Предметом социологии является – CGI script error
Ответы@Mail.Ru: Что является предметом социологии?
Определить предмет той или иной науки — это значит определить, вычленить, обозначить тот круг проблем, которые она изучает. К определению предмета какой-либо науки, на наш взгляд, необходимо подходить диалектически, исходя из принципа историзма, т. е. не рассматривать какое-либо определение предмета науки как раз и навсегда данное, устоявшееся, нечто незыблемое, а рассматривать его становление, т. е. «движение», развитие, изменение, каким было, каким является сейчас и какие тенденции, направления исследования в этом отношении ожидаются в будущем. Такой подход, как мы считаем, способен предостеречь от субъективизма и произвола в определении предмета науки. Все высказанное в полной мере относится и к такой науке, как социология.В широком смысле слова предмет социологии — это вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное же определяется как «совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни» (Г. В. Осипов) .
Как видно из данного определения, предметом социологии являются социальные связи, социальные отношения и форма их организации.
Однако, по нашему мнению, вышеприведенные положения не раскрывают всю проблему в целом — куда в таком случае отнести те функции, которые выполняет данная наука, ведь известно, что в определенной мере сущность той или иной науки определяется теми функциями, которые присущи ей. Следовательно, в определение предмета социологии наряду с понятием «социальное» необходимо включить и ее основные функции, среди которых:
1) теоретико-познавательная;
2) описательная;
3) преобразовательная;
4) мировоззренческая;
5) информационная;
6) прогностическая.
Следовательно, предметом социологии будет являться общество как социальная система в целом, ее развитие и функционирование через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты в единстве с теми функциями, которые она (социология. ) выполняет в исследовании общества, ее общественного предназначения.
otvet.mail.ru
Социология и изучение общества. — Предмет социологии.
Страница 3 из 31
Предмет социологии.
Представления о предмете социологии менялись на протяжении всей истории ее существования. Название этой науки было предложено французским ученым Огюстом Контом в 1838 г. Социология (фр. sociologos, от лат. cocietas – общество и греч. logos – теория, учение) – учение об обществе. Неопределенность предмета социологии была связана, во-первых, с изменением представлений об объекте науки, поскольку социология в разных странах формировалась и развивалась в различных общественных условиях, что предопределяло “социальный заказ”, то есть спрос на исследование вполне определенных сторон социальной действительности; во-вторых, с развитием новых парадигм и изменением общих методических принципов социологического исследования. Поэтому прежде чем рассматривать, как социология определяет свой предмет, следует выяснить, что является объектом исследования социологии.
Объектом социологического познания является общество. Но выделения понятия “общество” в качестве исходного для определения предмета социологии недостаточно. Общество является объектом изучения всех общественных и гуманитарных наук. То же самое можно сказать и о понятии “социальная реальность”. Ключ к пониманию научного статуса социологии лежит в различии ее объекта и предмета.
Объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Отличие различных наук друг от друга состоит в том, что даже на одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие и функционирование данного объекта. Так, развитие и функционирование общества определяется требованиями экономических, социальных, демографических, психологических и других законов и закономерностей, которые являются предметом соответствующих наук. У каждой из них есть свой участок, круг проблем, изучаемых именно этими науками, то есть предмет.
Обычно, согласно сложившейся традиции, при определении предмета социологического знания выделяется в качестве “ключевого” то или иное социальное явление. К числу таких явлений относятся: групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы и общности, социальные процессы и социальная жизнь.
И хотя вопрос о предмете социологии до сих пор остается нерешенным, его определяющим свойством является то, что он представляет собой совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Поскольку эти связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте всегда организованы определенным образом, постольку объект социологии выступает как целостная система. Задачей социологии является типологизация этих систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей и целенаправленное управление поведением людей. Итак, понятия социального, cоциальных явлений и процессов, социальных связей и отношений, способа их организации являются исходными для понимания предмета социологии, а социальных закономерностей – для понимания его сущности.
Центральной категорией социологии является – социальное явление, то есть совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми и общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Иначе говоря, это проявление общественных отношений на межличностном уровне социального взаимодействия.
Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуя тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Итак, социальное, являясь результатом взаимодействий, отражающим их содержание и характер является свойством, внутренне присущим индивидам и общностям, формирующимся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения.
При этом социальное может рассматриваться на нескольких уровнях: на индивидуальном уровне (на уровне взаимодействия между двумя индивидами), на уровне микросообществ (семья, бригада работников и т.п.), на уровне крупных сообществ (этнические, территориальные и другие общности), на уровне сообществ – обществ (социальный уровень) и на уровне глобального (мирового) сообщества.
