Предложите список сайтов взаимосвязи между естественными дисциплинами – Роль взаимосвязи дисциплин естественнонаучного цикла в формировании познавательных умений и интересов учащихся — Разное — Опыт работы пользователей — Образование, воспитание и обучение

Метод науки, ее взаимосвязи с другими науками

    Следует еще раз подчеркнуть тесную взаимосвязь различных, отделов физической химии. При исследовании любого явления приходится использовать арсенал представлений, теорий и методов исследования многих разделов физической химии (а нередко и других наук). Лишь при начальном знакомстве с физической химией можно в учебных целях распределить материал по указанным разделам. [c.20]
    Между естественными науками существует взаимосвязь, взаимное проникновение, что отражает объективную связь между формами движения материи. Например, химия и другие науки широко пользуются понятиями и методами, выработанными физикой. Без современной физики немыслимо их развитие. С другой стороны, [c.6]

    Представление об алгебре как о совокупности правил, согласно которым складываются или перемножаются действительные или комплексные числа, давно устарело. Уже в 20-х годах нашего столетия на первый план вышло систематическое использование абстрактных и аксиоматических методов. Алгебраические операции теперь определяются весьма общим образом и применяются к произвольным элементам. В основе алгебры (как и других математических дисциплин) лежит понятие множества. Современная математика изучает множества и их отображения друг на друга, особенно те отображения, которые учитывают определенную заданную информацию — структуру. Оказывается, что при таком подходе можно найти много общего между отдельными математическими теориями. С помощью теории математических структур можно глубже понять взаимосвязи между различными областями математики. Этот процесс обобщения и объединения в то же время усиливает универсальность применения математики в других науках. Математика, основанная на понятиях алгебраических структур, упорядоченных множеств и топологических пространств, находит широкое применение в тех областях, где неприменима классическая математика. В настоящее время математика представляет общий формальный аппарат для действий на множествах, полученный при полном абстрагировании от характера элементов, образующих множество. 

[c.12]

    Во-первых, не стоит жалеть времени на так называемые обш,ие вопросы аналитической химии. Здесь первая задача — сформировать четкие представления о предмете этой науки, ее целях, самобытности как области научного знания, связях с другими науками и практической значимости. Нужна информация об истории развития аналитической химии и ее больших достижениях, которые мы подчас недооцениваем. Учитывая специфику аналитической химии, находящейся на стыке многих наук, мы должны подчеркнуть, что перечисленные выше вопросы не кратенькое введение для порядка . Действительно, подумаем, какой смысл сразу нагружать студента деталями нужного метода, если он не понял смысла, философии науки, системы и взаимосвязи ее методов, не заинтересовался (по крайней мере не осознал), для чего он все это должен изучать. Психологическая подготовка к восприятию нелегкого конкретного материала совершенно обязательна. 

[c.5]

    МЕТОД НАУКИ, ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 

[c.9]

    Представления об особой, исключительной роли воды во множестве процессов, происходящих в природе, возникли еще в древности и затем часто высказывались на всех этапах развития естественных наук. В прошлом веке, когда геология оформилась как самостоятельная ветвь естествознания и начала брать на вооружение физико-химические и математические методы исследования, геологическую деятельность воды стали рассматривать как двоякую химическую и механическую. Условность такого разграничения была очевидна с самого начала тем не менее до сих пор продолжают появляться работы, в которых механические свойства горных пород анализируются без учета физико-химического влияния среды даже в тех случаях, когда это влияние давно обнаружено. Это связано с тем, что интеграция наук о Земле с различными разделами других естественных наук происходит неравномерно. Так, химическая термодинамика проникла в геологию намного раньше, чем кинетика механика идеализированных сплошных сред опередила физику реального, дефектного твердого тела и т. д. Однако такая очередность, в какой-то мере отражающая возраст отдельных областей фундаментальных наук, никоим образом не соответствует степени их важности для понимания природных процессов. К числу разделов науки, внедрение которых в геологию началось совсем недавно, относится физи-ко-химическая механика твердых тел и дисперсных систем, рассматривающая механические свойства в их взаимосвязи с физико-химическими процессами, протекающими на межфазных границах. 

[c.84]

    Содержание и методы физической химии. Физическая химия — наука, возникшая на грани двух важнейших естественных наук — физики и химии. Она представляет собой самостоятельную дисциплину, обладающую своими специфическими методами исследования, которые широко используются в неорганической, органической, аналитической и коллоидной химии и других смежных дисциплинах. Физическая химия решает наиболее общие вопросы химии, связанные с изучением взаимодействия различных форм движения материи, устанавливает взаимосвязь физических и химических явлений. Основное внимание уделяется исследованию законов протекания химических процессов во времени и законов химического равновесия. Для этого привлекаются данные о строении и свойствах атомов и молекул. 

[c.5]

    Химия взаимосвязана с другими естественными науками, особенно с такими, как физика, биология, геология. Все шире проникают в химию математические методы, электронно-вычислительная техника. [c.9]

    Однако число химических производств неуклонно возрастает. Ныне химическая промышленность выпускает десятки тысяч продуктов, изложение производства которых в одном учебном курсе невозможно. С другой стороны, успехи науки и техники уже позволяют установить общие закономерности для многих производств, так как типичные химические методы, приемы и аппараты применяются во многих отраслях химической промышленности. Следовательно, для выпуска специалистов с широким технологическим кругозором нет надобности в изучении весьма многих химических производств. Важно, чтобы будущий специалист знал основные законо.мерности химической технологии, наиболее типовые химические процессы и соответствующие им реакционные аппараты. Взаимосвязь процессов и комплектование аппаратов в технологические схемы можно изучить на сравнительно небольшом круге производств, имеющих наибольшее народнохозяйственное значение или комбинируемых с узкой специальностью будущего специалиста. 

