Приемы и методы – 16. Методы, приемы и средства обучения. Различные подходы к классификации методов и средств обучения. Условия выбора методов и средств обучения.

Методы и приёмы обучения

Количество просмотров публикации Методы и приёмы обучения — 6822

 

Метод обучения (от греч. methodos – ʼʼпуть, способ достижения целиʼʼ) – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала.

Метод – понятие многомерное и многоаспектное. Каждый метод обучения обладает множеством свойств и признаков, вследствие чего существует достаточно много принципов их дифференциации. По этой причине в педагогической науке нет единого подхода к выделœению методов обучения

Разными авторами выделяются следующие методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнение, лабораторный метод, практический метод,, контрольная работа͵ опрос (разновидности: устный и письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый), метод программированного контроля, тестовый контроль, реферат, дидактическая игра и др.

Размещено на реф.рф
Этот список далеко не полон.

В процессе обучения учитель использует различные методы: рассказ, работу с книгой, упражнение, демонстрацию, лабораторный метод и др.
Размещено на реф.рф
При этом важно помнить, что ни один метод не является универсальным, т. е. отдельно взятый метод не даст необходимых результатов в полном объёме. Хороших результатов в обучении можно добиться только при использовании целого ряда методов, дополняющих друг друга.

Эффективность методов обучения в какой-либо педагогической ситуации зависит от конкретных целœей и задач обучения. Важнейшей составляющей педагогической компетентности является умение учителя правильно выбирать и применять методы обучения.

Выбор методов обучения обусловлен рядом факторов, среди которых:

 цели образования, воспитания и развития учащихся;

 особенности содержания изучаемого материала;

 особенности методики преподавания конкретного учебного предмета;

 время, отводимое на изучение того или иного материала;

 уровень подготовленности учащихся, их возрастные особенности;

 уровень педагогического мастерства учителя;

 материально-технические условия обучения.

Рис. 4.4. Выбор методов обучения

Методы обучения в практике работы реализуются с помощью приёмов и средства обучения, ᴛ.ᴇ. метод в его конкретном воплощении представляет собой совокупность определённых приёмов и средств.

Приёмы обучения (дидактические приёмы) обычно определяют как элементы методов, единичные действия в составе общего метода обучения. Приём — ϶ᴛᴏ ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов. Так, в методе работы с книгой можно выделить следующие приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат и т.д.

Приём обучения можно рассматривать как отдельный шаг в практическом применении метода. Последовательность этих шагов в процессе реализации метода и приводит к цели обучения.

Рис. 4.5. Соотношение приёма и метода

Один и тот же метод в различных ситуациях может осуществляться с помощью разных приёмов. К примеру, работа с книгой в одном случае может включать чтение вслух и составление плана текста͵ в другом случае – составление логической схемы и подбор цитат, в третьем случае – конспектирование.

Один и тот же приём может входить в разные методы. Так, составление логической схемы может являться частью объяснительно-иллюстративного метода (к примеру, учитель, объясняя новый материал, чертит схему на доске), а может применяться и как часть исследовательского метода (к примеру, ученики составляют схему, отражающую самостоятельно изучаемый ими материала).

Методы обучения вырабатываются в опыте многих педагогов и совершенствуются десятилетиями. Многие из современных методов появились много веков назад. К примеру, рассказ и упражнение были известны уже в школах Древнего мира, а в Древней Греции Сократ усовершенствовал метод беседы и стал применять его для развития мышления и активизации познавательного интереса учеников. В отличие от методов, приёмы могут создаваться в опыте отдельно взятого учителя, определяя уникальность его индивидуального педагогического стиля.

Методов сравнительно немного, приёмов же бесчисленное множество, в связи с этим приёмы очень сложно классифицировать и практически невозможно составить полный, исчерпывающий список всœех дидактических приёмов. На рис. 4.6. представлены лишь некоторые группы приёмов обучения.

Рис. 4.6. Виды приёмов обучения

referatwork.ru

Чем отличается метод от приема в педагогике

Педагогическая деятельность требует ясности воспитательной цели и точного понимания конкретных задач, решение которых должно привести к положительному результату в процессе формирования личности. Это значит, что педагог обязан руководствоваться научно обоснованными и апробированными на практике приемами, позволяющими привить индивиду позитивные навыки поведения. При систематизации таких приемов вырабатывается педагогический метод.

Определение

Метод в педагогике – это система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач.

Прием в педагогике – практический механизм применения воспитательно-образовательных методик и технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности.

к содержанию ↑

Сравнение

В педагогическом методе отражается основной принцип организации учебно-воспитательного процесса как взаимодействия всех его участников. По этому принципу методы воспитания и обучения могут быть классифицированы как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, интерактивные, личностно-ориентированные, бинарные, формирующие типы социального поведения.

