Предмет конституционного права и методы – Понятие конституционного права России как отрасли права, как науки и учебной дисциплины. Предмет и методы конституционного права России как отрасли права.

Содержание

Метод и предмет конституционного права

Конституционное право – это важная отрасль правовой системы РФ. Оно представляет собой совокупность определенных юридических норм, исполнение которых регулируется на государственном уровне, в том числе и с помощью принуждения.

Предмет конституционного права – это общественные гражданские отношения. Здесь можно выделить четыре центральных направления. В частности, это:

  1. Регулирование и обеспечение идеологического многообразия, суверенитета жителей страны, светского, а также социального характера государства. Кроме того, рассматриваемые юридические нормы обеспечивают сохранение основ конституционного строя РФ, принципы разделения власти, государственное верховенство Конституции.
  2. Законы регулируют взаимоотношения между людьми и государством, свободы и права гражданина и человека, а также гарантии их осуществления. Предмет конституционного права также определяет законные основы статуса лиц, имеющих или не имеющих российское гражданство, а также иностранцев.
  3. Рассматриваемые юридические нормы касаются таких сфер, как федеративное устройство РФ, верховенство федеральных законов, совместное ведение федерации и так далее.
  4. Предмет конституционного права предполагает регулирование функционирования органов местного управления, судебной власти, федеральной государственной власти РФ.

Подведем итоги. Рассматриваемые юридические нормы применяются ко всем разновидностям общественных отношений, которые формируются по факту принадлежности государственного правления, или же по способам и формам его реализации и организации. Предмет конституционного права предполагает установление определенного государственного режима. Что же касается духовной сферы, то рассматриваемые юридические нормы закрепляют идеологический плюрализм.

В конституционном праве можно выделить два центральных метода:

  1. Императивный. По-другому его можно назвать методом властных предписаний. В его основе лежат различные способы принуждения. В частности, это обязанности, штрафы, запреты. Рассматриваемый метод предписывает гражданину поступать строго установленным образом, и никак иначе. Стоит заметить, что данный способ регулирования является преобладающим.
  2. Диспозитивный. В основе этого метода лежит равноправие сторон. Базируется он на согласиях позиций субъектов, координации, дозволениях. При диспозитивном методе человек может сам выбирать образец своего поведения. К примеру, каждому гражданину РФ предоставлены закрепленные в законах права и свободы. Пользоваться ими или нет, дело личное.

Предмет и метод конституционного права подвержены изменениям. В частности, формируются новые задачи, которые должны решить рассматриваемые юридические нормы. Основные его цели – это:

  • укрепление страны на уровне всех государственных структур и институтов;
  • единство конституционно-правового законодательства;
  • улучшение федеративного устройства РФ;
  • реализация законов о правах и свободах человека;
  • улучшение методов и принципов работы государственного аппарата;
  • формирование гражданского общества и многопартийности;
  • развитие законов, которые позволят утвердить местное самоуправление;
  • улучшение результативности конституционно-правового регулирования.

Итак, мы рассмотрели понятие, предмет и метод конституционного права. Стоит заметить, что данная совокупность юридических норм призвана не только устанавливать правила, но и следить за их исполнением. Совершенствование конституционного права РФ и его практической действенности – это необходимый элемент в развитии, повышении цивилизованности и преобразовании государства.

fb.ru

Понятие конституционного права России как отрасли права, как науки и учебной дисциплины. Предмет и методы конституционного права России как отрасли права.

1. Понятие конституционного права как отрасли российского права.

Конституционное право РФ — одна из ведущих отраслей Российского права, включающая в себя совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия человека и государства.

2. Предмет конституционного права как отрасли российского права.

Предмет конституционного права РФ составляют наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия человека и государства, в частности:

— Общественные отношения, составляющие основу конституционного строя РФ.

— Общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия между Федерацией и ее субъектами.

— Общественные отношения, присущие реализации прав и свобод человека и гражданина.

— Общественные отношения, вытекающие из правового статуса личности, закрепленного в РФ.

— Общественные отношения в сфере местного самоуправления.

3. Особенности предмета конституционного права как отрасли российского права.

Предмету конституционного права как отрасли российского права присущие следующие особенности:

— Всеобщность  общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.

— Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права отличаются стабильность и устойчивостью, а также, гарантированностью государством.

— Общественные отношения имеют свой специфический набор субъектов (индивид, личность, группы людей, граждане, национальности, нации и т.д.) и объектов (государство, государственные органы, права и свободы человека и гражданина, правовой статус личности).

