Право система норм это – Понятие и сущность права. право – это система общеобязательных, формально определённых правил поведения (норм)

30. Право в системе социальных норм.

Система нормативного регулирования предст-ет собой совокупность норм, упорядочивающих поведение лю­дей в различных сферах жизнедеятельности.

В обществе существуют две подсистемы норм: технические и социальные. Тех-е нормы — это правила исп-я тех-х средств, зданий, производственных комплексов, технологий и явле­ний природы в процессе их эксплуатации. Эти нормы выступают как средство организации производственных процессов в режиме безопасности и наибольшей эффективности. Тех-е нормы ре­гулируют отношения типа «человек — машина» (субъект — объект). Соц-е нормы предст-ют собой средства организации обществ-х отношений: они регулируют поведение людей в обществе. Соц-е нормы упорядочивают отношения в связ­ке «человек — человек» (субъект — субъект).

Тех-е нормы и соц-е взаимодействуют между со­бой. Важнейшие для общества технические нормы закрепляются го­с-ми стандартами, инструкциями, спец-ми прави­лами и охр-ся гос-вом от нарушений, в т.ч. уголовно-правовыми мерами.

Осн-ми видами соц-х норм являются обычаи, тра­диции, нормы морали, религиозные нормы, нормы права и кор­поративные нормы.

Объединяющим началом поведенческих норм выступает их со­циальный хар-р, общность выполняемых ф-ций. Различие соц-х норм проявл-ся по способу их установл-я и средствам охраны от нарушений. На этой основе выделяют общий признак соц-х норм — правило поведения — и отличит-е признаки — источник происхожд-я, способ обеспечения их действия.

Обычаи — это правила поведения, сложившиеся под воздей­ствием обст-в и выполняемые в силу привычки.

Традиции — это исторически сложившиеся правила пове­д-я, выполняемые под воздействием обществ-го мнения. Нормы морали — правила повед-я, сложившиеся в об­щ-ве в соотв-вии с общепринятыми представлениями о до­бре и зле, выполняемые в силу внутреннего убеждения. Религиозные нормы — это правила повед-я, сложив­шиеся в соотв-и с духовными потребностями чел-ка, вы­полняемые в силу внутреннего убеждения. Корпоративные нормы — это правила повед-я, ус­т-е обществ-ми организациями для своих членов, охраняемые от нарушений уставными мерами. Нормы права — это правила повед-я, уст-е ли­бо санкционированные гос-вом и обеспеченные его силой.

Соц. нормы м. б. классифицированы по различ­ным основаниям:

1. По источнику возникновения различают: обычаи (традиции), нормы морали, религиозные нормы, корпоративные и юридиче­ские.

2. По сфере урегулирования общественных отношений: выделяют политические, организационные эстетические и правовые нормы.

  1. По способу выражения: письменные и устные соц. нормы.

31. Понятие и признаки права.

Право — совокупность общеобязат-х, формально-определенных норм, кот-е выражают гос. волю общества, ее общечеловеческий и классовый хар-р; издаются или санкционируются гос-вом и охраняются от нарушений возможностью гос. принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

Признаки права.

1) Нормативность. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно, они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения. Нормы права следует рассматривать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие.

2) Формальная определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецендентом праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В

обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.

3) Системность. Право – это прежде всего совокупность, а точнее – система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения, это — система.

4) Связь с гос-вом. В мире сущ. множество систем различных соц. норм, но только система правовых норм исходит от государства. Создавая нормы права, гос-во действует непосредственно через свои уполномоченные органы.

5)

Интеллектуально — волевой характер. Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций.

Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, регулирующее действие права, возможно, лишь при

31. «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы. В-третьих, право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими, духовными, а так же национальными, религиозными, демографическими и другими условиями его жизни. Государственная воля аккумулирует интересы различных классов, слоев и групп населения и объективизируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установления, правилах поведения, именуемых правовыми нормами.

6) Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение — специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государственное принуждение подразделяется на: физическое и психическое.

Под физическим принуждением понимаются всякие предусматриваемые правом меры, состоящие в применении физической силы для поддержания правопорядка, в том числе репрессивные меры, например, заключение в тюрьму, смертная казнь и т. п.

При психологическом принуждении на первом плане стоит страх подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом на случай неповиновения. Именно страх психически принуждает граждан сообразовывать своё поведение с требованиями права.

7) Общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с нею развивается и одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.

studfiles.net

Система норм права и ее элементы — Мегаобучалка

 

В отечественной юриспруденции традиционно под системой права

понимают совокупность существующих в стране юридических норм и их

подразделение на относительно самостоятельные части – отрасли права и

институты, регулирующие обособленные группы общественных отношений.

Основное назначение понятия «система права» юристы видят в системной

характеристике позитивного права в целом. Однако такой подход к понятию

системы права сужает ее содержание и не позволяет раскрыть глубинную

социальную природу права как сложного явления общественной жизни.

Конечно, существующая система объективного права составляет важное

звено в правовой системе общества, но этим не должно ограничиваться ее

содержание.

Система права общества, помимо существующих в государстве правовых

норм, включает и такие элементы, как правосознание и правоотношения. Все

эти элементы правовой системы тесно связаны между собой и

взаимообусловлены. При подходе к праву только как к системе юридических

норм, регулирующих общественные отношения, размываются собственно

правовые границы. Тогда легко смешать право с другими нормативными

системами, упорядочивающими общественные отношения. Сведение права к

нормам носит этатистский характер, исходит из приоритета над ним власти и

насилия, предполагает приоритет государства перед правом.

Законодательство (юридическое право) есть лишь внешняя необходимая

форма правовой системы страны, порожденная обществом на данном этапе

его развития. Отождествляя право с законом, мы смешиваем содержание с

внешней формой права, лишаем себя возможности познать право как реальный

социальный феномен общественной жизни, искажаем действительную

социальную природу права.

Особая значимость юридических норм в системе права связана с

некоторыми их характеристиками:

• они представляют собой наиболее развитую форму

конкретизации содержания права и придают последнему стройность и

логическую завершенность;



• отличаются от других правовых явлений высокой степенью

стабильности;

• выступают в качестве средства институционализации права

(отражая потребности общества, формулируя социально значимые цели,

предусматривая необходимые санкции, закрепляя необходимые для общества

сцепления правовых статусов, охватывая своим регулятивным воздействием

всех членов общества).

Таким образом, именно благодаря системе правовых норм, право

достигает своего целостного состояния, а система права предстает как целое.

В юридической науке сложилось множество направлений и подходов в

изучении понятия права и связанных с ним правовых явлений, которые

нередко выходят за пределы позитивизма. Различение права и закона

выступает необходимой теоретической посылкой для изучения таких

явлений, как система права и система законодательства. Поскольку право и

закон, несмотря на их взаимосвязанность в реальной жизни, не являются

тождественными явлениями, было бы несправедливо систему права сводить

к системе юридических норм.

