Последствия принятия христианства на руси таблица – : —

Содержание

Причины, последствия и историческое значение принятия христианства на Руси

Оглавление:

  1. Причины принятия христианства на Руси
  2. Дата принятия христианства на Руси
  3. Историческое значение принятия христианства на Руси
  4. Негативные последствия принятия христианства на Руси

История принятия христианства на Руси уходит далеко в прошлое, к концу Х века. Правил тогда государством Владимир І. Благодаря летописцам стало известно, что христианство на Руси наблюдалось очень давно. История говорит, о том, что проповедовал данную религию еще Андрей первозванный. Известно, что он был учеником Христа. Рассказы, переходящие от поколения к поколению, свидетельствуют о том, что христианство медленными темпами вписывалось в жизнь русичей. Отдельные группы населения в разные времена принимали крещение.

Историки хотели разобраться в причине принятия Русью христианства. Почему здесь прижилась именно православная вера? Какие амбиции руководили Владимиром?

Первым пунктом в решении вопроса должно стоять описание сущности самого князя Владимира. Его внутренний мир. Ну и только потом уже анализ социально-политических, а также духовных процессов государства, вверенного ему. Князь Владимир славится могучим правлением тех времен. Он понимал, что язычество не будет соответствовать тем политическим и духовным стандартам государства, которые планировалось ввести в ближайшем будущем.

Причины принятия христианства на Руси

Уже начиная с 980 года, князь начинает будоражить общество реформами религиозного плана. На тот момент власть пыталась объединить богов всех племен, которые существовали в Киевской Руси, в единое целое. Во главе должен был стоять бог Перун. Однако такой эксперимент не удался. Культ Перуна не прошел в массы. Не получилось сотворить единое целое со всеми племенами.  Язычество оказалось не той религией, которая может скрепить Киевскую Русь.

Практика неоднократно показывала, что лучше всех объединяет народы только две религии, а именно христианство и ислам. Поэтому Владимир решил остановиться на одной из них.

Существует версия, что перед тем, как принять христианство, на Руси была проведена «процедура выбора». Уже в те времена правители понимали, что перед принятием ответственного решения нужно хорошо взвесить все положительные и отрицательные моменты вопроса. Поэтому Владимир, по версии историков, отправил своих послов во все соседствующие государства и дал распоряжение каждому из них определить наилучшую веру из основных религий мира. В списке оказались:

  • Иудаизм;
  • Ислам;
  • Христианство;
  • Католицизм.

После возвращения домой послы в один голос твердили, что лучше православия нет. Их подкупила красота храмов и не менее прекрасный душевный подъем после посещения их.

Но не стоит думать, что послы были ценителями прекрасного, поэтому перешли на сторону христианства. Предпосылками принятия христианства на Руси стала связь Киевской Руси с Византией, ведь именно ее религиозный опыт решено было перенять.  Их объединяло многое: политика, экономика, культура. Византийское государство – это сплошная подчиненность духовной власти императору.

К таким же политическим стандартам стремительно шел князь Владимир. Мало того, в его планах был брак с сестрой императора Византии. Это и были те причины принятия христианства на Руси, благодаря которым случился этот исторический факт. Чтобы жениться на принцессе Анне, князю нужно было принять православие. Династия сыграла не последнюю роль в принятии веры целым государством. Именно этот брак позволил закрепить связи с могучей Византией. После установления тесных связей между этими двумя государствами была открыта дорога к расширению политического влияния. Еще один плюс – Византия помогала Руси защититься от кочевых племен, которые систематически осуществляли свои набеги. А Византия научилась использовать все племена, которые раскинулись на территории Великой степи (на север от Черного моря), в своих целях. С их помощью она боролась с северным соседом.

Еще один момент, который повлиял на выбор Владимира – отсутствие языковых канонов в религии. Если просмотреть католицизм, то там все богослужения проводились на латыни. Точно на таком же языке были написаны все тексты священных книг. Князя это не устраивало. Обратил он свое внимание и на то, что в этот период времени православие решила принять Болгария. Это государство имеет славянские корни, поэтому и обряды, и книги для богослужения были родственными для населения Киевской Руси. Именно через болгарских духовных представителей христианство начало вливаться в русское общество. 

Дата принятия христианства на Руси

Официально 988 н.э. – это год принятия христианства на Руси. Именно тогда крестился князь Владимир, а вскоре последовали его примеру и приняли греческое христианство киевляне.

Были вычеркнуты из жизни населения языческие боги. Их сожгли и выбросили в реку. Начали очень быстро строиться христианские церкви.

Заметно повлияло христианство на древнерусское общество. В их жизни произошли глубокие нравственные перемены: развратный и жестокий Владимир вместе с крещением обрел щедрость и сочувствие к окружающим. В памяти своих граждан он остался как Владимир Красное Солнышко.

После принятия христианства стали заметны многие перемены в жизни государства:

  • Введен церковный налог (десятина).
  • Начали формироваться предпосылки для введения волостного правления.
  • В Русь проникла культура Византии.

Конечно,  внедрение новой религии проходило не так просто, как кажется со стороны. Население всячески сопротивлялось. Люди никак не могли смириться, что им запрещают почитать их языческих богов. Но все же христианство медленно и уверенно утверждалось. И поэтому дата принятия христианства на Руси в разных ее областях значительно отличалась.

Таким примером могут служить окраины Киевской Руси. Там христианство появилось намного позже, чем в том же Киеве или Новгороде.

Историческое значение принятия христианства на Руси

Именно после выбора веры началось дальнейшее развитие в плане истории, поэтому историческое значение принятия христианства на Руси очень велико.

Данная религия, подтолкнула многие народы объединиться в одно общество. Перестали существовать границы, которые раньше стояли между русом, славянином, угро-фином и другими нациями. Духовная основа поменяла их взгляды. Начали уходить в прошлое обряды язычества. Общество постепенно подвергалось гуманизации.

Спустя некоторое время был проведен огромный культурный переворот – была введена единая письменность. Христианство послужило толчком для внедрения городской культуры в жизнь Киевской Руси, ведь раньше здесь правила культура сельскохозяйственная. Появилось книжное дело, развивалась литература, философия. Стремительно внедрялось храмное строительство. Записывалась история.

Христианизация послужила началом становления нового типа государственного правления. Оно во многих своих очертаниях напоминало византийскую форму:

  • Тесная связь светских и церковных властей.
  • Оформление юрисдикции церкви.
  • Надзор церкви над службой мер и весов.
  • Церковь получает возможность участвовать в международных делах.
  • Только после принятия христианства Киевская Русь получила возможность вступить в европейский христианский мир. Благодаря этому государство получило право стать равноправным членом европейского процесса.

Принятие христианства на Руси и его значение в развитии государства невозможно переоценить. Поддержка Византии сыграла большую роль в становлении Руси, как значимой страны на политической арене Европы и Азии. Появилась возможность активно налаживать контакт с государствами той же веры.

