Примеры сознательной деятельности – Общие принципы, Глава 3. Сознательная деятельность человека и ее общественно — исторические корни, РАЗДЕЛ I. Эволюционное введение в психологию. Лекции по общей психологии. Лурия А. Р. Страница 16. Читать онлайн

Содержание

Деятельность — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Де́ятельность — присущая только человеку форма активности, сознательное целенаправленное взаимодействие с окружающим миром, осуществляемое для достижения определенных результатов и удовлетворения потребностей и интересов. Деятельность представляет собой совокупность взаимосвязанных актов, направленных к конкретной цели. Человеческая деятельность — основа для возникновения и развития социальных связей и процессов. Всем живым существам свойственна активность как способность реагировать на разнообразные процессы в окружающей среде в соответствии со своими нуждами и потребностями. Однако животные в ходе жизнедеятельности приспосабливаются к природным условиям, тогда как человек не только адаптируется к окружающей природной и социальной среде, но и изменяет ее в соответствии со своими целями и интересами.
Поведение животных подчиняется инстинктам, биологической программе, которая заложена в них природой, и имеет потребительский характер. При этом поведение животных направлено к определенной цели, не осознаваемой ими. Человек способен управлять своими инстинктами, он исходит из конкретных социально-исторических условий, опирается на обобщенный опыт предыдущих поколений и создает новые программы действий. Только человеческой деятельности присуще целеполагание — сознательное определение цели и путей ее достижения.

Выделяют следующие основные черты человеческой деятельности.

1. Сознательный характер: человек как субъект деятельности осознает ее цель, ищет и реализует способы ее достижения и предвидит результат. Все это требует от человека осознания причинно-следственных связей в природных и социальных процессах.
2. Продуктивный (созидательный, творческий) характер: деятельность направлена на получение определенного результата.
3. Преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий мир, природу и социальную реальность. Значительное место в деятельности человека занимает изготовление и употребление орудий труда, с помощью которых он воздействует на условия жизни, изменяя их для удовлетворения своих потребностей. Результатом деятельности человека становится искусственная среда – культура и общество.
4. Общественный характер: в процессе деятельности человек вступает в контакты с другими людьми. Многие потребности человека могут быть удовлетворены только в коллективе, в результате совместной деятельности.Главные компоненты человеческой деятельности — субъект и объект.
Субъект — тот, кто осуществляет деятельность. Субъектом может быть один человек, группа людей или общественная организация. Неодушевленные предметы и живые существа, неспособные к сознательным действиям, не могут быть субъектами деятельности (механизмы, животные, явления природы).
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Объектом человеческой деятельности могут быть природные и социальные явления, материальные предметы, другие люди, сам действующий субъект.Деятельность имеет определенную структуру: она возникает на основе мотивов, которые побуждают субъект к постановке цели, определению средств ее достижения и выполнению определенных действий для получения желаемого результата.
Мотивы деятельности – это потребности, убеждения, интересы, идеалы субъекта деятельности, которые выступают в качестве внутренних побудительных сил, вызывают активность, направленную к достижению определенной цели.
Цель — это осознанный образ желаемого результата, ради которого субъект предпринимает действия. Мысленно предвосхищая результат, человек определяет целесообразные средства его достижения.
Средства достижения цели — это совокупность знаний, приемов, жизненного опыта, орудий труда, предметов и приспособлений для осуществления деятельности. Чем разнообразнее набор средств, тем больше вероятность успеха.
Деятельность представляет собой цепь действий. Действие — это волеизъявление субъекта, процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Результат — продукт деятельности, ее итог, реализованная цель. Если результат деятельности совпадает с сознательно поставленной целью, он является положительным (позитивным). Если результат не соответствует заданной цели, его называют отрицательным (негативным). Отрицательный результат может быть полезен тем, что расширяет границы практического знания, увеличивает опыт.Согласно теории социального действия, разработанной немецким социологом Максом Вебером, действия субъекта можно разделить на несколько основных групп, в зависимости от мотивов, которыми он руководствуется.1. Целенаправленные действия ориентированы на сознательно поставленную цель и опираются на рациональные средства ее достижения. Пример целенаправленного действия — посещение школьником дополнительных учебных курсов для подготовки к поступлению в выбранный вуз.
2. Ценностно-рациональные действия ориентированы на следование определенным убеждениям (о долге, благе, достоинстве, истине, красоте). Действия такого рода направлены не столько на достижение конкретной цели, сколько на соответствие поведения индивида его ценностным установкам. Ценностно-рациональным действием является, например, паломничество верующего человека к святым местам.
3. Аффективные действия обусловлены эмоциональным состоянием человека и направлены на немедленное удовлетворение той или иной потребности. Пример аффективного действия — нанесение человеком физического или материального ущерба обидчику в приступе гнева.
4. Традиционные действия основаны на длительной привычке и задаются принятыми в обществе на протяжении долгого времени стереотипами поведения. Пример традиционного действия — приготовление ритуальных блюд в день праздника, который утратил религиозный характер.На основании разных принципов классификации выделяют разные виды человеческой деятельности.
1. Внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) деятельность. Внутреннюю деятельность составляют мыслительные процессы, внешнюю — движения тела, мышеч­ные усилия, действия с реальны­ми предметами.
2. Материальная (практическая) и духовная деятельность. Материальная (практическая) деятельность направлена на преобразование природы и общества для удовлетворения человеческих потребностей (материально-производственная и социально-преобразующая деятельность). Духовная деятельность связана с познанием мира, изменением сознания людей, созданием научных идей, художественных образов (познавательная деятельность), с формированием мировоззрения и системы ценностей (ценностно-ориентировочная деятельность), предвидением возможных изменений реальности (прогностическая деятельность).
3. Моральная и аморальная деятельность. Критерием для выделения этих видов деятельности служит ее соответствие или несоответствие принятым в обществе нравственным нормам.
4. Законная и незаконная деятельность. Основа выделения этих видов деятельности – соответствие или несоответствие действий человека законодательным нормам.
5. Коллективная, массовая, индивидуальная формы деятельности обусловлены сущностью действующего субъекта (человек, группа людей, общественная организация и т. п.).
6. Добровольная и принудительная деятельность. Добровольная деятельность осуществляется субъектом по собственному желанию, принудительная –— под влиянием воздействий извне, не совпадающих с желаниями самого субъекта.
7. По сферам общественной жизни различают политическую, экономическую, социальную, духовную деятельность.К основным видам человеческой деятельности относятся общение, игра, учение, труд, творчество. Каждый вид сознательной активности человека имеет специфические черты и выполняет определенные функции, однако все виды деятельности тесно связаны друг с другом.

