Примеры командной экономической системы – Мне нужно написать по три примера стран с рыночной, командной, смешанной и традиционной экономикой.
Командная экономическая система
Общая характеристика командной экономической системы
Экономическая система играет огромную роль в жизни государства. В зависимости от того, какая развивается экономическую система в стране, определяется способ распределения и управления ресурсами.
Определение 1
Командная экономическая система – форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством.
Основной регулирующей единицей в командной экономике является государство. Оно отвечает на вопросы, кому, как и в каком количестве производить. Это обосновывается тем, что в данной системе преобладает государственная собственность. Основная масса ресурсов принадлежит населению, а управление ресурсами осуществляется государством.
Не смотря на то, что рынок в данной системе заменяет централизованное планирование, элементы рынка находят свое отражение в командной экономической системе. Вся произведенная продукция называется товаром, с небольшим отличием в том, что цены на данный товар регулирует государство.
В данной системе осуществляется посредничество между государственными или кооперативными предприятиями и покупателями. Регулирование спроса на товарную продукцию осуществляется посредством планирования на основе данных статистики. В данной системе практически не развивается частный бизнес, так как для него существуют серьезные препятствия и преграды.
Замечание 1
В качестве примера командной экономики выступает бывший Советский Союз и страны социалистического направления.
Преимущества и недостатки командной экономики
Обобщив основные характерные черты командной экономики можно выделить ее преимущества и недостатки. К преимуществам относят:
- определенность и планирование ближайшей перспективы, стабильность;
- постановка и реализация социальных целей;
- стабильный уровень занятости среди населения;
- равномерное развитие уровня доходов среди населения.
Наравне с преимуществами такая система имеет свои недостатки:
- дефицит товаров;
- система подвержена бюрократическому управлению, что очень часто тормозит развитие государства;
- субъективность управления;
- отсутствие частной собственности, недостаток конкуренции, отсутствие эффективного использования ресурсов, что тормозит развитие научно-технический прогресс.
Задачи, которые ставят командная экономика, заключаются в следующем: мотивирование работников, экономическое регулирование цен, передача произведенной продукции государству для дальнейшего обеспечения населения, планирование.
Преимуществом командной экономической системы является практическое отсутствия кризиса перепроизводства. Но при этом может возникать дефицит производства качественной продукции, так как отсутствует конкуренция. Например, зачем снабжать население более качественной продукцией, если все равно альтернативы не существует, а население будет вынуждено покупать имеющийся в наличии товар.
Еще одним положительным моментом данной системы является ресурсная экономия, прежде всего это касается людских ресурсов. Страна в условиях командной экономической системы быстрее отреагирует на экономические и политические угрозы.
Командная экономика очень противоречива. Централизованное государственное управление не может охватить все аспекты развития предприятий. Работа контролирующих органов верхней экономической системы перегружена и очень часто результат того или иного решения зависит от качеств определенной личности. В качестве критериев для работников, занимающие руководящие должности, выдвигаются исполнительность и способность выполнения приказов, вместо умения оценивать компетентность сотрудников.
spravochnick.ru
виды и признаки :: SYL.ru
Сегодня превалирующей является рыночная экономика, но это не единственный способ ведения хозяйства в масштабах страны. История знала и некоторые другие модели, которые имели свои преимущества и недостатки. Чем отличаются рыночная и административно-командная экономика? Каковы их характерные черты?
Формы экономической организации
Как доказала история, хозяйственную деятельность можно вести по-разному. Даже сейчас ведутся споры по поводу того, какой стиль организации этого процесса более эффективен и жизнеспособен. Кое-где, кстати, до сих пор действуют те формы, которые в наиболее развитых странах уже давно считаются устаревшими. Что удивительно, ведь эти, казалось бы, отжившие модели иногда функционируют вполне эффективно.
Современная наука в основном различает четыре системы, это:
- рыночная;
- командная;
- традиционная экономика;
- смешанная модель.
Все они имеют свои характерные черты и особенности. И каждая из них заслуживает отдельного и чуть более подробного рассмотрения, чтобы можно было понять, чем они отличаются друг от друга.
Традиционная модель
Наиболее простой и примитивной считается патриархальная экономика. Также ее называют традиционной, и она является наиболее древним способом ведения хозяйственной деятельности.
Ее отличают следующие характерные черты:
- совместное владение некоторыми средствами производства;
- преобладание ручного труда;
- натуральное хозяйство;
- крепкие социальные связи;
- совместное решение ключевых экономических проблем;
- торговля в зачаточном состоянии.
