Примеры командной экономической системы – 2.1 Плановая экономическая система командной экономики (на примере СССР). Координация выбора в различных хозяйственных системах

Содержание

Командная экономика — это что такое? Преимущества, особенности и проблемы командной экономики :: SYL.ru

Командная экономика – это такой способ организации жизни страны, при котором в государственной собственности находится земля, капитал и почти все ресурсы. Подобная система является хорошо знакомой жителям бывшего Советского Союза. Это и неудивительно, ведь многие из входивших в него государств не могут сменить её уже на протяжении нескольких десятилетий.

История образования

Командная экономика – это система, которая появилась в результате ряда социалистических революций, что состоялись под марксистским идеологическим знамением. Окончательная её модель в современном понимании была разработана коммунистическими вождями: сначала В. И. Лениным, а затем И. В. Сталиным. На пятидесятые — восьмидесятые годы прошлого века припал период наибольшего рассвета социалистического лагеря. Тогда во входящих в его состав странах проживало более тридцати процентов жителей планеты. В связи с этим неудивительно, что, по мнению многих учёных, командная экономика – это самый большой экономический эксперимент на Земле в истории человечества. При этом многие из исследователей забывают, что начался он с жёсткого подавления малейших гражданских свобод, а его реализация повлекла за собой огромные жертвы.

Марксистская теория

Исходя из теории Карла Маркса, единственный путь существенного повышения благополучия и благосостояния человечества заключается в ликвидации такого понятия, как частная собственность, устранение любых проявлений конкуренции и осуществление всей деятельности государства исключительно на основании общеобязательного плана. При этом он должен разрабатываться правительством на основании научных данных. На таких позициях и строится планово-командная экономика. Корни этой теории можно найти ещё в эпохе Средневековья, в работах авторов так званых социальных утопий. Тогда такого рода идеи провалились, однако в начале двадцатого века, после образования социалистического лагеря, правительство Советского Союза приступило к их практической реализации.

Признаки

Основным признаком командной экономики является дефицит некоторых (или даже многих) товаров. Если они и присутствуют в продаже, то, независимо от места реализации, как правило, не отличаются друг от друга по качеству. Правительство в данном случае исходит из того соображения, что покупатель всё равно купит то, что есть. Таким образом, неудивительно, что необходимость изготовления более дорогой продукции и сооружения на каждой улице однотипных магазинов отсутствует.

Следующим признаком командной экономики является абсолютное отсутствие переизбытка изготовленных товаров при любых условиях. Объяснение этому очень простое и заключается в том, что правительство государства с такой системой ни при каких условиях не допустит нерационального использования собственных ресурсов.

Нельзя не отметить и то, что страна с такой экономической системой оказывает постоянную поддержку государственным предприятиям. Она выражается чётким планированием безубыточных рынков сбыта, лояльной налоговой политикой, а также постоянными дотациями. Ещё одним существенным признаком командной экономики является весьма целесообразное использование трудовых ресурсов на упомянутых выше предприятиях. Объяснить этот факт можно тем, что, в связи с отсутствием избыточного производства, нивелируется необходимость переработки персонала и назначения сверхурочных часов.

Собственность в командной экономике

Для стран, в которых действует командная экономическая система, характерно нахождение в руках правительственных органов всех производственных организаций. При этом встречаются предприятия с муниципальной или общенациональной собственностью. Имеют своё место в системе и кооперативы. Вместе с этим последняя форма собственности не касается производственных компаний, дающих прибыль. Она распространяется лишь на такие субъекты хозяйственной деятельности, что могут обеспечить индивидуальные блага для граждан. Сюда можно отнести жилищные фонды, дошкольные заведения, гаражи и так далее.

Недостатки

Практически все проблемы командной экономики исходят из того, что высшая власть страны осуществляет управление производством. При этом все субъекты государственного хозяйства, по сути, находятся в равных условиях и правах. Это приводит к тому, что даже малейшие задатки конкурентной среды сводятся к нулю. Исходя из того, что это не принесёт большего материального результата, нивелируется и стремление предпринимателей к улучшению качества своей продукции. В связи с тем, что все произведённые в стране товары более-менее равномерно распределяются между всеми регионами, заработная плата рабочего класса находится в максимально возможном уравненном состоянии. Таким образом, о стремлении персонала предприятий к повышению качества собственного труда не может быть и речи. Вся проблема в данном случае сводится к тому, что как бы не трудился человек, он не получит заработную плату, выходящую за рамки оклада в той или иной категории.

