Предмет современной психологии – Тема 1.1 Психология как наука. Предмет психологии, ее задачи. Основные отрасли современной психологии. Структура. Современное состояние психологической науки.
ВОПРОС ╣ 1 Современная психология предмет, задачи, структура, место в системе наук
3
Вопрос № 1
Современная психология: предмет, задачи, структура, место в системе наук.
Психика как предмет современной психологии
Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.
Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.
Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.
Мозг и физико-химические процессы протекающие в нервной системе — материальны, а сама психика нематериальна, она результат этих процессов.
Функции психики:
регуляция поведения и деятельности человека.
отражение
Отражение — это многоуровневый активный процесс переработки информации об объекте отражения и создания адекватной модели этого объекта.
Три основные формы, или уровня отражения:
физическое отражение, например отражение света и звука.
физиологическая форма отраженияявляется функцией живой материи.
психическое отражение– отражение объективного мира в его связях и взаимоотношениях, субъективный образ объективного мира, возникающий в процессе взаимодействия человека с другими людьми и окружающей средой.
Структура психики: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.
Психические процессы включают познавательные (когнитивные) процессы, эмоциональные процессы, волевые процессы.
К познавательным процессамотносятся: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение; с их помощью мы постигаем мир и самих себя.
Волевые процессы
Эмоциональные процессы—чувства, эмоции. Чувства, эмоции отражают переживание человеком отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей жизни.
Психические состояния личности – целостные ее проявления, отражающие общий внутренний настрой, характеризующий уровень ее активности.
К ним относятся, например: любознательность, собранность, рассеянность, пассивность, уверенность и т.д.
Психические свойства личности – устойчивые психические ее особенности: направленность, мотивация, темперамент, характер, способности.
К психическим свойствам личности относятся:
темперамент;
направленность;
способности;
характер.
Сознание – высшая форма психики человека, продукт общественно-исторического развития.
Основными задачами современной психологии являются:
изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов;
изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений;
содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику.
Основные методологические принципы
Принцип детерминизма — зависимость психических явлений от производящих их факторов (биологических, социальных).
Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности, которая является формой активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности.
Принцип целостности. Особенность психических процессов состоит в их целостности. Психика изучается целостно, в единстве всех своих внутренних и внешних проявлений.
Принцип развития. позволяет рассматривать психику как продукт развития и в процессе развития.
Отрасли современной психологии
Научная психология разделяется на фундаментальнуюиприкладную.
Фундаментальная психологияизучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности. Отрасли фундаментальной психологии:
общая психологияизучает теоретические и методологические основы предмета психологии, общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека, познавательных и эмоциональных процессов, регуляции деятельности и психических состояний личности.психология личностиизучает социально обусловленные качества человека, общие закономерности развития его способностей, темперамента, характера, мотивации, самосознания.
дифференциальная психологияизучает индивидуальные психофизиологические различия между людьми.
психофизиология
нейропсихологияизучает анатомо-физиологические основы высших психических функций.
социальная психологияизучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, психологические характеристики этих групп.
психология развития(или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности.
специальная психология
зоопсихология– наука о психике животных.
сравнительная психологиязанимается изучением общего и различного в психической деятельности человека и животных, проблемы соотношения социального и биологического в поведении человека.
Прикладная психология исследует общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей. Отрасли прикладной психологии:
клиническая психологияизучает роль психики в возникновении и протекании болезней.
экономическая психологияизучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми.
психология трудаисследует психологические особенности трудовой деятельности человека.
психология спортарассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов.
Связь психологии с другими науками.
Психология связана с
1. педагогикой.Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека.
2. философией— это теоретическая основа, база для психологии.
3. естественными науками— биологией, физиологией, химией, физикой и др., с помощью них можно изучить физиологические и биологические процессы мозга, лежащие в основе психики.
4. с гуманитарными науками(социологией, историей, языкознанием, искусствоведением и др.) изучение взаимодействия личности и ее ближайшего окружения.
5. с медициной– изучение проблемы нарушения психической деятельности, особенностей взаимодействия врача и пациента, диагностика и лечение ряда заболеваний.
studfiles.net
1. Предмет и задачи современной психологии — Документ
1. Предмет и задачи современной психологии.
Можно говорить о разделении психологии на теоретическую и практическую. Формы практической психологии: психодиагностика, психологическое консультирование и коррекция, психотерапия. Предметом психологии является психика, психология – наука и психике.(вся совокупность психических явлений). Но нет единого предмета психолигии. Современная психология представляет собой синтез, сочетание разных объектов психологии (направлений)
Направление (Предмет)
— психология сознания(сознание, т.е. непосредственный опыт человека, осознаваемый им. Сознание является изменчивым и непрерывным. – бихевиоризм поведение человека – это сложная, но доступная обучению машина.
— психоанализ или фрейдизм(бессознательное. Фрейд считал, что существует конфликт между сознательным и бессознательным
2 явления: к жизни,к смерти
— гештальт психология целостные психологические структуры.
