Пример псевдоинновации – () —

Псевдоинновации

Одним из наиболее интересных вопросов в сфере представленности инноваций в информационной среде является проблема симулирования инноваций, когда имеют место модификации товара или услуги, не затрагивающие их реальных потребительских качеств, но представленные как «переворот на рынке» и пр. [Иванов, 2004]. В этом случае речь идёт о том, что реальная трансформация происходит не в отношении овеществлённого предмета или товара, а в отношении его образа. Таким образом, инновация предстаёт перед нами скорее не как материальный объект или технология, а как эманация виртуальных миров, где образы предметов, их описания и фантазии авторов сплетаются воедино.

Довольно часто для достижения необходимого социального, коммерческого, политического и пр. эффектов в информационной среде, отражающей положение вещей в мире, происходит намеренное переоценивание роли и значения несущественных инноваций. В некоторых случаях эти изменения даже трудно назвать инновациями, т.к. происходит просто переориентация или смена брэнда.

В значительной степени подобное положение вещей связано с формированием и распространением псевдоинноваций, которые являют собой наиболее яркий пример продуктов виртуальной информационной среды, практически никак не представленных в реальном инновационном процессе. Со временем при условии относительной жизнеспособности этих «инноваций» они могут стать полноправными элементами нашей жизни, менять её виртуальную составляющую, а также явиться основной для появления кардинальных изменений в указанных сферах. Более того, они могут в некоторых случаях приводить к появлению реальных инноваций, что свидетельствует об их нужности и обоснованности их существования в современном мире.

По своей сути псевдоинновации являются полноправными инновациями, но не на уровне реальных свершений, а на уровне их «проекции» в виртуальной реальности. Являясь значительно более динамичными по сравнению с реальными инновациями, они могут появляться в результате иного взгляда на тот иной феномен объективной, субъективной или виртуальной реальности. В таких случаях зачастую стирается грань между инновацией и оригинальной идеей, т.к. воплощение этой идеи оказывается совсем нетрудоёмким и недолгим по времени. В этой связи может встать вопрос о том, чтобы рассматривать, к примеру, оригинальный PR ход как полноценную инновацию, т.к. в этом случае мы имеем дело не только с нестандартной идеей, но и с её реальным воплощением.

Как уже было указано выше, виртуальное пространство по отношению к инновациям является значительно более демократичным по сравнению с реальным миром, в котором мы живём, т.к. в нём путь от зарождения идеи до её практического воплощения становится намного короче. При этом информационная среда является буфером как между новой оригинальной идеей и её воплощением, так и между инновацией и её массовым потребителем.

psyera.ru

Нет места псевдоинновациям! | Молодежный информационно-развлекательный журнал

В каждой школе есть учителя английского языка. Однако не в каждой он лауреат конкурса «Учитель года» в номинации «Инновации в образовании». Марина Вадимовна Стрепетова – учитель, которого по праву можно назвать новатором в образовании. Знакомьтесь…

– Какие этапы были на конкурсе и с какими сложностями столкнулись Вы?

– Этапов было всего три, но в каждом этапе было несколько заданий, каждый этап был по-своему сложный. Первый этап – написать эссе «Моя педагогическая философия» и разработать интернет-ресурс, сделать тот сайт, которым будут пользоваться не только мои коллеги, но и мои ученики, родители. Я считаю, что я с успехом выполнила эти два задания. Было ли трудно? – Трудность заключалась в нехватке времени. Второй этап был довольно-таки интересный: дать урок в неизвестном классе, значит, с неизвестными детьми. Это было очень интересно, потому что этих ребятишек я не видела ни разу, но это не было сложно. Интересна была сама реакция на то, чему я учу своих ребятишек. Поймут или нет, возьмут ли? Ведь они же не привыкли к моей методике, они привыкли к своему учителю. Дальше у нас был этап, где мы должны были участвовать в методическом объединении и рассказывать о какой-то новинке, которую мы используем непосредственно в своей работе. Я рассказала своим коллегам о том, что я использую лэпбук (тематическая, самодельная интерактивная папка с подвижными деталями – прим. ред.). Это метод, элемент проектной деятельности, пришедший из Британии, когда ребёнок, проходя тему, не просто её где-то записывает, а каким-то знаменательным для себя образом, вырезает или раскрашивает и приклеивает что-то в одну книгу. Потом ею пользуясь, он отвечает по всему модулю. Трудность? Когда не вовремя зависает компьютер, и я минут десять стояла просто на сцене и ждала, когда всё исправится. Волнительно!

