Причины приватизации – 3. Причины неудач российской приватизации и ее последствия. Приватизация государственной и муниципальной собственности в России: сущность, цели, направления

Содержание

Причины и источники приватизации

Определение приватизации

Централизованная модель экономики, где регулирование всех процессов и экономических отношений находится в руках государства, применялась во многих странах мира, особенно в странах «социалистического лагеря». В той или иной степени большая доля государственной собственности присутствовала в экономиках, построенных на рыночном механизме.

Требования нового времени, изменение принципов взаимодействия между странами, ориентирование на открытые экономические системы привели к пониманию того, что административно – командная модель экономики является устаревшей. Она может применяться лишь в сферах стратегического развития, либо в отраслях, представляющих основу защиты интересов государства и населения.

Рыночная модель экономики является наиболее гибкой. Она может адаптироваться под изменения факторов. При этом, обладая механизмом рынка, эта модель способна к саморегуляции. Рыночная экономика строится на свободном предпринимательстве, частной собственности, представленной различными формами хозяйствования.

Переход от командной экономики к рыночной требовал разгосударствления. Стоит отметить, что разгосударствление является более широким понятием, чем приватизация. Оно включает в себя:

  • отказ от государственной монополии;
  • создание крепкой смешанной экономической модели;
  • проведение децентрализации экономики;
  • снижению управляющей роли государства.

Замечание 1

Приватизация является лишь одной из форм разгосударствления. Она является процессов перевода государственного имущества и собственности в частный сектор экономики.

Приватизация может коснуться собственности, которая до ее национализации была в частных руках. Такое явление называется реприватизацией.

В мировой практике использовалось три метода приватизации:

  1. Отказ от прав владения или дивеститура представляет собой продажу государственного имущества в частные руки. Наиболее распространенной формой является акционирование.
  2. Применение контрактов, когда государство использует частные компании как подрядчиков на госзаказы.
  3. Использование ваучеров, как системы государственного кредитования.

Причины приватизации в России

Если говорить о западных странах, то приватизация в них преследовала и выполняла ряд задач. Она использовалась как инструмент государственного регулирования, вела к созданию различных форм собственности, способствовала привлечению инвестиций. Отличительной особенностью приватизации в европейских странах являлся индивидуальный и поступательный подход. Обычно, в год продавалось небольшое количество государственных предприятий. Так в Великобритании приватизация продолжалась десять лет.

Основными причинами приватизации в России стали:

  • высокий уровень государственных расходов, которые планировалось компенсировать за счет привлечения частного капитала;
  • широта государственной власти сделала управление экономикой неэффективным;
  • разрастание бюрократического аппарата чиновников, который привел к углублению коррупционных процессов в обществе;
  • формирование предпосылок для перехода к рыночной экономики;
  • освобождение государственных денежных средств для решения социальных вопросов и нужд;
  • создание привлекательных условий для внутренних и внешних инвестиций;
  • ликвидация продуктового и товарного дефицита;
  • необходимость в укреплении рубля;
  • повышение доходности бюджета;
  • формирование новых рабочих мест;
  • общее повышение уровня благосостояния населения;
  • создание предпосылок для развития малого и среднего бизнеса;
  • формирование положительных экономических тенденций по макроэкономическим показателям.

В России были использованы определенные методы приватизации. Большинство крупных государственных предприятий были приватизированы людьми близким к власти. Крупные корпорации стали акционерными обществами, способствовавшими накоплению капитала в руках небольшой группы людей. Далее использовалась продажа предприятий прямая или через аукционы. Так же совершалась продажа на конкурсной основе, когда покупатели стремились к реализации требований продавца. Кроме того, проводился выкуп арендованного имущества.

Источники приватизации

Приватизация подразумевает сделку купли – продажи, которая невозможна без финансовых взаиморасчетов между контрагентами. Если государственное предприятие выкупалось членами его коллектива, то источником средств для покупки были средства самого предприятия. В процессе приватизации это денежные средства, которые государство позволяет использовать работникам предприятия для выкупа. К таким ресурсам можно отнести долю чистой прибыли, находящейся в руках коллектива, остаточные средства, направляемые на стимулирование труда. Сюда так же относят амортизационные отчисления на собственные и арендованные основные фонды, собственные средства частных лиц, чистую прибыль арендных предприятий.

Другую группу источников приватизации представляют собой заемные средства и деньги, полученные от реализации ценных бумаг. Основная доля представлена банковскими кредитами, которые возмещаются покупателем имущества в течение пяти лет из прибыли предприятия. Частный владелец может прибегать к заемным средствам, предоставляемым контрагентами. Обычно они устанавливают меньший процент, чем банки, и имеют личную заинтересованность в успешности предприятия. Либо контрагенты могут предоставлять ссуды или рассрочки.

Еще одной формой источников приватизации стали личные средства работников, населения, частных лиц, владеющих капиталом. Так сотрудники предприятия имели право на выпуск ценных бумаг с целью их последующей продажи сторонним лицам. То есть, по сути на основе государственной собственности формируется акционерное общество, которое выплачивает покупателям акций дивиденды. Существовал приватизационный именной счет отдельного работника, на который начислялись денежные средства. Он мог использовать их только для выкупа государственной собственности.

