Предмет современной психологии – Тема 1.1 Психология как наука. Предмет психологии, ее задачи. Основные отрасли современной психологии. Структура. Современное состояние психологической науки.

Содержание

ВОПРОС ╣ 1 Современная психология предмет, задачи, структура, место в системе наук

3

Вопрос № 1

Современная психология: предмет, задачи, структура, место в системе наук.

Психика как предмет современной психологии

Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.

Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.

Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Мозг и физико-химические процессы протекающие в нервной системе — материальны, а сама психика нематериальна, она результат этих процессов.

Функции психики:

  1. регуляция поведения и деятельности человека.

  2. отражение

Отражение — это многоуровневый активный процесс переработки информации об объекте отражения и создания адекватной модели этого объекта.

Три основные формы, или уровня отражения:

  1. физическое отражение, например отражение света и звука.

  2. физиологическая форма отраженияявляется функцией живой материи.

  3. психическое отражение– отражение объективного мира в его связях и взаимоотношениях, субъективный образ объективного мира, возникающий в процессе взаимодействия человека с другими людьми и окружающей средой.

Структура психики: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.

Психические процессы включают познавательные (когнитивные) процессы, эмоциональные процессы, волевые процессы.

  1. К познавательным процессамотносятся: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение; с их помощью мы постигаем мир и самих себя.

  2. Волевые процессы

    мотивы, стремления, желания, принятие решений.Воля обеспечивает регуляцию поведения.

  3. Эмоциональные процессычувства, эмоции. Чувства, эмоции отражают переживание человеком отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей жизни.

Психические состояния личности – целостные ее проявления, отражающие общий внутренний настрой, характеризующий уровень ее активности.

К ним относятся, например: любознательность, собранность, рассеянность, пассивность, уверенность и т.д.

Психические свойства личности – устойчивые психические ее особенности: направленность, мотивация, темперамент, характер, способности.

К психическим свойствам личности относятся:

  1. темперамент;

  2. направленность;

  3. способности;

  4. характер.

Сознание – высшая форма психики человека, продукт общественно-исторического развития.

Основными задачами современной психологии являются:

  • изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов;

  • изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений;

  • содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику.

Основные методологические принципы

  1. Принцип детерминизма — зависимость психических явлений от производящих их факторов (биологических, социальных).

  1. Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности, которая является формой активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности.

  1. Принцип целостности. Особенность психических процессов состоит в их целостности. Психика изучается целостно, в единстве всех своих внутренних и внешних проявлений.

  2. Принцип развития. позволяет рассматривать психику как продукт развития и в процессе развития.

Отрасли современной психологии

Научная психология разделяется на фундаментальнуюиприкладную.

Фундаментальная психологияизучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности. Отрасли фундаментальной психологии:

  • общая психологияизучает теоретические и методологические основы предмета психологии, общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека, познавательных и эмоциональных процессов, регуляции деятельности и психических состояний личности.

  • психология личностиизучает социально обусловленные качества человека, общие закономерности развития его способностей, темперамента, характера, мотивации, самосознания.

  • дифференциальная психологияизучает индивидуальные психофизиологические различия между людьми.

  • психофизиология

    изучает взаимосвязь психики с физиологическими процессами организма и деятельностью ЦНС.

  • нейропсихологияизучает анатомо-физиологические основы высших психических функций.

  • социальная психологияизучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, психологические характеристики этих групп.

  • психология развития(или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности.

  • специальная психология

    (или психология аномального развития) занимается изучением психологических проблем, связанных с отклонением от нормального развития.

  • зоопсихология– наука о психике животных.

  • сравнительная психологиязанимается изучением общего и различного в психической деятельности человека и животных, проблемы соотношения социального и биологического в поведении человека.

Прикладная психология исследует общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей. Отрасли прикладной психологии:

  • педагогическая психология– наука о закономерностях обучения и воспитания человека.

  • клиническая психологияизучает роль психики в возникновении и протекании болезней.

  • экономическая психологияизучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми.

  • психология трудаисследует психологические особенности трудовой деятельности человека.

  • психология спортарассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов.

Связь психологии с другими науками.

Психология связана с

1. педагогикой.Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека.

2. философией— это теоретическая основа, база для психологии.

3. естественными науками— биологией, физиологией, химией, физикой и др., с помощью них можно изучить физиологические и биологические процессы мозга, лежащие в основе психики.

4. с гуманитарными науками(социологией, историей, языкознанием, искусствоведением и др.) изучение взаимодействия личности и ее ближайшего окружения.

5. с медициной– изучение проблемы нарушения психической деятельности, особенностей взаимодействия врача и пациента, диагностика и лечение ряда заболеваний.

studfiles.net

1. Предмет и задачи современной психологии — Документ

1. Предмет и задачи современной психологии.

Можно говорить о разделении психологии на теоретическую и практическую. Формы практической психологии: психодиагностика, психологическое консультирование и коррекция, психотерапия. Предметом психологии является психика, психология – наука и психике.(вся совокупность психических явлений). Но нет единого предмета психолигии. Современная психология представляет собой синтез, сочетание разных объектов психологии (направлений)

Направление (Предмет)

— психология сознания(сознание, т.е. непосредственный опыт человека, осознаваемый им. Сознание является изменчивым и непрерывным. – бихевиоризм поведение человека – это сложная, но доступная обучению машина.

