При проведении каких процедур полномочия собственника предприятия не прекращаются – Отстранение, увольнение, прекращение полномочий руководителя организации-должника в процедурах банкротства
Полномочия — собственник — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Полномочия — собственник
Cтраница 1
Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможности не только требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий, но даже и определять эти показатели. Для крупных муниципальных предприятий не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово — хозяйственной деятельностью существенно затруднен. [1]
Полномочия собственника хозяйственные общества осуществляют через свои органы путем сочетания коллегиальности и единоначалия. [2]
Свои полномочия собственника кооперативная организация осуществляет через органы управления: общее собрание ее членов, правление кооператива, председателя правления и наблюдательный совет. Управление осуществляется обычно путем сочетания коллегиальности и единоначалия. Некоторые особенности имеет управление в сельскохозяйственных кооперативах. [3]
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА — субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом; полномочия собственника. [4]
Условия оплаты труда руководителей государственных предприятий определяют органы исполнительной власти, на которых возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях и осуществляющие полномочия собственника имущества предприятия, или уполномоченные ими органы, имеющие право заключать трудовой договор ( контракт) с руководителями государственных предприятий. [5]
Особенностью правового режима атмосферного воздуха является то, что в силу физических свойств он не может быть объектом права собственности, поскольку к нему не применимы традиционные полномочия собственника. Он не может быть индивидуализирован для того, чтобы стать объектом права собственности. [6]
В случае если решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается по окончании наблюдения, с момента назначения конкурсного управляющего полномочия органов управления должника и
Установленное законом единство субъекта права исключительной государственной собственности на недра является юридическим основанием определения их как Единого государственного фонда недр, что в свою очередь позволяет государству беспрепятственно осуществлять свои
Так, Федеральный закон Об использовании атомной энергии от 21 ноября 1995 г. 2 содержит большое количество норм о радиоактивных отходах, например, в ст. 3 определяется понятие радиоактивных отходов, в ст. 5 — полномочия собственников отходов, в ст. 22 — порядок государственного учета и контроля, в гл. [9]
С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства органы управления должника отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника в случае, если ранее такого отстранения произведено не было, а также прекращаются
Судебная санация состояния предприятия-должника осуществляется с помощью процедуры внешнего управления, которая вводится на основании решения собрания кредиторов и длится не более года, а при необходимости может быть пролонгирована на срок до шести месяцев. Она применяется в том случае, когда на определенном этапе внесудебной санации становится ясным, что руководство не в состоянии восстановить платежеспособность предприятия. Одновременно прекращаются все
Выясните, в чем по содержанию совпадают эти системы. Обоснуйте, почему законодательно утвержденные полномочия собственника защищают экономические отношения собственности от произвола лиц и организаций. [12]
Таким образом, лицензия и положительное заключение экологической экспертизы являются основными документами, которые требуются по Закону РФ Об охране окружающей природной среды ( ст. 18) для заключения договора о комплексном природопользовании. Заключение договора осуществляется исполнительной властью города, района, края, республики в зависимости от того, кто владеет природными ресурсами. Орган исполнительной власти может распоряжаться только теми ресурсами, в отношении которых он выполняет
СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ — имущество, право собственности на которое находится у органов государственной власти. Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Полномочия собственника
СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ — имущество, право собственности на которое находится у органов государственной власти. Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Полномочия собственника в отношении федеральной собственности закреплены за Государственным комитетом по управлению государственным имуществом Российской Федерации ( Госкомимущество РФ), имеющим свои территориальные отделения.
Страницы: 1
www.ngpedia.ru
Выплаты сотрудникам при банкротстве: как сократить расходы компании
Банкротство и ликвидация: различия в прекращении трудовых отношений
Всех работников можно условно разделить на три категории:
те, кого необходимо уволить в связи с сокращением численности либо штата; те, кого следует уволить в связи с ликвидацией предприятия; те, кого нельзя увольнять при ликвидации предприятия.Увольнение при ликвидации предприятия не предусматривает гарантий отдельным категориям работников: беременным женщинам, одиноким матерям, несовершеннолетним, которые соблюдаются при увольнении по другим основаниям. Эти сотрудники будут сокращены независимо от своего права на преимущественное оставление на работе (ст. 261 и 269 ТК РФ).
