Правовое государство это россия – 2. Российская Федерация, как правовое государство. Российская Федерация, как правовое государство

Содержание

Россия как правовое государство

В пункте 1 статьи 1 Конституции РФ среди других характеристик российского государства содержится и положение о России как о правовом государстве. Так характеризуется государство, которое в своей деятельности подчиняется праву. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно сложиться как система гарантий от беспредельного государственного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество. К числу основных признаков правового государства относят:

1. Высший приоритет прав и свобод человека.

2. Равенство всех граждан перед законом. Этот признак в самом общем виде закреплен в ст. 19 Конституции РФ.

3. Независимость суда. Об этом говорится в ст. 120 и других статьях главы 7 Конституции РФ.

4. Верховенство Конституции. В данном смысле верховенство Конституции и верховенство права тождественны. Государство должно быть связано правом, а все его должностные лица обязаны действовать только в соответствии с правом.

5. Приоритет международного права. Этот признак правового государства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. В самом общем виде он закреплен в пункте 4 стати 15 Конституции РФ.

Россия как федеративное государство

Конституция РФ рассматривает федерацию не только в качестве формы государственного устройства страны, но и как одну из основополагающих основ конституционного строя России. В федеративной организации России проявляется ее демократизм как государства.

В России федерализм выступает, прежде всего, в качестве формы государственной организации национальных отношений.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории России. Национальный суверенитет означает самостоятельность и независимость нации в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, а также свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности.

Российский федерализм обеспечивает также свободное развитие наций и народностей, проживающих на территории РФ, что получило свое выражение в создании форм национальной государственности народов РФ – республик, автономной области, автономных округов, а также в преобразовании одних форм национальной государственности в другие.

Свободное развитие наций и народностей означает также развитие национальных языков.

Однако российский федерализм – это не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной республике, но и форма демократизации управления государством.

Федерализм имеет существенные преимущества в этом отношении перед унитарным государством. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам является важной гарантией демократизма в управлении государством.

В статье 5 Конституции закреплены следующие принципы федеративного устройства России:

1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация является соединением ряда государств, государственно-территориальных и национально-территориальных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов Российской Федерации к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности РФ.

2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ. Вместе с тем это единство является одним из важнейших проявлений суверенитета государства. Единство системы государственной власти выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть.

3. Разграничение предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами государственной власти субъектов Федерации.

4. Равноправие и самоопределение народов в РФ означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ. В то же время Конституция не дает четкого определения понятия «самоопределения», что порождает разного рода спекуляции на этом понятии.

5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты РФ обладают равными правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны. В то же время этот принцип, закрепленный пунктом 4 ст.5, расходится с положением пункта 1 этой же статьи, в котором говорится в целом о равноправии субъектов РФ. Однако пункт 2 особо выделяет республики как государства в составе РФ.

Противоречивость ряда положений ст.5 не позволяет сформировать оптимальную модель федерации в нашей стране.

studfiles.net

Является ли Россия правовым Государством?

Является ли Россия правовым Государством?

Фактически современная  Россия является правовым государством. Это закреплено в первой статье Конституции  РФ, согласно которой «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Но так ли оно на самом деле? Можно ли назвать всю совокупность  законов в современной России основой правового государства?

Есть три признака правового  государства.

1.                 Верховенство права.

2.                 Незыблемость прав и свобод человека.

3.                 Разделение властей

 

Разберём по порядку. Первый признак: верховенство права.

Тоесть все граждане должны соблюдать законы. Все без исключений. Но опять же, как происходит всё на самом деле. Приведём пример из тюремной практики: по идее, все, кто попадает в тюрьму – равны, но на практике это не так. Существуют так называемые «воры в законе» — они являются полноправными хозяевами не только бараков, но и тюрем. Если один из таких «хозяев» говорит: «Убить» — все, кого он приговорил – трупы. А тот, кто откажется выполнять это поручение, в лучшем для него случае будет избит, ну а в худшем…. ляжет рядом с ослушником.

Ещё один такой пример: армия.

Почему многие хотят «закосить» от армии? Все боятся произвола старших  чинов. Пускай генералы говорят, что  этого нет. А почему парень, которому до дембеля осталось пару месяцев, убегает из армии? Почему те, кто призван обучать, наставлять, помогать новобранцам, издеваются над ними? Они считают себя лучше других, не думая о том, что они коверкают жизнь парням.

Даже если подать в суд, шансов на выигрыш практически нет. Много ли за последние годы осудили  офицеров? Так вот и получается, что перед законом все равны, но есть те, кто равнее остальных.

 

Второй признак: Незыблемость прав и свобод человека.

Согласно 17 статье Конституции  РФ:  «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». В нашей стране эта статья в большинстве случаев выражается только на бумаге. Приведу такой пример: В США в Буша кидали тухлые яйца. И что? Он отряхнулся и пошёл дальше. А представьте если бы в нашего президента Путина запустили бы яйцами или другими продуктами? Охрана тут же возьмётся за оружие, шаг влево, шаг вправо – расстрел!

Итак, последний третий признак — это разделение властей.

Власть делится на три  вида: законодательная, исполнительная и судебная. В функции законодательных органов входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент. Исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Суд – это орган защиты права. Его задача не только осудить, но и рассудить, выяснить, кто прав из спорящих, а кто нарушил право.

По моему мнению, третий признак – единственный признак правового государства, который реально существует.

Итак, сложив все составляющие можно сделать вывод, что Россия не является на данный момент сформировавшимся правовым государством. Но находится на пути к его становлению. Чтож, надеюсь что ещё не всё потеряно!


stud24.ru

Является ли Россия правовым государством?

Является ли Россия правовым государством?

Закон что дышло: куда повернешь, туда и вышло.

