Предмет экономической теории и методы исследования – Предмет экономической теории. Методы исследования экономических процессов. Функции и задачи экономической теории.

Содержание

3. Предмет и методы исследования в экономической теории (см. Также № 4)

Экономическая теория является наукой, знание основ которой позволяет выработать определённое миропонимание, умение ориентироваться в широком круге современных социально-экономических проблем. Лауреат Нобелевской премии по экономике (1970г.) П. Самуэльсон в своём известном учебнике «Экономикс» отмечал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценивать музыкальное произведение. По мысли Дж. Кейнса, значение экономической теории определяется тем, что она служит методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, владение ею помогает приходить к правильным выводам.

Экономическая теория постоянно развивается в поисках ответа на вопросы, которые ставит хозяйственная жизнь. Поэтому по мере общественного развития меняются и взгляды на её предмет.

Соответственно меняются и её практическая функция, и вытекающие из неё выводы. Определение предмета экономической теории зависит и от особенностей субъективного восприятия социально-экономических явлений конкретными представителями этой науки. Таким образом, предмет экономической теории как науки не является чем-то неизменным, раз и навсегда данным. Он определяется объективными и субъективными факторами.

Эволюция взглядов на предмет экономической теории в кратком виде выглядит следующим образом.

Представители первой из оформившихся школ экономической мысли – меркантилизма предметом своих исследований считали богатство. Они отражали интересы торгового класса периода первоначального накопления капитала. Источником богатства меркантилисты объявляли торговлю, а само богатство отождествляли с деньгами, золотом. Практическая функция этого направления научной мысли выражалась в развитии товарно-денежных связей, торговли, прежде всего, внешней, привлечении в страну золота. Практический вывод из этого учения состоял в необходимости усиления протекционистских мер в экономической политике государства.

Физиократы в качестве предмета своего учения также рассматривали национальное богатство. Но процесс его образования они связывали не со сферой обращения, как меркантилисты, а со сферой производства. Это было существенным шагом вперёд в экономической мысли. Однако производительным трудом представители этой школы считали только труд земледельцев. Поэтому источником богатства у них выступало только сельскохозяйственное производство, а практическая функция их учения сводилась к стимулированию труда земледельцев. Основной практический вывод из учения физиократов заключался в необходимости ограничения вмешательства государства в естественный ход развития земледельческого производства.

Национальное богатство оставалось предметом исследования и классической школы политической экономии. Но А. Смит расширил предмет политэкономии до исследования условий его производства и накопления, а Д. Рикардо – до исследования его распределения.

По мнению классиков создание национального богатства происходило во всех отраслях материального производства (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и др.). Это был следующий шаг в развитии экономической мысли, отражавший происходящие изменения в условиях хозяйствования.

Практическая функция классической политэкономии состояла в определении факторов увеличения национального богатства. К этим факторам представители школы относили: углубление общественного разделения труда, рост занятости и производительности труда, расширение производства, сведение к минимуму доли государственных расходов в национальном доходе общества. В этом учении выделяются

две функции экономической теории: нормативная (как должно быть) и позитивная (как есть). Практический вывод из учения заключался в предостережении от любых форм вмешательства государства в естественный процесс развития рыночных отношений.

Мнение об экономической теории как науке о производстве, распределении и потреблении национального богатства является достаточно распространённым среди западных экономистов и в настоящее время. Однако взгляд на богатство в соответствии с современным уровнем социально-экономического развития общества существенно изменился. В национальное богатство кроме денег и результатов производства теперь включают и самого человека, его интеллект, информацию. Всё это рассматривается в качестве источников общественного развития.

В марксистской политической экономии предметом исследования являлись производственные отношения, основой которых было принято считать отношения собственности. Это соответствовало классовому подходу к анализу общественных явлений, что было свойственно периоду начала активного развития капитализма на базе машинного производства, характеризующегося обострением классовой борьбы. Производственные отношения определялись как объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, классовые конфликты, необходимость установления диктатуры пролетариата и введения государственной системы управления хозяйством.

Практическая функция марксистского подхода сводилась к необходимости выявления органически присущих капитализму недостатков и противоречий, обоснованию необходимости борьбы рабочего класса против экономической и политической власти буржуазии. Практический вывод из учения марксизма – неизбежность пролетарской революции, ликвидация частной собственности, замена капитализма социализмом.

Мысль о том, что производственные отношения следует рассматривать в качестве предмета политической экономии высказывалась экономистами ещё в ХVIII веке, т.е. до К. Маркса. Широкое развитие эта мысль получила в трудах российских экономистов конца XIX — начала XX века:

Г.В. Плеханова, В.Я. Железнова, Н.И. Бухарина. Наиболее существенная роль принадлежит Г.В. Плеханову. Он не только определил предмет политэкономии как науки о развитии производственных отношений, но и внёс важные уточнения: выделил собственно производственные отношения (социально-экономические отношения и отношения собственности) и отношения производственно-организационные, связанные с общественной организацией производительных сил.

У маржиналистов предметом экономической теории выступает поведение индивидуумов и социальных институтов (предприятий, объединений людей), путей и средств достижения ими своих целей.

Практическая функция маржинализма заключалась в тщательном изучении мотивов поведения хозяйствующих субъектов в конкретной экономической ситуации. Основной практический вывод из этого учения состоял в обосновании экономической политики фирмы. Появление микроэкономики как направления экономической теории связано именно с этим учением.

Один из основных представителей неоклассического направления экономической мысли А. Маршалл, пытавшийся объединить основы классической школы и маржинализма, определял предметом экономикс

(термин, введённый им взамен политической экономии) исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества, имея в виду исследование богатства, а также стимулов и мотивов действия людей. В этом подходе выделяется роль человека в экономике.

В кейнсианской школе, отражавшей особенности развития капиталистического хозяйства середины ХХ века, предметом экономической теории становится функционирование национальной экономики как единого целого. Практическая функция здесь заключается в разработке продуманной экономической политики государства, а основной практический вывод состоит в необходимости государственного стимулирования совокупного спроса и частного предпринимательства (без чего не может развиваться капиталистическая система хозяйствования).

П. Самуэльсон, рассматривая подходы различных школ экономической теории (политической экономии, экономикс) к определению её предмета, отметил, что они раскрывают его с разных сторон, поскольку принимают во внимание различные аспекты жизнедеятельности человека. Действительно, предмет данной науки отличается разнообразием и изменчивостью вследствие сложности и разнообразия экономической жизнедеятельности человека в постоянно изменяющейся внешней среде. Это не позволяет дать всеобъемлющее его определение, соответствующее специфике существующих социально-экономических отношений.

