Причины возникновения девиантного поведения – , — ,

Содержание

Причины возникновения девиантного поведения подростков

Причины возникновения девиантного поведения подростков

Рассмотрение проблемы отклоняющегося поведения подростка через призму концепции психического развития ребенка, разработанной Д.Б. Элькониным, позволяет выявить, три ключевые ситуации. Характеризующиеся качественным отставанием индивида в освоении социального опыта действий и отношений: либо зацикливание «на игре ради игры», «учебе ради учебы», либо существенный дисбаланс в соотношении интимно-личностного общения и учебно-профессиональной деятельности в рамках многоплановой деятельности. Реализация, которой в социально одобряемых формах, соответствует ожиданиям социума, предъявляемым стоящему на пороге зрелости индивиду.

Исследователи отмечают, что на отклонения в поведении подростка оказывают влияние следующие особенности взаимоотношений: положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей. Возможно, что отчуждение подростков от школы происходит вследствие равнодушия, нетактичности, раздражительности по отношению к подростку со стороны педагогов. Низкий статус школьника в классе, невозможность индивидуализироваться, а затем интегрироваться в классе, неудовлетворенная потребность самоутвердиться в рамках школы ведут к тому, что подросток начинает активный поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные неудачи.

Наибольшую обеспокоенность вызывает то, что девиантность «молодеет». Можно выделить ряд факторов, влияющих на появление и распространение девиантного поведения у подростков.

Сейчас подростки особенно уязвимы, поскольку испытывают сильное влияние социального кризиса. Раньше в нашей стране кризис подросткового возраста сглаживался единой идеологической базой, уверенностью в будущем, ясностью перспективы. Сейчас подростки слышат от взрослых о безысходности, об отчуждении, о бесполезности существования, о том, что «умные люди никому не нужны», о том, что «успеха добиваются только те, у кого есть деньги», и т.д. Нестабильность в обществе порождает нестабильность отношений между взрослыми и детьми, их взаимное отчуждение. Подростки знают о том, что их возраст трудный, и порой умело манипулируют этим.

Стремительное распространение различных видов девиантного поведения среди молодежи связано с одновременным существованием нескольких групп факторов, каждая из которых, взятая в отдельности, отнюдь не является однозначно провоцирующей. Мы имеем в виду особенности возраста, системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения и др. Основной причиной возникновения девиантного поведения подростков, как правило, являются:

1. Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних, способствующие формированию девиаций поведения: нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности чаще всего, если они не являются патологическими, формируются в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, в результате различного рода нарушений родительско-детских отношений.

2.

Акцентуации (чрезмерно выраженные отдельные черты) характера подростка как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации. Как отмечают П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко и др., акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Родителям, учителям и другим взрослым, которые наиболее тесно взаимодействуют с подростками, следует учитывать, что в норме большинство детей в подростковом возрасте имеют акцентуации характера.

3. Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физиологического и психического развития(отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках). Часто неадекватное, вызывающее поведение несовершеннолетних в подростковом возрасте (что, собственно является нормой в этом возрасте) в результате неправильного, неграмотного реагирования родителей, учителей и других взрослых закрепляется и укореняется. При этом следует отметить, что часто взрослые не в состоянии грамотно реагировать на поведение подростков из-за своих собственных комплексов. Подростковый возраст детей в первую очередь обнажает психологические проблемы их родителей.

4. Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков. Основным видом деятельность подростков является общение, хотя они в своем большинстве и не умеют это делать грамотно и конструктивно. Примечательно также, что грамотно и конструктивно общаться подростков специально никто и не учит, поэтому основными источниками научения являются семейные и «киношные» образцы общения. При этом очень велико влияние референтной группы подростков, т.к. процесс освоения общественных норм и ценностей у подростков происходит через неформальную группу. Отверженность в семье, изоляция в классном коллективе вынуждают подростков искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, в сфере стихийно-группового общения. Последнее же является важным фактором социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения. Стихийно-групповое общение ведет к усилению девиантного поведения, но, как показывают практика и научные исследования, все зависит от характера и направленности группы: если групповое общение имеет антиобщественную, криминальную направленность, то и характер девиантного поведения подростка будет усугубляться, а его деятельность приближаться к криминальной, общественно опасной.

5. Социально-педагогические причины, среди которых выделяются семья (родительская) и школа. Противоречивость внутрисемейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в функционально несостоятельных семьях, не выполняющих или выполняющих формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека. К таким семьям относятся: криминальные, конфликтные, педагогически несостоятельные, педагогически пассивные, антипедагогические. Но и в функционально-состоятельных семьях подростковый возраст создает множество проблем, и неправильное их решение приводит к девиациям в поведении подростков. Школа, как правило, подхватывает ошибки родителей во взаимодействии с подростками и усугубляет их, закрепляя тем самым девиантное поведение подростков.