Увольнение при ликвидации предприятия допускается во время отпуска, болезни, во время нахождения сотрудницы в декретном отпуске, отпуске по уходу за ребенком.
При ликвидации предприятия и высвобождении всего персонала не применяются положения о преимущественном праве оставления на работе, не требуется получения мотивированного мнения профсоюза, не предпринимаются попытки трудоустройства работников до увольнения.
В период процедур банкротства, включая процедуру конкурсного производства, арбитражный управляющий не вправе уволить работника, осуществляющего уход за ребенком до достижения им возраста трех лет. Объясняется это следующим.
В силу п. 1 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства полномочия по руководству этой организацией переходят к конкурсному управляющему.
В соответствии с п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий вправе увольнять работников должника только в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом.
В случае введения решением суда на предприятии конкурсного производства конкурсный управляющий обязан уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства (абз. 6 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве).
Трудовой кодекс РФ гарантирует работникам, осуществляющим уход за ребенком до достижения ими возраста трех лет, сохранение за ними места работы (должности) (ст. 256 ТК РФ).
Согласно ст. 261 Трудового кодекса РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации. Одним из оснований, когда работодатель может уволить женщину, имеющую ребенка в возрасте до трех лет, является ликвидация организации (ч. 6 ст. 81 ТК РФ).
Ограничения в порядке расторжения трудовых отношений при ликвидации
Сокращение вместо ликвидации. Признание работодателя несостоятельным (банкротом) еще не означает, что предприятие ликвидировано, а влечет лишь начало данного процесса. Кроме того, конкурсное производство не всегда заканчивается ликвидацией организации.
Так, в соответствии с Законом о банкротстве на стадии конкурсного производства суд может вынести определение о прекращении производства по делу о банкротстве, например, в случае утверждения мирового соглашения либо перехода к внешнему управлению.
Должник считается ликвидированным лишь после вынесения арбитражным судом определения о завершении процедуры конкурсного производства и внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Судебная практика1. Расторжение трудовых договоров с работниками по п. 1 ст. 81 ТК РФ на момент признания организации банкротом неправомерно. Определение о завершении конкурсного производства в отношении работодателя арбитражным судом не выносилось, из Единого государственного реестра юридических лиц предприятие не исключено. Таким образом, ликвидация указанного предприятия на момент увольнения работника завершена не была. Именно решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке, может служить основанием для увольнения работников по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2). При этом не имеет значения, кто и на каком основании ликвидирует юридическое лицо, являющееся работодателем, важен сам факт ликвидации организации. |
Как следствие, уволить работников в связи с ликвидацией организации (по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) в таких случаях нельзя. Но возможно расторжение трудовых договоров в связи с сокращением численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
При увольнении работников управляющий обязан соблюдать порядок расторжения трудового договора по инициативе нанимателя, регламентированный ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Действующее законодательство позволяет уволить работника и до истечения двухмесячного срока. Но в этом случае нужно получить его письменное согласие на увольнение (ст. 180 ТК РФ).
Сотруднику, уволенному раньше установленного срока, помимо выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства полагается дополнительная компенсация. Ее размер равен среднему заработку, рассчитанному за время со дня фактического увольнения до дня, ранее указанного в уведомлении о ликвидации организации.
Кроме того, отметим, что конкурсный управляющий вправе одновременно с увольнением части работников принимать на работу новых работников, которые на данный момент необходимы ему для нормального функционирования предприятия в период ликвидации.
Во избежание трудовых конфликтов не рекомендуется принимать новых работников на основании трудовых договоров на те должности, с которых были ранее уволены работники.
С новыми работниками желательно заключать гражданско-правовые договоры.
Что может потребовать работник при продаже бизнеса? Стоит выделить и еще одну группу работников должника, которая не может быть уволена даже при его ликвидации.
Речь идет о работниках, непосредственно обслуживающих жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона.
Согласно ст. 132 Закона о банкротстве вышеуказанные социально значимые объекты продаются на торгах, проводимых в форме конкурса, непроданные объекты передаются соответствующему муниципальному образованию.
