Предмет и метод теории государства и права ответ на экзамен кратко – Понятие, предмет и метод теории государства и права. Место теории государства и права в системе юридических наук.

Теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы (А. В. Селянин, 2009)

1. Предмет и метод теории государства и права

Предмет той или иной науки – это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает. Любая наука имеет свойственный только ей одной предмет, которым и определяются самостоятельность, своеобразие и особенности той или иной науки, ее отличие от других.

Предмет рассматриваемой науки «Теория государства и права» имеет свои особенности:

1) теория государства и права изучает государство и право в целом, в их наиболее общем виде. Она исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем;

2) основные коренные вопросы. Круг вопросов, относящихся к предмету теории государства и права, не ограничивается их закономерностями. Эти вопросы должны характеризовать и раскрывать государство и право в целом, изучать и разрабатывать сущность, типы, формы, функции, структуру и механизм действия государства и права, правовой системы;

3) общая теория. В данном случае теория государства и права разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия или категории юриспруденции, которыми руководствуются и пользуются все без исключения науки о государстве и праве; многими из них оперирует правотворческая и правоприменительная практика;

4) единство науки. Теория государства и права – наука, предмет которой составляют государство и право, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии.

Необходимо отметить, что предмет теории государства и права составляют:

1) закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система;

3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки.

Метод теории государства и права представляет собой способы, приемы, средства изучения. Методы можно разделить на общие, используемые большинством наук, и частные, применяемые для изучения отдельных наук или некоторых разделов и сторон конкретной науки.

Среди общих методов изучения теории государства и права следует отметить исторический и логический методы. Совпадая по конечной цели исследования, исторический и логический методы различаются между собой исходными материалами, а также непосредственными задачами исследования. Первый метод характеризуется конкретно-историческими, историко-эмпирическими формами изложения материала, второй – абстрактно-теоретическими формами.

Наряду с общими теория государства и права пользуется также и частно-научными методами современного познания, а именно методами:

1) системно-структурного анализа. Данный метод исходит из того, что:

а) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов;

б) система образует единство со средой;

в) любая исследуемая система, как правило, представляет собой элемент системы более высокого порядка;

г) элементы любой исследуемой системы в свою очередь обычно выступают как системы более низкого порядка;

2) функциональным. Он используется для выделения в государственно-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними;

3) статистическим. Данный метод основывается на количественных способах получения данных;

4) моделирования. Он направлен на воспроизведение структур механизма функционального действия государства и права, процессов демократии и правового регулирования;

5) конкретных социологических исследований, осуществляемый на основе единства системно-структурного, функционального, статистического методов и метода моделирования;

6) сравнительным и др.

kartaslov.ru

Ответы к экзамену Теория Государства и права

Теория Государства и права.

Содержание.

  1. Понятие науки теории государства и права.
  2. Предмет и методы теории государства и права.
  3. Функции теории государства и права.
  4. Место теории государства и права в системе юридических наук.
  5. Основные причины возникновения государства. Теории происхождения государства.
  6. Понятие и признаки государства, его сущность и назначение в обществе.
  7. Основные подходы к пониманию государства.
  8. Типология государств. Понятие типа государства, их виды.
  9. Понятие и виды функций государства.
  10. Правовые формы осуществления функций государства.
  11. Понятие и элементы формы государства.
  12. Понятие, признаки и виды монархий.
  13. Понятие, признаки и виды республик.
  14. Характеристика унитарной формы государственного строя.
  15. Характеристика федеральной формы государственного строя.
  16. Конфедерация как форма объединения государств..
  17. Государственно-политический режим: понятие и виды.
  18. Понятие механизма и аппарата государства. Принципы организации и деятельности аппарата современных государств.
  19. Орган государства: понятие, признаки, виды. Государственный служащий: понятия, виды.
  20. Понятие и основные черты гражданского общества.
  21. Соотношение государства и гражданского общества.
  22. Понятие и признаки социального государства.
  23. Понятие и признаки правового государства.
  24. Формирование социального правового государства в Украине.
  25. Политическая система общества: понятие и структура.
  26. Общественные объединения в политической системе общества; их понятие и виды.
  27. Понятие и виды прав человека. Тенденции развития прав человека в современный период.
  28. Юридические гарантии прав человека: понятия, виды.
  29. Понятие правового статуса лица.
  30. Элементы (структура) правового статуса лица.
  31. Виды правовых статусов лица.
  32. Основные подходы к пониманию права.
  33. Понятие и сущность права.
  34. Признаки права.
  35. Социальная ценность права.
  36. Понятие и виды функций права.
  37. Понятие и виды принципов права.
  38. Социальные нормы: понятие, признаки, виды.
  39. Право и мораль, их соотношение.
  40. Право и корпоративные нормы, их соотношение.
  41. Понятие и признаки норм права.
  42. Структура нормы права. Виды элементов правовых норм.
  43. Классификация норм права.
  44. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.
  45. Понятие правотворчества и его признака.
  46. Виды правотворчества.
  47. Принципы правотворчества.
  48. Правотворческая техника: понятие и элементы.
  49. Законотворческий процесс: понятие и стадии.
  50. Понятие и виды форм права.
  51. Понятие и признаки нормативно-правовых актов.
  52. Виды нормативно-правовых актов.
  53. Структура нормативно-правовых актов.
  54. Понятие юридической силы нормативно-правовых актов.
  55. Понятие, признаки и виды законов.
  56. Понятие и виды подзаконных нормативно-правовых актов в Украине.
  57. Действие нормативно-правовых актов во времени.
  58. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и за кругом лиц.
  59. Понятие и элементы системы права.
  60. Предмет и метод правовой регуляции как критерии строения системы права.
  61. Понятие и виды отраслей и институтов права.
  62. Понятие публичного и частного права.
  63. Соотношение системы права и системы законодательства.
  64. Систематизация законодательства: понятие, способы и значения.
  65. Понятие и виды кодификации законодательства.
  66. Понятие и виды инкорпорации законодательства.
  67. Понятие и признаки правоотношений.
  68. Виды правоотношений.
  69. Субъекты правоотношений: понятие, юридические свойства и виды.
  70. Субъективное юридическое право и юридическая обязанность: понятие, элементы, виды.
  71. Объекты правоотношений: понятие и виды.
  72. Юридические факты: понятие, виды и значения.
  73. Понятие и формы реализации норм права.
  74. Понятие и признаки применения норм права.
  75. Основные стадии процесса применения норм права.
  76. Понятие пробелов в законодательстве. Аналогия закона и аналогия права как способы преодоления пробелов в процессе применения норм права.
  77. Основные требования к правильному применению норм права.
  78. Понятие и признаки актов применения норм права.
  79. Виды актов применения норм права.
  80. Понятие и значение толкования норм права.
  81. Способы толкования норм права.
  82. Виды толкования норм права за субъектами.
  83. Виды толкования норм права по объему их содержания.
  84. Понятие и признаки актов толкования норм права.
  85. Виды актов толкования норм права.
  86. Понятие, состав и виды правомерного поведения.
  87. Правонарушение: понятие, признаки и состав.
  88. Виды правонарушений.
  89. Понятие, признаки и основания юридической ответственности.
  90. Цели и функции юридической ответственности.
  91. Понятие, значение и принципы законности.
  92. Гарантии законности: понятие и виды. Понятие и виды юридических гарантий законности.
  93. Понятие правопорядка и его соотношения с законностью.
  94. Понятие и структура правосознания.
  95. Виды правосознания.
  96. Понятие и элементы правовой культуры лица, его значения для формирования правового государства в Украине.
  97. Понятие и средства правового воспитания лица.
  98. Правовой нигилизм и правовой идеализм как формы деформации правосознания.
  99. Понятие и элементы правовой системы. Основные семьи (типы) правовых систем.
  100. Характеристика основных семей (типов) правовых систем мира.
  101. Понятие, стадии и типы правовой регуляции.
  102. Понятие и элементы механизма правовой регуляции.
  103. Понятие и условия эффективности правовой регуляции.

