Понятие система особенности и виды источников административного права – понятие и виды. Кодификация и систематизация административного законодательства.
9. Общая характеристика источников административного права.
Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом ва
рианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты.
1. Конституция РФ 1993 г. Многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность.
2. Административно-правовые нормы содержатся также в законодательных актах. Наибольшее значение при этом имеют федеральные конституционные и федеральные законы.
3. Источником административного права являются нормативные указы Президента Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения.
4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства Российской Федерации
5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты министерств, государственных комитетов, федеральных комиссий, федеральных служб и др.
6. На республиканском уровне роль источников административного права выполняют Конституции республик, их законы, президентские (там, где таковые избраны) и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и ведомств.
7. В краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах источниками административного права служат уставы, законы субъектов Федерации, а также издаваемые органами государственной власти этих образований иные нормативные правовые акты.
8. Источниками административного права являются также нормативные акты органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми правообразующими полномочиями.
9. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.
10. Наконец, источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, иных организаций
10. Понятие, основные черты, виды административно-правовых отношений.
Соответственно под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
1. Широко распространено мнение, что административно-правовые отношения в отличие от иных (прежде всего — гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах «власть — подчинение». Для подобной их оценки имеются определенные основания, однако буквальное истолкование формулы «властеотношения» требует многих уточнений, разъяснений и дополнений.
2. Природа государственно-управленческой деятельности диктует необходимость выделения субъекта управления, то есть той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть. В силу этого всегда налицо определенный приоритет воли такого субъекта (единая управляющая воля). Соответственно его сознательно-волевые проявления (волеизъявления) направлены на упорядочение поведения объекта управления. Практическое выражение такой направленности обычно характеризуется как «команда»; это — мостик к формуле «власть — подчинение».
3. Сфера государственного управления — управляемая сфера. В силу этого в административно-правовых отношениях всегда находят свое выражение все основные качества, присущие государственно-управленческой деятельности, а также интересы, выражаемые в процессе практического осуществления этого вида государственной деятельности. Фактически все, что специфично для исполнительной власти и ее реализации, непременно находит, хотя и в различных вариациях, непосредственное проявление в этих правоотношениях.
4. Сфера государственного управления есть та область деятельности государства, в которой действуют особого рода субъекты.
5. Административно-правовые отношения по своей сути являются особой разновидностью организационных отношений. Характерно, что они преследуют цель не только организации собственной работы аппарата управления, но и охватывают различного рода организационные аспекты, выходящие за рамки «самоорганизации». Г
6. Административно-правовые отношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.
7. Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Так, гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес действий исполнительного органа (должностного лица).
8. Для гражданско-правовых отношений характерна ответственность одной стороны перед другой.
studfiles.net
5. Источники административного права.
Источники –это акты различных госуд. органов, в которых содержатся административно-правовые нормы.
АП характеризуется разнообразием и множеством источников, а также их не систематизированостью.
Традиционные:
*Акты Федеральных органов: законы РФ (Конституция РФ; ФКЗ; ФЗ, декларации, положения, постановления и т.д.)
*Акты субъектов РФ: законы субъектов РФ (Конституции, Уставы, законы) и подзаконные акты (указы , распоряжения губернаторов; постановления, распоряжения правительств субъектов; приказы, распоряжения министерств субъектов и т.д.)
*Акты органов мест. самоуправления — действ. только на территории края, области, города, района, сельской местности…(распоряжения, решения)
*международные акты (некоторые вопросы безвизового пересечения границ; вопросы тамож контроля)
Нетрадиционные:
*Админ-прав договоры федер Правительства и правительств субъектов; Судебные решения КС РФ; ВС РФ; ВАС РФ по публичным делам; которые гос администрация должна соблюдать.
6.Общая характеристика административного законодательства.
Особенность системы источников АП – это многообразие источников; также особенностью является ее изменчивость, мобильность.
В систему АП норм часто вносятся изменения новыми источниками, а старые источники отменяются, либо изменяются АП нормы не систематизированы. Наличие большого числа источников разной юридической силы, принятых в разное время – объективный факт, который отрицательно складывается на состоянии систематизации отрасли. Единого административного кодекса нет и его практически невозможно создать, потому что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которое требует правовое регулирование и деятельность государственной администрации.
Систему АП норм необходимо совершенствовать.
Основные направления этой работы:
-повышение кач-ва, взаимосвязи правовых норм;
-принятие всех необходимых для проводимых реформ норм;
-усиление роли законов в регулировании прав граждан; формировании гос администрации;
-устранение пробелов в административно-правовом регулировании.
