Примеры метода наблюдения – МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ. РАЗНОВИДНОСТИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ.

2. Метод наблюдения

Наблюдение – метод сбора социологической информации, предполагающий визуальное и слуховое восприятие процессов и явлений, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения цели исследования. Часто используется в комплексе с другими методами сбора социологической информации на разных этапах реализации исследовательских планов, но применяется и как самостоятельный.

Использование наблюдения в комплексе с другими методами позволяет повышать обоснованность интерпретации полученных данных, создает возможность более широкого взгляда на проблему. Широко применяется метод наблюдения в кейс-стади (case study).

Достоинствами наблюдения являются отсутствие опосредующих звеньев между субъектом и объектом исследования и наличие прямого контакта между исследователем и исследуемым объектом.

К недостаткам метода относятся возможное вмешательство исследователя в естественный ход событий, невозможность охвата исследователем всей совокупности явлений, характеризующей изучаемый процесс, трудности, связанные с адекватным описанием изучаемых явлений, невозможность полностью избежать субъективизма в подходе.

Выбирая наблюдение в качестве метода сбора социологической информации, исследователь должен ответить на три вопроса: «Что наблюдать?», «Как наблюдать, чтобы не влиять на ход событий?», «Как вести записи?».

Выделяются следующие основания для классификации наблюдения:

1. По степени формализации

процедуры наблюдение делится на стандартизированные1 и нестандартизированные. Наблюдение, при котором исследователь заранее определяет, какие элементы изучаемой ситуации имеют наибольшее значение для исследователя, сосредоточивая на них свое внимание, называется стандартизированным. Нестандартизированное наблюдение — вид сбора информации, при котором заранее не определяются элементы процесса, подлежащего изучению. Оно чаще всего используется в начале исследования с целью уяснения проблемной ситуации.

2. В зависимости от положения наблюдателя по отношению к объекту исследования различают невключенное и

включенное2 наблюдение. При невключенном исследователь находится вне изучаемого объекта, «не включаясь» в ход событий и не задавая вопросов. Применяется для описания социальной атмосферы, в которой проходит интересующее социолога событие. С помощью невключенного наблюдения фиксируют акты открытого поведения. Факт присутствия наблюдателя «со стороны» может оказывать корректирующее воздействие на объект наблюдения. В этом основной недостаток данного вида наблюдения. Включенное — это наблюдение, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимая участие в их деятельности. Включенное наблюдение подразделяется на открытое (коллективу известны цели и задачи исследователя) и скрытое (инкогнито)
1
.

3. По условиям организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные. Лабораторное наблюдение — вид сбора социологической информации, осуществляемый в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователем условиях. Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, реальной жизненной ситуации.

4. По регулярности проведения наблюдения делятся на систематические и случайные.

Пример наблюдения из школьной практики — так называемые «открытые уроки», когда в классе присутствуют представители администрации, коллеги-учителя или родители, которые, наблюдая, оценивают урок. Но здесь наблюдение редко имеет социологическую направленность. К тому же реальная практика открытых уроков может смещать достоверность оценок, полученных таким образом.

Классическим примером использования метода включенного наблюдения может служить работа американского социолога, представителя Чикагской школы У.Уайта «Общество на углу улицы» (1943 г.). Он поставил своей задачей изучить процесс возникновения рэкета и формирования преступных групп молодежи в квартале, населенном выходцами из Италии. Уайт прожил среди них три с половиной года, стал полноправным членом исследуемой группы, полностью разделял их образ жизни. В советской социологии аналогичным примером может служить работа В. Ольшанского, который, собирая материал, в течение нескольких месяцев работал сварщиком электроаппаратуры на заводе

1, а также исследование, проведенное социологом Ряжским И.А.2

Для фиксации результатов этого метода сбора социологической информации используется дневник наблюдения, в который вносятся описание наблюдаемого явления, реакции членов наблюдаемой группы, примечания исследователя. В ситуации стандартизированного сбора информации инструментарием также является карточка наблюдения. Обратим внимание на отличие наблюдения как метода сбора первичной социологической информации от обыденного наблюдения, которое состоит в стремлении достичь определенной цели — преднамеренного получения специфической информации.

Укажем на основные правила, выполнение которых гарантирует объективность и полноту социологической информации, полученной с помощью наблюдения:

  1. Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и нестандартных), что позволяет его увидеть с разных сторон.

  2. Необходимо привлекать для работы нескольких сотрудников, это повышает устойчивость информации и снижает субъективизм в работе исследователей. Наблюдая один и тот же объект, они сопоставляют свои впечатления, согласовывают оценки, технику ведения записей, интерпретацию событий.

  3. Нужно выбирать независимый критерий для проверки обоснованности выводов наблюдения. Это может быть интервью с участником событий в случае невключенного наблюдения.

studfiles.net

Метод наблюдения

Метод наблюдения предполагает изучение качественных особенностей обследуемых психических процессов, а также установку закономерных отношений и связей между ними (особенностями). В его основу ложится непосредственное восприятие объективных признаков, изучаемых исследователем процессов психического характера в соответствующей деятельности.