— Исключительная важность конституционно-правовых общественных отношений в процессе функционирования государства и существования общества.

— Нормы конституционного права регулируют только базовые, основополагающие общественные отношения в установленных сферах.

— Другие особенности.

4. Методы конституционного права как отрасли российского права.

Метод конституционного права как отрасли российского права — совокупность приемов, средств и способов осуществления регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия человека и государства.

Система методов КП как отрасли:

Императивные методы:

— Метод запрета (часть 5 статья 13 Конституции РФ)

— Метод обязывания (статья 58 Конституции РФ)

— Метод субординации (статья 83 Конституции РФ)

Диспозитивные методы:

— Метод дозволение (статья 73 Конституция РФ)

Вопрос 2: Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и виды.

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

К признакам, характеризующим конституционно-правовые нормы как правовые нормы, имеющие черты, общие для всех социальных норм можно отнести:

1) нормы конституционного права — это продукт правотворческой деятельности государства;

2) конституционно-правовые нормы — это государственно-властные предписания;

3) конституционно-правовые нормы являются формально-определенными, т.е. выраженными в письменной форме;

4) конституционно-правовые нормы имеют обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами и органами государства;

5) конституционно-правовые нормы — это правила общего характера. Они обращены ко всем без исключения гражданам России, а некоторые из них — также к иностранцам и лицам без гражданства;

6) конституционно-правовым нормам присуща их неперсонофицированность. То есть они адресованы не конкретным субъектам, а всем субъектам права либо отдельным категориям (видам) субъектов;

7) конституционные нормы имеют поведенческий характер, поскольку с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение, свою деятельность любые социальные субъекты;

8) конституционно-правовые нормы обеспечены в процессе их реализации силой государственного принуждения. Однако судебные и несудебные механизмы государственного принуждения специфичны в сравнении с механизмами принуждения, применяемыми для защиты иных отраслевых норм. Так, конституционная ответственность (за нарушения норм конституционного права как отрасли права) наступает, прежде всего, перед источником наделения властными полномочиями;

9) еще одним свойством конституционных норм является их системность. Системность означает, что все конституционно-правовые нормы органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой. Системность предполагает также, что конституционно-правовое регулирование осуществляется комплексно, посредством конституционно-правовых институтов.

Конституционно-правовые нормы также обладают общими чертами, как и другие нормы права. В частности они:

1. отражают наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отношения;

2. представляют собой модель регулируемых общественных отношений;

3. отражают и закрепляют типичность социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости;

4. обладают общеобязательным характером.

Классификация конституционно-правовых норм может быть осуществлена по нескольким основаниям:

1. По содержанию,то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав.

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия. Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их.

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта. Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения.

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов. Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность.

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

7. По территории действия

 конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

Нормы конституционного права объединяются в отраслевые институты. Правовой институт понимается как совокупность норм права, регулирующих определенный круг однородных и взаимосвязанных общественных отношений, образующих отдельную обособленную группу.

studfiles.net

2. Предмет и метод конституционного права. Принципы конституционного права.

Предмет регулирования конституционного права — отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя.

Конституционно-правовые отношения — массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности. Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя РФ; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в РФ, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов.

Методы конституционного права — совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования.

Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.

Способы конституционного регулирования на общественные отношения:

1) дозволение;

2) возложение обязанностей;

3) запрет.

Конституционно-правовые методы:

1) императивный в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием.;

2) диспозитивный в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбрать одно из действий, предусмотренных в данной норме.

Принципы конст.права— исходные, основополагающие юридические положения, провозглашающие основные конституционные ценности и имеющие обще регулятивное значение. Также это правовые нормы, отличающиеся особыми свойствами: более высоким уровнем нормативности, особым регулятивным потенциалом, повышенной юридической силой и др.

В действующей Конституции РФ такие принципы отражены в основном в гл. 1 — «Основы конституционного строя», хотя некоторые из них закреплены в Преамбуле, иных главах Основного закона (например, в гл. 2 и 7 закреплены принципы правосудия). Принципы конкретных институтов конституционного права закреплены в нормах соответствующих федеральных законов.

3. Система конституционного права Российской Федерации

Система конституционного права — это его устройство, деление на подотрасли, институты и их целостное соединение. В науке нет единого взгляда на указанную систему. О.Е.Кутафин полагал, что она складывается из институтов: основ конституционного строя, гражданства, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, избирательного права, системы государственной власти, системы местного самоуправления.