Содержание системы права шире, чем простая совокупность

юридических норм. Система права – это сложное юридическое понятие,

состоящее из правосознания, правоотношений и юридических норм,

характеризующееся внутренним единством и целостностью, призванная

поддержать такой порядок в обществе, который необходим для

обеспечения свободы личности и сохранения цивилизованного существования

человечества. Нельзя исключать из содержания права, его системы такие

понятия, как правовые идеи, ценности, правовые притязания и правовые

отношения.

Характеристика системы права предполагает наличие

непосредственной связи форм (источников) права с факторами

экономического, политического и идейно-нравственного характера. При этом

право в соотношении с экономикой выступает, в первую очередь, как

правоотношения, в соотношении с политикой – как закон, а в соотношении с

нравственными воззрениями, идеологией и иными духовными категориями –

как правосознание. Правоотношения представляют собой конкретную

форму, а нормы права и правосознание – абстрактные формы права.

Сочетание этих трех форм права и образует некие разноуровневые, но

единые образования, представляющие собой системы права.

Система права как сложное юридическое явление характеризуется

следующими основными признаками: во-первых, внутренним единством

составляющих ее элементов; во-вторых, система права имеет единую

социальную природу; в-третьих, она основана на нравственно-правовых

принципах, таких как идеи свободы, равенства, справедливости и

гуманности; в-четвертых, в основе формирования системы права лежит идея

права, суть которой состоит в осознании необходимости существования

свободной личности, ее прав и свобод; в-пятых, система права призвана

регулировать и упорядочивать определенные общественные отношения,

95 96

возникающие между субъектами права; в-шестых, содержание системы права

получает свою внешнюю форму выражения в следующих источниках:

правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой договор и

нормативно-правовой акт.

Конечно, система права, сложившаяся в обществе, отражает

закономерности исторического развития конкретной страны и ее

особенности. Она складывается в зависимости от характера экономического

развития общества, его социальной структуры, уровня культуры,

исторических традиций. В праве находят отражение самые разнообразные

отношения и интересы людей. Общественная жизнь и практика

государственного строительства никогда не стоят на месте. Динамика

общественного развития предполагает и диктует необходимость

совершенствования существующей системы права. Внутреннее развитие

государства и все более углубляющееся международное сотрудничество

требуют постоянного развития национального законодательства и его

согласования с международным правом. Следовательно, обеспечение

правопорядка как в масштабе страны, так и в международном сообществе

зависит от того, насколько разумна и эффективна существующая система

права. Органы государственной власти обязаны следить за состоянием

законодательства, совершенствовать его, своевременно устранять пробелы и

противоречия, существующие в системе права.

Система норм права – это ее внутреннее строение, характеризующееся

как единое целое, в котором нормы права согласованы между собой и не

действуют изолированно друг от друга. В современном государстве система

норм права должна не только соответствовать существующим общественным

отношениям, не только быть их выражением, но также быть внутренне

согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу

внутренних противоречий. Прочный правопорядок в стране будет только

тогда, когда действующие нормы права не противоречат друг другу, когда

между ними есть внутреннее единство и согласованность. Единство и

согласованность правовых норм обеспечивается на основе общих правовых

принципов, на которых базируется построение системы норм права. Ее

эффективность достигается тогда, когда она отражает потребности

общественного развития и четко выполняет функции и задачи в обеспечении

правового регулирования. «Обеспечение социальной свободы в рамках

общественного порядка, – отмечает Л.С. Явич, – едва ли не самая

существенная функция права как особой формы деятельности людей и их

взаимоотношений, но реализацию этой функции может обеспечивать лишь

структурированное право, превращающее его в особую целостную

96 97

социально-юридическую систему, оснащенную сложным механизмом

правового регулирования»1

.

Система норм права имеет определенное строение, подразделяется на

составляющие ее относительно самостоятельные автономные

образования – отрасли права и институты, регулирующие качественно

однородные группы общественных отношений. Отдельные нормы права

совместно с другими однородными нормами принадлежат тем или иным

правовым институтам. От такой принадлежности зависит регулятивная роль

норм права, определяется их социальное назначение. Правовые институты

объединяются в подотрасли либо в отрасли права, которые и составляют

систему норм права данного общества.

Можно выделить три общие классификации всей системы правовых

норм:

• деление системы права каждой страны на публичное и частное

право;

• подразделение всех норм права на нормы «материального» и

процессуального права;

• подразделение всей системы норм права на отдельные отрасли и

институты права.

 

4.2. Частное и публичное право

 

С давних пор вся совокупность правовых норм, действующих в том

или другом государстве, делилась на так называемое «частное право» и

«публичное право». Деление права на частное и публичное является

качеством его внутренней дифференциации. Такое деление права является

естественным, вытекающим из природы отношений между личностью и

государством (публичной властью).

Внутренняя дифференциация права не является его искусственным

делением. Она связана с различением в праве относительно самостоятельных

частей, образованных вследствие возникновения некоторых более

устойчивых связей между его элементами и регулируемыми ими

отношениями. Поэтому деление права на частное и публичное,

осуществляемое и объясняемое на уровне юридической науки (систематика

права), есть лишь отражение того строения права, которое оно имеет в

реальности.

Различия между публичным и частным правом обусловлены не только

различием интересов субъектов правоотношений или характером

 

Явич Л.С. Социализм: право и общественный прогресс. М., 1990. С. 35.

97 98

регулируемых отношений, но и различием в методах (приемах) правового

регулирования. Для публичного права характерен императивный

(авторитарный) метод правового регулирования общественных отношений.

Прием властного регулирования отношений, помимо положительных сторон,

имеет и некоторые отрицательные стороны. Государственная власть,

монополизируя все сферы общественной жизни, естественно понижает

частную заинтересованность и частную инициативу и при известных

условиях способна привести к полному подавлению личности2

. А в частном

праве действует диспозитивный (автономный) метод, который

характеризуется относительной свободой поведения сторон, их равным

положением в правовых отношениях.

Деление права на частное (jus privatum) и публичное (jus publicum)

было представлено еще римскими юристами, которые в качестве основного

критерия различения рассматривали характер интересов, защищаемых

правом. Один из римских юристов классического периода Ульпиан указывал,

что публичное право – это то, которое обращено к статусу, состоянию

Римского государства, а частное право – то, которое имеет в виду выгоды,

интересы отдельных лиц. Такое деление права на частное и публичное было

использовано римскими юристами в их практической деятельности при

построении институтов права, а в последующем было воспринято правовыми

системами многих европейских народов. Особенно это касается тех систем

права, которые свойственны государствам, принадлежащим к романо-

германской «правовой семье» (Германия, Франция, Италия, Австрия и др.). В

английском праве идея деления права реализована несколько иначе. Здесь

различаются общее право и право справедливости. Не столь четко данное

деление прослеживается и в США. Советская правовая система не

признавала деление права на частное и публичное. Господствовало ложное

убеждение, согласно которому социалистическое общество исключает

автономное существование как частного, так и публичного права, а все

сферы правового регулирования якобы подчинены государственному

(публичному) интересу. Такое положение было связано с тем, что советская

правовая идеология не признавала ничего частного, все строилось на

этатистских началах, где государственное вмешательство в частноправовые

отношения абсолютизировалось. Еще при разработке Гражданского кодекса

РСФСР В.И. Ленин писал: «Мы ничего “частного” не признаем, для нас все в

области хозяйства есть публично-правовое, а не частное»3

. В условиях

авторитарной административно-приказной системы управления,

 

Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 43–44.

