Примеры больших групп – 22. Понятие большой социальной группы. Основные признаки больших социальных групп и массовых движений. Типы больших групп.

Тема 18. Понятие и виды социальных групп

Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и традиции. Социальная группа – одна из основных составляющих социальной структуры. Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, то есть духовные, экономические или политические потребности.

Принадлежность к группе предполагает, что человек обладает некоторыми характеристиками, которые с точки зрения группы являются ценными и значимыми. С этой точки зрения выделяют «ядро» группы – тех ее членов, которые обладают данными характеристиками в наибольшей степени. Остальные члены группы формируют ее периферию.

Конкретная личность не может быть сведена к членству в одной группе, так как непременно принадлежит сразу к достаточно большому числу групп. И действительно, мы можем распределить людей на группы очень многими способами: по принадлежности к конфессии; по уровню дохода; с точки зрения их отношения к спорту, к искусству и т. д.

Группы бывают:

  1. Формальными (формализованными) и неформальными.

В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п.). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии; она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои особые функции.

Неформальные группы складываются стихийно и не имеют регламентирующих правовых актов; их скрепление осуществляется главным образом за счет авторитета, а также фигуры лидера.

В то же время в любой формальной группе возникают неформальные отношения между членами, и такая группа распадается на несколько неформальных групп. Этот фактор играет важную роль в скреплении группы.

  1. Малыми, средними и большими.

Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы: связь между членами группы сильна настолько, что изменение одной из ее частей непременно влечет изменение группы в целом. Нижний предел для малой группы – 2 человека. Существуют разные мнения о том, какую цифру считать верхним пределом для малой группы: 5-7 или примерно 20 человек; статистические исследования показывают, что размер большинства малых групп не превышает 7 человек. Если этот предел превышается, то группа распадается на подгруппы («фракции»). Очевидно, что это вызвано следующей зависимостью: чем меньше группа, тем более тесные связи устанавливаются между ее членами, а следовательно, меньше вероятность, что она распадется. Выделяют также две основные разновидности малых групп: диаду (два человека) и триаду (три человека).

Средние группы – это относительно устойчивые группы людей, также имеющих общие цели и интересы, связанных одной деятельностью, но в то же время не находящихся между собой в тесном контакте. Примером средних групп могут служить трудовой коллектив, совокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта.

Большие группы – это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак (например, принадлежность к вероисповеданию, профессиональная принадлежность, национальность и т.д.).

  1. Первичными и вторичными.

Первичные группы – это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индивида. Последний признак играет определяющую роль для определения первичной группы. Первичные группы – это обязательно малые группы.

Во вторичных группах тесных взаимоотношений между индивидами практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. Тесных контактов между членами вторичной группы также не наблюдается, хотя такая группа – при условии усвоения групповых ценностей индивидом – может оказывать на него сильное влияние. Ко вторичным относятся, как правило, средние и большие группы.

  1. Реальными и социальными.

Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так, реальным признаком может служить уровень дохода, возраст, пол и т.д.

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными:

  • Стратификационные – рабство, касты, сословия, классы;

  • Этнические – расы, нации, народы, народности, племена, классы;

  • Территориальные – выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.

Социальные группы (социальные категории) – это группы, которые выделяются, как правило, для целей социологических исследований на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Например, социальной группой будет вся совокупность людей, умеющих пользоваться компьютером; вся совокупность пассажиров общественного транспорта и т.п.

  1. Интерактивными и номинальными.

Интерактивными называются такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений. Примером интерактивных групп являются группы друзей, образования типа комиссий и т.д.

Номинальной считается группа, в которой каждый из членов действует независимо от других. Для них более характерно косвенное взаимодействие.

Особо следует остановиться на понятии референтной группы. Референтной считается группа, которая в силу авторитета для индивида способна оказывать на него сильное влияние. Другими словами, эту группу можно назвать эталонной. Индивид может стремиться стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, чтобы быть более похожим на ее представителя. Такое явление называется предвосхищающей социализацией. В обычном случае социализация протекает в процессе непосредственного взаимодействия в рамках первичной группы. В данном же случае индивид перенимает характерные для группы признаки и способы действия еще до того, как вступил во взаимодействие с ее членами.

Особо в социальной коммуникации выделяются так называемые агрегаты (квазигруппы) – совокупность людей, которые объединяются на основании поведенческого признака. Агрегатом, например, является аудитория какой-либо телепрограммы (то есть люди, которые смотрят данную телепрограмму), аудитория какой-либо газеты (то есть люди, которые покупают и читают эту газету) и т.д. Обычно к агрегатам относят аудиторию, публику, а также толпу зевак.

Социальная структура нередко рассматривается как совокупность отношений между социальными группами. С этой точки зрения в качестве элементов общества выступают не социальные статусы, а малые и большие социальные группы. Совокупность социальных отношений между всеми социальными группами, точнее, общий итог всех отношений определяет общее состояние общества, то есть то, какая атмосфера в нем царит – согласие, доверие и терпимость или недоверие и нетерпимость.

studfiles.net

74.Общая характеристика больших социальных групп

  1. Общая характеристика больших социальных групп, их классификация.

Большие группы в количественном отношении образования людей разделяются на два вида:

1. стихийно возникшие, достаточно кратковременные существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория;

2. социальные группы в точном значении слова, то есть группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании — социальные классы, различные этнические группы, нации, профессиональные группы, половозрастные группы.