[c.4]

    Основные точки соприкосновения между химической технологией и биотехнологией лежат в области изучения, разработки, проектирования, создания и осуществления процессов микробиологического производства продуктов, качественно превосходящих сырье, из которого они получены. Как и всякая другая технология, биотехнология впитала в себя достижения целого ряда наук, и круг решаемых с ее помощью задач определяется относительным вкладом в нее отдельных дисциплин. Сегодня основная проблема во взаимосвязях между биотехнологией и химической технологией — это четкое определение сфер приложения. В случае микробиологических процессов мы видим две возможности подход, основанный на биохимической технологии, и подход, основанный на физиологии микроорганизмов. Приверженцы химической технологии часто отдавали предпочтение первому из них, но надо сказать, что за последние 25 лет таким путем не удалось разработать способы коренного улучшения микробиологических процессов, которые принесли бы такой же успех, какой был достигнут химическим производством в целом или в нефтеперерабатывающей промышленности на основе принципов химической технологии. Разумеется, по крайней мере частично это можно объяснить консерватизмом ряда производств, основанных на микробиологических процессах, а также несогласованностью и непоследовательностью в их развитии. Основной же причиной является относительно небольшой масштаб упомянутых процессов. Чтобы получить право на независимое существование, биохимическая инженерия должна разработать гораздо более эффективные методы решения проблем, связанных с осуществлением микробиологических процессов и переработкой, что в свою очередь должно выразиться в значительном экономическом эффекте. Из самой сути биотехнологии, опирающейся главным образом на физиологию микроорганизмов, следует, что оптимизацией процессов, микробиологического 

[c.395]

    Единство материального мира, все более и более ярко раскрывающееся через единство изучающих его наук, как раз и выражается в тесной взаимосвязи всеобщих принципов и законов развития с законами и положениями специальных наук. Эти принципы и законы выступают в отношении друг к другу как часть и целое, как единичное, особенное и общее. Их взаимосвязь объективно кроется в самой сущности философии и естественных наук, лишь отражающих в процессе познания в специальных понятиях, законах и теориях, своими особыми средствами и методами диалектику природы. 

[c.6]

    Второй подход выражается в стремлении при определении сущности физических и химических явлений одновременно выяснить точки соприкосновения изучающих их наук, характер взаимоотношений последних, образуемые ими общие ветви, моменты качественного перехода, раскрыть взаимосвязь физики и химии в плане приложения методов исследования одной из них к проблемам другой. Эта вторая тенденция нам представляется более пра- [c.84]

    Знание диалектического метода, умение им пользоваться исходя из понимания процессов развития общества, потребностей общественной практики позволяют ориентироваться и представлять как перспективы развития науки вообще, так и своей в частности. Понимание этой взаимосвязи наук, тенденции их развития, плодотворности применения приемов и методов исследования одной науки к решению проблем другой способствует успеху научной деятельности химика. 

[c.333]

    Тесная взаимосвязь науки и практики может радикально улучшить разработку методов. Однако оптимизация этого сотрудничества-задача необычайно трудная. Наука, с одной стороны, не должна быть ареной деятельности оторванных от жизни ученых, но, с другой стороны, она не должна быть и доморощенной пожарной командой , работающей только на нужды собственного производства. Претворение в жизнь мысли [c.69]

    Несомненно, что сейчас химия со своими продуктами, методами и концешщями стоит на путях, которые ведут в будущее. Но ее успешное продвижение вперед тесно связано с другими дисциплинами, особенно с физикой, техникой и биологией, и эта взаимосвязь приводит к возникновению пограничных наук и областей знания, в создании которых химия играет роль авторитетной повитухи . Все более отчетливо проявляются в развитии химической промышленности тенденции взаимного проникновения и взаимного влияния отдельных составных частей и дисциплин. Развитие современного химического производства немыслимо без развития и совершенствования методов монтажа установок, электроники, измерительной, управляющей и регулирующей техники, научного приборостроения, а также без улучшения сырьевой базы и энергетического хозяйства. Для всех этих отраслей хозяйства химия становится главным потребителем. Одновременно для своих основных поставщиков она разрабатывает новые продукты и методы, а также различные вспомогательные средства, ускоряющие прогресс этих отраслей. Междисциплинарное сотрудничество и специализация-вот формула успеха, имеющая значение также и для химии. Поэтому не случайно, что многие описанные в этой книге достижения обязаны своим происхождением не только активности химиков, но и тр у-дам специалистов других наук и дисциплин ученых, техников, технологов, машино- и аппаратостроителей, физиков, математиков и биологов. В будущем это сотрудничество станет еще более тесным. [c.11]

    Эволюция формы доминирующего ресурса. В вышеприведенных рассуждениях мы оперировали в уравнениях величинами различной размерности, складывали»килограммы и килобайты», что на сегодня рассматривается как недопустимые операции. Понятны причины и доводы обеих сторон в обосновании своих методов. Наука абстрагируясь упрощает моделируемые процессы, с другой стороны, все процессы имеют одну п >вопричину (Большой взрыв) и, в той или иной степени, но всё взаимосвязано. Характер этой взаимосвязи изменяется в процессе эволюции Вселенной. [c.118]

    В зависимости от особенностей постановки учебного процесса в различных вузах страны некоторые смежные разделы (адсорбция газов и паров, хроматография, электрокапиллярные явления, физическая химия высокомолекулярных соединений и др.) могут включаться в другие учебные курсы. По таким разделам в учебнике излагается лишь тот материал, который является коллоидно-химическим по существу и необходим по логике построения курса. Более подробное изложение этих вопросов, а также современных коллоидно-химических методов исследования читатели могут найти в руководствах по практикуму, пособиях и монографиях, приведенных в конце книги. В связи с разветвленным, интердисциплинарным характером коллоидно-химической науки в книге многократно используются ссылки на предыдущие и последующие главы, что помогает восприятию взаимосвязи разделов учебника. [c.3]

    Существенно, что в настоящее время при разработке новых коррозионностойких сплавов можно охгараться не только на опыт, накопленный в этом деле металлургами, или богатый опыт практического использования сплавов в промышленности, но и на достижения коррозионной науки, которой на протяжении последних двух десятилетий, главным образом в результате широкого и плодотворного использования электрохимических методов и подходов к ио-следованию коррозионных процессов, удалось установить и сформулировать важные взаимосвязи между коррозионным поведением сплавов, с одной стороны, и коррозионным поведением составляющих их компонентов, с другой. [c.5]

    ФИЗИОЛОГИЯ С.-Х. ЖИВОТНЫХ. Отрасль физиологии, изучающая функции, процессы жизнедеятельности, протекающие в организме с.-.х. животных и в его частях — органах, тканях, клетках и структурных э.тгементах клеток. Изучая жизненные процессы, обусловливающие продуктивность с.-х. животных, Ф. с.-х. ж. позволяет влиять на эту продуктивность в желательном направлении. Она раскрывает закономерности функций во взаимосвязи их друг с другом и с окружающей средой — условиями кормления, содержания и использования животных — и является важнейшей из наук, образующих биологическую основу животноводства. Она тесно связана с морфологическими науками — анатомией, гистологией, цитологией. В то же время она опирается на успехи физики и химии и широко использует их методы исследования. В зависимости от пзучения тех или других систем и органов, Ф. с.-х. ж, подразделяется на физиологию пищеварения, обмена веществ и энергии, размножения, лактации, нервной системы и т. д. К числу разделов, изучающих функциональные особенности отдельных видов домашних животных, относятся физиология крупного и мелкого рогатого скота, свиней, лошадей, птиц и др. [c.319]

