Постоянные и временные функции государства таблица – таблица с примерами. Основные внутренние и внешние функции Российского государства, их характеристика и анализ

IV. Функции государства.

1. Понятие функций государства.

Функции  государства — это основные направления деятельности государства по реализации задач, стоящих перед ним.

2. Значение функций государства.

Процесс функционирования государства предполагает определенное воздействие его на отдельные институты и элементы, общественные отношения и человека. Посредством этого воздействия государство исполняет свои функции.

Исполнение своих функций государством, предполагает определенные изменения в общественных отношениях и институтах. Может происходить стабилизация общества, либерализация экономики и т.д. Соответственно значение функций государства заключается в возможности, посредством их возможностей, влиять на все процессы, происходящие в государстве и обществе.

3. Классификация функций государства.

Исследователи государственно-правовых явлений выделяют следующие виды функций государства:

по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,

по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),

по значению: на основные и неосновные,

по видимости: на явные и латентные,

по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

 

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.

Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

4. Формы осуществления функций государства.

Формы осуществления функций государства — это внешние проявления функций государства, а также, деятельность государственных органов и должностных лиц, посредством которых реализуются функции государства.

Можно выделить правовые и организационные формы осуществления функций государства.

Правовая форма  есть деятельность по реализации функций государства, путем правотворческой, правоприменительной и правоохранительной   деятельности.

Организационная форма предполагает реализацию функций государства путем управленческой, хозяйственной, идеологической деятельности.

5. Методы осуществления функций государства.

Методы осуществления функций государства — это способы и приемы, с помощью которых органы государственной власти реализуют функции государства.

Исследователями выявляются такие методы осуществления функций государства:

— метод регулирования нормативными правовыми актами.

— метод принуждения.

— метод компромисса.

— метод рекомендации.

— метод контроля и надзора.

— метод пропагандистского влияния на общество.

 

 



< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

Следующие статьи:


allstatepravo.ru

Функции государства: понятие и виды

Функции государства — это основные направления его деятельности на определенных этапах развития. В функциях государства выражается его сущность и назначение. Конкретные функции государства, а их достаточно много, целесообразно рассматривать через их классификацию на виды.

Всего функции государства можно разделить на следующие группы. По социальной значимости — основные и неосновные. Основные функции — общие и важные комплексные направления деятельности государства по осуществлению стратегических задач и целей, стоящих перед ней в конкретный исторический период. К ним относят функции: обороны, поддержания внешних отношений, охраны правопорядка, регулирования экономики, обеспечения экологической безопасности, поддержание и развитие культуры, обеспечения образования населения и др..

Второстепенные функции — направления деятельности государства по осуществлению конкретных задач во второстепенных сферах общественной жизни. К ним относятся: управление персоналом, материально-техническое обеспечение и управление государственным имуществом, сбор и распространение необходимой для управления информации и т.п..

В зависимости от территориальной направленности — внутренние и внешние. Внутренние функции — такие направления деятельности государства, в которых конкретизируется внутренняя политика в отношении экономических, идеологических, экологических, культурных и других аспектов жизни общества. К таким относят функции: регулирование экономики, поддержания и развития культуры, охраны и защиты всех форм собственности, социальной защиты населения, обеспечения экологической безопасности, охраны правопорядка и др.. Внешние функции — основные направления деятельности государства за ее пределами во взаимоотношениях с другими государствами, мировым общественными организациями и мировым сообществом в целом. Функциями являются: организация сотрудничества с другими субъектами международных отношений, защита государственного суверенитета, поддержание мира в регионе, культурный и образовательный обмен и т.д..

По времени осуществления — постоянные и временные. Постоянные функции — направления деятельности государства, которые осуществляются на всех этапах ее развития. Большинство осуществляемых государством функций являются постоянными. Временные функции — направления деятельности государства, обусловленные конкретно этапом исторического развития общества. Примером временных могут быть функции стабилизации экономики в переходный период, преодоления последствий аварии на ЧАЭС или наводнения на определенной территории Украины.

По сферам общественной жизни — гуманитарные, экономические и политические. Гуманитарные функции — обеспечение, охрана и защита основных прав человека, охрана природной среды, охрана и восстановление здоровья; социальное обеспечение; образование, воспитание, развитие культуры и т.д.. В международной сфере — участие в международном обеспечении и защите прав человека, помощь населению других стран (в случае стихийного бедствия, кризисных ситуаций и т.д.), участие в защите природной среды (экологическая функция), участие в международном культурном сотрудничестве.

Экономические функции — создание условий для развития производства на основе равноправного признания и защиты различных форм собственности на средства производства; программирование и организация производства на государственных предприятиях, распоряжения объектами государственной собственности, организация и стимулирование научных исследований. В международной сфере — это участие в создании мировой экономической системы на основе международного разделения и интеграции производства и труда, участие в решении хозяйственных и научных проблем (энергетической, использования Мирового океана, исследований и освоения космоса и др.).