Подводя итог сказанному выше, следует подчеркнуть, что социология – наука о социальном в различных его проявлениях, раскрывающая закономерности возникновения, функционирования и развития социальных образований различного уровня и отношений между ними.
libsib.ru
Социология науки: объект и предмет
Понятие социологии науки
Определение 1
Социология науки – это особый раздел социологического знания, берущий свое начало в начале ХХ века и занимающийся исследованием науки как социального института, закономерностей ее развития и взаимодействия с другими общественными явлениями.
Становление социологии знания как самостоятельной дисциплины связано с М.Вебером, К.Мангейма и другими, но наибольший вклад в ее развитие принадлежит Р.Мертону.
Социология науки изучает социальную сторону научной деятельности, систему общественных отношений, возникающих в процессе появления и развития научного знания, нормы, ценности, приоритеты ученых, занимающихся разработкой науки, формы взаимодействия науки как социального института с прочими общественными явлениями и процессами.
Замечание 1
Таким образом, можно сделать вывод о том, что объектом социологии науки является наука как социальный институт, а ее предметом являются общественные отношения, возникающие в процессе появления, разработки и внедрения научных знаний, а также социальные взаимодействия науки как социального института с социумом.
Объект социологии науки
Ранее было отмечено, что объектом социологии науки является наука как институт общества.
На сегодняшний момент наука является одним из условий общественных преобразований в области экономики, общественных отношений, культуры, образования и т.д. Наука оказывает влияние как на общество в целом, так и на индивида в частности, оказывая влияние на его развитие и развитие его способностей и потребностей. Одновременно с этим, наука способна привести к отчуждению человека, который не способен усвоить возрастающий по объему поток знаний и соотнести его с уже имеющимися принципами и стереотипами общественного развития.
Развитие науки и внедрение результатов ее деятельности в систему общества в условиях ее противоречивости, помимо внесения нового знания о человеческой активности, ставит перед обществом множество острых социальных проблем, решение которых также является одной из задач социологии науки, определяющей социальную значимость этого раздела социологии и науки в целом.
Наука как социальный институт выполняет несколько функций. Рассмотрим их.
- культурно-мировоззренческая функция заключается в том, что наука является инструментом овладения природой на теоретическом и практическом уровне, обусловленным необходимостью общества в новом понимании и осознании мира;
- наука как производительная сила общества, заключающаяся в материализации знаний, полученных в результате научной деятельности, в вещественных элементах и организационных формах производства, а также в деятельность участков производств и преобразованием науки в теоретический фундамент производственных процессов;
- функция науки как социальной силы, заключающаяся в использовании науки и ее методов при решении социальных проблем общества.
Предмет социологии науки
Наука в современном обществе приобретает все большее значение, чем обусловлено пристальное внимание к науке социологов, но, стоит отметить, что не только наука оказывает воздействие на общественное развитие, но обратный процесс имеет место быть, поскольку общество и его потребности также оказывают влияние на науку, определяя направления и специфику научной деятельности.
Интерес к тому, чем обусловлено развитие науки, выделяет ее в качестве особого предмета исследования и способствовало развитию исследований в области социологии науки. Ранее мы отмечали, что предметом социологии науки являются закономерности и принципы развития науки, отношения ученых, их ценности и т.д., связанные с осуществлением научной деятельности.
Социология науки находит свое отражение в идеях М.Вебера, Э.Дюркгейма, К.Марскса, но ее становление как науки связано с именем Р.Мертона.
В 60-х годах ХХ века Р.Мертон предложил социологическую концепцию науки, которая предопределила направления современных исследований в области социологии науки.
Работы Р.Мертона посвящены анализу воздействия экономических, технических и военных факторов на развитие науки, но основным предметом его исследований были ценностно-нормативные структуры, обуславливающие поведение человека, осуществляющего научную деятельность, которые он объединил в научный этос, включающий обычай, характер, социальные нормы и традиции и т.д.
Р.Метод продолжил развитие идей М.Вебера, и считал, что развитие европейской науки в Новое время связано с пуританской религией. Несколько позднее Р.Мертон определил научный этос как совокупность ценностей и норм, которые регулируют научную деятельность.
Р.Мертон включал в научный этос:
- универсальность
- коллективизм
- бескорыстность
- организованный скептицизм
Научный этос воспроизводится в обществе на всех этапах исторического развития науки, благодаря чему обеспечивается ее существование. Последующие исследования социологов научного знания показали, что ценности научного этоса могут изменяться даже на противоположные в реальной научной деятельности.
