Последствия принятия христианства на руси таблица – Последствия принятия христианства на Руси (+таблицы и схемы)

Содержание

Последствия принятия христианства на Руси (+таблицы и схемы)

Удобная навигация по статье:

Основные последствия принятия Русью христианства

Последствия принятия христианства на Руси

988 год стал переломным для культуры, быта и жителей Киевской Руси. Именно в этот период, согласно утверждениям современной исторической науки, князь Владимир, принявший христианскую веру, решил заменить ею традиционное для славян язычество.

Особенности и значение принятия христианства на Руси

При этом, крещение Руси считается единственным в истории примером в целом безболезненного для общества быстрого внедрения христианства на территориях большого государства. Однако, это совсем не значит, что всё проходило без конфликтов и недовольств. Так, из летописей десятого века к нам дошло немало свидетельств насильственного принуждения народных масс к принятию новой веры.

Руководили процессами христианизации народа воеводы великого князя, среди которых особенным авторитетом в народе пользовался Добрыня, который позже занял одно из ключевых мест в фольклоре восточных славян. В текстах, описывающих данный процесс интеграции религии, неоднократно упоминаются строки о том, что Добрыня крестил Русь мечом.

Однако, протестующие против новой веры были обеспокоены не только разрушением традиций их отцов и дедов. С вводом на Руси христианства на хозяйства и подворья жителей стал налагаться новый налог – так называемая, церковная десятина. То есть, славяне были обязаны отныне отдавать одну десятую часть от своей прибыли, приплода скота или от собранного урожая церковникам.

Большинство историков и исследователей – славянофилов сходятся во мнении, что именно десятина стала одним из самых важных последствий принятия христианства на Руси. Ведь, не будь её – скорее всего, можно было избежать массовых казней выступающих против реформы Владимира жителей.

Стоит также отметить, что процесс внедрения христианской веры встречал сопротивление не везде. Благодаря славянскому миролюбию и исконной веротерпимости, а также весьма продолжительному соседству с христианскими проповедниками, которые то и дело появлялись по приказу Византийского императора на русской земле, во многих частях Руси крещение прошло относительно мирно.

Конечно, если бы киевский князь не использовал силу и настойчивость, то процесс христианизации Киевской Руси мог бы растянуться не на годы, а на столетия. С этого момента Церковь заручилась поддержкой государства и впоследствии не один раз опиралась на центральную власть, оказывая его интересам содействие.

Принятие Русью христианства. Оценки историков.

В целом, большинство историков считает крещение Владимиром Руси не только отлично продуманным стратегическим ходом, который стал началом всестороннего развития славянских народов и государства, но и необходимостью смены духовного профиля жителей Руси. Тем не менее, благодаря христианизации и последующей поддержке Византии, государство славян получило авторитет на политической арене как развитой Европы, так и Азии. Кроме этого, введение христианства в качестве основной единой религии позволило наладить отношения с иными мощными государствами, которые ранее не оказывали поддержки из-за различия в верах.

Последствия принятия христианства русским государством

Сменив статус «языческого» государства на «цивилизованное», славяне стали развивать с европейскими странами активные торговые отношения, которые позже принесли не только сугубо экономическую выгоду для княжеской казны, но также политическую и культурную выгоду, сделав Киевскую Русь одним из самых мощных участников на мировой арене.

При этом, запустив процесс крещения Руси «сверху» (вначале князь принял христианство сам, после чего крестил семью и своих дружинников), киевский князь сформировал, таким образом, центральную вертикаль власти. Сама же Церковь и её учение с христианской моралью смогли в короткий срок «клеем» для разрозненных славянских народов.

Впоследствии, существуя независимо друг от друга – государство и Церковь всегда действовали вместе. Церковники старались направить все свои силы на поддержку центральной власти и укрепления авторитета в народе великого князя, а государство – всячески способствовало процветанию и развитию на Руси Церкви.

Кроме того, выступая в роли центральной духовной силы, священники смогли сплотить народ даже в двенадцатом веке в период государственной раздробленности, помогая простому народу пережить смуту вместе.

Также, ещё одним неоспоримым последствием крещения Руси можно считать и общее смягчение нравов. Прекращение языческих жертвоприношений, многожёнство и другие негативные стороны, которые имели место быть на славянской земле, были искоренены благодаря влиянию Церкви. К заслугам христианского вероисповедания в Киевской Руси можно приобщить и стремительное развитие культуры и образования.

Благодаря получения доступа к опыту более развитых государств, славянское государство стало возводить принципиально новые архитектурные сооружения, преподавать в храмах грамоту, а также философию.

Схема: последствия принятия христианства

Что означало принятие христианства?

 

Видео-лекция: последствия принятия христианства на Руси

 

fox-calculator.ru

Последствия принятия Русью христианства

988 год вошел в историю как время крещения Руси, обращения славян, собранных под рукой киевского князя, в православную веру. Крещение — единственный в мировой истории пример быстрого и относительно безболезненного внедрения нового вероисповедания на территории огромного государства.

Крещение Руси

Христианизация далеко не всегда протекала гладко. С X века сохранилось множество свидетельств насильственного внедрения новой веры в народные массы.

