Примеры массовой культуры на телевидении – МАССОВАЯ КУЛЬТУРА. Массовая культура как универсальное и идиокультурное явление

СМИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — Мегаобучалка

Газета и журнал, радио и телевидение, кино и Интер­нет — это те каналы, посредством которых мы в основном и приобщаемся к плодам культуры, преимущественно мас­совой.

Эти каналы получили название средств массовой (по­скольку сообщение поступает сразу к большим группам лю-

дей) коммуникации, благодаря им сообщения и «картинка» проникают в самые отдаленные уголки планеты, в самые широкие слои общества.

У нас их чаще называют средствами массовой информа­ции (СМИ), хотя согласимся, что информацией в данном случае дело не ограничивается.

Система СМИ складывалась постепенно. Первыми в XVII в. появились газеты и журналы. В XIX в. происходит разделение на так называемую качественную и массовую прессу. В США начинает свою активную жизнь желтая пресса. В прошлом веке систему СМИ пополнили радиостан­ции, а затем и студии телевидения. Конец XX в. ознамено­вался созданием сети Интернет.

С 70-х гг. XX в. утверждается тезис об исключительном влиянии массовой коммуникации на массовое сознание. К этому времени технические возможности СМИ, прежде всего благодаря телевидению, резко возросли. СМИ, как вы знаете, стали называть четвертой властью.

Особенно значительной становится роль СМИ в условиях современной глобализации мира. Об их вездесущности гово­рит, в частности, такой факт, описанный в книге социоло­га Л. Туроу. Автор с друзьями путешествовал по Саудовской Аравии. В отдаленной пустынной местности, за много кило­метров от ближайших дорог и электрических линий, они за­метили палатку бедуинов, снабженную спутниковой антен­ной и генератором тока для приема телепередач. «Они видели на экране то же, что и мы!» — восклицает автор. По мнению ряда исследователей, глобальная система СМИ ве­дет к нивелированию культурных различий, утрате культур­ного своеобразия народов. СМИ способствует глобализации, но и сами испытывают ее влияние. Одним из проявлений этого выступает создание так называемых глобальных газет, которые читают в различных уголках планеты. Их немно­го, и все они пока выходят на английском языке — языке общения международного бизнеса.



Другой стороной процесса глобализации является рост местной прессы и малых по тиражу, но влиятельных для небольших населенных пунктов изданий. В журнальном де­ле растет число специализированных изданий.

Долгое время довольно бурно развивалась так называе­мая желтая, или бульварная, пресса: появлялись все новые газеты и журналы этого направления, росли их тиражи. В последние годы в странах Запада наметились обратные процессы. В Англии по-прежнему издается несколько тра­диционных бульварных газет, но их тиражи сокращаются. Во Франции практически нет ежедневных бульварных га­зет. На смену этим изданиям идут развлекательные ежене­дельники, «мужские» и «женские» журналы.

В постиндустриальном обществе, где главным ресурсом становится качественная и надежная информация, растет спрос на более серьезные издания. Их читатели — это пре­имущественно «белые воротнички», образованные круги об­щества.

При этом сама серьезная пресса расширяет круг охваты­ваемых тем, становится более демократичной.

Из всех средств массовой информации самым, можно сказать, массовым является телевидение. По своей глубине (длительности времени просмотра передач) и по своей ши­роте (количеству людей, которые его смотрят) телевидение превратилось в такую влиятельную культурную силу, кото­рой нет аналогов в прошлом. Это очевидно не только иссле­дователям, постоянно изучающим телеаудиторию, но понят­но и нам с вами — «рядовым» армии телезрителей. Более 75% россиян в одном из социологических опросов отвели телевидению решающую роль в общественном развитии. Есть и такие данные. Средний американский подросток смотрит ТВ 21 ч в неделю, проводя 5 мин наедине со сво­им отцом и 20 мин — наедине с матерью. Много времени проводят перед экраном телевизора и россияне. Конечно, разные возрастные и социальные группы населения неоди­наково увлечены телепросмотром. Помимо подростков, опре­деленную телезависимость испытывают пожилые люди. Во многом это объясняется снижением у них возможностей пе­редвижения и, как следствие, общения.

