Право муниципальной собственности – Право государственной и муниципальной собственности — Вопросы на госэкзамен по гражданскому праву

65. Право муниципальной собственности.

Муниципальная
собственность (наряду с государственной)
– публичная собственность (ее субъекты
– публично-правовые образования).

Преимущество
муниципальной собственности перед
государственной (владение, пользование,
распоряжение имуществом, находящимся
в муниципальной собственности,
осуществляются населением непосредственно
или представительными органами местного
самоуправления в соответствии с волей
и интересами населения).

в качестве
субъекта муниципальной собственности
ученые называют:

1) население,
проживающее на территории муниципального
образования

2) муниципальное
образование

От имени субъекта
муниципальной собственности управление
имуществом осуществляется органом
местного самоуправления общей компетенции
(представительные, исполнительные
органы – Дума г. Кирова, администрация
г. Кирова) и органы специальной компетенции
(комитет (управление) по управлению
муниципальной имуществом г. Кирова).

Муниципальная
собственность – экономическая основа
местного самоуправления (право и
действительная способность самостоятельного
решение населением под свою ответственность
вопросов местного значения, владения,
пользования и распоряжения муниципальной
собственностью, исходя из собственных
интересов, исторических и иных местных
традиций).

Управление
муниципальной собственностью
(осуществляется через представительные
(выборные) органы) (не исключено участие
в управлении муниципальной собственностью
иных органов местного самоуправления).

Объекты права
муниципальной собственности: основы
выделения муниципального имущества
заложены в Постановлении Верховного
Совета РСФСР №3020-1.

Муниципальная
собственность на 2 группы:

1) имущество
распределенное – имущество, переданное
муниципальным унитарным предприятиям
на праве хозяйственного ведения и
имущество, переданное в оперативное
управление муниципальным учреждениям.

2) имущество
нераспределенное или средства
муниципальной казны.

Наличие объектов,
составляющих исключительную муниципальную
собственность (муниципальные учреждения
образования, культуры, спорта).

Специфика
муниципальной собственности (ее объекты
носят целевой характер (предназначены
для решения вопросов местного значения,
удовлетворения жилищно-коммунальных,
социально-культурных, бытовых и иных
потребностей населения)).

Возникновение
права муниципальной собственности:

1) уплата налогов
и штрафов.

2) денежные
средства, поступающие при приватизации.

3) поступление
от пользователей природными ресурсами,
природными объектами.

4) передача
имущества из собственности РФ, субъектов
РФ в муниципальную собственность.

5) финансовые
средства, переданные РФ муниципальным
образованиям для реализации отдельных
государственных полномочий.

6) создание новой
вещи

7) переработка

8) самовольная
постройка

9) приобретение
права собственности на движимое и
недвижимое бесхозяйное имущество

10) приобретение
права собственности на движимое и
недвижимое имущество в порядке
приобретательной давности + клад

11) по сделкам,
связанных с отчуждением имущества

12) в порядке
наследования по завещанию, либо по
закону вымороченное имущество, в
частности жилые помещения

13) обращение
взыскания на имущество в интересах
муниципального образования

14) выкуп земельных
участков для муниципальных нужд

15) получение
части прибыли муниципального унитарного
предприятия

16) в результате
использования имущества по договорам
аренды, доверительного управления
имуществом

Муниципальное
имущество подлежит пообъектной
регистрации в реестре муниципальной
собственности (ведут комитеты по
управлению муниципальным имуществом).

Органы местного
самоуправления:

1) Имеют право
(осуществляя права собственника в
отношении имущества, находящегося в
муниципальной собственности) (передавать
объекты муниципальной собственности
во временное или постоянное пользование
физическим и юридическим лицам; сдавать
в аренду; отчуждать в установленном
порядке; совершать иные сделки).

2) Вправе создавать
предприятия, учреждения для хозяйственной
и иной деятельности (определять их цели,
условия, порядок деятельности;
координировать их участие в комплексном
социально-экономическом развитии
территории муниципального образования;
не могут ограничивать их хозяйственную
деятельность).

3) Самостоятельно
распоряжаются средствами местных
бюджетов (органы государственной власти
гарантируют право представительных
органов местного самоуправления
самостоятельно определять направления
использования средств местных бюджетов
и самостоятельно распоряжаться свободными
остатками средств местных бюджетов).

