Президент коллегии определение по истории – КОЛЛЕГИИ это что такое КОЛЛЕГИИ: определение — История.НЭС

Содержание

КОЛЛЕГИИ это что такое КОЛЛЕГИИ: определение — История.НЭС

КОЛЛЕГИ

товарищи по работе, совместной учебе, изначально — у врачей.

Оцените определение:

Источник: Словарь исторических терминов

Коллегии

высшие центральные исполнительные госорганы управления, созданные Петром вместо приказов в1718-1720гг.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий исторических терминов

Коллегии

центральные учреждения по руководству отраслями управления, введенные Петром I в 1717 — 1721 гг. вместо приказов, возглавлялись президентами коллегий. Заменены министерствами в 1802 г.

Оцените определение:

Источник: Краткий исторический словарь

Коллегии

лат.) — центральные государственные учреждения, созданные Петром I в ходе реформ государственного управления. В основу работы новых государственных учреждений, образованных в процессе перестройки приказной системы, был положен коллегиальный принцип управления.

Оцените определение:

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях

Коллегии

С 1715 г. центральные учреждения в России, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В своей деятельности подчинялись императору и Сенату. Коллегии (См. в словаре статью «Реформа государственного управления») отличались от приказов более четким разделением функций. Введение коллегий явилось важным этапом в оформлении дворянско-чиновничьей абсолютной монархии в России.

 

Оцените определение:

Источник: Краткий исторический словарь

Коллегии

центральные государственные учреждения, возникшие в результате перестройки приказной системы в ходе реформ государственного управления, проведенных Петром I. На протяжении 1719-1721 гг. были образованы 12 коллегий, порядок их работы и круг дел для каждой из них был установлен Генеральным регламентом 1720 г. Возглавлялись президентами, назначаемыми монархом, и вице-президентами, утверждавшимися монархом по представлению Сената; члены коллегий подбирались президентами и утверждались Сенатом. Работа коллегий характеризовалась наличием протоколов, регистрацией входящих и исходящих бумаг, регулярной отчетностью. В начале XIX в. были преобразованы в министерства.

Оцените определение:

Источник: Краткий исторический словарик

КОЛЛЕГИИ

в Древнем Риме корпорации лиц, связанных общей профессией или отправлением культа, во главе с магистром (К. жреческие, ветеранские, ремесленников и др.). В России в XVIII—XIX вв. так назывались центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления, прообраз нынешних министерств. Учреждены Петром I в 1717—1721 гг. вместо приказов. Упразднены с образованием министерств. Еще одно значение термина — группа лиц, образующих совещательный, руководящий или распорядительный орган, например, К. министерства, судейские К., добровольные объединения лиц одной профессии, например К. адвокатов. И, наконец, такое же название носили некоторые учебные заведения России XVIII-начала XX вв., например Харьковский коллегиум.

Оцените определение:

Источник: Словарь исторических терминов

Коллегии

лат. collegium)

   союзы в Риме, объединяющие людей по общности профессий, обязанностей или культов. Существовали к. жреческие, ремесленные, похоронные и т.д. Особенный вес приобрели в I в. до н.э. к. ремесленные. К. были распущены Ю. Цезарем, восстановлены Октавианом Августом. В IV — V вв. н.э. большинство ремесленных к. стали принудительными. Они имели общую кассу, помещения; члены к., к которым принадлежали свободные, вольноотпущенники, рабы и женщины, осуществляли общие религиозные обряды. Списки членов к. пересматривались через 5 лет. К. обычно имели патрона, как правило сенатора или всадника; на собраниях к. избирали магистраты.

   Колосовская Ю.К. Коллегия императорского культа в дунайских провинциях // Культура античного мира. М., 1966; Сергеенко М.Е. Из жизни италийских коллегий // ВДИ. 1972. № 4.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. — 3-е изд. — Мн: Беларусь, 2001)

Оцените определение:

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима

Коллегии

(лат. товарищества, совместная государств, служба), общности равных по положению людей, основанные на их тесном сотрудничестве (например, К. жрецов), объединения отдельных профессиональных групп. Согласно античной традиции, первые К. ремесленников возникли в Риме еще в царский период. Эти данные можно подвергнуть сомнению, однако упоминание о К. есть в Законах 12 таблиц (Leges XII tabularum, 449). В 1 в. до н. э. К. участвовали в социальной борьбе городского плебса и потому подвергались преследованиям со стороны сената и Цезаря; частично они были распущены. В императорскую эпоху К. находились под строгим контролем государства как в Риме, так и в пров.; часто они выполняли культовые функции (совместное поклонение общим богам-покровителям, совершение погребальных обрядов). В 3 — 4 вв. К. ремесленников преобразовывались в государств, корпорации принудительного типа, что имело целью обеспечение армии и гарантировало равномерное поступление налогов (существовал запрет на смену места работы).

Оцените определение:

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

КОЛЛЕГИИ

центральные государственные учреждения, образованные Петром I взамен приказов в ходе реформы государственного управления. В основу реформы был положен коллегиальный принцип руководства. Решения принимались большинством голосов. Голосовали президент, вице-президент, советники разных рангов и их помощники. Первыми голосовали нижние чины. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления: Иностранных дел (внешние сношения), Воинская (сухопутные силы), Адмиралтейство (флот), Камер- (сбор доходов государства), Штате- (расходы государства), Вотчинная (дворянское землевладение), Юстиц- (судопроизводство), Мануфактур- (промышленность, кроме металлургии), Берг- (металлургия), Ревизион- (контроль), Коммерц- (торговля) коллегии, Главный магистрат (город), Правительствующий Синод (церковь). Документом, определявшим деятельность коллегий, был Генеральный регламент (1720). У коллегий не было, как правило, подчиненных местных учреждений, но их указы были обязательны для выполнения на всей территории страны. В Петербурге было построено здание 12 коллегий (сейчас — Петербургский университет). С некоторыми изменениями коллегиальная система существовала до начала XIX в.