Положительные стороны

Несмотря на все отрицательные стороны системы, о которых речь шла ранее, существуют и некоторые преимущества командной экономики. Главным её «плюсом» можно назвать отсутствие необходимости финансовых и трудовых затрат на продвижение продукции на рынке. Исходя из того, что правительство на коммерческом рынке представляет собой монополиста, конкуренции здесь нет. Другими словами, товары в любом случае будут реализованы, поскольку существует государственная квота.

Ещё одним большим достоинством планово-командной экономической системы считается отсутствие внутри общества классовых расслоений. В связи со сравнительно одинаковыми заработными платами, в любом государстве, где она господствует, отсутствуют как слишком богатые граждане, так и бедняки. Правильным будет отметить и то, что многие проблемы, характерные для рыночной экономики, могут быть легко решены планово-командным методом.

Жизнь населения

С основными человеческими нуждами командная экономическая система не связана никак. Кругооборот продукции в обществе устроен достаточно просто. Решение о производстве товаров и их отраслевому распределению принимается только правительством. По всем регионам страны продукция распределяется исходя из той идеи, что население каждого из них равномерно потребляет не только товары первой необходимости (в том числе продукты питания и лекарства), но также одежду и бытовую технику в полном соответствии произведённым объёмам. Как показывает практика, подобного рода подход нельзя назвать корректным, ведь те товары, которые являются совсем не востребованными в одной области, могут быть жизненно необходимыми в соседнем регионе. Даже такие черты командной экономики не помешали ей весьма успешно процветать даже во многих сильных государствах. Что касается благосостояния граждан, то заработная плата каждого работающего человека является пропорциональной объёму его труда. Вместе с этим средний оклад в таких странах находится на довольно низком уровне.

Примеры стран с командной экономикой

Самое первое и известное в истории государство в командной экономике – это Советский Союз, который перешёл на неё еще в 1917 году. Пик развития такой системы припал на пятидесятые годы прошлого века. В то время на планете царил страшнейший производственный кризис. В связи с этим СССР, Куба, Китай и другие социалистические страны стали яркими примерами подобного способа организации экономической жизни государства. В настоящее время сложно судить и однозначно ответить, насколько эффективным он был в тот момент. С одной стороны, промышленность попала в катастрофически сложное состояние, урегулировать которое путём одного лишь соотношения предложения и спроса было невозможно, а с другой – сложно было найти более рациональный путь преодоления сложившейся ситуации, чем государственное вмешательство.

Как бы там ни было, наилучший индикатор качества экономических систем того времени – это темпы роста ВВП в первые десятилетия после войны. Если их проанализировать, что можно увидеть, что капиталистические западноевропейские государства на много шагов опережали в этом показателе страны социалистического лагеря. Со временем разрыв в уровне их развития лишь увеличивался.

Сложности выхода

Планово-командное развитие Советского Союза, что длилось более восьмидесяти лет, привело к тому, что реальный уровень состояния государства на начало девяностых годов прошлого века был, мягко говоря, плачевным. Это выражалось в очень низком качестве и неконкурентоспособности выпускаемой продукции, уменьшении благосостояния и продолжительности жизни населения, устаревании производственного сектора, а также сильном загрязнении окружающей среды. Главной причиной всего этого стали особенности командной экономики, о которых более подробно речь шла ранее.

Как бы там ни было, процесс перехода на рыночную экономическую систему является не таким простым и быстрым, как это может показаться на первый взгляд. Ни одно государство не может на протяжении нескольких лет стать успешным. В связи с этим в теории существует понятие так званой переходной экономики. Она отличается неопределённостью, нестабильностью и изменениями во всей хозяйственной структуре государства. Нечто подобное можно наблюдать сейчас в некоторых странах бывшего социалистического лагеря.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что командная экономика – это способ организации государственной жизни, который зачастую называют социализмом. В его рамках монополистическую роль в регулировании хозяйственной жизни страны играет правительство. Именно власть принимает решение об объёмах изготовления того или иного вида продукции, а также его стоимости на рынке. При всём этом такие данные устанавливаются не на базе реального соотношения спроса и предложения, а исключительно исходя из многолетних статистических данных, на основании которых и устанавливаются планы. Хоть подобная модель развития государства и имеет некоторые преимущества, как показывает практика, в условиях рыночной экономики и конкуренции любая страна развивается гораздо эффективнее.

www.syl.ru

Командная экономика

Общая характеристика командной экономики

Командная экономика — экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или её отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведённая продукция считается товаром, но цены на неё устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Замечание 1

Командная или плановая экономика характеризуется тем, что централизованно решает что, как, для кого и когда производить. Спрос на товары и услуги устанавливается исходя из статистических данных и планов руководства страны. Командной экономике характерна высокая концентрация производства и монополизм. Частная собственность на факторы производства практически исключена или существуют значительные преграды для развития частного бизнеса.

