Причины реформации в европе история 7 класс таблица – План-конспект урока по истории (7 класс) на тему: Урок 7 классе «Начало реформации в Европе. Обновление христианства» | скачать бесплатно

Содержание

Реформация в Европе — История


Начало Реформации в Европе

Урок истории в 7 класс

Автор: Митронина И.Н.


Цель урока

— познакомиться с понятием Реформация,

— выявить причины Реформации,

  • познакомиться с основными событиями и результатом Реформации.


План урока

1. Реформация.

2. Причины Реформации.

3. Родина Реформации.

4. Учение Мартина Лютера.

5. Народная Реформация.

6. Умеренная Реформация.


Вспомним

В результате чего происходит распад традиционного общества и зарождение индустриального?

Появление новых представлений о мире,

Возрождение культуры, тяга к знаниям,

Переосмысление ценностей,

Появление интереса к земным радостям,

Обращение внимания к человеку.

Изменение представлений о церкви

Недовольство католической церковью

Борьба за переустройство церкви


Познакомимся

Реформация – происходит от слова «реформа», т.е. преобразование, переустройство.

Реформация – это движение за переустройство церкви.

Реформация – это религиозная революция. Революция – это крутой перелом, который приводит к коренным изменениям в жизни людей.


Городской поэт Фрейданк писал о папской власти:

Ручьи сокровищ в Рим бегут,

Здесь вечный находя приют.

Но на дыру без дна похож,

Безбожный Рим не полон все ж.

Ручьи грехов сюда стекают,

И здесь их людям отпускают..

Кто нравы Рима узнает,

Охладевает к вере тот.

Предположите

Причины Реформации

(работа с текстом документа, карикатурой)

. Немецкий городской поэт Ганс Сакс (ХУI в.) писал:

Есть у попов про всех товар,

Лишь покупай и млад и стар!

Известно, каждый поп и ИНОК

дом Божий превращают в рынок:

дают реликвии доход,

А главное — в церквах идет

Продажа индульгенций бойко,

Вот что и есть овечья дойка!

Толпа церковников жадна.

Привыкнув грабить издавна,

Живя бессовестным обманом,

Церковник ловко лжет мирянам:

За мощи выдав зуб быка,

Он им притронется слегка

К болящему — и дань сберет…

Страдает от попов народ,

Не перечесть его невзгод:

Зимой и летом гнет он спину,

Чтоб отдавать им десятину.

Коль не заплатишь —- проклянут,

Изгонят, свечи вслед швырнут.

другим чтоб было неповадно.

Трудиться разве не досадно

Крестьянину по целым дням,

Чтобы поповским холуям

Сидеть в трактирах было можно

Курить и пьянствовать безбожно


Познакомимся

Причины Реформации

1. Возмущение образом жизни духовенства, его роскошью и развлечениями.

2. Недовольство обязанностью платить церковную десятину.

3. Продажа духовных должностей и получение взяток.

4. Продажа индульгенций

1.Вмешательство духовенства в дела князей.

2. Стремление князей получить часть церковных земель.

3. Недовольство увеличением церковных владений.

4. Огромные поборы церкви с крестьян.

5. Недовольство поборами монастырей, расположенными в городской округе.


Познакомимся

Родина Реформации

Германия

Причины начала Реформации в Германии

Германия — родина Мартина Лютера, основоположника Реформации


Познакомимся

Мартин Лютер основоположник Реформации

Мартин Лютер(1483-1546) родился в крестьянской семье. Жил в нищете, воспитание было строгим и он решил уйти в монастырь. В 18 лет он поступил в Эрфуртский университет, был сильно религиозен, стал монахом, который начал преподавать богословие в университете. В 1517 широкое распространение в Германии получило движение по продаже индульгенций, это возмутило Мартина Лютера. Своё возражение он выразил в работе «95 тезисов», которые прикрепил к дверям церкви. В 1520 Мартина Лютера отлучили от церкви. В 1521 его вызвали на императорский суд в г. Вормс. Друзья отговаривали Лютера ехать на суд, на что он ответил: «Ожидайте от меня всего, но только не побега и не отречения. Я не убегу и не отрекусь от своего учения, которое буду признавать до последнего дня». В Вормсе император потребовал от Лютера отречения от его учения, но он отказался подчиниться Папе. Лютера ждала судьба Яна Гуса, но саксонский князь Фридрих помог ему бежать и укрыться в замке, где он продолжил работу по распространению своего учения.


Познакомимся

Учение Мартина Лютера «Спасение верой» (работа с текстом учебника)

Основные идеи Мартина Лютера:

1.осуждение продажи индульгенций.

2.отрицание роли церкви, как посредника между человеком и богом. Священники нужны только для того, чтобы объяснять верующим Священное Писание.

3.человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога.

4. Милость Бога не зависит от заслуг человека.

5. Требование дешевизны церкви, отказа церкви от владения землями и большим имуществом. Отрицание монашества.

6. Подчинение церкви не Папе Римскому, а светским владыкам,

7. Богослужение должно вестись не на латинском, а родном языке.


Познакомимся

Народная Реформация – борьба за переустройство церкви, которую начал народ.

Вождь народной Реформации – Томас Мюнцер

Основные идеи Томаса Мюнцера:

1. Поддержка взглядов Мартина Лютера.

2. Необходимость свержения власти светских господ (князей, феодалов) над крестьянами.

З. Установление царства Божьего, где всё будет общим и все будут равны.

Проявление народной Реформации – Крестьянская война


Крестьянская война (1524-1526)

Познакомимся

Районы охваченные крестьянской войной


Познакомимся

Причины крестьянской войны (работа с текстом учебника)

развитие товарно-денежных

отношений породило потребность

в увеличении денежных доходов

князей, что привело к увеличению

оброка и захвату общинных земель

приток золота и серебра из

Нового Света вызвал революцию

цен – деньги обесценивались,

цены росли

Причины

крестьянской войны

усиление гнета светских

и духовных феодалов


Познакомимся:

Программа « 12 статей» (работа с текстом учебника)

Возвратить

общинные

земли

отменить

личную

зависимость

Право

выбирать

священника

Требования

крестьян

отменить

второстепенные

повинности

сократить

барщину

сократить

плату за

землю


Познакомимся:

Результат народной Реформации

— крестьянские отряды были разбиты,

  • Томаса Мюнцера казнили,
  • уничтожено около 100 тыс. человек.


Познакомимся:

Умеренная Реформация – борьба за переустройство церкви, начатая князьями

Проявление умеренной Реформации -религиозные войны между католиками и протестантами

Предположите:

Причины умеренной Реформации

Познакомимся: Причины умеренной Реформации

— Крестьянская война,

— Распространение идей Лютера,

— Стремление захватить церковные земли,

— Стремление сохранить католицизм.


Познакомимся:

Результат умеренной Реформации Аугсбургский мир.

  • признавались две церкви протестантская и католическая,
  • право определять религию в княжествах предоставлялось князьям,
  • главой церкви являлся князь,
  • пышные обряды были отменены,
  • отменено было пышное убранство церкви,


Последствия Реформации

Император подчинился воле князей.

Закрепилась раздробленность Германии.

Установилось две церкви.

Церковь стала более дешевой.

Право определять религию в княжествах предоставлялось князьям.

Главой церкви являлся князь.


Закрепление изученного

1. Реформация.

2. Причины Реформации.

3. Родина Реформации.

4. Учение Мартина Лютера.

5. Народная Реформация.

6. Причины, основные события и результат крестьянской войны.

7. Умеренная Реформация.

8. Причины, основные события и результат княжеской Реформации.


Рефлексия

Домашнее задание:

п.11, Р. т. 2-8.

multiurok.ru

Урок в 7 классе на тему Реформация в Европе

Конкурс методических разработок учителей истории и обществознания

общеобразовательных организаций Воскресенского муниципального района

Сценарий проведения урока

в 7 классе на тему

Начало Реформации в Европе

Учитель истории, обществознания

Щербинина Марина Петровна

МОУ «СОШ» №18

Тема урока: Начало Реформации в Европе.

Класс -7.

Цели урока: определить причины реформации; охарактеризовать особенности лютеранского учения; рассмотреть динамику
распространения лютеранства раскрыть главную цель Реформации в Германии.