Оцените определение:

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

Коллегии

от лат. collegium — товарищество, содружество).

1) Благотворительные учреждения, основанные в Париже в конце XII в. при госпиталях как общежития для бедных клириков, обучавшихся в парижских школах; т.е. они были местом проживания школяров из той или иной области. Эти к. создавались на благотворительные средства состоятельных людей, королей, городов и т.д.

2) Учебные заведения и общежития для студентов. Первая такая коллегия (Сорбонна) была создана в 1257—1258 гг. капелланом фр. короля Людовика IX Робером де Сорбоном для 16 бедных студентов богословского фак. Парижского ун-та (по 4 из каждой «нации»). Эта коллегия давала студентам стол, квартиру, а также была местом их занятий (магистры изучали здесь богословие), причем преподаватели приходили прямо в коллегию. Со временем эта коллегия была расширена, в нее стали принимать и более состоятельных студентов на платный пансион. Чаще всего коллегия носила имя своего создателя (основателя) (напр., Сорбонна; в дальнейшем весь фр. ун-т в Париже получил имя де Сорбона), название области (см. Наваррский коллеж), реже — имя святого покровителя. К. создавались и монашескими орденами. Вначале к. дублировали университетские курсы, но затем создали свои курсы и в сер. XV в. получили такую популярность, что во многом затмили и заменили образование в ун-тах. Преимущественное развитие (начиная с XIII в.) система к. получила в англ. ун-тах. Этот исторически сложившийся тип к. сохранился в Оксфордском и Кембриджском ун-тах в традиционном виде до сих пор.

Оцените определение:

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях

КОЛЛЕГИИ

1. (лат., ед. ч. collegium) в Др. Риме — коллективы или союзы лиц, объединенных общей профессией, обязанностью или культом. Различались К. жреческие (понтифики, авгуры, весталки и т. д.), ремесленные, похоронные, религиозные. В 1 в. до н. э. получили особое значение ремесл. К. и К. жителей кварталов, принимавшие активное участие в политич. борьбе. К. были распущены Цезарем, но восстановлены Августом. При империи К. могли создаваться лишь с дозволения пр-ва. Недозволенные К. жестоко преследовались. Наряду с увеличением числа традиц. К. появляются новые: августалы, отправлявшие культ императора и пользовавшиеся его покровительством, домашние коллегии внутри рабской фамилии, где почитался гений господина, К. ветеранов и др. В 4-5 вв. членство в большинстве ремесл. К. становится принудительным. У каждой К. был свой патрон (иногда несколько), обычно сенатор или всадник. Общее собрание избирало магистратов К. Список членов пересматривался каждые 5 лет. К. имела общую кассу, свое помещение, алтари, особые религиозные обряды, ее члены считались столь же близкими, как и родственники; членами К. могли быть свободные, вольноотпущенники, рабы, женщины.

Лит.: Кулаковский Ю., Коллегии в Др. Риме, К., 1882; Штаерман Е. M., Рабские коллегии и фамилии в период империи, «ВДИ», 1950, No 3; Waltzing J. P., Etude historique sur les corporations professionelles chez les Romaines…, v. 1-4, Louvain, 1895-1902. 2. центр. учреждения в России, ведавшие отд. отраслями гос. управления. Крупные недостатки приказного управления — громоздкость и раздробленность гос. управления, отсутствие централизации и четкого разделения функций между приказами — тормозили дальнейшую централизацию гос. управ пения. Поэтому пр-во Петра I в нач. 18 в. приступило к реорганизации центр. аппарата. Вскоре после образования Сената (1711) приступили к разработке проектов введения К. В 1715 начала работать первая К. — Коммерц-К. В 1717 были установлены штаты и назначены президенты первых 10 К.: Коллегии иностранных дел, Военной коллегии, Адмиралтейств-коллегий, Камер-коллегии, Штатс-контор коллегии, Ревизион-коллегии, Юстиц-коллегии, Берг-Коллегии, Мануфактур-коллегии и Коммерц-коллегии. Президентами К. были наиболее близкие сподвижники Петра I: А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, П. П. Шафиров, Я. В. Брюс, А. А. Матвеев, П. А. Толстой и др. В 1718-1720 составлены регламенты большинства К., определившие их функции, структуру, штаты, а также Генеральный регламент К. (1720). В каждой К. было присутствие, состоявшее из президента, вице-президента, 4 советников, 4 асессоров и секретаря.К. обязаны были ежедневно собираться для решения дел. В штат К. входили секретари, нотариус, переводчик, актуариус, копиисты, регистраторы и канцеляристы. При К. состоял фискал, а позже прокурор, контролировавший деятельность К. В своей деятельности они подчинялись императору и Сенату. В Москве были созданы конторы К. Между К. проводилось более четкое разделение функций, суд и финансы отделялись от управления, была усилена централизация аппарата. К. были учреждениями с общегос. компетенцией. В целом введение К. явилось важным этапом в оформлении дворянско-чиновничьей абсолютной монархии в России, хотя с созданием К. не было достигнуто полной централизации управления. В 18 в. количество К. не было постоянным. В 1722 была, напр., ликвидирована Ревизион-К. и позже восстановлена. Для управления Украиной в 1722 была создана Малороссийская коллегия, несколько позже — Коллегия экономии (1726), Юстиц-К. лифляндских, эстляндских и финляндских дел (ок. 1725) и Камер-контора лифл., эстл. и финл. дел (1736). При преемниках Петра I, проводивших узкоклас. дворянскую политику, временно были ликвидированы Мануфактур-К., Берг-К. и Гл. магистрат. В 1763 была создана Медицинская К. В связи с губернской реформой 1775 и созданием на местах широкой сети учреждений, к к-рым перешла значит. часть функций К., в 80-х гг. 18 в. Штате-, Ревизион-, Камер- и Юстиц-К. были ликвидированы, остальные К. просуществовали до нач. 19 в., когда были упразднены в связи с дальнейшей централизацией гос. управления и введением мин-в. Лит.: Воскресенский Н. A., Законодат. акты Петра I, т, 1, М.-Л., 1945; Гос. учреждения России в XVIII в. Подг. к печати А. В. Чернов, М., 1960; Берендтс Э. Н., Барон А. X. фон Люберас и его записка об устройстве коллегий в России, СПБ, 1891; его же, Неск. слов о «коллегиях» Петра Вел., Я., 1896; Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия перв. четв. XVIII в., М., 1954. С. М. Троицкий. Москва.