Систему конституционного права предопределяют ее общеправовые и иные функции. В результате в рамках конституционного права обособляется его Общая часть — совокупность обще конституционных принципов, распространяющих свое действие на все составные части данной отрасли. К ним относятся положения глав 1, 2 Конституции РФ, закрепляющие основы конституционного строя, правового статуса граждан, их объединений, народов России, государственных органов. Указанные положения, интегрируя общество, государство, национальное право, объединяют в единое целое и само конституционное право.

В рамках Особенной части обособляются две группы норм. Одна из них — государственное право; вторая — гражданско-публичное право. Разделение этих нормативных совокупностей обусловлено относительным размежеванием государственных форм отправления верховной власти и форм негосударственного гражданского бытия индивидов, общественных объединений, социальных общностей, тех форм, которые являются публичным.

Ко второй группе форм относятся, например: способы участия негосударственных субъектов в деятельности политической системы. Поскольку государство и политическая система взаимопроникают друг в друга, то взаимопроникают друг в друга и государственно-правовые, и государственно-публичные институты в сфере того же избирательного процесса. Общими для государственного и гражданско-публичного права являются институт гражданства, информационное право, право социальных общностей, хотя структурно они в большей степени тяготеют к гражданско-публичному праву.

studfiles.net

1. Понятие, предмет и метод конституционного права рф. Его место в системе российского права

Конституционное право РФ – основополагающая отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения:

• конституционный строй, формы и способы осуществления государственной власти;

• правовое положение личности;

• государственное (национально-территориальное) устройство государства;

• организацию и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Конституционное право РФ регулирует основополагающие положения во всех сферах жизнедеятельности российского общества и государства. Содержание этого регулирования отражает качественную характеристику государства через определение формы государства в соответствии с теоретико-правовыми разработками.

Форма государства – это устройство государственной власти, включая приемы и методы осуществления государственной власти (форма политического режима), порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления (форма правления), а также порядок взаимоотношений между центральными и региональными органами власти (форма государственного устройства).

Объектом конституционного права, т. е. сферой общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права (предметом этой отрасли права) является особый срез общественных отношений, имеющихся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу устройства государства и организации государственной власти, включая отношения между человеком и государством.

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, часто встречаются метод обязывания и метод запрещения, которые вместе образуют так называемый императивный метод. Например, ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право.

2. Конституционно-правовые отношения: сущность и элементы

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, представляющие собой двустороннюю конкретную связь между специальными субъектами. Основы отношений типа государство – государство, государство – гражданин, федерация – субъект федерации, президент – парламент, депутат – избиратель, а также отношения и формы взаимодействия различных структур, институтов и ветвей власти регулируются конституционным правом и составляют конституционно-правовые отношения.

Элементами конституционно-правовых правоотношений являются субъекты, объект, содержание, юридический факт.

Субъекты конституционно-правовых отношений разделяются на индивидуальные (физические лица) и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся: а) граждане РФ; б) иностранные граждане; в) лица без гражданства; г) лица с двойным гражданством.

Иностранные граждане ограничены в некоторых правах (прежде всего, политического характера), но им на конституционном уровне гарантированы все личные права. Также иностранные граждане исполняют соответствующие обязанности (в частности, по уплате законно установленных в РФ налогов и сборов). Правовой статус иностранцев различается в зависимости от вида проживания на территории России: у постоянно проживающих и временно проживающих права различны.

Более широкую классификацию имеют коллективные субъекты конституционно-правовых отношений.

Они делятся на следующие виды: 1. Государство.2. Субъекты РФ.3. Государственные органы и учреждения.4. Органы местного самоуправления.5. Общественные объединения (в частности, политические партии).6. Некоторые другие субъекты (например окружные избирательные комиссии, не являющиеся государственными органами).

Универсальным конституционно-правовым субъектом является многонациональный народ РФ, принявший на всероссийском референдуме Конституцию РФ.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты разнообразны.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия. События – это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей. Действия – это факты, которые зависят от воли людей. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные. К правомерным юридическим фактам относятся, в частности, многочисленные акты – документы различных государственных органов (органов местного самоуправления) и должностных лиц, как нормативного (содержащие правовые нормы, рассчитанные на неопределенный круг лиц), так и индивидуального характера.

По виду наступающих последствий различают следующие категории юридических фактов: а) правообразующие; б) правоизменяющие; в) правопрекращающие.