— гумманистическое направление(личность уникальная, неповторимая. Карл Роджерс представитель (умер 87 г.). Результатом является принятие людей такими как они есть. Процесс взаимоотношений.
— когнитивная(Познавательские процессы, связанные с компьютеризацией. Решающую роль играют знания в поведении человека. Сам по себе человек субъективный, активный, преобразователь инф-ции.)
— светская (Ряд направлений, имеющих единую методологическую основу (марксизм). Утверждение единственной сущности человека, утверждение деятельности как способ
существования. Предметом является психика или психическая деятельность. Культурноисторическая концепция человека: закон – всякая высшая психическая ф-ция появл. в процессе развития дважды. В 1-й раз как коллективное поведение, как форма сотрудничества, а затем как способ индивидуального поведения, как внутренний психический процесс. Основной путь – интериоризация, переход от социального поведения к индивидуальному (от внешнего во внутреннее). Вклад внес также С.Л.Рубенштайн, развивал принцип единства сознания и деятельности, т.е. утверждалось, что психика развивается в процессе деятельности и затем влияет на саму деятельность.)
2. Методы психологии.
Методология – сист. пр-пов, которая определяет способы и пути исследования. Мы считаем, что психологические явления идеальны, но не материальны. Психические явления – отражение реального мира. Активно и субъективно. Методологическим принципом является также утверждение о том, что психика проявляется и развивается в деятельности.
Метод – конкретный путь исследования. Относятся наблюдения, эксперимент, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности.
Методика – конкретный вариант реализации метода.
Все методы делятся на 4 группы:
1) неэкспериментальные которые исп. для описания фактов. Относ. наблюдения, беседу.
2) экспериментальные – когда задача объяснить причину следственной связи.
3) психодиагностические – измение фактов, относят тесты.
4) формирующие – обучающие, изменение психического явления для его изучения.
Неэкспериментальные методы.
Наблюдение – сбор фактической информации в процессе визуального контакта. Требования: исследователь должен быть пассивен, не имеет право вмешиваться в ситуацию; сохранение естественности ситуации. Испытуемый не должен знать о наблюдении., должна быть точно поставлена цель, должен быть план: по каким признакам мы будем судить об изменении внимания; точная фиксация информации; обработка данных и их интерпритация. Наблюдение может быть сплошным и выборочным, включенным и невключенным. Включенное – когда исследователь явл. группой, т.е. входит в состав группы.
Недостатки метода: пассивность исследовани, трудоемкость, субъективность наблюдения.
Беседа – сбор информации в процессе словесного общения. Требования к беседе:
1) установление эмоционального контакта
2) доступность и однозначность вопроса
3) вопросы не должны быть внушительного характера а косвенными.
4) (?) должны быть не прямыми
5) стремиться к (?) открытого типа. Закрытый вопрос – да или нет
6) фиксация результатов беседы
7) словесные и несловесные проявления чел.
Основные недостатки метода связаны с субъективным наблюдением, трудоемкость.
Анкетирование – опрос в виде анкет (письменный и устный).
Анкетирование – массовый сбор информации с помощью стандартного списка (?). Те же трубования, что и в беседе. В анкете нельзя переформулировать (?). Анкеты бывают открытого и закрытого типа. Закрытый тип — да или нет, легки в обработке. Открытый тип свободная форма ответа. Анализ продуктов деятельности – единство сознания и деятельности.
Экспериментальные методы.
Сбор информации в специально созданных условиях. Мы можем создать ситуацию, в которой появляются определенные психические явления. Эксперименты позволяют изучать отдельные факторы: свойства и влияние их друг на друга. Эксперименты делятся на лабораторные и естественные. Лабораторные – искусственные. Делятся на констатитующие и формирующие.
Диагностические мотоды.
К ним относятся тесты – кратковременное стандартизованное испытание, дающее информацию сопоставляющиеся с ранее установленными нормами. Бывают тесты словесного типа.
3. Сознание и не осозноваемые процессы.
Психика = сознание + бессознание.
Сознание явл. высшей формой психического отражения. Отличительные черты психического отражения:1)линальная природа, т.е. у человека возник образ, который явл. линалом того или иного объекта. 2)психическое отражение управляет деятельностью, т.е. те образы, которые возникли ….. 3)активно, избирательно. 4)субъективно по форме и объективно по содержанию, т.к. образ находится в самом объекте, также завис. от субъективного состояния. 5)идеально, но реально
Сознание – совместное знание, в процессе содружества, сотрудничества. Структура сознания:
познавательские процессы (мышление, воображение)
— самосознание – знание о себе, выделением себя из мира
— целеполагающая деятельность или целеполагание, т.е. человек самостоятельно принимает решения, формирует цель
— эмоции и чувства, отражение отношения человека к тому, что с ним происходит.
Отличие:
Осознов. процесс неосозн.: осозноваемые явления те черты их , которые представлены в виде образов и те протекания которые может дать словесный отчет..
