Примеры демократического правления – —

Содержание

Признаки демократического государства. Современные демократические государства :: SYL.ru

Современное государство представляет собой очень сложный общественный организм. Но понять его суть не настолько сложно, как кажется, потому что практически все современные страны построены по демократическому образцу, на основе политического и идеологического многообразия и партийной полярности. В данной статье рассматриваются признаки демократического государства и гражданского общества, их определение и история формирования.

Определение понятия

Демократическим государством принято называть политическое устройство, которое основано на воле народа, всеобщих правах и свободах гражданина и человека. Источником власти всех уровней в таком типе государства является народный суверенитет.

Как известно, провозглашение государства демократическим еще не означает, что ему будут присущи признаки демократического государства. Лозунги народовластия выдвигали практически все тоталитарные режимы прошлого, но они не обеспечивали обустройство необходимых институтов и не предоставляли политических прав своим гражданам. Понятие «демократия» тесно связано с понятиями конституционного права и прав человека. В некотором смысле эти слова можно считать синонимами. Не может быть демократической страны без конституции и правовой системы, это незыблемые признаки демократического государства.

Сущность демократического государства

Следует отметить, что государство может отвечать критериям демократичности только в условиях наличия сформированного гражданского общества. Демократическое государство должно исключить политику этатизма (вмешательства в сферы общественной жизни) и, наоборот, обеспечивать свободу развития культуры, предпринимательства и духовной жизни. Демократическое общество выполняет функции обеспечения общенародных интересов при безусловном соблюдении личных интересов каждого индивида. Именно такое государство является своеобразным антиподом авторитарному государству, они практически исключают друг друга.

История демократии

Вышеописанный режим государственного правления существует очень давно. Демократические формы государственности существовали еще в античном мире. В развитом Средневековье в Европе также существовали демократические города в Италии, Голландии, Швейцарии и даже России (Новгород). Но в каждую историческую эпоху под такой формой правления понимали разное.

Древнегреческий философ Платон понимал демократию как «власть завистливых нищих». Критиковал идеи народовластия и Аристотель. Он смотрел на него как на правление большинства необразованных серых масс в своих интересах.

Во времена Французской буржуазной революции демократия понималась как устройство общества, которое было противоположно монархии, абсолютизму и элитарности. Именно в этот исторический период демократическое устройство государства стало основополагающим постулатом европейской политики. С тех пор возникло множество теорий понимания демократии, само понятие пережило своеобразную трансформацию, а демократическое государство стало основной формой организации общества.

Формы демократии

Демократическое общество существует и регулируется несколькими способами государственного управления. Рассмотрим их.

Прямая демократия

Прямая, или непосредственная, демократия – это участие всех без исключения граждан в обсуждении, подготовке и принятии решений. Формы демократии на том или ином этапе развития общества были разными. Прямая демократия была доминирующей в древних античных обществах. На сегодняшний день такая форма демократии распространена в маленьких городах, общинах или на экономических предприятиях. Существует вид прямой демократии, который также основан на прямом волеизъявлении народа — это плебисцитная демократия. Но в этом случае влияние людей на общественные процессы ограничено. Граждане могут только проголосовать либо не проголосовать за тот или иной закон или решение, которое разработано правительством или политической партией.

Представительная демократия

Ведущей во всех современных странах формой политического устройства и участия граждан в политической жизни является представительная демократия. Суть ее довольно проста – опосредованное участие народа в принятии политических решений. Граждане той или иной страны выбирают в органы государственной власти представителей, которые способны представить их интересы. Форма представительной демократии просто необходима в современных условиях существования огромных социальных институтов и сложных общественных процессов.

Избранные народные представители обязательно должны подчиняться всем предписаниям закона. Основным из них является конституция демократического государства. Этот аспект является фундаментальным и основополагающим.

Важнейшие признаки демократического устройства

Признаков демократического государства можно насчитать очень много. Но важнейшими являются:

  • обеспечение прав и свобод личности и гражданина;
  • реальная представительная демократия.

Разберем эти принципы по отдельности.

Права и свободы человека и гражданина

Обеспечение благоустройства общества с помощью права и гарантирование человеку свободы выбора, пожалуй — главный признак демократического государства. Таким образом, формируется тесная связь между политическим режимом и демократическими институтами, которые в нем существуют. Только в таких условиях права и личная свобода граждан становятся не иллюзорными, а вполне реальными. Никакие, даже самые прогрессивные цели не способны придать политическому устройству демократический характер, если законодательно не закреплены права и свободы человека. Множество конституций мировых держав закрепляют это положение, но в реализации его на практике возникают определенные трудности, в том числе и в РФ. Демократическое государство в некоторых странах мира не то что не построено, а выступает как общественная цель.

Говоря о свободе и правах гражданина и человека, следует отметить, что демократическое государство — это не государство вседозволенности. Высшей целью демократии является справедливость, поэтому тех членов общества, которые поступают несправедливо, наказывают.

Реальная демократия

Реальная, то есть представительская демократия осуществляется путем общенародных выборов, которые дают возможность лучшим членам общества выполнять представительские функции и принимать те или иные законы. Органы выборной власти (советы, парламенты, правительства) наделяются исключительным правом решения самых важных вопросов в жизни страны. В их полномочия входит принятие бюджета, справедливое решение гражданских споров, объявление войны или чрезвычайного положения.

