Представление о рефлексе ввел – (, , , ). , . .

Содержание

основной вид деятельности. История учения о рефлексе (Декарт, Сеченов, Павлов, Анохин).

Поделись с друзьями

Рефлекс – это реакция живого организма на раздражение рецепторов, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, осуществляются посредством рефлекторной дуги.

Представление о рефлексах  было впервые выдвинуто французским философом Р.  Декартом . Уже в эпоху древней медицины (К. Гален, 2 в.) определилось деление двигательных актов человека на «произвольные», требующие участия сознания в их выполнении, и «непроизвольные», осуществляемые без участия сознания.

 Учение   Декарта  о рефлекторном принципе нервной деятельности основано на представлениях о механизме непроизвольных движений. Весь процесс нервного действия, характеризующийся автоматизмом и непроизвольностью, состоит в раздражении чувствительных аппаратов, проведении их влияний по периферическим нервам к мозгу и от мозга к мышцам. В качестве примера подобных действий  Декарт  приводил мигание при внезапном появлении предмета перед глазами и отдёргивание конечности при внезапном болевом раздражении. Для обозначения влияний, проводимых по периферическим нервам,  Декарт  заимствовал у древних медиков термин «животные духи». Несмотря на спиритуалистическую оболочку этого термина,  Декарт  придавал ему реальное и для своего времени вполне научное значение, основанное на идеях механики, кинематики, гидравлики.

В 18 в. исследованиями физиологов и анатомов (А. Галлер, И. Прохаска и др.)  учение   Декарта  было освобождено от метафизической терминологии, механицизма и распространено на деятельность внутренних органов. Важнейший вклад в  учение  о  рефлексе  и рефлекторном аппарате сделали Ч. Белл и Ф. Мажанди. Они показали, что все чувствительные (афферентные) волокна входят в спинной мозг в составе задних корешков, а эфферентные, в частности двигательные, покидают спинной мозг в составе передних корешков. Это открытие позволило английскому врачу и физиологу М. Холлу обосновать чёткое представление о рефлекторной дуге и широко использовать  учение  о  рефлексе  и рефлекторной дуге в клинике.

Ко 2-й половине 19 в. накапливаются сведения об общих элементах в механизмах как рефлекторных — автоматических, непроизвольных, так и произвольных движений, относимых всецело к проявлениям психической деятельности головного мозга и противопоставлявшихся рефлекторным.

И.М. Сеченов в труде » Рефлексы  головного мозга» (1863) утверждал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть  рефлексы «. Он обосновал представление об универсальном значении рефлекторного принципа в деятельности спинного и головного мозга как для непроизвольных, автоматических, так и произвольных движений,

До Сеченова считалось, что по закону рефлекса работает только спинной мозг. Сеченов же доказал, что рефлекторно все поведение целиком. В то же время он радикально пересмотрел прежнюю схему рефлекторной дуги. Начинается рефлекс не чисто механическим толчком (таким, например, как удар врача молоточком по колену), а особым сигналом, который Сеченов называл чувствованием, а в психологии принято называть чувственным восприятием или же чувственным образом. Этот образ строится в головном мозгу, там же соединяется с другими образами и перерабатывается из чувственного в умственный образ (понятие). На основе воспринятого во внешнем мире строится третий ‘блок’ — мышечная работа, начиная от ходьбы и кончая сложными действиями с предметами.

Сеченов, как уже говорилось, дополнил ‘трехчленную’ рефлекторную дугу четвертым ‘членом’, а именно сигналами, которые идут из мышц обратно в головной мозг, чтобы сообщить, успешно ли выполнено запланированное действие. Тем самым ‘дуга’ была ‘замкнута’ и превратилась в ‘кольцо’. Изучив концепцию Сеченова, Павлов и Бехтерев независимо друг от друга разработали в противовес субъективному понятию о сознании объективное понятие о поведении.

И. П. Павлов обнародовал свою программу в 1903. году, назвав ее ‘Экспериментальная психология и психопатология на животных’. Если прежде под  рефлексом  имелась в виду жестко фиксированная, стереотипная реакция, то  Павлов  вводил в это понятие принцип условности. Отсюда и его главный термин — условный рефлекс. Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий-внешних и, внутренних. Внешние раздражители становятся для него сигналами, ориентирующими в среде, а реакция закрепляется только в том случае, если ее санкционирует, подкрепляет внутренний фактор — потребность организма (например, в пище). Модельный опыт Павлова заключался в выработке реакции слюнной железы собаки на звук, свет и т. п.

Анохин предложил принципиально новые методы изучения условных  рефлексов : секреторно-двигательный метод, а также оригинальный метод с внезапной подменой безусловного подкрепления, позволивший П. К.  Анохину  прийти к заключению о формировании в центральной нервной системе специального аппарата, в котором заложены параметры будущего подкрепления («заготовленное возбуждение»). Позже этот аппарат получил название «акцептор результата действия»

students-library.com

Учение о рефлексе. Принципы рефлекторной теории И.П.Павлова. — КиберПедия

Методы изучения функций центральной нервной системы. Функциональные особенности нейрона.

Физиологическое понятие о нервном центре.

Роль ЦНС в регуляции и координации функций организма. Трофическая роль ЦНС.

Основные физиологические свойства нервных центров.

Торможение в ЦНС. Природа торможения. Виды торможения.

8. Взаимосвязь возбуждения и торможения в ЦНС.

Общий план строения, функции и методы исследования ЦНС.

Нервная система человека делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую. Центральная нервная система обеспечивает индивидуальное приспособление, поведение организма в конкретных условиях среды обитания, регулирует деятельность каждого органа, обеспечивает интеграцию и объединение органов в единую систему, согласует интенсивность функционирования систем организма, обеспечивает реагирование организма как единого целого на раздражители из внешней и внутренней среды организма. Общей функцией ЦНС является ее трофическое влияние на клетки. В органах, лишенных связей с ЦНС, развиваются дистрофические, воспалительные и атрофические процессы, приводящие к снижению и прекращению функциональной активности органов.

Спинной мозг характеризуется выраженным сегментарным строением, каждый сегмент имеет 2 пары вентральных и дорсальных корешков. Дорсальные корешки формируют афферентные входы спинного мозга, тела афферентных нейронов вынесены в спинномозговые ганглии. Вентральные корешки — эфферентные выходы от a- и g-мотонейронов, а также преганглионарных нейронов вегетативной нервной системы. Такое сегментарное расположение получило название закона Белла-Мажанди.

Спинномозговые нейроны относятся к простым униполярным клеткам (или псевдоуниполярным — в периоде эмбрионального развития организма два отростка сливаются в один). Делятся на большие (диаметр 60-120 мкм) и малые (14-30 мкм) клетки. Крупные клетки дают начало толстым миелинизированным волокнам, от мелких отходят немиелинизированные или тонкие миелинизированные волокна. На разрезе в сером веществе различают вентральные и дорсальные рога, в грудном отделе — дополнительно и боковые. Все нейронные элементы спинного мозга делятся на группы:

1. Эфферентные нейроны.

2. Вставочные нейроны.

3. Нейроны восходящих трактов.

4. Интраспинальные волокна афферентных нейронов.

