Познавательные и психические процессы – 1. Познавательные психические процессы, Лекция 5. Психические явления. Психология и педагогика. Курс лекций. Луковцева А. К. Страница 23. Читать онлайн

Содержание

Познавательные психические процессы

С помощью таких познaвательных психических прoцессов, как: речь, ощущениe, мышление, пaмять, внимaние, человек воспринимает действительность и осуществляет свою жизнедeятельность.

Особенности психических познавательных процессов

Именно благодаря этим процессам мозг отвечаeт на воздействия из внешней и внутренней среды. Если бы не познавательные явления, деятельность человека была бы в опасности. Тaк, бeз восприятия, ощущений вы не смогли бы чувствовать раздрaжитель, который, не исключено, вполне мог бы нести угрозу вашей жизни. Без воoбражения и мышления психические регуляторы, находящиеся в каждом человеке, не были бы способны проанализировать угрозу, предвидеть результат ее влияния. А без памяти вы не помнили бы о своем прошлом опыте, не знали, к чему приведет возникающее раздражение.

Виды психических познавательных процессов

Рассмотрим детально вышеприведенную классификацию процессов:

1. Ощущения являются простейшими, среди всех психических явлений. Они хранят в себе все представления о раздражающих факторах, с которыми вам приходилось когда-либо сталкиваться. При этом различают следующие виды ощущений:

  • извне: вкусовые, осязательные, слуховые, кожные, зрительные, обонятельные ощущения, посредством которых мы познаем окружающий мир;
  • внутренние: тошнота, голод, жажда и пр., возникающие, как результат сигналов от рецепторов определенных органов;
  • двигательные ощущения появляются вследствие смены положения вашего тела.

2. Восприятие отражает не только то, что вы видите, что вас окружает, но и дополняет все это их свойствами, воздействуя на органы чувств.

3. Внимание является сконцентрированной направленностью вашего сознания на явления или предметы реального мира. Стоит отметить, что каждой личности сложно дается одновременное восприятие информации из многих источников, но ваше имя, к примеру, произнесенное в толпе во время бурной вечеринки, вы обязательно услышите. Ученые это объясняют тем, что на фразы, слова, имеющие для личности особое значение, всегда сфокусированы ее главные механизмы внимания.

4. Память отражает все то, что было ранее воспринято вами, совершено, пережито. Существует генетическая и прижизненная:

  • наследственная память включает в себя инстинкты, всю ту информацию, что характеризует ваше физиологическое строение. На нее не оказывают особого влияния жизненные условия человека;
  • прижизненная хранит то, что накопилось, начиная от момента вашего рождения. К тому же, в отличие от предыдущей, она зависима от внешних воздействий.

5. Мышлениe также относится к высшим психическим познавательным процессам. Оно помогает открыть новые знания для личности человека, способствует творческому развитию, решению задач. Именно в процессе последнего оно проявляется ярче всего.

6. Речь объединяет в себе звуковые сигналы, символы, способствующие представлению информации, ее переработки, сохранению в памяти и, в случае чего, передачи.

Нарушение познавательных психических процессов

Личность может подвергаться нарушениям психических познавательных процессов. Причиной тому становятся различные заболевания. Так, при эпилепсии уменьшается объем памяти, появляются проблемы с мышлением (больному очень сложно решить элементарные задачи). В результате черепно-мозговых травм замечено уменьшение умственной трудоспособности. Если возникает предположение на подобное психическое нарушение, следует срочно обратиться за консультацией к психиатру.

Развитие познавательных психических процессов

Улучшить каждый из вышеприведенных процессов, можно:

  • поддерживая дискуссия, тем самым укрепляя интеллектуальные мускулы;
  • решая кроссворды, сканворды, судоку, различные логические задачки;
  • стремитесь к размышлению, анализу информации;
  • учите стихи, номера телефонов.

 

womanadvice.ru

18. Основные психические познавательные процессы и их понятия.