К главным изменениям 90-х гг. XX в., существенно по­влиявшим на отечественные средства массовой информации, следует отнести отмену цензуры и постепенное утверждение на месте государственной монополии конкурентного рынка СМИ. Газеты, журналы, телеканалы, радиовещательные станции, переходя в частные руки, становятся коммерчес­кими предприятиями, т. е. они нацелены на получение при­были. Именно этим вызван рост рекламы в печатных и электронных СМИ, крен в сторону развлекательных передач на ТВ и по радио, вытеснение на страницах газет и журна­лов серьезных статей публикациями под рубриками «Из жизни VIPob», «Светская хроника», «Криминал и происше­ствия» и т. п. На телевидении преобладают художественные фильмы, музыкальные и развлекательные передачи: они за­нимают более 60% эфирного времени.

Среди проявивших себя в нашей стране общих тенденций развития средств массовой коммуникации можно отметить рост влияния региональных СМИ. Это относится как к пе­чатным, так и к электронным СМИ. К примеру, при общем падении тиражей центральных газет разовые тиражи реги­ональных изданий выросли в полтора раза. Все более влия­тельными становятся местное радио и телевидение.

А вот сокращения бульварной прессы у нас пока не на­блюдается. Напротив, в последние годы появились новые ежедневные и еженедельные издания такого рода. Уровень большинства из них крайне примитивен.

megaobuchalka.ru

Телевидения и массовая культура — страница 2

Понятие и термин «массовой культуры»

Особенности производства и потребления современной культуры позволяют говорить о ее социальной дифференциации. В начале ХХ века искусство модернизма разделило публику на два неравных класса – класс людей, понимающих это искусство, и класс людей, настроенных по отношению к нему резко негативно. Первых Ортега-и-Гассет относит к элите, последних – к массе. С этого времени в литературе оживленно дискутируется проблема массовой и элитарной культуры.

Так что же такое «массовая культура»?

Массовая культура – это понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления.

Массовая культура — это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры, она обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам.[1]

Сегодня же подчеркивается функциональная значимость массовой культуры, обеспечивающей социализацию огромных масс людей в условиях сложной, изменчивой среды современного общества. Утверждая упрощенные, стереотипные представления, массовая культура тем не менее выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных социальных групп. Она обеспечивает также массовое включение в систему потребления и тем самым функционирование массового производства.

Массовая культура характеризуется всеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества.

Если понимать «элитарное» и «массовое» не только в аспекте искусства, но и в плане всей культуры, то элитарная культура может пониматься как субкультура, обусловливающая дальнейшую эволюцию культурного целого и переход ее к иному качеству. Массовая же культура – субкультура, обусловливающая консервацию сложившегося в обществе культурного качества и противостоящая элитарной. [2]

Заурядный человек с его невысокими эстетическими запросами способствует созданию такой же, как и он сам, заурядной культуры, которая теперь уже не просто существует рядом с культурой «высокой» в качестве дополнительной, но вытесняет последнюю на периферию, занимая ее место.

Возникновение массовой культуры

Следует заметить, что сама проблема не нова: неоднородность культуры является ее неотъемлемой особенностью.  С древних времен культура была дифференцированной и неоднородной. Так, жреческая культура была доступна только посвященным. Массы довольствовались «разрешенными» мифами, тогда как избранным адресовались сакральные. В эпоху раннего средневековья существовали упрощенные варианты Библии, с большим количеством иллюстраций, рассчитанные на знакомство с Книгой тех верующих, кто не умел читать. В эпоху Нового времени в Европе появляются приключенческие и авантюрные романы: их интригующее содержание дополняется вполне доступным языком, что способствует нарастанию интереса к развлекательной литературе. [3]

Появляется новая единица общества – «человек массы». Нашествие масс, безликих и агрессивных, объясняется демографическим взрывом XIX века. За одно лишь столетие – с 1800 по 1914 год население Европы увеличилось со 180 миллионов человек до 460 млн. Три поколения подряд человеческая масса росла как на дрожжах, не успевая пропитаться традицией, культурой. Вследствие этого современный человек, не вошедший в контекст культуры, порой напоминает дикаря, забредшего в мир цивилизации. Новое общество – цивилизация – создало более комфортные условия обитания человека, в которых и возникает «человек массы», освобожденный отныне от борьбы за существование, не добивающийся благ, но получающий их в уже готовом виде.

