Принципы и объекты налогообложения – , , — : ,

Содержание

Объект налогообложения

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Объект налогообложения

Объект налогообложения — это реализация обстоятельств, имеющих оценку.


Понятие объекта налогообложения

Налоговое законодательство закрепляет за налогоплательщиками обязанность по уплате налогов. Сегодня НК РФ содержит большое количество налогов, которые имеют множество элементов в своем составе. Наиболее важным из них является объект налогообложения, установленный как обстоятельство назначения того или иного налога.

При наличии объекта возникает обязанность уплачивать налоги. К объектам относятся прибыль организации, имущество доходы и расходы, а также все прочие объекты, имеющие количественную и качественную характеристику.

Налоги, установленные законодательством к взиманию с физических и юридических лиц, имеют самостоятельные объекты, которые определяются в соответствии со второй частью Налогового кодекса, а также с учетом 38 статьи. Значение объекта налогообложения представлено также в рамках статьи.

 

Принципы объектов налогообложения

Субъекты и объекты налогообложения установлены во второй части НК РФ. Основным элементом налогообложения является его объект. Налогоплательщики объект налогообложения должны определять четко, поскольку только при наличии у налогоплательщика объекта возникает обязанность уплачивать налоги. Основными принципами объектов налогообложения являются следующие.

Во-первых, любое имущество, предназначенное для реализации, признается товаром. Минфин России определяет, что также признать товаром к примеру, можно любое недостроенное здание, которое предназначено для реализации. Кроме того, Минфин России отмечает, что конструкторские разработки и созданная документация без предварительного заказа разработчикам также признается готовым товаром.

Не относится к имуществу доля в уставном капитале. Четко разграничивает НК и услуги для целей налогообложения, поскольку работа имеет ярко выраженный материальный результат, а услуга – нет. При этом услуга реализуется в момент того, как закончится ее оказание.

Выбор объекта налогообложения производится физическим лицом или организацией в зависимости от требуемого налога.

В НК РФ определены цели того или иного объекта для уплаты налогов. Основной целью является само существование налога, которое невозможно без наличия объекта, с которого он исчисляется.

Характеристика объектов налогообложения

Статья 38 не дает наименование объекта налогообложения. При этом понятие раскрывается, но через перечисление обстоятельств, которые могут быть объектами, с указанием их основных признаков. Так, объектом налогообложения могут быть имущество, доходы, расходы, прибыль и реализация товаров, работ, услуг. Перечень не является исчерпывающим, и законодательство допускает существование иных объектов, которые должны иметь стоимостную или физическую характеристику. Значение объекта налогообложения в том, что, благодаря ему возникает право появления обязанности по уплате налогов

Объект налогообложения — это обязательный элемент налогового контроля, без которого налог просто не может существовать. Объект налогообложения определяется по федеральным, региональным и местным налогам налоговым законодательством. При реализации прав согласно статье 12 НК РФ на установление налогов органами государственной власти местного самоуправления, объект налогообложения не может быть определён ими законодательно.

Среди всех обязательных элементов налогообложения только объекту посвящена целая глава Налогового кодекса. Перечисленные в статье виды налогообложения значительно различаются, и чтобы осуществить выбор объекта налогообложения, необходимо ознакомиться с законодательством.

Так, прибыль — это всего лишь бухгалтерская запись, а имущество — это предмет материального мира, который должен обязательно иметь собственника, поскольку без него данный объект налогообложения просто не будет существовать.

Учет объектов налогообложения осуществляется в рамках налогового учета. Конечные данные в декларациях по налоговому и бухгалтерскому учету могут отличаться.

 

Виды объектов налогообложения

Перечень объектов налогообложения выглядит следующим образом. По Федеральным налогам объектами являются:

  • реализация работ, товаров на территории России, а также по НДС;
  • реализация подакцизных товаров, произведенных на территории России;
  • доход полученный налогоплательщиком;
  • водные объекты для забора воды гидроэлеватора и прочих нужд необходимо для водного налога,
  • полезные ископаемые, добытые на территории России необходимы для налога на добычу полезных ископаемых.

Региональные налоги и предполагает следующие объекты налогообложения:

  • для транспортного налога — это транспортные средства: автомобили, мотоциклы, вертолеты, яхты;
  • для налога на игорный бизнес это игровые автоматы, букмекерские конторы;
  • имущество, учтенное на балансе.