Задачи:

образовательные: выяснить основные причины, сформулировать цели участников Реформации и Крестьянской войны в Германии. Познакомятся с основными понятиями: Реформация, протестант, лютеранская церковь и деятельностью М. Лютера и Т. Мюнцера. Определить итоги Реформации в Германии по Аугсбургскому религиозному миру.

развивающие: продолжить формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение работать в группах, выделять главное, разрешать проблемную ситуацию, давать оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям,.

воспитательные:  воспитание и развитие демократических свобод, в частности свободы совести, свободы слова на примере Реформации в Германии; развитие стремления к знаниям, образованию.

Основные понятия: Реформация, протестант, лютеранская церковь.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: Технология дифференцированного обучения, Игровые технологии, Групповые технологии, Технология проблемного обучения, компьютерные(новые информационные) технологии обучения

Средства обучения: Мультимедиапроектор, рабочие карты урока, презентация, раздаточный материал.

Ход урока (45 минут)

Орг.момент. (1 мин) Приветствие. Проверка готовности к уроку. Вслед за Великими географическими открытиями на жизнь европейцев оказали огромное влияние другие события. О них мы сегодня и поговорим. Но для начала вами вспомним о том, какие изменения произошли в различных областях жизни общества. Мы говорили с вами, что в 16 в. Появился новый человек: образованный, стремящийся познать и изменить мир. Формированию такого человека, безусловно, способствовало распространение гуманистических идей эпохи Возрождения.

Проверка д.з (10 мин) Индивидуальная работа учащихся по карточкам. 

(приложение 2)
Фронтальный опрос.

Разгадывание кроссворда.

Новый материал. Сегодня на уроке нам понадобятся рабочие листы, которые у каждого из вас лежат на партах. Давайте запишем в них тему урока Начало Реформации в Европе.(приложение 1)

Работать мы будем по следующему плану:

  1. Причины Реформации

  2. Мартин Лютер и основные положения его учения

  3. Народная Реформация и крестьянская война

  4. Аугсбургский мир

В конце урока нам предстоит ответить на следующий вопрос.

Почему Реформация победила в Германии в 16 в?

Пункт 1 Причины реформации. (6 мин)

В 16 веке происходит крупнейшее явление во всемирной истории. Происходит раскол католической церкви и образование новых христианских церквей. Этот процесс называется Реформацией. 

Запишем определение Реформация – движение за переустройство церкви.

В чем же причины подобного явления. Давайте вместе попробуем их сформулировать. А поможет нам в этом стихотворение немецкого поэта Ганса Сакса, которое у каждого из вас лежит на партах. Сейчас в течении 2 минут вы читаете данное стихотворение и устно выделяете причины Реформации. (приложение 4)

Обсуждение ответов. Запись причин в рабочий лист урока.

  1. Продажа индульгенций, сбор десятины.

  2. Вмешательство церкви в светскую жизнь

  3. Потребность людей в духовном обновлении

Т.О. противоречия между тем, что церковь проповедовала и совершала на деле, вызывали рост антицерковных настроений во всех слоях общества. Князья жаловались на вмешательство церкви в их дела, города и крестьяне на увеличение поборов и огромные церковные владения.

К чему приведет такое отношение церкви к верующим?

Предполагаемый ответ детей. К желанию изменить, переустроить ее.

Пункт 2. Мартин Лютер и основные положения его учения ( 8 мин)

Реформационное движение зародилось в Германии. (работа с картой) а как вы думаете, почему именно здесь?

Предполагаемый ответ детей: Германия раздробленное государство.

Идейным вдохновителем Реформации стал Мартин Лютер.

И сейчас…, получивший дополнительное д.з. познакомит нас с основными идеями Лютера. (сообщение ученика) ( 3 мин)

И сейчас мы проверим как вы запомнили идеи Лютера.

Для этого вы поработаете в группах по 4 человека. У каждой группы есть конверт с заданием, вам необходимо в течении 3 минут выбрать из предложенного списка только те положения, которые относятся к взглядам Мартина Лютера.( приложение 3)

Проверка ответов групп.

 Почему Мартин Лютер, будучи духовным лицом, выступил против католической церкви в целом?

Предполагаемый ответ детей. Будучи грамотным человеком, он увидел противоречия между тем, что учила церковь и реальностью.

Пункт 3. Народная Реформация и крестьянская война (7 мин)

Борьба за Реформацию ширилась. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер, который призывал к установление «царства Божьего», где все будет общим и все будут равны. Цель – борьба с феодальным гнетом, освобождение от феодальных повинностей

Основным районом восстания стал юго-запад страны. Руководители восстания составили свою программу «12 статей». Они требовали: право крестьян выбирать своего священника, отменить личную зависимость крестьян, сократить барщину, отменит второстепенные повинности, установить справедливую арендную плату. 
Борьба крестьян закончилась поражением. Не было среди них единства. Дворяне разбили отряды крестьян по одиночке. Раненый Мюнцер попал в плен, его казнили. Дворяне жестоко расправились с восставшими: было уничтожено около 100т. человек. 

Т.О. мы можем сделать вывод, что Цели не были достигнуты, т.к. были дезорганизованы, не было плана действия, против выступили феодалы.
После разгрома крестьянской войны началась княжеская или умеренная, Реформация.

Цели – независимость от императора и папы римского

Князья разделились на тех, кто остался католиком и служил императору Карлу V, и тех, кто объявил протест императору, за то что, тот запретил лютеранство. В 1529г. Карл 5 запретил присвоение князьями монастырского и церковного имущества. Тогда сторонники Лютера объявили ему протест. Так зародилось слово Протестант – сторонник реформирования церкви.

Ребята, а как вы думаете, почему император пытался защитить католическую церковь и так боялся протестантов?

Предполагаемый ответ детей:. Война против церкви могла перерасти в войну против императора.

Пункт 4. Аугсбургский мир ( 6 мин)

Но остановить реформационное движение было невозможно. Какие государства она еще охватила?

(работа с картой)

1555 – Аугсбургский мир. Католичество и протестантство признавалось равноправными, но право определять религию поданных предоставлялось только князьям. Поданный обязан был поддерживать только ту религию, которую придерживается его князь. Это положение было выражено словами: «Чья страна, того и вера…». 
Главой церкви в каждом немецком княжестве признавался князь. Все это привело к тому, что в Германии на долгое время затормозился процесс создания единого государства.

А достигла ли своей цели умеренная реформация?

Да, цели достигнуты: в 1555г. был подписан Аугсбургский мирный договор между Карлом V и феодалами, по которому признавалось равноправие католичества и протестантизма, но право определять религию подданных предоставлялась только князьям. Это положение было выражено словами: “Чья страна, того и вера”.

Закрепление материала.( 5 мин)

А сейчас давайте проверим, как вы запомнили материал, я предлагаю вам поиграть в хорошо знакомую игру. «Верно-Неверно» вы поднимаете карточку соответствующего цвета, и в случае если ответ неверен вы объясняете почему.

  1. Реформация – учение отрицающее Бога. (нет. Это движение за переустройство церкви)

  2. Реформация началась в 1517 г.

  3. Сторонников Реформации называли республиканцами ( Протестантами)

  4. Родиной Реформации стала Англия (Германия)

  5. На развитие Реформации в Европе повлияло учение Лютера.

  6. Церковь, основанная на учении Лютера стала называться католической (Лютеранской)

  7. Положение Аугсбургского мира «Чья страна, того и вера» означал установление католической церкви в Германии (нет. Все зависело от вероисповедания князя)

Возвращаемся к проблемному вопросу «Почему в 16 в в Германии Реформация победила?»

Предполагаемый ответ детей:. Все слои общества высказали недовольство церковью.

Подведение итогов, д.з ( 2 мин)

Т.О. Реформация оставила глубокий след в истории , она вызвала массовые народные движения против господствующих порядков. В результате появились национальные церкви, укрепилась светская власть.

Д.з.

Оценки за урок.

Литература

1.Учебник – Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800. – М.: Просвещение, 2014.

2.Хрестоматия – История средних веков. В 2-х ч. Ч.2. (XV – XVII вв.). – М.: Просвещение, 1988.