«Человек массы» вполне доволен собственной неотличимостью от других, «одержимых идеей беспрепятственного роста жизненных запросов, уверенных в собственном совершенстве, насаждающих во всех сферах жизни – от политики до искусства – тиранию интеллектуальной пошлости; не приученных считаться ни с кем, кроме самих себя. В современном же мире массы не только не подчиняются никакому меньшинству, но и вытесняют его из всех сфер жизни, замещают его собой.[4]

Феномен массовой культуры в современном значении этого слова принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, возникновением цивилизации и всеобъемлющей «массовизацией» жизни. 

Массовая культура в современном обществе

Беспрецедентное по своим масштабам и стремительности утверждение массовой культуры многие исследователи связывают с развитием и неуклонным совершенствованием средств массовой коммуникации. Предполагается, что все развитие общества, культуры, сознания людей самым непосредственным образом связано с развитием технических средств массовой коммуникации. Изменение средств информации влечет за собой изменение как характера информации, так и восприятия мира. На этом основании выделяется три этапа в развитии цивилизации:[5]

1.      первобытная дописьменная культура, основанная на принципах естественности и коллективности образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира. Она складывается благодаря устным формам связи и передачи информации.

2.      культура письменно-печатная, заменившая устно-эмоциональные формы общения книжными и утвердившая вместо естественности и коллективизма дидактизм, индивидуализм и национализм. С изобретением печатного станка Европа вступает в новую фазу развития – технологический прогресс.

3.      современный, возвращающийся к  естественному слуховизуальному многомерному восприятию мира и коллективности, но на новой электронно-индустриальной основе с помощью замещения книжно-печатных знаков общения радиотелевизионными средствами массовых коммуникаций.

На современном этапе электронные средства массовой информации вновь возвращают нас к первому – дописьменному – этапу развития цивилизации, основанному на слуховизуальном восприятии реальности, что придает новой культуре «слуховой характер». В наши дни возрождается первобытная культура, чьи мифы формируются теперь уже средствами массовой информации, сужающими пространство, превращающими мир в «глобальную деревню» и создающими нового «племенного человека».

На становление массовой культуры оказала влияние и коммерциализация всех общественных отношений. Она привела к возникновению феномена, названного «культуриндустрией». Это понятие относится практически ко всем видам массовой культуры: шоу-бизнесу, рекламе и т.д. Неотвратимая стандартизация, наступающая вследствие серийного производства продуктов «культуриндустрии» приносит в жертву все то, что отличало логику произведения искусства от логики промышленного производства. Культуриндустрия производит такой же товар, как и любая другая отрасль промышленности, и точно так же этот товар стремится не только утвердиться на рынке, но и максимально этот рынок расширить.

Но для того, чтобы быть востребованным, любой товар должен максимально соответствовать запросам потенциальных покупателей. Поэтому изначально массовая культура формируется, исходя из чаяний публики. Связь эта не является односторонней: чем более прочными становятся позиции массовой культуры, тем сильнее возрастает ее влияние на потребителей, которых она направляет и чьи потребности создает.  В этом смысле массовая культура является мощным инструментом манипулирования человеческой психикой. Этим пользуются как политики, насаждающие через средства массовой информации те или иные идеологии, так и производители разнообразных товаров, добивающиеся посредством рекламы желаемого результата — расширения производства. Произведение массовой культуры нередко рассматривается потребителем в качестве примера для подражания буквально во всем: от жизненной стратегии героя, особенностей его речи, до его прически, марки машины, часов, одежды и т.д.[6]

Это вызывает очередной виток покупательского спроса на товары определенных фирм. Сегодня за право «одевать» популярного героя массовой культуры, к примеру, Джеймса Бонда, «поставлять» ему напитки и автомобили борются самые известные фирмы. Скрытая реклама дает такие же плоды, как и явная.

