Примеры исполнительной власти – содержание, признаки, функции, субъекты. Принципы организации и функционирования исполнительной власти. Исполнительная власть и государственное управление.

1.5. Исполнительная власть: понятие и признаки

Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

   Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.

   Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

   Признаки исполнительной власти:

   • является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

   • выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

   • осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

   • обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

   • обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

   • организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;

   • ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

   • носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;

   • имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.

1.6. Цели, функции и уровни исполнительной власти

   Цели исполнительной власти:

   1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;

   2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;

   3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;

   4) защита человека от противоправных посягательств. Функции исполнительной власти:

   1) исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;

   2) правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

   3) социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

   4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

   5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;

   6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;

   7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

   Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.

Тема 2. Административное право как отрасль права

2.1. Понятие и признаки отрасли административного права

Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

   Признаки отрасли административного права:

   • является одной из основополагающих отраслей публичного права;

   • представляет собой совокупность юридических норм;

   • имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;

   • имеет свой метод правового регулирования;

   • обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;

   • имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.

   Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.

studfiles.net

7.6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на примере Нижегородской области)

Деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

  2. распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

  3. верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

  4. единство системы государственной власти;

  5. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

  6. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

  7. самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

  8. самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ является руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Им может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством РФ. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ):

  1. представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

  2. обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;

  3. формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

  4. вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ конституцией (уставом) субъекта РФ;

  5. вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;

  6. обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

  7. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Структура правительства Нижегородской области: губернатор (председатель правительства Нижегородской области): Контрольно-ревизионное управление; вице-губернатор – первый заместитель губернатора по развитию научно-производственного и экономического потенциала: Министерство промышленности и инноваций, Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов, Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг, Комитет международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей, Управление транспорта; заместитель губернатора, заместитель председателя правительства по социально-экономическому планированию, бюджетным отношениям и инвестиционной политике:

Министерство инвестиционной политики, Министерство экономики, Министерство финансов, Департамент государственного имущества земельных ресурсов; заместитель губернатора, заместитель председателя правительства по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству: Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства, Министерство топливно-энергетического комплекса, Департамент градостроительного развития территории области, Комитет информационных технологий и связи, Комитет природопользования и охраны окружающей среды; заместитель губернатора, заместитель председателя правительства по взаимодействию с органами местного самоуправления области, полномочный представитель губернатора в Законодательном собрании области: Комитет по взаимодействию с органами законодательной власти, Департамент по взаимодействию с органами местного самоуправления, Комитет общественных связей; заместитель губернатора, заместитель председателя правительства по социальной политике: Департамент образования, Комитет по культуре, Комитет по развитию спорта, Департамент здравоохранения, Департамент социальной защиты; заместитель губернатора – руководитель аппарата губернатора и правительства Нижегородской области: Аппарат губернатора и правительства.

studfiles.net

Исполнительная власть, ее признаки. Система исполнительных органов в России

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Основное назначение исполнительной власти в Российской Федерации — организация практического исполнения Конституции России и законов РФ в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Признаки исполнительной власти:

• является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

• выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

• осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

• обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

• обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

• организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;

• ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

• носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;

• имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.

Система исполнительной власти в РФ

Одна из трех ветвей. Совмещает в себе функции всех трех. Монополия в сфере государственного принуждения, управление финансовыми потоками и наименее подконтрольна. Система исполнительной власти в Российской Федерации (РФ).

=> исполнительная власть чрезвычайно сильно влияет на иные ветви государственной власти.

В Конституции из всех трех ветвей власти исполнительная власть «прописана» хуже всего. Конституция в силу специфики политического момента, в который она принималась, не смогла предложить развернутую систему регулирования исполнительной власти. Наличие правительства и косвенное упоминание федеральных министерств.



Система исполнительной власти в РФ строится на след.принципах:

1) Принцип дуализма. Т.к. президент не входит в исполнительную ветвь власти и не является её главой – вопрос о соотношении полномочий президента и правительства. Полномочия по руководству системы исполнительной власти оказались распределены между президентом и правительством РФ. (правовая позиция). Это четко видно в Указе президента РФ «Вопросы системы структуры ФОИВ». => органы, подведомственные президенту и подведомственные правительству. Правительство организационно президенту не подчинено. В результате система исполнительной власти – заложник политических в/отношений между президентом и правительством. При этом по Конституции президент не является руководителем каким-либо ОИВ. => КСуд сказал, что президент осуществляет руководство органами, т.к. он главнокомандующий и кто-то там ещё.