3.Виппер Р.Ю. История Нового времени. – М.: Республика, 1995.

4. К.А. Соловьев «Универсальные поурочные разработки по новой истории 7 класс», М., «ВАКО», 2006

Приложения

Приложение 1.

Рабочий лист к уроку по теме: Начало реформации в Европе 7 класс

План:

  1. Причины реформации

  2. Мартин Лютер и основные положения его учения

  3. Народная Реформация и крестьянская война

  4. Аугсбургский мир

Проблемный вопрос: Почему Реформация победила в Германии в XVI вв?

Задания.

  1. Реформация -________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Причины Реформации:

1.

2.

3.

  1. Мартин Лютер -___________________________________________________________________________

  1. Протестант — ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. 1555г. — ___________________________________________________________________

  1. «Чья страна того и вера»____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2.

Индивидуальная карточка № 1

1. Назовите , кому принадлежат нижеследующие высказывания или идеи и дайте краткую характеристику их автору.

А) «Самок лучшее из всех доказательств есть опыт»

Б) «Мыслю, следовательно, существую»

В) «А все- таки она вертится»

2. Впишите недостающий элемент в предложение:

А)Имя ученого, который, наблюдая небо в телескоп, открыл, что на Луне существуют равнины и горы и вокруг Юпитера вращаются четыре спутника — __________ .

Б)_____________ завершил создание новой картины мира.

Индивидуальная карточка №2.

Тестовые задания. Выберите один правильный ответ.

  1. Бурное развитие естественных наук в Европе происходило в … вв.

А) IX-XI

Б) XII-XIII

В) XIII -XIV

Г) XIV-XVII

2. Закон всемирного тяготения открыл

А) Исаак Ньютон

Б) Уильям Гарвей

В) Френсис Бекон

Г) Джон Локк

3. Мысль о вращении Земли вокруг Солнца впервые высказал:

А) Эразм Роттердамский

Б) Николай Коперник

В) Христофор Колумб

Г) Исаак Ньютон

4. Этот ученый стал академиком, когда ему не было и 30 лет.

А) Уильям Гарвей

Б) Рене Декарт

В) Исаак Ньютон

Г) Галилео Галилей

5. За свои взгляды этот человек был сожжен на костре

А) Николай Коперник

Б) Галилео Галилей

В) Джордано Бруно

Г) Джон Локк

6.Слова «Я мыслю, следовательно, я существую» принадлежат…

А) Джордано Бруно

Б) Джону Локку

В) Рене Декарту

Г) Исааку Ньютону

Приложение 3.

Выберете из предложенного списка основные положения учения Мартина Лютера (обведите)

  1. Сократить барщину

  2. Вера обретается только через милость божию и не зависит ни от каких заслуг человека

  3. Отменить второстепенные повинности

  4. Не признавалось монашество

  5. Возвратить общинные земли

  6. Единственный авторитет в делах веры- Священное писание

  7. Священники должны растолковывать Библию

  8. Установить справедливую арендную плату

  9. Удешевление церковных обрядов

  10. Церковь не должна владеть землями

  11. Должность священника- выборная

  12. Церковь должна подчиняться не папе, а светским владыкам

  13. Человек спасется только верой

  14. Богослужение на родном языке

Приложение 4.

Прочитать и выделить причины реформации.

Стихотворение немецкого поэта Ганса Сакса

Есть у попов про всех товар. 
Лишь покупай — и млад и стар! 
Известно, каждый поп и инок 
Дом Божий превращают в рынок: 
Дают реликвии доход, 
А главное – в церквах идёт 
Продажа индульгенций бойко, 
Вот что и есть овечья дойка! 
Толпа церковников жадна. 
Привыкнув грабить издавна, 
Живя бессовестным обманом, 
Церковник ловко лжет мирянам: 
За мощи выдав зуб быка, 
Он им притронется слегка. 
К болящему — и дань сберёт… 
Страдает от попов народ, 
Не перечесть его невзгод: 
Зимой и летом гнёт он спину, 
Чтоб отдавать им десятину. 
Коль не заплатишь – проклянут. 
Изгонят, свечи вслед швырнут, 
Другим чтоб было не повадно, 
Трудиться разве не досадно 
Крестьянину по целым дням, 
Чтобы поповским холуям 
Сидеть в трактирах было можно, 
Курить и пьянствовать безбожно? 

infourok.ru

Trojden | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства: Юдовская А. Я.

Какие изменения произошли в сознании людей в начале Нового времени? Что повлияло на изменение их сознания?

Великие географические открытия и идеи гуманизма изменили жизнь европейского общества. В XVI в. происходит ещё одно крупнейшее явление европейской и всемирной истории, связанное с появлением новых христианских вероучений и отходом от католицизма большой части верующих. Происходит раскол римско-католической церкви и образование новых христианских церквей. Этот процесс называется Реформацией (от слова «реформа» — преобразование, переустройство). В данном случае Реформация — это движение за переустройство церкви. Как вы заметили, термин «Реформация» пишется с большой буквы (так же как и Возрождение) и обозначает целую эпоху.

Причины религиозной революции. Реформацию часто называют религиозной революцией. Революции бывают в разных сферах жизни: в общественных отношениях, в технике, культуре, науке, сфере сознания. Вы уже знаете о революции цен в Европе, явившейся одним из последствий Великих географических открытий. Это была революция в области хозяйственной жизни. Реформация стала революцией в сфере сознания. Рассмотрим её причины.

В XVI в. католическая церковь переживала кризис. Нод влиянием идей гуманистов, признающих в человеке единство телесного и духовного начал, шёл процесс обмирщения сознания: человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире — его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.

Папа римский и католические богословы. Карикатура XVI в.

Объясните замысел автора карикатуры. Какие детали изображения помогли вам сделать вывод?

Менялся мир, менялся человек, а католическая церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, культы святых и мощей, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры — это уже не удовлетворяло многих верующих и толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.

Католической церкви всё труднее становилось сохранить своё монопольное влияние на души и умы верующих. Невежество и безграмотность в среде духовенства, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и свершалось на деле, вызвали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества. Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела (они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне — на увеличение церковных владений и огромные поборы.

Недоверие к церкви усиливалось невежеством и безнравственностью части священнослужителей, разочаровывал и сам папа римский.

«Тремя вещами подчиняет себе Рим: насилием, хитростью и лицемерием». Увидеть папу римского, получить его благословение — не было большего желания у верующего человека. Десятки, сотни тысяч людей из всех европейских стран и из всех слоёв общества отправлялись в далёкую Италию, в Рим, чтобы исполнить свою мечту. Но зачастую это путешествие верующих разочаровывало.

Торговля индульгенциями

Останавливаясь на ночлег в крестьянских домах или придорожных гостиницах, паломники с огорчением и возмущением рассказывали о той роскоши, в которой живут папа и кардиналы, об их жадности, об их образе жизни, никак не соответствовавшем служителям Бога.

И вправду, было чем возмущаться! Любимым развлечением многих священнослужителей были пиры и охота. Очень любил охотиться и папа Лев X. Когда он сидел на коне в охотничьей одежде, кто мог подумать, что это духовный, а не светский владыка.

Приблизившись к папе римскому, все католики в знак почтения должны были целовать папскую туфлю. А тут вместо сафьяновой туфли — облепленный грязью сапог. И целовали, но это вызывало совсем не религиозные чувства.

Дух наживы и предпринимательства коснулся и католической церкви. Её попытки приспособиться к возрастающей роли денежных отношений и увеличить свои огромные богатства привели к росту в ней жажды наживы, а это плохо сочеталось с христианским вероучением.

Все католики, от простого крестьянина до могущественного князя, должны были платить десятую часть своих доходов церкви. Большие суммы денег приносили папской казне назначения на высшие духовные должности — епископов и аббатов. Бесконечная армия папских чиновников занималась бесстыдным вымогательством. Без подкупа папских властей и чиновников нельзя было оформить в папской канцелярии ни одного документа. Без богатых подарков в Рим не ездили — взятки брали не только кардиналы, но и сам папа.

Вы помните об индульгенциях — папских грамотах об отпущении грехов? За деньги церковь давала отпущение не только уже совершённых грехов, но и будущих.