— психоанализ или фрейдизм(бессознательное. Фрейд считал, что существует конфликт между сознательным и бессознательным

2 явления: к жизни,к смерти

— гештальт психология целостные психологические структуры.

— гумманистическое направление(личность уникальная, неповторимая. Карл Роджерс представитель (умер 87 г.). Результатом является принятие людей такими как они есть. Процесс взаимоотношений.

— когнитивная(Познавательские процессы, связанные с компьютеризацией. Решающую роль играют знания в поведении человека. Сам по себе человек субъективный, активный, преобразователь инф-ции.)

— светская (Ряд направлений, имеющих единую методологическую основу (марксизм). Утверждение единственной сущности человека, утверждение деятельности как способ

существования. Предметом является психика или психическая деятельность. Культурноисторическая концепция человека: закон – всякая высшая психическая ф-ция появл. в процессе развития дважды. В 1-й раз как коллективное поведение, как форма сотрудничества, а затем как способ индивидуального поведения, как внутренний психический процесс. Основной путь – интериоризация, переход от социального поведения к индивидуальному (от внешнего во внутреннее). Вклад внес также С.Л.Рубенштайн, развивал принцип единства сознания и деятельности, т.е. утверждалось, что психика развивается в процессе деятельности и затем влияет на саму деятельность.)

2. Методы психологии.

Методология – сист. пр-пов, которая определяет способы и пути исследования. Мы считаем, что психологические явления идеальны, но не материальны. Психические явления – отражение реального мира. Активно и субъективно. Методологическим принципом является также утверждение о том, что психика проявляется и развивается в деятельности.

Метод – конкретный путь исследования. Относятся наблюдения, эксперимент, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности.

Методика – конкретный вариант реализации метода.

Все методы делятся на 4 группы:

1) неэкспериментальные которые исп. для описания фактов. Относ. наблюдения, беседу.

2) экспериментальные – когда задача объяснить причину следственной связи.

3) психодиагностические – измение фактов, относят тесты.

4) формирующие – обучающие, изменение психического явления для его изучения.

Неэкспериментальные методы.

Наблюдение – сбор фактической информации в процессе визуального контакта. Требования: исследователь должен быть пассивен, не имеет право вмешиваться в ситуацию; сохранение естественности ситуации. Испытуемый не должен знать о наблюдении., должна быть точно поставлена цель, должен быть план: по каким признакам мы будем судить об изменении внимания; точная фиксация информации; обработка данных и их интерпритация. Наблюдение может быть сплошным и выборочным, включенным и невключенным. Включенное – когда исследователь явл. группой, т.е. входит в состав группы.

Недостатки метода: пассивность исследовани, трудоемкость, субъективность наблюдения.

Беседа – сбор информации в процессе словесного общения. Требования к беседе:

1) установление эмоционального контакта

2) доступность и однозначность вопроса

3) вопросы не должны быть внушительного характера а косвенными.

4) (?) должны быть не прямыми

5) стремиться к (?) открытого типа. Закрытый вопрос – да или нет

6) фиксация результатов беседы

7) словесные и несловесные проявления чел.

Основные недостатки метода связаны с субъективным наблюдением, трудоемкость.

Анкетирование – опрос в виде анкет (письменный и устный).

Анкетирование – массовый сбор информации с помощью стандартного списка (?). Те же трубования, что и в беседе. В анкете нельзя переформулировать (?). Анкеты бывают открытого и закрытого типа. Закрытый тип — да или нет, легки в обработке. Открытый тип свободная форма ответа. Анализ продуктов деятельности – единство сознания и деятельности.

Экспериментальные методы.

Сбор информации в специально созданных условиях. Мы можем создать ситуацию, в которой появляются определенные психические явления. Эксперименты позволяют изучать отдельные факторы: свойства и влияние их друг на друга. Эксперименты делятся на лабораторные и естественные. Лабораторные – искусственные. Делятся на констатитующие и формирующие.

Диагностические мотоды.

К ним относятся тесты – кратковременное стандартизованное испытание, дающее информацию сопоставляющиеся с ранее установленными нормами. Бывают тесты словесного типа.

3. Сознание и не осозноваемые процессы.

Психика = сознание + бессознание.

Сознание явл. высшей формой психического отражения. Отличительные черты психического отражения:1)линальная природа, т.е. у человека возник образ, который явл. линалом того или иного объекта. 2)психическое отражение управляет деятельностью, т.е. те образы, которые возникли ….. 3)активно, избирательно. 4)субъективно по форме и объективно по содержанию, т.к. образ находится в самом объекте, также завис. от субъективного состояния. 5)идеально, но реально

Сознание – совместное знание, в процессе содружества, сотрудничества. Структура сознания:

познавательские процессы (мышление, воображение)

— самосознание – знание о себе, выделением себя из мира

— целеполагающая деятельность или целеполагание, т.е. человек самостоятельно принимает решения, формирует цель

— эмоции и чувства, отражение отношения человека к тому, что с ним происходит.