Исследования функций ЦНС проводятся в хронических и острых экспериментах. Основным методом является метод наблюдений за состоянием организма здорового человека, а так же больного при заболеваниях ЦНС и состоянием животного при экспериментальной патологии нервной системы. В клинике специфическими методами оценки состояния ЦНС являются электрофизиологические методы, изучение рефлексов. В эксперименте используют методы выключения структур ЦНС (разрушение, удаление, обратимое выключение путем охлаждения или фармакологическими средствами) и методы активации мозга (электрическая или фармакологическая стимуляция). Современной тенденцией является стремление исследовать функциональные проявления активности нейрона, синапса. Широко применяются морфологические, биохимические, биофизические методы анализа, математические и кибернетические системы обработки информации.



Учение о рефлексе.

В основе деятельности ЦНС лежит рефлекторный принцип.

Рефлекс — закономерная реакция организма на изменение внешней и внутренней среды, осуществляемая при участии нервной системы в ответ на раздражение рецепторов. В

процессе рефлекторной реакции воспроизводится, изменяется интенсивность функциональной активности деятельность тканей, органов или организма в целом. При помощи рефлекса устанавливается адекватное соотношение активности органов в пределах системы, систем в пределах организма, организма в его взаимоотношениях с окружающей средой. Рефлекторный ответ осуществляется за минимальное время и с максимальной безошибочностью.

Представление о рефлекторном акте возникло в первой половине 17 века в трудах Р.Декарта. Он указал, что существует механизм передачи нервного возбуждения от органов чувств на нервы, управляющие мышцами. Считал, что движения у животных подчинены законам отражения. В историю науки Декарт вошел как классический дуалист, противопоставляя материальную отражательную деятельность мозга нематериальной душе, управляющей произвольной деятельностью.



Понятие «рефлекс» ввел в физиологию для обозначения отражательной функции нервной системы чешский ученый Прохазка в конце 18 в. Он показал опытным путем участие в рефлексах структур спинного мозга. Строение рефлекторной дуги гистологическими методами показали Ч.Белла и Ф.Мажанди. В 1863 г. И.М.Сеченов распространил рефлекторный принцип на деятельность головного мозга и высшие психические функции человека, сформулировав эти положения в книге «Рефлексы головного мозга» («Попытка ввести физиологические основы в психические процессы»). Он понимал рефлекс как целостный поведенческий акт. Психические и физиологические процессы в организме человеке рассматривались И.М.Сеченовым в единстве.

С работами И.П.Павлова связана эпоха в физиологии. И.П.Павлов создал учение о трофической функции нервной системы, выполнил фундаментальные эксперименты по нервной регуляции деятельности органов пищеварения, широко ввел в физиологию хронический эксперимент, обосновал синтетическое направление в физиологии и медицине. Работами в области физиологии нервной системы и высшей нервной деятельности И.П.Павлов развил и расширил рефлекторную теорию, открыл условный рефлекс, разработал правила выработки условных рефлексов, сделал условный рефлекс объективным методом изучения высшей нервной деятельности, создал учение о высшей нервной деятельности, учение о первой и второй сигнальных системах. Работы И.П.Павлова в течение многих лет являлись теоретической основой психиатрии, широко использовались мировой медициной, сохраняют значение и в настоящее время.

Ученик Павлова П.К.Анохин создал и развил учение о функциональных системах и саморегуляции функций.

Морфологическим субстратом рефлекса являетсярефлекторная дуга. Ее звенья:

1. Афферентное (рецепторы и афферентный нейрон).

2.

Центральное (вставочные нейроны и синапсы).

3. Эфферентное(эффекторный нейрон и эффектор).

Простейшая (моносинаптическая) рефлекторная дуга имеет два нейрона: афферентный и эфферентный и один синапс. Рефлекторные дуги большинства рефлексов полисинаптические.

Область тела, раздражение которой вызывает определенный рефлекс, называется рецептивным полем рефлекса (рефлексогенной зоной). Нервный центр — совокупность нейронов, необходимых для осуществления определенного рефлекса или регуляции той или иной функции. Время от начала раздражения рецептора до появления ответной реакции называется латентным периодом рефлекса. Более медленное проведение возбуждения по рефлекторной дуге, чем по нерву, связано с явлением синаптической задержки, необходимой для:

1) выделения медиатора нервным окончанием в ответ на импульс;

2) диффузии медиатора через синаптическую щель к постсинаптической мембране;

3) возникновения возбуждающего постсинаптического потенциала. Вместе с формированием пикового потенциала на мембране нейрона это время составляет 1,5 — 2,0 мс. Время, необходимое для проведения возбуждения по центральной части рефлекторной дуги (с аффекторных нейронов на эффекторные), зависит от количества вставочных нейронов и называется центральным временем рефлекса.

Классификация рефлексов

По биологическому значению: пищевые, половые, оборонительные, локомоторные, позно-тонические, ориентировочные.

В зависимости от расположения рецепторов: экстрарецептивные, интеррецептивные и проприорецептивные.

В зависимости от того, какие отделы мозга необходимыдля осуществления рефлекса: спинальные, бульбарные, мезенцефальные, кортикальные.

В зависимости от отдела нервной системы, который реализует ответ: соматические или вегетативные.

По характеру ответной реакции: моторные, секреторные, сосудодвигательные. Моторные рефлексы по длительности ответной реакции разделяются на фазические и тонические.

По приспособительному значению рефлексы делятся на безусловные и условные.

cyberpedia.su

Основатель рефлекторной теории. Развитие и принципы рефлекторной теории

В каждом учебнике биологии говорится, что основатель рефлекторной теории — Иван Павлов. Это действительно так, однако еще до знаменитого русского физиолога нервную систему изучали многие исследователи. Из них самый большой вклад внес учитель Павлова Иван Сеченов.

Предпосылки рефлекторной теории

Термин «рефлекс» означает стереотипную реакцию живого организма на внешний раздражитель. Как это ни удивительно, но данное понятие имеет математические корни. Термин был введен в науку физиком Рене Декартом, жившим в XVII веке. Он пытался объяснить с помощью математики те законы, по которым существует мир живых организмов.

Рене Декарт – не основатель рефлекторной теории в современном ее виде. Но он открыл многое из того, что потом стало ее частью. Декарту помог Уильям Гарвей – английский медик, который первым описал систему кровообращения в организме человека. При этом он также представил ее в виде механической системы. Позже этим методом воспользуется Декарт. Если Гарвей перенес свой принцип на внутреннее устройство организма, то его французский коллега применил эту конструкцию на взаимодействие организма с внешним миром. Свою теорию он описал с помощью термина «рефлекс», взятого из латинского языка.

Важность открытий Декарта

Физик считал, что мозг человека является центром, отвечающим за связь с окружающим миром. Кроме того, он предположил, что от него идут нервные волокна. Когда внешние факторы влияют на концы этих нитей, сигнал поступает в мозг. Именно Декарт стал основоположником принципа материалистического детерминизма в рефлекторной теории. Принцип этот заключается в том, что любой нервный процесс, происходящий в головном мозге, вызывается действием раздражителя.