7. Понятие административно-правовых норм и их особенности.
Административно-правовая норма-это устанавливаемое гос-вом правило поведения, целью к-рого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся, прекращающихся в сфере функционирования публ администрации и осуществления адм судопроизводства.
Особенности административно-правовых норм:
Вторичность по отношению к нормам КП: админ –правовые нормы содержат механизм реализации норм КП.
Иерархичность адм-пр норм: адм-пр нормы не равны по своей юр силе.
Имеют собственные юр средства защиты – админ ответственнгсть.
Императивность адм.-пр. норм (норма не может быть изменена соглашением сторон)
Универсальность: норма может быть обращена к одному субъекту, одновременно регулируя поведение др субъекта.
! Не регулируют отношения м/у гражданами.
8.Виды административно-правовых норм и способы их реализации.
*По целевому назначению:
-регулятивные
-охранительные
-специализированные (дефинитивные, декларативные)
-оперативные (могут изменять время и сферу действия других норм)
-коллизионные (противоречия м/у другими нормими)
*По юридическому содержанию:
-материальные (права и обязанности)
-процессуальные (порядок привлечения)
*По методу воздействия:
-обязывающие (юридическое предписание действий должным образом)
-запрещающие (обязательное воздержание от определенных действий)
-уполномочивающие (возможность действовать в рамках данной нормы по своему усмотрению).
Реализация АПН:
Правомоченные действия субъектов, которые согласованны с требованиями установленными этой нормой и выраженные в приобретении прав; соблюдении и выполнении обязанностей
Способы:
*исполнение АПН (всегда активные действия)
*соблюдение (запрещающие нормы)
*использование (реальные права)
*прерогативы публичной администрации (издание индивид юрид актов)
*применение.
studfiles.net
Понятие, особенности и система источников административного права.
Под ними понимаются внешние формы выражения административно-правовых норм. Это нормативные акты различной юридической силы.
Принципиальной отличительной особенностью административного права как отрасли является огромное многообразие его источников. Не будет преувеличением сказать, что в сравнении со всеми отраслями российского права административное наиболее «богато» на источники, особенно наглядно это видно в сравнении с такими отраслями, как уголовное право, а также процессуальными отраслями (уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное и как его составная, хотя и специфическая часть, арбитражный процесс), которые представляются максимально компактными: их ядро, базис составляет кодифицированный акт — кодекс. Вокруг него может образовываться надстройка в виде отдельных законов (например, Федерального закона «Об исполнительном производстве», если речь идет о гражданском процессуальном праве).
Наиболее значительна роль следующих источников административного права:
1. Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации. Многие из содержащихся в них норм имеют прямую административно-правовую значимость. Ими определяются основы организации системы исполнительной власти, компетенция ведущих звеньев такой системы, принципы разграничения предметов введения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и такими же органами субъектов Федерации.
2. Большое число административно-правовых норм находит свое выражение в законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов. В качестве примера можно назвать Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.; Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. и др. Законодательными актами являются также федеральные кодексы, например Налоговый кодекс Российской Федерации.
3. Источником административного права являются нормативные акты Президента Российской Федерации, а также аналогичные правовые акты глав государств либо глав исполнительной власти (например, президентов республик) в субъектах Федерации. Принципиальное значение имеют Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 22 сентября 1998 г., Положение о Федеральной службе безопасности (утвержденное 16 июля 1998 г.), и др.
4. К числу источников административного права относятся нормативные постановления Правительства Российской Федерации, аналогичные акты правительств республик, входящих в состав Федерации, а также правительств или администраций иных субъектов Федерации.
Примером нормативных актов Правительства РФ могут служить утверждаемые им различного рода положения: Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации от 27 августа 1998 г. Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации от 30 июня 1998 г., и т.п.
5. В отраслевом и межотраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и т.п.), а также аналогичные акты таких же органов в субъектах Федерации. Например, свидетельством именно такой их роли является следующая норма, закрепленная в Положении о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкологии России): решения Госкомэкологии по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, юридических и физических лиц.
6. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях (например, в рамках СНГ).
7. Нормативные акты руководителей государственных предприятий и учреждений можно считать локальными (внутриорганизационными) источниками норм административного права.
8. В случае наделения исполнительных органов системы местного самоуправления необходимыми государственными полномочиями исходящие от них нормативные акты обоснованно могут быть включены в число источников административного права.
Необходимые сведения об источниках административного права можно получить в официальных изданиях: «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации. Кроме того, издаются различного рода профильные, отраслевые либо предметные бюллетени, в которых публикуются нормативные акты административно-правового характера.
