Правовая защита детей и подростков – Статья «Социально-правовая защита детей» — Разное — Разное — Методическая копилка — Международное сообщество педагогов «Я

Статья «Права ребенка и их защита»

Права ребенка и их защита

Статья, в которой я пишу о защите прав ребенка, поможет ответить на вопросы:

— какие права имеет ребенок, только родившись;
— от кого нужно защищать ребенка;
— какие типичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей;
— кто обязан защищать права ребенка;
 

Права ребёнка 

          Малыш, еще только родившись, имеет свои, гарантированные государством, законные права.
          Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

  • Ребёнок имеет право на семью.

  • Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

  • Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.

  • Ребёнок имеет право на равенство.

  • Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.

  • Ребёнок имеет право на собственное мнение.

  • Ребёнок имеет право на имя и гражданство.

  • Ребёнок имеет право на получение информации.

  • Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

  • Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

  • Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

  • Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

    На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

    Еще одним актом, защищающим права ребенка, является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году,

    Декларация прав ребёнка устанавливает следующие принципы:

1.      Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

2.      Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

3.      Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4.      Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

5.      Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

6.      Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

7.      Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8.      Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9.      Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

10.  Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

11.  Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

От кого нужно защищать ребенка?

            В реальной жизни происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми. Защищать нужно от взрослых, от сверстников и, порой, от самих себя.

С какими ситуациями приходится сталкиваться чаще всего? Взрослые считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал или лучше учился, назвать «идиотом», «тупицей». Действуя и благих побуждений,  они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного . А это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которые и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Жестокость сверстников, в основном подростков, отдельная тема для разговора. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание – это быть предельно внимательным к ребенку, стараться уловить все нестандартные проявления поведения; почаще «беседы беседовать»; вести диалог, а не просто расспросы; дабы не пропустить проблему.

Проблемы в общении со сверстниками приводят к девиантному поведению, склонности к деструктивным поступкам и суицидальным попыткам. И здесь приходится спасать ребенка самого от себя.


Типичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей
            Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее – в детские Дома, Центры  или школы-интернаты. Основной задачей таких учреждений является социа­лизация воспитанников. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в приемные семьи, под опеку или усыновляются.

Наиболее типичные  нарушения прав таких детей  — невыполнением государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона  «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»  в отношении внеочередного обеспечения жильем. Острота проблемы не уменьшается в части своевременных алиментных выплат на детей в полном объеме.  В результате нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей.

Кто обязан защищать права ребенка?

                В любой стране мира должна осуществляться защита прав и интересов детей. Довольно распространенное явление это нарушение прав несовершеннолетних. Зачастую дети не борются за свои права, да, в принципе, самостоятельно сделать это очень сложно. Кроме того, люди, которые могут помочь, просто не хотят на это тратить собственное время, да и усилия.

  1. Прокуратура

Детей необходимо рассматривать как самостоятельный субъект права.
Прокурор вправе (и должен) самостоятельно предъявить заявление в суд в защиту прав детей, а вот в защиту прав опекунов только в том случае, если опекун обратится с заявлением в прокуратуру и обоснует при этом свою невозможность действовать самостоятельно (например, по состоянию здоровья). 

  1. Суд.

Защищать права ребенка следует в судах общей юрисдикции. Использовать этот метод могут абсолютно все физические лица. Несовершеннолетний, защищающий свои права, может использовать помощь родителя. Именно суд способен разрешить споры, которые связаны с воспитанием детей. Это касается лишения родительских прав, их ограничения, а также усыновления и его отмены. По некоторым причинам дети не могут самостоятельно отстаивать свои права и интересы. Поэтому необходимо чтобы был законный представитель. Ими могут являться опекун, усыновитель, приемные родители и т. д. Но стоит понимать, что и сами несовершеннолетние также должны привлекаться. Если ребенок является недееспособным, то ему не обязательно присутствовать на судебном процессе. Несовершеннолетний может отстаивать свои права как самостоятельно (если ребенку есть уже 14 лет), так и с помощью опекунов, родителей, усыновителей.

  1. Родитель, приемный родитель, опекун.

  2. Законный представитель (например, директор учреждения, где находится ребенок).

  3. Органы опеки и попечительства.
    При  нарушении законных интересов детей, их же родителями (опекунами, законными представителями), сам ребенок способен обратиться за помощью в органы опеки и попечительства. Если ребенку есть уже 14 лет, то он способен самостоятельно обратиться в суд.

  4. Комиссия по делам несовершеннолетних.

          Проблема защиты прав ребенка всегда являлась самой актуальной, причем для многих стран. Она требует огромной ответственности. Это довольно сложный процесс из-за того, что многие механизмы защиты не действуют или же делают это не в полной мере.

Именно поэтому добиться определенного правосудия просто невозможно.
Государство обязано защищать несовершеннолетних, и разработать определенную систему. В нее необходимо объединить различные органы, которые способны отстоять права и защиты граждан. Что касается детей в этом случае, то защита проходит в два этапа. Первый это судебный, второй административный. Можно использовать сразу и тот и тот способ, но, как правило, выбирается только лишь один. Необходимо понимать, что эффективность защиты напрямую зависит от разработанных механизмов.

 

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Защита прав детей. Комитет по защите прав ребенка. Международная защита прав детей :: BusinessMan.ru

В процессе роста ребенок вступает в разнообразные отношения с людьми, окружающими его. Они, в свою очередь, входят в разные общественные группы. Цель развития – формирование ребенка как личности. Он должен стать частью мира, в котором пребывает и действует.

Первые отношения

Семья — это первое пространство, в котором ребенок пребывает с самого своего рождения. Первыми отношениями, в которые он вступает, являются взаимодействия с отцом и матерью, сестрами и братьями. Для ребенка они выступают в качестве фундамента, центра всех остальных общественных связей, которые он будет формировать и устанавливать впоследствии.

Права ребенка

С самого своего рождения человек взят под государственную охрану. В любом своем возрасте он является членом общества. Ребенок обладает правом:

  • Иметь фамилию, отчество и имя.
  • Воспитываться и жить в семье.
  • Общаться с родственниками и родителями.
  • Изменить фамилию и имя.
  • Иметь имущество.
  • Защищать собственные права.
  • Получать медицинское обслуживание.
  • Выражать собственное мнение.
  • Получать образование и проч.