И.Митрофф провел ряд исследований, позволяющих сделать вывод о возможностях изменения ценностей и норм научного сообщества.
Так, в противоположность принципу универсализма, И.Митрофф доказал его несоблюдение, поскольку оценка научной деятельности носит субъективный эмоционаьно окрашенный характер.
В противовес принципу организованного скептицизма И.Митрофф доказал отстаивание своих научных интересов несмотря на скептическое отношение к ним научного сообщества.
Открытость научных исследований не соблюдается зачастую из-за режима их секретности.
Исследователи социологии науки в современности подвергают сомнению существование устойчивого научного этоса ввиду его подверженности изменениям в зависимости от исторических условий и возможностям применения противоположных ценностей в практике научной деятельности.
Между тем, несоблюдение отдельными исследователями принципов научного этоса, не прекращает выполнения им регулятивной функции деятельности научного сообщества.
spravochnick.ru
Объект и предмет социологии Объект науки:
Предмет науки:
Термин социология переводится как наука об обществе. Общество является объектом социологии. Предмет социологии Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии.
Предмет – определенное социальное явление, рассматриваемое как ключевое. Например, групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социальные действия, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь (закономерности их развития, функционирования, тенденции). В узком смысле под предметом социологии понимают:
Согласно Г.В. Осипову, социология – это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях, развития и функционирования исторически сложившихся социальных систем. О механизмах и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов, социальной ответственности властных структур и личностей за социальные последствия совершаемых действий. Согласно Эйфендиеву А.Г., социология – это наука об общих принципах функционирования и изменения основных форм социальных взаимодействий, изучаемую на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выявляя устойчивое, повторяющееся в этих взаимодействиях, в различных сферах общественной жизни. В самом широком смысле, социология – это наука об обществе, и закономерностях, проявляющихся в общественных явлениях, в предметной области социологии оказываются: общество как целостность; социальные общности, институты и организации; личности, взаимодействие личности и общностей; социальные действия; социальные процессы и изменения. Социальное – ключевая категория, в научной литературе понимается как:
Свойствами социального являются:
Социология, изучая социальное, стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения проявляющееся в сферах жизни. Место социологии в системе наук Специфика положения социологии в системе социогуманитарных наук заключается в следующем:
Между тем социология не претендует на роль философии в отношении социогуманитарных наук. Она дает научно обоснованную теорию общества, его структуры, дает понимание законов и закономерности развития и функционирования этих структур. Взаимодействия субъектов и общества. При сопоставлении социологии с другими науками, можно выявить следующую специфику: 1) Социология – социальная философия
2) Социология и психология
3) Социология и история
4) Экономика и социология
5) Социология и политология
Структура социологического знания Процессы институционализации науки могут быть внешними (например, оформление в качестве учебной дисциплины, открытие факультетов, публикация специальных изданий), так и внутренними, которые означают совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри науки, формирование норм профессиональной этики. По задачам:
По масштабу:
По уровням:
Ступени социологические познания:
Функции социологии 1. Познавательная, познание законов и закономерностей становления, развития и функционирования социальных явлений и процессов.
Специфика социологического метода (социологического видения, мышления, воображения) Метод – это путь, направление, способ познания. Особенностями социологического метода являются:
|
herzenfsn.narod.ru
Шпаргалка — Социология как наука. Объект и предмет социологии.
Социология как наука. Объект и предмет социологии.
Социология — учение об обществе. Объект социологии — современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа. Социальные общности — это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами.
Социология — это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют .
Структура социологического знания
Различают два уровня социологического анализа общества. Это — микро- и макроуровни. В соответствии с ними выделяются микросоциология и макросоциология. Микросоциология обращена к процессам непосредственного межличностого взаимодействия, она исходит из того, что сущность социальных явлений можно понять, только анализируя те смыслы, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главный интерес для микросоциологии представляют поведение людей, их конкретные действия, мотивы, побуждающие человека к совершению того или иного поступка, отношение к событиям и проблемам, с которыми сталкивается общество.
Другой взгляд на общество предлагает макросоциология. Она исследует масштабные социальные структуры, изучает социальные процессы, протекающие в течение продолжительного периода. Макросоциология исходит из того, что поведение индивидов во многом определяется влиянием социальных институтов, в которые они вовлечены. Поэтому она обращена к основным подсистемам общества (экономике, политике, социальной и духовной сферам), важнейшим социальным институтам — науке, образованию, религии и т.п. Общество как целостная система, взаимодействие между ее основными элементами, тенденции их развития — все это изучает макросоциология.