Дальше был ещё более интересный конкурс, самый последний – это педсовет, на который пригласили уже только семерых кандидатов, где я и получила победителя в номинации.

– Марина Вадимовна, что обозначает номинация «Инновации в образовании»?

– Это был последний тур конкурса «Учитель года», педсовет, тема которого — «Инновации в образовании». Правда тема звучала немного иначе: «Традиции и инновации в образовании», то есть нужно было ответить «за» или «против» современных тенденций. Говоря о традициях и инновациях в образовании, я утверждала, что всё-таки инновация – это нововведение, рождение новой науки. Но не все преподаватели у нас в образовании пользуются этим. В основном в образовании пользуются псевдоинновациями. То есть, это новшества, что-то просто улучшили, преобразовали, но это не рождение новой науки. Например, компьютеры – это же не инновация. Это замена с течением времени, что-то мы заменили на новый продукт.

– На самом награждении я слышала словосочетание «панельная дискуссия». Расскажите о ней.

– Да, мы участвовали в дискуссии, но дело в том, что с нами вместе проходил конкурс «Воспитатель года», у них была панельная дискуссия, а у нас были ответы на вопросы коллег. Различие заключалось в том, что у воспитателей были заготовки, они уже знали, какая у них будет тема, у нас эта тема была предъявлена лишь на конкурсе, и мы должны были отвечать на вопросы своих коллег тут же, сразу. Интерес заключался в том, что не знаешь, какой тебе вопрос зададут. Вроде тема знакомая, но не всё можно знать. Мы всегда учимся.

– Как давно Вы работаете в школе?

– Вообще, мой педагогический стаж – пятнадцать лет, а в нашей школе я работаю четыре года точно, уже пошёл пятый год.

– Как Вам удаётся заинтересовывать школьников на уроках?

– Не секрет, если я скажу, что надо быть с учеником, как я говорю, «на одной скамейке». Вот я, например, любитель ютьюба. Все мои ученики знают, что я обожаю этот видеохостинг, я использую все видеоролики, знаю, что интересно именно по возрасту. Совсем маленьким интересны определённые мультики. Ребятам чуть повзрослее – уже что-то захватывающее, интригующее. Я просто беру этот кусочек, тот же, например, фильм, «Пираты Карибского моря». Мы брали с четвёртым классом кусочек, где они плыли на корабле с сиренами, там была красивая песня, а мы как раз изучали время. Прекрасно отработали на этой песне данную тему. Далее, все знают песню «Only time» (исполнитель Enya – прим. ред.). «Who can say» – это Present simple». Прекрасно отрабатываем на видеороликах.

