Предмет социологии объект – Объект и предмет социологии — Социология Библиотека русских учебников

1) Объект и предмет социологии

3)Связь с другими науками!

Философия и социология. Социальная философия раскрывает субъективно-объективные отношения, сознательную деятельность на высшем уровне обобществления, рассматривает ее как родовую. Социология же, опираясь на философию, ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной и разнообразной мозаики этой деятельности, поведения и отношений в том или ином обществе

История и социология. Между данными науками существует множество точек соприкосновения и взаимодействия. Известно, что в процессе развития общества нормы деятельности, поведения и отношений, ценности передаются из поколения в поколение. Прерывание преемственности, отрицание накопленного опыта, традиций, культуры в целом, как мы вновь и вновь убеждаемся, чревато большими бедами для человека и общества. Вместе с тем весьма важно выявить эволюцию субъективно-объективных связей, деятельности, отношений, норм и ценностей. Решить данную задачу можно лишь совместными усилиями истории и социологии.

Социология и экономическая наука. Материальное производство, экономическая деятельность — основная форма деятельности общества. Следовательно, социология не может не взаимодействовать с теорией этой деятельности — экономической наукой. Радикальные сдвиги в средствах труда, изменения в связи с этим места и роли человека в производственном процессе — все это оказывает прямое и опосредованное влияние на эволюцию социальной деятельности, поведения и отношений.

Сама же трудовая деятельность меняется с учетом развития человека как социального существа, что исследуется социологией.

Социология и политология. Исследуя людей и общности как объекты и субъекты деятельности, поведения и отношений, социология по существу имеет дело с гражданским обществом. Политология же изучает политическую жизнь. Ясно, что между данными науками существует взаимодействие. (Не случайно на их стыке возникла особая дисциплина — политическая социология.) Раскрыть закономерности политической жизни и на этой основе оптимизировать ее структуры, органы власти и т.д. можно лишь учитывая особенности общества в целом как социальной системы, что является предметом исследования социологии. Вместе с тем общество нельзя понять и реформировать без того воздействия, которое оказывают на него политические структуры и различные режимы.

4)Постановка социальной проблематики в античной философии.‬

Платон: основной принцип, справедливость

Обучение по 3 категориям: — мудрец — войн — ремесленники-крестьяне

Отсутствие частной собственности

. Государством управляли 37 мудрецов.

Работы: «Государство», «Законы»

Аристотель: — основной принцип – стабильность — поддерживал идею частной собственности

Выделял 3 класса: богатые, средний класс и бедные.

Средний класс должен быть самым многочисленным (~70%)

Выделял 3 правильных и 3 не правильных формы правления:

Правильные: монархия, аристократия, полития.

Не правильные: тирания, олигархия,демократия.

Фома Аквинский:

Работы: «О граде божьем» Противопоставляет

церковь граду земному.

Говорил о положительной роли

государства, которое является

божественной волей.

Разделяет власть на духовную и светскую.

Приоритет отдаётся духовной власти.

5) Концепция «естественного состояния» в социальной философии Нового времени (Ж.Руссо, Т. Гоббс, Дж. Локк).‬

По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле  «состояние войны всех против всех «. Абсолютная свобода человека — стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком. В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении. Это взаимное самоограничение называется общественным договором. Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку.

Несколько иных взглядов придерживался другой английский мыслитель 17 в. Дж. Локк (1632-1704). В работе «Два трактата о государственном правлении» он выдвигает иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. В отличии от Гоббса с его тезисом о «войне всех против всех», Локк считает первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор между людьми, так возникает государство.

Основная цель государства — защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом.

Ж. -Ж. Руссо (1712-1778) был одним из крупнейших представителей французского Просвещения. Его теория общественного договора существенно отличалась как от взглядов Гоббса, так и от воззрений Локка. Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде. Способность к самосохранению удерживает его от состояния «войны всех против всех». Однако, население растет, меняются географические условия, развивается способности и потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем — могущество и беззащитность, наконец — господство и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире — заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству. Но в основе государственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного человека.

6) Концепция «гражданского общества» в немецкой классической философии (Кант Гегель)

В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность церкви; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации. О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII — началу XIX веков. немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству (особенно Гегель).

Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества. Гражданское общество — это основанная на самоорганизации система социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества.

По Гегелю, Гражданское общество — сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер.

Наибольший вклад  в  разработку теории гражданского общества внесли представители немецкой классической философии —  И.Кант  и особенно Г.Гегель.  Кант  сформулировал  следующие принципы гражданского общества: 1) свобода члена общества как человека, 2) равенство его с другими как подданного,  3) самостоятельность члена общества как гражданина. Гегель в своем капитальном труде «Философия права»  заложил основы понимания концепции гражданского общества, вывел сущность отношений государства и  гражданского  общества. Гегель  рассматривает  государство и гражданское общество как самостоятельные образования.  Причем  автономное  гражданское

общество создается лишь в современном мире, то есть в конце ХVШ — начале Х1Х века.  Предпосылкой  для его появления служит  наличие общественных связей демократического характера,  преодоление феодальных пут.  В трактовке Гегеля гражданское общество — это опосредованная трудом система потребностей,  которая зиждется на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Такого  общества фактически не было в античности и средневековье, а его возникновение  связано  с  утверждением  буржуазного строя. Гражданское  общество  —  это  сфера реализации особенных, частных интересов и целей индивидов,  а  в  государстве  выражена всеобщая воля граждан.  Вследствие столкновения частных интересов гражданское общество раздирается противоречиями, происходит «борьба всех против всех».