Классификация методов определяет общее направление действий педагога, которое на практике осуществляется в форме педагогических приемов: позитивной мотивации посредством оценивания, деловой игры с элементами коммуникативных упражнений, ученических презентаций, создания проблемной ситуации и многих других педагогических находок.

Многократное повторение приемов способствует выработке навыков, которые постепенно переходят в умение. Умение в сочетании с навыками и развитой мотивацией к социальному общению определяет тип поведения человека.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Метод – общее направление педагогической деятельности, ориентированное на поведенческую и познавательную область человеческого сознания. Прием – один из элементов практической организации учебно-воспитательного процесса.
  2. Прием соотносится с методом как частное с общим.
  3. Классификация педагогических методов учитывает цели и задачи, приоритетные для того или иного вида педагогической деятельности. Многие педагогические приемы используются как практический инструмент сразу нескольких методов.
  4. Метод всегда теоретически обоснован и апробирован. Прием отличается гибкостью и направлен на практическое решение педагогических задач.

thedifference.ru

Практические методы и приемы

Количество просмотров публикации Практические методы и приемы — 1388

Основываются на активной двигательной деятельности обучаемых. Эти методы можно условно разделить на две группы:

1. Методы строго регламентированного упражнения. Эти различия относительны, так как момент регламентации имеется в любом методе.

К методам строго регламентированного упражнения относится метод разучивания в целом.

Метод разучивания по частям предусматривает в начале обучения освоение отдельных частей действия с последующим соединœением их в целое. Это облегчает овладение сложным целостным действием. Расчленяя действие, образовывают подводящие упражнения, которые используются для облегчения двигательного акта. Οʜᴎ должны быть доступны для обучаемых и иметь законченную форму.

При обучении по частям:

а) облегчается процесс усвоения действия. Имеется возможность сконцентрировать свое внимание на каждой детали двигательного действия, что ведет к более тщательному усвоению движения в целом, укорачивается процесс обучении;

б) разучивание по частям способствует большей конкретизации процесса обучения;

в) способствует разнообразию обучения (много упражнений) и повышению интереса к занятиям;

г) формируется большой запас двигательных умений, что обогащает двигательный опыт детей;

д) данный метод способствует восстановлению утраченных навыков;

е) он незаменим, когда изучаются сложные движения.

При использовании этого метода педагог должен, основываясь на общих рекомендациях, грамотно рассчитать двигательные действия и правильно подобрать подводящие упражнения.

Метод разучивания в целом применяется на любом этапе обучения, в случае если упражнение простое и достаточен уровень подготовленности обучаемых. При разучивании упражнения по частям метод разучивания в целом применяется на заключительном этапе обучения.

2. Методы частично регламентированного упражнения используются на этапе совершенствования движений. При этом обучаемые должны иметь достаточный объём знаний и умений и уже могут свободно выбирать те или иные действия для решения поставленных задач.

Эти методы имеют элемент соперничества между обучаемыми.

К этой группе относятся игровой и соревновательный методы.

Для игрового метода характерны многие признаки, присущие игре в физическом воспитании. Игра является средством физического воспитания, т. е. своеобразной системой физических упражнений. В то же время игра является методов обучения и воспитания. При этом игра как метод реализуется не только через общепринятые правила. Понятие игрового метода довольно широкое по средствам и формам организации по сравнению с непосредственно играми. Игровым методом можно провести всœе занятия и при этом не использовать ни одной игры – спортивной или подвижной.

К признакам игрового метода можно отнести следующие:

а) соперничество и эмоциональность в игровых действиях. Метод при этом воспроизводит сложные отношения между людьми. В связи с этим в игровом методе крайне важно тщательно регламентировать отношения между играющими;

б) игровому методу присуща чрезвычайная изменчивость как условий выполнения действий, так и условий ведения борьбы. Играющим при этом крайне важно владеть различными способами решения возникающих двигательных задач, а сформированные у них навыки должны быть гибкими, приспособленными к имеющимся условиям;

в) к творческой инициативе в действиях предъявляются высокие требования. Это проявляется в самостоятельности и выборе более результативных физических упражнений;

г) метод характеризуется отсутствием строгой регламентации в характере двигательного действия и нагрузке. При этом нагрузка полностью зависит от активности играющего и функции, выполняемой им в игре;

д) для метода характерно комплексное проявление самых разнообразных навыков и качеств в самых различных сочетаниях. За счёт этого обеспечивается комплексное воздействие на организм играющих;

е) взаимодействие между играющими зачастую осуществляется с помощью каких-либо предметов.

Игровой метод, опираясь на перечисленные признаки, используется как средство проверки эффективности обучения и повышения уровня общей физической подготовленности.

Метод имеет большое физическое значение и для решения воспитательных задач.

Соревновательный метод обладает многими признаками, характерными для соревнований, но как метод он имеет более широкое применение. Соревновательный метод должна быть использован при любой форме организации занятий. Предметом соревнований при этом являются любые физические упражнения. Данный метод имеет много общего с игровым методом, но между ними есть и принципиальные различия, состоящие в том, что игровой метод накладывает сюжетное содержание на процесс обучения.