Я считаю, учитель английского – это актёр, каждый раз выходишь на сцену. Чтобы урок был запоминающимся, необходимо отыграть так, чтобы ребёнок пришёл и сказал: «У нас сегодня на уроке вот так вот было, мама!» Естественно, он всё расскажет. Когда это скучный и монотонный урок, мало что выносишь из него. У меня, например, детки первоклашки очень хорошо рассказывают истории про каждый звук. На каждый звук есть история. И вот сейчас вторая четверть подходит к концу, а первоклашки уже читают. Вот это интерес. Интересно то, что жизненно. Зачем использовать язык, если он нам не нужен? Каждый, кто постарше, например, в четвёртом классе, хочет узнать, о чём песня. О чём был кусочек этого фильма? Пожалуйста. Используй английский язык и смотри, узнавай. Вот он, простор познания. Человек должен любить то, что он делает. Я обожаю свою профессию, всегда ищу какие-то новинки, новшества, чтобы мне было интересно преподавать, а не просто «Давайте запишем число» и лекция. Например, с третьим классом на прошлой неделе мы проходили всем известную тему «do»/ «does». Ни для кого не секрет, что это – наискучнейшая тема в настоящем времени. А у меня есть сказка про мальчика «do» и про девочку «does». И вот теперь спросите любого третьеклашку, что это такое и кто друзья у них – они расскажут. А это то же самое правило. Вот и всё, в этом и заключается интерес.

– Как Вам удаётся совмещать педагогическую деятельность учителя английского языка и социального педагога?

– Я думаю, что если человек творчески ведёт свои уроки, то почему бы творчески не организовать и внеурочную деятельность. Совмещается очень простым способом, например, что-то я придумала, что можно сделать с ребятами во внеурочную деятельность, а элемент этот я уже использовала на уроке. Маленькая капелька, из неё вытекает уже целый океан того, что можно придумать во внеурочной деятельности. Одно с другим связано, я считаю.

Скажем спасибо таким учителям за интересную работу! Удачи и творческих успехов пожелаем Марине Вадимовне и всем её коллегам, кто ищет поистине инновационных решений в нашем обучении.

timix.nios.ru

Инновации и инновационные процессы

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ ЕКАТЕРИНЫ

ВЕЛИКОЙ

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

ОТДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПРЕДМЕТ:

«ИННОВАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ»

Содержание

1. Классификация инноваций и инновационных процессов

2. Инновационный проект: понятия, основные этапы создания и реализации

3. Основные понятия из области инновационной деятельности

4. Государственное регулирование инновационных процессов в России

5. Стратегии виолентов, патиентов, коммутантов, эксплерентов

6. Основные методы инновационного менеджмента

7. Методы снижения рисков

8. Информационное обеспечение и статистика инноваций

9. Содержание портфелей новшеств и инноваций

10. Экспертиза инновационных проектов

11. Реинжиниринг как инструмент повышения организационно-технического уровня производства

12. Основы инвестиционной деятельности организации

Используемая литература

1. Классификация инноваций и инновационных процессов

Нововведения делят на материальные (могут быть представлены в виде материального объекта, например, продуктовые и технологические) и нематериальные (не имеют вещественной формы, например правовые).

По сфере функционального применения выделяют технические, экономические, социальные, организационно-управленческие, образовательные и прочие нововведения.

Рассмотрим особенности различных видов инноваций.

Базисные инновации – это принципиально новые решения, формирующие новую отрасль (пример: телега – автомобиль, телефон – сотовый телефон). Как правило, они создаются на основе нового научного открытия. Базисные инновации влекут за собой разработку пакета (кластера) модифицирующих нововведений. Модифицирующие инновации – решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений (пример: катушечный магнитофон – кассетный магнитофон). Модифицирующие нововведения призваны улучшить характеристики пионерных моделей, не изменяя принципов, лежащих в основе их создания.

Псевдоинновации – решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений (пример: чайник с двумя носиками).

Инновации могут быть представлены либо в виде продукта (новый товар), либо в виде процесса (новая технология, новая методика, новая организация труда).

Масштаб применения инновации характеризует ее значимость. Чем шире область диффузии (внедрения), тем выше эффективность нововведения. В случае осуществления внутриорганизационной инновации новшество создается и используется в рамках предприятия или его отдельного подразделения, нововведение не принимает товарной формы (не является предметом купли-продажи).

При осуществлении межорганизационной инновации функции разработчика и производителя новшества отделены от функций его потребителя, увеличение масштаба применения до уровня одной или нескольких отраслей экономики существенно повышает значимость новшества.