6. Школьная дезадаптация также является одной из причин появления девиаций поведения, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности. Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития несовершеннолетних и в подростковом возрасте резко изменяют поведение несовершеннолетних в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и интернет-зависимости), самовольные уходы из дома и школы на длительное время, отказ от обучения и т.д.

Таким образом, к отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.

infourok.ru

Понятие и виды девиантного поведения. Причины возникновения девиантного поведения

Содержание.

1.Введение.

Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения. Причины возникновения

девиантного поведения.

Глава 2. Коррегирующая работа с детьми и подростками с девиантным

поведением.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение.

Девиа́нтное поведе́ние (от англ. deviation — отклонение) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Например, преступность, пьянство и наркомания, а также самоубийства, проституция. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Девиантное поведение является естественным условием развития человека, жизни всего общества. Девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения.

Цель данной работы в том, чтобы понять сущность девиантного поведения, понять причины возникновения девиантного поведения.

^

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностьюопределенного социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является девиантное (отклоняющееся) поведение — это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков отступление от принципов, норм морали и права [3, с. 78].

К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Девиантное поведение — это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Сексуальные отклонения, алкоголизм, наркоманию и др связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями.

В изучении причин отклоняющегося поведения существуют три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические (культурные) теории.

В теории физических типов основная предпосылка состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. В работах Ч. Ломборзо, Э. Крентмера, В. Шелдона присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом [4, с. 118]. Но практика показала несостоятельность телрии физических типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а инвалид с грубыми, «преступными» чертами лица не мог обидеть муху.

В основе психоаналитических теорий лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного — это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а так же сверх Я, определяемого исключительно культурой общечства. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бессознательным, а так же между сверх Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры, содержание. В этом случае могут произойти отклонения от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи скрываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обучным поведением. Роберт К. Мертон считает, что причиной девиации является разрыв между культурными слоями общества и социально-одобряемыми средствами их достижения. Например, когда чеорвек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальнын средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.

Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой — поддерживает эту стабильность. Отклоняющееся от старых норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов.

^

Девиантное поведение имеет многообразие форм проявления, начиная от незначительных проступков и кончая стойкими психическими отклонениями, и многообразие причин возникновения, начиная от генетических и кончая социальными факторами. Наибольшее распространение имеют сравнительно несложные варианты девиантности детей и подростков, причины которых лежат в социальной сфере. В этом случае целенаправленные корригирующие воздействия педагогического и психорегулирующего характера могут дать устойчивый эффект, если в наибольшей мере отражают индивидуальные особенности девиантного подростка. Подобные воздействия должны быть оптимально сопряженными и взаимно дополняющими.

Такое методическое требование особенно значимо для случаев, когда в основу педагогических воздействий положены средства физического воспитания. Система двигательных, психомоторных и психических методов, дифференцированных в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, может существенно снизить роль факторов девиантности в их поведении, учебной и повседневной деятельности.

Предполагается, что принцип индивидуального подхода в корригирующей работе с детьми и подростками, характеризующимися различными формами девиантного поведения, может быть реализован, если учитывать особенности психодинамических свойств индивида, которые во многом генетически предопределяют формирование его темперамента и характера. При таком подходе можно сформировать относительно небольшое количество групп учащихся с близкими свойствами («типологические группы»), что позволяет типизировать применяемые методы.

Предполагается также, что корригирующие средства должны учитывать особенности физических и психических качеств детей и подростков и типичную для каждого возраста динамику физического и психического развития. При этом система корригирующих упражнений должна быть построена так, чтобы стимулировать развитие необходимых качеств, создавать предпосылки для оптимизации состояний, организовывать поведение и деятельность учащихся в классе и вне его, нивелировать проявления отрицательных качеств, типичные для данного учащегося или группы учащихся.

Психолого-педагогические средства коррекции девиантного поведения дают особый эффект, если применяются в форме сопряженного физического и когнитивного воздействия. Такое воздействие может применяться как в виде психомоторных упражнений, игр с элементами двигательных и когнитивных действий, а также традиционных средств физической культуры, адекватных возрасту занимающихся, с корректировкой, соответствующей их индивидуально-типовым особенностям.

Формами коррекционной помощи при работе с девиантными детьми и подростками являются: моторная и психомоторная коррекция, а также коррекция когнитивных расстройств в форме упражнений и игр, основанных на сопряжении когнитивных и психомоторных компонентов, коррекция эмоционально-личностных нарушений, работа с родителями. Применение таких форм корригирующей помощи имеет следствием значительное улучшение со стороны высших психических функций в 75% случаев, в положительной динамике со стороны неврологических симптомов (84% случаев), в совершенствовании функций программирования и контроля, произвольного внимания, зрительно-моторной координации, тонкой моторики, пространственных представлений (улучшение зафиксировано в 67% случаев).