В первом десятилетии XVI в. по приказу папы Юлия II в Ватикане шло строительство не знающего себе равных по величию собора Святого Петра, что требовало огромных денег. Средства добывали продажей индульгенций, принявшей совсем уж бесстыдный характер. Их продавали на каждом углу, особенно активно этим занимались монахи. Всюду, где было скопление народа: на рынках, ярмарках, в церквях, — предлагали они купить индульгенцию, заполнить её на своё имя и обрести спасение души.

Особое возмущение политика католической церкви вызывала в раздробленной Германии, где во главе некоторых земель стояли духовные владыки и не было сильной центральной власти, способной защитить своих подданных, как, например, во Франции.

В результате в обществе стали распространяться различные религиозные течения, где основной акцент делался не на внешнее обрядовое выражение религиозности, а на внутреннее индивидуальное устремление человека к Богу.

Родиной Реформации стала Германия, где это движение поддержали часть князей, горожане, крестьянство.

Мартин Лютер. На развитие Реформации в Европе повлияло учение Мартина Лютера (1483—1546). Предки Лютера были крестьяне, от них он унаследовал умение выстоять в самых трудных ситуациях. Отец Мартина сначала был простым рудокопом, но затем разбогател и стал владельцем шести литейных мастерских. Воспитание дома было строгое, побои служили главным «педагогическим средством». Образование Мартин получил в религиозных школах, но и школьные учителя в качестве основного воспитательного средства предпочитали розги. В 18 лет юноша поступил учиться в Эрфуртский университет, а закончив его, постригся в монахи. Затем он продолжает изучать теологию в Виттенбергском университете, становится его профессором, доктором богословия.

Мартин Лютер

Борьба за Реформацию началась. Как же произошёл разрыв между Лютером и Римом?

В 1517 г. монах Иоганн Тецель разъезжал по Германии с ворохом индульгенций, предлагая свой товар в городах и деревнях. Его бесстыдство поражало. «Гоните монету, — кричал Тецель, — спасайте ваших близких! Как только монета окажется в моей кружке, душа грешника попадёт в рай!»

31 октября 1517 г. Мартин Лютер прикрепил к дверям церкви несколько листков бумаги. Это были знаменитые 95 тезисов против индульгенций. Они всколыхнули всю Германию.

Ещё через 3 года, в 1520 г., Лютер в присутствии своих студентов сжёг папское послание об отлучении его от церкви. А ещё через год, в 1521 г., его вызвали на императорский суд в Вормс.

«На этом я стою. И не могу иначе». Друзья Лютера, беспокоясь за его жизнь, предлагали ему не ехать в Вормс. «Ожидайте от меня всего, но только не побега и не отречения. Я не убегу и не отрекусь от своего учения, которое буду признавать до последнего дня», — так ответил своим сторонникам этот мужественный человек. И продолжил: «Если бы на дороге к Вормсу стояли костры и их огонь доходил бы до неба и если бы в Вормсе было столько чертей, сколько черепиц на крышах домов, то я и тогда бы поехал…»

По дороге к Вормсу Лютеру устраивали торжественные встречи, собирались толпы народа, и он проповедовал им своё учение.

Звёздным часом для него стал суд в Вормсе. Люди запрудили улицы и площади средневекового города, солдаты силой расталкивали народ, чтобы проложить Лютеру путь к ратуше, где происходило заседание.

Император Священной Римской империи германской нации Карл V потребовал, чтобы Лютер отрёкся от своего учения и подчинился папе, но получил отказ. Обращаясь к собранию, Лютер произнёс свои знаменитые слова: «На этом я стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь». Во время его речи из зала доносились возгласы одобрения. Многие думали, что после суда Лютера ждёт судьба Яна Гуса, однако саксонский князь Фридрих помог ему бежать, укрыл в одном из своих замков, где Лютер жил под именем рыцаря Георга и переводил на немецкий язык Библию и другие религиозные тексты.

Восставшие крестьяне. Заглавный лист брошюры «12 статей» (программа восставших крестьян)

А в это время в немецких землях началось ниспровержение католицизма. По дорогам Германии передвигались бродячие проповедники, призывая народ сбросить власть не только папы римского, по и светских князей.

Лютер не мог принять этих призывов. Он резко выступил против своих вчерашних сторонников и призвал князей установить над церковью свою власть.

«Спасение верой» — это основополагающая идея учения Лютера. Он предложил верующим ответ на главный волнующий их вопрос: как достичь спасения души? Лютер не только осуждал отпущение грехов за плату, считая это злоупотреблением со стороны церкви и папства, но отвергал учение церкви о возможности спасения души лишь при посредстве священнослужителей. В душе каждого верующего, учил он, существует Божий глас — это собственная совесть, моральные принципы. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек сам принимает решения и совершает поступки и сам несёт за них ответственность. В отличие от учения католической церкви о спасении делом, о том, что добрые дела служат цели всеобщего спасения, учение Лютера указывало, что спасение верующего — это его индивидуальное дело.

Учение Лютера можно свести к трём главным положениям: человек спасается только верой; вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека; только Священное Писание, слово Божье, является авторитетом в делах веры.

Лютер учил, что священники должны растолковывать верующим Библию, научить их читать священные книги — быть наставниками в религиозной жизни. «У нас одно Крещение, одно Евангелие, одна вера», — писал Лютер, доказывая, что священнослужитель — это должность, на которую может быть избран каждый верующий. Учение Лютера не признавало монашества. Он считал, что священники могут жениться, носить обычную одежду. Лютер заявлял, что церковь не должна владеть землями и большим имуществом, она должна стать дешёвой — освободиться от длительных обрядов, пышных одежд священнослужителей, богатого внутреннего убранства. И подчиняться церковь должна не папе, а светским владыкам, князьям и императорам. Богослужение в такой церкви ведётся на родном языке.

Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской. Учение Лютера было связано с распадом традиционного общества и постепенным превращением человека в индивидуальность. Такому человеку не нужны были посредники для общения с Богом.

Дальнейшее развитие событий показало, что учение Лютера нашло широкий отклик в народе. Некоторые из его последователей призывали к немедленному выступлению против церкви, уничтожению господ и имущественного неравенства.

Города и деревни заволновались. Население изгоняло католических священников и закрывало церкви. В 1524—1525 гг. в центральных и южных районах Германии вспыхнула Крестьянская война. Крестьяне поджигали дворянские замки и монастыри, отказывались от несения повинностей, грабили господское имущество. Их борьба закончилась поражением.

Лютер выступления народа не поддержал и заклеймил их, назвав «разбойничьими шайками».

«Чья страна, того и вера…» После разгрома Крестьянской войны началась княжеская, или умеренная, Реформация. Князья захватывали монастырские земли, некоторые духовные князья отказывались от своего сана и объявляли себя государями своих бывших духовных княжеств. Часть князей, напуганная Крестьянской войной и считавшая её причиной движение за реформу церкви, сохранила верность католицизму. Вся Германия оказалась ввергнутой в вооружённое противостояние, князья и дворяне раскололись на два лагеря.

В 1529 г. император Карл V подтвердил решение Вормского рейхстага о запрете лютеранства и запретил присвоение князьями монастырского и церковного имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово протестант. Сторонников Реформации церкви стали называть протестантами. В Германии начались религиозные войны между католиками и протестантами.

Карл V пытался защитить католическую церковь, и не только потому, что сам был ревностным католиком, а потому, что боялся: вслед за борьбой против папы начнётся борьба против светских владык, не станут платить десятину папе — перестанут платить налоги князьям и императору.

Но остановить реформационное движение было уже невозможно. В 30—40-е гг. XVI в. Реформация в Германии продолжалась. Карл V, занятый войнами с Францией и Турцией и почти не бывавший в Германии, начал опасаться, что на сторону Реформации перейдёт большинство курфюрстов и императорская корона будет потеряна для католиков Габсбургов. Он поспешил заключить мир с французами, двинулся в Германию и разгромил протестантских князей.