Кризис перепроизводства в условиях плановой экономики маловероятен. Более вероятным становится дефицит качественных товаров и услуг. Действительно, зачем строить рядом два магазина, когда можно обойтись и одним или зачем разрабатывать более совершенную технику, когда можно производить технику низкого качества — альтернативы же все равно нет. Из положительных моментов плановой экономики стоит выделить экономию ресурсов, прежде всего людских. Кроме того, плановой экономике характерна быстрая реакция на неожиданные угрозы — как экономические, так и военные.

Преимущества и недостатки экономической системы

Преимуществами командной экономики являются:

  1. минимум неопределённости в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

  2. возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

  3. отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоёв общества;

  4. возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

  1. отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей — все заранее запланировано и распределено;

  2. необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

  3. субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

  4. отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат — недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

Пример 1

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Сравнивая рыночную экономику с командно административной можно выделить два основных признаков отличия, которые представлены в табл. 1.

Рисунок 1. Характеристика рыночной и командной экономических систем по двум основным признакам

Основные идеи командной экономики

  1. Директивное планирование. В основе административно-командной системы лежит принцип директивного планирования. План, разработанный центром (Государственным плановым комитетом Совета Министров СССР), является основным законом административной системы. На основе плана отраслевыми министерствами разрабатываются задания для отраслей экономики, и затем для предприятий, строек, колхозов и выделяются материальные ресурсы.

  2. Вся произведённая продукция предприятий передаётся в распоряжение вышестоящих органов материально-технического снабжения или торговли (Государственный комитет по материально-техническому снабжению), которые передают её потребителям.

  3. Экономические рычаги в механизме управления (цены, зарплаты, банковский процент) играют формальный характер. Цены на товары и зарплаты работникам определяет центр (Государственный комитет цен при Совете Министров СССР). Основные накопления предприятий изымаются в бюджет (Министерство финансов СССР).

  4. Мотивация работников. Для каждой категории работников служебный оклад определяется централизованно одинаковым образом по всей стране (Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам). Дополнительные премии платят за выполнение планов центра, из ограниченного фонда премий, только по указанию начальства. Существенную роль в мотивации работников играют административное поощрение и принуждение. Поощрением является повышение по службе, принуждением являются выговоры, наказания.

Противоречия командной экономики:

  1. Центр не в состоянии охватить всю экономику и каждое предприятие своим руководством.

  2. Верхние этажи административной системы перегружены текущей работой.

  3. Проблема экономических оценок принимаемых решений. Для оценки принятого решения нужно сопоставлять затраченные ресурсы и произведённую в итоге продукцию. Но для этого сопоставления нужны объективные, соответствующие общественно необходимым затратам цены, которые может определить только рынок, а не администратор.

  4. Качество принимаемых решений зависит персонально от личности руководителей, особенно от первого лица.

  5. Торможение научно-технического прогресса вызвано тем, что все права на основные решения сосредоточены на верхних этажах системы управления и сами решения принимаются волевыми, субъективными методами.

  6. Критерием выдвижения руководящих работников являются не творческие способности и компетентность, а исполнительность и способность не рассуждая выполнять приказы начальства, личное знакомство с руководителем. Предпочтение при выдвижении отдаётся тем, кто по своим деловым качествам не может составить конкуренции с выдвигающими. В результате качество руководящих кадров неуклонно ухудшается.

spravochnick.ru

Командная экономическая система

 

Командная экономическая система, которая была свойственная ряду стран, появилась благодаря осуществившимся в них социалистическим революциям. Идеологическим знаменем этой системы были постулаты марксизма. Такая модель экономики была разработана Лениным и Сталиным – вождями Компартии СССР. Корни же идеи уходят к учению о социальной утопии. Внедрение системы характерно для стран Восточной Европы и Азии в первой половине и середине ХХ века.