Помимо микросоциологии и макросоциологии выделяют также метасоциологию. Отличие метасоциологии от других областей и уровней социологического знания состоит в следующем; объектом исследования социологии является социальная реальность, а объектом метасоциологии — сама социология. Поэтому правомерно использовать наряду с понятием «метасоциологии» понятия «социология социологии» и «рефлексивная социологию». Метасоциология анализирует социологию с внешней и внутренней точек зрения.
С внешней точки зрения, социология — специфическое социальное явление, которое, подобно другим явлениям, доступно социологическому анализу. Возможно, например, изучение функций и роли социологических исследований в том или ином обществе, влияния уровня социологической культуры населения на особенности политического процесса в стране. С внутренней точки зрения социология исследуется как особая научная дисциплина, совокупность конкретных теорий, понятий, методов, проблем, которые могут быть подвергнуты науковедческому анализу.
В развитии социологии принято также различать две специфические области социологического знания, два исследовательских направления: фундаментальное и прикладное.
Фундаментальная социология занимается социально-философским осмыслением наиболее общих и сложных проблем развития социума, места индивида в общественной жизни, выявлением особенностей социологического познания, моделированием социальных общностей и процессов, разработкой методологических основ социологических исследований и т.д. Для концепций, рожденных в этой области социологического знания, характерны высокая степень абстракции; оперирование общесоциологическими категориями. Не случайно теории, возникающие на этом уровне социологии, принято называть общесоциологическими. В основе фундаментальнойсоциологии лежит теоретическое знание, т.е. знание, лишь косвенно опирающееся на реальность, созданное изкаких-либо абстрактных понятий.
Другой областью социологического знания является прикладная социология которую можно определить как совокупность принципов, методов и процедур исследования, социальных технологий, программ и рекомендаций, направленных на практическое применение, достижение конкретных социальных результатов. Социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, отражающих фактуру общества и процесс ее изменения. Такие данные собираются преимущественно эмпирическими методами (опросы, наблюдения, анализ документов, эксперименты).
Прикладную социологию невозможно представить без сбора различных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, ихпоследующей обработки и обобщения. Это делает возможным формулирование первичных выводов о конкретных социальных явлениях, теоретических обобщений. Фундаментальная социология с ее общесоциологическими теориями и прикладная социология, во многом основанная на эмпирических исследованиях, неразрывно связаны между собой. Только теоретическое, не подкрепленное конкретными фактами знание социальной действительности, становится бессодержательным. Только эмпирическое знание, не связанное с теоретическими построениями едва ли сможет выявить сущность большинства социальных явлений и процессов.
Функции социологии:
- Познавательная – прирост новых знаний о различных сферах жизни, раскрытие закономерностей и перспектив развития общества. Выполнению этой функции служат как фундамент так и эмпирическое исследование.
- Прикладная – социальные исследования дают информацию для осуществления социального контроля над процессами, происходящими в обществе. Без этой информации возрастает возможность появления кризиса, конфликтов, социальных напряженностей.
- Контролирующая – политические партии и власть используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной деятельности.
- Прогностическая – разрабатывает прогнозы предстоящего развития процессов, вырабатывает и научно обосновывает прогнозы о тенденциях развитиях социологических процессах.
- Идеологическая – результаты исследования могут быть использованы в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими своих целей, а так же для формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностей и предпочтения в обществе.
- Гуманистическая – проведение социальных исследований, доведение их результатов до общественности, могут служить улучшением взаимопонимания и взаимоотношений между людьми, группами, могут способствовать совершенствованию общественных отношений, развитию общества.
- Планирования – управление развитием различных сфер общественной жизни. Это может быть планирование жизни городов, деятельности организаций, коллективов, жизни отдельных регионов, стран и др.
www.ronl.ru
Объект и предмет исследования социологии
Как и любая наука, социология имеет конкретный объект и предмет исследования. Объектом становится то, на что направлен взгляд ученого, его научные искания, а предметом — его уникальные свойства. Общество исследуется в том или иной форме многими науками, но социология на всем протяжении своего развития пытается найти ответ, в чём именно её специфика.
Особенности объекта и предмета социологического исследования
Определение 1
Объектом социологических исследований является социальная реальность, которая не находится в зависимости от исследователя, различные её части. В том числе некие общности людей, социальные институты и пр. Кроме того это могут быть личности, организации, учреждения, сферы жизни людей.
Исследования служат неким связующим звеном между реальной действительностью и теоретическими выкладками. Кроме того оно даёт конкретные решения существующих в обществе проблем.