Русская пословица

На протяжении веков простые люди мечтали строить свою жизнь по справедливости. У русских людей говорили – «по совести», «по правде». Философы и мыслители решающее значение придавали законодательному регулированию отношений между людьми посредством нормирования определенных моментов жизни. За нарушение норм предусматривались наказания – санкции. Слово «санкция» в переводе с латинского языка означает «строжайшее постановление». В правовом государстве «санкция» означает государственную меру, применяемую к нарушителям установленных норм и правил.

В Европе первые наиболее крупные законы провел афинский архонт Солон в 594 г. до н. э. Идея правового государства в теоретическом плане разрабатывалась Платоном, Аристотелем и другими античными мыслителями. Законодательному регулированию жизни общества огромная роль отводилась в Древнем Риме. О роли права в жизни общества писали Локк, Монтескье, Кант, Джефферсон, Мэдисон и др. Установлением новых правовых основ жизни сопровождались великие революции XVII–XVIII вв. Свидетельством высокого уровня правовой культуры той эпохи стала Американская Конституция 1787 г. В совокупности с Биллем о поправках (1791) и другими поправками Американская Конституция на протяжении более чем двух столетий служит основой жизни американского общества и примером для подражания во многих странах мира.

Термин «правовое государство» вошел в политическую науку в XIX в. в трудах К. Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Правовым считается государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

Правовое государство базируется на следующих основах или принципах:

• принцип верховенства закона означает, что деятельность всех субъектов права, особенно государственных органов и должностных лиц строится на основе и в соответствии с законом;

• принцип четкого разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную на основе действующей Конституции и детально разработанных процедур предусматривает наличие системы сдержек и противовесов; при этой системе одна власть как бы нейтрализует другую, не позволяя ей выйти за разумные пределы;

• принцип ответственности граждан перед государством и государства перед гражданами;

• гарантированность прав и свобод граждан, которая основывается на том, что государство не только декларирует права и свободы, но и обеспечивает их защиту и реализацию;

 принцип соответствия национального (внутреннего) законодательства общепризнанным стандартам и нормам международного права

Для создания и успешного функционирования правового государства необходим целый ряд условий.

• Законодательные органы должны обладать полнотой нормотворческих функций и иметь надежную финансовую и материальную базу.

В России наряду с Федеральным собранием, в котором главную законодательную работу ведет Государственная дума, огромные полномочия в законодательной сфере имеет президент РФ. Указы Президента не подлежат рассмотрению и утверждению в Государственной думе и образуют систему так называемого «указного права». В соответствии с президентскими указами проводилась приватизация в 1993–1996 гг., вводились войска в Чечню в декабре 1994 г. и т. д. В царской России в 1906–1917 гг. император мог издавать указы только в случаях, когда Государственная дума не работала (распущена, на каникулах). Но все царские указы подлежали обязательному внесению в Государственную думу для утверждения.

• Исполнительные органы должны нести ответственность перед законодательными органами. За деятельностью исполнительных органов должен осуществляться общественный контроль.

Подчинение исполнительной власти (правительства) законодательному органу (Государственной думе) предусматривал в своем проекте реформирования государственного строя России еще М. М. Сперанский (1809). В дореволюционный период правительство полностью формировал царь. Государственная дума безуспешно добивалась формирования правительства из числа думских деятелей, создания «ответственного министерства», то есть правительства, ответственного перед Думой.

В России с 1993 г. правительство формировалось Президентом без учета результатов выборов в Государственную думу. Лишь кандидатура на пост Председателя Правительства выносилась по Конституции Президентом на утверждение Государственной думы, а все остальные члены правительства назначались его указами. Современная Государственная дума в отличие от думы дореволюционной не может вызвать министра на свои заседания и потребовать ответа на конкретные вопросы. Нет в современной России и каких бы то ни было отработанных и эффективных процедур общественного контроля за деятельностью исполнительных органов, чиновной бюрократии.

В большинстве развитых демократических государств председатель правительства, министры, иногда правительство в полном составе еженедельно бывают в своих парламентах на «днях вопросов и ответов». Автору довелось находиться на гостевой трибуне во время заседания датского фолькетинга в апреле 1993 г. Из 149 депутатов в зале было чуть больше десятка плюс спикер, хотя по регламенту в «день вопросов и ответов» (в то время это была среда) достаточно присутствия одного депутата. В день нашего посещения фолькетинга почти все датское правительство (более 20 человек) вместе с премьером находилось в зале.

По предложению Президента РФ Д. А. Медведева в России в 2009 г. предполагается впервые заслушать отчет правительства, что должно стать конституционной нормой. Как раз через 200 лет после проектов М. М. Сперанского.

• Создание динамичного, современного государственного аппарата, формируемого на конкурсной основе и подконтрольного представительным органам и общественности.

Попытка М. М. Сперанского ввести экзамены для чиновников стала одной из причин его политического падения. В советское время номенклатурный управляющий слой формировался высшим партийным руководством. В настоящее время ключевые посты в государстве могут занимать лишь назначенцы Президента РФ при активном участии Администрации Президента РФ. Требования к чиновникам, принципы и содержание государственной службы определяются российским законодательством. По общему убеждению, чиновничество остается вне контроля со стороны общества.[85]

• Демократичность и открытость законодательного процесса в правовом государстве обеспечивается через множество форм.

В дореволюционной России на следующий же день публиковались полные стенографические отчеты заседаний Государственной думы. В 1989–1990 гг. в СССР проводились прямые телевизионные и радиотрансляции из залов заседаний Съездов народных депутатов и Верховных Советов. В ряде стран предусмотрена возможность для граждан присутствовать на заседаниях парламентов. Обычной практикой во многих странах является предварительная публикация вариантов законопроектов в прессе и обсуждение их с участием общественных объединений и граждан. В современной российской Государственной думе существует практика проведения парламентских слушаний. Депутаты иногда участвуют в телевизионных дебатах, выступают перед избирателями и т. п.

