Понятия общество и человек – Общество как форма жизнедеятельности людей. Влияние человека на общество и общества на человека

Содержание

ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК», «ОБЩЕСТВО».




Поиск Лекций




 

  1. Аскетизм — преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающих в себя самоистязание.
  2. Вербальное — словесное общение
  3. Волюнтаризм – пренебрежение объективными процессами, необходимыми условиями.
  4. Гедонизм — учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.
  5. Глобализация — процесс объединения людей и преобразования общества в планетарном масштабе.
  6. Глобальные проблемы — трудности, затрагивающие жизненно важные интересы всего человечества и требующие согласованных действий в масштабах мирового сообщества.
  7. Деятельность — это форма активности субъекта, выражающаяся в целенаправленном и целесообразном изменении окружающего мира, а так же в преобразовании человеком самого себя.
  8. Духовная сфера общества – сфера общественной жизни, основным содержанием которой является производство духовных ценностей и удовлетворение духовных потребностей.
  9. Духовность — это система ценностей, существующих длительный период, имеющих большое количество последователей и существующие ограниченный отрезок времени.
  10. Духовные ценности – это те значимые для человека и общества результаты духовного производства, которые удовлетворяют их духовные потребности.
  11. Жизнь – главная потребность человека и его главное неотъемлемое право.
  12. Задатки — врожденные физиологические особенности нервной системы.
  13. Игра — форма деятельности в условных обстоятельствах.
  14. Индивид — единичный представитель человеческого рода.
  15. Индивидуальность — самобытность, неповторимость, оригинальность индивида.
  16. Индустриализация— процесс создания крупного машинного производства, применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии.
  17. Инновация — практика перманентного (беспрерывного) реформирования.
  18. Интеграция— объединение различных частей.
  19. Интерес — целенаправленное отношение человека к потребности.
  20. Культура — совокупность всех видов и результатов преобразовательной деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на самого человека.
  21. Культура –совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.
  22. Личность-система социально значимых качеств индивида.
  23. Локальная цивилизация – большая социально-культурная общность, которая существует длительное время, имеет устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы жизни общества.
  24. Менталитет человека —совокупность всех итогов познания, их оценка на основе культуры, деятельности, национального сознания и личного жизненного опыта.
  25. Мировоззрение— система взглядов и представлений об окружающем мире.
  26. Модернизация— процесс изменения в соответствии с современными требованиями и нормами.
  27. Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение в головном мозге человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей.
  28. Научно-техническая революция– коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.
  29. Нравы — типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события.
  30. Обряд— совокупность коллективных действий, во­площающих в себе определенные представления и цен­ности данного общества и вызывающие у всех носителей данной культуры аналогичные чувства, носящие коллек­тивный характер.
  31. Общение— процесс взаимодействия и обмена информацией между людьми.
  32. Общественно-экономическая формация — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений.
  33. Общество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения.
  34. Обычай –типичное поведение в определенной ситуации.
  35. Обычаи— установившиеся схемы поведения, обяза­тельно на уровне культуры в целом.
  36. Ответственность — социально-философское понятие, характеризующее вид взаимоотношений между людьми с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых взаимных требований.
  37. Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период времени в различных условиях.
  38. Поступок — действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, целей и средств.
  39. Потребности — осознанная необходимость в том, что составляет условие существования.
  40. Привычка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности.
  41. Природа — естественная среда обитания человека и общества, имеющая качественную специфику в сравнении с обществом.
  42. Реализм –взвешенный подход к свободе и необходимости.
  43. Революция — глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений
  44. Реформа — усовершенствование сфер общественной жизни без уничтожения фундаментальных основ общества.
  45. Свобода — способность человека выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами и оценками.
  46. Смысл жизни — определение конечной цели существования человека.
  47. Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязательства и реализовывать нравственный самоконтроль за их выполнением.
  48. Сознание –это способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
  49. Социализация— процесс усвоения, восприятия норм поведения, ценностей и установок, принятых в обществе.
  50. Социальная роль — образ поведения, соответствующий социальному статусу.
  51. Социальные институты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
  52. Социальный статус -место человека в общественных отношениях.
  53. Способности — индивидуальные психологические особенности индивида, необходимые для успешной деятельности.
  54. Стагнация— период в развитии общества, когда нет поступательной динамики, но и нет обратного движения.
  55. Творчество– деятельность человека по созданию качественно новых, ранее не существовавших ценностей. Это понятие включает воображение, интуиция, творческое озарение.
  56. Темперамент — врожденные, генетически обусловленные качества индивида.
  57. Традиции— совокупность элементов культуры, пере­даваемых из поколения в поколение.
  58. Труд — социальная деятельность человека, направленная на получение практически полезного результата.
  59. Установки — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность.
  60. Фатализм– предопределенность:все в мире подчинено необходимости, свободы не существует.
  61. Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
  62. Цивилизация — единый процесс исторического развития, проходящий через определенные стадии.
  63. Чувства — эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер.
  64. Эволюция — процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах.
  65. Эмоции -кратковременные переживания
  66. Язык— совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации.