Тем не менее, если выделить главное, на чём концентрируется внимание большинства современных экономистов, то в кратком виде в качестве

предмета исследования экономической теории на нынешнем этапе её развития можно выделить закономерности экономического поведения хозяйствующих в обществе субъектов в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей.

В рамках экономической теории как науки кроме предмета исследования необходимо выделять:

  • сферу исследования – экономическую жизнь (среду), в которой осуществляется хозяйственная деятельность, и которой объективно присущи ограниченность ресурсов и безграничность потребностей;

  • объект исследования – конкретные экономические явления и процессы;

  • субъект исследования – хозяйствующих субъектов («экономического человека», организацию (предприятие), государство).

Задача экономической теории состоит в описании и оценке экономических процессов и явлений, в выявлении их взаимосвязей и закономерностей их возникновения и развития. В этом её отличие от конкретных экономических дисциплин.

Первостепенное значение при изучении экономической теории имеет методология исследования. Методология экономической теории – учение о методах изучения хозяйственной действительности. В ней выделяются несколько основных подходов:

  • а) субъективистский подход. При этом подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений выступает хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир. Причём все субъекты независимы и равны. Объектом анализа является поведение субъекта хозяйствования. Экономическая теория рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Определяющими категориями являются потребность и полезность. Экономическая наука становится теорией выбора хозяйствующим субъектом различных вариантов решения экономических проблем;

  • б) неопозитивистско-эмпирический подход. Этот подход основан на тщательном изучении и оценке явлений. Внимание акцентируется на техническом аппарате исследования — математическом аппарате, эконометрике, кибернетике. Из инструмента исследования он превращается в предмет познания. В качестве результатов исследования и основных категорий выступают различного рода экономические и экономико-математические модели. Экономическая теория при этом подходе делится на микроэкономику — исследование проблем на уровне предприятия и отрасли, и макроэкономику – исследование проблем на уровне государства;

  • в) рационалистический подход. Основной целью экономической теории при этом подходе является открытие рациональных («естественных») законов развития цивилизации, законов, регулирующих производство и распределение общественного продукта. Это требует изучения экономической системы в целом (экономической «анатомии» общества). При этом подходе признаётся деление общества на классы, неравноправность хозяйствующих в обществе субъектов. В качестве основных категорий выступают категории экономического закона, стоимости, цены;

  • г) диалектико-материалистический подход. В рамках этого подхода принято считать, что экономические явления, во-первых, существуют объективно, во-вторых, находятся в постоянном движении (возникают, развиваются и уничтожаются). Экономическая теория исследует при этом подходе внутренние связи между экономическими явлениями и развитие этих явлений. Основными категориями здесь являются категории диалектического материализма (материя и основные формы её существования: движение, пространство и время; количество, качество и мера; различие и тождество; причина и следствие; противоречие как источник развития; содержание и форма; сущность и явление и т.д.).

Представляется, что достоверность и полнота современного теоретико-экономического исследования могут быть достигнуты при использовании некоего синтеза из выработанных экономической наукой методологических подходов.

Методы экономического исследования это совокупность конкретных способов и приемов, используемых при изучении хозяйственной жизни. Основными методами экономического исследования являются: метод научной абстракции, индукция и дедукция, исторический и логический методы, анализ и синтез, функциональный анализ, метод моделирования.

Метод научной абстракции заключается в отвлечении в процессе познания от несущественных сторон или деталей и выделении сущности исследуемого предмета или явления. Этот метод позволяет в сложную и запутанную экономическую действительность внести упорядоченность. Абстрагирование означает намеренное упрощение действительности. Оно позволяет выделить экономические категории — понятия, выражающие наиболее характерные свойства и связи явлений хозяйственной действительности. По сути, все экономические категории являются научными абстракциями. Например, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних проявлениях финансов можно выделить экономическую категорию – финансы, выражающую отношения между хозяйствующими субъектами по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования фондов денежных средств.

Методы индукции и дедукции уточняют и дополняют метод абстракции. Индукция это процесс движения в познании от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. Дедукция – наоборот, движение от общего к частному, выведение из общих умозаключений частных выводов.

Метод анализа предполагает мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Метод синтеза состоит в познании явления как единого целого, в единстве и взаимосвязи его частей. Сочетание анализа и синтеза обеспечивает системный подход в исследовании явлений.

В экономике широко используется функциональный анализ. При характеристике зависимостей и взаимосвязей между экономическими процессами одни факторы рассматриваются как данные, независимые, а другие как зависимые, производные от первых. При этом для изображения зависимости между двумя и более переменными в экономике широко используются графики.

Метод моделирования — это исследование объектов на их моделях. С его помощью отражаются главные экономические показатели исследуемых объектов и их взаимосвязи. Когда в модели представлено только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то она называется текстовой моделью. Если показателям и взаимосвязям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие изменение показателей. Метод графического моделирования основан на построении моделей с помощью различных рисунков (графиков, диаграмм, схем). Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств. Экономико-математическое моделирование позволяет не просто формализовать экономическое явление, но и выявить его особенности. Метод компьютерного моделирования основан на использовании экономико-математических моделей и применяется, прежде всего, в тех случаях, когда моделируемое экономическое явление описывается сложной системой уравнений.

studfiles.net

Предмет и методы исследования экономической теории

Реферат

Выполнил Студент группы МД-108 Гаращенко Данил Витальевич

Российский университет кооперации

Владимир 2008

Предмет экономической теории

Зарождение и развитие экономической теории

Представления о предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. Долгое время считалось, что предметом науки являются причины роста материального благополучия людей. [1;27]. В дальнейшем представления о предмете экономической теории все больше начинают связываться с ограниченностью имеющихся в распоряжении людей ресурсов.

Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как нажить состояние.

Экономическая мысль Древней Греции, ученые той поры (Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.))сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных.

Мыслители Древнего Рима—Сенека (4-65 гг. до н. э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест». Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.

Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. появилось название — политическая экономия (от греческих слов: «политейя» — общество, «ойкос» — дом, хозяйство, «номос» — закон). Таким образом, политическая экономия — наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «мерканте» — купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Идеи меркантилизма — государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекционизм в торговле.

Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия» в переводе с греческого — власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является производство. Но рост богатства они связали только с естественным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа. Ее представители Давид Риккардо (1772-1823 гг.) и Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формой выступает стоимость товаров. А.Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.

Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма прирастает на дополнительную величину. Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории, в конечном счете, стать подлинной наукой.

К числу современных направлений экономической мысли относится неоклассическая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступает спрос и предложение, потребность и потребление.

Также к современной экономической теории следует отнести кейнсианское и монетаристское направления институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в денежных измерителях и др.).

Что касается России, в современный период перестройки экономики страны, демократии и гласности, ученые интегрируют взгляды и достижения отдельных экономических школ применительно к экономике переходного периода и становления предпринимательства в рамках специфической российской экономики. Некоторые видные представители этих школы — Е. Гайдар, С. Шаталин, Г. Явлинский и др., обосновывали необходимость взаимосвязанного развития микро- и макропроцессов в экономике на основе использования монетаризма и разумного государственного регулирования.

Предмет исследования экономической теории

Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией. Существует много различных определений предмета экономической теории. Наиболее распространенной и общепризнанной является формулировка, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «Экономическая наука — это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление»

Другие экономисты, подчеркивая ее универсальность, отмечают, что это наука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег и средств к существованию. Г. И. Рузавин и В. Т. Мартынов отмечают, что общая экономическая теория изучает экономические отношения в различных системах и типах деятельности. Точного определения предмета общей экономической теории нет. Необходимо дать собирательное обоснование понятия экономической теории.

Дж. М. Кейнс так писал об этом: «Настоящий экономист, знаток своего дела, должен быть наделен разнообразными дарованиями… Он должен уметь размышлять о частностях в понятиях общего и обращать полет своей мысли в одинаковой степени к абстрактному и конкретному. Он должен изучать современность в свете прошлого — ради будущего. Ни одна черта человеческой натуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами его внимания».

Итак, экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т. е. такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.[1;28-29]

С точки зрения масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела экономической теории — микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика — такой раздел науки, который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей. Не случайно приставка «микро» означает «малый». Она занимается исследованием следующих основных направлений:

1. Проблема потребителя — почему агенты выбирают именно такие наборы благ.

2. Проблема производителя — как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.

3. Общее равновесие — как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.

4. Экстерналии — как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других агентов может привести к экономической неэффективности.

5. Общественные блага — как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности. [2; 30]

Макроэкономика — приставка «макро» означает «большой» — занимается изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов — домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора. [1; 29]

Если микроэкономика представляет собой анализ процессов формирования экономической организации общества или рыночных ( ценовых ) процессов, в том числе процессов формирования ( распределения ) доходов в обществе, то макроэкономика -это анализ результатов этих процессов в масштабе экономической системы в целом, а также взаимосвязей между результатами. В рамках макроэкономики анализируются макропараметры экономической организации: объем национального производства, уровень цен, уровень безработицы и др. «Вы образованы менее чем наполовину, если Вы знаете лишь один раздел, но не имеете представления о другом разделе теории» — заметил П. Самуэльсон. Оба раздела экономической теории одинаково важны для экономического образования. Можно сказать, что микроэкономика видит лишь отдельные деревья, не видя за ними леса, тогда как макроэкономика за лесом не различает отдельных деревьев.

В последнее время появился еще один срез экономической теории — мезоэкономика (от греч. mesos ≈ средний, промежуточный), она изучает функционирование подсистем национальной экономики в целом. В центре внимания мезоэкономики находится изучение проблем агропромышленного комплекса (АПК), военно-промышленного комплекса (ВПК), инфраструктуры отдельных отраслей народного хозяйства, их место, роль и механизм функционирования в рыночной системе хозяйствования. Особое значение в мезоэкономике отводится изучению проблем региональной экономики как важного составляющего звена национальной экономики в целом. [2; 31]

mirznanii.com

Предмет и методы исследования экономической теории

Предмет и методы исследования экономической теории

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦМИИ

«РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ»

Владимирский филиал

Кафедра экономики и кооперации

РЕФЕРАТ

Тема:  Предмет и методы исследования экономической теории

Выполнил:

Студент группы МД-108

Гаращенко Данил Витальевич

Научный руководитель к.т.н., доцент

Игнатьев Александр Александрович



Владимир 2008

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1. Предмет экономической теории…………………………………………

1.1  Зарождение и развитие экономической теории……………………

1.2  Предмет исследования экономической теории……………………

2. Экономические исследования и их методы…………………………

1.1  Ступени познания экономики………………………………………

1.2  Методы экономических исследований……………………………

Заключение…………………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………………

1. Предмет экономической теории

1.1. Зарождение и развитие экономической теории

Представления о предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере ус­ложнения самой этой деятельности. Долгое время считалось, что предме­том науки являются причины роста материального благополучия людей. [1;27]. В дальнейшем представления о предмете эко­номической теории все больше начинают связываться с ог­раниченностью имеющихся в распоряжении людей ресурсов.

Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-фило­софы Древней Греции, Рима, Востока, Египта и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как нажить со­стояние.

Экономическая мысль Древней Греции, ученые той поры (Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.))сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материаль­ных.

Мыслители Древнего Рима—Сенека (4-65 гг. до н. э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций хрис­тианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест». Христи­анское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социаль­ной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.

Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория воз­никла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. появилось название — политическая экономия (от греческих слов: «политейя» — общество, «ойкос» — дом, хозяйство, «номос» — закон). Таким образом, политическая эконо­мия — наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках госу­дарства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «мерканте» — купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство обще­ства возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Идеи меркан­тилизма — государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекцио­низм в торговле.

Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия» в перево­де с греческого — власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является произ­водство. Но рост богатства они связали только с естественным плодородием земли, а промыш­ленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые воп­росы дала классическая школа. Ее представители Давид Риккардо (1772-1823 гг.) и Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материаль­ном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной фор­мой выступает стоимость товаров. А.Смит заложил основы трудовой теории сто­имости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.

Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма при­растает на дополнительную величину. Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории, в ко­нечном счете, стать подлинной наукой.

К числу современных направлений экономической мысли относится неокласси­ческая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимо­сти и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как сово­купность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе высту­пает спрос и предложение, потребность и потребление.

Также к современной экономической теории следует отнести кейнсианское и  монетаристское направления институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в де­нежных измерителях и др.).