В современном обществе, к сожалению, они часто нарушаются как государством, так и родителями. Далее рассмотрим, как обеспечивается защита прав и интересов детей.

Основные положения

Защита прав несовершеннолетних детей регулируется действующими нормативными актами. Основным из них выступает Конституция. Закон о защите прав ребенка содержит положения, предусматривающие его охрану от посягательств родителей. Главным образом это обеспечивает ответственность лиц, на чьем иждивении он находится, защищает от злоупотреблений. При жестоком обращении ребенок вправе обратиться в орган попечительства и опеки, а с 14 лет – в судебную инстанцию.

Родители и иные граждане

Защита прав ребенка осуществляется в первую очередь его отцом и матерью. Однако в обществе имеют место ситуации, когда данные функции возлагаются на органы попечительства и опеки. Такое возможно, если установлены противоречия между интересами детей и родителей, если последние лишены своих прав, являются ограниченно-дееспособными вследствие злоупотребления спиртным. Социальная защита прав детей обеспечивается должностными лицами и прочими гражданами. Если им становится известно о вероятной угрозе здоровью, жизни, ущемлении свобод, фактах жестокого обращения с малолетним, они обязаны сообщить об этом в орган попечительства и опеки. При получении этих сведений последний должен принять меры по устранению этих явлений.

Уголовная ответственность

Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним. Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении. Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.

При неисполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей, связанных с воспитанием, родителем и прочим лицом, на которое они возлагаются, равно как и педагогом и иным сотрудником образовательного лечебного, воспитательного и другого учреждения, которое должно осуществлять надзор, если эти действия сопровождаются жестоким обращением, предусмотрена ответственность. В частности, может быть наложен штраф от 50 до 10 МРОТ, ограничена свобода на период до 2 лет с лишением возможности занимать ту или иную должность или выполнять определенную деятельность на протяжении трех лет либо без него. Жестокое обращение, в том числе психическое и физическое насилие, покушение на половую неприкосновенность малолетнего выступают в качестве основания для лишения родительских прав. Данное положение установлено в ст. 69 Семейного кодекса.

Работа прокуратуры

Защита прав детей осуществляется органами попечительства и опеки, а также правоохранительными инстанциями. К последним следует относить прокуратуру и ОВД. Защита прав детей прокурором осуществляется следующими способами:

  • Предъявлением иска о лишении матери и (либо) отца родительских прав или их ограничении, а также отмене усыновления.
  • Непосредственным участием в судебном процессе по делам о защите прав детей.
  • Внесением предостережений о недопустимости нарушения свобод малолетнего и представлений об их устранении.
  • Предъявлением в орган попечительства и опеки, суд заявлений с требованием о восстановлении или признании оспоренного или ущемленного права ребенка.
  • Опротестованием актов административных органов, которые выполняют задачи по сохранению свобод малолетнего.

Деятельность ОВД

Органы ВД принимают участие в принудительном исполнении решений, касающихся розыска лиц, которые уклоняются от исполнения постановлений суда, связанных с воспитанием детей. В задачи сотрудников ОВД входит также проведение индивидуально-профилактической работы с родителями, которые не выполняют или исполняют ненадлежащим образом свои обязанности по обучению, воспитанию, содержанию малолетних. Должностные лица участвуют в обнаружении фактов нарушений и ущемлений свобод ребенка в семье. При необходимости сотрудники подготавливают дела по ограничению и лишению родительских прав.

КДН

Защита прав детей в РФ также обеспечивается специальной Комиссией. В ее обязанности входит:

  • Предъявление иска в суд по поводу ограничения или лишения родительских прав.
  • Принятие мер по восстановлению и защите интересов детей, выявление и устранение условий и причин, которые способствуют их беспризорности и безнадзорности.
  • Подготовка сведений, предоставляемых в судебный орган по вопросам, касающимся обеспечения свобод малолетних.
  • При необходимости организация контроля над условиями содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.

Органы попечительства и опеки

В их задачи входит выявление детей, которые остались без родителей, ведут их учет. В соответствии с конкретными обстоятельствами потери попечительства матери или отца, эти органы выбирают формы устройства малолетних. Вместе с этим они осуществляют дальнейший надзор за условиями их образования, содержания и воспитания. Кроме этого, органы попечительства и опеки:

  • Выступают в качестве ответчиков по делам об отмене ограничений, восстановлении родительских прав.
  • Предъявляют иски по вопросам отстранения матери или отца от воспитания, обучения или содержания иждивенцев.
  • Дают заключения, касающиеся отмены или установления усыновления, споров, которые связаны с воспитанием и участвуют в рассмотрении этих дел.

Современные реалии

Сегодня практически во всех органах попечительства и опеки функции по защите прав несовершеннолетних исполняет обычно один сотрудник – инспектор. Вследствие этого вся работа, как правило, сводится к тому, что удается осуществить только неотложные действия. Главным образом они связаны с представительством в суде, подготовкой различных, часто непрофессиональных ввиду отсутствия соответствующих навыков и знаний, заключений по запросу судебного органа. В связи с этим защита прав ребенка не осуществляется должным образом. Это, в свою очередь, требует принятия мер по реформированию данной системы.

Приоритетные направления

В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов. В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций. Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.

В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.

Статья 56 СК

Семейный кодекс закрепляет за ребенком возможность самостоятельно обеспечивать защиту своих прав. В случаях нарушений со стороны отца или матери, а также иных лиц, их замещающих, он может обратиться в орган попечительства и опеки, а после 14 лет – в суд. Однако на практике данное положение почти не реализуется. Это в первую очередь связано с тем, что в ГПК не определен статус несовершеннолетнего в ходе гражданского разбирательства, если он утратил попечение родителей. Таким образом, данная функция перекладывается на органы попечительства и опеки. Они должны принять жалобы ребенка и принять меры по устранению нарушений.