Именно прибыль является определяющим моментом в «индустрии культуры». Если раньше произведение искусства было прежде всего произведением искусства и только потом рассматривалось автором как товар, источник дохода, то теперь оно является только товаром.   Таким образом, возникновение массовой культуры является закономерным итогом развития западной культуры. Среди причин, приведших к стремительному ее распространению можно выделить:[7]

•        рост населения;

•        всеобщее образование;

•        развитие электронных средств массовой информации;

•        возникновение «культуриндустрии», осуществляющей товарное производство развлекательно-досуговых благ.

     Научно-технический прогресс способствовал возникновению досуга не только у избранных, как это было прежде, а у самых широких слоев общества. Заполнение досуга становится прерогативой массовой культуры.  Но слияние культуры с развлечением не может не подорвать ее устоев: развлечение не предполагает ни созерцания, ни размышления, оно мимолетно, несерьезно и нацелено не на вечное, а на сиюминутное. Типичное произведение массовой культуры должно быть занимательным по содержанию и эффектным, и в то же время, незамысловатым по форме – изыски здесь не приветствуются. Массовая культура отвергает любые эксперименты, она ориентируется на предельно простые, уже отработанные в культуре приемы, она традиционна и консервативна. Любая новация может привести к тому, что произведение станет понятным не всем и каждому, а это неминуемо повлечет за собой утрату части потребителей. Произведение массовой культуры всегда имеет четкий сюжет, непременно с интригой, и оно всегда принадлежит конкретному жанру: любовный роман, детектив, приключения. По началу фильма легко угадать его конец, по тембру голоса актера – является он по сюжету героем или злодеем.[8]

В произведении массовой культуры потребителя волнует, прежде всего, внятная сюжетная канва без особых художественных излишеств, рассказ, наподобие мифа или сказки, в котором он, тем не менее, ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. Сюжет позволяет радоваться вместе с героями, сострадать перипетиям их судеб.  Одна из особенностей восприятия массовой культуры состоит в том, что зритель или читатель сравнивает себя с героями художественного произведения из-за стремления к идеалу, который и воплощает в себе произведение массовой культуры, реализующее чьи-то несбывшиеся мечты. Массовая культура не только развлекает, она выступает в качестве иллюзорной компенсации за несправедливости жизни, за отсутствие денег, здоровья, любви, успеха, признания и т.д. Потребитель получает возможность на время отвлечься от своих проблем, почувствовать себя благополучным героем, разнообразить, хотя бы и иллюзорно, эмоционально бедное или исполненное только отрицательных эмоций существование.

Сюжеты массовой культуры часто повторяются. «Описание драматической формулы… – «попасть в беду и вновь выпутаться из нее» приложимо ко всей массовой культуре целиком. В этом смысле произведения массовой культуры являются своеобразным источником социального оптимизма. Редкий голливудский фильм обходится без фразы: «Я сделал это!». Мультипликационный Дональд Дак, равно как и неудачники в реальности, получает свою порцию побоев не только для того, чтобы зрители смогли свыкнуться с теми, которые ожидают их самих, но и для того, чтобы продемонстрировать зрителям возможность благополучного выхода из любой ситуации, внушить надежду, силы жить дальше.[9]

Произведение массовой культуры, как и всякий товар, за редким исключением, недолговечно. Нередко оно спекулирует на актуальных, злободневных темах: СПИД, наркотики, природные катаклизмы, крупнейшие техногенные катастрофы, терроризм и т.д. Особое внимание массовая культура уделяет теме агрессии.[10] Жестокость сцен насилия на экране поражает воображение как количеством, так и своей натуралистичностью. Достоинства того или иного боевика нередко оцениваются пропорционально количеству трупов — вымышленное насилие влечет к себе, как наркотик. Объяснение этому факту дается на основании философии З.Фрейда.   Поскольку культура подавляет в человеке природное начало, инстинкты, то в качестве иллюзорной реализации своих неудовлетворенных страстей он вынужден использовать искусство. Именно поэтому в массовой культуре так много агрессии. Еще одна излюбленная тема – страх: такие жанры массовой культуры как триллер, фильм ужасов, фильм-катастрофа и т.д. эксплуатируют эту тему весьма активно. В итоге, психика человека, «закаленного» современной массовой культурой становится менее чувствительной к тому, что происходит в реальности: он привыкает к убийству, насилию: душевная черствость сегодня становится, скорее, правилом, нежели исключением.