Оцените определение:

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

КОЛЛЕГИИ

центральные государственные учреждения, образованные Петром I в ходе реформ государственного управления. В России^ К. создавались по шведскому образцу. В указе от 12 декабря 1718 г. Петр I установил функции К. К. иностранных дел предстояло ведать «всякие иностранные и посольские дела»; Камер-коллегии «всякое расположение и ведение доходов всего государства»; Юстиц-коллегии – «расправу гражданских дел, судные и розыскные дела»; Ревизион-коллегии – вести «счет всех государственных приходов и расходов»; Воинской – «армии и гарнизоны и все воинские дела»; Адмиралтейств-коллегий – «флот со всеми морскими воинскими служители»; Коммерц-коллегии надлежало «смотреть над всеми торгами и торговыми действиями»; Штатс-контор-коллегия должна была ведать государственными расходами; Берг – , и Мануфактур-коллегиям были подведомственны «рудокопные заводы и все прочие ремесла и рукоделия». Позднее были образованы Вотчинная, Духовная (Священный Правительствующий Синод), Малороссийская К.

«Порядок производства дел в коллегиях был следующий: все пакеты, адресованные на имя коллегии, приносились в коллегию и сдавались дежурному чиновнику. Он расписывался в получении их и, не распечатывая, представлял в присутствие. Все указы государя и Сената распечатывал президент, прочие бумаги старший по нем член. Секретарь в то же время отмечал на бумаге нумер и время поступления ее и сдавал актуариусу для записи во входящий журнал, назначая с тем вместе, и стол, в котором бумага должна производиться. По изготовлении дел в канцелярии секретарь докладывал их присутствию; сначала докладывал дела государственные, потом частные. По прочтении дела члены подавали голоса и большинством их решалось дело. Но если голоса были равны, то перевес брала та сторона, на которой был председатель. Произнесенное таким образом решение нотариус вкратце вносил в протокол, означая в нем месяц и число заседания; протокол в тот же день подписывался всеми членами. По состоявшимся решениям в канцелярии составлялись исполнительные бумаги и отсылались по принадлежности. Все решенные дела, по истечении известного времени, сдавались в архив» (8).

Предполагалось, что коллегиальное решение дел позволит найти наилучшие решения, а принятие самих решений ускорится, и они будут авторитетнее и независимее.

К. состояли из присутствия и канцелярии. Присутствие К. образовывали президент, вице-президент, 4–5 советников, 4 асессора (помощника). В 1722 г. для надзора за деятельностью К. в них были назначены прокуроры, подчиненные генеральному прокурору Сената. До 1722 г. раз в неделю президенты К. принимали участие в заседаниях Сената.

Канцелярия К. возглавлялась секретарем, в ведении которого находился ее штат: нотариус или протоколист, ведущий протоколы заседаний; регистратор, составлявший списки входящих и исходящих документов; актуариус – хранитель документов; переводчик, писцы, копиисты. Секретарь докладывал дела присутствию, его члены заявляли свое мнение по очереди, начиная с младших; дела решались «по множайшему числу голосов», при их равенстве перевес давало мнение президента; протокол и решения подписывались всеми членами присутствия. Внедрение коллегиального управления проводилось на протяжении нескольких лет и до 1720 г., до введения Генерального регламента, каждая К. имела свой регламент.

К. отличались от приказов коллегиальным (совместным) обсуждением и решением дел, единообразием организационного устройства, делопроизводства, четкой регламентацией обязанностей чиновников, специализацией канцелярского труда, устойчивыми штатами служащих, получавших денежное жалованье в определенном размере. К. специализировались на какой-либо одной сфере государственного хозяйства; подчинялись царю и Сенату. Основной формой деятельности К. являлись заседания ее общего присутствия.

Согласно указу 1726 г. было проведено сокращение штатов: предписывалось оставить в каждой К. лишь по президенту, 1 вице-президенту, 2 советника и 2 асессора, да и тем велено в К. присутствовать не одновременно, «а только в половине из них, сменяясь ежегодно».

Введение К. предполагало кардинальное перераспределение полномочий между органами власти в центре и на местах, а также в значительной мере изъятие определенной части занятий населения из сферы госконтроля. Однако вскоре в К. принцип коллегиальности перестал действовать. На протяжении всего XVIII в. реальная практика была далека от идеалов царя-преобразователя, хотя бы уже потому, что для работы в К. не хватало людей, достаточно компетентных. В результате коллегиальность замедляла процесс управления, происходила его профанация.