 

 











poisk-ru.ru

основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Человек в системе социальных связей:

Понятие объективных условий означает совокупность обстоятельств, независящих от сознания и воли субъекта и определяющих реальные возможности, цели, средства и результаты деятельности людей. Это понятие отвечает на вопрос, что определяет деятельность людей. Объективные условия социальной жизни всегда тесно взаимосвязаны со своей противоположностью — субъективными условиями.

Субъективный фактор — это более или менее осознаваемая деятельность общества (субъекта), направленная на достижение определенных целей.

Сознательная деятельность людей осуществляется в различных формах, которые не всегда связаны с пониманием законов развития общества. Тот факт, что люди в общественной жизни выступают, как сознательные существа, вовсе не означает, что вся их деятельность является сознательной. Категория «субъективный фактор» служит для того, чтобы раскрыть механизм воздействия людей на объективные условия общественной жизни, показать значение практики в изменении социальной деятельности. Это понятие отвечает на вопрос: кто действует, какая социальная сила осуществляет общественные преобразования.

Рассматриваемые понятия надо использовать конкретно. Если взять общество в целом, то субъективным фактором будет деятельность людей с их сознанием, волей, а объективным фактором — материальные условия их жизни. В данном случае общественное сознание входит в субъективный фактор. Но по отношению к отдельной личности, взятой в качестве субъективного фактора, общественное сознание вместе с общественным бытием, политическим строем общества должны войти в объективные условия.

Объективные условия не сводятся только к материальным фактором. Так же неправомерно ограничивать субъективный фактор сознанием: всегда следует исходить из деятельности реальных субъектов, а не только из их сознания.

Таким образом, объективный и субъективный факторы — необходимые стороны деятельности людей, находящиеся в тесном взаимоотношении. Объективные условия определяют вероятное направление и результаты деятельности субъективного фактора. Он же обычно реализует назревшие потребности объективного развития общества.

Проблема отчуждения

Объективные обстоятельства порождают проблему отчуждения человека, то есть его отстранения от основ жизнедеятельности: собственности, природы, творчества, других людей. Эту связь можно установить, анализируя человеческую деятельность и общение.

Так, общение может быть двух типов: а) непосредственное, субъект — субъектное общение индивидов (S1……….S2) и б) отчужденное опосредованное (насилием, государством, товарно-денежными отношениями) общение (S1 ? опоср. звено ? S2).

Структурные компоненты деятельности (потребности-мотив ? интерес ? оценка ? целеполагание ? выбор средств ? действие) могут быть частями либо отчуждённой деятельности, либо неотчуждённой. Таким образом, последовательный гуманизм может быть реализован только при ликвидации отчуждения, что означает: устранение всех опосредствующих социальных звеньев между субъектами при их общении и реализацию каждым субъектом своей сущности во всех звеньях деятельности.

Насилие и ненасилие

Насилие — это способ принуждения кого-либо, включающий угрозу применения или применение силы, нарушение безопасности, с целью приобретения, господства, выгоды, получения привилегий. Насилие как общественное явление, как вид социального действия, всегда связано с силой, ее применением.

Социальная сила — это возможности государства, общественной группы использовать реальные ресурсы для воздействия на поведение других стран, общностей людей в желательном для себя направлении. Сила может быть использована в качестве аргумента деятельности людей, а может и не быть востребованной.

Насилие — историческое явление, оно возникло на определенном этапе развития общества.

Причины насилия:

Во-первых, несправедливое распределение собственности, доходов, жизненных благ, власти между людьми, социальными общностями, странами.

Во-вторых, связанная с этим антагонистическая социальная структура, состоящая из групп, слоев, политических сил, имеющих противоположные цели и интересы.

В-третьих, наличие государственных политических доктрин, учений, идеологий, которые обосновывают необходимость насилия, в том числе и вооруженного.

Социальное насилие всегда имеет политическую направленность. В этом состоит его сущность. Оно не существует вне политики, вне общественных отношений. Поэтому сферой политического насилия прежде всего являются политические отношения, политическая борьба.

В зависимости от отношения к общественному прогрессу социальное насилие подразделяется на:

— прогрессивное, рациональное;

— регрессивное, иррациональное.

В зависимости от политической системы и режима насилие бывает демократическим, авторитарным и тоталитарным.

Тоталитаризм — это социальный порядок, основанный на однопартийной системе и всеобъемлющем проникновении государства в идеологию, экономику, культуру, общественную и личную жизнь.

Вооруженное насилие — это крайний способ принуждения, вид насильственных действий, где средством воздействия выступает оружие и организация людей его применяющая.

Насилию всегда противостояла философия ненасилия. Важнейшую роль в становлении социума сыграла заповедь «Не убий!»

Человек и исторический процесс, личность и массы:

Исторический процесс — это движение общества во времени, его развитие во всех сферах жизнедеятельности. История общества включает в себя совокупность конкретных и многообразных действий и поступков людей, больших и малых социальных групп, всего человечества.

Идеи о «конце истории» (Ф. Фукуяма) бессмысленны и вредны.

Субъект истории — это личность или социальная группа действующая осознано, самостоятельно и ответственно за свою деятельность.

С точки зрения христианской философии подлинным субъектом истории является Бог. Народ становится субъектом истории только в том случае если осознал и почувствовал любовь, мудрость и волю Бога, уверовал в него, живет и действует по его законам.