В случае если содержанием игрового метода является какая-либо спортивная или подвижная игра, а по ней проводится соревнование, то различия между этими двумя методами исчезают.

К признакам соревновательного метода бывают отнесены следующие:

а) ставится задача победить в том или ином действии, и этому подчинœена вся деятельность занимающегося;

б) соревновательный метод характеризуется максимальным проявлением физических и психических сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения;

в) метод характеризуется ограниченными возможностями в управлении деятельностью обучаемых, в регулировании их нагрузки. Здесь требуется большая самостоятельность в решении задач, возникающих по ходу действия.

Метод эффективен при совершенствовании двигательных действий, но не в начале их разучивания. Метод требует высокого уровня развития всœего комплекса двигательных качеств.

С дошкольниками возможно применение элементов этого метода и то лишь в старших возрастных группах.

Наглядные, словесные и практические методы используются с учетом особенностей и во взаимосвязи.

Закономерности усвоения социального опыта определяют и формируют личность ребенка. В социальный опыт входят знания, способы деятельности, творческая деятельность и эмоционально-ценностное отношение к миру. В целях формирования этих компонентов используются следующие общедидактические методы обучения. Информационно-рецептивный метод, репродуктивный метод, метод проблемного обучения. Методы классифицированы по степени активности и самостоятельности детей. Эта классификация предполагает наличие у детей достаточно сложившейся системы учебно-познавательных навыков и умений. У дошкольников формируются лишь элементарные учебные навыки и умения и поисковые действия, в связи с этим применение этой группы методов обучения ограничено.

В физическом воспитании особенности применения этой группы методов состоит в следующем.

1. Информационно-рецептивный метод – сообщение необходимых знаний и показ образцов двигательных действий. При этом знания связываются с практической деятельностью. Сущность метода: четкая информационная со стороны воспитателя, осознание, восприятие и запоминание сообщаемого материала со стороны детей.

2. Репродуктивный метод – составление системы упражнений на воспроизведение двигательных действий тех, которые известны детям и осознанны после применения информационно-рецептивного метода. Дети путем неоднократного повторения этих упражнений усваивают их. Чтобы избежать однообразия упражнений целœесообразно использование их в различных вариантах.

3. Метод проблемного обучения возможно использовать в старших группах детского сада. Суть метода состоит по сути в том, что педагог ставит перед детьми задачу, побуждая их отыскивать возможности ее решения. При этом дети должны опираться на имеющиеся у них знания и умения. Вначале педагог ведет поиск этих возможностей совместно с детьми, предлагая им готовые варианты (первый этап). Далее дети, опираясь на уже усвоенные двигательные умения и навыки, предлагают сами какие-то варианты движений (второй этап), после чего детям даются творческие задания, выполняемые индивидуально и коллективно.

В каждой возрастной группе детского сада выбор методов обучения должен опираться на возрастные особенности детей.

Так, для детей младших возрастных групп большое значение имеют методы обеспечения наглядности. При этом они должны сопровождаться объяснением. Практикуется выполнение движений детьми совместно с воспитателœем. Для практического выполнения упражнений широко используется игровой метод.

В средней группе повышается роль слова. В практическом выполнении упражнений используется как метод разучивания в целом, так и разучивание по частям, широко применяется игровой метод. Элементы соревнований даются только на качество движения.

В старшей и подготовительной группе используются всœе группы методов, изложенные выше. Методы наглядности создают правильный образ изучаемого движения, с помощью словесных ребенок осмысливает эти движения и в практических методах разучивает и закрепляет их. Используются здесь и общедидактические методы, опирающиеся на наглядные, словесные и практические.

referatwork.ru

Методы и методические приемы проведения лекционных занятий

Методы  и методические приемы проведения лекционных занятий. 

Как один из словесных  методов обучения  лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью и  большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений . В ходе лекции используются приемы устного изложения информации, поддержания внимания в течение длительного времени, активизации мышления слушателей и др.  

 В связи с  этим ниже представляется передовой  педагогический опыт, позволяющий  выделить несколько разновидностей лекций, каждой из которых присущи свои методы изложения материала.  

Лекции                                                     Лекционный  метод изложения  учебного материала 
Вводная лекция                                      Популярное ,ориентирующее  изложение
                                                                             Установочная лекция                                                                              Наглядный метод

Репродуктивный  метод 

Проблемное изложение материала

Лекция — беседаРассказ, объяснение с иллюстрацией                                                                              Беседа

  Объяснительно –  иллюстративный метод

Академическая («базисная») лекция: Традиционная

Проблемная

Лекция — дискуссия

                                                              Репродуктивный метод                                                                 Проблемный метод

  Метод  дискуссии                                                                                                                          

Лекция  спецкурса                                                Аналитический метод 

Проблемный  метод

Обзорная  лекция (Консультация)Репродуктивный  метод 

Повествовательное изложение материала Проблемный метод

Итоговая, заключительная лекцияРепродуктивный  метод 

Аналитический метод 

Метод дискуссии

 
 

Основным методом  изложения вводной лекции является популярное чтение лекции, заинтересовывающее в изучении новой науки, ориентирующее на решение предстоящих проблем, познании нового, расширении своего кругозора. В этой лекции схематично, блоками отображается весь, предстоящий изучению материал с тем, чтобы ученики могли себе представить, что они будут изучать, какими знаниями и умениями они обогатятся.