Поскольку политика предшественников Екатерины II носила менее системный, продуманный и последовательный характер, отдельные центральные ведомства в течение нескольких десятилетий то исчезали, когда вставала проблема экономии средств на содержание аппарата или начиналась приватизация промышленности, то возникали, когда нужно было продемонстрировать верность петровским идеалам. Большинство К. было упразднено в ходе губернской реформы 1775 г., а вопросы, которыми они занимались, перешли в сферу компетенции сенатских структур. С введением в начале XIX в. министерств К. вошли в их состав, и к 1811 г. завершился переход к министерской системе.

Оцените определение:

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века, 2011 г.

interpretive.ru

Коллегия иностранных дел — Википедия

Коллегия иностранных дел
Общая информация
Страна Российская империя Российская империя
Дата создания 1718 год
Предшествующее ведомство Посольский приказ
Дата упразднения 1832 год
Заменено на Министерство иностранных дел Российской империи
Руководство деятельностью осуществляет Министр иностранных дел
Вышестоящее ведомство Сенат
Президент Коллегии Гаврила Головкин (первый)
Президент Коллегии Виктор Кочубей (последний)

Коллегия иностранных дел или иностранная коллегия Российской империи — орган центрального управления для заведования сношениями России с иностранными государствами. Коллегия иностранных дел была образована в 1718 году из посольского приказа, в русле Петровских преобразований. В 1720 году получила особый регламент.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Состав Коллегии
  • 3 Президенты Коллегии
  • 4 Литература

ru.wikipedia.org

Краткий исторический словарь — коллегии

Коллегии

коллегии

центральные учреждения по руководству отраслями управления, введенные Петром I в 1717 1721 гг. вместо приказов, возглавлялись президентами коллегий. Заменены министерствами в 1802 г.

См. в других словарях

1.

  центральные государственные учреждения, образованные Петром I в ходе реформ государственного управления. В России …

Российская государственность в терминах

2.

  в XVIII -XIX вв. центр.учреждения, ведавшие отдельными отраслями гос. управления. Учреждены Петром 1 в 1717-1721 гг. вместо приказов. Упразднены с образованием министерств. …

Краткий словарь историко-правовых терминов

3.

  (лат.) центральные государственные учреждения, созданные Петром I в ходе реформ государственного управления. В основу работы новых государственных учреждений, образованных в процессе перестройки приказной системы, был положен коллегиальный принцип управления. …

Отечественная история в терминах и понятиях

4.

  – С 1715 г. центральные учреждения в России, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В своей деятельности подчинялись императору и Сенату. Коллегии (См. в словаре статью «Реформа государственного управления») отличались от приказов более четким разделением функций. Введение коллегий явилось важным этапом в оформлении дворянско-чиновничьей абсолютной монархии в России.   …

История России с древнейших времен до 1917 года

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Утверждён регламент Коллегии иностранных дел

13 (24) февраля 1720 г. был утверждён регламент Коллегии иностранных дел.

Коллегия иностранных дел была образована на основе и взамен Посольского приказа и Посольской канцелярии указом Петра I от 12 (24) декабря 1718 г., в котором были определены её задачи, заключавшиеся в заведовании связями с иностранными государствами.

Окончательное устройство Коллегии иностранных дел произошло 13 (24) февраля 1720 г. В этот день Петр I прислал канцлеру, графу Г. И. Головкину, подписанное им «Определение о Коллегии иностранных дел» ставшее по существу её регламентом. В нём подтверждались назначенные 15 декабря 1717 г. руководители; утверждался поименно личный состав и структура Коллегии; определялись функции должностных лиц.

Руководящий орган — Присутствие — представляло собой собрание членов Коллегии. Во главе Коллегии стоял президент, имевший звание канцлера, его заместителем был вице-президент. Все дела обсуждались с участием членов Коллегии и асессоров, причём президент Коллегии не имел прав единоначальника. В случаях особой важности, когда сочинялись грамоты в иностранные государства, рескрипты министрам, резолюции, декларации и т. п., в присутствие Коллегии приглашались для совещания все (или некоторые) действительные тайные советники, а иногда присутствовал и сам государь; в этих случаях в заседании участвовал один только советник Коллегии; остальные советники и асессоры Коллегии не приглашались; подача голосов производилась большей частью письменно, редко словесно.

Исполнительный орган Коллегии — Канцелярия — делилась на два департамента. 1-й департамент по внешним связям включал 4 экспедиции: по странам-союзникам в Северной войне; странам-противникам; нейтральным и другим странам, а также по вопросам технического обеспечения, деловой переписке, переводчикам, личному составу.

2-й департамент занимался административными, финансовыми и хозяйственными делами. Он ведал внутренним управлением, т. е. почтовыми делами, перлюстрацией и снятием копий с идущих за границу писем, управлением делами калмыков и уральских казаков, управлением Малороссией.

Коллегии были подчинены посольства, миссии и другие представительства Российской империи за рубежом. Через коллегию шла переписка (в том числе личная российских императоров) с правительствами иностранных государств. В заведовании Коллегии иностранных дел были также вопросы пребывания иностранных подданных на территории России, выдача заграничных паспортов российским подданным, принятие в российское подданство выходцев из-за рубежа, а также исключение из российского подданства. В ведении Коллегии находились также управление кочевыми и другими вновь присоединёнными народами на окраинах России.