Прекращение
права муниципальной собственности:

Прекращается
право муниципальной собственности в
порядке приватизации. (порядок и условия
определяются населением непосредственно
или органами местного управления
самостоятельно) (доходы от приватизации
объектов муниципальной собственности
поступают в полном объеме в местный
бюджет).

studfiles.net

Право муниципальной собственности. | Гражданское и арбитражное право РФ

Муниципальная собственность является самостоятельной формой собственности, однако в силу ее публичного характера она близка к государственной. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (местная администрация, мэры, префекты и т.д.) Все имущество, составляющее муниципальную собственность, может быть разделено на две группы: а) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями; б) средства, соответствующего местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющие муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или иного муниципального образования.
Основания возникновения муниципальной собственности можно разделить на общегражданские и основания, специфические для муниципальной собственности. К числу последних относятся поступления от приватизации имущества, местные налоги и штрафы, плата в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории данного образования, отчисления от федеральных налогов и сборов, финансовые средства, передаваемые органами государственной власти органам местного самоуправления. Сюда же относится поступление в муниципальную собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать собственнику, недвижимое имущество, выкупленное у собственника для муниципальных нужд, в том числе в связи с изъятием земельного участка.
Имущество, входящее в муниципальную собственность, соответствующим образом регистрируется комитетами по управлению муниципальным имуществом. Осуществляя правомочия собственника, органы местного самоуправления могут совершать любые разрешенные законом сделки. Особо следует остановиться на праве муниципальных органов передавать имущество в хозяйственное ведение и оперативное управление, а также право на приватизацию муниципального имущества.

Федеральный закон от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления. в Российской Федерации”. СЗ РФ. 1997, N 39, ст. 4464.

pravo.usd24.com

Право муниципальной собственности.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

К числу субъектов права муниципальной собственности могут быть отнесены города (кроме городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, признанных субъектами государственной собственности), рабочие, дачные и курортные поселки, села, деревни и т.д. В то же время субъектом права муниципальной собственности не может быть признано административно-территориальное образование, не имеющее центра, к которому это право могло бы быть приурочено. Множественность субъектов права муниципальной собственности не исключает единства ее фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит, как бы в том или ином конкретном случае ни осуществлялось управление ею.

Объекты гражданских прав подразделяются на изъятые из оборота; ограниченные в обороте; находящиеся в свободном обращении.

В числе объектов муниципальной собственности должны быть особо выделены природные ресурсы, которые ныне стали оборотоспособными. Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В раду объектов муниципальной собственности особое место занимает недвижимое имущество. Примерный перечень имуществ, относящихся к недвижимостям, дан в п. 1 ст. 130 ГК. Правда, из указанного перечня выпало предприятие. По-видимому, это объясняется тем, что правовой режим предприятия как объекта прав специально закреплен в ст. 132 ГК. Предприятие как объект прав — это имущественный комплекс, используемый в целях предпринимательской деятельности.

Субъекты права муниципальной собственности — это, как правило, сложные системные образования, которые существуют и действуют через разветвленную сеть своих органов — административно-управленческих, социально-культурных, оперативно-хозяйственных, хотя и не сводятся к ним. Согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления, права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований,— население непосредственно.

В составе муниципальной собственности необходимо различать, с одной стороны, имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами и относящееся к имуществу казны (муниципальной), а с другой, имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий и учреждений как не связанных непосредственно с казной юридических лиц. Соответственно этому различают осуществление права муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами.

В первом случае речь идет об осуществлении права муниципальной собственности самим носителем этого права как таковым, поскольку действия по его осуществлению соответствующие органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане совершают не от своего имени, а от имени субъекта права собственности — муниципального образования.

Во втором случае к осуществлению права собственности подключается дополнительное и притом вполне самостоятельное звено — в виде юридического лица, выступающего не от имени собственника, а от своего имени и наделенного на закрепленное за ним имущество либо правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления. Нередко при осуществлении права муниципальной собственности имеет место сочетание действий, совершаемых одним субъектом от имени собственника, а другим — от своего имени. Так, муниципальное унитарное предприятие может распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом лишь с согласия собственника. Хотя действие по распоряжению имуществом предприятие и совершает от своего имени, но для его совершения оно должно испросить согласие уполномоченного государственного органа (например, соответствующего органа по управлению государственным имуществом), который дает его уже от имени собственника.