Что касается России, в современный период перестройки экономики страны, демократии и гласнос­ти, ученые интегрируют взгляды и достижения отдельных экономических школ при­менительно к экономике переходного периода и становления предпринимательства в рамках специфической российской экономики. Некоторые видные представители этих школы — Е. Гайдар, С. Шаталин, Г. Явлинский и др., обосновывали необхо­димость взаимосвязанного развития микро- и макропроцессов в экономике на осно­ве использования монетаризма и разумного государственного регулирования.


1.2. Предмет исследования экономической теории

Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: фи­лософией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией. Существует много различных определений предмета экономической те­ории. Наиболее распространенной и общепризнанной является формулировка, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «Экономическая наука — это наука, изучающая человечес­кое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограничен­ными средствами, которые могут иметь различное употребление»

Другие экономисты, подчеркивая ее универсальность, отмечают, что это на­ука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег и средств к суще­ствованию. Г. И. Рузавин и В. Т. Мартынов отмеча­ют, что общая экономическая теория изучает экономические отношения в различ­ных системах и типах деятельности. Точного определения предмета общей экономической теории нет. Необходимо дать собирательное обоснование понятия экономической теории.

Дж. М. Кейнс так писал об этом: «Настоящий эко­номист, знаток своего дела, должен быть наделен разнообразными дарова­ниями… Он должен уметь размыш­лять о частностях в понятиях общего и обращать полет своей мысли в одинаковой степени к абстрактному и конкретному. Он должен изучать со­временность в свете прошлого — ради будущего. Ни одна черта человечес­кой натуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами его внимания».

Итак, экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наи­более эффективного использования редких ресурсов, т. е. такого их приме­нения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.[1;28-29]

С точки зрения масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела экономичес­кой теории — микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика — такой раздел науки, который предполагает ана­лиз экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей. Не случайно приставка «микро» означает «малый». Она занимается исследованием следующих основных направлений:

1. Проблема потребителя — почему агенты выбирают именно такие наборы благ.

2. Проблема производителя — как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.

3. Общее равновесие — как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.

4. Экстерналии — как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других агентов может привести к экономической неэффективности.

5. Общественные блага — как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности. [2; 30]

Макроэкономика — приставка «макро» означает «большой» — занима­ется изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов — домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора. [1; 29]

Если микроэкономика представляет собой анализ процессов формирования экономической организации общества или рыночных ( ценовых ) процессов, в том числе процессов формирования ( распределения ) доходов в обществе, то макроэкономика -это анализ результатов этих процессов в масштабе экономической системы в целом, а также взаимосвязей между результатами. В рамках макроэкономики анализируются макропараметры экономической организации: объем национального производства, уровень цен, уровень безработицы и др. «Вы образованы менее чем наполовину, если Вы знаете лишь один раздел, но не имеете представления о другом разделе теории» — заметил П. Самуэльсон. Оба раздела экономической теории одинаково важны для экономического образования. Можно сказать, что микроэкономика видит лишь отдельные деревья, не видя за ними леса, тогда как макроэкономика за лесом не различает отдельных деревьев.

В последнее время появился  еще один срез экономической теории — мезоэкономика (от греч. mesos ≈ средний, промежуточный), она изучает функционирование подсистем национальной экономики в целом. В центре внимания мезоэкономики находится изучение проблем агропромышленного комплекса (АПК), военно-промышленного комплекса (ВПК), инфраструктуры отдельных отраслей народного хозяйства, их место, роль и механизм функционирования в рыночной системе хозяйствования. Особое значение в мезоэкономике отводится изучению проблем региональной экономики как важного составляющего звена национальной экономики в целом. [2; 31]

При исследовании экономических процессов и явлений, вне зависимос­ти от того, ведется ли анализ на микроэкономическом или макроэкономическом уровнях, различают позитивный и нормативный анализ, которые представляют, соответственно, позитивную и нормативную экономичес­кую теорию. Разница между ними состоит в отсутствии или наличии оце­ночных суждений.

Основными функциями экономической теории являются:

1.  Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

2.  Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

3.  Образовательная — имея экономические знания, люди чувствуют себя увереннее и могут правильно принимать точные и хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях.

4.  Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

Эти функции экономической теории осуществляются в повседневной жизни ци­вилизованного общества. Экономической науке принадлежит огромная роль в фор­мировании экономической среды.

2. Экономические исследования и их методы

1.1 Ступени познания экономики

Слово «метод» (от греческого methodos — «путь к какой-либо цели») оз­начает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследова­ния явлений природы и общественной жизни. [1;32] Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом. Метод науки призван обеспечить глубокое постижение предмета, он сам рождается и совершенствуется в ходе получения новых знаний. В извест­ной степени, предмет сам формирует метод и, наоборот, используемый ме­тод исследования позволяет все более четко определять границы и содер­жание самого предмета.

Научная разработка метода экономической теории восходит к трудам древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 гг. до нашей эры). Он впер­вые сформулировал основные принципы познания экономической и других форм общественной жизни с помощью науки о законах и формах мышле­ния — логики. Разработанные Аристотелем приемы познания, такие как ана­лиз, синтез, индукция, дедукция, аналогия и другие широко используются до сих пор при анализе экономических явлений и процессов. В ходе развития и усложнения предмета экономической теории совершен­ствовались приемы и методы его познания, способы проверки истинности получаемых в ходе научного анализа результатов. Следует различать метод экономической науки в широком смысле слова, как совокупность инстру­ментов, приемов исследования и метод как синоним приема научного ана­лиза, способа обработки данных (математический метод, например), фор­мы демонстрации результатов анализа (графический метод). [4; 37]

Экономическая теория выработала достаточно большое количество при­емов поиска нового знания, отражающих специфику ее предмета. Действи­тельно, экономические аспекты человеческой деятельности не могут под­вергаться анализу с помощью, например, химических реакций или баллистических параметров, как это делается в технических и естественных науках. Экономическая теория — наука гуманитар­ная, общественная, и это сужает возможности экспериментирования в ходе изучения экономической жизни.

В экономических процессах можно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них — поверхностный, внешне ви­димый, второй — внутренний, скрытый от наружного наблюдения.

Рассмотрим в качестве примера заработную плату. Для всех, ка­залось бы, очевидно, что имеется в виду сумма денег, которую ра­ботодатель выдает работнику как вознаграждение за его труд. Од­нако в таком понимании нельзя усмотреть существо заработка. Не ясно, чем определяется его величина, означает ли она полную оп­лату всего труда работника? 