Коллегия иностранных дел относилась (наряду с Военной коллегией и Адмиралтейств-коллегией) к числу так называемых государственных коллегий. Коллегия подчинялась непосредственно императору, минуя Сенат (в 1726-1730 гг. подчинялась Верховному тайному совету, а в 1731-1741 гг. — Кабинету министров). При упразднении большинства коллегий в ходе проведения в жизнь губернской реформы 1775 г. Коллегия иностранных дел была сохранена.

При учреждении министерств в 1802 г. Коллегия была подчинена Министерству иностранных дел. В течение 1802-1812 гг. она завершала и передавала в министерство свои дела.

В разное время президентами Коллегии иностранных дел были: Г. И. Головкин (1717-1734), А. М. Черкасский (1734-1742), А. П. Бестужев-Рюмин (1742-1758), М. И. Воронцов (1758-1763, 1765-1766), Н. И. Панин (1763-1765, 1766-1781), И. А. Остерман (1781-1797), А. А. Безбородко (1797-1799), Ф. В. Растопчин (1799-1801), А. П. Куракин (1801-1802).

10 (22) апреля 1832 г. указом императора Коллегия была упразднена и вошла в состав Министерства иностранных дел.

Лит.: Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. СПб., 2004. Т. 4; Государственные учреждения России в XVIII в. М., 1960; Министерство иностранных дел России. 200 лет служения отечеству. Министерство иностранных дел Российской Федерации. М., 2002; Турилова С. Л. Государственная коллегия иностранных дел: от Петра I к Екатерине II // Российская дипломатия: история и современность: материалы науч.-практ. конф., посвященной 450-летию создания Посольского приказа. М., 2001. С. 155-168; Турилова С. Л.  Коллегия иностранных дел в XVIII в. [Электронный ресурс] // Генеральное консульство Российской Федерации в Монреале. Б. д. URL: http://www.montreal.mid.ru/dip_10.html.

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Т. 6. (1720-1722). СПб., 1830.

www.prlib.ru

Коллегии (Российская империя) — это… Что такое Коллегии (Российская империя)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Коллегии. Пётр Великий

Колле́гии — центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов. В 1802 году коллегии были встроены во вновь созданную систему министерств и с её развитием постепенно упразднены.

Причины образования коллегий

В 1718 — 1719 годах проходила ликвидация прежних государственных органов, замена их новыми, более подходящими для молодой петровской России.

Образование Сената в 1711 году послужило сигналом к формированию органов отраслевого управления — коллегий. По замыслу Петра I они должны были заменить неповоротливую систему приказов и внести в управление два новых начала:

  1. Систематическое разделение ведомств (приказы часто подменяли друг друга, выполняя одну и ту же функцию, что вносило хаос в управление. Иные же функции бывали и вовсе не охвачены каким-либо приказным производством).
  2. Совещательный порядок решения дел.

Форма новых центральных органов управления была заимствована в Швеции и в Германии. Основой для регламента коллегий послужило шведское законодательство.

Эволюция системы коллегий

Уже в 1712 году была сделана попытка учредить Торговую коллегию при участии иноземцев. В Германии и других странах Европы набирались опытные юристы и чиновники для работы в русских государственных учреждениях. Шведские коллегии считались лучшими в Европе, они и были взяты за образец.

Система коллегий, однако, начала складываться только в конце 1717 года. «Сломать» приказную систему в одночасье оказалось делом непростым, поэтому от единовременного упразднения пришлось отказаться. Приказы либо поглощались коллегиями, либо подчинялись им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь приказов).

Уже в 1718 году был принят реестр коллегий:

  1. Иностранных дел (внешняя политика).
  2. Казённых сборов.
  3. Юстиц-коллегия.
  4. Коммерц-коллегия (торговля).
  5. Штатс-контора (ведение государственных расходов и составление штатов по всем ведомствам).
  6. Камер-коллегия (управление государственными доходами: назначение лиц, заведовавших сбором государственных доходов, установление и отмена податей, соблюдение равенства между податями в зависимости от уровня доходов)
  7. Берг-Мануфактур-коллегия (промышленность и добыча полезных ископаемых).
  8. Ревизион-коллегия.
  9. Военная коллегия (армия).
  10. Адмиралтейств-коллегия (флот).

В 1720 году был создан Главный магистрат (на правах коллегии). Этот орган координировал работу всех магистратов и являлся для них апелляционной судебной инстанцией.

Около 1720 года учреждена Юстиц-коллегия Лифляндских и Эстляндских дел, с 1762 года получившая название Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел, занимавшаяся административно-судебными вопросами присоединённых шведских провинций, а также вопросами деятельности протестантских церквей на всей территории империи.

В 1721 году учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, а в 1722 году Берг-Мануфактур-коллегия разделилась на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию.

В 1726 году учреждена Коллегия экономии.

Коллегиальное управление имело место вплоть до 1802 года, когда «Манифестом об учреждении министерств

» было положено начало более прогрессивной, министерской системе.

Генеральный регламент

Деятельность коллегий определял Генеральный регламент, утверждённый Петром I 28 февраля 1720 года (утратил значение с изданием Свода законов Российской империи).

Полное название этого нормативного акта: «Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не только во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина подданнейше поступать имеют».

Генеральный регламент ввёл систему делопроизводства, получившую название «коллежской» по названию учреждений нового типа — коллегий. Доминирующее значение в этих учреждениях получил коллегиальный способ принятия решений присутствием коллегии. Этой форме принятия решений Петр I уделял особое внимание, отмечая, что «все лучшее устроение через советы бывает» (глава 2 Генерального регламента «О преимуществе коллегий»).