Комплексная коррекционная программа способствует повышению уровня физического развития и физической подготовленности занимающихся.

Функции процесса перевоспитания при коррекции личности девианта:

1. Воспитательная — восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная — формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая — активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.

4. Корректирующая — исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.

Коррекция девиантного поведения — социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

5. Регулирующая — это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом.

По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.Регуляция и коррекция осуществляются на основе мобилизации усилий в целях успешного их выполнения. Поэтому существенную роль в ней играют волевые личностные качества человека. Они позволяют личности мобилизовать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях, кризисах, конфликтах и т.п., но и при внешних препятствиях. Благодаря воле коррекция личностных свойств, поступков и деятельности приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией.

Элементы самокоррекции:


  • принятие индивидом цели,

  • учет условий деятельности,

  • ее программирование,

  • оценку результатов,

  • коррекцию.

Самоанализ имеет непосредственное отношение еще к одному фактору — самосознанию— осознанию и адекватной оценке индивидом особенностей своей социальной деятельности, поступков и т.п. и своих индивидуальных качеств.

Классификация методов коррекции в 30-х годах (В.П. Кащенко):


  • педагогические методы,

  • психотерапевтические методы.

Педагогические методы:

1. Методы общественного влияния:

а) коррекция активно-волевых дефектов;

б) коррекция страхов;

в) метод игнорирования;

г) метод культуры здорового смеха;

д) коррекция навязчивых мыслей и действий;

е) коррекция бродяжничества;

ж) самокоррекция.

2. Специальные или частнопедагогические методы:

а) коррекция недостатков поведения детей;

б) коррекция нервного характера.

3. Метод коррекции через труд.

4. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.

Психотерапевтические методы:

1. Внушение и самовнушение.

2.Гипноз.

3. Метод убеждения.

4. Психоанализ.

Этапы коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах:

1. Формулировка социально-психологической и педагогической проблемы.

2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.

3. Диагностический этап.

4. Выбор методов и технологий коррекционной работы.

5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.

6. Разработка программы социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью.

7. Осуществление этой программы.

8. Контроль за ходом и эффективностью программы.

Наиболее сложными этапами (с точки зрения их практического применения) являютсятретий, четвертый и пятый.

Основные подходы к диагностике индивидуальных особенностей в психологической, социологической и педагогической науках:

количественный — основан на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статистических закономерностей,


  • качественный — ориентируется на индивида как на уникального, неповторимого человека и основанный на множественной детерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемого социально-психологического и социально-педагогического факта.

Применение одних и тех же стандартных методик и методов, как правило, не дает возможности получить ответ на конкретный вопрос, поставленный перед ними.

Специалисты, как никто другой, должны владеть самыми разнообразными методами — как высокоформализованными (техниками типа теста Векслера, MMPI, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методы и др.).

Лишь применение разнообразных методов может дать объективное знание.

Первые практические шаги психолога и социального педагога, — выявление причин отклоняющегося поведения подростка, в первую очередь выделить случаи девиантного поведения, имеющие патосоциальную природу.


  • особенности ближайшего социального окружения — семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др., определить и зафиксировать участие подростка в неформальном объединении, выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом:

  • хочет ли самоутвердиться,

  • получить социальную защищенность в группе,

  • реализовать мотивацию дружеского общения,

  • удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках и др.

  • путь, который привел подростка именно в эту группу, субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, социальному окружению (среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних девиантов, наиболее весомым оказывается фактор самопознания.

Авторская программа коррекционной и воспитательной работы для участников подростковых объединений культурно-досуговой ориентации, характеризуемых как девиантные.

Принципы организации и осуществления психокоррекционной работы:


  • единство диагностики и коррекции;

  • нормативности развития;

  • системность развития психической деятельности;

  • деятельностный принцип коррекции;

  • нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;

  • понимание и сочувствие;

  • прагматизм психолого-педагогического воздействия»

  • приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика;

  • своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;

  • творческое сочетание специализации и комплексности в школьной психологической работе;

  • профессионализм специалистов — психологов, социальных педагогов и др., а также учителей.

Показания к применению:

  • социальная апатия;

  • аутизм;

  • агрессивность;

  • раздражительность;

  • отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству;

  • чрезмерная эмоциональность или раздражительность;

  • конфликтность; отсутствие интереса к творчеству и обучению и т.п.

Цель: социальная адаптация девиантов.

Задачи:

1) развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;

2) научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;

3) привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;

4) пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов;

5) оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:

1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптаци.

2. Вовлечение в коллективные, виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.

3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.

Заключение.

Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение — это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение — следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние является основной причиной отклоняющегося поведения.

Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов.

Список используемой литературы.

1.Макеева А.Г., Лысенко И.А. Долго ли до беды? — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. — 160 с.