Ленин В.И. Письмо Д.И. Курскому: 17 мая 1922 г. // Полн. собр. соч. Т. 44. С. 398.

98 99

государственной монополизации всех сторон общественной жизни, включая

экономику, культуру, искусство и науку, публично-правовой принцип

регулирования общественных отношений подчинил себе гражданско-

правовые, демократические принципы правового обеспечения

имущественных и других отношений. Это привело к тормозу развития

частной инициативы рыночных экономических отношений, стало

препятствием для процесса правообразования, привело к торможению

общественного прогресса в целом. По этому поводу С.С. Алексеев пишет,

что «… под влиянием тоталитарного режима, тотального господства

публично-правовых принципов у нас укоренилось, вошло в плоть и в кровь

представление о том, что будто бы все “юридическое” целиком исходит от

государства, от государственного закона, что везде нужны “разрешения” и

“согласия”»4

. Однако современная система права России с закреплением

института частной собственности уже стала признавать деление права на

частное и публичное. А это способствует осуществлению перестройки всей

системы права в соответствии с принципом: «Все, что не запрещено, –

дозволено».

Разделение права на частное и публичное генетически связано с

развитым товарным производством, существованием обменных отношений.

Отношения обмена – результат общественного разделения труда и

собственности. Диалектически связанные единой структурой сферы частного

и публичного права возникают, существуют, активно функционируют там,

где развиваются материальное производство и товарно-денежные отношения.

Именно экономический оборот, требующий и независимости от произвола

власти, предопределяющий высокоэффективное материальное производство

и общественный прогресс, основанный на инициативе и предприимчивости,

конкуренции и свободе, порождает автономное частное право и ставит

предел публичному праву, придавая ему демократические свойства.

Интеграция России в мировое сообщество, возврат к идеалам

человеческой цивилизации предполагают приоритет прав и свобод личности

во взаимоотношениях с государством, что находит отражение в ее

законодательстве, в признании частных интересов, которое нужно

приветствовать и всемерно поддерживать.

К частному праву относят те правовые нормы и отношения, которые

регулируют негосударственную деятельность. Это могут быть

правоотношения между гражданами в области имущественных отношений,

семейных отношений, авторских прав, отношения между общественными

организациями, кооперативными организациями, иными объединениями, то

 

Алексеев С.С. Не просто право – частное право! // Известия. 1991. 21 октября.

99 100

есть такие отношения, в которых выражен частный интерес. Частное

право – это все то, во что не вмешивается государство. Частноправовые

отношения – это не отношения соподчиненности, а договорные отношения. В

них самим участникам предоставлена возможность автономно, по своей воле

и в своих интересах определять свои права и обязанности.

Частноправовые отношения характеризуются: во-первых, равенством

сторон правоотношений; во-вторых, относительной свободой и

самостоятельностью участников правоотношений; в-третьих, взаимными

субъективными правами и обязанностями; свободой выбора воли поведения

субъектов, обусловленного индивидуальным («частным») интересом,

совмещенного с коллективным и всеобщим («публичным») интересом,

защита которого передана с согласия общества и по общей договоренности

государству, в первую очередь – суду, осуществляющему правосудие по

закону и непременно по справедливости. Все субъекты частноправовых

отношений одинаково равны перед законом и судом и не имеют никаких

преимуществ по отношению друг к другу. В частном праве действует

принцип: «Не запрещенное законом – дозволено». В ряде случаев отдельные

принципы частного права распространяются и на публичное право.

Сфера действия частного права – область творческой инициативы

личности, использования своих уникальных способностей и удовлетворения

потребностей. Сфера действия публичного права не должна быть

главенствующей по отношению к частному, так как в гражданском обществе

публичная власть является одним из его институтов. Публичная власть не

может служить бюрократии и господству государственного аппарата над

обществом, напротив, она предназначена для правового регулирования

властно-управленческих отношений.

В Афинах и Древнем Риме, в которых исторически была

распространена индивидуальная частная собственность и определенные

формы политической демократии, выделение частного и публичного права

было четко выражено. Исторически первым возникло частное право на

основе имущественных отношений. «Естественно-правовые требования

свободы людей, обеспечения статуса автономной личности, – отмечает

С.С. Алексеев, – обусловливают необходимость развития (сначала через

обычаи, судебные решения, потом через законы) такого рода особой

правовой сферы, в которой могут реализовываться экономическая свобода,

самостоятельность и равенство людей, в экономике – товаропроизводителей

и которая может защищать достоинство личности, неприкосновенность

собственников, прав участников оборота от вмешательства государства, от

его произвола. Вот почему с первых же ступеней цивилизации складывается

100 101

и получает высокий статус частное право»5

. В тех странах, где частная

собственность оказывалась очень ограниченной, там разделение права на

частное и публичное ограничивалось.

Однако не следует абсолютизировать «личное начало» в обществе и

органически противопоставлять интересы личности интересам общества и

государства. Государство как раз и является институтом политической

власти, который призван удовлетворять и охранять личные и общественные

интересы.

Деятельность государства, государственных организаций, отношений

между гражданами и государственными организациями, между самими

государственными органами – область публичного права.

Публичное право – это правовые нормы и отношения, регулирующие

государственную деятельность в публично-правовой сфере (государственное

право, административное право, уголовное право, суд и судопроизводство), то

есть такие отношения, в которых выражен государственный интерес.

Публичное право регулирует отношения по вертикали, а не по горизонтали, то

есть отношения подчиненности. В области публичного права должен

действовать не принцип: «Что не запрещено, то дозволено», а принцип:

«Разрешено то, что дозволено правом».

Хотя публичное право напрямую связано с государством, его властной

деятельностью, но вместе с тем в нем должны быть выражены принципы,

закрепляющие основные права и свободы личности, их защиту, а также

принципы, ограничивающие произвол власти.

Генетически корни публичного права, как и частного права, кроются в

развивающихся общественных отношениях. Это такие общественные

отношения, интересы, потребности, без обеспечения которых невозможно

удовлетворение как личных интересов, так и общезначимых, публичных

интересов общества в целом. Устойчивость общества и его жизнедеятельность,

функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер

служат своего рода условием и гарантией реализации частного права. А

следовательно, можно сделать вывод: публичное и частное право органически

связаны и взаимодействуют между собой.

 

4.3. Отрасли права и их институты

 

В зависимости от того, какие общественные отношения нормы права

регулируют, они объединяются в обособленные, относительно

 

Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования.