Склонить славянские племена к православию князь Владимир поручил своим воеводам, среди которых особым доверием пользовался дядя князя, Добрыня. Да-да, тот самый Добрыня Никитич, хорошо известный нам по былинам и сказаниям. «Крестил Добрыня мечом, а Путятя огнем» — эти слова весьма точно описывают процесс насильственной христианизации населения. Показательные казни язычников, отрицавших новую веру, и породили эту поговорку.

Но у сопротивления крещению есть своя подоплека: с приходом на славянские земли Церкви на крестьянские подворья и хозяйства налагался новый налог – церковная десятина. Одна десятая часть от полученной прибыли, от собранного урожая или приплода скота должна была отдаваться в пользу церковников. Многие историки полагают, что десятина стала одним из основных «камней преткновения» в процессе христианизации.

Однако сопротивление процесс внедрения христианства встречал далеко не везде. Благодаря исконной веротерпимости и миролюбию славян, а также из-за долгого соседства с христианскими проповедниками, которых Византия охотно отправляла на славянские земли, во множестве мест массовое крещение проходило достаточно мирно. Конечно, если бы на активное содействие центральной власти, не силовой нажим князя Владимира, то христианизация Руси растянулась бы, вероятно, на столетия. Русская Церковь с момента своего появления всегда опиралась на центральную власть, полагаясь на мощь государства, взамен оказывая содействие его интересам.

Последствия христианизации Руси

Многие исследователи полагают, что принятие православия было не только хорошо продуманной акцией со стороны князя Владимира, но и неким душевным порывом, признаком раскаянья за братоубийство и разгул. Как бы то ни было, но не сказать о тех политических и социальных последствиях, которые принесла христианизация Киевской Руси как государству, нельзя.

Благодаря мощной поддержке Византии, которую Русь получила после крещения, славянское государство обрело немалый вес на политической арене как Европы, так и Азии. Помимо этого, принятие христианства позволило активно начать налаживать отношения с теми государствами, которые исповедовали ту же веру. Получив новый статус «цивилизованного», а не языческого, государства, славяне начали развивать торговые отношения с европейскими странами. Впоследствии эти контакты принесут не только экономическую, но и политическую выгоду, сделав Киевскую Русь весомым игроком на мировой арене.

Начав крещение «сверху», то есть сначала окрестив себя, свою семью и ближайшее свое окружение, Владимир создал центральную вертикаль власти. Церковь стала той силой, которая объединила разрозненные славянские племена и укрепила княжескую власть. Существуя независимо друг от друга, эти два института – церковь и государство – всегда действовали сообща. Церковь направляла свои силы на устроение государства и поддержку центральной власти, государство же, в свою очередь, способствовало процветанию церкви.

Именно христианство стало центральной духовной силой, сплотившей народ. И даже в период государственной раздробленности XII века Церковь оставалась неизменной, помогая славянам чувствовать себя единой нацией.

Еще одним немаловажным последствием можно назвать общее смягчение нравов. Церковь предпринимала массу усилий для искоренения языческих обычаев. Прекращение жертвоприношений и кровавых обрядов – прямая заслуга новой веры. Просвещение и нравственное воспитание народа стали настоящей обязанностью христианского духовенства.

Влияние христианства на культуру Древней Руси

Появление христианства с его богатыми традициями не могло не оказать влияния на культуру славян. Новая вера требовала новых обрядов – и по всей стране активно строились храмы и монастыри. Храмовая архитектура, изначально копировавшая византийский стиль, очень быстро попала под влияние исконных славянских традиций. И памятники древнего зодчества наглядно это демонстрируют. Хорошим примером такого влияния может стать Софийский собор в Новгороде.

Христианизация распахнула двери и литературному творчеству. Благодаря трудам Кирилла и Мефодия богослужение велось на понятном всем языке, соответственно, и вся церковная литература тоже переводилась на старославянский. Очень быстро монастыри и храмы обзавелись собственными библиотеками, причем далеко не все труды в них были переводными – на Руси появились свои авторы духовной литературы.

С распространением письменности толчок к развитию получила и история. Фиксирование происходящих событий или летописание стало добровольной обязанностью православных монахов. Именно потому до нас дошли письменные свидетельства о становлении христианства и о развитии русской государственности с X-XII веков.

Но главную свою роль христианство сыграло в процессе единения Руси. Православие стало тем стержнем, вокруг которого из разрозненных славянских племен начала формироваться единая нация. Духовное, культурное, социальное единение, которые обеспечивало христианство, стало катализатором объединения Руси, создания единого государства с единым народом на его территории.

histerl.ru

Причины принятия христианства на Руси (+таблицы и схемы)

Удобная навигация по статье:

Причины и предпосылки принятия христианства русским государством

Принятие христианства

После продолжительной междоусобицы в 980 году великим киевским князем становится сын Святослава Владимир, за время правления которого Русь не только значительно расширила свои границы, но и изменилась в целом.

Князь Владимир всеми силами пытался укрепить государство и сплотить раздробленный междоусобными войнами народ. Для этого он принял попытку формирования единого пантеона языческих богов с центральным капищем в Киеве. Однако, такие интеграции и изменения не увенчались успехом, после чего в 988 году князь Владимир решает принять христианство.

При этом, история крещения Руси свидетельствует, что данный процесс проходил не очень то и гладко. Полное принятие языческим народом христианской веры заняло десятки лет. Однако, князь смог добиться сменой веры того, что Русь вошла в список развитых во всех отношениях государств и заручилась их поддержкой. С этого момента на Руси стали появляться школы и само понятие грамотности. В открывшихся монастырях начинают писаться летописи, представляя собой исторические хроники, нацеленные на то, чтобы народ помнил свои корни.