Такой способ хозяйствования не слишком эффективен с точки зрения накопления запасов пищи и разделения труда. Этот тип характерен для первобытных обществ и в современном мире сохранился лишь в некоторых обособленных от остального мира сельскохозяйственных районах Африки, Южной Америки и Азии.
Рыночная
Наиболее совершенной, хотя и не лишенной своих недостатков, считается такая система, которая регулирует большей частью себя сама. Все процессы в экономике взаимосвязаны, а государство должно лишь выполнять роль наблюдателя. Именно для рыночной системы характерны всем известные законы, а еще развитые товарно-денежные отношения, причем не только в сфере купли-продажи реальных товаров.
Царит полная свобода: люди вольны выбирать себе любые профессии, но никто не обязан их трудоустраивать. Производители в ценообразовании и контроле качества обязаны ориентироваться только на мнение покупателей. Те же самые принципы господствуют и в других сферах. Очевидно, что в чистом виде рыночная экономика не слишком применима к жизни, поскольку она в этом случае вступает в противоречие с некоторыми функциями государства. Именно поэтому под этим термином обычно подразумевают систему, которая следует этим принципам лишь в большей части. В основном, во избежание серьезных перекосов в производстве и разрыва в доходах населения, применяются некоторые социальные механизмы, позволяющие несколько компенсировать действие рыночных законов. Но вмешательство должно быть серьезно ограничено, иначе речь пойдет о совершенно другой концепции.
Командно-административная экономика
Модель, в какой-то мере противоположная предыдущей и предполагающая планирование и контроль практически всех процессов, не выглядит так уж глупо, по крайней мере, нет ощущения, что все пущено на самотек. Это действительно может быть очень разумным, особенно в определенных условиях, так что те или иные черты, которыми известна административно-командная система экономики, так или иначе проглядываются во многих современных странах. И все же стоит остановиться на этой модели чуть подробнее, ведь на протяжении долгого времени страны бывшего СССР жили в соответствии именно с этой системой.
История концепции
Некоторые экономисты рассматривают эту систему как развитую форму натурального хозяйства. Такой подход не лишен логики, поскольку командно-административная экономика стала довольно логичным продолжением традиционной. Но существует и другой взгляд, согласно которому плановая модель — искусственно созданная концепция, которая возможна лишь в определенных условиях.
Если говорить о правильности первого подхода, командная система возникла очень давно — во времена первобытных общин или в эпоху рабовладельческих латифундий. Если же принять за истинный общепринятый подход, то обычно говорят о ее появлении одновременно со становлением Советского Союза. Не так уж и важно, что из этого правда, хотя стоит признать, что еще до появления СССР во многих сообществах наблюдались некие черты, которые сегодня приписывают именно этой форме организации экономических отношений.
Характерные черты
- Признаки командной экономики прежде всего включают в себя преобладание государственной или иной формы коллективной собственности на большую часть стратегически важных ресурсов и средств производства. Это своеобразный индикатор данной модели, поскольку его присутствие в других системах просто противоречит их основам.
- Административные меры регулирования. Это очень грубый инструмент управления экономикой, поскольку он не лишен субъективности, а также мало учитывает взаимосвязь всех процессов в отношениях хозяйствующих единиц. В результате даже при условии хороших показателей жизнь в масштабах отдельных семей может быть крайне тяжелой.
- Жесткое планирование. Многим людям старшего возраста не понаслышке знакомо понятие «пятилетка». План работы всех основных отраслей хозяйства, расписанный на года вперед и мало учитывающий возможные глобальные изменения — возможно ли такое?
- Отсутствие конкуренции. Из-за планирования производства, подготовки кадров и большинства других процессов исчезает естественная рыночная борьба. Молодые специалисты работают по распределению, заводы выпускают ровно столько продукции, сколько им было указано, а конъюнктура никого не волнует. В конечном счете это ведет к снижению качества как предлагаемых благ, так и услуг.
- Основное отличие рыночной экономики от командной очевидно и однозначно — в последней на средства производства существует монополия государства.
Особенности
Командная экономика, как показывает история, сочетает в себе одновременно социальную ориентированность и полное подчинение интересам государства. На первый взгляд это кажется парадоксом. Но если подумать, станет ясно, что социальное напряжение вследствие низкого уровня жизни должно компенсироваться некими «уравнивающими» механизмами. Если брать для примера СССР, то это видно очень хорошо. Расслоение общества было минимальным, поскольку у подавляющей части населения был доступ к одним и тем же благам и услугам. Лишь единицы жили иначе, чем другие. Как правило, эти люди имели непосредственное отношение к власти и минимально контактировали с остальными на бытовом уровне.