Замечание 2

При совершении сделок купли – продажи в рамках приватизации использовалась совокупность различных форм финансовых источников. Наиболее выгодными являлись собственные средства предприятия, которые по сути были «подарены» государством. Далее следовали личные средства трудового коллектива и на последнем месте кредиты и займы.

spravochnick.ru

Причины, цели и методы приватизации


Государственного имущества

 

Создание основ рыночной экономики предполагает развитие частной собственности и предпринимательской деятельности. В виду того, что в советский период подавляющее большинство ресурсов находилось в государственной собственности, это не представляется возможным без проведения приватизации и разгосударствления экономики.

Экономика СССР функционировала как единый, планомерно управляемый народнохозяйственный комплекс (ЕНХК), организованный по отраслевому принципу. Считалось, что отраслевое управление соответствует структуре самого производства[1]. Однако, проблемы начинались уже при определении границ отрасли: если это совокупность предприятий, производящих один и тот же продукт, тогда возникает необходимость в наличии огромного количества государственных учреждений, руководящих отраслями народного хозяйства. Так оно и получилось в первые годы становления советской экономики – возникли такие экзотические организационные структуры, как «Главспичка», «Главсоль», «Главгвоздь», «Чаеуправление» и т.п.[2]. Такая структура организаций, управлявших народным хозяйством, отражала и суть системы директивного планирования «до гвоздя», когда центральные органы для предприятий устанавливали подробнейшие техпромфинпланы, в которых, среди прочего, для предприятий устанавливались директивные задания по производительности, себестоимости, качеству и т.п.

Государственное управление в условиях «общенародной» собственности охватывало все без исключения отрасли хозяйства и прочие области общественной жизни. Таким образом, весь советский государственный аппарат управления народным хозяйством представлял собой, как тогда казалось, «стройную систему» учреждений, в котором каждое учреждение занимало определенное место в управленческой иерархии. Образовалась очень сложная и разветвленная «пирамидальная» (иерархическая) система государственных ведомств. Утверждалось, что отдельные хозяйственные организации (предприятия, объединения, главки и т.д.) не могут существовать вне иерархии, так как они связаны между собой и со всей системой прочными функциональными связями. И в самом деле, планомерное, централизованное распределение совокупного общественного продукта, как тогда именовалось ВВП, требует именно такой системы построения хозяйственных связей – пирамидально-вертикальной. Хозяйственные организации, в свою очередь, также представляли собой вертикально — интегрированные пирамидальные структуры.



Характерной чертой внутреннего построения учреждений был не только обширный состав служащих, но и огромное количество структурных подразделений. Типичным примером многоступенчатости и дробности структурных звеньев был и Наркомат путей сообщения (НКПС).

Углубление специализации и рост количества отраслей объективно вели к дроблению министерств, их число увеличивалось. В то же время это нарушало сложившееся кооперирование предприятий и усиливало ведомственность, приводило к непомерному разбуханию управленческого аппарата в народном хозяйстве. По мере накопления «критической массы» отрицательных сторон дробления, снова начиналось слияние министерств и ведомств. В свою очередь, объединенные гигантские ведомства не способны были руководить производством конкретно и оперативно. В конечном итоге приходилось возвращаться к разукрупнению министерств, их количество снова возрастало.

Низкая эффективность управления в данных условиях выражалась, в первую очередь, в высокой себестоимости производства в виду значительных «внутриорганизационных» трансакционных издержек, низкой производительности и вялых темпах внедрения достижений НТП. Это понимали и руководители страны, которые время от времени прибегали к локальным реформам системы управления народным хозяйством в рамках государственной собственности.

Особенно следует обратить внимание на то, что низкая эффективность деятельности унитарно структурированных крупных организаций, каковыми и являлись советские отраслевые министерства, прежде всего связана с отрицательным эффектом масштаба. Во всех министерствах и ведомствах были вскрыты «серьезные недостатки в организационном построении аппарата, приводящие к канцелярско-бюрократическим методам руководства, к раздуванию штатов административно-управленческого персонала»[3]. В данном постановлении отмечались громоздкость и многоступенчатость управленческой структуры, наличие параллельно действующих звеньев в аппарате, громадные штаты управленческого персонала, делающие этот аппарат чрезмерно жестким.

В связи с этим в середине 1950-х гг. была проведена широкомасштабная децентрализация системы управления народным хозяйством, в частности, большое количество предприятий, учреждений и организаций были переданы в региональное и местное подчинение, некоторые общесоюзные министерства были ликвидированы.

Данная организационно-структурная реформа была не первой и не последней за весь советский период. В рамках проводимых локальных реформ учреждения (министерства, комитеты, главки, тресты) то разукрупнялись, то снова объединялись. Однако и в том, и в другом случае аппарат управления был оторван от производства, он отвлекал большое число работников от участия в производстве, что тоже приводило к росту трансакционных издержек и тормозило развитие экономики. Например, к началу вышеупомянутой реформы (за 1928 – 1955 гг.), управленческий персонал только в промышленности СССР увеличился в 7 раз, а число рабочих – в 4,5 раза[4]. Примерно то же самое происходило и внутри крупнейших ведомств, которые сталкивались примерно с теми же управленческими проблемами, что и все народное хозяйство в целом. Их структурные подразделения так же периодически то разукрупнялись, то объединялись.