В представлениях субъективных идеалистов субъектом истории являются выдающиеся личности, «творческое меньшинство», герои, которые бросают вызов «толпе», увлекают ее и ведут за собой. Например, исторический релятивист Х. Ортега-и-Гассет (1883–1955) считал, что деление общества на «избранное меньшинство» и «массы» является двигателем истории.

В диалектическом материализме не отрицается ни роль духовного начала в обществе, ни роль выдающихся личностей (то есть людей, оказавших влияние на ход истории), но указывается, что деятельность исторической личности зависит от объективных обстоятельств, которые задают возможности и направления деятельности. Всякие попытки игнорировать их приводили эти личности к краху; их устраняли с исторической арены.

Таким образом личность не может изменить законы развития общества, но может изменить картину истории. И здесь мы должны сказать о том, что диалектика «объективного» и «субъективного» в истории заключается в том, что первый фактор не является однозначным, он многовариантен и только люди делают выбор из множества альтернатив.

Подлинным творцом истории является народ — социальный субъект, воплощающий в себе единство народных масс и выдающихся личностей. Что обеспечивает это единство? Общая историческая судьба, общая вера, отражающая глубинные потребности, историческая память народа, общая историческая перспектива. Поэтому прав Г. Гегель: «Каждый народ имеет то государство, которое он заслуживает».

В марксистской литературе термином «народ» называют слои населения, участвующие в решении задач социального прогресса.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

общество и человек как неразделимые понятия

Два главных понятия обществознания — человек и общество, всегда были неразделимыми, и не только для этой дисциплины. Они исторически возникли одновременно, породив друг друга. Иначе говоря, люди получили право так называться, когда осознанно начали жить вместе. На данный момент предметом изучения антропогенеза (части эволюции, которая касается становления человека как вида) являются как биологические факторы, так и социальные предпосылки и процесс возникновения и развития общества — социогенез.

Биосоциальная природа человека

Человек живет в обществе — это один из ключевых признаков его биосоциальной природы, принципиальное отличие от животных, помимо прямохождения, сознания и, как следствие, речи, и, главное, труда. Именно с рассмотрения феномена труда философы позапрошлого века, например Ф. Энгельс и К. Маркс, и начали говорить о том, что природа человека биосоциальная. Они заложили целую научную концепцию, объединяющую два понятия — биологический вид человек и социум, который он строит своим трудом.

Новорожденные рождаются полностью зависимыми от родителей во всех сферах своей жизни. И этим люди не сильно отличаются от животных. Хотя период взросления детей у людей самый длинный среди прочих биологических видов, ни один детеныш не выживает без старших особей. Но взрослый человек продолжает стремиться быть частью сообщества. Во-первых, для совместного удовлетворения своих физиологических нужд. Но главное, человек и общество обществознание объединяет потому, что для людей важна компания себе подобных в духовном плане. Во все времена одной из самых страшных пыток была одиночная камера, сводящая с ума любого. А страдания людей, потерянных на необитаемых островах, — любимых героев приключенческих романов — отнюдь не выдумка.

Общественные институты

Это сообщества, объединенные по роду деятельности, которые отвечают на конкретные социальные и физиологические потребности отдельных людей. И снова возникает синергия человека и общества. Обществознание выделяет пять направлений деятельности таких институтов.

  1. Духовно-религиозное.

  2. Политическое.

  3. Экономическое.

  4. Культурное, которое включает образование и науку.

  5. Социальное (в том числе семья и брак).

Они отвечают разнообразным потребностям каждого индивида — от базовых (еда, сон, безопасность) до духовных. Но позаботиться об этих нуждах можно только всем вместе.

Чего ждет от человека общество

Обществознание оперирует базовой единицей — человек, и их совокупностью — социальной системой. Как и в любой системе, в ней есть свои законы взаимодействия между частями и уровнями. И никогда общество не может состоять из одного человека. А он, в свою очередь, не может жить один, как ему заблагорассудится.

Любое взаимодействие элементов и уровней любой системы подчиняется определенным правилам, иначе ее ждут разрушение и хаос. Социальные нормы поведения разделяются на:

  1. Правовые.

  2. Духовно-нравственные.

  3. Религиозные.

  4. Традиционные.

Каждый человек должен соблюдать эти правила, ради свободы творить и выбирать свою судьбу, опираясь на совместное удовлетворение базовых потребностей. Ведь человечество давно осознало, что вместе в любой области люди могут достичь большего.

Постиндустриальное общество

На данный момент человечество строит постиндустриальное общество:

  1. Основное направление работы — услуги и продажи.

  2. Большая часть производства автоматизировано за счет компьютерных технологий.

  3. Информация — главная ценность, поэтому инструменты ее передачи влияют в значительной степени на общество: социальные сети, СМИ, сеть Интернет.

  4. Человеческим личности и счастью уделяется первостепенное значение. В соответствии с Конституцией РФ, вообще, сама жизнь каждого гражданина — это главная ценность.

  5. Социальная мобильность членов общества. Каждый человек может изменить свое социальное положение в любой момент.