Другая сторона этой экономики — ее милитаризация. Как правило, эта концепция существует в паре с определенной моделью общественного, а не только рыночного строя. Так, например, может быть объявлено о наличии некоего внешнего врага.
Эффективность
Административно-командная система экономики удобна в смысле управления ее ресурсами и мощностями. Она позволяет с легкостью переориентироваться с одной сферы производства на другую со сравнительно небольшими потерями. И все же большинство специалистов считают ее крайне неэффективной. Но есть и преимущества.
Например, если руководство системой осуществляется достаточно умело, модель может быть крайне устойчивой и выдерживать самые сложные условия. Кроме того, командная экономика позволяет осуществлять быструю мобилизацию и перераспределение ресурсов, что важно, например, в случае военной угрозы. Низкая инфляция, высокий уровень занятости и заработной платы, низкая дифференциация доходов — все это возможно лишь в рамках умело управляемой централизованной системы. И все же есть свои недостатки.
Критика
Наиболее очевидным последствием централизованного управления экономикой являются перекосы в производстве. Это означает постоянный дефицит и переизбыток продукции в тех или иных сферах. Избежать этого невозможно, поскольку система слишком бюрократизирована, чтобы быть гибкой.
Вслед за этим возникает второе последствие — общее снижение потребительских качеств товаров. Монополизация государства на средства производства порождает и его господство на рынке. Отсутствие конкуренции и желание снизить издержки негативно отражается на качестве продуктов. В результате предложение вступает в конфликт со спросом, возникают предпосылки для теневых рынков.
Потеря конкурентоспособности товаров влечет снижение темпов развития экономики и постепенное отставание в научно-техническом прогрессе. Это ведет к спаду производства и ухудшению качества жизни населения.
Как правило, командная экономика сопровождается соответствующей социальной идеологией. А желание верхушки сохранить власть заставляет ее увеличить расходы на ВПК. Так происходит милитаризация экономики.
Отсутствие очевидного стимула к эффективной работе, свободы творчества и общий застой приводят к недооцененности человеческого фактора и исчезновению желания продуктивно трудиться. В результате это заканчивается жизнью на иждивении у государства.
Примеры
История знает немало попыток сделать экономику управляемой. Впрочем, и некоторые современные страны считают, что эта система наиболее полно отвечает их нуждам. Болгарию, СССР, Румынию, Китай — эти государства традиционно относят к так называемому «социалистическому» блоку, противопоставляемому капиталистическому миру. И если кое-где сейчас сохранились лишь отдельные признаки командной экономики, то Куба, Северная Корея и Ирак принимают эту модель практически полностью. Успех довольно сомнителен, поскольку все из приведенных стран все еще относятся к развивающимся, а уровень жизни у населения, как и макропоказатели, оставляют желать лучшего.
Смешанная модель
Многие современные страны пошли дальше и решили не останавливаться на том, что предлагает им история, а постарались взять от каждой системы самое лучшее. В результате получилось нечто, что работает в большинстве государств. Рыночная и командная экономика соединены, так что модель не остается полностью свободной, правительство влияет на нее с помощью тех или иных инструментов, более тонких, чем те, что предлагает административная концепция. Монетарная политика, субсидии, прогрессивная шкала налогообложения, социальные льготы, биржи труда и многие другие меры — все это призвано скомпенсировать несовершенство систем и подходов. Здесь есть и свои модели, например, японская или шведская, но о них уже должен быть совершенно отдельный разговор.
www.syl.ru
Понятие и основные типы экономических систем :: BusinessMan.ru
Каждый взрослый человек должен быть всесторонне развит, чтобы иметь возможность полноценно оценивать состояние страны. Всё же уметь оценить действия правительства или разобраться в идеологии довольно сложно, не имея представления об экономической составляющей. Предлагаем начать с малого – поговорим про основные типы экономических систем, их различия между собой, характерные особенности и примеры реализации в прошлом или сейчас.
Что такое экономическая система
Под экономической системой подразумевают совокупность определённых экономических элементов, которые вместе образуют определённую целостность, являются экономической структурой общества, создают единство отношений, которое сказывается относительно производства, распределения, а также обмена на других благах и их употреблении. Существуют такие основные типы экономических систем:
- Традиционный.