Современные демократические государства

В мире существует множество государств, которые тем или иным образом заявили о своей демократичности, но образцовыми демократиями мира считаются:

  • США;
  • Германия;
  • Франция;
  • Швеция;
  • Канада;
  • Норвегия;
  • Италия;
  • Испания.

В России представительная демократия обеспечена возможностью выборов в Государственную думу и формирования Совета Федерации, а также органов местного муниципального самоуправления. Каждый уровень власти имеет особые полномочия и отвечает как перед вышестоящими властными инстанциями, так и перед народом (избирателями). Это фундаментальные признаки демократического государства.

www.syl.ru

Демократическое государство: понятие, принципы. Формы демократии — Конституционное право

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических ин­ститутов с политическим режимом. Только в условиях демокра­тического режима права и свободы становятся реальными, уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы, од­нако для реализации многих из них еще необходимо создать ус­ловия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Демократия — это не вседозволенность. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения зако­нов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство ( ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ).

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство РФ. К ним относятся:

  1. государственная целостность;
  2. равноправие и самоопределение народов;
  3. единство системы государственной власти;
  4. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  5. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Принцип разделения властей — выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется так же и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д. ). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм — это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление – деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

jurkom74.ru

Демократическая республика – это какая форма правления? Понятие и виды, примеры в современном обществе

Демократия – высшая форма развития общества. Решения касательно удовлетворения общих благ и интересов принимает сам народ в коллективном порядке. Только общество является единственно легитимным источником власти.

Избрание лидеров происходит путем честных выборов.

В демократическом обществе на первом месте находятся такие ценности, как законность, справедливость, равенство, свобода, права человека, отсутствие злоупотреблений властью.

Что такое демократическая республика

Демократическая республика – это форма управления государством. Власть принадлежит органам, избранным народом или его представителями на конкретный период.

Демократическая республика – это форма построения общества, когда население всегда может самостоятельно вмешаться в процесс решения насущных вопросов. Реализация этого права происходит при помощи всенародного голосования – референдума.

Демократическая республика – это равные права граждан, свобода печати и слова, манифестаций. Такой строй подразумевает контроль над властными структурами и отсутствие произвола.

Демократическая республика – это эффективная система государственной власти. Функции избранных руководителей не могут выходить за пределы выделенных полномочий.

Буржуазно-демократическая республика – особая форма построения государства, при котором официально народ имеет свободу и равенство. Но реальная власть принадлежит буржуазии. Другими словами, права и свободы людей ограничены в пользу «особых граждан». Либеральная демократия является антиподом к истинному народовластию.

Демократическая федеративная республика – разделение властных полномочий в государстве между несколькими органами. При этом в стране должно соблюдаться общее правило демократического управления со всеми сопутствующими правами и свободами граждан.

Общие признаки демократических республик

Практически все страны, имеющие в своем названии словосочетание «демократическая республика», во главе государственного строя ставят социализм.

Партийная система чаще всего состоит из одной партии. Отсутствие должной критики со стороны оппозиции в конечном итоге приводит к неизбежным злоупотреблениям властью.

Сроки правления лидеров неограниченны. Не существует реальной возможности их изменения. Существует ограничение прав человека.

Ниже представлены наиболее известные страны, в названии которых присутствует словосочетание «демократическая республика».

КНДР

Корейская народно-демократическая республика была образована девятого сентября 1948 года. Популярное неофициальное название – «Северная Корея».

Столица Корейской народной демократической республики – город Пхеньян.

Официально вся полнота власти принадлежит «Трудовой партии», а именно – крестьянам, интеллигенции, трудящимся. Ее главой, а по совместительству и руководителем государства является третий представитель династии правителей – Ким Чен Ын.

Формально существуют еще две партии. «Социал-демократическая» и «Молодых друзей религии небесного пути. Конечно же, во всех вопросах соглашались с представителями «Трудовой партии».

Корейская демократическая республика использует в построении своего общества идеологию «чучхе», это означает, что необходимо надеяться исключительно на собственные силы.

Форма правления – парламентская республика. Количество партий – одна.

Корейская народно демократическая республика имеет довольно низкое значение валового внутреннего продукта (ВВП), который составляет 1200 долларов на душу населения.

Индекс человеческого развития (уровень жизни, грамотности, долголетия и образованности) – низкий.

Столица корейской народной демократической республики, город Пхеньян, является также крупнейшим мегаполисом страны.

Население государства – моноэтническое. Более 99% жителей – корейцы.

Экономическое положение КНДР

Экономика государства – плановая. Все без исключения отрасли (экономика, промышленность, торговля) находятся под жестким контролем.

До семидесятых годов двадцатого столетия финансовое состояние республики увеличивалось. Экономика работала, происходило развитие.

Но после значительного увеличения расходов на военную промышленность показатели роста стали отрицательными. За последние тридцать лет произошло обнищание населения, дефолт, девальвация национальной валюты.

Несмотря на некоторое количество иностранных инвестиций, существенного продвижения в экономическом развитии не наблюдается.

Немалая часть затрат военной промышленности осуществляется на ядерную программу. По официальным данным первые успешные испытания прошли в 2005 году.