В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия:

1) субстанциональное (землевладельцы — дворяне и крестьяне),

2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники),

3) всеобщее (чиновники).

Что касается государства,  то Гегель считает, что оно реализует идею разума,  свободы и права.  В своем развитом и  разумном виде государство  представляет  собой  основанную  на  разделении властей конституционную  монархию.  В  политическом государстве действуют три власти: законодательная, правительственная и власть государя. Он не признает самостоятельности каждой из трех властей и выступает  за  их  единство.  Гегель восхваляет государство как идею права,  как правовое государство, как такую организацию свободы, в  которой механизм насилия связан правом,  введен в правовое русло.  Но в его концепции государство все же возвышается над индивидами  и  обществом в целом и отрицаются либеральные взгляды по поводу автономии личности.

7) ‪Проект науки об обществе О. Конта. Закон трех стадий.‬

Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии. Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

«Закон трех стадий», согласно Конту, прежде всего, определяет те этапы, которые

проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать

окружающий мир.

Первая стадия — теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии — метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

Третья стадия, по Конту, — позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.

Т.к. в основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным.

8) Развитие социологических теорий во взглядах Г. Спенсера.‬

Представления о государстве как о своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства.

 Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять исходя из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.

 Органическая теория, видным представителем которой является Герберт Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в XIX веке. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важным аспектом данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями — людьми — и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть — это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма.

 Такое представление о государстве с первого взгляда может показаться наивным и ненаучным. Однако в нем есть существенное рациональное зерно, к которому нашей науке, возможно, придется возвратиться. Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, восприятия ее методологии и понятий естественных наук, не лишено объективного смысла.

 Во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естественными.

Во-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие об обществе и государстве системный признак.

В-третьих, органической теорией обосновывается (Спенсер) дифференциация и интеграция общественной жизни.

studfiles.net

Объект и предмет социологии. | Kursak.NET

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1 Понятие социологии как науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

2 Объект и предмет социологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

3 Функции социологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

4 Структура и уровни социологического знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

5 Методы социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

6 Социология в системе социальных наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

ВВЕДЕНИЕ

В массовом сознании социология часто ассоциируется с про­ведением опросов населения и изучением общественного мнения. Этому способствуют многочисленные телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, дающие информацию о результатах социологических исследований, характеризующие распределение мнений людей относительно того или иного события. Все это создает образ социологии как прикладной науки, способствую­щей решению самых злободневных проблем нашей обществен­ной жизни.

В последние годы социология завоевала широкое признание и заняла прочное место среди других наук. Она доказала свое право на существование в качестве самостоятельной научной дисцип­лины. И это не случайно, ведь социология изучает человека и общество в многочисленных точках их взаимного соприкоснове­ния. Она освещает человеческий опыт, приглашает нас исследо­вать такие аспекты социального мира, которые мы часто игнори­руем, не замечаем или принимаем как должное. Изучая социоло­гию, мы можем лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувства управляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня. Социология дает уникальную возможность приот­крыть завесу, плотно скрывающую первоосновы социальной жиз­ни, и тем самым преодолеть убеждение, что вещи всегда таковы, какими они нам кажутся. Иными словами, эта наука вооружает нас особой формой сознания, помогающей лучше понять те со­циальные силы, которые сдерживают или, наоборот, освобождают нас.

1 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

Социология – наука об обществе, отдельных социальных институтах, процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод [1].

Социология изучала общество, социальные отношения и социальные общности, их деятельность. Постепенно, по мере накопления социальных знаний, происходил рост теоретических социологических концепций, каждая из которых обосновывала определенный аспект социальных отношений, давала интеграцию социального, выступающего главенствующей категорией социологии. Используя разнообразные методы научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее внутреннюю неоднородность.

Современная социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки. Социология – наука о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. Социология – наука о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. А также социология – это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Социология изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них. Ближайшим объектом социологии являются наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой [2].

Следовательно, социология – это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и ‘новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. Причем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии – выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высокую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социология – наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Что же представляют макро- и микроуровни социологии? Мокро-социологический уровень означает ориентацию на анализ социальных структур, общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов в них происходящих. Социальная общность, которая выступает объектом макросоциологического анализа, представляет собой цивилизацию и наиболее крупные ее образования. Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциологический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами. Макросоциологический подход к явлениям интересует общество как целостный социальный организм. В отличие от макро- микросоциология анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях. Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий, стимулам групповых, общностных поступков [1].

Социология – наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями, между общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях [2].