Изучение внешне видимых экономических отношений, есте­ственно, доступно каждому человеку. Поэтому уже с детства у лю­дей складывается обыденное экономическое мышление, которое ос­новано на непосредственном знании хозяйственной жизни. Оно ограничено личным кругозором человека, часто основывается на отрывочных и односторонних сведениях.  [3; 27] 

1.2  Методы экономических исследований

Во всякой науке используется определенная со­вокупность методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все об­ласти познания; общенаучные — исторический, логический, математический и др.; и специфические — для каждой отрасли науки. В экономической теории применяются два, хотя и противопо­ложных, но взаимосвязанных философских метода — метафизика и диалектика.

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоя­нии покоя и неизменяемости. Это необходимо в тех случаях, когда анализируется какая-то часть системы в отдельности или выясняет­ся внутренняя структура хозяйственных отношений. Также поступают, например, при классификации типов собственности, форм организации хозяйства, функций денег, типов рынков, форм зара­ботной платы.

Экономическая теория полнее отражает действительность, ког­да берет на вооружение диалектику — учение о наиболее общих за­кономерностях становления и развития всех явлений природы, об­щества и мышления. Немецкий философ Георг Гегель (1770—1831) — создатель систематической теории диалектики, центральное место в этой теории отводил противоречию. Диалектический метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет на практике избегать односторонних и оши­бочных решений, объединять в целостность, казалось бы, несоеди­нимые стороны явления. Это, разумеется, в полной мере относится к реальной хозяйственной дея­тельности. [3; 28-29]

Но все же важнейшими из методами экономической теории являются: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ — это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования ры­ночного спроса путем исследования различных определяющих его факто­ров — цен, доходов потребителей, их предпочтений и др.

Синтез — это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыноч­ный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рас­смотрении как единства входящих в него и определяющих его компонен­тов — цен, доходов потребителей и др.

Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

Индукция — метод познания, базирующийся на умозаключениях от час­тного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каж­дого последующего экземпляра, приобретаемого им аналогичного блага, уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.

Дедукция — метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже в гражданской одежде, вы можете по его прекрасной выправке заключить, что он имеет отношение к армии. Кстати, именно так Шерлок Холмс угадал бывшую профессию доктора Ватсона, военного врача.

Аналогия — метод познания, предполагающий перенос свойств с извест­ного явления или процесса на неизвестные. При этом могут использовать­ся достижения в различных областях знаний. Так, широко применяется сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом орга­низме. Равновесие на рынке условно аналогично равновесию в физическом его понимании. [1; 33]

Метод познания — это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.

Экономическая наука обладает большим прогностическим потенциалом. Основанные на выводах позитивной и нормативной экономической теории политические решения в ряде случаев могут быть наиболее эффективными из всех возможных. Однако не следует сильно обольщаться, ибо всегда есть простор для действия закона непредвиденных последствий, когда при­нимаемые решения приводят к незапланированным, а иногда и к прямо противоположным результатам.  Метод познания — это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.

Список использованной литературы

1.   М. Н. Чепурина Е. А. Киселева. Курс экономической теории. – К.: Кировская областная типография, 2000

2.   В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Микроэкономика. – М.: Экономическая школа, 2004

3.   Е. Ф. Борисов. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2000

4.   В.В. Седов. Экономическая теория: В 2ч. Ч.1. – Ч.: Челябинский государственный университет, 2002


diplomba.ru

Предмет и методы исследования в экономической теории.

   Все науки, изучающие окружающий мир, делятся на естественные и социальные. Экономическая теория относится к числу общественных наук и изучает экономическое поведение людей в мире ограниченных ресурсов. Это анализ использования людьми редких (ограниченных) ресурсов для производства многочисленных альтернативных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления с целью наилучшего удовлетворения потребностей человека. Экономическая теория, как и все науки, является эмпирической, т.е. основывается на фактах.

   Специфический взгляд экономистов на жизнь состоит в том, что они ищут в действиях людей и институтов рациональность, сопоставляя издержки и выгоду. Только идея ограниченности ресурсов делает необходимостью лучшее, эффективное их использование.

   Экономическая теория исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения потребностей человека. Таким образом, формула экономической эффективности (ЭФ):

   Экономическая теория — это наука выбора о том, как получить максимальный результат с минимальными затратами в условиях ограниченности ресурсов. Предметом теоретической экономики является проблема рационального использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения потребностей общества и его членов.

   Экономика — это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом.

   Экономика — сложная, многоуровневая система. Различают мега-, макро-, мезо-, микро- и наноэкономику; нормативную и позитивную экономическую теорию. Если микроэкономика изучает дерево, то макроэкономика изучает лес.

   Микроэкономика — особый раздел экономической теории, изучающий экономические отношение между хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику.

   Макроэкономика (национальная экономика) — раздел экономической теории, изучающий экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как единую систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства.

   Мезоэкономика изучает экономические явления и процессы, охватывающие все промежуточные системы или отрасли народного хозяйства (АПК, ВПК, экономику здравоохранения, экономику торговли, т.е. экономику отдельных отраслей и сфер народного хозяйства).

   Позитивная (дискриптивная) экономика изучает факты и зависимости между ними, призвана исходить из накопленных знаний и опыта и отвечать на вопросы: что есть и что

может быть в экономике?

   Нормативная экономика ставит перед собой более сложную задачу — поведать о том, что должно быть, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов.  

   К методам экономического анализа относятся следующие:

—           научной абстракции;

—           исторический и логический;

—           дедукции и индукции;

—           анализа и синтеза;

—           экономико-математического моделирования;

—           функционального анализа;

—           графический;

—           экономический эксперимент.

Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результат научной абстракции — выработка новых научных категорий (понятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

Исторический метод. Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими стали в настоящее время.

Логический метод позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.

Метод анализа и синтеза. Анализ — это метод познания, предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез — это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

Метод индукции и дедукции. Индукция — это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов. Анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, фиксирующему наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция — это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза — предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

Экономико-математическое моделирование с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.

Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

Экономические эксперименты — это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

   Экономическая теория выполняет методологическую, познавательную и практическую функции, являясь теоретической основой всей системы экономических наук

Методологическая функция. Многие ученые-экономисты утверждают, что экономическая теория представляет собой не только учение, но и метод. Экономическая наука в методологическом плане учит, что надо делать и чего делать не следует, помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий.

Научно-познавательная функция экономики состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства, процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общества невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни научно-познавательная функция экономики позволяет открыть законы, по которым развивается человеческое общество.

Критическая функция состоит в том, чтобы дать объективную критическую или позитивную оценку экономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования. В реальной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточны.