Политические функции — создание демократических условий, институтов для свободного выявления и учета интересов различных социальных групп общества, в частности для деятельности различных политических партий и других общественных объединений, обеспечение условий для сохранения и развития национальной самобытности коренного и других наций, проживающих на территории , охрана и защита государственно-конституционного строя, законности и правопорядка. В международной сфере в политических функций относится организация, поддержка и развитие межгосударственных договорных отношений на основе общепризнанных принципов международного права, участие в обеспечении ненасильственного мира во всех регионах планеты.


worldofscience.ru

таблица с примерами. Основные внутренние и внешние функции Российского государства, их характеристика и анализ

В статье рассмотрим таблицу внутренних и внешних функций государства. Также мы подробно окунемся в подробности каждой задачи, выполнение которой должно брать на себя правительства страны. Будут рассмотрены конкретные примеры и ситуация, сложившаяся конкретно в Российской Федерации. Начнем с главного.

Внутренние и внешние функции государства: таблица

Цель существования государства заключается в том, что оно должно помогать всему обществу руководить. Понятное дело, что каждый человек не может заниматься управлением, ведь из-за этого ничего не выйдет. Свои права по участию в руководстве люди посредством голосования передают власть имущим. Под самим словом «функция» понимают некую направленность действий. Благодаря им можно понять социальную ориентированность страны.

Есть несколько подходов к тому, как можно рассматривать цели страны. Наиболее распространённый подход состоит в делении функций на внутренние и внешние. Последние заключаются в обеспечении независимости государства среди других государств, внутренне функция – в обеспечении порядка внутри страны.

В удобной форме посмотрим, какие задачи возложены на страну. Это классическое деление.

Внутренние

Внешние

Экономическая

Разделение труда

Контролирующая

Внедрение новых технологий

Социальная

Контроль товарооборота

Праворегулирующая

Кредитно-финансовое развитие

Экологическая

Международное сотрудничество

Отдельно выделяют такую внешнюю функцию, как обороны границ государства. Она включает в себя повышение боевой мощи Вооружённых Сил, обучение военных кадров и укрепление позиций.

Мы рассмотрели классические внутренние и внешние функции государств в таблице, но есть и другие. Согласно иной концепции целей страны выделяют следующие:

  1. Правовое регулирование, которое заключается в создании конституционных норм, обеспечения прав и законного рассмотрения всех дел.
  2. Защита экологии.
  3. Культура и воспитание.
  4. Социальное развитие, которое заключается в справедливом распределении благ среди населения.
  5. Координация, обеспечивающая общественное развитие, согласие и единство.
  6. Стабилизация, заключающаяся в поддержке мира в обществе.
  7. Хозяйственная функция, которая выражается в регулировании экономикой.

Внешние миссии делятся на:

  1. Оборона и защита государства, его независимости. Включает в себя ведение военных действий против других стран.
  2. Защита интересов на международной арене. Состоит в заключении выгодных международных контрактов, участии в решении глобальных проблем, внесение вклада в развитие мира.

Важные внутренние задачи

В таблице внешних и внутренних функций государства, последние из них мы подробно не рассматривали. Так вот, внутренние задачи могут быть основными и неосновными. Пока остановимся на первом их виде.

Особенность основных задач в том, что их может выполнять исключительно государство. В первую очередь к таким функциям относят обеспечение общественного права, безопасности, свободы и правопорядка. При более детальном рассмотрении сюда включают борьбу с преступностью, учет количества населения, предотвращение кризисов и катастроф, меры по ликвидации последствий природных катаклизмов. Вторая основная задача – установление и контроль за выполнение общественных правил. Цель заключается в разработке и воплощении в жизнь гражданского, трудового и т.д. законодательства.

Третья важная задача – регулирование валютно-финансовой ситуации, то есть контроль выпуска денег. Последняя основная цель – регулирование бюджета, которое заключается во взимании налогов, пошлин и т. д.

Неосновные внутренние задачи

Примеры внутренних и внешних функций государства мы рассмотрели. Это просто, ведь каждый взрослый человек хотя бы раз сталкивался с государством напрямую, желая посредством закона добиться желаемого. Однако не все знают об неосновных функциях, которые преимущественно носят внутренний характер. Их условно делят на те, что сформировались исторически и на появившиеся недавно.

Внутренние и внешние функции Российского государства несколько отличаются от общепринятых и это нормально. Отличия эти очень незначительны. Какие же неосновные, исторически сложившиеся задачи стоят перед Россией?

  1. Управление связью и транспортом.
  2. Контроль над образованием и охраной здоровья.
  3. Защита и помочь неполноценным лицам.
  4. Управление СМИ.

Некоторые функции становятся ненужными со временем. Например, российские СМИ были приватизированы и на данный момент страна управляет только двумя телеканалами.