Недостижимым идеалом, к которому следует стремиться и о котором необходимо знать, является принцип свободного доступа к официальным общественным документам, действующий в Швеции по закону с 1766 г.! Шведский «принцип гласности» основывается на том, что свободный доступ к официальным документам (без грифа секретности) имеют не только шведские граждане, но и иностранцы. При этом не нужно сообщать цель ознакомления с документами и можно оставить в тайне свое имя. Доступными являются не только официальные протоколы или решения властей, но и частная переписка чиновников, касающаяся их профессиональной деятельности. Даже письма, посланные на домашний адрес чиновника или политика, должны быть достоянием гласности. Открытость и прозрачность процесса принятия решений шведы считают важным условием функционирования демократического общества. Такой подход позволяет контролировать деятельность политиков и чиновников, сокращает вероятность коррупции, облегчает работу общественных организаций и средств массовой информации, дает гражданам возможность оказывать влияние на процесс принятия политических решений.

Сделать законодательный процесс «прозрачным» и общедоступным для участия всех желающих вряд ли когда-то удастся в силу существующих противоречий интересов, позиций, мнений. С психологической и технической точек зрения преодолевать спорные моменты более эффективно лучше «за закрытыми дверями», в парламентских комитетах и комиссиях. Многие соглашения достигаются в так называемых «кулуарах». В переводе с французского это означает «коридор» (помещения в парламенте, других общественных местах для отдыха, неофициальных встреч и т. д.). В политической жизни в кулуарах решаются многие вопросы.

В США кулуары, где депутаты парламента могут общаться с посторонними, называются «лобби». Лоббизм является специфическим институтом политической системы, представляющим собой механизм воздействия частных и общественных организаций – политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов и т. п. (так называемых групп давления) на процесс принятия решений парламентом. Лоббизм используется для получения бюджетных ассигнований, финансовых дотаций, мест в парламентских комитетах и т. д. Он возник в США и рассматривается американским обществом как форма учета интересов различных групп населения. С 1946 г. лоббистская деятельность в США регулируется федеральным законом.

В современной России лоббизм существует, но не легализован.

• Независимость суда и прокуратуры считается одним из важнейших условий существования правового государства.

В России в рамках судебной реформы 1864 г. независимость судей окружных судов обеспечивалась их пожизненным назначением на должность и высоким жалованьем. Назначение производил министр юстиции. В современной России федеральные судьи, состав Верховного, Конституционного и Арбитражного суда, а также кандидатура прокурора предлагается Президентом, но утверждается Государственной думой. Многие считают, что судебная власть в России полностью зависит от власти исполнительной.

Демократический характер судебной власти обеспечивается путем общественного контроля, характерной особенностью которого является гласное судопроизводство. Для действительно демократического суда обязательными считаются следующие принципы.

• Презумпция невиновности.

• Необратимость закона.

• Сомнения – в пользу обвиняемого.

• Добровольное признание вины нуждается в доказательствах.

• Один свидетель – не свидетель.

• Нельзя быть судьей в собственном доме.

• Обязательное право граждан на судебную защиту.

• Каждый гражданин имеет право рассчитывать на помощь суда в деле защиты своих прав, чести и достоинства.

• Неправомерные действия властей могут быть обжалованы в судебном порядке.

Правовое государство обязательно включает в себя эффективную исправительно-трудовую систему. Российские исправительно-трудовые учреждения в силу своих традиций, материально-технической оснащенности, роли в них организованной преступности слабо выполняют свое предназначение – перевоспитание оступившихся людей.

В России проблемы становления правового государства настолько очевидны, что они могут быть представлены даже в форме таблицы (табл. 14). По каждой горизонтальной строчке написано множество статей, книг, что избавляет автора от необходимости вдаваться в подробности.

Таблица 14. Проблемы становления правового государства в современной России

Серьезной проблемой для России остается правовой нигилизм большей части простых россиян и руководителей разного уровня. Положительным явлением можно считать регулярные телепередачи, в которых либо в живой форме представляется работа судов в современных условиях, либо разъясняются многие важные правовые проблемы. Но правовая культура россиян по-прежнему оставляет желать лучшего.

Наряду с правовым нигилизмом не менее серьезной является проблема преступности. В 1990-е гг. криминализация экономики приняла чудовищные размеры. По оценкам некоторых специалистов, в конце 1997 г. количество предприятий, принадлежащих преступному капиталу, колебалось между 40 и 60 тысячами, мафия косвенно управляла 37 российскими биржами, владела 55 % промышленного капитала и 80 % акций, имеющих право голоса. Она напрямую контролировала 40 тыс. промышленных предприятий, среди которых 1500 государственных предприятий, 449 банков и вся золото-алмазная промышленность. Преступный мир – параллельно с государством – являлся самым крупным сборщиком налогов, только в отличие от него делал это куда более эффективно (за гарантируемую «безопасность» надо платить, и вряд ли находилась солидная фирма, 10–20 % доходов которой не уносил бы рэкет).[86]

Разговоров о правовой реформе за последние 20 лет велось немало. Проблемы и пути их решения не являются «тайной за семью печатями» (табл. 15).

Таблица 15. Перспективы развития правового государства в России

Но говорить о наличии правового государства в России вряд ли приходится. Многим кажется, что россияне в принципе не могут быть законопослушными, подчиняться установленным правилам и у правового государства в России нет никаких шансов. Но с такой точкой зрения нельзя согласиться. Так, сразу после пересечения российско-финской границы водители с отечественными номерами становятся «шелковыми»: соблюдают скоростной режим, не стремятся лихо пересечь сплошную линию, никого не пытаются подрезать. Потому что оказались в стране, где соблюдение законов является законом, а нарушители наказываются.

