Примеры юриспруденции – образец составления и готовые примеры, как составить без опыта работы, как описать профессиональные навыки и личные качества

Дефиниции юриспруденции: понятие и их виды

Начнем с определения термина «дефиниция».

Дефиниция — краткое определение какого-либо явления путем перечисления его основных, наиболее существенных признаков, качеств, свойств.

Итак, во-первых, юриспруденция предполагает наличие права. Право это совокупность установленных и санкционированных государством общеобязательных юридических норм, призванных регулировать отношения между субъектами права. Юриспруденция понимает право, как систему норм. Немаловажное значение придается источникам права. Они представляют собой различные способы закрепления правил общественного характера, т.е. юридических норм. В качестве источником выступают правовые обычаи, правовые прецеденты, нормативно-правовые акты, принципы права, юридические доктрины, религиозные нормы

Базовые и основополагающие дефиниции:

Право – совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных юридических норм, призванных регулировать отношения между субъектами права в юридически значимых ситуациях.

Норма права – признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чье поведение призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Нормы права получают своё закрепление в тех или иных источниках права.

Источники права – различные способы закрепления правил общего характера, т.е. юридических норма.

Правообразование – процесс первоначального зарождения норм права в общественных отношениях до их официального закрепления в законе.

Правотворчество – основанная на законе деятельность компетентных органов и организаций по созданию нормативных правовых актов.

Действие права – обусловленное социально-экономическими условиями, потребностями и интересами людей свойство (способность) права в определённой среде оказывать информативное и ценностно-мотивационное воздействие на личность, социальные группы и вследствие этого обеспечивать соответственно целям, принципам и предписаниям права правомерный характер их деятельности в процессе реализации их прав, интересов и потребностей.

Применение права – осуществляемая в процедурно-процессуальных формах государственно-властная, организующая деятельность специально уполномоченных государством лиц или органов, имеющая целью содействовать адресатам норм в реализации их правомочий либо принудить к исполнению обязанностей понести ответственность. Правовые отношения могут возникать и в результате вынесения правоприменительного акта.

Правоотношение – разновидность общественных отношений, урегулированных правом, в рамках которых их участники, т.е. юридические и физические лица, взаимодействуют друг с другом на основе принадлежащих им прав и обязанностей.

Содержанием правовых отношений являются субъективные права и юридические обязанности.

Субъективное

право – право конкретного субъекта, представляет собой вид и меру его возможного поведения.

Юридическая обязанность – вид и мера должного поведения, соответствующего субъективному праву другого лица.

Правопорядок – закрепленный правовыми нормами строй (порядок) общественных отношений или состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Правоохрана или охрана права – в широком смысле вся совокупность правовых мероприятий, направленных на беспрепятственную реализацию прав и свобод, исполнение, в том числе добровольное, своих обязанностей.

Правонарушение – противоправное, виновное, общественно вредное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Юридическая ответственность – специфическая обязанность претерпевать определённые лишения личного или имущественного характера, реализуемая в правовом отношении между органом государства и правонарушителем на основании санкции нарушенной нормы.

Право используют, реализуют, охраняют различные юридические учреждения, обладающие определёнными полномочиями.

Юрисдикция – полномочие давать правовую оценку фактам, назначать санкции, разрешать споры о праве решать какие-либо правовые вопросы.

Юстиция – термин, служащий для обозначения судебного ведомства (министерство юстиции), совокупности судебных учреждений, а равно для самой деятельности судебных учреждений.

Юридический язык – разновидность специализированного языка.

Юристы – сообщество людей, занятых профессиональной юридической деятельностью в сфере правотворчества, право реализации и правоохраны.

Государство – особая организация публичной политической власти в масштабах всего общества, которая обеспечивает его интеграцию и управляем им посредством специального аппарата (механизма)

Механизм государства – совокупность органов, осуществляющих управление обществом и реализуемых основные направления государственной деятельности.

Функции государства – основные направления его деятельности, в которых выражается сущность государства и его социальное назначение.

Государственная власть – способность и возможность управлять обществом при помощи социального аппарата.

Форма государства – особенности его устройства и функционирования.

studfiles.net

Методы юриспруденции

Понятие и виды методов юридической науки

Определение 1

Методы юридической науки (т. е. юриспруденции) представляют собой основополагающий инструмент научного изучения государственно-правовых явлений, позволяющий отразить и воспроизвести в сознании исследователя конкретный изучаемый объект.