Киевская Русь получила новый статус «Цивилизованное государство». Во времена язычества это было невозможно. Вместе со статусом появилась возможность начать развитие торговых отношений со странами Европы. В дальнейшем эти связи выведут Русь на мировую арену в качестве весомого игрока.

Христианство не только наладило связи между странами, но и сплотило русский народ. Именно церковь работала по направлению искоренения языческих обычаев. С приходом христианства начали потихоньку исчезать кровавые обряды и жертвоприношение. Народ стал более воспитанным и просвещенным, люди стали понимать, зачем ходить в церковь и как обращаться к Богу. Это стало главной задачей церкви.

Негативные последствия принятия христианства на Руси

Но параллельно со всеми положительными сторонами, существовали и отрицательные моменты.

Негативные последствия принятия христианства на Руси таковы:

  • Русь отделилась от цивилизации западноевропейских стран.
  • После падения Византии Русь вместе со своей церковью оказались изолированными от других христианских общин в мире.
  • Историю каждый трактует по-своему, поэтому бытует мнение, что именно благодаря вышеупомянутым обстоятельствам Западная Европа отказалась помочь Руси в борьбе против иноверцев, которые пытались завоевать ее и «разорвать» на мелкие части.

Значение принятия христианства на Руси разные источники преподносят по-своему. Но все едины во мнении, что все же положительного в этом процессе намного больше. Русь объединилась и научилась бороться с врагом как единый народ.

А как Вы относитесь к такому историческому факту, как принятие христианства на Руси? Расскажите об этом в комментариях.

www.rutvet.ru

4. Значение и последствия принятия христианства на Руси

Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные.

Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич, который «разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети», князь Ростовский Константин Всеволодович снабжавший «книгами церкви Божии»; «богат был. . . книгами» епископ Ростовский Кирилл I (XIII век). Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.

Содержание русских книг было преимущественно духовным. Это объясняется влиянием переводной литературы и живым интересом новопросвещенного русского общества к вопросам христианской веры, нравственности и тем, что русскими писателями в то время были в основном лица духовные.

С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак с греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны — Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир «жил в мире с окрестными князьями — с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь».

Еще более оживились связи Киевской Руси с европейскими странами при Ярославе Мудром. В значительной степени их укрепляли династические браки. Так, дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королем Генрихом I, Анастасия — за венгерским королем Андреем I, Елизавета — за Геральдом Норвежским, а затем за Свеном Датским; польский король Казимир был женат на Добронеге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь, благословившая эти браки, широко простирала и свое влияние в мире.

В языческое время на Руси было лишь одно общественное раз­личие: люди делились на свободных и несвободных, или рабов. Свободные назывались мужами; рабы носили название «челядь» (в единственном числе холоп, роба). Положение рабов, очень много­численных, было тяжко: они рассматривались как рабочий скот в хозяйстве своего господина. Они не могли иметь собственного имущества, не могли быть свидетелями в суде, не отвечали за свои преступления пред законом. За них ответствовал господин, который имел право жизни и смерти над своим холопом и наказывал его сам, как хотел. Свободные люди находили себе защиту в своих родах и сообществах; холоп мог найти себе защиту только у своего господина; когда же господин его отпускал на волю или прого­нял, раб становился изгоем и лишался покровительства и приста­нища. Таким образом, в языческом обществе княжеская власть не имела той силы и значения, какое имеет государственная власть теперь.

Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Кня­зей она учила, как они должны управлять: «воспрещать злым и казнить разбойников». «Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милованье», — говорила духовенство князю Владимиру, указывая ему, что князь не может остаться безучастным к насилию и злу в своей земле, что он должен блюсти в ней порядок. Такой взгляд духовенство основывало на убеждении, что княжеская власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна творить Божью волю. Но так как «всяка власть от Бога» и так как князь «есть Божий слуга», то ему надлежит повиноваться и его надлежит чтить. Церковь требовала от подданных князя, чтобы они «имели приязнь» к князю, не мыслили на него зла и смотрели на него, как на избранника Божия. Когда князья сами роняли свое достоинство в грубых ссорах и междоусобиях («которах» и «коромолах»), духовенство старалось мирить их и учить, чтобы они «чтили старейших» и «не переступали чужого предела». Так духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка, имея перед собою пример Византии, где царская власть стояла очень высоко.

Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных, дружинных и городских, церковь образовала собою особый союз — церковное об­щество; в состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. Церковь опекала и питала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных, убогих. Церковь давала приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Церковь получала в свое владение села, насе­ленные рабами. И изгои, и рабы становились под защиту церкви и делались ее работниками. Всех своих людей одинаково церковь су­дила и рядила по своему закону (по Кормчей книге) и по церков­ным обычаям; все эти люди выходили из подчинения князю и стано­вились подданными церкви. И как бы ни был слаб или ничтожен церковный человек, церковь смотрела на него по-христиански — как на свободного человека. В церкви не существовало рабство: рабы, подаренные церкви, об­ращались в людей лично свободных; они были только прикреплены к церковной земле, жили на ней и работали на пользу церкви. Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.

Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений и во­обще нравственности в русском обществе. На основании греческого церковного закона, принятого и подтвержденного первыми русскими князьями в их «церковных уставах», все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному. Церковные судьи, во-первых, судили за святотатство, еретичество, волшебство, языческие моления. Церковные судьи, во-вторых, ведали все семейные дела, возникавшие между мужьями и женами, родителями и детьми. Церковь старалась искоренить языческие обычаи и нравы в семейном быту: многоженство, умыка­ние и покупку жен, изгнание жены мужем, жестокости над женами и детьми и т. п. Применяя в своих судах византийские законы, более развитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки.

В особенности восставало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В поучениях и проповедях, в беседах и разгово­рах представители духовенства деятельно учили господ быть мило­сердными с рабами и помнить, что раб — такой же человек и хрис­тианин, как и сам его господин. В поучениях запрещалось не только убивать, но и истязать раба. В некоторых случаях церковь прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу. По­лучая рабов в дар, церковь давала им права свободных людей и селила их на своих землях; по примеру церкви иногда тоже делали и светские землевладельцы. Хотя такие примеры были и редки, хо­тя увещания благочестивых поучений и не искореняли рабства, од­нако изменялся и смягчался самый взгляд на раба, дурное обраще­ние с рабами стало почитаться «грехом». Оно еще не каралось за­коном, но уже осуждалось церковью и становилось предосудитель­ным.

Так широко было влияние церкви на гражданский быт язычес­кого общества. Оно охватывало все стороны общественного уст­ройства и подчиняла себе одинаково как политическую деятель­ность князей, так и частную жизнь всякой семьи. Это влияние бы­ло особенно деятельно и сильно благодаря одному обстоятельству. В то время, как княжеская власть на Руси была еще слаба и киев­ские князья, когда их становилось много, сами стремились к раз­делению государства, — церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единов­ластие на Руси явилось, прежде всего, в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу.

Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы ви­дим и просветительную деятельность церкви. Она была многообраз­на. Прежде всего, просветительное значение имели те практические примеры новой христианской жизни, которые давали русским людям отдельные подвижники и целые общины подвижников — монастыри. Затем просветительное влияние оказывала письменность, как пере­водная греческая, так и оригинальная русская. Наконец, просветительное значение имели те предметы и памятники искусства, ко­торые церковь создала на Руси с помощью греческих художников.

Истинный создатель огромной империи Руси — князь Владимир I Святославович в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и тот «постави кумира над Волхвом». Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литера­турного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность давала возможность обще­ния не только с современными культурами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы.

Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магоме­танской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать лите­ратуру, а продолжать ее и создавать в первый же век христианс­тва произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то самой обоснован­ной 988 год.

В первое время христианская письменность на Руси не была обширна. Книги, принесенные на Русь вместе с крещением, предс­тавляли собою болгарские переводы Библии, богослужебных книг, поучений, исторических книг, Кормчей книги и т. п. Под влиянием этой болгарской письменности создалась и собственная русская письменность, в которой главное место занимали летописи и жития святых, поучения и молитвы. Эта письменность, за немногими иск­лючениями, не отличалась ни ученостью, ни литературным искусс­твом. Первые киевские писатели были просто грамотными людьми, обладавшими некоторой начитанностью. Они подражали переводным образцам так, как умели, без школьной учености и риторического искусства. Тем не менее, их произведения оказывали заметное вли­яние на духовную жизнь наших предков и содействовали смягчению нравов на Руси.

Благодаря болгарской письменности христианство сразу выс­тупило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией, — это самое важное, что дало Руси крещение. Христи­анство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества.

Наконец, христианская вера на Руси совершила переворот в области пластического искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Киевс­кий храм Успения Богоматери, получивший название Десятинной церкви потому, что Владимир уделил на его содержание «десятину» (то есть десятую часть) княжеских доходов, был древнейшим ка­менным храмом в Киеве. Каменные храмы в Киеве, Новгороде и в других главнейших городах Руси были созданы вслед за Десятинною церковью. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значи­тельного развития. А с ними вместе развились прочие искусства и художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях худо­жественного производства были, конечно, греки. Позднее под их руководством появились и русские мастера. Развилось, таким образом, национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалось резко выраженным византийским характером и поэтому известно в науке под именем русско-византийского.

Дело о крещении Владимира обыкновенно представляется так, что, решившись принять христианство и, крестившись сам, он тот­час же приступил к крещению своего народа. В действительности это не могло быть так. Переменить веру для народа не шутка. Игорь и Ольга не отважились на это. Крестившись сам, Владимир мог находить благоразумным подготовить народ к перемене веры. Владимир не вступал в сношения с греками потому, что его собс­твенное крещение было делом частным.

Приняв веру истинную, Владимир должен был воодушевляться желанием дать ту же веру и своему народу. Но в этом решении принимали участие и мотивы государственные, он действовал и как великий государь.

Русские принадлежали к семейству европейских народов, но оказывались в нем, так сказать, уродом. Все другие европейские народы были уже христианскими и начали жить тою новою гражданс­кою жизнью, которую получили вместе с христианством и которая отделяла их от народов языческих как особый нравственный мир. Чтобы войти в этот мир, и нам ничего не оставалось более сде­лать, как последовать примеру других.

Владимир понял настоявшую Россию необходимость стать стра­ною христианскою, чтобы сделаться страною вполне европейскою.

Крестившись от папы, Владимир вступил бы в многочисленный сонм окружавших его государей. Но он был бы в нем младшим, сде­лался бы весьма ограниченным в своей свободе его членом. Напротив, крестившись от греков, Владимир сохранял свободу, не подвергал себя опасности быть в мальчиках и на послугах у дру­гих.

Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества.

Историческое значение этого времени заключалось в следующем:

1) Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.

2) Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.

3) Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру — государство развалилось).

Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житейная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен — крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии, но необходимо четко отделять культуру (сложившуюся еще в языческий период) от религиозной идеологии. Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. В этом смысле христианство нельзя противопоставлять язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности проявления одной и той же идеологии. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но долго еще насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и огню-Сварожичу, справляли буйные праздники родной старины. Автор начальной летописи вынужден сознаться, что люди только «словом нарицающиеся христиане», а на деле — «поганьске живуще», на игрищах людей «многое множество», а в церкви во время службы их обретается мало. В конце XI в. киевский митрополит Иоан жаловался, что церковный обряд венчания соблюдается только боярами и князьями, а простые люди заключают браки по прежнему обычаю — «поимают жены своя с плясанием и гудением и плесканием» и некоторые «без срама» имеют две жены. Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. Язычество сливалось с христианством.

Новая русская церковь стала новым и обильным источником доходов для ее духовной матери — константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации в руках верхов киевского общества. За эти материальные выгоды можно было заплатить приспособлением христианской идеологии к язычеству славян.

Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении посвящения и создании крупных литературно-художественных ценностей.

Героическая эпоха Владимира (княжил 980-1015 гг.) была воспета и церковным летописцем и народом потому, что в главных своих событиях она сливала воедино феодальное начало с народным, политика князя объективно совпадала с общенародными интересами.

Список использованной литературы

  1. Н. М. Карамзин «Предания веков» (c) 1988 «Правда»

  1. С. М. Соловьев Сочинения книга I, том 1, 1988 «Мысль»

studfiles.net

4. Принятие христианства на Руси. Причины, особенности и значение.

В 988 г. при Владимире I в качестве госу­дарственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его про­поведовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях от­дельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство посте­пенно входило в жизнь древнерусского общества.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина хри­стианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно право­славие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий полите­изм не соответствует политическим и духовным потребностям го­сударства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с кня­жеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распрост­ранения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу про­тивостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечи­вало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Киев­ская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ис­лам, православной Византией и католическими государствами За­падной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в приня­тии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные полити­ческие, экономические, культурные связи Киевской Руси с Визан­тией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответство­вало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной — и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной держа­вой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала доро­гу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим север­ным соседом:

И еще один момент сыграл свое значение при выборе право­славия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг — на этом же, языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К то­му же в этот период православие утверждалось в славянской Бол­гарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языко­вом отношении были родственны населению Киевской Руси. Че­рез болгарские богослужебные книги и болгарских священнослу­жителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утвер­ждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из оп­ределяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Христианство создало широкую основу для объ­единения всех народов этого общества. Исчезла граница между ру­сом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вы­теснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом бы­ло введение единой письменности. Принятие христианства способст­вовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, лите­ратура, история и философия,