ОТВЕТЫ:

1. Понятие науки теории государства и права.

Многие гуманитарные науки изучают государственно-правовые явления. В отличие от них теория государства и права имеет юридический характер, изучает прежде всего юридический аспект социальных явлений. Иногда в предмет теории государства и права включаются неправовые категории, позволяющие лучше понять и осмыслить юридические процессы. Это, например, гражданское общество, политическая система, мораль, культура, общественное сознание и некоторые другие.

Государство и право изучается целым комплексом юридических наук, образующих особую систему научного знания — правоведение. Каково же место теории государства и права в системе юридических наук?

Во-первых, теория государства и права изучает государственно-правовые явления целиком, в комплексе. Остальные юридические науки являются узкоспециализированными, исследуют лишь отдельные юридические аспекты государства и права. Например, наука уголовного права изучает основу уголовно-правовой охраны общественных отношений; наука финансового права — правовое регулирование общественных отношений в сфере финансов; наука конституционного права — конституционные основы государственного устройства. Предметом отраслевого исследования может выступать таможенное дело, исполнительно-распорядительная деятельность, арбитражный процесс, природопользование, налоговая система и т.д. То есть большинство иных юридических наук изучают государство и право только с определенных позиций.

В свою очередь, теорию государства и права характеризует комплексный, всесторонний подход к изучению государственно-правовых явлений. Ее предмет охватывает все основные юридические признаки государства и права, взятые в единстве и взаимодействии.

Во-вторых, теория государства и права — общетеоретическая наука, закладывающая концептуальные основы всех юридических наук. Теория государства и права соотносится с ними во многом как общее и специальное научное знание. Она вырабатывает общеправовые категории, которые носят универсальный характер и в дальнейшем используются остальными юридическими науками. Общие понятия права, государства, правовой отрасли, нормы, правоотношения, правосубъектности, юридической ответственности и многие другие формулируются именно теорией государства и права. Отраслевые науки развивают, конкретизируют общеправовые категории с учетом своей отраслевой специфики. Так, на базе общетеоретических представлений наука уголовного права формулирует понятия уголовно-правовой нормы, источника уголовного права, уголовно-правового отношения, уголовной ответственности. Итак, теория государства и права формирует основы юридического мировоззрения.

В-третьих, теория государства и права обладает высоким уровнем абстракции, изучает основные, глобальные, общие закономерности возникновения и развития государственно-правовых явлений. К последним относятся, прежде всего, понятие, сущность, типы, формы, функции, структура, механизм, исторические тенденции и перспективы государства и права. Главное здесь — общетеоретическое осмысление правовой реальности.

Отраслевые юридические науки носят в большей степени прикладной, практический характер, используя выводы теории государства и права как базис для научных исследований уже в своей сфере. В свою очередь, теория государства и права использует теоретический и эмпирический материал, накопленный отраслевыми науками, анализирует и обобщает его для общетеоретических выводов. Таким образом, происходит взаимообогащение общетеоретического и отраслевого научного знания в системе юридических наук.

В четвертых, большинство юридических наук изучает государственно-правовые явления на примере конкретного государства — Российской Федерации, или зарубежных стран. Существует, например, наука уголовного права России, наука конституционного права России, наука гражданского права России. В отличие от них теория государства и права во главу угла ставит не закономерности какого-то конкретного государства и права или группы государств, а общетеоретические правовые категории. Это универсальная наука, в основе которой — анализ всех без исключения государственно-правовых явлений в общемировом масштабе.

В-пятых, одни юридические науки изучают исторический аспект государства и права, другие — современность. Теория государства и права исследует одновременно и исторический, и современный «разрез» государственно-правовых явлений. Предметом изучения выступают государственные и правовые системы прошлого и настоящего, их закономерности, взаимосвязи, генезис (развитие), общие проблемы и перспективы. Таким образом, теорию государства и права интересует прошлое, настоящее и будущее государства и права.

mirznanii.com

1. Предмет, функции и методология теории государства и права

Теория государства и права (ТГП) – это отрасль юридического научного знания, выявляющая закономерности становления развития и функционирования государственных правовых явлений, а также вырабатывающая понятия и категории общие для всех отраслевых юридических наук.