Новые цели:

  1. Предоставление социальных услуг.
  2. Принятие экономических и административных мер для поддержания стабильной экономической ситуации.
  3. Развитие государственного предпринимательства.

Внешние функции

Рассматривая в таблице внешние и внутренние функции государства, мы подробно не останавливались на первых. К внешним целям относят:

  1. Использование армии для решений международных конфликтов.
  2. Дипломатическая деятельность с целью решения глобальных мировых проблем.
  3. Стимулирование развития международной экономики.
  4. Защита экономики мира от негативных факторов.

Внешние функции исключительно основные, так как осуществлять их может лишь государственный аппарат.

Экономика

Из характеристики внутренних и внешних функций государства становится понятно, что каждая из них очень важна. Остановимся подробнее на тех, которые оказывают наибольшее влияние на отдельного человека.

Экономическая задача страны заключается в создании рабочих мест, предприятий, законов, регулирующих эту область, и необходимых условий для развития негосударственных компаний. Неправильное или неполное выполнение этого задания приводит к экономическим кризисам. Естественно, не всегда. Однако даже при негативной общемировой ситуации, страна должна стараться сохранить стабильность.

Пользы не приносит ни жесткое регулирование со стороны государства, ни полное его отдаление от экономических дел. В России были испробованы оба этих подхода. В итоге все пришли к выводу, что лучше придерживаться «золотой середины» — давать возможность экономике развиваться самостоятельно, но время от времени регулировать её направленность.

Социальная политика

Мы рассмотрели кратко внутренние и внешние функции государства, а теперь подробно остановимся на задачи, которая непосредственно касается каждого человека. Социальная функция заключается в обеспечении достойного уровня жизни для каждого гражданина. Сюда также входит обеспечение медицинской помощи, защита матерей, детей и отцов, гарантированная минимальная зарплата и пенсия, охрана труда. Социальная задача ещё подразумевает оказание необходимой помощи людям, которые пострадали при природном катаклизме.

Также сюда входит развитие культуры и образование. Поддержание общечеловеческих ценностей. Политическая функция проявляется в обеспечении власти народа во всех отраслях в приемлемой форме.

Экология, налоги, охрана правопорядка

Основные внутренние и внешние функции Российского государства невозможно представить без защиты экологии. Правительство обязательно должно вмешиваться в эти вопросы и следить за тем, чтобы предприятия не наносили природе непоправимый вред.

Фискальная функция очень важна, так как её выполнение обеспечивает наполнение государственного бюджета. Выполняется на всех уровнях власти.

Правоохранительная цель каждого государства складывается из трех составляющих:

  1. Охрана порядка.
  2. Охрана и защита прав собственности.
  3. Охрана и защита прав человека.

Оборона и мир

В таблице внутренних и внешних функций государств с примерами, мы указали, что оборона выносится отдельно. Главная задача оборонительной функции состоит в отражении агрессии со стороны других государств. Несмотря на мирную политическую ситуацию, ни одна страна не сокращает расходы за счет армии. Опыт показал, что слабого «товарища» другие страны всегда заметят и не поленятся захватить его территории мирно или при помощи оружия.

Более глобальная задача заключается в поддержании мира не между отдельными странами, а во всем мире. Война может привести к гибели всего человечества, особенно с современной технической мощью.

Международное сотрудничество

Примеры внутренних и внешних функций государства дают понимание о том, что как бы хорошо страна не выполняла свои задачи, без взаимодействия с другими она не сможет быть полноценной. Международное сотрудничество проявляется в создании всемирных организаций, обмене студентами, укреплении культурных связей. Страны совместно занимаются охраной границ, вопросами коллективной безопасности, выгодного экономического взаимодействия, расширением прав меньшинств. Основные внутренние и внешние функции государства могут быть исполнены только при тесном сотрудничестве с другими странами.

Кроме того, такое сотрудничество позволяет не бояться за свою дальнейшую судьбу людям, которые по каким-то причинам оказались в чужой стране. Посольства каждый день решают множество важных и неотложных дел, помогая людям с разных уголков мира.

Таким образом, мы рассмотрели основные внутренние и внешние функции государства.

fb.ru

Понятие и классификация функций государства

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.

Элементы функций государства:
  1. Объект – сфера общественных отношений;
  2. Содержание – конкретные действия, принимаемые государством для достижения поставленных перед ним социально полезных целей;

В каждом государстве государственные функции различны, так как их перечень и содержание определяются совокупностью факторов внешнего и внутреннего характера, среди которых особо выделяют своеобразие сущности конкретного государства, особенности и актуальность на данный момент времени экономических, политических, национальных, экологических и иных проблем.

Функции государства показывают направления деятельности государства в определенный исторический период.