В начале девяностых страну охватил голод, который привел к смерти нескольких тысяч жителей. После случившегося произошли некоторые послабления в сфере развития частного предпринимательства.

Избирательное право наступает с семнадцати лет. Раз в пять лет проходят безальтернативные выборы в парламент (Верховное народное собрание).

Столица корейской демократической республики – место, откуда производится управление пятой по численности армией мира, которая составляет примерно одиннадцать миллионов человек.

ДМКР

Демократическая республика Конго – одно из крупнейших по площади государств на Африканском континенте (одиннадцатое в мире). Также в числе первых по численности населения (почти семьдесят восемь миллионов человек). С 1971 по 1997 год имело название Заир.

Огромные размеры государства и неплохой человеческий ресурс «не помешали» стране долгие годы находиться в верхнем списке беднейших стран планеты. В 2012 году этот печальный рейтинг был даже возглавлен.

Индекс человеческого ресурса низкий. ВВП на душу населения не превышает трехсот долларов.

Май 1960 года должен был стать поистине поворотным в истории страны – во главе парламента оказался известный борец за свободу Патрис Лумумба. Уже в июне государство получило независимость от Бельгии.

В сентябре того же года новоиспеченный премьер-министр был смещен президентом.

По всей стране прокатывается волна мятежей, полностью остановить которые смогли лишь войска ООН в 1963.

Вследствие переворота 1965 года был смещен и глава государства. К власти приходит Мобуту Сесе Секо.

Первым делом новоиспеченный диктатор вводит однопартийную систему – «Народное движение революции». На протяжении всего этого времени страну сотрясали восстания и мятежи. Мобуту часто практиковал публичные казни.

Ситуация в стране

Государство погрязло в коррупции и взяточничестве. И, конечно, в бедности. Глава правительства имел личные замки, современный автопарк, а также небольшую «заначку», равную внешнему долгу страны. Логичным итогом стало несколько дефолтов. Из кризиса страна за последние 60 лет ни разу и не выходила.

Демократическая республика Конго поддерживала сильный культ личности. Мобуту называли «отцом народа», «спасителем нации» и другими не менее лестными эпитетами. Повсюду были его портреты, значки, даже с денежных банкнот «сурово» наблюдал Сесе Секо.

Длительное время правитель придерживался проамериканской политики. Но после окончания холодной войны отношения между странами резко ухудшились.

Страна после ухода диктатора

Сесе Секо пробыл у руля власти до 1997, был смещен вследствие покушения. Правитель бежал из страны и в том же году умер в Марокко.

Ситуация не намного улучшилась с приходом к власти Лоран-Дезире Кабила – тот же культ личности, отсутствие выборов.

Относительная стабилизация наступила с приходом к власти его сына – окончание гражданской войны и некоторое улучшение экономической ситуации.

ДРА

Демократическая республика Афганистан – государство, которое не продержалось на политической карте мира и пятнадцати лет (с апреля 1978 по апрель 1992 г.).

Количество партий – одна.

История государства началось с революции, приведшей к власти представителей «Народно-демократической партии». Но сопротивление внутри страны лишь усилилось.

После нескольких месяцев тяжелейшего противостояния и смены нескольких лидеров к власти приходит Амин Хафизулла. Во внешней политике новый «рулевой» решил ориентироваться на США. В итоге он был убит, и к власти пришли сторонники социализма с «просоветским» курсом. В страну были введены войска СССР.

Советский период

Был заменен флаг и исключены исламские обозначения с символов государственности. Конечно же, немалая часть населения была против этих изменений и активно сопротивлялась военной силе извне. Постоянные диверсии и атаки правительственных войск сводили на нет попытки реконструкции дорог, мостов, медицинских учреждений, жилищного сектора, школ. Повстанцы уничтожали сторонников новой власти, инфраструктуру, урожай, автотранспорт.

Мощная помощь СССР в экономическом и военном плане позволяла государству даже понемногу развиваться. Но немалая часть территории была за «душманами».

После вывода советских войск в 1989 году, в условиях международной изоляции, Демократическая республика Афганистан просуществовала не более трех лет. В апреле 1992 года столица была захвачена повстанцами, и исламу была возвращена главенствующая роль.

Несмотря на долгие годы жизни фактически в военных условиях, данная демократическая республика вызывает ностальгию у части граждан страны – в это время произошло серьезное улучшение инфраструктуры. Такая поддержка стоила СССР восьми миллиардов долларов ежегодно, более пятнадцати тысяч погибших воинов и острой необходимости психологической поддержки бойцов в последующие годы.

САДР

Сахарская арабская демократическая республика граничит с Алжиром, Мавританией и Марокко. Это частично признанное государство.

С самых первых дней жителям, проживающим на этой территории, приходилось бороться за независимость.

С конца девятнадцатого века это была колония Испании. Местное освободительное движение и претензии на территорию со стороны Марокко вынудили испанцев отступить. В 1975 году были подписаны соглашения в Мадриде.

Испания разделила свою бывшую колонию между Марокко и Мавританией.

Освободительное движение

Конечно же, освободительное движение (ПОЛИСАРИО) такой выход из ситуации не устроил. И столкновения продолжились уже с арабскими странами.