Право хозяйственного ведения. Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Право оперативного управления. Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

students-library.com

65. Право муниципальной собственности.

Субъекты
права муниципальной собственности:

в соответствии с конституцией муниципальное
самоуправление осуществляется в
интересах населения, проживающего на
территории муниципального образования,
в то же время в соответствии с законом
«Об общих принципах организации местного
самоуправления» муниципальным
образованием является определенная
территория, в качестве субъекта
муниципальной собственности ученые
называют:

1)
население, проживающее на территории
муниципального образования

2)
муниципальное образование

От
имени субъекта муниципальной собственности
управление имуществом осуществляется
органом местного самоуправления общей
компетенции (представительные,
исполнительные органы – Дума г. Кирова,
администрация г. Кирова) и органы
специальной компетенции (комитет
(управление) по управлению муниципальной
имуществом г. Кирова).

Объекты
права муниципальной собственности:

основы выделения муниципального
имущества заложены в Постановлении
Верховного Совета РСФСР №3020-1.

Муниципальная
собственность на
2 группы:

1)
имущество распределенное – имущество,
переданное муниципальным унитарным
предприятиям на праве хозяйственного
ведения и имущество, переданное в
оперативное управление муниципальным
учреждениям.

2)
имущество нераспределенное или средства
муниципальной казны.

Возникновение
права муниципальной собственности:

1)
уплата налогов и штрафов.

2)
денежные средства, поступающие при
приватизации.

3)
поступление от пользователей природными
ресурсами, природными объектами.

4)
передача имущества из собственности
РФ, субъектов РФ в муниципальную
собственность.

5)
финансовые средства, переданные РФ
муниципальным образованиям для реализации
отдельных государственных полномочий.

6)
создание новой вещи

7)
переработка

8)
самовольная постройка

9)
приобретение права собственности на
движимое и недвижимое бесхозяйное
имущество

10)
приобретение права собственности на
движимое и недвижимое имущество в
порядке приобретательной давности +
клад

11)
по сделкам, связанных с отчуждением
имущества

12)
в порядке наследования по завещанию,
либо по закону вымороченное имущество,
в частности жилые помещения

13)
обращение взыскания на имущество в
интересах муниципального образования

14)
выкуп земельных участков для муниципальных
нужд

15)
получение части прибыли муниципального
унитарного предприятия

16)
в результате использования имущества
по договорам аренды, доверительного
управления имуществом

Прекращение
права муниципальной собственности:

Прекращается
право муниципальной собственности в
порядке приватизации.

66. Право общей долевой собственности.

Право
общей собственности в
объективном
смысле

– это совокупность правовых норм,
регулирующих отношения нескольких лиц,
сособственников по владению, пользованию
и распоряжению, принадлежащим им
имуществом, являющимся единым объектом.

Право
общей собственности в
субъективном
смысле

– это обеспеченная правовыми средствами
возможность нескольких лиц по своему
усмотрению владеть, пользоваться и
распоряжаться имуществом, являющимся
единым объектом.

Круг
субъектов права общей собственности
неограничен.

Виды
права общей собственности:

1)
общая долевая собственность – при
долевой собственности доли сособственников
определены.

2)
общая совместная собственность (супругов
и крестьянского, фермерского хозяйства)
– при общей совместной собственности
доли не определены, сособственники
владеют имуществом совместно.

Основания
возникновения права общей собственности:

1)
при совершении сделок двумя или более
лицами в отношении единого имущества.

2)
наследование, либо получение в дар.

3)
переработка или совместное создание
новой вещи.

4)
приобретение имущества лицами, состоящими
в браке.

5)
получение плодов, продукции, доходов
от использования общего имущества.

6)
совместное приобретение права
собственности на бесхозяйные вещи.

7)
участие в договорах простого товарищества.

8)
участие в крестьянских, фермерских
хозяйствах.

  • При
    определении долевой собственности и
    долей каждого из сособственников в ней
    законодатель пользуется понятием
    «идеальной доли», т.е. доли в праве, а
    не «реальной доли», т.е. доли в натуре.

Объекты
общей собственности
:
неделимые вещи или вещи, не подлежащие
разделу в натуре в силу закона;
возникновение обшей собственности на
делимое имущество возможно в силу закона
или договора.

studfiles.net

§ 2. Право муниципальной собственности

1.
Субъекты и объекты права муниципальной
собственности.