Методика наблюдения обладает характерной чертой, позволяющей изучить явление непосредственно в процессе его пребывания в естественных для него условиях, так как протекает оно (явление) в реальной жизни. Данная форма познания исключает применение каких-либо приемов, способных внести изменения или нарушить естественный ход. При данных обстоятельствах метод наблюдения дает возможность получить информацию о явлении во всей жизненной правдивости и полноте имеющихся качественных особенностей. Данная форма изучения считается незаменимой в процессе описания явлений. Если же она применяется при объяснении (толковании) событий, то используется способ сопоставления и анализа непосредственно изучаемых проявлений.

Метод наблюдения в психологии применяется при изучении не непосредственных субъективных переживаний психического характера, а их проявлений в поведении и поступках индивида, в его деятельности и речи.

Между субъективными переживаниями психического характера и наблюдаемой объективно деятельностью установлена закономерная связь. Применяя при этом метод наблюдения, исследователь способен сделать достаточно обоснованные заключения.

При изучении движений и действий человека оценивается их характер, быстрота, сила и прочие особенности. При этом метод наблюдения предполагает одновременное фиксирование обстоятельств, которые вызывали или сопровождали эти качественные характеристики. Данные исследования позволяют оценивать богатство, характер, точность мышечно-двигательных представлений. Так, например, можно выявить расстройство координации у профессионального гимнаста, если он выполняет упражнения в неизвестной, значительно отличающейся от привычной, обстановке.

Организованный правильно метод объективного наблюдения характеризуется специалистами определенными особенностями.

  1. Явления, подлежащие к исследованию, находятся в привычных условиях для них. При этом не вносятся никакие изменения в их обычное течение. Само обстоятельство познания не должно нарушать явление.
  2. Исследование осуществляется в наиболее характерных для явления условиях. Так, к примеру, особенности проявляющихся процессов эмоционально-волевого характера, связанные с деятельностью спортивной, целесообразнее изучать не на традиционных уроках по физкультуре, а в условиях соревнований.
  3. Сбор материала при исследовании производится по составленной предварительно схеме (плану, программе), соответствующей задачам изучения. Таким образом, облегчается выбор объективных, характерных для исследуемого явления материалов.
  4. Изучение осуществляется систематически, при этом число лиц и количество наблюдений является достаточным для получения достоверных результатов.
  5. При исследовании принимается во внимание достаточно широкий спектр сопутствующих изучаемому явлению обстоятельств.
  6. Наблюдения проводятся при различных, меняющихся закономерно условиях.
  7. Результаты исследований регистрируются при помощи протоколов, в которых вносится достаточно полная информация, характеризующая основные и сопутствующие обстоятельства.
  8. Как правило, используются точные приемы, позволяющие фиксировать наблюдаемые явления. Иногда возникает необходимость в применении достаточно сложного оборудования.

fb.ru

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ. РАЗНОВИДНОСТИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ.

 

Под наблюдением понимается метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций.

Область применения:все этапы разработки проблемы, в ходе уточнения предмета и. объекта исследования, при выдвижении и проверке гипотез, для коррекции выводов исследовательской работы. Более оптимально использование наблюдения для получения описательной информации, реже — для получения оценочной информации. Может применяться :в исследовании всех сфер жизнедеятельности. В ходе социологического исследования может сочетаться практически со всеми методами исследования.

Чаще всего наблюдение в социологии применяется:

1. Когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах или во время массовых зрелищ- футбольного матча, выступления рок-группы, экстремальной ситуации-дорожного происшествия, пожара и т.д.

2. При изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся ситуациях (перемещение на работу и с работы, осуществление покупок в продовольственных магазинах и т.п.), когда действия индивидов и их групп приобретают «автоматизированный» характер, а человеку становится трудно объяснить, по чему он осуществил именно данное действие из привычных ему в соответствующей ситуации.

3. Наблюдение следует также применять при исследованиях разведывательного характера, когда еще не выработано четкое представление о проблеме и объекте исследования, а предварительные гипотезы еще не сформулированы.



Из сказанного вытекает вывод, что наблюдение в социологическом исследовании может служить для достижения различных целей. Во-первых, оно может быть использовано в качестве источника информации об исследуемом социальном объекте. Во-вторых, с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюдение способно служить в качестве средства проверки данных, полученных другими методами.

Виды наблюдений по разл основаниям классификации:

Степень формализованности наблюдения

1)Нестандартизированное (неструктурализованное)наблюдение — это такой способ изучения социальных явлений и процессов, при котором определен только объект наблюдения, но исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса, события, ситуации и т.п. он будет наблюдать.

Этот вид наблюдения чаще всего применяется на начальной стадии социологического исследования с целью определения проблемной ситуации.