    Несмотря на большие успехи, достигнутые за последнее время в области технологической кристаллизации, о ней не хотят говорить в отрыве от вещества, которое подвергается кристаллизации. До некоторой степени это напоминает положение дел, существовавшее в области дистилляции несколько десятилетий тому назад, когда предпринималось мало попыток установить взаимосвязь между высокоспециализированными методами, разработанными более или менее независимо друг от друга, для обработки каменноугольного дегтя, спирта и нефтяных продуктов. Переход от искусства к науке произошег  [c.12]

    Задача эта необычайно трудна, ибо в плане экономики все так же взаимосвязано, как и в науке. Пользуясь старыми методами, невозможно составить план, а потом, когда появится перспективное научное открытие, просто исправить какой-то его маленький раздел. Ну, скажем, если потребуется что-то изменить в программе производства пассажирских самолетов, то для 9того придется перевернуть чуть ли не весь план, включая задания цветной и черной металлургии. Хотя деталей из обычных металлов в самолете не так уж много, они нужны станкам, на которых части этого самолета изготовляются. Далее такое изменение в плане коснется и электроэнергии, и приборостроения, и электроники, и многого другого. В конце концов, это скажется на добывающих отраслях промышленности. [c.99]


chem21.info

Усиление взаимосвязи между естественнонаучным и социально-гуманитарным знанием

Противопоставление естествознания гуманитарным наукам, как и науки в целом художественной культуре, возникло уже давно и со временем только усиливалось. Известный английский писатель Ч. Сноу, в прошлом занимавшийся физическими исследованиями, одним из первых опубликовал книгу «Две культуры», в которой утверждает, что, на одном полюсе находится культура, созданная наукой, на другом ей противостоит художественная культура. «Ученые и художественная интеллигенция, — считает он, — до такой степени перестали» понимать друг друга, что это стало навязшим в зубах анекдотом».1 Такое же непонимание и даже отчуждение встречается и среди ученых. Гуманитарии часто возражают против применения в своих исследованиях надежных и проверенных методов естествознания, ссылаясь на то, что они в принципе не подходят для анализа специфического характера человеческой деятельности. Естествоиспытатели, не учитывая этой специфики, нередко пытаются навязать гуманитариям методы, явно не подходящие для изучения общественных процессов. Разумеется, каждая наука имеет свои особенности и с ними необходимо считаться. В науке давно возникли две различные традиции, которые сформировались, с одной стороны, в процессе изучения природы, а с другой, — при исследовании явлений духовной жизни общества. Такое различие обусловлено самой спецификой объектов изучения естественных и общественных наук.

В то время как в природе действуют слепые, стихийные и независимые от человека силы и процессы, в обществе ничего не совершается без его сознательных целей, интересов и мотиваций. Именно на этом основании естественнонаучное познание нередко противопоставляется социально-гуманитарному. Однако все науки изучают единый мир, в процессе познания которого сформировались также некоторые общие методы исследования. Часто именно незнакомство с этими методами или неумение использовать их в своей области приводит к отчуждению гуманитариев и естествоиспытателей.

В истории науки и культуры в целом существуют две крайние точки зрения по вопросу о соотношении естествознания и обществознания. Сторонники первой из них заявляют, что именно естествознание с его точными методами исследования должно стать образцом, которому должны подражать гуманитарные науки. Наиболее радикальными представителями этой точки зрения являются позитивисты, которые считают идеалом науки математическую физику, а методом построения любого научного знания — аксиоматико-дедуктивный способ математики и точных наук. Защитники противоположной позиции справедливо утверждают, что подобный взгляд не учитывает всей сложности и специфики гуманитарного исследования и потому является явно утопическим и мало продуктивным. Некоторые крайние ее сторонники даже отказываются признать какую-либо общность и сходство между гуманитарным и естественнонаучным познанием. К их числу относятся многие представители возникшего еще в XIX в. антипозитивистского направления в истории, социологии, психологии и других гуманитарных науках.

Поскольку научные методы исследования в естествознании возникли гораздо раньше, чем в гуманитарных науках, то в истории познания делались неоднократные попытки перенести их целиком и полностью, без соответствующих изменений и уточнений в гуманитарные науки. Однако эти попытки не могли не встретить сопротивления и критики со стороны специалистов, изучавших явления социальной жизни и духовной культуры. Иногда подобное сопротивление сопровождалось полным отрицанием какого-либо значения методов и концепций естествознания для исследования социально-экономических и гуманитарных явлений и процессов. Но в последние десятилетия мы являемся свидетелями того, как социологи, юристы, педагоги и другие специалисты-гуманитарии в своих исследованиях начинают применять системный подход, идеи и методы теории информации, кибернетики и новой концепции самоорганизации систем — синергетики.

Наиболее отчетливо различие между естественнонаучным и гуманитарным познанием выражается в их подходе к основным функциям науки, важнейшими из которых являются — объяснение, понимание и предсказание явлений. Особый интерес вызывает вопрос о сходстве и различии объяснений в естествознании и гуманитарных науках, по которому до сих пор не прекращаются дискуссии. Они вызваны главным образом тем обстоятельством, что в ряде гуманитарных наук, например в истории, трудно подвести индивидуальные и неповторимые события под какой-либо общий закон или теорию. Поэтому есть немало историков, которые решительно возражают против переноса естественнонаучных методов объяснения в исторические исследования. Вместе с тем некоторые философы с не меньшим упорством отстаивают взгляд, что исторические и другие социально-культурные события и процессы в принципе также поддаются объяснению с помощью общих законов и теорий. Вся беда, по их мнению, состоит в недостаточной разработанности концептуального аппарата многих гуманитарных наук, в частности социально-исторических.

Что касается характера законов, на которые должны опираться гуманитарные объяснения, то мнения здесь заметно расходятся. Одни ученые считают, что такие законы в истории и других гуманитарных науках весьма просты и тривиальны и поэтому не заслуживают особого анализа. Другие, напротив, утверждают, что они слишком сложны и запутанны, поэтому их предстоит еще открыть, чтобы объяснения стали адекватными. Третьи полагают, что для объяснения исторических событий и деятельности людей, участвующих в них, следует обратиться к так называемым телеологическим объяснениям, которые опираются не на законы, а на раскрытие целей, намерений и мотивов поведения и деятельности людей, в особенности выдающихся исторических личностей.

Среди историков и других ученых-гуманитариев есть также немало исследователей, которые заявляют, что методы объяснения оказываются вообще бесполезными в гуманитарных науках, поскольку в них главное внимание должно быть обращено не столько на общность, сколько на индивидуальность, неповторимость и даже уникальность событий и явлений духовной и социальной жизни. Поэтому они считают главным или даже почти единственным способом их исследования метод понимания, связанный с их интерпретацией или истолкованием. Такой способ часто связывают с герменевтическим методом.