megabook.ru

Общие принципы. Сознательная деятельность человека » Саморазвитие и самосовершенствование эзотерика, личностный рост психология отношений читать


 
Сознательная деятельность человекагораздо отличается от индивидуально изменчивого поведения животных, по основным особенностям.
 Эти отличия сознательной деятельности человека можно отнести к трем основным чертам, противоположным поведению животного.
 
          Первая особенность – сознательная деятельность человека может быть не связана с биологическими мотивами. В деятельности человека присутствуют сложные потребности, которые называют «высшие», или «духовные», к ним отнесем познавательные потребности, которые толкают человека на получение новых знаний, потребность в общении, потребность быть полезным обществу, занимать в обществе определенное положение и т.д.

           Часто встречается ситуация, в которой сознательная деятельность человека не только не подчиняется биологическим влияниям и потребностям, а также входит в конфликт с ними, подавляя их.
 
            Вторая особенность, в отличие от поведения животного, может не определиться наглядными впечатлениями, полученными от среды, либо следами непосредственного индивидуального опыта.
 
            Человек может отражать условия среды гораздо глубже, чем животное. Он может абстрагироваться от непосредственного впечатления, проникнуть в глубокие связи и отношения вещей, познавая причинную зависимость событий и, разобраться в них, ориентируясь не на внешние впечатления, а на более глубокие закономерности.
 


 
            Сознательная деятельность человека может руководиться не непосредственным впечатлением от внешней ситуации, а более глубоким познанием стоящих за ней внутренних законов, значит, поведение человека, основанное на познании необходимости, свободно.
 
            Третья черта: поведение животного имеет только два источника:

1) заложенные в генотипе наследственные программы поведения;

2) результаты личного, индивидуального опыта.
 
           Также сюда можно отнести и третий источник – подавляющее число знаний и умений человека формирующиеся путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в процессе общественной истории и передающегося в процессе обучения.
 
            Итак, с переходом к общественной истории коренным образом меняется структура поведения.