Таким образом, можно сказать, что внедрение христианской веры в решающей степени выступило катализатором расцвета величия Киевской Руси, а также во многом определило будущую траекторию русской истории.

Ранние сообщения о принятие христианства на русской земле

При этом, самые ранние упоминания о проникновении христианской веры на территории Киевской Руси отсылают нас к первым векам нашей эры. Таким образом, Русь дважды принимала христианство (хотя и не в таких масштабах, как при Владимире): первый раз – в 957 году во время правления княгини Ольги, а второй – уже во время княжения Владимира в 988 году.

Многие исследователи и историки отмечают огромный вклад в процесс христианизации Руси крещение княгини, благодаря которому многие простые люди из народа решили следовать христианской вере. Стоит отметить, что на протяжении всего развития Киевской Руси, государство всегда поддерживало добрые отношения как с римской церковью, так и с Византией, где были иудеи и мусульмане.

Поэтому перед князем Владимиром стал сложный вопрос о выборе такой веры, чтобы не только сплотила славянские народы на одной земле, но и такой, чтобы с её помощью языческая Киевская Русь, которую не принимали из-за варварской веры, смогла бы войти в число мощных государств, став одним из них.

Основные причины принятия христианства на Руси

Итак, причины принятия христианства были таковы:

  • Новая религия, в первую очередь, нужна была для развития государства. Ведь, какую бы князь не выбрал сторону – она позволяла выйти Киевской Руси из изоляции, в которой она находилась по отношению к остальному миру.
  • При этом, единобожие совпадало с сущностью единого правителя государства, что могло ещё больше укрепить авторитет великого князя у славянских народов.
  • Христианство могло внести в необразованную Русь новую культуру бытия, мораль и укрепить институт семьи.
  • Кроме того, эта религия способствовала всестороннему развитию государства, интегрируя в него литературу, философию и пр.
  • Из-за долгой междоусобной войны славянский народ был раздроблен и требовал принципиально новой идеологии, которая могла сплотить жителей Руси.

Схема: причины принятия христианства на Руси

Схема: причины принятия христианства

Значение принятия христианства

Таким образом, принятие Русью христианской веры вводило славянское государство в число европейских народов. А вот язычество наоборот – вызывало со стороны христианизированных держав враждебность, обрекая Русь на дальнейшую изоляцию. Стоит отметить, что финальный раскол христианства на две отдельные ветви (православную и католическую) пришёлся только на 1054 год. До этого момента данная религия представляла собой единый мощный институт.

Кроме княжеского стремления при помощи новой религии укрепить государство, сам Владимир также задумался о своей жизни, в которой к тому времени было немало тёмных пятен. Присутствовали в ней и братоубийство в погоне за властью и материальными благами и многожёнство и немало насилия. Поэтому, в качестве ещё одной немаловажной причины принятия христианства и христианизации государства, можно выделить и желание очистить душу от множества грехов, что и обещала заморская религия.

Легенда о выборе веры

Для того чтобы сделать правильный выбор великий князь, согласно легенде, описанной в «Повесть временных лет» отправил во все государства своих гонцов, которые должны были некоторое время жить в чужой стране, изучая иудаизм, мусульманство и христианство. После того как через определённое Владимиром время послы вернулись на славянскую землю, князь внимательно выслушал все «за и против» каждой веры и выбрал среди всех – христианство.

Современные представления

Большинство современных историков считают этот древний рассказ лишь красивой легендой. Ведь, скорее всего, никаких сомнений у князя не было вовсе. Он выбрал самую сильную на тот момент религию, которая имела место быть в Византии.

Хронология: до и после принятия христианства князем Владимиром

До и после принятия христианства князем Владимиром

Таблица: причины и значение принятия христианства

Причины и значение принятия христианства

Краткая видео-лекция: причины принятия христианства на Руси

 

Видео-лекция: крещение Руси

fox-calculator.ru

значение крещения, его причины и последствия

Крещение Руси — это важный этап на пути становления единого государства. Языческие верования уже не отвечали потребностям формирующегося общества, и Владимир Святославич это прекрасно понимал. О том, как монотеизм сменил собой политеизм — далее в нашей статье.

Христианизация и предшествовавшие ей события

Мало кто задается вопросом: «а какие события предшествовали принятию христианства»? Но вместе с тем этот вопрос очень интересен, поскольку крещению Древнерусского государства предшествовали поистине интересные и даже легендарные летописные предания.

Это интересно: как утвердился ислам среди арабских племён?

Перед принятием христианства Владимир Святославич пытался «вдохнуть жизнь» в язычество, привести разрозненные верования, поклонение Макоши, Перуну, Даждьбогу, Волосу и другим во что-то целостное, способное сплотить разрозненные восточнославянские племена.

Он попытался выстроить пантеон богов с возглавлявшим его Перуном — богом-громовержцем, повелителем грозовых туч. Но эта удачная, с точки зрения князя, задумка, обернулась крахом и не привела к сколько-нибудь существенному объединению племен. Люди продолжали молиться своим богам-покровителям конкретного ремесла, защитникам определенных племенных образований.