В структуре МПС РФ последнее укрупнение было проведено в 1996-1998 гг. В этот период к общеструктурным управленческим проблемам добавились еще и фискально-финансовые – двойные налогооблагаемые обороты, дефицит финансовых ресурсов и т.д.[5]. В связи с этим было проведено укрупнение первичных производственных звеньев, объединение и упразднение отделений железных дорог, централизация управления перевозочной и финансово-экономической деятельностью, концентрация финансовых ресурсов. В 1996 –1997 гг. ликвидировано 430 линейных предприятий. Наиболее заметно (на 7-8 %) сократилось число вагонных и локомотивных депо. Небольшие депо были присоединены к крупным (головным) с преобразованием в производственные участки головного депо[6]. В аналогичных размерах было сокращено число дистанций СЦБ и связи (значительная часть ликвидированных дистанций находились на Московской ж.д.). Объединение линейных предприятий по содержанию железнодорожной инфраструктуры производилось путем переподчинения первичных структурных подразделений (участков, околотков, мастерских) соседним линейным предприятиям соответствующего профиля. Процесс объединения сопровождался высвобождением по преимуществу административно-управленческого аппарата и в меньшей степени производственных работников. При укрупнении отделений оперативное и хозяйственное руководство участками и линейными предприятиями, входившими в состав ликвидированных отделений, передавалось непосредственно службам и отделам управления дороги.

В процессе укрупнения возникает ряд сложных проблем: перемещения диспетчерских центров, решение кадровых и социальных вопросов, обеспечение сотрудничества с органами власти соответствующих регионов и др. Решение этих задач требует значительных временных и финансовых ресурсов.

Более того, ужесточение управленческой вертикали порождает ряд острейших проблем, о которых говорилось выше: потерю оперативности управления, ухудшение мотивации труда, замедление внедрения новейших достижений науки и техники, что приводит к снижению темпов роста производительности труда, увеличению себестоимости.Все это означает снижение рентабельности и эффективности производства в целом.

Выше сказанное является неизбежным следствием отрицательного эффекта масштаба, о причинах возникновения которого подробнее будет сказано в дальнейшем. Избежать негативных последствий отрицательного эффекта масштаба, возникающего в централизованно-распределительных хозяйственных системах (организациях), позволяет делегирование полномочий их низовым подразделениям, т.е. расширение хозяйственной, а за тем и финансовой самостоятельности этих подразделений. Однако, в предельном варианте они полностью обособляются, становясь независимыми предприятиями. В этом процессе вертикальные (централизованно-распределительные) связи между элементами организации становятся все более гибкими, в предельном варианте превращаются в горизонтальные (эквивалентно-обменные). При этом элементы организации, приобретая все большую экономическую самостоятельность, полностью обособляются, становясь отдельными предприятиями. Выделение самостоятельных единиц может происходить и в рамках государственной собственности, и в процессе приватизации.

Вышеизложенные управленческие проблемы, порождающие значительные «внутриорганизационные» трансакционные издержки и являются основной причинойнеобходимости расширения экономической самостоятельности предприятий, которая в предельном варианте означает их приватизацию. В связи с этим реформы по созданию рыночных отношений обычно отождествляются с массовой приватизацией государственного имущества. Но следует заметить, что даже в условиях господства частной собственности, отдельные отрасли или виды имущества могут быть национализированными, т.е. находиться в государственной собственности. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от основных задач развития хозяйства в данном периоде.

Приватизация – это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может носить неявный характер, например долгосрочная аренда государственного имущества частным лицам или частичной, когда распродается, например, лишь часть акций приватизированного предприятия или организации.

Денационализация (реституция) – возврат национализированного имущества прежним владельцам.

Реприватизация – возврат в частную собственность ранее национализированного имущества. Реприватизация в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти.

В экономической истории России имели место и периоды массовой национализации, и периоды широкомасштабной приватизации факторов производства. В 1992 году, в связи с провозглашенным переходом от централизованно-распределительной к рыночной системе посредством «шоковой терапии» началась ускоренная приватизация государственного и муниципального имущества.

В законодательстве начала 1990-х гг. были предусмотрены две формы приватизации: 1) мелкие муниципальные предприятия приватизировались через денежные аукционы и 2) предприятия регионального и федерального значения преобразовывались в акционерные общества открытого типа. Аренда государственных предприятий была запрещена.

Приватизация является частью более широкого процесса – разгосударствления экономики. Разгосударствление – это переход от директивного управления единым народнохозяйственным комплексом к регулируемому рынку. В новой системе государство перестает быть субъектом хозяйства и становится субъектом его регулирования. При этом постепенно ликвидируются государственные монополии в различных отраслях, в том числе и на железнодорожном транспорте.

Именно такая последовательность реформ предусмотрена в долгосрочной Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте. В процессе подготовки и обсуждения Программы среди ученых, практиков и законодателей было множество споров о выборе формы собственности и организационно-управленческой структуры нового хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте.

 


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Правильное оформление приватизации жилья

Содержание статьи:

Начало приватизации жилья относится к 1991 году, когда были сформированы основные положения программы. С 1992 года началась передача государственного и муниципального фонда в собственность проживающим в квартирах гражданам. Окончание приватизации жилья отложено в четвертый раз, правительство продлило процедуру до 1.03.2018 года.

Основания для приватизации жилья

Программа предусматривает возможность получить жилье в собственность каждому гражданину, причем сделать это можно один раз. Исключение сделано для детей, которые могут вторично воспользоваться льготой после 18 лет. Оформление приватизации жилья происходит по установленному порядку, согласно которому сначала следует получить согласие всех зарегистрированных жильцов. Проживающие в квартире люди должны добровольно выразить свое желание или отказ, причем отказ заверяется нотариально.