  1. Ощущение — процесс, позволяющий отражать конкретные свойства явлений окружающей среды и предметов в ней, в том числе и внутренних состояний человеческого организма при воздействии раздражителей непосредственно на соответствующие рецепторы. Различаются модальные (слуховые, зрительные, тактильные), дистастные (слух, запах, обоняние), контактные (чувствительность, вкус), проприорецептивные (оказывающие реакцию на напряжение или удлинение) и интероцептивные (позволяющие регулировать на процессы гомеостаза и обмена) ощущения.

  2. Восприятие — процесс, отражающий в сознании человека качества предметов и явлений, происходящих в окружающей среде, в совокупности, и действующий на органы чувств. Основными свойствами восприятия служат: предметность, структурность, управляемость, подвижность, целостность, правильность, константность и избирательность.

  3. Представление — психический процесс, который отражает явления или предметы, воссоздавая их из полученного ранее опыта, но не воспринимая их в реальном времени. Различаются зрительные, слуховые (музыкальные, речевые, темброво-интонационные и фонетические) представления.

  4. Воображение — процесс, в ходе которого окружающая действительность отражается за счет создания новых их образов представления и восприятия, которые были получены в прошлом.

  5. Мышление — познавательный процесс, осуществляющий высшую функцию, поскольку обладает многими взаимосвязанными признаками, характеризующими роль речи в человеческом развитии. Различаются следующие виды мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное, практическое и словесно-логическое.

  6. Речь — процесс общения, осуществляемый с помощью языка.

  7. Язык — система определенных символов, которые передаются конкретными сочетаниями звуков, несущих определенный смысл и значение.

19 Билет. Специфика психического отражения в эмоциях. Эмоции как внутр регулятор дея-ти

Основные классы психических явлений.  Психика а) определение Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности.  Определяющими признаками психики являются: отражение, дающее образ предметной среды, в которой действуют живые существа, их ориентация в этой среде и удовлетворения потребности в контактах с нею. Эти контакты в свою очередь по принципу обратной связи контролируют правильность отражения. Благодаря обратной связи производится сопоставление результата действия с образом, возникновение которого опережает этот результат, предваряя его в качестве своеобразной модели действительности. б) Фундаментальные свойства психики Психические явления:  1. обладают длительностью, интенсивностью;  2. имеют состояния возбуждения и разрядки. 

Кроме этих свойств у психики в целом есть еще ряд фундаментальных свойств:  1. Психика отличается от не-психики (других непсихических явлений) тем, что у них есть общие физические характеристики: пространственные (трехмерность, объем) и энергетические (масса, вес, температура, проводимость), а у психики их нет. Т.е. нельзя спросить «сколько мм. составляет мое восприятие объекта А», «сколько граммов = мое представление доброты». Психические явления не взаимодействуют физически и их нельзя физически преобразовать. Они могут взаимодействовать только друг с другом, но только опосредованно — актуализируя одни явления можно косвенно влиять на другие.  2. Психический образ формирующийся в процессе психического отражения отличается от других видов отражения — физического, фото, ИЗО, физиологического (нервная модель стимула — свет попадает на сетчатку и от характеристики цвета зависит характер изменений электро-физиологических процессов. Т.е. в этом образе есть и представление (образ) и материал, из которого сделан образ). Психическое же отражение имеет только образ объекта, без материала этого образа У нее есть только протяженность во времени (но не пространстве).  3. Субъективность — психика дана только субъекту, носителю психики. Мы не можем видеть как видят другие тот же, что и мы объект. Мы не можем непосредственно наблюдать это, а затем сравнивать наш образ с образом другого.  4. Локализация психики. Опыты Пенфильда на открытом мозге. Он пытался локализовать определенные психические функции. Где локализуется психика? Некоторые говорят, что это вопрос не корректный, т.к. психика не имеет пространственной характеристики. Леонтьев: психика сидит на объекте.