Всесторонняя поддержка Алжира помогла вывести с арены событий Мавританию уже в 1976 году и отказаться от претензий на территории. Однако эти земли сразу же частично перешли под знамена сильной армии Марокко.

Во владении ПОЛИСАРИО осталось около 20% желаемой территории.

С тех пор конфликт находится в подвешенном состоянии. Обе стороны считают территории своими. В любой момент боевые действия могут быть возобновлены.

ГДР

Германская демократическая республика просуществовала достаточно продолжительный период времени – с 7 октября 1949 по 3 октября 1990 года.

После окончания Великой Отечественной Войны территория Германии была разделена на три зоны оккупации, впоследствии трансформированные в две.

Первая, которая была под влиянием западных капиталистических стран, впоследствии получила название ФРГ. ГДР же была ориентирована на Советский Союз.

Демократическая республика Германия своей основной целью ставила борьбу с капитализмом. Формально страна была независимой, но в реальности все существенные вопросы решались не без помощи Москвы.

Положение в государстве

На всей территории страны был создана разветвленная ветвь полиции, силовых органов, спецслужб, контрразведки. Образована устойчивая сеть осведомителей. Доносчиками нередко становились члены семьи.

Первым и единственным президентом стал немецкий коммунист Вильгельм Пик. Политических партий было несколько – консервативная, либеральная, левонационалистическая, аграрно-консервативная. Однако даже в Конституции было прописано, что правящей партией является коммунистическая.

Советский Союз вложил немало средств в восстановление страны. Нахождение рядом с капиталистическим «соседом» вынуждало идти на большие траты. В ГДР были развиты радиоэлектроника, оптика, строительство железнодорожной техники, автомобильная и химическая промышленность, судостроение. По многим позициям развитие превзошло регионы СССР.

Параллельно успехам в экономике, каждый житель чувствовал, что находится под пристальным вниманием спецслужб. Выезд за рубеж был крайне проблематичен.

Прошло более двадцати пяти лет с момента объединения Германии. Период ГДР оценивают неоднозначно. Кто-то воспоминает его с ностальгией, а кто-то с ненавистью.

РДР

Российская демократическая республика просуществовала всего несколько часов шестого января 1918 года после провозглашения Учредительным Собранием во главе с В. М. Черновым. Планировалось объединение краев и национальных автономий бывшей Российской Империи. Устройство – федеративное.

Демократическая республика Россия должна была управляться президентом, избираемым на один год. Он наделялся широкими полномочиями, вплоть до увольнения министров и руководства армией.

Главу государства планировалось избирать двухпалатным парламентом. Столицей республики стал город Петроград.

В тот же день, шестого января 1918 года, вышел декрет о роспуске Всероссийского Учредительного Собрания. Вместе с этим органом в историю ушло и федеративное образование.

fb.ru

Что такое демократическое государство? :: SYL.ru

Впервые термин «демократия» был использован в труде греческого историка Геродота. Американский президент Авраам Линкольн определял это понятие как власть народа, которую он избирает и в интересах которого она совершается. Чтобы понять, что такое демократическое государство, следует рассмотреть основные его признаки, принципы и функции.

Определения термина «демократия»

На сегодняшний день юридическая наука и политология дают несколько определений понятию «демократия»:

1. Особая форма организации государства, при которой власть принадлежит всем ее гражданам, которые пользуются равными правами на управление.

2. Устройство какой-либо структуры. Оно основывается на принципах равенства ее членов, периодичной избирательности органов управления и принятия решений большинством голосов.

3. Социальное движение с целью утверждения в жизни идеалов демократии.

4. Мировоззрение, основанное на принципах свободы, равенства, уважения прав человека и национальных меньшинств.

Демократическое государство является олицетворением власти народа. При этом граждане имеют равные права на управление, а правительство действует в их интересах.

Признаки демократического государства

1. Признание народного суверенитета. Граждане демократических государств – верховные носители власти.

2. Возможность участия всего народа (а не части населения) в управлении делами в обществе и стране непосредственно или через представительные органы.

3. Наличие многопартийной системы. Конкурентные, честные и свободные выборы, в которых принимают участие все граждане. При этом одни и те же люди не должны долгое время находиться у власти.

4. Признание и гарантии основополагающих прав человека. Для этого должны функционировать специальные юридические институты, предупреждающие беззаконие.

5. Политическая свобода и равенство граждан перед судом.

6. Наличие систем самоуправления.

7. Взаимная ответственность гражданина и государства.

Часть из этих признаков можно считать также принципами демократического государства, которые будут подробно рассмотрены далее.

Принципы демократического государства

1. Плюрализм во всех сферах общественной жизни. В экономике он воплощается в наличии разнообразных форм собственности и хозяйственной деятельности. В политике плюрализм проявляется через многопартийную систему, а в сфере идеологии – через свободное высказывание мыслей, концепций и идей.

2. Свобода слова. Этот принцип включает в себя гласность деятельности всех субъектов политики. Это все должно обеспечиваться свободой средств массовой информации.

3. Демократическое государство предполагает подчинение меньшинства большинству при принятии любых решений.

4. Избирательность органов государственной и местной власти.

5. Гарантии прав национальных меньшинств, предупреждение дискриминации по какому-либо признаку.