Командная экономика – это система ведения народного хозяйства, основанная на управлении им путем административных распоряжений. Согласно марксистской теории, именно такое устройство должно было способствовать ускорению процесса повышения общего благосостояния. При этом обязательным условием было устранение конкуренции, что позволяло бы вести всю хозяйственную деятельность страны согласно единому общеобязательному (директивному) плану. Разработка особенностей планирования развития проводилась на научной основе руководством страны.

В 50-80-е годы (время расцвета коммунистического лагеря) около трети населении Земли жило в странах, в которых господствовала административно-командная экономическая система. Введение этого уклада началось с практического подавления личных свобод граждан и на протяжении его существовании сопровождалось серьезными человеческими жертвами.

Командная экономическая система СССР характеризовалась такими признаками:

  • государственный плановый комитет устанавливал, что должны производить предприятия;
  • отраслевое министерство определяло, как должно осуществляться производство и диктовало технологии, поскольку оно выделяло средства;
  • госкомитет по снабжению решал, куда будет поставляться и кому продаваться производимая продукция, а также определял, где приобретать ресурсы для новых циклов производства;
  • госкомитет по ценообразованию рассчитывал отпускные цены, которые не менялись десятками лет;
  • зарплата рабочим назначалась Государственным комитетом по труду и зарплате;
  • распоряжение доходами было в руках Министерства финансов;
  • Госкомитет по строительству определял, в каком направлении и объеме будет развиваться производство;
  • госбанки устанавливали объемы средств, которые предприятия могли у них же взять;
  • Министерство внешней торговли диктовало, какие товары могут идти на экспорт, а какие должны быть реализованы исключительно на внутреннем рынке.

Командная экономическая система – это, прежде всего, уничтожение всех форм собственности, кроме государственной. Это дает власти право командовать использованием всех экономических ресурсов. На фоне этого происходило распределение благ для личного пользования в так называемом порядке очереди (либо по талонам).

В целом, идея планирования экономики является вполне разумной, но в пределах одного предприятия или, к примеру, фермы. Если же речь идет о планировании в масштабах страны, то это приводит к искажению объективных законов экономики. Целесообразным оно может быть только в периоды чрезвычайных ситуаций (войн, революций, стихийных бедствий и т.д.).

В конечном итоге социализм (командная экономическая система) обернулся разочарованием, а странам пришлось заняться возрождением частной собственности и рыночной системы.

90-е годы стали итоговыми для СССР и стран Восточной Европы в плане оценивания того, чего удалось добиться с помощью введения командной экономики. При анализе оказалось, что эти итоги были весьма грустными. Большинство производимой продукции характеризовалось низким качеством и устаревшими конструкциями, поэтому не пользовалось спросом на рынке; продолжительность жизни граждан и уровень их благосостояния был ниже, чем в странах, выбравших путь рыночной экономики. Уровень производственного сектора в целом также был значительно ниже, чем в Европе, а природа оказалась значительно сильнее загрязнена.

 

fb.ru

Характеристика командной экономической системы

Командная экономика — экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Преимуществами командной экономики являются:

1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;

4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей — все заранее запланировано и распределено;

2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат — недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Плановая экономика (административно-командная система) ранее господствовала в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объёма и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать её решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

сильная монополизация и бюрократизация экономики;

централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования  планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических  показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

  • Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях

  • Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

  • Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей

  • Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)

  • Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

infourok.ru

Виды командной экономики

Основные положения

Определение 1

Командная экономика – это такой тип государственного устройства, при котором главную роль занимает государство, отрицается частная собственность, сохраняется государственная собственность на ресурсы страны.

Такой тип экономики строится на основе социализма, поэтому преобладал он в социалистических странах. Часто, если в стране государственное устройство командного типа, то не исключено и наличие тоталитарной системы управления.

Помимо командного типа устройства государства принято выделять:

  • смешанную,
  • рыночную,
  • традиционную модель.

Каждая из таких моделей обладает индивидуальными особенностями государственного строя, преимуществами и недостатками. Далее рассмотрим, какие разновидности включает командная экономика.

Разновидности командных экономик

Первый подход предполагает разделение типов командной экономик по странам, где такой тип государственно устройства применялся или применяется на современном этапе, учитывая особенности и недостатки командной модели управления определенного государства.