 

 При проведении  установочной лекции применяется  наглядный метод , репродуктивный метод и метод проблемного изложения материала с тем, чтобы учащиеся поняли суть поставленных вопросов для последующего их решения методом самостоятельной работы – будут основными на установочной лекции  

Лекция – это  беседа подразумевает под собой наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения учащихся к совместным рассуждениям, поискам решения поставленных вопросов, что позволяет осознанно усвоить учебный материал.

Метод чтения академической  лекции зависит от численности аудитории. Традиционно материал чаще всего  приходится излагать монологически, применяя репродуктивный или объяснительно  иллюстративный метод, обращаясь реже к проблемному. Используя проблемный метод – преподаватель  ставит проблему, создаёт проблемную ситуацию и сам показывает пути и способы её решения. Преподавателем  может использоваться метод дискуссии в сочетании с проблемным методом. Появляется возможность привлечь учащихся к диалогу, учебный материал усваивается не на уровне воспроизведения, а более осознанно, на уровне творчества.  

Лекция  спецкурса. Отличается узкой конкретизацией изучаемого предмета, большой практической направленностью с применением аналитического и проблемного методов.   

Обзорная  лекция (лекция –  консультация) проводится, как правило перед экзаменами, зачётами. Применяется репродуктивный метод, проблемный метод, практический метод. 

Итоговая (заключительная) лекция. На лекции применимы репродуктивный (изложение), аналитический (что мы узнали? Как это можно применить в своих знаниях, в практике, в дальнейшей жизни?…), дискуссионный методы («Порассуждаем?»).

При подготовке к  лекции преподаватель  должен вычленить  для себя решение двух проблем: каким должно быть содержание лекции, как его построить, и вторая проблема – какие методы и методические приёмы будут использованы. 

Определяя логику построения лекции, следует четко  определить каким  методом изложения  вы будете пользоваться — методом индукции, дедукции или аналогии: 

Индуктивный метод состоит в движении от частного к общему. Индукция может быть полной, когда обобщение делается из анализа всех без исключения характеристик, параметров или других данных об изучаемом явлении или предмете. Недостатком ее является громоздкость, так как приходится иногда оперировать с большим числом данных. Поэтому более распространена индукция неполная, когда обобщения делают на основании некоторых (не исчерпывающих, но достаточных) данных.  

Дедуктивный метод изложения состоит в движении от общего к частному. Дедукцией пользуются в том случае, если известна какая-либо общая закономерность и на ее основе подлежит анализу отдельные проявления этой закономерности.  

Метод аналогии основан на вынесении заключения об изучаемом явлении по сходству с другими известными явлениями. Это сходство может быть установлено по нескольким признакам, которые должны быть существенными и характеризовать явление с различных сторон.

Вместе с тем, не должно быть чрезмерного увлечения в лекции «критическим анализом», для этого имеются научные конференции и научная литература, которую следует предложить студентам для дополнительного изучения. 
 

Репродуктивные  и проблемно поисковые  методы обучения.

Репродуктивные и  проблемно поисковые методы обучения вычленяются, прежде всего, на основе оценки степени творческой активности обучаемых в познании новых понятий, явлений и законов.

Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой преподавателем или другим источником информации 

При подготовке к лекции преподаватель  должен вычленить для  себя решение двух проблем: каким должно быть содержание лекции, как его построить, и вторая проблема – какие методы и методические приёмы будут использованы.

Таким образом, лекция не должна превращаться в «театр одного актера», где лектор монотонно вливает знания в головы студентов, которые пассивно слушают предлагаемый им материал. Студенты должны быть активно вовлечены в процесс обучения, участвуя во всех видах деятельности, предлагаемых преподавателем.  

Организация обратной связи — наиболее уязвимый участок работы преподавателя. Здесь в наибольшей степени требуется профессиональная подготовка и опыт. Опрос — это первая проверка на практике полученных знаний, это важнейший вид упражнений. В процессе опросов знания закрепляются, совершенствуются речь и мышление. 

Индивидуальный  опрос — самый простой способ опроса. Преподаватель ставит перед аудиторией вопрос, несколько секунд выжидает, чтобы все студенты хотя бы некоторое время подумали, затем вызывает кого-либо из намеченных студентов. Студент ответил, преподаватель обращается к аудитории с предложением дополнить или исправить ошибки, допущенные при ответе. Затем ставится новый вопрос и повторяется то же, что и при первом вызове. Преподаватель успевает опросить таким образом от 2 до 4 человек.  