Ученые продолжают изучать биосоциальный феномен синергии человека и общества, и мир, который они породили вместе.

fb.ru

Определения: Человек и общество (для итогового сочинения)

Не пропусти реальные темы и онлайн-помощь по ИС в нашем паблике 

В этой статье Вашему вниманию предлагаются определения по теме «Человек и общество», которые не только помогают наиболее полно осмыслить данные понятия при написании сочинения (ведь часто слово совсем простое, понятное для ученика, однако его трудно объяснить), но и становятся отличным вступлением для эссе. Начиная свое рассуждение с грамотно составленного определения, вы уже располагаете к себе проверяющего, ведь демонстрируете логичность изложения мысли и собственную эрудицию

Определение понятия «Человек»

  1. Живое существо, умеющее говорить, думать, создавать предметы труда и пользоваться ими;
  2. Носитель некоторых индивидуальных качеств, свойств; личность;
  3. Живой организм, наделенный разумом;
  4. Социальное сущность, особенностью которой является мышление;
  5. Живое существо на высшей ступени эволюции, имеющее не только биологические, но и социальные признаки;
  6. Созидатель исторического развития, субъект творчества и культуры;
  7. Существо, имеющее особые, отличные от других биологических организмов, навыки и особенности, но сохраняющее связь с природой;
  8. Одно из созданий, населяющих Землю, которое обладает сознанием, речью, творческими способностями;
  9. Субъект не только природной, но и общественно-исторической деятельности и культуры;
  10. Мыслящий индивид, являющийся частью общества.

Определение понятия «Общество»

  1. Все люди, объединенные определенными социальными отношениями;
  2. Группа людей, объединенная одинаковым положением, происхождением или интересами;
  3. Компания, группа людей, среда обитания человека;
  4. Объединение людей на добровольных началах;
  5. Совокупность связей и отношений между индивидами;
  6. Группа людей, связанная исторически сложившимися социальными отношениями друг с другом, где каждый представитель имеет определенную роль;
  7. Люди, связанные совместной деятельностью по удовлетворению общих потребностей;
  8. Социальный мир, окружение, формирующее социальные и нравственные качества в отдельных индивидах;
  9. Среда, в которой человек развивает свою личность, получает социальную роль;
  10. Стадия развития человечества, создавшая современную среду обитания человека.

Автор: Мария Блинова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Человек и общество: характеристика человека в обществе

Общество — это некая данность, которую мы не выбираем, не создаем и не можем контролировать, однако она контролирует нас, и в той или иной степени нами управляет. «Характеристика человека в обществе — что это?» — спросите вы. Ответ на вопрос предлагает эта статья. Вам будет предложено разобраться в этом сложном вопросе, понять для себя, почему происходит именно так, а не иначе, и можем ли мы что-либо изменить.

Характеристика человека в обществе довольно сложна и многогранна. Общество представляет собой некий комплекс, образованный, как все сложные системы, в результате взаимодействия множества дифференцированных составляющих частей. Точнее, оно образовано в результате взаимодействия и взаимозависимости индивидов, следующих своим естественным импульсам в поведении. Характеристика человека в обществе, индивидуальность и человеческая природа взаимосвязаны.

Мы, отдельные личности, представляем собой сложно организованные существа. Сложность человеческой природы отражается в ее многомерной конституции, множестве различных потребностей. Среди множества ее аспектов есть такие, как самосохранение, конкуренция, потребность в общении, чувство справедливости и жажда свободы. Тем не менее, наше поведение в основном иррационально, поскольку, несмотря на то что человек наделен разумом, иерархия его потребностей заставляет нас следовать инстинкту самосохранения, конкуренции, независимо от требований истины и логики. Многие аспекты человеческой природы, кроме того, имеют конфликтный, противоречивый характер. Из-за этого нам приходится вести постоянную и непримиримую борьбу, например, между желанием власти и свободы, равенства и справедливости.

Поскольку сложность — естественное свойство любых природных явлений, общество как явление подчиняется универсальным свойствам и закономерностям изменения, общими для всех сложных систем. Эти свойства и закономерности можно проследить на всех уровнях системы, начиная от семьи и заканчивая национальными, глобальными объединениями. Характеристика человека в обществе также должна учитывать множество факторов.

Сложные системы характеризуются тем, что они являются нелинейными, то есть реакция всей системы в целом не вытекает из реакции ее отдельных частей и не может быть определена как их сумма. Нелинейность сложных систем связана с двумя свойствами: их непредсказуемостью и несводимостью. Такие системы несводимы, поскольку их поведение в целом отличается от суммы поведений составляющих частей. В самом деле, когда существуют отношения обратной связи, поведение целого влияет на поведение составной части, и наоборот. Так как общество влияет на человека, ни один индивидуум не может быть изолирован от него. Общество, как все сложные системы, действует как единое целое и не может контролироваться отдельными лицами. Отдельные лица могут лишь влиять на него и участвовать в различных событиях, формирующих систему, но не могут контролировать ее.

Сложные системы непредсказуемы. В нелинейных системах малейшее изменение условий может привести к непредсказуемым большим изменениям. В обществе также происходит что-то подобное. Различные события, мероприятия часто приводят к неожиданным, непредсказуемым, а иногда и нежелательным последствиям.

Еще одна причина непредсказуемости сложных систем состоит в том, что они часто включают в себя элемент случайности, как и в целом характеристика человека в обществе. Пример можно предложить следующий: в качестве сложной системы представим колонию муравьев. Можно отметить, что все муравьи отправляются на поиски пищи в разных направлениях. Такое поведение позволяет колонии найти лучшую еду. В человеческом обществе также существует элемент случайности. Культура, например, имеет большое влияние на требования общества, однако она может быть сформирована совершенно непроизвольным и случайным поворотом событий.