М., 1999. С. 42.

101 102

самостоятельные группы. Самые большие такие группы именуются

отраслями права. Отрасль права – это часть системы права, представляющая

собой совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородную

группу общественных отношений, с присущим ей особым методом правового

регулирования.

Отрасли права могут относиться к области частного или публичного

права и к «материальному» или процессуальному праву.

Каждая отрасль права отличается от другой своим особым предметом и

методом правового регулирования. Под предметом правового регулирования

понимаются те общественные отношения, которые регулируются правом.

Заметим, что предметом самой юридической науки является право как

общественное явление. Каждая отрасль права связана с определенным видом

общественных отношений. Предмет правового регулирования является

основанием или критерием построения системы правовых норм в отрасли

права, подотрасли либо правового института. Именно нормы этих

структурных элементов системы права качественно отличаются друг от

друга, имеют свое назначение, выполняют определенные функции.

Следовательно, под предметом правового регулирования каждой отрасли

права понимается качественно однородная группа общественных отношений,

регулируемая нормами данной отрасли права.

Если предмет правового регулирования каждой отрасли права

указывает нам на то, что регулируется нормами данной отрасли, какие

общественные отношения, то метод правового регулирования показывает,

как регулируются эти отношения, какими приемами и средствами. Метод

правового регулирования служит дополнительным основанием или

критерием построения системы юридических норм. Метод правового

регулирования – юридические средства и способы обеспечения и выполнения

предписаний правовых норм. Этот метод характеризуется следующими

основными качествами:

• порядком установления субъективных прав и юридических

обязанностей;

• степенью их определенности и «автономности» действий

субъектов;

• правовыми средствами и способами обеспечения субъективных

прав и юридических обязанностей.

Названные особенности четко проявляются при сравнительном анализе

отраслей права и законодательства. Так, например, в гражданском или

семейном праве допускается автономность поведения субъектов

правоотношений в рамках закона. А для уголовного права характерен

властный метод правового регулирования путем установления запретов

102 103

совершать определенные деяния (действия или бездействия), указанные в

нормах Особенной части уголовного законодательства.

В теоретическом плане различают автономный (диспозитивный) и

императивный (авторитарный) методы правового регулирования.

Автономный метод предоставляет самим участникам правоотношений

самостоятельно определять тот или иной вариант поведения в рамках,

установленных нормами права. Он характеризуется относительной свободой

поведения сторон, их равным положением в правовых отношениях.

Например, в гражданском праве имущественные отношения регулируются

методом равенства и свободного волеизъявления сторон.

Императивный метод характеризуется использованием властных

правовых предписаний, которые устанавливают порядок возникновения

конкретных прав и обязанностей у субъектов правоотношений. Так, в

административном и уголовном праве предписания правовых норм требуют

от лиц, каким образом не следует поступать, иначе могут быть

нежелательные правовые последствия.

В каждой отрасли права следует выделять как общие методы правового

регулирования, так и частные, вытекающие из особенностей регулируемых

общественных отношений.

В системе современного российского права в зависимости от предмета

и метода правового регулирования можно выделить следующие основные

отрасли права.

1. Во главе всей системы норм права страны находится отрасль

конституционного права, которая является базовой отраслью для всех

других отраслей права. Конституционное (государственное) право – это

область публичного права. Главная задача конституционного права –

организация осуществления государственной власти и ее ограничение

рамками правового закона. Государственное право регулирует отношения,

возникающие между обществом, личностью и государством. Однако не все

эти отношения регулируются государственным правом, а только те, которые

устанавливают общие принципы организации и деятельности

государственной власти. Конституционное право регулирует отношения,

устанавливающие основы конституционного строя, конституционный

правовой статус личности, форму государственного устройства, принципы

организации и деятельности государственных органов, основы местного

самоуправления. Принципы и положения, заложенные в конституционном

праве, являются основополагающими для всех других отраслей права. Нормы

Конституции обладают высшей юридической силой.

2. Административное право – это область публичного права. Нормы

административного права регулируют отношения, складывающиеся в сфере

103 104

государственного управления, то есть отношения власти и подчинения. Это

исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной

власти. Нормы административного права регулируют отношения,

устанавливающие принципы организации и деятельности исполнительных

органов государственной власти, систему этих органов, их структуру и

полномочия. Административное право устанавливает, какие общественно-

опасные деяния являются административными правонарушениями,

определяет меры административных взысканий за эти проступки и систему

органов, уполномоченных рассматривать дела об административных

правонарушениях.

3. Гражданское право – это область частного права. Гражданское

право регулирует имущественные отношения и связанные с ними некоторые

личные неимущественные отношения. Имущественные отношения,

регулируемые гражданским правом, подразделяются на вещные, связанные с

обладанием имуществом (право собственности, право хозяйственного

ведения, право оперативного управления), и обязательственные отношения,

связанные с переходом имущественных благ от одного лица к другому.

Личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского

права, имеют своим предметом нематериальные блага (честь, достоинство,

доброе имя, деловая репутация, право авторства). Нормы гражданского права

закрепляют и охраняют различные формы собственности, правомочия

собственников, регулируют права и обязанности участников гражданских

правоотношений, определяют способы защиты права собственности, других

имущественных и неимущественных прав и законных интересов субъектов

гражданского права. Гражданское право устанавливает различные формы

правовой организации юридических лиц и их компетенцию, определяет

порядок реорганизации или ликвидации этого лица.

4. Уголовное право – это область публичного права. Уголовное право

регулирует отношения, связанные с совершением преступления и

применением мер уголовного наказания. Нормы уголовного права дают

понятие преступления и определяют виды преступлений, раскрывают состав

преступления. В уголовном законодательстве содержится исчерпывающий

перечень уголовно-наказуемых деяний и видов наказаний, рассматриваются

обстоятельства, исключающие преступность деяния, определяются

смягчающие и отягчающие уголовную ответственность обстоятельства.

5. Процессуальное право – это область публичного права.

Процессуальное право делится на гражданский и уголовный процессы.

Предметом регулирования уголовно-процессуального права являются

отношения, связанные с деятельностью органов дознания, следствия и суда

по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел. Нормы

104 105

уголовно-процессуального права определяют права и обязанности

участников процесса, порядок вынесения судебного приговора и его

обжалования и опротестования. Гражданско-процессуальное право

регулирует правоотношения в сфере гражданского судопроизводства. Нормы

гражданско-процессуального права устанавливают порядок рассмотрения

дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых

правоотношений, а также порядок обжалования, опротестования и реального

исполнения принятого решения.

Помимо названных выше отраслей права, в системе норм права можно

выделить также отрасли, в свое время отделившиеся от основных: трудовое

право, семейное право, финансовое право, земельное право, коммерческое

право, банковское право, природоохранительное право, криминология,

уголовно-исполнительное право и др.

Отрасли права, в свою очередь, подразделяются на подотрасли и

правовые институты. Подотрасль права – часть отрасли права,

регулирующая относительно самостоятельный блок однородных

общественных отношений присущим ей методом правового регулирования.