Общие признаки, отличающие большие группы от малых:

— нравы, обычаи, традиции — специфические регуляторы поведения, их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики;

— образ жизни — особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения, его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов между людьми;

— интересы, ценности, потребности — приобретают особое значение в рамках образа жизни;

— специфический язык (например в проф. или возрастной группе это жаргон)

Методы исследования общественной психологии больших социальных групп:

— методы этнографии — анализ некоторых продуктов культуры, в которых закреплены нравы, традиции и обычаи;

— методы социологии — описывают некоторые функциональные зависимости, которые позволяют получить значимые корреляции;

— методы языкознания — анализ знаковых систем;

Менталитет — представители определенной культуры усваивают сходные способы восприятия мира, формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфических образцах поведения, такое понимание менталитета может быть отнесено и к характеристикам большой социальной группы.

Стихийные группы:

Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших соц групп: классов, наций, профессий, возрастов и т. д. такая группа может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной.

Толпа — длительность ее существования определяется значимостью инцидента; когда это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: толпа легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам.

Масса — может выступать не обязательно как сиюминутное образование, может оказаться в значительно большей степени организованной. Когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. Организаторы выдвигаются не непосредственно в момент начала действия, а известны заранее. В действиях массы более четко продуманы как конечные цели .так и тактика поведения. Масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Публика — кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Есть общая и определенная цель, поэтому она более управляема. В ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой (болельщика футбола).

Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах.

Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воз­действия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен зараже­ния был известен, по-видимому, на самых ранних этапах челове­ческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. В самом общем виде заражение можно определить как бессознатель­ную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознан­ное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя» (Парыгин, 1971. С. 10). Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организован­ного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваи­вает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно на­блюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во- вторых, потому, что в ситуации паники весь­ма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей.

Внушение представляет собой особый вид воздействия, а имен­но целенаправленное, неаргументированное воздействие одного чело­века на другого или на группу. При внушении осуществляется про­цесс передачи информации, основанный на ее некритическом вос­приятии. Часто всю информацию, передаваемую от человека к че­ловеку, классифицируют с точки зрения меры активности пози­ции коммуникатора, различая в ней сообщение, убеждение и внуше­ние. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку.

Подражание также относится к механизмам, способам воздей­ствия людей друг на друга, в том числе в условиях массового пове­дения. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осу­ществляется не простое принятие внешних черт поведения друго­го человека или массовых психических состояний, но воспроизве­дение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Если в животном мире этот закон реали­зуется через наследственность, то в человеческом обществе — че­рез подражание. Оно выступает источником прогресса: периоди­чески в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в струк­туру общества и вновь осваиваются путем подражания.

studfiles.net

Большие — средние — малые группы

Количество просмотров публикации Большие — средние — малые группы — 4695

Одним из базовых критериев типологии групп является их численность. К малым группам обычно относятся такие, численность которых не превышает 10-12 человек; средние группы включают от нескольких десятков до нескольких сотен человек; наконец, большие группы могут состоять из нескольких сотен человек (не менее 200-300), верхний предел численности больших групп не определœен. Реально максимально большой социальной группой, изучаемой социологами, является общество, то есть группа, насчитывающая порядка миллионов или десятков миллионов человек. Наиболее часто социологи изучают большие социальные группы, включающие от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч человек.

При этом критерий численности — это лишь формальный индикатор различия между большими, малыми и средними группами. Именно из-за его формальности невозможно точно указать, где именно лежит численная граница между малыми и средними, средними и большими группами. Численность лишь отражает качественные различия в возможностях непосредственного межличностного общения в группах разной численности, в частности, разные возможности обратной связи.

В малых группах каждый ее член может непосредственно контактировать с любым другим членом той же группы; в частности, он всœегда может среагировать на поведение любого из членов, и, свою очередь, наблюдать, как реагирует на его поведение каждый член группы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в малой группе существует постоянно действующая система прямой и обратной связи между каждым и каждым членом.

Возможности такой связи ограничиваются, с одной стороны, эффективностью каналов связи между индивидами; с другой — размером группы. Когда численность ее превышает 10 человек, каждому ее члену становится в принципе трудно следить за реакцией отдельных его «согруппников», и он вынужден воспринимать группу как нечто целое. Вместе с тем, в такой группе легче образуются коалиции, подгруппы, и она реже представляет собой целостный монолит. Именно в связи с этим опытные руководители стараются не включать в состав работающих коллективов, комиссий, и т.д., в случае если от них требуется эффективная и быстрая работа͵ более 10 человек. Когда коллектив или группа имеют большую численность, их обычно разделяют на подгруппы (подкомиссии, бригады, звенья, и т.д.)

Средние группы— это такие, в которых каждый член в принципе может знать каждого другого человека, входящего в группу, в лицо (или по каким-либо другим признакам, к примеру, по условному коду), но не может отследить реакцию каждого из них на отдельный элемент своего поведения — для этого группа чересчур велика.

И, наконец, большая группа — это такая группа, в которой отдельные ее члены в принципене бывают лично знакомы друг с другом.

Различия между малыми, средними и большими группами состоят прежде всœего в характере информационных процессов. Тесное межличностное общение в малых группах позволяет им вырабатывать нормы и ценности, а также образцы поведения, осуществлять социальный контроль более эффективно, чем в средних и особенно в больших группах. Более того, можно утверждать, что большие и средние группы только тогда могут демонстрировать образцы организованного поведения, формировать устойчивые внутригрупповые нормы и ценности, когда сами они включают малые группы в качестве элементов своей структуры (мезоструктура).