В целях удовлетворения требований кредиторов план внешнего управления может предусматривать в качестве одной из мер восстановления платежеспособности должника продажу всего предприятия как имущественного комплекса (ст. 110 Закона о банкротстве).
Фактически это означает, что собственником рабочих мест становится не должник, а иное лицо.
В нынешней редакции указанной статьи положение о судьбе трудовых договоров при продаже предприятия законодателем исключено, очевидно, ввиду того, что эти вопросы более подробно урегулированы Трудовым кодексом РФ в ст. 75 «Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации».
Нельзя не отметить, что п. 4 ст. 115, п. 3 ст. 141 Закона о банкротстве отражают аналогичную ситуацию, складывающуюся при замещении активов организации-должника, когда все трудовые договоры, действующие на дату принятия решения о замещении активов, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к вновь создаваемому открытому акционерному обществу.
Сохранение этой нормы вносит определенность и ясность в регулирование сложных трудовых правоотношений, возникающих в процессе так называемого замещения активов должника.
Гарантии прав работников при продаже бизнеса закреплены положением ст. 75 ТК РФ, в соответствии с которым смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.
Обратите внимание, что исключение составляют руководитель организации, его заместители и главный бухгалтер. С ними новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовые договоры в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
При этом он должен будет выплатить каждому из увольняемых компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков, как требует того ст. 181 Трудового кодекса РФ.
Прекращение полномочий руководителя предприятия-банкрота
Ограничение прав руководителя. Признание должника несостоятельным (банкротом) предусматривает возможность ограничения прав руководителя организации-должника. Ограничение выражается в том, что арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, по ходатайству арбитражного управляющего, содержащему сведения о нарушении руководителем организации-должника требований Закона о банкротстве, вправе отстранить руководителя от должности (ст. 69, 82), а при введении внешнего управления и конкурсного производства полномочия руководителя прекращаются (ст. 94, п. 2 ст. 126).
По результатам рассмотрения ходатайства арбитражный суд выносит определение об отстранении руководителя должника и о возложении исполнения его обязанностей на лицо, представленное в качестве новой кандидатуры представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления, представителем собственника имущества – унитарного предприятия; в случае непредставления указанными лицами кандидатуры исполняющего обязанности возлагаются на одного из заместителей руководителя должника, в случае отсутствия заместителей – на одного из работников.
Отстранение. В Законе о банкротстве не урегулирован статус отстраненного руководителя организации-должника.
Как представляется, он должен определяться в соответствии с нормами ст. 76 Трудового кодекса РФ, поскольку до издания приказа (распоряжения) о прекращении трудового договора трудовые отношения с отстраненным руководителем организации продолжаются.
Отстранение руководителя организации-должника от должности не является мерой ответственности, отстранение руководителя следует рассматривать скорее как защиту интересов кредиторов, государства и общества мерами арбитражно-процессуального принуждения, принимаемую с целью создания необходимых условий для достижения целей конкурсного процесса.
Прекращение полномочий. Прекращение полномочий руководителя организации-должника при введении процедуры внешнего управления или конкурсного производства, предусмотренное ст. 94, п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве, не связано с какими-либо виновными действиями руководителя или нарушением норм Закона о банкротстве.
Арбитражный суд не может определить условия увольнения руководителя и размер его вознаграждения. Арбитражный управляющий, в свою очередь, вправе предложить руководителю организации-должника перейти на другую работу в организации.
Введение процедуры внешнего управления либо конкурсного производства является основанием для расторжения с руководителем трудового договора на основании п. 1 ст. 278 Трудового кодекса РФ. И, как следствие, руководство этим предприятием сразу же переходит к арбитражному управляющему.
Таким образом, трудовой договор с генеральным директором подлежит прекращению.
Увольнение заместителя директора. Действительно, ст. 278 ТК РФ, регулирующая дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации, устанавливает, что помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Возникает вопрос, в каком порядке подлежит увольнению заместитель директора. Для ответа на него следует установить, является ли заместитель директора органом управления должника, прекращение полномочий которого императивно предусмотрено Законом о банкротстве.
Действующее законодательство не предусматривает, что заместитель директора является единоличным исполнительным органом юридического лица, следовательно, конкурсный управляющий не обязан увольнять этого сотрудника.