На основе христианизации происходит становление ново­го типа государственности в Киевской Руси, которая в значи­тельной мере приобретает византийскую форму. Устанавливает­ся тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в, начинает­ся оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви переда­ются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные де­ла. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международ­ных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь бы­ла включена в европейский христианский мир, а значит и стала рав­ноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).

studfiles.net

Шпаргалка — Причины и последствия принятия Русью христианства

Причины и последствия принятия Русью Христианства. Дохристианская религия у Восточных славян называлась язычеством поклонялись многим богам и силам природы. Авсень – бог смены времён года.Перун – бог молнии и грома. Христианство приняли в 998г. Цели принятия христианства:

1. Т.к. языческая религия тормозила развитие зарождающихся феодальных отношений и не способствовала объединению Руси, князь Владимир принял решение объединить все славянские племена при помощи единой религии – христианства. 2. Поставить вровень с развитыми христианскими гос-вами Русь. 3. Укрепить дипломатические и торговые отношения с христианскими странами. ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА: принятие христ-ва способствовало бурному, стремительному развитию страны. Приглашённые из Византии мастера строят храмы, украшают их фресками, мозаикой, иконами. Русские мастера учатся у них. Изменяется сель. хоз-во. Появляется огородничество. Прибывшее из Византии духовенство готовит кадры для церкви и как следствие распространяется знания и грамотность. Организуются школы. Молодых людей посылают на учёбу за рубежи страны. Вводится летописание. Русь начинает чеканить золотую монету. Древняя Русь постепенно становится гос-вом новой, высокой культуры. Укрепляются торговые отношения с христ-ими странами.

История как наука, ее предмет, цель и задачи.

История-рассказ, повествование о каком-либо событии. К истории следует подходить с 2-х сторон как процесс развития природы и общества и как наука об этих процессах. История общества-совокупность конкретных и многообразных действий и поступков как отдельных людей, так и целых коллективов, находящ. в определ. взаимосвязи, составляющих все человечество. Предмет изучения-деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе Содержанием истории как отдельной науки служит исторический процесс. Основа исторической науки-собирание, систематизация о обощение фактов. Отец истории-Геродот. Муза-Клио.

Древняя Русь в эпоху территориально-политической раздробленности. 1132г.-смерть Мстислава. Русь делится на самостоятельные княжества. В условиях господства натурального хозяйства у каждого княжества была возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. К середине 12в. на основе Киевской Руси сложилось 15 самостоятельных княжеств, а к началу 13в. – 50 княжеств. Феодальная раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях развития феодального способа производства, которая стала закономерным этапом развития Древней Руси. Титулов великого князя в 12в. назвали не только Киевских, но и других князей. Процесс дробления привел к тому, что княжества делились на более мелкие уделы. В результате этого процесса самостоятельными княжествами стали: Киевская, Черниговская, Муромская и т.д. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Наиболее крупными были княжества: Галицко-волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородская боярская республика. Владимиро-Суздальское княжество сложилось в начале 12в., как крупное феодально-боярское земледелие. На его территории было много городов: Дмитров, Звенигород, Ростов, Суздаль – территория была защищена от врагов лесами, реками. Выгодные торговые пути способствовали отделению от Киевской державы. Это княжество укрепилось при князе Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбенном, при Всевладе Большое гнездо. На юго-западе Руси важную роль играло Галицко-волынское княжество. Здесь были плодородные земли, богатые города, значительные запасы каменной соли. Князья Ярослав I и Роман Мстиславович успешно вели борьбу с польскими феодалами и половцами. Крупнейшим политическим центром была Новгородская боярская республика. Высшим органом республики было вече, где избирали посадника и епископа. Основу экономики власти составляло сельское хозяйство. Русские земли в 12-13 вв. были самостоятельными имели различные формы управления, а экономическую основу составляло сельское хозяйство.

Крещение Руси.

Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, то есть вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии — иудаизм, в Волжской Булгарии — ислам. Однако наиболее тесные связи существовали у Руси с христианской Византией. «Повесть временных лет» рассказывает, что в 986 году в Киеве появились представители всех трёх перечисленных стран, предлагая Владимиру принять их веру. Ислам был отвергнут князем, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержание от вина, иудаизм — из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное посланцами папы римского. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: “Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе”. А бояре тут же ему заметили: “Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей”.

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.

В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: “Теперь я познал истинного Бога!”

Возвратившись в Киев в сопровожден корсунских и греческих священников, Владимир, прежде всего, предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крещения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: “Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли”.

В назначенный день жители Киева собрались на берег Днепра. Сюда явился сам Владимир с христианскими священниками. Все киевляне вошли в реку, кто по шею, кто по грудь; взрослые держали на руках младенцев; священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир, объятый восторгом, молился Богу и поручал Ему себя и свой народ. После киевлян Владимиру надо было крестить новгородцев. Эта задача имела большое государственное значение, так как Новгород был вторым центром восточного славянства, конкурировавшим с Киевом и постоянно проявлявшем сепаратистские тенденции. Незадолго до крещения Владимир поручал своему дяде Добрыне установить в Новгороде культ Перуна, что шло по той же линии политического и идеологического подчинения Новгорода Киева. Христианизация Новгорода была ещё более сложной задачей, чем его «перунизация»; она решалась на протяжении длительного времени, притом с немалыми трудностями. С новым деликатным поручением Владимир послал в Новгород опять своего дядю Добрыню вместе с епископом Иоанном. Новгородцы на вече решили не пускать в город ни Добрыню, ни епископа Иоанна и организовали вооружённое сопротивление, заявляя: «Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание». Уличные бои продолжались до тех пор, пока киевляне не подожгли кварталы, в которых жили основные массы повстанцев. Те бросились тушить свои дома, и это позволило дружине Добрыни одержать верх. Деревянные боги были сожжены, а каменные брошены в Волхов. Всем новгородцам приказали креститься, а уклоняющихся приволокли к реке силой. Память о насильственном крещении новгородцев сохранилась в поговорке: «Путята крести мечом, а Добрыня огнём». В течение ХI века в разных пунктах Киевской Руси имели место акты сопротивления народа христианизации. Сопротивление христианизации на севере государства было упорнее и ожесточённее, чем на юге, ибо север больше тяготел к Новгороду, чем к Киеву. В 1024году, как свидетельствует «Повесть временных лет», вспыхнуло восстание в Суздале. В 1071году произошло крупное восстание и в Новгороде. Через 80 лет после того, как Добрыня окрестил новгородцев, они не испытывали симпатий к христианству, и все стали на сторону апологета старой, языческой веры! Особый интерес представляет летописное повествование о движении, поднятом двумя волхвами на Волге и Шексне. В условиях очередной голодовки они обвиняли «лучших жён», то есть представительниц наиболее зажиточных домов, в том, что они в собственном теле — очевидно, магическим способом — прячут запасы продовольствия и предметы первой необходимости. В сопровождении трехсот примкнувших к ним людей они двигались по разным рекам и, останавливаясь в населённых пунктах, чинили суд и расправу над женщинами, «говоря, что эта жито прячет, а эта — мёд, а эта — рыбу, а эта — меха». Много женщин было убито без сопротивления их же родственников, причём имущество казнённых, по свидетельству летописцев, волхвы присваивали. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются иерархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь стала христианской страной. Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества — волхвами.