В зависимости от рыночной ситуации и выбранной стратегии предприятие может осуществлять реактивные или стратегические нововведения.

Реактивная инновация – инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента. Осуществление реактивных инноваций характерно для компаний, использующих оборонительные стратегии.

Стратегическая инновация – инновация, при внедрении которой фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем. Предприятия, реализующие стратегические нововведения, используют активную (наступательную) инновационную стратегию. Фирма – инноватор при внедрении стратегической инновации опережает своих конкурентов, что позволяет ей временно монополизировать рынок (до момента вывода на рынок реактивной инновации ближайшими конкурентами). Это преимущество агрессивный инноватор может использовать для усиления своих конкурентных позиций.

Процесс создания и использования инновации (инновационный процесс) – это регулируемый процесс от зарождения идеи об изменении до коммерческого использования новшества.

Для нематериальных инноваций характерна следующая схема:

1-я стадия: Возникновение инновационной идеи.

2-я стадия: Разработка.

3-я стадия: Реализация.

Таким образом, инновационный процесс состоит из стадий создания новации и коммерциализации инновации. Этап разработки новшества включает фундаментальные и прикладные исследования, создание опытного образца. Изданной стадии осуществляется научно-техническая деятельность, в результате которой инновационная идея обретает конкретную материальную форму (в виде опытного образца). Коммерциализация новшества представляет собой превращение новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта. Этап коммерциализации включает фазы внедрения (пробного размещения на рынке) и диффузии. Под диффузией инновации понимают процесс ее масштабного распространения и использования в различных отраслях экономики.

Совокупность всех стадий процесса нововведений носит название жизненного цикла инновации.

Этапы инновационного процесса, связанные с разработкой и первоначальным размещением нововведения на рынке (внедрением), являются капиталоемкими и характеризуются повышенными рисками, которые возникают вследствие неопределенности конечных результатов процессов нововведений. Поэтому инвестиционная деятельность, осуществляемая на данных этапах, считается рисковой (венчурной). Если жизненный цикл инновации охватывает целый ряд взаимодействующих между собой организаций: научно-исследовательских институтов, проводящих фундаментальные и прикладные исследования, финансовых организаций и внедренческих компаний, тогда это глобальный инновационный цикл.

2. Инновационный проект: понятия, основные этапы создания и реализации

Инновационный проект – это комплекс взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение инновационных целей предприятия.

Жизненный цикл инновационного проекта включает три стадии :

1) прединвестиционная;

2) инвестиционная;

3) эксплуатационная.

На прединвестиционной стадии :

1) осуществляется формирование инновационного замысла;

2) формулируются конечные цели инновационного проекта;

3) определяются пути достижения поставленных целей, потребность в ресурсах и источники их поступления.

На инвестиционной стадии :

1) разработка инновационного проекта: анализ альтернативных вариантов реализации проекта и выбор наиболее предпочтительного варианта; составление плана реализации проекта, выбор исполнителей, оформление проектной документации;

2) реализация инновационного проекта: осуществление работ по реализации поставленных задач, контроль исполнения календарных планов и расходования ресурсов, корректировка возникших отклонений, регулирование хода выполнения проекта.

На эксплуатационной стадии :

1) завершение проекта: сдача результатов проекта заказчику, закрытие контракта; 2) эксплуатация (использование) результатов проекта.

Для обоснования инвестиционной привлекательности и определения потребности в ресурсном обеспечении инновационного проекта осуществляется бизнес-планирование. Назначение бизнес-плана заключается в детальном анализе параметров проекта, оценке его эффективности и перспективности

Структура и содержание бизнес-плана:

1. Вводная часть : название и адрес компании; суть и цель проекта; стоимость проекта; потребность в финансах.

2. Сущность предлагаемого проекта : продукция; технология; патентные права.

3. Характеристика отрасли : текущая ситуация и тенденции развития отрасли; направление и задачи деятельности по проекту.