Из сказанного становится ясным, почему численность сама по себе не всœегда позволяет однозначно отнести ту или иную группу к большой, малой или средней. Взаимодействие в группе численностью в 15-20 человек можно организовать таким образом, что она будет вести себя как малая группа. То есть каждый входящий в нее индивид сможет точно знать, как относится к каждому его поступку каждый другой член данной группы.

С другой стороны, в случае если в группе численностью 10 человек не наладить эффективного механизма межличностного общения, вполне может оказаться, что она будет вести себя как средняя по численности группа, когда, к примеру, индивид будет скорее реагировать на некое усредненное мнение группы, чем на мнение каждого отдельного ее члена.

2.4.2.Все социальные группы делятся на целœевые и нецелœевые. Как уже отмечалось, наличие четко сформулированной обшегрупповой цели не обязательно для того, чтобы какая-либо общность людей считалась социальной группой. При этом, группы, имеющие такую цель, играют очень большую роль в обществе и в связи с этим часто оказываются объектом изучения социологов. Причина состоит в том, что поведение целœевых групп подчиняется целому ряду закономерностей, которые не наблюдаются среди нецелœевых групп.

Цель лишь тогда может считаться общегрупповой, когда она достаточно четко сформулирована и осознается хотя бы частью членов группы (не обязательно всœеми!). Цель деятельности должна быть задана как самой группой, так и предложена (или навязана) ей извне.

Каждый человек, находясь в группе, осуществляет некоторую целœесообразную деятельность, хотя он далеко не всœегда четко осознает и формулирует для себя свои цели.

Совпадение целœей отдельных индивидов еще не означает, что цели каждого из них являются общегрупповой целью.

В случае если же общегрупповая цель существует, она очень редко является «равнодействующей» индивидуальных целœей. Группы имеют собственные цели; как правило, индивиды вынуждены «подстраивать» свои индивидуальные цели под цель деятельности группы.

Граница между целœевыми и нецелœевыми группами весьма условна. Группа должна быть создана как нецелœевая, а затем может выработать для себя (или получить извне) цель своей деятельности. И наоборот, целœевая группа может со временем утратить эту цель, но, тем не менее, сохраниться как группа (к примеру, регулярно встречающиеся и взаимодействующие друг с другом члены воинского подразделœения, спортивной команды, и т.д.). Очень часто истинные цели группы бывают известны далеко не всœем ее членам, и тем не менее она существует как целœевая.

2.4.3.В социологии выделяются также формальные и неформальные группы.

Как целœевые, так и нецелœевые группы бывают формальными и неформальными. Под формальными группами мы, в соответствии с существующей традицией, будем понимать группы, отличающиеся следующими особенностями:

— нормы, ценности, роли группы четко формализованы, то есть закреплены в текстах;

— нормы, ценности и роли группы определяются внешними по отношению к группе агентами (другими группами, государством, и т.д.)

Соответственно, неформальные группы — это такие группы, которые не имеют четких закрепленных ролевых ожиданий, нормативной и ценостной (целœевой) базы; кроме того, неформальные группы сами вырабатывают свою ценностно-нормативную базу и ролевую структуру.

2.4.4.С понятием формальных и неформальных групп тесно связано понятия «первичных» и «вторичных» групп. В случае если делœение на формальные и неформальные характеризует объективную структуру групп, то первичные и вторичные группы определяются по отношению к входящим в них индивидам, составляющим эти группы. Неформальная группа всœегда является первичной, а формальная — вторичной.

Среди признаков, отличающих первичную группу от вторичной обычно называются следующие:

Первичные Вторичные

Численность только малые любые

Целœеполагание нецелœевые целœевые

Кол-во ролей

у каждого члена много мало

ролевые ожидания нечеткие четко определœенные

формализация низкая высокая

Социологи давно заметили, что в реальной жизни практически не встречается групп, которые были бы исключительно первичными и неформальными, или наоборот, полностью соответствовали бы требованиям вторичной формальной группы. Безусловно, семья является преимущественно неформальной группой; однако в значительной степени права и обязанности членов семей регулируются соответствующими юридическими нормами, а сам факт создания семьи в современном обществе фиксируется актом учета гражданского состояния. Наоборот, частная фирма или государственное учреждение — это прежде всœего формальные группы, однако и в них нередко складываются межличностные отношения, далеко выходящие за рамки чисто формальных. По этой причине каждая реальная социальная группа находится как бы на шкале, на континууме, исходя из того, какие отношения — формальные или неформальные — превалируют в повсœедневной деятельности данной группы. Семья, с этой точки зрения, будет ближе к «неформальному» полюсу, а штат организации наоборот к «формальному».

Формальные вторичные группы, как правило, бывают целœевыми, в то время неформальные первичные — нецелœевыми. При этом это соответствие совсœем не жесткое, не обязательное. К примеру, группа самодеятельных туристов — путешественников является целœевой по преимуществу неформальной группой. В то же время участники описанного выше шахматного (или покерного) турнира в Интернет являются нецелœевой формальной (вторичной) группой.