Классификация функций государства – выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:

По сфере деятельности государства:

Внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:

  1. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина;
  2. Функция обеспечения правопорядка;
  3. Экономическая функция;
  4. Функция налогообложения;
  5. Функция социальной защиты;
  6. Экологическая функция;
  7. Культурная функция;

Внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:

  1. Функция обороны страны;
  2. Функция поддержания мирового порядка;
  3. Функция сотрудничества с другими государствами;
По продолжительности осуществления:
  1. Постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;
  2. Временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;

По значимости и степени общности:

Основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством;

Неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области;

По сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:
  1. Экономические;
  2. Политические;
  3. Социальные;
  4. Экологические;
  5. Фискальные;
По функциональному назначению:
  1. Охранительные;
  2. Регулятивные;

В классификации функций государства не следует выделять функции государственных органов, которые представляют собой реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов и их должностных лиц в соответствии с занимаемым ими местом в государственном механизме и политической системе общества


  1. Внутренние и внешние функции государства
  2. Отличие функций государства от функций государственных органов

jurconsult.blogspot.com

Функции государства | TGP

 /   /   /  Функции государства

Понятие функций государства

Функции государства – это основополагающие направления деятельности государства, обусловленные его сущностью, формой и социальным назначением.

Функции государства обусловлены объективными потребностями общежития внутри государства, статичны по отношению к базовым общественным институтам, динамичны в ответ на вызовы общества. Функции государства предопределены внутренними и внешними факторами, которые имеют влияние на общественную жизнь.


Признаки функций государства

1. Функции государства носят объективный характер.

2. Функции государства статичны в своих базовых проявлениях и динамичны по частным вопросам.

3. Функции государства выражают сущность и социальное назначение государства.

4. Функции государства предопределены как внутренними, так и внешними факторами.

5. Функции государства действуют в рамках определенных форм и с помощью определенных методов.

6. Функции государства суть его существования и деятельности.

Классификация функция государства:

В зависимости от продолжительности действия принято выделять постоянные и временные функции государства.

В зависимости от значимости принято выделять основные и неосновные функции государства.

В зависимости от направления осуществления деятельности принято выделять внутренние и внешние функции государства.


Формы и методы осуществления государством своих функций:

Формы осуществления функций государства – это внешнее выражение деятельности государства.

Основными формами осуществления функций государств являются: организационная форма и правовая.

Организационная форма осуществления функций государства включает в себя внешнее проявление оперативной работы в рамках осуществления государственной власти. В рамках организационной формы осуществляется хозяйственная, регламентирующая, статистическая и идеологическая деятельность.

Правовая форма осуществления функций государства включает в себя правовое закрепление и сопровождение деятельности в рамках осуществления государственной власти. Так, к правовой форме принято относить: правотворческую деятельность (подготовка и принятие нормативно-правовых актов), правоприменительную деятельность (реализация и исполнение), правоохранительную деятельность (охрана общественные интересов), судебную деятельность (осуществление правосудия), контрольно-ревизионную деятельность (инспектирование и проверка органов государственной власти).

Методы осуществления функций государства – это совокупность способов, приемов и средств, которые государство использует при осуществлении своей деятельности.

Среди основных методов осуществления государством своих функций принято выделять следующие приемы, средства и способы:

1. Метод убеждения (представление информации в таком виде, чтобы участник общественные отношений осмыслил его и принял к сведению)

2. Метод принуждения (моральное, психическое и физическое воздействие в рамках достижения определенных целей)

3. Метод поощрения (предоставление привилегий за социально позитивное поведение)

4. Метод наказания (применение определенных санкций к нарушителям заведенного порядка общественного бытия)

5. Нормативно-правовой метод (применение системы нормативных правовых актов для достижения целей государственного управления)

6. Метод рекомендаций (внушение социально позитивного поведения)

7. Метод контроля (осуществление надзора в рамках общественных отношений)

8. Метод информационного влияния (использование средств массовой информации для создания определенного образа и стереотипа поведения)



Интересное:

www.student-pravo.ru

Функции государства

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

В юридической науке понятие «функция» употребляется для характеристики содержания деятельности, социальной роли, социального назначения государства и пава.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА – основные направления и стороны деятельности государства, в которых отражаются и конкретизуются его суть, цели и задачи.

Функции государства – особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом. Функции государства тесно связаны с характеристиками государства; его типом и формой. С эволюцией государства эволюционируют и его функции.