Эмоции как внутренние регуляторы деятельности. Виды эмоций.  Эмоции–реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску. Э. не только оценивает ситуацию, но вносит вклад в психологическое разрешение этой ситуации. Функции э.: улучшение понимания др. человека, коммуникативная, выразительная, экспрессивная(передает внутреннее эмоциональное состояние человека). Э. возникли в процессе эволюций. При помощи э. живые существа устанавливают значимость тех или иных условий удовлетворения потребностей. Э. обусловлены 2 сигнальной системой–речью. Эмоции социально обусловлены. У человека и у животных существуют схожие э.: страх, отвращение, удивление, гнев, радость. Данный факт подтверждает генотипическую обусловленность к пониманию у живых существ. Однако органические потребности у животных немногочисленны: это сохранение и продолжение рода; их э. ограничены и видны. Их выразительные движения носят приспособительный характер. У человека э., связанные с органич. потребностями, протекают на качественно ином уровне, они социально обусловлены. Любая деят чела сопровожд эмоциямя. Э-отражение на опред уровне отношения чела к окр среде.Это переживания, кот возникают у человека в связи с общем состоянием организма и степенью удовлетвор потребностей. Изучал Дарвин.При помощи эмоций живых существа устанавливали значимость тех или иных условий для удовлетворения потребностей.У чел около 90 разл эмоций, распознают друг у друга те народы и общности, кот не наход прежде в контакте друг с другом.Данный факт подтверждает генетическую обусловленность способности к идентификации эмоций у людей и у жив существ.Э состояния, а не психический прцесс. Эмоциональные состояния: Настроение – устойчивое переживание каких-либо эмоций Тревожность – способность человека испытывать страх, тревогу в специфических социальных ситуациях. Удивление – не имеющая четко выраженного отрицательного или положительного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Э. бывают стенические (побуждают к действиям, увеличивают напряжение сил) и астенические (характеризуются пассивностью, переживание их расслабляет чела).

studfiles.net

Лекция 4 — Познавательные психические процессы

Тема 4.

Психические процессы. Познавательные психические процессы.

  1. Ощущение как психический познавательный процесс.

  2. Восприятие как психический процесс. Классификация и основные свойства восприятия.

  3. Внимание как психический процесс. Свойства внимания и их обусловленность. Классификация основных видов внимания.

  4. Память как психический процесс. Индивидуальные особенности и типы памяти. Основные процессы, связанные с памятью.

  5. Воображение как особый вид деятельности. Основные виды воображения.

  6. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Основные виды мышления.

  7. Речь и её функции. Развитие и расстройства речи.

Психический процесс

— Это смена состояний во времени.

Психические процессы

Ощущение

Это познавательный психический процесс, продукт переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей, возникающих в процессе его жизнедеятельности.

Классы ощущений (Ч.С.Шеррингтон)

  • Итерорецептивные (органические)

  • Проприорецептивные

  • Экстерорецептивные

    • Контактные

    • Дистантные

Контактные ощущения

Дистантные ощущения

  • Зрительные ощущения

  • Слуховые ощущения

  • (Обонятельные ощущения)

Основные характеристики и закономерности

  • Порог ощущений

  • Нижний абсолютный порог ощущений

  • Верхний абсолютный порог

  • Дифференцированный порог

  • Адаптация ощущений (сенсорная адаптация)

  • Сенсибилизация

  • Контраст ощущений

  • Синестезия (совместное ощущение)

Восприятие

  • Это познавательный психический процесс формирования образов предметов и явлений, путем приема и переработки человеком поступившей через органы чувств информации.

Основные процессы восприятия

Формирование образа

  • Этот процесс представляет собой слияние (конвергенцию) во вторичной проекционной зоне коры больших полушарий головного мозга информации обо всех элементарных признаках воспринимаемого предмета или явления.

Опознание образа

Классификация восприятия

  • Различия в анализаторах, которые участвуют в восприятии.

  • Форма и способ существования материи.

    • Пространство

    • Время

    • Движение

Свойства восприятия

  • Предметность

  • Целостность

  • Константность

  • Осмысленность

  • Избирательность

  • Апперцепция

Внимание

  • Это психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности.

Функции внимания

  • Функция отбора значимых, существенных воздействий

  • Функция удержания (сохранения) в сознании образов объектов до завершения процесса (достижения цели)

  • Функция регуляции протекания процесса деятельности и контроль над ним.