Много позже русский физиолог Иван Сеченов (основатель рефлекторной теории) справедливо назвал Декарта одним из тех ученых, на которых он опирался в своих исследованиях. При этом у француза было много заблуждений. Например, он считал, что животные, в отличие от людей, действуют машинально. Опыты другого русского ученого — Ивана Павлова — показали, что это не так. Нервная система животных имеет такое же строение, как у человека.

Иван Сеченов

Другим человеком, внесшим важный вклад в развитие рефлекторной теории, является Иван Сеченов (1829–1905). Он был просветителем и создателем отечественной физиологии. Ученый первым в мировой науке предположил, что высшие отделы головного мозга работают только на рефлексах. До него неврологи и физиологи не ставили вопрос о том, что, возможно, все психические процессы человеческого организма имеют физиологическую природу.

Во время исследований во Франции Сеченов доказал, что головной мозг влияет на двигательную активность. Он открыл явление центрального торможения. Его исследования произвели фурор в тогдашней физиологии.

Формирование рефлекторной теории

В 1863 году Иван Сеченов издал книгу «Рефлексы головного мозга», которая снимает вопрос о том, кто основатель рефлекторной теории. В данном труде были сформулированы многие идеи, легшие в основу современного учения о высшей нервной системе. В частности, Сеченов объяснил публике, что такое рефлекторный принцип регуляции. Он заключается в том, что любая сознательная и бессознательная деятельность живых организмов сводится к реакции внутри нервной системы.

Сеченов не только открыл новые факты, но и проделал огромную работу по обобщению уже известной информации о физиологических процессах внутри организма. Он доказал, что влияние внешней среды нужно как для обычного одергивания руки, так и для появления мысли или чувства.

Критика идей Сеченова в России

Общество (особенно российское) не сразу приняло теорию гениального физиолога. После того как вышла книга «Рефлексы головного мозга», некоторые статьи ученого перестали печатать в «Современнике». Сеченов смело нападал на теологические церковные идеи. Он был материалистом и пытался доказать все с точки зрения физиологических процессов.

Несмотря на неоднозначную оценку в России, основы теории рефлекторной деятельности были тепло встречены научным сообществом Старого Света. Книги Сеченова начали издаваться в Европе гигантскими тиражами. Ученый даже на некоторое время перенес свою основную исследовательскую деятельность в западные лаборатории. Он продуктивно работал с французским медиком Клодом Бернаром.

Рецепторная теория

В истории науки можно найти множество примеров того, как ученые шли по ложному пути, предлагая идеи, не соответствовавшие действительности. Таким случаем можно назвать рецепторную теорию ощущений, противоречащую взглядам Сеченова и Павлова. В чем их отличие? Рецепторная и рефлекторная теория ощущений по-разному объясняют природу реакции организма на внешние раздражители.

И Сеченов, и Павлов считали, что рефлекс – это активный процесс. Эта точка зрения закрепилась в современной науке и сегодня считается окончательно доказанной. Активность рефлекса заключается в том, что живые организмы на некоторые раздражители реагируют острее, чем на другие. Природа отделяет нужное от ненужного. Рецепторная теория, наоборот, гласит, что органы чувств реагируют на окружающую среду пассивно.

Иван Павлов

Иван Павлов – основатель рефлекторной теории наравне с Иваном Сеченовым. Он изучал нервную систему всю свою жизнь и развил идеи своего предшественника. Этот феномен привлек ученого своей сложностью. Принципы рефлекторной теории были доказаны физиологом опытным путем. Даже далекие от биологии и медицины люди слышали фразу «собака Павлова». Конечно, речь не идет об одном животном. Имеются в виду сотни собак, которых Павлов использовал для своих опытов.

Толчком для открытия безусловных рефлексов и окончательного формирования всей рефлекторной теории стало простое наблюдение. Павлов уже десять лет изучал пищеварительную систему и имел в своей лаборатории много собак, которых очень любил. Однажды ученый задался вопросом: почему у животного появляется слюна еще до того, как ему дают еду. Дальнейшие наблюдения показали удивительную связь. Слюна начинала выделяться, когда собака слышала звон посуды или голос человека, приносившего ей корм. Такой сигнал запускал механизм, вызывающий выработку желудочного сока.

Безусловные и условные рефлексы

Вышеописанный случай заинтересовал Павлова, и он начал серию экспериментов. К каким выводам тогда пришел основатель рефлекторной теории? Декарт еще в XVII веке говорил о реакциях организма на внешние раздражители. Русский физиолог взял за основу эту концепцию. Кроме того, ему помогла рефлекторная теория Сеченова. Павлов был его непосредственным учеником.

Наблюдая за собаками, ученый пришел к идее о безусловных и условных рефлексах. К первой группе относились врожденные особенности организма, передаваемые по наследству. Например, глотание, сосание и т. д. Условными рефлексами Павлов назвал те, которые живое существо получает уже после появления на свет благодаря личному опыту и особенностям окружающей среды.

Эти качества не передаются по наследству – они строго индивидуальны. В то же время организм может утратить такой рефлекс, если например, изменились условия окружающей среды, и в нем больше нет необходимости. Самым известным примером условного рефлекса является эксперимент Павлова с одной из лабораторных собак. Животное приучили, что корм приносят после того, как в помещении включается лампочка. Далее физиолог следил за появлением новых рефлексов. И действительно, скоро у собаки начала сама собой выделяться слюна, когда она видела включенную лампочку. При этом ей не несли еды.

Три принципа теории

Общепризнанные принципы рефлекторной теории Сеченова-Павлова сводятся к трем правилам. В чем они заключаются? Первый из них – это принцип материалистического детерминизма, сформулированный еще Декартом. Согласно ему, каждый нервный процесс вызывается действием внешнего раздражителя. На этом правиле основывается рефлекторная теория психических процессов.

Второй – принцип структурности. Данное правило гласит, что строение отделов нервной системы напрямую зависит от количества и качества их функций. На практике это выглядит следующим образом. Если у организма нет головного мозга, то его высшая нервная деятельность отличается примитивностью.

Последний принцип – принцип анализа и синтеза. Он заключается в том, что в одних нейронах происходит торможение, а в других – возбуждение. Этот процесс является физиологическим анализом. В результате него живой организм может различать окружающие предметы и явления.

fb.ru

кто из французских ученых ввел представление о рефлексе?, 6 букв, сканворд

Слово из 6 букв, первая буква — «Д», вторая буква — «Е», третья буква — «К», четвертая буква — «А», пятая буква — «Р», шестая буква — «Т», слово на букву «Д», последняя «Т». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

Стоит гора, а в ней дыра, прохода нет. Скажи ответ! Показать ответ>>

Стоит городок. Сколько сереньких домков, Столько беленьких жильцов. Показать ответ>>

Стоит дом высок, Дыряв потолок, Две комнаты в доме, Стены плетённые, Кто в дом войдёт, Тот в нём уйдёт. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