Массовую культуру однозначно оценить сложно. Дело в том, что, как и всякая другая, массовая культура неоднородна. С одной стороны, низкопробные поделки действительно способствуют снижению общего культурного уровня. Произведение массовой культуры по определению адресовано самой широкой аудитории, следовательно, в силу интеллектуальной неоднородности этой аудитории, оно должно ориентироваться на уровень чуть ниже среднего. С другой стороны, впервые культурой оказались охвачены те слои общества, которые прежде существовали как бы «вне культуры».[11]


Телевидение и влияние на человека
Во второй половине XX века телевидение получило широкое распространение. Его роль в мире подчеркнула ООН, установив памятный день — Всемирный день телевидения. Телевидение является общественным, аудитория становится активным социальным началом, общество переходит к демократическим институтам прямого народного управления, СМИ несут ответственность за моральный и социальный аспект телевидения.[12]
    продолжение


coolreferat.com

Телевидения и массовая культура

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 3

1.     Массовая культура. 4

1.1.                                                                                                                                                                                                                                                                                             Понятие и термин «массовой культуры». 4

1.2.                                                                                                                                                                                                                                                                                             Возникновение массовой культуры.. 6

1.3.                                                                                                                                                                                                                                                                                             Массовая культура в современном обществе. 8

2.     Телевидение и влияние на человека. 14

2.1.                                                                                                                                                                                                                                                                                             Недостатки ТВ. 14

2.2.                                                                                                                                                                                                                                                                                             Перспективы развития ТВ. 18

Заключение. 21

Список литературы.. 24


Введение
Цель данной работы – анализ особенностей влияния массовой культуры и телевидения на современного человека.

 Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

1)     рассмотреть особенности телевидения и массовой культуры;

2)      рассмотреть влияние телевидения и массовой культуры на современного человека.

На наш взгляд, выбранная нами тема является актуальной, так как в наше время все большую значимость приобретают СМИ, все  большее влияние они оказывают на среднестатистического человека. При этом меняются его взгляды, его мировоззрение, его ориентация в политических и общественных течениях.

Объект работы – культурология.

Предмет работы – влияние ТВ и массовой культуры на человека.


Массовая культура

coolreferat.com

Массовая культура. Выражение «жёлтая пресса»



Могла ли появиться массовая культура в традиционном обществе?

Нет, так как появление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX-XX вв. массового общества. Материальной основой произошедших в XIX в. существенных перемен стал переход к машинному производству. Но индустриальное машинное производство предполагает стандартизацию, причем не только оборудования, сырья, технической документации, но и умений, навыков работников, распорядка рабочего дня и т. д. Затронули процессы стандартизации и духовную культуру. Достаточно четко обозначились две сферы жизни работающего человека: работа и досуг.

Как связаны СМИ и массовая культура?

Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:

• средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;

• средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;

• технические средства коммуникации (Интернет, телефон) — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.

Откуда пошло выражение «жёлтая пресса»?

«Жёлтая пресса» (также бульварная пресса) — обозначение изданий печатной прессы, распространяемых по достаточно низкой цене и специализирующихся на слухах, сенсациях (зачастую мнимых), скандалах, сплетнях о жизни известных людей. Информация в подобных изданиях выступает в качестве развлекательного товара.

Существует несколько версий по поводу происхождения этого понятия. Согласно одной из них, название произошло от цвета газет, печатавшихся на дешёвой бумаге. По другой версии, возникновение связано с разбирательством между газетами «New York World» Пулитцера и New York Journal American Херста из-за комикса «Жёлтый малыш» (Yellow Kid) в 1896 году. Этот Малыш своим цветом был обязан китайско-японской войне 1895 года, впервые показавшей Западу волну ура-патриотической истерии в японском обществе (yellow peril), которую он и пародировал — жёлтые малыши имели азиатские черты. Их изображали в неопрятном виде, они также демонстрировали нагловатое поведение.