2) Стандартизированное (структурализованиое)

наблюдение — такой способ сбора эмпирической социологической информации, при котором заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса, которые имеют наиболее существенное значение для достижения намеченных целей и решения задач, стоящих перед исследователем (исследовательским коллективом). Оно может быть использовано как основной метод сбора информации и для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их. Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования и предварительной стандартизации категорий, применяемых в процессе наблюдения, определения под лежащих наблюдению факторов и отражения их в виде таблиц, протоколов, карточек, технических средств, применяемых в процессе осуществления социологического наблюдения. Только соблюдение всех этих условий делает стандартизированное наблю дение контролируемым и результативным.

Положение наблюдателя относительно объекта

1) Невключенное (внешнее)наблюдение— это такой способ социологического исследования, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта, изучает его как бы со стороны. Наблюдатель в таком случае не включается в ход событий, не участвует в них, не задает вопросов наблюдаемым индивидам, как бы отстранен от них, просто регистрируя происходящее под углом зрения целей и задач исследования. Оно применяется для описания социальной ситуации, в условиях которой происходят интересующие наблюдателя события.

2) Включенное наблюдение — это такой способ социологического исследования, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, находится в прямом контакте с изучаемыми индивидами и группами и участвует вместе с ними в определенной сфере деятельности.

В зависимости от места и роли наблюдателя различаются четыре типа включенного наблюдений:

а)полное включение наблюдение,когда наблюдение производится скрытно, изнутри ис следуемой группы или общности, а истинное лицо и цели наблюдателя неизвестны наблюдаемым личностям. При полном включении социолог действует в исследуемой общности в качестве ее активного члена, а остальные ее члены не подозревают, что в их среде находится исследователь.

б)другим типом включенного наблюденияявляется такая деятельность исследователя, при которой последний не скрывает своей роли, наблюдает жизнь определенного коллектива в раз личных ситуациях. В данном случае позиция исследователя может быть охарактеризована как «участник — наблюдатель».

в) третий тип включенного наблюдения характеризуется положением и ролью исследователя в качестве «наблюдателя -участника». В таком случае контакт наблюдателя с членами коллектива минимален, исследователь не скрывает своих целей, но осуществляемое им наблюдение носит более формальный характер.

г)четвертый тип включенного наблюдения характеризуется позицией исследователя как полного наблюдателя. В этой ситуации исследователь выполняет функции наблюдателя, не взаимодействуя с участниками наблюдаемой ситуации. Он выполняет свою роль образом, очень сходным с невключенным наблюдением.

Место проведения наблюдения

1)Полевое наблюдение отличается тем, что проводится в реальной жизненной ситуации, в естественной обстановке, в непосредственном контакте исследователя с изучаемым объектом. Большинство стандартизированных, не стандартизированных, включенных наблюдений проводится именно в форме полевого наблюдения.

2)Лабораторное наблюдение— такой тип сбора эмпирической социологической информации, который осуществляется в искусственно созданных для наблюдаемой групп и контролируемых исследователями условиях. При проведении такого наблюдения социологи довольно четко используют различные технические средства фиксации поведения наблюдаемых, его изменения с из менением условий и ситуации, в которых осуществляются действия специально подобранных для лабораторного исследования участников.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Наблюдение как Метод Исследования

В научных исследованиях применяются различные методы, представляющие собой средства и приемы, с помощью которых можно получить достоверные данные о предмете изучения и использовать их в дальнейшем для выведения научных теорий и создания практических рекомендаций.

Наблюдение как метод исследования является наиболее распространенным и востребованным методом социологических и психологических исследований.

Наблюдение является научным методом исследования, который не ограничивается простой констатацией фактов, а научно объясняет причины конкретного явления. Оно заключается в целенаправленном сборе фактов о поведении и деятельности людей для последующего их анализа.

Наблюдение как метод исследования характеризуется рядом предъявляемых к его проведению требований. К ним относятся требование сохранения условий естественности прохождения исследуемых явлений, требование целенаправленного изучения и поэтапной фиксации результатов.

В процессе наблюдения необходимо следовать разработанной для этого программе, в которой определяются цели и задачи исследования, определяется объект, ситуация и предмет, выбирается способ изучения явлений, устанавливаются временные границы наблюдения и составляется его график, выбирается способ регистрации наблюдений, определяются методы обработки полученных данных.

В теории выделяют такие виды наблюдения. По длительности проведения – кратковременное (срез) и лонгитюдноге (продолжительное). По охвату – выборочное (наблюдаются отдельные параметры явлений и процессов) и сплошное (фиксируются все изменения объекта в пределах ситуации). По степени участия исследователей – непосредственное (прямая вовлеченность) и опосредованное (с помощью привлечения вспомогательных средств, аппаратуры).

Наблюдение как метод исследования подразделяется на две категории: структурированное и неструктурированное наблюдение. Под структурированным понимается включенное исследование. Оно дает особо качественные результаты. Особенно эффективным является наблюдение в том случае, если исследуемые не знают о проведении эксперимента.