Например, в конституционном праве – избирательное; в

природоохранительном праве – горное, водное, лесное; в гражданском

праве – жилищное, авторское, наследственное и др.

Правовой институт – это элемент отрасли права, включающий

совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородную

группу общественных отношений. Правовые институты могут быть

отраслевыми и межотраслевыми (комплексными). Отраслевой правовой

институт представляет собой однородные группы юридических норм внутри

одной отрасли права. Например, в конституционном праве – институт

правового статуса личности, в административном праве – институт

государственной службы, в международном праве – институт

дипломатического права, в гражданском праве – институт обязательств и т. д.

Межотраслевые правовые институты объединяют в себе правовые нормы,

относящиеся к нескольким отраслям права. Институт избирательного права,

например, включает в себя нормы государственного, административного и

уголовного права.

 

4.4. Систематизация законодательства: понятие и виды

 

От системы права следует отличать систему законодательства, под

которой понимается совокупность всех нормативно-правовых актов,

действующих в государстве. Система законодательства (позитивного права)

может быть построена по различным основаниям. В основном она строится с

105 106

учетом отраслевого принципа (гражданское, уголовное и другие отраслевые

законодательства издаются применительно к конкретной сфере правового

регулирования). Однако могут быть и нормативно-правовые акты,

содержащие правовые нормы разных отраслей права. Например, закон

Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»

содержит нормы разных отраслей права. В основу построения системы

законодательства может быть положен и такой критерий, как юридическая

сила нормативно-правовых актов. В таком случае нормативные акты

располагаются в определенной иерархии, где на первом месте находятся

нормы, имеющие высшую юридическую силу. В данном случае – это нормы

конституционного права. В государствах, где есть форма федеративного

устройства, система законодательства строится с учетом принципа

федерализма – федеративное законодательство и законодательство

субъектов, входящих в состав федерации. Ведущее место здесь занимает

федеративное законодательство, которое находится в ведении федеральной

власти (Россия, Германия, США).

Систематизация законодательства – это упорядочение нормативно-

правовых актов, приведение их в единую согласованную систему.

Систематизация законодательства осуществляется в целях облегчения

пользования нормативным материалом и его дальнейшего

совершенствования. Систематизация законодательства происходит на основе

отраслей права, которые складываются объективно исторически. В

наибольшей степени зависимость систематизации законодательства от

объективно существующей системы права проявляется при кодификации.

Существуют два вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

Однако в научной литературе выделяют и такой вид систематизации, как

консолидация. Инкорпорация – это вид систематизации, то есть такое

упорядочение, которое, во-первых, не затрагивает содержания

инкорпорированных правовых актов и, во-вторых, происходит без учета

отраслей права, которые существуют объективно. Можно провести

инкорпорацию в хронологическом порядке, но она может быть проведена и

по отраслям права. Инкорпорация – это низшая форма систематизации, при

которой нормативные акты объединяются в единые сборники или собрания в

определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном.

Нормативные акты, объединяемые при инкорпорации, не подлежат никаким

изменениям или дополнениям. Главная задача – расположить их в

определенной последовательности, чтобы можно было удобно пользоваться

ими не только юристам, но и другим категориям населения.

Высшая ступень систематизации законодательства – кодификация.

Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляют по отраслям

106 107

права. При создании кодексов происходит обновление законодательства.

Кодексы создаются и по отраслям законодательства (Трудовой кодекс РФ).

Кодификация – это деятельность нормотворческих органов

государственной власти, направленная на создание нового нормативно-

правового акта, призванного регулировать определенные общественные

отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал,

но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые

правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация

осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты, а

инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.

megaobuchalka.ru

Система норм права и ее элементы. Методы правового регулирования

Вопрос 38 – Система норм права и ее элементы

Система норм права – это совокупность взаимосвязанных норм права – связи, отношения между нормами права образуют устойчивую структуру этой системы,  следовательно нормы права – первичный элемент системы норм права (Систему норм права отличают от системы права. Система права состоит из правовых норм и межсубъектных правоотношений.).

Такие нормы как правило выражаются в крупных законодательных актах – кодексах, основах законодательства,  уложениях и т.д.

Структурные элементы системы норм права.

1.  Нормы права – первичный элемент системы норм права.

2.   Затем нормы права объединяются в:                                            

— институты,

— подотрасли, 

— отрасли права.

1) Норма права – общезначимое и общеобязательное правило поведения, имеющее представительно-обязывающий характер, вытекающее из санкционированных государством правовых текстов, реализуемое в социальной практике. Первичный элемент системы норм права.

2) Отрасль права – совокупность действующих правовых норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, определенными средствами и способами. Во главе находится отрасль Конституционного права, которая определяет основные нормативные начала развития других отраслей. Далее —  Гражданское право (предмет – имущественные и связанные с ними личные не имущественные отношения), Административное право (предмет – общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления), Уголовное право,  Гражданско-процессуальное, Уголовно процессуальное и др. А также отрасли, в свое время отделившиеся от основных:  Трудовое право, Финансовое, Уголовно-исполнительное, Налоговое.

В основе деления всей совокупности правовых норм на отрасли права лежит два основных критерия:

Предмет правового регулирования – это сами регулируемые нормами общественные отношения. Каждая отрасль имеет свой предмет регулирования родственных отношений.

Метод правового регулирования – это способ правового воздействия на поведение участников общественных отношений. С точки зрения коммуникативной теории, можно сказать, что метод правового регулирования – это способ организации первичных правовых текстов, позволяющих определять поведение участников коммуникативных отношений.

Существует два типичных метода правового регулирования: диспозитивный и императивный.

С помощью императивного метода, регулируются отношения, где один из субъектов этих отношений обладает властными полномочиями, т.е. способностью подчинять, а другой нет и обладает обязанностью подчиняться. Т.е. таким методом регулируются субординационные, а точнее публично-правовые отношения. Такое правило, регулируемое императивным методом, предписывает лишь один возможный вариант поведения обязанной стороны: соблюдение запрета или исполнение обязанности. Нарушение установленных правил влечет наложение санкции, независимо от воли потерпевшего. Здесь монологический характер коммуникации.

Отношение между юридически равными субъектами, не связанными между собой отношениями власти, регулируются с помощью диспозитивного метода  или метода автономии.

Данный метод предоставляет субъектам право выбирать вариант поведения в границах, установленных правовой нормой, в том числе добровольно и по взаимному согласию принимать на себя обязательства. Наложение санкций здесь происходит по желанию потерпевшей стороны. Здесь присущ диалогический характер коммуникации.

В рамках каждой отрасли норм права методы правового регулирования получают свою специфику в зависимости от предмета правового регулирования и характеризуется понятием «правовой режим». В основном, в основе правового режима лежит сочетание императивного и диспозитивного метода, обусловленное особенностями предмета правового регулирования.