Понятие, признаки, структура административно-правовых норм.
Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.
Структура административно-правовой нормы:
Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях.
Диспозиция — это формулировка правила должного поведения. Этот элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.
Санкция — это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.
Особенности:
1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;
2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;
3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;
4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;
5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.
Признаки административно-правовой нормы:
1. административно-правовая норма – это правило поведения, те правовые возможности и обязанности, которые установлены в отношении субъектов права;
2. признак общеобязательности – это обозначает, что данное правило поведения обязательно для неопределённого круга лиц;
3. нормы права всегда исходят от государства, по этой причине правило поведения может устанавливать только государство, либо по санкции государства иные лица в строго определённых случаях;
4. признак формальной определённости – под этим понимается то, что норма права должна быть закреплена в писаном акте.
5. административно-правовые нормы создают правило поведения в сфере реализации механизма исполнительной власти, речь идёт о том, что административно-правовые нормы создают только такие правила поведения, которые непосредственно направлены на реализацию исполнительной власти; как правило, нормы регламентируют организационные отношения.
stydopedia.ru
ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА, Понятие источника административного права, Виды источников административного права — Административное право
1. Понятие источники административного права
2. Виды источников административного права
3. Систематизация административно-правовых актов административного права
1 Понятие источники административного права
Источники права — это установленные государством или признанные ею официально-документальные формы проявления и закрепления норм права, что придает им юридического, общеобязательного значения есть источники выступают ь официальным способами внешнего выражения и закрепления норм права.
В рамках правовой системы источников права расположены по принципу их иерархичности и подчиненности, образуют целостную систему, ее вертикальная структура строится таким образом, что распоряжение одних х источников права выдаются на основе вышестоящих источников. Четкая подчиненность источников права, законодательно закреплена и обеспечена с помощью юридических механизмов, и имеет важное социально-политическое зн ачення. Единство системы источников права означает единство выраженной в законе верховной государственной воллі.
Относительно административного права необходимо отметить, что оно состоит из большого количества правовых норм: законов, указов. Президента, постановлений. Кабинета. Министров, положений, уставов, решений и распоря ний и т.п., необходимо благоустраивать. Так, нормы административного права содержатся в различных нормативно-правовых актах, которые часто относятся к разным отраслям права, но акты можно считать источников ом административного права лишь в том случае, если они содержат положения относительно государственного управления, управленческой деятельности, организации управления, правового положения граждан и должностных лиц, т.е. когда закон будет наполнен административно-правовом смыслем.
В отличие от конституционного права, источником которого выступает конституция государства и некоторые конституционные законы, административное право имеет достаточно разветвленную систему правовых источников
Источниками административного права могут быть и общие акты, принимаемые государственными органами и органами общественных. Объединенных
К источникам административного права относятся:
— нормативные акты законодательного органа, содержащие административно-правовые предписания;
— нормативные акты органов исполнительной власти;
— нормативные акты органов местного самоуправления
Таким образом, источник административного права — это акт правотворчества органов государственной власти, состоящее из административно-правовых норм или даже одного правила поведения и регулирующего исполнительно-р зпорядчу деятельность [3,. С36].
Специфика источников административного права проявляется в следующем:
все они основываются на нормах. Конституции Украины и ее законов;
источники — нормативные акты высших органов исполнительной власти всех звеньев служат юридической базой для источников — нормативных актов, принимаемых нижестоящими органами исполнительной власти;
источники — нормативные акты высших органов исполнительной власти характеризуются большим масштабом действия, чем аналогичные акты низших органов;
источники — нормативные акты отраслевого (ведомственного) характера основываются на источниках общего характера
2 Виды источников административного права
Правовые системы государств различаются прежде всего тем, какое из источников права преобладает в национальной правовой системе данного государства, т.е. какими специфическими способами и в каких особых формах нормы пра ава приобретают свой общеобязательного характера, кем и как они объективируются.
В теории государства и права до источников (форм) права принадлежат [10, с121]
— судебный прецедент;
— нормативно-правовой акт;
— религиозные нормы;
— правовые обычаи;
— нормативный договор;
— правовая доктрина;
— принципы права
касается вопроса видов источников административного права необходимо отметить, что их количество, соотношение между собой зависят от типа правовой системы и конкретных исторических предпосылок развития государства и и общества [28, с 100].
Вышеупомянутое полной мере касается и источников административного права Украины. В нашей стране исторически сложилась своя система источников, которые соотносятся с предметом и методами правового регулирования и зависят от особенностей и этапов государственного развитияу.