Работа коллегий

Сенат участвовал в назначении президентов и вице-президентов коллегий (при назначении президента учитывалось мнение царя (императора)). Кроме них, в состав новых органов входили: четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус (канцелярский служащий, регистрирующий акты или их составляющий), регистратор, переводчик, подьячие.

Президент был первым лицом в коллегии, но он ничего не мог постановить без согласия членов коллегии. Вице-президент замещал президента во время его отсутствия; обычно же помогал ему в исполнении его обязанностей как председателя коллегии.

Заседания коллегий проходили ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней. Начинались они в 6 или 8 часов утра, в зависимости от времени года, и продолжались 5 часов.

Материалы для коллегий готовились в Канцелярии коллегии, откуда передавались в Общее присутствие коллегии, где обсуждались и принимались большинством голосов. Вопросы, по которым в коллегии не удалось принять решение, передавались в Сенат — единственное учреждение, которому коллегии были подчинены.

При каждой коллегии состоял прокурор, обязанностью которого было наблюдать за правильным и безволокитным решением дел в коллегии и исполнением указов как коллегией, так и подчиненными ей структурами.

Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. На нем лежала ответственность за организацию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии.

Значение коллегий

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций, единые нормы деятельности (по Генеральному регламенту) — всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

Кроме того, создание коллегий нанесло последний удар по системе местничества, отменённой ещё в 1682 году, но имевшей место неофициально.

Минусы в работе коллегий

Грандиозный замысел Петра I разграничить ведомственные функции и дать каждому чиновнику чёткий план действий, был претворён в жизнь не полностью. Зачастую коллегии подменяли друг друга (как когда-то приказы). Так, например, Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии могли выполнять одну и ту же функцию.

Вне сферы контроля коллегий долгое время оставались важнейшие функции — полиция, просвещение, медицина, почта. Постепенно, правда, система коллегий дополнялась новыми отраслевыми органами. Так, Аптекарский приказ, действовавший уже в новой столице — Петербурге, с 1721 года был преобразован в Медицинскую коллегию, а с 1725 года — в Медицинскую канцелярию.

Ссылки

Литература

  • Исаев И.А. История государства и права России. — М., 2006.
  • Под ред. Титова Ю. П. История государства и права России. — М., 2006.

dic.academic.ru

Коллегии при Петре I — дата создания, сколько было, функции

Коллегии — центральные административные органы, созданные Петром I с 1717 по 1722 годы, для замены приказов (устаревшей системы исполнительных органов). Основой регламента коллегий послужило шведское законодательство, а сама система построена на основе опыта её функционирования в Германии и Швеции.

Система коллегий

Учреждение коллегий вводило три новых принципа:

  • Отраслевое разделение ведомств (приказы дублировали функции друг друга)
  • Совещательный (коллегиальный) характер принятия решений.
  • Общие правила функционирования органов власти по Генеральному регламенту 1720 года.

Значение коллегий

Учреждение системы коллегий стало завершающим этапом централизации и бюрократизации государственных органов управления. Вместе с Правительствующим Сенатом, Святейшим Синодом и Тайной канцелярией, коллегии образовывали органы центрального управления (помогающие императору и действующие от его имени) в абсолютистской монархии Петра I.

Кроме того, постепенная замена приказов на коллегии стала окончательным ударом по системе местничества, которая была отменена ещё в 1682 году, но неофициально продолжала существовать.

Центральные органы управления

История создания Коллегий

Еще в 1712 году при участии иностранных советников была попытка создать Торговую коллегию. Искушенные чиновники и юристы из Европы были приглашены для работы в государственных учреждениях Русского царства. За образец для выработки собственных правил была взята шведская коллежская система, бывшая на тот момент лучшей в Европе.

Фактически же, настоящая работа над созданием системы коллегий началась только в конце 1717 года. 22 декабря 1717 г. был издан царский указ «О штате Коллегий и о времени открытия оных», положивший начало реформе Коллегий. Быстро изменить приказную систему было невозможно, поэтому было принято решение отказаться от резких изменений в государственном устройстве. Приказы либо заменялись коллегиями, либо переводились в подчинение им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь различных судебных приказов). Сам Петр I называл «первейшими» (т.е. главными) только три коллегии — иностранных дел, военную и Адмиралтейств-коллегию.

В 1718 году был утвержден список первых 9 коллегий:

  1. Иностранных дел.
  2. Военная коллегия.
  3. Адмиралтейств-коллегия.
  4. Камер-коллегия
  5. Юстиц-коллегия.
  6. Коммерц-коллегия.
  7. Штатс-контора.
  8. Берг-Мануфактур-коллегия.
  9. Ревизион-коллегия.
Панорамный вид на здание Коллегий, расположенных на Васильевском острове в С.-Петербурге, выполненный Дж. А. Аткинсоном в период 1802-1805

В дальнейшем, по мере необходимости создавались новые коллегии или происходила реорганизация уже существующих:

В 1720 создана Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.

В 1721 году для замены Поместного приказа учреждена Вотчинная коллегия.