Индивидуальный  опрос имеет ряд преимуществ. Вся аудитория слушает одного человека. Ответ устный, самостоятельный. Оценка ответа, обычно ставится за все качества ответа: за знание фактического материала, за логическую стройность изложения, выразительность и точность языка.

Но индивидуальный опрос имеет недостатки. Отвечает один студент, трудно держать в напряжении всю аудиторию, при индивидуальном опросе возможно опросить лишь небольшое количество студентов. При помощи индивидуального опроса невозможно проверить навыки студентов в составлении планов и тезисов, решении задач, выполнении практических работ. 

Фронтальный опрос — это контрольный опрос на занятии, проверка степени и основательности усвоения учебного материала, который уже объяснялся. Оценка выставляется за всякий ответ, незнание материала — уже пробел в знаниях, который нужно заполнять.  

Фронтальный опрос  имеет ряд положительный качеств:  

  • позволяет охватить проверкой многих студентов;
  • выработать способность к краткому, но точному ответу;
  • обращает внимание на существенные детали темы и способствует их запоминанию;
  • вовлекает в работу аудиторию, держит в напряженном внимании всех студентов;

Но имеются и  существенные недостатки фронтального опроса:  

  • ответы слишком  кратки, не приучают к развернутым  ответам;
  • не отрабатываются переходы от одной мысли к другой;
  • не позволяет вскрыть всей глубины знаний студентов;
  • недостаточно развивает логическую и языковую культуры студентов.
 

Комбинированный опрос дает возможность за сравнительно небольшое время проверить знания студентов по большому разделу программы. Многие преподаватели очень часто проводят письменные работы, что позволяет непрерывно следить за процессом усвоения знаний теоретического курса и навыков в применении полученных знаний на практике.

В целях систематической  проверки знаний студентов по каждой теме и недопущения образования  пробелов, преподаватель проводит так  называемый тематический учет. После  каждой темы проводятся контрольные работы, обобщающие опросы. 

Анкетный  опрос — это методический прием может использоваться, чтобы поощрить участие в лекции, или как отправная точка для обсуждения в группах.  

Лектор подготавливают ряд вопросов, охватывающий основные вопросы лекции. Их раздают учащимся до начала лекции, и предоставляют время для подготовки ответов индивидуально или, при возможности, парами или малыми группами. Если они полностью незнакомы с темой, их нужно попросить дать предположительные ответы. После этого лектор  делает обзор анкетного опроса, а слушатели поднятием рук подтверждают сделанный ими выбор при прочтении каждого возможного ответа.  

Учащихся с различными ответами на один и тот же вопрос нужно просить объяснять свои ответы, что часто будет вести к живому обсуждению. Лектор может после этого дать правильный ответ и объяснить, при необходимости, его более подробно. Слушателям обычно интересно узнать правильный ответ и, поэтому, они будут слушать более внимательно, чем в случае, когда бы лекция читается без анкетного опроса. 

Мозговой  штурм . Это — упражнение, в котором участников группы (большой или малой) просят высказать как можно больше идей по данной проблеме. Например, преподаватель может подвергнуть мозговому штурму вопрос о выработке потенциальных мер для предотвращения возникновения определенной угрозы здоровью населения в связи с загрязнение окружающей среды. По времени мозговой штурм должен быть ограничен 3-5 минутами. Преподаватель записывает каждую идею на доске или на пленке для эпидиаскопа по мере ее высказывания . Во время мозгового штурма не разрешаются никакие комментарии о высказанных идеях. После того, как все идеи занесены в список, преподаватель вместе с группой дает оценку каждой идее и располагает их по приоритетам. Это может привести к интересным спорам при обсуждении достоинств каждой идеи. 
 
 

Групповое обсуждение парами.

Преподаватель может  попросить группу на короткое время  разбиться на пары для выработки  идей по какой-нибудь проблеме. После краткого обсуждения парами заданного вопроса, преподаватель просит огласить некоторые из появившихся идей, записывает их на доске и использует их как помощь при задании направления последующего обсуждения. 

stud24.ru

Чем отличается метод от приема: описание и отличия

Существует ли различие между словами «метод» и «приём»? Отличаются ли друг от друга эти два, на первый взгляд, совершенно взаимозаменяемые существительные? Об этом пойдёт речь в данной статье. Стоит отметить, что философская сторона вопроса затрагиваться не будет.

Целью данного исследования является выявление сходства и различия таких понятий, как метод и приём; при этом понятия будут описываться автономно, а затем результаты описания подвергнутся сравнению.

Что такое метод?

Авторитетные источники толкования слов русского языка, а именно: Большой энциклопедический словарь, выпущенный издательством «Советская энциклопедия» в 1991 году, и толковый словарь русского языка издательства «АЗЪ» 1992 года – предоставляют схожие определения слова “метод”.