Однако на стадии конкурсного производства производственная деятельность должника (банкрота) запрещена.
При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (ст. 20.3 Закона о банкротстве).
Таким образом, при решении вопроса об увольнении заместителя генерального директора должника арбитражный управляющий должен прежде всего руководствоваться интересами должника, кредиторов и общества.
Судебная практика2. Сохранение штатных единиц и заполнение вакансий из их числа в процедуре конкурсного производства допускаются лишь в той мере, в какой это оправдано для целей конкурсного производства, прежде всего сбора и реализации конкурсной массы, расчетов с кредиторами (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 № 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве»). Указанное касается лишь случаев, когда конкурсный управляющий принимает на работу лиц в рамках действовавшего до признания должника банкротом штатного расписания на остававшиеся вакантными ставки. Если же конкурсный управляющий принимает на работу лиц по ставкам, которые ранее отсутствовали в штатном расписании, обоснованность привлечения таких лиц и размера оплаты их труда может быть проверена судом, рассматривающим дело о банкротстве, по правилам ст. 20.7 Закона о банкротстве. |
В настоящее время можно констатировать, что уже сложилась единообразная судебная практика, согласно которой сохранение должностей работников должника в период конкурсного производства по общему правилу является нарушением ст. 126, 129 Закона о банкротстве. Положения п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве означают лишь предоставленное конкурсному управляющему процессуальное право реализовать это императивное требование.
Особенности привлечения работников к работе по срочным трудовым договорам в рамках конкурсного производства
Действующее законодательство не содержит прямого запрета на заключение конкурсным управляющим срочных трудовых договоров. Между тем судебная практика по данному вопросу неоднозначна.
Судебная практика. Согласно одной позиции, заключение конкурсным управляющим трудовых договоров для обеспечения осуществления своих полномочий не противоречит Закону о банкротстве, но допускается лишь в той мере, в какой это оправдано для целей конкурсного производства, прежде всего сбора и реализации конкурсной массы, расчетов с кредиторами3. Согласно другой позиции, на наш взгляд, более убедительной, указанные действия управляющего являются необоснованными и экономически нецелесообразными, поскольку тем самым арбитражный управляющий возлагает на должника финансовое бремя по выплате работникам денежных средств, гарантированных трудовым законодательством (предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, медицинское и социальное страхование, компенсации за неиспользованный отпуск и прочее). Следовательно, компенсационные выплаты (например, за неиспользованный отпуск) не могут быть возложены на должника-работодателя4. |
Учитывая изложенное, заключение трудовых договоров с привлекаемыми специалистами на стадии конкурсного производства нежелательно, так как существует вероятность, что правомерность заключения трудовых договоров для обеспечения осуществления своих полномочий конкурсному управляющему придется доказывать в суде.
Следует различать специалистов, привлечение которых производится арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности на основании гражданско-правовых договоров, и лиц, продолжающих трудовую деятельность в процедуре конкурсного производства в рамках хозяйственной деятельности должника на основании трудовых договоров.
Конкурсный управляющий не вправе заключать трудовые договоры, он имеет право исключительно на договорной основе привлекать специалистов для обеспечения осуществления своих полномочий. Поэтому на практике конкурсные управляющие увольняют работников должника в связи с сокращением штата либо численности, а с некоторыми из них, например, бухгалтерами, юристами, делопроизводителями, охранниками, заключают гражданско-правовые договоры.
Из Закона о банкротстве
С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
Пункт 2 ст. 126 Закона о банкротстве
Конкурсный управляющий вправе увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом.
Пункт 3 ст. 129 Закона о банкротстве.
Как сократить численность штата без рисков для компании
Трудовое законодательство не делает различий между увольнением работников организации в связи с принудительной и добровольной ликвидацией. Как правильно заметил автор статьи, увольнение также может быть произведено в связи с сокращением численности и штата.
Однако здесь существуют различные правовые последствия и связаны они с тем, что обоснованность сокращения работодатель не должен доказывать в суде, а в случае увольнения по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ необходимо доказать факт прекращения деятельности организации (п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2).
В связи с тем, что сроки уведомления работников, профсоюзов и центра занятости одинаковы, равно как и размер выходного пособия, то сокращение штата будет менее рискованным для компании. В этом случае работодателю необходимо лишь соблюсти процедуру увольнения и не нанимать работников на сокращенные должности.