Стоит привести ответ Генерального консула Финляндии в Санкт-Петербурге Олли Перхеэнтупа на вопрос о причинах законопослушности финнов. Консул объяснил: «Нас и так слишком мало. Если мы еще и законы будем нарушать, то просто погибнем. Кроме того, у нас высокий гражданский контроль. Все – от чиновника до полицейского – знают, что за ними „следит“ народ, вся информация об их действиях открыта. Новости о том, что кто-то взял или дал взятку, появляются очень редко. Вот, например, начальник отдела по спорту в министерстве образования Финляндии получил от футбольной ассоциации бесплатный билет на матч чемпионата мира – так его обвинили в суде в получении взятки. Поэтому о строгости наших законов можете судить сами. Что касается нарушения правил дорожного движения, то за это финские полицейские могут оштрафовать и любого чиновника, и „звезду“ с мировым именем. Причем чем выше доход, тем больше штраф. Если простой человек, к примеру, заплатит 200 евро, то крупный бизнесмен может лишиться и 200 тыс. евро. Полиция Финляндии очень тесно работает с налоговой службой, это очень действенно. Хотите, чтобы в России был такой же порядок – перенимайте наш опыт».[87]

Легко дипломату из Финляндии говорить! Гражданского контроля в России нет, потому что не сформировалось гражданское общество. Неразвитость гражданского общества отражает общее состояние российской демократии, в которой отсутствует политическая конкуренция. При отсутствии политической конкуренции и зависимости всех категорий законников любого уровня от властей всех уровней в России действует «принцип курятника»: прав тот, кто сидит на самом высоком насесте. Или, как говорят в России, прав не тот, кто прав, а тот, у кого больше прав. Поэтому российские водители, пересекая финско-российскую границу, сразу вступают в гонку за выживание. Какой русский не любит быстрой езды!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

Правовое государство

Правовым называется государство с демократической формой правления, в котором обеспечивается господство норм права, равенство народа перед независимым судом и законом. В нем гарантируются и признаются свободы гражданина, а в основе государственной власти лежит основной принцип разделения на законодательную, судебную и исполнительную. Ограничивается она лишь нормами права. В условии отсутствия демократии правовое государство существовать не может. Свобода экономической деятельности, развитое гражданское общество относятся к основным признакам такого государства.

Гражданское общество – это свободное правовое, развивающееся в условиях демократического режима, общество, ориентированное на конкретную личность. Оно воспитывает уважение к законам и традициям, гуманистическим идеалам, обеспечивает свободу предпринимательской и творческой деятельности, дает возможность достичь благополучия и реализовать каждому свои права — как личности и гражданина.

В гражданском обществе, которое дает нам правовое государство, существует множество независимых институтов, союзов, организаций, которые действуют в рамках закона и служат барьером для монополизации власти. Данное общество развивается вместе с государством.

Основные функции правового государства:

  1. Экономическая функция. Она регулирует рыночные отношения, многоукладную экономику при полной самостоятельности частных предприятий, а также  производство необходимой обществу продукции.
  2. Правоохранительная функция. Охрана свобод и прав личности, поддержание порядка в обществе.
  3. Социальная функция. Обеспечение непосредственных нужд граждан, охрана окружающей среды, бесплатная медицина и так далее.

Идеи правового государства находят выражение в основных законах многих современных государств. Идеи его направлены на ограничение власти правом; установление правления закона, а не человека; обеспечение безопасности граждан.

Правовое государство в России. Его основные признаки:

  1. Исключение монополизации, узурпации власти одним лицом, органом или социальным слоем. Монтескье говорил, что это ведет к «ужасающему деспотизму».
  2. Конституционный суд – гарант стабильности строя государства, который обеспечивает законность и верховенство Конституции. Основному закону государства должны соответствовать другие постановления и подзаконные акты.
  3. Верховенство права и закона. Ни один орган, кроме законодательного, не вправе менять уже принятое постановление. Ни один нормативный акт не должен противоречить Основному закону. Этот признак является следствием предыдущего. Все приоритеты находятся на стороне Конституции. Пересматриваются законы исключительно в парламенте.
  4. Ответственность личности и государства взаимна. Гражданин, прежде всего, несет ответственность перед государственными органами, но в то же время и государство не свободно от обязательств, на себя взятых.
  5. Все лица, как должностные, так и частные, юридические и физические, равны перед законом. Государство не имеет права нарушать Основной закон.
  6. Правовая культура граждан. Лица должны знать свои обязанности и права и уметь ими воспользоваться;
  7. Доверие граждан к государственным структурам.

В словосочетании «правовое государство» на первом месте, прежде всего, находится «право» и только лишь на втором — «государство». Верховенство его – основополагающий признак, предопределяющий все прочие признаки. Нерушимость закона закрепляется в Конституции. Прочная власть в данном государстве характеризуется тем, что она сочетается с законностью, а общество, в котором развит правопорядок, априори является дисциплинированным.

fb.ru

2. Российская Федерация, как правовое государство. Российская Федерация, как правовое государство

Похожие главы из других работ:

Геополитическое положение и интересы России как фактор национальной безопасности

2.1 Российская Федерация в интерпретации современных отечественных геополитических концепций

Современные российские исследователи внесли свой вклад в разработку проблем геополитики в последние годы. В работах К. В. Плешакова…

Государство как политический институт

2.Правовое социальное государство

Демократизация

3. Российская модель демократизации

Процесс демократизации в России также существенным образом отличается от «классических» моделей. Следует отметить, что…