Предмет науки в концентрированном виде содержит то, что данная наука изучает. Предметом ТГП являются наиболее общие закономерности становления, развития и функционирования государственных правовых явлений, а также выработка понятий и категорий, общих для всех юридических наук. Объект науки представляет собой то, что должно быть данной наукой изучено. Для ТГП объектом является государство и право. «Предмет» уже «объекта», предмет – это изученный объект.

Метод науки – это совокупность средств, приемов и способов по изучению предмета науки. Метод ТГП – это совокупность средств, приемов и способов по изучению наиболее общих закономерностей становления государственных правовых явлений, а также по выработке категорий общих для всех юридических наук. Если «предмет» отвечает на вопрос «что?», то «метод» – на вопрос «как?».

Методы:

  • Философский – формируются наиболее общие подходы; применяется в сочетании с общими и частными методами

  • Общенаучные – методы, характерные для всех или многих областей научного знания

    • Исторический – рассмотрение государственно-правовых явлений в историческом контексте

    • Системный – рассмотрение государственно-правовых явлений как иерархических систем (система права, ее отрасли, подотрасли и т.д.)

    • Функциональный – выявление механизмов функционирования государственно-правовых явлений

    • Логический

      • Анализ – процесс разложения целого на составные части (структура нормы права)

      • Синтез – процесс восстановления целого из элементов (характеристика формы государства)

      • Дедукция – переход на основе общего знания к частному (переход от признака к классификации)

      • Индукция – переход на основе частного знания к общему (обобщение единичных фактов в общий вывод)

Функции ТГП (отвечают на вопрос «зачем?») показывают познавательную ценность изучаемых государственно-правовых явлений. Выделяют:

  • гносеологическая – познавательная

  • онтологическая – о бытии, возникновении и развитии государства и права

  • методологическая – выработка общих методов познания

  • эвристическая – нахождение истины

  • прогностическая – формирование прогнозов

  • практически-организационная – рекомендации по совершенствованию законов, практики и пр.

  • воспитательная – повышение правовой культуры

studfiles.net

Вопросы и краткие ответы к экзамену по ТГП Часть 1

1. Понятия общества и его признаки.

Совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически или группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями). Территория, общность, автономность, саморегуляция

2. Власть её роль в жизни общества.

Возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Роли: Коммуникативная, Координационная, Управленческая, Контрольная

3. Нормы поведения и организация власти в первобытном обществе.

Нормы поведения = обычаи, ячейка — род, организация власти носила общественный характер.

4. Предмет и метод теории государства и права.

Предмет — что изучает — Взаимодействие общества и государства. Метод — способ, прием познания окружающей действительности. Совокупность методов — методология. Это и общенаучные методы (дедукция/индукция, исторический анализ и пр.). Вторая группа — частно-научные методы. Границы условно. 

5. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук.

Все науки, которые связаны с гос-вом и правом. Обобщающая наука, вводная, фундаментальная, методологическая (положения для других наук). Ни одна из дисциплин, ни все вместе не дают представление о государстве и праве в целом.

6. Причины и формы возникновения государства.

Разделение труда, обмен, необходимость объединения (работа, война). Афинская форма — классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества.Римская форма — родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство. Германская форма — государство возникает как результат завоевания обширных территорий.

7. Теологическая теория происхождения государства.

На основе веры, вся власть от Бога. Теос — Бог.

8. Патриархальная теория происхождения государства.

Люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства

9. Договорная форма происхождения государства.

Люди каким-то образом договорились между собой, чтобы объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей.

10. Теория насилия по вопросу о происхождении государства.

После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную организацию. Внутреннее насилие или внешнее.

11. Ирригационная теория происхождения государства.

Необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах

12. Материалистическая теория происхождения государства.

Частная собственность. экономически господствующий класс для закрепления политически своего господства и создает государство.

13. Психологическая теория происхождения государства.

Особыми свойствами человеческой психики, стремлением людей к поиску авторитета.  Лидера, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. 

14. Понятие и признаки государства.

Особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа. Территория, суверенитет, налоги, правотворчество, аппарат управления, политическая власть.

15. Типы государства: различные подходы.

Классификация государств по определённым типам (группам) на основе закономерности возникновения, развития и функционирования. Формационный подход (по истории: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое) и Цивилизационный (по цивилизации: восточные, западные или древние, средневековые, современные и пр.).

16. Понятие и классификация функций государства.

Определяемые его сущностью и социальным назначением основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Внешние, внутренние.

17. Характеристика основных внутренних функций Российского государства.

Экономическая, Политическая, Социальная, Экологическая, правоохранительная, идеологическая.

18. Характеристика основных внешних функций Российского государства.

Внешнеполитическая, обороны и безопасности, экономического и политического взаимодействия с другими гос-вами, борьба с преступностью, научно-техническая, культурная, экологическая.

19. Формы и методы осуществления функций государства.

Делят на правовые (правотворческая, правоисполнительную, правоприменительная, правоохранительная, контрольно-надзорная) и организационные (для осуществления правовых функций).

20. Понятие и элементы формы государства.

Форма — как организована государственная власть,а также территориальная организация государства. два элемента — форма правления и форма государственного устройства.

21. Формы государственного правления. Монархия.

При которой в системе высших органов власти имеется монарх. Власть монарха не зависит ни от одного другого органа государства, монарх никому неподотчетен и неподконтролен. Абсолютные (вся полнота власти), ограниченные или конституционные (дуалистические (монарх — исп.власть), парламентские (лишен реальной власти))

22. Формы государственного правления. Республика.

Власть принадлежит органу, избираемому населением на определенный срок. Есть парламент, правительство и президент. парламентские и президентские (классическая (США), смешанная (Россия), суперпрезидентская (слабо развито разделение властей)).

23. Формы государственного и территориального устройства.

Территориальная организация государства, характеризуемая соотношением государства в целом и его частей. Унитарные (неделимая территория), федеративные (Союзное гос-во)Россия), конфидерация (временный союз государств, созданный для достижения каких-либо целей).