Неосознанное явление – это такая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершенных действиях, утрачивается полнота ориентировки, нарушается речевая регуляция поведения.
Классификация неосознанных процессов.
1.Неосознаваемые механизмы сознательных действий
а) автоматизмы: – первичные — вторичные
К первичным относятся все врожденные рефлексы и те, которые сформулированы с момента рождения. У человека больше вторичных автоматизмов – в процессе тренировки.
б) неосознаваемые установки – готовность человека к определенному действию или к реагированию определенным образом. …… и неосознаваемая маторная становка. Установки воприятия – зачетка студента.
в) неосозноваемые – сопроводители действий. Примером явл. …. акты.
1. Неосознаваемые побудители действий.
2. Надсознательные процессы.
К ним относятся творческие процессы, переживания горя, кризисы личности.
4. Психологическая характеристика деятельности.
Существует специфическая человеческая активность называется деятельностью. Деятельность – мотивированная и целенаправленная активность, связанная с удовлетворением потребности человека. Всякая деятельность имеет общую психологическую структуру. Выделяют 3 компонента:
1).мотивы и цели.
2).исполнительский, включ. науки, умение чел.
3).контрольнооценочный (контроль и оценка).
Мотивы – то, что побуждает человека к деятельности (осознание потребности).
Классификация потребностей: физиологические, материальные и духовные. Др. классификация: есстествен., необходимые, есстествен. и не необходимые, ни есстеств. и ни необходимые.
Чаще всего исп. классификация потребностей Мослова:
1) Физиологические (еда, вода, сон, и др.)
2) Безопасность
3) Принадлежности и любви
4) Признание
5) Познавательность (желание познавать мир)
6) Эстетические потребности (гармонии)
7) В самоактуализации.
Потребности более высокого порядка стьановятся актуальными после удовлетворения потребности более низкого уровня.
Характеристики мотивов: ситуативные и устойчивые, достижения и избегания, насыщаемые и ненасыщаемые.
Насыщаемые – которые угасают по мере удовлетворения потребности.
Цель – образ будущего результата деятельности. Цели реально управляют деятельностью в формулировке которых есть временные и количественные показания.
Исполнение. Способы действий – навыки, привычки, умения.
Навыки – автоматизированный способ выполнения действий, возникший в результате повторного выполнения действий.
Этапы формирования навыков:
1). Мотивация
2). Образец действия – результат показать или рассказать
3). Отработка действия – многократное повторение
4). Стабилизация навыка. Каждый навык формируется со стороны др. навыков. Два взаимодействия:
— перенос навыка ( положительное влияние одного навыка на другое)
— отрицательно влияние – интерференция. Возникает когда старое действие не сформулировано до конца.
Умение – способ выполнения действия. Сознательный, включает знания для анализа ситуации и навыков.
Привычка – склонность человека к определенному способу действия, переживаемая часто как потребность действовать так, а не иначе. Привычки бывают положительные и отрицательные.
5. Личность. Структура личности.
К проблеме личности относятся мотивы, настроения, образ «Я».
1) Многранность феномена личности.
2) Междисциплинарная проблема (….. науки изучают личность: история и др.)
3) Влияние личности на исторический процесс: ни у одного биологического вида судьба вида не зависит от действия человека.
Психология личности разделяется на ряд:
— психологию мотивации
— психологию эмоций
— психологию индивид. различий
— психологию волн.
Психология личности зависит от позиции следователя, т.е. позиция следователя определяет факты. Представление о личности определ. «образом человека» и этих образов может быть несколько.
Первый образ:
— ощущающий человека (получающий некоторую информацию от мира)
— потребляющий человек (сумма потребностей)
— запрогаммированный человек. Человек может рассм-ть как сумму реакций (есть стимул, есть реакция), или же сумма ролей
— деятельный человек. Человек рассм-ся как сумма смыслов, ценностей, действий.
Личность – системное соц-ое качество, характериз-е представленность общественных отношений в индивиде. Для того, чтобы понять личность, необходимо изучить всю систему человеческих отношений. Человек не рождается личностью, он ей становится. «Личность действительно рождается дважды: 1-й раз между 2-мя и 3-мя годами, когда рбенок говорит «Я сам», 2-ой, когда возникает сознательная личность, т.е. когда человек включается в систему общественных отноений активно» – Л.Н.Леонтьев.
К проявлениям личности в 3-х летнем возрасте можно отнести следующее:
— притязание на признание, ребенок начин. гордится своими успехами.
— осознание себя во времени.
— осознание пола.
— осознание себя в соц. окружении.
Личность как процесс взаимодействия.
Чем шире круг людей, заинтер-ых в деят-ти чел-ка, тем значительнее личность. С физ. смертью лич-ть не умирает.
Структура личности
Влияние социальная среда, природная среда, д-ть чел. В лич-ти. м. выделить:
1) индивид-но псих-ую.
2) мировоз-ую.
3) соц-псих.
1.