2.4.5. Референтные группы — группы, на нормы и ценности которых ориентируется индивид(см. Тему 5). Каждый индивид может иметь множество референтных групп; однако он не обязательно является их членом. К примеру, для христиан Христос и его апостолы являются референтной группой; для части молодежи референтными являются актерские круги Голливуда, мир известных спортсменов или предпринимателœей. В то же время референтными бывают такие группы как собственная родительская семья или компания сверстников. Референтная группа должна быть даже воображаемой (Средиземье Толкиена) или существовавшей в прошлом.

Тема 3. Социальные роли, нормы и ценности. Понятие социальной роли. Роль и группа. Ролевое напряжение, причины возникновения, основные типы. Способы снятия ролевых напряжений. Социальные нормы и ценности. Нормы формальные и неформальные. Понятие терминальных и инструментальных ценностей. Структура социальной группы, основные механизмы ее функционирования. Устойчивость социальной группы. Групповая динамика. Понятие лидерства.

referatwork.ru

Социальные группы (большие и малые)

Какие ассоциации у вас возникают со словом группа?

Впервые это слово попало в русский из итальянского языка в начале девятнадцатого века, как термин, который использовали художники для обозначения нескольких фигур, составляющих композицию, то есть что-то общее.

Однако сегодня одни из вас подумали о своей любимой музыкальной группе, другие о группе ребят, которых вы постоянно видите во дворе, ну а третьи вспомнили свою группу в детском саду.

Во всех трёх случаях такую группу ещё можно назвать социальной. Что же означает данное понятие?  На этот вопрос достаточно трудно ответить.

В самом общем смысле социальная группа – это совокупность людей, которые объединены общим признаком.

Но если говорить более узко, то социальная группа – это совокупность людей, которые:

·        объединены общим значимым признаком;

·        совместно действуют;

·        связаны между собой определёнными отношениями, регулируемыми социальными институтами.

Социальный институт – это комплекс норм и правил, которые регулируют какую-либо сферу жизни или какие-либо общественные отношения.

Каждый из нас, хочет он этого или нет, с момента своего рождения принадлежит к какой-либо социальной группе, которая выступает своеобразным посредником между человеком и обществом в целом.

На нашей планете проживает более семи миллиардов человек, а количество социальных групп, по мнению учёных, доходит до четырнадцати миллиардов. Это возможно благодаря тому, что один человек может одновременно состоять в пяти-шести социальных группах.

Человек ходит на работу, играет в футбол за свою команду, как турист путешествует по миру, как избиратель участвует в политической жизни страны. А ещё он может коллекционировать монеты, водить мотоцикл или участвовать в митингах и демонстрациях. А вот если человек нарушит закон, то он станет участником ещё одной социальной группы – правонарушителей.

Всем социальным группам присущи определённые черты, связи и отношения с другими социальными группами.

Например, всё население нашей страны является одной социальной группой, которая входит в состав другой социальной группы – население планеты Земля.

Социальная группа непосредственно влияет на формирование характера человека, его поведение, восприятие мира, ценностные ориентиры.

Именно в группе вырабатывается система норм, правил, обычаев, стандартов поведения, которые регулируют деятельность и поступки людей, как участников этой группы, и определяют характер взаимоотношений между ними.

По мнению американского социолога Нейла Смейзера, можно выделить следующие функции социальных групп.

Функция социализации заключается в приобщении человека к жизни в обществе, усвоении им общественных норм и ценностей.

Только в группе человек может воспитать подрастающие поколения.

Пример такой группы – ваша семья. Ваши родители заботятся о вас, помогают вам, покупают одежду, кормят и так далее. И когда у вас самих появится семья, вы не только точно так же должны будете заботиться о собственных детях, но и о ваших престарелых родителях.

Инструментальная функция заключается в осуществлении той или иной деятельности людей. Например, посещая школу, вы получаете определённые знания, то есть осуществляете познавательную деятельность совместно с вашим классом.

Экспрессионная функция. Состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Согласитесь, что при любом вашем начинании найдутся люди, которые вам помогут или окажут поддержку. Это могут быть друзья, семья или коллеги по работе.

Поддерживающая функция заключается в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.

Но любую ли группу людей можно назвать социальной? Представьте себе, что на дороге случайно встретились несколько путников, они продолжили путь вместе и непринуждённо общались между собой, так как оказалось, что между ними было много общего. Но когда солнце скрылось за горизонтом и на них напали разбойники, хотя путешественников было гораздо больше, разбойники обобрали всех до нитки: один разбойник держал одного из путников, пока другой отнимал у него вещи. И ни один путник не смог одолеть сразу двух разбойников. Как вы думаете, можно ли назвать наших путешественников социальной группой? Подумайте над этим вопросом!

На основании различных критериев принято выделять различные виды социальных групп. Например, по критерию численности различают большие и малые социальные группы.

Малая социальная группа – это объединение людей, которые вступают в непосредственные отношения друг с другом, знают о своей принадлежности к одному сообществу и зависят друг от друга при достижении общих целей.

Для малой социальной группы свойственны следующие признаки:

·        небольшое количество участников группы. Как правило, от двух-трёх до двадцати-тридцати человек;

·        прямые контакты между участниками группы и их взаимодействие;

·        распределение функций и социальных ролей между членами группы;

·        общие цели деятельности;

·        общие интересы, ценности, установки, стереотипы поведения, обычаи и традиции;

·        устойчивость во времени.

Такими малыми группами являются: семья, спортивная команда, компания друзей, школьный класс, студенческая группа и так далее.

Что же даёт человеку членство в малой группе?