6. Существование и свободное функционирование политической оппозиции.

7. Власть в демократическом государстве должна обязательно быть разделена (законодательная, исполнительная и судебная).

Что такое правовое государство?

Впервые проанализировать и обосновать с юридической точки зрение это понятие удалось Р. фон Молю. Он определил, что демократическое правовое государство основано на закреплении в конституции прав и свобод граждан и обеспечении их защиты законом и судом. Следует отметить, что изначально не всеми учеными признавались реальность и возможность воплощения в жизнь этой концепции. До сих пор некоторые исследователи отмечают слабость основ для такой формы государственности, в частности на постсоветском пространстве.

Для этой концепции характерно признание верховенства права над властью. При этом признаются:

1) приоритет личности и общества над государством;
2) реальность прав и свобод каждого гражданина;
3) взаимная ответственность государства и личности;
4) независимость и авторитет суда;
5) связанность власти правом.

Что такое социальное государство?

В истории формирования концепции социального государства можно выделить три основных этапа. Первый характеризуется принятием в различных странах таких политических решений, которые открыли путь к его формированию. На этом этапе в работах Пренса и Шершеневича впервые появилось понятие «демократическое социальное государство». Его определение было сформулировано Хеллером в XX в. Кроме того, в это время в области внутренней политики государства начинает выделяться социальная.

Второй этап – начало–средина XX в. Этот период характеризуется появлением двух традиций утверждения социальной модели государства. Первая как сборное понятие была реализована в Германии, вторая как фундаментальный принцип конституционного строя – во Франции, Испании.

Третий этап – формирование социального права. В это время появляются специальные документы, регулирующие отношения в данной области.

Признаки социального государства

1. Демократическое государство с развитым гражданским обществом. Наличие эффективной правовой системы.

2. Наличие юридической основы. Она выступает в форме социального законодательства, которое отвечает принципам справедливости и быстро реагирует на изменения в обществе.

3. Наличие сбалансированной экономической основы. Она выступает в форме развитого социально ориентированного рыночного хозяйства.

4. Государство заботится о защите основополагающих гражданских прав.

5. Гарантии социальной безопасности населения страны. При этом граждане, благодаря своей активности, сами обеспечивают себе необходимый уровень материального положения.

6. Социальная помощь государства населению, которое не способно само себя обеспечивать.

7. Укрепление стабильности в стране. Деятельность государства направлена на сведение к минимуму имущественной дифференциации.

Демократическое, авторитарное и тоталитарное государства

Противоположностью демократическому государству являются авторитарное и тоталитарное. Следует выделить такие их признаки:

1. Власть сосредоточена в руках одного человека или группы лиц. Они, выступая от имени государства или общества, действуют исключительно в своих интересах, не учитывают мнения большинства.

2. В работе органов власти используются методы давления и диктата.

3. Объем прав и свобод человека зависит от правящих лиц и может быть изменен в любой момент.

4. Нет размежевания полномочий между ветвями власти. Один и тот же орган может издавать законы и контролировать их воплощение в жизнь.

Характеристика основных форм правления

Чтобы понять, кто является верховным носителем власти в демократическом государстве, необходимо рассмотреть особенность двух форм правления.

Монархия. На политической карте мира существует несколько государств с такой формой правления. Это конституционные (парламентские) монархии: Великобритания, Бельгия, Испания, Норвегия, Япония и Швеция. Они являются демократическими государствами. Власть монарха в этих странах значительно ограничена, и основными вопросами общественной жизни занимаются парламенты.

Республика. Различают несколько видов государств с такой формой правления.

Парламентская республика характеризуется приоритетом высшего законодательного органа. Среди таких стран Германия, Греция, Италия. Правительство в этих государствах формируется парламентом и отвечает только перед ним.

В президентской республике глава государства избирается народом. Он сам формирует правительство с согласия парламента.

Реализация принципов демократического государства на примере России

Россия – демократическое государство. Об этом сказано в Конституции страны. Представительская демократия в России обеспечивается выборностью Государственной думы и законно обусловленным формированием Совета Федерации. Кроме того, в стране реализуется такой признак демократического государства, как гарантии и признание основополагающих прав и свобод человека.

Россия по своему устройству является конституционно-правовой федерацией. Это означает, что отдельные части страны (территории) располагают определенной самостоятельностью. Субъекты такой федерации равноправны.

Россия – демократическое государство, которое обеспечивает гарантии прав и свобод человека, реализует принцип идеологического и политического разнообразия и т.д.

www.syl.ru

Демократическое правление

ГОУ ВПО «Курский Государственный Медицинский Университет»

Кафедра Политологии

Реферат

«Демократическое правление»

Выполнил: Алябьева С.Ю.

Проверил: Кабанович Р.М.

Курск-2010г.

Этимология слова демократия проста и наглядна — греческое demos – народ, и kratos – власть, дают простую формулу — «народовластие». Но эта простота — ложная, ни в античной Греции, которая стала родиной классического народовластия, ни сейчас, нет единства в понимании сущности демократии как политического режима. Если вспомнить типологию режимов, предложенную Платоном, а вслед за ним усовершенствованную Аристотелем, то станет очевидно, что сами родоначальники политической науки воспринимали демократию более чем скептически, понимая под ней то господство низших слоев населения, то власть «неразумной» толпы. Причины подобного отношения мы вскроем ниже. Тем не менее, античная демократия существовала как вполне успешная система управления, и она главным образом повлияла на современные представления об идеальном политическом строе. Именно поэтому обзор возможных вариантов понимания демократии мы начнем с нее.