Несовершеннолетние автоматически участвуют в процессе, за чем следит отдел опеки и попечительства. Ребенок не может получить долю в недвижимости меньше минимальной, сначала выделяется детская доля, затем оставшаяся площадь делится на остальных жильцов. Квартира переходит в собственность не только зарегистрированных лиц, но на свою долю имеют право временно отсутствующие, но внесенные в ордер или договор социального найма люди.

Виды приватизации жилья подразумевают передачу в собственность объекта недвижимости в долевое или совместное владение. В первом случае сразу же при первичной процедуре граждане заявляют права на законную долю квартиры. При совместном переводе, доли не выделяют, вся площадь переходит в пользование заявленных лиц. Законом установлено, что при официальном отказе от участия в программе, гражданин имеет право на пожизненное проживание и регистрацию в квартире.

Условия приватизации жилья включают несколько ограничений. Нельзя стать владельцем аварийного, служебного жилья, общежития или объекта в закрытом военном городке. Объект должен быть государственного или муниципального подчинения. Если недвижимость имеет владельца в лице предприятия, учреждения или воинской части, то потребуется изменение статуса. Если между городскими властями и собственниками нет согласия по объекту, то дело рассматривается в судебном порядке. Положительное решение служит основанием для начала процедуры.

Этапы приватизации жилья

Первым шагом становится выяснение желания всех прописанных, включая детей с 14 лет. Отказавшийся жилец пишет нотариально заверенный отказ. Затем следует обратиться в отдел по приватизации при жилищном департаменте. При первичной консультации будут рассмотрены устанавливающие право документы на объект: ордер, договор социального найма. Если есть регистрация в государственном реестре, подтверждающая статус квартиры как муниципального фонда, то при обращении выдадут стандартный бланк заявления и памятку о требуемых документах, объяснят, что нужно для приватизации жилья.

После сбора требуемых справок и передачи пакета на проверку, потребуется установленные законом 60 дней. По истечении срока всем участникам процедуры выдается договор о приватизации, служащий основанием для обращения в государственный регистрирующий орган. Проверка в нем длится 14 дней, после чего гражданин становится полноправным владельцем и получает свидетельство на право собственности. Порядок приватизации жилья установлен законом, где указано, что в требуемых случаях процедура приостанавливается и сроки переносятся, если это требуется для уточнения обстоятельств конкретного дела.

Схема приватизации жилья допускает личное участие или предоставление генеральной доверенности третьему лицу. Все отсутствующие граждане также обязаны выдать нотариальную доверенность члену семьи, занимающемуся передачей собственности. Третьим вариантом прохождения процедуры является обращение в службу единого окна. Это самый современный способ позволяет ничего не делать самостоятельно, уплатить пошлину и сдать копии личных документов. Всю остальную работу проделает государственная служба, которая сообщит о времени получения документа на квартиру.

Перечень документов для приватизации жилья

Не существует строго списка устанавливающих право материалов, количество требуемой информации разнится в каждом конкретном случае. Необходимым минимумом являются:

• заявление стандартного образца;
• подлинник и копия в двух экземплярах документа, устанавливающего личность;
• кадастровый паспорт;
• технический паспорт из БТИ;
• ордер или договор социального найма;
• выписка из домовой книги.

Справка из домовой книги должна содержать информацию о всех регистрациях с момента выдачи ордера. Если человек был вписан в ордер, а затем выписался из жилплощади, то право на бесплатную программу за ним сохраняется. Недвижимость переводится на всех жильцов, включенных в первоначальный документ, к ним прибавляются родившиеся дети и исключаются умершие жители за все время пользования недвижимостью.

Может потребоваться дополнительная информация. Например, следует документально доказать, что никто из жильцов не пользовался государственной льготой ранее. Если с 1991 года люди меняли место жительства, то потребуется справка со всех мест регистрации о неучастии в программе. Поскольку подобные сведения начали храниться в государственном реестре с 2008 года, то самостоятельно требуется подтвердить неучастие до этого времени.

Еще что нужно для приватизации жилья, разъяснят сотрудники отдела при приеме пакета материалов. Это могут быть:

• нотариальный отказ от участия в программе;
• справки из предыдущих мест регистрации;
• справка из БТИ в случае изменения названия улицы или номера дома;
• подтверждение паспортного стола о смене данных и самого паспорта;
• свидетельство о смерти записанных в ордере людей;
• подтверждение регистрации по иному адресу включенного в ордер ребенка;
• решение суда о прописке или выписке граждан, если имеется судебное постановление.

Иногда после приема материалов на проверку возникает потребность в дополнительной информации, о чем уведомляются заявители. В сложных случаях проводится судебное разбирательство, на время которого процесс передачи собственности откладывается. Полученное постановление служит основанием для продолжения или прекращения процедуры приватизации жилья.

Оформленный договор служит основание для обращения за регистрацией права собственности, сделать это можно в любое время.Следует учесть, что некоторые справки понадобятся вновь, их можно использовать повторно. Полученное свидетельство на право собственности делает гражданина владельцем, этим заканчивается процесс приватизации жилья.

В связи с продлением сроков безвозмездной передачи недвижимости, законом разрешено оспорить в судебном порядке предыдущие действия. При обнаружении ущемления прав и интересов, человек может повторно воспользоваться программой. Если возникло желание отменить договор, то можно пройти обратную процедуру и перевести квартиру в муниципальный фонд, что не противоречит установленным правилам.

Нужна помощь юриста?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Консультация бесплатна!

alljus.ru

Зачем нужно приватизировать квартиру? Взвешиваем все за и против

Постепенно сроки приватизации заканчиваются, но не все ещё решили для себя, нужно ли приватизировать квартиру. И чтобы окончательно решить, нужно ли приватизировать квартиру именно вам, предварительно стоит оценить все плюсы и минусы этого шага. 