Прежде всего именно в составе малой группы человек может достичь определённых целей, которых в одиночку достичь невозможно.

Во-вторых, другие участники малой группы могут помочь человеку в трудных жизненных ситуациях. Согласитесь, что в непростые моменты жизни человеку необходима поддержка, а оказать её зачастую могут только семья или очень близкие друзья.

В-третьих. Поддержка участников малой группы в любом начинании способна повысить самооценку человека. Мотивировать его на определённые действия, которые первоначально кажутся ему непосильными.

В-четвёртых. Малая группа позволяет построить очень близкие отношения. Например, найти хороших друзей.

В-пятых. Малая группа позволяет человеку чувствовать себя в безопасности. В любой трудной ситуации человек всегда может обратиться за помощью к участникам такой группы и получить защиту.

Малые социальные группы входят в состав больших социальных групп.

Большая социальная группа – это количественно неограниченная социальная группа, имеющая устойчивые ценности и нормы поведения.

Для большой социальной группы характерны следующие признаки:

·        многочисленность участников группы;

·        схожее положение членов группы в структуре общества;

·        общность интересов;

·        отсутствие прямых контактов между членами группы.

Человек входит не только в малые, но и в большие социальные группы.

К первой категории можно отнести группы, которые учёные различают по социальному положению (например, классы, сословия), по этнической принадлежности (например, нации и народности), по возрасту (например, дети, молодёжь, трудоспособные взрослые, пенсионеры), по месту жительства (например, городские и сельские жители), по половому признаку (например, мужчины и женщины), по профессиональной деятельности (например, работники умственного и физического труда).

Главной особенностью такого рода объединений людей является постоянное их существование.

Ко второй категории можно отнести публику, толпу или аудиторию, которые существуют на протяжении определённого промежутка времени, но при этом включены в единое эмоциональное пространство. Например, это могут быть болельщики сборной России по футболу. Их достаточно много в каждом городе нашей страны, и они, как правило, не знакомы друг с другом, но при этом, когда наша сборная выступает на чемпионате Европы или мира, они не только приезжают поддержать нашу команду на стадион, где проводится игра, но и болеют за неё у телевизора дома, на городских площадях и даже в космосе. Таким образом эти люди стихийно формируют единую большую социальную группу болельщиков сборной России по футболу.

Хотя конечно есть и поразительные совпадения, например, на Кубе в 2001 году в митинге с участием лидера страны Фиделя Кастро приняло участие более одного миллиона человек. Также многие кубинцы посмотрели выступление своего лидера по телевизору и ознакомились с его речью в газетах.

Как вы думаете, кем же на этот момент являлись все эти люди – участниками мероприятия или народом Республики Куба? Поразмышляйте об этом на досуге.

Как мы с вами увидели, социальных групп очень много и они сильно отличаются друг от друга. Но иногда их интересы пересекаются, тогда между различными группами может быть налажено сотрудничество.

Например, все ученики школы могут болеть за школьную футбольную команду.

Но бывает и так, что интересы социальных групп противоречат друг другу. Например, мотоциклисты постоянно соперничают с владельцами автомобилей за место на дороге.

Но так или иначе, представить человека без участия его в социальной группе невозможно. Как писал советский поэт Владимир Маяковский:

Плохо человеку, когда он один.

Горе одному, один не воин –

Каждый дюжий ему господин,

И даже слабые, если двое…

Единица – вздор,

Единица – ноль,

Один,

Даже если очень важный,

Не подымет

Простое пятивершковое бревно,

Тем более дом пятиэтажный.

В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты. Сегодня мы узнали с вами о том, что такое социальная группа, а также познакомились с признаками большой и малой социальных групп.

videouroki.net

4.2. Большие социальные группы Виды больших социальных групп

Большие социальные группы — это общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми ее представителями, но объединенные и сплоченные зачастую не меньше, а иногда даже сильнее, и потому оказывающих существенное влияние на общественную жизнь.

Особенностями больших социальных групп являются следующие:

  • Они имеют сугубо специфические интересы;

  • Они вырабатывают для себя и для всех своих членов набор социальных норм и требований к их представлениям, регулирующие внутренние и внешние взаимодействия;

  • Они имеют свою сложную и всеми средствами поддерживаемую в эффективном состоянии ролевую структуру.

Большие социальные группы многочисленны и разнообразны по своему происхождению и формам активности. Их делят на два принципиально разных подтипа:

  1. Организованные большие социальные группы.

В них включают этносы, социальные классы, профессиональные группы, половозрастные группы (например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.п.), политические и общественные организации, религиозные конфессии. Эти группы отличает закономерность возникновения, развитие с точки зрения истории групп и длительность существования.

  1. Неорганизованные, стихийные большие группы.

В социально-психологической литературе выделяют как стихийно возникшие группы — толпу, массу, публику. Неорганизованные группы так же имеют собственные особенности. Эти общности возникают достаточно случайно, в них существует общее эмоциональное пространство, но существуют они крайне кратковременно. Поскольку такие группы возникают стихийно, у них нет четкой цели, но они могут быть весьма активны.

Следует отметить, что история научного этапа социальной психологии ведет свой отсчет именно с момента анализа таких групп. В качестве примера, можно привести, десятитомный труд Вильгельма Вундта «Психология народов» или «Психологию масс» Густава Лебона.

Существенный вклад в исследование психологии больших социаль­ных групп внесен концепцией «социальных представлений», разра­ботанной во французской психологической школе (С.Московичи).