Поскольку идеал народовластия труднодостижим и подлежит различным толкованиям, предлагалось множество практичных моделей. До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. В представительной демократии граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия.

Одной из распространённых целей демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Сегодня во многих странах народовластие отождествляется с либеральной демократией, которая, наряду со свободными, честными и состязательными выборами, включает в себя верховенство права, разделение властей и конституционные ограничения власти большинства путём гарантий определённых личных или групповых свобод. С другой стороны, некоторые левые движения полагают, что реализация права принятия политических решений требует обеспечения социальных прав и низкого уровня социально-экономического неравенства.

Главная черта античной (афино-спартанской) политической системы может быть сформулирована в двух словах — прямая демократия. В свою очередь прямая демократия основывалась на двух элементах: базовой власти народного собрания и политическом равенстве граждан. Народное собрание, носившее разные имена (агора — в эпоху троянской войны, экклесия — в Афинах, апелла в Спарте) было для жителей античных полисов центральным источником власти и представляло собой прямое голосование всех «свободных граждан». К этой категории не относились рабы, вольноотпущенники, иногородние, дети и женщины. Существует прямая связь между толпой свободных, взрослых мужчин, собравшихся на площади для решения важных вопросов своего полиса и городским ополчением, созываемым в ходе войны. Как полагают историки именно «военная демократия», присущая всем народам на племенной стадии существования общества, стала прообразом прямого народовластия в античных городах-государствах. Недостаток средств, чтобы содержать наемную армию привел греков к поголовной военной обязанности, а сила олицетворяемая оружием во все времена легко конвертировалась во власть. В чистом виде эта военная сторона греческой демократии проявилась в Спарте, которая в описании историка Плутарха предстает перед нами как «государство-казарма», жизнь его граждан целиком посвящена военным упражнениям и подготовке к грядущим войнам. Кроме предельной милитаризации всей общественной и частной жизни, Спарта дает выпуклый пример второго принципа прямой демократии — политического равенства граждан, которое основывалось на принудительном экономическом равенстве. В каком-то смысле СССР можно было назвать Спартой XX века.

Однако развитые формы демократии принято связывать в большей степени с афинской моделью управления. В отличие от Спарты, афинское общество было не военным, а торговым. Как следствие этого оно было разделено на конфликтующие социальные слои. Реализация прямой демократии была возможна только через ряд механизмов, выстраивающих систему сдержек и противовесов между богатыми и бедными, начальниками и подчиненными. Афинская демократия начиналась с собрания граждан — экклесии, причем для принятия решений считалось необходимым и достаточным участие шести тысяч человек. Над экклесией находился более узкий орган ответственный за исполнение решений народного собрания — Совет 500 (прообраз современного парламента), и, наконец, избираемые из его числа 50 человек во главе с ежедневно сменяемым председателем — представляли по существу правительство полиса. Экклесия избирала 10 стратегов — военных руководителей афинского полиса, а также судей. С помощью умело выстроенной системы власти афиняне не только стремились соблюсти паритет между богатыми и бедными гражданами, но и не допустить узурпации власти популярным политиком и образования тиранического правления. Та опасность, о которой предупреждал уже Платон, когда власть некомпетентного большинства трансформируется в тиранию «народного кумира», настолько заботила афинский демос, что в Афинах существовала специальная процедура, получившая название «остракизм» (ежегодное изгнание признанного опасным для полиса общественного деятеля). Как рассказывает Плутарх, один из лучших афинских полководцев — Алкивиад, подвергался неоднократному изгнанию из родного города на том основании, что он мог стать тираном, в силу своей популярности и одержанных побед.

Между античной демократией и эпохой зарождения современных моделей демократического правления, располагается довольно обширная эпоха авторитарного правления. Поздняя античность и Средние века дают пример совершенно иной общественной структуры, в сравнении с античными полисами. Можно отметить три общественных явления препятствовавших становлению демократии: профессионализация военного дела, когда защита государства стала сословной привилегией дворянства, династическая традиция и система вассалитета. Постепенное отмирание старого общества, и замена его важнейших опор на более современные, так называемая модернизация, вновь поставила в повестку дня демократический идеал. Складывание современной демократии в Новое время, связано с рядом буржуазных революций, разрушивших старое общество. В первую очередь «Славной революцией» 1688 года в Англии и Великой французской буржуазной революцией. Новая общественная система выкристаллизовывалась из трех принципов, обладавших несомненной новизной. Во-первых, это рождение государства-нации, обладающего суверенитетом, т.е. всей полнотой верховной власти и пользующегося монопольным правом на насилие. С восстановлением данной монополии связана в частности длительная борьба королевской власти с дуэлями, живо описанная Дюма-отцом в «Трех мушкетерах». Во-вторых, складывание представления о «гражданском обществе», как союзе собственников в защиту своих экономических и политических прав. Гражданское общество и есть носитель новой демократии. И, наконец, в третьих, обоснование принципа конституционности, согласно которому и государство-нация и гражданское общество, подчинены единой, стоящей над ними, системе морально-правовых обязательств, имеющей силу закона. Таковы в общих чертах предпосылки прообраза современных моделей демократии, который получил название либеральной демократии.