2) + 3) Принцип единства системы исполнительной власти и принцип разграничения предметов ведения и полномочий (принцип федерализма). В унитарном государстве нет смысла провозглашать принцип единства, а в федеративных важно на разных уровнях государственной власти, которые не соподчинены друг другу, обеспечить единство подходов к государственной политике. Но обеспечение единства гос.политики – принцип разграничения предметов ведения. Так или иначе, это баланс. Работают через призму друг друга. По отдельности значения не имеют.

3 вида предметов ведения:

исключительное ведение РФ

совместные предметы ведения,

исключительный предмет ведения субъектов РФ.

В каждой группе предметов ведения принцип единства определяется по-разному.

В рамках исключительных предметов ведения РФ только ФОИВ принимают НА, а исполняют их и ФОИВ (центральные и территориальные), и органы исполнительной власти субъектов.

=> по предметам ведения РФ образуется вертикальная структура.

В сфере совместного ведения ОИВ РФ и ОИВ субъектов формально и фактически не соподчинены друг другу.

=> Каждый из этих органов в рамках своей компетенции принимает акты и их исполняет.

Сфера совместного ведения – ФОИВ и ОИВ СРФ формально и фактически не соподчинены друг другу. Каждая группа органов принимает свои акты и их исполняет

3 Схемы разграничения полномочий в сферах совместного ведения:

 Управление осуществляется 2 не соподчинёнными друг другу органами ИВ РФ и субъекта. Разграничение полномочий может осуществляться по схемам:

– Общее регулирование – детальное регулирование (редко)

– Прямое распределение полномочий между уровнями власти федеральным законом

 Управление осуществляет ОИВ СРФ, которому федеральный орган делегировал свои полномочия

 Полномочия осуществляет территориальный орган ФОИВ, которому субъект РФ делегировал свои полномочия (сейчас не встречается)

По предметам исключительного ведения субъектов – ОИВ субъектов не входят в единую систему ФОИВ РФ.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации до сих пор подвергается изменениям (т.н. административная реформа). Утверждение структуры ФОИВ осуществляется через Указы Президента РФ.

Подробную детализированную структуру ФОИВ с учетом подведомственности Президенту и Председателю Правительства можно посмотреть на официальном сайте Правительства РФ.

Система федеральных органов исполнительной власти:

1) Министерства. 2) Федеральные службы 3) Федеральные агентства.

В зависимости от направления деятельности ФОИВ определяется кому они подведомственны, Президенту или Правительству. Так, к примеру, Министерство Обороны, МВД, ФСБ, МИД всегда (в новой истории Росси) были подведомственны Президенту; а Министерство Финансов, Министерство регионального развития, министерство транспорта подведомственны Правительству РФ (Председателю Правительства РФ).

На уровне субъектов можно представить обобщенную структуру, характерную для всех субъектов:

Высшее должностное лицо субъекта (Президент республики, губернатор области и др.)

Высший исполнительный орган власти (Правительство или др.; в зависимости от субъекта)

Центральные органы исполнительной власти субъекта специальной компетенции

Территориальные органы специальной компетенции

megaobuchalka.ru

Исполнительная власть — это… Что такое Исполнительная власть?