Международная защита прав детей

В мире действует особая Конвенция, ратифицированная практически всеми странами, кроме Сомали и США. Этот документ не только признает ребенка лицом, наделенным определенными правами. Конвенция дает возможность ему утверждать свои свободы, используя национальные административные и судебные процедуры. Сегодня Россия обязана представлять периодически в Комитет по защите прав ребенка Организации ОН доклады. В них отражается положение лиц, не достигших 18 лет, в стране. Комитет по защите прав ребенка выступает в качестве механизма реализации Конвенции. Ее положения считаются универсальными. Как отмечают многие специалисты, одним из наиболее существенных вкладов Конвенции в законодательство о правах человека является внедрение принципа перевода ребенка из «пассивного» объекта в активный субъект защиты.

Главная проблема

Особую актуальность сегодня представляет вопрос о детях, лишенных семьи. Они, в большинстве своем, оказываются выброшенными на улицу в связи с разными сложными ситуациями. Такие дети, как правило, проживают в ужасных условиях и являются жертвами тех или других видов насилия. Многие из них имеют разные серьезные заболевания. Большаинство этих детей вряд ли когда-то посещала школу или больше не обучается в ней. Если они переживут насилие, голод, проституцию, отчуждение общества, притеснения со стороны полиции, разного рода последствия, связанные с преступлением норм и правил, употребление наркотиков, низкооплачиваемую работу, тюремное заключение, то они вырастут, превратившись в безграмотных, потерянных для государства взрослых. Эта проблема должна решаться всеми заинтересованными органами и лицами. Особая роль в этом, несомненно, принадлежит государству.

В заключение

Ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет, если в соответствии с нормами права, применимыми к данному лицу, он не становится совершеннолетним раньше. Эта категория граждан считается наиболее ценным капиталом государства и общества. Важнейшее значение имеют взаимопонимание и непрерывная связь всех поколений. Это неотъемлемое условие стабильного существования современного мира.

businessman.ru

Правовая защита детей и подростков


Правовая защита детей и подростков

Правовую основу регулирования прав ребенка в нашей республике составляют Конституция, международные дого­воры Республики Беларусь, Закон о правах ребенка, Кодекс о браке и семье и иные акты законодательства. Дети и подростки законодательно защищены до достижения ими возраста 18 лет (совершеннолетия).

Права ребенка и их защиту обеспечивают местные ис­полнительные органы, прокуратура и суд. Они в своей дея­тельности руководствуются преимуществом защиты инте­ресов детей перед другими.

Государственные органы поддерживают деятельность об­щественных объединений, фондов, иных некоммерческих организаций, содействующих защите и реализации прав и интересов ребенка.

Координация этой деятельности осуществляется Мини­стерством образования Республики Беларусь.

Защита прав и интересов ребенка осуществляется его законными представителями: родителями, усыновителями, опекунами, попечителями и др. Если ребенок оказался в сложной жизненной ситуации, совершил проступок, право­нарушение, родители, с одной стороны, несут за него ответ­ственность, включая материальную, с другой — могут пред­ставлять его интересы в суде.

Но уже с возраста 14 лет и старше ребенок имеет право на получение юридической помощи для защиты своих прав и свобод в отношениях с должностными лицами и граждана­ми без согласия родителей или лиц их заменяющих. Юри­дическая помощь оказывается ребенку коллегиями адвока­тов бесплатно.

Права и обязанности родителей строго регламентированы Законом о правах ребенка и Кодексом о браке и семье. Согласно им родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здо­ровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечить получение общего образования. Кодекс регламентирует осуществление родительских прав, при этом отмечается, что, осуществляя их, родители не в праве при­чинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорб­ление или эксплуатацию. Родители, осуществляющие роди­тельские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Норма лишения родительских прав применяется только в порядке судебного производства и в том случае, если ро­дители злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их по­ловую неприкосновенность, являются больными хроничес­ким алкоголизмом или наркоманией.

В случае административного или судебного разбиратель­ства школа в лице классного руководителя, психолога или социального педагога будет оказывать помощь в сборе необ­ходимых материалов, выдаче объективных характеристик, участвовать в разбирательствах с согласия законных предста­вителей ребенка.

Проблема агрессивных действий по отношению к детям привлекает все большее внимание специалистов, что связано со значительным увеличением числа подобных случаев за последние годы. По данным ряда исследователей, жертвами агрессии чаще всего становятся родственники, а дети со­ставляют особую группу риска. Жестокое обращение с детьми часто приводит к неблагоприятным последствиям, а также может предшествовать агрессивным криминальным деяниям.

Современное законодательство предусматривает ряд пра­вовых положений, позволяющих оказывать помощь детям, оказавшимся в неблагоприятных условиях в семье. В со­ответствии с ним ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в ряде случаев — органами опеки и попечитель­ства, прокурором и судом. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попе­чительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и закон­ных интересов ребенка. Таким образом, действующее зако­нодательство предусматривает защиту интересов ребенка в обязательном порядке, возлагая исполнение этой нормы на органы опеки и попечительства.

lib2.podelise.ru

Referatnik.com

Детство. Защита детей в современных условиях

Введение………………………………………………………………………….3

1. Детство: сущностные характеристики понятия…………………………………………………………………….5

2. Защита детей как международное и общероссийское направление………………………………………………………………..8

3. Сферы правовой защиты детей…………………………………………..12

Защита детей и подростков в общественных местах………………………………………………………………………12

Защита детей и подростков в области средств массовой информации……………………………………………………………….13

3.3 Защита детей и подростков от сексуальной эксплуатации……..15

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованных источников……………………………………………19

Темой данной реферативной работы является «Детство. Защита детей в современных условиях».

Детство является важнейшей категорией общественной жизни. Дети представляют собой фундамент будущего общества. От того какие условия будут созданы для формирования личности ребенка, его ценностных установок напрямую зависит последующее развитие общества. Следует подчеркнуть, что в данном вопросе ответственность ложится как на родителей или опекающих лиц, так и на государство. В связи с этим особенную актуальность приобретает вопрос, касающийся защиты детей. Необходимо также сказать, что по мере развития общества, круг сфер, в которых детям необходима защита, расширяется. Опасные для психического и физического здоровья детей и подростков факторы возрастают быстрыми темпами. Именно поэтому законодательная система в области прав и защиты детей должна обладать повышенной гибкостью.