2.Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме. — М.: Просвещение, 1989. — 80 с.

3.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. — М.: Центр, 1997. — 336 с.

4.Фролов С.С. Социология. — М.: Логос, 1996. — 314 с.

odtdocs.ru

Причины возникновения девиантного поведения. Девиантное поведение

Похожие главы из других работ:

Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

1.2 Причины девиантного поведения подростков

Для того чтобы понять что собой представляет девиантное поведение подростков, сначала необходимо выяснить, что же способствует его проявлению. Чаще всего выделяются следующие причины девиантного поведения подростков: — причины…

Взаимодействие образовательного учреждения с Центром психолого-педагогической помощи по профилактике девиантного поведения подростков

1.2 Предпосылки возникновения девиантного поведения в подростковом возрасте

В предыдущем параграфе мы выяснили существенные признаки отклоняющегося (девиантного) поведения: противоречие между существующими нормами морали и права; неумением…

Взаимосвязь девиантного поведения и потенциально опасных действий у пассажиров аэропорта

1.3 Причины девиантного поведения

Мы рассмотрели основные типы и виды отклоняющегося поведения, а также попытались дать определение этому понятию. Также необходимо определить причины такого поведения, те явления, которые лежат в самой основе девиаций. Очевидно…

Влияние характера на девиантное поведение

1.4 Причины девиантного поведения

Поведение, отклоняющееся от групповых норм, ролевых требований, вызывает интерес с точки зрения причин его возникновения. История изучения отклоняющегося поведения богата разнообразными и принципиально отличными тенденциями в их понимании…

Волевая сфера подростков с девиантным поведением

1.3. Причины девиантного поведения

Поведение, отклоняющееся от групповых норм, ролевых требований, вызывает интерес с точки зрения причин его возникновения…

Девиантное поведение как проблема социальной работы

2.1 Факторы и условия возникновения и проявления девиантного поведения в обществе

Отклоняющееся поведение подростка как категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой…

Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков

1.4 Причины девиантного поведения

Поведение, отклоняющееся от групповых норм, ролевых требований, вызывает интерес с точки зрения причин его возникновения. История изучения отклоняющегося поведения богата разнообразными и принципиально отличными тенденциями в их понимании…

Коррекция девиантного поведения у подростков

1.2 Формы и причины девиантного поведения подростков

Нами установлено в ходе исследования, что девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так…

Нарушение детско–родительских отношений как причина девиантного поведения подростков

1.2 Понятие и причины девиантного поведения подростков

подростковый девиантный поведение родительский В любом обществе всегда существуют социальные нормы, то есть правила, по которым это общество живет. Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм…

Особенности девиантного поведения подростков, воспитывающихся в приюте

1.3 Причины и факторы девиантного поведения

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин: а) социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток, ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности…

Особенности, причины и диагностика девиаций у подростков

1.2 Особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте

Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его ещё называют переходным возрастом…

Профилактическая работа с подростками с девиантным поведением

1.2. Специфические причины девиантного поведения подростков

С.А. Беличева подчеркивает, что асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза…

Технологии профилактики девиантного поведения подростков (по опыту ГБУ Городской центр «Дети улиц»)

§ 1. Понятие и причины девиантного поведения подростков

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиация (от лат. deviatio — отклонение) является одной из сторон всеобщего понятия изменчивости…

Формы девиантного поведения подростков

1.3 Причины девиантного поведения

Существует множество теорий объяснения девиантного поведения. Биологические теории можно считать первыми попытками объяснения девиантного поведения…

Эмпирический анализ девиантного поведения подростков

1.2 Причины девиантного поведения подростков

Следует заметить, что в отечественной психолого-педагогической литературе проблемы, посвященные девиантному поведению, связаны главным образом с трудными детьми и подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска…

psy.bobrodobro.ru

Причины возникновения девиантного поведения. Профилактика и терапия. Девиантное поведение: сущность, классификация, причины

Похожие главы из других работ:

Возможности библиотерапии и терапии художественными фильмами в профилактике девиантного поведения детей и подростков из неблагополучных семей

2.2 Причины девиантного поведения подростков

Подростковый период онтогенеза — это остро протекающий период от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка…

Девиантное поведение

1.2 Основные причины и факторы девиантного поведения

В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологичес-кие трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между пре-ступным поведением и биологическими особенностями че-ловека…

Девиантное поведение

1.1 Понятие и причины девиантного поведения

Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой то нормой. Нестандартное отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным. Девиантное поведение (лат. deviatio-отклонение) поведение, которое не согласуется с нормами…

Девиантное поведение в подростковой среде

2.2 Профилактика девиантного поведения в подростковой среде

Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база, которая включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики…

Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы

Глава II. Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы

Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы

§ 1. Профилактика девиантного поведения подросткового возраста

Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база, которая включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики…