Под социальным представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности (Г.М.Андреева).

При помощи социальных пред­ставлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Через анализ социальных пред­ставлений различных больших групп познается их психологический облик.

Принципиальное различие между большими организованными и неорганизованными группами обнаруживаются в механизмах, регулирующих внутригрупповые процессы.

Организованные социальные группы

Организованные группы управляются социальными механизмами: традициями, обычаями, нравами, во многом задающими образ жизни больших групп, особыми свойственными им ценностями. Для организованных групп можно вычленить их образ жизни, особенности самосознания и характера. В рамках опреде­ленного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характе­ристике названных больших групп играет зачастую наличие специфи­ческого языка.

Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии воз­никают на основе исторического опыта больших организованных групп. Поэтому социально-психологический анализ больших организованных групп можно рас­сматривать как «ключ» к познанию содержания психики каждого индивида, включенного в данную группу.

Организованные большие группы имеют особую структуру внутригрупповых отношений, формы общения.

Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов. В широком смысле это — различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека.

В отечественной социальной психологии, предпринят ряд попыток, определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследо­ватели (Г.Г.Дилигенский, Ю.В.Бромлей и др.) выде­ляют две обозначенные составные части в ее содержании:

1) психи­ческий склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.)

2) эмоциональная сфера как более подвижное, динамическое образование, в которую входят потребности, интересы, настроения.

В каждой большой организованной группе формируется групповое сознание (национальное, классовое, партийное), система групповых идеалов, ценностных ориентаций, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания («классовое чутье»). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности. Например, типичный представитель класса, партии, нации и т.п. эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушаемых образцов поведения.

Наша принадлежность к той или иной большой социальной группе диктует нашу социальную роль и связанные с ней ожидания других представителей сообщества.

Принадлежность к группе порождает феномен «группового фаворитизма», выраженный в групповом патриотизме и повышении критичности к другим группам, делении на «наших» и «ваших».

Потеря принадлежности к «своей» большой группе без быстрого вхождения в «другую» оборачивается тяжелым испытанием для человека. Он теряет ощущение стабильности и защищенности и социальные ориентиры, начинает чувствовать себя «потерянным», а часто и потерявшим смысл жизни.

Такой процесс социальной деградации называется маргинализацией (от лат. – крайний, находящийся на краю). Вместе с потерей привычной социальной роли маргиналы теряют систему (привычных) моральных и этических ценностей, стереотипы группового поведения – действительно оказываются выброшенными за борт привычной жизни.

Фактором консолидации большой организованной группы является групповой интерес – та база, на основании которой политики, например, позиционируют себя и свои усилия в обществе и на основании которой обретают свой электорат – часть населения, сознательно и последовательно отдающую им свои голоса на выборах как представителю своих корпоративных интересов.

Важным фактором формирования и исследования групповых интересов и в целом больших групп является общественное мнениесплав идей, убеждений, социальных представлений большой организованной группы. Поскольку общественное мнение может влиять на оценку ситуаций, то оно является основным центром приложения усилий политиков, правительства и СМИ. Идеология, агитация, пропаганда, связи с общественностью – колоссальные механизмы, изобретенные цивилизацией специально для формирования и управления общественным мнением.

studfiles.net

Малая социальная группа. Семья как малая социальная группа. Малые и большие социальные группы :: SYL.ru

Человек – существо социальное. Мало найдется людей, способных долгое время переносить одиночество и чувствовать себя при этом комфортно. Друзья, враги, родственники, сослуживцы, случайные собеседники – человек связан с обществом тысячами невидимых нитей, вплетен в социум, словно узелок в вязаный узор.

Малая социальная группа – что это?

Эти связи формируют малые и большие социальные группы. Они и составляют то, что называют кругом общения человека.

Большая социальная группа – это любая значительная по объемам общность людей, имеющая общие интересы и цели. Болельщики одной футбольной команды, поклонники одного певца, жители города, представители одного этноса. Такие общности объединены только самыми общими целями и интересами, зачастую между случайно выбранными их представителями вообще нельзя найти схожих черт.

Понятие «малая социальная группа» предполагает ограниченную малочисленную общность людей. И связующие черты в таких объединениях выражены намного ярче. Типичные примеры малых групп – коллеги, одноклассники, дворовые друзья, семья. В таких общностях объединяющие мотивы отчетливо видны, даже если сами их участники – люди абсолютно разные.

Типы малых социальных групп

Существуют различные виды малых социальных групп. Они могут различаться по степени официальности – формальные и неформальные. Первые представляют собой официально зарегистрированные объединения: трудовые коллективы, группы обучения, семьи. Вторые возникают на базе личных привязанностей или общих интересов: приятели, знакомые с общим хобби.

Группы могут быть с постоянным составом – стационарные, и со случайным – нестабильные. Первые – одноклассники, коллеги, вторые – люди, собравшиеся вместе, чтобы вытащить машину из кювета. Естественные группы возникают сами по себе, государство не прилагает усилий для их формирования. Это – компании друзей, семьи. Искусственные малые социальные группы создаются принудительно. К примеру, коллектив исследователей, созданный специально для решения определенной задачи.