вопросов защиты детей в современных условиях мотивировала мой интерес к рассмотрению этой проблемы.

Цель данной работы заключается в изучении проблем детства и защиты детей в современных условиях. Для достижения намеченной цели необходимо разрешение ряда следующих задач:

Во-первых, рассмотрение категории детства и выявление сущностных характеристик данного понятия.

Во-вторых, анализ правового направления защиты детства как в международной практике, так и в общероссийских рамках.

В-третьих, рассмотрение конкретных мер по защите детей и подростков в некоторых сферах жизнедеятельности российского общества.

В качестве объекта исследования в данной работе выступает категория детства. Предметом исследования является защита детей в современных условиях.

Говоря о категории детства, необходимо отметить, что в последнее время она привлекает множество исследователей из различных областей науки и культуры. Проблемам детства посвящены множества периодических изданий и Интернет — сайтов. В сфере изучения данного вопроса можно назвать таких зарубежных исследователей как П. Экман, Л.Ньюман Б.Малиновский, Ф. Боас, М. Мид и другие. Среди отечественных ученых выделяются Л.С. Выготский, Г.М. Иващенко, С.Н.Щеглова, Е.М. Рыбинский и другие.

1. Детство: сущностные характеристики понятия

Жизнь каждого человека делится на несколько периодов. Наиболее важным периодом является детство.

Детство– это этап онтогенетического развития индивида, включающий период от рождения человека до появления возможности включения во взрослую жизнь.

На данном жизненном этапе происходит формирование личностных черт, ценностных ориентаций, поведенческих установок. Человек познает законы жизни в обществе. Другими словами, происходит начальный, наиболее важный этап социализации.

Рассматривая детство, следует учитывать двойственную, социально-биологическую природу человека. Необходимо отметить, что социальные и биологические границы детства не совпадают. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних социальных возрастных границ детства. Чем выше человечество поднимается по эволюционной спирали, тем необходимей становится потребность в специальном периоде обучения и социализации.

В соответствии со значительной важностью периода детства, его исследованиями занимаются представители различных наук. Детство и дети стали привлекать ученых в качестве объектов их научных изысканий сравнительно недавно. Несмотря на то, что еще древние мыслители касались детской проблематики в своих работах, целенаправленная научная деятельность стала развиваться лишь в XVIII веке, отдельные научные отрасли (такие, как возрастная психология, педология, этнография детства) сформировались значительно позднее, в конце прошлого — начале нынешнего века.

Стоит отметить, что результаты научных проектов позволяют обществу строить свою стратегию поддержки и защиты детства.

Несмотря на то, что различные научные дисциплины общегуманитарного и социального циклов по-разному определяют само понятие «детство» и «дети», они признают, что детство является неотъемлемой частью образа жизни и культуры как всего человечества, так и каждого народа нашей планеты.

Рассмотрим понятие «детство» в контексте различных наук.

Так, науки медико-биологического цикла (педиатрия, детская психиатрия) изучают детство как период роста человека, определяют детей как человеческие существа, не завершившие своего физического развития и обладающие специфическими детскими заболеваниями. Эти науки используют для периодизации детства объективные морфологические признаки (например, смена молочных зубов, завершение полового созревания, формирование скелета и др.).

В юридических науках детство понимается как период жизни человека, который связан с приобретением более полного объема дееспособности по мере достижения определенного возраста: в праве имеются такие возрастные границы в 6, 8, 10, 14, 15, 16, 17, 18 лет — вплоть до достижения совершеннолетия.

Экономика оперирует понятиями «детство и дети» в отношении еще недееспособного в экономической деятельности населения. Для демографии дети и подростки — элемент народонаселения, который не участвует в воспроизводстве населения, возрастные рамки определены в 0-17 лет.

Педагогика, древнейшая наука изучающая детство, рассматривает его как образовательное и воспитательное «поле», а детей, как правило, считает объектами воспитательного воздействия профессионалов-учителей.

Возрастная психология исследует законы онтогенеза, индивидуальное развитие человека в определенный возрастной период — детстве, характеризующийся серьезными изменениями психической, эмоциональной и чувственной жизни.

Историки литературы, искусствоведы, фольклористы не раз обращались к теме детства в своих специальных исследовательских проектах, они делали анализ образа детства в народном фольклоре, литературных источниках и произведениях изобразительного искусства.

Философские науки также проявляют в последние десятилетия внимание к детству. При этом взгляд философов концентрируется на детском сознании как особо, кардинально отличающемся от взрослого способе существования сознания и на детях как носителях этого сознания. Учеными исследуются отличия, проявляемые в языке, речи детей и смыслообразовании (структурировании реальности), рассматриваются процессы постепенного вытеснения детского способа структурирования реальности, анализируются особенности протекания данных вытеснительных процессов в зависимости от изменений требований к взрослому члену социума.

Таким образом, следует сказать, что детство представляет особый интерес для представителей различных наук. В общей сложности, характеризуя понятие «девство» можно сказать, что это особое состояние развития человека в обществе которое является противостоящим взрослому миру и взаимодействующее с ним на уровне субъект-субъектных отношений.

2. Защита детей как международное и общероссийское направление

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения», и в силу этого дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Но, стоит отметить, что в дальнейшем, по мере развития общемирового правосознания, последовало принятие нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

Конвенция — документ особого социально-нравственного значения, так как она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. Она провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В ней специально выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально-депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Это правовой документ высокого международного стандарта. В нем ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права.

В нашей стране политика в сфере обеспечения защиты несовершеннолетних является неотъемлемой составной частью общей политики государства. Но, с сожалением стоит отметить, что данная политика, призванная обеспечивать защиту детства, в последнее время отличается непоследовательностью и ущербностью в законодательном регулировании основных, базовых прав и законных интересов несовершеннолетних и гарантий их реализации.