Отдельно стоит включенное наблюдение как метод исследования, когда исследователь участвует в жизни исследуемой группы, становясь ее членом, и наблюдает происходящие в ней процессы изнутри.

В зависимости от объекта: внешнего (поведение, физиологические изменения, действия) или внутреннего (мысли, переживания, психические процессы или состояния) различаются вариации этого метода: самонаблюдение и объективное наблюдение.

Объективное наблюдение как метод социологического исследования является стратегией исследования, при которой регистрируются внешние характеристики или изменения наблюдаемых объектов. Такое наблюдение часто выступает предварительным этапом перед проведением экспериментов.

Метод самонаблюдения используется для получения данных эмпирического характера посредством наблюдения за собой. Особенно часто используется такое наблюдение как метод психологического исследования. Элементы такого метода лежат в основе большинства психологических исследований состояний и процессов. Сопоставляя результаты самонаблюдения с аналогичным самонаблюдением других людей, можно установить родство или сравнить данные внутреннего опыта с проявлениями психики на внешнем уровне.

К методу наблюдения также относят интроспекцию, которая была разработана В.Вундтом в рамках интроспективной психологии, и феноменологическое самонаблюдение. Интроспекция является методом психологического самоанализа, заключающегося в наблюдении за протеканием собственных психологических процессов, без применения дополнительных средств, эталонов и инструментов.

fb.ru

Виды наблюдения. Виды и формы статистического наблюдения

Прочитав эту статью, вы узнаете, какие существуют формы, виды и способы наблюдения. Речь идет об их выделении в статистике. Предлагаем сначала рассмотреть виды наблюдения, которые используются в этой отрасли знаний. Необходимость выбора варианта сбора данных в ней определяется тем, что существует несколько видов наблюдения. Они различаются между собой главным образом по тому, каким образом факты учитываются во времени. С этой точки зрения выделяют следующие виды наблюдения: систематическое, периодическое и единовременное.

Систематическое, периодическое и единовременное наблюдение

Наблюдение систематическое, которое осуществляется непрерывно и по мере возникновения признаков интересующего явления, принято называть текущим. Оно проводится на основе содержащих необходимую информацию для довольно полной характеристики явления первичных документов.

Периодическое наблюдение проводится через определенные равные промежутки времени. В качестве примера можно привести перепись населения.

Если же наблюдение проводится время от времени, отсутствует строгая периодичность, или же оно имеет разовый характер, речь идет о единовременном наблюдении.

Несплошное и сплошное наблюдение

Виды наблюдения в статистике выделяются с учетом различия информации с точки зрения полноты охвата совокупности. Различают в связи с этим несплошное и сплошное. Последним называют такое, которое учитывает все единицы изучаемой совокупности без исключения. Однако не всегда целесообразна и возможна его организация, особенно если речь идет о контроле качества продукции. Сплошное наблюдение в данном случае приводит к тому, что из сферы использования исключается масса продукции предприятий. Следовательно, необходимо осуществлять частичное (несплошное) наблюдение. Оно учитывает лишь часть единиц совокупности и дает представление о явлении в целом, его характерных особенностях.

Продолжая рассматривать формы, виды и способы наблюдения, отметим, что несплошное наблюдение имеет следующие преимущества:

1) требуется намного меньше расходов средств связи и труда по сравнению со сплошным, поскольку уменьшается количество обследуемых единиц;

2) собрать данные можно по более широкой программе и в более короткие сроки, чтобы всесторонне раскрыть в заданных пределах особенности интересующей нас совокупности, осуществить глубокое ее изучение;

3) данные наблюдения несплошного используются для контроля материалов, полученных при сплошном;

4) этот вид должен быть представительным (репрезентативным).

Отбор единиц при несплошном наблюдении

Несплошное наблюдение ориентируется заведомо на учет конкретной части единиц, которая позволяет получить обобщающие устойчивые характеристики совокупности в целом. В практике статистики используются различные виды метода наблюдения. При этом качество несплошного, конечно, уступает результатам, полученным при сплошном. Тем не менее в ряде случаев возможно только несплошное наблюдение.

Единицы, которые следует изучить, отбираются таким образом, чтобы, основываясь на данных, полученных по ним, составить верное представление об интересующем явлении в целом. Следовательно, одной из основных особенностей наблюдения несплошного является то, что отбор единиц совокупности организуется следующими способами:

— монографическим;

— основного массива;

— выборочным;

— анкетным.

Способ основного массива

Отбор единиц определенной совокупности, которые преобладают по изучаемому признаку, предполагает способ основного массива. Однако он не так часто используется, когда применяется несплошной вид, и способ наблюдения этот не обеспечивает отбора именно тех единиц, которые представляли бы совокупность в целом, все ее части. Отбор с помощью основного массива производится тогда, когда берутся наиболее существенные, самые крупные совокупности, которые преобладают по изучаемому признаку в общей их массе.