Многообразие существующих в юриспруденции объектов, явлений и отношений обуславливают неоднородность и многочисленность методов, используемых при их изучении.

Так, в современной юридической науке принято выделять четыре основные группы методов:

  • Общие;
  • Общенаучные;
  • Междисциплинарные;
  • Специальные.

Особенности видов методов юриспруденции

  1. Общие методы – приемы исследования, которые свойственны каждому человеку, как существу обладающему разумом и мышлением, са потому применяемые не только в науке, но и в повседневной жизни. В их числе называются:

    • Обобщение;
    • Наблюдение;
    • Сравнение;
    • Описание и др.
  2. Общенаучные методы. Данная группа методов характеризуется применимостью ко всем без исключения наукам, как сферам человеческого знания, в том числе – в юриспруденции. К данной группе относятся:

    • Диалектический метод, предполагающий независимое, всестороннее и полное изучение государственно-правовых явлений, рассмотрение существующих между ними связей и выяснение противоречий, оценка изучаемых явлений с позиций качества и количества и т.д. В свою очередь, диалектический метод научного исследования опирается на использование приемов анализа и синтеза, перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, и т.д.
    • Логический метод, использование которого основывается на применении к государственно-правовым явлениям законов формальной логики, т.е. науки о правильном мышлении. В числе таких законов принято выделять законы тождества и противоречия, исключенного третьего и т.д. Реализация вышеназванных законов опирается в логике на приемы дедукции и индукции, аналогии и т.д.
    • Метод системного анализа. Его применение предполагается при изучении сложных явлений, находящихся во взаимосвязи между собой, поскольку данный метод предполагает представление целого явления как системы взаимосвязанных элементов.
  3. Междисциплинарные методы, обладая гораздо меньшей степенью охвата нежели общенаучные, применяются, тем не менее в нескольких близких по объектам изучения науках. К междисциплинарным методам относятся:

    • Культурологический метод, предполагающий изучение права, как одного из регуляторов социального взаимодействия, наряду с моралью, этикой, религией;
    • Социологический метод состоит в исследовании права на базе конкретных фактов, явлений, процессов, происходящих в обществе между людьми и их объединениями, как субъектами права.
    • Статистический метод используется для количественной характеристики государственно-правовых явлений, составляющих предмета исследования юридической науки. В том числе, данные о количестве совершенных правонарушений на определенной территории за конкретный период времени, вычисление удельного веса одинаковых правонарушений, относительно их общего числа и т.д.;
    • Конкретно-исторический метод помогает изучить специфику конкретного государственно-правового явления в процессе его развития, изменения и совершенствования с течением времени.
  4. Специальные методы юриспруденции, характерны исключительно для исследования предмета юридической науки, в том числе:

    • Формально-юридический (он же догматический) метод предусматривает исследование юридических фактов и текстов, их интерпретацию в логической последовательности с использованием специальных юридических терминов и конструкций;
    • Сравнительно-правовой метод предусматривает системное, комплексное изучение правовой культуры в сопоставлении опыта разных стран и народов, выяснения традиций и обычаев в развитии государственныо-правовых институтов.

spravochnick.ru

Примеры юридических проблем. Самое главное в PR

Примеры юридических проблем

Законодательство и его многочисленные разветвления для среднего человека довольно абстрактны. Многие люди, возможно, с трудом представляют себе, каким образом сотрудники по связям с общественностью, просто передавая информацию, могут войти в конфликт с законом или вызвать своими действиями возбуждение судебного иска.

Чтобы придать разговору конкретность, а этой главе – большую осмысленность, приведем примеры недавних дел и судебных исков со стороны правительственных регулирующих органов, где одной из сторон выступали специалисты по связям с общественностью.

• Принстонский центр стоматологических исследований заплатил $25 тыс. после того, как Главная прокуратура Нью-Йорка выдвинула против него

обвинение в высказывании ложных и вводящих в заблуждение заявлений в своем рекламном бюллетене.

• От фирмы из Нью-Джерси Labtest International Окружной суд США потребовал выплатить $111 тыс. корпорации Washington Business Information, Inc. за нарушение авторского права. Она незаконно фотокопировала еженедельник компании «Бюллетень безопасности продуктов» («Product Safety Letter»).

• Комиссия по ценным бумагам и бирже (SEC) остановила рассылку 45 тыс. проспектов фирмы Krupp Securities of Boston, поскольку фирма приложила к проспектам брошюру по продажам, что является нарушением директив SEC.

• Распорядители наследством покойного детского писателя доктора Сьюза выиграли $1,5 млн по делу о нарушении авторского права против изготовителя футболок из Лос-Анджелеса. Изготовитель изобразил на своей продукции пародию на персонажа д-ра Сьюза, Кота в шляпе (Cat in the Hat), курящего марихуану и делающего пацифистский жест.

• Владелец детройтской фирмы по связям с общественностью, которого попросили написать релиз о приближающемся корпоративном слиянии, вошел в конфликт с распоряжениями Комиссии по ценным бумагам и бирже (SEC), когда использовал конфиденциальную (инсайдерскую) информацию для покупки акций до того, как сообщение о слиянии было опубликовано в прессе.

• Федеральная торговая комиссия (FTC) выдвинула иски о ложной рекламе против трех общенациональных фирм диетпродуктов, после того как им не удалось предоставить фактические доказательства того, что их клиенты действительно достигли снижения веса или смогли поддержать его на новом уровне.

Эти примеры дают некоторое представление о юридических ловушках, на которые может наткнуться специалист по связям с общественностью. Многие из исков были в конце концов отклонены или стороны договорились, не доводя дело до суда, однако упомянутые выше организации дорого заплатили за негативную известность и пошли на значительные расходы, защищаясь.

Специалист по связям с общественностью должен осознавать, что может понести юридическую ответственность, если проконсультирует или молчаливо поддержит незаконную деятельность своего клиента или нанимателя. Эта область ответственности называется преступный сговор. Специалист по связям с общественностью может быть назван соучастником преступного сговора с должностными лицами другой организации, если он или она:

• принимает участие в незаконном действии, таком как подкуп государственного служащего или сокрытие информации, жизненно важной для общественной безопасности и здоровья;

• дает советы и руководит политикой, ведущей к незаконному действию;

• играет лично основную роль в незаконном действии;

• помогает организовать «передовую группу», посредством чего связь события с фирмой по связям с общественностью или ее клиентом оказывается скрытой;

• содействует любым другим образом реализации незаконного действия.

Эти пять правил, как можно подчеркнуть, применимы и к фирмам по связям

с общественностью, которые создают, производят и распространяют материалы от лица клиентов. Суды множество раз выносили постановление о неубедительности довода защиты «клиент сказал мне поступить так» со стороны фирм по связям с общественностью. По закону агентства ответственны за «надлежащее внимательное отношение» к той информации и документам, которыми их снабжает клиент. Регулирующие органы, такие как Федеральная торговая комиссия (FTC) (о которой будет говориться вскоре), согласно акту Лэнхема, обладают полномочиями возбуждать дела против фирм по связям с общественностью, распространяющих ложную и вводящую в заблуждение информацию.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Примеры решения задач по юриспруденции

Выпускник юрфака конца 80-х прошлого века не сталкивался с таким заданием, как решение юридических задач да еще в письменном варианте. Но современная методика преподавания всех юридических дисциплин широко применяет и такую форму проверки знаний студентов. А задача – это не только условие и ответ, даже правильный, но и последовательность ее решения.

У всегда ощущающего нехватку времени студента, полученная задача с четко обозначенным сроком сдачи становится проблемой. Но если он знает, что существуют сайты, на которых размещены различные уже решенные задачи по его специальности, проблема исчезает, оставляя взамен зачтенную работу.

Алгоритм решения задач

Учитывая, что право – это несколько направлений, отраслей и подотраслей, студент должен ориентироваться в них, чтобы искать аналогичную или точно такую же задачу и получить ответ. Следует иметь в виду, что задачи по праву не имеют шаблонного решения. Тут под некую формулу ничего подставить нельзя. Каждая задача индивидуальна. Она требует такого же индивидуального подхода и решения. Единственное, на что можно рассчитывать, это алгоритм получения ответа.

Виды и классификации задач по праву

Для начала студенту необходимо определиться с той отраслью, к которой привязано условие задачи. Это может быть:

  • уголовное право;
  • уголовно-процессуальное направление;
  • трудовое право;
  • административное право;
  • семейное право;
  • предпринимательское право и т.д.

Далее необходимо определить отрасль или подорасль. Например, если задана задача по праву, которая явно относится к уголовному праву, требуется уточнение, на что именно направлено, скорее, посягает опасное деяние, о котором идет речь в условии: здоровье и жизнь человека, имущество и собственность, государственное имущество и пр. Таким образом, ответ этой задачи надо искать в соответствующей главе УК – статье и норме права. Аналогичен поиск и при решении задач, исключая Римское право, и по остальным отраслям.

Четко определившись, к какому разделу относится полученная задача, ее решение следует искать в такой же четкой привязке к законодательству, регламентирующему правовые отношения именно в этом направлении.

Итак, зайдя на сайт, предлагающий самые разные уже решенные юридические задачи, студент может воспользоваться готовым вариантом. Но он не должен упускать из виду, что практически ежегодно вносятся в поправки в статьи, дополнения и, наоборот, некоторые положения аннулируются. И отлично решенная задача, сданная первокурсником 2000 года, может быть оценена «неудовлетворительно» сегодня. Вот почему нет, и в принципе не может быть «долгоиграющих» ответов в задачах. Не во всех, но риск продемонстрировать незнание новых законов и законодательных актов существует.

И все-таки сайт с решенными юридическими задачами, с вариантами решений – помощник. Особенно, если за его обновлением следят. Это можно увидеть по отзывам. Или, что еще лучше, узнать у тех, кто уже успешно сдал правильно решенную задачу. Если ее не просто просмотреть, а вникнуть, запомнится главное – алгоритм и последовательность. Зная это, можно самостоятельно одолеть условие следующей задачи.

juristu5.ru

Слово ЮРИСПРУДЕНЦИЯ — Что такое ЮРИСПРУДЕНЦИЯ?

Слово юриспруденция английскими буквами(транслитом) — yurisprudentsiya

Слово юриспруденция состоит из 13 букв: д е и и н п р р с у ц ю я


Значения слова юриспруденция. Что такое юриспруденция?

Юриспруденция

Правовая наука, юриспруденция (лат. jūris prūdentia «правоведение», от лат. jūs, род. п. jūris «право» и лат. prūdentia «предвидение», «знание») — это комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права…

ru.wikipedia.org

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (jurisprudence) Наука о праве. Задачи юристов: осуществлять систематизированное осмысление природы права, его развития; разъяснять принципы, на которых оно строится или должно строиться…

Политика: толковый словарь. — М., 2001

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (лат. jurisprudentia — знание права) — 1) профессиональная практическая деятельность юристов; 2) наука о государстве и праве (юридическая наука, правоведение), т.е. теоретическая деятельность в области права или отрасль обществоведения…

Элементарные начала общей теории права. — 2003

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (jurisprudence) — правовые и социологические теории, стремящиеся поместить свод законов и легальные учреждения в социальный контекст. Таким образом, юриспруденция до некоторой степени пересекается с социологией права.

Большой толковый социологический словарь. — 2001

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (jurisprudence) Наука о праве. Задачи юристов: осуществлять систематизированное осмысление природы права, его развития; разъяснять принципы, на которых оно строится или должно строиться…

Политика: толковый словарь. — М., 2001

ФИКХ-ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ФИКХ-ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Формирование фикха-юриспруденции было обусловлено, с одной стороны, необходимостью приведения фактически действовавшего права и иных социальных норм в соответствие с религиозными ориентирами…

Новая философская энциклопедия. — 2003

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (греч. analytikos — относящийся к анализу и лат. iurispruden-tia — правоведение) система научного изучения действующего права с целью его всестороннего теоретического осмысления и эффективного практического использования.

Энциклопедия юриста. — 2005

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (гр. analytikos — относящийся к анализу и лат. jurisprudentia — правоведение, совокупность научной и практической деятельности юристов)…

Словарь юридических терминов. — 2000

Имя в юриспруденции

Имя в юриспруденции знак, служащий для различения одной личности от других. Как постоянная принадлежность отдельной личности, И. составляет результат медленной эволюции (см. Личные имена и Фамилии).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Орлы юриспруденции

«Орлы юриспруденции» (англ. Legal Eagles) — кинофильм. В России фильм выходил также под названиями «Крутые законники» и «Адвокаты экстра-класса».

ru.wikipedia.org

Русский язык

Юриспруде́нция, -и.

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова юриспруденция

Эти люди приходят работать надолго и прекрасно знают, что такое юриспруденция и бухучет.


  1. юрисконсультский
  2. юрисконсультство
  3. юрисконсульт
  4. юриспруденция
  5. юрист
  6. юркавший
  7. юркать

wordhelp.ru

Юриспруденция — это… Что такое Юриспруденция?

Правовая наука, юриспруденция (лат. jūris prūdentia «правоведение», от лат. jūs, род. п. jūris «право» и лат. prūdentia «предвидение», «знание») — это комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.

Таким образом под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий:

  1. Науку о государстве и праве, изучающую результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных изменений в механизм и способы регулирования общества.
  2. Совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
  3. Практическое применение юридических знаний, деятельность юристов.

Правовые науки, юридические науки — общественные науки, изучающие право, правовую систему как систему социальных норм, правотворческую и правоприменительную деятельность.

В России использовался и используется термин «Законоведение» и «Правоведение»

Отрасли

История

Античность

Элементы юриспруденции возникали по мере развития законодательства и правовой науки: некоторые сведения о праве включались в систему общего образования ещё в древности. Первоначально они сопутствовали религиозным знаниям и философии. Например, в Индии право брахманов связывалось с религиозным культом и изучалось наряду с ним. В Израиле правовые предписания изучались по Законам Моисея. В Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию.

Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования. Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов. Римский юрист Секст Помпоний писал, что в 254 году до н. э. Тиберий Корунканий — первый верховный жрец из плебеев — объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало преподаванию права публично.

Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в I веке н. э. (основана школа сабинианцев была ещё раньше Капитоном). Также известна школа прокульянцев. В IV-V веках существовало уже несколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), где ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая, а также сочинения Папиниана и Юлия Павла. В 533 году император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана[1].

Средневековье

Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться Византия.

В арабских странах господство перешло к религиозному праву — шариату, поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.

В Западной Европе в период раннего Средневековья специального юридического образования не было. Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право. В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет, где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.

В XII-XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский, Кембриджский, Парижский, Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право.

У народов Западной Европы юриспруденция становится неизменным спутником культурного развития. Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии, Англии, Франции и Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого естественного права. Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному. Западноевропейские законоведы с первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи, чуждые интересов религии и политики. Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.

Особенностью юриспруденции средневековой Англии стало появление многочисленных brevia (writs), содержащие индивидуализированные, подобно римским, иски на каждый случай нарушения прав, охраняемых законами. Постепенно такие brevia подвергаются юридической разработке со стороны законоведов. Рядом с сборниками brevia появляются сборники судебных решений (records), комментарии к ним, судебные руководства (reports), с изложением наиболее важных судебных случаев и аргументации, на которой стороны основывали свои притязания. Наконец, появляются целые обзоры действующего права, имевшие огромное воспитательное и практическое юридическое значение. В XII и XIII веках среди таких сборников наиболее известен «Трактат о законах и обычаях королевства Англии» (Tractatus de legibus et consuetudinibus regni Angliae) Глэнвилла — первый трактат по общему праву[2], а также «De legibus et consuetudinibus regni Angliae libri quinque» (англ. On the Laws and Customs of England) Генриха Брэктона — наиболее значительное из средневековых юридических сочинений Англии,представляющее собой обработку многочисленных судебных казусов и решений, проникнутую характерной для английской юриспруденции логикой и практическим смыслом. В нём также заметно влияние римского права и знакомство с Институциями Юстиниана.

Значительное отличие английской местной юридической традиции от континентальной, базировавшейся на романском праве, в дальнейшем предопределило раздельное развитие англо-саксонской и романо-германской правовых семей.

Французская юриспруденция до XV века направляет свое внимание на собирание и обработку обычного права в кутюмы (фр. coutume — обычай) но преимущественно с изучением римского права. Например, известны Великие Кутюмы Нормандии, Кутюмы Бовези Филиппа де Бомануара и кутюмы других французских земель и городов. На их основе в 1389 году был составлен «Большой сборник обычаев Франции», который однако не смог преодолеть разрозненность национального права во Франции (вплоть до Великой Французской революции).

Юриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала в развитии от английской и французской. Только к концу XIV века образуются значительные центры изучения права — Карлов университет в Праге, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты, где каноническое право изучалось наряду с гражданским римским.

Новое время

Англия

Новый толчок к развитию английской юриспруденции во второй половине XV века дают сочинения Фортескью: «De laudibus legum Angliae» и Литльтона: «Tenures». Первое имеет преимущественное значение в области публичного, второе — в области частного права. За Литльтоном следуют С. Жермэн («Dialogus de fundamentis legum Angliae et de conscientia», 1523), Фитцгерберт («New Natura Brevium», 1538), Стаунфорд, старейший английский теоретик уголовного права («The Pleas of the Crown», до 1558), Смит (его «De republica Anglorum» представляет собой сжатый компендиум государственного, уголовного и гражданского права Англии его времени, 1565).

Хорошо известно также сочинение Кока общего характера — «Institutes of the laws of England». Существовал целый ряд второстепенных юристов, последовательно разрабатывающих отдельные отрасли и всю систему английского права (из них выдаются Hall, Hawkins, Comyns — юристы XVII века).

Одним из наиболее известных трудов английской юриспруденции Нового времени можно назвать четырёхтомную работу Уильяма Блэкстона «Комментарии к английским законам» (англ. Commentaries on the laws of England) конца XVIII века. Им же было введено преподавание в университете национального общего права (англ. Common Law) в Великобритании, что оказало значительное влияние и на юриспруденцию США.

Франция

К концу XV века во Франции началась серьёзная обработка судебных решений в интересах практического применения права Jurisprudence des Arrêts, среди деятелей которой особенно выделялись Луэ (Louet), составивший около 1602 года сборник решений, и Денизар (Denisart). Затем следовал ряд юристов, направивших своё внимание, кроме изучения римского права, на обработку уже выработанного обычного права и многочисленных королевских ордонансов (ставших играть заметную роль вследствие воссоединения французских земель и усиления королевской власти), с целью объединения всех видов источников права во Франции. Среди них выделялись Дю-Мулэн, Кокиль, Луазель, Лорьер, Савари (в области торгового права), Потье, Д’Агессо, Домат.

После Великой французской революции издание новых кодексов (уголовный кодекс, гражданский кодекс Наполеона) вызвало многочисленную группу их комментаторов и создало научную деятельность, направленную на догматизацию положений и историческое изучение развития французского права.

Испания
Германия

По мере Рецепции римского права внимание правоведов Германии сосредоточивается все более и более на этом праве; самостоятельная мысль проявляется лишь в виде редких исключений, образцом которых является Ульрих Цазий. Практическое изучение права сосредоточивается в школе юристов, действовавших в области подсудности рейхскаммергерихта Священной Римской империи и его деятельности. Среди них выдаются во 2-й половине XVI века Иоахим Минзингер фон Фрундек (протестант) и его противник Андрей Гайль (католик).

Германское право изучается в смысле противоположения его римскому (в названии юридических трудов характерно differentiae). Здесь обращают на себя внимание «Differentiae juris civilis et sassonici» Бенедикта Рейнгарда (1549) и Людвига Факса (1567). С XVII века германская юриспруденция пытается вступить в оппозицию против господства римского права. В этом направлении проявляют свою деятельность школа естественного права и германисты. В 1643 году появляется сочинение Генриха Конринга: «De origine juris germanici», осветившее процесс развития национального германского права и его истинное отношение к римскому. За ним следуют работы Иоганна Шильтера — «Praxis juris romani in foro germanico» (1698) и Самуила Штрика — «Usus modernus pandectorum» (1690—1712).

В XVIII веке работы немецких юристов сосредоточиваются на вопросе о кодификации общего германского и местных прав прусского, баварского и австрийского: здесь выделяются имена Самуэля Кокцеи и Готтлиба Суареца.

Россия

Попытки выделить юриспруденцию в самостоятельный предмет обучения в России предпринимались с XVI века. Предполагалось преподавание «правосудия духовного и мирского» в основанной в 1687 году Славяно-греко-латинской академии. В 1715 году Петру I был подан «Проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий». В 1703-1715 годах в Москве существовало т. н. Нарышкинское училище, где наряду с другими предметами преподавались этика, включавшая элементы юриспруденции, а также политика. В соответствии с «Генеральным регламентом» 1720 года была основана коллегия юнкеров (упразднена в 1763 году), которые должны были практически изучать юриспруденцию при коллегиях. При учреждении в 1725 году Академии наук было предусмотрено создание кафедры правоведения, в 1726-1765 годах в академическом университете преподавалась юриспруденция. В 1732 году был открыт Шляхетский корпус, в программу которого было включено изучение теоретической юриспруденции[1].

В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755 году, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 года. Их читали приглашённые немецкие профессора. С 1767 года занятия вели первые русские профессора-юристы — С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Право преподавалось во всех университетах (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в XVIII-XIX веках. Юриспруденция как доминирующая дисциплина была введена в юридическом Демидовском лицее в Ярославле. В 1835 году было открыто училище правоведения (для дворян), также дававшее высшее юридическое образование.

Следует отметить, что в дореволюционной России в сфере образования общественные науки объединялись под названием «юриспруденция»[3].

Современная юриспруденция

Юридическое образование

В XX веке в развитых странах Западной Европы, Северной Америки и ряде других стран юридическое образование распространилось чрезвычайно широко и стало как бы традиционным. Это связано с возросшей ролью правового регулирования общественных отношений в современных государствах. Некоторое сокращение числа студентов-юристов наблюдалось после окончания Второй мировой войны, однако с середины 1950-х годов оно вновь значительно увеличилось.

Как правило, во всех странах существуют юридические факультеты в университетах, а также отдельные юридические школы, где готовят кадры для различных звеньев государственного управления, адвокатов. Однако юридическое образование до сих пор не унифицировано и в каждой стране построено по своему. Например, во Франции после событий 1968 года разделение университетов на факультеты отменено, вместо этого создан ряд специализированных учебных центров (на базе Парижского университета — 13 учебных центров, в том числе 6 — юридических специальностей)[1].

В США, Великобритании, Германии и других странах диплом юриста даёт право занимать чисто юридические должности и работать по ряду смежных профессий, но для работы в качестве адвоката, в прокуратуре, на некоторых постах государственного аппарата часто требуется дополнительная профессиональная подготовка. Во Франции для занятия судебной должности или работы в качестве адвоката необходимо, имея диплом, сдать дополнительные экзамены и получить ещё один диплом (т. н. квалификационный сертификат). В скандинавских странах, в Латинской Америке диплома о юридическом образовании, как правило, достаточно для занятия любых юридических должностей.

Юридическое образование разделено на несколько учебных циклов. В США, Великобритании, Мексике и других странах 1-й цикл длится 3 года и окончившим присуждается степень бакалавра права, 2-й цикл — 1 год (выпускники получают степень магистра права). В некоторых университетах существует 3-й цикл, предусматривающий повышенную научную подготовку после которой присваивается степень доктора права). Во Франции юридическое образование включает два двухгодичных цикла: общая подготовка (по окончании выдаётся диплом) и специализация (присваивается звание лиценциата права). Звание доктора права присуждается окончившим дополнительный цикл повышенного уровня и написавшим диссертацию.

В Европе в последнее время наблюдается объединение национальных систем высшего образование в единую зону (Болонский процесс), что влияет в том числе и на организацию юридического образования в странах, входящих в эту зону (включая Россию).

Выпускники американских юридических факультетов (наиболее престижных в мире) 2009 года, по данным прессы [4], имеют серьёзные проблемы с наймом на работу в связи с мировым финансовым кризисом.

Российская Федерация

Организация юридического образования в России, в целом, наследует советскую систему подготовки юристов.

Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).

Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров — больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.

Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими, гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:

  • общую теорию государства и права, историю политических и правовых учений;
  • применительно к России и зарубежным странам — историю государства и права, конституционное право;
  • отрасли национальной системы права — административное право, гражданское право, налоговое право, земельное право, трудовое право, финансовое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и т. д.
  • а также римское право, криминологию, судоустройство, международное публичное и частное право и др.

На последних курсах обучения преподаётся дополнительный цикл специальных предметов, происходит специализация студентов-юристов по профилям: гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой и т. п., когда учебные предметы в зависимости от профиля разнятся.

Кроме того, студенты-очники проходят производственную практику.

В России существуют также ведомственные юридические учебные заведения: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, готовящая специалистов для органов юстиции; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и институты прокуратуры, готовящие специалистов для органов прокуратуры; Вузы МВД России (бывшие Высшие школы милиции), готовящие специалистов для работы в органах внутренних дел; Вузы ФСИН, готовящие специалистов для пенитенциарной системы; Академии государственной службы и управления, государственного и муниципального управления и т. п., готовящие кадры для различных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления. Как правило, они не только готовят специалистов, но и обеспечивают их переподготовку и повышение квалификации.