Так, в рамках проводимой в 2002 — 2004 годах реформы федеративных отношений и местного самоуправления федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ внесены кардинальные изменения в основы законодательного регулирования правового статуса ребенка в России, закрепленного в основополагающих федеральных законах: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании», «О занятости населения в Российской Федерации» и др. Внесенными в них поправками серьезно ухудшено правовое положение несовершеннолетних практически во всех сферах их жизнедеятельности (образования, здравоохранения, трудоустройства, культуры, отдыха, досуга, обеспечения жильем и пр.). Тем самым нарушены конституционные и общепризнанные международные принципы и нормы о защите детей, содержащиеся в правовых и рекомендательных актах ООН, Совета Европы и СНГ.

Государство в значительной мере отступило от реализации во внутреннем законодательстве общепризнанного международно-правового принципа приоритетной защиты прав ребенка. Исключено признание государственной политики в интересах детей «приоритетной областью деятельности органов государственной власти» (п. 2 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Это затронуло наиболее значимые для развития и благополучия детей социальные сферы и, в том числе, интересы наиболее социально уязвимых групп несовершеннолетних (детей с отклонениями в развитии; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.). Из названного закона изъяты положения о «государственной» поддержке семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе, а также о «государственной» поддержке органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Конституционная обязанность государства, связанная с «защитой детства» (ст. 38 Конституции), то есть всеобъемлющим и обязательным обеспечением государством прав и законных интересов детей, подменена юридически неопределенными и не имеющими четких критериев оценки обязанностями государственной «поддержки» детства (включающими не только «полную» и «материальную», но также «частичную» и «моральную» поддержку). На федеральном уровне отменена такая важнейшая правовая гарантия охраны детства, как «установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей», что противоречит принципам единства законности и равенства всех детей перед законом, создает предпосылки дискриминации детей, проживающих в разных регионах России.

Существенно сужен объем ранее провозглашенных на федеральном законодательном уровне прав детей: законом исключено их право на приоритетную социальную защиту со стороны государства; значительно сокращен объем прав на образование, труд, медико-социальную помощь, реабилитацию, доступ к учреждениям культуры; дети лишены права бесплатного пользования отдельными видами социальных и правовых услуг.

Снижен уровень законодательной регламентации гарантий основных прав ребенка, закрепленных ранее за федеральными органами власти и делегированных федеральным законом №122-ФЗ субъектам Федерации и органам местного самоуправления. Из числа полномочий органов государственной власти исключено: «принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ о регулировании и защите прав и свобод ребенка»; «финансирование федеральных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей за счет средств федерального бюджета»; «установление льгот в целях экономического стимулирования участников мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей». С федеральных органов исполнительной власти законом сняты обязанности по осуществлению деятельности по основным направлениям защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства . Исключена специальная норма о государственных гарантиях приоритетности образования. Из числа государственных гарантий реализации права подростков на труд исключены гарантии охраны труда, правовой защиты от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу, организации временного трудоустройства детей в возрасте от 14 до 18 лет, предоставления услуг по профессиональной ориентации.

Таким образом, с сожалением можно констатировать тот факт, что на общемировом фоне развития правовых положений, обеспечивающих защиту прав детей, на уровне федерального законодательства допущено существенное нарушение международных и конституционных принципов в сфере охраны детства.

3. Сферы правовой защиты детей

В связи с развитием общества увеличивается количество факторов наносящих вред физическому и психическому здоровью детей. Данная причина способствует юридическому закреплению правовых аспектов защиты детей в различных сферах жизнедеятельности.

3.1 Защита детей и подростков в общественных местах

Посещениересторановдетьми и подростками моложе 16 лет разрешается только в сопровождении опекающих или воспитывающих их лиц, причем в интервале от 5 часов утра до 23 часов вечера. Подростки в возрасте 16 лет и старше могут посещать рестораны без сопровождения упомянутых лиц, но пребывать в ресторане только в указанный период суток. Исключение из этого допускается только при их нахождении на признанном государством мероприятии или в ходе путешествия. Категорически запрещается пребывание детей и подростков моложе 18 лет в ночных клубах и барах, а также в подобных им развлекательных заведениях.

Не разрешается присутствие детей и подростков до 16 лет без сопровождения опекающих или воспитывающих их лиц на публичных танцевальных мероприятиях. Подростки старше 16 лет могут присутствовать на этих мероприятиях без сопровождения, но только до 24 часов. Исключение в части пребывания для детей (до 22 часов) и подростков до 16 лет (до 24 часов) возможно, если это мероприятие проводится признанным государством учреждением или служит художественному занятию молодежи или приобщению к народным обычаям.

Не разрешается присутствие детей и подростков моложе 18 лет в игровых залах и подобных им развлекательных заведениях. Участие их в играх с выигрышем в публичных местах разрешается только на народных праздниках, ярмарках, праздниках стрелковых обществ и др. подобных им мероприятиях при условии, что размер выигрыша невелик.

Компетентные государственные органы могут не разрешить участие детей и подростков в мероприятиях, которые представляют опасность для их физического или духовного здоровья, или распорядиться о том, чтобы организатор мероприятия указал допустимые возраст, время пребывания и др. ограничительные рамки, а также принял меры для предотвращения опасности. В необходимых случаях эти органы могут принять меры, чтобы ребенок или подросток покинул угрожающее ему публичное место.

В ресторанах, пивных, кафе и других аналогичных торговых точках не разрешено продавать, а также употреблять на месте детям и подросткам до 18 лет винно-водочные и др. аналогичные алкогольные напитки. Что касается других напитков, содержащих алкоголь (например, пиво), то запрет распространяется на молодежь до 16 лет. Согласно этому параграфу на алкоголесодержащих напитках должно быть указание об ограничении их продажи несовершеннолетним. Аналогичный запрет устанавливается законом на курение в публичных местах. Доступ детей и подростков к автоматам для продажи винно-водочных напитков и табачных изделий должен быть ограничен и находиться под постоянным контролем, лучше всего, чтобы эти автоматы находились в местах, вообще не доступных подросткам до 16 лет.