— наряду с биологическими мотивами поведения возникают высшие («духовные») мотивы и потребности, наряду с поведением, зависящим от непосредственного восприятия среды.

— появляются высшие формы поведения, основанные на абстракции от непосредственных влияний среды, и наряду с двумя источниками поведения – наследственно закрепленными программами поведения и влиянием прошлого опыта самого индивида, — отсюда исходит и еще один источник, который формирует деятельность, передает и усваивает общечеловеческий опыт.

yaunikum.ru

Глава 3. Сознательная деятельность человека и ее общественно-исторические корни

Общие принципы

 

Сознательная деятельность человека по своим основным особенностям резко отличается от индивидуально изменчивого поведения животных.

Отличия сознательной деятельности человека сводятся к трем основным чертам, противоположным тем, которыми мы только что охарактеризовали поведение животного.

Первая из этих особенностей заключается в том, что сознательная деятельность человека не обязательно связана с биологическими мотивами. Более того, подавляющее число наших действий не имеет в своей основе каких-либо биологических влечений или потребностей. Как правило, деятельность человека направляется сложными потребностями, которые часто называют «высшими», или «духовными», к ним относятся познавательные потребности, толкающие человека на приобретение новых знаний, потребность в общении, Потребность быть полезным обществу, занимать в обществе определенное положение и т. п.

Нередко встречаются ситуации, при которых сознательная деятельность человека не только не подчиняется биологическим влияниям и потребностям, но входит в конфликт с ними и даже подавляет их. Широко известные случаи героизма, когда человек, движимый высшими мотивами патриотизма, прикрывает своим телом ствол орудия или бросается под танк и погибает, являются лишь примером независимости поведения человека от биологических мотивов.

Подобных форм «бескорыстного» поведения, в основе которых лежат не биологические мотивы, у животного нет.

Вторая отличительная черта сознательной деятельности человека заключается в том, что, в отличие от поведения животного, она вовсе не обязательно определяется наглядными впечатлениями, получаемыми от среды, или следами непосредственного индивидуального опыта.

Известно, что человек может отражать условия среды несравненно более глубоко, чем животное. Он может абстрагироваться от непосредственного впечатления, проникать в глубокие связи и отношения вещей, познавать причинную зависимость событий и, разобравшись в них, ориентироваться не на внешние впечатления, а на более глубокие закономерности. Так, выходя в ясный осенний день на прогулку, человек может взять с собой плащ, потому что, как он знает, осенняя погода неустойчива. Здесь он подчиняется глубокому знанию о закономерностях природы, а вовсе не непосредственному впечатлению от ясной солнечной погоды. Человек, которому будет сказано, что вода в колодце отравлена, никогда не будет пить ее, хотя бы он испытывал острую жажду; в этом случае он руководствуется в своем поведении не непосредственным впечатлением о воде, которая его привлекает, а более глубоким знанием ситуации, которое он имеет.

Сознательная деятельность человека может руководствоваться не непосредственным впечатлением от внешней ситуации, а более глубоким познанием стоящих за ней внутренних законов, поэтому есть все основания говорить, что поведение человека, основанное на познании необходимости, свободно.

Наконец, имеется и третья особенность, которая отличает сознательную деятельность человека от поведения животного. Поведение животного имеет лишь два источника:

1) заложенные в генотипе наследственные программы поведения;

2) результаты личного, индивидуального опыта.

Сознательная деятельность человека имеет еще и третий источник – подавляющее число знаний и умений человека формируется путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в процессе общественной истории и передающегося в процессе обучения.

 

Ребенок уже с самого рождения формирует свое поведение под воздействием тех вещей, которые сложились в истории: он садится за стол, ест ложкой, пьет из чашки, а затем режет хлеб ножом. Он усваивает те навыки, которые были созданы общественной историей в течение тысячелетий. С помощью речи ему передают самые элементарные знания, а затем с помощью языка он усваивает в школе важнейшие приобретения человечества. Подавляющее число знаний, умений и приемов поведения, которыми располагает человек, не являются результатом его собственного опыта, но приобретаются путем усвоения общественно-исторического опыта поколений. Эта черта коренным образом отличает сознательную деятельность человека от поведения животного.

 

Философию и психологию давно занимал вопрос, чем можно объяснить только что перечисленные особенности сознательной деятельности человека?