Девиантное поведение современной молодёжи

Причины девиантного поведения

Причины девиантного поведения современной молодежи лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой…

Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей

2.2 Причины девиантного поведения подростков

Подростковый период онтогенеза — это остро протекающий период от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка…

Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей

Глава 3. Профилактика девиантного поведения подростков из неблагополучных семей

Практика отклоняющегося поведения — это заранее спланированная, продуманная система предупредительных мер, направленных на создание условий, препятствующих возникновению тех или иных форм социальных отклонений, а также их распространению…

Социальная коррекция девиантного поведения детей и подростков

1.3 Причины формирования девиантного поведения в подростковом возрасте

В исследовании девиантного поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления…

Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения

3.Причины девиантного поведения

Дать однозначный ответ на причины отклоняющегося поведения невозможно. Слишком велико разнообразие отклонений, слишком много факторов лежит в их основании. Тем не менее, исследователи называют несколько, на их взгляд, важнейших причин…

Социально-психологическая помощь подросткам с девиантным поведением

1.1 Понятие и причины девиантного поведения подростков

Социально-психологическая помощь подросткам с девиантным поведением

1.1.2 Факторы, условия и причины возникновения девиантного поведения подростков

Наибольшую обеспокоенность вызывает то, что девиантность «молодеет». Можно выделить ряд факторов, влияющих на появление и распространение девиантного поведения у подростков…

Социология девиантности и преступности

1. Причины и типы девиантного поведения

В процессе социализации люди учатся тем ценностям и нормам поведения, которые существуют в обществе, они учатся конформному поведению. Однако в обществе не все люди ведут себя в соответствии с принятыми нормами. Тот факт…

Формы проявления девиантного поведения, социальная работа с лицами и группами девиантного поведения

1. Причины возникновения девиантного поведения

Прежде чем рассмотреть основные причины девиантного поведения, необходимо остановится на определение понятия «девиантное поведение». Согласно определению В.И. Курбатова од девиантным поведением понимают определенный способ поведения…

soc.bobrodobro.ru

1.1.2 Факторы, условия и причины возникновения девиантного поведения подростков. Социально-психологическая помощь подросткам с девиантным поведением

Похожие главы из других работ:

Возможности библиотерапии и терапии художественными фильмами в профилактике девиантного поведения детей и подростков из неблагополучных семей

2.2 Причины девиантного поведения подростков

Подростковый период онтогенеза — это остро протекающий период от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка…

Девиантное поведение

1.2 Основные причины и факторы девиантного поведения

В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологичес-кие трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между пре-ступным поведением и биологическими особенностями че-ловека…

Девиантное поведение

Особенности девиантного поведения подростков.

Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей…

Девиантное поведение подростков

I. Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии.

Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы

§ 2. Формы проявления девиантного поведения у подростков

Наркомания и токсикомания. Наркомания — это забо-левание, которое выражается в физической или психоло-гической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению…

Девиантное поведение: сущность, классификация, причины

Причины возникновения девиантного поведения. Профилактика и терапия

Известны многочисленные концепции девиантности: от биогенетических до культурно-исторических теорий. Одна из главных причин социальных девиаций — несоответствие норм социума требованиям, выдвигаемых жизнью…

Методы исследования социально-психологических технологий в групповой работе с «трудными» подростками

1.1 Теоретические основы проблемы девиантного поведения у «трудных» подростков

Трудный подросток — это ребенок, вступивший в стадию пубертата (полового созревания), поведение которого отклоняется от общепризнанных социальных норм…

Особенности форм девиантного поведения подростков

1.2 Формы девиантного поведения подростков

Преступность. Противоправное преступное поведение стало всё более широко распространятся в среде молодых людей, в особенности, подростков. Исследования показали…

Особенности форм девиантного поведения подростков

1.3 Предотвращение девиантного поведения подростков

Развивающееся в обществе девиантное поведение подростков ставит перед социологами, психологами, биологами и медиками задачу его изучения и нахождения всевозможных методов и способов по его предотвращению…

Преодоление социальной дезадаптации осужденных подростков средствами социально–психологической работы

1.2 Факторы возникновения социальной дезадаптации осужденных подростков

По мере взросления ребенок должен прожить определенные этапы эмоциональных отношений с матерью, отцом, окружающими людьми. И если этого не происходит, у подростка появляется задержка развития эмоциональной сферы…

Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей

2.2 Причины девиантного поведения подростков

Подростковый период онтогенеза — это остро протекающий период от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка…

Социальная работа со старшеклассниками девиантного поведения (на примере МБС (К) ОУ номер 10 VIII вида г.Кызыла)

1.2 Проявления девиантного поведения детей и подростков

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам [19, С. 61]. Каждый человек отличается своеобразием реакций на воздействия окружающей среды…