Указанные отрасли  материального права и процессуального права образуют основные отрасли систем норм права. Во главе них находится конституционная отрасль права.

2) В рамках крупных отраслей выделяют подотрасли, состоящие из ряда правовых институтов, имеющие определенную родовую особенность (семейное право, авторское право, жилищное и наследственное право  —  внутри Гражданского права).

3) Институт права – это устойчивая группа правовых норм, регулирующая определенную разновидность качественно однородных общественных отношений. Правовые институты могут быть:

— отраслевыми (институт заключения договора, институт заработной платы и т.д.)

— межотраслевыми (институт юридической ответственности).

Правовой институт автономно функционировать не может, но если его изъять из системы норм права,  образующих какую-либо отрасль, то правовое регулирование данного вида общественных отношений становится невозможным.

Правовые институты бывают:    

Простые

Сложные правовые институты состоят из субинститутов – элементы институтов. Субинституты выделяются по субъектам ( В уголовном праве: — Институт уголовной ответственности, а Субинститут уголовной ответственности несовершеннолетних; — Институт охраны труда, а Субинститут охраны труда женщин)

Несколько отраслей права образуют правовые общности:

— материальное и процессуальное право

— частное и публичное право

Материальное право – система норм права, которые закрепляют права и обязанности участников  общественных отношений, т.е. на ЧТО? направлено правовое регулирование (Уголовное, Гражданское, Административное право).

Процессуальное правоКАК? Должны действовать  участники общественных отношений, наделенные правами и обязанностями (Гражданско-процессуальное, Уголовно-процессуальное, Административно-процессуальное право).

Такое разделение характерно для Романо-германской правовой семьи. В Англоамериканской правовой семье такого деления нет, а есть только процессуальное, т.е. для них важен порядок, «как», процесс, но в последние годы появляется целый ряд актов, закрепляющих права и обязанности, т.е. материального характера.

В отеч. традиции – материальное право рассматривается как верховное, но (Луковская: «Это не так, здесь нет иерархии, т.к. от процесса, например, судопроизводства зависит то, как соблюдаются материальные права, напр. Права человека»), т.е. процесс. права – это не нечто более низкое.

Частного права характера защита частных интересов  (свобода, собственность)

Публичное право – защита публичных, общественных интересов (государственная власть),

НО надо помнить, что любая норма права – в любой отрасли (публичное, частное, материальное, процессуальное) – это продукт согласования, (напр. частных и публичных интересов), это компромисс – имеет общий характер, и было очень много критериев разграничения интересов – частного и публичного права.

vunivere.ru

Правовые нормы и их системы

1. Понятие правовой нормы, ее признаки

*** Норма права— это исходящее от государства и охраняемое общеобязательное, формально определенное правило поведения ( непосредственно или в сочетании с другими нормами права ) предоставляет участникам общественного отношения данного вида субъективные юридические права и налагает на них субъективные юридические обязанности.”

Признаки правовых норм

  1. Нормативность. Норма права имеет общий, а не конкретный характер, т. е. является общим правилом поведения. Она рассчитана на все сходные си­туации, а не на конкретную жизненную ситуацию. Норма права предназначе­на для регулирования общественных отношений. Ее содержание составляют так называемые статусные права и обязанности субъектов права, которые за­тем конкретизируются в правоотношениях, в так называемых субъективных правах и обязанностях.

  2. Системность. Ни одна норма права самостоятельно, вне связи с други­ми нормами права, не может регулировать общественные отношения.

  3. Норма права установлена компетентными государственными органа­ми. В то же время следует иметь в виду, что нормы права могут быть приня­ты непосредственно народом и содержаться в актах референдума. В отдель­ных случаях нормы права могут устанавливаться общественными организа­циями

  4. Общеобязательность. Нормы права обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями, должностными лицами и органами государ­ства, поскольку имеют государственно-властный характер. Это не зависит от того, каково субъективное (личное) отношение к нормам тех или иных людей, согласны они с нормами или нет, одобряют их или нет.

  5. Формальная определенность. Содержание правовых норм со всей опре­деленностью выражено в тексте нормативного акта, с помощью заранее ус­тановленных приемов и правил юридической техники. Формальная определенность характеризует социальную ценность права, позволяет оперировать с правом в целях упорядочения и целенаправленного развития общества.

  6. Неперсонифицированность. Правовая норма адресована кругу лиц, определенных видовыми признаками. В правовых нормах для обозначения ее адресатов оперируют словами: каждый, гражданин, юридическое лицо и прочими неперсонифицированными адресатами.

  7. Неоднократность(многократность) действия. Это означает, что правовая норма создается для постоянного применения, использования, если иное не оговаривается в самой норме.

  8. Реализация норм права при необходимости обеспечивается принуди­тельной силой государства.Ключевым слово здесь является “при необходимости”. То есть речь идет о потенциальной возможности государственного принуждения, а не о принудительном характере правовых норм.

2. Виды правовых норм

По функциям права

Регулятивные нормынепосредственно направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей.

Правоохранительные нормынаправлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав

Регулятивные нормы, в соответствии со своими функциями (статической и динамической) делятся на управомочивающие, запрещающие и обязывающие. Основным юридическим средством поведения динамической функцииявляется возложение на лиц активных обязанностей — совершать определенные положительные действия. И поэтому, нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия, называютсяобязывающими.

Средством проведения статической функцииявляется такое построение правовых связей, в соответствии с которым на лицо возлагаются пассивные обязанности воздерживаться от действий известного рода. Здесь субъективное право и юридическая обязанность имеют самостоятельное содержание (могут классифицироваться по характеру содержанию прав и обязанностей или по форме выражения предписания). И поэтому наряду с обязывающими нормами, регулятивные нормы имеют еще две разновидности — управомочивающие и запрещающие нормы.Управомочивающие нормыустанавливают субъективные права с положительным содержанием, то есть права на совершение управомоченным тех или иных положительных действий.

Запрещающие нормыустанавливают обязанность лиц воздерживаться от действий известного рода. Регулятивные и правоохранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений. Пиголкин считает неправильным деление норм на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. «Учитывая то, что любая норма имеет представительно-обязывающий характер, что она касается, по крайней мере, двух субъектов, необходимо сделать вывод, что любая норма права управомочивает одно лицо и обязывает другое лицо регулируемого отношения.

Специализированные нормыв отличие от регулятивных и охранительных не могут служить самостоятельной основой для возникновения правоотношений, они носят дополнительный характер. И в зависимости от того, какую функцию они выполняют, специализированные нормы подразделяются на пять основных разновидностей:

По методу правового регулирования

Поощрительные нормы— это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения).

Рекомендательные нормыустанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, колхозам, государственным предприятиям и научно-производительным объединениям.

По степени категоричности (или по форме предписания) правовые нормы разделяются на диспозитивные и императивные.

Диспозитивные нормыдействуют тогда, когда стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения.

Императивные нормы, в них предписания излагаются категорически и инициатива участников отношения связана с законом».