Функции государства классифицируют по разным основаниям:

1). В зависимости от продолжительности действия различают постоянные (которые осуществляются на протяжении длительного исторического периода функционирования государства) и временные (характерные для какого-то незначительного по времени исторического периода) функции государства. Например, на всех этапах своего существования государство осуществляет функцию охраны правопорядка (постоянная функция). В то же время функция ликвидации последствий конкретного стихийного бедствия или техногенной катастрофы носит временный характер. Она исчезает с достижением поставленной перед государством задачи;

2). В зависимости от значения различают основные и второстепенные функции государства. Их соотношение, «удельный вес» в деятельности государства определяются конкретным историческим этапом его развития и дают возможность оценить сущность государства, его социальное значение. Например, в годы войны на первое время выходит функция обороны, все другие функции государства подчинены ей;

3). По процессу реализации государственной власти: законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные;

4). В зависимости от сферы приложения (по территории исполнения) различают внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции, характеризующие внутреннюю политику, осуществляются в пределах территории государства и нацелены на решение внутренних его задач, а внешние, отражающие деятельность государства на международной арене в его взаимодействии с другими субъектами международных отношений, направлены на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами.

Внутренние функции по сфере общественных отношений в свою очередь делятся на:

— политическую: руководство развитием и функционированием политической системы, обеспечение демократии, осуществление властных полномочий;

— функцию защиты прав и свобод человека и гражданина: конституционное закрепление личных, политических и социальных прав человека, деятельность государственных органов, защищающих права человека и гражданина;

— экономическую: формирование и исполнение бюджета, составление и выполнение программ экономического развитие, финансирование ряда отраслей, непосредственное руководство государственным сектором экономики, создание благоприятных условий для развития экономики;

— функцию финансового контроля: выявление и учет доход производителей материальных и духовных благ, взимание налогов, распределение налоговых средств;

— социальную: обеспечение прав человека, забота о социально незащищенных слоях населения, сохранение социального мира и согласия;

— идеологическую: обеспечение плюрализма, гласности, демократии;

— культурно-воспитательную: обеспечение развития нации, культуры, образования, искусства и др.;

— функцию охраны правопорядка: обеспечение точного и полного осуществления правовых предписаний всеми участниками правовых отношений внутри государства, привлечение к юридической ответственности правонарушителей;

— природоохранительную, или экологическую функцию: регулирование процесса использования природных ресурсов, сохранение и восстановление естественной среды обитания;

— информационную функцию: организация и обеспечение системы получения, использования, распространения и хранения информации;

— другие.

К внешним функциям современного государства относятся:

— защита государственного суверенитета;

— поддержание мира и мирного сосуществования между различными государствами;

— формирование благоприятного политического климата;

— интегрирование национальной экономики в мировую;

— совместное с другими странами участие в решении глобальным проблемам человечества.

В современном мире, когда все проявления общественной жизни все более интернационализируется, грань между внешними и внутренними функциями постепенно стирается. Практически каждая из функций государства имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

Так как деятельность государства осуществляется государственными органами – его функции реализуются в определенных формах:

правотворчество — деятельность специальных государственных органов по разработке и принятию нормативно-правовых актов;

правореализация – практическая деятельность государственных органов по реализации своих полномочий;

правоохрана – деятельность государственных органов по созданию условий для соблюдения законности и правопорядка.

ПОНЯТТЯ І ВИДИ ФУНКЦІЙ ДЕРЖАВИ

В юридичній науці поняття «функція» вживається для характеристики змісту діяльності, соціальної ролі, соціального призначення держави і пава.

ФУНКЦІЇ ДЕРЖАВИ — основні напрямки і сторони діяльності держави, в яких відображаються і конкретизуються його суть, цілі і завдання.

Функції держави — особливий механізм державного впливу на суспільні відносини і процеси, що охоплює основні напрямки діяльності держави по управлінню суспільством. Функції держави тісно пов’язані з характеристиками держави; його типом і формою. З еволюцією держави еволюціонують і його функції.

Функції держави класифікують по різних підставах:

1). У залежності від тривалості дії розрізняють постійні (які здійснюються протягом тривалого історичного періоду функціонування держави) і тимчасові (характерні для якогось незначного часу історичного періоду) функції держави. Наприклад, на всіх етапах свого існування держава здійснює функцію охорони правопорядку (постійна функція). У той же час функція ліквідації наслідків конкретного стихійного лиха або техногенної катастрофи носить тимчасовий характер. Вона зникає з досягненням поставленої перед державою завдання;

2). В залежності від значення розрізняють основні і неосновні функції держави. Їх співвідношення, «питома вага» в діяльності держави визначаються конкретним історичним етапом його розвитку і дають можливість оцінити сутність держави, її соціальне значення. Наприклад, у роки війни на перший час виходить функція оборони, всі інші функції держави підпорядковані їй;

3). За процесом реалізації державної влади: законодавчі, управлінські, правоохоронні, інформаційні;

4). У залежності від сфери додатка (по території виконання) розрізняють внутрішні та зовнішні функції держави.

Внутрішні функції, що характеризують внутрішню політику, здійснюються в межах території держави і націлені на вирішення внутрішніх завдань, а зовнішні відображають діяльність держави на міжнародній арені у його взаємодії з іншими суб’єктами міжнародних відносин, спрямовані на встановлення та підтримання певних відносин з іншими державами.