Из Новгорода митрополит Михаил в сопровождении четырех епископов и Добрыни прибыл в Ростов и здесь крестил многих, рукоположил пресвитеров и воздвиг храм. Впрочем, язычество долго держалось в Ростове, так что первые два епископа Ростовские, святые Феодор и Иларион, после многих усилий в борьбе с язычеством вынуждены были оставить свою кафедру. Для искоренения язычества и утверждения святой веры много здесь потрудились святые епископы Леонтий и Исаия, и преподобный Амвросий, архимандрит основанной им Ростовской обители.

В 992 году святая вера была насаждена в Суздальском крае. Сюда прибыл святой князь Владимир с двумя епископами. Суздальцы охотно крестились.

Дети святого Владимира, которым он раздал уделы, заботились о распространении и утверждении христианства в подвластных ему областях. Так в Х веке, кроме Киева, Новгорода, Ростова и Суздаля, святая вера была насаждена в городах Муроме, Полоцке, Владимире Волынском, Смоленске, Пскове, Луцке, Тмутаракани и в земле древлянской. Впоследствии в пределах страны вятичей (в дальнейшем Курская, Орловская, Тульская и Калужская губернии) много потрудился для евангельской проповеди преподобный Кукша, инок Печерской обители, который принял от язычников мученическую смерть.

Вообще христианская вера в первое время распространялась преимущественно около Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода. От Новгорода она распространилась по волжскому пути. Под влиянием Православной веры славянские племена стали объединяться в единое государство.

Успешному распространению веры Христовой среди русского народа содействовало в особенности то, что она распространялась большей частью мирными средствами — проповедью, убеждением (а не огнем и мечом, как это нередко делалось римо-католиками) и, притом, благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия, на родном славянском языке.

От русских православная вера Христова проникла в среду инородцев, живших по соседству и на окраинах Руси. Так, в X — XIII веках начали принимать крещение некоторые из финских племен (ижора и корела), чудь, черемисы и вотяки, инородцы вологодского края и др. В начале XIII века воздвигнут, был на берегах Волги и Оки Нижний Новгород как крепкий оплот Православия среди инородцев Поволжья и средней полосы России.

На западе России распространение православной веры встретилось с другим сильным влиянием, которое шло от Римо-католической церкви. В Финляндии проповедовали латинские миссионеры из Швеции. На юг от Финского залива сначала утвердилось Православие, но впоследствии сюда проникли латинские миссионеры из Дании. В конце ХII века в Ливонии основался латинский орден меченосцев, который противодействовал и русскому влиянию, и успехам Православия. В Литве Православная вера стала распространяться еще в XII веке из соседних русских поселений. В XIII веке, когда литовские князья овладели русскими городами Новогрудком, Слонимом, Брестом), некоторые из них приняли крещение.

Успехам святой веры в особенности способствовала в XIV веке мученическая кончина за нее трех придворных вельмож литовского князя Ольгерда (сына Гедимина, основателя литовского княжества), а именно святых Антония, Иоанна и Евстафия. Но в конце того же века Литва и подчиненная ей православная западная Русь соединились с католической Польшей. После этого большие усилия Римских пап направляются к тому, чтобы, во-первых, отделить юго-западные епархии от единой Российской церкви, а во-вторых, ввести здесь так называемую литовскую унию.

Сама дата крещения киевлян остаётся спорной. Историки называют разные годы. Но всё же традиционно принятие христианства Русью датируется 988 годом (это дата крещения самого Владимира). В течение немалого времени, преодолевая серьёзное сопротивление, проходила христианизация обширного Киевского государства. Большинство жителей Киевской Руси было крещено на протяжении княжения Владимира, но немало ещё оставалось и язычников. Часть новообращённых возвращалась к языческим обрядам сразу после ухода княжеской рати из их местности. Особенно долго удерживалось в дебрях Северо-Востока. Ростово-Суздальская и Муромская земли обращены в христианство лишь в середине XI века, а окончательно утвердилась там новая вера к концу столетия. Дальше предстояло распространить новую веру на периферию государства. Естественными каналами её распространения были водные пути — по Днепру и Волхову и их притокам. Особые трудности вызвала христианизация неславянских племён и народностей, населявших Киевское княжество, — угро-финских и тюркских. Ведь помимо географических и этнических факторов имели значение и признаки социальной принадлежности. Формально, может быть, и простой народ в Киеве под страхом наказаний от князя и его дружины крестился сразу, по существу заинтересованной в христианизации были именно знать, которая много выигрывала в результате такого политико-идеологического переворота, с которым было связано установления христианства на Руси. Что же касается социальных низов, то христианство завоевало их постепенно, подавляя их временами упорное сопротивление, в основе которого лежали не только и даже не столько религиозные факторы, сколько причины социально — политического характера и порядка. Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По свидетельству летописи (под 988 год) он велел «собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054). Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создания списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год), «книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди наслаждаются учением божественным…» Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам», то есть основал первую на Руси библиотеку. Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело возможность более глубоко изучать истины христианской веры. О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси при Ярославе Мудром свидетельствует «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Иллариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам самого автора, «для насытившихся с избытком книжной мудростью». Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую дает нам летописец (под 1037 год): «Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное». Со страниц летописи звучит похвала книжному просвещению. «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь — реки, наполняющие вселенную, это — источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания… Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу».
В конце XI — начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов Ростовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком Киево-Печерского монастыря.

Политический фон крещения Руси. В те времена Византия являлась самой влиятельной и могущественной империей, и многие государства стремились наладить отношения с ней.

Тяжелое военное поражение и еще более болезненная потеря престижа в битве с болгарами 17 августа 986 году побудили Василия II пересмотреть политику Византии по отношению к болгарам. Контакты с Киевом были установлены вскоре после отступления из Болгарии, а спустя несколько месяцев, когда византийская аристократия, подстрекаемая неудачами императора, открыто выступила против Македонской династии, у Василия не было иного выхода, кроме как в корне пресечь ее политические амбиции.

Весть о тяжелом поражении армий Василия болгарами вызвала новый мятеж Варды Склира в декабре 986 года.

Во время переговоров между Василием и Владимиром обсуждались три проблемы: 1) принятие христианства Русью и ее правителем, 2) брак Владимира с багрянородной Анной и 3) военная помощь империи.