  • автор системы XYZ
  • Автор теории уравнений
  • Известный французский математик
  • Изобретатель координат
  • Кому принадлежат слова: «я мыслю, следовательно существую»
  • кто ввел прямоугольную систему координат?
  • кто высказал закон сохранения количества движения?
  • Кто дал понятие импульса силы?
  • кто заложил фундаментальные законы эволюции?
  • кто из ученых впервые ввел понятие переменной величины и функции?
  • кто из французских ученых ввел представление о рефлексе?
  • Кто первый высказал гипотезу о том, что Земля имеет раскаленное ядро
  • кто первым высказал гипотезу о том, что Земля имеет раскаленное ядро?
  • Кто придумал оси OX, OY, OZ?
  • кто установил в алгебре традицию обозначать первыми буквами латинского алфавита известные числа, а последними — неизвестные?
  • латинизированное имя этого ученого звучит как Картезий
  • Математик по имени Рене
  • Мыслю- следовательно существую. Сказал
  • основатель современного рационализма
  • Рене
  • Рене (латинизированное — Картезий) (1596—1650) французский философ, математик, физик и физиолог
  • рене … (французский математик)
  • слова «Во всем сомневаюсь» стали девизом этого французского философа XVII века
  • создатель аналитической геометрии
  • Средневековый франц. математик
  • средневековый французский математик
  • ученый, автор теории уравнений
  • Франц. философ
  • французский математик в рифму к Бонапарту
  • французский математик, философ, физик
  • Французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии. (фамилия)
  • Французский философ, математик, введший понятие системы координат
  • Французский философ, математик, физик и физиолог
  • Французский философ, математик, физик и физиолог (1596-1650, ‘Геометрия’, ‘Начала философии’)
  • французский философ, сказавший: «Я мыслю — следовательно, существую!»
  • французский философ, физик и математик
  • этот ученый был награжден королем не за научные труды, а за нумерацию кресел

Случайная загадка:

У меня длинней иголки, Чем у ёлки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветви — только на макушке.

Показать ответ>>

Случайный анекдот:

Игра выдалась интересной, и пиво Бочкарев быстро закончилось. Пока я ходил за пивом, нашей команде забил гол. Отсюда правило: вратарь должен стоять на воротах.

Ещё анекдоты>>

scanword.org

История развития физиологии высшей нервной деятельности

С незапамятных времен внимание человека привлекали проявления психической жизни. Откуда берутся мысли? Как понимать сознание, вмещающее весь мир и управляющее нашими поступками? Что такое память, хранящая все, что мы узнаем? Зачатки психической деятельности можно было видеть уже в целесообразном поведении животных, диктуемом обстановкой, в их способности приобретать жизненный опыт и руководствоваться им. Психика человека давно стала предметом специальной науки — психологии. Но только в нашем столетии в итоге трудного пути познания и преодоления многих препятствий возникла наука - физиология высшей нервной деятельности, которая изучает работу мозга как материального субстрата психических процессов.

В трудах ученых до второй половины XIX века высказывания о психике как результате деятельности мозга встречались редко.

Античная наука о Природе породила многочисленные попытки проникнуть в сущность мыслительной деятельности человека. Под влиянием повседневных наблюдений, под впечатлением, например, картин смерти, когда с последним вздохом от человека отлетает сознание и он превращается в бесчувственный, неподвижный труп, в умах древних мыслителей складывалось понятие психического (от греч. psichos — душа). Однако надо признать, что древние греки еще не вкладывали в него религиозно-мистического содержания, это произошло позднее, в эпоху Средневековья.

В IV в. до н.э. Платон и Аристотель оказывали глубокое влияние на философскую мысль человечества. В философии Аристотеля хотя и содержались некоторые постулаты идеализма (прежде всего постулат о том, что двигателем всех земных существ является высшая бестелесная форма), его учение имело некоторые черты биологического направления, другими словами, в нем доминировали материалистические тенденции. Аристотель учил, что душа состоит из трех частей. Растительная часть регулирует питание, рост, размножение. Животная часть ведает простой чувствительностью, подвижностью, эмоциями. Наконец, человеческая часть осуществляет мышление, т.е. умственную деятельность Душа, согласно Аристотелю, — это целесообразно работающая органическая система. «Если бы глаз был живым существом, душою его было бы зрение», — писал Аристотель. С Аристотелем связывают также первую попытку определить физиологический механизм ассоциаций. Он полагал, что душа обладает способностью посредством «общего чувствилища» восстанавливать в органах чувств следы прежних впечатлений, которые производились внешними объектами. С именем Аристотеля связано описание некоторых феноменов психики. Например, он описал последовательные образы, явления сенсорной адаптации, некоторые иллюзии восприятия и вместе с тем отвергал представление о том, что органом психики является мозг. Аристотель исходил из установленного факта, что поверхность мозга не обладает чувствительностью.

Римский врач К. Гален (II в. н. э.) высказал догадку, что душевная деятельность осуществляется головным мозгом и собственно является его функцией. Имеются сведения, что опыты ставились на живых людях (на гладиаторах и приговоренных к смерти преступниках), которым, например, механическим путем раздражали обнаженный мозг. Органами души Гален считал мозг, сердце и печень. Каждому из них приписывалась одна из психических функций, предложенных еще Платоном: печень — носитель вожделений, сердце — гнева, мозг - разума. Гален указывал, что в головном мозге есть центры глотания, жевания, мимики.

Другой выдающийся врач древности Гиппократ предложил теорию темпераментов человека, которая дошла до наших дней.

Глубокие изменения в Средние века произошли в анатомии и медицине. Был поколеблен, а затем низвергнут авторитет Галена. Появился трактат А. Везалия (1514 — 1564) «О строении человеческого тела» (1543). Одновременно появилась знаменитая книга Н. Коперника «Об обращении небесных сфер», которая произвела переворот не только в астрономии, но и в мировоззрении людей того времени.

У истоков материалистической мысли стоит Рене Декарт (1596 — 1650). Начиная с Декарта термины «тело» и «душа» наполняются новым содержанием. Во всех воззрениях до Декарта устройство организма мыслилось подобным механическим машинам и организующим началом считалась душа. Декарт выдвинул гипотезу, согласно которой есть две сущности. Тело является одной сущностью -протяженной субстанцией, тогда как душа является субстанцией, т.е. особой сущностью. Душа состоит из непротяженных явлений сознания, или «мыслей». К этой категории были отнесены не только разум, но и ощущения, чувства, представления — все, что осознается. Так возникло знаменитое высказывание Декарта: «cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я существую»).

Крупнейшим событием XVII в. было открытие рефлекторного принципа в поведении организмов. Понятие о рефлексе возникло в физике Декарта и было призвано завершить механистическую картину мира, включив в нее и поведение живых существ. Декарт полагал, что взаимодействие организма с внешней средой опосредовано «нервной машиной», состоящей из мозга как центра и нервных трубок, расходящихся от него радиусами. Такая конструкция очень напоминала систему кровообращения, открытую У. Гарвеем. Нервный импульс мыслился близким по составу и способу действия процессу перемещения крови по сосудам. Потоки этих частиц Декарт обозначил термином «животные духи», который часто употреблялся учеными того времени. Термин «рефлекс» в трудах Декарта отсутствовал, но основные контуры этого понятия были четко намечены. Рефлекторную реакцию Р. Декарт представлял так: «Если, например, огонь приближается к ноге, то мельчайшие частицы этого огня, движущиеся, как вам известно, с большой скоростью, обладают способностью привести в движение то место кожи, к которому они прикасаются. Нажимая этим самым на нежное волокно, прикрепленное к этому месту кожи, они в тот же момент открывают поры (мозга), у которых заканчивается это волоконце, так же, как мы дергаем за веревку, чтобы зазвонил колокольчик на другом ее конце. Когда эти поры открыты, то животные духи из углубления входят в трубку и переносятся ею частично к мускулам, отдергивающим ногу от огня, частично к тем мускулам, которые заставляют голову повернуть к огню и глаза смотреть на огонь, и, наконец, к тем, которые служат для того, чтобы протянуть руки и согнуть все тело для его предохранения» (цит. по П.К.Анохину, 1945).