С советского административного права украинским законодательством был унаследован влияние государства на формирование и развитие источников этой отрасли, но это обстоятельство не препятствует влиянию источников администратором ивного права иностранных государств, особенно европейских, на украинских законодательства.
Учитывая разнообразие источников административного права, их целесообразно разделить на следующие виды [2, с 29]
-. Конституция Украины
-. Законодательные акты Украины:
— законы Украины;
— кодексы, положения, уставы и иные кодифицированные акты управленческого направления
Постановления. Верховной. Рады Украины, содержащие административно-правовые нормы организационно-правового характера
Указы и распоряжения. Президента Украины. Нормативные акты органов исполнительной власти Украины:
— нормативные постановления и распоряжения. Кабинета. Министров Украины;
— положения, уставы, правила, инструкции, другие акты, утвержденные. Кабинетом. Министров Украины;
— нормативные приказы, инструкции руководителей министерств, государственных комитетов и ведомств Украины
Нормативные приказы руководителей государственных предприятий, объединений, учреждений и организаций
Нормативные акты местных советов, их исполнительных органов
Распоряжения местных государственных администраций (их председателей)
Международные соглашения Украины с другими государствами и международно-правовые акты, ратифицированные и признанные нашим государством
Акты. Конституционного. Суда Украины
Для классификации источников административного права важное значение имеют такие факторы:
— административно-территориальное деление государства;
— соответствие и соотношение актом, на основании которого они принимаются;
— формы государственного правления, государственного устройства, государственного режима;
— подчиненность органов власти и управления между собой, их отношение к высшего органа власти
Так, по масштабу своего действия источники административного права можно классифицировать на следующие, имеющие общий, отраслевой, местный или внутренне-субъективный характер
uchebnikirus.com
Понятие и виды источников административного права / Проблемы их систематизации
Главная » Административное право — Шпаргалки. » 10. Понятие и виды источников административного права / Проблемы их систематизации
10. Понятие и виды источников административного права / Проблемы их систематизации
Источники административного права — это нормативные акты, содержащие в себе административно-правовые нормы.
Конституция Российской Федерации и Федеральные конституционные законы.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Федеральные кодификационные законы, например КоАП
Федеральные системно-инкорпорационные законы, например, «».
Указы Президента РФ по своим правовым свойствам стоят ниже законов. Они должны издаваться на основе Конституции РФ и федеральных законов в их развитие или для восполнения пробелов в законодательном правовом урегулировании соответствующих областей и сфер государственной и общественной жизни.
Нормативные правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения и другие акты) должны развивать и конкретизировать нормы, содержащиеся в законах, указах Президента РФ и актах Правительства РФ, и быть направлены на их исполнение и претворение в жизнь.
Статусные законы ᴎ ᴎные норматᴎвные правовые акты высшᴎх органов государственной властᴎ субъектов Россᴎйской Федерацᴎᴎ, напрᴎмер, констᴎтуцᴎᴎ республᴎк. уставы (Основные законы) краев, областей ᴎ другᴎх субъектов РФ, законы об адмᴎнᴎстрацᴎях ᴎлᴎ правᴎтельствах субъектов РФ ᴎ другᴎе.
Норматᴎвные правовые акты центральных федеральных ᴎ субъектов Россᴎйской Федерацᴎᴎ органов ᴎсполнᴎтельной властᴎ (мᴎнᴎстерств ᴎ ведомств) в вᴎде прᴎказов, постановленᴎй, ᴎнструкцᴎй отраслевого ᴎлᴎ межотраслевого регулᴎрованᴎя.
Норматᴎвные правовые акты местных мунᴎцᴎпальных органов ᴎсполнᴎтельной властᴎ также могут быть ᴎсточнᴎкамᴎ адмᴎнᴎстратᴎвного права , но лишь в пределах территории данного муниципального образования.
Правовые свойства всех перечисленных источников административного права указывают на иерархическое место каждого из них в системе данной отрасли права
Формы систематизации административного права.
Существуют три вида (формы) систематизации административного законодательства: кодификация, инкорпорация, хронологические издания источников административного права . Кодификация как высшая форма систематизации законодательства предполагает и требует сведения административно-правовых норм в кодексы по различным административно-правовым институтам. Она заключается в таком упорядочении действующего законодательства, при котором перерабатываются, отменяются устаревшие и создаются новые объединяемые кодексом правовые нормы. Инкорпорация административного законодательства представляет собой такую форму его упорядочения, когда нормативный материал объединяется по каким-либо вопросам в Собрания, Своды, Сборники законодательства и сᴎстематᴎзᴎруется в нᴎх по определенным рубрᴎкам ᴎ темам без какого-то кардᴎнального ᴎзмененᴎя содержанᴎя ᴎмеющᴎхся норматᴎвных правовых актов. Хронологᴎческая сᴎстематᴎзацᴎя адмᴎнᴎстратᴎвного законодательства осуществляется в форме периодических изданий «Собрания законодательства Российской Федерации» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации».