24. Политический (государственный) режим: понятия и виды. Демократия.

Совокупность приемов и способов осуществления гос. власти. Признаки демократического режима (Частная и др. собственность, власть народу, выборы, разделение властей, свободные СМИ, экономическая свобода, контроль у народа за деят. гос.органов, развитые институты гр.общества, СРО.

25. Политический (государственный) режим: понятия и виды. Авторитаризм.

Анти демократический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль за политической жизнью общества, но не претендующий на тотальный контроль и регламентацию со стороны государства всех сфер жизни общества. Признаки: Монополия на политическую власть, Силовые методы управления, управление отдельными сферами жизни у гражд.лиц, Невмешательство во вне политические сферы жизни общества.

26. Политический (государственный) режим: понятия и виды. Тоталитаризм.

Одна партия, диктатор, идеология, аппарат принуждения, контроль над СМИ, пропаганда, плановая экономия.

27. Механизм государства: понятие и структура.

Механизм государства = государственный аппарат + государственные учреждения + материальные средства (армия, полиция, тюрьмы) с помощью которых осуществляются задачи и функции государства.

28. Органы государства: понятия, признаки, виды.

Первичное звено власти, обладающее властными полномочиями. Признаки: наличие государственно-властных полномочий, образуется в установленном законом порядке, наделяется компетенцией (полномочия), взаимосвязан с иными органами, обладает своей структурой, внутренним устройством. Виды: парламент, президент, правительство, министерства, суды, прокуратура, армия, полиция.

29. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Разновидности современных систем, государственных органов.

Принцип разделения властей, разграничения функций между органами государства, принцип верховенства права и Конституции, законности, демократизма, научности, компетентности и профессионализма. 

30. Политическая система общества: понятие и структура.

Это система взятых в единстве и взаимодействии государствен-ных, общественных организаций, иных политических институтов, которые на основе определен-ных норм и принципов участвуют в политической жизни общества, осуществляют определенные политические функции. Структура: организационный, нормативный, функциональный, идеологический и коммуникативный элементы.

31. Место и роль государства в политической системе общества.

Сущность двойственна. 1) служит интересам принуждения, 2) выполняет ряд общесоциальных задач. На ранних этапах развития государства оно в большей степени выполняло карательные классовые функции.

32. Система разделения властей: генезис (происхождение) и современное состояние.

Фр.деятель Дж.Лильберн: одни и те же люди не должны принимать законы и их же реализовывать. Необходимость в механизме сдержек и противовесов. Сейчас: прокуратура, ВЦИК.

33. Законодательная власть: функции и принципы организации.

Основная функция — подготовка и принятие законов, а так же контроль за исполнительной властью прежде всего в финансовой сфере. (фед.собрание)

34. Исполнительная власть: функции и принципы организации.

Вторичная или подзаконная ветвь государственной власти, осуществляемая коллегиальным органом — правительством. Основная функция правительства — осуществление текущей политики, организация и проведение мероприятий властно-распорядительного характера в рамках действующего законодательства.

35. Судебная власть: функции и принципы организации.

Особая независимая ветвь государственной власти, осуществляющая ее в специфической форме — форме правосудия. Характеризуется судоустройством и судопроизводством.

36. Избирательная система. Понятия.

Процедура определения победителей на выборах. Принципы: Всеобщность, Равенство, Прямой характер голосования, Тайность голосования.

37. Мажоритарная избирательная система.

Для победы необходимо набрать установленное законом большинство голосов. Виды: Абсолютного большинства (50%+1), относительного большинства (больше всех), квалифицированного большинства (установленное законом).

38. Пропорциональная избирательная система.

Количество мест в парламенте у каждой партии должно быть пропорционально числу поданных за нее голосов. Может проходить большое количество партий.

39. Институты прямой демократии. Референдумы.

Всенародное голосование по актуальным вопросам общественно-политической жизни страны. Конституционный, Законодательный, Плебисцит / Решающие, Консультативные / Обязательные, Не обязательные.

40. Правовое государство.

Государство, где господствуют право и закон во всех сферах общественной жизни. Принципы: верховенство права и законов, разделение властей, реальность прав личности, разграничение функций общества и гос-ва, взаимная отвественность личности и гос-ва, внутр.законы = междунар.

41. Социальное государство.

Политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

studfiles.net

Ответы к экзаменационным билетам по Теории государства и права

1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

В самом общем виде предмет теории права и государства можно обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех го­сударственно-правовых явлений и процессов. Предмет теории права и государства является достаточно сложным обра­зованием, и составляющую его проблематику можно определенным образом сгруппировать. Исследование предмета теории права и государства предпола­гает характеристику: а) сущности права и государства; б) общих черт, присущих праву и государству любого типа и любой системы; в) общих закономерностей генезиса (происхождения) права и государства; г) типов и форм права и государства; д) общих закономерностей, принципов, механизмов развития и функцио­нирования права и государства; е) общих закономерностей связи права и государства друг с другом и дру­гими социальными явлениями; и др. Нужно заметить, что к предмету теории права и государства относится и проблематика, связанная с ее “самопознанием” — с характеристикой ее пред­мета, метода, места в системе наук и т. п. Сложность предмета теории права и государства определяется и тем, что он охватывает не только статические моменты (собственно право и государ­ство), но и их динамику (в частности, процесс правового регулирования).