XVIII столетие ознаменовалось тем, что понятие рефлекса, которое строилось на принципах физики, получило в трудах чешского физиолога И. Прохазки (1749 — 1820) биологическое основание. Он ввел термин «рефлекс» и развивал представления о рефлексах как механизме приспособления организма к условиям жизни.

Материалистические идеи стали чрезвычайно быстро распространяться по Европе и прежде всего во Франции. Это был канун Великой французской революции. Очень интересна фигура французского врача Ж.О. де Ламетри (1709 — 1751). Он писал, что душа действительно существует, но ее невозможно отделить от тела. Если тело — машина, то и человек в целом со всеми его душевными способностями всего лишь чувствующая, мыслящая и стремящаяся к наслаждениям машина.

Представление о различных уровнях интеграции органов «человеческой машины» развил П.Ж. Кабанис (1757 — 1808). Он был непосредственным участником французской революции. Именно ему Конвент поручил выяснить, не причиняет ли нож гильотины физические страдания человеку, которому отсекают голову. Ответ Кабаниса был отрицательным. Он заключил, что движения обезглавленного тела носят чисто рефлекторный характер, а сознательные ощущения после отсечения головы невозможны. По странному стечению обстоятельств, И.П. Павлов также интересовался этой проблемой. Вывод Кабаниса был основан на представлении о трех уровнях поведения: рефлекторном, полусознательном и сознательном. Преемственность между ними, по его мнению, выражалась в том, что низшие центры при отпадении «высших способны к самостоятельной активности».

Со времен Р. Декарта, которому мы обязаны открытием рефлекторного механизма простых двигательных актов, установился традиционный подход к изучению организма: соматические и вегетативные процессы причинно обусловлены и имеют рефлекторную природу. Психика — душевная жизнь со всеми ее сложными явлениями нечто непознаваемое, имеет иную, особую природу и изучению с помощью естественнонаучных методов не подлежит. Такой дуалистический подход к проблеме физиологического и психического продержался в науке до середины XIX века и препятствовал изучению психических явлений физиологами. Естественно, что не существовало и физиологических методик, с помощью которых можно было бы изучать психические функции.

Открытия в области анатомии спинного мозга, сделанные в XIX в., еще больше укрепляют учение о рефлексах. Английский невролог Ч. Белл (1774 — 1842) установил различие в функции задних и передних корешков спинного мозга. Благодаря этому открытию достаточно умозрительное представление о рефлексе превратилось в естественнонаучный факт. Независимо от Белла к такому же выводу пришел французский физиолог Ф. Мажанди (1783 — 1855). Переход импульсов с задних корешков на передние корешки спинного мозга получил название закона Белла — Мажанди. Таким образом, идея рефлекса впервые получила бесспорное анатомическое подтверждение.

Другим важным направлением в европейской науке была физиология органов чувств. Немецкий ученый И. Мюллер (середина XIX столетия) провозгласил принцип «специфической энергии органов чувств». Согласно этому принципу, каждый из органов чувств воспринимает только специфическую для него энергию. Даже если орган чувств (глаз, ухо и др.) возбудить не свойственным ему видом энергии, например вместо световой энергии нанести по глазу механический удар, все равно в нашем мозгу возникнет световое ощущение, так называемый фосфен.

«Вульгарные материалисты». В середине XIX века стали интенсивно развиваться физика и химия, и на этой основе некоторые исследователи пытались объяснить и психические процессы. Известную роль в развитии проблемы «мозг — психика» сыграла группа ученых, которых называли «вульгарными материалистами». В группу входили зоолог К. Фогт, физиолог Я. Молешотти, Л. Бюхнер, естествоиспытатель и философ. Каждый из них стремился найти материалистическое толкование таких процессов как мышление, воля, сознание.

В работе «Физиологические письма» К. Фогт писал: «Мозг выделяет мысль, как печень желчь». Позже в это высказывание, подвергшееся нападкам ученых, была внесена поправка: «Имеется в виду лишь то, что мозг также необходим для мышления, как печень для желчеобразования».

Я. Молешотти писал статьи, в которых пытался доказать, что вещества, из которых складывается пищевой рацион человека, не безразличны для процессов в мозге, формирующих личность. «Мясная пища развивает технические и математические способности, а фруктово-овощная — приводит к развитию способности к литературному и поэтическому творчеству».

Ближе других к материалистической позиции в отношении проблемы «мозг и психика» подошел Людвиг Бюхнер — выдающийся для своего времени естествоиспытатель и философ. В частности, он опровергал представление о божественной целесообразности в построении организма и его деятельности (телеология), а также представление о мистической жизненной силе, отметающей живое от неживого.

«Вульгарные материалисты» и их сторонники и последователи заметно повлияли на направленность мышления физиологов.

К 60-м годам XIX века материалистическая оценка процессов, протекающих в мозге, стала основой мировоззрения многих исследователей. К этому времени относится начало работ молодого И.М. Сеченова в области физиологии центральной нервной системы. В 1863 году в России вышла небольшая по объему работа И.М. Сеченова «Попытка подвести физиологические основы под психическую деятельность», позже названная «Рефлексы головного мозга». В этой книге впервые утверждалось, что в основе психических процессов лежит рефлекторный принцип деятельности.

Сеченов приводил убедительные доказательства рефлекторной природы психической деятельности, указывая, что ни одно впечатление, ни одна мысль не возникают сами по себе, что поводом является действие какой-либо причины: физиологического раздражителя. Он писал, что самые разнообразные переживания, чувства, мысли в конечном итоге ведут, как правило, к каким-то ответным действиям. «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение». Сеченов не оставил без объяснения и те случаи, когда человек, подумав о чем-либо, не предпринимает соответствующего действия. Понять такие случаи работы мозга помог факт описанного «сеченовского торможения», которое может задержать осуществление исполнительного звена рефлекса. Такой рефлекс «с задержанным концом» является основой мысли, не приведенной в действие.

«Рефлексы головного мозга» привлекли к Сеченову горячие симпатии передовых людей и вызвали гонения со стороны царских властей. Книга была арестована, а автор привлечен к суду. Обвинительный акт гласил: «Эта материалистическая теория, разрушая моральные устои общества в земной жизни, уничтожает и религиозный догмат жизни будущей; она не согласна ни с христианским, ни с уголовно-юридическим воззрением и ведет положительно к развращению нравов».

В ожидании суда Сеченов говорил друзьям: «Не буду я брать адвокатов, а возьму с собой лягушку и покажу судьям мои опыты: пусть прокурор их опровергает». Однако протест широких общественных кругов предотвратил судебную расправу над ученым.