Вопросы и задания к документу

1. Какое событие автор считает «днём рождения» массовой культуры? Почему?

Днём её рождения можно считать принятие в 1870 г. в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности. В результате широким массам населения потенциально становился доступен главный вид художественного творчества XIX в. — роман… Едва научившись читать, массы обратились к Пинкертону и популярной беллетристике, а в пограничной с изобразительным творчеством сфере — комиксам. В 1895 г. был изобретён кинематограф — новая форма творчества, близкая всем, не требующая даже элементарной грамотности для своего восприятия. Третий раздел будущей массовой культуры (до появления самого этого термина) — лёгкая музыка, захватившая радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившая с экранным творчеством славу «развращения» широких масс.

2. Какие направления массовой культуры называет автор? Что ещё вы могли бы добавить к этому перечню?

Литература, изобразительное искусство, кино, телевидение, радио, интернет.

3. В чём, по мнению автора, состоят различия между массовой культурой и элитарным искусством?

Массовой аудитории трудно воспринять произведение, автор которого старательно конструирует эстетическую дистанцию между художественным текстом и читателем, зрителем, слушателем. Массовая культура наоборот эту дистанцию игнорирует. Если элитарное искусство характеризуется в известной мере торможением непосредственных человеческих переживаний, то массовая культура базируется на универсальных психологических и даже психофизиологических механизмах восприятия, которые активизируются независимо от образования и степени подготовленности аудитории.

Вопросы

1. Что включает в себя массовая культура?

Термин «массовая культура» означает различные культурные продукты, а также систему их создания и распространения. Прежде всего к таким продуктам относятся произведения литературы (беллетристика), музыки (поп- музыка), изобразительного искусства (комиксы, плакаты), кино- и видеофильмы (триллеры, комедии и т. д.). В сферу массовой культуры можно также включить определённые образцы поведения, внешнего вида. Данные продукты и образцы приходят в каждый дом благодаря средствам массовой информации, через рекламу, веяния моды.

2. Назовите и раскройте основные черты массовой культуры.

Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Говорят, даже о её примитивности. Этот упрёк отчасти справедлив. Но «облегчённость» произведений масскульта во многом обусловлена объективно. В условиях индустриализации возросла потребность в «интенсивном отдыхе» — быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после напряжённого и монотонного трудового дня. Для этого человек искал на книжных прилавках, в кинозалах, в средствах массовой информации прежде всего лёгкие для восприятия, развлекательные представления, фильмы, публикации. За них он согласен был платить деньги.

Занимательность. Эта особенность массовой культуры обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые понятны большинству людей, вызывают неизменный интерес, а подчас и шокируют зрителя: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, ужасы. Авторы литературных произведений стремятся «покруче завернуть сюжет», заставить читателя с нетерпением ждать развязки. В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произведений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а эффективно действуют. И чаще всего читателя, зрителя ждёт счастливый конец: влюблённые женятся, преступники получают по заслугам, враги повержены и т. п.

Особенно большими возможностями в привлечении внимания и возбуждении интереса обладает «картинка», или так называемый видеоряд. Изображение всегда более наглядно, чем текст. Акцент на зрительное, визуальное свойственен массовой культуре.

Серийность, тиражируемостъ. Эта черта масскульта проявляется двояко. Прежде всего она находит выражение в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей. Книги, диски выходят подчас миллионными тиражами, мыльную оперу по телевидению также смотрят миллионы зрителей. Не меньше и количество тех, кто, пусть и невольно, знакомится с рекламными роликами.

С другой стороны, определённая серийность проявляется и в известной повторяемости сюжетных ходов, похожести героев. Так, в разных вариациях используется образ Золушки — бедной хорошей девушки, начинающей свой жизненный путь в трудных условиях (сирота, обманута любимым и т. п.) и добивающейся благодаря трудолюбию, честности, скромности, обаянию перелома в своей судьбе, жизненного успеха (удачное замужество, профессиональный рост, семейное счастье).

Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре её становления. Беллетристика, комиксы, лёгкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту масскульта. Читая даже «облегчённое» литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаём свой образ героев. Экранное восприятие не требует от нас этого. Видео-восприятие, как считают культурологи, по сравнению с чтением почти развлечение.