Согласно ст. 130 Конституции РФ муниципальная
собственность не является разновидностью
государственной собственности. Она
призвана служить экономической основой
для самостоятельной, признаваемой
Конституцией РФ деятельности населения
по решению непосредственно или через
органы местного самоуправления вопросов
местного значения (ст. 2 Закона об общих
принципах организации местного
самоуправления). Поэтому отдельные
попытки отождествить эти формы
собственности между собой, как это,
например, сделано в Уставе г. Москвы, в
котором одновременно признается и
государственная собственность г. Москвы,
и муниципальная собственность г. Москвы,
а власти города именуются лицом,
обладающим двойным (и государственным,
и муниципальным) статусом (п. 19-21 ст. 11
Устава), есть не что иное как смешение
конституционных основ построения
Российской Федерации как государства
(ср. ст. 11 и ст. 12 Конституции РФ).

В
соответствии с п. 1 ст. 215 ГК субъектами
права муниципальной собственности
признаются городские и сельские
поселения, а также другие муниципальные
образования (несколько поселений,
объединенных общей территорией, часть
поселения и т.п.). Все они подлежат
регистрации в Федеральном реестре
муниципальных образований*(372).

Вместе
с тем муниципальные образования как
собственники обладают рядом общих
признаков с государством и государственными
образованиями. Как и государство, они
являются публичными собственниками,
поскольку представляют интересы всех
людей, проживающих на их территории, и
призваны использовать принадлежащее
им имущество в интересах большинства.

Не
обладая суверенитетом, они тем не менее
наделены рядом нормотворческих функций
— правом самостоятельно определять
порядок и условия приватизации
принадлежащего им имущества, устанавливать
условия использования земель, находящихся
в их границах, и т.п. (п. 3 и 4 ст. 29 Закона
об общих принципах организации местного
самоуправления). Все это и позволяет
объединить государственную и муниципальную
собственность в единую форму (вид)
собственности — публичную собственность.

Объектами
права муниципальной собственности
являются имущество органов местного
самоуправления, земли и другие природные
ресурсы, находящиеся в муниципальной
собственности, муниципальные предприятия
и организации, банки, жилищный фонд и
нежилые помещения, муниципальные
учреждения и другое имущество (п. 1 ст.
29 Закона об общих принципах организации
местного самоуправления).

Перечень
объектов, подлежащих передаче из
государственной собственности в
муниципальную, содержится в Приложении
N 3 к постановлению Верховного Совета
РСФСР от 27 декабря 1991 г. Порядок передачи
этих объектов установлен тем же
постановлением Верховного Совета РСФСР
от 27 декабря 1991 г. и распоряжением
Президента РФ от 18 марта 1992 г.

Согласно
п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 25
февраля 1998 г. N 8 документом, подтверждающим
право муниципальной собственности,
является Реестр муниципальной
собственности, который обязан вести
орган по управлению муниципальным
имуществом. До момента внесения объектов
в соответствующий реестр таким
доказательством может служить перечень
объектов муниципальной собственности,
который в соответствии с Указом Президента
РФ от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях
местного самоуправления в Российской
Федерации»*(373)
утверждается органами местного
самоуправления самостоятельно.

Но
даже если такой объект и не был включен
в реестр или перечень объектов
муниципальной собственности, но в силу
Приложения N 3 к указанному постановлению
Верховного Совета РСФСР подлежал
передаче в муниципальную собственность,
судебная практика признает его объектом
муниципальной собственности в силу
прямого указания закона*(374).

Согласно
п. 1 ст. 61 Закона об общих принципах
организации местного самоуправления
субъекты РФ обязаны передавать в
собственность муниципальных образований
объекты, необходимые для решения вопросов
местного значения, в соответствии с
разграничением полномочий между
субъектами РФ и муниципальными
образованиями, а также между муниципальными
образованиями.

Передача
же объектов (имущества), относящихся к
муниципальной собственности, в
государственную собственность Российской
Федерации или ее субъектов может
осуществляться только с согласия органов
местного самоуправления либо по решению
суда (п. 1 Указа Президента РФ от 22 декабря
1993 г.).

2.
Осуществление права муниципальной
собственности.