Особенности демократии в России

1.2 Российская политическая культура

Политическая система проявляет себя главным образом во взаимоотношениях государства и общества. Многие сегодняшние проблемы России, как внутренние, так и внешние, являются следствием неполадок в этих взаимоотношениях…

Политика и экономика

2.2 Российская модель реформирования экономики

Инфляционные процессы, с которыми столкнулось российское общество, имеют глубокие исторические корни. Уже к началу 60-х годов прогрессивные силы общества пришли к убеждению…

Политико-правовые учения Древней Греции

2.3.1 Политическое и правовое учение Платона

Платон (427-347 гг. до н.э.) — один из величайших мыслителей не только античности, но и во всей истории философии, политических и правовых учений. Он — родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа…

Политико-правовые учения Древней Греции

2.3.2 Политическое и правовое учение Аристотеля

Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля, которому принадлежат крылатые слова: «Платон мне друг, но больший друг — истина»…

Политическая культура провинциального студенчества

1.2 Российская политическая культура

Промежуточное географическое положение России между Европой и Азией издавна сделало ее местом пересечения двух социокультурных типов: европейского и азиатского или, по другому, личностно-центрического, ставящего в центр внимания личность…

Политическая система общества и государство

2.3 Правовое государство

Государство в ходе своего исторического развития наглядно демонстрирует непрерывную модификацию его структуры, функций и других важнейших черт в зависимости от изменения общественных отношений…

Понятие государства. Политическое сознание и его компоненты. Анализ политических систем

Что такое государство? Допустимо ли отождествлять государство и общество

власть политический сознание государство Государство — это не физическое явление, которое может быть выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов…

Пути перехода к демократии

3. Российская культура безответственности

Это никогда не было легким делом. Системы могут меняться быстро, но менталитеты куда изменяются медленнее. Последние работы по истории России высветили способ, с помощью которого Советский Союз породил характерную культуру…

Российская Федерация и особенности федеративного строения

2. Российская Федерация, особенности федеративного строения

Типология государства и формы правления

3.2 Федерация

Федерация — соединенное, союзное государство (от лат. «fedus» — «союз»). Федерация — сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований Федерация — форма государственного устройства…

Формы государственного правления и государственного устройства

6. Федерация и конфедерация

Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источниками власти, субъектами государственного суверенитета выступают в ней как крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны etc), так и весь народ…

Этапы развития политических идей

3. Российская политическая мысль ХХI- начала ХХ вв

Развитие отечественной политической мысли имело собственные специфические особенности в сравнении с западной политической традицией, которые были обусловлены определенным своеобразием исторического пути России…

polit.bobrodobro.ru

Россия как правовое государство

В ч. 1 ст. 1 Конституции РФ написано, что Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В данной статье говорится о том, что Россия на настоящий момент является правовым государством, но на самом деле это цель, к которой нужно идти.
Процесс становления правового государства протяжен во времени, на это требуются многие года усилий как со стороны властных структур, так и со стороны рядовых граждан. Этот процесс связан, прежде всего, с формированием гражданского общества. Такое общество не создать при помощи правового акта, оно требует количественных и качественных изменений в обществе и менталитете. Этот процесс происходит плавно и меняет общество изнутри.

Первостепенная задача — создание совершенной законодательной базы, законы и кодексы которой будут способны стать основой такого государства и общества. К созданию такой базы мы приступили не так давно. Но проблема тут не только юридическая. Требуется коренное изменение экономической, социальной и политической систем. В настоящий момент Россия, как и весь мир, находится в состоянии кризиса, что способствует обострению тех проблем, которые и так были в большом количестве в нашем обществе. Общественность недовольна, в первую очередь, положением дел в области прав человека, ростом преступности, коррумпированностью власти, тотальной бюрократизацией страны.

Хотя идея правового государства принадлежит западному миру, ошибочно полагать, что механическое копирование западных образцов приведет Россию к согласию, порядку и демократии. Если использовать их модель в голом виде, не адаптируя под российскую ментальность, то ничего из вышеперечисленного не произойдет, так как исторически низкий уровень политической культуры не возможно исправить в одночасье. В последнее время растет политизированность населения и вовлеченность в общественную деятельность. Это, несомненно, можно считать положительными тенденциями, но есть также и ряд недостатков — зачастую правовой нигилизм сметает все положительные наработки, которые были сделаны за последнее время. Конечно, нам необходимо учитывать опыт Запада, обдуманно выбирая свой собственный путь развития, и, в конце-концов, удастся найти ту точку баланса, единственно возможную для нашей не простой в управлении страны.

 

sledcomrf.ru

РФ — правовое государство


Оглавление.
Введение.

1. Понятие правового государства

2. Основы правового государства

3. Признаки правового государства

§ 1. Верховенство закона 10.

§ 2. Взаимная ответственность государства и личности

§ 3. Разделение властей

§ 4. Гарантия прав и свобод личности

Заключение.

Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ.
Правовое государство — что это?

Этим вопросом задаются миллионы людей, пытаясь понять смысл этого выражения.

Термин “правовое государство” появился в России еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. В ходе перестройки термин “правовое государство” стал употребляться в качестве одного из типов государства, но Россия еще не была таковой. И только Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 года закрепила данный термин.

В данной работе речь пойдет именно о правовом государстве, как об одном из типов государства. В ней будут рассмотрены основы и признаки правового государства.

Данная тема сегодня очень актуальна, и поэтому необходимо знать все отличительные и присущие только данному понятию черты.

Эта курсовая работа является анализом исследований при рассмотрении основ, понятия и признаков правового государства. Правовое государство — это государство, самоограничивающее себя правом; государство, имеющее экономическую, политическую и социальную основы. Государство, обладающее четырьмя основными признаками: разделение властей; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности и гарантия прав и свобод личности.