По степени определенности следует различать:

Бланкетные нормы— это такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил.

Отсылочные нормынепосредственно указывают на другие нормы права как на условие своего действия.

По отраслям права: нормы государственного права, нормы гражданского права, нормы уголовного права, нормы трудового права, нормы семейного права.

Структура правовой нормы

Структура правовой нормы— это способ организации содержания правила поведения, находящегося в этой норме. Это правило поведения можно представить в виде структурных элементов, которые последовательно раскрывают содержание нормы права. И таких структурных элементов всего три:

  1. Гипотеза— элемент нормы, указывающий те жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых норма права вводится в действие. Гипотеза является необходимым элементом структуры, который выступает условием обязательности диспозиции.

Простой гипотезойназывают ту гипотезу, в которой указано одно обстоятельство с наличием или отсутствием, которого связывается действие юридических норм.

В сложной гипотезедействие нормы ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

Альтернативная гипотезаставит действие норм в зависимости от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств.

2. Диспозиция— это элемент юридической нормы указывающий на правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений. Это стержень юридической нормы, ее сердцевина, модель правомерного поведения. Лишь в сочетании с гипотезой и санкцией, диспозиция действует, проявляет свои регулирующие способности. В зависимости от того, как излагается правило поведения, диспозиция может быть, простой.

Простая диспозицияуказывает и называет вариант конкретного поведения, но не раскрывая его.

Сложная или описательная диспозицияуказывает и перечисляет все существенные признаки поведения.

Альтернативная диспозицияуказывает несколько вариантов поведения и участники правоотношений могут следовать одному из них

3. Санкция— это логически завершающий элемент содержащий указание на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции. Это понятие санкции дано с правовой точки зрения. Но с точки зрения философского и социологического подходов под санкцией понимают не только отрицательные явления (показание, порицание) но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение.

Простойсанкциейявляется та, где размер н еблагоприятных последствий точно указан.

Сложной санкциейявляется та, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до минимального.

Альтернативная санкция — это санкция где названы и перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая.

Такое деление нормы на гипотезу, диспозицию и санкцию называется логической нормой, элементы логической нормы связаны между собой и выявляются в тексте нормативных актов по условной схеме: «если…, то…, иначе…». Деление юридических норм на гипотезу, диспозицию и санкцию впервые было предложено Голлунским и Строговичем.

ПРИМЕР

Гипотезой данной нормы является обязанность лица оказать помощь больному лицом обязанным ее оказывать.

Диспозиция предписывает, что уполномоченное на то лицо обязано оказать помощь больному в соответствии с законом, в противном случае, если больной понес тяжкий вред для здоровья либо умер, к врачу будут применены установленные санкции в виде лишения свободы на срок до 3-х лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.

studfiles.net

Система норм права и система законодательства.

 

Система права состоит из правовых норм и возникающих на их основе правовых отношений. Система права есть единство функционирующих в данном обществе нормативно определенных правовых отношений. В отличие то системы права система норм права – это совокупность взаимосвязанных между собой правовых норм. Основные элементы – нормы права – в зависимости от своего функционального предназначения объединяются в более общие структурные подразделения системы – институты, подотрасли и отрасли норм права.

Отрасль норм права – совокупность действующих правовых норм, специфическим образом регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Деление действующих правовых норм на отрасли права осуществляются в соответствии с двумя критериями: предметом и методом правового регулирования.

Предмет правового регулирования называются регулируемые правовыми нормами общественные отношения. Например, предметом правового регулирования гражданского права являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Метод правового регулирования – это способ правового воздействия на поведение участников общественных отношений. Существуют два метода правового регулирования – императивный и диспозитивный.

С помощью императивного метода регулируются общественные отношения, один из участников которых обладает властными полномочиями, а другой – обязанностью подчиняться, т.е. публично-правовые отношения. Правило поведения, которое формулируется при использовании данного метода, является императивным, т.е. властно предписывающим лишь один возможный вариант поведения обязанной стороны: соблюдение запрета или исполнение обязанности. При этом властные правовые предписания непосредственно устанавливают порядок возникновения прав и обязанностей участников общественных отношений и их объем. Нарушение установленных правовых обязанностей вызывает наступление нормативно определенных негативных последствий (санкций) независимо от желания потерпевшего.

Отношения между юридически равными субъектами, не связанными друг с другом отношениями власти и подчинения, регулируются при помощи диспозитивного метода. Данный метод является методом координации отношений, характерным для частного права. Нормы, используемые при диспозитивном методе, предоставляют субъектам право выбора варианта поведения в границах, установленных правовыми нормами, в т.ч. право добровольно и по взаимному согласию принимать на себя обязанности по отношению друг к другу. Нарушение установленных правовых обязанностей влечет наступление негативных последствий (санкций) не из самого факта нарушения, а лишь по требованию заинтересованной стороны. В рамках каждой отрасли норм права методы правового регулирования получают свою специфику в зависимости от предмета правового регулирования и характеризуются понятием «правового режима». В наиболее «чистом виде» указанные методы проявляются в ГП – диспозитивный метод, УП, АП – императивный метод.

В крупных отраслях выделяют подотрасли, состоящие из правовых институтов, объединенных по родовому признаку. Подотрасли ГП – семейное, наследственное, жилищное… Институт права – устойчивая группа правовых норм, регулирующая определенную разновидность качественно однородных общественных отношений. Правовые институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми. Например, отраслевые институты трудового права – институт заключения трудового договора, институт заработной платы; межотраслевой институт – институт юридической ответственности и в КП, и в УП, и в ГП…

Система законодательства – это система нормативно-правовых актов. В принципе система законодательства может совпадать с отраслью права, однако часто бывает, что отрасль законодательства включает в себя нормы права других отраслей, т.е. существуют комплексные отрасли законодательства – законодательство об образовании, об охране здоровья, транспортное законодательство. Возможна и такая ситуация, когда отрасль права есть, а отрасль законодательства отсутствует – финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право, или когда отрасль законодательства существует без отрасли права – таможенное законодательство, Воздушный кодекс РФ.

 

Частное и публичное право.

Деление права на частное и публич­ное сложилось в юридической науке давно — оно было известно уже римским юристам. В современных правовых системах делению пра­ва по этому критерию придается различное значение. Наибольшее значение оно сохраняет в так называемой романо-германской пра­вовой системе, впитавшей в себя основные положения древнерим­ской правовой доктрины.

Нормы публичного праваобеспечивают общезначимые (пуб­личные) интересы, т. е. интересы общества и государства в целом.

Нормы частного праванаправлены на удовлетворения интересов от­дельных субъектов(физических и юридических лиц). Фактически в основе публичного и частного права лежат разные виды право­вых коммуникаций: монологическаякоммуникация — в публич­ном праве и диалогическаякоммуникация — в праве частном.