Коммерческий характер. Культурный продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, — это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на самые общие, фундаментальные человеческие эмоции. Мало кто не умилится улыбке маленького ребёнка, счастью влюблённых, не обрадуется торжеству добра и наказанию зла, всем приятно смотреть на красивых женщин и мужчин.

3. Каковы особенности рынка массовой культуры?

Произведения массовой культуры создаются в основном в рамках профессионального творчества: музыку пишут профессиональные композиторы, сценарии фильмов — профессиональные литераторы, рекламу создают профессиональные дизайнеры.

При этом «массовый человек» отнюдь не просто потребляет то, что ему предлагается. Рынок массовой культуры — это в большей степени рынок покупателя, чем рынок продавца (т. е. условия обмена «культуры на деньги» диктует покупатель, а не продавец). Если вдруг по какой-то причине массовый покупатель начнёт требовать трансляции концертов классической музыки, а не очередного шоу звёзд эстрады, рынок массовой культуры пойдёт ему навстречу. Но и «продавцы» на этом рынке (как и на любом другом) также активны, стараются сформировать спрос на уже имеющийся у них продукт, рекламируют свой товар.

4. Могла ли существовать массовая культура в нынешнем её понимании в традиционном обществе? Свой вывод аргументируйте.

Нет, массовая культура в нынешнем её понимании в традиционном обществе не могла существовать.

В обществе всегда существовала культура, создаваемая не самим народом, а для народа. К примеру, в Средние века она находилась в основном в рамках церковной традиции. Некоторые признаки роднят её с массовой культурой. Для её восприятия не нужна была специальная подготовка, образованность. Она базировалась на универсальных психологических механизмах восприятия, обращалась к эмоциональной сфере, была рассчитана на людей с разным уровнем развития. Но есть, конечно, и принципиальные различия: культура, развивавшаяся в лоне церкви, обращала человека к высшим духовным ценностям, чего не скажешь о массовой культуре.

5. Охарактеризуйте основные этапы становления массовой культуры. Какие факторы здесь оказались решающими?

Массовая культура сформировалась в условиях индустриального общества под влиянием таких процессов, как технический прогресс, механизация труда, секуляризация культуры (отделение светской культуры от церковной), урбанизация (сосредоточение населения и экономической жизни в городах), распространение рыночных отношений на область культуры, становление системы всеобщего образования.

С XIV в. в Европе начался переход от церковных жанров искусства к светским: от храма к дворцу, от иконы к портрету и пейзажу, от песнопения к опере. Но эта светская культура была востребована только образованными слоями общества, т. е. была элитарной. В нашей стране вершиной этой культуры стала русская классическая литература XIX в., которая, в силу неграмотности абсолютного большинства российского населения, была фактом культурной жизни для довольно узкого круга дворянской и разночинной интеллигенции.

На рубеже XIX и XX вв. культурное развитие общества сделало новый виток: «культура для образованных», продолжая существовать, стала уступать место «культуре для всех». Очень быстро оформились основные жанры и направления массовой культуры. Первыми стали произведения, выходящие, как сказали бы сегодня, на бумажных носителях — беллетристика, комиксы, бульварная пресса.

Технические достижения способствовали появлению кинематографа, который был назван «самым массовым из искусств». Широко распространилась фотография. И, наконец, была изобретена граммофонная запись, что открыло широкую дорогу такому направлению массовой культуры, как лёгкая музыка.

В середине прошлого века технические возможности массовой культуры стали ещё более значительными, прежде всего благодаря развитию радио и телевидения. И наконец, последнее десятилетие прошлого века ознаменовалось бурным развитием Всемирной компьютерной сети — Интернета.

6. Покажите на конкретных примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры.

Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию.

В последние десятилетия в контексте развития средств коммуникации говорят об особой компьютерной культуре. Если ранее основным источником информации служила книжная страница, то теперь — компьютерный экран. Современный компьютер позволяет мгновенно получить информацию по сети, дополнить текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что обеспечивает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в Интернете (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст. т.е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

7. Приведите основные аргументы критиков массовой культуры. Какие контраргументы в споре с ними можно использовать?