Либеральная демократия исходит из представления о расколотом на конкурирующие группы обществе, главной ее задачей, как системы власти, становится вовсе не осуществление прямой власти большинства, а напротив защита интересов сплоченного меньшинства собственников, как от тирании государства, так и от власти низов общества. Один из первых теоретиков либеральной демократии Джон Локк, назвал ее «республикой собственников». Для либеральной демократии как нельзя лучше подошла «смешанная система» управления, описанная еще Аристотелем под названием полития (и в этом смысле либеральная демократия наследница афинской). Однако в нее было внесено много новаций. Если суммировать сказанное, то либеральная демократия это — многоступенчатый порядок делегирования власти (нация—парламент—правительство), система разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную, а так же классический двухпалатный парламент. Целью, выстроенной системы взаимных блокировок и противовесов внутри власти, было не допустить захвата и монополизации власти любым большинством. Первые признаки демократии в Европе, от которых нас отделяет двести-триста лет, и современное всеобщее, равное, тайное голосование, воцарившееся повсеместно сравнительно недавно (в ряде стран Европы лишь в середине нашего столетия были предоставлены избирательные права женщинам: Франция – 1944 г., Италия – 1945 г., Греция – 1956 г., Швейцария – 1971 г.), суть единый процесс усовершенствования либеральной демократии. Ступенями этого процесса стали рост грамотности, эмансипация женщин, и, самое главное, расширения класса собственников, понимающих и защищающих свои интересы, за счет включения в их число среднего класса. В связи с этим обстоятельством социологи называют современное западное общество — обществом двух третей, тем самым, указывая на важнейшее экономическое условие современной демократии.

mirznanii.com

Признаки демократии: ее ценности

Демократия является особенной формой правления, при которой политические решения принимаются большинством граждан. В качестве политического режима демократия характеризуются народовластием. К примеру, Российская Федерация является демократическим государством, так как согласно конституции РФ, единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.

Чтобы лучше уяснить понятие демократии, надо узнать, что присуще данному типу политического режима. Характеристики демократии, признаки демократического государства:

  • Юридическое равноправие гражданин государства. Каждый гражданин демократического государства имеет равные возможности (в теории) для того, чтобы принимать участие в политической жизни общества.
  • Принятие решений по принципу большинства. В демократическом обществе представлены интересы большинства.
  • Меньшинству дана возможность выражать оппозиционную точку зрения.
  • Народ признан единственным возможным источником власти.
  • Политический плюрализм. Существуют многочисленные партии, общественные движения и объединения, каждое из них предоставляет множество выборов развития общества.
  • Правовое государство. Его построение возможно только при условии верховенства права, соблюдении естественных прав человек. В правовом государстве все равны перед законом. «Закон суров, но справедлив» — как говорил Цицерон.
  • Разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную, чтобы слишком много власти не скапливалось у одной группы лиц, чтобы не образовалась диктатура.
  • Проведение выборов для избрания управляющих государством. К примеру, должность президента РФ является выборной. Это пример демократического режима в современном российском государстве. Государственная Дума также комплектуется по итогам выборов.
  • Проводится демократизация образования.

Если соблюдены эти признаки демократического государства, то общество лучше и активнее развивается.

Виды демократии

Существуют два вида демократии: прямая демократия и представительная демократия. Прямая демократия является таким видом организации общества, в котором народ есть власть, принимающая все решения о развитии общества. Пример из истории великой демократии в Афинах: когда персы вторглись в Грецию, афиняне собрались на площади, где надо было принять решение, как противостоять захватчикам. Фемистокл предложил потратить деньги на борьбу с персами. Жители спорили, но все-таки выбрали вариант Фемистокла. Был собран флот, который сокрушил персов.

Не стоит и идеализировать понятие демократии в Афинах. Правом голоса обладали лишь мужчины, являвшиеся коренными афинянами.

Афинская демократия имела такой минус: демагоги (с греческого переводится «заискивающий у народа») часто склоняли людей на свою сторону, использую популистские лозунги. Слово «популизм» происходит от слова «народ». Апеллировать громкими словами к народным нуждам – вот популизм и демагогия. Афинская демократия породила и эти негативные явления.

В современном обществе не существует прямой демократии. Народ не принимает самостоятельные решения, а делегирует полномочия законно избранным представителем. Приведем пример: в РФ граждане не занимаются законотворчеством самостоятельно, они избирают депутатов в Госдуму, которая занимается законотворчеством. Плюс такого режима заключается в том, что государственными делами занимаются профессионалы. А минус в том, что качество работы народных избранников может быть низким.

Демократия, ее основные ценности и признаки

Демократия может сочетаться либо с рыночной, либо со смешанной экономикой. Чтобы понять, почему демократический режим нельзя совместить с экономическим планированием, надо узнать основные ценности демократии.