Метод в науке, в научной деятельности — это знание, с помощью которо­го добывается новое знание. В основе методологии (системы методов) общей теории права и государ­ства лежит философия. В правовой методологии выделяют категорию специальных методов, к ко­торым относят, формально-догматический метод (его называют также специально-юридическим, формально-юридическим) и метод толко­вания. Иногда к этой группе относят сравнительно-правовой метод. Важное место в методологии общей теории права и государства занимает метод сравнения. Сравнительный метод может быть синхроническим (синхронным) и диахроническим (сравнительно-историческим). Конкретно-социологический метод также олицетворяет собой особое на­правление общетеоретических исследований — социологию права, которая изучает “право в действии”: связи права с жизнью, эффективность государст­венно-правового регулирования. Метод аналогии, который лежит в основе и метода моделирования, и метода экстраполяции и др. В методологии правоведения еще не полностью оценен метод экстраполяции (распространения), который позволяет формировать общеправовое и общегосударственное знание путем надежных аналогий

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Существует несколько теорий происхождения государства:

— Теологическая — теория объясняющая возникновение божественной волей (Фома Аквинский)

— Патриархальная теория — государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи (Аристотель)

— Органическая теория — государство как организм, а законы — процессы человеческой психики Платон)

— Теория насилия. Известны Восточный путь возникновения государства 5 тысяч лет назад и Западный — классовое разделение власти

3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Вопрос о происхождении права и государства свидетельствует о том, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении права и государства. Мыслители различных времен и народов по разному объясняли и объясняют когда и в силу каких причин возникают государство и право. Одни считают что государство и право это вечные спутники человеческого общества поскольку они возникают одновременно с обществом и существуют до тех пор пока существует общество. По мнению др. исследователей (большинство) государство и право возникает не одновременно, а лишь на определенной ступени его исторического развития. Наиболее распространенными теориями происхождения государства и права являются: теологическая (теос греч. — бог), патриархальная, договорная, теория насилия, макрсистско-ленинская и др. Теологическая зародилась в глубокой древности. Наибольшее развитие получила в эпоху средневековья. Определенное распространение имеет и сейчас. Наиболее видным представителем этой теории является средневековый ученый-богослов Фома Аквинский 13 век. Теологическая теория не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Общество а вместе с ним государство и право возникают одновременно и являются творением божественного разума. Все что существует на земле по воле бога. Государство и право вечны как и сам бог. Монарх как наместник бога на земле. Патриархальная теория (древняя) – её основоположниками были древнегреческие мыслители Платон и Аристотель 3-2 век до нашей эры. Согласно этой теории государство возникает в результате разрастания семьи. По мнению Аристотеля разрастание семьи ведет в начале к появлению поселений которые за тем преобразуются в государство. Согласно этой теории глава семьи – патриарх, становится главой государства – монархом. Причём власть монарха является естественным продолжением власти над своими детьми – своими подчиненными. Патриархальная теория имела распространение в 17, 18 века. Русский философ – Михайловский. В настоящее время эта теория рассматривается как не вполне научная. Договорная теория выражается в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Своё развитие получила в 17 –18 веках хотя истоки этой теории находятся в трудах еще мыслителей древней Греции 5-4 век до нашей эры. Наиболее известными представителями были: Гроцель, Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Радищев. Согласно договорной теории государство – результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав полученных от бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. По этому что бы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав. Теория насилия возникает в 19 веке в Германии в двух вариантах как теория внутреннего насилия и теория внешнего насилия. Основоположник теории внутреннего насилия является нем. философ Е. Дюринг. Согласно теории внутреннего насилия государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Государство создается как сила выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества которая не желает подчинятся воли большинства. Теория внешнего насилия – немец. мыслители Гумплович и Каутски. Согласно теории внешнего насилия государство возникает в результате завоевания одного племени или народа другим. Государство создается как аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка. С этой же целью создается и право. Марксистская теория (классовая, экономическая) возникла в 19м веке основоположники Маркс и Энгельс. Энгельс ,,Происхождение семьи, частной собственности и государства» — Ленин полностью разделял. Советская наука и наука др. социальных стран считала эту теорию единственно правильной. С точки зрения марксисткой теории государство и возникает как результат раскола общества на антагонистические классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение государства и права как естественно исторический процесс развивающийся по своим собственны законам. С точки зрения Марксисткой теории развитие экономики в первобытном обществе привело к крупным общественным разделением труда (выделение пастушечьих племен, отделению ремесла от земледелия, появление купечества) послужившие появлению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы и к классовой борьбе. Государство, а вместе с ним и право создаются классом собственников (эксплуататоров) для удержания в повиновении, для подавления классов не собственников (эксплуатируемых).

4. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Сущность государства рассматривается как орудие неорганической власти, диктатуры господства класса.

В понимание сущности государства существуют два основных подхода классовый и надклассовый. Классовый подход в понимании сущности государства выражен в основном в марксистско-ленинской теории государства. Согласно марксистско-ленинской теории, государство есть классовое явление. Оно всегда носит классовый характер, возникает в результате раскола общества на классы, существует только в классовом обществе и с исчезновением классов должно отмереть. Государство в марксистско-ленинской теории выступает как орудие классового господства, как машина для подавления одних классов эксплуатируемых др. эксплуататорами. Другой подход – надклассовый, выражается в различных не марксистских теориях государства: теория правового государства, теория плюралистической демократии, теория государства благоденствия, теория элит, технократическая теория. Теории по разному раскрывают сущность государства, но не одна из этих теорий не рассматривает государство как орудие классового господства.

5. ПРИЗНАКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО ОТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ДОКЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА (ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА)

Экономика первобытного общества была основана на общественной собственности. Это было общество экономически равных. Развитие экономики шло по двум направлениям — совершенствование орудий труда и совершенствование организации труда. Структура. Основной единицей общества была родовая община.

mirznanii.com

§ 2. Предмет и метод теории государства и права

Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется и то, как исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование (с применением каких приемов и способов), раскрывает ее метод.

Таким образом, предмет науки – это то, что изучает данная наука (круг вопросов, исследуемых данной наукой).

Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, предмет науки важно отличать от ее объекта. Объект – это некая целостность, изучаемая несколькими (многими) науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет, свою проблематику. Иными словами, предмет науки есть то, что она теоретически осваивает в определенном объекте, т.е. часть объекта.

В теории государства и права в качестве объекта выступают государство и право, которые в то же время исследуются и другими науками, причем как юридическими (историей государства и права, историей политических и правовых учений и др.), так и неюридическими (философией, социологией, политологией и др.).

Предмет теории государства и права составляют:

1. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права и органически связанных с ними иных социальных явлений и процессов.