3.2 Защита детей и подростков в области средств массовой информации

Присутствие детей и подростков при публичном просмотре кинофильмовразрешается только тогда, когда кинофильм разрешен к просмотру высшим земельным административным органом или общественной организацией добровольного самоконтроля. Показ детям и подросткам кинофильмов разрешен, если они обозначены как дозволенные к просмотру ими с 12 лет. Просмотр таковых фильмов детьми старше 6-ти лет допускается только в сопровождении опекающих их лиц. Сопровождение детей и подростков опекающими или воспитывающими их лицами при показе дозволенных к просмотру кинофильмов необходимо:

· для детей младше 6-ти лет – всегда;

· для детей старше 6-ти лет — на сеансах, заканчивающихся после 20 часов;

· для детей и подростков моложе 16 лет — на сеансах, заканчивающихся после 22 часов;

· для подростков старше 16 лет — на сеансах, заканчивающихся после 24 часов.

Кинофильмы рекламного характера или рекламные кинопрограммы, в которых речь идет о табачных изделиях или алкогольных напитках, разрешается показывать детям и подросткам только после 18 часов.

Так же, как и для кинофильмов, требуется разрешение высшего административного земельного органа или общественной организации добровольного самоконтроля для игровых видеокассет или видеопередач. В том случае, когда речь идет об информационном или учебном видеоматериале, на упаковке кассеты должно иметься соответствующее обозначение. Его содержание, размер, форма и место размещения устанавливается административным органом. Если на упаковке кассеты имеется указание «не для детей и подростков», то их запрещается продавать им в розничной и посылочной торговле. Автоматы для игровых видеокассет могут устанавливаться в публичных местах: на площадях, улицах, в подземных уличных переходах, фойе и коридорах зданий общественного пользования и т.д. только в том случае, если эти кассеты дозволены для детей и подростков или приняты достаточные технические и организационные меры, предотвращающие им доступ к автоматам. То же относится и к электронным видеомониторам.

Кинофильмы и игровые видеопрограммы, которые могут нанести ущерб развитию детей и подростков или воспитанию в них ответственной личности, запрещаются к просмотру. Во избежание этого на упаковке, рекламном плакате и в начальной части фильма, видеопрограммы должны быть приведены надписи, которые определяют дозволенную для просмотра возрастную группу молодежи, например: «разрешается без ограничения возраста», «разрешается к просмотру с 6-ти лет или с 12 лет, или с 16 лет», или «запрещается к просмотру для несовершеннолетней молодежи».

Предприятиям, организациям, обладателям средств массовой информации: газет, журналов, книг, аудио или видеокассет, кинофильмов, электронных сайтов в Интернете и т.д., чья информационная продукция опубликована в списке опасной для детей и подростков, запрещается:

· предлагать их детям и подросткам, передавать или делать ее доступной детям другими способами;

· выставлять, афишировать, демонстрировать или делать ее доступной детям и подросткам другими способами;

· предлагать или передавать детям и подросткам в розничной торговле вне торговых помещений, в киосках и др. местах продажи, в посылочной торговле или в библиотеках и читальных залах;

· изготовлять, поставлять, держать в запасе или ввозить, использовать вышеуказанными способами.

В список опасной для детей и подростков включается информационная продукция, которая прославляет войну, описывает людей с тяжелыми физическими и душевными пороками, унижает человеческое достоинство, показывает детей или подростков в неестественных, подчеркивающих их пол позах, наносит вред развитию или воспитанию ответственных за свое поведение и способных жить в коллективе личностей.

За нарушение рассмотренных выше законоположений соответствующие лица, предприятия и организации могут понести административную и уголовную ответственность.

3.3. Защита детей и подростков от сексуальной эксплуатации

Защита детей и подростков от сексуальных посягательств идет по нескольким основным линиям.

Любые акты сексуального насилия, если его объектом становится несовершеннолетний,наказываютсязначительно строже, чем когда речь идет о взрослом: от четырех до десяти лет лишения свободы в отношении заведомо несовершеннолетнего и от восьми до пятнадцати лет — в отношении лица, заведомо не достигшего 14 лет (статьи 131 и 132 Уголовного кодекса РФ).

Закон устанавливает легальный возраст начала половой жизни. По статье 134 УК половое сношение, мужеложство или лесбиянство, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим 16 лет, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до четырех лет.

Статья 135 УК карает за совершение развратных действий без применения насилия в отношении лиц, заведомо не достигших 14 лет, внушительным штрафом либо лишением свободы на срок до двух лет.

Наказывается вовлечениенесовершеннолетних в проституцию, совершение сексуальных действий, а также действий, связанных с изготовлением материалов илипредметов порнографического характера (статья 242 УК).

Следует отметить, что сфер жизнедеятельности общества, в которых детям необходима защита, существует множество. В связи с развитием общества круг этих сфер расширяется.

Заключение

В заключение, резюмируя проделанную работу, следует подчеркнуть, что детство является важнейшей категорией общественной жизни, так как дети представляют собой основу для развития будущего общества. Именно поэтому степень важности категории «детство» чрезвычайно велика. Исходя из всего сказанного в данной работе, очевиден вывод о том, что от психического и физического здоровья детей зависит будущее всего общества. Именно поэтому изучением вопросов, связанных с категорией детства занимаются многие науки.

Особенный акцент при рассмотрении жизнедеятельности детей необходимо поставить на защиту от неблагожелательного воздействия данного сектора общества. Следует сказать, что мировое сообщество уделяет этим вопросам значительное внимание. Результатами деятельности международных организаций в этой сфере является Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., Конвенция о правах ребенка, а также другие документы.

В Российской Федерации законодательная деятельность и политика в сфере обеспечения защиты несовершеннолетних является неотъемлемой составной частью общей политики государства. Но, с сожалением стоит отметить, что политика призванная обеспечивать защиту детства, в последнее время отличается непоследовательностью и ущербностью в законодательном регулировании основных, базовых прав и законных интересов несовершеннолетних и гарантий их реализации.

Государство в значительной мере отступило от реализации во внутреннем законодательстве общепризнанного международно-правового принципа приоритетной защиты прав ребенка. Данное положение дел может обернуться для нашего общества катастрофой, затронувшей многие сферы социума.