Тогда-то он и стал задумываться о том, чтобы обратить свое государство в монотеистическую веру. Об этом мы можем узнать из столь значимой для нашего государства Повести временных лет, написанием которой занимался легендарный черноризец Киево-Печерского монастыря Нестор.

Это интересно: официальное первое упоминание о Москве, год основания города.

Из Повести временных лет мы узнаем, что на Русь были приглашены послы из Волжской Булгарии, Рима, Хазарского каганата и Византии. Эти государства представляли ислам, католицизм, иудаизм и православие.

Сразу же стоит заметить: разделения на католицизм и православие в то время еще не было, поскольку лишь только Вселенский собор 1054 года окончательно утвердил разделение двух церквей на Западную — с центром в Риме — и Восточную (с центром в Константинополе). Но для удобства мы приемлем такое разделение, поскольку уже в то время наметился серьезнейший раскол.

Что Владимир ответил каждому из них можно узнать из приведенной ниже таблицы.

ГосударствоИзречение Владимира Красно Солнышко
Волжская Булгария (ислам)«Руси есть веселие пити» — в ответ на значительные ограничения в части употребления вина, запрет есть свинину и т. п. Предложение было отвергнуто.
Рим (католицизм)«Идите откуда пришли, поскольку нашими отцами это не было принято» — иноземцам-латинянам князь.
Хазарский каганат (иудаизм)«Нет у вас земли своей и крова, дак почто мне обращаться в вашу веру?» — задает Владимир закономерный вопрос хазарам, что были рассеяны.
Византия (православие)Владимир, выслушав прибывшего к нему византийца, сказал, что ему нужно «еще подумать, ибо опрометчивость в выборе веры может быть наказуемым».

И хотя вера византийцев Владимиру Святославичу пришлась по душе, он решил, совместно с боярами, прибегнуть к еще одному испытанию: послать людей к латинянам, мусульманам и грекам, чтобы понаблюдать за таинством отправляемого ими богослужения. Вернувшиеся из Константинополя послы глубокомысленно изрекли: «Побывав на богослужении, не знали мы, где есть — на небе или на земле». И князь сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

На этом события, что предшествовали принятию Русью христианства, рассмотрены.

Это интересно: 1240 год – событие на Руси знакового характера.

Крещение Руси: как это было

Годом принятия христианства на Руси считается 988 год, что согласуется с Повестью временных лет. Этот год предваряли действия совсем иного характера — военные. Великий князь Владимир вовсе не хотел быть подвергнутым осмеянию и унижению. Он не хотел просить у византийцев крестить его (что в свое время было проделано с его бабкой Ольгой). Владимир жаждал «завоевать себе веру», что он и начал претворять в жизнь.

Древнерусскому государству во главе с хитрым князем Владимиром потребовался незначительный повод для того, чтобы напасть на византийский город Корсунь (возле нынешнего Крыма, в границах современного Севастополя) и захватить его в 987 году. По преданию, князь пообещал, что если возьмет этот город приступом, то обратится в христианство.

Это интересно: что способствовало глобализации в различных сферах общества?

После взятия города он вступил в переговоры с императорами Василием и Константином, пообещав вернуть им город, если они выдадут за него их сестру Анну. А он, якобы в качестве уступки, согласится подвергнуть себя крещению.

Есть и другое предание, согласно которому Владимир захватил Корсунь только лишь ради женитьбы на Анне, которую не хотели выдавать за «варвара» ее братья. Но, вынудив их пойти на это, он … ослеп. И только лишь молитвами Анны ему было возвращено зрение. Уверовав в чудо, князь крестился и обвенчался со своей «спасительницей». Но это лишь предание, которое с действительностью имеет мало общего.

И уже в 988 году, вернувшись на Русь с супругой-гречанкой, князь сверг языческие идолы и повсеместно насадил христианство. Именно в этом году были произведены известные массовые крещения людей в Днепре.

Конечно, были и сопротивления со стороны населения Руси, но они носили характер не столько антихристианский, сколько антикиевский. Сопротивление носило больше именно политический окрас, нежели религиозно-культурный.

Почему именно христианство — государственная религия на Руси?

Причинами принятия христианства на Руси являются:

  1. Необходимость отказа от политеизма как разобщающего элемента и принятия монотеистического христианства с целью объединения разношерстных племен и групп населения.
  2. Потребность в сильных союзниках, могущих оказать поддержку в различных военных конфликтах и столкновениях.
  3. Возможный культурный обмен между государствами одного религиозного лагеря.
  4. Повышение роли и статуса государства.
  5. Личное стремление князя Владимира Святославича «очиститься», избавиться от грехов прошлого.
  6. Укрепление княжеской власти на Руси.

Все эти причины в той или иной мере отражают необходимость государя и государства в укреплении своих позиций — как внешних, так и внутренних.

Так ли велика роль христианизации на Руси?

Сложно переоценить значение принятия христианства на Руси. Ведь именно христианство сыграло большую роль в становлении того государства, которое сейчас занимает одну седьмую часть всей суши земного шара.

Кратко о значении христианизации:

  1. Возможность повышения авторитета Киевской Руси на международной арене.
  2. С установлением христианских порядков в Древнерусском государстве постепенно изживали себя жертвоприношения и противоречащие канонам церкви ритуалы и обряды.
  3. Непосредственное усвоение культурного наследия более развитого государства — Византии, массовое проникновение письменности на Русь.
  4. Вступление Киевской Руси в один ряд с монотеистическими государствами Европы.
  5. Облегчение объединения земель, завоевания близлежащих территорий.