4. Анализ рынка: потенциальные потребители продукции; потенциальные конкуренты; размер рынка и его рост; оценочная доля фирмы на рынке.

5. План маркетинга : ценовая политика; сбытовая политика; реклама; прогноз объемов сбыта новой продукции.

6. Производственный план: производственный процесс; материально-техническое обеспечение, необходимое для проекта; источники поставки сырья, материалов, оборудования, рабочей силы; субподрядчики.

7. Организационный план : организационно-правовая форма предприятия; сведения о владельцах, партнерах организации; информация о руководящем составе; организационная структура.

8. Оценка рисков : слабые стороны организации; вероятность появления товаров-заменителей; альтернативные стратегии.

9. Финансовый план: план доходов и расходов; балансовый план; прогноз движения денежных поступлений.

10. Приложения : копии контрактов, лицензий; прейскуранты поставщиков; прочие документы.

3. Основные понятия из области инновационной деятельности

Для успешного функционирования компания должна иметь стратегию развития, соответствующую возможностям фирмы и условиям внешней среды и предполагающую инновационные изменения. Управление инновационными изменениями составляет содержание инновационного менеджмента. Таким образом, инновационный менеджмент – это управленческая деятельность, направленная на формирование и достижение целей инновационного развития предприятия путем эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент относится к программно-целевым формам управления. Программно-целевое управление предполагает осуществление разработки и реализации целевых комплексных программ (инновационных проектов).

Инновационный проект – это совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение инновационных целей предприятия.

mirznanii.com

Модернизации (псевдоинновации)

Модернизации –продукты с низкой степенью новизны. Они направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий. При этом они, как правило, тормозят технический прогресс.

· микроинновации (лишь в малой степени или в малой локальной части модифицирующие процесс или продукт),

· псевдоинновации (или преждевременные, или разрушающие, или просто «гальванизирующие труп», т.е. усовершенствующие отживший, умирающий процесс).

Пример: модель автомобиля «Жигули», модернизация кассетных магнитофонов, когда есть CD и прочие носители информации.

Модернизации характеризуют:

· реакция рынка известна заранее;

· наиболее распространены;

· рыночная тяга;

· оборонительная стратегия;

· низкий уровень риска;

· риск идентифицируемый;

· усилия и затраты сравнительно невелики;

· прогнозируемый успех, пропорциональный разумным затратам

Модернизации дают: удержание рынка под давлением конкуренции

 

В эпоху «внедрения» инноваций сопротивление среды на всех этапах обычно пропорционально масштабу инновации (чем кардинальнее она вмешивалась в отлаженную жизнь, тем сильнее было сопротивление ее вмешательству). Наиболее легко «внедряются» именно псевдоинновации, продлевающие агонию старых (но привычных) технологий. Это связано с чисто психологическими факторами, здоровым консерватизмом человека. Поэтому, максимальный потенциал коммерциализуемости чаще имеют не базисные, а улучшающие инновации.

Последняя четверть ХХ века характеризовалась волной почти одновременных базисных инноваций во всех сферах общественной жизни, характеризующих переход к постиндустриальной цивилизации:

· Меняется тип демографического развития, динамика и структура потребностей, принципы взаимоотношений человека с природой. Базисной инновацией здесь является перенос центра внимания с экономического роста на улучшение качества жизни, что сказывается и на изменении экологического сознания людей.

· Глобальный энергетический кризис семидесятых годов дал импульс для базисных технологических инноваций, через энергосбережение изменивших большинство отраслей промышленности.

· Радикальные экономические инновации привели к возрастанию роли деконцентрации и демонополизации производства, повышению удельного веса малых и средних предприятий, в которых в основном и зарождаются инновации. Одновременно с этим получают развитие и интеграционные тенденции, от ассоциаций малых предприятий до межгосударственных союзов типа ЕС.