Но, несмотря на сложившуюся ситуацию, следует сказать о том, что развитие законодательной базы по защите детей и подростков продолжается. В качестве подтверждающего примера можно привести такие законопроекты, как «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании», «О занятости населения в Российской Федерации». Кроме того, обеспечение государством защиты детей закреплено ст. 38 Конституции РФ.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что защита детей является неотъемлемым элементом государственной политики и общественной жизни, так как от подрастающего поколения зависит будущее всего человечества.

Список использованных источников

1. Щеглова С.Н. Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства – М.: ЮНПРЕСС, 2000г.

2. Зеньковский В.В Психология детства – М.: Школа-Пресс, 1995г.

3. Яковлева Н. Проблема защиты прав детей // ОБЖ №10, 2001г.

4. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» // Российская газета 1998г. 5 августа

5. www.slovarik.ru

6. www.litportal.ru

7. www.kroutov.ru

referatnik.com

Правовая защита детей.

СК РФ определил основы правовой защиты детей от насилия в семье. Способы воспитания, которые выбирают родители, должны исключать грубое, жестокое, пренебрежительное, уничижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления и эксплуатацию детей. Законодатель в целях борьбы с нарушениями прав ребенка вынужден вводить такую жесткую меру как лишение родительских прав в отношении родителя (родителей), кто уклоняется от выполнения своих обязанностей перед детьми или нарушает их права. Лишение (или восстановление) родительских прав производится судом. Причем восстановление в родительских правах возможно только при наличии согласия ребенка, достигшего 10 лет. По закону возможно ограничение родительских прав по суду, что не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка. Если жизни и здоровью ребенка существует непосредственная угроза, орган опеки и попечительства вправе немедленно по соответствующему акту органа местного самоуправления отобрать ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится. При этом незамедлительно уведомляется прокурор и в течение семи дней подается иск в суд о лишении родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Алиментные обязательства.

Семейный кодекс РФ содержит большой специальный раздел, нормы которого регулируют алиментные обязательства членов семьи. Алименты – в переводе с латинского – содержание, пища. Как правило, алиментные обязательства возникают при разводах родителей. Родитель (это чаще всего мать), с которым остались дети, обязан действовать в интересах своего ребенка (детей) и не допускать ограничения их правоспособности, поскольку алименты принадлежат ребенку, а не оставшемуся с ребенком родителю. Последний выступает лишь законным представителем сына или дочери. Но изложенное выше касается лишь одной стороны алиментных обязательств. В целом же, законодатель установил, что алиментные обязательства обеспечивают получение средств на содержание нетрудоспособных и нуждающихся членов семьи от других членов. Эти обязательства носят строго личный характер и существуют, пока живы оба их участника – плательщик и получатель алиментов, лишь со смертью одного из них обязательства прекращаются.

Обязанность доставлять на содержание нуждающимся членам семьи имеют: оба родителя в отношении несовершеннолетних и совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся детей; взрослые дети в отношении родителей; супруги (в установленных законом случаях – бывшие супруги) в отношении друг друга, при наличии определенных условий – братья и сестры, дедушка и бабушка в отношении внуков и внуки в отношении бабушки и дедушки; воспитанники в отношении фактических родителей, пасынки (падчерицы) в отношении отчима и мачехи. Этот перечень является исчерпывающим.

Алименты могут выплачиваться обязанным лицом или пересылаться по почте, переводиться на личный счет получателя в банке, могут уплачиваться иным путем. Без обращения в суд возможно нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов, которое заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты и их получателем, равно как и законными представителями этих лиц. В одностороннем порядке изменение такого соглашения не допускается и дело должно рассматриваться в суде.

При отсутствии соглашения об уплате алиментов они взыскиваются в судебном порядке, причем размер алиментов на несовершеннолетних детей установлен законом в процентном отношении к заработку и/или иному доходу родителя: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины. Вуд вправе также определять размер алиментов одновременно в долях к заработку (доходу) родителя в твердой денежной сумме.

СК РФ представляет широкие возможности сторонам самостоятельно определять способы и порядок уплаты алиментов. В качестве уплаты алиментов допускается и предоставление определенного имущества (квартиры, жилого дома, земельного участка и т.п.).

Если лицо, обязанное по решению суда уплачивать алименты, не имеет заработка, достаточного для уплаты алиментов, исполнительный лист передается судебному исполнителю, который осуществляет взыскание алиментов из денежных средств лица, находящихся в банке или иных кредитных учреждениях, или из его средств, преданных по договорам коммерческим и некоммерческим организациям. Взыскание может быть обращено и на иное имущество лица, обязанного уплачивать алименты, на которое по закону может быть обращено взыскание.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Особый раздел СК РФ посвящен правовым вопросам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. Защита их прав и интересов возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Законодатель отдает приоритет семейному воспитанию таких детей и подробно регламентирует его различные формы: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья.

С целью более полного обеспечения прав родителей при усыновлении предусматривается судебный порядок установления усыновления, повышаются требования к будущим усыновителям.

Обязательным условием усыновления ребенка является получения согласия на усыновление от его родителей, если они живы, не признаны судом недееспособными и не лишены родительских прав. Если родители усыновляемого не достигли возраста 16 лет, то необходимо получить не только их согласие, но необходимо согласие их родителей, т.е. бабушки и дедушки усыновляемого, или опекунов (попечителей), а при отсутствии опекунов или родителей – согласие органа опеки и попечительства.

Усыновление возможно и без согласия родителей усыновляемого, если они более шести месяцев не проживают совместно с ребенком, уклоняются от его содержания и воспитания, а суд признал причины их отсутствия неуважительными.

СК РФ ввел новый институт: воспитание детей в приемной семье. Закон признает приемную семью, которая взяла на воспитание хотя бы одного ребенка. Труд приемных родителей по воспитанию детей ( в отличие от опекуна, попечителя) является оплачиваемым. Размер оплаты, объем льгот, форсы помощи и контроля приемной семьи разрабатываются и должны быть определены Правительством РФ.

  

studfiles.net

Права ребенка и их защита

Дети – равноправные граждане любой страны, не достигшие 18 лет, у который есть свои права. Защита прав и интересов несовершеннолетних детей – важная задача, которую должно решать любое государство.