. псих процесс.
. псих. св-ва лич-ти.
. псих. состояние.
. псих. образов.
2.
. мировозрение.
. нравственный облик чел.
3.
. отношение к др. людям.
. соц. роли, чем играет.
. соц. позиций(полит. взгляды).
. соц. установки.
Компон. личности
Направленность – сист. наиболее устойчивых мотивов, созд-их смысловое единство и устойчивость личности.
Активность – степень взаимод-ия чел. с окр. действит-тью.
3 вида напр-ти.
1) Личностную(мотив собств. благополучия
2) Коллектив.(благопол. др. людей)
3) Деловую(интересы дела)
Направленность и активность личности. Важнейшая характеристика личности — ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремление, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует. Активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой — Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности. Потребность — это побуждение к деятельности, которая осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность в чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей. Потребности человека разнообразны. Прежде всего выделяют потребности естественные, которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище. В основе своей — это биологические потребности, по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей у животных: способ удовлетворения человеческих потребностей носит социальный характер, то есть зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды. Наряду с естественными у человека есть и чисто человеческие, духовные, социальные потребности: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребности.
6. Темперамент.
Темп – хар-ка индивида со стороны динамических особ-тей его псих-ой д-ти, имея ввиду скорость ритм.
Выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность. Активность выражается в различной степени стремления активно действовать, проявляет себя в разнообразной деятельности, различной быстроте и силе протекания психических процессов, различной степени двигательной подвижность, быстроте или замедленности реакции. Проявление активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, большая энергия, страстность и стремительность в психической деятельности, движениях и речи, а с другой — пассивность, инертность, медлительность, вялость психической деятельности, движения и речи. Второй показатель динамичности — эмоциональность.
Признаками свойств темперамента явл. след-ие
сво-ва темп-та проявл-ся во всех видах д-ти
св-ва темп-та устойчивы во всей жизни.
—//— антогенетически первичны(врожденные)
—//— проявл-ся в предельных ситуациях
—//— не проявл. продуктивности, но ведут к разностильности д-ти.
Классифик. темп-та
1) В основе – особ-ти строения тела.
2) между констит-ей и темп-ом есть связь, класиф-ия на основе эндокриных особ-ей.
3) особ-ти деят-ти нервной системе(т.е. ВНД)
Тип ВНД – сильный, слабый.
сильный – неуравновешан., уравновешан.
уравновешан. – подвижный, инертный
Сангвиник – сильный, уравнов., подвижный
Флегматик – сильн, уравнов, инертн.
Холерик – сильн, неуравнов.
Меланхолик – слабый
Современ. класификац – энергетич. уровень и временые параметры:
Энергетич уровень:
— активность
— реактивность
Временый:
— подвижность
— ритм
— темп нервных процесов.
7. Характер.
Хар – инструментальное проявление личности чел, это фиксир-ая совокупность индив-ых особ-тей, выраж-ся в типичных для чел, способах поведения и способах эмоционального реагирования.
Структ. хар-ра:
— отношения чел к другим людям(привязанность, доверчивость)
— отношения чел к себе(эгоизм, уверенность, себялюбие)
— отношения чел к делу, деят-ти(добросов-ть, ответст-ть)
На формир. хар-ра влияет и генофонд и среда. С др стороны степень относит-го участия этих факторов м.б. различной. Неблагоп-е сочетание обоих факторов м. дать сильную степень отклоненя от нормы в развит. хар-ра и наоборот, м. не проявляться аномалии при благоприятных условиях. Степень выраженческих черт хар-ра м.б. различной.
Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт хар-ра, кот. создают слабые звенья.
Характер человека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различна — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Акцентуации характера проявляются непостоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме.
Типы:
— Гипертимный – чрезвыч. контактность
— Дистимич – низкая контактн-ть
— Циклоидный – повышеное затем подавленное состояние.
— Возбудим — низкая контактн-ть, занудливость
— Застревающ – целеустр-ый, справедлив.
— Педантичн — обычная контактн-ть, склонен к переживанию.
8. Способности.
Способ-ти – индивидуально-псих-е хар-ки личности, обеспечив-ие успеш-ть деят-ти или овладение д-ти. Проявляясь в знаниях, умениях и навыках способости к ним не свод-ся. Способ-ти определяют скорость, легкость овладение знаниями. Школьная успеваемость явл. косвенным показателем способностей.
Признаки наличия спос-тей.
1. Продуктивный (успешность д-ти по кач-ву и кол-ву)
2. Оригинальность продукта д-ти и способа д-ти.
3. Скорость приобретения знаний.
4. Возможность переноса знаний.
5. Интерес к той или иной д-ти, в котор. формир. способ-ти.
6. Цена успеха,т.е. легкость получения хорошего рез-та.
7. Помеха устойчивости.