Следует также помнить о том, что увольнение по сокращению штата не может быть применено к отдельным категориям работникам.
Чаще всего это действующие и бывшие члены профкома, уполномоченные по охране труда, беременные женщины и мамы детей до трех лет.
Компании следует обратить внимание на то, что с 01.01.2012 Минздравсоцразвития России утвердило новые формы уведомления об увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности. Напомним, что уведомления должны быть поданы в службу занятости не менее чем за два месяца до увольнения работников и не менее чем за три месяца в случае массового высвобождения работников.
Довольно часто работодатели делают ошибки при расчете и выплате выходного пособия, которое исчисляется в средних месячных заработках, а не должностных окладах.
В большинстве случаев средний месячный заработок больше оклада, потому что он включает надбавки, доплаты, районные коэффициенты и премии.
Настоятельно рекомендуем проверить, существует ли применимое к вашему виду деятельности отраслевое тарифное соглашение, которое устанавливает повышенные гарантии работникам по сравнению с Трудовым кодексом РФ и локальными нормативными актами. Например, отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ, действующее до 2013 года, устанавливает обязательные вознаграждения по итогам работы за год, а также иные виды премий. Незнание таких положений может привести к судебным разбирательствам, обязательствам компании доплатить заработную плату и пересчитать средний заработок (определение Верховного Суда Республики Карелия от 09.12.2011 по делу № 33-3663/2011).
Обращаем внимание на то, что действие отраслевого тарифного соглашения распространяется на все компании отрасли, если в установленный срок не направлен мотивированный отказ от присоединения к соглашению.
Не стоит забывать и о том, что при увольнении всегда есть место соглашению сторон.
Стоит отметить, что работники охотно идут на такое основание увольнения, поскольку, во-первых, они получают выходное пособие единовременно, а во-вторых, имеют нейтральное основание увольнения в трудовой книжке, которое не приходится объяснять будущим работодателям. Компания также получает важное преимущество при расставании с работником по соглашению – увольнение до истечения двух месяцев, отсутствие бумажной работы и риска проиграть иск работника по восстановлению на работе, потому что соглашение сторон практически невозможно оспорить в суде.
_________________________
1Определение ВС РФ от 11.07.2008 № 10-В08-2.
2Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.08.2010 по делу № А63-6669/2009.
3 Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.09.2009 по делу № А19-10540/07; ФАС Северо-Западного округа от 18.09.2009 по делу № А13-2992/2007, от 09.03.2011 по делу № А26-3116/2005; ФАС Поволжского округа от 22.05.2009 по делу № А65-25210/06; ФАС Уральского округа от 14.12.2009 № Ф09-9944/09-С4 по делу № А07-3133/2009.
4Определение ВАС РФ от 08.05.2009 № ВАС-2654/09 по делу № А27-13176/2003-4; постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2009 по делу № А26-6670/2005; ФАС Уральского округа от 21.10.2009 № Ф09-8063/09-С1 по делу № А07-15029/2009, от 24.06.2011 № Ф09-8148/07-С4 по делу № А07-15029/2009.
_________________________
www.law.ru
Некоторые проблемы при проведении процедуры замещения активов должника (Алиева К.М.)
Все статьи Некоторые проблемы при проведении процедуры замещения активов должника (Алиева К.М.)
![](/wp-content/uploads/pri-provedenii-kakih-procedur-polnomochiya-sobstvennika-predpriyatiya-ne-prekracshayutsya_0.jpg)
Замещение активов является одной из предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) мер по восстановлению платежеспособности должника, представляющей собой создание на базе его имущества одного или нескольких открытых акционерных обществ <1>. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится имущество (в том числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности, то есть акционерному обществу.
———————————
<1> С 1 сентября 2014 года вместо закрытых и открытых акционерных обществ вводится понятие публичных и непубличных обществ.
Смысл замещения активов и состоит в том, что в результате должник меняет свои активы на акции вновь созданного акционерного общества, а выручка от их реализации идет на погашение долгов, оставшихся за учредителем-должником. При этом кредиторы не становятся автоматически акционерами вновь создаваемого акционерного общества, его единственным акционером является должник. Создание акционерных обществ при замещении активов должника совместно с третьими лицами (соучредителями) не допускается.