Отличие:

Осознов. процесс неосозн.: осозноваемые явления те черты их , которые представлены в виде образов и те протекания которые может дать словесный отчет..

Неосознанное явление – это такая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершенных действиях, утрачивается полнота ориентировки, нарушается речевая регуляция поведения.

Классификация неосознанных процессов.

1.Неосознаваемые механизмы сознательных действий

а) автоматизмы: – первичные — вторичные

К первичным относятся все врожденные рефлексы и те, которые сформулированы с момента рождения. У человека больше вторичных автоматизмов – в процессе тренировки.

б) неосознаваемые установки – готовность человека к определенному действию или к реагированию определенным образом. …… и неосознаваемая маторная становка. Установки воприятия – зачетка студента.

в) неосозноваемые – сопроводители действий. Примером явл. …. акты.

1. Неосознаваемые побудители действий.

2. Надсознательные процессы.

К ним относятся творческие процессы, переживания горя, кризисы личности.

4. Психологическая характеристика деятельности.

Существует специфическая человеческая активность называется деятельностью. Деятельность – мотивированная и целенаправленная активность, связанная с удовлетворением потребности человека. Всякая деятельность имеет общую психологическую структуру. Выделяют 3 компонента:

1).мотивы и цели.

2).исполнительский, включ. науки, умение чел.

3).контрольнооценочный (контроль и оценка).

Мотивы – то, что побуждает человека к деятельности (осознание потребности).

Классификация потребностей: физиологические, материальные и духовные. Др. классификация: есстествен., необходимые, есстествен. и не необходимые, ни есстеств. и ни необходимые.

Чаще всего исп. классификация потребностей Мослова:

1) Физиологические (еда, вода, сон, и др.)

2) Безопасность

3) Принадлежности и любви

4) Признание

5) Познавательность (желание познавать мир)

6) Эстетические потребности (гармонии)

7) В самоактуализации.

Потребности более высокого порядка стьановятся актуальными после удовлетворения потребности более низкого уровня.

Характеристики мотивов: ситуативные и устойчивые, достижения и избегания, насыщаемые и ненасыщаемые.

Насыщаемые – которые угасают по мере удовлетворения потребности.

Цель – образ будущего результата деятельности. Цели реально управляют деятельностью в формулировке которых есть временные и количественные показания.

Исполнение. Способы действий – навыки, привычки, умения.

Навыки – автоматизированный способ выполнения действий, возникший в результате повторного выполнения действий.

Этапы формирования навыков:

1). Мотивация

2). Образец действия – результат показать или рассказать

3). Отработка действия – многократное повторение

4). Стабилизация навыка. Каждый навык формируется со стороны др. навыков. Два взаимодействия:

— перенос навыка ( положительное влияние одного навыка на другое)

— отрицательно влияние – интерференция. Возникает когда старое действие не сформулировано до конца.

Умение – способ выполнения действия. Сознательный, включает знания для анализа ситуации и навыков.

Привычка – склонность человека к определенному способу действия, переживаемая часто как потребность действовать так, а не иначе. Привычки бывают положительные и отрицательные.

5. Личность. Структура личности.

К проблеме личности относятся мотивы, настроения, образ «Я».

1) Многранность феномена личности.

2) Междисциплинарная проблема (….. науки изучают личность: история и др.)

3) Влияние личности на исторический процесс: ни у одного биологического вида судьба вида не зависит от действия человека.

Психология личности разделяется на ряд:

— психологию мотивации

— психологию эмоций

— психологию индивид. различий

— психологию волн.

Психология личности зависит от позиции следователя, т.е. позиция следователя определяет факты. Представление о личности определ. «образом человека» и этих образов может быть несколько.

Первый образ:

— ощущающий человека (получающий некоторую информацию от мира)

— потребляющий человек (сумма потребностей)

— запрогаммированный человек. Человек может рассм-ть как сумму реакций (есть стимул, есть реакция), или же сумма ролей

— деятельный человек. Человек рассм-ся как сумма смыслов, ценностей, действий.

Личность – системное соц-ое качество, характериз-е представленность общественных отношений в индивиде. Для того, чтобы понять личность, необходимо изучить всю систему человеческих отношений. Человек не рождается личностью, он ей становится. «Личность действительно рождается дважды: 1-й раз между 2-мя и 3-мя годами, когда рбенок говорит «Я сам», 2-ой, когда возникает сознательная личность, т.е. когда человек включается в систему общественных отноений активно» – Л.Н.Леонтьев.

К проявлениям личности в 3-х летнем возрасте можно отнести следующее:

— притязание на признание, ребенок начин. гордится своими успехами.

— осознание себя во времени.

— осознание пола.

— осознание себя в соц. окружении.

Личность как процесс взаимодействия.

Чем шире круг людей, заинтер-ых в деят-ти чел-ка, тем значительнее личность. С физ. смертью лич-ть не умирает.

Структура личности

Влияние социальная среда, природная среда, д-ть чел. В лич-ти. м. выделить:

1) индивид-но псих-ую.

2) мировоз-ую.

3) соц-псих.

1.

. псих процесс.

. псих. св-ва лич-ти.

. псих. состояние.