Каждый ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, каждый способен получить среднее образование, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента. Помимо общих способностей к учению ученик обладает возможностью развития и социальных способностей.Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду обычно и не проявляет способностей. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям: 1) деятельность должна вызывать у ребенка сильные устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Заинтересованность, желание выполнить работу как возможно лучше, а не формально, равнодушное отношение к ней — необходимое условие того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей. 2) Деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. 3) Важно организовать деятельность ребенка С развитием спос-тей связан сензитивный период – период длагоприятный для обучения в данной сфере.
Различают уровни спос-тей – 1.общеодареность, 2.талантливость, 3.гениальность.
9. Эмоции и чувства.
Чувства или эмоции – переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе. Эмоции чел-ка имеют «+» или «–» хар-ер. «+» — отношение чел. к чему либо выражается в таких эмоциях как удовольствие, радость, счастье, любовь. «-» — отношение выраж. в эмоциях неудовольствия, страдания, печали, гнева. Эмоции отлич-ся сложностью и взаимосвяз-тью. В некотор. улсов-ях возможно даже одноврем-е переживание противопол-х эмоций. Эмоции можно рассматр. и с т.з. того, вызывают ли они активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнед-ть чел-ка. С этой т.з. эмоции делят на 2 группы: стенические(сила), астенические(слабость). 1)Стенич эмоции повышают активность, энергию и жизнедея-ть, вызывают подьем, возбуждение, бодрость, напряжение. 2)Астенич эмоции уменьш активность, энергию чел, угнетают жизнедеят-ть. В завис-ти от силы и длит-ти, устойчивости эмоций различают их отдельные виды, в частн-ти выдел-ся настроения и аффекты. Настроения – это относ-но слабо выраж-ое эмоц-е сост-ие, захват-ее в течение некоторого времени всю лич-ть и отражающ-ся на деят-ти, поведения чел-ка. Аффект – кратковремен, бурно протек-ая эмоц-ая реакция, носящая хар-ер эмоц-го взрыва. Страсть – это длит-ое, устойч-е и глубокое чувство, ставшее характер-ой личности. Высшие чувства возникают у чел-ка на базе удовлетв-ия или неудовлетв-ия его высших духовных потреб-ей. К высшим чувствам относят моральные, интелект-ые и эстетич-ие чувства. Моральные чувства – это чувство патриатизма, долга, ответств-ти перед колективом. Интелект-ые связаны с умственной познават-ой деят-тью человека и постоянно сопровождают ее. Интелект-ые чувства выраж-ют отношение чел-ка в своим мыслям, процессу и рез-там интелект-ой деят-ти. Это чувство удивления, сомнения, уверенности, удовлетв-ия. Эстетич – чувства красоты, восхищения прекрасным. Источник эстет. чувств – произвед-ия искусства.
10. Память.
Память – познавательный психич процесс, прочесс запечетления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта.
Осн. процессы: запечатление, воспроизведения, сохранение, забывание.
Виды: (основание – характер запоминаемого материала)
— эмоциональная, двигательная, образная, словеснологическая.
Образная дел-ся на подвиды: зрительная, слуховая, обаятельная, вкусовая, осязат.
Двиг – на движения, на полож. в простр-ве.
Эмоц-ая – на чувства.
Образная – на определ образы.
Памятью наз. отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. Человек запоминает наиболее прочно те факты, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Память — сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них — запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание. Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Сохранение — это удержание заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание — исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации следов. Воспроизведение — процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения. Узнавание — появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия).
11. Внимание.
— Сосредоточение и направленность сознания на определ-ие обьектов при одновременом отвлечении от других.
Внимание не явл. самост-ым психич процессом и не явл св-ом личн-ти. Вним — это обязят условие любой психич деят-ти, но она не явл. беспредметным. Оно всегда направлено на те обьекты скотор. сейчас взаимод-ет человек.
Виды: произвольное, непроизвольное.
Непроизв: — внимание возникающее в отсутствие поставленной цели. Непроизвольное внимание возникает, во-первых, вследствие внешних причин, особенностей действующих на нас раздражителей и, во-вторых, вследствие внутренних побуждений, направленности личности. К особенностям действующих на человека раздражителей относятся следующие: Сила и неожиданность раздражителя. Сильный звук, яркая вспышка, резкий запах. Новизна, необычность, контрастность раздражителя. Среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых — темный. Подвижность объекта, а также начало или, наоборот, прекращение действия раздражителя.
Произвольное – сознательное регулируемое сосредоточение на обьекте.
Условия:
— сочетание умственного действия с практич.
— словесное напомин-е себе о цели деят-ти.
— обстановка рабоч. места
— психологич. состояние чел.
Свойства:
Сосредоточенность внимания — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.
Устойчивость внимания — это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности.
Объем внимания — это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т.е. охватываются вниманием одномоментно.
Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Другими словами, это умение одновременно выполнять две (или более) различных деятельности.
Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека — некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие — медленно и с трудом.
12. Мышление.
Мыш – познавательно психич процесс, прочесс обобщенного и опосредованного отражения действ-ти. Процесс отражения наиб. существенных св-в, предметов и явлений и закономерных связей.