К сожалению в данной работе рассматриваются лишь основные моменты, как в то время, правовое государство на данный момент — это главный вопрос дня. И миллионы людей задаются этим вопросом, ища, но порой не находя, правильного ответа. Они обращаются к средствам массовой информации: радио, телевидению, прессе в поисках ответа.

Предложенная работа — это попытка осмыслить и оценить все значение и всю важность данной проблемы, проблемы “правового государства”.

Учебник Конституционное право Российской Федерации написан известным российским ученым, заслуженным деятелем наук РФ, профессором, доктором юридических наук, Маратом Викторовичем Баглаем. Отличительной чертой данного учебника является стремление автора углубить теоритические знания по всем вопросам, в том числе по вопросу — правовое государство. В своей книге, в разделе III, гл. 7 автор приводит конституционную характеристику всем формам российского государства. В курсовой работе использовалась и применялась характеристика правового государства.

Авторы учебника Конституционное право России, Козлова Екатерина Ивановна и Кутафин Олег Емельянович, впервые системно и полно изложили курс конституционного права России. Так же авторы учебника активно использовали историко- правовой и сравнительный методы, при написании этого учебника. В данном учебнике содержится и критический анализ некоторых положений ныне действующей Конституции, в том числе приводится анализ правового государства. Характеристика термину “правовое государство” прокомментирована на простом и ясном языке, позволяющим эффективно усваивать такой сложный курс не только преподавателями юридических вузов, депутатами всех уровней, специалистами органов государственной власти и управления, но и студентами и абитуриентами.

Комаров Сергей Александрович, курс лекций по теории государства и права. Данный курс написан с учетом опыта преподавания на юридических факультетах университета, высших учебных заведений системы МВД России. Курс лекций предусматривает и раскрывает все положения политико-правового состояния нынешнего российского общества.

При написании данной работы использовался третий по счету, но первый практический комментарий к Конституции Российской Федерации, под общей редакцией кандидата юридических наук Ю. В. Кудрявцева. Этот комментарий отличен тем, что при его написании максимально привлечено текущее законодательство, судебная и административная практика. Данный комментарий предназначен для юристов, аспирантов, студентов и абитуриентов.

Книга Бориса Михайловича Лазарева “Что такое правовое государство?” рассчитана на всех тех, кто интересуется проблемой правового государства. Так же в ней освящаются признаки правового государства, связанность государства, всех его органов и должностных лиц законом, обеспечение реального верховенства закона над другими нормативно-правовыми актами, надежная защищенность прав граждан, взаимная ответственность государства перед гражданами, и граждан перед государством.

Учебник “Общая теория права” под общей редакцией доктора юридических наук, профессора Альберта Семеновича Пиголкина, предназначен для студентов юридических вузов. Учебник посвящен общим вопросам права и его роли в жизни общества. В нем с современных позиций рассмотрен широкий круг проблем, в том числе и проблема правового государства. В нем затронуты такие стороны этой проблемы, как, современное гражданское общество — основа создания правового государства; признаки правового государства и формирование правового государства.

Книга “Разделение властей и парламентаризм” раскрывает один из главных признаков правового государства. Выявляет все “плюсы” и “минусы” в современной России.

Работа Питера Германа Соломона, младшего, профессора политических наук Университета Торонто, посвящена анализу и оценке правовой ситуации и продвижения судебной реформы в России. Автор исследует различные факторы, определяющие ход правовой реформы. Доклад представляет интерес не только для специалистов, работающих в этой области, но и для широкого круга читателей.

Автор книги “Демократическое конституционное государство” — Владимир Александрович Четверин, заведующий сектором теории государства Института государства и права РАН, рассматривает демократическое конституционное государство в монографии как правовое государство современности. Затрагивает соотношение права и закона, гражданского общества, права и государства.

Так же при написании использовались следующие источники :

1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 года.

3. Сборник Законопроектов Российской Федерации.

4. Уголовный Кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 года.
1. Понятие правового государства.
Статья 1 Конституции Российской Федерации гласит: “ Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.”

В комментарии к ст.1 говорится: «Российская Федерация есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практик реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.”

Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложится как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство- это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Идея правового государства возникла в начале прошлого века, но идеи, на базе которых она формировалась, выдвигалась намного раньше. Первые представления о государстве, основанном на господстве закона, сложились еще в Древней Греции. Один из величайших мыслителей античности Платон(427-347 гг. до н. э.) различал два вида устройства государства: в первом над всеми возвышаются правители как личности, а во втором — законы. Все блага, которые боги могут даровать государству, учил Платон, бывают только там, где “закон- владыка над правителями, а они его рабы.”1

Другой знаменитый философ древних времен — Аристотель ( 384-322 гг. до н. э.) полагал, что в наиболее правильно устроенном государстве — государством правят не люди, а законы, поскольку даже лучшие правители подвержены страсти, закон же есть “уравновешенный разум”. Другими словами сказать, Аристотель утверждал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя.

В средние века Н. Маккиавелли и Ж. Боден обосновали задачу государства, которая состоит в охране прав и свобод граждан. Ж. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. А задача государства, по его мнению, состоит в том , чтобы обеспечить права и свободы. Н. Маккиавелли в своей теории, на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего, предпринял попытку объяснить принципы политики. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого.

Так же идеи правового государства, идеи его развития волновали ученых так называемой эпохи начинавшихся демократических революций, охвативших XVII — XVIII века.

Так, крупный английский ученый в области политики и права Дж. Локк (1632 — 1704 гг.) писал, что государство объединило людей под эгидой установленного им закона, само соблюдает и охраняет права личности.

Но все-таки, кто был родоначальником теории “правового государства?”