Референтные и индифферентные группы

По степени значимости для участников малые социальные группы подразделяются на референтные и индифферентные. В первых оценка группой деятельности индивидуума имеет большое значение. Подростку очень важно, что о нем подумают друзья, работнику – как отнесутся коллеги к его решениям и поступкам. Индифферентные группы обычно являются для индивидуума попросту чужими. Они его не интересуют, а следовательно, их мнения и оценки не имеют никакого значения. Футбольная команда – тоже малая социальная группа. Но для девушки, посещающей кружок бальных танцев, их мнение по поводу ее хобби никакого значения иметь не будет. Обычно индифферентными для людей являются группы непривлекательные, чуждые. Поэтому нужды перенимать их правила и традиции попросту нет, точно так же, как любителю чтения нет нужды заучивать названия футбольных команд, даже если рядом находится стадион.

Влияние малых социальных групп на личность

По сути, именно такие незначительные, казалось бы, объединения, оказываются наиболее значимыми. Именно малые социальные группы играют значительную роль при формировании характера и мировоззрений человека. Потому что наибольшее влияние на людей имеют либо личности, обладающие несомненным авторитетом в их глазах, либо ближайшее окружение. Общественное мнение как таковое – понятие абстрактное, и его влияние на психику человека сильно переоценено. Когда говорят, что все одобряют или не одобряют то или иное действие, имеют в виду все же круг знакомых, а не действительно «всех» — неведомых и непонятных. Совершая поступок и задумываясь о том, как он будет оценен, человек представляет себе реакцию друзей, соседей, коллег, семьи. Малой социальной группой являются практически все общности, оказывающие реальное влияние на выбор индивидуумом того или иного решения. И семья – одна из них.

Семья – малая социальная группа

Семья формирует базис личности, школьный класс и компания дворовых друзей обеспечивают начальную социализацию, учат основам поведения вне круга родственников. А уж рабочий коллектив – люди, с которыми приходится проводить больше времени, чем с самыми близкими людьми. Конечно, именно их влияние во многом определяет стиль поведения, моральные установки человека.

Обычно, говоря о семье и ее роли в обществе и государстве, забывают о том, что она – малая социальная группа. Просто вспоминают расхожую фразу о том, что они – социальный институт. Конечно, многие просто не задумываются о смысле определения, используют устоявшееся выражение. Но социальный институт – это комплекс норм, догматов, правил и установок, как формальных, так и неформальных. Он призван обеспечивать нормальное функционирование общества.

Социальные группы и социальные институты

Задача социальных институтов – дать обществу возможность эффективно наладить производство материальных ценностей, осуществлять контроль за общественным порядком, обеспечивать коммуникативные функции. Ну и гарантировать должный темп воспроизводства членов социума. Именно поэтому к социальным институтам относятся не только экономика, религия, образование и политика, но и семья. В таком разрезе ее значение абсолютно утилитарно.

Семья как малая социальная группа не имеет перед собой сугубо демографических задач. Это вытекает уже из определения: общность, образованная в результате возникновения тесного эмоционального контакта, моральной ответственности, любви и доверия. В семье вообще может не быть детей, от этого она не перестает быть семьей, хотя этот вопрос и был довольно спорным, мнения социологов в этом отношении расходились. И близкородственных связей может не быть. Муж и жена – не кровные родственники, а двоюродная бабушка, воспитывающая внука-сироту, по сути, ему почти чужой человек. А вот семьей они себя считать будут, даже если документы на опекунство или усыновление пока не оформлены.

Семья как предмет интереса социологии

Выдающийся американский психолог и социолог дал замечательное определение термина «группа», позволяющий обойти момент официальности, регистрации отношений. Люди, взаимодействующие друг с другом, влияющие друг на друга и осознающие себя не как совокупность «я», а как «мы». Если взглянуть на проблему под этим углом, то семья, как малая социальная группа, действительно может состоять из людей, не имеющих близкородственных связей. Все определяют чувство привязанности и эмоциональный контакт.

Когда рассматривают семью в таком аспекте, что особое внимание уделяют именно взаимоотношениям и их влиянию на членов группы. В этом социология имеет много общего с психологией. Установление таких закономерностей позволяет прогнозировать рост или падение рождаемости, динамику вступления в брак и разводов.

Большую роль социологические исследования семьи играют и в формировании норм ювенального права. Только исследуя взаимоотношения между родственниками, можно делать выводы о благоприятном и неблагоприятном для ребенка климате, его влиянии на развитие личности. Социум формируют семью, но и семья в будущем формирует социум, воспитывая детей, которые создадут новое общество. Эти взаимосвязи и исследует социология.

Семья и социум

Семья, как малая социальная группа, вполне отражает любое изменение общества. В строгом, патриархальном государстве с четко выраженной вертикалью власти внутрисемейные отношения будут столь же линейными. Отец – неоспоримый глава семьи, мать – хранительница домашнего очага и послушные их решениям дети. Конечно, будут семьи, построенные в рамках других традиций и укладов, но это будут, скорее, исключения. Если общество считает нормальной, правильной именно такую организацию отношений – значит, оно тем самым задает определенные стандарты. И члены семьи, вольно или невольно, исполняют их, считая единственно возможными и приемлемыми.

Но как только нормы меняются, тут же меняются и внутренние, домашние правила. Изменение гендерной политики на общегосударственном уровне привело к тому, что все больше семей существует в условиях хотя бы формального равенства обоих супругов. Строгий патриархальный уклад в российской семье — уже экзотика, а ведь совсем недавно он был нормой. Структура малых социальных групп приспособилась к изменениям в обществе, скопировав общую тенденцию к сглаживанию гендерных различий.