(руководитель администрации)(executive) Ветвь власти, проводящая политику в жизнь. Существует три типа исполнительной власти. Авторитарная власть имеет разные формы, в зависимости от условий, в которых она возникла и развивалась, но для всех ее форм характерно ограничение полномочий только самими представителями этой власти и силами, которыми они располагают для навязывания своей воли. Администрация президентской власти США, возникшая вопреки положениям Конституции страны, состоит из министров и высших государственных чиновников, которых назначает и которыми руководит сам президент. Президенту принадлежит последнее слово и в выборе курса, который будет проводить администрация. Однако, согласно принципу разделения властей, полномочия президента ограничены избираемым Конгрессом и независимой системой судебных органов, в задачу которых входит надзор за тем, чтобы действия исполнительного органа не противоречили положениям Конституции. Власть парламентского типа характерна для Соединенного Королевства. Ее основу составляет кабинет министров (cabinet), подотчетный парламенту. Премьер-министр назначает министров и руководит их работой, но все решения, связанные с прерогативами исполнительной власти, принимаются коллегиально, а члены кабинета коллективно подотчетны законодательному органу, из состава которого они назначаются и в чьей постоянной поддержке нуждаются, чтобы не лишиться должности. На практике порядок принятия решений как в президентской, так и в парламентской системах более разнообразен, чем это может показаться на основании вышесказанного. Для президентской формы правления характерны децентрализация принятия решений внутри исполнительной ветви власти и зависимость от поддержки конгресса. Специалисты-аналитики отмечают важность «железных» треугольников, состоящих из исполнительных органов власти, комитетов Конгресса и основных групп интересов, согласие между которыми является решающим фактором выработки и реализации политики. Это делает координацию политики делом сложным, а порой и вообще невозможным. Самой большой властью президент пользуется на начальном этапе своего пребывания в должности, когда общественное мнение можно мобилизовать, используя эйфорию победы на выборах и надежды избирателей на выполнение предвыборных обещаний. Позже инициативы президента сосредотачиваются на формировании годового бюджета и на внешней политике, успех которой, в случае потенциальной оппозиции Конгресса, опять же зависит от мобилизации общественного мнения и благоприятных отношений с лидерами Конгресса. Деятельности президента серьезно мешает все чаще повторяющаяся ситуация, когда в Конгрессе господствует оппозиционная партия или внутри обеих партий существуют большие разногласия по поводу целей проводимой политики. Так, даже для президента-демократа, работающего с Конгрессом, который контролирует Демократическая партия, успех не всегда гарантирован. Конечно, политические инициативы Конгресса могут также блокироваться президентом, что случается отнюдь не редко. Непоследовательность исполнительной власти фактически дает основания считать, что эффективное управление страной, особенно в вопросах внутренней политики, приносится в жертву строгому соблюдению основного принципа Конституции – разделения властей. Принятие решений центральными органами исполнительной власти в парламентских системах правления также происходит по-разному, даже в Соединенном Королевстве. В самом деле, многие решения принимаются кабинетом министров или его комитетами от имени кабинета. Вместе с тем по мере разрастания правительства все большей властью начинают пользоваться отдельные министры на уровне своих министерств или высшие государственные чиновники, действующие от их имени; министры, деятельность которых затрагивает интересы более чем одного министерства; два министра, один из которых обычно руководит министерством, расходующим финансовые средства, а другой – министерством финансов; более двух министров, решающих общий вопрос, с которым не нужно обращаться к кабинету в целом; управляющие делами партии, обладающие значительным влиянием на премьер-министра. Там, где политические решения на министерском уровне принимают сами министры или высшие чиновники, обычным явлением стало как формальное, так и неформальное участие в принятии решений различных групп интересов. С 1960-х гг. возросла роль политических советников. Положение министров, которые часто меняются (мало кто из них пребывает в должности более двух лет), резко отличается от положения государственных служащих, занимающих свои должности практически постоянно. Это дает основание предположить, что, хотя исполнительная ветвь власти достаточно монолитна, она рискует сильно «обюрократиться». Аналитики, считающие высших государственных чиновников хорошо сплоченными в вопросах стратегических целей, могут пойти дальше и сказать, что на практике реальная исполнительная власть находится в их руках. Проблемы исполнительной власти в либеральных демократиях решить непросто. Это можно сделать лишь путем совершенствования государственных институтов сверху и предоставления более широких возможностей для участия граждан в управлении государством снизу. В условиях разросшегося управленческого аппарата исполнительная власть будет неизбежно сталкиваться с напряженностью, связанной с попытками небольшой группы законно избранных лиц взять ее в свои руки и осуществлять в подотчетной гражданам манере, при ограниченных возможностях граждан эффективно использовать результаты государственного управления.


Политика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.

dic.academic.ru

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ это что такое ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: определение — Политика.НЭС

Исполнительная власть

ветвь государственного управления, отвечающая за исполнение национального законодательства и проведение национальной политики.

Оцените определение:

Источник: Политология: глоссарий по книге

Исполнительная власть

одна из трех ветвей государственной власти, обеспечивающая реализацию законов, нормативных актов, решений, принятых законодательной властью, президентом и т.д.