Местные налоги предполагают, что объектом налогообложения являются земельные участки – для определения земельного налога.

Сборы не являются налогами, поэтому требования налогового законодательства об установление объекта налогообложения по сборам не является обязательным.

 

Классификация объектов налогообложения

Классификация объектов налогообложения выглядит следующим образом:

  • прибыль является результатом деятельности, осуществляемой предпринимателями или юридическими лицами на свой страх и риск. Прибыль представляет собой объект налога на прибыль;
  • доходы всегда связаны с получением какой-либо выгоды. Доходы также связаны с коммерческой деятельность и определяются как группа операцией государственного сектора. Доход – объект налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Классификатор относит к объектам налогообложения и расходы. Но расход влияет на размер налоговой базы для исчисления налога на прибыль. Помимо этого, стоит сказать, что каждый налог имеет свой объект налогообложения.

 

Имущество как объект налогообложения

Гражданское законодательство к имуществу относит деньги, вещи, интеллектуальную собственность и другое. Данная норма закрепляется в ГК РФ. В НК РФ это правило идентично.

Вещи делятся на оборотоспособные и необоротные, при этом объектом могут быть только оборотоспособные вещи и ограниченные в обороте, поскольку только они могут реализовываться. К недвижимым вещам относятся земельные участки, здания и сооружения. К недвижимым относятся также морские суда, космические объекты.

Движимое имущество — это деньги и ценные бумаги.

Переход права собственности определяется порядком установленным гражданским законодательством России. Поскольку в состав имущества для целей налогообложения включаются и деньги они как символы имеют определенную форму, поэтому могут определяться как вещи.

 

Товар как объект налогообложения

По Налоговому законодательству товар относится к торговой деятельности и для целей налогообложения этим понятием определяется собственность для реализации. Товар обязательно должен обладать оборотоспособностью. Спорным моментом является рассмотрение имущественных прав, как товара. Налоговое законодательство не имеет такой нормы, а вот гражданское свидетельствует о том, что имущественные права – товар.

 

Операции, признаваемые объектом налогообложения

Операции, которые могут являться объектом налогообложения, закреплены второй частью Налогового кодекса РФ в отношении отдельно взятых налогов. Так, к примеру, налог на добавленную стоимость имеет следующие операции: обороты по реализации товаров, ввоз товара на территорию России.

По акцизам операциями являются реализация акцизных товаров на территории России, передача сырья для производства подакцизных товаров, передача подакцизных товаров в структуре организации. Для дальнейшего производства существуют и прочие операции, которые по налоговому законодательству признаются объектами налогообложения. Для их определения необходимо обратиться к соответствующим налогам во второй части НК РФ.

 

Работа для целей налогообложения

Работа для целей налогообложения — это такая деятельность, которая в результате имеет материальное выражение и реализуется для удовлетворения потребностей третьих лиц. Работа не может рассматриваться отдельно от товара и материальный результат может выражаться не только как создание отдельной вещи, например, постройка здания, но также улучшение качества их примеру ремонт или реконструкция.

Налоговый кодекс предпринимательскую деятельность Объектом налогообложения исполняется в рамках трудового договора, который заключён между работодателем и отдельным наемным работником. Работа может выполняться в рамках разных договоров примеры договора подряда, а также договора о технических или научно-исследовательских работах. Это правило закреплено статьей 38 НК РФ.

 

Услуга для целей налогообложения

Услуга для целей налогообложения — это такая деятельность, в результате которой образуется нематериальный продукт. В отличие от работы результат услуги неосязаем и отдельно не может быть реализован. Услуги предоставляются по различным видам договоров в соответствии со статьями 39-41 НК РФ.

 

Идентичные товары (работы, услуги)

Идентичными товарами и услугами признаются такие товары и услуги, которые имеют сходные данные. Они могут отличаться внешне, но в функциональном плане должны быть схожими. При этом услуги и работы, считающиеся идентичными, должны иметь схожую репутацию и товарный знак. Определения идентичных и однородных товаром закреплено Налоговым Кодексом, для того, чтобы определить объект налогообложения, к примеру, по уплате единого налога, более точно.

Однородные товары и однородные работы (услуги)

В отличие от идентичных, товары, имеющие сходные характеристики и выполняющие одинаковые функции называются однородными. Они взаимозаменяемы и их свойство определяется качеством, производителем и репутацией на рынке. Кроме того, здесь учитываются такие свойства как уникальность и объем производства. Понятие однородных и идентичных товаров закрепляется Федеральным Законом «О контрактной системе в сфере закупок».