Основные свойства внимания

  • Объем

  • Сосредоточенность

  • Распределение

  • Устойчивость

  • Колебание

  • Переключение внимания

Виды внимания

  • Непроизвольное внимание

  • Произвольное внимание

  • Послепроизвольное внимание

Память

  • Это познавательный психический процесс, связанный с накоплением, закреплением, сохранением и воспроизведением человеком своего опыта.

Классификация памяти

  1. По характеру психической активности

  • Двигательная (или моторная) память

  • Эмоциональная память

  • Образная

  • Словесно-логическая (вербальная)

  • По характеру целей деятельности

  • По продолжительности сохранения материала

    • Непосредственная или сенсорная память (1/4 сек)

    • Кратковременная (~20 сек)

    • Долговременная память

  • Классификация памяти Э.Тульвинга. Схема мнемического процесса.

    • Процедурная память (рефлексы, навыки)

    • Семантическая память

    • Эпизодическая память

    Основные процессы связанные с памятью

    Нарушения памяти

    • Гипермнезия

    • Гипомнезия

    • Амнезия

    Воображение

    • Это познавательный психический процесс, выражающийся в создании нового в форме образа или идеи, путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте.

    Виды воображения

    Мышление

    • Это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс опосредованного и обобщенного выявления устойчивых, закономерных свойств и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.

    • Функциямышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.

    • Задачамышления – раскрытие отношений между предметами, выявление существенных связей и отделение их от случайных совпадений.

    Виды мышления

    • Наглядно-действенное мышление

    • Наглядно-образное мышление

    • Словесно-логическое мышление

      • Теоретическое мышление

      • Практическое мышление

      • Интуитивное

      • Аналитическое

      • Реалистическое и аутистическое мышление

      • Продуктивное и репродуктивное

    Мыслительные операции

    Формы логического мышления

    Качества мышления

    • Широта

    • Глубина

    • Самостоятельность

    • Гибкость мысли

    • Быстрота ума

    • Критичность ума

    Нарушения мышления

    • Нарушение темпа (динамики) мыслительной деятельности

    • Нарушение подвижности мышления или патологическая обстоятельность

    • Резонерство

    • Паралогическое мышление

    • Разорванность мышления

    Нарушение содержательной стороны мышления

    • Навязчивые мысли, идеи, сомнения, воспоминания, страхи.

      • Фобии

        • Акрофобия (высота)

        • Аквафобия (воды)

        • Аутофобия (одиночество)

        • Агорафобия (открытые пространства)

        • Клаустрофобия (замкнутые пространства)

        • Гемофобия (кровь)

        • Лалофобия (публичные выступления)

        • Некрофобия (трупы)

        • Никторофобия (темнота)

    Речь

    • Это познавательный психический процесс, исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.

    Физиологические основы речи

    Функции речи

    Виды речи

    • Внешняя речь

    • Внутренняя речь

    • Активная речь

    • Пассивная речь

  • studfiles.net

    Психические познавательные процессы — часть 2

    5. Переключаемость внимания – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

    Память

    Памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.

    Процессы памяти:

    · Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

    · Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.

    · Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.

    · Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, подавление.

    Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания.

    Виды и формы памяти:

    1. Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека.

    2. Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память классифицируют:

    2.1. по целевой установке и затрачиваемым усилиям на запоминание:

    · непроизвольная память – автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание;

    · произвольная память – запоминание, имеющее специальную установку «запомнить» и требующее определенных волевых усилий.

    2.2. по степени осмысленности:

    · механическая память основана на повторении материала без его осмысливания;

    · смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями.

    2.3. в зависимости от установки:

    · кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;

    · оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;

    · долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

    2.4. по материалу, сохраняемому памятью:

    · когнитивная память – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения человека;

    · эмоциональная память – сохранение в сознании переживаний и чувств;

    · личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.

    2.5. по модальности:

    · словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой;

    · образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую.

    Воображение

    Воображение – это психологический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.