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим составом.

studfiles.net

Понятие, предмет и метод конституционного права — Мегаобучалка

 

Конституционное право – одна из отраслей системы российского права. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой комплекс внутренне согласованных юридических норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Российское конституционное право характеризуется двойственным подходом к регулированию общественных отношений: для некоторых из них (например, труд, собственность и др.) это установление основ, так как подробнее такие вопросы регулируются иными отраслями права, для других отношений (полномочия главы государства, законодательный процесс и др.) – это подробное регулирование. В любом случае, конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в сфере правового статуса человека, его взаимоотношений с государством, а также устройства и функционирования самого государства и органов государственной власти. Следовательно, конституционное право занимает ведущее место в системе права России. Обусловлено это тем, что нормы конституционного права являются исходными в оформлении конституционного строя России, роли государства, закреплении статуса человека.

Таким образом, конституционное право Российской Федерации – это ведущая отраслью российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях систему государственной власти.

Это определение вытекает из современной концепции соотношения человека и государства. Как следует из Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Таким образом, Конституция Российской Федерации воспроизводит главный постулат прогрессивной конституционной теории, в соответствии с которой именно человек, а не государство является первейшей ценностью, то есть государство существует для человека, а не человек для государства (как было в тоталитарный советский период). Следовательно, роль государства должна сводиться только к организации публичной жизни и охране прав человека от посягательств, но не к регулированию частной жизни индивидов. Государство должно существовать для обслуживания интересов людей, а значит и все его органы учреждаются и функционируют для этих целей. При этом следует избегать распространенной ошибки по отожествлению России как страны и России как государства. Часть 2 статьи 1 Конституции закрепляет, что наименование Российская Федерация и Россия равнозначны. Это касается наименования только государства. Поэтому для избегания подмены понятий следует учитывать, что когда используют наименование «Российская Федерация» речь идет о государстве, когда говорят «Россия» речь может идти как о государстве, так и о стране России. Государство – это не вся страна, а только один из общественных институтов, наделенный публичной властью.



Но ограничивая роль государства следует помнить, что права и свободы человека тоже не могут быть безграничны, иначе они перерастут во вседозволенность. Для защиты прав других лиц государство вынуждено ограничивать права, либо налагать определенные обязанности. В то же время чрезмерное или неоправданное ограничение прав ведет к усилению этатизма и как следствие перерождению государства из слуги общества в его хозяина, который на первое место ставит служение своим интересам, а не интересам человека и общества. Поэтому нахождение баланса власти и свободы – важнейшая проблема и суть конституционного права.

Понимание того, что личный интерес стоит выше общественного и тем более, государственного не должно приводить к абсолютизации частного интереса, так как полное игнорирование интереса публичного сделает впоследствии невозможным реализацию и прав самого индивида. Ведь человек не сможет процветать в хаосе и вынужден соглашаться на ограничение части своих свобод в пользу общего блага, но только до тех пор пока это необходимо для сохранения его личного. Соответственно государственный интерес даже не третьестепенен (после личного и общественного). На самом деле он должен обеспечиваться только если направлен на благо (может не сразу очевидное) человека. Государственного интереса как самоценности не должно быть вообще, ведь он всегда промежуточное звено на пути к главной цели – блага индивидов. К примеру, гражданин России в случае агрессии обязан защищать Отечество, а не государство (ст. 59 Конституции). Роль государства – организационная (централизованная концентрация ресурсов, мобилизация, поддержание дисциплины и пр., без чего индивиды не смогут отстоять свободу), то есть оно средство, а не цель победы.

Предметом конституционного права, как и других отраслей права, являются определенные общественные отношения, урегулированные правовыми нормами. В литературе под предметом конституционного права принято понимать наиболее важные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: экономической, социальной, политической и др. Вместе с тем все эти базовые отношения можно свести к двум основным сферам, которые и будут составлять предмет конституционного права: отношения по поводу охраны прав и свобод человека и устройство российского государства и государственной власти. Все остальные отношения, складывающиеся в сфере основ конституционного строя, конституционных прав и обязанностей человека, взаимоотношений федерации и ее субъектов, гарантий местного самоуправления и др., либо являются частью этих двух, либо непосредственно из них вытекают.