Структура системы

Комплексные системы, в общем-то, не имеют строгого определения, нельзя точно сказать, как называется. Характеристика человека в обществе — весьма сложная абстракция. То есть чтобы проанализировать ее, мы вынуждены построить упрощенную модель. В дальнейшем мы будем рассматривать модель общества, основанную на известных институциональных, культурных и социально-экономических отношениях, а также их взаимодействие и влияние на природу человека.

Социальная структура

Каждый из аспектов общества (социально-экономический, культурный, институциональный и человеческая природа) сам по себе представляет сложное объединение, образованное путем объединения и взаимозависимости более простых составных частей. Социально-экономический порядок формируется путем сочетания труда, социальных отношений и персональной активности. Институциональный аспект включает в себя государственные и частные организации. Культура представляет собой сочетание знаний и технологий, мировоззрения и ценностей. Человеческая природа также формируется из взаимодействия наследственной природы и ее развития в конкретном индивидууме. Характеристика человека в обществе называется поэтому специальным термином «индивидуальность».

Подобно всем сложным системам, общество является несводимым. Это сложное целое нельзя свести ни к одному из аспектов, характеристика человека в обществе не характеризует это общество в целом. Любое объяснение общества с точки зрения одного аспекта, будь то культура, человеческая природа, борьба за власть или различные институты, является неполным. Его, как и все сложные системы, необходимо рассматривать как взаимодействие различных масштабов, формирующее единое и несводимое целое.

И, как и в других подобных системах, ее составляющие части не существуют отдельно, в изоляции, а должны быть рассмотрены в их отношении с остальными частями целого.

Иерархическая структура

Фундаментальным аспектом человеческой социальной организации является ее иерархическая структура. Все формы социальной организации, от общества собирателей и охотников до высокоразвитой цивилизации, характеризуются неодинаковым распределением властных полномочий и иерархией. Не все иерархии одинаковы. Некоторые имеют ярко выраженную централизованную власть и классовое деление. Другие, как, например, общество собирателей и охотников, являются менее вертикальными, более демократичными, и возможно, даже не имеют постоянных лидеров. Но все они имеют нечто общее: распределение власти в них всегда неравномерно. Всегда существует доминирующий сектор, это могут быть мужчины, лидеры, кланы, целители и др.

Биологическая причина существования иерархии кроется в нашей конкурентной природе. Конкуренция является одним из многих аспектов человеческой природы. Причем многие из ее аспектов также между собой конфликтуют и конкурируют. Например, по своей природе мы стремимся не только к конкуренции, но и к общению. То есть по природе своей мы должны быть связаны и соотнесены с другими и в то же время конкурировать с ними. Человеческая конкуренция заставляет нас организовываться в структуры с неравным распределением властных полномочий. Иерархия в таком случае — неизбежный аспект социальной организации.

Функция общества

В отличие от организмов или колоний, поведение которых отвечает выполняемой функции, общество в целом не имеет какой-либо конкретной роли.

Однако, хоть это и не обязательно, в некоторых случаях социальные системы имеют функцию, которая в основном определяется политической структурой системы. Социальные системы с иерархической структурой работают на благо тех, кто стоит на вершине иерархии, за счет тех, кто находится ниже.

Идея о том, что общество существует для блага каждого индивида, ошибочна. Социальная система может работать как на благо, так и во вред человеку. То, как она будет работать в конкретном случае, зависит от случайных и произвольных исторических событий. Попытки отдельных лиц контролировать или проектировать систему, как правило, приводят к непредвиденным и часто нежелательным последствиям.

Можно ли объективно сравнивать различные общества?

В противоположность релятивистским убеждениям, системы можно оценивать объективно и сравнивать с точки зрения выгод, которые они приносят отдельным индивидам. Как уже упоминалось ранее, системы не имеют какой-либо функции, поэтому могут работать как на благо, так и во вред человеку. С этой позиции некоторые из них хороши. Другие плохи. Одни системы лучше, чем другие.

Хорошая система — такая, которая способствует всеобщему благосостоянию. Плохая приносит людям вред или способствует благосостоянию одних за счет других, ведь характеристика человека в обществе других людей всегда предполагает данное разделение.

Как можно изменить общество?

Какова же характеристика человека в обществе? Ответ на этот вопрос дать не так-то просто. Мы начали эту статью, сказав о том, что общество мы не выбираем, не создаем и не можем контролировать, но оно контролирует жизнь каждого из нас. Означает ли это, что оно является самостоятельной системой, контролирующей людей и не подвергающейся их контролю? Можно ли изменить общество, в котором мы живем?

Тема «человек и общество» всегда привлекала внимание политиков и социологов. Как сказал Ноам Хомский, социальные системы «не высечены из камня». Нет причин, по которым люди не могли бы их изменить. Мы должны иметь возможность выбирать социальную систему, которая будет работать во благо людей. Характеристика человека в обществе — это тема, касающаяся каждого из нас.

Тем не менее, по ряду причин это не так просто осуществить. Во-первых, отдельные индивиды не могут изменить систему самостоятельно. Только коллективные действия могут привести к изменениям в ней. А коллективное действие трудно организовать, поскольку индивидуальное сознание, как правило, настроено на то, чтобы быть частью системы, а не бунтовать против нее. Во-вторых, те, кто извлекает из системы меньше всего пользы и имеет больше всех причин для того, чтобы желать изменить ее, имеют в системе меньше всех власти.