Боязнь потерять власть всполошила всех германских князей — и протестантов, и католиков. Некоторые князья-католики присоединились к князьям-протестантам и разбили армию Карла V. Император сам чуть было не попал в плен. Уставший от войн и преследовавших его неудач, Карл V в 1555 г. заключил с князьями в Аугсбурге религиозный мир, по которому устанавливалось равноправие католиков и протестантов, князья получили право определять религию своих подданных. Подданный был обязан исповедовать ту религию, которой придерживался его князь. Это положение было выражено словами: «Чья страна, того и вера…»

Главой церкви в каждом немецком княжестве признавался князь; ему было подчинено особое ведомство, распоряжавшееся церковными делами. Протестантские проповедники — пасторы — находились на государственной службе. Лютеранская церковь стала учреждением, подчинённым князю. Пышные церковные обряды отменили, из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам. Церковь стала дешёвой.

Северные и северо-восточные земли Германии, а также некоторые княжества в центральной Германии приняли лютеранство, юг остался католическим.

Князья заставили императора подчиниться своей воле. Аугсбургский религиозный мир закрепил политическую раздробленность Германии, что надолго затормозило процесс создания единого национального государства.

1. Выпишите термины, характеризующие процесс Реформации. 2. Составьте в тетради план по теме «Причины Реформации в Германии». 3. Укажите, каких целей в движении за реформу церкви добивались князья, феодалы, горожане и крестьяне. 4. Используя материал параграфа и документ, изложите основные идеи учения М. Лютера. 5. Объясните высказывание: «Чья страна, того и вера…» Какое значение имело заключение Аугсбургского религиозного мира?

1. Как связаны между собой гуманизм и Реформация? Объясни те высказывание: «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел». 2. Об судите в классе, почему идея создания лютеранской церкви нашла широкий отклик среди различных слоёв населения Германии. 3. Сравните, что получили от Реформации различные слои населения Германии. 4. Подумайте, какое значение для европейцев имело создание лютеранской церкви. В чём вы видите причины того, что лютеранская церковь существует и в XXI в.?

Из воззвания Мартина Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» (1520)

…Выдумали, будто бы папу, епископа, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян — к светскому сословию. Всё это измышление и надувательство… ведь все христиане воистину принадлежат к духовному сословию и между ними нет иного различия, кроме разве что различия по должности и занятию… А если папа или епископ совершают помазание… посвящают в сан, освящают, одеваются не так, как миряне, то всё это возносит только лицемеров и болванов, но никогда не превращает в христианина или духовное лицо…

…И вообще каждый крестившийся может провозглашать себя рукоположенным во священники, епископы и папы, хотя не каждому из них подобает исполнять такие обязанности. И хотя мы все в равной степени священники, никто не должен ловчить и выдвигаться по своей воле без нашего согласия и избрания, то есть делать то, на что мы все имеем равные права. Ведь то, что принадлежит общине, никто не может, помимо воли и разрешения общины, присвоить себе. И если случится, что кто-нибудь, избранный на такое служение, будет смещён за какие-то злоупотребления, то он снова станет тем, кем был прежде. Поэтому необходимо, чтобы священник христиан был только должностным лицом. Пока он служит, он возвышается, когда его смещают, он такой же крестьянин, как другие.

Карл V Габсбург

В 1519 г. императором Священной Римской империи был избран король Испании Карл I (внук великих Фердинанда и Изабеллы), он стал императором Карлом V.

О владениях Карла V говорили, что это империя, где никогда не заходит солнце. Император властвовал над Испанией, Нидерландами, немецкими землями, Неаполем и Сицилией, колониями Нового Света.

О Карле V говорили, что это король, у которого нет отечества. Родился он в Нидерландах и прожил там до 17 лет. В юности Карл получил разностороннее образование, знал фламандский, испанский, немецкий, французский и итальянский языки. Карл был неутомим в работе и настойчив в достижении своих целей, умел преодолевать любые препятствия. Но при этом он был скрытен, упрям и недоверчив.

Карл V мечтал объединить все королевства, тесно связанные христианской верой, создать единую мировую католическую державу. Конечно, Реформацию он встретил враждебно.



trojden.com

Реформация (16 — начало 17 века)

Реформация — общественное и религиозно-политическое движение в Европе (кроме Восточной), происходившее в 15-16 веках, цель которого было реформирование католического христианства на основе Библии.

Протестантская Реформация охватила почти всю Европу и привела к возникновению новых христианских вероучений и церквей.

Кроме лютеранства, кальвинизма, пресвитерианства, англиканства, в XVI веке появилось еще около 200 разных протестантских сект (групп верующих, чьи взгляды отличаются от традиционных) и на­правлений, которые легко могли приспособиться к существованию как в раздробленных государствах и мелких княжествах, так и в сильных королевствах.

Религиозный раскол христиан Западной Европы

Причины Реформации

На рубеже XV-XVI веков многих европейцев не устраивали церков­ные порядки. Язык церкви — латинский — был не понятен большинству верующих, которые не могли даже прочитать Библию. Крестьянам и горожанам, с трудом зарабатывающим каждую монету, было обидно отдавать значительную часть епископам и монахам. Бережливых предпринимателей раздражали золотые одежды священников, доро­гие скульптуры и картины, которыми украшались церкви. Малозе­мельные рыцари-феодалы с завистью смотрели на огромные земель­ные угодья епископов и монастырей. Королей и князей раздражало вмешательство в их дела Папы Римского. К тому же уже давно на городских пло­щадях вызывали восторг бродячие артисты, вы­смеивающие жирных и глупых монахов, которые в нарушение всех церковных правил обжираются мясом, напиваются и ухлестывают за женщинами.

Особое положение сложилось в раздробленных княжествах Германии, где власть Папы Римского не была ограничена сильной королевской властью. Пользуясь этим, епископы и монастыри постоянно увеличивали поборы с верующих. О служителях церкви немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен пи­сал так: «Это грабители нашего отечества… Они услаждают себя кровью и потом немцев, потроха­ми бедняков набивают себе утробу и питают свою распущенность».

Карта Европы в эпоху Реформации и Контрреформации. 1550-е — 1660-е гг.

Реформация Лютера (лютеранство)

Мартин Лю­тер (1483-1546)

В столь сложной обстановке начался жизненный путь Мартина Лю­тера (1483-1546). Он родился в семье глубоко верующего рудокопа. С 14 лет Лютер начал учиться в школе. Чтобы добыть себе пропитание, он вместе с товарищами бродил по улицам Магдебурга, распевал псал­мы во славу Господа и просил милостыню. Кто знает, как сложилась бы судьба мальчика, если бы он не нашел приют в богатой семье. После трех лет обучения в одной из лучших школ того времени, 18-летний юноша поступает в Эрфуртский университет. С небывалым рвением он начинает изучение Библии. Мысли о Страш­ном суде, о греховных помыслах и поступках не давали ему покоя. Окончив университет, он ре­шает укрыться от мирской суеты в монастыр­ской обители. Вскоре он получает сан священника и место профессора теологии в Виттенбергском университете. Проповеди Лютера привлекали жителей Виттенберга своей простотой и крат­костью. Для каждого прихожанина Лютер нахо­дил слова утешения. Он напоминал, что Иисус Христос принял смерть на кресте и тем самым искупил все человеческие грехи.

Мартин Лютер. Худ. Лукас Кранах-ст.

Начало Реформации в Германии

см. Начало Реформации в Германии (1517 год)




Выступление Мартина Лютера положило начало Реформации.

Народная и княжеская Реформации

см. Возникновение протестантизма (народная и княжеская Реформация)

Германия разделилась на католиков и протестантов, сторонников «княжеской» и «народной» Реформации.

Реформация Кальвина (кальвинизм)

Кальвинизм стал Реформацией для торгово-ремесленных слоев Европы. Из Швейцарии протестантское учение Кальвина проникло в южную Фран­цию, где кальвинистов стали называть гугенотами.

Гугеноты — искаженное немецкое слово «айгеносен» — «союзники». Так в Женеве называли желающих присоединиться к Швейцарскому союзу.

По душе пришлось это учение и жителям торгово-ремесленных городов Нидерландов. Учение Лютера активно распространялось в австрийских и венгерских землях, на территории Польши и Литвы и даже в немецких духовно­рыцарских орденах Прибалтики.