Практическая (рекомендательная), или прикладная, функция состоит в том, что на основании позитивной оценки экономических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту в своих конкретных делах руководствоваться ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой государства, она разрабатывает социально-экономические программы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

students-library.com

Предмет и метод экономической теории

Определение экономической теории

Экономическая теория больше является эмпирической наукой, которая основана на фактах реальной жизни. Для неё характерны определенные методы исследования: общенаучные и общемировоззренческие.

В настоящие широко используются общенаучные методы, которые применяют и другие науки. Сюда можно отнести: метод научной абстракции, индукции и дедукции, системного анализа, анализа и синтеза. Экономическая теория нашла широкое применение в построении моделей экономических явлений и процессов. Формы описания моделей могут носить географический и математический характер.

Предмет экономической теории

В процессе развития экономической теории разные научные школы по-разному определяли предмет экономической теории. Так, меркантилизм считал предмет экономической науки деятельностью, связанной с внешней торговлей. Физиократы определяли предмет в качестве сельскохозяйственного производства. Марксизм утверждал, что предметом экономической теории являются экономические законы, которые управляют производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ.

С позиции маржинализма предметом являлось поведение отдельных субъектов, которые вовлечены в хозяйственные отношения. Если рассматривать такое направление как кейнсианство, то предметом с точки зрения Кейнса были формы и методы государственного регулирования экономики, которые создают основы макроэкономики и смешанной экономики.

Институционализм вводит в предмет экономической теории социально-психологические аспекты. В целом предметом экономической теории являются экономические общественные отношения по поводу использования ограниченных ресурсов для того, чтобы производить блага, которые удовлетворяют безграничные общественные потребности. Также многие специалисты утверждают, что экономическая теория представляет собой науку о рациональности выбора.

Методы экономической теории

Если предмет науки описывает то, что она изучает, то методы отражают то, как познается определенный предмет. Предмет всегда характеризуется определенными методами исследования, а метод формирует предмет исследования. 

В экономической теории различают две группы методов: общие и локальные. Общие или общенаучные методы характеризуют общий уровень научных исследований и направлений экономической методологии. С помощью них предоставляются конкретные инструменты для изучения отдельных сторон системы экономики. Локальные методы способны выделить специфические методы, которые характерны для той или иной системы. Универсальные методы используются при реализации любой методологии.

Универсальные методы экономического анализа

Среди универсальных методов экономического анализа можно перечислить анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстракцию и обобщение. Анализ представляет собой расчленение объекта исследования на несколько элементов. Синтез представляет собой объединение элементов в одно целое. 

Индукция является выведением общего из частных факторов, а дедукция движение от общего к частному. Абстракция выделяет существенные свойства предмета, допущение может быть «при прочих условия», обобщение представляет собой усреднение.

Экономическая теория также использует методы наблюдения, моделирования, эксперимента, графических изображений (схемы, графики, таблицы, диаграммы). Метод модели представляет собой исследование социально-экономических явлений в качестве теоретического образца или модели. Модели могут различаться по уровню обобщения, характеру действия и охвату.

Примеры решения задач

ru.solverbook.com

Объект, предмет и методы экономической теории

Ключевые слова: объект, предмет, методы, экономической, теории 

Экономическая наука предполагает изучение динамичной, по­стоянно развивающейся хозяйственной деятельности людей. Это значит, что объектом изучения данной науки является экономи­ческая жизнь общества. 

От объекта изучения экономической науки следует отличать предмет ее анализа. Если объектом исследования всегда остается хозяйственная деятельность, то предметом анализа могут выступать различные стороны хозяйственной деятельности людей, что зависит прежде всего от идеологической ориентации исследователя, его целей и намерений. Так, меркантилисты предмет науки видели в изучении торгового баланса, физиократы — в исследовании «чис­того продукта» в сельском хозяйстве, представители классической политической экономии — в накоплении богатства нации, марксис­ты — в изучении производственных отношений и экономических законов, регулирующих общественное производство, распределе­ние, обмен и потребление, маржиналисты — в поисках наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. 

В становлении и развитии экономической науки прослежива­ется три этапа, каждый из которых представлен одним из трех назва­ний: политическая экономия, экономике, экономическая теория. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки, стала с 1615 г. политическая экономия. 

Официальная история российской политической экономии берет начало в первом году XIX столетия, когда приглашенный в Московский университет немецкий профессор Х.А. Шлецер про­чел курс политической экономии. В 1803 г. по Указу Александра Iполитическая экономия была включена в регламент Российской Академии Наук. В 1805-1806 гг. был издан первый в России учеб­ник по политической экономии на русском языке, написанный Шлецером. 

Конец XIX — начало XX в. обозначил новую развилку в эконо­мической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующим названием — «экономике». 

В 1902 г. А. Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кем­бриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Дж.С. Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производ­ства. 

Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас. 

Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности. 

Политэкономия и экономике имеют разные методологические корни. Политэкономия изучает глубинные причинно-следствен­ные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Эко­номикс изучает поверхностные отношения и описывает функ­циональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономике ключевой категорией является цена. 

Значит, политэкономия ориентирована на изучении сущности экономических законов и категорий. Экономикс как учебная дис­циплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике. 

Общим у них является то, что и политическая экономия, и экономике, несмотря на различные подходы к изучению хо­зяйственной жизни общества (сущностный — в политэкономии и функциональный в экономике), исследуют один и тот же ин­дустриально-рыночный тип хозяйства. 

В период становления информационно-технологического спо­соба производства перед экономической наукой возникают новые вопросы. Ответ на них можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и эконо­мике. Новый анализ должен базироваться на новой концептуальной основе и иметь адекватный ей новый вариант названия, которым стала «экономическая теория». Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной хозяйственной системы, наибо­лее распространенной социально-экономической формой которой является смешанная рыночная экономика. 

Важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны — объективную, определяющу­юся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Значит, эконо­мическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их ОБЪЕКТИВНАЯ сторона связана с действием объективных экономических законов; СУБЪЕКТИВНАЯ — с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов. 

С учетом вышесказанного назначение экономической теории можно было бы определить следующим образом: 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИЗУЧАЕТ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПО­ВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РАЗЛИЧ­НЫХ УРОВНЯХ И В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ. Итак, экономическая теория, во-первых, изучает экономичес­кие законы. 

Что же такое экономический ЗАКОН? 