2 ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Формирование представлений о любой науке начинается с уяснения ее объекта и предмета. Делается это для того, чтобы, с одной стороны, очертить четкие рамки данной науки, наметить границы между данной наукой и смежными областями знания; с другой стороны, четкое выделение объекта и предмета исследования выполняет и внутринаучную функцию конкретизации поля исследований, задач и целей, которые ставит перед собой данная научная дисциплина. При этом важно понимать разницу между самими понятиями предмет и объект научного знания, которые являются хотя и близкими, но не тождественными понятиями [1].

Объектом любой науки является определенная часть или феномен объективной реальности (процесс, явление, отношение). Это может быть как физическая реальность, которую изучают так называемые естественные науки (например, физика, химия, биология), так и социальная реальность, которую, в свою очередь, изучают дисциплины, относящиеся к общественному знанию (например, социология, история, правоведение, политология).

Таким образом, объектом социологии является общество. Но, как было отмечено выше, общество является объектом исследования всей совокупности общественных наук, подвергающих описанию и изучению одну и ту же часть объективной реальности – общество. Может возникнуть вопрос: в чем же различие этих наук? Различие как раз и состоит в предмете исследования каждой науки. Если объект исследования – это часть объективной реальности, то предмет – это тот особый ракурс, под которым конкретная научная дисциплина рассматривает свой объект. Объект науки всегда существует в действительности, является ее неотъемлемой частью, в то время как предмет исследования – это результат интеллектуальной деятельности ученого, который стремится из всего многообразия проявлений объекта вычленить то, что является наиболее важным для данного исследования. В общем можно зафиксировать, что предметом науки является результат теоретического абстрагирования, выявления наиболее значимых для данной науки отношений, связей, закономерностей объекта как части объективной реальности. При этом каждая наука формирует свой особый взгляд на объект, рассматривает его со своей особой точки зрения, вырабатывает свое собственное видение объекта [3].

Следует отметить, что единой формулировки предмета социологии еще не существует. В целом можно сказать, что предметом изучения социологической науки являются социальные структуры как формы социальной организации индивидов – группы, общности, институты, системы, социальные отношения, существующие между социальными структурами и индивидами, социальные процессы, составляющие социальную жизнь. Задачей социологии является изучение всей совокупности элементов социальной среды и возникающих между ними отношений и связей. В результате такого исследования формируется знание об устройстве и функционировании социальной системы, устанавливаются закономерности этого функционирования, механизмы и формы их проявления в коллективной деятельности индивидов [2].

3 ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии [3].

Основной из гносеологических функций социологической науки является теоретико-познавательная, критическая функция. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцирование подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить – ведь не все надо менять перестраивать. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции [2].

Описательная функция социологии – это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Данные преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

Прогностическая функция социологии – это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора – сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи ческой практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место -в исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движим желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе прогнозируется ход развития социального процесса [3].

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация – самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека [4].

4 СТРУКТУРА И УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Социология в силу масштабности и глубины своего предмета развивается сразу по многим направлениям, ко­торые быстро переросли в новое качество и превратились либо в самостоятельные научные дисциплины, либо в довольно замкнутые школы со своими методологическими установками. В ре­зультате социологическое знание обрело достаточно разветвлен­ную структуру, в которой имеет место пересечение нескольких направлений социологической науки.
Во всех развитых науках знание принято дифференцировать по трем основаниям: по содержанию, т. е. по специфике изучае­мого объекта, по форме (по методам и источникам получения), и по функциям (целевому назначению). В этом смысле в социоло­гии можно выделить три основных аспекта: содержательный, формальный и функциональный.

С точки зрения того, что изучается, выделяют предметную социологию, объектом исследования которой выступает общество (во всем его богатстве и разнообразии), и метасоциологию, ак­центирующую внимание на изучении самой социологической науки (определении ее специфики, места в системе социальных и гуманитарных наук, разработке исследовательских методов, вы­явлении закономерностей процесса исторической эволюции) [4].

Предметная социология, в свою очередь, имеет три основных уровня.
Первый уровень – это общесоциологическая теория (общая социология), занимающаяся изучением общества как целостной системы, выявлени­ем наиболее общих законов его функционирования и развития. Ее методологической базой является социальная философия.

Второй уровень – частные социологические теории, представленные в социологии целой серией специальных дисциплин, изучающих относительно большие и самостоятельные фрагменты социальной реальности: экономику, труд, политику, культуру, религию, семью. Их теоретико-методологическим базисом является общесоциологическая теория.

Третий уровень – конкретные социологические исследования различных социальных явлений и процессов («социография»). Их непосредствен­ным теоретическим фундаментом выступают частные социологи­ческие теории в соответствующих исследовательских областях [1].

По уровню научного обобщения, то есть по методам и источ­никам получения знания принято выделять теоретическую и эм­пирическую социологию.
Теоретическая социология направлена на познание внутренних сущностей социальной реальности, т. е. законов, управляющих ею. Эмпирическая – на познание внешних проявлений этой реально­сти. Кроме того, теоретики в качестве основы для построения своих концептуальных моделей используют теории и умозрительные заключения. Концепции, выдвигаемые теоретической социологи­ей, отличаются высокой степенью абстракции. Социологи-эмпи­рики основывают свои выводы на фактах, на результатах прове­денных исследований. Эмпирический уровень — это уровень фак­тов, мнений, личностных данных, их обобщения и формирования первичных теорий.

Различается и характер получаемого ими знания. Теоретичес­кая социология дает причинное объяснение фактов на базе уста­новленных законов, занимается прогнозированием возможного хода событий. Эмпирическая — стремится дать как можно более точное описание собранных данных.

С точки зрения целевого назначения получаемого знания раз­личают фундаментальную и прикладную социологию [3].

Фундаментальная социология направлена на приращение науч­ного знания, прикладная социология — на получение практичес­кого результата, решение конкретной социальной задачи. Фунда­ментальная наука занимается построением глобальных концеп­ций, которые объясняют, почему мир устроен так, а не иначе, а прикладная — призвана решать конкретные проблемы, напри­мер, объяснить, почему в данном регионе избиратели отдали предпочтение именно данному кандидату.

Все перечисленные уровни социологического знания тесно переплетаются между собой и составляют единую науку – со­циологию [5].

5 МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ

Социология использует не только типичные для обще­ственных наук абстрактно-тео­ретические методы (системно-категориальный анализ объекта), но и совокупность конкретно-эмпирических методов.

Наблюдение: изучение общества, общественного мнения, общественных настроений, социальных процессов в их есте­ственном состоянии. Наблюдение может быть внешним, сторон­ним, когда социолог не является сам участником какого-то со­циального процесса, и внутренним, «включенным», когда со­циолог сам становится членом изучаемого коллектива или субъектом социального процесса. Наблюдение дает первичную информацию, которая затем может анализироваться, оцени­ваться, сравниваться.

Анализ статистических материалов: изучение докумен­тации, отчетов, справок, протоколов, статистики, материалов прессы, фактических данных, то есть не непосредственно­го бытия социального объекта, а его отражения в первичной (как правило вербальной) документации. Используя статис­тические материалы, социолог воспроизводит состояние объекта в категориях социологии и выявляет тенденции раз­вития объекта [4].

Другим методом социологии является интервью, представляющее собой исследование в форме заданного устного оп­роса субъектов социума с целью получения «социологичес­кой картины объекта». В качестве социальных субъектов, респондентов для интервью избираются, как правило, типич­ные представители какой-то социальной группы, эксперты-профессионалы, известные лидеры. Результаты интервью могут представлять индивидуально-личностный интерес (интервью с известным артистом или спортсменом) или социально-типологический (мнения типичных представителей какой-то группы).

Анкетирование – это форма письменного опроса субъектов социума (групп, общностей) с целью получения совокупного представления о состоянии и функционировании социального объекта. Анкета или опросный лист включает в себя серию от­крытых (без конечного варианта возможных ответов) или зак­рытых (с конечным набором вариантов ответов) вопросов [3].

Социальное моделирование: оно связано с изучением соци­ального объекта не в его натуральном, естественном виде, а в форме функциональных, структурных или атрибутивных мо­делей. Модель – это эвристический заместитель натуры. Как правило, при социальном моделировании используется ЭВМ, информационные, математические модели объекта.

Социальный эксперимент: это изучение социального объек­та в его натуральном или модельном виде в контролируемых, искусственных условиях.

Существуют и другие методы получения социологической информации, но они, как правило, являются модификациями названных. К тому же надо учитывать, что каждый из методов имеет множество вариаций. Например, различают такие виды опроса, как выборочный, зондажный, групповой, заочный, оч­ный, панельный, одноразовый, прессовый, прямой, раздаточ­ный, сплошной, экспертный и другие. В каждом случае исследова­тель определяет тот или иной метод и его варианты. В то же вре­мя необходимо учитывать взаимодополняемость методов во избежание ошибок [2].

Каждый метод конкретно-социологического исследования предполагает набор необходимых процедур, технологий, мето­дик и для эффективного проведения исследования, и для полу­чения адекватных результатов.

Анализ – познание объекта на основе изучения его частей, его компонентов, составляющих.

Синтез – познание целостности объекта путем объединения знаний о его составных частях, элементах, подсистемах. Син­тез как бы завершает и продолжает анилиз, обеспечивая целос­тное, системное, интегративное знание объекта как целого.

Эксперимент – изучение объекта в искусственных конт­ролируемых условиях.

Экстраполяция – познание объекта путем переноса зна­ний с одного (изученного) объекта на другой.

Моделирование – это изучение объекта не в его непосред­ственном виде, а на основе исследования его моделей [5].

6 СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Каково же место социологии в системе общественных наук? Как соотносится социология с другими, родственными ей науками? Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук определяется прежде всего, тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками. По отношению к специальным общественным наукам социология находится в таком положении, в каком общая биология находится по отношению к специальным биологическим отраслям знаний: зоологии, ботанике и др. Как общая биология служит основой для ботаники и других отраслей знания о природе, так и социология служит фундаментом для специальных общественных наук [3].

Среди общественных наук, которые имеют дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений вы ступающими уникальными и неповторимыми во времени и пространстве, то социология изучает свойства всего общества которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими для всех социокультурных явлений, для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций. Несмотря на это различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история и социология имеют объектом изучения общество. История как и социология сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества. Отрицание преемственности и исторического опыта оборачивается большими бедами для человечества. Выявить эволюцию субъектно-объективных связей, отношений, норм и ценностей можно лишь совместными усилиями истории и социологии [1].

Основная форма деятельности общества – это материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах производства изменение роли и места человека в производственном процессе – все это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому-то социология не может не взаимодействовать с политической экономией. Сама же трудовая деятельность человека меняется с учетом развития самого человека как социального существа. А это исследует уже социология. Тесно связана социология и с психологией. Социология изучает гражданское общество, политология изучает политическую жизнь общества, политические отношения. Взаимодействие социологии и политологии породило новую отрасль науки политическую социологию. Связь социологии и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом как социальной системы, во-вторых, общество нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают на него политические структуры и различные политические режимы [5].

Социология тесно связана с философией. В основе связи – изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы, категории, принципы философии лежат в основе понятий социологии общества, общественных отношений, социальных связей, социальных действий. Философия изучает такие понятия как материя и сознание, социология – социальную структуру, социальные институты, культуру, социальную организацию общества. Если же философия изучает сущность человека, личности, то социология – личность как социальный тип. Если же философия изучает социальные отношения в их сущностной сути, то социология – социальные взаимодействие и социальные взаимосвязи. Конечно же социология осуществляет задачу, непосильную общей философии, она непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни. Важнейшей задачей в разработке современной философской мысли выступает обоснование модели формирующейся информационно-технологической цивилизации, оказывающей огромное воз действие на состояние окружающей природной и космической среды, нахождение путей решения глобальных проблем человечества, осмысление глубоких интеграционных процессов в мировом со обществе, понимание необходимости новых подходов к решению современных этнических процессов. Принципиально новое решение в современной философии и социологии получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Наполняется новым теоретическим содержанием принцип антропоцентризма, в рамках которого для философии и социологии становятся возможным, применительно к историческим определенным пространственно-временным границам, играть субстациональную роль. Однако переход человечества на качественно новый виток развития социально, духовно, культурно в современных условиях представляет собой лишь реальную возможность выхода из кризиса, но пока еще не действительное состояние. Человечество должно осознать тревожную ситуацию через современные формы философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современном мире [6].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная социология – одно из самых важных достижений человеческого разума, теоретическое отображение политической деятельности, без которой невозможно существование общества. Социология – научный ориентир, приобретающий особое значение в условиях демократизации общества. Именно, в современных условиях судьба каждого зависит от уровня функционирования политических, властных структур, институтов, государственных механизмов, действенности и обоснованности политических решений. В настоящее время социологические знания определяют возможности конструктивных сил, сосредотачиваются на преодолении острого кризиса всей социальной системы.

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии. Социологическое знание является мощным и эффективным инструментом, применяемом в социально-политической жизни общества. И находиться этот инструмент должен в умелых и чистых руках. Социологи – носители социологического знания, представители науки социологии в её практическом применении, и их функции вытекают из функций данной науки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начала современной социологии: Учебное пособие для студентов социогуманитарных вузов. – М.: «Издательство Магистр», 1999 – 248 с.

2 Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эффендиева. – М.: ИНФРА, 2005 – 654 с.

3 Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др. / Под ред. Г.В. Осипова Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1998 – 461 с.

4 Социология: Учебник для вузов / Лавриненко В.Н., Нартов Н.А., Шабанова О.А., Лукашева Г.С.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 – 407 с.

5 Социология: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленюк. – 2-е изд., – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002 – 1036 с.

6 Фролов С.С. Социология: Учебник. 3-е изд., – М.: Гардарики, 1999. – 344 с.

kursak.net

Объект социологии

Социология является наукой об обществе. В сферу изучения дисциплины входят отдельные институты (мораль, право, государство и прочее), процессы, а также общности людей. Само понятие ввел в науку в середине 19 века основоположник позитивизма, Огюст Конт (французский ученый).

Объект, предмет и функции социологии

Первое понятие отражает то, на что направлено исследование. Объект социологии, как и прочих наук об обществе, являет собой социальную реальность. При этом он часто совпадает с областью исследования и других дисциплин (права, этнографии, истории, философии и прочих).

Объект и предмет политической социологии – понятия различные. Того, что определяет первое, будет недостаточно для определения второго. Предмет науки являет собой все связи, отношения, составляющие объект исследования. Дисциплина, в общем, изучает целостность общества как единого организма, отношения в нем.

Объект социологии представляет собой определенную сферу действительности. Она обладает относительной целостностью и завершенностью.

Объект социологии – это, главным образом, общество. Исследование направлено на выявление противоречий, проблем, подлежащих научному анализу. Вместе с этим объект социологии может представлять собой любую сторону общественной действительности. Но это будет возможно лишь после того, как она будет включена в процесс познания, осмыслена и выделена.

Объект социологического познания наделен множеством количественных и качественных характеристик. Его могут изучать разные общественные дисциплины. Так, например, общности исследует философия, политэкономия, психология, история, политология. При этом социологом выделяются в объекте именно те отношения и характеристики, которые являются необходимыми при процессе изучения явлений жизни общества, исследования, формирования, функционирования, а также развития социальных структур. Система может выявляться на разных этапах действительности. В связи с этим, в процессе разработки одного вопроса или проблемы вероятно обращение к разным социальным объектам.

Исследованием существенных свойств и отношений занимается другая часть дисциплины. Предмет при этом предусматривает объект и обуславливается его (объекта) свойствами, а также характером проблем, которые стоят перед исследователем. Немаловажное значение при этом имеет и уровень научных знаний и приемов познания, которыми располагает исследователь.

Необходимо отметить, что один социальный объект изучают иногда для решения разных задач, предмет исследования при этом обозначает границы. В их пределах и осуществляется изучение. По традиции, определяя область познания, выделяют основные, те или другие общественные явления. Как правило, к ним относятся социальные отношения, человеческое взаимодействие, процессы, общности и прочее.

Объективно, общество включает в себя различные общности. Это является имманентной (свойственной) чертой объединения людей. Эта черта связана с большим количеством общих, специфических факторов. Между общностями, внутри них самих, между личностью и общностью возникают реальные разнообразные отношения. При этом каждое отношение, связанное с тем или другим социальным явлением, подчинено действию определенных тенденций и закономерностей. Именно они и составляют главный предмет исследования социологической науки.

Разными исследователями сфера изучения определяется по-разному. Главным образом, это связано с тем, что внимание акцентируется на неодинаковых сторонах жизни личности и общности: отношениях, поведении и деятельности. Социология включает в себя различные направления. Они определяются разными подходами к изучению социальной жизни всего общества.

fb.ru

Объект и предмет социологии — Социология

Социология (от социо – общество, логос – учение) это учение об обществе. Социология – это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты. (Радугин А.А.).

Социология – это научное изучение общества и общественных отношений. (Смелзер Н.).

Общество – сложная объективная система. В широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

Множество наук изучают общественную жизнь в разных аспектах. Среди них и социология – самостоятельная научная дисциплина. Она имеет:

— свой предмет исследования;

—          свои методы исследования;

—          свой, присущий только ей, набор категорий;

—          свои закономерности;

—          свои значение, функции в обществе.

Но общество изучали и изучают многочисленные науки: демография, этнография, археология, история, юриспруденция, языкознание, этика, эстетика, педагогика, социальная психология. Значит, надо определить ту область (аспект) общественной жизни, которая и является предметом социологии.

Представляется целесообразным различать два явления – предмет социологического исследования и предмет социологии как науки. 

Объект социологии – общество.

Предмет социологии – закономерности развития общества.

Предмет науки – модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением, детерминируемая, с одной стороны, объектом науки, с другой – условиями исследования: научными и практическими целями, научными знаниями и методами.  Он отражает специфику соответствующей науки.

Предмет социологии – это совокупность основных понятий и проблем, при помощи которых описывается социальная реальность, и которые выступают темами эмпирических исследований.

Различают два типа определения предмета социологии – экстенсивный и интенсивный. Экстенсивное (от познелат. extensivus – расширительный, растяжимый) надо понимать как расширительное, связанное с увеличением, сбором и распространением фактов, тогда как интенсивное (фр. intensif – лат. intensio – напряжение, усиление), напротив, как углубленное, появляющееся за счет внутренней организации теоретического знания. 

В качестве объекта науки всегда выступает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки.

Предмет исследования – те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению.

Объект исследования – 1) в широком смысле носитель той или иной социальной проблемы; 2) в узком смысле – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию.  

 

socialworkstud.ru

Объект и предмет социологии 6

Объект и предмет социологии

Объект науки:

1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира.

2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.

3) Поле исследовательской деятельности.

Предмет науки:

1) Воспроизведение объективной реальности на абстрактном уровне, путем выявления наиболее значимых с точки зрения науки и практики закономерных связей и отношений этой реальности.

2) Это результат теоретического абстрагирования, позволяющий выявить определенные закономерности, развития и функционирования изучаемого объекта, интересующее данную науку.

3) Модель изучаемого объекта (как результат абстрагирования), созданная с точки зрения значимой стороны части аспекта для данной науки.

4) Более узкое, по сравнению с объектом, понятия, которое указывает на какую-либо сторону, аспект, элемент объекта, интересующую конкретную науку.

Термин социология переводится как наука об обществе. Общество является объектом социологии.

Предмет социологии

Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии.

1) Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер)

2) Социология изучает социальное (взаимодействие между людьми, социальными группами). Согласно данному подходу социология не имеет специально отведенной сферы социальной явлений (в отличие от политологии, экономики, юридической и т.д.). С другой стороны, она не является всеохватывающей наукой об обществе. Социология стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения, проявляющие в любых областях общественной жизни (экономическая, духовная, политическая, социетальная).

3) Социология это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации (социальные институты, социальная структура, социальные системы). Социальная общность – различные формы организации, взаимодействие социальных субъектов: индивидов, групп, слоев, классов, этносоциалных, территориальных, государственных образований и человечество в целом).

Предмет – определенное социальное явление, рассматриваемое как ключевое. Например, групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социальные действия, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь (закономерности их развития, функционирования, тенденции).

В узком смысле под предметом социологии понимают:

1) человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, жизненные ориентации, внутренний мир.

2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий. И другие уровни организации общественной жизни.

3) Отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающее неодинаковое участие в экономической и духовной жизни. Различающиеся уровнями и источниками своих доходов, структурой личного развития, типом общественного сознания.

4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты): социально-демографические, национальные; социально-профессиональные и т.д.

5) С точки зрения глобалистов современный мир описывается с геноэкономических, геополитических, транс-культурных позиций; изучаются: исторические системы (цивилизации; культурно-исторические типы).

6) Реальное общественное сознание – деятельность и поведение людей, как воплощение из знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, закрепленных в коллективном сознании.

Согласно Г.В. Осипову, социология – это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях, развития и функционирования исторически сложившихся социальных систем. О механизмах и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов, социальной ответственности властных структур и личностей за социальные последствия совершаемых действий.

Согласно Эйфендиеву А.Г., социология – это наука об общих принципах функционирования и изменения основных форм социальных взаимодействий, изучаемую на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выявляя устойчивое, повторяющееся в этих взаимодействиях, в различных сферах общественной жизни.

В самом широком смысле, социология – это наука об обществе, и закономерностях, проявляющихся в общественных явлениях, в предметной области социологии оказываются: общество как целостность; социальные общности, институты и организации; личности, взаимодействие личности и общностей; социальные действия; социальные процессы и изменения.

Социальное – ключевая категория, в научной литературе понимается как:

1) Совокупность отношений данного общества, объединенных в процессе взаимодействия индивидов и групп, совокупность общественных отношений, экономических, политических и других (понятие «социальное» в данном понимании близко к понятию общественное).

2) Социальное – эта одна из сторон общественной жизни, в данной трактовке понятие социальное было введено К.Марксом. При анализе общества, Маркс использовал два термина: А) Общественный – характеризует общество в целом, во взаимодействии его сторон. Б) Социальный, или социальные отношения, данное понятие раскрывает природу отношений людей друг к другу, их отношений к факторам и условиям жизни, обществу в целом, собственному положению и роли в нем. В трудах Маркса и Энгельса понятие социальное нередко отождествляется с понятием «гражданское», под которым понималось взаимодействие идет в рамках конкретных социальных общностей (семья, класс и т.д.)

3) В отечественной, марксисткой социологии ряд ученых отождествляет понятие «общественное» и «социальное», объектом социологии рассматривается гражданское общество, в последствии и этот объект (т.е. социальные связи и отношения), был утрачен.

4) В западной социологии (Западная Европа и США), где особое развитие у прикладной социологии, понятие «социальное» использовалось в узком (эмпирическом) значении. В ряде языков (французский и английский), понятие «социальное» — производное от понятие общество. Таким образом возникли трудности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. По этой же причине были введены термины: социетальный, который характеризует общество в целом, всю систему общественных отношений.

5) В отечественной науке отсутствие четких разграничений общественное и социальное, связано с языковыми традициями, т.к. в русском языке обычно используются термины «общественное» и «гражданское». Социальное рассматривалось как синоним слову общественного, а гражданское связывалось с юридической наукой. Позднее социология была определена в значении употребляемым Марксом – отношение между людьми.

Свойствами социального являются:

1) Социальное – это общее свойство, которое присущее различным группам индивидов и являющееся результатом интеграции различных свойств общественных отношений.

2) Социальное выражает обусловленное современными общественными отношениями взаимоположение индивидов, таким образом характер и содержание отношений между индивидами, группами зависит от места, роли, которые он занимает и выполняют в обществе.

3) Социальное проявляется в отношениях различных индивидов и групп друг к другу, к своему положение в обществе, явлениям и процессам, происходящим в обществе.

4) Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов и групп, которое проявляется в их общении, взаимодействии.

Социология, изучая социальное, стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения проявляющееся в сферах жизни.

mirznanii.com

Объект и предмет социологии 4

Министерство Образования Российской Федерации

Российский Государственный Торгово-Экономический Университет

Кафедра Социологии

23 группа

Выполнил: студент Линдфорс Мария Геннадьевна

на тему:

«Объект и предмет социологии.»

Руководитель: проф. Потапов В.П.

Москва

2010

Содержание

Введение

1. Социология как наука и учебная дисциплина.

1.1 Объект общественных наук и спе­цифика предмета социологии.

1.2 Место социологии в системе наук об обществе.

1.3 Отличие пред­мета социологии от предметов других наук об обществе.

1.4 Многообразие и эволюция подходов к определению предмета социологии в отечественной и зарубежной социологии.

1.5 Структура (уровни) социологического знания.

1.6 Типы социологических теорий, сновные функции социологии.

1.7 Методы исследования социальных наук.

1.8 Основные законы и категории социологии.

1.9 Социология в современной России: актуаль­ные задачи.

Заключение

С писок литературы

Введение

С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтингу наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемам ценовой политики, удовлетворенностью уровнем жизни и так далее. В регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но только ли этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука?

1.1 Объект общественных наук и спе­цифика предмета социологии.

Начнем с этимологии. Термин «социология» — производное от двух слов: латинского слова societas – общество и греческого logos – слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология – наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Дж. Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей и так далее. Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

Сначала уточним общие понятия объекта и предмета.

«Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.»

Таким образом, «объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, психологии, экономики и так далее).» Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, деревня, человек, культура, организация и так далее) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки.

Предмет исследования существует только в голове исследователя, то есть полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделяемых нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объект, существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, строителя фундамента – с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании – с точки зрения удобства внутренних помещений и так далее. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет. В самом объекте не содержится никакого предмета исследования. По словам Г.Щедровицкого, предмет исследования «может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом».Каждая наука отличается от другой предметом. Свой предмет имеют физика и химия, биология и психология, экономика и социология и так далее. Все эти науки изучают природу и общество, но каждая из них изучает свою особую сторону или сферу, объективной реальности, специфические только для данной науки законы и закономерности этой реальности. При этом одна и также сторона объективной реальности может быть объектом исследования многих наук. Так, физическая реальность – объект исследования множества общественных и технических наук, социальная – наук общественных и гуманитарных.

Итак, в качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Таким образом, объект той или иной науки – это часть объективной или субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки – это результат исследовательских действий.

«Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а предметная ее область – те стороны, связи, отношения, составляющие объекта, которые подлежат изучению. Объект социологии – социальная реальность, и потому социология наука об обществе. Но этого недостаточно для определения ее предмета. Это лишь указание на объект исследования, который совпадает с объектом других общественных наук, будь то история, этнография, демография, право. Социология – наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме.»

Принять считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное сточки зрения российского социолога Г.В.Осипова, — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) – независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Основоположник социологии французский мыслитель О.Конт считал, что социология – это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э.Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения знаменитого немецкого социолога М.Вебера, социология – это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение по М.Веберу, — это отношение человека, иначе говоря, внутренняя или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание т него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов – личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология – это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты. В учебном пособии «Социология» (М.,: Мысль, 1990) Г.В.Осипова, написанном с марксистских методологических позиций, социология определяется как наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов.

mirznanii.com

Объект и предмет социологии

Понятие социологии

Социология как наука об обществе возникла в начале 20 века. Основателем самостоятельного дисциплинарного течения стал Огюст Конт.

Определение 1

Социология – наука общих закономерностей развития и функционирования общества, социальных групп и отношений.

Социология включает:

  • Совокупность областей исследования социальной обстановки;
  • Систему социологических знаний, понятий и предположений.

Как социальный институт, наука объединяет ученых-социологов, информационные источники, систему научного общения.

Задача социологии – изучить совокупность составляющих среды социологии, отношений и связей между ними. В результате данных исследований формируется система знаний о структуре и функциональном назначении социальной системы, выявляются закономерности и механизмы коллективного взаимодействия.

Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования.

Предмет социологии

В общем виде, предмет любой науки позволяет раскрыть ее целостность и конкретность. Для позитивной реализации деятельность необходима уверенность в специфичной, качественной реальности предмета науки, указывающей на его отличие от других наук.

Определение предмета социологии – сложный исторически неразрешимый вопрос. Представители разных школ и направлений, высказывали свою точку зрения на понятие предмета социологической науки.

Так, Огюст Конт полагал, что предметом выступают законы развития общества, оказывающие влияние на становление и развитие каждой социальной формации.

Социолог Э.Дюркгейм считал предметом социальные факты — привычки, традиции и нормы.

Макс Вебер видел предметом социологической науки действия ориентированные на ожидания окружающего общества.

Предмет науки с позиции разных ученых и научных школ — это:

  1. Воспроизводство субъективной реальности посредством выявления значимых закономерных связей и отношений в данной реальности на абстрактном уровне;
  2. Результат теоретической абстракции, позволяющий выявлять закономерности в развитии и функционировании изучаемого социологией объекта;
  3. Модель объекта науки позволяющая абстрагироваться от общего к более частной стороне изучения;
  4. Понятие, указывающее на конкретный аспект или элемент объекта, интересующий данную дисциплину, более узкая по отношению с объектом категория.

Таким образом, предметом социологии выступают социальные структуры – формы организации индивидов в группы, институты и системы, составляющие жизнь общества.

Определение 2

Предмет (в широком понимании) – ключевое социальное явление.

Пример 1

Предметом социологии может выступать групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социальные действия, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь.

Определение 3

Предмет (в узком понимании) – создание и отношение к общественным трансформациям определенного человека, его поведенческие мотивы, внутренняя сущность, потребности и ориентации.

Объект социологии

Объектом любой науки выступает реальность, фрагмент окружения и поле исследования научной деятельности – то на что направлена данная научная дисциплина.

Определение 4

Объект социологии (в широком смысле) – сфера субъективной реальности, подлежащая изучению и проведению научно-исследовательский изысканий.

Определение 5

Объект социологии (в узком смысле) – социальная жизнь общества, т.е. комплекс явлений социального характера, вытекающий из взаимодействия общностей и индивидов, включая связи и социальные отношения, удовлетворение основных потребностей.

spravochnick.ru