Реформация в Швейцарии

см. Кальвинизм (учение Кальвина)

Реформация в Англии

см. Реформация в Англии

Реформация в Прибалтике

В 1525 году магистр Тевтонского ор­дена объявил, что орден становится светским госу­дарством — Прусским герцогством. Рыцари осво­бождались от монашеских обетов, а магистр провоз­глашался герцогом, независимым от Римского Па­пы. В Ливонском ордене рядовые рыцари, надеясь отобрать земли у епископов и начальников ордена, к середине XVI века объявили себя лютеранами и обратили в новую веру своих крепостных крестьян. Само же орденское государство было уничтожено, и его владения поделили между собой соседние страны. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Зигмунд III Ваза — шведский король

Реформация в Скандинавии

Протестантская вера проникла и в Скандинавию. Здесь, как раз накануне Реформации, шведские крестьяне, горожане и рыцари восстали против власти Датских королей. Вождем был избран человек по имени Густав Ваза, происходивший из знатного шведского рода. После освобожде­ния в 1523 году столицы Швеции — Стокгольма — собрание шведских сословий избрало его королем. В обоих разделившихся государствах — Датско-Норвежском и Шведском короли, желая усилить свою власть, решили воспользоваться начавшейся Реформацией. Среди учеников Лютера в Виттенбергском университете были и датчане, и шведы. Когда они вернулись в родные страны при содействии королей, они быстро перевели Библию на шведский и датский языки. В 1527 году в Швеции, а в 1536 году — в Дании лютеранство объявили госу­дарственной религией, хотя окончательно оно утвердилось только к концу XVI века.

Контрреформация

см. Контрреформация

Для борьбы с Реформацией Католическая церковь стремилась уси­лить контроль над верующими и преобразовать собственные порядки, создав движение Контрреформации.

Итоги и последствия Реформации

В результате Реформации, а также противодействующего движения — Контрреформации, произошли религиозные войны. Они стали причиной распада империи Карла V Габсбурга, а также раскола Европы по религиозному признаку.


На этой странице материал по темам:

  • Лекция по истории кратко реформация и контрреформация 17 век

  • Реформация 16 века кратко

  • Основные цели реформации 16 века

  • Реформация началась в 16 веке в

  • Реферат западно европейское государство в 16 начало 17века

Вопросы по этому материалу:

  • Каковы были причины Реформации?

  • Докажи, что в XVI веке в Европе нача­лась религиозная Реформация.

  • Каковы были последствия Реформации?



doklad-referat.ru

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

Распространение Реформации в Европе.
Контрреформация

 

Жан Кальвин

Основные идеи кальвинизма

Орден иезуитов

Тридентский собор

 

Вы
уже знаете, что в XVI веке из
Германии начали распространяться идеи Реформации, то есть преобразования церкви.
Одним из первых реформаторов стал Мартин Лютер. Последователи его учения
называли себя протестантами. Протестантизм быстро нашел поддержку в разных
странах Европы.

На
этом уроке вам предстоит познакомиться с еще одним реформатором – Жаном
Кальвином и его вариантом изменений в церкви и обществе. Также вы узнаете о
Контрреформации и ее главном орудии борьбы – ордене Иезуитов. По окончании
урока подведем итоги Реформации в Европе. Но обо всем по порядку.

Жан Ка́львин

Родился
10 июля 1509 года во Франции, в городе Нуайо́н.
Образование получил в Парижском университете. Кальвин готовился стать юристом.
Однако один из преподавателей предложил ему заняться теоло́гией,
и она навсегда увлекла будущего реформатора.

 

 

Уже
в возрасте 23 лет он получает докторскую степень и начинает работу над книгами,
где излагает свое видение веры и церкви. Из-за своих идей и проповедей Жан
Кальвин был вынужден покинуть Францию. В Ба́зеле
Кальвин в 1536 году издает свой труд «Наставление в христианской вере»,
в котором выражает идею самоуправления церковных общин в вопросе выбора веры.
Жан Кальвин много путешествовал по Европе, жил в Италии. Однажды он заехал в
Женеву. Там он познакомился с Гийо́мом Фаре́лем, реформатором. Именно Фарель
и уговорил Кальвина задержаться в городе и помочь ему с устройством новой
церкви. Однако в скором времени он уехал и из Женевы. Три года жил в
Страсбурге, пока власти Женевы не пригласили вернуться обратно и помочь ввести
в городе новый порядок.

Идеи кальвинизма

Каковы
были идеи Жана Кальвина, из-за которых он то подвергался гонениям, то вызывал
всеобщий почет и уважение:

·       
реформатор был уверен, что
все люди грешны;

·       
души людей
предназначены либо к спасению, либо к погибели, и только Бог может покарать или
помиловать;

·       
задачей человека было
полное повиновение судьбе;

·       
Кальвин
призывал людей не отчаиваться и ждать божественного знака, который подскажет,
что душа будет спасена. Этим знаком должен был стать успех в делах.

Новая
религия получила широкую поддержку городского населения. Ведь они были
заинтересованы в постоянном накоплении капитала, а Кальвин на первое место
ставил бережливость, неприхотливость в быту, скупость, которая могла помочь
сохранить средства. А самым важным для человека он считал постоянный труд,
называя лень самым главным из пороков. Таким образом, труд превратился в
форму самовыражения человека
.

Важным
отличием от католической веры стало то, что, согласно Кальвину, не все души
будут спасены, это придет только к избранным.

Женеву
с появлением Жана Кальвина ждали большие перемены. Это зеленый город,
расположенный в Альпах. Раньше здесь была очень бурная жизнь. В силу своего
расположения на перекрестках европейских торговых путей Женева процветала. Люди
постоянно были заняты трудом, среди женевских ремесленников было очень большое
количество богатых людей. По характеру горожане были открытыми, гостеприимными,
веселыми и остроумными, любящими удовольствия. Частыми в городе были шумные
праздники, сопровождавшиеся театральными представлениями. Но существовала и
оборотная сторона такой жизни. В Женеве было очень много любителей азартных
игр. Это являлось настоящим наказанием, так как иногда целые семьи разорялись
из-за пагубного пристрастия.

И
вот в этом городе появился Жан Кальвин, который был готов изменить Женеву и ее
жителей к лучшему.

Для
управления были избраны церковные чины, в обязанности которых входило чтение
проповедей, преподавание в школе, нравственный надзор, благотворительность.
Изобретением Кальвина стала

Консистория
– это суд, который сочетал в себе функции церковного и гражданского суда.

Существовала
система штрафов и наказаний. Так, например, если человек был замечен за
азартными играми, его привязывали к позорному столбу и вешали на шею игральные
карты. Очень строго следили за внешним обликом граждан. Под запретом были
предметы роскоши, украшения, красивая одежда. Оговаривался фасон одежды, ткань
из которой она шилась. Тюремному заключению могла быть подвергнута женщина,
которая приходила в церковь с завитыми волосами. Эта же участь постигала и ее
парикмахера. Дома постоянно обыскивались. Наказанию подлежали те, у кого в
домах находили предметы, связанные с католической верой, – чётки, крестики,
иконы. Ночные сторожа следили, чтобы после 9 часов вечера никто не выходил из
дома. Люди уже должны были ложиться спать, чтобы с утра приняться за работу. В
городе был введен запрет на танцы, театральные представления, громкий смех. За
сквернословие следовало наказание. Так, был отправлен в тюрьму извозчик,
который обругал свою лошадь. Кальвин выступал против всяких излишеств. Это
касалось и еды. Три кожевенника сидели три дня в заключении за то, что за
завтраком съели 36 пирожков.

 

Постепенно
в городе стали появляться недовольные. Однако после судебного дела над Миге́лем Серве́том,
который был давним противником Кальвина и выступил против его учения, за что
был приговорен в 1553 году к сожжению, люди не рисковали публично выражать
недовольство.   

Кальвин
всю оставшуюся жизнь прожил в Женеве. Он создал образ идеального Града Божьего
с идеальными гражданами. Заслуга его была велика. Современного человека можно
считать творением Кальвина. Ведь именно он сделал труд занятием, которое
вызывает почтение, тем самым еще более развив капиталистические отношения.
В это время происходило разложение традиционного общества, в котором богатство
презиралось. Кальвин боролся с непомерной роскошью и бессмысленным
существованием. В дальнейшем они стали одной из причин революций.  