Возникший еще в античной Греции, герменевтический метод стал впоследствии применяться в качестве основного средства для истолкования и понимания письменных текстов разнообразного конкретного содержания

В XIX веке известный немецкий историк искусства и философ Вильгельм Дильтей попытался использовать герменевтику в качестве методологии наук о духовной деятельности, к которым он относил гуманитарные науки. Он считал понимание единственным методом исследования гуманитарных наук и противопоставлял его объяснению в естествознании. Природу мы объясняем, подчеркивал он, человека же должны понять. Однако такое противопоставление методов социально-гуманитарных наук, в частности понимания, методам объяснения естествознания, не выдерживает критики. Достаточно отметить, что объяснения с помощью законов используются также в социально-экономических дисциплинах, а телеологические — в исторических науках.

В последние десятилетия под влиянием научно-технической революции и возникновения таких новых общенаучных методов исследования, как системный подход, информатика, кибернетика, синергетика и ряд других, прежняя конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями значительно ослабла. Гуманитарии поняли важность и необходимость использования в своей науке не только технических и информационных средств точных наук, но и эффективных общенаучных методов исследования, которые первоначально возникли в рамках естествознания.

Характерная особенность современного этапа развития науки состоит в усилении тенденции к интеграции научного знания. Она находит свое выражение в развертывании междисциплинарных исследований, выдвижении программ комплексного изучения наиболее актуальных научных проблем, в которых принимают участие специалисты разных наук, использовании парадигм и методов исследования одних наук в других и т.д. В связи с этим утрачивает свое значение прежнее разграничение предметов отдельных наук, поскольку ученые сосредоточивают свои усилия на решении общих проблем, возникающих в этих науках. Все эти характерные черты современных научных исследований свидетельствуют об усилении взаимосвязи и взаимодействия не только между естественными и гуманитарными науками, но и внутри самих этих наук. Такое взаимодействие наук происходит по разным направлениям исследования.

Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания осуществляется в рамках общенаучной картины мира, в качестве основы которой в настоящее время выступает глобальный эволюционизм. Понятия и теории отдельных наук в ней стремятся обосновать с помощью таких фундаментальных современных идей, как принципы системности и самоорганизации.

В единой, общей картине мира становится возможным согласовать цели, идеалы, методы и нормы познания, составляющие основания каждой науки. Поэтому новые методы исследования, впервые открытые и использованные в естествознании, удается применить и в социально-гуманитарных науках. Выше мы уже отмечали, что такие идеи, как необратимость развития открытых систем, роль в них случайности при появлении неустойчивости, возникновение диссипативных структур и другие открытия синергетики, находят плодотворное применение при анализе процесса развития социально-экономических систем.

По сути дела, именно со сложноорганизованными системами мы чаще всего встречаемся в обществе. Поэтому их анализ представляет наибольший интерес для синергетики. В свою очередь метод диалога при изучении гуманитарных процессов, например, общения или диалога культур, может быть успешно применен в естествознании при анализе экспериментального метода. Принципы понимания, разработанные гуманитариями, могут быть использованы для анализа особенностей естественнонаучного познания.

Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Гармоничное развитие науки может быть достигнуто лишь тогда, когда учитываются как потребности общества, так и ценности самой науки. В гл. 8 мы подробно обсуждали две крайние точки зрения по этому вопросу. Сторонники экстернализма, или воздействия внешних факторов на науку, считают, что движущими силами научного прогресса служат потребности общества, ибо именно оно ставит определенные цели перед наукой. Основной недостаток такого взгляда состоит в недооценке относительной самостоятельности развития науки, которая выражается в преемственности ее идей, в сохранении всего твердо обоснованного научного знания, а также в его обобщении и развитии. Поэтому интерналисты подчеркивают решающую роль именно внутринаучных ценностей. Может даже показаться, что наука развивается чисто логически путем обобщения, экстраполяции и спецификации уже известных понятий и теорий. С ростом теоретического уровня исследования своих объектов наука приобретает все большую относительную самостоятельность развития. Тем не менее, отрыв науки от реального мира и от многообразных связей с другими сферами культуры, в конечном счете, приводит к ее стагнации и вырождению. Вот почему, несмотря на всю важность внутринаучных ценностей науки, никогда не следует забывать о том, что наука должна служить обществу.

Включение социальных ценностей в процессе выбора стратегий исследования. Социальные ценности имеют приоритетное значение при выборе программ и проектов междисциплинарных исследований потому, что они, как правило, направлены на решение важнейших социально-экономических, технических и культурно-гуманитарных проблем. Такие проблемы, как улучшение экологической среды общества, развитие средств информатизации и коммуникации, биотехнологии, медицины и некоторые другие являются приоритетными для общества и поэтому пользуются поддержкой государства.

Выбор перспективных направлений научного исследования во многом определяется внутринаучными ценностями, логикой развития определенной отрасли науки, тем научным материалом или «заделом», который наработан в ней. Поэтому определение того, что является перспективным в той или науке и поэтому заслуживает дальнейшей разработки и исследования, решается в рамках конкретной науки. Государство же, осуществляя свои социальные функции, может установить, какие программы перспективных исследований являются приоритетными с точки зрения общества, и поэтому заслуживают поддержки и финансирования.

Особое внимание при определении стратегии исследования должно быть уделено гуманитарному контролю в науке и высоких технологиях. Такой контроль должен исключить использование новых достижений науки и техники в антигуманных целях. В этих целях должны проводиться экологические и социально-гуманитарные экспертизы научно-технических проектов. В связи с этим возрастает ответственность ученых перед обществом за достоверность своих экспертиз и результаты деятельности в науке в целом.