Было чрезвычайно важно точно установить даты выполнения достигнутых соглашений. Соглашение было достигнуто не позже чем в сентябре, что давало Владимиру достаточно времени набрать корпус для отправки на юг, как только для этого будут благоприятные условия, а именно, в конце апреля или в мае, когда благодаря высокому уровню воды будет возможным относительно легкое продвижение тяжело груженных военных кораблей. Движение вниз по Днепру заняло бы от двадцати до тридцати дней, каботаж по Черному морю — шесть дней. Быстроходная военная флотилия могла пройти расстояние от Киева до Константинополя за двадцать шесть-тридцать дней и войти в Босфор в июне.

Выбор даты крещения Владимира и его подданных не представлял особого труда. Некоторые византийские послы остались в Киеве, чтобы подготовить и совершить обряд крещения до прибытия в Киев багрянородной Анны. Самое раннее, это могло произойти летом 988 г.

Поскольку обе стороны были кровно заинтересованы заключить соглашение, не откладывая, русское свадебное посольство должно было отбыть в Константинополь той же осенью. Договор должен был быть утвержден самим императором в присутствии русских послов. То, что они прибыли в столицу империи в октябре или, самое позднее, в начале ноября, может быть определено по тому факту, что весть об успешности матримониальных переговоров Владимира достигла дворов Западной Европы в январе 988 году.

Реконструируя последовательность событий, связанных с обращением Руси в христианство, невозможно не заметить некоторых совпадений с данными «Памяти и похвалы Владимиру», в которой сказано: «После же святого крещения блаженный князь Владимир прожил двадцать восемь лет. На второй год после крещения он ходил к днепровским порогам, а на третий — взял град Корсунь». Если эти 28 лет отнять от даты смерти Владимира (1015), то датой его обращения в христианство будет 987 год. Этот же самый год следует и из записи о том, что Херсонес был взят на третий год после крещения Владимира. Существует и другая запись в «Памяти и похвале…», также указывающая на 987 г., как на время принятия Владимиром христианства: «Крестился же князь Владимир в десятый год после убиения брата его Ярополка». Смерть последнего, согласно этому источнику, следует отнести к 978 году. 987 год как год крещения Владимира оказывается надежно обоснованным.

Владимир, как еврей по матери, не мог не испытывать симпатий к

иудаизму. И в первую очередь Владимиром рассматривалась возможность

введения на Руси иудаизма, по примеру Хазарского каганата. Но иудаизм

для самодержавного правителя суверенного государства оказался не

приемлем потому, что эта религия обязывает своих последователей быть в

полном подчинении у т.н. «князей изгнания». Последние же считают

своими абсолютными вассалами не только рядовых евреев, но и иные

народы и их правителей, к тому же, в глазах еврейских старейшин,

статус рядового чистокровного еврея выше статуса любого инородного

правителя.

Основные объективные причины принятия христианства на Руси.

Итак, почему же Русь была крещена?

На сегодня современные историки называют три основные причины этого:

1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.

2. Несовместимость установившегося государственного единства разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.

3. Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства

www.ronl.ru

Принятие Русью христианства: причины и последствия — ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ — ИСТОРИЯ — Каталог статей

Принятие Русью христианства — один из тех шагов князя Владимира, которые сделали государство более цивилизованным, объединив его. Этот шаг возвеличил и самого князя, который вошел в историю как креститель Руси. Давайте более подробно разберемся в причинах, стимулировавших киевского князя сделать этот исторический шаг.

Причины крещения

Причины крещения Руси были довольно разнообразными, но все же большинство историков стоят на том, что самой важной из них было желание князя создать сильное государство, которое бы объединило все русские народы. Язычество мало того, что не способствовало объединению народов, оно еще служило причиной дополнительных раздоров между ними. В этой ситуации постоянные конфликты создавали угрозу власти князя, который не мог на них влиять в достаточной мере. Потому принятие христианства, должно было стать тем самым объединяющим фактором, которого так не хватало Руси, чтобы стать сильным духом княжеством.

Дипломатический фактор в принятие решения о крещении Руси

«Владимир прекрасно понимал, что сильное государство нуждается в партнерах и союзниках, с которыми можно иметь плотные торговые отношения и получать иные выгоды». Выгодным было сотрудничество с Европой. Язычество в те времена было уже мало распространено в европейских странах, принявших христианство. По этой причине Русь была не в почете, ее даже в определенной мере сторонились, считая чуть ли не варварами, а принятие православия в этом случае было решением этой проблемы.

Личные мотивы князя

Период княжества Владимира имел как положительные стороны, так и отрицательные. Некоторые действия князя очень тяжело назвать позитивными. Потому Владимир желал какого-то очищения, которое способна была дать новая религия государства. Христианство было как раз той религией, которая могла дать Владимиру то, что он хотел. Причем он помнил пример своей бабки княгини Ольги, которая была христианкой.

Так же Владимир хотел жениться и на сестре византийского князя, но это было невозможно, если бы он остался язычником. И это же послужило тем фактором, который склонил князя к христианству, так как роль этого брака в международных отношениях русского государство тяжело переоценить. Владимиру требовалось укрепить свою княжескую власть, заручится, таким образом, поддержкой Византии.

Приняв решение о смене религии, князю нужно было выбрать религию вместо язычества. Среди вариантов были:

  • христианство,
  • ислам,
  • иудаизм.

Для того чтобы князь сделал свой выбор, в Киев съехались послы, исповедовавшие эти религии. Князь поочередно слушал их рассказы и отметал варианты. Ислам не подошел киевскому князю, так как запрещал пить вино. Иудаизм князя не устроил так, как у исповедовавшего его народа не было своего государства, а князь хотел иметь сильных союзников одной веры с ним. Католичество Владимир отверг, ссылаясь на свою бабку Ольгу, которая его не приемлила. А вот предложение православных послов князю понравилось, хотя он и не дал окончательного ответа послам, чью религию выбрал. Через некоторое время князь объявил, что Русь принимает православие. Причиной, названной князем, были красивые храмы. До наших дней эта история дошла в виде легенды, потому мы не можем быть уверенными в ее достоверности.

Однако, какой бы ни была причина, принятие Русью христианства назревало давно. Русь всегда находилась в очень тесных взаимоотношениях с Византией. Это и торговля, и прочие экономические аспекты, и культурные связи. Причем известно, что на Руси еще до правления Владимира были христианские общины.

В принятии Русью православия не все было так однозначно и гладко. Процесс крещения был долгим, мучительным, а иногда даже кровавым. Киев крестился практически сразу, а вот некоторые русские города долго не хотели отказываться от своих языческих богов. Потому там, где не удавалось достичь результата мирным путем, в ход шла сила. И не смотря на это, язычество так и окончательно не ушло из жизни Руси. Оно во много переплелось с христианскими обычаями. Результатом такого смешивания стали особенности, которые характерны православию только на территории Руси. Но какими бы ни были причины смены веры, они точно были закономерными, так как движение к христианству было для Руси необратимым.

wikii.ru

Предпосылки появления христианства на Руси

Официальной датой Крещения Руси принято считать 988 год, когда князь киевский Владимир Красно Солнышко решил обратить в православную веру все подконтрольные ему на тот момент земли. Однако считать этот же год точкой отсчета появление христианства на Руси было бы неверным.