Упомянутые выше солидные источники характеризуют несколькими значениями понятие “метод”. В одном из значений речь идет про некий способ достижения цели или осуществления чего-нибудь. В другом значении метод рассматривают как совокупность приёмов.

Из указанных выше определений легко сделать вывод, что методом называется совокупность приёмов, операций познания и правил изучения, например, того или иного явления.

Что такое приём?

Толковый словарь С.И. Ожегова, выпущенный издательством «АЗЪ» в 1992 году, даёт следующее толкование слова:
«ПРИЁМ, -а, м. 3. Способ в осуществлении чего-нибудь. Художественный приём». Намеренно были опущены другие определения, так как они не имеют отношения к теме данной статьи.

Согласно определению БЭС, метод есть совокупность приёмов. Напрашивается логический вывод. Приём – элемент метода, его составная часть, разовое действие.

Что общего у слов «метод» и «приём»?

Слова являются синонимами. Словарь С.И. Ожегова предлагает одинаковое толкование анализируемых слов, а именно: метод и приём — это способы. Соответственно, метод есть приём. И наоборот.

Данные понятия в некоторых случаях употребления объединяет ещё и то, что они не могут существовать по раздельности. Метод должен раскрываться при помощи различных научных инструментов. Реализовываться в определенных формах. Таким инструментом является приём. Иными словами, без приёма не может существовать метода.

Что различает слова «метод» и «приём»?

Несмотря на кажущееся полное смысловое сходство слов, между значениями существует легкий оттенок различия.

Во-первых, метод – термин довольно объёмный. Его нередко можно встретить в совершенно разных аспектах научного мира.

Часто используется в научной сфере, когда речь заходит про исследовательскую составляющую. Например, чтобы провести какое-либо исследование, целью которого является получение знания или определенной информации, необходимо воспользоваться специальными инструментами. Одним из способов получения научных данных является метод. Частным случаем метода является приём. Именно благодаря приёмам существует метод.

Из этого следует, что слово «приём» имеет более узкий оттенок. Частный случай. Другими словами, метод есть стратегия, а приём – тактика.

Во-вторых, метод может реализовываться в различных формах: в конкретных действиях, приёмах и т.п. При этом методы и приёмы жестко не привязаны друг к другу. Они могут существовать параллельно.

Вывод

Подводя итог, можно заключить следующее. Существует тонкая грань между понятиями «метод» и «приём». Не всегда четкая. Иногда — едва уловимая.

По своему значению шире и объёмнее понятие «метод», которое выступает как совокупность приёмов. Например, метод может включать в себя приёмы исследования. О приёме подобного сказать нельзя. Он не может содержать в себе методы. Часто приём является неотъемлемой составляющей метода.

Это говорит ещё о том, что исследуемые слова можно охарактеризовать как общее и частное. В данном случае метод выступает в качестве нечто общего, а приём – частного.

Согласно словарным определениям, метод является совокупность способов. То есть это некий алгоритм. Приём – один из инструментов метода.

В некоторых случаях слова «метод» и «приём» являются абсолютными синонимами. Например, метод можно охарактеризовать как исследовательский приём. В данном случае, одно будет абсолютно равносильно другому.

Сфера употребления этих понятий широка. Одно с легкостью можно спутать с другим. Слова «метод» и «приём» не всегда занимают одну и ту же ступень. Чаще метод будет на один шаг впереди. Если встречаются спорные моменты употребления понятий, всегда удачным и лучшим вариантом будет употребления слова с более широким смыслом.

vchemraznica.ru

10. Методы и приемы обучения. Классификация методов обучения.

Метод деятельности — это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбирая верный метод, мы уверенно и кратчайшим путем получаем желаемый результат.

Метод характеризует деятельность с позиции процесса, поэтому метод — процессуальная характеристика деятельности. Но не любой процесс есть метод. Метод выступает нормативной моделью процесса деятельности, определяя, как нужно действовать наиболее рациональным и оптимальным образом в процессе решения соответствующих задач.

Метод отражает внутренние закономерности развития той деятельности, в которой он применяется, обнаруживает присущие данному процессу существенные особенности (Ф.Ф.Королев, В.Е.Гмурман). Деятельность, осуществляемая на основе метода, всегда более эффективна и более оптимальна, так как учитываются закономерности и принципы, которые далее трансформируются в соответствующие приемы, выступающие надежными регулятивами личности в соответствующем виде деятельности.

Американский педагог К. Керр выделяет четыре «революции в области методов обучения». Первая состояла в том, что учителя-родители уступили место профессиональным учителям. Сущность второй заключалась в замене устного слова письменным. Третья революция привела к введению в обучение печатного слова, а четвертая, свидетелями которой мы являемся, направлена на частичную автоматизацию и компьютеризацию обучения.