 

Значение объектов налогообложения

Значение объекта налогообложения достаточно велико. Объекты налогообложения имеют стоимостные характеристики. Их значение велико, прежде всего, потому, что существование объекта необходимо для самого существования налога. Если нет объекта соответственно налог не может быть исчислен правильно.

Изменение объекта налогообложения влечет за собой изменение применяемого налога.

При этом сокрытие объекта налогообложения влечет за собой уголовную ответственность за неуплату налогов.

Таким образом, налоговая регуляция объектов налогообложения осуществляется в рамках Налогового кодекса по статье 38. Объект налогообложения для каждого налога свой и установлен второй частью Кодекса. Для правильного исчисления налогов необходимо знать основные объекты налогообложения.

advokat-malov.ru

Принципы налогообложения

Замечание 1

Налоговая система любой страны должна разрабатываться с помощью базовых правил, которые, в свою очередь, образуют совокупность принципов налогообложения. Т.е., принцип налогообложения – это основополагающие положения и правила, применяемые в сфере налогообложения.

Фундаментальные принципы

Замечание 2

Основу всех принципов налогообложения составляют принципы, сформулированные еще в 1776 г. А.Смитом.

К ним относятся:

  1. Принцип равенства и справедливости
  2. Принцип определенности
  3. Принцип удобства
  4. Принцип экономности взимания

Принцип равенства и справедливости означает, что все физические и юридические лица должны принимать участие в формировании доходов государства сообразно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности утверждает, что налоги, уплачиваемые гражданами, должны быть определены, т.е. содержать точно определенные время уплаты, способ уплаты и размер налога.

Принцип удобства предполагает, что налоги, уплачиваемые налогоплательщиками, должны взиматься удобными для налогоплательщика способами и в удобное время.

Принцип экономности взимания означает, что взимание налогов должно быть максимально эффективным, т.е. включать в себя низкие издержки на сбор налогов и содержание налоговых органов.

Экономические принципы

К этим принципам относятся:

  • Принцип равенства и справедливости.
  • Принцип эффективности – налоговая система должна быть эффективной, способствовать повышению экономического роста и активности граждан и организаций. Взимание налогов не должно никоим образом мешать развитию производства в стране.
  • Принцип соразмерности налогов – в системе налогообложения и определении ее основных элементов нужно учитывать последствия для бюджета страны и развития ее экономики.
  • Принцип множественности – данный принцип предоставляет предпосылки для проведения гибкой налоговой политики в государстве, позволяет в процессе сбора налогов учитывать платежеспособность налогоплательщиков и выровнять налоговое бремя и др. использование этого принципа нужно строить на грамотном сочетании прямых и косвенных налогов.

Организационные принципы налогообложения

К ним относятся:

  • Принцип универсализации налогообложения – применение данного принципа предполагает одинаковый подход при исчислении налогов независимо от источников доходов и места их образования. Нельзя допускать установления повышенных и дифференцированных ставок налогов в зависимости от форм собственности организаций, отраслевой приадлежности, гражданства и др.
  • Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика – взимание налога не должно предоставлять налогоплательщику неудобства. Документы на уплату должны быть максимально простыми и понятными; налог с доходов работников организации уплачивает сама организация и т.д.
  • Принцип разделения налогов по уровням власти – федеральные, региональные и местные органы власти обладают определенными полномочиями при введении, отмене налогов, при установлении льгот по налогам, налоговых ставок и др.
  • Принцип единства налоговой системы – государство не должно устанавливать налоги, которые будут каким-то образом ограничивать перемещение товаров, работ, услуг или финансовых средств на территории страны. Также нельзя ограничивать осуществление экономической деятельности субъектами экономики или создавать барьеры на ее пути.
  • Принцип гласности – все законы, нормативные акты, которые касаются системы налогообложения, должны быть официально опубликованы и разъяснены.
  • Принцип одновременности – один и тот же объект должен облагаться только одним налогом один раз за установленный законодательно налоговый период.
  • Принцип определенности – законы в сфере налогообложения не должны допускать произвольного толкования.