Что касается основ общественного устройства (которые многими авторами, например, Авакьяном, Чиркиным и др. относятся к предмету конституционного права), то они не должны быть его предметом. Это следует из того, что если государство демократическое и правовое (как закреплено статьей 1 Конституции России), то оно не может устанавливать правовое регулирование общественного развития. Общество стоит над государством, развивается на основе саморегуляции, фундаментом которой является признание свободы и инициативы граждан. Закрепление на конституционном уровне того, что Россия, к примеру, социальное государство (статья 7 Конституции) или светское государство (статья 14 Конституции) является лишь конституционными характеристиками самого государства, а не всего общества. Государство не имеет права определять общую идеологию (статья 13 Конституции) или принципы гражданского общества, которое не может формироваться «сверху». Напротив, Конституция устанавливает ограничения для самого государства на вмешательство в свободу выбора людьми жизненных идеалов и путей устройства собственной жизни, как индивидуально, так и через объединения.

Наряду с предметом правового регулирования важнейшим критерием разграничения отраслей права является метод правового регулирования, под которым понимается совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения. То есть, если предмет позволяет определить сферу правового регулирования, то метод – средства этого регулирования. Как вам известно из курса теории права, предмет определяет метод. Конституционное право является отраслью публичного права, поэтому в нем преобладают императивные методы, предписывающие поступать только определенным образом. К ним можно отнести обязывающие (например, Правительство РФ обязано слагать свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ) и запрещающие (запрет на установление государственной или обязательной идеологии). Диспозитивный метод, позволяющий субъектам действовать по своему усмотрению (к примеру, право Президента РФ председательствовать на заседаниях Правительства РФ или возможность граждан пользоваться судебной защитой) не является основным.

Поскольку конституционно-правовые отношения публично-политические, методы конституционного права имеют особенности своего проявления.

Во-первых, это сочетание методов общих установлений для одних и подробного регулирования для других общественных отношений. Одна из задач конституционного права – установление общих основ существования государственно-личностных отношений. Решение этой задачи возможно методом принятия норм общего характера, которые в дальнейшем детализируются в одних случаях в отраслевом праве (гражданском, уголовно-процессуальном, трудовом и др.), в других случаях в конституционном праве (полномочия главы государства, законодательный процесс и др.).

Во-вторых, применяется метод установления правовых статусов. Конституционно-правовые нормы закрепляют статусы органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов конституционного права (к примеру, Конституция и Федеральный конституционный закон определяют место Правительства России в системе государственной власти, его компетенцию, ответственность).

В-третьих, достаточно тесное переплетение материального и процессуального начал. Конституционное право строится на принципе неразрывности материальных норм, закрепляющих правовое положение, компетенцию участников конституционно-правовых отношений, и процессуальных норм, определяющих процедуру их деятельности, то есть реализации их компетенции. К примеру, у Государственной Думы существуют материальные полномочия и для каждого из них есть своя процедура осуществления.

В-четвертых, наличие собственного, особого вида правового воздействия на нарушителей конституционных предписаний – конституционно-правовой ответственности, обеспечивающей действие норм данной отрасли права и отличающейся от иных видов юридической ответственности (административной, уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной). Этот вопрос будет рассмотрен подробнее позже.

 

 

megaobuchalka.ru

КП-вопросы на экзамен — Понятие, предмет и метод конституционного права Российской Федерации как отрасли права


  1. Понятие, предмет и метод конституционного права Российской Федерации как отрасли права.

Конституционное право — одна из отраслей системы права РФ. Представляет собой совокупность правовых норм, которые характеризуется , с одной стороны, внутренним единством, определенными общими признаками, с другой стороны отличаются от норм других отраслей права. Конституционное право регулирует общественные отношения складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества ( полит, соц, эконом сферах) . Особенности предмета конституционного права выражается в том, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений . Его предмету относятся те отношение, которые называют базовые, основополагающие. Они образуют фундамент всей системы социальных связей подлежащих правовому воздействий.

Единству общества обеспечиваются:

1) Лежащие в его основе принципы выражающие его качественную определенность , форм организации и функционирований.

2) Механизм, по средствам которого осуществляется управление всеми сферами жизни деятельности общества, сохраняется его целостность.

Предметом конституционного права являются такие отношения, которые определяют принадлежность гражданского государства, принципы характеризующие положения человека в обществе и в государстве , его основные права, свободы и обязанности.

Конституционное право – ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения через которые обеспечиваются организационные и функциональные единства общества , как целостный социальный системы. То есть основы конституционного стоя Российской Фдереации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систем органов государственной власти( ОГВ) и органов местного самоуправления (ОГС).


  1. Источники и система конституционного права как отрасли права.