Кальвинистская
церковь

отличалась и от католической, и от лютеранской. Община сама выбирала своих
предводителей — пропове́дников и пресви́теров. Так теперь называли старейшин. Вы
можете также встретить другое название кальвинистской церкви – пресвитериа́нская.

Службу
вели па́сторы. Отменены были все церковные
праздники, кроме Пасхи. Из церкви были вынесены все внешние атрибуты веры,
ничто не должно было отвлекать от молитвы.

Последователей
Кальвина в Европе было достаточно много. Во Франции их называли гугено́тами, в Англии – пурита́нами.
 

 

 

Орден иезуитов

В
Европе с каждым годом увеличивалось количество протестантов.

 

 

Это
не могло не вызвать волнение в католической церкви. Изначально католическое
духовенство не чувствовало опасности и ограничивалось лишь порицанием новых
учений. Однако с течением времени в Риме осознали, что новые религиозные
течения могут нанести серьезный удар. Началась

Контрреформация
– борьба католической церкви с протестантизмом.

Все
протестанты были объявлены еретиками. С особой старательностью стали работать
инквизиционные суды, которые сжигали протестантов. Постоянным явлением стали
доносы. Была введена цензура. Издания, которые не проходили цензуру, заносились
в «Индекс запрещенных книг» и уничтожались. Необходимо помнить, что все
протестанты выступали против десятинного налога, а католическая церковь не
хотела лишаться этого источника дохода.

Главным
орудием католической церкви в борьбе с Реформацией стал орден иезуи́тов, основанный в 1540 году. Главой ордена
стал Игна́тий Лойо́ла,
дворянин из Испании.

 

 

Целью
ордена

стало подавление Реформации и защита католической церкви. Добивались они этого
через обучение людей католичеству, развитие наук и образования, миссионерство.

Иезуиты
отличались от обычных монахов. Им было разрешено носить светскую одежду, а не
рясы. Церковь освобождала их от многих религиозных запретов.

Одним
из главных средств борьбы стало создание иезуитских школ, в которых
преподавание велось на лучшем уровне, чем в других школах. Здесь работали
хорошие преподаватели, использовались новейшие методики. Иезуитские школы можно
было назвать школами образцового порядка. В учениках воспитывали безусловное
подчинение. Здесь было очень развито шпионство. Иезуиты поощряли доносы.

Вообще
их мораль была выгодной, что также привлекало население. С одной стороны,
иезуиты призывали людей отказаться от собственных суждений, от своего «я». В то
же время грехом считалось только то, что совершил намеренно. Если же человек
совершил плохой поступок и не думал в это время, что грешит, такой поступок
оправдывался. Также разрешалось говорить неправду, если при этом правду держишь
в уме или говоришь правду лишь частично. Любое преступление можно было
оправдать высшей целью.

Иезуитов
можно было встретить везде: и в университетах, где они вступали в научные
споры, и среди горожан, которые присутствовали на богослужении, проводившемся
на родном им языке, и во дворцах правителей, где они находились, чтобы вовремя
дать нужный совет.

С
помощью монахов ордена католическая церковь постепенно возвращала себе влияние
во многих сферах жизни.

Тридентский собор

Все
это время не утихали споры между сторонниками реформ католической церкви,
которые хотели приблизить церковь к верующим и частично ограничить власть пап.
Эти идеи поддерживал и Карл V. Им
противостояло католическое духовенство во главе с папой римским, которое не
считало реформы необходимыми.

Эти
разногласия должен был разрешить Триде́нтский собо́р, который проходил в итальянском городе Тре́нто и длился с перерывами в течение 18 лет, с 1545
по 1563 годы.

 

За это время многое изменилось. Если
изначально на собор планировали пригласить протестантов, то после подписания А́угсбургского мира и признания в Германии равенства
прав католиков и протестантов об этом не могло быть и речи. Папа Римский как
мог укреплял свои позиции.

В
результате на соборе были приняты следующие решения:

·       
признано верховенство
пап над соборами;

·       
за церковью сохранилось право
толкования Священного писания;

·       
все предписания папы были
обязательными к исполнению;

·       
католические догматы
оставались неприкосновенными и не подвергались обсуждению;

·       
была увеличена
власть епископов;

·       
укреплена инквизиция.

Сторонники
реформ добились только запрета на продажу индульгенций и открытия семинарий для
обучения католических священников.

Таким
образом, итогами Реформации в Европе стали:

·       
изменение отношения людей
к труду. Теперь любой труд был в почете и в нем рассматривался некий религиозный
смысл. Это привело к тому, что в протестантских странах капиталистические
отношения развивались быстрее;

·       
в странах Европы происходило
укрепление национальных церквей, которые теперь подчинялись не папе римскому, а
правителю государства;

·       
это привело к укреплению светской
власти;

·       
важным итогом стало
увеличение количества школ. Образование становилось все более доступным;

·       
самым неприятным
итогом стал религиозный раскол Европы. Это привело к тому, что в скором времени
начали вспыхивать религиозные войны, самой крупной из которых стала
Тридцатилетняя война.

 

 

 

videouroki.net

Презентация — История 7 класс

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ
МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2

ПРИЧИНЫ РЕЛИГИОЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
В XVI в. происходит ещё одно крупнейшее явление европейской и всемирной истории, связанное с появлением новых христианских вероучений и отходом от католицизма большой части верующих. Происходит раскол римско-католической церкви и образование новых христианских церквей. Этот процесс называется Реформацией.
Реформация – это движение за переустройство церкви.

Слайд 3

ПРИЧИНЫ РЕЛИГИОЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Священники призывали к смирению и рассказывали, что бедные будут вознаграждены после смерти за страдания на земле. Но людей все больше интересовала жизнь земная. Теперь они осознали, что от самого человека, а не от высших сил, зависит жизнь, успехи и поражения.

Слайд 4

ПРИЧИНЫ РЕЛИГИОЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
В обществе сформировался новый класс – буржуазия, которые обеспечивали свою жизнь самостоятельно. Им было не выгодно вкладывать огромные средства в содержание священников, строить пышные и дорогие соборы.

Слайд 5

ПРИЧИНЫ РЕЛИГИОЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Было давней традицией платить деньги, чтобы за твое здоровье или упокой отслужили мессу. С каждым годом этот обряд становился все менее доступным для большей части населения Европы. Бесплатных обрядов церковь не признавала.

Слайд 6

ПРИЧИНЫ РЕЛИГИОЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Особенно позорной казалась современникам массовая продажа индульгенций.
Индульгенция — освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся.

Слайд 7

ПРИЧИНЫ РЕЛИГИОЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Все верующие уплачивали церкви налог – десятину, в размере 1/10 части своих доходов. Поступающие средства делились на 3 группы: украшение и построение церквей, на богомольцев и бедных, на содержание духовенства. Но постепенно, все большее количество денег шло в казну папства и священников. Это вызывало недовольство простых людей.

Слайд 8

ПРИЧИНЫ РЕЛИГИОЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Таким образом получалось, что существующим положением в католической церкви были недовольны все слои населения. Правители хотели вернуть контроль над доходами. Дворяне были заинтересованы в церковных земельных владениях. Горожане выступали против пышной обрядности и богатого убранства. Крестьяне выступали против большого десятинного налога.

Слайд 9

МАРТИН ЛЮТЕР
Родиной Реформации стала Германия – в раздробленной стране, где во главе некоторых земель стояли духовные владыки и не было сильной центральной власти, способной защитить своих подданных. 31 октября 1517 г. Мартин Лютер прикрепил к дверям церкви несколько листков бумаги – знаменитые 95 тезисов против индульгенций. Они всколыхнули всю Германию.
Мартин Лютер окончил университет в Эрфурте, но ушел в монастырь. Уже в 1507 году он стал священником, а в 1512 году получил степень доктора богословия. Долгое время Лютер преподавал в Виттенберге, имел большую популярность среди студентов.

Слайд 10

МАРТИН ЛЮТЕР
Летом 1520 г. папа Лев X опубликовал буллу, в которой принуждал Лютера отречься от своих взглядов. Но тот сжег папскую буллу и был за это предан анафеме как еретик. А в 1521 г. его вызвали на императорский суд в Вормс.
Основные положения вероучения Лютера : Библия — единственный источник вероучения. Человек оправдывается перед Богом только верой. Бог спасает людей только Своей благодатью.