В какой мере человек должен нести ответственность за общество?

В целом, ответственность людей весьма незначительна. Ведь если мы зачастую имеем весьма смутное понимание собственной природы, и способность ее контролировать сильно ограничена, что уж можно говорить о такой сложной теме, как общество в жизни человека? Однако, несмотря на ту ограниченность ответственности, которую имеют индивиды, ответственность за нее все же существует.

Характеристика человека в обществе с точки зрения степени ответственности

Это те из нас, кто находится на вершине иерархии, несут наибольшую ответственность. Они, как правило, имеют более высокий уровень образования, здоровья, возможностей, ресурсов и власти для осуществления изменений. Но в то же время они с наименьшей вероятностью способны улучшить систему. Это происходит потому, что они извлекают из нее наибольшие выгоды и поэтому будут сопротивляться переменам и не поддержат изменения, ущемляющие их интересы. К тому же образ мысли таких людей, как правило, лишен необходимого критического и аналитического потенциала. Чем выше поднимается человек по лестнице иерархии, тем сильнее у него проявляется тенденция соответствовать системе, чтобы защитить свою власть.

Чем ниже находится человек на ступени иерархии, чем ниже роль человека в обществе, тем меньше у него ответственности, так как он обычно имеет невысокий уровень образования, здоровья, материальных ресурсов, ему не хватает способности и власти, чтобы внести изменения. Кроме того, такими людьми часто манипулируют, их контролируют те, кто стоят выше. Они вынуждены заботиться прежде всего о своих фундаментальных и насущных потребностях. Тема «человек и общество» для них как бы недоступна.

Средние слои общества несут почти такую же ответственность, как те, кто находится на вершине иерархии. Степень этой ответственности обратно пропорциональна ее вертикальности, как и роль человека в обществе. Для того чтобы сохранить свою власть, верхушка общества будет стараться делать так, чтобы средние слои были довольны (а в более низких иерархиях она будет стараться заботиться и о низших слоях). Поэтому средние слои также выигрывают от существующей системы с ее возможностями, ресурсами и неограниченной властью, а значит, и разделяют ответственность с верхушкой общества. В отличие от последних, не способных к изменению системы, средние слои имеют для этого возможности и ресурсы. Тем не менее, в своей борьбе за власть они склонны приспосабливаться к системе и действовать в интересах тех, кто наверху, обеспечивая легитимность системы. Характеристика человека в обществе — это то, что во многом на их совести.

Незнание не освобождает от ответственности

Незнание, отсутствие понимания не освобождает верхушку и средние слои общества от ответственности. В отличие от низших слоев, они имеют возможности и ресурсы, чтобы понимать систему и воздействовать на нее. Если система является плохой, то, приспосабливаясь к ней, они вносят свой вклад в поддержание ее плохого состояния. Несмотря на коллективное сознание в вопросах рационализации, оправдания или игнорирование вреда системы, индивидуумы все же остаются ответственными за такое положение вещей. Общество в жизни человека играет важную роль, и все мы несем за него ответственность.

В неравных обществах вызов системе обычно бросают не выходцы из высших или низших слоев общества, а то меньшинство из среднего слоя, которое решает защищать свободу, справедливость, равенство и интересы тех, кто ниже, будущих поколений, а также окружающую среду. Хотя большинство представителей средних слоев общества, как правило, быстро приспосабливается к системе, решающее значение для нее имеют те, которые не отождествляют себя с ней, не могут с ней смириться, и у кого есть достаточно образования, материальных ресурсов и сил для того, чтобы бросить ей вызов.

Революционные изменения, вызванные такими людьми, часто приводят к замене одного вида иерархии другим (который в некоторых случаях оказывается даже хуже). С другой стороны, стабильное улучшение системы наступает тогда, когда на сцену выступают эти люди и участвуют в процессе социального развития.

fb.ru

Словарь терминов по подготовке а ЕГЭ по теме «Человек и общество»

Раздел ОБЩЕСТВО и ЧЕЛОВЕК

Общество в широком смысле означает обособившуюся от природы, но тесно связанную с ней часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Общество в узком смысле есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями , взаимодействием и отношениями.

Открытая система — это система, которая имеет вход и выход, обменивается с окружающей средой веществом и энергией и поддерживает внутреннее равновесие

Цикл в развитии общества — это чередование прогресса и регресса.

Природа — совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат),

органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.

Эволюция общества — развитие общества в результате постепенных непрерывных изменений, плавно

переходящих из одного в другое.

Революция — коренной переворот в жизни общества, резкий скачкообразный переход от одного

качественного состояния к другому.

Прогресс — направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному.

Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.

Регресс — направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему.  ухудшение, возврата к изжившим

себя формам и структурам.

Реформа — Преобразование, изменение, переустройство в какой-либо сфере общественной жизни не уничтожаю её основ.

Частичные преобразования.

Глобализация (франц. global — всеобщий, от лат. globus шар) — исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую систему.

Цивилизация — это общество, построенное на определённом наборе (списке) великих социальных изобретений.

Одна цивилизация отличается от другой цивилизации набором (списком) этих изобретений.

Информационное общество — постиндустриальное общество, где основной производительной силой выступают знания и информация.