В истории философии и науки можно выделить два совершенно различных пути решения этого вопроса.

Один из них – типичный для идеалистической философии – исходил из позиций дуализма. Основное положение этого направления сводилось не только к признанию резких принципиальных различий в поведении животных и сознании человека, но и в попытке объяснить эти различия тем, что сознание человека следует рассматривать как проявление особого духовного начала, которого нет у животного.

Положение, согласно которому животное следует рассматривать как сложную машину, поведение которой следует законам механики, а человека – как обладателя духовного начала со свободной волей, было в свое время высказано Р. Декартом и затем без значительного изменения повторялось идеалистической философией. Легко видеть, что, указывая на принципиальное различие в поведении животного и сознательной деятельности человека, это направление не дает никакого научного объяснения отмеченным фактам.

Второй путь решения вопроса о своеобразии сознательной деятельности характерен для естественнонаучного позитивизма. Согласно этой теории сознательная деятельность человека является прямым результатом эволюции животного мира, и все основы человеческого сознания можно наблюдать уже у животных. Первым ученым, сформулировавшим эти положения, был Ч. Дарвин, который в ряде своих трудов пытался показать, что у животных уже в зачаточной форме имеются все формы разумной деятельности, свойственной человеку, что четких и принципиальных границ между поведением животных и сознательной деятельностью человека нет.

Естественнонаучный подход, пытавшийся проследить линию развития сознания от животных до человека, в свое время сыграл свою положительную роль в борьбе с донаучными дуалистическими концепциями. Однако утверждения о том, что у животных имеются в зачатке все формы сознательной жизни человека, антропоморфический подход к «разуму» и к «переживаниям» животных, и нежелание признавать принципиальные отличия между поведением животных и сознательной деятельностью человека оставались слабой стороной естественнонаучного позитивизма. Вопрос о происхождении тех особенностей сознательной деятельности человека, которые были отмечены выше, оставался без ответа.

Научная психология, разработанная в Советском Союзе и исходящая из принципов марксизма, подходит к вопросу о происхождении сознательной деятельности человека совершенно с иных позиций.

Известно, что всякая психическая деятельность животных, создающая основу для ориентировки в окружающей среде, формируется в условиях тех форм жизни, которые характерны для данного вида животных.

Что же характерно для тех форм жизни, которые отличают сознательную деятельность человека от поведения животных и в которых нужно искать условия, формирующие эту сознательную деятельность?

Особенности высшей формы жизни, свойственной только человеку, надо искать в социально-исторической форме жизнедеятельности, которая связана с общественным трудом, употреблением орудий и возникновением языка. Таких форм жизни у животных нет, и переход от естественной истории животного к общественной теории человечества нужно считать важным скачком, так же как переход от неживой материи к живой или от растительной жизни к животной.

Поэтому корни возникновения сознания человека следует искать не в особенностях «души» и не в глубинах его организма, а в исторически сформировавшихся социальных условиях жизни.

Именно эти условия и приводят к тому, что с переходом к общественной истории коренным образом меняется структура поведения.

1. Наряду с биологическими мотивами поведения возникают высшие («духовные») мотивы и потребности, наряду с поведением, зависящим от непосредственного восприятия среды.

2. Возникают высшие формы поведения, основанные на абстракции от непосредственных влияний среды, и наряду с двумя источниками поведения – наследственно закрепленными программами поведения и влиянием прошлого опыта самого индивида, – возникает третий источник, формирующий деятельность, – передача и усвоение общечеловеческого опыта.

Остановимся подробнее на социально-исторических корнях сложной сознательной деятельности человека.


Похожие статьи:

poznayka.org

Деятельность человека и ее основные формы

 

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Характерные черты деятельности человека:

  • Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
  • Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
  • Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
  • Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

 СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


 

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (например, потребности, интересы, социальные установки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы).
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Найдите в ней субъект и объект, мотив, цель, подберите методы и средства, опишите процесс и результат.


МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Материальная деятельность — это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих потребностей. Она включает в себя материально-производственную деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.
Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.
Познавательная деятельность отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях.
Ценностно-ориентировочная деятельность — это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.
Прогностическая деятельность представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности.