Внутрішні функції по сфері суспільних відносин в свою чергу діляться на:

— політичне: керівництво розвитком і функціонуванням політичної системи, забезпечення демократії, здійснення владних повноважень;

— функцію захисту прав і свобод людини і громадянина є: конституційне закріплення особистих, політичних і соціальних прав людини, діяльність державних органів, що захищають права людини і громадянина;

— економічну: формування та виконання бюджету, складання і виконання програм економічного розвиток, фінансування низки галузей, безпосереднє керівництво державним сектором економіки, створення сприятливих умов для розвитку економіки;

— функцію фінансового контролю: виявлення та облік дохід виробників матеріальних і духовних благ, справляння податків, розподіл податкових коштів;

— соціальну-забезпечення прав людини, турбота про соціально незахищені верстви населення, збереження соціального миру і злагоди;

— ідеологічну: забезпечення плюралізму, гласності, демократії;

— культурно-виховну: забезпечення розвитку нації, культури, освіти, мистецтва та ін;

— функцію охорони правопорядку: забезпечення точного і повного здійснення правових приписів усіма учасниками правових відносин всередині держави, притягнення до юридичної відповідальності правопорушників;

— природоохоронну, екологічну функцію або: регулювання процесу використання природних ресурсів, збереження та відновлення природного середовища;

— інформаційну функцію: організація і забезпечення системи одержання, використання, поширення та зберігання інформації;

— інші.

До зовнішніх функцій сучасної держави відносяться:

— захист державного суверенітету;

— підтримання миру і мирного співіснування між різними державами;

— формування сприятливого політичного клімату;

— інтегрування національної економіки у світову;

— спільне з іншими країнами, участь у вирішенні глобальних проблем людства.

У сучасному світі, коли всі прояви суспільного життя все більше інтернаціоналізується, грань між зовнішніми та внутрішніми функціями поступово стирається. Практично кожна з функцій держави має внутрішню і зовнішню сторони.

Так як діяльність держави здійснюється державними органами — його функції реалізуються у певних формах:

правотворчість — діяльність спеціальних державних органів по розробці та прийняттю нормативно-правових актів;

правореализация — практична діяльність державних органів щодо реалізації своїх повноважень;

правоохорона — діяльність державних органів по створенню умов для дотримання законності та правопорядку.

profmeter.com.ua

Функции государства

Должно ли государство влиять на процессы преподавания в школе и вузе? Допустимо ли прямое государственное вмешательство в сферы экономики, научного и художественного творчества? Является ли забота о сохранении среды обитания человека задачей государства?

Государство как организация публичной политической власти является живым действующим механизмом, что выражается в его функциях.

Понятие функций государства

Функциями государства называются основные направления деятельности государства, выражающие его сущность.

Подчеркнём, что, во-первых, функции государства — это не любые, а именно основные, главные направления его деятельности, каждое из которых имеет своё конкретное содержание. Например, правоохранительная функция предполагает обеспечение точного соблюдения всеми участниками общественных отношений установленных государством правил, охрану общественной безопасности, прав и свобод граждан, наказание лиц, совершавших противоправные действия, и пр.

Во-вторых, в функциях государства выражается его сущность, главное социальное предназначение. Любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляло) общесоциальные функции. Даже ранние государства, например рабовладельческие и феодальные, наряду с классовыми функциями (подавление сопротивления эксплуатируемых классов) выполняли в той или иной мере «общие дела» (строительство ирригационных систем, дорог, храмов и других общественных сооружений, борьба с эпидемиями, стихийными бедствиями, регулирование общественных отношений на основе законов и пр.). Тем самым узкоклассовая сторона сущности государства сочеталась с другой его сущностной стороной — общесоциальной. Следовательно, государство всегда выступало по ряду направлений в интересах всего общества, являлось средством его объединения. Напомним, что постепенно в самих классах наблюдались значительные изменения, произошло становление среднего класса — мощного стабилизирующего фактора общества. Это существенно отразилось на функциональной деятельности государства (особенно во второй половине XX в.). Функции, рождённые классовыми противоречиями, отошли на второй план. Приоритетное положение приобрели общесоциальные функции. На смену методам принуждения, прямого насилия пришли государственно-правовые методы и средства (обеспечение прав и свобод граждан, смягчение социального неравенства, выполнение государством функции социального и политического арбитража).

В-третьих, функции государства тесно связаны с задачами, которые при этом решаются. Под влиянием общественных условий, задач, решаемых в тот или иной исторический период, изменяются приоритеты в функциональной деятельности государства. Например, в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на первый план в СССР вышла задача укрепления обороноспособности страны, отражения агрессора. Решению этой первоочередной задачи была подчинена большая часть функций государства: перестройка промышленности на военный лад, производство современного вооружения, создание оборонительных сооружений и др.