В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с их большим массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается методом индукции (от лат. inductio — наведение), т. е. логического умозаключения от частных, единич­ных случаев к общему выводу. 

Обобщения проверяются противоположным методом, называ­емым дедукцией (от лат. deductio— выведение), т. е. логического умозаключения от общих суждений к частным выводам. 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, КАК ЛЮБАЯ ДРУГАЯ НА­УКА, ИСПОЛЬЗУЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ МЕТОДОЛОГИЮ, ВКЛЮЧАЮЩУЮ В СЕБЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТ­ВЕННОЙ ЖИЗНИ. ОНИ МОГУТ БЫТЬ РАЗДЕЛЕНЫ НА ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ. 

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ — ЭТО ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОСНОВАННЫЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИМИ ФИЛОСОФАМИ И РАЗВИТЫЕ ПО­СЛЕДУЮЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ УЧЕНЫХ. СОГЛАСНО ЭТИМ МЕТОДАМ ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫ И НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ. 

При изучении этих процессов используется сочетание исто­рического и логического подходов. 

Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сме­няли друг друга. 

Логический (теоретический) подход исследования этих же яв­лений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т. е. отвлечение от второстепенных его свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении, т. е. формируется логическое понятие, или экономическая кате­гория, например товар, цена, деньги, конкуренция и т. п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции. 

К ЧАСТНЫМ МЕТОДАМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОТНО­СЯТСЯ: НАБЛЮДЕНИЯ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА И АНАЛИЗА, ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ СИС­ТЕМЫ ЗАКОНОВ И КАТЕГОРИЙ, ИХ ПРОВЕРКА, ПРОВЕ­ДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕ­ЛЕЙ, ИХ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ И Т. П. 

Математические модели выражаются с помощью графиков и математических уравнений. Следует заметить, однако, что увле­чение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, осо­бенно если в модель заложены некачественно обработанные эко­номические показатели. 

Экономическая теория тесно связана с такими науками, как история, философия, статистика, математика и др. В системе эко­номических наук она занимает центральное место. 

Экономическая теория выполняет четыре важные функции: познавательную, методологическую, практическую и идеологи­ческую. 

Будучи наукой общественной, она должна ответить на три вопроса: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО про­изводить? 

В командной экономике все эти вопросы решают центральные органы управления. В рыночной экономике за правительством закрепляется обязанность принимать участие лишь в решении третьей задачи путем составления и реализации социальных программ и перераспределения доходов. Все остальные вопросы разрешаются с помощью рынка. Фирмы производят те товары, которые приносят наибольший доход. Этим решается вопрос, ЧТО производить. Используют те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты. Этим решается вопрос, КАК производить. Население сообразует свои покупки с ценами товаров и со своими доходами. Этим решается вопрос, ДЛЯ КОГО производить.  

Конечно, эта простая схема в жизни усложняется, но суть от этого не меняется. … читать далее … 

newinspire.ru

Предмет и методы исследования экономической теории

Реферат

Выполнил Студент группы МД-108 Гаращенко Данил Витальевич

Российский университет кооперации

Владимир 2008

Предмет экономической теории

Зарождение и развитие экономической теории

Представления о предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. Долгое время считалось, что предметом науки являются причины роста материального благополучия людей. [1;27]. В дальнейшем представления о предмете экономической теории все больше начинают связываться с ограниченностью имеющихся в распоряжении людей ресурсов.

Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как нажить состояние.

Экономическая мысль Древней Греции, ученые той поры (Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.))сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных.

Мыслители Древнего Рима—Сенека (4-65 гг. до н. э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест». Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.

Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. появилось название — политическая экономия (от греческих слов: «политейя» — общество, «ойкос» — дом, хозяйство, «номос» — закон). Таким образом, политическая экономия — наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «мерканте» — купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Идеи меркантилизма — государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекционизм в торговле.

Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия» в переводе с греческого — власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является производство. Но рост богатства они связали только с естественным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа. Ее представители Давид Риккардо (1772-1823 гг.) и Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формой выступает стоимость товаров. А.Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.

Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма прирастает на дополнительную величину. Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории, в конечном счете, стать подлинной наукой.

К числу современных направлений экономической мысли относится неоклассическая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступает спрос и предложение, потребность и потребление.

Также к современной экономической теории следует отнести кейнсианское и монетаристское направления институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в денежных измерителях и др.).

Что касается России, в современный период перестройки экономики страны, демократии и гласности, ученые интегрируют взгляды и достижения отдельных экономических школ применительно к экономике переходного периода и становления предпринимательства в рамках специфической российской экономики. Некоторые видные представители этих школы — Е. Гайдар, С. Шаталин, Г. Явлинский и др., обосновывали необходимость взаимосвязанного развития микро- и макропроцессов в экономике на основе использования монетаризма и разумного государственного регулирования.

Предмет исследования экономической теории

Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией. Существует много различных определений предмета экономической теории. Наиболее распространенной и общепризнанной является формулировка, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «Экономическая наука — это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление»

Другие экономисты, подчеркивая ее универсальность, отмечают, что это наука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег и средств к существованию. Г. И. Рузавин и В. Т. Мартынов отмечают, что общая экономическая теория изучает экономические отношения в различных системах и типах деятельности. Точного определения предмета общей экономической теории нет. Необходимо дать собирательное обоснование понятия экономической теории.

Дж. М. Кейнс так писал об этом: «Настоящий экономист, знаток своего дела, должен быть наделен разнообразными дарованиями… Он должен уметь размышлять о частностях в понятиях общего и обращать полет своей мысли в одинаковой степени к абстрактному и конкретному. Он должен изучать современность в свете прошлого — ради будущего. Ни одна черта человеческой натуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами его внимания».

Итак, экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т. е. такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.[1;28-29]

С точки зрения масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела экономической теории — микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика — такой раздел науки, который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей. Не случайно приставка «микро» означает «малый». Она занимается исследованием следующих основных направлений:

1. Проблема потребителя — почему агенты выбирают именно такие наборы благ.

2. Проблема производителя — как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.

3. Общее равновесие — как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.

4. Экстерналии — как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других агентов может привести к экономической неэффективности.