Есть различные критерии классификации деятельности:

  • по объектам и результатам деятельности — создание материальных благ или культурных ценностей;
  • по субъекту деятельности — индивидуальная и коллективная;
  • по характеру самой деятельности — например, репродуктивная или творческая;
  • по соответствию правовым нормам — законная и незаконная;
  • по соответствию моральным нормам — моральная и аморальная;
  • по соотношению с общественным прогрессом — прогрессивная и реакционная;
  • по сферам общественной жизни — экономическая, социальная, политическая, духовная.

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР КАЖДОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Основные формы человеческой деятельности:

  1. Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.
  2. Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).
  3. Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.
  4. Труд — вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.

Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Важнейшими механизмами творческой деятельности являются:    

1) комбинирование уже имеющихся знаний;

2) воображение, т. е. способность создавать новые чувственные или мыслительные образы;

3) фантазия, которая характеризуется яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов;

4) интуиция — знание, способы получения которого не осознаются. 


Установите соответствие между видами деятельности и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

  ПРИЗНАКИ   ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А)  освоение опыта предыдущих поколений 1)  труд
Б)  преобразование предметов окружающего мира 2)  общение
В)  обмен информацией и её преобразование в процессе взаимодействия  3)  учение
Г)  осуществление реального действия воображаемыми средствами 4)  творчество
    5)  игра

s63.com.ru

Общие принципы, Глава 3. Сознательная деятельность человека и ее общественно — исторические корни, РАЗДЕЛ I. Эволюционное введение в психологию. Лекции по общей психологии. Лурия А. Р. Страница 16. Читать онлайн


Глава 3. Сознательная деятельность человека и ее общественно — исторические корни

Общие принципы

Сознательная деятельность человека по своим основным особенностям резко отличается от индивидуально изменчивого поведения животных.

Отличия сознательной деятельности человека сводятся к трем основным чертам, противоположным тем, которыми мы только что охарактеризовали поведение животного.

Первая из этих особенностей заключается в том, что сознательная деятельность человека не обязательно связана с биологическими мотивами. Более того, подавляющее число наших действий не имеет в своей основе каких — либо биологических влечений или потребностей. Как правило, деятельность человека направляется сложными потребностями, которые часто называют «высшими», или «духовными», к ним относятся познавательные потребности, толкающие человека на приобретение новых знаний, потребность в общении, Потребность быть полезным обществу, занимать в обществе определенное положение и т. п.

Нередко встречаются ситуации, при которых сознательная деятельность человека не только не подчиняется биологическим влияниям и потребностям, но входит в конфликт с ними и даже подавляет их. Широко известные случаи героизма, когда человек, движимый высшими мотивами патриотизма, прикрывает своим телом ствол орудия или бросается под танк и погибает, являются лишь примером независимости поведения человека от биологических мотивов.

Подобных форм «бескорыстного» поведения, в основе которых лежат не биологические мотивы, у животного нет.

Вторая отличительная черта сознательной деятельности человека заключается в том, что, в отличие от поведения животного, она вовсе не обязательно определяется наглядными впечатлениями, получаемыми от среды, или следами непосредственного индивидуального опыта.

Известно, что человек может отражать условия среды несравненно более глубоко, чем животное. Он может абстрагироваться от непосредственного впечатления, проникать в глубокие связи и отношения вещей, познавать причинную зависимость событий и, разобравшись в них, ориентироваться не на внешние впечатления, а на более глубокие закономерности. Так, выходя в ясный осенний день на прогулку, человек может взять с собой плащ, потому что, как он знает, осенняя погода неустойчива. Здесь он подчиняется глубокому знанию о закономерностях природы, а вовсе не непосредственному впечатлению от ясной солнечной погоды. Человек, которому будет сказано, что вода в колодце отравлена, никогда не будет пить ее, хотя бы он испытывал острую жажду; в этом случае он руководствуется в своем поведении не непосредственным впечатлением о воде, которая его привлекает, а более глубоким знанием ситуации, которое он имеет.

Сознательная деятельность человека может руководствоваться не непосредственным впечатлением от внешней ситуации, а более глубоким познанием стоящих за ней внутренних законов, поэтому есть все основания говорить, что поведение человека, основанное на познании необходимости, свободно.

Наконец, имеется и третья особенность, которая отличает сознательную деятельность человека от поведения животного. Поведение животного имеет лишь два источника:

1) заложенные в генотипе наследственные программы поведения;

2) результаты личного, индивидуального опыта.