Выражение «наиболее общие закономерности» означает, что данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, т.е. их наиболее общие черты, присущие государству и праву любого общества, где бы и когда бы оно ни находилось. Причем, изучение государства и права в рамках данной науки осуществляется исходя из их органического единства и взаимосвязи.

2. Основные понятие и категории юриспруденции, которые пронизывают собой все юридические науки.

Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что данная наука разрабатывает систему понятий и категорий не только «для собственного пользования», но и для всей юриспруденции. К таким понятиям и категориям можно отнести: государство, орган государства, право, источники права, нормы права, система права, правоспособность и дееспособность, правотворчество, правоприменение, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность и др. Понятия и категории служат формой отражения мира и мышления. С их помощью познаются сущность явлений и процессов, их связи, обобщаются наиболее важные свойства. Понятия и категории позволяют описывать изучаемые явления.

3. Методология юридической науки.

Формулируя закономерности развития государственно-правовых явлений, теория государства и права ориентирует другие юридические науки на анализ важнейших тенденций функционирования государства и права, снабжает их методологическим инструментарием, теориями и концепциями.

Методология теории государства и права

Всякое научное исследование предполагает определение не только предмета исследования, но методов, с помощью которых этот предмет исследуется.

Метод науки – это совокупность приемов и способов, используемых в процессе познания предмета науки.

Учение о методах научного познания называется методологией. Методология любой науки – явление сложное, рассматриваемое большинством современных ученых как многоуровневая система средств и методов познания, с выделением в ней, нескольких уровней:

1. Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие универсальные принципы мышления, охватывающие весь процесс научного познания.

К ним относятся метафизика и диалектика. Метафизика рассматривает явления как вечные и неизменные; диалектика – как развивающиеся.

Длительное время в отечественной теории государства и права в государственно-правовые явления изучались исключительно на основе диалектического метода, а точнее метода материалистической диалектики.

Несомненно, применение диалектического метода позволяет глубоко изучить государство и право, учитывая постоянную их изменчивость, тесные взаимосвязи между собой, между ними и другими социальными явлениями.

Вместе с тем, нельзя не учитывать и тот факт, что в праве существуют и некие устойчивые, незыблемые идеи, принципы, факт существования которых не зависит (не должен зависеть) ни от каких обстоятельств. Это принципы, закрепляющие основополагающие права и свободы человека. Именно использование метафизического метода позволяет изучить и глубоко проанализировать их.

Философские, мировоззренческие подходы зачастую основаны на попытках объяснения государственно-правовых явлений через влияние какого-либо одного фактора: религиозного, природно-климатического, экономического, социального, психологического и т.д.

Так, теологическое (религиозное) мировоззрение, которое развивалось философами и богословами Аврелием Августином, Фомой Аквинским, интерпретирует государство и право как сверхъестественное проявление Божественной воли. Поэтому, источником государства и права с точки зрения данной теории, является Божественный промысел.

Государство и право могут также трактоваться в контексте доминирующего влияния внесоциальных, природных факторов. Таких, как: , почвы, географической среды, климата, врожденных качеств человека, его инстинктов. В этом суть натуралистического мировоззрения, одним из авторов которой был французский юрист XVI в. Жан Боден.

Нельзя не отметить роль так называемой социальной парадигмы, объясняющей природу государства и права влиянием социально-экономических и социокультурных факторов. Эту парадигму составляют разнородные теории, такие как, например, марксизм, созданный немецкими философами К. Марксом и Ф. Энгельсом, теория солидаризма французского юриста Л. Дюги, теория насилия немецких авторов Е. Дюринга и К. Каутского и австрийского правоведа К. Гумпловича.

2. Общие (общенаучные) методы – это приемы, которые охватывают не весь процесс научного познания, а применяются на отдельных его этапах (в отличии от всеобщих). При этом данные методы используются во всех науках. Отсюда и название – общие (общенаучные).

К общенаучным можно отнести:

— системно-структурный метод;

— функциональный метод;

— общие логические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.).

Системно-структурный метод основан на том, что все государственно-правовые явления имеют внутреннюю структуру, и в то же время сами входят в качестве составного элемента в другую, более крупные структурные образования. Например, норма права имеет внутреннюю структуру (микросистему) и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. В то же время она сама является структурным элементом более крупного образования – права.

Функциональный метод предполагает не только выявление структурных элементов изучаемого явления, но и изучение этих элементов в развитии, динамике. Использование данного метода позволяет выявлять взаимодействие, взаимосвязи между структурными элементами изучаемых явлений, а также между различными государственно-правовыми явлениями. Применение данного метода возможно только в динамичных (способных к изменениям) системах. Государство и право – постоянно изменяющиеся системы. Каждый новый этап в поступательном движении общества – это новая ступень в развитии государства и права.

Общие логические приемы – это приемы, вырабатываемые такой наукой, как логика. Логика – это наука о приемах и способах мышления. Различные логические операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, моделирование и др.) также используются в научном познании государственно-правовой действительности.

Так, анализ – это условное разделение целого на составные элементы и их изучение в отдельности. Так, государство можно представить в качестве взаимосвязанных элементов: территории, населения, публичной власти. Многие понятия и категории теории государства и права исследуются путем раскрытия их существенных признаков. Каждый признак выделяется посредством данного приема – анализа.

Синтез – это прием, противоположный анализу, предполагающий изучение явления путем логического объединения его отдельных характеристик (признаков). Таким образом, обобщая, т.е. синтезируя признаки какого либо явления, мы можем получить знание о явлении в целом).

Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

В теории государства и права используется и другая пара приемов — индукция и дедукция. Они основаны на различных принципах мыслительной деятельности.

Индукция предполагает при исследовании движение от частного к общему, когда признаки, характеристики единичного элемента переносятся на всю систему. Например, на основе характеристики нормы права можно сделать более обобщенный вывод о системе права в целом.

Дедукция, наоборот, предполагает исследование объекта в направлении от общего к частному. Например, если известны характерные черты системы права, из них можно вывести и признаки, свойственные отдельной правовой норме.