Структура муниципальной собственности
в силу ее публичного характера во многом
схожа с государственной. Муниципальное
имущество, как и государственное, может
быть подразделено на две основные
группы: а) имущество, закрепленное за
муниципальными предприятиями и
учреждениями; б) средства соответствующего
местного бюджета и иное имущество, не
закрепленное за муниципальными
предприятиями и учреждениями, составляющие
муниципальную казну соответствующего
городского, сельского поселения или
муниципального образования (п. 3 ст. 215
ГК).

Согласно
ст. 125 ГК и ст. 14-16 Закона об общих принципах
организации местного самоуправления
от лица муниципального образования
правомочия собственника осуществляют
органы местного самоуправления (выборный
представительный орган, выборный глава
местного самоуправления, иные выборные
должностные лица), а в случаях,
предусмотренных законами субъектов РФ
и уставами муниципальных образований,
население непосредственно. Кроме того,
в соответствии с п. 3 ст. 8 Закона о
приватизации на основании устава
муниципального образования решением
представительного органа местного
самоуправления в муниципальном
образовании может быть учрежден орган
по управлению муниципальным имуществом.
Он призван представлять интересы
собственника при приватизации имущества,
а также в процессе текущей деятельности
по управлению муниципальным имуществом.
Если такие органы, действуя в пределах
своей компетенции, предъявляют иски в
защиту права муниципальной собственности,
в том числе к органам по управлению
имуществом субъекта РФ, эти иски
подведомственны арбитражным судам (п.
5 постановления Пленума ВАС РФ от 25
февраля 1998 г. N 8).

Аналогично
ответственности государства по своим
обязательствам строится и ответственность
муниципального образования по его
долгам. Муниципальное образование
отвечает по своим долгам имуществом
казны, за исключением имущества, которое
может находиться только в муниципальной
собственности (п. 1 ст. 126 ГК). Ответственности
по долгам муниципальных предприятий и
учреждений, за исключением случаев,
установленных законом, муниципальное
образование не несет.

studfiles.net

Содержание права муниципальной собственности

Содержание:

Глава 1. Общие положения о праве муниципальной собственности

1.1. Понятие и сущность права муниципальной собственности 3

1.2. Субъекты права муниципальной собственности 7

Глава 2. Содержание права муниципальной собственности 13

Заключение

Список использованных источников и литературы

Глава 1. Общие положения о праве муниципальной собственности

1.1. Понятие и сущность права муниципальной собственности

Право муниципальной собственности и муниципальная собственность — это разновидности соответственно отношений собственности и права собственности. Следует отметить, что термин «собственность» появился в Европе еще во II веке, в России — во второй половине XVIII века в указах Екатерины II о передаче земель в частную собственность помещиков[1]
. Однако единого определения собственности нет до сих пор.

Ряд философов рассматривали собственность исключительно как продукт юридической системы человеческого общества. Такой точки зрения придерживался, например, И. Бентам, который утверждал, что «собственность есть исключительно создание закона»[2]
. Другие связывали собственность с человеческой природой. Так, Тьер А. определял собственность как «естественный инстинкт взрослого человека, ребенка, животного, единственная цель и необходимая награда за труд»[3]
.

Глубокое выражение классическая теория собственности получила в «Философии права» Гегеля, в которой впервые в истории эта теория была изложена в форме диалектической системы[4]
.

На взгляд автора, собственность — это социально-экономическое общественное отношение, складывающееся между людьми по поводу имущества и характеризующее присвоенность материальных благ определенным лицам или обществу в целом. Это отношение существует до его юридического оформления на основе правовых установлений государственной власти и создает основу для нормального функционирования и развития человеческого общества. Следует признать, что до сих пор данную позицию никто не опроверг. В подтверждение вышеуказанного тезиса хотелось бы отметить неоднократно упоминавшийся в юридической литературе пример с человеком, оказавшимся на необитаемом острове. Очевидно, что говорить о существовании собственности в этом случае будет по меньшей мере странно. Соответственно позиции, которые связывают собственность с инстинктом, другими свойствами человеческой натуры, представляются спорными. Что касается утверждения о собственности как о порождении законодательства, то следует напомнить очевидный факт. Законодательство создается людьми и, следовательно, отталкивается от их потребности закрепить либо исключить те или иные формы взаимодействия друг с другом. Таким образом, человеческие отношения порождают положения законодательства, а не наоборот.