На практике в целом последовательность действий при замещении активов выглядит следующим образом.
Принятие решения о замещении активов
Рассматриваемая мера по восстановлению платежеспособности должника может быть включена в план внешнего управления на основании решения его органа управления, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника. Так, внесение имущества в уставный капитал одного или нескольких открытых акционерных обществ при замещении активов будет крупной сделкой для должника, соответственно, оно может быть принято единоличным исполнительным органом общества, советом директоров (в случае если предметом сделки является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества), общим собранием акционеров (если предметом сделки является имущество, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости активов общества) (ст. 79 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Однако, с одной стороны, сама процедура принятия решения о возможности замещения активов органом управления общества (особенно если речь идет об общем собрании) достаточно длительна. С другой стороны, при продаже акций на открытых торгах контроль над имуществом должника может быть утрачен, поэтому органы управления не стремятся принимать такие решения. Кроме того, на практике отсутствуют нормы, обязывающие их принять решение о замещении.
Оценка имущества, вносимого в уставный капитал акционерного общества (или обществ)
Величина уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ определяется решением собрания кредиторов или комитета кредиторов и устанавливается в размере, равном определенной в отчете об оценке рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ. Оценка осуществляется оценщиком, который должен соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ об оценочной деятельности, и не может являться заинтересованным лицом в отношении арбитражного управляющего, должника и его кредиторов.
В случае отсутствия оценки рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату уставного капитала создаваемого акционерного общества, принятие решения о замещении активов должника нарушает права его кредиторов <2>.
———————————
<2> Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2011 N 19АП-2479/10.
При замещении активов размер уставного капитала нового акционерного общества предопределен: ему передаются все активы должника <3>.
———————————
<3> Долинская В.В. Несостоятельность? Реорганизация? Реструктуризация? (на примере акционерных обществ) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 3.
Планом внешнего управления может быть предусмотрено создание нескольких открытых акционерных обществ. В данном случае, скорее всего, речь идет об имуществе многопрофильного должника, так как согласно п. 3 ст. 115 Закона о несостоятельности оплата уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ происходит имуществом должника, предназначенным для осуществления отдельных видов деятельности. Состав и стоимость имущества, вносимого в оплату уставного капитала каждого такого открытого акционерного общества, определяются в плане внешнего управления. Соответственно, до проведения собрания кредиторов для рассмотрения вопроса о включении в план внешнего управления решения о замещении активов необходимо определить размер уставного капитала каждого создаваемого открытого акционерного общества.
Проведение общего собрания кредиторов
После принятия органом управления должника решения внешний управляющий проводит собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о включении в план внешнего управления данной процедуры. Указанное решение принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании (при соблюдении условия о кворуме — ст. 12 Закона о несостоятельности). При этом за принятие решения о замещении активов должны проголосовать все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника (ст. 115 Закона о несостоятельности).
Дело в том, что замещение активов должника представляет собой распоряжение его имуществом, соответственно, по общему правилу залогодатель может распоряжаться предметом залога только с согласия залогодержателя (п. 2 ст. 346 ГК РФ). Отсутствие положительного голосования кредитора, обязательства которого обеспечены залогом, либо вообще отсутствие его голосования делает невозможным осуществление процедуры замещения активов при условии наличия такого кредитора на момент замещения активов. В итоге права залогового кредитора не нарушаются в случае, если заложенное имущество данного кредитора не было включено в состав замещаемых активов <4>. Очевидно, что такое решение должно быть принято до включения данной меры в план внешнего управляющего, однако на практике в ряде случаев допускается его принятие и к моменту судебного заседания <5>.
———————————
<4> Определение ВАС РФ от 26.04.2012 N ВАС-5351/12.
<5> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.11.2011 по делу N А32-54783/2009.
В итоге основанием возникновения права собственности при замещении активов должника является юридический состав, включающий в себя решение собрания кредиторов о замещении активов, передачу имущества в уставный капитал общества по акту приема-передачи, государственную регистрацию общества в качестве юридического лица. Кроме того, в случае если имущество является недвижимым происходит государственная регистрация права собственности в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <6>.