Ценности демократии:

  1. Человек. Человеческая жизнь.
  2. Свобода и личная неприкосновенность.
  3. Неотчуждаемые права.
  4. Индивидуализм.
  5. Демократизация образования. Уважение личности ученика, предоставление учащимся большей свободы в образовании. Демократизация образования активно ведется в современном российском обществе.
  6. Позитивное отношение к частной собственности.

Демократия и экономика. Нужна ли демократия рыночной экономике?

Последний признак не укладывается в модель плановой экономики. Там единственным заказчиком и производителем является де-юре государство.

Существуют различные подходы касательно роли государства в рыночной экономике. Политика либертарианства отводит государству роль «ночного сторожа». Государство лишь устанавливает правила рыночной игры и следит за тем, чтобы они исполнялись, наказывает преступников.

В настоящее время признана концепция смешанной экономики в демократическом режиме. Функции государства в такой модели:

  1. Государство препятствует тому, чтобы образовывались предприятия-монополисты, захватывающие рынок.
  2. Делает государственные заказы в тех сферах, в которых не заинтересован предприниматель: развитие науки, оборонная промышленность.
  3. Защищает незыблемость права собственности.
  4. Разрешает экономические споры.
  5. Препятствует тому, чтобы бизнесмены вели экологически вредное производство.

Волеизъявление граждан в демократическом режиме

Как было оговорено ранее, демократия есть власть большинства, где меньшинство имеет право выражать оппозиционные идеи. Возможны следующие формы политического участия граждан:

  • Голосование. Проведение выборов, избрание президента и государственной думы – явные проявления демократии.
  • Свободное выражение своих мнений, использование свободных СМИ.
  • Участие в законных митингах, стачках, забастовках, демонстрациях и других формах выражения недовольства.
  • Пассивное и активное избирательное право. Когда в стране демократия, каждый гражданин может и избирать, и быть избранным наравне с другими.

Демократия имеет свои минусы: мнением народа можно манипулировать, точка зрения меньшинства может игнорироваться, решения народа могут быть неверными. Но при всех минусах демократия обеспечивает равные права для всех, свободу экономической, творческой, производственной и иной деятельности, предоставляет неотчуждаемые естественные права, дает возможность для вполне справедливого волеизъявления и проведения честных и открытых выборов.

Похожие статьи

Рекомендуем почитать:

karate-ege.ru

от античности до наших дней

Среди всех существующих видов устройства верховной власти государства демократия является единственной формой правления, в которой полномочия закрепляются за большинством, причем независимо от его происхождения и заслуг.

На сегодняшний день это самый распространенный и прогрессивный вид политического режима в мире, отличающийся непрерывным развитием и видовым разнообразием.

Этой форме государственного устройства посвящено немало трудов философов и ученых всех времен.

Определение демократии и сопутствующее ей понятие

Демократия – система управления государством, при которой власть признается за народом и осуществляется на базе законодательно выраженных равных прав и свобод граждан.

Демократия неотделима от понятия государства, так как возникла вместе с ним.

* Государство – политическая форма организации общества, реализующаяся на определенной территории.

История возникновения демократии

Демократия зародилась в 507 году д. н. э. в Древней Греции как одна из форм народного самоуправления античными городами-государствами. Поэтому дословно с древнегреческого демократия переводится как «власть народа»: от demos — народ и kratos – власть.

Интересно, что demos греки называли не весь народ, а только свободных граждан, наделенных правами, но не относящихся к аристократам.

Общие признаки демократии

Неотъемлемыми признаками демократической системы являются:

  • Народ – источник власти.
  • Избирательный принцип в основе формирования органов государственного самоуправления.
  • Равенство гражданских прав, при приоритете избирательного.
  • Руководство мнением большинства в спорных вопросах.

Признаки современных демократических государств

В процессе исторического развития демократия выработала новые признаки, среди которых:

  • главенство Конституции;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • приоритет прав человека над правами государства;
  • признание прав меньшинства на свободное выражение собственного мнения;
  • конституционное закрепление приоритета прав большинства перед меньшинством и др.

Принципы демократии

Системообразующие положения демократии, безусловно, отражаются в ее признаках. Помимо политических свобод и гражданского равноправия, выборности госорганов и разделения властей, следует отметить и такие принципы:

  • Воля большинства не должна ущемлять в правах меньшинство.
  • Плюрализм – социально-политическое многообразие, лежащее в основе свободы выбора и выражения мнения. Он предполагает множественность политических партий и общественных объединений.

Виды демократии

О том, какими способами народ может проявлять свою власть, говорят существующие разновидности демократии:

  1. Прямая — Граждане сами, без посредников, обсуждают какой-то вопрос и выносят его решение на голосование
  1. Плебисцитная (считается разновидностью прямой) — Граждане могут только проголосовать за или против решения, к подготовке которого они не причастны.
  1. Представительная — Решения за граждан принимают их представители во власти, получившие народные голоса на выборах.

Демократия в современном мире

В наше время демократические государства являются государствами представительной демократии. В них народная воля, в отличие от античного общества, выражается через избираемых представителей (депутатов) в парламенте или органах местного самоуправления.

Представительная демократия делает возможным народное управление крупным государством с большой территорией и населением.

Однако во всех формах современной демократии встречаются элементы прямой демократии, в качестве референдумов, прямых президентских выборов, плебисцитов.

[youtube]iOT1UgUTiI0[/youtube]

histerl.ru