Выборочное наблюдение

Для того чтобы получить характеристику совокупности в целом по части ее единиц, используют выборочное наблюдение, которое основано на принципах выборочной совокупности. В этом варианте случайный характер отбора гарантирует безопасность полученных результатов, предупреждает их тенденциозность.

Монографическое описание

Дополним виды наблюдения монографическим описанием. Оно представляет собой специфический вид наблюдения в статистике. Это детальное изучение отдельного типичного объекта, который является интересным с точки зрения совокупности в целом.

Таковы основные виды несплошного наблюдения.

Генеральная совокупность и выборка

Обобщающие показатели совокупности в выборочном методе устанавливаются на основании некоторой ее части (довольно небольшой — около 5-10%). При этом совокупность, из которой осуществляется отбор данной части единиц, принято называть генеральной. Часть единиц, которая была отобрана, называется выборочной совокупностью (иначе — выборкой). Исследование при использовании метода выборки осуществляется с минимальными затратами средств и труда и в более короткие сроки. Это уменьшает ошибки регистрации и повышает оперативность.

Применение выборочного метода на практике

Описывая основные виды наблюдения, нельзя не остановиться подробнее на выборочном, который является очень популярным. Он единственно возможен тогда, когда контроль качества продукции можно осуществить только разрушающий. Этот вид распространен в ведомственной и государственной статистике (изучение бюджета семей служащих, крестьян, рабочих, а также жилищных условий). Популярен он также и в торговле (эффективность новых форм ее ведения, спрос на товар со стороны населения) и др.

Выборочный метод — это, по сути, большая группа методов, которые значительно отличаются друг от друга. Как правило, в их основе лежит принцип случайного отбора из генеральной совокупности.

Примеры использования выборочного метода

Примеры видов наблюдения позволяют наглядно продемонстрировать их использование. Приведем несколько примеров выборочного, и вы лучше поймете его особенности. Наиболее теоретически разработан сегодня из несплошных именно он, поскольку он основывается на принципе случайного отбора. Каждая единица совокупности при случайном отборе имеет одинаковую вероятность попасть в выборку. При проведении тиража лотереи, например, применяется данный принцип, поскольку равная возможность выигрыша существует для всех билетов. При жеребьевке также используется случайный отбор. Если из 10 тыс. школьников отобрать 1 тысячу с целью исследования их успеваемости, то можно осуществить это следующим образом: на отдельных листочках написать фамилии школьников и вытащить вслепую 1000.

Бесповторный и повторный отбор

Как бесповторным, так и повторным может быть случайный отбор. На практике чаще всего применяется бесповторный, то есть попавшая в выборку единица не возвращается обратно в генеральную совокупность, а значит численность последней все время уменьшается. Тиражи лотерей проходят именно по этой схеме. Отобранная единица при повторном отборе возвращается обратно в генеральную совокупность. Следовательно, численность последней остается неизменной в процессе выборочного обследования. Если обратиться к нашему примеру со школьниками, то можно отметить следующее: в этом случае при попадании листка с фамилией в число отобранных случайно он вновь возвращался бы обратно и снова мог попасть в выборку.

Методы отбора экспертами

Очень важно, чтобы никакие факторы, например организующая обследование комиссия или лица, не могли оказывать влияние. Другими словами, необходимо, чтобы принцип случайного отбора соблюдался. Однако на практике реализация его нередко бывает затруднительна. Существуют области статистики, в которых преобладают методы отбора экспертами. Такая ситуация складывается в силу разных обстоятельств. Например, она имеет место быть при отборе товаров для расчета индексов цен или же при формировании состава «корзин» для осуществления оценки стоимости жизни. Значительно повысить точность может в подобных случаях отказ от метода случайного отбора. Однако при этом объективность исследования теряется, а также возникают порой различные виды ошибок наблюдения, поскольку все зависит в этом случае от квалификации эксперта.

Механический (систематический) отбор

Часто на практике используется механический (систематический) отбор. Допустим, из 10 тыс. школьников нужно отобрать тысячу. В этом случае поступают так: всех ребят располагают в алфавитном порядке, а затем отбирают каждого десятого из них.

Поскольку интервал в этом случае равен 10-ти, осуществляется 10%-й отбор (10000 делим на 1000). Если в первой десятке оказался третий школьник (можно выбрать его путем жребия), отобранными в этом случае окажутся 13-й, 23-й, 33-й… 9993-й. При систематическом отборе, как мы видим, генеральная совокупность делится механически на некоторое количество групп, и одна единица берется из каждой (в нашем примере — один школьник). Следует отметить, что механический (систематический) отбор всегда является бесповторным. Также нужно подчеркнуть, что выбранные единицы при нем распределяются равномерно по всей генеральной совокупности.

Способы наблюдения в статистике

Необходимо различать способы и виды статистического наблюдения. Последние мы только что рассмотрели, перейдем теперь к изучению способов. Дело в том, что разновидности наблюдения можно выделить также независимо от путей и источников получения первичной информации. С этой точки зрения различают документальное наблюдение, опрос и непосредственное наблюдение.