- Рыночный.
- Командно-административный.
- Смешаный.
Итак, когда понятно, что такое экономическая система, начинаем давать основные классификации типов экономических систем и их особенности.
Традиционная экономическая система
Традиционная экономическая система является первой формой организации экономических отношений, которая появилась у человечества. Главным образом характеризируется и базируется на общественной работе. Она базируется на коллективной собственности средств работы, а также мест, где работа происходит: коллективная обработка поля, сбор урожая и распределение, коллективная охота и т. д.
Также её можно охарактеризовать консерватизмом, преобладанием ручного труда, передачей информации о производстве определённых товаров из поколения в поколение. Традиционная экономическая система без изменений действовала до времён высокого средневековья, когда появились первые мануфактуры. В наше время её можно встретить только у людей, которые до сих пор живут по традициям в глубинах неизведанных земель: на севере Российской Федерации, где до сих пор люди занимаются оленеводством, не ставя вопрос о выгоде, или в джунглях и саванне Азии и Африки.
Рыночная экономическая система
Рыночная экономическая система опирается на свободу производства, свободу потребления и свободные рыночные отношения. Такая рыночная система предусматривает снятие любых ограничений относительно производства и распространения товаров по земле. Наиболее ближе к рыночной системе государства планеты стояли в 19 и начале 20 веков, но после кризиса 1929 года в мире нет экономических систем, которые являлись бы полноценными рыночными.
Административно-командная экономическая система
Эта экономическая система предусматривает наличие плана, выполнение которого жестко контролируется. Исполнители постоянно получают указания относительно параметров производства, у кого покупать, кому продавать. Часто контролирующие и управляющие органы менее компетентны, чем управленцы предприятия, что приводит к нежелательным последствиям от их вмешательства. Произведённая, готовая к употреблению продукция также распределяется вышестоящими органами. Примером такой экономической системы является Советский Союз времён Брежнева и Хрущёва. Подобный тип управления используется в наше время в больших американских корпорациях, а также транснациональных корпорациях.
Смешанная экономическая система
Плановая экономическая система
Отдельного и более детального внимания заслуживает плановая экономическая система как потенциальная система будущего. В качестве небольшого отступления можно сказать, что планы как составляющая экономики используются во Франции, Японии и использовались в Советском Союзе времён Сталина (что обеспечило, несмотря на Вторую мировую войну, рост экономики в 20,5 раза).
Особенностью этой экономической системы является то, что перед исполнителем ставится определённый план, который желательно (очень желательно), чтобы был выполнен. Выделяются определённые ресурсы, которые передаются исполнителю, и считается, что он вполне компетентен, чтобы своим умом и сам (если надо, то при небольшой помощи) смог достичь планового показателя. При этом необходимо, чтобы плановый показатель был не просто придуман, а экономически обоснован. Также экономически обоснованными должны быть ресурсы, которые выдаются на реализацию плана.
Если судить по реализации плановой экономики тремя вышеуказанными странами (СССР, Францией и Японией), следует отметить наличие весьма сильных различий внутри их механизмов. Так, для СССР времён Сталина делалась основная ставка на тяжелую промышленность и государственный сектор, который дополнял приватный кооперативный, создавая экономический симбиоз. Для Японии характерно планирование экономики как на государственном уровне, так и на корпоративном, взаимодействие между государственным и приватным сектором на паритетных условиях. У Франции плановая экономика выражается созданием 5-них планов развития страны и выделением определённой суммы денег на помощь государственным предприятиям и на заказы приватному сектору. Может кому-то данная информация и покажется странной как по своему содержанию, так и по изложению, но считаем, что характеристика основных типов экономических систем без этой информации была бы неполной и могла бы создать у читателей неверные представления об организации экономики и связей внутри неё.
Заключение
Человечество постепенно развивается, совершенствуя свою экономическую систему, и основные типы экономических систем сменяют друг друга. Можно с уверенностью сказать, что экономика государств мира ещё успеет не раз кардинально поменяться. Нам остаётся только уповать, что это будет безболезненно и в лучшую сторону. А после прочтения этой статьи вам стало ближе понятие и основные типы экономических систем.
businessman.ru
Экономические системы и их типы.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 12Следующая ⇒
Экономическая система –совокупность всех экономических процессов, совершающих в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.