Юридическим выражением отношений собственности является право собственности. Как юридический феномен право собственности возникло с переходом к оседлости и земледелию у древних народов и связано с появлением общинной и семейной собственности. Так, в римском праве существовало квиритское (цивильное) право собственности. Характерными его признаками были: наличие юридического основания (titulus), приобретенного строго установленными цивильными средствами, и господство над вещью в «полном праве». Этот вид собственности — dominium ex jire Quiritium — был закреплен в кодификации Юстиниана. Наряду с правом собственности еще в Древнем Риме сформировались и прошли долгий путь усовершенствования иные вещные права. В русском законодательстве их делили на собственность, владение, право участия и залог.

Классическое определение право собственности получило в ст. 544 французского Гражданского кодекса 1804 года, который определял его как «право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее полным образом». Таким образом, изначально право собственности рассматривалось как абсолютная власть над вещами, хотя уже тогда существовали ограничения права собственности. Впоследствии законодатель пришел к тому, что право собственности не является абсолютным и ограничено законом, а также правами и интересами других лиц. Подобное понимание права собственности представлено в ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)[5]
.

Одной из важнейших основ функционирования местного самоуправления выступает муниципальная собственность. Следует отметить, что первоначальное признание муниципальной собственности как самостоятельной формы собственности произошло не в 1991 и 1993 годах.

Признание муниципальной собственности российским законодательством произошло еще в ГК РСФСР 1922 года. Так, ст. 52 ГК РСФСР 1922 года, перечисляя различные виды собственности, прямо называла «государственную (национализированную) и муниципальную» собственность. В ГК РСФСР 1922 года муниципальная собственность рассматривалась как разновидность государственной и не имела самостоятельного значения, однако факт ее выделения в гражданском законодательстве 20-х годов налицо.

Далее происходящий процесс обобществления привел к утрате понятия муниципальной собственности. Так, в Конституции 1936 года отмечалось, что государственная собственность — всенародное достояние, которая составляет единый фонд. Восстановление муниципальной собственности в правах произошло с принятием Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. №443-1 «О собственности в РСФСР»[6]
, который указывал на принадлежность имущества государству, муниципальным образованиям, общественным объединениям (организациям), гражданам и юридическим лицам.

Таким образом, именно с принятием данного Закона муниципальная собственность как самостоятельная форма собственности была официально признана и узаконена. Такое признание означало и восстановление исторической преемственности системы местного самоуправления. Во многом законодательное закрепление муниципальной собственности и права муниципальной собственности было продиктовано процессом проводимых в нашей стране демократических, политических, экономических реформ в начале 90-х годов, а также масштабами надвигающегося рыночного хозяйствования. Тем не менее инерция восприятия муниципальной собственности как неотъемлемой составной части государственной собственности, утвердившегося в советское время, дает о себе знать.

Вопрос о целесообразности выделения муниципальной собственности стал дискуссионным в юридической литературе. Рассматривая муниципальную собственность как публичную форму собственности, многие авторы выражали сомнение по поводу ее обособления. Так, Г.В. Мищенко определяет назначение «публичной собственности в виде государственной и муниципальной собственности для сохранения единого экономического пространства, причем их противопоставление или отчуждение крайне вредно, так как их раздельное существование теряет смысл»[7]
.

В противовес указанной выше позиции сторонники обособления муниципальной собственности обосновали ряд положительных тенденций. К примеру, Е. Семенова и В. Степанова акцентируют внимание на том, что отношения муниципальной собственности – «это система экономическая, потребляющая ресурсы, создающая продукт постоянно, воспроизводя все условия своего существования»[8]
.

Европейская хартия местного самоуправления, принятая 15 октября 1985 года в Страсбурге и ратифицированная Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, указывает на «право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»[9]
.

Часть 2 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06 октября 2003 №131-ФЗ)[10]
определяет местное самоуправление как «форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

На основе проведенного исследования постараемся дать определение права муниципальной собственности. Итак, право муниципальной собственности — право наделенных государством полномочиями решать вопросы местного значения небольших территориально обособленных коллективов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в целях решения указанных вопросов.

1.2. Субъекты права муниципальной собственности

Субъектами права (субъектами правоотношений собственности) являются лишь более или менее значительные, устойчивые, постоянные образования, которые характеризуются единством воли и цели, а также определенной внутренней организацией. Это не случайные и не временные соединения граждан или каких-то структур. Не исключение и субъекты права муниципальной собственности. Их состав и принципы формирования определены напрямую в Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ)[11]
. Согласно ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Таким образом, из Конституции РФ следует, что основной единицей, где должно происходить осуществление местного самоуправления, являются городские и сельские поселения, а главным принципом формирования муниципальных образований является учет исторических и иных местных традиций, а также мнения населения.

mirznanii.com

Право муниципальной собственности.