Мышление перераб-ет информацию, котор. содер-ся в ощащениях и восприятиях, а рез-ты мыслит-ой работы провер-ся и примен-ся на практике.
Функции:
1. Понимане. Связывание новой информации с той, которой уже имеется.
2. Решение проблем, задач т.е. мышление возникает когда у чел. нет готовых способов для достижения целей.
3. Целеобразование, формул-ка целей. Цель – образ будущего рез-та деятельности.
4. Рефлексия т.е. способ-ть сосредот. на содержани с способе своего мышления.
Виды:
По содержанию ср-в различают:
— наглядное(образы).
— вербальное
В завис-ти от условий познав-ой д-ти:
— реалистич-ое
— эмоциональное
По хар-ру протекания:
— интуитивное мышление
— аналитическое
В завис-ти от хар-ра задач:
— практическое
— теоретич-ое.
В завис-ти от фун-ий кот. выполняет мышление:
— творческое
— критическое(анализ, оценка)
Различают:
— абстрактное
— конкретное
Генетич. класиф. видов:
1. наглядно-действенный – связан с практич-ми действиями над предметами.(ранее детство)
2. наглядно-образный – опирается на восприятие или представления.
3. словесно-логический.
Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике. Мыслительные операции: сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация. Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания: анализируем мы всегда то, что синтетически целое, а синтезируем то, что аналитически расчленено. Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Абстракция лежит в основе обобщения — мысленного объединения предметов и явлений в группы по тем общим существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Конкретизация — это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. Три основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-л. положения относительно предметов, явлений или их свойств. Суждения бывают общими, частными или единичными. Умозаключения — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Наглядно-образное мышление это вид мышления, который необходимо опираться на восприятие или представления. Этот вид мышления характерен для школьников и отчасти детей младшего школьного возраста. Абстрактное мышление, по преимуществу характеризующее старших школьников и взрослых это мышление понятиями, лишенными, непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям. Лишь в более старшем возрасте под влиянием обучения ученик начинает отмечать вероятность или возможность наличия или отсутствия какого-л. признака, той или иной причины явления, что связано с пониманием того, что факты, события и действия могут быть следствием не одной, а нескольких причин. Особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное мышления начинают развиваться с переходом к изучению широкого круга общеобразовательных предметов в подростковом возрасте.
13. Воображение.
refdb.ru
Тема 1.1 Психология как наука. Предмет психологии, ее задачи. Основные отрасли современной психологии. Структура. Современное состояние психологической науки.
Цель:- формирование понимания предмета, объекта и задач психологии как науки;
— формирование представления об основных отраслях психологии, этапности развития научного психологического знания;
— ознакомление с основными направлениями психологической науки на современном историческом этапе.
Вопросы:
1.Методологические основы изучения человека
2.Психология как наука.
3. Предмет психологии, задачи.
4. Основные отрасли психологии.
5. Этапы развития психологии
6.Основные направления в психологии
Основные понятия: психология, житейская психология, научная психология, педагогическая психология, социальная психология, возрастная психология, общая психология, психика, интроспективная психология, ассоциативная психология, психоанализ, аналитическая психология, бихевиоризм гештальтпсихология, гуманистическая психология.
Литература: 4, 5, 12, 19, 20, 26.
1.Методологические основы изучения человека
Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.
Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций.
В различных направлениях науки ученые неоднократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.
Один из наиболее популярных подходов к изучению человека был предложен Борисом Герасимовичем Ананьевым. Он разработал новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные и по-новому взглянуть на самого человека. Для научного познания человека характерны дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Человека следует изучать комплексно.
Современной наукой человек,
во-первых, изучается как представитель биологического вида;
во-вторых, он рассматривается как член общества;
в-третьих, изучается предметная деятельность человека;
в-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного человека.
2.Психология как наука
Выделяют естественные, гуманитарные и технические науки по признаку предмета изучения. Первые изучают природу, вторые – общество, культуру и историю, третьи связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда.
Человек – существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.
Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором – для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц или групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.
На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя, свои возможности. Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек исследует свой внутренний мир.
Человек – это социальное существо, он не может жить вне обще6ства, без контактов с окружающими. В практике живого общения человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявления – мимике, жестам, интонации, особенностям поведения – эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек – своего рода психолог, поскольку в обществе не возможно жить без определенных представлений психики.
Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний.
В чем состоит это отличие?
studfiles.net
Объект, предмет, задачи и структура современной психологии.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 25Следующая ⇒
При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Естественные, изучают природу, гуманитарныеобщество, культуру и историю, технические науки. связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Человек — существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам. Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения. Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения. Человек — это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявлениям — мимике, жестам, интонации, особенностям поведения — эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек — своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей. Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие? Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия. Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения — случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче. В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.
Так что же такое психология как наука?
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология относился к особой науке, которая занималась изучением, так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.
Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях
Психология — сравнительно молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад. Своим происхождением слово «психология» обязано древнегреческому мифу о Психее. Амур получил в жены царскую дочь Психею. Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью она зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает. Психея должна вернуть его себе, пройдя множество испытаний…Этот миф являлся образцом истинной любви и смысла жизни. Для греков Психея стала символом души, ищущей свой идеал. «Psyche» в переводе с греческого означает душа, «logos» – наука, учение. В названиях книг слово «психология» впервые появилось в XVIII веке у немецкого психолога Христиана Вольфа. («Рациональная психология», «Эмпирическая психология», 1732 – 1734 гг.).«Возможность прислушаться к самому себе – это предпосылка возможности услышать других» Эрих Фромм. В центре внимания психологии – человек, его развитие, поведение, общение, деятельность, переживания. Как понять поведение другого человека? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал. Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Что же является предметом изучения психологии в наше время? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классификацию психических явлений. Следует отметить, что существуют различные точки зрения на структуру психических явлений. Например, те или иные психические явления в зависимости от автора позиции могут быть отнесены к разным структурным группам. Более того, очень часто в научной литературе можно столкнуться со смешением понятий. Так, некоторые авторы не разделяют характеристики психических процессов и психические свойства личности. Мы будем разделять психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами но себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Вы, наверное, обращали внимание на то, что одни события у вас остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для вас незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмоциональную окраску, т. е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс. Для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др. Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов — неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека. Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей особенностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека. Следующий класс психических явлений — психические свойства личности — характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.
Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии
К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности. Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. В свою очередь, задачей психологии является исследование психических явлений. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. Чтобы понять предмет исследования нужно знать историю развития психологии как науки.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
2 Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект и методы
Похожие главы из других работ:
История психологии как наука
Структура современной психологии
Общая психология изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она развивается на основе достижений всех отраслей, в то же время обогащает их общей теорией…
Место психологии в системе других наук
5. Структура современной психологии
Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики…
Методики специальной психологии и педагогики
1.1 Объект и предмет специальной психологии
Объект специальной психологии как науки — это человек с нарушениями в развитии, то есть существующий в депривации (недостаточности). Предмет специальной психологии — различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях…
Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы
1.2 Предмет, объект и задачи психологии как науки
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «слово», «учение»). В современном мире понятие «душа» сменилось термином «психика»…
Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР
2.1 Предмет и структура специальной психологии
Специальная психология исследует различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях. Иначе говоря, её может интересовать то…
Предмет и задачи инженерной психологии
1. Определение, объект и предмет инженерной психологии
Как и любая другая научная дисциплина, инженерная психология имеет объект и предмет своего исследования. Объектом науки признается та сторона действительности, на изучение которой и направлена данная наука…
Предмет и исторические особенности становления социальной психологии
4. Предмет, структура и задачи современной социальной психологии
Специфику науки, возможность ее отделения от других наук определяет ее предмет. Краткий исторический экскурс показал, что нет общепринятого представления о предмете социальной психологии…
Психологическое развитие дошкольника
1.1 Предмет и структура педагогической психологии
Термином «педагогическая психология» обозначаются две разные науки. Одна из них — это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. {14,c…
Психология как наука
1.2 Объект и предмет психологии
Для начала стоит ввести определения «предмет» и «объект». Объект-часть окружающей действительности, на которую направлена деятельность человека. Предмет — часть объекта интересующего исследователя. Объектом психологии является психика…
Психология как наука
2. Предмет и объект психологии. Психические явления и психологические факты
Как уже было сказано выше, первым этапом в становлении предмета психологии и явилось изучение, объяснение души, то есть тех явлений…
Психология как наука
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Наука о душе возникла за несколько тысячелетий до начала н.э. Термин «психология», заменивший со временем древнее название «наука о душе», появился в научном обороте в XVI в., но окончательно это название закрепилось спустя примерно два столетия…
Разработка и апробация методики психологического консультирования агрессивных детей
Глава 1. Агрессивные проявления детей как предмет исследований в современной психологии
…
Социальная психология
Тема 1.2. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии
7 2 2 3 2 5 Тема 1.3. История формирования социально-психологических идей 2 2 2 Тема 1.4. Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии 2 2 2 Тема 1.5…
Социальная психология
Тема 1.2. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии
Особенности исторического развития социальной психологии в России. Преимущественное развитие социальной психологии в рамках социологии в первой трети XX века. Формулирование основ социальной психологии в рамках психологической традиции…
Специфика отечественной социальной психологии
2. Предмет и объект изучения социальной психологии
Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т.е., отличающимися друг от друга. Социальная психология изучает: — психологические процессы, состояния и свойства индивида…
psy.bobrodobro.ru
Предмет психологии как науки | ZAPLATKA.NET
1. Психология — это наука, которая изучает фак-ты, механизмы и закономерности развития и функционирования психики человека. Предметом психологии как науки является психика: психиче-ские процессы, психические свойства и психиче-ские состояния. Психические процессы отражают объективный мир в разных формах психических явлений — это ощущение, восприятие, воображе-ние, память, мышление. Психические состояния — это временные относительно устойчивые уров-ни психической активности. Психические свойст-ва (природные, моральные, волевые, интеллекту-альные, эмоциональные) образуют темперамент, характер, способности и направленность лично-сти. Психика человека развивается и проявляется в деятельности, именно поэтому категория «дея-тельность» также включена в предмет психологи-ческой науки.