Новые этические проблемы в науке XXI века. Крупнейшие открытия в физике прошлого века, приведшие к созданию атомного оружия и других средств массового уничтожения, экологический кризис, исследования в области генной инженерии, успехи в клонировании организмов со всей остротой поставили проблемы ответственности ученых перед обществом. В связи с этим существенно изменился сам этос науки, т.е. нравственные убеждения и моральные ограничения, связанные с научной деятельностью. Если раньше такие убеждения и ограничения относились к требованиям объективности результатов исследования, критического отношения к своим и чужим результатам и т.п., то теперь речь идет об ответственности ученых за исследования, которые могут нанести непоправимый вред обществу или поставить его перед катастрофой. Но кто и как может определить негативные последствия будущих исследований? Дискуссии среди ученых и полемика в средствах массовой информации по таким проблемам, как возможность скрещивания генов, клонирования человека или даже эвтаназии, свидетельствуют об отсутствии четких критериев о возможности наложении моратория на такие исследования. Тем не менее, сами ученые склоняются к мысли, что когда отрицательные последствия таких исследований несомненны, то моратории являются неизбежными.

students-library.com

Какие естественнонаучные дисциплины вам известны? Что изучают эти дисциплины?…

Есте́ственные нау́ки — разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку [источник не указан 403 дня] природных (естественных — от «естество» , природа) явлений. Происхождение естественных наук связано с применением философского натурализма к научным исследованиям. Принципы натурализма требуют изучать и использовать законы природы, не привнося в них законы, вводимые человеком, то есть, исключая произвол человеческой воли. Понятие о естественных науках введено также для их размежевания с науками гуманитарными и социальными (в России последние нередко объединяют в комплекс наук об обществе) . Математику объединяют с логикой в комплекс формальных наук, и не включают в естественные науки, поскольку их методология существенно отличается от методологии естественных наук. Истоки естественных наук

Основой естественных наук следует считать естествознание — науку о природных явлениях. Соответственно, первыми представителями естественных наук следует считать великих естествоиспытателей прошлого, таких как Блез Паскаль, Исаак Ньютон, Михаил Ломоносов.

Примечательным, однако, является тот факт, что в таких книгах, как «Сто великих ученых» за Архимедом следует обычно сразу Коперник. Между ними лежит разрыв почти в 1800 лет! Все это время религиозное сознание доминировало над естественно-научным. Появление плеяды великих естественников является результатом Возрождения (с большой и маленькой буквы) 600 лет назад духа мыслителей Древней Греции, прежде всего Сократа, Платона и Аристотеля. А «центр тяжести» естественно-научного движения приходится на период Просвещения 300 лет назад. [источник не указан 242 дня]

С течением времени общее направление естествознания разделилось на обособленные научные направления. Направления естественных наук

Базовые науки:
Астрономия
Биология
География
Геология
Физика
Химия

Существуют предложения расширить список естественных наук, например:
Естественная информатика Основа естественных наук

Все современные естественные науки, так или иначе, используют математическое или компьютерное моделирование для описания рассматриваемых явлений.

Таким образом, естественные науки предполагают точное формульное (см. Математическая формула, Химическая формула) определение закономерностей, описывающих рассматриваемые природные явления; а также формульную запись новых гипотез и теорий.

В результате, обеспечиваемые естественными науками описания содержат численные значения. Кроме того, благодаря точным математическим выкладкам любая гипотеза может быть проверена и при необходимости скорректирована.

otvet.mail.ru

2. Взаимосвязь естественных наук. Концепции современного естествознания. Шпаргалки

2. Взаимосвязь естественных наук

Все явления в мире связаны друг с другом, поэтому естественны тесные связи между науками о природе. Любой живой и неживой объект окружающего мира можно описать математически (величина, вес, объем, соотношение между этими категориями), физически (свойства вещества, жидкости, газа, из которых он состоит), химически (свойства происходящих в нем химических процессов и реакции вещества объекта) и т. п.

Иными словами, объекты окружающего мира, будь они живые или неживые, подчиняются открытым человеком законам существования этого мира – физическим, математическим, химическим, биологическим и т. п. На протяжении длительного времени бытовал упрощенный взгляд на сложные живые объекты и явления, к ним пробовали применять те же законы, что существуют в неживой природе, поскольку понять и описать процессы в живых организмах ученые могли только с механистической точки зрения.

Это был упрощенный, хотя для того времени вполне научный взгляд; мы называем его редукционным . В современном научном знании, напротив, существует другой подход – целостный, или холистический . В сложных объектах и явлениях действуют все известные человеку законы природы, но они действуют не отдельно, а в синтезе, поэтому и рассматривать их изолированно друг от друга не имеет смысла. Редукционный подход определял применение аналитического метода, то есть предполагал разложение сложного объекта на мельчайшие составляющие, холистический предполагает исследование объекта как совокупность всех его составляющих, что требует изучения на гораздо более сложном уровне всех существующих связей. Оказалось, что даже для изучения неживой материи недостаточно опираться на известные законы физики и химии, а требуется создавать новые теории, рассматривающие такие объекты с новой точки зрения. Известные законы в результате этого отменены не были, а новые теории открыли новые горизонты знаний и способствовали рождению новых отраслей естественных наук (например, квантовой физики).

librolife.ru

Лекции по КСЕ4 / Лекция 1

Концепции современного естествознания Лекция 1. Тема: Введение в дисциплину.

1. Естествознание: определение и содержание понятия. Задачи естествознания 2. Взаимосвязь естественных наук. Редукционизм и холизм 3. Фундаментальная и прикладная наука. Технологии 4. Тезис о двух культурах

Контрольные вопросы Литература

Текст вводных замечаний к разделу

1. Естествознание. Определение и содержание понятия. Задачи естествознания

Слово «естествознание» (<естество – природа) означает знание о природе, или природоведение. В латинском языке слову “природа” соответствует слово natura, поэтому  в немецком языке, ставшем в 17-19 вв. языком науки, все о природе стали называться «Naturwissenchaft”.  На этой же основе появился и термин «натурфилософия» – общая философия природы. В древнегреческом языке слову природа очень близко слово «физис» («фюзис»).

Первоначально все знание о природе действительно относилось к физике (в древности – «физиология»). Так Аристотель (III в. до н.э.) называл своих предшественников «физиками» или физиологами. Физика, таким образом, стала основой всех наук о природе.

В настоящее время имеются два определения естествознания.

1. Естествознание – наука о природе, как о единой целостности. 2. Естествознание – совокупность наук о природе, взятое как единое целое.

Первое определение говорит об одной единой науке о природе, подчеркивая единство природы, ее нерасчлененность. Второе говорит о естествознании как о совокупности , т.е. множестве наук, изучающих природу, хотя в нем и содержится фраза, что это множество следует рассматривать как единое целое.

К естественным наукам относят физику, химию, биологию, космологию, астрономию, географию, геологию и частично психологию. Кроме того, существует множество наук, возникших на стыке названных (астрофизика, физическая химия, биофизика и т.д).

Целью естествознания, в конечном счете, является попытка решения так называемых «мировых загадок», сформулированных еще в конце 19-го века Э. Геккелем [1] и Э.Г. Дюбуа-Реймоном[2]. Вот эти загадки, две из которых относятся к физике, две – к биологии и три – к психологии (см. рис.1):

Естествознание, развиваясь приближается к решению этих загадок, но возникают новые вопросы, и процесс познания бесконечен. Действительно, наши знания можно сравнить с расширяющейся сферой. Чем шире сфера, тем больше точек ее соприкосновения с неизвестным.  Увеличение сферы знания приводит к появлению новых, нерешенных проблем.