Источниками конституционного права являются нормативно правовые акты по средствам, которых устанавливаются и получают юридическую силу государственные правовые нормы. К источником конституционного права относится только действующий в настоящие время нормативно правовой акт. Для источников права существует особый порядок не только их принятия, но их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником, действующим конституционного права.

Нормативно правовые акты, действующие на всей территории Российской федерации и имеющие сферу действия на территории субъектов российской федерации.

Конституция – является основным источником конституционного права.

Роль Конституции обусловлена следующим:

1) Нормы установлены конституцией имеют учредительный характер и являются первичными они не связанными, какими либо законами.

2) В конституции устанавливаются конституционные нормы общего характера и являющиеся основополагающими для всего конституционного правового поля.

3) Конституция как источник права характеризуют широтой содержанием выраженных в нем норм. Они охватывают устройства государства, его суть, форму, определяют субъекты власти, механизмы её реализации.

4) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России

5) Система конституционного права – можно выделить следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли или объединяют нормы закрепляющие :

1)Основы конституционного строя

2)Основы правового статуса гражданина

3)Федеративное устройство государства

4)Систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.


  1. Понятие, предмет, методы науки конституционного права.

Наука конституционного права есть совокупность, система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как отрасли права и регулируемых ее нормами общественных отношениях. Наука конституционного права лишь часть учения о праве, она справедливо рассматривается как одна из отраслей правоведения (науки о праве) и на нее распространяются все признаки, характеризующие правоведение в целом.

Наука конституционного права является неотъемлемой частью государствоведения (науки о государстве). Однако предмет государствоведения применительно к государственной организации общества значительно шире, нежели у науки конституционного права. Государствоведение изучает государство в целом, его возникновение, типы, закономерности развития, а наука конституционного права — с позиций правового регулирования тех или иных государственных институтов. Государство всегда выступает одной из сторон конституционно-правовых отношений.

Предмет науки конституционного права составляет то, на что направлено исследование в процессе изучения действительности. Этот предмет условно можно подразделить:

1) на нормы конституционного права, составляющие в совокупности отрасль права;

2) регулируемые этими нормами общественные отношения.

Наука конституционного права изучает:

1) все конституционно-правовые институты в их историческом развитии, в динамике, т. е. не только действующие конституционно-правовые нормы, но и те, которые имели место на предшествующих этапах развития государства;

2) не только отдельные нормы, но и их объединения, в том числе закономерности развития отрасли конституционного права, ее характерные черты и особенности конституционно-правовых отношений;

3) властеотношения — отношения, связанные с осуществлением государственной власти;

4) территориальные пределы осуществления государственной власти, распределение власти между отдельными территориями, субъектами Федерации, отношения человека и государства;

5) конституционно-правовой статус личности, политических партий и других общественных объединений, различных социальных общностей;

6) вопросы, связанные с высшими интересами человека, общества и государства.


  1. Источники и система науки конституционного права РФ. Взаимосвязь науки конституционного права РФ с другими правовыми науками.

Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними. Эта система формируется не произвольно. В ее основе лежит структурность самого предмета научного познания. Поскольку таким предметом является одноименная отрасль права, естественно, что каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой науки.

Совокупность теоретических выводов, положений, касающихся всех названных выше проблем, и составляет первый раздел в системе рассматриваемой науки, посвященный общей характеристике конституционного права и одноименной науки.

Второй раздел системы науки конституционного права и составляют положения, обосновывающие теорию конституции, анализирующие конституционное развитие государства.

Следующий раздел системы науки – комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания конституционно-правового института, регулирующего основы конституционного строя.

Относительно самостоятельным разделом науки конституционного права являются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей. Теоретические выводы по всем этим вопросам в системе науки, как и в системе отрасли, охватываются общим понятием «основы правового статуса человека и гражданина».

Таким образом, система науки конституционного права в своей основе соответствует системе одноименной отрасли, однако является более широкой, ибо наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а изучает и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.

Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие исходные основы научного познания.

К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения о проблемах, значимых для конституционно-правовой науки.

Источниками науки конституционного права являются и нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, прежде всего Конституция Российской Федерации. Наука выявляет теоретически обосновывает заложенные в нормативных правовых актах концепции, понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

Конституционное право является одной из отраслей российской правовой системы, но занимает среди них особое место. Соотношение Конституционного права с другими отраслями системы российского права (административное, финансовое, гражданское, трудовое,уголовное и др.), определяется соотношением между Конституционным правом и

этими отраслями права. Конституционное право является ведущей отраслью права; оно устанавливает основные начала других его отраслей. Следовательно, Конституционное право является важнейшей отраслью российского правоведения. Она определяет исходные положения для отраслевых юридических дисциплин.