Вопрос о предмете психологии всегда был дис-куссионным на протяжении всей истории разви-тия как философской, так и психологической мысли. В становлении предмета психологии вы-деляют следующие этапы:
• Психология как наука о душе зародилась в рам-ках основных философских течений: идеализма и материализма (до 18 века). С точки зрения идеа-лизма душа представлялась как некий абсолют-ный дух, идея, разум (Платон). Материалисты считали, что душа состоит из атомов, которые движутся, сталкиваются друг с другом и приводят в движение как тело, так и саму душу. Учение Аристотеля имело материалистические тенденции и выступало как систематизированное представ-ление о душе. Несмотря на противоречивость воз-зрений на душу идеализма и материализма, их объединяло представление о том, что душа явля-ется первопричиной всего, но причина самой ду-ши остается неизвестной. Именно поэтому с по-явлением причинного мировоззрения душа пере-стает рассматриваться в качестве предмета психо-логии.
• Психология как наука о сознании (18 век). Основате лем данного направления является Дж. Локк. Предметом психологии становятся «явления сознания»: мысли, пред ставления, чувства, по-требности, желания, т. е. все то, что относится к внутреннему миру человека. Единственным ме тодом изучения сознания выступал метод самона-блюдения или интроспекции, который был поло-жен в основу интрос пективной психологии. Од-нако это был субъективный ме тод исследования, который не давал возможности получить объек-тивные научные сведения о явлениях сознания друго го человека.
• Психология как наука о поведении. В 19 веке в науке вводится объективный метод исследова-ний — эксперимент (1879 г.), сначала в области психофизиологии, а позднее — психологии. В связи с этим появляется новое психологическое направление, которое также пыталось решить во-прос о предме те психологии — бихевиоризм. Предметом изучения психоло гии признавалось только поведение (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер). Задача психологии, с точки зрения би-хевиорис тов, заключается в том, чтобы зная сти-мул (S) или раздражитель, который воздействует на органы чувств, заранее предсказать, какой бу-дет ответ или реакция ®. Дж. Уотсон считал, что психология должна стать точной наукой и может основывать ся исключительно на наблюдении по-ведения, а не сознания. Сознание — это «черный ящик», заглянуть в который невоз можно. Тем са-мым отрицалась возможность изучения созна ния, а вслед за этим и активности личности.
• Психология как наука о бессознательном (конец 19 — начало 20 века). Наряду с бихевио-ризмом возникает другое психологическое на-правление — фрейдизм (3. Фрейд). В пред мет психологии включается сфера бессознательного. 3. Фрейд писал о том, что психика человека не ог-раничивается лишь явлениями сознания; в ней есть огромный, неизведанный пласт — бессозна-тельное. Человеком управляют неосознаваемые побуждения, инстинкты и желания, скрытые в сфере бессознательного. В сферу бессознательно-го вытесняются недоступные для данного инди-вида (преимущественно сексуальные) влечения и травмирующие переживания, что является глав-ным источником невротических расстройств.
• Психология как наука о психике. Современная материалистическая психология рассматривает в качестве своего предмета психику.
В настоящее время психология представляет со-бой разветвленную систему наук, состоящую из различных отраслей: фундаментальных и при-кладных, общих и специальных.
Общая психология изучает индивида, познава-тельные процессы и личность.
Специальные отрасли психологии тесно связаны с теорией и практикой обучения и воспитания че-ловека, включают генетическую психологию, воз-растную, социальную, педагогическую, медицин-скую, юридическую психологию и т.д. Генетиче-ская психология изучает наследственные меха-низмы психики и поведения. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуаль-ные различия людей. Возрастная психология — различия по возрастам. Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения в разных группах. Педагогическая психология изучает за-кономерности обучения и воспитания. Медицин-ская психология, патопсихология и психотерапия изучают отклонения от нормы в психике и пове-дении человека.
Психология тесно связана с другими науками: философией, педагогикой, анатомией, физиологи-ей и другими. Особое значение имеет психологи-ческая наука для педагогики, так как от решения психологических задач зависит успешность обу-чения и воспитания личности.
Задачи современной психологической науки — это определение общих закономерностей развития психики в онтогенезе, психологических механиз-мов усвоения человеком общественного опыта, выявление психологических основ формирования личности в процессе обучения и воспитания, раз-работка и проведение дифференциальной психо-диагностики, определение причин отставания ре-бенка в психическом развитии и другие.
zaplatka.net