Все это в той или иной степени говорит нам о том, что Владимир, за заслуги по части принятия христианства прозванный Равноапостольным, сделал правильный выбор, обзаведясь мощным союзником и укрепив власть в государстве.

Интересно знать: Стояние на реке Угре при князе Иване III.

Последствия христианизации: в пространстве и во времени

Христианство предопределило многие аспекты в развитии Древнерусского государства. Это касается, прежде всего, места в истории, которое было предопределено в 988 году на многие столетия вперед.

Крещение Руси может встать в один ряд с изобретением колеса и бумаги, как в масштабах государства, так и в пределах всего мира. И это не может быть вымарано со страниц истории: это случилось когда-то и так будет всегда.

В историческом плане принятие христианства имело далеко идущие последствия. Вплоть до того, что Россия, в последующем, унаследует от Византии двуглавого орла и статус «третьего Рима».

В политическом плане Русь примкнула к блоку православных государств. И хоть раскол тогда еще и не был официально признан, он уже давно наметился как по части богослужения, так и в плане государственности.

К культурным последствиям следует отнести бурное развитие письменности, зодчества и живописи. Все это было спровоцировано христианизацией, принятием византийской религиозной традиции. На Русь приглашались мастера из Византии: зодчие, живописцы, книжных дел мастера. Что, конечно же, придавало государству веса — как политического, так и культурно-экономического.

Были запрещены многие противоречащие духовности обряды; они насильственно изымались из обращения народом. Без восстаний не обходилось, но в культурном плане это было необходимостью.

Все это через несколько десятков лет приведет к рассвету Древнерусского государства, которое на политической арене будет иметь значительный вес, а династические браки сделаются обыкновенным делом. Для каждого европейского государя будет значимым родство с киевским правителем.

В конечном счете все эти последствия — закономерный итог крещения Руси. Принятие монотеистической веры требовалось для укрепления государства — и оно было Владимиром Равноапостольным произведено. История показывает, что сделанный им выбор — наиболее благоприятный с точки зрения дальнейшего развития государства. Убеждают в этом нас и нынешние дни…

obrazovanie.guru

Значение принятия христианства на Руси (+таблицы)

Удобная навигация по статье:

Значение принятия христианской веры на Руси

Значение принятия христианства на Руси

Введение христианской веры чаще всего называется Крещением Руси. Впервые это важное событие было описано в одной из самых древних славянских летописей «Повесть временных лет». Согласно данным современной исторической науки, произошло крещение в 988 году в период правления великого киевского князя Владимира.

Схема: что означало принятие христианства для жителей древней Руси?

Что означало принятие христианства?

История принятия христианства на Руси

При этом, по данным полученным из византийских источников десятого века, христианизация в Киевской Руси началась ещё в девятом веке, а 988 год указан в этих документах в качестве года крещения самого Владимира. Под первым крещением Руси исследователи часто подразумевают события, произошедшие во время княжения Ольги.

Византия, принявшая христианство много раньше десятого века, желала всеми силами обратить варваров и язычников в свою истинную веру. Зачем? В первую очередь, это нужно было для того, чтобы минимизировать шансы возникновения военных конфликтов с этими государствами. К примеру, в девятом веке аналогичный метод устранения конфликта при помощи христианства предпринимался в отношении Болгарии и Моравии. Таких же методов требовала и Русь, после её нападения на Константинополь.

И, хотя поход славян увенчался неудачей, а воины были вынуждены отступить, правитель Византии понимал, что будут новые попытки и рано или поздно, их стены падут. После данного мероприятия Византия отправила в Киев отряд миссионеров, которые пропагандировали на славянской земле христианство. Итогом этой агитации стало так называемое «Аскольдово крещение», когда были крещены Аскольд, Дир, некоторые бояре и часть киевского народа.

Крещение княгини Ольги

После описанных событий, примерно в середине десятого века произошла аналогичная ситуация. В этот раз крещение приняла великая княгиня Ольга, которая взяла имя Елена. В 957 году она отправилась вместе со священником Григорием к правителю Константинополя с целью официально принять новую веру для того, чтобы Киевская Русь могла стать впоследствии государством равным Византии. В этот же исторический период многие славяне (особенно жители Киева) взяли пример с княгини и приняли христианство. Тем не менее, в качестве основной системы верования в Киевской Руси оставалось укоренившееся веками язычество.

Легенда о выборе веры князем Владимиром

Согласно легенде, для того чтобы выбрать самую достойную из вер для русской земли, князь Владимир устроил так называемое «испытание вер», во время которого волжские болгары предложили ввести на Руси ислам, на что князь высказал отказ из-за нетерпимости этой веры к употреблению алкоголя, которая, наверняка вызвала бы народные восстания.

Прослышав об ответе Владимира болгарам, в дело вступили немцы, заверяя князя, что, если Киевская Русь станет католической, то можно сколько угодно есть и пить. В свою очередь, киевский князь отказал им, по причине того, что все службы в католицизме должны вестись на латинском языке, который непонятен и чужд славянам.

После этого к князю обратились хазары, которые в тот исторический период проповедовали иудаизм. Но, строгий князь отказал и им, мотивируя свой отказ отсутствием у этого народа собственных территорий.