Что дает приватизацияквартиры: за и против

Надо ли приватизировать квартиру малоимущему?

Стоит ли приватизировать квартиру пенсионеру? Плюсы и минусы приватизации

Приватизация для должников. Могут ли выселить из приватизированной квартиры

Нужно ли приватизировать кооперативную квартиру, если пай уже выплачен?

Безусловные выгоды приватизации

Квартира как источник дохода

Время уходит! Какие возможны последствия, если не приватизирована квартира?

Читайте нас в Яндекс.Дзен

Яндекс.Дзен

Что дает приватизация квартиры: за и против 

Сама по себе приватизация имеет один очень важный плюс: расходы на оформление документов просто несопоставимы с ценой, которую придётся заплатить за покупку новой квартиры, — в сравнении с этим приватизированное жильё достаётся владельцу практически бесплатно.

Но изменение статуса жилья — это еще не все, что дает приватизация квартиры ее владельцу. Переход её в собственность в определенных случаях может неприятно удивить владельца. К примеру, приватизированную квартиру уже нельзя будет обменять на неприватизированную, так как это два совершенно разных вида жилья. Отказаться же от приватизации и передать жильё обратно государству или муниципалитету можно, но это очень сложная и трудоёмкая процедура.

Наконец, некоторые категории граждан могут обнаружить разные подводные камни в приватизации квартиры. Рассмотрим подробнее, чем может обернуться приватизация в некоторых случаях. 

Надо ли приватизировать квартиру малоимущему? 

Спорный вопрос. С одной стороны, приватизированную квартиру можно продать, купить жильё меньшей площади, а разницу в цене использовать по своему усмотрению; с другой — приватизированная квартира требует повышения расходов. Став собственником жилья, человек неизбежно сталкивается с тем, что теперь ему придётся не только платить за коммунальные услуги, но и участвовать в содержании домового имущества. Кроме того, собственник квартиры обязан платить налог на недвижимость, а его размер значительно увеличился.

Наконец, став собственником, гражданин уже не имеет права на улучшение условий жилья, и если он захочет поменять квартиру на большую, то делать это придётся за свой счёт. Конечно, сейчас бесплатные квартиры предоставляются уже не так активно, как в советское время, однако шансы на улучшение все же есть. Например, если дом находится в аварийном состоянии и идёт под снос, жильцам и сейчас выделяется жильё — а если жильцов достаточно много, общая площадь новой квартиры, согласно нормам, может оказаться даже больше, чем в старой. Приватизировав же квартиру, человек получит лишь компенсацию, но не само жильё. 

Именно поэтому гражданам, которые относятся к категории малоимущих или предполагают наличие финансовых затруднений в будущем, необходимо детально проанализировать все обстоятельства приватизации квартиры. В некоторых обстоятельствах вопрос «зачем приватизировать квартиру?» вполне уместен.

Стоит ли приватизировать квартиру пенсионеру? Плюсы и минусы приватизации.

Для пожилых людей плюсы и минусы приватизации квартиры часто связаны с комфортом их проживания. Став владельцем жилья по закону, пенсионер сможет завещать его детям или внукам, подарить, оставив за собой лишь право проживать. В таком случае они могут переложить связанные с приватизацией дополнительные расходы на выгодоприобретателей данной операции — наследников или одариваемых лиц.

Одинокие старики также могут использовать квартиру как вклад по договору ренты или пожизненного содержания. И здесь ответ на вопрос: «Нужна ли приватизация квартиры?» — будет однозначно положительным.

Однако есть и негативные стороны, так как кроме повышения расходов, придётся столкнуться и с риском лишиться квартиры. Ведь если жильё окажется разрушено в результате пожара, наводнения или другого бедствия, новую квартиру собственнику государство предоставлять не станет — он должен заботиться о себе сам. Конечно, квартиру можно застраховать, но платежи по договору страхования — это опять-таки лишние расходы. Хотя законом и предусмотрено возмещение гражданам, потерявшим жильё в результате чрезвычайной ситуации, точного определения чрезвычайности нигде нет, поэтому заранее не скажешь, признают конкретный случай такой ситуацией или нет. 

Приватизация для должников. Могут ли выселить из приватизированной квартиры?

Иногда возникает вопрос: можно ли приватизировать квартиру, если имеются долги по коммунальным платежам? На самом деле приватизация и оплата ЖКУ — это две не связанные между собой вещи. Препятствовать приватизации, не выдавая документы, организации не имеют права. Это самоуправство, и гражданин может обратиться с жалобой в полицию или прокуратуру. Но надо помнить, что изменение статуса квартиры не отменяет долгов и оплачивать задолженность всё равно рано или поздно придётся.

Однако став собственником жилья, гражданин может столкнуться с тем, что квартира приобретает статус имущества. И если у владельца имеются долги (по кредитам ли, по другой ли причине), на неё вполне может быть наложен арест. И в случае, если у человека есть другое место для проживания, приватизированной квартиры он может попросту лишиться. 

А вот могут ли выселить, если квартира не приватизирована,будет зависеть от того, какого рода долги сформировались у гражданина. Например, за банковские или иного рода заемные долги государственная квартира не может быть изъята. 

Нужно ли приватизировать кооперативную квартиру, если пай уже выплачен? 