Психика детерминирована внешней средой и факторами этой среды. Поведение человека — это психические, соматические и вегетативные компоненты. В целом человек представляет собой психофизиологическое единство. Так благодаря работам И.М. Сеченова был впервые введен новый методический подход к изучению природы человека: психофизиологический монизм, заменивший господствовавший длительное время дуализм. Из этого вытекало, что мозг и мышление наряду с психологами должны изучать физиологи, используя при этом свои методы.

Однако до начала XX столетия еще не существовало методик, с помощью которых можно было бы исследовать механизмы процессов, протекающих в мозге.

В России становление и развитие исследований высшей нервной Деятельности связано с именем Ивана Петровича Павлова. Он не был прямым учеником И. М. Сеченова.

Научная деятельность И.П. Павлова. Начало XX века привело к коренному повороту в сторону экспериментального изучения физиологических основ психики. Центром этих работ стали лаборатории, руководимые И.П. Павловым.

Исследование И.П. Павловым физиологии условных рефлексов было подготовлено всей предшествующей его научной деятельностью. Новые приемы физиологического эксперимента, разработанные И.П. Павловым при исследовании кровообращения, получили дальнейшее развитие в изучении системы пищеварения. Павлов выполнил классические исследования деятельности пищеварительных желез в условиях хронического эксперимента, за которые был удостоен в 1904 г. Нобелевской премии. До этих работ физиологи считали, что выделение желудочного сока происходит в результате соприкосновения пищи со стенками желудка, т.е. без участия нервной системы. Доказательство нервного влияния на отделение желудочного сока было получено И.П. Павловым в опыте с «мнимым кормлением». Собака с перерезанным пищеводом и фистулой желудка нормально ест. Однако пища вываливается обратно в миску, не попадая в желудок, тем не менее в пустом желудке железы выделяют пищеварительный сок. Каким образом пища, не находящаяся в желудке, заставляет работать его пищеварительные железы? При перерезке блуждающего нерва сокоотделение прекращается — это и есть ответ на заданный вопрос.

Условными рефлексами И.П. Павлов называл реакции животных на сигналы, под которыми подразумевались воздействия, предшествующие данному безусловному раздражителю, например, свет, предшествуя даче пищи, начинал сам по себе вызывать слюноотделение. Звук, предшествуя раздражению током конечности у собаки после ряда повторений, сам по себе начинал вызывать сгибание конечностей — оборонительную реакцию и т. д. Возникла специфическая терминология: условный раздражитель — это сигнал, т. е. какой-либо фактор, избранный экспериментатором и включаемый до предъявления безусловного раздражителя — подкрепления. Например, сигнал — свет, подкрепление — пища, реакция — слюноотделение. Опыт, в котором используют сигнал и подкрепление, был назван сочетанием. Оказалось, что после ряда сочетаний образуется условный рефлекс, т. е. реакция на сигнал даже без сопровождения его подкрепления.

В результате проведенных исследований И.П. Павлов пришел к выводу: высшая (психическая) деятельность головного мозга заключается в образовании временных связей между нервными центрами, т. е. в образовании новых условных рефлексов.

Таким образом, в отличие от постоянных, врожденных рефлексов, обеспечивающих жизнедеятельность организма (кровообращение, дыхание, пищеварение и др.), условные рефлексы бесконечно разнообразны, изменчивы и точно приспосабливают организм к постоянно меняющимся условиям жизни.

Открытие элементарного физиологического явления психической работы мозга — условного рефлекса — положило начало научному исследованию сложного поведения животных, а также мышления и поступков человека, являющихся предметом изучения физиологии высшей нервной деятельности.

Современными задачами физиологии высшей нервной деятельности является изучение процессов, протекающих в головном мозге, локализация психологических функций в центральной нервной системе, изучение физиологических основ мышления, памяти, сна, эмоций, мотиваций и второй сигнальной системы.



biofile.ru

Тема 12 Общее представление о рефлексе

Тема 12

Общее представление о рефлексе
Основным механизмом деятельности ЦНС является рефлекс как ответная реакция организма на действия раздражителя, осуществляемая с участием ЦНС. В переводе с латинского языка это слово означает «отражение». Впервые данный термин был применен французским философом Р.Декартом для характеристики реакций организма в ответ на раздражение органов чувств. Он первым высказал мысль о том, что все проявления эффекторной активности организма вызываются вполне реальными физическими факторами. Иначе говоря, Декарт теоретически показал, что всякое действие имеет вполне реальную физическую причину. После Р.Декарта представление о рефлексе было развито чешским исследователем Й.Прохазкой, который развил учение об отражательных действиях. Важной вехой в развитии рефлекторной теории стала книга «Рефлексы головного мозга» И.М.Сеченова. Он утверждал, что все акты бессознательной и сознательной жизни по природе происхождения являются рефлексами. Эту мысль экспериментально подтвердил И.П.Павлов, разработав метод условных рефлексов. Он доказал, что высшая нервная деятельность, так же как и низшая, является рефлекторной.

Морфологическим субстратом рефлекса является рефлекторная дуга – совокупность морфологических структур, которые обеспечивают осуществление рефлекса. Иными словами, рефлекторная дуга является путем, по которому проходит возбуждение при осуществлении рефлекса.

Согласно рефлекторной теории И.П.Павлова, в рефлекторной дуге следует различать пять структурных элементов: рецептор, афферентный путь, центральное звено, эфферентный путь и эффектор.

Рецептор принимает информацию из внешней или внутренней среды и трансформирует ее в электрический импульс.

Афферентный (чувствительный) путь – это система нервных волокон, которая обеспечивает проведение электрического импульса от рецептора к центру рефлекса.

В центральном звене рефлекса происходит обработка полученной информации и формируется программа ответной реакции.

Эфферентный (двигательный) путь — это система нервных волокон, которая передает импульсы от коры или ниже лежащих ядер головного мозга через спинной мозг к рабочему органу.

Эффектор – рабочий орган.

По современным представлениям структурной основой рефлекса является рефлекторное кольцо, которое состоит из следующих звеньев: рецептор, афферентный путь, нервный центр, эфферентный путь, эффектор, обратная афферентация. Морфологическим субстратом обратной афферентации являются рецептор и афферентное звено рефлекса. Принцип обратной афферентации введен в рефлекторную теорию П.К. Анохиным, который высказал мысль о том, что для рефлекторной деятельности необходимо наличие полезного приспособительного результата, ради которого совершается любой рефлекс. Информация о достижении или не достижении полезного приспособительного результата поступает в центр рефлекса по звену обратной связи в виде обратной афферентации, которая является обязательным компонентом рефлекторной деятельности.

Существует несколько классификаций рефлексов. Так, И.М.Сеченов выделил следующие виды рефлексов: 1. невольные движения, которые заключают в себе чистые рефлексы и рефлексы с психическим элементом; 2. произвольные движения, заключающие в себе рефлексы с психическими элементами. Структуру чистого рефлекса И.М.Сеченов представил следующим образом:

>>  возбуждение чувствующего нерва →  возбуждение спинномозгового центра, связывающего чувствующий нерв с двигательным нервом → ‬ возбуждение двигательного нерва →  движение → >>.

Чистые рефлексы по Сеченову возможны при определенных условиях:

а) если спинной мозг изолирован от головного;

б) если чувствительный нерв раздражается неожиданно;

в) если сила раздражения значительно превосходит среднюю величину;

г) во время сна;

д) если внимание отвлечено от данного раздражения.