Непосредственное — это такое наблюдение, которое осуществляется с помощью подсчета, измерения значений некоторых признаков, путем снятия показаний приборов лицами, которые его осуществляют (их называют регистраторами).

Ввиду того что другие способы и виды статистического наблюдения применить невозможно, довольно часто оно осуществляется с помощью опроса по определенному перечню вопросов. В специальном формуляре фиксируются ответы. Различают, в зависимости от того, каким способом они получены, корреспондентский и экспедиционный, а также способ саморегистрации. Опишем вкратце каждый из них.

Экспедиционный осуществляется специальным лицом (экспедитором, счетчиком) в устной форме. Этот человек заполняет бланк обследования или формуляр.

Корреспондентский способ организуется с помощью рассылки бланков обследования определенному кругу лиц, подготовленному соответствующим образом (их называют корреспондентами). Эти люди согласно договоренности должны заполнить бланк, после чего вернуть его в организацию. При опросе путем саморегистрации имеет место проверка того, правильно ли заполнены формуляры. Как и при корреспондентском способе, опросные листы заполняют сами опрашиваемые, однако сбор и раздачу их, а также контроль правильности заполнения и инструктаж осуществляют счетчики.

Формы наблюдения в статистике

Рассматривая формы, способы, виды статистического наблюдения, мы не рассказали лишь о формах. Их существует три: регистр, специально-организованное наблюдение и отчетность. Как вы видите, виды и формы статистического наблюдения — не одно и то же. Следует понимать разницу между ними.

Отчетность — основная форма наблюдения. С ее помощью органы госстатистики получают от организаций и предприятий информацию в виде подписанных ответственными лицами отчетных документов.

Специально-организованное наблюдение — сбор сведений, который организуют статистические органы для изучения не охватываемых отчетностью явлений или же для более глубокого исследования отчетных данных, их уточнения и проверки. Оно проводится в форме разного рода обследований и переписей.

Мы описали практически все основные способы, виды и формы статистического наблюдения. Осталась лишь последняя форма — регистры. Она имеет место в случае непрерывного наблюдения за процессами, протекающими долгое время, которые имеют определенное начало, развитие и конец. Непрерывно фиксируются факты состояния единиц совокупности. В статистической практике различают регистры предприятий и регистры населения. Последние представляют собой регулярно актуализируемый и поименованный перечень жителей страны. Регистр предприятий содержит предприятия со всевозможными видами экономической деятельности и значения определенных признаков по каждой единице.

Итак, мы рассмотрели формы, способы, виды статистического наблюдения. Конечно, мы коснулись их лишь вкратце, однако самое важное мы отметили.

fb.ru

Метод наблюдения

Индивидуальное контрольное задание

по дисциплине: «Социология»

на тему: «Метод наблюдения»

Наблюдение как исследовательский метод

Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни. Мы наблюдаем за игрой детей, за пациентами поликлиник во время ожидания приема и т.д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда — это просто мимолетные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает скрытой камерой участников наблюдаемых событий, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т.п. Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. В науке метод наблюдения также используется уже много столетий, хотя в методологическом плане он стал объектом пристального изучения особенно в последние годы.

Наблюдение можно определить как метод сбора социальной информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.

В социологических исследованиях встречаются две разновидности метода наблюдения в зависимости от степени стандартизации техники наблюдения. Стандартизированная техника наблюдения предполагает детально разработанный список явлений, событий, характеристик, признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдений, инструкции для наблюдателей, единообразные карточки для регистрации наблюдаемых явлений. Этот вид наблюдения называют структурированным или стандартизированным.

Вторая разновидность методики наблюдения — неструктурированное или нестандартизированное наблюдение. В этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдений, а формой регистрации данных является дневник наблюдателя, где результаты фиксируются в свобод ной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

Примером стандартизированной методики наблюдения может служить применяемая чаще всего экономистами методика моментных наблюдений за использованием оборудования и затрат рабочего времени. Сущность этого метода, к которому могут обращаться и социологи, для решения своих задач, состоит в том, что группа наблюдателей по стандартной методике фиксирует не абсолютные затраты времени или простои оборудования (работа, переговоры, простои т.п.), а сам факт, т.е. число наблюдаемых видов затрат на момент обследования. Для регистрации моментных наблюдений разрабатывается специальный «Наблюдательный лист», который представляет собой таблицу. Строки таблицы содержат порядковые номера и фамилии, имена и отчества рабочих и строки для суммирования данных по столбцам. Столбцы содержат данные по следующим разделам.

Время нормируемое (работы):

— подготовительное и заключительное;

— оперативной работы;

— обслуживание рабочего места;

— на отдых и личные надобности;

— итого работы.

Время ненормируемое (потери):

1. По организационным причинам:

  • отсутствие материала;

  • хождение за материалами, заготовками;

  • ожидание транспортных средств;

2. По техническим причинам:

  • отсутствие приспособления, инструмента, документации;

  • ожидание ремонта и ремонт оборудования;

  • наладка и переналадка оборудования;

  • отсутствие электроэнергии;

3. По причинам, зависящим от рабочих:

  • позднее начало и преждевременное окончание работы;

  • без уважительной причины;

  • другие причины;

  • итого потерь рабочего времени.