Влияние социума на семейный уклад

Традиции донских казаков, скажем, предполагают, что всю домашнюю работу делает только женщина. Удел мужчины – война. Ну, или физически трудная, непосильная для женщины работа. Он может чинить забор, но не станет кормить корову или полоть грядки. Поэтому когда такие семьи переезжали из привычного места обитания в города, сразу оказывалось, что женщина и на работу ходит, и всю домашнюю работу выполняет. А вот мужчина, приходя вечером домой, может отдыхать – ведь адекватных обязанностей у него попросту нет. Разве что починить сантехнику или прибить полку – но это бывает редко, а есть готовить нужно каждый день. Если мужчина не занят на производстве тяжелым, физически изнуряющим трудом, такой семейный уклад быстро перестает соответствовать принятым в городе нормам. Конечно, вряд ли поведение взрослых членов семьи изменится. Малые социальные группы динамичны, но не настолько. А вот выросший в такой семье сын, скорее всего, уже не будет придерживаться патриархальных устоев. Просто потому, что окажется в меньшинстве, окажется «неправильным». Его стандарты не будут устраивать потенциальных невест, а парни вокруг охотно помогают своим избранницам. Под давлением социума он просто вынужден будет признать, что привычный ему уклад уже неактуален и изменить заложенные семьей стандарты.

Зачем нужна семья

В начале двадцатого века было модно утверждать, что институт семьи себя исчерпал. Это – лишнее, ненужное формирование, пережиток прошлого. При должной социальной защищенности людям семья не нужна, а поэтому она отомрет, исчезнет так же, как родовой или племенной уклад. Вот только годы идут, а люди по-прежнему вступают в брак, даже при условии полной финансовой самостоятельности. Почему?

Те, кто так утверждали, упускали из виду один момент. Человеку необходимо чувствовать себя нужным и любимым. Это – глубинная психологическая потребность, без нее личность не может функционировать должным образом. Не зря же одно из самых суровых наказаний – заключение в одиночной камере, полная десоциализация. А возникновение теплых доверительных связей возможно только в узком постоянном кругу. Этим и отличаются малые и большие социальные группы. Семья – гарантия эмоциональной вовлеченности индивидуума.

Гражданский брак – это семья?

Конечно, тогда возникает вопрос – неужели для возникновения тесных доверительных связей действительно необходим факт государственной регистрации? В какой момент семья становится семьей? С точки зрения социологии – нет. Если люди живет вместе, заботятся друг о друге, полностью осознавая всю меру ответственности и не избегая ее, то они уже являются семьей. С точки зрения закона – конечно, нужен официальный документ, ведь эмоции, как говорится, к делу не пришьешь. Семью, живущую гражданским браком, характеристика малых социальных групп позволяет считать неформальной стационарной естественной и референтной группой.

Влияние семьи на ребенка

По отношению к детям семья выступает как первичная группа. Именно обеспечивает начальную социализацию, учит азам взаимодействия с другими людьми. Семья – единственная общность, способная формировать человеческую личность комплексно. Любые другие социальные группы влияют только на конкретную сферу психической деятельности личности. Способность к обучению, умение строить отношения с другими людьми, основные особенности поведения, даже в определенном смысле мировосприятие – все это закладывается в глубоком детстве, а значит, в семье. Остальные социальные группы всего лишь развивают, шлифуют то, что уже присутствовало в личности. И даже если детский опыт крайне неблагоприятен, и ребенок категорически не хочет воспроизводить привычный с детства сценарий – это тоже в своем роде формирование, просто со знаком «минус». Если родители любят выпить, выросшие дети могут избегать алкоголя, а в бедных многодетных семьях могут вырасти убежденные чайлдфри.

www.syl.ru

Социальные классы, как пример больших групп

Класс – это большая организованная группа людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их формам и размерам собственности на средства производства, по отношению к власти, по их месту в системе разделения труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Классовые различия в обществе возникают на основе общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства. Социальные классы возникают как результат развития производительных сил и изменения производственных отношений в обществе.

Основа образования психологии социального класса: условия его жизни, характер общественно – практической деятельности, отношения с другими классами и межклассовыми группами, социальный опыт, образ жизни.

На характер классовой психологии оказывают влияние историческая ситуация, соотношение классовых сил в обществе, социальная база, на основе которой пополняется данный класс, психология других классов. Психология классов формируется под воздействием его идеологии и испытывает влияние идеологии других социальных классов и межклассовых групп, прежде всего господствующих. Психология социального класса выступает как выражение психологической общности его интересов, взглядов, представлений и чувств.

Сознание класса – это продукт длительного социально – исторического развития, в основе которого лежит динамика потребностей людей, принадлежащих к данному классу, и возможностей их осуществления, а также связанных с этим представлений и практических социальных действий людей.

Классовые потребности отражают специфику потребностей людей в объеме и составе материальных и духовных благ, которыми может располагать член данного класса.

Классовые интересы возникают как результат принадлежности людей к определенным классам, а содержание классовых интересов задается всей системой отношений, в которую данный класс включен в конкретном типе общества. Социальные классовые  чувства отражают преобладающие эмоциональные состояния членов определенного класса. Психический классовый спад – некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения, принятых среди представителей определенного класса.

Социальный характер проявляется в типичном устоявшемся образе действий представителей разных классов в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от представителей других классов.

students-library.com