Нужно вычленить следующие характеристики объекта:
- функциональную направленностью;
- временную и пространственную ограниченность;
- отраслевую, возрастную и пр. принадлежность;
- возможность количественного измерения.
Определение 2
Предметом могут быть различные стороны социального явления, его особенности, стороны, процессы, которые имеют к нему отношение. Один и тот же объект даёт материал для различных исследований, в зависимости от поставленной цели. Обычно предметами социологического исследования становятся социальные отношения, процессы и различные социальные общности.
Обычно предметом исследования в социологии становятся важные, ключевые аспекты явлений, наиболее важные для изучения и продвижения науки вперёд. Предмет обычно ограничивает исследователя, даёт ему более узкую нишу для наблюдения. Слишком широкое обоснование предмета может привести к отрицательному научному результату.
В первую очередь, выбор предмета и объекта исследования обусловлен проблемной ситуацией, которую нужно решить. Один и тот же объект можно описывать совершенно по-разному, в том числе выбирать соответствующие методы сбора информации и её анализа. Например, анкеты и опросники могут сильно отличаться в зависимости от выбранной для исследования группы.
Например, когда мы изучаем миграционные процессы объектом исследования является население различных территориальных единиц, предметом является миграция людей в разных направлениях. Постановка проблемы даёт возможности понять закономерности перемещений людей, оптимизировать их. Так, если изучаем отдельную организацию, то предметом исследования может быть социальная структура внутри неё, мотивационные основы работы, корпоративная культура.
Начальные этапы работы с объектом и предметом исследования
В самом начале разработки социологического исследования нужно дать развернутый анализ объекта исследования. Он рассматривается с двух сторон: как часть целого, и как целое состоящее из частей. Это позволяет отследить его внутренние и внешние связи.
Замечание 1
Нужно помнить, что научное исследование работает не с реальными объектами, а с их гипотетическими моделями. Модель также называют концептуальной, так как она оперирует социологическими понятиями и имеет логическую структуру.
Системный анализ объекта позволяет вычленить предмет, основные понятия, которые понадобятся, выдвинуть первые рабочие гипотезы. Правильное определение объекта и предмета даёт возможность проводить адекватные социологические исследования. А, значит, способствует лучшему пониманию общества, процессов, которые в нём происходят.
Правильный выбор предмета и объекта исследования позволяют больше узнать о различных аспектах развития общества, процессах, которые идут внутри него.
spravochnick.ru
Объект социологии. Ее место в системе наук об обществе
Термин «социология» введён в научный оборот французским мыслителем О.Контом и происходит от лат. слова «societas», означающего «общество» и греч. слова «logos» — «учение».
Для понимания особенностей социологии необходимо вычленить объект предмета и его предмет.
Существуют понятия «объект» и «предмет» науки объектом познания принято называть все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная сфера объективного мира, часть объективной реальности, обладающая собственными свойствами.
Социологи уделяют особое внимания человеку, его сознанию, отношению к общественным изменениям не только как индивида, но и как члена определенной общественной группы, социального слоя, института. Также уделяется внимание мотивам поведения человека в конкретной общественной ситуации, его потребностям, интересам, жизненной ориентации. Для социологии важна статистика как показатель, по которому можно судить о состоянии внутреннего мира людей. Это становится объектом изучения социологии.
Предметом социологии являются сознание и поведение человека в конкретной социально-экономической обстановке, которые обусловливают появление различных социально-демографических, национальных, социально-профессиональных структур.
Объектом социологического познания является общество. Однако общество изучают и другие общественные науки, такие как политология, культурология, психология, правоведение, экономика и т. д. Для того чтобы определить специфическую сферу познания конкретной науки, в данном случае социологии, принято наряду с объектом выделять и предмет.
В отличие от объекта, предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. По отношению к объекту предмет любой науки является более узким понятием, характеризующим особую область данной науки, которая отличает данную науку от других наук.
В социологии выделяются два уровня: микроуровеиь и макроуровень. На микроуровне социология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, микромоделью при этом являются социальные отношения. На макроуровне социология исследует крупномасштабные социальные системы, их структуру и динамику. Согласно определению Г. В. Осипова, социология — это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов.
Социология — наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.
Под объектом исследования понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это м.б. и физические тела, взаимодействующие др.с др., живые организмы и человек. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. Каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения (архитектор — архитектурный стиль здания, человек проживающий — удобство проживания).
Объектом социологии является общество как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Предмет социологии — общество как структура, как целое , состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах. Наиболее близкими к социологии науками обычно считают социальную антропологию и социальную психологию.
biofile.ru