

     Пассивное избирательное право ограничивается и рядом других федеральных законов  и законов субъектов РФ. Так, депутатами законодательных органов не могут  быть судьи, прокуроры, должностные  лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники органов  внутренних дел, работники прокуратуры  РФ могут быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администраций  субъектов Федерации, депутатами законодательных  органов субъектов Федераии, должностными лицами местного самоуправления, но при  этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий.

stud24.ru

Понятия избирательного права и избирательной системы, их соотношение.

Избирательная система — это установленный нормами права порядок организации и проведения выборов в представительные органы.

Данный термин используют также в более узком смысле: это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов выборов.

Избирательное право имеет также два назначения: объективное и субъективное.

В объективном смыслеизбирательное право – это система правовых норм, регулирующих процесс организации и проведения выборов в государстве.

Следовательно, избирательное право (в объективном смысле) и избирательная система (в широком смысле) схожи по своему содержанию.

Субъективное избирательное правоэто совокупность конкретных прав гражданина на участие в выборах. В этом значении избирательное право подразделяют на:

— активное избирательное право, т.е. право граждан избирать;

— пассивное избирательное право, т.е. право быть избранным.

Следует подчеркнуть, что только при условии проведения свободных и честных выборов можно говорить о том, что воля народа, как единственного источника власти, и полученные результаты голосования совпадают. Задача обеспечения свободных и честных выборов всегда стояла и стоит на персом месте во всех государствах, в том числе и в нашем.

Анализ Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, а также Декларации о критериях свободных и справедливых выборов, принятой Советом Межпарламентского союза в марте 1994 года, свидетельствует, что выборы должны основываться на таких общепризнанных принципах, как всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании.

В Конституции Республики Беларусь эти важнейшие международные принципы выборов, включая их свободный характер, закреплены. Сейчас важно, чтобы они были наполнены нормами, которые наиболее точно соответствуют нынешнему пониманию демократии, а практика проведения выборов полностью отвечала требованиям законодательства.

Принципы избирательной системы – это основные руководящие начала, соблюдения которых делает выборы легальными, т.е. законными.

Итак, рассмотрим принципы избирательной системы подробнее.

1. Всеобщность избирательного права граждан (ст.64 Конституции Республики Беларусь).

Этот принцип означает, что все граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет, имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право). Круг граждан, не допускаемых к участию в выборах, определен Конституцией.

Так, в выборах не могут участвовать:

1. лица, признанные судом недееспособными;

2. лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы,

3. лица, в отношении которых избрана мера пресечения — содержание под стражей (сами они могут быть избраны в представительные органы).

Принцип всеобщности избирательного права означает, что в выборах принимают участие все социальные группы и слои граждан, независимо от профессиональной принадлежности, занимаемой должности, вероисповедания, а также то, что все граждане, которые достигли определенного возраста, могут быть избранными в состав соответствующих Советов депутатов.

— Принцип гласности (ст.13 Избирательного кодекса)

Его сущность состоит в том, что ход избирательной компании на всех ее стадиях должен широко доводиться до сведения граждан. Избирательные комиссии должны информировать граждан о ходе создания избирательных округов, регистрации кандидатов в депутаты, определении результатов выборов. Средства массовой информации должны широко освещать ход избирательной компании, предоставлять кандидатам возможность выступить со своей программой и т.д. В день выборов в помещениях для голосования вправе присутствовать депутаты, представители политических партий, общественных объединений, средств массовой информации, доверенные лица кандидатов, а также наблюдатели от иностранных государств и международных организаций.

— Принцип состязательности кандидатов в депутаты.

Он означает, что по избирательному округу может быть выдвинуто любое количество кандидатов в депутаты, каждый из которых может представить свою предвыборную программу, за которую имеет право вести соответствующую агитацию. Кандидаты состязаются не только по предвыборным программам, но и в личных качествах.

— Принцип несовместимости статуса депутата со служебным положением (ст.59 Избирательного кодекса).

Так, в целях ликвидации влияния со стороны должностных лиц на работу представительных органов власти, судьи, а также другие лица, назначаемые на должность Президентом РБ или по согласованию с ним, не могут быть одновременно депутатами.

Конституционные принципы избирательной системы Республики Беларусь.

2. Принципы равенства избирательных прав (ст.66 Конституции).

Он означает, что выборы всех депутатов являются равными в том смысле, что все избиратели равны в своем праве избирать и быть избранными. Каждый из них имеет один голос, равное право на выражение своего мнения. Все кандидаты в депутаты должны иметь равные возможности предвыборной агитации, встреч с избирателями, выступлений в трудовых коллективах, по радио, телевидению, в печати и сами принимать участие в голосовании.