———————————
<6> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2010 по делу N А03-2497/2010.
При передаче имущества должника одному (нескольким) открытому акционерному обществу происходит и передача прав и обязанностей работодателя, т.е. все трудовые договоры, действующие на дату принятия решения о замещении активов должника, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к вновь создаваемому обществу. При этом если должник выполнил обязательства по оплате уставного капитала акционерного общества, на него не может быть возложена солидарная ответственность по оплате долгов общества перед уволенными работниками <7>.
———————————
<7> Определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.05.2012 N 33-5578/12.
Продажа акций
По общему правилу продажа акций созданного на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ осуществляется на открытых торгах по правилам ст. 110 Закона о банкротстве, однако планом внешнего управления может быть предусмотрена продажа акций на организованном рынке ценных бумаг. Выбор способа продажи акций осуществляется на собрании кредиторов. Поскольку акции юридического лица представляют собой ценные бумаги, удостоверяющие имущественные права, а не социально значимые объекты, установленный законом порядок для продажи социально значимых объектов не подлежит применению при реализации имущества должника <8>.
———————————
<8> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.08.2014 по делу N А78-5082/2007.
Неисполнение должником обязанности зарегистрировать эмиссию по причинам, признанным арбитражным судом уважительными, не является основанием для признания сделки по замещению активов недействительной <9>.
———————————
<9> Постановление ФАС Центрального округа от 01.10.2009 N Ф10-4117/09.
Сохранение залога при переходе права собственности
В рамках данной меры по восстановлению платежеспособности должника представляет интерес вопрос о судьбе права залога после принятия решения о замещении активов. Данный вопрос имеет важное значение, так как, с одной стороны, необходимость погашения обеспеченных залогом обязательств сказывается на показателях инвестиционной привлекательности вновь созданного общества, с другой стороны, наличие обременения влияет на определение стоимости (оценки) его акций. В данном случае возможны два варианта развития событий в зависимости от того, является залогодержатель конкурсным кредитором или нет.
Так, банк обратился в суд с требованием о сохранении залога при переходе права собственности от залогодателя к третьему лицу. Дело в том, что заложенное имущество было ранее внесено в уставный капитал залогодателя в оплату акций при замещении активов должника по плану внешнего управления. Впоследствии судом были применены последствия недействительности ничтожных сделок о внесении этого имущества в уставный капитал. Возврат данного имущества привел к невозможности исполнения залогодателем ранее вступивших в законную силу судебных актов в пользу банка об обращении взыскания на заложенное имущество.
Рассматривая данный спор, суд указал, что исследование обстоятельств, связанных с добросовестностью банка, существенно влияет на выводы о сохранении залога при переходе прав на заложенное имущество <10>. С учетом этих положений, несмотря на то что после заключения договора о залоге, являющегося возмездным договором, право залогодателя в части владения заложенным имуществом было оспорено и договор, по которому он приобрел предмет залога, расторгнут, оснований для вывода о недействительности договора о залоге не имеется <11>.
———————————
<10> Постановление ФАС Поволжского округа от 24.06.2014 по делу N А65-18847/2011.
<11> Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 07.06.2012 N 16513/11.
Однако необходимо иметь в виду, что в рассматриваемом деле банк не принадлежал к числу конкурсных кредиторов должника, которые должны голосовать за замещение. В случае если залогодержатель относится к таковым, то право залога сохраняется.
Так, применительно к реализации обремененного ипотекой имущества несостоятельного залогодателя в процедуре конкурсного производства соответствующий порядок установлен ст. 138 Закона о несостоятельности, согласно которой порядок и условия проведения соответствующих торгов, правила распределения средств, вырученных от реализации предмета залога, определяются залоговым кредитором. При замещении активов должника имущество не реализуется, Закон о банкротстве не содержит положений, на основании которых можно было бы прийти к выводу о замене предмета залога и, как следствие, о возникновении у залогодержателя прав в отношении акций вновь созданного общества (или обществ).
Акции подлежат включению в состав конкурсной массы, а затем — продаже на открытых торгах, то есть без привлечения залогового кредитора к процедуре определения им порядка и условий их реализации и без приоритетного распределения средств, вырученных от продажи ценных бумаг, в пользу залогового кредитора.