В настоящее время в России ведущими ВУЗами по подготовке юристов являются: юридический факультет МГУ, юридический факультет СПбГУ, Московская государственная юридическая академия, Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, Саратовская государственная юридическая академия, Уральская государственная юридическая академия, Академия управления МВД России, Российская академия правосудия, факультет права Национального Исследовательского Университета — Высшей Школы Экономики, юридический факультет Института экономики, управления и права (г. Казань).

После получения высшего юридического образования можно продолжить обучение и научную деятельность по юридическим специальностям в аспирантуре (очная — 3 года, заочная — 4) с защитой кандидатской диссертации и присвоением учёной степени кандидата юридических наук. Потом возможно путём докторантуры защитить докторскую диссертацию с присвоением учёной степени доктора юридических наук.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

dal.academic.ru

Проблемы в юриспруденции

Понятие проблем в юриспруденции

Юриспруденция играет важную роль в системе гуманитарных наук. Однако зачастую имеется недостаточное представление о форме развития данной науки, в таком случае говорят о наличии проблем.

Недостаточная наполненность некоторых сфер, пробелы в праве приводят к созданию проблем в юриспруденции. Однако, по сути, проблема выступает в качестве одного из основных источников развития знания, так как при разрешении проблемы и постигается истина и познание. Все научные достижения человечества начинались с постановки проблемы, которую ученые решали. Появление государства как правового явления тоже является своеобразной проблемой, поскольку возникла необходимость в урегулировании правовых отношений в рамках государства.

Определение 1

Таким образом, проблема выступает в качестве важнейшего фактора развития логического мышления, основы любого познавательного процесса.

Подобные проблемы связывают с различными явлениями. Так, например, может иметь место пробел в праве.

Пробелы в праве

Определение 2

Правовой пробел выступает в качестве полного или частичного отсутствия норм, необходимо для регулирования общественных отношений в определенной сфере.

Появление пробелов в праве связано с постоянным осложнением общественных отношений. Законодатель не успевает в полной мере регулировать отношения в различных сферах, в результате чего возникают так называемые неурегулированные области, то есть пробелы.

В советском праве не употреблялся термин «пробел справа». Говорилось о том, что отсутствуют нормы в сфере определенного регулирования, связанные с определенными общественными отношениями . Это связывалось с тем, что советское право считало себя лучшим, идеальным правом, совершенным, которое превосходило все остальные правовые системы. В связи с этим любые проблемы связывались с отсутствием норм, которые бы регулировали данную сферу, а никак не с их противоречиями.

По общему смыслу пробелы должны быть исключены из российского права, все сферы должны быть урегулированы нормами права, при этом они не должны противоречить друг другу.

Причины, по которым возникают пробелы в праве, весьма разнообразны.

  1. Первая категория – это объективные причины, которые связаны с тем, что на момент принятия закона не существовало общественных отношений в определенной сфере, однако со временем они развились и стали существовать.

    Пример 1

    Так, например, долгое время Советский Союз не знал о компьютерной преступности, ее понятие, несмотря на существование данного явления, появилось лишь в Уголовном кодексе СССР 1960 года.

  2. Вторая категория — субъективные причины, согласно которым законодатель по какой-либо причине сделал неверную оценку общественных отношений, в связи с чем определенная сфера не была урегулирована, создалось противоречие между нормами и так далее.

Законодатель способен устранить любые проблемы в праве, в том числе и пробелы. Их устранение возможно тремя способами:

  • Аналогия закона.
  • Аналогия права.
  • Преодоление пробела с помощью субсидиарного применения права.

Вопрос изучения пробелов в праве уже давно занимает умы различных ученых в сфере юриспруденции. Кандидатские, докторские, профессорские работы посвящены выявлению отдельных пробелов в праве, их изучения, установлению их природы, проведению правотворческого процесса в данной сфере.

При этом юристы должны находить новые пробелы которые означают неурегулированные области в данной сфере. По сути, основная задача юриспруденции, — это выявление неточностей, пробелов, проблем реализации норм, их правоприменение и устранение недостатков.

Замечание 1

Указанные задачи стоят перед совокупностью государственных органов, реализующих полномочия в различных сферах, однако, прежде всего, касается законодательных органов, которые обладают соответствующими права по созданию норм права, регулирующих определенную сферу отношений.

spravochnick.ru