Различные виды деятельности имеют свои внутренние закономерности, принципы, правила и, соответственно, свои методы. Обучение предполагает осуществление двух основных видов деятельности: преподавания и учения, проявляющихся в их диалектическом единстве.

Итак, методы обучения — это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой — учения (В. И.Андреев). Методы преподавания — это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного типа педагогических (дидактических) задач.

Ф.Ф.Королев и В.Е.Гмурман отмечают, что границы между понятиями «метод» и «прием» очень подвижны и изменчивы. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, деталей), которые и называются методическими приемами. В свою очередь, прием как элемент метода и, соответственно, фрагмент деятельности состоит из системы наиболее рациональных действий.

По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Прием и метод соотносятся как часть и целое. С помощью приема не решается полностью педагогическая или учебная задача, а лишь только ее этап, какая-то ее часть. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы учителя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного процесса обучения.

Подходы:

Перцептивный подход — основание это источник передачи информации и характер ее восприятия, предполагает выделение словесных, наглядных и практических методов обучения, отражающих как деятельность учителя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия) (Е.Я.Голант, Н. М. Верзилин, С. Г. Шаповаленко и др.).

Управленческая концепция — ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с таким основанием выделяются методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков (М.А.Данилов, Б.П.Есипов).

Логический подход — логика изложения материала учителем и логика восприятия его учащимися, которая может быть индуктивной и дедуктивной, отсюда и соответствующие методы обучения (А.Н.Алексюк).

Гностический подход — характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).

Кибернетический подход — способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т.А.Ильина, Л.Н.Ланда и др.).

2. Классификация методов обучения по источникам знаний и по характеру познавательной деятельности

Методы обучения, различающиеся по источникам знаний.

Словесные методы

Словесные методы также древни, как и само обучение. Однако они не утратили своей роли по сей день, так как оказывают значительное влияние на развитие мышления и речи учащихся, на формирование эмоциональной сферы личности ученика. Основное назначение словесных методов — передача учебной информации при введении новых знаний, формулировка целевых установок, актуализация опорных знаний при обобщении и систематизации учебного материала

Наглядные методы

В этой группе методы различаются по средствам наглядности, отражающим то или иное содержание. В традиционной учебной практике в качестве наглядного материала используются учебные картины, таблицы, рисунки, фотографии, различные модели ит.д.

Практические методы обучения

Суть практических методов обучения состоит в том, что преподаватель ставит учебную задачу и организует деятельность учащихся по усвоению способов действий с какими-либо реальными объектами или их моделями.

Классификация методов по источникам знаний отражает связь методов с содержанием учебного материала и не раскрывает внутреннюю сторону деятельности учащихся.

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся в большей мере отражает современные требования к организации процесса обучения. В настоящее время необходима такая организация обучения, которая стимулирует учащихся к самостоятельному поиску решений, формированию собственной позиции и стремлению ее высказывать и защищать.

Главную роль здесь играют методы активного и развивающего обучения

studfiles.net

Методы и приёмы работы в современной школе

Библиографическое описание:

Шегаева А. В. Методы и приёмы работы в современной школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 104-106. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4722/ (дата обращения: 10.12.2018).

Встатье приводятся новые методы познавательной деятельности, которые, по мнению автора, справедливо считать наиболее эффективными в современных условиях, что можно проследить на приведенном примере авторского урока.

Ключевые слова: современное образование, методы познания, образовательные технологии, деятельностный подход.

This article presents new methods of cognitive activity, which, in my opinion, rightly regarded as the most effective in today’s conditions, as can be seen in the example of copyright lesson.

Keywords:modern education, methods of learning, educational technology, the activity approach.

Человек, не знающий ничего, может научиться; дело только в том, чтобы зажечь в нём желание учиться.

Д. Дидро

Время не стоит на месте. Изменения, постоянно происходящие в жизни, затрагивают все сферы жизнедеятельности общества. Образование — важная составляющая, необходимая для человека, живущего в современного мире. Жизненные ориентиры диктуют новые цели обучения. Одна из главных задач современного российского образования — подготовка конкурентоспособной личности, обладающей универсальными компетенциями, применимыми в различных условиях. К сожалению, традиционные методы просвещения не всегда способны решить поставленную задачу. На смену им должны прийти новые более эффективные и адаптированные под XXI век инструментарии. В данной статье рассматриваются современные способы преподавания, направленные на совершенствование результата обучения в начальной школе.            В педагогике пути продвижения к цели традиционно принято называть методом. Другими словами, методы — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение поставленных задач. В зависимости от характера познавательной деятельности методы можно разделить на следующие группы:

—                   Объяснительно-иллюстративный.Всю информацию учащиеся получают от педагога, затем совместно отрабатывают навык выполнения заданий по изучаемой теме;

—                   Репродуктивный.Второе название этого метода «действие по образцу». Учитель в качестве примера показывает вариант работы над темой и алгоритм выполнения, а затем дает детям подобные упражнения, совершенствуя, таким образом, умение ориентироваться в изучаемом материале;

—                   Проблемный.Перед учениками возникает проблемная ситуация. Педагог, используя данный метод обучения, является логически направляющим на способы решения. Позднее, когда учащиеся овладевают логической цепочкой рассуждений и самостоятельно решат проблему, используется частично-поисковый метод. Суть его состоит в том, что учитель разделяет задачу на этапы, а ученики проходят каждый из этапов, обобщив варианты решения, формулируют понятия, делают выводы;

—                   Исследовательский.Данный метод используется, когда учащиеся овладевают методом научного познания и могут самостоятельно ставить перед собой задачи и находить пути решения [2].