Слайд 11

МАРТИН ЛЮТЕР
Император Священной Римской империи Карл V потребовал, чтобы Лютер отрёкся от своего учения и подчинился папе, но получил отказ. Лютер произнёс свои знаменитые слова: «На этом я стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь».
1521 г. Вормсский эдикт: Мартин Лютер и его последователи – еретики

Слайд 12

МАРТИН ЛЮТЕР
Многие боялись, что после суда Лютера ждёт судьба Яна Гуса, однако саксонский князь Фридрих помог ему бежать, укрыл в одном из своих замков, где Лютер жил под именем рыцаря Георга и переводил на немецкий язык Библию и другие религиозные тексты.

Слайд 13

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ
Идеи Реформации быстро распространялись в народе. Многие простые люди считали, что земные порядки, противоречащие Божественным установлениям, можно изменить и если крестьяне и ремесленники возьмут власть в свои руки. Лидером народной Реформации стал священник Томас Мюнцер.
Статейное письмо 12 статей Гейльброннская программа

Слайд 14

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ
Проповедь Мюнцера прозвучала на фоне резкого обострения отношений между крестьянами и сеньорами, которые возрождали старые повинности и вводили новые. Недовольство крестьян росло. Летом 1524 г. началась Крестьянская война.

Слайд 15

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ
Крестьяне отказывались от несения повинностей, грабили господское имущество. Но войска феодалов разгромили восставших в 1525 г. Итогом войны стало ухудшение положения крестьян. Лютер выступления народа не поддержал.

Слайд 16

«Чья страна, того и вера…»
Князья заинтересовались идеей секуляризации церковных земель. В 1529 г. император Карл V подтвердил решение Вормского рейхстага о запрете лютеранства и запретил присвоение князьями монастырского и церковного имущества. Лютеране выразили ему свой протест. С тех пор появилось слово протестанты – сторонники Реформации. В Германии начались религиозные войны между католиками и протестантами.

Слайд 17

«Чья страна, того и вера…»
После протяженных военных действий, которые не привели ни к чьей победе, был заключен в 1555 году Аугсбургский мир. Подданный был обязан исповедовать ту религию, которой придерживался его князь. Это положение было выражено словами: «Чья страна, того и вера…» Протестантская (лютеранская) церковь: Князь – глава церкви. Пастор – протестантский проповедник. Церковные обряды отменены. Церковь стала дешевой.

Слайд 18

«Чья страна, того и вера…»
Аугсбургский религиозный мир закрепил политическую раздробленность Германии, что надолго затормозило процесс создания единого национального государства.
СИМВОЛ ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ

lusana.ru

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация




Вопросы в начале параграфа


Почему движение за переустройство церкви стало общеевропейским?


Потому что кризис Католической церкви и падение ее авторитета были повсеместным. В европейских странах монархи стремились освободиться от власти Папы Римского, общество выражало недовольство богатством и роскошью церкви и падением морального облика духовенства. Как и в Германии феодалы желали заполучить церковные земли, а горожане и крестьяне избавиться от десятины. И повсеместно требовалось вероучение на родном языке, которое бы отвечало новому мировоззрению человека Нового времени.


Вопросы в параграфе


Вопрос. На какие качества иезуитов обращает внимание автор карикатуры?


Найдите фрагмент текста, который помогает объяснить замысел художника.


Орден иезуитов имел неофициальное название «Псы господни», поэтому автор карикатуры изобразил иезуитов с песьими головами, в пасти одного из таких псов – овечка, т.к. перед иезуитами стояла задача «вернуть заблудшие массы в ограду церкви», как собаки загоняют овец в загон.


Вопросы к концу параграфа


Вопрос 1. Составьте словарик новых терминов параграфа. Внесите в него термины, характеризующие кальвинизм, и термины, характеризующие процесс Контрреформации.


Кальвинизма – учение Ж. Кальвина


Пресвитерианская церковь – самоуправляющаяся церковь, исповедующая учение Ж. Кальвина, во главе которой стояли старейшины – пресвитеры.


Пастор – проповедники в пресвитерианской церкви.


Контрреформация – политика Римской католической церкви против Реформации.


Орден иезуитов – монашеский орден, созданный для борьбы с Реформацией.


Тридентский собор – собрание католического духовенства в 1545-1563 гг. для разрешения спорных и кризисных явлений в церкви.


Вопрос 2. Расскажите об учении Кальвина и устройстве кальвинистской церкви.


Кальвин утверждал, что души людей предопределены Богом либо к вечному спасению, либо к вечной погибели. Никто из верующих не может знать своего предопределения. Но человек, согласно учению Кальвина, не должен пассивно ожидать свершения своей судьбы, его долг – идти ей навстречу, быть тружеником, выявить все заложенные в нём Богом способности. В этом заключается его главное служение Богу, которое в конечном счёте должно помочь узнать своё предопределение: успех в земных делах знак спасения. Учение Кальвина заставляло его последователей упорно трудиться: иным путём знак спасения души получить было невозможно.


Кальвинистская церковь признавала только два обряда – крещение и причастие, а по своему устройству отличалась и от католической, и от лютеранской. Церковная община не подчинялась городским светским властям и пользовалась правом самоуправления. Она избирала и контролировала своих руководителей — проповедников и старшин, пресвитеров (от греч. — старейшина). Поэтому кальвинистскую церковь иногда называют пресвитерианской. В этой церкви не существовало возведённых в сан священников. Вместо них имелись проповедники — пасторы, которых избирали из числа наиболее грамотных прихожан, знающих Священное Писание.


Вопрос 3. Используя материал параграфа, документы к нему и художественную литературу, ответьте на вопрос: когда и с какой целью был создан орден иезуитов?


Орден иезуитов был создан в 1540 г. Целью ордена стало борьба с реформацией, для чего иезуиты стремились всеми средствами укрепить авторитет католической церкви, а также участвовать во всех сферах деятельности (в политике, в торговле и предпринимательстве, в колонизации и миссионерской деятельности, в образовании). Также орден ставил целью на основе идей католицизма воспитать новые элиты в европейских странах.


Вопрос 4. Назовите причины Контрреформации.


Причины Контрреформации: нежелание Католической церкви смириться с Реформацией, нежелание терять источник богатств – десятину.


Задания к параграфу


Вопрос 1. Сравните общие черты и различия в учениях М. Лютера и Ж. Кальвина. Сделайте вывод.



Вопрос 2. Согласны ли вы с утверждением, что кальвинизм способствовал развитию предпринимательской деятельности в странах Европы? Свою точку зрения докажите.


Да, кальвинизм способствовал развитию предпринимательской деятельности, т.к. приверженцы кальвинизма стремились преуспеть в предпринимательской деятельности, чтоб убедиться, что их успешность означает богоизбранность. Учение, соответствовало настроениям буржуазии и купцов, поднимая их предпринимательский дух, т.к. накопительство больше не воспринималось как грех.. Также кальвинизм провозглашал новые моральные ценности, новые нормы отношения к труду – бережливость, расчёт, скупость, накопление в сочетании с неустанным трудом.


Вопрос 3. Обсудите в парах фрагмент работы И. Лойолы «Духовные упражнения». Какими чертами характера, по мнению автора, должен обладать человек, верующий в Бога? Согласны ли вы с мнением И. Лойолы?


У верующего человека, по мнению И. Лайолы, должен быть следующие черты характера: фанатичная преданность и покорность церковному авторитету, безропотное повиновение, почитание вышестоящих, отказ от собственной воли и мнения, подчинение своего разума, готовность исполнить любой приказ. Нет, я не согласен, т.к. в описании не верующий человек, а фанатик, готовый на все.


Вопрос 4. Французский писатель XVIII в. Вольтер сказал: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир». Как вы понимаете это высказывание?


Учение Ж. Кальвина, которое определяло очень суровые и жесткие правила жизни, Вольтер сравнивает с уставом средневекового католического монастыря.. Согласно учению последователи кальвинизма должны были подчиняться строгому уставу, который запрещал развлечения и предписывал лишь трудиться и молиться, как это требовалось от монахов

resheba.com