    По степени выраженности активности различают:

    — активное воображение, которое характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, делится на:

    · активное воображение характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, делится на:

    — творческое активное воображение, возникающее в труде, предполагает самостоятельное создание образов, реализуемое в оригинальных и ценных продуктах деятельности, является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества;

    — воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию.

    · пассивно воображение образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, может быть:

    — преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению;

    — непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремном состоянии, во сне.

    Воображение может проявляться в разных формах:

    1. Мечты. Формой проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются мечты – отодвинутые во времени желания.

    2. Грезы. Воображение может выступать и как замена деятельности, ее суррогат. Тогда человек уходи тот действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач.

    3. Галлюцинации. Являются фантастическим видением, е имеющим почти никакой связи с действительностью. Галлюцинации – наиболее показательные проявления пассивного воображения, при котором человек воспринимает несуществующий объект.

    4. Сновидения. К ряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся сновидения.

    Приемы и способы процесса воображения:

    1. Агглютинация – «склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ.

    2. Акцентирование или заострение – выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе.

    3. Гиперболизация и литота – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение.

    4. Схематизация – сглаживание различий предмета и проявление черт сходства меду ними.

    5. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

    Воображение различается у людей по нескольким признакам:

    — яркости образов;

    — степени их реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности;

    — широте;

    — произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче;

    — типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек;

    — устойчивости.

    Функции воображения:

    · Представление действительности в образах, которыми можно пользоваться в деятельности.

    · Регулирование эмоциональных состояний.

    · Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

    · Формирование внутреннего плана действий.

    · Планирование и программирование деятельности.

    · Управление психофизиологическим состоянием организма.

    Мышление

    Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

    Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики людей.

    Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в коре больших полушарий.

    Стадии мышления:

    · Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно характеризуется нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом, трансдукцией, отсутствием представления о сохранении количества.

    · Понятийное мышление у ребенка проходит в ряд этапов: на 1-м этапе проявляется простое складывание предметов; на 2-м устанавливаются сходства и различия двух предметов; на 3-м этапе проявляется объединение группы предметов по сходству, затем появляется понятийное мышление, которое совершенствуется до 17 лет.

    Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:

    — формирование и усвоение понятий, сужений, умозаключений;

    — решение проблем.

    Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

    Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К умозаключениям можно прийти следующими методами: индукция – логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему; дедукция – от общего к частному; аналогия – от частного к частному.

    Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека.

    Процесс решения задач состоит из пяти этапов:

    — мотивация;

    — анализ проблемы;

    — поиск решения ее проблемы на основании ее алгоритма, выбора оптимального варианта и принципиального учета логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приемов, решению задачи зачастую способствует озарение;

    — доказательство и обоснование правильности решения;

    — реализация и проверка решения, его коррекция в случае необходимости.

    Основные мыслительные операции:

    · анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

    · синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;

    · сравнение – установление отношений сходства и различия;

    · обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;

    · абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, в действительности самостоятельно не существующих;

    · конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;

    · систематизация или классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.

    В определении видов мышления существуют различные подходы:

    mirznanii.com

    Психические познавательные процессы. Память как психический познавательный процесс.

    загрузка…

    Возникновение и развитие психики происходит в непрерывном взаимодействии ее с физическим окружающим миром. Развитие психических познавательных процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с нашей планетой. Периодические и достаточно устойчивые изменения таких условий, как сила тяжести, переход от зимы к лету, от дня к ночи, которые позволяют вызвать фотохимические реакции и определять конкретную точку отчету в имеющемся трехмерном пространстве, и прочие специфические свойства нашей Земли, выдвигают определенные требования, которым должны удовлетворять все населяющие планету организмы. Человеческая психика выступает в качестве регулятора проявления активного и поведения организма. Психические познавательные процессы представляют собой процессы, выделяющиеся в целостной структуре самой психики, условно разделяя ее на основные элементы.

    Психические познавательные процессы разделяются на несколько видов:

    • познавательные — восприятие, ощущение, внимание, мышление, воображение, речь и память;
    • эмоциональные — чувства, эмоции, стресс и аффекты;
    • волевые — принятие решения, борьба мотивов и постановка цели.