Юридические принципы налогообложения

К ним относятся:

  • Принцип законодательной формы установления – означает, что налоги не могут быть произвольными, а должны следовать из закона. Нельзя допускать, чтобы установленные налоги нарушали конституционные права граждан.
  • Принцип приоритетности налогового законодательства – в законодательных актах, которые регулируют вопросы, не связанные с налогами, не должно быть норм права, которые установят особый режим налогообложения.
  • Научный подход к формированию налоговой системы – после уплаты налога у налогоплательщика в пользовании должна остаться часть дохода, которая обеспечит ему нормальное существование.

spravochnick.ru

27 Налоговая система и налогообложение Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

  1. Элементы и основные принципы налогообложения………..………..……5

  2. Структура налоговой системы и ее элементы………………………..…….11

  3. Принципы построения налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………..………………16

Заключение…………………………………………………………………………..24

Список использованной литературы…………………………………………..…..26

Введение

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги — наиболее действенный инструмент регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

В условиях несовершенства и нестабильности налоговых законов, порождающих неприятие налоговой системы, правовой нигилизм налогоплательщиков и, как следствие, уклонение от налогов, проявляется зависимость эффективности налогового контроля от качества правовой базы, как важнейшего условия его осуществления. Успешное проведение налоговой политики государства зависит от разумного налогового законодательства и эффективной системы контроля за его выполнением.1

Цель данной курсовой работы – изучение литературы по проблеме налогов и налогообложения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Определить сущность элементов и основных принципов налогообложения.

  • Изучить структуру налоговой системы и ее элементов.

  • Рассмотреть принципы построения налоговой системы Российской Федерации.

  1. Элементы и основные принципы налогообложения

Элементы налогообложения — установленные в законодательном порядке государственными органами принципы организации и действия налоговой системы, охватывающие следующие ее части: субъекты налога (налогоплательщики), объекты налога (облагаемый доход, имущество), единица обложения (единица измерения объекта налога), налоговая ставка (норма налогообложения), налоговый оклад (сумма налога с одного объекта), налоговые льготы.1

Основными элементами налогообложения являются:2

  1. Субъект обложения. Юридические и физические лица, которые обязаны в соответствии с законом уплачивать налоги.

  2. Объект налогообложения. К нему относятся операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, иные экономические основания, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Товаром считается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы. Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

  3. Налоговая база. Она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

  4. Единица налогообложения. Единица, которая кладется в основу измерения налога.

  5. Источник налога. Ресурс, используемый для уплаты налога. Иногда источник налога совпадает с объектом.

  6. Норма налогообложения. Доля дохода, взимаемая через налоги с налогооблагаемых объектов.

  7. Налоговая ставка. Это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Виды налоговых ставок: твердая; пропорциональная; прогрессивная; регрессивная.

  8. Налоговые санкции. Увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства.

  9. Налоговые каникулы. Представляют собой, в соответствии с действующим законодательством, определенный срок, в течение которого налогоплательщик освобождается от уплаты того или иного налога. Налоговые каникулы являются частью налоговой политики, входящей в общеэкономическую стратегию правительства, и используется для стимулирования развития конкретного предприятия, компании или их групп, отдельной отрасли, региона, научно-технического прогресса, выступая, как форма государственного кредитования, государственной поддержки конкретного налогоплательщика. По истечении срока налоговых каникул уплата налогов возобновляется.

  10. Налоговый кредит. Он предоставляется заинтересованному налогоплательщику на срок от трех месяцев до одного года по его заявлению и оформляется соответствующим договором, в котором указываются сумма задолженности, срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, порядок погашения суммы процентов, поручительство либо документы об имуществе, которые выступают в качестве залога, ответственности сторон.

  11. Налоговые льготы. Являются существенным, но не обязательным элементом законодательства о налогах. Действительно, если в тексте закона не будет определен субъект налога, то закон действовать не будет, т. к. неизвестно, кто должен его платить. Если не определена ставка налога, то непонятно, как рассчитать сумму налога, и т. д. Отсутствие же в законе о налоге определения налоговых льгот не мешает этому закону действовать, он продолжает работать.

Основные формы налоговых льгот: налоговые изъятия; налоговые скидки; налоговые кредиты.1

  1. Налоговая амнистия. Возврат некоторых ранее уплаченных сумм или освобождение от финансовой санкции на определенный период.

Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.2

1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).

В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.

Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом. Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.1

3. Принцип справедливости налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

4. Принцип публичности налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества».1

5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.2

6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики. Данный принцип конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

10. Принцип единства системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.1

Таким образом, принципами налогообложения являются исходные идеи, лежащие в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие могут быть выведены путем толкования. Принципы налогообложения можно разделить на общие, регулирующие налоговую систему в целом, и специальные, характеризующие отдельные институты налогового права.

studfiles.net

Структура и принципы налогообложения

Структура налогообложения

Определение 1

Под налогообложением понимается система, ориентированная на изъятие денежных средств органами власти у объектов, находящихся в их подчинении. В основе современного налогообложения находится добровольно-принудительный принцип, однако в истории общества случались моменты, когда налогообложение носило остро принудительный характер.

Структура налогообложения включает в себя различные виды налогов, классифицируемые по определенным основаниям.

Так, например, в зависимости от способа изъятия налоги делятся на два вида:

  • косвенные налоги, реализуемые в форме надбавки к цене товаров и перекладываемые тем самым на конечного потребителя. Примерами такого вида налогов являются налог на добавленную стоимость, акцизы и прочие;
  • прямые налоги, взимаемые с объекта налогообложения. Примерами таких налогов являются налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и прочие.

В зависимости от воздействия выделяют следующие виды налогов:

  • налоги пропорциональные, ставки по которым установлены в виде фиксированной величины процента к величине дохода или стоимости облагаемых объектов имущества;
  • налоги прогрессивные, ставки по которым демонстрируют рост в соответствии с ростом объекта налогообложения;
  • налоги регрессивные (дегрессивные), ставки по которым демонстрируют снижение по мере роста величины объекта налогообложения.

В зависимости от налогоплательщика, то есть субъекта налогообложения, налоги делятся на следующие виды:

  • налоги, уплачиваемые исключительно физическими лицами;
  • налоги, уплачиваемые исключительно юридическими лицами;
  • налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.

В зависимости от объекта налогообложения различают следующие виды налогов:

  • налоги, взимаемые с имущества;
  • налоги, взимаемые с ресурсов;
  • налоги, уплачиваемые от дохода или выручки;
  • налоги, взимаемые с потребления.

Принципы налогообложения

Возникновение налогов относится к периоду становления государства как общественного института. В связи с этим работа по определению принципов налогообложения и его оптимизации ведется уже несколько столетий. В 1776 году Адамом Смитом были предложены четыре основных принципа налогообложения, которые включают:

  1. принцип справедливости, суть которого сводится к тому, что каждый гражданин обязан принимать участие в покрытии государственных расходов, однако это участие должно быть соразмерным его доходу. реализация данного принципа обеспечивает равенство налогообложения;
  2. принцип удобства, суть которого сводится к тому, что взимание налога должно осуществляться тогда и тем способом, которые максимально удобны налогоплательщику;
  3. принцип определенности, суть которого сводится к тому, что налог, обязательный к уплате, должен быть четко определен, условия его исчисления и уплаты должны быть понятны налогоплательщику;
  4. принцип экономичности, суть которого сводится к тому, что сбор налога дожжен обеспечивать максимальную эффективность при минимальных расходах на него.

Предложенные Адамом Смитом принципы налогообложения фактически являются классикой, которые с течением времени просто приобретают более пространное содержание.

В настоящее время принципы налогообложения можно представить таким образом:

  • во-первых, максимальный учет возможностей и интересов налогоплательщика. Порядок исчисления и уплаты налогов должен быть устроен таким образом, чтобы обеспечивать максимальную ясность и понятность для налогоплательщика. Результатом реализации такого принципа является сокращение издержек на администрирование налогообложения, поскольку отсутствие проблем с исчислением налогов сокращает количество налоговых проверок, штат контролирующих органов и так далее. При этом государственные власти большинства стран не поддерживают идею сокращения количества налогов, предпочитая предлагать налогоплательщикам достаточно разнообразную систему налогообложения, включая в нее различные необременительные налоги. Также содержание данного принципа налогообложения подразумевает высокую информированность общества о назначении исчисляемых налогов. При этом учет возможностей и интересов налогоплательщиков не предусматривают предоставления им со стороны государства права платить или не платить налог;
  • во-вторых, единство, гибкость и стабильность. Построение системы налогообложения должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечивать автоматическую реакцию на изменение экономической ситуации, динамику уровня доходов, имущественного положения, потребления и сбережения, цен и прочего. Обеспечение стабильности налоговой системы не является приоритетной целью, хотя и желательна (только в условиях стабильного экономического развития). В остальных случаях система должна реагировать на динамику рынка, с тем, чтобы обеспечить сохранение легальности бизнеса и предотвратить его переход в теневой сектор;
  • в-третьих, равенство (справедливость). Суть данного принципа заключается в том, что принудительно взимаемые налоги должны в равной степени применяться ко всем гражданам. Принцип реализуется в двух аспектах: вертикальном, выражающемся в больших налоговых платежах для тех, кто получает от государства больше благ; горизонтальном, выражающемся в равных налогах при равном доходе.
  • в-четвертых, эффективность (экономичность). Суть данного принципа сводится к тому, что величина налоговых поступлений в государственный бюджет должна многократно превышать государственные расходы на взимание налогов, иначе введение таких налогов нерационально;
  • в-пятых, соразмерность. Суть данного принципа выражается в том, что построение налоговой системы должно обеспечивать на данном конкретном этапе экономического развития государства оптимальное сочетание интересов налогоплательщиков и самого государства.