Так по странам можно выделить следующие типы командной экономки:

  • командная экономика СССР;
  • командная экономика Кубы;
  • командная экономика КНР;
  • командная экономика КНДР.

Замечание 1

Второй подход к классификации предполагает разделение на демократическую плановую экономику и директивную плановую экономику.

Демократическая командная экономика

Замечание 2

Демократическое направление развитие командной экономики предполагает наличие государственной собственности на все основные стратегически важные ресурсы страны, но допускается и частная собственность.

Система планирования является индикативной, то есть выполнение планов не является обязательным, но важно следовать направлениям индикативных показателей. То есть такие показатели в системе планирования являются рекомендуемыми. При этом планы бывают понятными и четкими для выполнения.

Система планирования остается строгой в отношении стратегически важных предприятий и организаций. Современным примером такого вида планирования в аспекте демократии и плановой экономики является Китай, где все еще сохраняется социалистический строй, но развивается частная собственность наравне с государственной, и нет строгих ограничений на рыночные отношения.

Также элементы такой политик и государственного устройства присутствовали в послевоенный период во Франции (индикативное планирование в период 40-х годов 20 века), Германии. Примером демократичной командной экономики является и государственное устройство Индии, где до настоящего времени разрабатываются и исполняются государственные планы, до современного этапа действует Комиссия по планированию, однако многие признаки командной экономик в Индии не наблюдаются.

Директивная (строгая) командная экономика

Замечание 3

Данная система является строгой, директивной и тоталитарной.

Современным примером такого государственного устройства служит КНДР. В 20 веке страной с командной экономикой являлся СССР. Важно, что опыт управления государством на основе командой экономики корейцами перенимался у СССР.

Есть важные отличительные признаки такого государственного устройства, это:

  • контроль,
  • обязательность исполнения директив,
  • государственная собственность на все ресурсы,
  • высокий уровень государственного контроля за многими сферами жизни, отрицание частной собственности,
  • высокая занятость населения.

Особенно стоит обратить внимание, что в таком типе государственного устройства применяется именно планирование, то есть «обязательные установленные директивы развития народного хозяйства в масштабах страны», а не прогнозирование (прогнозы), выполнение которых является рекомендательным.

spravochnick.ru

рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика

В последние 150-200 лет в мире действовали различные типы экономических систем: дверыночные (рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм)) и две нерыночные системы (традиционная и административно-командная).

Рыночная экономика — это экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Она присуща социально-экономическим системам, где имеются товарно-денежные отношения.

Возникнув много веков назад, рыночная экономика достигла высокого уровня развития, стала цивилизованной и социально ограниченной. Основные черты рыночной экономики представлены в таблице 2.1.

Таблица Характеристика рыночной экономики

Основные черты рыночной экономики:

    1. основа экономики — частная собственность на средства производства;

    2. многообразие форм собственности и хозяйствования;

    3. свободная конкуренция;

    4. рыночный механизм ценообразования;

    5. саморегулирование рыночной экономики;

    6. договорные отношения между хозяйствующими субъектами;

    7. минимум вмешательства государства в экономику

Основные достоинства:

Основные недостатки:

      1. стимулирует высокую эффективность производства;

      2. справедливо распределяет доходы по результатам труда;

      3. не требует большого аппарата управления и др.

        1. усиливает социальное неравенство в обществе;

        2. вызывает нестабильность в экономике;

        3. безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др

Рыночная экономика свободной конкуренции сложилась в XVIII в., но значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную экономику. Основные черты рыночной экономики свободной конкуренции:

          1. частная собственность на экономические ресурсы;

          2. рыночный механизм регулирования экономики, основанной на свободной конкуренции;

          3. большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

Современная рыночная экономика (современный капитализм) оказалась наиболее гибкой, она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Ее основные черты:

            1. многообразие форм собственности;

            2. развитие научно-технического прогресса;

            3. активное воздействие государства на развитие национальной экономики.

Традиционная экономика — это экономическая система, в которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями. Основные черты традиционной экономики:

              1. частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев;

              2. крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов;

              3. общинное ведение хозяйства, натуральный обмен;

              4. преобладание ручного труда. Административно-командная экономика (централизованно-плановая экономика) — это экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, берущим на себя функции организатора хозяйственной деятельности общества. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства. Для административно-командной экономики характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из «центра» управления плановыми заданиями.