Отдельные функции государства — это лишь относительно самостоятельные аспекты целостной и единой по своей сути функциональной деятельности государства, которая осуществляется всеми или многими его органами. Именно целостная функциональная деятельность государства, как вам известно, порождает и поддерживает государственный (политический) режим.

Классификация функций государства

Функции государства в юридической науке классифицируются по разным основаниям.

По причинам возникновения (генезису) они разделяются на функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов), и функции, вытекающие из потребностей общества в целом (функции «общих дел» — экономическая, экологическая и пр.).

По продолжительности действия выделяются функции постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его жизнедеятельности, например охрана правопорядка, существующих форм собственности, оборона страны. Временные функции появляются на конкретном этапе общественного развития и по мере перехода к иному этапу могут утрачивать своё значение.

По важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные (подфункции). К подфункциям относится, например, организация статистического учёта. (Отметим, что в данном параграфе речь идёт об основных функциях государства.)

Следующим основанием для классификации функций является характер государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с этим критерием все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные. Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы). Регулятивная функция — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами и пр.).

Относительной новизной отличается классификация функций, в основе которой лежит принцип разделения государственных властей на власть законодательную, исполнительную и судебную. В этой связи рассматриваются три функции государства — законодательная, исполнительная, судебная. Иногда выделяется четвёртая, надзорная функция и соответствующая ей ветвь власти. Подчеркнём, что данная классификация соответствует функциональной деятельности только современных правовых государств. Она не может быть применена к государствам других исторических типов ввиду несвойственности им принципа разделения властей.

Наиболее распространена в юридической литературе классификация функций по их направленности. В соответствии с этим критерием выделяют внутренние и внешние функции государства. Внутренние функции направлены на решение внутренних задач страны, а внешние — на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с другими государствами, мировым сообществом в целом.

Внутренние и внешние функции государства

Внутренние функции. В правоведении общепринят подход к рассмотрению внутренних функций в зависимости от того, какая область общественных отношений подвергается воздействию со стороны государства. На этом основании чаще всего выделяют следующие функции: экономическую; социальную; экологическую; политическую; обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка; информационную.

Экономическая функция в обществе с распределительной и рыночной экономикой проявляется по-разному. В обществе с распределительной экономикой государство, как вы знаете, выступает собственником основных средств производства. Опираясь на эту базу, оно централизовано и монопольно регулирует экономические отношения, планирует производство и распределяет его продукцию в масштабах всей страны, берёт на себя функцию регулирования и торгового обслуживания населения. В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности антиправовое вмешательство государства в экономику не допускается. Государство вырабатывает экономическую политику; формирует государственный бюджет и контролирует его расходование; управляет предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность; устанавливает правовые основы рынка. В частности, создаются законы по охране существующих форм собственности, защите прав и интересов граждан-акционеров, вкладчиков, потребителей, принимается антимонопольное законодательство. Наряду с этим осуществляется государственное лицензирование производства ряда товаров и торговли этими товарами, контроль над экспортом и импортом отдельных товаров, стимулируется через льготный налоговый режим развитие приоритетных отраслей экономики. Следовательно, государственное регулирование экономических отношений осуществляется прежде всего правовыми, организационными и экономическими методами. В периоды экономических кризисов и на переходных этапах вмешательство государства в экономику может усиливаться.

Социальная функция многообразна и охватывает широкий круг проблем. Её главное назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряжённость в обществе. В этой связи государство должно устанавливать минимальный размер оплаты труда, гарантировать занятость трудоспособного населения, а также социальную защиту тех, кто в ней нуждается, а именно: пожилых людей, инвалидов, многодетных семей, детей-сирот, студентов, беженцев, безработных, вынужденных переселенцев и др.

Социальная функция предполагает и государственную политику в области здравоохранения, образования, науки и культуры. Она осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) соответствующих учреждений. Подчеркнём, что социальная функция связана с понятием социального государства, деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Для выполнения социальной функции государство развивает систему государственных служб, создаёт фонды, предназначенные для выплаты пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу.

В развитых странах социальная функция государства регулируется особой отраслью права — социальным правом. Например, в ФРГ уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодёжи и т. д.)- В Российской Федерации государство осуществляет свою социальную функцию пока ещё недостаточно полно и последовательно.

К социальной функции непосредственно примыкает экологическая функция. Она приобретает большую значимость в условиях ухудшения экологической обстановки во всём мире, в частности в результате экологических катастроф и интенсивной эксплуатации природных ресурсов. Вредные последствия такой деятельности требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях: проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т. д.

Следует отметить, что в последнее время экологическая функция переросла рамки отдельных стран и приобрела международный масштаб, превратившись в проблему спасения всей планеты, сохранения человечества.

Политическая функция состоит в предотвращении межнациональных конфликтов, создании необходимых и достаточных условий для реализации принципа народовластия, формирования гражданского общества.