Сознательная деятельность человека имеет еще и третий источник — подавляющее число знаний и умений человека формируется путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в процессе общественной истории и передающегося в процессе обучения.

Ребенок уже с самого рождения формирует свое поведение под воздействием тех вещей, которые сложились в истории: он садится за стол, ест ложкой, пьет из чашки, а затем режет хлеб ножом. Он усваивает те навыки, которые были созданы общественной историей в течение тысячелетий. С помощью речи ему передают самые элементарные знания, а затем с помощью языка он усваивает в школе важнейшие приобретения человечества. Подавляющее число знаний, умений и приемов поведения, которыми располагает человек, не являются результатом его собственного опыта, но приобретаются путем усвоения общественно — исторического опыта поколений. Эта черта коренным образом отличает сознательную деятельность человека от поведения животного.

Философию и психологию давно занимал вопрос, чем можно объяснить только что перечисленные особенности сознательной деятельности человека?

В истории философии и науки можно выделить два совершенно различных пути решения этого вопроса.

Один из них — типичный для идеалистической философии — исходил из позиций дуализма. Основное положение этого направления сводилось не только к признанию резких принципиальных различий в поведении животных и сознании человека, но и в попытке объяснить эти различия тем, что сознание человека следует рассматривать как проявление особого духовного начала, которого нет у животного.

Положение, согласно которому животное следует рассматривать как сложную машину, поведение которой следует законам механики, а человека — как обладателя духовного начала со свободной волей, было в свое время высказано Р. Декартом и затем без значительного изменения повторялось идеалистической философией. Легко видеть, что, указывая на принципиальное различие в поведении животного и сознательной деятельности человека, это направление не дает никакого научного объяснения отмеченным фактам.

Второй путь решения вопроса о своеобразии сознательной деятельности характерен для естественнонаучного позитивизма. Согласно этой теории сознательная деятельность человека является прямым результатом эволюции животного мира, и все основы человеческого сознания можно наблюдать уже у животных. Первым ученым, сформулировавшим эти положения, был Ч. Дарвин, который в ряде своих трудов пытался показать, что у животных уже в зачаточной форме имеются все формы разумной деятельности, свойственной человеку, что четких и принципиальных границ между поведением животных и сознательной деятельностью человека нет.

Естественнонаучный подход, пытавшийся проследить линию развития сознания от животных до человека, в свое время сыграл свою положительную роль в борьбе с донаучными дуалистическими концепциями. Однако утверждения о том, что у животных имеются в зачатке все формы сознательной жизни человека, антропоморфический подход к «разуму» и к «переживаниям» животных, и нежелание признавать принципиальные отличия между поведением животных и сознательной деятельностью человека оставались слабой стороной естественнонаучного позитивизма. Вопрос о происхождении тех особенностей сознательной деятельности человека, которые были отмечены выше, оставался без ответа.

Научная психология, разработанная в Советском Союзе и исходящая из принципов марксизма, подходит к вопросу о происхождении сознательной деятельности человека совершенно с иных позиций.

Известно, что всякая психическая деятельность животных, создающая основу для ориентировки в окружающей среде, формируется в условиях тех форм жизни, которые характерны для данного вида животных.

Что же характерно для тех форм жизни, которые отличают сознательную деятельность человека от поведения животных и в которых нужно искать условия, формирующие эту сознательную деятельность?

Особенности высшей формы жизни, свойственной только человеку, надо искать в социально — исторической форме жизнедеятельности, которая связана с общественным трудом, употреблением орудий и возникновением языка. Таких форм жизни у животных нет, и переход от естественной истории животного к общественной теории человечества нужно считать важным скачком, так же как переход от неживой материи к живой или от растительной жизни к животной.

Поэтому корни возникновения сознания человека следует искать не в особенностях «души» и не в глубинах его организма, а в исторически сформировавшихся социальных условиях жизни.

Именно эти условия и приводят к тому, что с переходом к общественной истории коренным образом меняется структура поведения.

1. Наряду с биологическими мотивами поведения возникают высшие («духовные») мотивы и потребности, наряду с поведением, зависящим от непосредственного восприятия среды.

Психология bookap

2. Возникают высшие формы поведения, основанные на абстракции от непосредственных влияний среды, и наряду с двумя источниками поведения — наследственно закрепленными программами поведения и влиянием прошлого опыта самого индивида, — возникает третий источник, формирующий деятельность, — передача и усвоение общечеловеческого опыта.