Один из аргументов состоит в том, что низкопробная массовая культура благодаря огромным возможностям СМИ агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает уровень развития общества.

Противники массовой культуры подчёркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Зрительные (визуальные) жанры всё более теснят «книжную культуру».

Массовая культура, по оценкам её критиков, насаждает ложные жизненные ценности. Среди них приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение, оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства и т. д.

В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» зачастую такие произведения, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности.

Представим себе несколько ситуаций: 1) человек в зале консерватории слушает произведение классической музыки; 2) телезритель смотрит выступление фигуристов, которые исполняют свою программу под классическую музыку; 3) телезритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняющих свою программу под популярную попсовую мелодию.

Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде. Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомились с творчеством выдающихся композиторов и музыкантов.

Само по себе выступление фигуристов — массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И вероятно, эта ситуация с точки зрения культурного воздействия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.

Задания

1. Английский писатель О. Хаксли считал, что причинами успеха массовой культуры являются её узнаваемость, доступность, а также постоянное подтверждение «высоких истин». Как вы понимаете последнюю причину? Что бы вы могли добавить в этот перечень?

В моем понимании подтверждение «высоких истин», это следование и принятие того, с чем согласно большинство людей. Не секрет, что в обществе существуют определенные нормы, правила, и истины, с которыми согласен практически каждый обыватель, которые не требуют для него объяснений или доказательств. Следовательно, когда массовая культура подтверждает эти высокие истины, следует им и не противоречит — она становится успешной, ведь каждый в обществе понимает — да, она провозглашает то, что мне знакомо, понятно, культура провозглашает мое мнение. И так думает каждый, а, следовательно, такая культура и становится популярной и успешной.

В перечень я могла бы добавить яркость. Всяческое яркое воздействие на органы чувств человека: красивая музыка, запоминающая песенка, красивый видеоряд и многое другое. Когда людям нравится то, что они слышат и видят, они невольно начинают это популяризировать.

2. Известно, что успех современного эстрадного певца зависит сегодня не столько от его вокальных данных (с помощью современной аппаратуры их можно существенно улучшить), сколько от постановочных эффектов, внешности исполнителя, рекламного сопровождения. Можно ли на этом основании делать вывод, что артист создаёт не художественное произведение, а коммерческий продукт? Свой вывод обоснуйте.

Любой коммерчески успешный артист является продуктом, так как кроме непосредственно песен и концертов, доход так же поступает от продажи различных товаров с изображение исполнителя. Плюс еще различные рекламные контракты. То есть исполнитель становится брендом. Но это не отменяет того, что музыка исполнителя может быть талантливой.

3. Опросы матерей в некоторых странах показывают, что более 80% детей дошкольного возраста просят те игрушки и сладости, рекламу которых видели по телевизору. Какие особенности массовой культуры проявляются в этом факте?

Коммерческий характер. Культурный продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, — это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на самые общие, фундаментальные человеческие эмоции.

4. Художественных фильмов и сериалов на телевидении становится всё больше, а тиражи произведений художественной литературы продолжают падать. Чем это можно объяснить?

Тем что через визуальный образ легче получать информацию, чем через книги. Большими возможностями в привлечении внимания и возбуждении интереса обладает «картинка», или так называемый видеоряд. Изображение всегда более наглядно, чем текст. Акцент на зрительное, визуальное свойственен массовой культуре.

5. Проанализируйте данные социологических опросов, проведённых в нашей стране в разные годы. Опрашиваемые отвечали на вопрос «Что прежде всего должно делать телевидение: информировать, просвещать, воспитывать или развлекать зрителя?». Вот как распределились ответы.

Как менялось понимание людьми функций телевидения? Укажите возможные причины таких изменений.

За десять лет снизилось число тех, кто считает, что телевидение должно информировать, но также возросло число людей, думающих что телевидение должно просвещать. В других функциях особых изменений не произошло.

Такие изменения связаны с тем, что за десятилетие возросло научно-популярных каналов и передач, люди стали больше задумываться о получении знаний, образования.

resheba.com