Социально-психологическая помощь подросткам с девиантным поведением

1.1 Понятие и причины девиантного поведения подростков

Социально-психологическая помощь подросткам с девиантным поведением

1.1.1 Особенности девиантного поведения подростков

Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь…

Формы проявления девиантного поведения, социальная работа с лицами и группами девиантного поведения

1. Причины возникновения девиантного поведения

Прежде чем рассмотреть основные причины девиантного поведения, необходимо остановится на определение понятия «девиантное поведение». Согласно определению В.И. Курбатова од девиантным поведением понимают определенный способ поведения…

soc.bobrodobro.ru

Причины возникновения девиантного поведения — курсовая работа

    Также нельзя забывать, что существуют смешанные причины девиантного поведения, то есть совокупность этих причин. Например, если мальчика дразнят за маленький рост, его реакция может выразиться с отклоняющемся поведении. Казалось бы, на лицо чисто биологический фактор, но если хорошо подумать, то психологический и социальный тут тоже играют немалую роль.

    Один  человек может иметь отклонения в социальном поведении, другой – в структуре своей психики, третий – одновременно и в том, и в другом. Отклонения можно наблюдать как на примере отдельной личности, так и на примере группы. Ученые создали множество теорий по поводу причин девиантного поведения, но одной правильной теории выделить нельзя, потому что каждая из них верна и имеет право на существование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Причины возникновения  девиантного поведения.

    2.1. Социальные условия  возникновения девиантного  поведения.

    Как мы уже говорили, социологи пытаются объяснить истоки и причины отклоняющегося поведения. Одни считают, что люди предрасположены к определенным стилям поведения по своей биологической природе и что «криминальный тип» является результатом агрессивности и деградации. Другие связывают девиантное поведение с особенностью строения тела человека. Третьи – с умственными дефектами.

      Но самой аргументированной и объективной причиной является нарушение хода социализации личности. Когда ребенок воспитывается в благополучной семье, у него формируется социальный интерес, уверенность в себе, восприятие норм окружающей культуры как справедливых. Когда же ребенка окружает непонимание, несправедливое к нему отношение, постоянные конфликты между родителями, тогда у него формируется негативное отношение к другим людям, отсутствие ориентации на будущее, беспокойство и тревога, отклоняющееся поведение. Однако бывают случаи негативного поведения подростков из вполне благополучных семей, ведь на социализацию ребенка влияет не только семья, но и круг общения, ситуация в стране и многие другие факторы. В таких случаях возникают противоречия между нормами и ценностями. То, что детям говорят в семье кажется неправдой, следовательно, обостряется конфликт отцов и детей, что опять же приводит к возникновению отклоняющегося поведения.

    Из  за существования в жизни противоречащих друг другу норм, сложно выбрать  линию индивидуального поведения, что приводит к аномии общества. Человек в этой ситуации утрачивает потребность в установлении связей, испытывает одиночество и отчуждение, утрачивает чувство принадлежности к обществу, что с точки зрения психологии является одной из главных потребностей любого человека. Пример: в то время как государство поддерживает усилия своих граждан в их стремлении к повышению благосостояния и к высокому социальному положению, возможности членов общества для достижения такого состояния ограничены по причине социального неравенства. А когда человек не может достигнуть своих целей с помощью способностей или таланта, он может прибегать к незаконным средствам, что опять же порождает отклоняющееся поведение.

    Применительно к современным условиям России особенно учитывать чрезмерную коммерциализацию, культ силы и достижение успеха любой  ценой, безудержную рекламу, доступность алкогольных напитков и наркотических средств, переориентацию жизненных ценностей значительной части населения, развитие бизнеса развлечений, печатной кино- и видеопродукции, пропагандирующей порнографию, насилие и жестокость; непринятие действенных мер по предупреждению и профилактики различных видов девиантного поведения населения, в том числе детей и подростков, что особенно опасно.

    Все это и есть доказательство того, что нарушение социализации выступает  главной первопричиной девиантности.

    Типы поведения, которые выступают способами социализации или ее угасания:

    1) Конформность — поведение, соответствующее культурным целям и средствам их достижения.

    2) Инновация — согласие человека с культурными целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения. Например, можно поддерживать цель достижения богатства, но представители низшего класса не могут пользоваться такими средствами, как занятие престижной деятельностью, экономический успех, образование; отсюда возникает предрасположенность к незаконным способам достижения цели: воровству, шантажу, торговле наркотиками;

    3) Ритуализм — отрицание целей, но принятии социально одобряемых средств их достижения.

    4) Ретретизм — отрицание целей и средств их достижения. Больше всего он характерен для бродяг, наркоманов, пьяниц, которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на человеческое достоинство.

    5) Бунт – мало того, что отрицание целей и средств их достижения, так еще и формирование новых собственных.

    Конкретные  причины девиантного поведения  весьма многочисленны. Некоторые исследователи  называют более 22 таких факторов.

     Общие причины отклоняющегося поведения:

     1) Уровень развития общества (нормальное, кризисное).