    Основные психические познавательные процессы и их понятия.

    1. Ощущение — процесс, позволяющий отражать конкретные свойства явлений окружающей среды и предметов в ней, в том числе и внутренних состояний человеческого организма при воздействии раздражителей непосредственно на соответствующие рецепторы. Различаются модальные (слуховые, зрительные, тактильные), дистастные (слух, запах, обоняние), контактные (чувствительность, вкус), проприорецептивные (оказывающие реакцию на напряжение или удлинение) и интероцептивные (позволяющие регулировать на процессы гомеостаза и обмена) ощущения.
    2. Восприятие — процесс, отражающий в сознании человека качества предметов и явлений, происходящих в окружающей среде, в совокупности, и действующий на органы чувств. Основными свойствами восприятия служат: предметность, структурность, управляемость, подвижность, целостность, правильность, константность и избирательность.
    3. Представление — психический процесс, который отражает явления или предметы, воссоздавая их из полученного ранее опыта, но не воспринимая их в реальном времени. Различаются зрительные, слуховые (музыкальные, речевые, темброво-интонационные и фонетические) представления.
    4. Воображение — процесс, в ходе которого окружающая действительность отражается за счет создания новых их образов представления и восприятия, которые были получены в прошлом.
    5. Мышление — познавательный процесс, осуществляющий высшую функцию, поскольку обладает многими взаимосвязанными признаками, характеризующими роль речи в человеческом развитии. Различаются следующие виды мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное, практическое и словесно-логическое.
    6. Речь — процесс общения, осуществляемый с помощью языка.
    7. Язык — система определенных символов, которые передаются конкретными сочетаниями звуков, несущих определенный смысл и значение.

    Память как психический познавательный процесс.

    Память рассматривает основные процессы заучивания, хранения и дальнейшего воспроизведения в будущем. Память как психический познавательный процесс представляет систему запоминания, воспроизведения и забывания полученного опыта с течением определенного количества времени. Ее изучение в наши дни приобрело особенную актуальность, поскольку память выполняет одну из наиболее важных психических функций — это обеспечение единства и целостности личности. Развитие психических познавательных процессов просто невозможно без памяти, поскольку она является промежуточным этапом между большинством познавательных процессов.

    В качестве простой формы реализации памяти выступает узнавание предметов, т. е. распознавание ранее опознанных объектов, находящихся в центре восприятия. Данный процесс основан на сопоставлении воспринимаемых признаков в реальности с теми, которые отложились ранее. Более сложная структура памяти подразделяется на основные мнемические процессы:

    • узнавание — опознание ранее известного объекта, находящегося в центре восприятия в настоящее время;
    • запоминание — процесс, который удерживает определенную информацию в памяти для дальнейшего воспроизведения;
    • сохранение — динамический процесс, основанный на организованном усвоении поступаемого материала и его переработку;
    • воспроизведение — мнемический процесс, в ходе которого осуществляется актуализация уже сформированного содержания. Как правило, это чувства, мысли и движения;
    • забывание — процесс, основанный на уменьшении значительного объема сохраненной информации или утрате четкости, в результате которого воспроизведение информации из памяти становится невозможным.

    Память как психический познавательный процесс подразделяется на несколько видов:

    • по времени сохранения информации или опыта:
      • сенсорная память,
      • кратковременная память,
      • по характеру психической активности:
      • двигательная,
      • эмоциональная,
      • образная,
      • словесно-логическая,
      • механическая,
    • по средствам, использованным для запоминания:
      • натуральная (непосредственная),
      • внешне опосредованная,
      • внутренне опосредованная.

    загрузка…

    www.edu-psycho.ru

    Психические познавательные процессы и — Мегаобучалка

    учёт их закономерностей юристом в профессиональной деят-ти.

    Психические процессы – наиболее подвижные психические акты, которые позволяют человеку познавать мир. Психические процессы выражаются в ощущениях, восприятии, внимании, памяти, нашей речи, воображении, мышлении и т.д.