  1. Становление и развитие науки конституционного права РФ.

По сравнению с рядом других отраслей правоведения конституционное право — сравнительно молодая наука. Как отдельная, самостоятельная наука она сложи­лась лишь около двух столетий назад, что было непосредственно свя­зано с появлением в конце XVIII в. первых писаных конституций и иных систематических конституционно-правовых актов, отмеченных выше. Сам же процесс становления конституционного (государственного) права как самостоятельной науки, «отпочковавшейся» от философии, социологии, политологии и других наук, охватывает всю пер­вую половину XIX столетия и даже более. В его основе лежали подго­товка и издание трудов, посвященных изучению и комментированию Конституции США, французской Декларации прав человека и гражда­нина, конституционного законодательства Великобритании и других важнейших конституционно-правовых документов. В них развивались и углублялись концепции и идеи великих предшественников XVI— XVIII вв и в то же время выдвигалось немало новых идей и теорий конституционно-правового характера в тесной связи с практикой конституционного законодательства.

Современный этап в развитии науки конституционного (государственного) права в нашей стране связан прежде всего с переходом от тоталитарного к демократическому праву. Уже в 80-х гг. в науке стали зарождаться и крепнуть идеи перехода к демократизации страны, дей­ствительного признания и соблюдения прав и свобод человека, утверж­дения правового государства, подлинного разделения властей, обнов­ления федерализма, использования местного самоуправления и др. Ко­нечно, решающую роль здесь сыграло коренное изменение социально-политической обстановки в стране на рубеже 80—90-х гг., прежде всего события августа 1991 г. и их последствия. Но нельзя не видеть, что переход к демократизации страны во многом опирался и на достижения нашей конституционно-правовой науки.

Сегодня общепризнанным является факт признания большого вклада российской юридической науки в разработку, принятие и пре­творение в жизнь первой в истории нашей страны демократической Конституции Российской Федерации и многих других важнейших конституционно-правовых актов.


  1. Конституционно-правовые нормы: понятие, признаки, особенности, классификация.

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений — предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию — основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы — общие, дефинитивные и декларативные нормы.

Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности их применения. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные:

а) Регулятивные конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников.

б) Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав

в) Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений

г) Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм

д) Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие:

а) Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой.

б) Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия

в) Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные:

а) В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта

б) Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы:

а) Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права

б) Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории


  1. Конституционно-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты, объекты, виды.

Конституционно-правовое отношение — возникающая на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.

Особенностями конституционно-правовых отношений являются:

1) специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;

2) специфика субъектного состава. Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений;

3) специфика объектов конституционно-правовых отношений;

4) многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нем общих (общерегулятивных) отношений.

Элементами, составными частями конституционно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъекты конституционно-правовых отношений — участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений называется конституционной правосубъектностью.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений отличается определенной спецификой. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать:

1. Народ как исторически сложившаяся в рамках определенной территории общность людей, которая является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ выступает в качестве субъекта в отношениях по осуществлению своей власти: избирательные отношения, референдумные отношения. Субъектом конституционного права в соответствующих отношениях является также население субъекта Российской Федерации, население муниципального образования.

2. Государство и ею территориальные единицы: Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, муниципальные образования. Эти субъекты выступают в отношениях суверенитета, обладания территорией и т. п. В отличие от, например, гражданских правоотношений в конституционно-правовых отношениях данные субъекты выступают сами по себе, а не через свои государственные органы, органы местного самоуправления.

3. Государственные органы: федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации; местные органы государственной власти * Правосубъектность государственных органов особая и называется компетенцией. Компетенция государственного органа — это совокупность предметов ведения (круга вопросов, по которым данный орган вправе принимать решения) и полномочий (прав и обязанностей) государственного органа.

4. Органы местного самоуправления.

5. Общественные и религиозные объединения — корпоративные субъекты, представляющие собой общности граждан, объединившихся по какому-либо признаку или для достижения определенных совместных целей.

6. Физические лица (индивиды) — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

7. Члены коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления — депутаты, члены избирательных комиссий и др.

Объектами конституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида. Это социально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и т. п.; социально-экономические блага — собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные блага — жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.