Постиндустриальное общество — общество, где основной производительной силой выступают наука и новые интеллектуальные технологии. Большинство работников заняты в обслуживании: торговля, финансы, транспорт, здравоохранение, досуг, наука, образование, правительство.

Экология — наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

 

Культура — совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и

передаваемых из поколения в поколение.

Наука — сфера деятельности людей направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке.

Индукция — это восхождение от конкретного к абстрактному, от опытных данных к теории

Абсолютная истина — это полное соответствие формы психики (например, суждения, образа и т. д.) и объекта познания.

Наука — это деятельность человека по получению, систематизации и проверке знаний

Ценности — это фундаментальные нормы и требования (императивы) в обществе о достоинстве, красоте, благочестии,

это культурные стандарты хорошего и плохого.

Мораль – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции

действий человека с помощью норм, имеющих ценностное обоснование, ограничивающийся только духовным воздействием.

2) общепринятые нормы и правила поведения

Нравственность – 1. личностное восприятие морали отдельно взятым индивидом самостоятельный выбор человека к моральным

законам

Религия — мировоззрение, а также соответствующее поведение людей, основанное на вере в существование высших сил,

богов имеющих неземную форму и господствующих над человеком в его повседневной жизни.

Искусство — образно-символическая форма культуры, отражающая восприятие человеком реального мира и своего внутреннего

состояния  через звук, пластику тела, рисунок, слово, цвет,  и т.д.

Искусство — это специфическая форма отражения окружающего мира при помощи художественных образов.

Образование 

1.процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре, к ценностям человеческого общества.

2. целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства сопровождающийся

констатацией достижений.

Чувственное познание — вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление

Истина — знание о действительности, в границах конкретного этапа развития общества, науки которое со временем может

углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

Вера — признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, убеждение которое

не требует доказательств.

Духовная культура — одна из сторон общей культуры человечества, включает в себя явления, не имеющие материального

воплощения, связанные с  сознанием, интеллектом, эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи и

нравы, верования, знания).

Народная культура — народное творчество, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его

жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и существующая в народных массах

Массовая культура — форма культуры, произведения которой стандартны, общедоступны, упрощены, безличны и

распространяются среди широкой публики с помощью средств массовой информации без учёта религиозных, региональных

и классовых субкультур

Элитарная культура — субкультура привилегированных групп общества или профессионалов-специалистов,

характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

 Субкультура — это такой вид культуры, нормы которой не противоречат, но отличаются от норм господствующей культуры

Контркультура — это такой вид культуры, нормы которой противоречат нормам господствующей культуры.

Язык — это средство передачи культуры с помощью символов.

Индивид – отдельно взятый человек как существующий живой организм

Индивидуальность – своеобразное сочетание биологических, физических, социальных, психических свойств отличающих

одного человека от других его неповторимая уникальность.

Личность (маска) – устойчивая целостность психологических характеристик человека (темперамент, характер, воля, эмоции,

мотивы, социальные установки)

Деятельность – активность, направленная на преобразование окружающего мира

Ноосфера — это оболочка Земли, которая является результатом человеческой деятельности.

Гуманизм — мировоззрение проникнутое любовью к людям уважением, заботой о благе человека

Потребности — необходимость человека в чём-либо нужном для его жизнедеятельности и развития

Человек — это разумное животное, имеющее способность к орудийной деятельности, устной речи и абстрактному мышлению.

Человек — высшая ступень живых организмов на Земле с ярко выраженной способностью изменять себя и окружающий мир

Общение — деятельность, в ходе которой происходит удовлетворение потребности человека в  контакте с другими, состоящее

в непосредственном обмене эмоциями, информацией, опытом.

Обучение — целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной

деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов-профессионалов.

Игра — деятельность, направленная на условное моделирование жизненной ситуации, событий, мотив которой заключается не в ее

результатах, а в самом процессе в ходе которой происходит удовлетворение потребностей в удовольствии, снятии напряжения,

а также развитие определенных навыков, и умений.

Труд — целесообразная деятельность людей, направленная создание материальных и духовных благ

самовоспитание — сознательная систематическая работа над собой приближение к идеалу

Самореализация — стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и применению своих талантов,

способностей, личностных возможностей

 

infourok.ru

Человек и общество

1. Общее понятие человека

Один древний мудрец сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.

Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажется до смешного простым: в самом деле. кто ж не знает, что такое человек. Но в том-то все и дело, что то, что нам ближе всего. лучше всего знакомо, оказывается и самым сложным, как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. И тут оказывается, что загадочность этого явления становится тем больше, чем больше мы пытаемся проникнуть в нес. Однако бездонность этой проблемы не отпугивает от нес, а притягивает как магнит.

Какие бы науки ни занимались изучением человека, их методы всегда направлены на «препарирование» его. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных паук о человеке не даст искомого образа, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания сущности человека и с их помощью выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность «сделать» самого себя, то есть стать творцом собственной судьбы; Философскую программу можно коротко, сжато повторить вслед за Сократом: «Познай самого себя», в этом корень и стержень всех других философских проблем.