. псих. образов.

2.

. мировозрение.

. нравственный облик чел.

3.

. отношение к др. людям.

. соц. роли, чем играет.

. соц. позиций(полит. взгляды).

. соц. установки.

Компон. личности

  • Направленность – сист. наиболее устойчивых мотивов, созд-их смысловое единство и устойчивость личности.

  • Активность – степень взаимод-ия чел. с окр. действит-тью.

3 вида напр-ти.

1) Личностную(мотив собств. благополучия

2) Коллектив.(благопол. др. людей)

3) Деловую(интересы дела)

Направленность и активность личности. Важнейшая характеристика личности — ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремление, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует. Активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой — Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности. Потребность — это побуждение к деятельности, которая осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность в чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей. Потребности человека разнообразны. Прежде всего выделяют потребности естественные, которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище. В основе своей — это биологические потребности, по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей у животных: способ удовлетворения человеческих потребностей носит социальный характер, то есть зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды. Наряду с естественными у человека есть и чисто человеческие, духовные, социальные потребности: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребности.

6. Темперамент.

Темп – хар-ка индивида со стороны динамических особ-тей его псих-ой д-ти, имея ввиду скорость ритм.

Выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность. Активность выражается в различной степени стремления активно действовать, проявляет себя в разнообразной деятельности, различной быстроте и силе протекания психических процессов, различной степени двигательной подвижность, быстроте или замедленности реакции. Проявление активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, большая энергия, страстность и стремительность в психической деятельности, движениях и речи, а с другой — пассивность, инертность, медлительность, вялость психической деятельности, движения и речи. Второй показатель динамичности — эмоциональность.

Признаками свойств темперамента явл. след-ие

  1. сво-ва темп-та проявл-ся во всех видах д-ти

  2. св-ва темп-та устойчивы во всей жизни.

  3. —//— антогенетически первичны(врожденные)

  4. —//— проявл-ся в предельных ситуациях

  5. —//— не проявл. продуктивности, но ведут к разностильности д-ти.

Классифик. темп-та

1) В основе – особ-ти строения тела.

2) между констит-ей и темп-ом есть связь, класиф-ия на основе эндокриных особ-ей.

3) особ-ти деят-ти нервной системе(т.е. ВНД)

Тип ВНД – сильный, слабый.

сильный – неуравновешан., уравновешан.

уравновешан. – подвижный, инертный

Сангвиник – сильный, уравнов., подвижный

Флегматик – сильн, уравнов, инертн.

Холерик – сильн, неуравнов.

Меланхолик – слабый

Современ. класификац – энергетич. уровень и временые параметры:

Энергетич уровень:

— активность

— реактивность

Временый:

— подвижность

— ритм

— темп нервных процесов.

7. Характер.

Хар – инструментальное проявление личности чел, это фиксир-ая совокупность индив-ых особ-тей, выраж-ся в типичных для чел, способах поведения и способах эмоционального реагирования.

Структ. хар-ра:

— отношения чел к другим людям(привязанность, доверчивость)

— отношения чел к себе(эгоизм, уверенность, себялюбие)

— отношения чел к делу, деят-ти(добросов-ть, ответст-ть)

На формир. хар-ра влияет и генофонд и среда. С др стороны степень относит-го участия этих факторов м.б. различной. Неблагоп-е сочетание обоих факторов м. дать сильную степень отклоненя от нормы в развит. хар-ра и наоборот, м. не проявляться аномалии при благоприятных условиях. Степень выраженческих черт хар-ра м.б. различной.

Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт хар-ра, кот. создают слабые звенья.

Характер человека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различна — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Акцентуации характера проявляются непостоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме.

Типы:

— Гипертимный – чрезвыч. контактность

— Дистимич – низкая контактн-ть

— Циклоидный – повышеное затем подавленное состояние.

— Возбудим — низкая контактн-ть, занудливость

— Застревающ – целеустр-ый, справедлив.

— Педантичн — обычная контактн-ть, склонен к переживанию.

8. Способности.

Способ-ти – индивидуально-псих-е хар-ки личности, обеспечив-ие успеш-ть деят-ти или овладение д-ти. Проявляясь в знаниях, умениях и навыках способости к ним не свод-ся. Способ-ти определяют скорость, легкость овладение знаниями. Школьная успеваемость явл. косвенным показателем способностей.

Признаки наличия спос-тей.

1. Продуктивный (успешность д-ти по кач-ву и кол-ву)

2. Оригинальность продукта д-ти и способа д-ти.

3. Скорость приобретения знаний.

4. Возможность переноса знаний.

5. Интерес к той или иной д-ти, в котор. формир. способ-ти.

6. Цена успеха,т.е. легкость получения хорошего рез-та.

7. Помеха устойчивости.

Каждый ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, каждый способен получить среднее образование, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента. Помимо общих способностей к учению ученик обладает возможностью развития и социальных способностей.Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду обычно и не проявляет способностей. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям: 1) деятельность должна вызывать у ребенка сильные устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Заинтересованность, желание выполнить работу как возможно лучше, а не формально, равнодушное отношение к ней — необходимое условие того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей. 2) Деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. 3) Важно организовать деятельность ребенка С развитием спос-тей связан сензитивный период – период длагоприятный для обучения в данной сфере.