С политической функцией тесно связана функция обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка. Под правопорядком понимается реальное состояние общественных отношений, регулируемых нормами права. Единичным актом правопорядка является правомерное поведение конкретного субъекта права, равно как и единичным актом его подрыва (деформации) служит противоправное поведение. Господство правомерного поведения приводит в итоге к желанному для всех спокойствию и общественной безопасности. В последние десятилетия в демократических государствах приобрела особую актуальность проблема надёжного обеспечения и защиты прав и свобод человека, без чего невозможен демократический правопорядок. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Поэтому функция охраны правопорядка модифицируется и становится функцией государства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка.

Информационная функция является относительно новой функцией государства. Она появилась в связи с быстро развивающейся информатизацией общества, созданием баз данных, всемирных информационных систем, формированием общемирового информационного пространства. Данная функция реализуется через различные каналы связи (государственные средства массовой информации, непосредственное общение народа с политическими деятелями и пр.). Государство информирует общество о своей повседневной работе, её результатах и перспективах, о состоянии дел внутри государственного аппарата и т. д. Передача этой информации создаёт необходимые условия для нормального функционирования общества, всех ветвей государственной власти. К сожалению, информирование граждан не всегда бывает полным и объективным, нередко предпринимаются попытки манипулировать общественным сознанием.

Следует отметить, что наряду с традиционным подходом к изучению внутренних функций государства существует и новый (нетрадиционный) правовой подход. В соответствии с ним функции государства рассматриваются, исходя из специфики государственного воздействия на общественные отношения. Суть специфики — в установлении государственно-правового порядка в различных областях общественных отношений, его практическая реализация и защита. На этом основании выделяются три внутренние функции государства: правоустановительная, правореализаторская и правозащитная.

Правоустановительная функция — это деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права (издание законов и иных нормативно-правовых актов, официальное признание и закрепление приоритетного значения прав и свобод человека и пр.). Значение этой функции обусловлено внутренним единством и неразрывной связью права и государства.

Правореализаторская функция — это деятельность государства по претворению в жизнь установленного права. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленное право было подлинно действующим правом, чтобы его нормы соблюдались как в деятельности самого государства, так и в поведении граждан.

Правозащитная функция — это деятельность государства по защите прав и свобод человека, правопорядка во всех сферах общественной жизни. Важным аспектом правозащитной деятельности является борьба с правонарушениями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприятий.

Подчеркнём, что изложенный подход не получил ещё широкого отражения в юридической литературе.

Внешние функции представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене. К ним относятся: функция обороны страны, функция интеграции в мировую экономику и взаимовыгодного сотрудничества, функция обеспечения мира, функция сотрудничества с другими государствами по глобальным проблемам современности и поддержанию мирового правопорядка.

Функция обороны страны обеспечивает отражение вооружённой агрессии, защиту территориальной целостности государства, внешнюю безопасность страны. С учётом геополитического положения России в основу концепции обороны страны положен принцип создания относительно небольших, но достаточно мощных вооружённых сил, готовых к оперативному использованию в районах, где возникает угроза безопасности России.

Функция интеграции в мировую экономику и взаимовыгодного сотрудничества связана с интернационализацией мировой экономики, формированием мирового рынка и направлена на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений всех государств мирового сообщества.

Функция обеспечения мира предполагает сохранение мира во всём мировом пространстве, исключение локальных и мировых войн, разрешение международных конфликтов и противоречий мирными, дипломатическими средствами, отказ от использования ядерного и другого оружия массового поражения.

Функция сотрудничества с другими государствами по глобальным проблемам современности и поддержанию мирового правопорядка является самой многообразной.

Во-первых, в содержание данной функции входит сотрудничество государств по решению проблем, которые затрагивают интересы всего человечества. К числу таких глобальных проблем относятся: сырьевая, энергетическая, экологическая и др.

Во-вторых, эта функция связана с обеспечением мирового правопорядка и предполагает координацию действий мирового сообщества в борьбе с чудовищным по своим последствиям международным терроризмом, а также с международной, особенно организованной, преступностью (контрабандой, наркобизнесом и пр.).

В-третьих, функция обеспечения мирового правопорядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в решении межнациональных конфликтов. Они обычно сопровождаются нарушением прав человека, интересов национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. В случае грубейших массовых нарушений прав человека, т. е. совершения международных преступлений, наступает ответственность перед международными судебными органами.

Итак, мы рассмотрели функции государства. В заключение подчеркнём, что в современных условиях усиливается взаимосвязь и взаимозависимость между внутренними и внешними функциями.

Вопросы для самопроверки

1) В чём суть понятия «функции государства»?

2) Какие классификации функций вам известны?

3) Чем отличается традиционный подход к рассмотрению функций государства от подхода нетрадиционного?

4) В чём суть и значимость каждой из внутренних и внешних функций государства?

5) Почему внутренние и внешние функции взаимосвязаны между собой?

socialstudies.ru