История философии полна различных концепций сущности человека. В античной философской мысли он рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосм, и своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу — судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело. качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное. Поэтому Августин, например, представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая, с точки зрения христианства,— арена низменных страстей и желаний, порождение дьявола. Отсюда постоянное стремление человека к освобождению от дьявольских пут, стремление к постижению божественного света истины. Этим обстоятельством и обусловлена специфика человеческого отношения к миру: здесь явно стремление не только познать собственную сущность, сколько приобщиться к высшей сущности — богу и тем самым обрести спасение в день страшного суда. Этому сознанию чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивала зачастую суровое земное бытие.

Философия нового времени, будучи по преимуществу идеалистической, видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность. Мы до сих пор черпаем из лучших творений этого периода алмазные россыпи тончайших наблюдений над внутренней жизнью человеческого духа, над смыслом и формой операций человеческого разума, над тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческой психики и деятельности. Естествознание, освободившись от идеологического диктата христианства, смогло создать непревзойденные образцы натуралистических исследований природы человека. Но еще большей заслугой этого времени было безоговорочное признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.

Идеалистическая философия XIX — начала XX в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, в других же, напротив,— к иррациональному. Хотя понимание действительной сущности человека часто уже просматривалось в различных теориях, более или менее адекватно формулировалось теми или иными философами, например Гегелем, который рассматривал индивида в контексте социально-исторического целого как продукт деятельного взаимодействия, в котором происходит опредмечивание человеческой сущности и весь предметный мир вокруг человека есть не что иное, как результат этого опредмечивания, все-таки целостного учения о человеке еще не было. Этот процесс в целом походил на состояние вулкана, готового к извержению, но еще медлящего, ждущего последних, решающих толчков внутренней энергии. Начиная с марксизма, человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной. Были заложены основные принципы диалектико-материалистической концепции человека, построение же гармоничного во всех отношениях здания цельной философии человека— это в принципе незавершимый процесс в человеческом самопознании, ибо проявления человеческой сущности крайне многообразны — это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение. . . Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам.

Определяющим условием становления человека является труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение животного предка в человека. В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный. Развитие трудовой активности глобально изменило природную сущность предка человека. В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека, как-то: язык, мышление, общение, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение и др. В психологическом отношении он имел своим следствием преобразование инстинктов в двух планах: в плане их подавления, торможения (подчинения контролю разума) и в плане их преобразования в новое качественное состояние сугубо человеческой познавательной деятельности — интуицию.

Все это и означало появление нового биологического вида Homosapiens, который с самого начала выступал в двух взаимосвязанных ипостасях — как человек разумный и как человек общественный. (Если глубоко вдуматься, то это, в сущности, одно и то же. ) Подчеркивая универсальность социального начала в человеке, К. Маркс писал: «. . . сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Такое понимание человека подготовлялось уже в немецкой классической философии. И. Г. Фихте считал, например, что понятие человека относится не к единичному человеку, ибо такового нельзя помыслить, а только к роду. Л. Фейербах, создавший материалистическую концепцию философской антропологии, послужившую исходным началом для рассуждений Маркса о человеке, его сущности, тоже писал, что изолированного человека не существует. Понятие человека непременно предполагает другого человека, или, точнее, других людей, и только в этом отношении человек есть человек в полном смысле этого слова .

Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. И это относится не только к опыту, который индивид приобретает в течение своей жизни. Ребенок появляется на свет уже со всем анатомо-физиологическим богатством, накопленным человечеством за прошедшие тысячелетия. При этом характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуры общества, оказывается самым неприспособленным к жизни из всех живых существ. Вне общества нельзя стать человеком. Известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к животным. И что же? Они не овладели ни прямой походкой, ни членораздельной речью, а произносимые ими звуки подражали звукам тех животных, среди которых они жили. Их мышление оказалось столь примитивным, что о нем можно говорить лишь с известной долей условности. Это — яркий пример того, что человек в собственном смысле слова есть как бы постоянно действующий приемник и передатчик социальной информации, понимаемой в самом широком смысле слова как способ деятельности. «Индивид,— писал К. Маркс,— есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни. — является проявлением и утверждением общественной жизни»». Сущность человека не абстрактна, как можно было бы думать, а конкретно-исторична, то есть содержание ее, оставаясь в принципе тем же социальным, изменяется в зависимости от конкретного содержания той или иной эпохи, формации, социально-культурного и культурно-бытового контекста и т. д. Однако на первом этапе рассмотрения личности ее индивидуальные моменты необходимо отходят на второй план, главным же вопросом остается выяснение универсальных ее свойств, с помощью которых можно было бы определить понятие человеческой личности как таковой. Исходным пунктом такого понимания является трактовка человека как субъекта и продукта трудовой деятельности, на основе которой формируются и развиваются социальные отношения.

Не претендуя на статус определения, суммируем кратко его (человека) сущностные черты. Тогда мы можем сказать, что человек — это разумное существо, субъект труда, социальных отношений и общения. При этом подчеркивание в человеке его социальной природы не имеет в марксизме того упрощенного смысла, что будто бы только социальная среда формирует человеческую личность. Социальное здесь понимается как альтернатива идеалистически-субъективистскому подходу к человеку, абсолютизирующему его индивидуальные психологические особенности. Такое понятие социальности, будучи, с одной стороны, альтернативой индивидуалистическим трактовкам, с другой — не отрицает биологического компонента в человеческой личности, также имеющего универсальный характер.

mirznanii.com