Различают уровни спос-тей – 1.общеодареность, 2.талантливость, 3.гениальность.

9. Эмоции и чувства.

Чувства или эмоции – переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе. Эмоции чел-ка имеют «+» или «–» хар-ер. «+» — отношение чел. к чему либо выражается в таких эмоциях как удовольствие, радость, счастье, любовь. «-» — отношение выраж. в эмоциях неудовольствия, страдания, печали, гнева. Эмоции отлич-ся сложностью и взаимосвяз-тью. В некотор. улсов-ях возможно даже одноврем-е переживание противопол-х эмоций. Эмоции можно рассматр. и с т.з. того, вызывают ли они активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнед-ть чел-ка. С этой т.з. эмоции делят на 2 группы: стенические(сила), астенические(слабость). 1)Стенич эмоции повышают активность, энергию и жизнедея-ть, вызывают подьем, возбуждение, бодрость, напряжение. 2)Астенич эмоции уменьш активность, энергию чел, угнетают жизнедеят-ть. В завис-ти от силы и длит-ти, устойчивости эмоций различают их отдельные виды, в частн-ти выдел-ся настроения и аффекты. Настроения – это относ-но слабо выраж-ое эмоц-е сост-ие, захват-ее в течение некоторого времени всю лич-ть и отражающ-ся на деят-ти, поведения чел-ка. Аффект – кратковремен, бурно протек-ая эмоц-ая реакция, носящая хар-ер эмоц-го взрыва. Страсть – это длит-ое, устойч-е и глубокое чувство, ставшее характер-ой личности. Высшие чувства возникают у чел-ка на базе удовлетв-ия или неудовлетв-ия его высших духовных потреб-ей. К высшим чувствам относят моральные, интелект-ые и эстетич-ие чувства. Моральные чувства – это чувство патриатизма, долга, ответств-ти перед колективом. Интелект-ые связаны с умственной познават-ой деят-тью человека и постоянно сопровождают ее. Интелект-ые чувства выраж-ют отношение чел-ка в своим мыслям, процессу и рез-там интелект-ой деят-ти. Это чувство удивления, сомнения, уверенности, удовлетв-ия. Эстетич – чувства красоты, восхищения прекрасным. Источник эстет. чувств – произвед-ия искусства.

10. Память.

Память – познавательный психич процесс, прочесс запечетления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта.

Осн. процессы: запечатление, воспроизведения, сохранение, забывание.

Виды: (основание – характер запоминаемого материала)

— эмоциональная, двигательная, образная, словеснологическая.

Образная дел-ся на подвиды: зрительная, слуховая, обаятельная, вкусовая, осязат.

Двиг – на движения, на полож. в простр-ве.

Эмоц-ая – на чувства.

Образная – на определ образы.

Памятью наз. отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. Человек запоминает наиболее прочно те факты, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Память — сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них — запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание. Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Сохранение — это удержание заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание — исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации следов. Воспроизведение — процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения. Узнавание — появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия).

11. Внимание.

— Сосредоточение и направленность сознания на определ-ие обьектов при одновременом отвлечении от других.

Внимание не явл. самост-ым психич процессом и не явл св-ом личн-ти. Вним — это обязят условие любой психич деят-ти, но она не явл. беспредметным. Оно всегда направлено на те обьекты скотор. сейчас взаимод-ет человек.

Виды: произвольное, непроизвольное.

Непроизв: — внимание возникающее в отсутствие поставленной цели. Непроизвольное внимание возникает, во-первых, вследствие внешних причин, особенностей действующих на нас раздражителей и, во-вторых, вследствие внутренних побуждений, направленности личности. К особенностям действующих на человека раздражителей относятся следующие: Сила и неожиданность раздражителя. Сильный звук, яркая вспышка, резкий запах. Новизна, необычность, контрастность раздражителя. Среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых — темный. Подвижность объекта, а также начало или, наоборот, прекращение действия раздражителя.

Произвольное – сознательное регулируемое сосредоточение на обьекте.

Условия:

— сочетание умственного действия с практич.

— словесное напомин-е себе о цели деят-ти.

— обстановка рабоч. места

— психологич. состояние чел.

Свойства:

Сосредоточенность внимания — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Устойчивость внимания — это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности.

Объем внимания — это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т.е. охватываются вниманием одномоментно.

Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Другими словами, это умение одновременно выполнять две (или более) различных деятельности.

Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека — некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие — медленно и с трудом.

12. Мышление.

Мыш – познавательно психич процесс, прочесс обобщенного и опосредованного отражения действ-ти. Процесс отражения наиб. существенных св-в, предметов и явлений и закономерных связей.

Мышление перераб-ет информацию, котор. содер-ся в ощащениях и восприятиях, а рез-ты мыслит-ой работы провер-ся и примен-ся на практике.

Функции:

1. Понимане. Связывание новой информации с той, которой уже имеется.

2. Решение проблем, задач т.е. мышление возникает когда у чел. нет готовых способов для достижения целей.