Принцип равенства означает также равные права в избирательной компании для мужчин и женщин, представителей разных партий, общественных организаций.

3. Принцип прямого избирательного права (ст.67 Конституции РБ).

В данной статье речь идет только о прямых выборах, т.е. когда граждане сами непосредственно избирают депутатов путем подачи своего голоса.

Путем прямых выборов избирается Президент (ст. 81 Конституции), депутаты Палаты представителей и местных Советов депутатов. Наряду с прямыми Конституция предусматривает формирование Совета Республики Национального собрания путем косвенных выборов (ст. 91), т.е. когда избиратель избирает депутатов Советов базового уровня, которые в свою очередь в установленном порядке избирают на своих заседаниях членов Совета Республики (об этом подробнее вы узнаете из темы №9 нашего курса).

4. Принцип тайного голосования (ст.68 Конституции РБ).

Голосование является тайным при условии исключения внешнего контроля за волеизъявлением голосующих.

6. Принцип свободы выборов (ст.65 Конституции РБ).

Этот принцип означает, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать.

Наряду с общепринятыми принципами можно назвать новые принципы, которые обогащают демократическое содержание избирательных норм. К ним можно отнести гласность, состязательность кандидатов в депутаты, несовместимость статуса депутата с должностным положением, общественный контроль за соблюдением процедуры выборов, юридическая защищенность избирателя и кандидата в депутаты.

Избирательный процесс.

Избирательный процесс – это урегулированная законом деятельность по подготовке и проведению выборов. Избирательный процесс состоит из стадий:

1) назначение выборов;

2) установление избирательных округов и создание избирательных комиссий;

3) выдвижение и регистрация кандидатов;

4) агитационная кампания;

5) голосование;

6) установление результатов голосования.

7) опубликование результатов выборов.

Избирательные округа – это территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания кандидатов в представительные органы. В Республике Беларусь численность избирателей в избирательном округе определяется исходя из числа граждан, обладающих избирательным правом, проживавших на территории, входящей в избирательный округ, при проведении последних выборов или референдума. Избирательные округа образуются с примерно равной численностью избирателей: отклонение числа избирателей в избирательном округе не может превышать 10 процентов.

Для проведения голосования и подсчета голосов по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, по референдуму, отзыву депутата территория районов, городов, районов в городах делится на участки для голосования.

Подготовку и проведение выборов в Республике Беларусь обеспечивают Центральная комиссия, а также соответствующие избирательные комиссии.

Считается, что выборы Президента Республики Беларусь состоялись, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.

Избранным считается кандидат в получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если выборы были признаны состоявшимися. Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.

63. Избирательные округа, их виды и порядок образования. Избирательные участки.

Избирательные округа – это, по существу, избирательная территориальная единица.

Выборы Президента Республики Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Республики Беларусь.

Для выборов депутатов Палаты представителей на территории РБ образуется 110 избирательных округов примерно с равной численностью избирателей, с учетом административно-территориального деления республики.

Для проведения выборов депутатов местных Советов депутатов образуются избирательные округа в пределах норм, установленных Избирательным кодексом, исходя из численности населения, территории и других местных условий, с учетом административно-территориального деления. Так, по выборам в областной Совет депутатов образуется от 40 до 60 избирательных округов, по выборам в сельский, поселковый Совет депутатов – от 11 до 15 (подробнее см. ст. 15 Избирательного кодекса). От каждого избирательного округа избирается один депутат.

Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах депутатов территория районов, городов, районов в городах делится на участки для голосования. Они образуются не позднее чем за 2 месяца до выборов с числом избирателей не менее 20 и не более 3000. Избиратели в 10-дневный срок должны быть информированы о границах каждого избирательного участка и месте нахождении участковой избирательной комиссии, а также помещения для голосования.

64. Избирательные комиссии, их виды, порядок образования.

Организацию и проведение выборов проводят избирательные комиссии. Избирательная комиссия- коллегиальный, орган организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.
По территории действия они подразделяются:
— Центральную комиссию по выборам
-территориальные избир комиссии
-окружные избир комиссии
-участковые избир комисси
Систему избирательных комиссий возглавляет Центральная комиссия по выборам. Центральная комиссия по выборам- коллегиальный, орган организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов, является юр лицом, имеет печать с изображением герба и счет в банке.
Она в пределах своих полномочий организует проведение выборов Президента, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов и других лиц, избираемых на гос должности народом, обеспечивает проведение республиканских референдумов, решает вопросы связанные с организацией отзывов депутатов Палаты представителей, членов совета Республики и осуществляет контроль на всей территории РБ за проведением выборов.




infopedia.su