Содержание конституционно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой конституционного права. Фактическое содержание — это фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъективное право в юридическом содержании конституционно-правового отношения — это мера дозволенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективнаяобязанность — предписанная лицу мера необходимого поведения. Обязанности субъектов конституционно-правовых отношений различны. Выделяются общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов (например, обязанность соблюдать Конституцию и законы), обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (например, обязанность общественных объединений ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с таким отчетом), конкретные обязанности, то есть такие, которые могут принадлежать только конкретному субъекту конституционного права (например, обязанность Президента РФ в течение четырнадцати дней подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон).

Для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений необходимы юридические факты — жизненные обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть либо события, либо действия.

События — это обстоятельства, не зависящие от воли людей. Например, рождение человека становится основанием возникновения у него личных прав — права на жизнь, на личную неприкосновенность, достоинство личности и др.

Действия как волевое поведение людей, внешнее выражение их воли и сознания разделяются на правомерные и неправомерные. Правомерное действие — это волевое поведение, которое соответствует правовым предписаниям, согласуется с содержанием прав и обязанностей субъектов. Неправомерное действие — это волевое поведение, которое не соответствует правовым предписаниям, ущемляет субъективные права, не согласуется с возложенными на лиц юридическими обязанностями.

Особенностью юридических фактов в конституционном праве является широкое распространение юридических фактов-состояний, то есть обстоятельств, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически. К таким юридическим состояниям относится, например, состояние гражданства. Следует отметить, что правовые состояния одновременно сами являются правоотношениями.

Конституционно-правовые отношения, как правило, возникают, изменяются или прекращаются под действием не одного, а нескольких юридических фактов, образующих фактический состав. Фактический состав — система юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения). Например, для возникновения у лица права быть избранным Президентом РФ необходим фактический состав, включающий несколько юридических фактов: гражданство Российской Федерации, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в Российской Федерации в течение 10 лет, а также несостояние лица в должности Президента РФ в течение двух предыдущих сроков полномочий.

Классификация конституционно-правовых отношений проводится по нескольким основаниям.

1. По способу индивидуализации субъектов конституционно-правовые отношения разделяются на общие и конкретные. Общими правоотношениями являются правоотношения, основанные на таких общих правах и обязанностях. субъекты которых не имеют поименной индивидуализации. Субъектами таких правоотношений выступают все субъекты в рамках правовой системы, каждый находится в отношении с каждым. Положение каждого субъекта общего правоотношения отличается особым юридическим состоянием, особыми юридическими позициями в отношении других субъектов. Например, право на охрану здоровья и медицинскую помощь принадлежит каждому человеку, всякий обязан не противодействовать другому в реализации этого права.

Конкретные правоотношения — это отношения, субъекты (хотя бы одна из сторон правоотношения) которых определены путем поименной индивидуализации. Конкретные правоотношения разделяются на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях поименно определены все субъекты (например, правоотношение между Государственной Думой и Президентом РФ по даче согласия на назначение Председателя Правительства РФ). В абсолютных правоотношениях поименно определена одна сторона — носитель субъективного права. Все другие лица являются носителями юридической обязанности не препятствовать осуществлению управомоченным лицом своего права. Абсолютным, например, является правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 105 Конституции РФ, которая устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Таким образом, только Государственная Дума выступает носителем права принимать федеральные законы. Все остальные государственные органы и должностные лица не вправе нарушать это право каким-либо образом и обязаны соблюдать его.

2. В зависимости от функций норм, на основе которых возникают конституционно-правовые отношения, последние разделяются на регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные отношения возникают вследствие правомерного поведения их субъектов на основе действия регулятивных норм, через них реализуются их права и обязанности. Охранительные отношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов на основе охранительных юридических норм, через них реализуются меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав.

3. Регулятивные отношения в зависимости от характера прав и обязанностей субъектов и разновидностей регулятивных конституционно-правовых норм разделяются на правоотношения активного и пассивного типа. Правоотношения активного типа складываются на основании обязывающих норм, возлагают на лицо обязанность совершить определенные действия (например, правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 112 Конституции РФ, содержанием которого является обязанность Председателя Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представить Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти). Конституционно-правовые отношения пассивного типа складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются пассивной обязанностью обязанного субъекта соблюдать права другого лица (в случае действия управомочивающих норм примером может быть уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 105 Конституции РФ) или соблюдать установленный запрет (в отношении, основанном на запрещающей норме, например, норме ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, запрещающей принудительный труд).

Конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, например, на материальные и процессуальные, на временные и постоянные (правовые состояния), по конституционно-правовым институтам, на основе которых они воаникают, и т. д.

topuch.ru