В настоящее время основной глобальной классификацией является разделение всех рефлексов на безусловные и условные (по Павлову). Далее идет разделение в зависимости от существующих характеристик рефлексов.



  1. Классификация по рецепторному звену.

    • Интероцептивные: информация, возбуждающая рецептор и, запускающая рефлекс, получена с рецепторов внутренних органов;

    • Экстероцептивные: информация, возбуждающая рецептор и, запускающая рефлекс, получена из внешней среды с помощью сенсорных систем;

    • Проприоцептивные: рефлексы, запускаемые с рецепторов мышц, сухожилий и суставов.

    • по центральному звену выделяют: центральные (истинные) – главное звено находится в ЦНС и периферические – центральное звено находится за пределами ЦНС.

Центральные, в свою очередь делятся на спинальные и церебральные. Спинальные рефлексы делят на цервикальные, торакальные, люмбальные и сакральные. Церебральные рефлексы делят на мозжечковые, рефлексы больших полушарий и рефлексы ствола мозга. Рефлексы ствола мозга делят на бульбарные, диэнцефальные и мезенцефальные.

  1. Классификация по эффекторам.

    • Двигательные;

    • Сердечные;

    • Сосудистые;

    • Секреторные.

  2. Классификация, основанная одновременно на рецепторном и эффекторном звене: висцеро-висцеральные, сенсоро-висцеральные, висцеро-соматические, сомато-висцеральные.

  3. Классификация рефлексов по их биологической значимости. Здесь выделяют оборонительные и защитные, половые, пищевые и питьевые, ориентировочно-исследовательские, родительские, гомеостатические.

  4. Классификация рефлексов по количеству синаптических контактов или нейронов в рефлекторной дуге.

    • Двухнейронные, или моносинаптические, рефлекторные дуги характеризуются наличием в своем составе только двух нейронов (чувствительного и двигательного). В такой дуге участвует один синапс, который находится в ЦНС. Эти рефлексы участвуют в регуляции мышечного тонуса и позы и связаны, в первую очередь, с натяжением сухожилий. В случае двухнейронной организации дуги рефлекторные акты осуществляются без участия головного мозга, так как рефлексы стереотипны и не требуют обдумывания или сознательного решения.

    • Полинейронные, или полисинаптические, рефлекторные дуги обеспечивают подавляющее большинство рефлекторных актов. В них участвуют как минимум два синапса, находящиеся в ЦНС, так как в дугу включен третий нейрон – вставочный (интернейрон). Такие рефлекторные дуги позволяют организму осуществлять автоматические непроизвольные реакции, необходимые для приспособления к изменениям внешней и внутренней среды.

Все рефлексы обладают определенным общим набором свойств.

☻ Проведение сигнала по рефлекторной дуге осуществляется только в одном направлении: от рецептора к центру, а от центра к эффектору. Морфо-функциональной основой этого свойства является одностороннее проведение в химических синапсах.

☻ В ответ на раздражитель реакция происходит не мгновенно, а спустя некоторое время, которое называется латентным периодом рефлекса или временем рефлекса. Латентное время рефлекса формируется как сумма:


  • Латентного периода возбуждения рецептора;

  • Времени проведения ПД по афферентному пути;

  • Синаптической задержки в центральном звене рефлекса;

  • Времени проведения ПД по эфферентному пути;

  • Латентного периода ответа органа-эффектора.

☻ Чем больше синапсов в рефлекторной дуге, тем больше будет латентное время рефлекса.

☻ Сила рефлекса растет с усилением раздражения рецепторов или с увеличением площади воздействия раздражителя.

☻ Полисинаптическим рефлексам свойственен эффект последействия. У моносинаптических рефлексов последействия нет. Сущность эффекта заключается в продлении ответа некоторое время после того, как внешнее раздражение прекращено. В основе эффекта последействия полисинаптического рефлекса лежат следующие причины:


  1. большая длительность ВПСП вставочных нейронов, которые порождают не один ПД, а серию;

  2. асинхронность сигналов, достигающих мотонейронов по параллельным цепочкам нейронов разной сложности и с разными скоростями срабатывания.

☻ Многие рефлекторные центры обладают свойством постактивационной потенциации, суть, которой заключается в усилении ответов на одиночные тестирующие сенсорные сигналы в течение некоторого времени после окончания ритмической активности. Данный эффект не зависит от количества нейронов в рефлекторном кольце и связан в первую очередь с модификацией синапса в ходе ритмического воздействия.

Домашнее задание:


  1. Создать логические схемы рефлекторной дуги и рефлекторного кольца и сравнить их.

  2. Создать логическую схему классификации рефлексов по центральному звену.

  3. Дать определение рефлекса согласно тексту лекции.

  4. Привести примеры висце-висцерального, сенсоро-висцерального, висцеро-соматического и сомато-висцерального рефлексов.

flatik.ru

§57. Поведение человека. Рефлекс — основная функция центральной нервной системы | 8 класс Учебник «Биология» «Атамура»

Человек, как и другие живые организмы, стремится удовлетво­рять свои биологические потребности. Для сохранения постоян­ства внутренней среды он должен постоянно пить, принимать пишу, дышать и т. д. За счет этого он растет, развивается и дает жизнь потомству. Свои духовные и социальные запросы человек реализу­ет в обществе. К ним относятся труд, творчество, общение, обуче­ние и пр. Чтобы удовлетворить свои потребности, человек ставит перед собой цели. В определенный момент какая-то становится главной (доминирует). Под влиянием своих чувств человек думает, воображает, мечтает, т. е. вначале создается образ. Это образное мышление характерно для психики человека.

Поскольку каждый человек живет среди людей (в определенной социальной среде), он должен считаться с мнением окружающих. Человек не может существовать, не общаясь с другими людьми. Бла­годаря жизни в семье, в коллективе, в обществе формируется его пси­хика. Каждому человеку свойственны индивидуальные особенности. В их формировании большую роль играет речь. Совокупность слож­ных психических и физиологических процессов, направленная на до­стижение определенной цели, называется поведением.

Наука, изучающая поведение (характер, привычки) человека и животных, называется этологией (от греч. этос — характер, .югос — учение). Этот термин в 1859 г. ввел французский ученый Ж. Сент- Илер. Изучением особенностей поведенческих реакций человека как сознательного существа, состоянием его души занимается психология.

Знаменитый физиолог И. М. Сеченов указывал, что в основе психической и высшей нервной деятельности человека лежит реф­лекторный механизм. Он считал, что психология тесно связана с фи­зиологией. Основной механизм, осуществляющий функции централь­ной нервной системы, — рефлекс.

Виды рефлексов. Все жизненные процессы в организме человека происходят под контролем нервной системы. Рефлекс возникает при действии на организм раздражителей или внутренней среды. Дословно в переводе с латинского рефлекс означает ответную реак­цию. С помощью рефлексов организм постоянно приспосабливается к изменениям внешней среды, координирует и регулирует работу раз­ных органов и систем органов. Анализ раздражителей происходит в коре больших полушарий головного мозга. Представление о рефлек­се впервые ввел в науку французский ученый I*. Декарт (1596-1650).