5. Общественные блага — как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности. [2; 30]

Макроэкономика — приставка «макро» означает «большой» — занимается изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов — домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора. [1; 29]

Если микроэкономика представляет собой анализ процессов формирования экономической организации общества или рыночных ( ценовых ) процессов, в том числе процессов формирования ( распределения ) доходов в обществе, то макроэкономика -это анализ результатов этих процессов в масштабе экономической системы в целом, а также взаимосвязей между результатами. В рамках макроэкономики анализируются макропараметры экономической организации: объем национального производства, уровень цен, уровень безработицы и др. «Вы образованы менее чем наполовину, если Вы знаете лишь один раздел, но не имеете представления о другом разделе теории» — заметил П. Самуэльсон. Оба раздела экономической теории одинаково важны для экономического образования. Можно сказать, что микроэкономика видит лишь отдельные деревья, не видя за ними леса, тогда как макроэкономика за лесом не различает отдельных деревьев.

В последнее время появился еще один срез экономической теории — мезоэкономика (от греч. mesos ≈ средний, промежуточный), она изучает функционирование подсистем национальной экономики в целом. В центре внимания мезоэкономики находится изучение проблем агропромышленного комплекса (АПК), военно-промышленного комплекса (ВПК), инфраструктуры отдельных отраслей народного хозяйства, их место, роль и механизм функционирования в рыночной системе хозяйствования. Особое значение в мезоэкономике отводится изучению проблем региональной экономики как важного составляющего звена национальной экономики в целом. [2; 31]

При исследовании экономических процессов и явлений, вне зависимости от того, ведется ли анализ на микроэкономическом или макроэкономическом уровнях, различают позитивный и нормативный анализ, которые представляют, соответственно, позитивную и нормативную экономическую теорию. Разница между ними состоит в отсутствии или наличии оценочных суждений.

Основными функциями экономической теории являются:

Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

Образовательная — имея экономические знания, люди чувствуют себя увереннее и могут правильно принимать точные и хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях.

Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

Эти функции экономической теории осуществляются в повседневной жизни цивилизованного общества. Экономической науке принадлежит огромная роль в формировании экономической среды.

Экономические исследования и их методы

Ступени познания экономики

Слово «метод» (от греческого methodos — «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. [1;32] Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом. Метод науки призван обеспечить глубокое постижение предмета, он сам рождается и совершенствуется в ходе получения новых знаний. В известной степени, предмет сам формирует метод и, наоборот, используемый метод исследования позволяет все более четко определять границы и содержание самого предмета.

Научная разработка метода экономической теории восходит к трудам древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 гг. до нашей эры). Он впервые сформулировал основные принципы познания экономической и других форм общественной жизни с помощью науки о законах и формах мышления — логики. Разработанные Аристотелем приемы познания, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и другие широко используются до сих пор при анализе экономических явлений и процессов. В ходе развития и усложнения предмета экономической теории совершенствовались приемы и методы его познания, способы проверки истинности получаемых в ходе научного анализа результатов. Следует различать метод экономической науки в широком смысле слова, как совокупность инструментов, приемов исследования и метод как синоним приема научного анализа, способа обработки данных (математический метод, например), формы демонстрации результатов анализа (графический метод). [4; 37]

Экономическая теория выработала достаточно большое количество приемов поиска нового знания, отражающих специфику ее предмета. Действительно, экономические аспекты человеческой деятельности не могут подвергаться анализу с помощью, например, химических реакций или баллистических параметров, как это делается в технических и естественных науках. Экономическая теория — наука гуманитарная, общественная, и это сужает возможности экспериментирования в ходе изучения экономической жизни.

В экономических процессах можно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них — поверхностный, внешне видимый, второй — внутренний, скрытый от наружного наблюдения.

Рассмотрим в качестве примера заработную плату. Для всех, казалось бы, очевидно, что имеется в виду сумма денег, которую работодатель выдает работнику как вознаграждение за его труд. Однако в таком понимании нельзя усмотреть существо заработка. Не ясно, чем определяется его величина, означает ли она полную оплату всего труда работника?

Изучение внешне видимых экономических отношений, естественно, доступно каждому человеку. Поэтому уже с детства у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое основано на непосредственном знании хозяйственной жизни. Оно ограничено личным кругозором человека, часто основывается на отрывочных и односторонних сведениях. [3; 27]

Методы экономических исследований

Во всякой науке используется определенная совокупность методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания; общенаучные — исторический, логический, математический и др.; и специфические — для каждой отрасли науки. В экономической теории применяются два, хотя и противоположных, но взаимосвязанных философских метода — метафизика и диалектика.

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости. Это необходимо в тех случаях, когда анализируется какая-то часть системы в отдельности или выясняется внутренняя структура хозяйственных отношений. Также поступают, например, при классификации типов собственности, форм организации хозяйства, функций денег, типов рынков, форм заработной платы.

Экономическая теория полнее отражает действительность, когда берет на вооружение диалектику — учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Немецкий философ Георг Гегель (1770—1831) — создатель систематической теории диалектики, центральное место в этой теории отводил противоречию. Диалектический метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет на практике избегать односторонних и ошибочных решений, объединять в целостность, казалось бы, несоединимые стороны явления. Это, разумеется, в полной мере относится к реальной хозяйственной деятельности. [3; 28-29]

Но все же важнейшими из методами экономической теории являются: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ — это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов — цен, доходов потребителей, их предпочтений и др.

Синтез — это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов — цен, доходов потребителей и др.

Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

Индукция — метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего экземпляра, приобретаемого им аналогичного блага, уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.

Дедукция — метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже в гражданской одежде, вы можете по его прекрасной выправке заключить, что он имеет отношение к армии. Кстати, именно так Шерлок Холмс угадал бывшую профессию доктора Ватсона, военного врача.

Аналогия — метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. При этом могут использоваться достижения в различных областях знаний. Так, широко применяется сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом организме. Равновесие на рынке условно аналогично равновесию в физическом его понимании. [1; 33]

Метод познания — это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.

Экономическая наука обладает большим прогностическим потенциалом. Основанные на выводах позитивной и нормативной экономической теории политические решения в ряде случаев могут быть наиболее эффективными из всех возможных. Однако не следует сильно обольщаться, ибо всегда есть простор для действия закона непредвиденных последствий, когда принимаемые решения приводят к незапланированным, а иногда и к прямо противоположным результатам. Метод познания — это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.

Список литературы

М. Н. Чепурина Е. А. Киселева. Курс экономической теории. – К.: Кировская областная типография, 2000

В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Микроэкономика. – М.: Экономическая школа, 2004

Е. Ф. Борисов. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2000

В.В. Седов. Экономическая теория: В 2ч. Ч.1. – Ч.: Челябинский государственный университет, 2002

coolreferat.com