Задачей естествознания является познание объективных законов природы и содействие их практическому использованию в интересах человека. Естественнонаучное знание создается в результате обобщения наблюдений, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей, и само является теоретической основой их деятельности.

К началу документа

2. Взаимосвязь естественных наук. Редукционизм и холизм.

Все исследования природы сегодня можно наглядно представить в виде большой сети, состоящей из ветвей и узлов. Эта сеть связывает многочисленные ответвления физических, химических и биологических наук, включая науки синтетические, возникшие на стыке основных направлений (биохимия, биофизика и др.).

Даже исследуя простейший организм, мы должны учитывать, что это и механический агрегат, и термодинамическая система, и химический реактор с разнонаправленными потоками масс, тепла, электрических импульсов; это, в то же время, и некая «электрическая машина», генерирующая и поглощающая электромагнитное излучение. И, в то же время, это  — ни то и ни другое, это – единое целое.

Современное естествознание характеризуется взаимопроникновением естественных наук друг в друга, но в нем есть и определенная упорядоченность, иерархичность [3].

В середине 19-го века немецкий химик Кекуле составил иерархическую последовательность наук по степени возрастания их сложности (а точнее, по степени сложности объектов и явлений, которые они изучают).

Такая иерархия естественных наук позволяла как бы «выводить» одну науку из другой. Так физику (правильнее было бы – часть физики, молекулярно-кинетическую теорию) называли механикой молекул, химию, физикой атомов, биологию – химией белков или белковых тел. Эта схема достаточно условна. Но она позволяет пояснить одну из проблем науки – проблему редукционизма.

Редукционизм (<лат. reductio уменьшение) определяется как господство аналитического подхода, направляющего мышление на поиск простейших, далее неразложимых элементов. Редукционизм в науке – это стремление описать более сложные явления языком науки, описывающей менее сложные явления или класс явлений  (например, сведение биологии  к механике и т.п.). Разновидностью редукционизма является физикализм – попытка объяснения всего многообразия мира на языке физики.

Редукционизм неизбежен при анализе сложных объектов и явлений.  Однако здесь надо хорошо осознать следующее. Нельзя рассматривать жизнедеятельность организма, сводя все к физике или химии. Но важно знать, что законы физики и химии справедливы и должны выполняться и для биологических объектов. Нельзя рассматривать поведение человека в обществе только как биологического существа, на важно знать, что корни многих человеческих действий лежат в глубоком доисторическом прошлом и являются результатом работы генетических программ, унаследованных от животных предков.

В настоящее время достигнуто понимание необходимости целостного, холистического (<англ. whole целый) взгляда на мир. Холизм [4], или интегратизм можно рассматривать как противоположность редукционизма, как присущее современной науке стремление создать действительно обобщенное, интегрированное знание о природе.

К началу документа

3. Фундаментальные и прикладные науки. Технологии

Установившееся понимание фундаментальной и прикладной науки состоит в следующем.

Проблемы, которые ставятся перед учеными извне, называются прикладными. Прикладные науки, таким образом, имеют своей целью осуществление практического применения добытого знания.

Проблемы, возникающие внутри самой науки, называются фундаментальными. Таким образом, фундаментальная наука направлена на получение самого знания о мире как такового. Собственно, именно фундаментальные исследования направлены в той или иной мере на решение мировых  загадок.

Не следует, слово «фундаментальный» смешивать здесь со словом «большой», «важный». Прикладное исследование может иметь очень большое значение как для практической деятельности, так и для самой науки, в то время как фундаментальное исследование может оказаться пустяковым. Здесь очень важно предвидеть, какое значение результаты фундаментального  исследования могут иметь в будущем. Так еще в середине 19-го века исследования по электромагнетизму (фундаментальные исследования) считались весьма интересными, но не имеющими никакого практического значения. (При распределении средств на научные исследования руководители, экономисты должны, бесспорно, ориентироваться в определенной мере в современном естествознании, чтобы принять правильное решение).

Технология. Прикладная наука тесно связана с технологией. Можно привести два определения технологии: в узком и широком смысле. «Технология — совокупность знаний о способах и  средствах  проведения производственных  процессов,  напр.  технология  металлов,   химическая   технология, технология строительных работ, биотехнология и т.п., а  также  сами технологические  процессы,  при  которых   происходит качественное изменение обрабатываемого объекта».

В широком, философском  смысле технология – это обусловленные состоянием знаний и общественной эффективностью способы достижения  целей, поставленных обществом». Это определение — достаточно емкое, оно позволяет охватить и биоконструирование, и образование (образовательные технологии),  и  т.п.  Эти «способы» могут меняться от цивилизации к цивилизации, от эпохи к эпохе. (Надо иметь в виду, что в зарубежной литературе «технология» часто понимается как синоним «техники» вообще).

К началу документа

4. Тезис о двух культурах.

В результате своей деятельности создает совокупность материальных и духовных ценностей, т.е. культуру. Мир материальных ценностей (техника, технология) образуют материальную культуру. Наука, искусство, литература, религия, мораль, мифология относятся к духовной культуре. В процессе познания окружающего мира и самого человека формируются различные науки. Естественные науки – науки о природе – формируют естественно-научную культуру, гуманитарные – художественную (гуманитарную культуру).

На начальных стадиях познания (мифология, натурфилософия) оба этих вида наук и культур не разделялись. Однако постепенно каждая из них разрабатывала свои принципы и подходы. Разделению этих культур способствовали и  разные цели: естественные науки стремились изучить природу и покорить ее; гуманитарные своей целью ставили изучение человека и его мира. 

Считается, что методы естественных и гуманитарных наук также преимущественно различны: рациональный в естественных и эмоциональный (интуитивный, образный) в гуманитарных. Справедливости ради надо заметить, что резкой границы здесь нет, поскольку элементы интуиции, образного мышления являются неотъемлемыми элементами естественнонаучного постижения мира, а в гуманитарных науках, особенно в таких как история, экономика, социология, нельзя обойтись без рационального, логического метода.   В античную эпоху преобладало единое, нерасчлененное знание о мире (натурфилософия). Не существовало проблемы разделения естественных и гуманитарных наук и в эпоху средневековья (хотя в то время уже начался процесс дифференциации научного знания, выделение самостоятельных наук). Тем не менее, для средневекового человека Природа представляла собой мир вещей, за которыми надо стремиться видеть символы Бога, т.е. познание мира было прежде всего познанием божественной мудрости. Познание было направлено не столько на выявление объективных свойств явлений окружающего мира, сколько на осмысление их символических значений, т.е. их отношения к божеству  [2].