4. Количество наблюдений (обходов за смену).

  1. Номер обхода.

  2. Время обходов:

  • начало;

  • окончание.

«Наблюдательный лист» включает также данные с места
и времени наблюдений (цех № ), участок____ , дата наблюдения , количество рабочих , число наблюдений, число обходов ___, смена____, цель наблюдений.

Исследователем разрабатывается и включается в наблюдательный лист маршрут обхода наблюдаемых объектов.

Методом моментных наблюдений может изучаться работа предприятий сферы обслуживания, здравоохранения и др. Возможности этого метода используются социологами далеко не полностью.

Другим примером стандартизированного наблюдения может служить методика самофотографии бюджетов времени (суточных или недельных). В этом случае методика основана на самонаблюдении респондента и регистрации затрат времени в специально разработанном стандартном бланке, содержащем перечень видов деятельности в течение суток (по строкам таблицы) и специальных граф (столбцов таблицы), предназначенных для записи затрат времени.

Неструктурированное наблюдение используется чаще всего на подготовительном этапе исследования, когда исследователю необходимо глубже понять проблемную ситуацию, «нащупать» контуры проблемы, уточнить гипотезы, выяснить возможные источники информации по изучаемой проблеме и методы работы с ними.

Примером подобного использования наблюдения может служить проведенное белорусским социологом включенное наблюдение на этапе разработки исследовательской программы. Предметом исследования являлось отношение, рабочих одного из минских заводов к новой системе организации труда. Социолог-наблюдатель работал сначала на вспомогательных работах, что давало возможность контактировать со многими членами первичного коллектива, наблюдать различные производственные ситуации, войти в коллектив, адаптироваться к внутригрупповым нормам. Затем социолог-исследователь стал работать станочником, включившись в наблюдаемую ситуацию с позиции рабочего-профессионала. Результаты наблюдения ежедневно записывались в дневник. Следует заметить, что после первичной адаптации в коллективе социолог раскрыл свое «инкогнито» и наблюдение стало открытым. Результаты наблюдения использовались не только о содержательными, но и с методическими целями для сравнения с результатами анкетного опроса. По данным этого исследования информация об отношении рабочего к мастеру, начальнику цеха, в тех случаях, когда она получена методом опроса, больше подвержена ситуационным воздействиям, чем при использовании метода наблюдения. Другим методическим результатом включенного наблюдения явилось формирование требований к включенному наблюдению. Приведем важнейшее из них. Во-первых, социолог-наблюдатель должен работать в изучаемом коллективе по специальности не очень сложной. В противном случае не остается времени на наблюдение — все внимание сосредотачивается на производственных операциях. Во-вторых, работа, которую выполняет социолог-наблюдатель, должна давать возможность контактировать со многими членами коллектива, чтобы наблюдать их в различных производственных ситуациях, в-третьих, социолог должен иметь исходную профессиональную производственную подготовку для вхождения в наблюдаемый коллектив.

Сбор данных в неструктурированном наблюдении не исключает при их обработке систематизацию с помощью формализованных методов, предполагающих получение некоторых количественных характеристик. Часто результатом неструктурированного наблюдения является разработка стандартных, формализованных процедур наблюдения.

Наблюдение в социологическом исследовании может использоваться и как этап исследовательского процесса и как самостоятельный метод изучения. В последнем случае он наиболее эффективен для социальных явлений, развитие которых может быть понято лишь внутри их естественного окружения. Опросы и эксперименты ориентированы на измерение социальных характеристик в некоторой условной ситуации. Например, в опросе общественного мнения индивида могут опросить на дому, на рабочем месте. Но не всякие явления могут быть изучены таким образом. Отклоняющееся поведение, социально неодобряемые действия, религиозное поведение и т.п. требует активного привлечения методов наблюдения. Одним из ярких в этом отношении исследований явилось изучение методом включенного наблюдения жизни бродяг Чикаго бродягой Н. Андерсоном. История знает и немало других исследований подобного рода, проведенных в последствии: это работа Трашера по изучению городских банд (Чикаго 1928), В. Уайта по изучению банд Бостона и др.

Самостоятельную роль метод наблюдения играет при изучении уникальных и быстротечных явлений общественной жизни, и при монографическом исследовании отдельных локальных объектов и явлений.

Схематично можно выделить несколько типов социальных явлений, могущих стать объектами наблюдения: это отдельные действия индивидов и групп, деятельность в целом, значение действий, участники, зависимости между индивидами и группами, окружение (обстановка).