Нет, этого не требуется. Дело в том, что приватизация возможна только для государственных или муниципальных квартир. А жильё, строившееся кооперативами, имеет совсем другой статус. По закону квартира, пай за которую уже выплачен, может быть зарегистрирована за владельцем — человеком, который в своё время заключал договор с кооперативом.

Для того чтобы оформить право собственности на такую квартиру, вам достаточно обратиться в местный орган Росреестра и предъявить справку о выплате пая. На основании этого документа вы можете начать процедуру оформления, для чего, помимо справки, потребуются лишь технические документы на квартиру. 

Безусловные выгоды приватизации 

Но не следует думать, будто приватизация связана только с трудностями для владельца. Есть ряд моментов, которые делают этот шаг весьма заманчивым для многих граждан.

Первый из них — это возможность прописывать в квартире кого угодно, спрашивая разрешение лишь у других участников приватизации, которые тоже владеют долями. Собственник не обязан отчитываться, кто именно у него проживает. Больше того, если пожилой человек заранее прописывает в квартире будущего наследника, это очень облегчает вступление в наследство.

Вторым можно назвать облегчение перепланировки. Владелец квартиры должен согласовывать её только с жилищной инспекцией (хотя, возможно, потребуется запрашивать документы из БТИ и управляющей компании). Если же квартира не приватизирована, перепланировка потребует ещё и согласования с органами местной власти.

Третьим плюсом является то, что владельца квартиры невозможно из неё выселить или выписать. Даже если вы ухитритесь оказаться в глубочайших долгах за коммунальные услуги, вам могут лишь отключить коммуникации. С жильцом же неприватизированной квартиры в этом случае могут расторгнуть договор социального найма, после чего ему придётся искать другое жильё.

Ну и наконец, для многих людей приватизация — это возможность почувствовать себя настоящим хозяином своего жилья. Это чисто психологический аспект, но и про него не стоит забывать. 

Квартира как источник дохода 

Приватизировав квартиру, её новый владелец на законном основании может использовать её к своей выгоде. Речь идёт о сдаче жилья в аренду или внаём. Конечно, в муниципальную или государственную квартиру тоже можно пускать временных жильцов, но вот требовать с них оплату чревато неприятными объяснениями с полицией и другими органами.

Став же владельцем и оформив квартиру в собственность, вы ничем не нарушите закон, если сдадите её. Главное, при этом помнить несколько маленьких нюансов:

  1. Договор должен заключаться письменно, а если его срок больше года — ещё и регистрироваться в Росреестре (См. Зачем нужна регистрация договора аренды квартиры?). Избежать этого можно, если заключать краткосрочные договора и регулярно их продлевать.
  2. Сдавать квартиру можно отдельным людям или организациям, но с гражданами заключается договор найма, а с юридическими лицами — аренды (См. Как составить договор найма жилого помещения (скачать образец, бланк)). Путаница здесь может осложнить возможное разбирательство в суде (к примеру, если вы будете взыскивать с жильца долг по оплате или требовать его выселения).
  3. При сдаче квартиры не стоит забывать об уплате налогов. Подать декларацию не слишком сложно, зато после этого у налоговой инспекции не будет повода для придирок  (См. Какие предусмотрены налоги за сдачу в аренду квартиры (жилья)?).

Время уходит! Какие возможны последствия, если не приватизирована квартира?

Приватизация жилья началась больше 20 лет назад. За это время ей воспользовались миллионы людей, но до сих пор остаются те, кто ещё колеблется. Приватизировать квартиру или нет — решать только самому человеку, но следует помнить и о сроках.

Приватизация неоднократно продлевалась государством. Последнее из таких продлений заканчивается 1 марта 2017 года. Конечно, можно надеяться на то, что правительство снова объявит, что конец приватизации переносится, но не исключено, что эта дата окажется последней. И последствия, если квартира не приватизирована до этого момента,могут быть весьма негативными, т. к. бесплатно пройти процедуру приватизации уже не получится. Поэтому если вы решили участвовать, то не стоит с этим затягивать: чем быстрее подадите заявление, тем быстрее оформите квартиру в собственность.

nsovetnik.ru

что это такое, когда заканчивается, нужно ли приватизировать квартиру

Содержание

(кликните, чтобы открыть)

Закон о приватизации жилья

Согласно Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017), Приватизация жилых помещений происходит у совершеннолетнего гражданина один раз в жизни, на добровольной основе. Несовершеннолетние могут осуществить это право два раза – до 18 лет с родителями, и самостоятельно после совершеннолетия.

Приватизации не подлежат следующие помещения:

  • городские кооперативные квартиры;
  • квартиры и общежития от предприятий;
  • частное и колхозное строительство в сельской местности;
  • общежитие;
  • жилье в городке при воинской части;
  • школы, больницы, дома отдыха;
  • недвижимость в аварийном состоянии.

Соответственно, что жильцы этих домов и комнат не имеют права на приватизацию. Временные квартиросъемщики тоже.

Недееспособные люди также могут принять в этом участие при помощи опекунов, действующих в их интересах.

Читайте дополнительно: возможна ли приватизация комнаты в общежитии.

Плюсы и минусы, нужно ли приватизировать квартиру

Стоит ли приватизировать квартиру — индивидуальный выбор каждого, но в процедуре есть существенное преимущество – вы получаете жилье практически бесплатно. Расходы идут только на оформление документов.