В зависимости от условий обучения педагог выбирает те, или иные способы работы с аудиторией. Как показывает практика, большинство современных учебных программ имеют нестандартный, развивающий подход к изучению материала. Поэтому работа по алгоритму, повторение готовых переданных знаний оказываются сравнительно менее эффективными.

Действия учителя меняется, он обращается к классу не с ответом, а с вопросом. Современными и востребованными становятся проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы обучения. Использование выше перечисленных методов образуют основу деятельностного подхода, согласно которому, психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею же обусловлена. По Леонтьеву, человеческая жизнь — «совокупность, точнее система сменяющих друг друга деятельностей» [1]. Поэтому сведения, понятия, которые были сформулированы, либо доказаны учащимся самостоятельно имеют наибольшую практическую значимость, чем заученные навыки и операции. В соответствии с выбором методов обучения педагог выстраивает занятие. Рассмотрим основные содержательные линии современного урока.

Этап урока

Содержание

Используемые приёмы

Начало урока

Основой начала урока должна быть цель, самостоятельно поставленная учениками. Опыт показывает, что люди добиваются большего, чем запланировали, при условии, если они сами могут сформулировать цель

«Удивление»: «Что произойдёт если… или «Знаете ли вы что.».. Интересные и удивительные факты наук становятся начальной фазой познавательного интереса.

В начале урока педагог даёт загадку, ответ на неё можно узнать, изучив материал урока.

«Отсроченная загадка» «Почему у деревенских домов крыша в форме треугольника?»

Используется собственный опыт учащихся. На основе ассоциаций ученики формулируют тему, понятие или понятие

«Ассоциации на доске»

Демонстрируется в виде иллюстративного ряда, слов выписанных на доске и т. д.

Изучение нового материала

Смысл этого приёма состоит в выделении понятий. Ученик создаёт собственную классификацию на основе познавательного опыта.

«Модель будущих знаний»

С помощью разных цветов выделяются слова «всё понятно», «почти всё понятно», «50х50», «кое-что понятно», «ничего не понятно»

Современные исследования показали, что человеческий мозг усваивает лучше информацию тогда, когда она представлена в виде определенной модели, схемы, ассоциации.

«Ассоциативная схема»

Построение схемы зависит от возраста обучающихся. Для старшего и среднего возрастов подходят схемы с использованием геометрических фигур и стрелок, отражающих отношения понятий. Младшим школьников для лучшего восприятия можно предлагать главное слово (понятие) в виде рисунка и «лучиками» родственных слов

Данный способ работы позволяет погрузиться вглубь содержания изучаемого материала, а также формировать универсальные учебные действия работы с информацией

«Диалог Ривина»

Диалог предусматривает работу с тексом и изучение его абзацами. Чтобы выделить главную мысль каждого абзаца, работа ведётся по специальному алгоритму.

Рефлексия

Обнародование личной позиции, соотнесение её с мнениями других людей.

Данный вид работы не требует высказывания собственной позиции перед аудиторией. Процесс самоанализа облегчается, так как многие учащиеся испытывают затруднения при публичных

«Устная рефлексия»

Ученику предлагается начать высказывание со слов: На уроке я…

узнал…, понял…, научился…, на следующем занятии я хочу.»..

«Цветная феерия»

Каждый цвет соответствует определенному итогу занятия. Например, жёлтый «я всё понял», зелёный «были затруднения», красный «материал оказался для меня очень трудным» и т. д.

Вышеперечисленные методы и приёмы работы подходят для использования как на начальной ступени образования, так и в средней и старшей школах. Каждому педагогу важно помнить, что какой бы не был востребованный способ работы, успех обучения зависит от правильного соотношения индивидуальных особенностей учащихся, содержания образования и позиции педагога в учебно-воспитательном процессе.

Литература:

1.                 Деятельностный подход в обучении [Электронный ресурс]. — URL: http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_02_01_00.htm (дата обращения: 12.12.2013).

2.                 Пидкасистый П. И. Педагогика. учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 375 с.

3.                 Садкина В. И. 101 педагогическая идея: как создать урок. — М. — 2014. — 87 с.

Основные термины (генерируются автоматически): способ работы, Ученик, педагог, слово, учащийся.

moluch.ru