Остановимся подробнее на социально — исторических корнях сложной сознательной деятельности человека.

bookap.info

Созидательная деятельность человека. Понятие, известные примеры

Если вы задались вопросом о том, что такое созидательная деятельность, то в первую очередь необходимо обратить внимание на ключевое слово «созидать». В. Даль трактует его как «создавать что-либо».

Однако под созидательной деятельностью ошибочно понимать вырезание снежинок из книжных листов или лепку ежиков из пластилина. Все, что относится к этому понятию, должно не только иметь творческую, техническую, культурную или научную основу, но и приносить пользу, наслаждение или благо обществу либо отдельной группе лиц.

Созидателем может быть как творец (человек с исключительными интеллектуальными или творческими способностями), так и обычный человек, создающий полезные блага для общества.

Давайте познакомимся с известными примерами созидательной деятельности человека.

Изобразительное искусство

Картины как предмет изобразительного искусства — это созидательная деятельность художника. С помощью красок и кистей он превращает пустой холст в настоящий шедевр. Этим и занимался, например, Илья Репин, написавший картину «Бурлаки на Волге».

Скульптура

Гора Рашмор — результат скульптурного искусства. Работы по созданию лиц четырех американских президентов велись на протяжении 14 лет под руководством Джона Гутзона Борглума.

Технологии

Стив Джобс большую часть своей жизни занимался созидательной деятельностью в сфере высоких технологий. Результат его работы — легендарная компания Apple, получившая наивысшую оценку от экспертов IT-индустрии.

Медицина

В 1922 году Фредерик Бантинг и Чарльз Бест спасли умирающего от диабета мальчика с помощью первой в мире дозы синтезированного инсулина.

С этого момента все люди в мире, страдающие диабетом, смогли вести полноценную жизнь. Несомненно, такое лекарство — одно из величайших и полезных достижений в обществе.

Литература

В 1880 году было опубликовано гениальное произведение Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Сложно поспорить с тем, что Федор Михайлович — талантливый творец и созидатель в области литературы.

fb.ru

Сознательная деятельность человека примеры — ezgistj

04 Mar 15 — 22:01

Сознательная деятельность человека примеры

Скачать Сознательная деятельность человека примеры

Информация о файле:
Добавлен: 05.03.2015
Скачали: 81
Рейтинг: 133 из 1036
Скорость загрузки: 22 Mbit/s
Файлов в категории: 185

В качестве наглядности можно привести пример И. Бродского. Никто сейчас не В инженерной психологии сознательная деятельность описывается Для понимания функционирования, смысла и места в жизни человека

Тэги: деятельность человека примеры сознательная

Недавние поисковые запросы:

сотрясение мозга как получить справку

спб горящие туры на гоа отель касабланка

содержание договора о депозитном обслуживании

25 сент. 2011 г. — 1.Написать примеры сознательной деятельности человека 2.Написать примеры продуктивной деятельности человека. 3.Написать 10 нояб. 2012 г. — Деятельность человека это не совсем правильное понятие. Вернее Сознательный – чел-к ставит перед собой цели и предвидит результат. Пример: архитекторский проект здания, по которому это здание будет Де?ятельность — присущая только человеку форма активности, Сознательный характер: человек как субъект деятельности осознает ее цель, ищет и Пример целенаправленного действия — посещение школьником


Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в труд – это любая сознательная деятельность человека. Там . Ответ: В качестве примера может быть приведен следующий: Формирование личности В качестве наглядности можно привести пример И. Бродского. Никто Вид деятельности, где энергия человека используется как орудие (раб) для 9 июня 2013 г. — Сознательный -выдвижение целей и предвидение результатов, Помогите, пожалуйста, подобрать примеры к функциям политической в чем состоят основные юридические гарантии защиты прав человека I Сознательная деятельность человека . Но довольно примеров, доказывающих, что многие борются против свободы, вообще не зная, что такое Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер. Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат8 авг. 2010 г. — Сознательная деятельность человека гораздо отличается от индивидуально изменчивого поведения животных, по основным


списание и сдача в архив медицинской документации, скачать постановление 417 от 2007
Минобразования московской области приказы, Доу должностная инструкция старшего воспитателя, Инструкцию tv e71, Заявление на ремонт жилья, Документ определяющий статус студента.

ezgistj.webpin.com