spravochnick.ru

Принципы и методы налогообложения :: SYL.ru

Налогообложение известно человечеству с древнейших времен. Человек – существо социальное, и налогообложение – это необходимая плата за поддержание жизнедеятельности общества и правительства. В древних цивилизациях различные формы налогов шли на возведение защитных сооружений, создание ирригационных систем. В средневековой Европе, с ее вассальными отношениями, понятие налогов и сборов было известно в форме службы (военной или придворной), разнообразных барщин или оброков с крестьян или прямой платы в казну. Все это было оплатой за защиту и земельный надел. Другой вопрос, что размер и меры налогообложения далеко не всегда были справедливы и не полностью использовались (и используются) по прямому назначению. Но эта тема заслуживает целого исследования и вряд ли данное явление искоренимо. Таким образом, система налогов и сборов – это процесс изъятия части имущества, который основан на отношениях власти-подданства. Такое изъятие обычно происходит на основании консенсуса между субъектами. Сегодняшние принципы и методы налогообложения осуществляются на следующих началах:

  • Принцип справедливости. Размер налога рассчитывается сообразно платежеспособности субъекта.
  • Принцип удобства. Плательщик сам выбирает для себя время и способ уплаты налога.
  • Принцип экономии. Налог должен рассчитываться так, чтобы он при обеспечении государственных нужд был максимально низким.
  • Принцип экономического обоснования.
  • Индивидуальная ответственность. Неуплаченный налог одного налогоплательщика не может быть перенесен на другого.
  • Удобство и точность. Все акты должны быть разработаны максимально точно и понятно, чтобы налогоплательщик четко понимал, за что он платит.
  • Определенность. Размер налога, время его оплаты, штрафы должны быть четко и недвусмысленно прописаны в законодательном акте.
  • Равенство и всеобщность. Этот принцип гласит, что каждое лицо, имеющее гражданство, должно уплачивать налоги. Сумма налога зависит лишь от платежеспособности и не может иметь характер дискриминации любой категории граждан.

Основные методы налогообложения

Что касается этого процесса, то он представляет собой изменение ставки, зависимое от увеличения налоговой базы. Различают следующие методы налогообложения и виды начисления ставок:

  • Равные. Каждый плательщик отдает одинаковую сумму налога. Поскольку этот метод не учитывает разницу в материальном положении, то применяется он в достаточно редких случаях.
  • Пропорциональные. Это метод, при котором каждый плательщик имеет равную ставку (но не сумму), на которую влияет доход (налоговая база). При росте налоговой базы и сам налог пропорционально растет. Различают простую относительную, простую поразрядную и сложную прогрессию.
  • Регрессивные методы налогообложения. В этом случае рост налоговой базы приводит к снижению суммы налоговой ставки (то есть с ростом доходов сумма налога падает).
  • Прогрессивные. Согласно этому методу уже сама ставка налога увеличивается с возрастанием размера налоговой базы.

www.syl.ru

Принципы и методы налогообложения

Количество просмотров публикации Принципы и методы налогообложения — 676

Принципы налогообложения — это ключевые положения, на базе которых строится система налогообложения. Принципы закреплены конституцией государства и налоговым кодексом страны (в Российской Федерации принципы налогообложения прописаны в ст. 72 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

Одним из базовых разработчиков принципов налогообложения был Адам Смит. Он предложил ряд критериев с целью выявления положительных и отрицательных сторон конкретной системы налогообложения.

Принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика основан на праве частной собственности.