В 1722 году произошло разделение Берг-Мануфактур-коллегии на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, а также создана Малороссийская коллегия для замены Малороссийского приказа. Таким образом, отвечая на вопрос «сколько коллегий было при Петре I» можно перечислить их список к 1722 году:

  1. Иностранных дел.
  2. Военная коллегия.
  3. Адмиралтейств-коллегия.
  4. Камер-коллегия
  5. Юстиц-коллегия.
  6. Коммерц-коллегия.
  7. Штатс-контора.
  8. Берг-коллегия.
  9. Мануфактур-коллегия.
  10. Ревизион-коллегия.
  11. Малороссийская коллегия.
  12. Вотчинная коллегия.
  13. Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.
Штатный состав коллегии при Петре I

При этом, стоит отметить, что созданный в 1720 году Главный магистрат и в 1721 Святейший Синод (называющийся также Духовной коллегией), были образованы по «коллежскому принципу», обладали правами и функциями коллегий, дополняя центральный аппарат управления административными единицами контроля уровня города и религиозной категории правоверных христиан.

xn--1-itb3afj.xn--p1acf

Коллегии при Петре 1 в России

Коллегии при Петре Первом начали создаваться в 1717 году. Все они имели единую систему управления: 1 президент, 1 вице-президент, 4 советника (генералы) и 4 асессора (полковники). Каждая коллегия имели широкие полномочия. В частности, им разрешалось выступать в качестве законодательного органа. При Петре 1 было создано 12 коллегий: военная, адмиралтейская, чужестранных дел, берг, мануфактур, главный магистрат, вотчинная, юстиц, камер, штатс-контор, ревизион, коммерц. С 1721 года ликвидируется патриаршество. Взамен создается 13-ая коллегия — Духовная. В дальнейшем ее трансформировали в Синод.

Создавая новую систему управления страной, Петр фактически ликвидировал систему Приказов, функционировавших ранее. При этом Петр занимался любимым делом — проводил реформы на западный манер. Большинство коллегий создавались не в виду острой необходимости, а по причине желания перенять еще что-то у запада. Например, 3 финансовые учреждения (камер, штатс-контор и ревизион) были полной копией аналогичных шведских коллегий. Тем не менее большинство коллегий просуществовали достаточно долго. Они исчезли только в результате реформаторской деятельности Екатерины 2 и Александра 1.

Рассмотрим более подробно каждую коллегию, ее задачи и руководителей.

Военная коллегия

Указ о создании Военной коллегии был подписан Петром 1 в конце 1719 года, а работать ведомство начало с началом 1720 года. Общая численность ведомства по указу составила 530 человек, в том числе и 454 солдата, приписанных к коллегии. При этом 83 места были вакантными, так как в России остро не хватало профессиональных офицеров. Военное ведомство подразделялось на 3 структуры:

  1. Армейское — действующая сухопутная армия.
  2. Артиллерийское — ведало делами артиллерии.
  3. Гарнизонное — войска, несшие гарнизонно-караульную службу.

Руководителями ВК при Петре Первом значились:

  • Меншиков Александр Данилович (1719-1724)
  • Репин Аникита Иванович (1724-1726)

Ведомство упразднено по указу 1802 года от 7 сентября. Она прекратила самостоятельное существование и передала свои функции Министерству.

Адмиралтейская коллегия

Адмиралтейств-коллегия была создана в 1717 году. Основанием послужил указ от 22 декабря 1717 года. Ведомство управляло всем флотом России, как гражданским, так и военным. С момента формирования коллегии, до смерти Петра 1, ею заведовал Апраксин Федор Матвеевич. Его заместителем значился норвежец, Крюйс Корнелиус.

С 1723 году Адмиралтейство подразделялось на 12 контор: адмиралтейская (вопросы работы верфей), цейхмейстерская (артиллерия), комиссариатская (решение проблем служащих), подрядная (ведение подрядов), провиантская (вопросы продовольствия), казначейская (финансовые вопросы), цалмейстерская (выдача жалования), контролерская (надзор за финансами), мундирная (вопросы обмундирования), обер-сарваерская (непосредственное кораблестроение и прием материалов для этого), вальдмейстерская (управление лесами для нужд флота), московская.

Самостоятельное существование коллегия завершила в 1802 году, когда перешла под контроль Морского Министерства. Окончательное же прекращение существования относится к 1827 году, когда орган стал совещательным и никаких практических задач не решал.

Коллегия иностранных дел

Коллегия иностранных (чужестранных) дел была создана в 1718 году. Она преобразована из Посольского приказа. С 1717 по 1734 годы (время царствования Петра Великого, Екатерины 1, Петра 2 и Анны Иоанновны) ведомством управлял Головкин Гаврила Иванович. Коллегия являлась аналогом современного министерства иностранных дел. Именно эта государственная структура решала все вопросы, связанные со взаимоотношения с другими (чужими) государствами.

Коллегия существовала до 1802 года, когда было создано министерство иностранных дел, которому перешли многие функции коллегии. Окончательное же упразднение пришлось на 1832 год.

Берг-коллегия

Берг-коллегия была сформирована в 1719 году и отвечала за горнорудную промышленность Российской Империи. То есть, ведомство управляло тяжелой промышленностью. Специфика ее работы регламентировалась задачами, поэтому основные центры работы были сосредоточены на Урале и в Сибири. При жизни Петра 1 коллегией управлял Брюс Яков Вилимович. Важно отметить, что при Петре берг-коллегия работала совместно с Мануфактур-коллегией, поэтому Брюс руководил обоими департаментами. Основная задача этого органа — стараться расширять и увеличивать количество промышленных предприятий, прежде всего, в районе Урала. Коллегия работала с перерывами. Непрерывная работа осуществлялась в периоды 1719-1731 (закрыта Анной Иоанновной), 1742-1783 (закрыта Екатериной 2), 1797-1807 (ликвидирована Александром 1).

Мануфактур-коллегия

Мануфактур-коллегия создана в 1719 году. Ее основная задача заключалась в создании мануфактур. То есть, основная сфера ответственности — легкая промышленность.