    Ощущение – простейший психический процесс, являющийся отражением отдельных качеств предметов реального мира и возникает в результате непосредственного воздействия этих предметов на органы чувств человека.

    Виды ощущений:

    1 — экстероцептивные (внешние, которые мы получаем извне):

    — контанктные: вкусовые, тактильные, осязательные, температурные

    — дистантные: зрительные, слуховые

    — обонятельные

    2 – интероцептивные (внутренние):

    — органические ощущения, которые происходят внутри нас: ощущения жажды, голода, подташнивания

    — общущение боли

    3 – проприоцептивные (двигательные):

    — ощущение равновесия

    — ощущение движения

    Ощущения явл-ся основой восприятия.

    Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

    Виды восприятия:

    1- по основной модальности:

    — зрительные

    — слуховые

    — осязательные

    — обонятельные

    — вкусовые

    2- по форме существования материи:

    — восприятие пространства

    — восприятие движения

    — восприятия времени

    Свойства восприятия:

    — целостность – восприятие целостно

    — предметность – объект воспринимается как обособленное в пространстве и времени отдельное физ. тело

    — обобщённость – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов

    — константность – относительная постоянность воспринимаемого образа

    — осмысленность – понимание сущности воспринимаемого объекта в процессе восприятия

    — избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими

    Иллюзии (ошибки) восприятия могут быть, напр., зрительные или слуховые.

    Внимание – состояние психической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

    Виды внимания:

    — не произвольное – интересно – слушаете – с ним человек рождается



    — произвольное – когда заставляете себя быть внимательными

    Свойства внимания:

    — концентрация внимания – показатель сосредоточенности внимания

    — объём внимание – измеряется количеством объектов, которые воспринимаются одновременно

    — устойчивость – та длительность, в течение которой сохраняется заданная концентрация внимания

    — переключаемость – способность переориентировать познавательные процессы с одного процесса на другой

    Память (4 вида):

    — наглядно-образная – запоминание, сохранение, воспроизводство зрительных, слуховых, вкусовых, температурных образов

    — словесно-логическая – запоминание и воспроизводство мыслей, тесно связан с речью

    — двигательная – зависит от мышечных ощущений (возбуждение и торможение нервных клеток)

    — эмоциональная – память на эмоциональные состояния

    Память – сложный психический процесс, включающий в себя запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации, сохранение в памяти того, что было запомнено и узнавание при повторном воспроизведении и воспроизведении запомненного. Свойства памяти-Точность Объём Скорость процессов запоминания. Скорость процессов воспроизведения Скорость процессов забывания. Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи. Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений).

    Кратковременная память – удерживает информацию в неполном виде, сохраняет информацию в течение временного промежутка в среднем от нескольких секунд до 2х минут.

    Долговременная память – служит для запоминания информации надолго нередко на всю жизнь. Обычно от нескольких минут, часов, дней до нескольких лет.

    Произвольная память – сознательно направляем механизм для заучивания.

    Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие актуальные действия, операции. Такая память рассчитана на сохранение информации, с последующим забыванием соответствующей информации. Срок хранения такого вида памяти зависит от задачи и может варьироваться от нескольких минут до нескольких дней .Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности.Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Содержанием словесно-логической память являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

    20.Учет закономерностей памяти.Память имеет ограниченный объёмУспешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени.Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.Закон интереса-Интересное запоминается легче. Закон осмысления -Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.Закон установки-Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.Закон действия -Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше. Закон контекста -При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше .Закон торможения -При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой.Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

    Мышление – процесс отражения в сознании чел-ка сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлениями природы и общ-ва.

    Процессы мышления:

    — анализ – выделение в объекте тех или иных сторон, элементов, связей, отношений

    — синтез – неразрывное единство сравнения и сопоставления между собой предметов, элементов, явлений, свойств и отношений.

    — обобщение

    Виды мышления:

    — наглядно-действенное — человек как бы физически анализирует и синтезирует объекты своей деят-ти, опираясь на эмпирический опыт.

    — наглядно-образное — характеризуется опорой … на представления и образы.

    — словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Это мышление помогает юристу уяснить сложные категории общественных наук и оперировать или в процессе общения.

    В зависимости от типа решаемых задач перед юристом:

    — теоретическое мышление – познание законов и правил

    — практическое (эмпирическое) мышление – подготовка физ. преобразования действительности

     

    — интуитивное мышление – основано на ощущении правильности решения

    — аналитическое (или рациональное) мышление – имеет чётко выраженные этапы (принятия решения, выстраивания предположений, гипотез, версий)

    — произвольное мышление – целенаправленное, когда принуждаем себя

    — непроизвольное мышление – трансформация определённых образов

    — продуктивное – активный поиск и открытие нового решения

    — репродуктивное – воспроизведение услышанного, решение проблемы по алгоритму

    — творческое мышление – нестандартный подход к решению проблемной ситуации.

    24.понятие воображения.Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте. Существуют различные виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным и активным. Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей. Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности.

    megaobuchalka.ru

    Познавательные психические процессы.. Мышление и его развитие

    Похожие главы из других работ:

    Влияние эмоций на жизнь человека

    3.3 ЭМОЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

    Эмоции влияют как на соматические процессы и на сферу восприятия, так и на память, мышление и воображение человека. Эффект “суженого зрения” в восприятии имеет свой аналог в познавательной сфере…

    Диагностика познавательных процессов и уровня их развития на начальном этапе обучения в школе

    1.1 Познавательные процессы и их характеристика

    Важнейшими познавательными процессами являются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь. Они тесно взаимосвязаны…

    Мышление и его развитие

    Познавательные психические процессы.

    Все знания самого высокого порядка, например, знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрыты от непосредственного взора закономерных отношениях между ними , о людях и их качествах…

    Необходимость изучения познавательных процессов для госслужащего

    Глава 1. Познавательные процессы

    Основные психологические процессы

    2. Познавательные психологические процессы

    Особенности познавательных психических процессов у людей с формами зависимости

    1. Познавательные психические процессы и их роль в построении образа окружающего мира

    Познавательные процессы. Ощущение и восприятие

    1. Познавательные процессы

    Познавательные психические процессы Ощущения Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств Восприятия Отражение предметов и явлений…

    Познавательные психические процессы, мышление

    Познавательные психические процессы.

    Все знания самого высокого порядка, например, знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрыты от непосредственного взора закономерных отношениях между ними , о людях и их качествах…

    Психика и познание

    2. Познавательные процессы

    Ощущение — психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память…

    Психические познавательные процессы

    1. Познавательные психические процессы

    Все знания самого высокого порядка, например, знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрыты от непосредственного взора закономерных отношениях между ними, о людях и их качествах, о самом себе и…

    Психические процессы и сознание

    1.2.1 Познавательные процессы

    Психика человека активна и существует как познавательная деятельность, направленная на познание мира, в котором живет человек. Познание, как внутреннего мира человека…

    Психические процессы и сознание

    1.2.1 Познавательные процессы

    Психика человека активна и существует как познавательная деятельность, направленная на познание мира, в котором живет человек. Познание, как внутреннего мира человека…

    Психология деловых отношений

    1. Познавательные, эмоционально-волевые и психические процессы

    Психические процессы, включая в себя в качестве компонентов те или иные психофизические функции, в свою очередь включаются в те или иные конкретные формы деятельности, внутри которых и в зависимости от которых они формируются Гиппентрейтер Ю…

    Психология и педагогика

    Познавательные психические процессы (их виды основные свойства)

    Успешное осуществление процесса управления возможно лишь в том случае, когда субъект управления (руководитель) имеет представление об объекте управления (подчиненном), что объясняет необходимость изучения понятия личности, ее структуры…

    Психология подросткового возраста

    1.2 Познавательные процессы в подростковом возрасте

    Отрочество характеризуется повышенным вниманием ребенка к самому себе, к своей внешности, к самопознанию и к самовоспитанию. Если у большинства младших школьников ещё фактически нет особого…

    psy.bobrodobro.ru