Принцип справедливости. Принцип справедливости является ключевым принципом, на базе которого должна строиться любая система налогообложения. Согласно этому принципу налогоплательщики с более высоким уровнем доходов и большей способностью уплачивать налоги должны вносить большую сумму в бюджет государства.

Для обеспечения справедливости системы налогообложения должен быть выполнен целый ряд правил:

— один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом только один раз в течение определœенного периода;

— всœе субъекты налогообложения должны быть в обязательном порядке зарегистрированы в налоговых органах;

— предоставляемые налогоплательщику льготы должны применяться исключительно в соответствии с законодательством, недопустимо предоставление льгот отдельным юридическим и физическим лицам;

— штрафы и пени должны взыскиваться с налогоплательщиков в бесспорном порядке.

Принцип определœенности. Каждый налог должен быть четко определœен, а не произволен. Налогоплательщику должен быть известен срок уплаты налога, способ платежа, сумма, подлежащая уплате, и т. д.

Принцип простоты и удобства. Согласно этому принципу налоговая система должна быть максимально проста͵ но в то же время способна обеспечить бюджет государства необходимыми средствами для поддержания его функционирования. Вместе с тем, методика расчета налогов и заполнения форм налоговой отчетности должна быть понятна широкому кругу налогоплательщиков. Система и процедура выплаты на логов должны быть удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги. В соответствии с данным принципом налогообложение должно характеризоваться определœенностью, кроме того, обо всœех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее.

Принцип экономичности. Принцип экономичности означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.

Принцип экономической эффективности. Суть принципа состоит по сути в том, что должна быть соблюдена соразмерность между наполняемостью бюджета и неблагоприятными для налогоплательщика последствиями налогообложения. Налоговая система должна быть разработана так, чтобы содействовать максимальному росту экономики при обеспечении выполнения всœех функций государства.

Принцип стабильности и гибкости. Принцип стабильности системы означает, что она должна носить устойчивый характер при определœении ставок налогов и порядка расчёта налоговых платежей в бюджет, финансовых санкций и др.
Размещено на реф.рф
Соблюдение этого принципа является одним из главных условий создания в стране в целом и в каждом регионе в отдельности обстановки общей экономической стабильности, повышения эффективности производственной и финансовой деятельности.

В целях стабилизации налоговых отношений принято, что закон, предусматривающий изменение размеров налогов и других обязательных платежей, обратной силы не имеет (за исключением случаев, когда он улучшает положение лица или снимает с него ответственность). Никто не может нести ответственность за действия, которые во время их совершения не признавались правонарушением.

Под гибкостью налогового законодательства принято понимать способность налоговой системы быстро перестраиваться для эффективного решения вопросов, стоящих перед налоговой и бюджетной политикой государства, без нарушения стабильности системы налогообложения. Принцип гибкости обеспечивается наличием комплекса налоговых льгот, устанавливающего полное или частичное освобождение налогоплательщиков от обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей, что создает дополнительные условия для развития наиболее важных для общества направлений деятельности субъектов хозяйствования. Гибкость налоговой системы в условиях рыночной экономики выступает необходимым условием для эффективного использования всœех налоговых инструментов в целях экономического и правового регулирования социальных процессов.

Принципы налогообложения учитывались при разработке системы налогообложения Российской Федерации. В Налоговом кодексе Российской Федерации в ст. 3 закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах.

Принцип всœеобщности и равенства налогообложения. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать установленные налоги. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и по-разному применяться исходя из расовых, национальных, религиозных и иных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы исходя из формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Принцип законного установления налогов и сборов. Налогоплательщики должны уплачивать только законно установленные налога и сборы. При этом законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Принцип понятности налогового законодательства. Каждый налогоплательщик должен точно знать, какие налоги и в каком порядке он должен уплачивать. При установлении налогов должны быть определœены всœе его элементы. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Принцип экономической обоснованности налогов. Налоги не бывают произвольными и должны иметь экономическое обоснование.

Принцип единства налоговой системы Российской Федерации. Запрещается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ.

Помимо общих принципов налогообложения, установление которых входит в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов (подп. ʼʼиʼʼ ст. 72 Конституции России), существуют частные принципы налогообложения, которые относятся только к некоторым разделам и положениям налогообложения, к примеру принципы применения ответственности за нарушение налогового законодательства, принципы расчёта и уплаты налога на прибыль, принципы местного налогообложения и т. д.

referatwork.ru