Мнения специалистов, в области истории политических учений, по этому вопросу расходятся. Одни говорят, что родоначальником является Иммануил Кант (1724 — 1804 гг.), другие называю немецких юристов первой половины XIX в. Т. К. Валькера и Р. Фон Моля. “По- моему, — пишет правовед профессор Б. М. Лазарев, -Иммануил Кант дал философское обоснование теории правового государства, а Т. Л. Валькер и Р. фон Моль в названия своих работ включая слова “правовое государство”, детально раскрывали свое понимание этой категории. И только Канту принадлежит заслуга создания философской основы правового государства .”1 С мнением Б. M. Лазарева я согласна, но хочу дополнить, что само государство ( по теории Канта ), должно во всей своей деятельности опираться на право. И еще оно должно согласовать с ним ( с правом) свои акции то есть действия, иначе оно потеряет доверие тех, кого объединяет,- граждан.

В разные эпохи, разными учеными-юристами давались различные определения термину “правовое государство”. В наши дни правовое государство характеризуют следующими словами: ”Правовое государство — это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Форма осуществления народовластия, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности”
2. Основы правового государства.
Принципиально важными предпосылками создания и упрочнения правового государства являются его основы, на базе которых оно создается, и благодаря которым оно функционирует.

Основы правового государства носят следующий характер:

1. Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, в борьбе с экономическим монополизмом.

2. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека, составляет прочную социальную основу правового государства.

3. Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального развития общества, государства, личности.
3. Признаки правового государства
Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями, которые являются признаками правового государства:

— верховенство закона;

— взаимная ответственность государства и личности;

— разделение властей;

— гарантия прав и свобод личности;

§ 1. Верховенство закона.

Государство устанавливает в законах общеобязательные правила поведения, которые должны учитывать объективные потребности общественного развития. В правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон.

Конституция РФ — это основной закон Российского государства, утвержденный высшим органов власти, устанавливающий основные принципы устройства государственной власти и основы правового положения личности, имеющий высшую юридическую силу. Принцип верховенства Конституции закреплен в Конституции РФ, в статье 15, части 1, она гласит: ”Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные другие правовые акты принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ”. Говоря иными словами, Конституция РФ — это закон законов, и ни какой другой закон или акт, не вправе исправить или дополнить Конституцию, тем более противоречить ей.

Конституция, ее положения обязательны абсолютно для всех государственных и самоуправленческих органов, учреждений и организаций, общественных объединений, любых должностных лиц, а так же частных физических и юридических лиц, находящихся на российской территории, независимо от их государственной принадлежности. Комментарий к Конституции РФ содержит пункт, в котором рассматривается отношение учреждений и организаций России, их должностных лиц и иных сотрудников, граждан России и ее юридических лиц, находящихся за пределами РФ. Для всех них Конституция РФ является законом, и носит обязательный характер.

Так же в комментарии к Конституции РФ рассматривается такое положение, как отношение дипломатических и консульских представительств иностранных государств, отношение представительств международных организаций и их сотрудников, находящихся на российской территории, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом (то есть неприкосновенностью), к Конституции РФ. Они обязаны уважать и не нарушать ее.

Как уже было сказано выше, все должностные лица — от главы государства до рядового чиновника — обязаны действовать в соответствии с законом, обязаны соблюдать и не нарушать его. А за нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность, в виде уголовной, административной или гражданской ответственности.

Так же недопустимо “обогащать” закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть проинформированы о его содержании. В нашей стране это положение закреплено в ст. 15, ч. 3, Конституции РФ, она гласит: “Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не признаются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие право, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.”

Официальное опубликование имеет целью довести их содержание до всеобщего сведения, что абсолютно необходимо для их реализации. При этом именно официальное опубликование служит гарантией того, что публикуемый текст полностью соответствует подлиннику, то есть тому тексту, который был принят законодательным органом или референдумом и подписан компетентным должностным лицом.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1994 г. “ О порядке опубликовании и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания.” Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием, согласно ч. 1, ст. 4 указанного Федерального Закона, считается первая публикация полного текста в “Российской газете” или “Собрании Законодательства Российской Федерации”. Любые другие публикации посредством любых средств массовой информации или отдельными изданиями — не являются, следовательно, официальными. При публикации федерального конституционного закона или федерального закона указываются наименование закона, дата его принятия (то есть одобрения)Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшие, место и дата его подписания, регистрационный номер.

Пока закон официально не опубликован, он не может вступить в силу, а следовательно, не может и применяться. Невозможны в этом случае и другие формы его реализации — соблюдение, исполнение, использование. Если предполагается, что гражданин обязан знать законы(фактическое незнание не освобождает его от ответственности за их нарушение), то их опубликование есть необходимое условие получение гражданином такого знания.

Небезызвестно, что даже в Древнем Риме властители доводили до сведения своих граждан содержание принятых законов. Об этом свидетельствуют Законы XII таблиц, в Древнем Риме, получившие свое название в связи с тем, что они были выполнены на двенадцати деревянных досках. И эти доски были выставлены на городской площади для всеобщего обозрения. Поэтому никто не мог “отговориться” незнанием закона. Более того, от всякого юноши, становившегося гражданином Рима, требовалось знание этих законов наизусть. Считалось, что без этого невозможно исполнять обязанности гражданина и осуществлять государственные полномочия.

В наши дни так же является важным обязательное знание Федеральных законов, основы которых препадаются даже в школах.
4. Взаимная ответственность государства и личности.
Взаимная ответственность государства и личности — неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Он как бы дарует права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делаются акценты на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих жестокие санкции за это.

Важным гарантом незыблемости прав и свобод гражданина является конституционное положение соответствии с которыми властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

Так например, Уголовный кодекс РФ предусматривает несение уголовной ответственности личностью перед государством. Уголовная ответственность — это предусмотренные законом неблагоприятные последствия(уголовное наказание, судимость), наступающие для лица, совершившего преступление после приговора суда.