Согласование залогодержателем как залоговым кредитором процедуры замещения активов должника не является выражением его воли на отказ от права залога. Таким образом, правопреемник залогодателя становится на его место и несет все обязанности залогодателя, если соглашением с залогодержателем не установлено иное <12>.
———————————
<12> Постановление Президиума ВАС РФ от 25.03.2014 N 18749/13 по делу N А40-173901/2012.
Замещение активов в ходе конкурсного производства
Замещение активов в ходе конкурсного производства происходит в основном по правилам, предусмотренным для внешнего управления, за некоторым исключением. Так, согласно п. 1 ст. 141 Закона о несостоятельности для принятия решения о замещении активов необходимо решение собрания кредиторов. Однако данное положение необходимо применять вместе со ст. 126 Закона о несостоятельности, устанавливающей последствия введения конкурсного производства. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника, за исключением полномочий органов управления должника по принятию решений о заключении крупных сделок. Соответственно, первоначально принимается решение органом управления о замещении активов (как и при внешнем управлении), затем данный вопрос рассматривается собранием кредиторов. При этом решение о замещении активов в ходе конкурсного производства также принимается собранием кредиторов при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.
Таким образом, на стадии конкурсного производства Закон о несостоятельности оставляет за конкурсными кредиторами приоритет в решении вопроса о порядке формирования конкурсной массы должника независимо от мнения органов управления должника, собственника имущества в отличие от процедуры внешнего управления, в рамках которой собственнику имущества предоставлены соответствующие полномочия, предусмотренные п. 3 ст. 94 Закона о несостоятельности.
Результатом проведения замещения активов является обмен должником своих активов на акции вновь созданного акционерного общества, а выручка от их реализации идет на погашение долгов, оставшихся за ним. В случае если вырученных средств недостаточно для погашения требований всех кредиторов, то после окончания процедуры замещения активов производится пропорциональное удовлетворение требований кредиторов согласно ст. 142 Закона о несостоятельности.
В некоторых случаях недостаточность средств, вырученных от замещения активов организации-должника в ходе конкурсного производства, может служить основанием для привлечения к субсидиарной ответственности третьих лиц, доведших предприятие до банкротства (п. 5 ст. 129 Закона о несостоятельности). При предъявлении требования о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности необходимо доказать наличие причинно-следственной связи между их действиями и банкротством должника <13>. Определение размера субсидиарной ответственности возможно только после установления того обстоятельства, что реализованного имущества должника оказалось недостаточно для удовлетворения требований его кредиторов <14>.
———————————
<13> Определение ВАС РФ от 22.03.2010 N ВАС-9299/09 по делу N А40-71252/08-81-642; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.11.2010 по делу N А52-7092/2009; Шиткина И. «Снятие корпоративной вуали» в российском праве: правовое регулирование и практика применения // Хозяйство и право. 2013. N 2.
<14> Определение ВАС РФ от 12.09.2011 N ВАС-11014/11 по делу N А03-6321/2009.
В ситуации, когда требования всех кредиторов удовлетворены, по сути, остается юридическое лицо без основной имущественной базы и долгов.
Таким образом, замещение активов в конкурсном производстве является мерой, цель которой — создание нового свободного от долгов юридического лица, осуществляющего ту же деятельность, что и должник. С одной стороны, внесение имущества в уставный капитал осуществляется быстрее, чем его продажа на торгах, но, с другой — замещение активов требует больше материальных затрат (в частности, расходы на оценку имущества должника, акций нового общества (обществ), регистрацию имущественных прав и т.д.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции. Монография. М.: Волтерс Клувер, 2006.
2. Долинская В.В. Несостоятельность? Реорганизация? Реструктуризация? (на примере акционерных обществ) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 3.
3. Дорохина Е.Г. Арбитражное управление в системе банкротства: Монография. М.: Новый индекс, 2008. 208 с.
4. Марков П.А. Реорганизация коммерческих организаций: проблемы теории и практики: Монография. М.: Норма; Инфра-М, 2012.
5. Шиткина И. «Снятие корпоративной вуали» в российском праве: правовое регулирование и практика применения // Хозяйство и право. 2013. N 2.
xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai