Предмет метод и политологии – ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ. ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ

1.Предмет и методы политологии. Структура политологии.

Политология — наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т.д. Предметом современной политологии выступают политические явления и процессы, закономерные взаимосвязи многочисленных политических учреждений, органов и организаций по поводу политической власти, а также политическое сознание и политическое поведение людей.

  • Во-первых, политология изучает такие политические явления, как государство, политические партии, политическая демократия, избирательные процессы и т. д., функционирование которых как раз и придает социальной жизни политический характер.

  • Во-вторых, Политология призвана исследовать, как минимум, два вида глубинных, устойчивых закономерностей: а) политической жизни общества с другими ее сферами — экономической, социальной, духовной; б) между политическими явлениями и процессами как таковыми, а также между ними и политической властью.

  • В-третьих, в предмет политологии входят политическое сознание и поведение людей. Следовательно, политология воздействует на общественную жизнь не только, скажем, через политические институты, но и непосредственно, влияющий на политическое сознание и поведение всех субъектов политики.

Методы политологии. Политология, как и любая другая наука, характеризуется своими методами исследования. Можно выделить три уровня способов изучения политических явлений, институтов и процессов.

  • Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знания (диалектический, системный, структурно-функциональный).

  • Второй уровень отражает общеполитологические методы (нормативный, социологичес­кий, сравнительный и др.). Сравнение в общественных науках играет такую же роль, что и эксперимент в науках естественных.

  • К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную политологию (моделирования, ситуативный, наблюдения, и др.). Широко используются в политологических исследованиях методы других гумани­тарных п даже естественных наук (социологии, математики, стати­стики).

Структура.Структура политологии как науки охватывает:

а) общее политологию, изучающая историю и теорию политики, вырабатывает общие теоретические и методологические основы его познания;

б) теорию политических систем, механизмов функционирования политической власти, различных компонентов, которые составляют политическую систему; теорию политического сознания и поведения. Неотъемлемой частью этой науки является исследование общих проблем мировой политики, механизмов ее функционирования.

Структура политологии имеет свою внутреннюю логику и охватывает теоретические и практические основы: знания о закономерностях функционирования и развития политической деятельности в рамках политических отношений, знание о политической системе как механизм организации и осуществления власти, о теории международной политики.

По мнению Ф. Бурлацкий и Г. Шахназарова, структуру политологии составляют: теория политики и политических систем, международные отношения и мировая политика, управление социальными процессами, политическая идеология, история политических учений.

studfiles.net

2.2. Предмет, методы и функции политологии.

Предмет политологии.

Исходя из дословной интерпретации термина политология, ее предметом является социальный феномен политики. Впервые предмет самостоятельной политической науки сформулировал Н. Макиавелли, который трактовал его как власть во всех ее проявлених. Такого же мнения придерживался и знаменитый американський политолог Г. Ласуэлл, который писал: «Когда мы говорим о науке в сфере политики, мы имеем в виду науку о власти».

В то же время, в современной науке отсутствует единый подход к определению предмета политологии. Некоторые авторы, в том числе известный американский политолог С. Липсет, утверждают, что политология является лишь одной из наук о политике (наряду с политической социологией, политической философией и др.) и уделяет основное внимание устройству политических институтов и их влиянию на общество, то есть изучает институциональные аспекты политики. В то же время, большинство авторов сходится во мнении, что

предмет политологии включает в себя весь комплекс знаний о политике как социальном феномене.

В пользу такого определения предмета политологии говорит ее многоуровневый характер. Современная политология проводит исследования на трех уровнях: теоретическом (общая теория политического развития общества), практическом (научный анализ политических явлений) и эмпирическом (описание конкретных политических событий).

Методы политологии. Как и любая другая самостоятельная отрасль научного знания, политология имеет свою систему методов исследования. Можно выделить три основных группы методов политологии:

1. Общелогические методы, к которым принадлежат анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование и мысленный эксперимент.

2. Эмпирические методы, которые направлены на сбор первичной информации о событиях и явлениях политической жизни (наблюдение, интервью, анкетирование, социологический опрос).

3. Общетеоретические, ведущее место среди которых занимают социологический, системный, сравнительный, бихевиористский (поведенческий).

На последней группе методов стоит остановиться подробнее.

Социологический метод направлен на выяснение зависимости протекания политических процессов от других сфер и явлений общественной жизни. Социологический метод в ХІХ – начале ХХ в.стал активно применяться К. Марксом и его последователями, которые обуславливали развитие политической сферы общественной жизни социально-классовыми конфликтами и уровнем развития производительных сил (экономики). Также социологический метод лег в основу концепции групп интересов А. Бентли, который трактовал политику как сферу соперничества групп интересов, то есть объединений граждан, преследующих свои цели путем давления на политическую власть. Активное применение социологического метода при анализе политических явлений привело к появлению новой отрасли научного знания – политической социологии, которая делает ставку на изучение социальных субъектов политики (политических элит, лидеров, групп интересов) и анализе поведенческих аспектов политической жизни.

Системный метод предполагает анализ политики как единого, целостного механизма, все элементы которого взаимосвязаны. К анализу политики системный подход впервые применил известный американский социолог Т. Парсонс. Данный метод лег в основу концепции политической системы общества, которая в середине ХХ ст. была предложена классиками американской политологии Д. Истоном и Г. Алмондом.

Сравнительный (компаративистский) метод

направлен на сопоставление однотипных политических явлений с целью выявления их общих черт и специфических особенностей. Данный метод использовался еще древнегреческим ученым Аристотелем, который вместе со своими учениками провел сравнительный анализ политического устройства более 150 греческих государств-полисов. Активное использование сравнительного метода привело к формированию самостоятельной подострасли политической науки – сравнительной политологии, которая занимается сравнительным анализом политических систем современного мира.

Бихевиористский (поведенческий) метод направлен на изучение политического поведения отдельных индивидов. Основатели бихевиорисского направления в политических науках Ч. Мериамм и Г. Ласуэлл исходили из того, что групповые формы политической активности обусловлены действиями отдельных лиц, политическое поведение которых определяется эмоциями, психическим состоянием, волей. Бихевиористский метод лег в основу, так называемой, Чикагской школы политологии, расцвет которой пришелся на начало – середину ХХ в.

Функции политологии. Как и другие науки гуманитарного цикла, политология выполняет ряд важнейших функций, среди которых:

1. Гносеологическая (познавательная) функция, которая заключается в научном познании политической сферы общественной жизни. Объективное и комплексное изучение политической реальности открывает путь к поискам путей оптимизации функционирования политической системы и прогнозированию дальнейшего протекания политических процессов.

2. Функция рационализации политической жизни. Данная функция предполагает поиск оптимальных моделей протекания политических процессов с целью оптимизации функционирования политической системы и политических институтов. Неслучайно приоритетными задачами современной политической науки является поиск путей преодоления наиболее острых социальных конфликтов, оптимальных моделей модернизации политических систем развивающихся стран, методов решения глобальных проблем человечества.

3. Прогностическая функция, которая направлена на определение перспектив развития политических процессов. В современной политологии наработана целая система методов и принципов прогнозирования, которые позволяют делать кратко (до 1 года), средне (до 5 лет), долго (до 15 лет) и дальнесрочные (более 15 лет) прогнозы. Следует отметить, что многогранность и противоречивость современной политической жизни крайне усложняет политическое прогнозирование. Так, сегодня можно констатировать, что выдвинутые такими известными учеными, как Д. Белл или Ф. Фукуяма, политические прогнозы об установлении демократии в глобальном масштабе, выходе на ведущие позиции в политической жизни интеллектуальной элиты и деидеологизации мирового сообщества не сбылись.

4. Прикладная (инструментальная) функция обуславливается возможностью политологии искать средства для достижения конкретных политических целей. Реализация данной функции находит проявление, прежде всего, в разработке различных политических технологий.

5. Функция политической социализации. Данная функция состоит в формировании у гражданина политических знаний и поведенческих установок, наличие которых позволяют быть полноценным субъектом политической жизни. Функция политической социализации направлена на формирование качеств индивида, как гражданственность, патриотизм, толерантность, способность рационально оценивать политические процессы и принимать оптимальные решения.

studfiles.net

Предмет и метод политологии

Знания о политике необходимы каждому человеку, который стремится понять свое место и роль в жизни, наиболее полно реализовать свои потребности в обществе. Сегодня нет индивида, который бы не пребывал под влиянием политики, даже если он считает себя аполитичным. Как сказал польский политолог А.Боднар, если человек не интересуется политикой, то политика интересуется ним. Широкими возможностями для обстоятельной и объективной характеристики общества, в котором мы живем, и политики, которую необходимо проводить в жизни страны и за ее пределами, располагает наука о политике — политология. Современный термин «политика» , составляющий основу понятия «политология», происходит от древнегреческих слов: «полис»- город-государство и «логос» — знание, наука. Следовательно, политика — наука о государстве.

Политическая мысль зародилась две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции, после длительного забвения стала возрождаться в эпоху Ренессанса, затем — бурно развиваться в ХХ веке. Политику в том или ином аспекте, изучают все общественные науки. В связи с этим можно было бы сказать, что политология включает и политическую философию, и теорию государства, и политическую социологию, и политическую психологию, и международные отношения , и другие науки, изучающие политическую жизнь общества. Но дело в том, что эти науки соотносятся с политологией только своим политическим содержанием, все остальное не выходит за рамки соответственных наук.

Например, политология, изучает реальный механизм политической власти, юриспруденция — ее правовые формы. Наиболее тесно с политологией связана политическая социология. Если первая рассматривает политические процессы сквозь призму политического сознания, интересов отдельных личностей, социальных групп и их организаций, то вторая основное внимание уделяет анализу социальной структуры, неформальным политическим институтам, общественного мнения с позиций их влияния на политическую жизнь общества.

Таким образом, можно дать следующее определение политики: политика — это отношения между социальными группами, классами, нациями, народами и государствами по поводу власти, а предмет политологии как науки, которая изучает тенденции и законы, структуры функционирования и развития жизни социальных общностей людей посредством включения их в деятельность относительно реализации политической власти и политических интересов. Она подразделяется на теоретическую, практическую и эмпирическую. К основным разделам политологии как учебной дисциплины относятся: — история и теория политики, где рассматривается предмет политологии, история политических учений, современная политология; — основы политики, где изучается политическая власть, политическая сфера, политические отношения; -институционированные элементы политики: политическая система, государство, партии, движения, политическое лидерство; -духовность политики : политическое сознание, политическая идеология, политическая психология, политическая культура; -практическая деятельность в сфере политики: политическая деятельность, политические процессы.

Политология как наука имеет свой метод, законы, категории, функции, т.е. свой методологический аппарат и способы анализа. При этом следует отметить, что методологический анализ в политике связан с познавательной деятельностью, которая базируется на опыте политической жизни. Следовательно, методологические принципы могут применяться соответственно с историческим ходом развития общества. Ведущим методом в теории и практике политической деятельности является метод общечеловеческих ценностей, который не разделяет людей, а соединяет интересы различных социальных общностей. Определяющими методами в политике есть методы конкретности, которые реализуются через диалог, аргументацию, поиск конструктивных решений, изучение общественного мнения, убеждение. Применяются и всеобщие философские методы /материалистическая диалектика, позитивистский метод, прагматический и т.д. / а также метод принуждения.

Рассматривая законы политологии, необходимо исходить из того, что экономика является определяющей относительно политики. Экономические интересы — социальная основа политических действий . Эта закономерность была открыта К.Марксом и Ф.Энгельсом и является общепринятой во всем мире. Вместе с тем политика имеет и обратное влияние на экономику, но абсолютизировать самостоятельность политической власти нельзя, ибо это приводит к неминуемому торможению экономических процессов, краху общественно-политической системы. Важнейшими специфическими законами политической жизни являются: закон противоречия и единства классового и общечеловеческого в политической жизни; закон, учитывающий разнообразные формы взаимоотношений социальных субъектов политической жизни, возрастание роли человеческого фактора в политических процессах, закон цикличности политических режимов и др. Главным в законах политической науки является система отношений, которая обеспечивает стабильность политической жизни общества, через такие принципы, как консенсус, конструктивная оппозиция, толерантность. Так, закон единства и противоречия общесоциального и классового в политической жизни отражает не только борьбу классов, социальных групп за власть, но и указывает на то, что политика должна быть главным рычагом стабилизации жизни всего общества, учитывать национальные, групповые, классовые интересы.

Важнейшее место в понимании сущности любой отрасли знаний и оценки ее роли в жизни общества является определение функций, выполняемых ею. Политологии принадлежат следующие: -теоретико-познавательная функция — посвящена изучению глубинных сущностных черт политической жизни, ее тенденций и закономерностей; -методологическая функция — связана с разработкой методов, способов познания политических процессов; -мировоззренческая функция — влияет на формирование политического сознания и поведения, политической культуры, гражданских качеств личности, позволяет лучше понять, познать позиции тех или иных партий, лидеров движений; -прикладная функция — состоит в том, чтобы на основе познания закономерностей политической жизни разрабатывать технологию практического применения политических теорий, внедрения их в жизнь и соответственно этому существует прикладная политология т.е. политическая технология как совокупность методик и действий, последовательная реализация которых дает желаемый результат/ и ее отрасли: -политический маркетинг — дифференцированное воздействие на различные социальные слои и группы с целью донесения к ним информации в наиболее доступной форме /своего рода «реклама» различными политическими группами своих программ для привлечения избирателей/; -предвыборная инженерия — наука о тактике проведения избирательной кампании; -имиджология — наука о политическом образе политического лидера, его внешности, поведении; -ментальность — совокупность ценностей, традиций, ориентаций, установок, характерных для данного региона; -парламентская социология — изучает проблемы деятельности парламента.

Изучение проблем политологии опирается на применение разнообразных методов и техники исследования: — системный метод предполагает комплексный анализ сложнейших механизмов современных многофакторных политических явлений, организаций, институтов; — исторический метод — состоит в том, чтобы, раскрывая диалектику реальных политических процессов, трактовать политические системы, институты и процессы в их конкретно-исторических взаимосвязях, с точки зрения, их развития в прошлом, настоящем и будущем; — сравнительный метод — ориентирует ученого на раскрытие общих черт политической жизни разных стран, народов и эпох, на выявление специфики политической жизни во всем многообразии ее форм. Только соединение сравнительного анализа со всеми ныне существующими методами и приемами исследования способно сегодня обеспечить совершенствование теории политики; -бихевиористические методы / англ.behavior-поведение, поступок/ заключаются в исследовании общественных аполитических явлений, в анализе поведения отдельных людей и групп. Его исходными принципами является: во-первых, действия людей, направленные на достижение своих политических целей; во-вторых, наблюдение за политическим поведением личности -метод модернизма состоит в том, что не отвергая бихевиористический метод, он стремится преодолеть недостатки и крайности последнего, силами естественных и точных наук; -структурно-функциональный метод — одна из важнейших форм применения системного подхода в исследовании социально-политических явлений и процессов. Его можно определить как прием изысканий, заключающийся в расчленении сложного объекта на составные части, изучении связей между ними и определении места и роли всех составных частей в функционировании объекта как целого; -эмпирический метод — исходит из того, что чувственный опыт — единственный источник знаний, которые обосновываются в опыте и посредством опыта; -метод конкретно-социологических исследований заключается в анализе и объяснении конкретных политических явлений, особенностей функционирования тех или иных конкретных политических систем, их конкретной эволюции.

Данный метод применяется, главным образом, для изучения относительно недавних или современных политических явлений; -метод моделирования в области изучения политики и политических явлении имеет своей целью обобщение и фиксацию регистрируемых связей и изменений, а затем их упорядочение, допустимые трансформации и согласованные изменения для установления соответствия между теоретической гипотезой и наблюдаемыми фактами. Следует подчеркнуть, что только в органическом единстве всех отмеченных методов можно правильно оценить и регулировать будущее политических и социально-экономических процессов и явлений.

Составной частью метода политологии есть категории — основные понятия, которые выражают сущность данного предмета, узловые пункты, ступени познания законов. Политология, как и всякая наука, не может успешно функционировать и развиваться без четкого определения понятийно-категориального аппарата. К основным понятиям /категориям/ в политологии относятся: «политика», «политические отношения», «политический процесс», «политические явления», «политические институты и организации», «политическая система», «политическая жизнь», «политическая власть», «политическая революция», «политическое влияние», «политический авторитет», «политическая свобода», «демократия», «государство» и др. Политика как явление имеет двойственный характер. С одной стороны — это наука, поскольку она базируется на законах общественного развития. С другой — искусство, которое состоит в умении использовать существующие возможности, принимать правильные политические решения на основе соединения теоретических знаний с интуицией, смелостью, творческой фантазией. Прагматическое значение политологии связано с регулированием, сменой н совершенствованием политических отношений. Назначение политологии не только в том, чтобы дать точную модель политической жизни, но и в том, чтобы обеспечить поступательное развитие общества.

mirznanii.com

Объект, предмет, метод и функции политологии

Сибирский Университет

Потребительской кооперации

Контрольная работа

по дисциплине:

«Политология»

Тема: «Объект, предмет, метод и функции политологии»

Выполнила студентка группы Э-36

Прудникова Дарья Константиновна

Шифр 22

2010

Содержание

Введение………………………………………………………………….………3

1. Объект и предмет политологии…………………………………….…….4

1.1 Объект политологии…………………………………………………….4

1.2 Предмет политологии…………………………………………….………5

2. Методы и функции политологии……………………………….…….…..5

2.1 Методы политологии…………………………………………..….…….5

2.2 Функции политологии……………………………………………….…8

Заключение………………………………………………………………………10

Список использованной информации…………………………………………..11

Введение

Человек – существо политическое. Эта истина была сформулирована еще великим древнегреческим философом Аристотелем. С давних времен каждый человек в тои или иной мере оказывается вовлечен в политические отношения, как подданный того или иного государства, член той или иной социальной общности, господствующий или подчиненный, защитник Отечества или завоеватель. Эта политическая вовлеченность существовала уже в условиях древневосточной деспотии, хотя большинство населения не осознавало своей причастности к политическим процессам. Но в наибольшей степени она проявляется сейчас, в условиях демократических обществ, когда все взрослые дееспособные граждане, через различные механизмы избирательного процесса участвуют в формировании органов власти, осуществлении управления государством, распределении материальных и духовных ценностей. Политика затрагивает интересы всех людей. Вопрос заключается в том, насколько сознательно или бессознательно каждый человек оказывается субъектом политических отношений, На сколько обдуманно он делает свой политический выбор при голосовании в органы власти, понимает ли он последствия своего того или иного действия, участвуя в каких либо общественных акция протеста или поддержки. Помочь человеку самоопределиться в политической жизни, чтобы не стать объектом манипулирования политических лидеров, партий и движений, средств массовой информации и коммуникации и призвано изучение политологии. Целью данной контрольной работы является выяснение сущности и особенностей данной науки, ее взаимодействия со смежными общественными дисциплинами. Поэтому свою задачу я вижу, прежде всего, в том, чтобы ответить на следующие вопросы. Что такое? Каков объект и предмет политологии? Методы и функции политологии?

1. Объект и предмет политологии

1.1 Объект политологии.

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. В теории познания в качестве объекта принимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта, т. е. объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают ее стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Объектом политологии выступает политическая действительность, или политическая сфера общества. В самом широком смысле слова политическая сфера есть область общественных отношений, связанная с взаимодействием различных общностей людей – социальных групп, слоев, классов, наций, народов. Она включает в себя ряд социальных институтов и организаций, которыми опосредуется это взаимодействие. Важнейшим из таких институтов является государство. Именно участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержание деятельности государства и есть главное содержание деятельности людей в политической сфере.

Но эту сферу общественной жизни изучают также философия, социология, история, теория государства и права, другие науки. Каждая из них рассматривает процессы, происходящие в области политики, под специфическим углом зрения, или имеет свой предмет изучения.

Предметом политологии является, главным образом, феномен политической власти. Данная наука призвана заниматься исследованием сущности политической власти, ее институтов, закономерностей их возникновения.

Наряду с тем, что политическая наука обеспечивает системный комплексный анализ феномена политической власти, она призвана так же, исследовать те стороны политических явлений, деятельности институтов и учреждений, которые остаются вне поля зрения, соответствующих научных дисциплин. Речь идет, например, об исследовании научных различных аспектов политического мировоззрения, политической культуры, практики, политического поведения, методики и методологии познания явлений политической жизни у других.

Кроме того границы политологии изменчивы и трудноопределимы. Число специальных тем, которые изучает политическая наука, постоянно увеличивается. Это вызвано эволюцией политической жизни и еще в большей степени приложением политики к очень широкому кругу областей человеческой деятельности, а также большой интеллектуальной активностью исследователей политической проблематики, сложностью самого изучаемого объекта.

1.2 Предмет политологии

Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.

В представлении многих учёных политология представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия «вечных» истин и «неизменных» политических законов. По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного — то, что один теоретик рассматривает как «прогресс», для другого оказывается регрессом

Политическая система одна из наиболее крупных и сложных. В ее рамках возникают и развиваются ключевые политические процессы, принимаются и реализуются важные для судеб общества решения. Поэтому не удивительно, что эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук, однако, специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука – политология.

2. Методы и функции политологии

2.1 Методы политологии

Политология познает политику с помощью методов политической науки.

1. Нормативно-ценностный подход предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей. Этот подход ориентируется на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения.

2. В отличие от нормативного функциональный подход требует изучения зависимости между политическими явлениями, обнаруживающимися в опыте, например: взаимосвязи уровней экономического развития и политического строя, степени урбанизации населения и его политической активности, избирательной системы и количества партий.

3. Структурно-функциональный анализ предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы.

4. Институциональный метод делает акцент на функциях и деятельности политических институтов (государства, политических партий, движений).

5. Антропологический подход этот подход требует изучения политики как обусловленной не социальными факторами, а родовыми чертами человеческой природы, присущими каждому индивиду потребностями (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, общении, духовном развитии и т.д.).

6. Психологический подход ориентирован на изучение объективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

7. Исторический подход обращает внимание на политические явления во времени и пространстве: как происходит изменение политических институтов. Он требует хронологической фиксации политических событий и фактов, их исследования во временном развитии, исследования связи прошлого, настоящего и будущего.

8. Социологический метод предполагает выяснение зависимости политики от общества, выявление социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.

9. Бихевиористский метод акцентирует внимание на поведении человека в сфере политики.

10. Системный метод делает акцент на целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как единого сложно устроенного организма, как саморегулирующегося механизма, который находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия) системы.

11. Динамическую картину политики формирует деятельностный подход, он служит методологической базой теории политических решений. Рассматриваемая под этим углом зрения политика выступает как процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений. С использованием деятельностного подхода связана и трактовка политики как специфической формы управления обществом.

mirznanii.com

Объект и предмет политологии

Политология – наука, которая изучает все аспекты мировой политики, ее культурологические, социологические, психологические, институциональные, а также географические особенности. А что же такое политика? Ответ на этот вопрос может быть достаточно многоплановым, так как точного и четкого определения этому понятию до сих пор нет. Однако в последнее время общепринято считать политикой сферу деятельности государства, связанную с взаимодействием различных классовых, национальных, социальных групп в решении проблем завоевания, удержания и развития государственной власти. Это реалия любого цивилизованного государства.

Объект и предмет политологии

Политология принимает к изучению все стороны мировой политической системы, соответственно объектом ее интереса будет мировая политическая реальность. Но эту реальность в различных аспектах изучают и другие науки – философия, психология, социология, история и т.д. Что позволяет выделить политологию в отдельную отрасль научного познания? Это предмет исследования. Но и здесь долгое время ученые-политологи не могли прийти к консенсусу и дать четкое определение предмета данной науки. Только в 1948 году группа экспертов из европейских стран и Америки выделила проблемы, изучаемые политологией. К ним относятся: политическая история, политические институты и общественные организации, партийные объединения и движения, а также международные отношения.

Неоднозначный взгляд на объект и предмет политологии связан, прежде всего, со стремлением многих западных ученых-политологов разделить науку на две отрасли – прикладную и теоретическую. Так, в начале двадцатого века американский ученый Сеймур Липсет выделил в самостоятельную отрасль политическую социологию и рассматривал предметом ее исследования устройство и функционирование институтов государственной власти и различных политических объединений и их взаимодействие с обществом. Многие ученые вслед за С.Липсетом предложили отождествить политологию и политическую социологию и сформулировали предмет политологии следующим образом: изучение того, как общество использует политические институты, регулирующие его жизнь, и аккумулирует политические идеи для своего развития.

Но, все-таки, всеобщую поддержку получила точка зрения о том, что политология – интегральная наука, включающая многие аспекты изучения общества и, соответственно, объект и предмет политологии включают несколько важнейших составных частей. К ним относятся: уровень политической культуры сознания в обществе; политические институты, партии и группировки; межгосударственные и внутригосударственные политические взаимодействия; субъекты политической жизни, а именно, отдельная личность, социальная группа, политические лидеры и управленческая элита.

Предмет и метод политологии

Политологию как совокупность разных наук, имеющих отдельные предметы, методы и подходы в исследовании политических феноменов общества, объединяет с ними только объект – политическая реальность. Политология объединяет и аккумулирует все полученные другими общественными науками знания и результаты исследований многоплановой политической жизни. Отсюда следует, что предмет и объект политологии можно определить как изучение многоплановости политических отношений, функционирование и развитие различных политических институтов в разных государственных системах, исследование политической жизни людей, правящих партий и их взаимодействие с целью осуществления и поддержания власти.

Разумеется, изучение всех этих явлений происходит с использованием различных научных методов. Что такое метод? Это конструкция из определенных приемов и способов получения и достижения научного знания. В современной политической науке используют различные методы исследований как традиционные, так и новейшие. К традиционным следует отнести исторический, сравнительный, институциональный методы, к новейшим – методы экспертных оценок, деловые игры, методы имитационного моделирования, структурирования и математического моделирования.

Сложный и неоднозначный взгляд на объект и предмет политологии объясняется неординарным и многоплановым подходом к данной отрасли научного знания, которая состоит из совокупности самостоятельных научных дисциплин, изучающих отдельные стороны политической жизни общества и имеющих свои собственные предмет и методологию исследования.

fb.ru

Предмет, метод и функции политологии

Предмет, метод и функции политологии. Прежде, чем рассматривать проблему содержания политологии, ее методов, с помощью которых изучается политика, вполне естественно ответить на вопрос — что представляет собой политическая наука?

В теоретическом плане дать абсолютно исчерпывающее определение — что такое политическая наука — не представляется возможным. Возникающие между различными школами разногласия, основанные на категорических суждениях относительно того — чем должна политология быть — делают любое определение до известной степени ограниченным и неточным.

В самом общем плане наиболее очевидными являются две “рабочих” гипотезы, принимаемые представителями любого направления: а)политология изучает политику как таковую; б) изучение политики является делом специалистов, использующих для этого соответствующую методологию.

Характер первого определения представляется бесспорным после рассмотренных выше характеристик политики и политического процесса. Второе определение выглядит несколько тавтологичным, поскольку оно не может быть раскрыто без анализа специфики данной методологии.

Недостаток согласия между учеными относительно объекта их занятий в течении долгого времени служило предметом для сардонических замечаний и насмешек типа -“политологи едут во многих направлениях, очевидно, руководствуясь тем мнением, что, если вы не знаете куда идти, любая дорога выведет вас в нужное место”(Г. Эйлау). Но для того, чтобы поиск не стал бесконечным, необходимо обозначить те реальные пределы, за которые политическое знание выходить не может.

Политология с середины ХIX века формировалась в первую очередь как академическая дисциплина. Первая самостоятельная кафедра политической науки возникла в 1856 г. в США при Колумбийском университете. Ее возглавил немецкий эмигрант Ф. Либер. С 1969 число ученых, входящих в Американскую ассоциацию политической науки, превысило 15 тыс. человек и ее состав ежегодно увеличивается на 10 процентов. В России с 1990 по 1997 ученая степень доктора политических наук была присуждена 108 ученым. Число защищенных кандидатских диссертаций за этот же период превысило 3700. Существование в большинстве стран мира самостоятельных политологических факультетов и кафедр не является, однако, свидетельством того, что изучение политики строго ограничивается университетской сферой и не может даже гарантировать “чистоту дисциплины”. Политические проблемы исследуются на многих гуманитарных факультетах. Вне университетских стен политику изучают профессиональные политики, журналисты, партийные и профсоюзные функционеры, лидеры различных общественных движений и групп интересов и многие др. Представителей этих слоев можно именовать политологами с очень большой натяжкой.

Так или иначе, является общепризнанным, что те, кто изучает политику, должны иметь профессиональную подготовку и, следовательно, владеть определенными методикой и приемами исследования, источниками которых являются университетские лекции и семинары, а также обширная научная и справочная литература. Например, в работе С. Розмена, Ч. Мэйо и Ф. Коллинджа “Измерения политического анализа: Введение в современное изучение политики” представлено следующее перечисление основных ингредиентов политологии как научной дисциплины и профессии:

· Профессиональное самосознание, выраженное в установке на критический анализ роста и развития соответствующей исследовательской сферы.

· Совокупность классических трудов.

· Специализация персонала в различных научных подразделениях и сферах.

· Сравнительно легкая дифференциация предметов исследования.

· Совокупность обобщений или абстракций, часть которых может добавляться, уничтожаться или видоизменяться постепенно, если это представляется необходимым и своевременным.

· Концепции, являющиеся специфичными именно для данной сферы.

· Сравнительно стандартизированные методы анализа.

· Совокупность данных и сообщений об этих данных.

Важнейшей целью современной политической науки является формирование гипотез и теорий, способных объяснять окружающий нас мир политики. Научные объяснения должны отвечать определенным критериям. Это касается, прежде всего, строгого формулирования законов развития политического процесса и тех теоретических концепций, которые лежат в основе его научной интерпретации. Далее, знание фактов должно предшествовать их объяснению. Только тогда подлежащие объяснению факты могут выводиться в качестве логических следствий из тех законов или теорий, которые основаны на изучении предшествующих фактов. Критерии политического анализа должны в этом случае неминуемо стать объектом теоретической рефлексии.

Исследование собственных теоретических оснований уже несколько десятилетий назад стало одной из наиболее приоритетных задач политической науки. Возникновение различных подходов и концепций является дополнительным свидетельством того, что эта задача еще весьма далека от своего завершения.

В послевоенный период традиционные, эмпирические в своей основе, представления о том, что предметом политической науки является анализ функционирования политических институтов и политического управления(правительственной деятельности) с акцентом на процессы принятия решений, различные уровни контроля над основными элементами политической системы при помощи выборов, целенаправленной деятельности правительства, политических партий, корпораций и т. д., сменились новыми, теоретическими по своему характеру поисками. Так, Д. Истон в работе “Политическая система”(1959) утверждал, что предметом политологии является изучение “авторитарного распределения ценностей в обществе”. Против такого подхода сразу выступили многие специалисты, полагавшие, что определение Истона ставит перед политологами слишком обширную задачу, поскольку авторитарное распределение ценностей является системным свойством многих социальных институтов, например, таких как семья, религиозные организации, воспитательные учреждения и многих других.

Другое определение предмета политической науки было предложено Р. Далем, настаивавшим в книге “Современный политический анализ”(1963) на том, что политический анализ должен быть сфокусирован на изучении власти, авторитета и принципов управления. Данный подход, явно направленный против традиционного, также вызвал немало критических замечаний, касающихся слишком расширительного толкования сферы собственно политических исследований.

Такого рода критические замечания сами по себе грешат субъективизмом, поскольку ничто не может помешать нам рассматривать все явления, прямо или косвенно имеющие отношение к миру политики, например, — насилие, революции и политическую модернизацию, образование и воспитание, региональные и международные институты и конфликты в качестве объектов, имеющих такое же отношение к сфере политического анализа и, следовательно, к предмету политической науки, как конституционное право и история, политические партии и формирование различных философских представлений о политике.

Стремясь преодолеть противоречия, свойственные различным определениям предмета политической науки, редакторы авторитетного учебника «Политическая наука: новые направления»(1996 г.) Р. Гудин и Х.-Д. Клингеманн, определяя политику как ограниченное применение социальной власти, полагают, что объектом политологии является изучение природы и источников этих ограничений и техники применения социальной власти в рамках данных ограничений. Такого рода определение, выходящее за пределы собственно политической науки и соприкасающееся с проблематикой, изучаемой в рамках общесоциологических теорий и, в частности, политической социологией, на первый взгляд, подводит к неутешительному выводу о невозможности дать определение политической науки в ее же собственных пределах. Проблема однако заключается, на наш взгляд, совершенно в другом. Критерии, позволяющие различать элементы собственно политического анализа от социологического, юридического, психологического, философского или этического, содержатся, вероятно, не в характере объектов, но, скорее, в особенностях аргументации и самих теориях, с помощью которых ученые строят свои гипотезы и выводы.

Понятие “теория” имеет несколько значений. Иногда она отождествляется(не вполне корректно) с разного рода догадками и гипотезами. Но обычно она ассоциируется с определенным типом взаимодействия между идеями, объектами, различными переменными и т. п.

Весьма существенным выглядит различие между спекулятивными теориями и построениями, лишенными спекулятивного элемента. Под первыми подразумевается такой тип теоретических конструкций, в рамках которых заключения и выводы, как правило, предшествуют конкретному анализу различных сторон изучаемых объектов.

К приведенному выше различию примыкает(но не сливается с ним) различие между нормативной теорией и теоретическими представлениями, ориентированными на эмпирические факты(“эмпирическая теория”). Нормативный характер теории определяется этическими установками(предиспозициями), ценностями и целями, формулируемыми в качестве основы для поведения индивидов и деятельности больших и малых человеческих групп или общества в целом. “Эмпирическая теория” ограничивается выводами, сформулированными на основе опыта и наблюдений за регулярно воспроизводящимися в той или иной сфере общественной жизни явлениями. При этом сторонники эмпирического анализа ориентируются на методы построения гипотез, принятые в естественных науках. Например, утверждение “солнце взошло” относится к разряду эмпирических фактов. Напротив, утверждение “солнце всходит и заходит в течении двадцати четырех часов” представляет собой уже теоретическую гипотезу.

Из этих двух рядов различий можно выстроить следующую типологическую схему:

Теории

Спекулятивные Не-спекулятивные

Эмпирические + +

Нормативные + —

Из данной типологии следует, что нормативная теория является спекулятивной “по определению”, поскольку ее выводы формируются преимущественно на основе ценностных суждений. Напротив, можно определенно утверждать, что “эмпирические теории” тяготеют к не-спекулятивным суждениям. Вместе с тем, стремление ориентирующихся на эмпирические факты ученых к “высшей объективности” нередко оказывается не совсем обоснованным по причине множества трудностей, связанных с постижением исключительно сложной социальной и политической действительности. Тем самым претензии на объективность могут соприкасаться со спекулятивным догматизмом.

Следует отметить, что до недавнего времени интересы и теоретические разработки большинства как зарубежных, так и отечественных политологов, независимо от идеологических ориентаций, во многом основывались на комбинации спекулятивной нормативной теории со спекулятивными и не-спекулятивными эмпирическими конструкциями. По своему происхождению политические теории всегда были(и нередко остаются до сих пор) нормативными, ценностно окрашенными системами аргументации, обосновывающими преимущество того или иного государственного строя. В рамках такой аргументации вопросу о том, что есть на самом деле, предшествует вопрос о том, что должно быть.

Анализ политики сквозь призму подобных теоретических приоритетов (дополняемых, как правило, определенными идеологическими ориентациями и предпочтениями) всегда порождает противоречия. Например, традиционное априорное утверждение марксистской литературы — “социализм выше либеральной демократии” — было основано, с одной стороны, на идеологически ангажированном, абстрактном сравнении идеальных моделей соответствующих политических систем и режимов, а с другой — на сопоставлении социалистического идеала с реально существующими либеральными государствами. При этом игнорировалось необходимое, с точки зрения научного подхода, сравнение реальных либеральных и социалистических демократий. На этой подмене — идеал чего-то выше реальности чего-то другого-, собственно, и основывалась марксистско-ленинская политическая теория(научный коммунизм).

Разумеется, вопрос об отношении нормативных и ориентированных на эмпирические и исторические факты теорий не может ограничиваться рамками идеологических конфликтов, сколь бы всеобъемлющими и фундаментальными они не представлялись. Например, в современной политологии различные концепции демократии могут спонтанно выступать в качестве нормативного идеала постольку, поскольку демократическая система становится глобальным ориентиром массовых движений и политического сознания.

В связи с этим возникает и другой вопрос — может ли научная концепция демократии быть просто описательной или же она является продуктом какой-либо базовой теории. Поскольку в действительности концепция демократии разрабатывается и обсуждается на самых различных уровнях — от эмпирически-описательного до теоретического и философского(отличие последнего состоит лишь в том, что теоретическая рефлексия оказывается органически включенной в конкретную философскую систему и тем самым взаимосвязанной с метафизическими, эпистемологическими, этическими и проч. суждениями, характерными именно для данной системы), наши представления о демократии всегда являются до известной степени нормативными. В этом смысле в обществах, где либеральная традиция вполне укоренилась, даже эмпирическая наука отталкивается в своих посылках от разработанного в теории политического идеала. Соответственно, политическая теория нередко конструируется индуктивно, вбирая в себя элементы опыта.

Но если главное отличие нормативной теории от эмпирической теории(или науки) зависит от того — в какой степени последняя может или должна ориентироваться на определенные ценностно окрашенные нормы, возникает вопрос о критериях “правильности”(верификации) той или иной теории.

В своей, ставшей после второй мировой войны широко известной книге “Человек науки против политики власти” (1946) Г. Моргентау — немецкий ученый, эмигрировавший из нацистской Германии в США, отмечал: “Величие ученого не зависит исключительно от его способности делать различие между истинным и ложным. Его величие раскрывается, прежде всего, в его способности и решимости выбирать из всех истин, которые можно познать, те, которые познавать необходимо. Тот, кто способен только отличать правду от лжи, ошибается даже в том, что он знает. Ведь он не знает — какое знание необходимо и без какого можно обойтись. Проводя такое различие или будучи не в состоянии это сделать, ученый имплицитно обнаруживает моральные стандарты, которые руководят им, или же их отсутствие. Система морально детерминированного научного знания представляет картину мира, знать который важно и ориентироваться в котором необходимо. Научное знание, понимаемое таким образом, несет с собой моральную оценку того, чему оно обязано своим существованием. Однако, с того самого момента, как это моральное решение прорастает из индивидуального уравнивания обществоведа и получает привкус его иррациональной природы, рациональность научного ума и его притязание на универсальность подпадают в данном случае еще и под другое ограничение”.

Резкая критика, данная Г. Моргентау эвристическим и моральным стандартам научного знания и его носителей, во многом была вызвана глобальным разочарованием ученых его поколения в возможностях как социальной науки, так и западных либеральных демократий, не сумевших предотвратить прихода нацистов к власти в Германии и стремительной экспансии тоталитарной политики во всем мире.

Вопрос о границах и возможностях общественных наук вообще и политологии, в частности, приобретает поистине драматический характер и в современной России. Претензии гуманитарной интеллигенции с начала “перестройки” на разработку концепции “социализма с открытым лицом”, а после ее краха нового российского варианта либерального государства потерпели полный провал, столкнувшись с реальностью жесточайшего экономического и политического кризиса. В этих условиях вопрос о содержании, месте и роли политического знания в плане его возможностей оказывать реальное воздействие на политические процессы нуждается в более подробном анализе.

Политологи в различных странах обычно подразделяются по своему профессиональному кодексу на приверженцев “знания ради самого знания” и на сторонников применения на практике вырабатываемых наукой рекомендаций. Помимо ученых, поддерживающих тесные связи с профессиональными политиками, ко второй категории можно причислить и тех специалистов, которые рассматривают политическую науку как важнейшую составную часть гражданского и политического образования. Между двумя крайними точками — исследование политики ради самого исследования и концепцией гражданского образования — находится идея политической науки как специфической области знания и образования, способной оказывать влияние на окружающий мир.

Соприкосновение политической науки с практикой вовсе не означает, что ее содержание должно непременно определяться исключительно существующими в обществе политическими тенденциями и прогнозами. Собираемая политологами информация используется профессиональными политиками, но это не должно означать, что именно последние должны предписывать ученым направление их исследований. При этом невозможно отрицать, что материалы, попадающие к ученым из сферы практической политики, могут оказывать существенное воздействие на постановку и решение теоретических проблем.

all-politologija.ru

Предмет и методы политологии 5

ГОУ ВПО РЭА им. Г.В.Плеханова

Факультет: финансовый

Специальность: Налоги и налогообложение

Реферат

по дисциплине: политология

на тему:

«Предмет и методы политологии»

Выполнила:

студентка 1-го курса

гр.2111

Корнишина Анжела

Москва 2010

Оглавление

Введение стр. 3

Основная часть

Из истории развития политической науки стр.3 – 4

Предмет политологии стр.4 – 6

Методы политологии стр. 6 – 7

Заключение стр. 8

Список используемой литературы стр. 9

Введение

Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами.Крупнейшие из них – политическая, экономическая, социальная, культурная.Каждая из этих сфер представляет собой определенную систему со своим типоморганизации и управления, со своими законами развития и традициями. Данныесистемы изучаются соответствующими гуманитарными и общественными науками.Политическая система является одной из наиболее крупных и сложных. В еерамках возникают и развиваются ключевые политические процессы, принимаются иреализуются важные для судеб общества решения. Поэтому не удивительно, чтоэта система привлекает в той или иной степени внимание представителейразличных общественных наук, однако, специально и комплексно, в составе всехслагаемых политической системы ее изучает только одна наука – ПОЛИТОЛОГИЯ. Из истории развития политической науки Политология (от греческих слов: politika – государственные и общественныедела, искусство управлять государством и logos – слово, учение) – наука обуправлении государством в самом широком смысле, то есть наука о политическойсистеме общества. Это одна из самых древних общественных наук и одновременносамая молодая. Одной из самых древних ее следует считать потому, что каждаяиз изучаемых проблем (государство, политическая власть, политические лидеры,политическая элита, политика, политический процесс и др.) с древних временинтересовала исследователей (Платон, Аристотель). В достаточно далекомпрошлом были научно обобщены важные положения политологической науки (вчастности, о необходимости разделения властей, о сущности и формахполитического лидерства и др.). Одной из самых молодых из фундаментальных общественных наук ее следуетрассматривать в связи с тем, что как целостное, системное учение она возниклалишь в начале нашего столетия. Правы те исследователи, кто утверждает, чтокаждая наука появляется лишь тогда, когда в ее существовании заинтересованообщество, то есть речь идет о востребованности науки. Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть довторой половины XIX в. политология развивалась без самостоятельнойдисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве иполитико-философская теория. С этим связаны трудности в определении временизавершения процесса ее формирования. Некоторые ученые считают формальнымначалом политологии как самостоятельной науки образование в первой половинеXIX в. правовой школы в Германии, другие же — преимущественно американскиеавторы — датируют ее возникновение второй половиной XIX в. и связывают преждевсего с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать вКолумбийском университете курс лекций по политической теории и создалнеобходимые условия для открытия там же в 1880 г. сменившим его ДжономБерджессом высшей школы политической науки. В последующие годы в Америке создается целая сеть политологических учебных инаучных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциациюполитических наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч членов. В конце XIX — начале XX в. сам термин «политическая наука» получает признаниеи распространение и в Европе. В 1896 г. один из виднейших европейскихполитологов и социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднееклассическим труд «Элементы политической науки». В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическуюдисциплину в основном завершается. Развитию политических исследований заметноспособствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциацииполитической науки, которая продолжает свою плодотворную деятельность исегодня. В России политическая мысль имеет длительную историю и содержит многоинтересных и оригинальных идей. Современный облик политические исследованияприобретают здесь в конце XIX — начале XX в. Заметный вклад в мировуюполитическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев,М.Я. Острогорский и ряд других исследователей, а также марксистские теоретикиВ.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие. Бурное развитие политической науки было сильно заторможено, а во многихнаправлениях и прервано после большевистской революции 1917 г. Политологиястала трактоваться как лженаука, буржуазная наука и т.п. Робкие попыткисоздания «марксистско-ленинской политической науки» и активизацииполитических исследований успеха не имели. Отдельные политические проблемыанализировались в организационных рамках исторического материализма, научногокоммунизма, историй КПСС, теории государства и права и некоторых другихидеологизированных дисциплин. Однако их познавательныевозможности были ограничены догмами официального марксизма и общим положениемобществоведения как служанки власти. Отношение к политологии начало меняться лишь во второй поло­вине 80-х гг.Сегодня, несмотря на многочисленные трудности, она постепенно занимаетподобающее ей место в системе наук об обществе и оказывает все более заметноевлияние на практическую политику, строительство демократическойгосударственности.

Предмет политологии

Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами и занимается наука о политике – политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.

Современная политология начала формироваться с конца XIX – начала ХХ века. В наши дня она превратилась в одну из самых влиятельных обществоведческих наук и наиболее широкораспространенную учебную дисциплину.

Надо иметь в виду, что в политологии на протяжении ее существования, как и в большинстве других наук, вопрос о ее предмете трактовался неоднозначно. Среди современных политологов также распространены существенно различающиеся мнения на этот счет. Одни ученые считают, что политология представляет собой лишь одну из наук о политике, а ее предмет охватывает далеко не все области политической сферы общества. Другие исследователи, по существу, отождествляют политологию и политическую социологию как наиболее общие науки о политике. Третья точка зрения заключается в том, что ее сторонники рассматривают политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях.

Все три точки зрения на подходы к определению предмета политологии имеют как достоинства, так и некоторые слабые места. Большинство политологов все же отдает предпочтение последней точке зрения.

Предмет любой науки – это главные, наиболее существенные свойства и признаки, важнейшие элементы ее объекта, характеризующие его качественную определенность. Объект политической науки – политическая сфера общества. Предмет политической науки, то есть совокупность главных, наиболее существенных свойств и признаков ее объекта, — это политика, политические отношения, политическая власть, политические системы.

В самой общей форме политология определяется как наука о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом.

Довольно часть дается такое определение: политология – это наука, изучающая политику, политические отношения, политические системы.

Конечно, политология не просто занимается описанием политики, политических отношений, политических систем. Она стремится выявить тенденции, закономерности их функционирования и развития, а также исследовать существенные стороны, побудительные силы и принципы политической деятельности. Поэтому можно предложить более полное и точное определение науки о политике.

Политология – это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности.

К главным разделам политологии относятся следующие: теория политики, теория политических систем и их элементов, теория управления социально-политическими процессами, политическая идеология и история политических учений, теория международных отношений.

Возникновение и развитие политологии обусловлено жизненно важными потребностями общества. Политология как наука имеет многообразные связи с жизнью общества. Поэтому она решает важные задачи и выполняет определенные функции.

Задачи политологии – формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связана функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации.

mirznanii.com