В эпоху Нового времени (17-18 вв) началось исключительно быстрое развитие естествознания, сопровождавшееся процессом дифференциации наук. Успехи естествознания были настолько велики, что в обществе возникло представление об их всесильности. Мнения и возражения представителей гуманитарного направления зачастую игнорировались. Рациональный, логический метод познания мира стал определяющим. Позже наметился своего рода раскол между гуманитарной и естественнонаучной культурой.

Одной из самых известных книг на эту тему явилась публицистически острая работа английского ученого и писателя Чарльза Перси Сноу «Две культуры и научная революция», появившаяся в 60-е годы. В ней автор констатирует раскол между гуманитарной и естественнонаучной культурами на две части, являющих собой как бы два полюса, две «галактики». Сноу пишет «…На одном полюсе – художественная интеллигенция, на другом – ученые, и, как наиболее яркие представители этой группы – физики. Их разделяет стена непонимания и иногда (особенно среди молодежи) антипатии и вражды, но главное, конечно, непонимания. У них странное, извращенное понимание друг о друге. Они настолько по-разному относятся к одним и тем же вещам, что не могут найти общий язык даже в области чувств». *В нашей стране это противоречие никогда не принимало такого антагонистического характера, тем не менее в 60-е – 70-е годы оно нашло отражения в многочисленных дискуссиях между «физиками» и «лириками» (о моральной стороне медико-биологических исследований на человеке и на животных, о мировоззренческой сущности некоторых открытий и т.п.).

Часто можно услышать, что техника и точные науки отрицательно влияют на мораль. Можно услышать, что открытие  атомной  энергии  и  выход человека в космос — преждевременны. Утверждают, будто технология  сама  по себе ведет к деградации культуры, наносит ущерб  творчеству  и  производит лишь культурную дешевку. В наши дни успехи биологии породили бурные дискуссии о допустимости  исследовательских работ по клонированию высших животных и человека, в которых проблема науки и технологии рассматривается с точки зрения этики и религиозной морали [4].

Известный писатель и философ С. Лем в своей книге «Сумма технологии» опровергает эти взгляды, утверждая, что технологию следует  признать  «орудием  достижения  различных  целей,  выбор  которых зависит от уровня развития  цивилизации,  общественного  строя  и  которые подлежат моральным оценкам. Технология дает  средства и орудия; хороший или дурной способ их употребления — это наша заслуга или наша вина» [4].

Так, экологический кризис, поставивший человечество на грань катастрофы, вызван не столько научно-техническим прогрессом, сколько недостаточным распространением в обществе научных знаний и культуры в общем смысле этого слова. Поэтому  сейчас много внимания уделяется гуманитарному образованию, гуманизации общества. Для человека одинаково важны и современные знания, и соответствующие им ответственность и мораль.

С другой стороны, влияние науки на все сферы жизни стремительно растет. Мы должны признать, что на нашу жизнь, на судьбы цивилизации, в конечном счете, открытия ученых и технические достижения, с ними связанные, повлияли гораздо больше, чем все политические деятели прошлого. В то же время  уровень естественнонаучного образования большинства людей остается невысоким. Плохо или неверно усвоенная научная информация делает людей восприимчивыми к антинаучным идеям, мистике, суевериям. Но современному уровню цивилизации может соответствовать только ««человек культуры», причем здесь имеется в виду культура единая: как гуманитарная, так и естественнонаучная. Этим и объясняется введение в учебные планы гуманитарных специальностей дисциплины «Концепции современного естествознания». В дальнейшем мы будем рассматривать научные картины мира, проблемы, теории и гипотезы конкретных наук в русле глобального эволюционизма – идеи, пронизывающей современное естествознание и являющейся общей для всего материального мира.

К началу документа

Контрольные вопросы

1. Предмет и задачи естествознания? Как и когда оно возникло? Какие   науки можно отнести к естествознанию? 2. О каких «мировых загадках», составляющих предмет исследований в естественных науках, говорили Э. Геккель и Э.Г. Дюбуа-Реймон? 3. Поясните выражение «две культуры». 4. В чем проявляются сходство и различие методов гуманитарных и естественных наук? 5. Чем характеризуются развитие естествознания в эпоху Нового Времени? Какой период охватывает эта эпоха? 6. Поясните слово «технология». 7. С чем связано отрицательное отношение к современной науке и технологиям? 8. Что такое фундаментальные и прикладные науки? 9. Что такое редукционизм и холизм в естествознании?

Литература

1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮКЭА, 1997. – 834 с. 2. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. – М.:   ИМПЭ, 1998. 3. Концепции современного естествознания /Под ред. С.И. Самыгина. — Ростов н/Д:  Феникс, 1999. – 576 с. 4. Лем С. Сумма технологий. – М. Мир, 1968. – 311 с. 5. Волков Г.Н. Три лика культуры. — М.: Молодая гвардия, 1986. – 335 с.

[1]Геккель, Эрнст (1834-1919) – немецкий биолог-эволюционист, представитель естественнонаучного материализма, сторонник и пропагандист учения Ч.Дарвина. Предложил первое «родословное дерево» живого мира.

[2] Дюбуа-Реймон, Эмиль Генрих – немецкий физиолог, основатель научной школы, философ. Основоположник электрофизиологии; установил ряд закономерностей, характеризующих электрические явления в мышцах и нервах. Автор молекулярной теории биопотенциалов, представитель механистического материализма и агностицизма.

[3] Иерархия (<гр. hierarchia < hieros священный + archē власть) — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

[4]Холизм (<англ. holism <гр. holos -целое) – философское направление, рассматривающее природу как иерархию «целостностей», понимаемых как духовное единство; в современном естествознании – целостный взгляд на природу, стремление к построению единой научной картины мира.

*цитируется в соответствии с [3], с.11.

[

[

[

[

*

[

[

[

[

*

studfiles.net

Естественная наука — это… Физическая география. Химия, физика

Наука — одна из важнейших областей человеческой деятельности на современном этапе развития мировой цивилизации. На сегодняшний день существуют сотни различных дисциплин: технические, общественные, гуманитарные, естественные науки. Что они изучают? Как развивалось естествоведение в историческом аспекте?

Естественная наука — это…

Что такое естествознание? Когда оно зародилось и из каких направлений состоит?

Естественная наука — это дисциплина, изучающая природные явления и феномены, которые выступают внешними по отношению к субъекту исследований (человеку). Термин «естествознание» в русском языке происходит от слова «естество», что есть синонимом к слову «природа».