Закон о защите прав ребенка в России и Украине

В России и Украине правомочия несовершеннолетних отстаиваются на основании законодательства об основных гарантиях прав мальчиков и девочек, представленного многочисленными отраслевыми законами. Данными нормативными актами установлены основные гарантии прав и свобод несовершеннолетних, что позволяет создавать правовые, социальные и экономические условия для их реализации.

В России функционирует институт Уполномоченного по правам ребенка. К нему можно обращаться, непосредственно путем направления жалобы о нарушении последних по почте, либо на сайте Уполномоченного (http://www.rfdeti.ru/letter). В Украине также учрежден институт Уполномоченного Верховной рады по правам человека, обращаться к которому можно по почте [email protected].

Международно-правовая защита прав детей

Права ребенка и их защита являются той проблемой, которую решают даже на международном уровне. В частности, соответствующие вопросы отражены в Конвенции ООН о правах ребенка, принятой в 1989 году, во Всемирной Декларации об обеспечении выживания и развития тех, кто еще не достиг несовершеннолетия. В указанной конвенции содержатся основополагающие положения, имеющие отношение к принципам семейного воспитания, а также к охране несовершеннолетних государствами-участниками. Нужно также отметить Правила ООН, касающиеся протекции лишенных свободы несовершеннолетних, и Конвенцию о правовой помощи, правовых отношениях по семейным, гражданским и уголовным делам, посредством которых также осуществляется международно-правовое регулирование рассматриваемого вопроса.

Какие права имеет ребенок?

Согласно указанным нормативным актам, несовершеннолетние имеют право на:

  • жизнь, защиту здоровья;
  • семью;
  • образование и посещение школы;
  • свободное выражение своих мыслей;
  • собственное мнение;
  • отдых, досуг;
  • гражданство;
  • дополнительную помощь при наличии особых потребностей.

 

womanadvice.ru

Защита прав ребенка по действующему законодательству в России

               

Права детей, не достигших совершеннолетия, в России обеспечиваются несколькими законодательными актами, основными из которых являются Семейный и Гражданский Кодексы, а также Федеральный закон № 124-ФЗ. Все эти законы призваны защищать права детей до достижения ими совершеннолетнего возраста.

Защита прав детей включает в себя целый комплекс мер законодательного и организационного характера, рассчитанных не только на реализацию права ребёнка на рождение и благополучное развитие, но и оговаривающих функционирование государственных институтов, обеспечивающих эту реализацию.

Вся законодательная база по обеспечению правовой защиты детей в РФ находится в полном соответствии с Конвенцией ООН.

Условно права ребёнка можно разделить на несколько групп.

Первая группа оговаривает права ребёнка на проживание совместно с родителями, получение необходимой заботы, защиту от ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей и так далее. В основном эти права оговорены в Семейном Кодексе, а ответственность за их несоблюдение – в Административном и Уголовном Кодексах.

При рождении ребёнка у его родителей появляются дополнительные обязанности по отношению к нему, и они должны эти обязанности выполнять. Кроме того, что это оговорено в законодательстве, родительские обязанности также должны отвечать нормам морали. Права ребёнка не должны ущемляться даже при прекращении отношений между супругами.

При расторжении брака родителей несовершеннолетние дети получают право на получение алиментных выплат для обеспечения условий для развития и получения образования. Ущемление прав детей недопустимо также, если оба родителя лишаются своих прав в отношении ребёнка. В этом случае государство берёт на себя ответственность за их развитие, воспитание и образование.

Ко второй группе относятся права детей на охрану здоровья и отдых. Все несовершеннолетние обеспечиваются бесплатной медицинской помощью, услугами по профилактике заболеваний. В случае необходимости им гарантируется соответствующее санаторное лечение.

Дети, имеющие хронические и трудноизлечимые заболевания, должны получать бесплатные лекарства по утверждённым спискам.

К этой же группе можно отнести права несовершеннолетних на охрану их труда. До достижения восемнадцати лет запрещается использовать труд ребёнка на многих производствах. Если по условиям труд всё же допускается, то устанавливается укороченный режим работы. Кроме этого несовершеннолетние имеют право на отпуск в любое время года по желанию, совмещение работы с учёбой и так далее. Контроль над обеспечением прав возлагается на инспекторов по труду, органы опеки, органы исполнительной власти.

Третья группа оговаривает права детей на получение образования, как обычного среднего, так и дополнительного. Ребёнок вправе заниматься культурной деятельностью, искусством, принимать участие в деятельности любых кружков, спортивных секций. Наряду с этим законодательно закреплено право детей на отдых и проведение досуга по собственному усмотрению.

Четвёртая группа включает личные права ребёнка. С определённого возраста дети не только имеют право на своё собственное мнение, но могут его высказывать. Например, с десятилетнего возраста ребёнка родители должны учитывать его мнение при принятии некоторых решений, касающихся его самого.

Дети могут самостоятельно обращаться в органы опеки в любых случаях, когда нарушаются их права. После того, как достигнут четырнадцатилетнего возраста, дети могут самостоятельно обращаться в судебные органы и прокуратуру по тем же вопросам. С этого же возраста у ребёнка появляется возможность отстаивать свои права в судебных заседаниях.

Пятая группа объединяет экономические права ребёнка. Никто не вправе лишить ребёнка его собственности до достижения им восемнадцатилетнего возраста. При разводе родителей и размене недвижимости обязательно должна выделяться доля, которая будет закреплена за несовершеннолетними.

Ребёнок также имеет право на самостоятельное распоряжение своими доходами (начиная с четырнадцатилетнего возраста), например, стипендией. Имущественные права детей соблюдаются особо строго. Именно поэтому большинство сделок для родителей, имеющих несовершеннолетних детей, требует согласования в органах опеки.

Шестая группа прав помогает защитить несовершеннолетних детей от любых видов информации, способных навредить их развитию, как физическому, так и нравственному. Сюда относится запрет на рекламу алкоголя и сигарет, наркотиков, порнографии и так далее.

Для защиты прав детей используются возможности Административного и Уголовного Кодексов. Как правило, любые нарушения их прав, преследуются строже, чем в отношении других граждан Российской Федерации.


    

bukva-zakona.com