Так же выделяется административная ответственность личности перед государством. Этот вид ответственности рассматривается в Кодексе об Административных правонарушениях РФ. Административную ответственность характеризуют как меру принуждения, осуществляемая от имени государства, управомоченым органом к лицу, совершившему преступление, за которое предусмотрено применение мер административного воздействия.

Подводя итог, можно сказать, что государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушить его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязанность закона для государственной власти (органов) обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол. К ним относятся:

— политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;

— политическая ответственность депутатов перед своими избирателями;

— юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей;
На тех же правовых основах должна строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности — это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права. Соблюдение правовых требований — юридическая обязанность всех, и прежде всего — государства, что является характерной чертой правового государства.

§ 3. Разделение властей.

Важной особенностью правового государства является реализация принципа разделения властей.

Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человеком идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии они присутствовали уже во взглядах древнегреческих философов, таких как Аристотель, Полибий. А основоположниками теории разделения властей следует считать англичанина Дж. Локка (1632-1704 г.) и француза Шарля-Луи Монтескье (1689-1755 г.).

“Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.”1 — писал Шарль-Луи Монтескье. А принадлежащая ему теория о разделении властей как основе устройства государственной власти, сыграла значительную роль в формировании буржуазно-демократического общества. Первые же конституции США 1787 года, Франции 1789 год — закрепили, хотя и в разных вариантах, разделение властей, видя в нем важный элемент равновесия трех основных ветвей государственной власти для осуществления главной функции государства: охраны свобод и прав человека.
На протяжении XIX — XX века разделение властей завоевывало все более широкие позиции, превратившись со временем в общепризнанный принцип цивилизации и демократии.

Теория Шарля-Луи Монтескье была воспринята неоднозначно. Например, Жан-Жак Руссо (1712-1778 г.) — французский философ просветитель, отрицал разделение властей, в социально-политическом смысле, указывая на то, что власть должна исходить от народа. Русский ученый-юрист А. А. Жилин отмечал ущербность властей, их согласованность, взаимодействие. А Н. М. Курнов считал, что правильнее говорить не о разделении властей, а о распределении функций между самостоятельными органами единой государственной власти.

Своеобразно расценивалась теория разделения властей в современной юридической литературе. Так, профессор И. Д. Левин, писал :”Разделение властей представляет собой систему государственно-правовых институтов, направленных на обеспечение юридическими средствами относительной независимости отдельных органов государства друг от друга, ограничения власти каждого органа путем выделения для него определенной сферы деятельности. Возможность органов противопоставить свою точку зрения, воспрепятствовать приведению в исполнение решения другого органа без права замены его своим решением.”1

Шло время, изменился процесс обновления всех сторон жизни общества, сопровождающийся стремлением пересмотреть устоявшиеся взгляды. Изменилось и отношение к теории разделения властей. Если первоначально говорилось не только о положительных, но и об отрицательных ее сторонах, то в последующем речь шла уже о реализации этой теории в современной практике без каких-либо изъянов.

Разделение властей, однако, было отвергнуто марксизмом-ленинизмом. В соответствии с этим учением в России, а затем и в других странах было построено тоталитарное государство, отказавшееся от принципа разделения властей.

В президентской республике разделение властей проводится наиболее последовательно. В США этот принцип был существенно дополнен системой “сдержек и протевовесов”, которые позволили не только разделить три власти, но и конструктивно уравновесить их. В сущности, США за всю свою историю не знали глубоких конституционных кризисов, хотя столкновения властей, особенно законодательной и исполнительной, периодически все же происходили.

Существенные особенности свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления, в частности в парламентских республиках и парламентских монархиях. Здесь, как и в любом конституционном государстве, обеспечивается относительная самостоятельность и независимость законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается. Так, баланс законодательной и исполнительной власти обеспечивается, в частности, тем, что парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент.

Есть свои особенности и в полупрезидентских республиках. Согласно французской доктрине, например, применение принципа разделения властей отнюдь не равнозначно раздроблению и ослаблению власти. А напротив, должно служить сотрудничеству и соединению всех ее ветвей. В современной Франции президент обладает широкими полномочиями, благодаря которым он является в определенной мере носителем исполнительной власти, при осуществлении которой он не несет ответственности перед парламентом. Двухпалатный парламент остается высшим законодательным органом страны, но его полномочия, равно как и сфера применения закона, строго ограничены конституцией. А столкновения по вопросам компетенции всех трех властей должны разрешаться в основном Конституционным Советом.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР.

А принятая, всенародным голосованием на референдуме 12 декабря 1993 г., Конституция РФ содержала статью закрепляющую принцип разделения властей в Российской Федерации. Статья 10 Конституции РФ гласит: ”Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной. Исполнительной и судебной власти самостоятельны.”

Важной особенностью российской Конституции является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех ветвей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов — Конституция РФ строго разделяет их полномочия (Гл. 5, ст. 108, 109 и гл. 7, ст. 118, 120 Конституция РФ). В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент РФ признается главой исполнительной власти. Например, право председательствовать на заседаниях Правительства (ст. 83 п. ”б”, Конституции РФ).

Многие страны, в том числе и Россия, в основу правового регулирования, в основу правовых отношений положили принцип разделения властей.

А давайте зададимся вопросом — что представляет сам принцип разделения властей, его содержание?

Чрезвычайно важное значение имеет и само содержание принципа разделения властей. Данный вопрос не должен рассматриваться традиционно и сводиться лишь к взаимодействиям законодательной, исполнительной и судебной властей.

Представляется возможным выделить четыре основных уровня реализации данного принципа, олицетворяющие основные направления осуществляемой в стране политической реформы.

coolreferat.com