Моделирование представляет собой мыслительное, идеальное воспроизведение исследуемых объектов. Моделирование как способ исследования государственно-правовой действительности имеет применение в процессе поиска оптимальных форм организации отдельных звеньев государственного аппарата, наиболее рациональной структуры территориального устройства государства, эффективного функционирования законодательства и т.д.

Одним из важных аспектов моделирования является юридическое прогнозирование. Юридическое прогнозирование представляет собой процесс получения информации о будущем состоянии государственно-правовых явлений. Предметом такого прогнозирования могут служить: динамика преступности, избирательная активность граждан и т.д.

3. Специальные методы – это приемы, используемые в рамках отдельных научных групп.

К ним, в частности, можно отнести: социологический, математический, статистический и др. методы.

Социологический метод применяется в основном на этапе сбора научной информации. Это: наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и др. Так, объектами наблюдения в теории государства и права могут служить юридическая практика, деятельность государственных органов, государственных учреждений и т.д. Метод эксперимента применяется для получения знаний, не существующих в действительности, моделируемых в небольшом объеме, для проверки на практике эффективности деятельности тех или иных государственно-правовых институтов.

Несмотря на то, что далеко не все объекты научного юридического исследования могут подвергаться количественным измерениям, достаточно востребованными в юриспруденции являются математический и статистический методы.

Математический метод – это приемы оперирования с количественными характеристиками. Данный метод позволяет выявлять количественные характеристики различных явлений государственно-правовой действительности. Например, с помощью данного метода можно подсчитать количество правовых запретов и санкций, содержащихся в каком-либо источнике права, выявить число правонарушений, совершенных в той или иной сфере жизнедеятельности общества и т.д.

Статистический метод позволяет проводить сравнение количественных показателей, характеризующих повторяющиеся государственно-правовые явления, такие как: правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. В частности, с помощью данного метода характеризуется рост или, наоборот, спад преступности.

4. Частнонаучные методы – это познавательные приемы, вырабатываемые узкой группой наук и востребованные только в этих науках.

Сугубо юридическими частнонаучными методами являются формально-юридический и сравнительно-правовой методы.

Формально-юридический метод используется при толковании и применении права. Его суть заключается в том, что государственно-правовые явления изучаются как таковые, вне связи с какими-либо иными явлениями (политикой, экономикой и т.д.). Другими словами, право исследуется в чистом виде. Австрийский ученый Г. Кельзен – основоположник так называемой «чистой» теории права писал, что «учение о праве называется «чистым» потому, что оно занимается одним только правом и «очищает» познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле»1.

Использование данного метода позволяет определять специальные юридические понятия (термины): «разумный срок», «существенный вред», «юридическое лицо» и др., выявлять их признаки, толковать содержание.

Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставлять различные правовые системы, либо отдельные их элементы – законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств. Сравнивая, например, правовые системы России и Финляндии, мы познаем, что между ними есть немало тождества, но есть и определенные различия, присущие им исторически. Широкое использование сравнительно-правового метода в исследовании государственно-правовых явлений привело к выделению сравнительного правоведения (юридической компаративистики) как особого направления юридических исследований, имеющего важное научное и практическое значение.

На основе указанных методов каждая наука, вырабатывает свою методологию. Для теории государства и права методы особенно важны, поскольку она является методологической по отношению к другим юридическим наукам.

Анализ методологии науки связан не только с характеристикой методов науки, но и с выявлением принципов научного познания.

Принципы научного познания представляют собой исходные начала, отправные идеи, на основании которых изучается предмет науки.

К принципам познания в области теории государства и права традиционно относят: историзм, объективность, универсальность, плюрализм.

Принцип историзма предполагает, что государство и право, будучи изменяющимися во времени явлениями, должны исследоваться не просто в развитии, а с учетом последовательной смены одного исторического типа другим. Так, например, анализ проблем, связанных с типологией государств, невозможен без учета исторических закономерностей, лежащих в основе перехода общества от одной общественно-экономической формации к другой.

Объективность как методологический принцип означает стремление к получению максимально достоверной информации о государственно-правовых явлениях. Это означает, что все субъективные факторы (личное отношение исследователя, общественное мнение, и др.) по возможности должны быть сведены к минимуму.

Универсальность предполагает, что теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, безотносительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе или исторической эпохе. Другими словами, теория государства и права исследует государство и право вообще, как специфические социальные феномены, присущие различным типам общества, на различных этапах его развития.

Принцип плюрализма закрепляет возможность существования различных научных подходов, концепций, теорий, зачастую отстаивающих противоречивые точки зрения. При этом не допускается насильственного насаждения какого-либо одного подхода и объявление его «абсолютной истиной». Наличие множества теорий по одноименным проблемам, творческие дискуссии между их авторами позволяют глубже исследовать изучаемые явления, обогащают и развивают теоретико-правовую науку.

studfiles.net

Ответы к экзамену Теория Государства и права

Структура теории государства и права органично объединяет два блока — общую теорию государства и общую теорию права. Следует отметить, что и право, и государство — самостоятельные социальные явления и объекты исследования. Но имеется ряд факторов позволяющих объединить их изучение в рамках единой научной дисциплины. Это:

· единые категории, такие, как общество, публичная власть, социальное управление, реализующиеся в этих явлениях;

· общий генезис. Государство и право возникают более или менее одновременно в силу одних и тех же причин;

· общие закономерности развития государства и права;

· соответствие исторических типов государственных и правовых систем;

· государство и право неразрывно связаны между собой, не могут существовать изолированно, взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга. Право — атрибутивный признак государства. Государство не может существовать без соответствующей правовой системы. Права без государства тоже не бывает.

Указанные факторы позволяют изучать государство и право в их единстве и взаимодействии. С другой стороны, несмотря на взаимосвязь между собой, государство и право могут рассматриваться и как самостоятельные, достаточно автономные объекты исследования. Таким образом, государство и право изучаются как самостоятельные, но взаимосвязанные, взаимодействующие, органично дополняющие друг друга социальные явления.

2. Предмет и методы теории государства и права.