Традиционная система.(гос-во и традиции). Характерна для развивающихся стран. Традиции и обычаи, передающиеся от поколения к поколению, определяют какие блага, как и для кого производить. Наследственность и сословность диктуют экономические роли индивидов. Технический прогресс проникает в эти системы с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.
Командная экономика. (гос-во)Эта система характеризуется общественной собственностью практически на все материальные ресурсы. В этом случае все решения по основным экономическим вопросам принимает государство. Центральное экономическое планирование охватывает все уровни – от домашнего хозяйства до государственного. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов, в силу этого производство благ постоянно отрывается от общественных потребностей. Установление и ограничение заработной платы снижает роль материальных стимулов. Централизованное планирование и распределение обуславливает необходимость централизованного управления и соответственно, сложного бюрократического аппарата. Все вышеназванное ведет к торможению технического прогресса, к застою в экономике.
Рыночная экономика. (рынок). В рыночной экономике ответы на вопросы, что, как, и для кого производить, определяет рынок.
На вопрос, что производить, отвечает платежеспособный спрос населения. Потребители сами решают, за что они согласны платить деньги, предъявляя спрос на те или иные блага. Производитель же будет стремиться удовлетворить желание потребителей. Ведь при производстве товаров, на которые нет спроса, не будет и прибыли.
Как производить – решают производители. Главная цель производителей в условиях рынка – получение прибыли. Рыночная экономика характеризуется жесткой конкуренцией. В этих условиях производители стремятся снизить свои индивидуальные издержки производства, это заставляет их постоянно заботиться о повышении производительности труда на своем производстве. Главным образом это может быть достигнуто за счет применения новейших технологий. Для кого производить – в условиях рынка решается в пользу различных групп населения в зависимости от их доходов.
Проблема, «что, сколько, как и для кого производить» в рыночной системе решается на основе ценовых сигналов. Ресурсы направляются в те отрасли, продукция которых при данном уровне цен имеет спрос и дает прибыль производителям. Сложившийся уровень рыночных цен создает благоприятные условия для эффективно работающих производителей, определяет технологию производства товаров, стимулирует ее совершенствование и рост экономичности. Рыночные цены оказывают решающее влияние на распределение поступающей на рынок продукции.
Смешанная экономика.(рынок и гос-во). В современных условиях для экономики развитых стран все более характерным становится государственное вмешательство в экономику. Именно это и характеризует смешанную экономику – экономику, где при определяющей роли рынка государство выступает его регулятором.
В настоящее время большинство стран – это страны смешанной экономики. Развитые страны на протяжении уже многих лет используют в той или иной степени элементы государственного регулирования рыночной экономики. В большей степени это проявляется в таких странах, как Швеция, Япония, Германия.
Принято выделять следующие основные типы экономических систем: традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.
Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.
Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.
Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.
Командная экономика
Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.
Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.
На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.
Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.
Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.
Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:
§ Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях
§ Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».
Из минусов стоит отметить:
§ Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей
§ Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)
§ Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно
«Смешанная экономика»
Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.
Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.
Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:
1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)
2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.
3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов
4. Создание финансовой системы, занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.
Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:
§ Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)
§ Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий
§ Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения
§ Поощрение инноваций
§ Инвестирование в сферы образования, культуры, науки
Минусы в данном случае таковы:
Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.
Переходная экономика
Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:
1. Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду
2. Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов
3. Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством
4. Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)
5. Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.
Примеры разных типов экономических систем
§ Традиционная – Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо (преимущественно сельское хозяйство) и с более развитой экономикой, но с характерными чертами традиционализма: Пакистан, Кот-дИвуар.
§ Плановая (административно-командная) – бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам.
§ Смешанный тип экономической системы – Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т.д.
§ Рыночная система в чистом виде не имеет реальных примеров.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Командная экономика
Командная экономика (плановая экономика) — экономическая система, в которой государство или совета управляющих экономикой. [1] В системе с командной экономикой центральное правительство принимает все решения относительно производства и потребления товаров и услуг. [2] В крайних случаях, обширные области экономики и промышленности находятся под контролем государства, все решения относительно распределения ресурсов и производства также принимаются государством. [3] [4] Органы планирования решают что должно быть изготовлено и направляют предприятия низших уровней на производство этой продукции. [5] Командная экономика является противоположностью рыночной экономике, в которой производство, распределение, ценообразование и инвестиции принимаются собственниками средств производства на основе собственных интересов, а не согласно всеобъемлющего плана. В более мягких видов планирования в командных экономиках принадлежит индикативное планирование, когда государство применяет «влияние, субсидии, дотации и налогообложения, но не указывает, что делать.» [6] Такие разновидности иногда называют «планируемыми рыночными экономиками». [7]
Некоторые исследователи различают плановую экономику от командной, считая командную экономику крайним случаем плановой. Однако, планирования экономической деятельности присутствует и в условиях свободного рынка.