Основные черты административно-командной экономики:

                1. основа — государственная собственность;

                2. абсолютизация государственной собственности на экономические и природные ресурсы;

                3. жесткая централизация в распределении экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности;

4) существенные ограничения или запрещения частного предпринимательства.

Положительные стороны административно-командной экономики.

                  1. Путем концентрации ресурсов она может обеспечить достижение самых передовых позиций в науке и технике (достижения СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т.п.).

                  2. Административно-командная экономика в состоянии обеспечить экономическую и социальную стабильность. Каждому человеку гарантированы работа, стабильная и постоянно возрастающая заработная плата, бесплатное образование и медицинские услуги, уверенность людей в будущем и т.д.

                  3. Административно-командная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.д.).

Отрицательные стороны административно-командной экономики.

                    1. Исключает частную собственность на экономические ресурсы.

                    2. Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйственной инициативы, исключает свободное предпринимательство.

                    3. Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.

Смешанная экономика органично соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.

Смешанная экономика — тип современной социально-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер; ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной собственностью (20-25%) На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства (крупное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения)).

Смешанная экономика — это рыночная система со свойственной ей социальной ориентацией экономики и общества в целом. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития страны.

Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, смешанная экономика в США характеризуется тем, что государственное регулирование здесь представлено в значительно меньшей степени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определенная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных законов.

Россия практически первая в мире применила опыт административно-командной экономики в форме государственного социализма. На современном этапе Россия начинает использовать основные элементы смешанной экономики.

studfiles.net

Черты командной экономики | Экономика

Командная экономическая система представляет собой такой способ организации экономики, когда факторы производства (капитал, земля) находятся в собственности только у государства; распределением ограниченных ресурсов занимаются государственные органы по заранее утвержденному плану.

Командная экономическая система — это не изобретение XX века. Такой способ организации экономической жизни был реализован еще в Древнем Египте, а также был отмечен у древних инков и майя. Как мы знаем, все эти государства приходили в упадок.

В XX веке командная экономика появилась после Первой мировой войны.

Наиболее показательным примером страны с командной экономической системой является Советская Россия. В 20-е годы XX века Россия успешно занималась восстановлением страны после войн (мировой и гражданской) и выводом страны из кризиса. В 1929 году в США случилась Великая депрессия, которая заставила пересмотреть роль государства. Поэтому некоторые элементы командной системы (например, плановое хозяйство) начали использоваться во многих развитых странах, что привело к формированию смешанной экономической системы.

При командной экономике хозяйственную деятельность предприятий регулирует не рынок (спрос и предложение, конкуренция), а государство. Именно оно регламентирует, что и как производить, кому, что и у кого покупать, по какой цене продавать, определяет заработную плату, предписывает как использовать доходы, как развивать производство и т. д.

Конечно, планирование само по себе является разумным инструментом организации экономической деятельности. Оно позволяет оценить экономическую обстановку, спрос, найти оптимальный способ производства и т. д. Однако в масштабах государства планирование оказывается не эффективно во многих сферах. Хотя в условиях кризиса, стихийных бедствий, войн государственное планирование просто необходимо.

При командной экономической системе факторы производства объявляются общенародной собственностью. Но на самом деле ими распоряжаются государственные чиновники. При неэффективной организации власти, плохом контроле со стороны общества чиновники используют ресурсы в своих интересах. В таком случае их не волнует эффективность экономики, интересы общества. В результате экономика приходит в упадок.

Предприятия, осуществляющие свою деятельность в условиях командной экономики, руководствуются планом, который был спущен государственными органами и который предприятия должны выполнять. В планах давались задания по производству товаров. Нужны ли эти товары рынку, в каком объеме, как организовать более эффективный способ их производства, предприятие не волновало. Государство само регламентировало, у кого закупать ресурсы и кому продавать готовые изделия.

Понятно, что при такой организации экономической деятельности у людей почти не было выбора ни касаемо приобретения товаров, ни касаемо экономической свободы (решать что и как производить).

Еще одной негативной чертой командной системы является так называемый «блат». В обществе становятся важными отношения с чиновниками и начальством. Именно они распоряжались государственными благами, например, распределяли квартиры, машины и т.п.

В современном мире чистой командной экономической системы, как и чистой рыночной системы, нет. Сегодня преобладают смешанные экономические системы. Но в каждой стране есть свои особенности этой «смеси». Так в Китае экономическая система имеет многие черты командной экономики. В то время как в США экономика в основном рыночная.

economyplus.ru