Руководители при Петре 1:

  • Брюс Яков Вилимович (1719-1722) — совмещал пост с президентством в берг-коллегии.
  • Новосильцев Василия Яковлевич (1722-1731).

После смерти Петра, в 17272 году мануфактур-коллегия была ликвидирована. Восстановили ее только в 1742 году. В 1779 году опять прошла ликвидация, но в 1796 году вновь восстановили. Окончательно упразднено управление в 1805 году. Приказ о закрытии был подпиmanufactur802 году.

Коммерц-коллегия

Коммерц-коллегия была создана Петром Первым в 1716 году. Изначально ею руководил Апраксин, но после того как указом от 1717 года утверждались руководители, управляющим был поставлен Толстой Петр Андреевич (1718-1722). Следующим президентом утвердили Бутурлина Ивана Федоровича, занимавшего пост с 1722 по 1725 годы. Основная задача управления — решение всех вопросов, так или иначе связанных с торговой деятельностью.

С 1731 года данной структуре были отданы функции трех коллегий, которые временно прекратили работу: берг, мануфактур, главный магистрат. Функции первых двух исполнялись до 1742, а магистрата до 1743 года.

27 сентября 1796 Екатерина 2 подписывает указ о закрытии коммерц-коллегии. Это требовало определенного времени, но уже 2 ноября Екатерина 2 умерла, а Павел 1, занявший престол после нее, коммерц сохранил указом от 30 ноября 1796 года. Либеральные реформы Александра создали Министерство финансов, при котором временно работала коллегия, но с существенным ограничением полномочий. Окончательное упразднение ее относится к 1824 году, когда 8 января был подписан соответствующий указ.

Камер-коллегия

Камер-коллегияКамер-коллегия была создана в 1718 году. Это было любимое детище Петра, поскольку это ведомство занималось налогами, к которым царь-император был крайне благосклонен.

В петровскую эпоху на посту президента Камер-канцелярии сменилось 3 человека:

  • Голицын Дмитрий Михайлович — в должности 1718-1722
  • Кошелев Герасим Иванович — в должности 1722
  • Плещеев Алексей Львович — в должности 1723-1725

Коллегия без серьезных изменений функций существовала до 1785, после чего ее временно закрыли. Последний период ее работы, 1797 — 1801, связан с контролем за откупами.

Штатс-контор-коллегия

Штатс-контор-коллегия создавалась Петром в 1717 году для выполнения функций ведения государственных расходов. Здесь Петр копировал шведскую модель, где функционировали одноименные финансовые учреждения (камер — прибыль, штатсконтор — убытки, ревизион — контроль).

Еще при жизни Петра штатс-контор-коллегия перешла под начало Сената. Произошло это в 1723 году. Самостоятельность органу возвращена Анной Иоанновной в 1730 году. В таком виде коллегия существовала до 1780 года, когда Екатерина 2 ее ликвидировала.

Ревизион-коллегия

Ревизион-коллегия была создана в 1717 году для надзора за финансами страны. До 1723 года органом управлял Долгоруков Яков Федорович. Позже Ревизион на 2 года лишилась статуса самостоятельности. С 1723 по 1725 годы коллегия была переведена под контроль Сената. С возвращением самостоятельности, коллегию возглавил Бибиков Иван Иванович.

Коллегия существовала до 1788 года, когда ее ликвидировала реформами Екатерины 2. Также следует отметить, что в период непродолжительного царствования Петра 2, Ревизион работала в Москве.

Юстиц-коллегия

Указ о создании юстиц-коллегии был подписан Петром Первым в 1717 году, а работа ее началась год спустя, в 1718. Орган выполнял функции верховного суда России под всеми типами дел. Также коллегия отвечала за работу судов. В петровскую эпоху этим органом управляли 2 человека:

  1. Матвеев Андрей Артамонович (1718-1722)
  2. Апраксин Петр Матвеевич (1722-1727)

Уже после смерти Петра 1 юстиц-коллегию наделяли дополнительными полномочиями. В ее ведение была передана “крепостная контора” (до 1740 года и сыскной приказ (1730-1763 гг). Проведение реформ Екатериной 2 прекратили существование юстиц коллегии. Ее ликвидировали в 1780 году.

Вотчинная коллегия

Вотчинная коллегия возникала в 1721 году на базе Поместного приказа. Она отвечала за все дела, связанные с земельным вопросом (регистрация поместий, переход земель между людьми, выдача земли, конфискация и так далее. Изначально коллегия работала в Москве, но после 1727 года переехала в Санкт-Петербург.

С 1717 по 1721 годы земельными вопросами ведала юстиц-коллегия. В дальнейшем Вотчинная канцелярия функционировала без серьезных потрясений и изменений до реформ Екатерины 2, по которым был создан вотчинный департамент, а коллегию закрыли в 1786 году.

Главный магистрат

Создавался как единый орган, управляющий всеми магистратами городов Российской Империи Главный магистрат начал работу в 1720 году. Кроме непосредственного управления городами, в его функции входило утверждение всех судебных решений в городах: как гражданских, так и уголовных. Также происходил контроль над сбором налогов в городах.

Президенты коллегии при Петре:

  • Трубецкой Юрий Юрьевич (1720-1723)
  • Долгоруков Алексей Георгиевич (1723-1727)

После смерти Петра 1, магистрат был переименовал в Ратушу (1727 год). В 1743 году органу вернули название Главного магистрата, но перевели из Петербурга в Москву. Упразднен магистрат в 1796 году.

istoriarusi.ru