Самый оптимальный вариант веры был предложен византийцем, который сумел так подробно и вдохновлено расписать все положительные стороны принятия христианства, что Владимир решил отправить в Византию посланников, чтобы они побывали на богослужениях. После возвращения послов на родину и их восторженных рассказов о роскоши Константинопольской церкви, одеждах священников и отношении людей из простого народа к христианству – князь сделал свой выбор.

Религиозная реформа князя Владимира I

Вначале своей религиозной реформы князь Владимир понимал, что грамотное проведение внутренней политики может быть обеспечено лишь при идейном сплочении разрозненного междоусобными войнами славянского народа. Так и получилось. Благодаря вере в одного Бога люди стали ближе, а мораль и учение Христа умерили народный пыл, заменив его просвещением.

Значение принятия христианства для русского государства

Также, положительные последствия принятия христианства коснулись и внешней политики Киевской Руси, которой открылось всё богатство византийской культуры. Кроме того, Русь стала активным участником торговых отношений, ранее закрытых для неё по причине чуждой веры.

На славянской земле стали появляться храмы, в которых служители стали преподавать простым людям грамоту и философию. Не менее важным было и то, что все богослужения могли проводиться на старославянском языке, что очень облегчало интегрирование новой религии в народ. Историки считают, что крещение Руси являлось на тот момент единственным выходом для развития славянского государства.

Однако, внедрение новой морали и веры проходило не всегда спокойно. Народное сопротивление христианству было вызвано не только нежеланием полностью перечеркнуть прошлое своих предков и отказаться от верований в богов и духов, но и опасением того, что религиозная реформа проводится для того чтобы в итоге Киев захватил остальные славянские земли.

Таблица: значение принятия христианской веры для Руси

Значение принятия христианской веры для Руси

 

Видео-лекция: значение крещения русского государства для истории и культуры

 

fox-calculator.ru

Последствия принятия Русью христианства

 /   /  Последствия принятия Русью христианства

Временем крещения Руси историки считают 988 год. Именно в этот год по их утверждениям славяне, которые были собраны под рукой киевского князя приняли христианскую веру. Крещение является единственным в мировой исторической практике примером относительно безболезненного и быстрого внедрения новой веры в границах огромного государства.

Однако, христианизация протекала не всегда гладко. С десятого века сохранились различные свидетельства внедрения нового вероисповедания в народ.

Многие историки считают, что принятие православия было не только стратегическим ходом князя Владимира, но и его раскаяньем за разгул и убийство брата. Однако точного ответа никто не знает.

Благодаря сильной поддержке Руси Византией после крещения, государство славян обретает большой вес на политической сцене Азии и Европы. Кроме того, принятие христианства позволило начать стабилизацию отношений государствами, которые исповедовали эту же веру. Также, получив статус не «языческого», а «цивилизованного» народа славяне начинают развивать торговлю с иными странами и государствами. Впоследствии данные контакты принесут не только фактическую экономическую выгоду, но и выгоду политическую, сделав Русь мощным игроком на мировой сцене.

Начав крещение с верхних уровней государства (с себя) князь сформировал таким образом центральную вертикаль власти. Сама церковь становится той силой, что объединяет разрозненные племена славян и укрепляет власть князя. Существуя независимо два отдельных института – государство и церковь действуют сообща. Церковь направляет силы на устроение страны, а также укрепление центральной власти, а государство способствовало, в свою очередь, процветанию церкви.

Кроме того, христианство неоднократно являлось силой, которая делала народ единым.

Также, в качестве ещё одного немаловажного последствия крещения Руси можно назвать смягчение нравов. Искоренив былые языческие обычаи церковь прекратила кровавые обряды и жертвоприношения. Нравственное воспитание и просвещение стали обязанностью духовенства.

Появление православия с его традициями смогло оказать огромное влияние на общую славянскую культуру. Архитектура, науки, литература – малые части обширных элементов развитой цивилизации, которую Русь смогла получить приняв христианскую веру.


Интересные материалы:

student-hist.ru

Итоги и последствия принятия христианства | «Образование Ямала»

Большакова С. Ю.

учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе

Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Большакова С. Ю., учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе Муниципального казённого учреждения общеобразовательная школа-интернат «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

 

 

Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории.

Итоги и последствия принятия христианства

История государства Российского насчитывает почти полторы тысячи лет. Эта история связана с именем Великого Князя Киевского Владимира Святославича, внука основателя династии Рюрика, сына первого русского полководца Святослава, человека, с именем которого связан выбор религиозного пути нашей страны.

Владимир был третьим сыном Святослава, и в отличие от Ярополка и Олега по всем законам считался незаконнорожденным. Может быть, это обстоятельство, которое лишало его прав на наследование отцовского престола, и сделало его таким энергичным и, в общем-то, беспринципным политиком, который четко и последовательно шел к власти. Особенно жестко он поступил с братьями. Какие были у него отношения с отцом – неизвестно, но в 969 году, перед своим последним походом тот разделяет свои земли между детьми, и Владимиру достается самая отдаленная и сложная территория – Новгородская земля.