     2) Окружающая человека среда (семья, школа, улица).

     3) Наследственность (психическая, физическая, социальная, социокультурная).

     4) Обучение и воспитание, включая самовоспитание, социальную активность человека.

     5) Деятельность социальных институтов  общества.

     Общие причины наркомании связаны:

     1) С особенностями характера наркоманов

     2) Психическими и физическими расстройствами  организма наркомана.

     3) Негативным социально-культурным  влиянием на его личность.

     Классификация причин наркомании

     1) Биологические:

     а) Степень изначальной толерантности к наркотическому препарату, наличие патологической почвы в виде поражения головного мозга.

     б) Природа наркотического вещества, а также способ его введения.

     в) Потребности в принятии наркотика, которые вызваны чувством голода, усилием половой потенции, хроническим переутомлением организма, болезнью, когда провоцируется употребление «спасительных доз наркотиков».

     2) Психологические:

     а) Привлекательность на психологическом уровне возникающих ощущений и переживаний.

     б) Стремление к самоутверждению.

     в) Отсутствие устойчивых, позитивно ориентированных социальных интересов.

     г) Расстройства психики неограниченной природы, такие как стресс, период полового созревания, разочарование, крушение жизненных планов, страх, тревога.

     д) Особенности личностной акцентуации.

     3) Социально-педагогические:

     а) Семейное воспитание.

     б) Адаптация в школьном, студенческом, трудовом коллективе.

     4) Социальные:

     а) Мода.

     б) Влияние референтной группы.

     в) Неорганизованность досуга.

     5) Социально-культурные:

     а) Влияние культуры, в частности субкультуры, на подростка.

     б) Замалчивание истинного состояния проблемы наркотизации молодежи.

     в) Доступность наркотиков.

     г) Развал идеологических и общественных институтов.

     Общие причины проституции:

     1) Социально-экономические.

     2) Морально-этические.

     3) Физиологические (высокие потребности женщин, обладающих сильным либидо).

     4) Асоциальная окружающая среда (сутенеры, содержатели «малин» и прочие уголовные элементы).

     5) Дефекты половой социализации в семье.

     6) Инерция раннего социального опыта.

     Три теории возникновения проституции:

     1) Генетическая — наследственные факторы.

     2) Психологическая — зависимость; трудности в отношениях со сверстниками; отсутствие стремления к повышению образования, карьерному росту.

     3)  Мотивационно-потребностная — удовлетворение потребности в деньгах и реализации сексуальных желаний.

     4) Психодинамическая — стремлением подавить негативные переживания, часто возникшие еще в раннем детстве в результате искаженного семейного воспитания.

     5) Социальная — социально-экономическая обстановка в стране.

     Причины проституции, связанные с семьей:

     а) Неблагополучие семьи.

     б) Отсутствие семьи.

     в) Приобщение к алкоголю, наркотическим и токсическим веществам, насилие в семье.

     г) Сексуальные притязания в детском возрасте со стороны взрослых членов семьи.

     д) Желание стать материально независимым от семьи.

     е) Сексуальная активность человека, лишенного материальной и семейной поддержки.

     ж) Недостаточная информированность в подростковом возрасте о половых отношениях.

    з) Бесконтрольность и безразличие образовательных учреждений и органов местной администрации к внешкольным занятиям детей, подростков и молодежи.

    Общие причины самоубийств:

    1) Психические отклонения.

    2) Душевные болезни.

    3) Бедность.

    4) Денежные потери.

    5) Потеря места работы.

    6) Семейные неприятности.

    7) Стыд или страх наказания.

    8) Несчастная любовь.

    Общие причины агрессии и насилия:

    1) Социальное неравенство.

    2) Материальное неблагополучие.

    3) Нарушения психики.

    4) Морально-этическая деградация и падение нравов.

    5) Способ самоутверждения.

     Причины жестокого обращения мужчин  с женщинами:

     1) Мальчики воспитываются так, чтобы  быть агрессивными и властвовать.

     2) Эта оценка усиливается благодаря  таким социальным силам, как видеонасилие; насилие в СМИ; насилие, которое допускается в рамках, например профессиональной деятельности милиции и военных.

     3) Стереотипы социальных норма  патриархального общества, утверждающие, что мужчины являются господствующим  полом и свободны властвовать в семье, социальных отношениях и институтах, которые управляют нашей жизнью.

    4) Превосходство в физической силе.

    Общие причины пьянства и алкоголизма:

    1) Малообеспеченность, низкий уровень жизни.

    2) Обычай употреблять алкоголь в определенном обществе, среде, у отдельных социально-этнических общностей.

    3) Влияние телевидения и кино, доступность алкогольных напитков.

    4) Душевные потрясения и неприятности на работе; воздействие окружающей среды.