Бесплатная приватизация жилья позволяет прописывать в приватизированной квартире всех, кого хотите, согласовывая вопрос лишь между владельцами долей. Также легче будет проходить процесс перепланировки. Вы сможете заработать на ней, сдав в аренду. Проще будет оформлять краткосрочные договора, и регулярно их продлевать. Если вы владелец квартиры, то вас уже не смогут из нее выселить и выписать, даже с большими коммунальными долгами.

Также есть психологический аспект прохождения процедуры платной и бесплатной приватизации квартиры – человеку просто приятно чувствовать себя хозяином.

С изменением статуса жилья есть и свои нюансы. Например, такую квартиру вы не сможете обменять на неприватизированную. Можно сделать отказ от приватизации, чтобы передать недвижимость обратно государству, но это довольно непростой процесс. Также сложнее будет оформить субсидию и другие льготы.

Приватизация для малоимущих: за и против

К преимуществам процедуры можно отнести то, что приватизированное жилье можно продать, приобрести квартиру меньшего размера, оставив разницу на свое усмотрение.

Но есть и минусы, влияющие на отказ от приватизации, среди которых – повышение расходов на коммунальные платежи, ведь они теперь будут включать в себя содержание домового имущества. Плюс ко всему, увеличится размер налога на недвижимость. Также вы не сможете бесплатно получить недвижимость большего размера, например, когда дом будет подлежать сносу. Только компенсацию. Поэтому вам нужно детально анализировать — нужно ли приватизировать квартиру в этом случае.

Если вы только приобрели жилье, узнайте как рассчитать налог на недвижимость?

Приватизация для пенсионеров

Приватизированную квартиру пожилой человек сможет завещать родственникам, причем он может переложить часть расходов на процесс приватизации на их плечи. Также ее можно использовать, как вклад по договору ренты или пожизненного содержания.

Причиной отказа от приватизации может быть риск потерять жилье. Так как в случае бедствия новое вам теперь не предоставят, только в отдельных случаях, которых трудно добиться. Можно оформить добровольное страхование квартиры, но это, опять же, дополнительные расходы, ежемесячные взносы.

Должники

Среди тех, кто имеет право на приватизацию квартиры, могут быть и жильцы с долгами по коммунальным платежам. Эти две ситуации друг на друга влиять не должны, поэтому организации не могут препятствовать процедуре.

На отказ от приватизации может повлиять тот нюанс, что теперь квартира станет вашим имуществом, и в случае других долгов (например, кредитов), на квартиру могут наложить арест, а вскоре и вовсе лишить ее вас. Из не приватизированной комнаты за банковские долги не выселяют.

Отказ от приватизации и право пожизненного проживания

По желанию, можно оформить отказ от участия в приватизации. Если некоторые жильцы откажутся, другие все равно могут приватизировать недвижимость на себя. Каждый будет владеть своей долей, и дети, в том числе, даже если они не прописаны там, но имеют право проживания. Нотариальный отказ от приватизации обязательно должен быть заверен в соответствующем учреждении.

Есть два типа нежелания процесса. Первый – это отказ от приватизации, когда человек сознательно не использует свое право, и из-за этого остальные жильцы также не могут им воспользоваться. Есть отказ от участия в процессе, который делается в пользу других лиц, проживающих в квартире, причем всех в равных долях, а не одного конкретного человека.

Если вы не решили, надо ли приватизировать квартиру, не забывайте, что проживание в ней не бесплатное и нужно оплачивать социальный найм. Пользоваться жильем вы сможете ровно столько, пока последний член семьи не покинет его. Все, кто покидает недвижимость, лишаются права пользования ей.

Особенности процесса отказа

Если вы не ощутили, что значит приватизированная квартира, то для отказа соберите следующие документы для нотариуса.

  • Паспорт.
  • Справка о регистрации.
  • Заявление.

В последнем нужно будет указать:

  • паспортные и личные данные;
  • адрес прописки и проживания;
  • причина отказа;
  • саму просьбу о том, чтобы заявителя не вносили в список будущих участников приватизации. Далее это передается в необходимую инстанцию.

Как оформить жилье в собственность: документы и процедура

Регистрация собственности на квартиру — это обязательная процедура. Документов понадобится много, и их перечень будет зависеть еще и от вида недвижимости, его месторасположения и оформляющего лица. Вам нужно будет заявление на приватизацию и следующие документы:

  1. Паспорта всех зарегистрированных. Для детей младше 14 лет понадобятся свидетельства о рождении.
  2. Если вы меняли паспорт с 1991 года, то данные с предыдущих документов.
  3. Если с 1991 года меняли место жительства, справки о прописке с тех мест.
  4. Ордер на жилье.
  5. Договор соц. найма.
  6. Выписка из Росреестра о правах на квартиру.
  7. Расширенная выписка из домовой книги с перечнем всех прописанных за время существования квартиры.
  8. Справка об отсутствии задолженности по коммунальным услугам.
  9. Отказ от тех жильцов, которые не хотят участвовать в процедуре.
  10. Кадастровый и технический паспорт.

Порядок приватизации жилых помещений выглядит следующим образом.

  1. Подготовьте документы, заявление на приватизацию и отправляйтесь в жилотдел местной администрации.
  2. Закон о приватизации указывает, что проверка длится не больше двух месяцев.
  3. После одобрения заключается договор между всеми участвующими лицами.
  4. Далее вам нужно будет обратиться в Росреестр с документами и квитанцией об уплате пошлины. В течение 10 дней вам оформят свидетельство о праве собственности.

Кстати, существует обратная процедура — деприватизация жилья.