3. Целеобразование, формул-ка целей. Цель – образ будущего рез-та деятельности.

4. Рефлексия т.е. способ-ть сосредот. на содержани с способе своего мышления.

Виды:

По содержанию ср-в различают:

— наглядное(образы).

— вербальное

В завис-ти от условий познав-ой д-ти:

— реалистич-ое

— эмоциональное

По хар-ру протекания:

— интуитивное мышление

— аналитическое

В завис-ти от хар-ра задач:

— практическое

— теоретич-ое.

В завис-ти от фун-ий кот. выполняет мышление:

— творческое

— критическое(анализ, оценка)

Различают:

— абстрактное

— конкретное

Генетич. класиф. видов:

1. наглядно-действенный – связан с практич-ми действиями над предметами.(ранее детство)

2. наглядно-образный – опирается на восприятие или представления.

3. словесно-логический.

Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике. Мыслительные операции: сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация. Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания: анализируем мы всегда то, что синтетически целое, а синтезируем то, что аналитически расчленено. Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Абстракция лежит в основе обобщения — мысленного объединения предметов и явлений в группы по тем общим существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Конкретизация — это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. Три основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-л. положения относительно предметов, явлений или их свойств. Суждения бывают общими, частными или единичными. Умозаключения — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Наглядно-образное мышление это вид мышления, который необходимо опираться на восприятие или представления. Этот вид мышления характерен для школьников и отчасти детей младшего школьного возраста. Абстрактное мышление, по преимуществу характеризующее старших школьников и взрослых это мышление понятиями, лишенными, непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям. Лишь в более старшем возрасте под влиянием обучения ученик начинает отмечать вероятность или возможность наличия или отсутствия какого-л. признака, той или иной причины явления, что связано с пониманием того, что факты, события и действия могут быть следствием не одной, а нескольких причин. Особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное мышления начинают развиваться с переходом к изучению широкого круга общеобразовательных предметов в подростковом возрасте.

13. Воображение.

refdb.ru

Тема 1.1 Психология как наука. Предмет психологии, ее задачи. Основные отрасли современной психологии. Структура. Современное состояние психологической науки.

Цель:- формирование понимания предмета, объекта и задач психологии как науки;

— формирование представления об основных отраслях психологии, этапности развития научного психологического знания;

— ознакомление с основными направлениями психологической науки на современном историческом этапе.

Вопросы:

1.Методологические основы изучения человека

2.Психология как наука.

3. Предмет психологии, задачи.

4. Основные отрасли психологии.

5. Этапы развития психологии

6.Основные направления в психологии

Основные понятия: психология, житейская психология, научная психология, педагогическая психология, социальная психология, возрастная психология, общая психология, психика, интроспективная психология, ассоциативная психология, психоанализ, аналитическая психология, бихевиоризм гештальтпсихология, гуманистическая психология.

Литература: 4, 5, 12, 19, 20, 26.

1.Методологические основы изучения человека

Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.

Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций.

В различных направлениях науки ученые неоднократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.

Один из наиболее популярных подходов к изучению человека был предложен Борисом Герасимовичем Ананьевым. Он разработал новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные и по-новому взглянуть на самого человека. Для научного познания человека характерны дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Человека следует изучать комплексно.

Современной наукой человек,

во-первых, изучается как представитель биологического вида;

во-вторых, он рассматривается как член общества;

в-третьих, изучается предметная деятельность человека;

в-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного человека.

2.Психология как наука

Выделяют естественные, гуманитарные и технические науки по признаку предмета изучения. Первые изучают природу, вторые – общество, культуру и историю, третьи связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда.

Человек – существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором – для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц или групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя, свои возможности. Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек исследует свой внутренний мир.

Человек – это социальное существо, он не может жить вне обще6ства, без контактов с окружающими. В практике живого общения человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявления – мимике, жестам, интонации, особенностям поведения – эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек – своего рода психолог, поскольку в обществе не возможно жить без определенных представлений психики.

Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний.

В чем состоит это отличие?

studfiles.net

Объект, предмет, задачи и структура современной психологии.


⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 25Следующая ⇒

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют есте­ственные, гуманитарные и технические науки. Есте­ственные, изучают природу, гуманитарныеобщество, культуру и историю, технические науки. связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Человек — существо социальное, и все его психи­ческие явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психоло­гию принято относить к гуманитарным дисциплинам. Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисципли­ны, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдель­ных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знако­мится с «психологией» задолго до ее систематического изучения. Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом опре­деляет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения. Человек — это социальное существо, и он не может жить вне общества, без кон­тактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявлениям — мимике, жестам, интонации, особенностям поведе­ния — эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый чело­век — своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без опреде­ленных представлений о психике людей. Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплыв­чаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие? Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к кон­кретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобще­нию, для чего используются соответствующие понятия. Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения — случайным опытом и его субъектив­ным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознава­емы.В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта переда­ча просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче. В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Так что же такое психология как наука?

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология относился к особой науке, которая занималась изучением, так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осо­знаваемые, но и неосознаваемые явления.

Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях

Психология — сравнительно молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад. Своим происхождением слово «психология» обязано древнегреческому мифу о Психее. Амур получил в жены царскую дочь Психею. Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью она зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает. Психея должна вернуть его себе, пройдя множество испытаний…Этот миф являлся образцом истинной любви и смысла жизни. Для греков Психея стала символом души, ищущей свой идеал. «Psyche» в переводе с греческого означает душа, «logos» – наука, учение. В названиях книг слово «психология» впервые появилось в XVIII веке у немецкого психолога Христиана Вольфа. («Рациональная психология», «Эмпирическая психология», 1732 – 1734 гг.).«Возможность прислушаться к самому себе – это предпосылка возможности услышать других» Эрих Фромм. В центре внимания психологии – человек, его развитие, поведение, общение, деятельность, переживания. Как понять поведение другого человека? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал. Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружаю­щая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с науч­ных позиций. Что же является предметом изучения психоло­гии в наше время? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классифика­цию психических явлений. Следует отметить, что существуют различные точки зрения на структуру психических явлений. Например, те или иные психические явления в зависимости от автора позиции могут быть отнесены к разным струк­турным группам. Более того, очень часто в научной литературе можно столкнуть­ся со смешением понятий. Так, некоторые авторы не разделяют характеристики психических процессов и психические свойства личности. Мы будем разделять психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и ко­нец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познаватель­ные, эмоциональные и волевые. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощуще­ние, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внима­ние. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами но себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Вы, наверное, обращали внимание на то, что одни события у вас остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для вас незаме­ченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмо­циональную окраску, т. е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выде­ляют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чув­ства, настроения и эмоциональный стресс. Для формирования поведения челове­ка существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, ко­торые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др. Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процес­сов — неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в каче­стве первичных факторов формирования психических состояний человека. Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психи­ческие процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способ­ствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имею­щими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них об­щей особенностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими лич­ность человека. Следующий класс психических явлений — психические свойства личности — характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психиче­скими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенно­сти личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют непо­вторимость человека, его индивидуальность.

Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии

К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности. Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. В свою очередь, задачей психологии является исследование психических явлений. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представ­ление о предмете исследования. Чтобы понять предмет исследования нужно знать историю развития психологии как науки.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

2 Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект и методы

Похожие главы из других работ:

История психологии как наука

Структура современной психологии

Общая психология изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она развивается на основе достижений всех отраслей, в то же время обогащает их общей теорией…

Место психологии в системе других наук

5. Структура современной психологии

Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики…

Методики специальной психологии и педагогики

1.1 Объект и предмет специальной психологии

Объект специальной психологии как науки — это человек с нарушениями в развитии, то есть существующий в депривации (недостаточности). Предмет специальной психологии — различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях…

Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы

1.2 Предмет, объект и задачи психологии как науки

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «слово», «учение»). В современном мире понятие «душа» сменилось термином «психика»…

Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР

2.1 Предмет и структура специальной психологии

Специальная психология исследует различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях. Иначе говоря, её может интересовать то…

Предмет и задачи инженерной психологии

1. Определение, объект и предмет инженерной психологии

Как и любая другая научная дисциплина, инженерная психология имеет объект и предмет своего исследования. Объектом науки признается та сторона действительности, на изучение которой и направлена данная наука…

Предмет и исторические особенности становления социальной психологии

4. Предмет, структура и задачи современной социальной психологии

Специфику науки, возможность ее отделения от других наук определяет ее предмет. Краткий исторический экскурс показал, что нет общепринятого представления о предмете социальной психологии…

Психологическое развитие дошкольника

1.1 Предмет и структура педагогической психологии

Термином «педагогическая психология» обозначаются две разные науки. Одна из них — это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. {14,c…

Психология как наука

1.2 Объект и предмет психологии

Для начала стоит ввести определения «предмет» и «объект». Объект-часть окружающей действительности, на которую направлена деятельность человека. Предмет — часть объекта интересующего исследователя. Объектом психологии является психика…

Психология как наука

2. Предмет и объект психологии. Психические явления и психологические факты

Как уже было сказано выше, первым этапом в становлении предмета психологии и явилось изучение, объяснение души, то есть тех явлений…

Психология как наука

1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Наука о душе возникла за несколько тысячелетий до начала н.э. Термин «психология», заменивший со временем древнее название «наука о душе», появился в научном обороте в XVI в., но окончательно это название закрепилось спустя примерно два столетия…

Разработка и апробация методики психологического консультирования агрессивных детей

Глава 1. Агрессивные проявления детей как предмет исследований в современной психологии

Социальная психология

Тема 1.2. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии

7 2 2 3 2 5 Тема 1.3. История формирования социально-психологических идей 2 2 2 Тема 1.4. Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии 2 2 2 Тема 1.5…

Социальная психология

Тема 1.2. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии

Особенности исторического развития социальной психологии в России. Преимущественное развитие социальной психологии в рамках социологии в первой трети XX века. Формулирование основ социальной психологии в рамках психологической традиции…