В зависимости от происхождения рефлексы делятся на 2 большие группы: безусловные и условные.

Безусловные рефлексы — врожденные. Они наследуются потом­ством от родителей. У животных, относящихся к одному виду, эти рефлексы присущи всем особям. Кроме того, они очень стойкие. Дуго безусловных рефлексов проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг. Даже если удалить большие полушария мозга, безусловные рефлексы сохраняются. С возрастом они могут изме­няться или исчезать, например, хватательный рефлекс ребенка. Но часть рефлексов всегда сохраняется.

Совокупность врожденных, связанных между собой безусловных рефлексов называется инстинктом. Это один из видов поведен­ческой деятельности. Инстинкты в основном наблюдаются у высо­коорганизованных позвоночных. У человека инстинкты контроли­руются его сознанием. Ярко выражены они у животных, ведущих стадный образ жизни. С помощью инстинктов удовлетворяются по­требности организма. Вели приложить новорожденного ребенка к груди, он начинает сосать. Это безусловный сосателыикй рефлекс. При приближении какого-либо предмета к глазам человек морга­ет, т. е. закрывает глаза. Это безусловный защитный рефлекс. Если показать ребенку незнакомый предмет, то он поворачивается к это­му предмету. Это безусловный рефлекс на новое (ориентировоч-

Отлиния безусловных рефлексов от условных

Безусловные рефлексы

1.      Врожденные.

2.      Наследуются.

3.      Присущи всем особям одного вида.

4.      Постоянные, не изменяются в течение жизни.

5.      Происходят с участием головного и спинного мозга.

6.      Поддерживают постоянство внутренней среды организма.

7.      Способствуют воспроизведению организмов.

8.      Сохраняются у животных с удаленными большими полушариями мозга.

Условные рефлексы

11риобретентгые.

Не наследуются.

Прнсупш отдельным особям (индивидам).

Непостоянные, исчезают или вновь появляются.

Осуществляются только при участии коры больших полушарий головного мозга.

Способствуют приспосабливанию организма к условиям внешней среды.

Непосредственно ее участвуют в размножении.

Не сохраняются у животных с удаленными полушариями мозга.

ный). «ли рефлекс *что такое?*. Безусловные рефлексы — это такие важные процессы жизнедеятельности, как смена вдоха и выдоха, выделение пота, глотание и т. д. Они обеспечивают согласованную работу различных органов и их систем.

Условные рефлексы. С помощью только безусловных рефлек­сов организм не смог бы приспосабливаться к сложным изменени­ям внешней среды. Сохранение жизнедеятельности и приспособ­ление происходят с помощью условных рефлексов. Дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного моз­га. Там формируются нервные центры данных рефлексов. Между центрами условных и безусловных рефлексов возникают постоян­ные кольцевые связи.

Условные рефлексы формируются в течение жизни на основе опы­та, и потому индивидуальны. Они не наследуются, без подкрепления исчезают, но легко возникают вновь. 11ри формировании условных реф­лексов между корой и другими отделами мозга возникают временные связи. Условные рефлексы — это наиболее простой вид поведешш. Они могут осуществляться в контакте друг с другом в определенном по­рядке. Кроме того, они всегда взаимосвязаны с безусловными. Напри­мер. человек оборачивается на собственное имя. Это проявление выс­шей нервной деятельности. Более сложные процессы высшей нервной деятельности связаны с проявлением абстрактного мышления, вооб­ражения, речи.

Высшая нервная деятельность человека определяется удовле­творением его внутренних потребностей и связью с факторами внеш­ней среды. Функции мозга и других отделов нервной системы про­являются в виде рефлексов. В своем труде «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов доказал, что все наши сознательные и бессоз­нательные действия основаны на рефлексах. В чувствительных окон­чаниях под влиянием внешних раздражителей появляется возбуж­дение. В мозгу происходят процессы возбуждения и торможения. В результате этих процессов возникают психологические явления (восприятие, ощущение). Затем — проявляются определенные по­веденческие реакции человека (действия). Исследования И. М. Се­ченова показали, что низшие центры мозга находятся под контро­лем высших центров коры больших полушарий. Центры, располо­женные в коре, могут иногда тормозить безусловные рефлексы, а иногда — усиливать их.

Учение о рефлексах дополнил и развил видный русский ученый И. П. Павлов. Он заложил основы физиологии высшей нервной деятельности — науки о поведенческих реакциях организма,методи­ку формирования условных рефлексов. И. II. Павлов ввел само понятие высшая нервная деятельность. Тем самым он отграничил наиболее сложные функции нервной системы (прежде всего выра­ботку и угасание условных рефлексов) от обычной нервной лея- тельности на уровне безусловных рефлексов (работа внутренних органов, сосудов и т.д.).

Причина, из-за которой срабатывает рефлекс, называется раз­дражителем. Он воздействует на рецепторы. Например, горячий чайник — раздражитель для рефлекса отдергивания руки (см. с. 59). Все раздражители делятся на безусловные (неспецифичес­кие) и условные (специфические). К безусловным относятся боль, пища, прикосновение и т. д. К условным раздражителям относят­ся такие сигналы, которые не вызывают одинаковых ответных ре­акций у разных существ одного вида. Например, имя человека или кличка домашней собаки вызывают ответную реакцию только у того, кого так зовут.

Для выработки условных рефлексов необходимы три фактора:

1.             Время действия условного раздражителя должно совпадать со временем подачи безусловного раздражителя.

2.             Условный раздражитель, как правило, необходимо подавать обязательно перед безусловным раздражителем.

3.             Несколько раз повторить сочетанное действие условного и безусловного раздражителей.

Например, при кормлении собаки вначале дают звонок (услов­ный раздражитель), а затем вносят пишу (безусловный раздражи­тель). При виде пищи начинается слюноотделение. После много­кратного повторения слюноотделение вызывает даже один звонок, без пищи.

Образование условного рефлекса основано на временных связях, которые образуются между центром условных и безусловных реф­лексов. При действии безусловного раздражителя образуется очаг возбуждения. Между двумя очагами возбуждения (условный и безусловный) образуется временная связь.

У человека в течение жизни образуется множество условных рефлексов, которые способствуют приспосабливанию организма к быстро меняющимся условиям окружающей среды.

О Поведение, отология, психология, безусловные и условные рефлек­сы. инстинкт, высшая нервная деятельность.

А

1. Что такое рефлекс? Как называются врожденные рефлексы? С по­мощью каких отделов мозга они осуществляются?

2.             Какое значение для человека имеют условные рефлексы.

3.             Дайте определение условному и безусловному рефлексам.

В

1.    Как называется совокупность взаимосвязанных безусловных реф лексов? Объясните на примере.

2.     Какие условия необходимы для образования условного рефлекса?

3.     В чем суть работ И. М. Сеченова и И. П. Павлова?

С

1.     Что такое временные связи и очаг возбуждения»! Какова их роль в формировании условных рефлексов?

2.     Дайте сравнительную характеристику условных и безусловных рефлексов.

3.     Вспомните, что такое рефлекторная дуга. Из каких отделов она со­стоит? Приведите пример безусловного рефлекса и укажите, как он протекает по отделам рефлекторпой дуги.

tak-to-ent.net