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

В ТГП нужно различать объект и предмет данной науки. Объект — более широкое понятие, полностью охватывающие явление внешнего мира, на кот. распространяется познание и практическое воздействие субъектов, людей. Объектом данной науки как юридической являются общественные отношения, а в частности такие феномены как гос. и право. Предмет — это часть, одна из сторон, аспект объекта, исследуемый данной наукой, круг основных, наиболее существенных вопросов, кот. она изучает. Предметом же ТГП являются их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Так же в предмет ТГП входят:

1. Другие соц. явления и процессы, влияющие на гос. и право,

2. Гос. и право как феномен,

3. Понятия, позволяющие понять сущность гос. и права,

4. Правосознание (наше представление о гос. и праве).

Особенностями и характерными чертами предмета ТГП являются:

1. Изучает общие специфические закономерности — возникновение, развитие. функционирование гос. правовых отношений,

2. Рассматривает основные коренные вопросы, относящиеся, к предмету ТГП-сущность, тип, форма, функции, структура гос. и права,

3. Общая теория для всей ю. науки в целом, формирование единого понятийного аппарата,

4. Единство науки, теории гос. и теории права

1. возникли одновременно,

2. в процессе развития тип гос. и тип права совпадали и менялись одновременно,

3. тесно связанны и практически не могут существовать раздельно).

Понятие предмета отвечает на вопрос — что изучат данная наука, понятие метода — как она это делает. Метод ТГП включает способы, приёмы, средства изучения. Метод — совокупность приёмов, принципов, способов изучения общих закономерностей возникновения, развития, функционирования гос. и права и получения знаний.

Принципы:

1. Комплексность изучения гос. правовых явлений,

2. Принцип всесторонности рассмотрения с различных ракурсов, максимально полно, предметно и контрастно,

3. Принцип историзма. Использование ТГП конкретных фактов, исторических событий для анализа общих закономерностей возникновения, развития, функционирования гос. правовых отношений.

Классификация методов ТГП: 1. Всеобщий диалектико-материалистический метод — общие закономерности гос. правовых явлений, кот. рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью (специфика: 1. Каково общ. на данном этапе итс. развития, такое гос. и право., 2. Гос. и право — надстройка над э. базисом, 3. Общечеловеческое и классовое в гос. и праве (сочетание сугубо классовых задач с общечеловеческими миссиями, гуманизм и лобби). 2. Общие методы (используются не только в ТГП, но ив других науках) — анализа, синтеза, сравнения, обобщения, маделирования, абстракционирования, прогнозирования. 3. Специальные методы (Разрабатываются в рамках спец. науки используются для изучениягос. и права) — математический, социологический, статистический, исторический. 4. Частные (Те методы, кот. вырабатываются сами собой ТГП и другими ю. науками для анализа гос. -правовых явлений) — метод толкования правовых норм.

3. Функции теории государства и права.

Значение ТГП наиболее полно раскрывается в ее функциях.

Гносеологическая функция. Гносеология — теория познания, изучения действительности. Данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в гос-но-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, и тенденции развития.

Онтологическая ф. Онтология — учение о бытии. выполняя данную Ф., общая теория отвечает на вопросы, что такое гос-во, право, как они возникли, какова их судьба в будущем.

Эвристическая ф. Эвристика — это искусство нахождения истины, новых открытий. ТГП не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей гос-но-правовой действительности, а открывает новые закономерности в прогрессе гос-но-правовых явлений.

Методологическая ф. заключается в том, что вырабатываемые общей теорией методы познания гос-но-правовых явлений используются отраслевыми юр. науками как средство решения отраслевых теоретических проблем.

Идеологическая ф. присуща всем общественным наукам. ТГП неразрывно связана с политико-правовой идеологией, т.е. с совокупностью взглядов и идей относительно действующих в обществе политического режима, правопорядка, законодательства, правовой системы и т.д.

Воспитательная ф. проявл. в 3-х формах:

— имеет обучающее значение, т. к. призвана знакомить студентов с исходным понятием правовой науки;

— способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры;

— вооружает гос. органы, должностных лиц, СМИ правильными ориентирами в сфере гос-но-правовой жизни.

Практически — организаторская ф. содержание которой объемно и многообразно. Например, ТГП разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности гос-ва способствует своими выводами к принятию совершенных НПА и т.д.

Прогностическая ф. состоит в том, что на основе выявленных закономерностей в развитии гос-ва и права общая теория выдвигает прогнозы (гипотезы) их дальнейшего развития.

Все названные функции связаны между собой, дополняют друг друга. Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.

4. Место теории государства и права в системе юридических наук.

Ранее отмечалось, что предмет

теории государства и права отличается от предмета других юридических наук. Вместе с тем объект исследования у всех юридических наук один и тот же: государство и право.

В этой связи неизбежны их связи и взаимодействие. Теория государства и права входит в систему юридических наук, объединенных родовым названием «правоведение» и занимает среди них особое место. Она является вводной наукой и учебной дисциплиной, т.к. именно с нее начинается изучение юриспруденции, т.е. общетеоретических, отраслевых и специальных юридических наук.

Говоря о системе юридических наук, следует отметить, что она имеет свою собственную структуру, в которую входят следующие юридические науки.

Общетеоретические и исторические (фундаментальные) юридические науки: теория государства и права, история государства и права России и зарубежных стран, история политических и правовых учений, а некоторые авторы к этой группе относят и римское право как впервые сложившуюся историческую науку о праве и др.

Отраслевые юридические науки: государственное (конституционное) право, административное, гражданское, семейное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и многие другие отрасли права. Следует заметить, что иногда выделяют и межотраслевые юридические науки, которые являются производными по отношению к отраслевым наукам. Это такие, как хозяйственное, предпринимательское, коммерческое право и др.

Юридические науки, изучающие международное право и, в частности: международное публичное право, включающее в себя такие подотрасли как: дипломатическое и консульское право, морское право, международное воздушное и космическое право и др., а также международное частное право.

Юридические науки, изучающие организацию и порядок деятельности отдельных государственных органов, (например, суда, прокуратуры, нотариата, адвокатуры и др. правоохранительных органов).

Специальные (прикладные) юридические науки — криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия и судебная бухгалтерия и др.

mirznanii.com