Количество просмотров публикации Право муниципальной собственности. — 61

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

К числу субъектов права муниципальной собственности могут быть отнесены города (кроме городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, признанных субъектами государственной собственности), рабочие, дачные и курортные поселки, села, деревни и т.д. В тоже самое время субъектом права муниципальной собственности не должна быть признано административно-территориальное образование, не имеющее центра, к которому это право могло бы быть приурочено. Множественность субъектов права муниципальной собственности не исключает единства её фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит, как бы в том или ином конкретном случае ни осуществлялось управление ею.

Объекты гражданских прав подразделяются на изъятые из оборота; ограниченные в обороте; находящиеся в свободном обращении.

В числе объектов муниципальной собственности должны быть особо выделены природные ресурсы, которые ныне стали оборотоспособными. Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В раду объектов муниципальной собственности особое место занимает недвижимое имущество. Примерный перечень имуществ, относящихся к недвижимостям, дан в п. 1 ст. 130 ГК. Правда, из указанного перечня выпало предприятие. По-видимому, это объясняется тем, что правовой режим предприятия как объекта прав специально закреплен в ст. 132 ГК. Предприятие как объект прав — это имущественный комплекс, используемый в целях предпринимательской деятельности.

Субъекты права муниципальной собственности — это, как правило, сложные системные образования, которые существуют и действуют через разветвленную сеть своих органов — административно-управленческих, социально-культурных, оперативно-хозяйственных, хотя и не сводятся к ним. Согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления, права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований,— население непосредственно.

В составе муниципальной собственности необходимо различать, с одной позиции, имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами и относящееся к имуществу казны (муниципальной), а с другой, имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий и учреждений как не связанных непосредственно с казной юридических лиц. Соответственно этому различают осуществление права муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами.

Читайте также

  • — Право муниципальной собственности

     
    1. Понятие. Муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления. Отделение муниципальной собственности от государственной впервые было закреплено в Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 «О собственности в РСФСР»[570]. В настоящее… [читать подробнее].

  • — В) право муниципальной собственности.

    Права всех собственников (граждан, юридических лиц, государства и муниципальных образований) защищаются равным образом.
    Особенности приобретения и прекращения всех видов (форм) собственности, правомочий собственника (триады) независимо от субъекта права собственности… [читать подробнее].

  • — Право муниципальной собственности

     
    1. Понятие. Муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления. Отделение муниципальной собственности от государственной впервые было закреплено в Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 «О собственности в РСФСР»[570]. В настоящее… [читать подробнее].

  • — Право муниципальной собственности на землю

     
    Право муниципальной собственности на землю – правомочия вла- дения, пользования, распоряжения земельными участками, принадле- жащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно
    14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муниципального об- разования… [читать подробнее].

  • — Право муниципальной собственности на землю

     
    Конституционно-правовой режим муниципальной собственности на землю базируется на нормах п. 2 ст. 9 Конституции РФ, которая выделила в качестве самостоятельной формы земельной собственности муниципальную собственность, существующую наряду с частной и… [читать подробнее].

  • — В) право муниципальной собственности.

    Права всех собственников (граждан, юридических лиц, государства и муниципальных образований) защищаются равным образом.
    Особенности приобретения и прекращения всех видов (форм) собственности, правомочий собственника (триады) независимо от субъекта права собственности… [читать подробнее].

  • — Право муниципальной собственности

    Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, но в силу публичного характера во многом похожа на государственную.
    Содержание права муниципальной собственности такое же, как и других субъектов гражданского права.
    Также как… [читать подробнее].

  • — Право муниципальной собственности

     
    1. Субъекты и объекты права муниципальной собственности. Согласно ст. 130 Конституции РФ муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Она призвана служить экономической основой для самостоятельной, признаваемой… [читать подробнее].

  • — Право муниципальной собственности.

    Муниципальная собственность является самостоятельной формой собственности, однако в силу ее публичного характера она близка к государственной. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования. От… [читать подробнее].

  • — Право муниципальной собственности на природные ресурсы

     
    Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в собственности поселений, а также в собственности муниципальных районов могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной… [читать подробнее].

  • referatwork.ru