Фундаментом естествознания можно считать математику, а также философию. Из них, по большому счету, вышли все современные естественные науки. Вначале натуралисты пытались ответить на все вопросы, касающиеся природы и её всяческих проявлений. Затем, по мере усложнения предмета исследований, естествознание начало дробиться на отдельные дисциплины, которые со временем ставали все более обособленными.

В контексте современного времени естественная наука — это комплекс научных дисциплин о природе, взятых в их тесной взаимосвязи.

История формирования естественных наук

Развитие естественных наук происходило постепенно. Однако интерес человека к явлениям природы проявился еще в древности.

Натурфилософия (по сути, наука) активно развивалась в Древней Греции. Античные мыслители, с помощью примитивных методов исследований и, порой, интуиции, смогли сделать целый ряд научных открытий и важных предположений. Уже тогда натурфилософы были уверены, что Земля вращается вокруг Солнца, могли объяснить солнечные и лунные затмения, довольно точно измерили параметры нашей планеты.

В эпоху Средневековья развитие естествознания заметно замедлилось и находилось в сильной зависимости от церкви. Многие ученые в это время были гонимы за так называемое инаковерие. Все научные исследования и изыскания, по сути, сводились к истолкованию и обоснованию священных писаний. Тем не менее в эпоху Средних веков существенно развивалась логика и теория. Стоит также отметить, что в это время центр натурфилософии (непосредственного изучения природных явлений) географически сместился в сторону арабо-мусульманского региона.

В Европе бурное развитие естествознания начинается (возобновляется) лишь в XVII-XVIII веках. Это время масштабного накопления фактических знаний и эмпирического материала (результатов «полевых» наблюдений и экспериментов). Естественные науки 18 века также основываются в своих исследованиях на результаты многочисленных географических экспедиций, плаваний, изучений вновь открытых земель. В XIX веке снова на первое место выходит логика и теоретическое мышление. В это время ученые активно обрабатывают все собранные факты, выдвигая различные теории, формулируя закономерности.

К самым выдающимся естествоиспытателям в истории мировой науки следует отнести Фалеса, Эратосфена, Пифагора, Клавдия Птолемея, Архимеда, Исаака Ньютона, Галилео Галилея, Рене Декарта, Блеза Паскаля, Никола Тесла, Михаила Ломоносова и многих других известных ученых.

Проблема классификации естествознания

К базовым естественным наукам относятся: математика (которую также часто именуют «королевой наук»), химия, физика, биология. Проблема классификации естествознания существует уже давно и беспокоит умы не одного десятка ученых и теоретиков.

Лучше всего с этой дилеммой справился Фридрих Энгельс — немецкий философ и ученый, который более известен в качестве близкого друга Карла Маркса и соавтора его известнейшего труда под названием «Капитал». Он смог выделить два основных принципа (подхода) типологии научных дисциплин: это объективный подход, а также принцип развития.

Максимально подробную классификацию наук предложил советский методолог Бонифатий Кедров. Она не потеряла свою актуальность и в наши дни.

Перечень естественных наук

Весь комплекс научных дисциплин принято делить на три большие группы:

  • гуманитарные (или общественные) науки;
  • технические;
  • естественные.

Природу изучают последние. Полный перечень естественных наук представлен ниже:

  • астрономия;
  • физическая география;
  • биология;
  • медицина;
  • геология;
  • почвоведение;
  • физика;
  • природоведение;
  • химия;
  • ботаника;
  • зоология;
  • психология.

Что касается математики, то у ученых нет единого мнения, к какой группе научных дисциплин её стоит относить. Одни считают её естественной наукой, другие — точной. Некоторые методологи относят математику в отдельный класс так называемых формальных (или абстрактных) наук.

Химия

Химия — это обширная область естествознания, главным объектом изучения которой является вещество, его свойства и строение. Данная наука рассматривает природные тела и объекты на атомно-молекулярном уровне. Она также изучает химические связи и реакции, возникающие при взаимодействии разных структурных частиц вещества.

Впервые теорию о том, что все природные тела состоят из более мелких (не видимых человеку) элементов, выдвинул древнегреческий философ Демокрит. Он предположил, что каждое вещество включает в себя более мелкие частицы, подобно тому, как слова состоят из различных букв.

Современная химия — это сложная наука, включающая в себя несколько десятков дисциплин. Это неорганическая и органическая химии, биохимия, геохимия, даже космохимия.

Физика

Физика — одна из древнейших наук на Земле. Открытые ею законы выступают базисом, фундаментом для всей системы дисциплин естествознания.

Впервые термин «физика» употребил еще Аристотель. В те далекие времена она была практически тождественной философии. В самостоятельную науку физика начала превращаться лишь в XVI веке.

Сегодня под физикой понимают науку, изучающую материю, её строение и движение, а также общие законы природы. В её структуре выделяют несколько основных разделов. Это классическая механика, термодинамика, квантовая физика, теория относительности и некоторые другие.

Физическая география

Разграничение между естественными и гуманитарными науками жирной линией прошло по «телу» некогда единой географической науки, разделив отдельные её дисциплины. Так, физическая география (в отличие от экономической и социальной) оказалась в лоне естествознания.

Эта наука изучает географическую оболочку Земли в целом, а также отдельные природные компоненты и системы, входящие в её состав. Современная физическая география состоит из ряда отраслевых наук. Среди них:

  • ландшафтоведение;
  • геоморфология;
  • климатология;
  • гидрология;
  • океанология;
  • почвоведение и прочие.

Естественные и гуманитарные науки: единство и различия

Гуманитарные, естественные науки — так ли они далеки друг от друга, как это может показаться?

Разумеется, эти дисциплины отличаются по объекту исследований. Естественные науки изучают природу, гуманитарные — концентрируют свое внимание на человеке и обществе. Гуманитарные дисциплины не могут соперничать с естественными в точности, они не способны математически доказать свои теории и подтвердить гипотезы.

С другой стороны, эти науки тесно связаны, переплетены друг с другом. Особенно в условиях XXI века. Так, математика уже давно внедрилась в литературу и музыку, физика и химия — в искусство, психология — в социальную географию и экономику и так далее. Кроме того, уже давно стало очевидным, что многие важные открытия делаются как раз на стыке нескольких научных дисциплин, которые, на первый взгляд, не имеют абсолютно ничего общего.

В заключение…

Естественная наука — это направление науки, изучающее природные явления, процессы и феномены. Таких дисциплин существует огромное множество: это химия и физика, математика и биология, география и астрономия.

Естественные науки, несмотря на многочисленные отличия в предмете и методах исследований, тесно связаны с общественными и гуманитарными дисциплинами. Особенно сильно эта связь проявляется в XXI веке, когда все науки сближаются и переплетаются.

fb.ru