    5) Усиленные притязания подростков на взрослость. Потребление алкоголя представляется им символом самостоятельности, мужества, средством раскрепощения, самоутверждения, решения проблем.

    6) Пример сверстников. Отсутствие душевной близости с родителями, контактов с детьми из благополучных семей, приводит детей к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элементом времяпрепровождения является выпивка.

student.zoomru.ru

Теории, объясняющие причины возникновения девиантного поведения

Тип объяс-нения

Теория

Основная идея

Биоло-гичес-кое

Физические черты связаны с преступными наклонностями (Ломброзо)

«Криминальный тип» есть результат деградации к ранним стадиям эволюции и его можно определить по таким чертам, как, например, выступающая нижняя челюсть и низкий лоб. Преступник – скорее больной человек, чем виновный.

Строение тела (Шелдон)

Определенное строение тела указывает на повышенную склонность к девиации, (например, мускулистое, стройное тело).

Психо-логи-ческое

Психоаналити-ческая теория (Фрейд)

К девиации приводит конфликт между потребностями, инстинктами человека и требованиями морали, запретами цивилизации.

Социо-логиче-ское

Аномия (Дюркгейм)

Девиация, в т.ч. самоубийства, происходят вследствие отсутствия ясных социальных норм и ценностей.

Аномия (Мертон)

Девиация возникает в случае, если невозможно достичь культурно одобряемых целей социально приемлемыми средствами.

Социальная дезорганизация

Девиации возникают, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми.

Теория стигматизации (клеймения)

Индивид превращается в преступника потому, что общество «навязывает» ему такую роль. Девиация – это клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп.

Культурологи-ческие теории

Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и доминирующей культуры. Криминогенный фактор – конфликт между культурными ценностями различных сообществ.

Теория дифференци-альной связи (Сатерленд)

Преступному поведению учатся у тех, с кем есть связь. Научение преступному поведению происходит главным образом в малых группах.

Быстрый социальный сдвиг всегда приводит к росту явлений девиантного поведения, т.к. выработанные навыки и нормы теряют эффективность. Существенно повышается внутренняя готовность к изменению моделей своего поведения. Нормы хотя и существуют, но перестают выполнять свои функции регуляции социального поведения. Тогда возникает аномия — такое состояние общества, когда ранее общепринятые нормы, ценности и узаконенные способы достижения целей произвольно игнорируются индивидами или группами или расцениваются ими как необязательные (определение Э. Дюркгейма).

Тема 8. Массовое и коллективное поведение.

Массовым называют поведение людей, обладающее такими чертами, как неорганизованность, некоординированность, неструктурированность, индивидуальный выбор линий поведения. Примеры: массовый спрос на товары, мода, слухи, массовые увлечения молодежи, массовые пристрастия. В отличие от толпы массы людей разбросаны, между людьми отсутствует постоянный контакт одного человека с другим.

Хоть действия людей разрозненны, в совокупности они способны создавать значительные социальные изменения. Например, слухи могут сильно влиять на политическую жизнь, на ситуацию на рынке, особенно при активной поддержке средств массовой информации.

Коллективное поведение — массовые, спонтанные реакции людей (толп) на критические (“пограничные”) ситуации, возникающие объективно и внезапно (стихийные бедствия, войны, революции, мятежи, бунты, массовая истерия и т.п.). Основной характеристикой такой ситуации является ее непредсказуемость, непривычность, новизна.

Рассматривая коллективное поведения социологи выделяют такие его характеристики:

1. Фокус внимания его участников перемещен с повседневных проблем на отдаленные — национальные или международные. Это ведет к утрате чувства реальности.

2. Часто это действия “по прямой” в обход законных процедур.

3. Нестабильность, готовность изменить направление и интенсивность своей реакции — от апатии до активных действий. Даже спокойная толпа (публика) может внезапно стать активно действующей.

4. Коллективное поведение протекает на большой скорости.

Наиболее характерные черты толпы:

1. Толпа представляет собой единое целое, как организм низшего порядка. Толпа обладает свойствами биологического организма.

2. Толпа оказывает подавляющее действие на психику человека. Могут подавляться базовые инстинкты человека, в т.ч. инстинкт самосохранения.

3. Личность в массе нивелируется, приобретает другие черты. Человек в толпе может сделать то, что никогда не сделает в одиночку (в т.ч. убить).

4. Поступки людей, вовлеченных в акции коллективного поведения, становятся иррациональными, могут отличаться необъяснимой враждебностью в отношении предполагаемых виновников.

5. Особо сильное влияние оказывает лидер. В ситуациях напряженности поступки людей отличаются истерической верой в харизматического лидера. Лидеры, как правило, хорошо представляют эти особенности масс и используют особенности поведения человека в толпе для достижения своих целей.

Учитывая эти свойства, любая толпа представляет собой опасный феномен. Чем плотнее толпа, тем данные черты проявляются сильнее.

studfiles.net