Развитие частного права в современныхзападных государствах тесно связано с укреплением частной собственностии рыночных отношений,основанных на экономической свободе, конкуренции и равноправииих участников. Поэтому развитое частное право яв­ляется непременным атрибутом гражданского обществаи либераль­ного правового государства.Однако частное право тесно связано с правом публичным, так как последнее, в частности, решает и за­дачу его охраны и защиты. В единой, государственно-организован­ной системе правовых норм они взаимодействуют и взаимодопол­няют друг друга.

 

 

Для норм публичногоправа характерен императивныйисточ­ник их возникновения, а по способу выражения предписания они являются авторитарными.Нормам публичного права в качестве типового присущ и специфический метод правового регулирования, который также может быть назван императивным.

Императивный методосновывается на формулировании власт­ныхправовых предписаний, которые непосредственно устанавли­ваютпорядок возникновения прав и обязанностей участников об­щественных отношений и их объем. Нарушение установленных правовых обязанностей вызывает наступление нормативных нега­тивных последствий (санкций) независимо от желания сторон(мо­нологическая коммуникация).

Для норм частногоправа допустим договорныйисточник, апо способу выражения правила поведения они часто являются норма­ми диспозитивными.Для частного права характерен и тип право­вого регулирования,который также может быть назван диспози-тивнымили автономным.

Метод автономиипредоставляет самим участникам регулируе­мых отношений определять свои праваи обязанностив границах, установленных нормами права. При этом стороны выступают как равные субъекты, которые добровольно и по взаимному согласию принимают на себя обязанности по отношению друг к другу. Нару­шение установленных правовых обязанностей влечет наступление негативных последствий (санкций)не из самого факта нарушения, а лишь по требованию заинтересованной стороныв исковом поряд­ке (диалогическая коммуникация).

Типичными отраслями норм публичного праваявляются кон­ституционное право, уголовное право, административное право, финансовое право, природоохранное право, все процессуальные отрасли права.Нормы частного права сосредоточены в таких отрас­лях, как гражданское право, семейное право, трудовое право, ком­мерческое право и др.

При этом следует иметь в виду, что не существует «чисто» пуб­лично-правовых или «чисто» частноправовых отраслей. Любая от­расль и любая норма права включает в себя в той или иной степении момент «публичный» и момент «частный».




infopedia.su

Понятие и сущность права. право – это система общеобязательных, формально определённых правил поведения (норм)

право – это система общеобязательных, формально определённых правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством (иногда другими субъектами правотворчества, например, народом), призванных выполнять функцию регулятора общественных отношений и реализация которых обеспечивается авторитетом государства и возможностью государственного принуждения.

Признаки (свойства) позитивного права. Под ними имеют в виду специфические качества, особенности права, которые выражают него от других общественных явлений, в т. ч. (и прежде всего) от других социальных норм.

1. Нормативность. Это значит, что право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, эталонов, образцов поведения, адресованных персонально неопределённому кругу лиц, а именно лиц, попадающих в ситуацию, в отношения, регулируемые этими нормами. Например, нормы семейного права регулируют семейные отношения как специфический вид общественных отношений и в этом смысле они адресованы всем, любым участникам таких отношений. Аналогичным образом действуют и нормы других отраслей права. Как и другие социальные нормы, правовые нормы рассчитаны на многократное применение, использование, их действия характеризуются неисчерпаемостью, они действуют постоянно, непрерывно до момента их соответствующей отмены.

2. Общеобязательность. Это значит, что право образуют нормы, имеющие общеобязательные характер, т. е. они считаются, объявлены обязательными к исполнению любыми лицами и организациями, к которым они адресованы независимо от того, нравятся они адресатам или нет, хотят они их исполнять или нет, считают они их справедливыми или нет и т. д. и т. п. Государство, народ установили, что они общеобязательны к исполнению, такова их воля.

Общеобязательность является специфическим свойством, качеством, присущим только правовым нормам, другие социальные нормы этим свойством не обладают.

3. Обеспеченность реализации правовых норм авторитетом государства и возможностью государственного принуждения. Государство берёт на себя заранее, официально, открыто ответственность за практическую реализацию требований правовых норм, соответственно этому их реализация обеспечивается организационным, материальным, идейным воздействием со стороны государства, а также возможностью государственного принуждения. В этой связи государство практически всегда заранее устанавливает конкретные меры юридической ответственности в отношении лиц и организаций, нарушающих требования правовых норм, в соответствующих случаях реализует, применяет эти меры юридической ответственности, прибегает к государственному принуждению.



Это свойство также является исключительным качеством только правовых норм, другие социальные нормы этим качеством не обладают.

4. Субъективно-волевой характер. Это значит, что нормы права обязаны своим возникновением, существованием и своим смыслом воле тех или иных социальных субъектов (народа, государства и т. д.), и в содержании правовых норм воплотилась воля субъекта правотворчества.

5. Системность. Это значит, что право – это не просто набор или просто сумма каких-то правил поведения, не связанных между собой, но, напротив, это все нормы, взятые в единстве, во взаимосвязи и во взаимодействии. Другими словами, все правовые нормы логически и фактически дополняют друг друга, предполагают друг друга, иерархически соподчинены, в этом смысле все правовые нормы образуют некую целостную систему, единство. В частности, в РФ единство и системность правовых норм проявляются в том, что основу системы российского права составляют нормы Конституции РФ, все другие правовые нормы в стране не только не могут им противоречить, соответствовать им, но и логически принимаются в развитие требований норм Конституции, например, нормы, содержащиеся в Федеральных законах, могут иметь место лишь постольку, поскольку это предусмотрено нормами Конституции, они не противоречат этим нормам. Такая же аналогичная схема существуют и на всех других уровнях правотворчества, источников права.

6. Формальная определённость. Это значит, что право (за некоторыми исключениями) состоит из формально определённых норм, т. е. из правил поведения, которые сформулированы, выражены, объективированы в языковой, словесно-письменной форме в текстах различных источников права. Другими словами, правовые нормы в качестве таковых устанавливаются и существуют лишь постольку, поскольку они выражены, сформулированы в правотворческих актах, в источниках права. Благодаря данному качеству правовые нормы характеризуются большой степенью ясности, точности, смысловой определённости, становятся понятными и доступными для адресатов. Благодаря этому свойству правовые нормы приобретают большую степень автономности, независимого существования от мнений и суждений, от действий конкретных лиц, в том смысле, что правовые нормы по своему содержанию, по своему смыслу остаются неизменными, независимыми от этих факторов.

megaobuchalka.ru

Право — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фемида — греческая богиня правосудия, символизирующая высшую ценность права. Иносказательно: сама Фемида — закон; весы — справедливость; меч — наказание; повязка на глазах — беспристрастность. Эта статья о фундаментальной системе юридических отношений в обществе; о праве как мере возможного поведения см.: Субъективное право.

Пра́во — понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения.

Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм, которого не всегда удаётся добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.

В некоторых определениях или контекстах право может сливаться с системой права (объективным правом или просто с законодательством), либо с правовой системой[1]. При этом право как система права находит выражение в источниках права

ru.wikipedia.org