· Социально-политическая сфера также переживает инновационный период — переход от двуполярного мира как в микромасштабе (капиталист — наемный рабочий), так и в макромасштабе (противостояние двух сверхдержав меняется на другое распределение международных сил). Обилие мелких партий и общественных движений отражает многополярность и в жизни общества многих стран.

· Инновации пронизывают и духовную сферу: плюрализм в образовании, почти во всех видах искусства, крушение идеалов социализма, возрождение мировых религий, замена доминанты «образа врага» на приоритет сотрудничества и взаимной терпимости.

Отличия постиндустриального технологического способа производства, т.е. направленности того вектора, по которому движется технологический мир:

· гуманизация технологии, освобождение человека от рутинных операций, приоритетность ориентации на улучшение качества жизни;

· ресурсосбережение и экологизация технологии, ориентация на предотвращение экологических катастроф;

· рост наукоемкости производства, приоритет высоких технологий;

· информатизация всех сторон производства на основе интерактивных систем и сетей;

· глобализация научно-технического прогресса;

· миниатюризация техники;

· определённая деурбанизация бизнеса.

В свете сказанного становится очевидным, что для трансфера и для коммерциализации в принципе пригодно почти любое методическое, аппаратурное, инструментальное, организационное или иное усовершенствование, соответствующее обозначенному выше вектору и родившееся в процессе личной или коллективной работы.

СПРАВОЧНО

Существует несколько подходов к классификации инноваций (рисунок 1, таблица 1).

Таблица 1. Классификация инновационных процессов и нововведений

  Базовые признаки объектов классификации Группирование по установленным признакам
Содержание новаций, инновационных процессов Технические, технологические, экономические, управленческие, организационные
Степень новизны Абсолютная, относительная, условная, частная
Варианты организации Внутрикорпоративные, программные, конкурсные
Потенциал новаций Радикальные, комбинированные, модифицированные
Особенности инновационных процессов Внутриорганизационные, межорганизационные, различающиеся по длительности этапов
Уровень разработки и распространения нововведений Государственные, республиканские, региональные, отраслевые, корпоративные
Сферы разработки и распространения нововведений Промышленные, финансовые, торговопосреднические, научно-педагогические, правовые
Особенности характера нововведений Простой продукт, модификация сложного продукта предыдущего технологического уклада, инновационный продукт, услуги

 

Признак классификации Вид нововведения
По степени радикальности (новизны, инновационному потенциалу, оригинальности технического решения и т.п.) Радикальные (пионерные, базовые, научные и т.п.), ординарные (изобретения, новые технические решения), усовершенствование (модернизация)
По характеру применения • продуктовые • технологические • социальные · Ориентированные на производство и использование новых продуктов · Нацеленные на создание и применение новой технологии · Ориентирование на построение и функционирование новых структур
• комплексные • рыночные · Представляющие единство нескольких видов изменений
· Позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках
По стимулу появления (источнику) · Нововведения, вызванные развитием науки и техники, потребностями рынка
По роли в воспроизводственном процессе Потребительские и инвестиционные
По масштабу (комплексности) Сложные (синтетические) и простые
По адресату Доя производителя и потребителя, для общества в целом, для локального рынка

 

По сферам применения различают несколько видов инноваций:

· технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

· технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;

· организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

· информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

· социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Следует обратить внимание и на «пространственный» масштаб инновации, по этому признаку инновации можно расклассифицировать на:

· глобальные (воздействующие на определенную сферу деятельности сразу в нескольких странах с сильно различающимися укладами),

· национальные (имеющие существенное значение только в данном национальном укладе),

· региональные (не выходящие за пределы конкретного региона в связи с его специфическими природными или иными свойствами),

· локальные (нацеленные на определенную группу потребителей, обособленную территориально или по иным признакам),

· точечные или персональные (адресованные конкретному лицу или конкретной организации и не интересные никому другому).



3-net.ru