Спустя несколько лет происходят весьма странные события, в результате которых в Древлянской земле погибает князь Олег, средний сын Святослава. Молва называет виновника – Ярополк. Так ли это было на самом деле – неизвестно. Но Владимир громогласно заявляет о том, что за смерть брата он отомстит. Но делает это не сразу и весьма оригинально. «Владимир вместе с дядей бежал в Швецию, откуда, года через два (979), возвратился с варяжской дружиной в Новгород. Подкрепленный новгородским войском, Владимир выступил на Ярополка, известив, что идет на него». 980 год делает Владимира Великим Князем Киевским. Ярополк был убит по его приказу, вдова стала достоянием победителя.

До переломного 988 года было еще несколько лет, и наполнены они были «гнусным идолослужением». Походами, войнами, строительством новых поселений были заполнены первые годы правления князя Владимира, но, как выяснилось, это было лишь подготовкой перед главным решением его жизни, да и всей страны также. Время ему придет в 987 году.

Но в самой Руси и на ее непосредственных границах Владимир стремился навести порядок. Под 981 г. летопись упоминает его войну с поляками, в ходе которой князь захватил западноволынские города Перемышль, Червень и др., «которые и доныне под Русью». Затем летопись отмечает войну Владимира с причерноморскими булгарами, подавление восстания в землях вятичей и радимичей. Именно указания на эти действия князя дают основание утверждать, что объединение вокруг Киева восточнославянских «племен» не было устойчивым и необходимы, были какие-то более действенные меры для сплочения державы.

Владимир был повелителем достаточно большого пространства, в его подчинении находились земля Новгородская, земля Белозерская, Ростовская и Смоленская, Полоцкая и Северская, Киевская, Древлянская и западная Волынь. Объединение под властью Киева требовало замены различных племенных верований единой общегосударственной религией. Попытки укрепить и сплотить языческие культы в единую веру диктовались и необходимостью противостоять растущему влиянию христианства в славянской среде.

Именно князь Владимир сделал этот выбор, а вслед за ним и вся остальная страна. С этого момента в истории Руси началась новая глава. Постепенно изменилось многое, если не все: от принципов организации власти и законов, до появления искусства как такового. Принятие христианства – одно из важнейших событий русской истории. Решение об этом не было спонтанным. Предшествовал этому целый ряд событий. Христианство еще задолго до официального крещения пустило свои корни в Киеве. Многие варяжские войны были христианами, бабушка Владимира – княгиня Ольга стала первой из правителей, принявшей Веру Христову. «Повесть временных лет» оставила нам подробный рассказ об этом событии.

Князя Владимира к мысли о принятии христианства подвела как внутренняя, так и внешнеполитическая ситуация.«В конце Х века Русь напоминала «витязя на распутье»: был своеобразный выбор пути, который символизировался выбором веры. «Повесть временных лет» дает весьма пространный рассказ о том, как именно князь Владимир принимал судьбоносное решение, и какие аргументы использовали те, кто был призван убедить его в своей правоте. В то же время, он действовал очень настойчиво. По некоторым свидетельствам, он лично сопровождал митрополита и священников, ходивших по Киеву с проповедью, и также обращался к жителям города с призывом принять крещение. Первый отклик был незначительным, и тогда «князь употребил средство посильнее: он послал повестить по всему городу, чтоб на другой день все некрещеные шли к реке, кто же не явится, будет противником князю». Этот призыв подействовал куда эффективнее, чем проповеди византийских священников.

О крещении киевлян, которых для этой цели загоняли в Днепр, летопись рассказывает весьма живописно, упоминая и крушение идола Перуна и прочих языческих богов. Князь Владимир выбор делал не на «пустом месте». Можно даже сразу сказать, что Русь была обречена на христианизацию, и христианская религия пробивала себе дорогу вопреки всем препятствиям уже более ста лет. Не будем забывать и о том, что между Русью и Византией существовали прочные торговые связи, которые облегчали для Руси знакомство с христианством. Одним словом, «князь Владимир принял новую веру, имея полную возможность познакомиться с нею и узнать ее превосходство и внутреннюю силу».

Дата, когда был крещен Киев, доподлинно неизвестна. Одни источники называют апрель, другие – сентябрь. Но большинство сходится в одном: крещение было принято достаточно спокойно. Даже когда топили или сжигали идолов – были плач и стоны. Но не было сопротивления.

Как происходило принятие христианства в других частях Руси, мы с достоверностью не знаем. Очевидно, на юге оно проходило более спокойно и было сложнее на севере. Так, в северном Новгороде сопротивление христианству было довольно упорным. Князь Владимир вынужден был использовать силу. Выступления против новой веры имели место в разных частях страны на протяжении, очевидно, всего XI в. Но можно сказать, что в целом в городах процесс христианизации шел успешно, тогда как в сельской местности, особенно в северо-восточной, да и в юго-западной Руси население упорно держалось за старых богов еще и в XIII–XIV вв.

Единственный город, который оказал сопротивление, по сведениям летописей был Новгород. «Туда были летом 990 г. посланы миссионеры, которые с помощью войска, возглавляемого дядей великого князя киевского Добрыней, а также вспомогательного отряды воеводы Путяты должны были заставить жителей принять крещение… Новгородцы оказали крестителям сопротивление, порой приобретавшее характер вооруженных столкновений. Только после упорной борьбы сначала (к 31 августа 990 г.) удалось подавить восстание горожан, а затем, в несколько приемов, их крестить – уже в сентябре 990 г.».

«Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, на которых сгорали убитые рабыни, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв наподобие древнего Минотавра, но долго еще по деревням насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и огню-варожичу, справлялись старинные праздники. Язычество слилось с христианством».