Когда заканчивается приватизация квартир в России

Несколько лет назад ввели бесплатную приватизацию жилья. Это облегчило жизнь многим семьям, но эта программа с ограниченным сроком действия, который увеличивался уже пять раз. Было объявлено, что закон о приватизация квартиры гласит, что пока последняя дата – 1 марта 2017 года.

Однако приняли закон № 14-ФЗ от 22.02.2017 г., согласно которому приватизация продлевается в очередной раз, но уже бессрочно.  Это сделано по многочисленным просьбам граждан, кто по объективным причинам еще этого не осуществил, хотя с 1991 года уже прошло достаточно времени.

На сегодняшний день еще около 20% квартир не имеют этого статуса. Однако заявления на приватизацию жилья набирают всю большую актуальность среди граждан.

Поспешите изменить условия своей жизни, пока это можно сделать на бесплатной основе.

Полезно узнать, если у вас есть в собственности гараж, то как приватизировать землю под гаражом?

Подпишитесь на свежие новости

Последние новости по теме статьи

bukvaprava.ru

3. Причины неудач российской приватизации и ее последствия. Приватизация государственной и муниципальной собственности в России: сущность, цели, направления

Похожие главы из других работ:

Нелегальная экономика

Глава 2. Особенности преобразования собственности в российской экономике. Этапы, формы и результаты российской приватизации

Неравенство и бедность в современной России

2.2 Количественные оценки, причины и последствия бедности в российской экономике

С точки зрения доходов населения оценка уровня жизни осуществляется через показатель прожиточного минимума. Прожиточный минимум — это показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг…

Особенности развития корпоративного управления в Российской Федерации

1.1 Стратегия российской приватизации

Таблица 2.2 Этапы приватизации Периоды Основные методы Выигравшие группы Спонтанная приватизация 1987-1991 гг. Вывод активов Номенклатура, комсомол Массовая приватизация 1992-1994 гг…

Приватизация в России и её социально-экономические последствия

2.3 ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

После многолетнего опыта приватизации в России можно констатировать, что задача создания эффективного частного собственника как доминирующей фигуры экономики страны решена не была. Мелкий и средний бизнес не получил ни прочной правовой…

Приватизация и ее значение для российской экономики

2.2 Цели российской приватизации

В России начала 90-х годов в условиях шоковой терапии процесс приватизации осуществлялся в особо ускоренном темпе. Он жестко направлялся государством в лице государственного комитета по управлению имуществом…

Приватизация и ее способы. Особенности приватизации в России

3.2. Цели российской приватизации.

Главными целями приватизации в 1992 г. были: Формирование слоя частных собственников…

Приватизация объектов государственной собственности в бывших социалистических странах

2.1 Основные особенности российской приватизации и их последствия

Поскольку в отечественной экономике опыт разгосударствления полностью отсутствует, задачи приватизации в России шире, чем в западных странах…

Процесс приватизации в Республике Беларусь

2.2 Опыт приватизации в Российской Федерации

В России с конца 1992 г. начала осуществляться чековая (ваучерная) приватизация. Каждый гражданин, получивший ваучеры…

Развитие отношений собственности в экономике России

3.1 Последствия приватизации в России

После многолетнего опыта приватизации в России можно констатировать, что задача создания эффективного частного собственника как доминирующей фигуры экономики страны решена не была. Мелкий и средний бизнес не получил ни прочной правовой…

Собственность и ее формы в переходной экономике России

3. Этапы российской приватизации

Российская модель приватизации была воплощена в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий. Основным законодательным актом является закон о приватизации…

Совершенствование механизма защиты доходов населения от инфляции

2.2 Причины неудач антиинфляционной политики

Действительность не подтвердила надежд на оживление производства и приток инвесторов; преодоление высокой инфляции в России даже до августа 1998 г. носило крайне неустойчивый и сомнительный характер. Это связано с рядом причин…

Теория приватизации

3.1 Специфика российской приватизации

Специфический характер российской приватизации 1990-х годов (высокая степень криминализации, подразумевавшая, конечно же, и высокую степень коррумпированности государственных органов…

Теория приватизации

3.2 Социально-экономические последствия приватизации

Кардинальные изменения в политической, общественной и экономических сферах, произошедшие в начале девяностых годов прошлого века, обусловили необходимость столь же существенных преобразований и в отношениях собственности…

Частный сектор в современной России

Стратегия российской приватизации

Этапы приватизации Периоды Основные методы Выигравшие группы Спонтанная 1987-1991 гг. Вывод активов Номенклатура, комсомол Массовая 1992-1994 гг. Раздача ваучеров Инсайдеры (менеджеры и работники) Денежная 1994-1997 гг…

Экономическая характеристика действующих свободных экономических зон на территории РФ

3. Причины неудач в создании СЭЗ на территории РФ.

Анализируя причины неудач в создании СЭЗ в России в период 1990-1998 гг. и торможения этого процесса, следует отметить главные узловые моменты: Ш Особый статус получали территории, по размерам превосходящие некоторые европейские страны. Это важно…

econ.bobrodobro.ru

Приватизация — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 мая 2013; проверки требуют 62 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 мая 2013; проверки требуют 62 правки.

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон — организация — даже такая, как государство.

Разгосударствление и приватизация — не однозначные, хотя и тесно связанные между собой понятия:

  • Под разгосударствлением следует понимать процесс упразднения государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой — форм и содержание отношений собственности. В свою очередь, разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным аспектам; во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождение их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, то есть передача в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае происходит не смена собственника, а процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.
    Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональ

ru.wikipedia.org