Специфика отечественной социальной психологии

2. Предмет и объект изучения социальной психологии

Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т.е., отличающимися друг от друга. Социальная психология изучает: — психологические процессы, состояния и свойства индивида…

psy.bobrodobro.ru

Предмет психологии как науки | ZAPLATKA.NET

1. Психология — это наука, которая изучает фак-ты, механизмы и закономерности развития и функционирования психики человека. Предметом психологии как науки является психика: психиче-ские процессы, психические свойства и психиче-ские состояния. Психические процессы отражают объективный мир в разных формах психических явлений — это ощущение, восприятие, воображе-ние, память, мышление. Психические состояния — это временные относительно устойчивые уров-ни психической активности. Психические свойст-ва (природные, моральные, волевые, интеллекту-альные, эмоциональные) образуют темперамент, характер, способности и направленность лично-сти. Психика человека развивается и проявляется в деятельности, именно поэтому категория «дея-тельность» также включена в предмет психологи-ческой науки.
Вопрос о предмете психологии всегда был дис-куссионным на протяжении всей истории разви-тия как философской, так и психологической мысли. В становлении предмета психологии вы-деляют следующие этапы:
• Психология как наука о душе зародилась в рам-ках основных философских течений: идеализма и материализма (до 18 века). С точки зрения идеа-лизма душа представлялась как некий абсолют-ный дух, идея, разум (Платон). Материалисты считали, что душа состоит из атомов, которые движутся, сталкиваются друг с другом и приводят в движение как тело, так и саму душу. Учение Аристотеля имело материалистические тенденции и выступало как систематизированное представ-ление о душе. Несмотря на противоречивость воз-зрений на душу идеализма и материализма, их объединяло представление о том, что душа явля-ется первопричиной всего, но причина самой ду-ши остается неизвестной. Именно поэтому с по-явлением причинного мировоззрения душа пере-стает рассматриваться в качестве предмета психо-логии.
• Психология как наука о сознании (18 век). Основате лем данного направления является Дж. Локк. Предметом психологии становятся «явления сознания»: мысли, пред ставления, чувства, по-требности, желания, т. е. все то, что относится к внутреннему миру человека. Единственным ме тодом изучения сознания выступал метод самона-блюдения или интроспекции, который был поло-жен в основу интрос пективной психологии. Од-нако это был субъективный ме тод исследования, который не давал возможности получить объек-тивные научные сведения о явлениях сознания друго го человека.
• Психология как наука о поведении. В 19 веке в науке вводится объективный метод исследова-ний — эксперимент (1879 г.), сначала в области психофизиологии, а позднее — психологии. В связи с этим появляется новое психологическое направление, которое также пыталось решить во-прос о предме те психологии — бихевиоризм. Предметом изучения психоло гии признавалось только поведение (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер). Задача психологии, с точки зрения би-хевиорис тов, заключается в том, чтобы зная сти-мул (S) или раздражитель, который воздействует на органы чувств, заранее предсказать, какой бу-дет ответ или реакция ®. Дж. Уотсон считал, что психология должна стать точной наукой и может основывать ся исключительно на наблюдении по-ведения, а не сознания. Сознание — это «черный ящик», заглянуть в который невоз можно. Тем са-мым отрицалась возможность изучения созна ния, а вслед за этим и активности личности.
• Психология как наука о бессознательном (конец 19 — начало 20 века). Наряду с бихевио-ризмом возникает другое психологическое на-правление — фрейдизм (3. Фрейд). В пред мет психологии включается сфера бессознательного. 3. Фрейд писал о том, что психика человека не ог-раничивается лишь явлениями сознания; в ней есть огромный, неизведанный пласт — бессозна-тельное. Человеком управляют неосознаваемые побуждения, инстинкты и желания, скрытые в сфере бессознательного. В сферу бессознательно-го вытесняются недоступные для данного инди-вида (преимущественно сексуальные) влечения и травмирующие переживания, что является глав-ным источником невротических расстройств.
• Психология как наука о психике. Современная материалистическая психология рассматривает в качестве своего предмета психику.
В настоящее время психология представляет со-бой разветвленную систему наук, состоящую из различных отраслей: фундаментальных и при-кладных, общих и специальных.
Общая психология изучает индивида, познава-тельные процессы и личность.
Специальные отрасли психологии тесно связаны с теорией и практикой обучения и воспитания че-ловека, включают генетическую психологию, воз-растную, социальную, педагогическую, медицин-скую, юридическую психологию и т.д. Генетиче-ская психология изучает наследственные меха-низмы психики и поведения. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуаль-ные различия людей. Возрастная психология — различия по возрастам. Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения в разных группах. Педагогическая психология изучает за-кономерности обучения и воспитания. Медицин-ская психология, патопсихология и психотерапия изучают отклонения от нормы в психике и пове-дении человека.
Психология тесно связана с другими науками: философией, педагогикой, анатомией, физиологи-ей и другими. Особое значение имеет психологи-ческая наука для педагогики, так как от решения психологических задач зависит успешность обу-чения и воспитания личности.
Задачи современной психологической науки — это определение общих закономерностей развития психики в онтогенезе, психологических механиз-мов усвоения человеком общественного опыта, выявление психологических основ формирования личности в процессе обучения и воспитания, раз-работка и проведение дифференциальной психо-диагностики, определение причин отставания ре-бенка в психическом развитии и другие.

zaplatka.net