Только, согласно летописям, к рубежу XI–XII веков все восточнославянские племена, за исключением вятичей, приняли христианство. Город за городом, народ за народом принимали крещение и подпадали под протекторат Киева, в котором на протяжении Х–ХІ веков накапливались общенародные духовные ценности. Распространение православия не было прервано даже восьмилетней войной с печенегами – союзниками Византии. В результате войны Русь потеряла причерноморские степи, но получила идею государственности, взращенную на почве православия. Это идеологическое единство – единство государства и веры, воспринятое от византийской цивилизации, могло породить новую, более мощную и устойчивую цивилизацию Киевской Руси».

После смены веры значительно изменились взаимоотношения между людьми: под запрет попало многоженство, кровная месть и человеческие жертвоприношения. Церковь всячески приветствовала милостивое обращение с рабами, создание сиротских приютов и лечебных заведений. Не лишним будет сказать, что славянское сельское хозяйство также выиграло от политики: многочисленные посты, принятые в христианстве привели к развитию овощеводства, чтобы рацион постящегося был более разнообразен.

В этническом плане принятие христианства ускорило консолидацию древнерусской народности, общего предка современных русских, украинцев и белорусов. Процесс этот происходил и до княжения Владимира, но, как было отмечено выше, язычество различных славянских «племен» и территорий имело свои, местные черты, что существенно тормозило процесс этнической консолидации. В целом же к рубежу XI в. местные этнополитические единицы почти полностью исчезают, – появляется название «Русь», «Русская земля», жители которой именуются русичи, русины. Этому, несомненно, способствовало создание и единой государственности, и единой церковной организации, заменившей разнообразные местные языческие культы.

Яснее всего вырисовывается влияние принятия христианства на политическую структуру Древнерусского государства. Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, несомненно, помогло Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения. Но затем князь еще при жизни рассадил своих двенадцать сыновей по важнейшим восточнославянским городам и землям, рассчитывая таким путем держать в повиновении недавно им же усмиренные области (вятичей, радимичей и т. д.). Однако некоторые основы местного сепаратизма сохранились, и опирались они на местную знать. В последние годы жизни Владимира против него составил заговор Святополк, сидевший в Турове, а буквально накануне кончины великого князя возмутился правивший в Новгороде Ярослав, который через свою мать Рогнеду был связан с убитым полоцким князем Рогволдом. Владимир начал готовиться к походу на Новгород, но умер. За всеми этими событиями стояла местная знать земель.

Тем не менее центральная власть была укреплена, о чем говорит и необычайно поднявшийся уже при Владимире международный престиж Киева. Князь Владимир «национализировал», «коллективизировал» веру во имя политики как цели, во имя корысти как мотива с прямым умыслом. Вместе с тем князю Владимиру принадлежит ряд заслуг. Своей деятельностью он заложил ядро нового правосознания русского народа, которое на века составило его основное содержание. Это религиозно-нравственная составляющая русского правосознания, позволяющая легко принимать идеологию этатизма. Но самое главное в том, что принятие христианства стало точкой отсчета в формировании русской государственности на новой, прежде всего, политической и религиозной основе.

Таким образом, можно утверждать, что князь Владимир заложил базу российской государственности, оформив организационно-идеологическую форму осуществления его функций. Все последующие монархи достраивали то, что он начал.

После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикция. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные).

Заключение

Киевский князь Владимир занял свое особое место в ряду русских государей, – принятию Русью христианства.

Крещение Руси оказало огромное, определяющее влияние на ее дальнейшее развитие, в том числе и на развитие государственности, а также права. Вместе с единством веры постепенно стало приходить осознание единства государства. С христианством пришла также идея единства церкви и государства.

 

 

Библиографический список

1.Бушуев, С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки / Ю.Ю. Булычев, Г.Е. Миронов. – М.: Книжная палата, 1991- 540 с.

2. Введение христианства на Руси и древнерусская литература // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология.1988. 4. С. 12–19.

3. Гордиенко, Н.С. “Крещение Руси”: Факты против легенд и мифов / Н.С. Гордиенко. – Л.: Лениздат, 1984. – 285 с.

4. Греков, Б.Д. Киевская Русь / Б.Д. Греков. – М. Политиздат, 1953. – 610 с.

5. Исаев, И.А. История государства и права России / И.А. Исаев. – М.: АСТ. 2006.- 663с.

6. История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – М.: АСТ, 1997. – 576 с.

7. Карамзин, Н.М. История Государства Российского / Н.М. Карамзин. – М., Наука, Т. 1 1989 – 635 с.

8. Ключевский, В.О. Курс русской истории / В.О. Ключевский. – М., Мысль 1987 Т.1 435 с.

9. http://paganism.msk.ru

10. http://slavjanstvo.org

 

  • puchkool 13 ноября 2014 г.

    Статья информативна, отмечается чёткая позиция автора, логика изложения убедительна, приводятся причины принятия христианства и анализируются побудительные мотивы, подкреплённые обоснованными выводами. Есть ссылки на используемую литературу.

    Статья информативна, отмечается чёткая позиция автора, логика изложения убедительна, приводятся причины принятия христианства и анализируются побудительные мотивы, подкреплённые обоснованными выводами. Есть ссылки на используемую литературу.

yamal-obr.ru