Первые крещения

Середина IX века — начало объединения Руси, централизации земель восточных славян вокруг Киева. Этот процесс начался с приходом на княжеский престол Олега, вошедшего в летописи под именем Вещего. После долгих лет правления он передал власть Игорю, продолжившему укрепление Руси. Начало его правления совпало с женитьбой князя на Ольге. Покоряя соседние племена, Игорь присоединял земли к набиравшему силу Киевскому княжеству, объединяя славян и формируя новое единое и сильное государство.

После смерти Игоря киевское княжество унаследовал его сын, Святослав, регентом при котором по причине малолетства стала княгиня Ольга. Главным делом княгини стало устройство внутреннего порядка в молодом государстве. Передав правление Святославу, княгиня Ольга отправилась в Византию, в Константинополь, где и приняла христианство. С возвращением ее в Киев православие стало постепенно распространяться среди высшей знати, в том числе и в рядах княжеской дружины. Крещение Ольги и стало первым значимым примером появления христианства на Руси.

Социальные предпосылки

После смерти Игоря княжество было разделено между его сыновьями – Олегом, Ярополком и Владимиром — на три неравные части. В результате вспыхнувшей междоусобицы Олег и Ярополк погибают, на престол киевского княжества восходит Владимир.

Новое объединенное княжество нуждалось не только в единой власти, но и в единой вере, способной стать стимулом для объединения народа. Владимир предпринял первую попытку такого объединения. Всех языческих богов, которым поклонялись разные славянские племена – Даждьбога, Велеса, Стрибога, Макошь и прочих, — князь собрал в единый пантеон, поставив во главе Перуна. В Киеве было сооружено огромное капище, где возвышались идолы всех значимых персонажей славянского язычества. Жертвоприношения, поклонения, обряды – все это было решено проводить на одном месте. Однако эта попытка превращения языческих верований в монотеизм потерпела неудачу – отдельные племена по-прежнему ставили во главу только «своего» бога-покровителя.

Политические предпосылки

Конец X века стал временем усиления культурных и политических связей Руси с Византийской империей. Крепкие торговые связи объяснялись удачным географическим положением Киевского княжества – через земли его проходил путь «из варяг в греки», вся торговля с молодыми европейскими государствами осуществлялась через славянские земли. Укреплению взаимоотношений Киева и Константинополя способствовали и многочисленные договоры – от торговых до политических, заключаемые на высших уровнях.

Одним из таких документов стал договор о взаимопомощи, инициатором заключения которого выступила Византия. Император Василий II попросил у князя Владимира военной помощи для борьбы с мятежниками, пытавшимися захватить власть в Константинополе. Как свидетельствуют хроники, князь обязался предоставить в распоряжение императора большой отряд дружинников. Взамен же Василий II должен был отдать князю в жены свою сестру Анну, однако непременным условием брака было принятие Владимиром христианства.

Подобный союз послужил бы не только средством для расширения и укрепления экономических связей двух государств. Главным следствие этого брака стала бы надежная поддержка русского княжества со стороны древней империи на мировой политической арене, усиление роли славянского государства в международных политических играх. Потому и условие принятия новой веры не стало для князя серьезным препятствием в подписании договора.

Общественные предпосылки

Феодализация общественного строя требовала не только экономических перемен, но и общественно-культурных. Разрозненность и раздробленность славянских племен VII-VIII веков, доходившая до разделения не просто на семейные хозяйства, но даже на отдельные подворья, постепенно сменялась обратным процессом – централизацией. Соединяя вновь когда-то раздробленные хозяйства в единое целое – поселения, города, а затем и княжества, централизация привела к появлению сильных государств. Однако залогом стабильности подобных объединений является не только территориальная, но и духовная целостность.

Существовавшие верования – язычество – отражали раннюю раздробленность славянского народа. У каждого племени был свой верховный бог, оказывавший покровительство только своему народу и требовавший соответствующих обрядов. Политеизм – многобожие – усугублял раздор между славянами и тормозил процесс централизации.

Новому государству, объединившему в единое целое несколько десятков племен, требовалась единая религия, которая смогла бы стать теми «духовными скрепами», превращающими племена в народ. Эту решающую роль в единении славян суждено было сыграть христианству.

«Выбор среди вер»

Как свидетельствуют исторические хроники, предпочтение христианства, а точнее, его православной ветви, был в определенной части взвешенным, осознанным выбором князя Владимира. Однако существует легенда, рассказывающая, как именно правитель определял, какую веру принять. Разослав послов по окрестным землям – к хазарам, исповедавшим иудаизм, в земли халифата, где был распространен ислам, в Византию и в Европу, где верили в Христа, — Владимир потребовал от них подробного отчета об особенностях вер.

Иудаизм сразу же не вызвал особого воодушевления у князя, католицизм был отметен по причине сложности обрядов – служба в ряде европейских стран велась исключительно на латыни. Оставался ислам, привлекавший князя какой-то истовой яростью и прозрачностью традиций, и православие, отличавшееся душевностью и красотой богослужения. В результате было выбрано именно православие, оказавшее на Владимира наибольшее впечатление.

histerl.ru

Причины, последствия и историческое значение принятия христианства на Руси

Оглавление:

  1. Причины принятия христианства на Руси
  2. Дата принятия христианства на Руси
  3. Историческое значение принятия христианства на Руси
  4. Негативные последствия принятия христианства на Руси

История принятия христианства на Руси уходит далеко в прошлое, к концу Х века. Правил тогда государством Владимир І. Благодаря летописцам стало известно, что христианство на Руси наблюдалось очень давно. История говорит, о том, что проповедовал данную религию еще Андрей первозванный. Известно, что он был учеником Христа. Рассказы, переходящие от поколения к поколению, свидетельствуют о том, что христианство медленными темпами вписывалось в жизнь русичей. Отдельные группы населения в разные времена принимали крещение.

Историки хотели разобраться в причине принятия Русью христианства. Почему здесь прижилась именно православная вера? Какие амбиции руководили Владимиром?

Первым пунктом в решении вопроса должно стоять описание сущности самого князя Владимира. Его внутренний мир. Ну и только потом уже анализ социально-политических, а также духовных процессов государства, вверенного ему. Князь Владимир славится могучим правлением тех времен. Он понимал, что язычество не будет соответствовать тем политическим и духовным стандартам государства, которые планировалось ввести в ближайшем будущем.