Оцените определение:

Источник: Методические указания по политологии

Власть исполнительная

одна из ветвей власти государства, призванная обеспечивать выполнение законов, управление обществом. Носитель исполнительной власти – правительство во главе с премьер-министром или президентом (в президентских республиках). «Исполнительную власть в России осуществляет Правительство Российской Федерации» (см. Конституция РФ.  Ст. 110)

Оцените определение:

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Исполнительная власть принимает собственные постановления и решения во исполнение актов законодательной власти.

Оцените определение:

Источник: Словарь по политологии

ВЛАСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ

одна из трех ветвей государственной власти, основанной на принципе разделения властей. Осуществляет распорядительно-управленческие функции, организует внутреннюю и внешнюю деятельность государства путем реализации принятых законодательной властью законов. В отличие от представительных и судебных органов власти, система органов исполнительной власти составляет единую вертикаль — иерархически организованную структуру, предполагающую подчинение нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим. Цитата:«Власть исполнительная да покорится власти законодательной!» Набоков В.Д. Речь в Государственной Думе 13 мая 1906 г.

Оцените определение:

Источник: Политологический словарь-справочник

ВЛАСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ

в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных ветвей власти (наряду с законодательной и судебной) в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, полномочия внешнеполитического представительства, административного контроля, иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.

Современные конституции формально наделяют В.и. главу государства (в парламентских монархиях и республиках, в президентских республиках) или правительство (в республиках смешанного типа). Однако фактически в парламентских монархиях и республиках вся В.и. целиком принадлежит правительству, в дуалистических монархиях — монарху совместно с правительством, а в республиках смешанного типа осуществление В.и. правительством, как правило, происходит под непосредственным руководством и контролем главы государства (президента). На региональном и местном уровне В.и. осуществляется различными органами местного управления и самоуправления (губернаторами, мэрами, префектами, старостами и подчиненным им аппаратом).

Оцените определение:

Источник: Политология: Словарь-справочник

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

executire power/rule; ам. executive branch) -характер, сила и степень влияния, а также реальная способность проводить в жизнь волю данных избранных или стоящих во главе государства лиц и органов, представляющих жизненные интересы тех или иных слоев общества, классов, сословий, наций. Задача И.в. проводить в жизнь волю сформировавших ее сил наделивших ее кругом полномочий во имя выполнения действующих законов и норм права. В соответствии с теорией «разделения властей» рассматриваемая И.в. — это власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполнения законов, принимаемых парламентом, т.е. законодательной властью. И.в. принадлежит либо президенту — главе государства и правительству (в президентских республиках), либо главе государства (в парламентарных республиках). Но в парламентарных странах роль главы государства фактически номинальна. Вопросы решаются на правительственном уровне при определяющем влиянии парламента. В реальной практике роль И.в. выходит за рамки и теории, и нередко за пределы установленного конституциями. Органы И.в. в центре и на местах — гибкий, оперативный инструмент власти. Обособление и чрезмерное усиление И.в. ведет к свертыванию демократии и бюрократизации общественно-политической жизни. Ослабление же И.в. способно повлечь вообще дискредитацию, и даже распад данного устройства власти. Согласно статье ПО Конституции РФ в нашей стране исполнительную власть осуществляет правительство.

Оцените определение:

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ВЛАСТЬ исполнительная

в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с законодательной и судебной) в государстве. Представляет собой систему органов и их полномочия по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования (административного нормотворчества), внешнеполитического представительства, по осуществлению различного рода административного контроля, законодательные (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования). Современные конституции формально наделяют В.и. главу государства (в парламентарных монархиях и республиках, в президентских республиках) или правительство (в республиках смешанного типа). Однако на деле в парламентарных монархиях и республиках вся В.и. целиком принадлежит правительству, в дуалистических монархиях — монарху совместно с правительством, а в республиках смешанного типа осуществление В.и. правительством, как правило, происходит под непосредственным руководством и контролем главы государства (президента). На региональном и местном уровнях В.и. осуществляется различными органами местного управления и самоуправления (губернаторами, мэрами, префектами, старостами и подчиненным им аппаратом). В Российской Федерации высшим органом В.и. является Правительство Российской Федерации. Согласно Указу Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Оцените определение:

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

один из основных видов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны или местного территориального сообщества людей. Это не значит, что исполнительная власть носит подчиненный законодательной власти характер. Они взаимозависимы и в то же время взаимосвязаны друг с другом. Специфика положения исполнительной власти и ее органов в государстве такова, что она находится непосредственно в гуще народных интересов, потому обязана гибко, подвижно, оперативно реагировать на народные потребности и интересы.

С ликвидацией осенью 1993 года системы Советов исполнительные органы стали занимать основное место в структуре властных отношений. Выстраивалась определенная вертикаль исполнительной власти. Но после введения губернаторских выборов эта становящаяся управленческая вертикаль была разрушена. Губернатор сейчас зависим в первую очередь от населения, которое его избрало. Поэтому Президент России не может снять губернатора, а последний — выбранного главу районной администрации. Создалась ситуация вертикальной неуправляемости страной, регионами, органами местного самоуправления.

Возможный выход из нее — оформление избирательной вертикали через институт полномочных представителей Президента РФ в субъектах федерации.

Систему органов исполнительной власти российского государства составляют федеральные органы исполнительной власти (правительство и его институты) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 78 Конституции России фиксирует: федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Они также могут по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Исполнительная власть и ее институты склонны абсолютизировать свои функции, расширять их и тем самым способствовать бюрократизации системы управления, суживать поле демократии. Поэтому только в четком разделении властей, их взаимоконтроле заключен основополагающий механизм сдержек и противовесов, основа и способ их эффективного функционирования.

Оцените определение:

Источник: Словарь по политологии под ред. В.Н. Коновалова

Исполнительная власть

в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Родоначальником теории разделения властей является Д.Локк, который из теории общественного договора выводил происхождение отдельных видов власти, механизм их функционирования и все другие вопросы политико-государственного устройства общества. Исполнительная власть осуществляет функции управления государственными делами, основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Помимо управления исполнительной власти принадлежат полномочия подзаконодательного регулирования (административного нормотворчества), внешнеполитического представительства, административного контроля. Большинство конституций формально наделяют исполнительной властью главу государства — в парламентарных республиках и монархиях, в президентских республиках, или правительство — в республиках смешанного типа. На самом деле в парламентарных монархиях и республиках исполнительная власть полностью принадлежит правительству, в дуалистических монархиях — монарху совместно с правительством, в республиках смешанного типа и президентских республиках осуществление исполнительной власти происходит под руководством и контролем главы государства (президента). На региональном и местном уровне функции исполнительной власти возложены на органы регионального и местного управления и самоуправления. Исполнительная власть принимает собственные постановления и решения во исполнение актов законодательной власти. Глава исполнительной власти является высшим руководителем органов государственного управления на общенациональном, региональном или местном уровне. На общенациональном уровне в монархических государствах главой исполнительной власти формально является монарх. В парламентарных монархиях главой исполнительной власти фактически является глава правительства. В президентских республиках — президент, в парламентарных — формально президент, а фактически глава правительства, в полупрезидентских республиках — президент, но иногда формально глава правительства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации главой исполнительной власти на федеральном уровне формально является председатель правительства Российской Федерации, но фактически — президент Российской Федерации. Дуализм исполнительной власти (от лат. dualis — двойственный) является характерной чертой республик смешанного типа, где существуют сильный всенародно избранный президент и ответственное перед парламентом правительство. При этом исполнительная власть распадается на два лагеря: президент и его администрация — с одной стороны, премьер-министр и правительство — с другой. Особенно ярко дуализм исполнительной власти проявляется, когда президент и премьер-министр принадлежат к соперничающим политическим партиям. Примером дуализма исполнительной власти могут служить ситуации во Франции 1986-1988 годов, на Украине 2006-2007 годов. Согласно конституционно-правовой доктрине США президент, как глава исполнительной власти, обладает привилегией исполнительной власти, которая заключается в праве не предоставлять органам Конгресса США (в том числе следственным комиссиям) запрашиваемые сведения под предлогом того, что они содержат государственную или военную тайну.

Оцените определение:

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

(руководитель администрации)(executive) Ветвь власти, проводящая политику в жизнь. Существует три типа исполнительной власти. Авторитарная власть имеет разные формы, в зависимости от условий, в которых она возникла и развивалась, но для всех ее форм характерно ограничение полномочий только самими представителями этой власти и силами, которыми они располагают для навязывания своей воли. Администрация президентской власти США, возникшая вопреки положениям Конституции страны, состоит из министров и высших государственных чиновников, которых назначает и которыми руководит сам президент. Президенту принадлежит последнее слово и в выборе курса, который будет проводить администрация. Однако, согласно принципу разделения властей, полномочия президента ограничены избираемым Конгрессом и независимой системой судебных органов, в задачу которых входит надзор за тем, чтобы действия исполнительного органа не противоречили положениям Конституции. Власть парламентского типа характерна для Соединенного Королевства. Ее основу составляет кабинет министров (cabinet), подотчетный парламенту. Премьер-министр назначает министров и руководит их работой, но все решения, связанные с прерогативами исполнительной власти, принимаются коллегиально, а члены кабинета коллективно подотчетны законодательному органу, из состава которого они назначаются и в чьей постоянной поддержке нуждаются, чтобы не лишиться должности. На практике порядок принятия решений как в президентской, так и в парламентской системах более разнообразен, чем это может показаться на основании вышесказанного. Для президентской формы правления характерны децентрализация принятия решений внутри исполнительной ветви власти и зависимость от поддержки конгресса. Специалисты-аналитики отмечают важность «железных» треугольников, состоящих из исполнительных органов власти, комитетов Конгресса и основных групп интересов, согласие между которыми является решающим фактором выработки и реализации политики. Это делает координацию политики делом сложным, а порой и вообще невозможным. Самой большой властью президент пользуется на начальном этапе своего пребывания в должности, когда общественное мнение можно мобилизовать, используя эйфорию победы на выборах и надежды избирателей на выполнение предвыборных обещаний. Позже инициативы президента сосредотачиваются на формировании годового бюджета и на внешней политике, успех которой, в случае потенциальной оппозиции Конгресса, опять же зависит от мобилизации общественного мнения и благоприятных отношений с лидерами Конгресса. Деятельности президента серьезно мешает все чаще повторяющаяся ситуация, когда в Конгрессе господствует оппозиционная партия или внутри обеих партий существуют большие разногласия по поводу целей проводимой политики. Так, даже для президента-демократа, работающего с Конгрессом, который контролирует Демократическая партия, успех не всегда гарантирован. Конечно, политические инициативы Конгресса могут также блокироваться президентом, что случается отнюдь не редко. Непоследовательность исполнительной власти фактически дает основания считать, что эффективное управление страной, особенно в вопросах внутренней политики, приносится в жертву строгому соблюдению основного принципа Конституции – разделения властей. Принятие решений центральными органами исполнительной власти в парламентских системах правления также происходит по-разному, даже в Соединенном Королевстве. В самом деле, многие решения принимаются кабинетом министров или его комитетами от имени кабинета. Вместе с тем по мере разрастания правительства все большей властью начинают пользоваться отдельные министры на уровне своих министерств или высшие государственные чиновники, действующие от их имени; министры, деятельность которых затрагивает интересы более чем одного министерства; два министра, один из которых обычно руководит министерством, расходующим финансовые средства, а другой – министерством финансов; более двух министров, решающих общий вопрос, с которым не нужно обращаться к кабинету в целом; управляющие делами партии, обладающие значительным влиянием на премьер-министра. Там, где политические решения на министерском уровне принимают сами министры или высшие чиновники, обычным явлением стало как формальное, так и неформальное участие в принятии решений различных групп интересов. С 1960-х гг. возросла роль политических советников. Положение министров, которые часто меняются (мало кто из них пребывает в должности более двух лет), резко отличается от положения государственных служащих, занимающих свои должности практически постоянно. Это дает основание предположить, что, хотя исполнительная ветвь власти достаточно монолитна, она рискует сильно «обюрократиться». Аналитики, считающие высших государственных чиновников хорошо сплоченными в вопросах стратегических целей, могут пойти дальше и сказать, что на практике реальная исполнительная власть находится в их руках. Проблемы исполнительной власти в либеральных демократиях решить непросто. Это можно сделать лишь путем совершенствования государственных институтов сверху и предоставления более широких возможностей для участия граждан в управлении государством снизу. В условиях разросшегося управленческого аппарата исполнительная власть будет неизбежно сталкиваться с напряженностью, связанной с попытками небольшой группы законно избранных лиц взять ее в свои руки и осуществлять в подотчетной гражданам манере, при ограниченных возможностях граждан эффективно использовать результаты государственного управления.

Оцените определение:

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

politike.ru