Приведем пример разработки методического инструментария для изучения собраний как канала выражения общественного мнения. Процедура стандартизированного наблюдения предусматривала расчленение хода собрания на отдельные компоненты. Для сбора и регистрации данных разрабатывалась отдельная регистрационная карточка. В общей сложности процедура наблюдения включает девять документов (карточек) для регистрации данных по отдельным этапам, периодам собрания:

I. Общая характеристика собрания:

  1. Дата проведения собрания.

coolreferat.com

Метод наблюдения

Количество просмотров публикации Метод наблюдения — 1120

Правила формулировки вопросов

1. вопросы должны быть ясными

2. необходим правильный порядок размещения вопросов

3. анкета должна быть организована так, чтобы с ней было удобно работать

4. всœегда крайне важно осуществлять пилотаж, прежде чем будет начато основное исследование

5. вопрос должен задаваться только об одном предмете

6. вопрос должен быть коротким и несложным

7. вопросы должны быть недвусмысленными

8. в формулировке крайне важно использовать те слова, которые хорошо известны респондентам

9. избегать двойного отрицания (Вы бы скорее не стали пользоваться шампунем который не рекомендован медиками)

10. избегать предубежденности в вопросах, не использовать пристрастные вопросы

11. вопрос не должен превышать возможности памяти респондента

12. предусмотреть возможности отступления, используя (затрудняюсь ответить, не знаю)

13. вопрос не должен вызывать отрицательных эмоций

Принято считать, что наблюдение берет начало из антропологии (наука о дописьменных культурах и племенах). Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения, обычаи, нравы, традиции народов, племен. Из антропологии пришла и классификация видов наблюдения. Этот метод применяется многими науками.

Наблюдение –метод сбора первичной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователœем событий и условий на месте.

Наблюдение означает внимательное вглядывание в происходящие события, их правильное восприятие и фиксацию. – желательно по особому сценарию с помощью специальных бланков.

Не всякое визуальное или слуховое восприятие изучаемого объекта принято называть наблюдением в научном понимании. Простое созерцание событий – простое наблюдение.

Научное наблюдение требует постановки четкой цели и планирования. Заранее определяется, какие социальные процессы будут интересовать наблюдателя, по каким внешним признакам их можно отследить, в каких условиях будет происходить наблюдение и как предполагается фиксировать результаты.

Особенность наблюдения – непосредственно видеть и фиксировать можно только факты, относящиеся к внешнему поведению. Мысли , ценностные ориентации наблюдать невозможно. Правильность результатов наблюдения зависит не только от точности регистрации фактов поведения, но и от их истолкования – определœения психологического смысла.

Наблюдение обычно применяется, когда нужно получить первоначальное представление о к-либо стороне поведения, выдвинуть предположение о ее социальных причинах. Гипотезы можно выдвигать и в рамках наблюдения, однако их желательно проверять при помощи, к примеру, анкетирования или эксперимента͵ где используется более сложный арсенал методов.

Научное наблюдение отличается от обычного тем, что:

1. подчинœено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам

2. планируется по заранее обдуманной процедуре

3. всœе данные фиксируются в протоколах или дневниках по опред.системе

4. информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость

Об использовании метода наблюдения как познавательного инструмента можно говорить лишь тогда когда:

— выделœены задачи и гипотезы

— определœены объект и предмет наблюдения, условия и единицы наблюдения

— подготовлен инструментарий (дневник, протокол, технические средства фиксации).

Для того, чтобы превратить обыденное наблюдение в научное, крайне важно :

1. вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данным наблюдением

2. определить в программе исследования:

— объект наблюдения (индивид, малая группа, событие, мероприятие)

— предмет наблюдения – совокупность интересующих наблюдателя свойств объекта )факторов поведения)

— категории наблюдения – показатели или конкретные признаки, которые отвечают опред.требованиям (значимы для решения поставленной задачи, почему)

— наблюдаемые ситуации – реальные обстоятельства, при которых могут проявиться категории наблюдения

— условия наблюдения – обязательные требования к ситуации, при наличии которых только и может происходить наблюдение (или этого делать нельзя)

— единицы наблюдения – элементарные, эмпирически фиксируемые акты поведения, через которые распознается категория наблюдения

-3. подготовить инструментарий для наблюдения, а именно:

— дневник наблюдения – методический документ, где в закодированной или общепонятной форме записываются

а) ход наблюдения

б) результаты наблюдения

в)действия наблюдателя

г) оценка инструментария и процедур

д) реакция наблюдаемых

— карточка наблюдения (карточка наблюдателя, лист наблюдения) – метод.документ, предназначенный для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном или закодированном варианте (число карточек должно равняться единицам наблюдения)

— протокол наблюдения – метод.документ, обобщающий данные всœех карточек и содержащий методические сведения о процедуре наблюдения

— аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения

— программу обработки данных наблюдения

4. провеси пилотаж инструментария, внести, в случае если нужно, корректировки, размножить в крайне важно м количестве

5. составить план или график выполнения наблюдения (кто, где и когда его проводит)

6. разработать инструкцию наблюдателям и провести инструктаж

7. осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с выше названными требованиями и рекомендациями.

referatwork.ru