В важных примеров командных экономик прошлого принадлежит экономика СССР, которая, по оценкам CIA Factbook была некоторое время второй по величине экономикой мира [8], Китай до 1978 года и Индии до 1991 года.
Начиная с 1980-е и 1990-х годов правительства стран с командной экономикой стали проводить политику дерегуляции (или, как в Советском Союзе, система потерпела крах) и движение в сторону создания рыночной или смешанной экономики. Плановые экономики существуют в таких странах, как Куба, Ливия, Саудовской Аравии, Иране, Северной Корее и Мьянма. [9]
1. Характеристики
При командной (плановой) экономики главные экономические вопросы решает определенный центральный орган, который сначала определяет, что и сколько производить, и непременно контролирует выполнение своих распоряжений. Таким же образом решаются все вопросы относительно того, как производить. Центральный орган решает также вопрос «для кого» производить.
При командной экономики существуют достаточно жесткие ограничения уровней заработной платы, пенсий, продолжительности отпусков работающим подобное. Центр определяет объемы распределения по районам произведенных товаров, а также устанавливает цены на них.
Главной особенностью командной системы является отсутствие у производителей свободы выбора. Так, директор швейной фабрики не мог выбирать поставщика ткани для своего товара, поскольку план «закреплял» за ним конкретного поставщика. Вместе с тем директор ткацкой фабрики не опасался, что его продукция останется нераспроданной из-за низкого качества: он знает, что швейная фабрика по плану обязана приобрести ее.
Именно отсутствие свободы выбора обусловливает отсутствие у производителей заинтересованности (или стимула) производить лучшие и дешевые товары, увеличивая их ассортимент и разрабатывая новые модели. Поэтому удовлетворение потребностей потребителей в такой системе находится на низком уровне. Но следует отметить также, что планирование как метод управления отдельным предприятием широко используется в хозяйственной практике и может способствовать повышению общей эффективности производства.
Характерные черты:
- Чрезмерное огосударствление экономики
- Чрезмерная централизация производства (более 90% предприятий — государственная собственность)
- Диктат производителя
- Бюрократизация аппарата управления
- Направление значительной части дефицитных ресурсов на нужды военно-промышленного комплекса
2. Критика
2.1. Склонность к диктатуре
Командная экономика подвержена установления диктатуры и карьерному росту людей аморальных и беспринципных. Так, Фридрих фон Хайек считал, что диктатор или диктаторы, стоящие у руля административно-командной системы должны обладать исключительными способностями в области политической интриги и внутрипартийной борьбы. [10] Распределение ресурсов в административном порядке невозможно без абсолютной политической власти. Административные приказы должны быть подкреплены угрозой наказания или применения силы. Распределение ресурсов, по определению, означает, что ресурсы отбирают у одних и отдают другим. Карьерный рост возможен только для людей беспринципных и не отягощенных моралью. [11]
Хайек считал, что даже если власть сама по себе может и не быть целью, тем не менее планирование ведет к диктатуре, поскольку диктатура — эффективный инструмент силового воздействия и принудительного насаждения идеологии, и как таковая необходима для осуществления широкомасштабного централизованного планирования. «Для достижения своих целей коллективиста нужна власть — власть одних людей над другими, причем в невиданных доселе масштабах, и от того, смогут ли они ее достичь, зависит успех всех начинаний. По мнению Хайека, именно беспринципные и бессовестные люди имеют больше шансов на успех в тоталитарном обществе. Также с этим выводом соглашается Франк Найт, который утверждает, что органы планирования должны будут «управлять нещадно, для поддержки механизма организованного производства и распределения ресурсов». «Хотят они этого или нет, им придется это делать; вероятность того, что у руля окажутся люди, не одержимы жаждой власти, равна вероятности того, что очень хорошая и мягкая человек получит работу смотрителя за крепостными». [12]
Хайек также утверждает, что поведение диктатора в экономике не может сдерживаться моралью или любыми законами или правилами, поскольку диктатор не может заранее ограничить себя любыми формальными правиалмы, способными предотвратить произвол. Ему все время приходится решать проблемы, которые невозможно решить, используя лишь формальными правилами.
nado.znate.ru