Причины принятия христианства на Руси

Уже начиная с 980 года, князь начинает будоражить общество реформами религиозного плана. На тот момент власть пыталась объединить богов всех племен, которые существовали в Киевской Руси, в единое целое. Во главе должен был стоять бог Перун. Однако такой эксперимент не удался. Культ Перуна не прошел в массы. Не получилось сотворить единое целое со всеми племенами. Язычество оказалось не той религией, которая может скрепить Киевскую Русь.

Практика неоднократно показывала, что лучше всех объединяет народы только две религии, а именно христианство и ислам. Поэтому Владимир решил остановиться на одной из них.

Существует версия, что перед тем, как принять христианство, на Руси была проведена «процедура выбора». Уже в те времена правители понимали, что перед принятием ответственного решения нужно хорошо взвесить все положительные и отрицательные моменты вопроса. Поэтому Владимир, по версии историков, отправил своих послов во все соседствующие государства и дал распоряжение каждому из них определить наилучшую веру из основных религий мира. В списке оказались:

  • Иудаизм;
  • Ислам;
  • Христианство;
  • Католицизм.

После возвращения домой послы в один голос твердили, что лучше православия нет. Их подкупила красота храмов и не менее прекрасный душевный подъем после посещения их.

Но не стоит думать, что послы были ценителями прекрасного, поэтому перешли на сторону христианства. Предпосылками принятия христианства на Руси стала связь Киевской Руси с Византией, ведь именно ее религиозный опыт решено было перенять. Их объединяло многое: политика, экономика, культура. Византийское государство — это сплошная подчиненность духовной власти императору.

К таким же политическим стандартам стремительно шел князь Владимир. Мало того, в его планах был брак с сестрой императора Византии. Это и были те причины принятия христианства на Руси, благодаря которым случился этот исторический факт. Чтобы жениться на принцессе Анне, князю нужно было принять православие. Династия сыграла не последнюю роль в принятии веры целым государством. Именно этот брак позволил закрепить связи с могучей Византией. После установления тесных связей между этими двумя государствами была открыта дорога к расширению политического влияния. Еще один плюс — Византия помогала Руси защититься от кочевых племен, которые систематически осуществляли свои набеги. А Византия научилась использовать все племена, которые раскинулись на территории Великой степи (на север от Черного моря), в своих целях. С их помощью она боролась с северным соседом.

Еще один момент, который повлиял на выбор Владимира — отсутствие языковых канонов в религии. Если просмотреть католицизм, то там все богослужения проводились на латыни. Точно на таком же языке были написаны все тексты священных книг. Князя это не устраивало. Обратил он свое внимание и на то, что в этот период времени православие решила принять Болгария. Это государство имеет славянские корни, поэтому и обряды, и книги для богослужения были родственными для населения Киевской Руси. Именно через болгарских духовных представителей христианство начало вливаться в русское общество.

Дата принятия христианства на Руси

Официально 988 н.э. — это год принятия христианства на Руси. Именно тогда крестился князь Владимир, а вскоре последовали его примеру и приняли греческое христианство киевляне.

Были вычеркнуты из жизни населения языческие боги. Их сожгли и выбросили в реку. Начали очень быстро строиться христианские церкви.

Заметно повлияло христианство на древнерусское общество. В их жизни произошли глубокие нравственные перемены: развратный и жестокий Владимир вместе с крещением обрел щедрость и сочувствие к окружающим. В памяти своих граждан он остался как Владимир Красное Солнышко.

После принятия христианства стали заметны многие перемены в жизни государства:

  • Введен церковный налог (десятина).
  • Начали формироваться предпосылки для введения волостного правления.
  • В Русь проникла культура Византии.

Конечно, внедрение новой религии проходило не так просто, как кажется со стороны. Население всячески сопротивлялось. Люди никак не могли смириться, что им запрещают почитать их языческих богов. Но все же христианство медленно и уверенно утверждалось. И поэтому дата принятия христианства на Руси в разных ее областях значительно отличалась.

Таким примером могут служить окраины Киевской Руси. Там христианство появилось намного позже, чем в том же Киеве или Новгороде.

Историческое значение принятия христианства на Руси

Именно после выбора веры началось дальнейшее развитие в плане истории, поэтому историческое значение принятия христианства на Руси очень велико.

Данная религия, подтолкнула многие народы объединиться в одно общество. Перестали существовать границы, которые раньше стояли между русом, славянином, угро-фином и другими нациями. Духовная основа поменяла их взгляды. Начали уходить в прошлое обряды язычества. Общество постепенно подвергалось гуманизации.

Спустя некоторое время был проведен огромный культурный переворот — была введена единая письменность. Христианство послужило толчком для внедрения городской культуры в жизнь Киевской Руси, ведь раньше здесь правила культура сельскохозяйственная. Появилось книжное дело, развивалась литература, философия. Стремительно внедрялось храмное строительство. Записывалась история.

Христианизация послужила началом становления нового типа государственного правления. Оно во многих своих очертаниях напоминало византийскую форму:

  • Тесная связь светских и церковных властей.
  • Оформление юрисдикции церкви.
  • Надзор церкви над службой мер и весов.
  • Церковь получает возможность участвовать в международных делах.
  • Только после принятия христианства Киевская Русь получила возможность вступить в европейский христианский мир. Благодаря этому государство получило право стать равноправным членом европейского процесса.

Принятие христианства на Руси и его значение в развитии государства невозможно переоценить. Поддержка Византии сыграла большую роль в становлении Руси, как значимой страны на политической арене Европы и Азии. Появилась возможность активно налаживать контакт с государствами той же веры.

Киевская Русь получила новый статус «Цивилизованное государство». Во времена язычества это было невозможно. Вместе со статусом появилась возможность начать развитие торговых отношений со странами Европы. В дальнейшем эти связи выведут Русь на мировую арену в качестве весомого игрока.

Христианство не только наладило связи между странами, но и сплотило русский народ. Именно церковь работала по направлению искоренения языческих обычаев. С приходом христианства начали потихоньку исчезать кровавые обряды и жертвоприношение. Народ стал более воспитанным и просвещенным, люди стали понимать, зачем ходить в церковь и как обращаться к Богу. Это стало главной задачей церкви.

Негативные последствия принятия христианства на Руси

Но параллельно со всеми положительными сторонами, существовали и отрицательные моменты.

Негативные последствия принятия христианства на Руси таковы:

  • Русь отделилась от цивилизации западноевропейских стран.
  • После падения Византии Русь вместе со своей церковью оказались изолированными от других христианских общин в мире.
  • Историю каждый трактует по-своему, поэтому бытует мнение, что именно благодаря вышеупомянутым обстоятельствам Западная Европа отказалась помочь Руси в борьбе против иноверцев, которые пытались завоевать ее и «разорвать» на мелкие части.

Значение принятия христианства на Руси разные источники преподносят по-своему. Но все едины во мнении, что все же положительного в этом процессе намного больше. Русь объединилась и научилась бороться с врагом как единый народ.

nazvania.net