Кроме этого, многие центральные федеральные органы исполнительной власти, например, Министерство образования и науки РФ, Центробанк и другие издают свои отраслевые бюллетени, вестники и прочие периодические издания, в которых публикуются нормативные правовые акты отраслевого масштаба и характера.
Официальным периодическим изданием федеральных законов, указов Президента РФ и нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств, затрагивающих права , свободы и обязанности граждан, является также «Российская газета».
Лекция, реферат. 10. Понятие и виды источников административного права / Проблемы их систематизации — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.
referatwork.ru
Источники административного права: понятие, виды, особенности
Источники административного права: понятие, виды, особенностиПонятие:
Под источникамиадминистративного права понимаются нормативные правовые акты различных органов гос власти и местного самоуправления, содержащие в себе административно-правовые нормы.
Особенности
Для административного права характерно наличие большого количества источников права. Это связано с тем, что административное право регулирует очень широкую сферу общественных отношений, в которой задействовано большое количество властных структур, наделенных правом принимать различного рода нормативные правовые акты.
Виды
Все источники административного права можно разделить на четыре вида:
1. Нормативные правовые акты федерального уровня
1) К РФ. Среди конституционных норм есть такие, которые напрямую связаны с административным правом. Это нормы, устанавливающие права и свободы человека и гражданина, например право граждан на участие в управлении делами государства (ст. 32 К РФ), право граждан на проведение публичных мероприятий (ст. 31 К РФ)
Важную группу конституционных норм составляют нормы, касающиеся вопросов системы и структуры федеральных органов исполнительной власти; закрепляющие единство системы исполнительной власти, разграничение предметов ведения и полномочий м/у РФ и ее субъектами; устанавливающие статус, порядок формирования, компетенцию и формы деятельности Правительства РФ.
2) Законодательные акты РФ
А) ФКЗ,например, ФКЗ «О Правительстве РФ», «О военном положении». Эти законодательные акты обладают высшими юридическими свойствами
Б) ФЗ,например, ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», «О государственной регистрации юр лиц». Эти акты содержат административные правовые нормы, регламентирующие важные институты административного права. Среди них особое место занимают акты кодифицированного характера: Кодекс РФ об административных правонарушениях.
3) Нормативные правовые указы Президента
По своим правовым свойствам они занимают следующую позицию после законов, издаются на основе и во исполнение К РФ и федеральных законов, т.о, носят подзаконный характер. Так, в связи с отсутствием закона о системе федеральных органов исполнительной власти возникший вакуум восполнен соответствующим актом Президента страны.
Указами Президента РФ регулируются отдельные вопросы, связанные с совершенствованием деятельности в некоторых сферах государственного управления, например, Указ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
4) Нормативные правовые акты Правительства РФ
Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти. В ходе реализации своих полномочий Правительство РФ издает постановления и распоряжения. В соответствии со ст.23. ФКЗ «О правительстве РФ» постановления Правительства РФ являются актами, носящими нормативный характер. Посредством этих актов регулируются различные вопросы организации и осуществления деятельности органов исполнительной власти в разнообразных сферах гос управления (пример, постановлением Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физ здоровья населения, физ развития детей, подростков и молодежи»).
Кроме того, постановлениями Правительства РФ утверждаются различного рода правила в сфере гос управления ( к примеру, постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»).
Постановлениями Правительства РФ утверждаются положения о федеральных органах исполнительной власти, за исключением тех, которые напрямую подчинены Президенту РФ.
5). Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Указом Президента РФ под функциями по применению нормативных правовых актов понимается издание на основе и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, обязательных для исполнения органами гос власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юр лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Эти функции возложены на федеральные министерства, которые самостоятельно осуществляют правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с КРФ, ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ.
Федеральные службы и федеральные агентства также могут осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленных сферах деятельности (пример, приказ Министерства юстиции РФ , которым утверждены Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их гос-й регистрации.
В соответствии с Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, должны пройти гос регистрацию в Министерстве юстиции РФ и быть официально опубликованы.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 176 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге: Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения. | Понятие, признаки и виды органа исполнительной власти | Правительство РФ в системе органов исполнительной власти | ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ И СОСТАВ | Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти: понятие, виды. | АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС АДМИНИСТРАЦИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ | Административная реформа в РФ: понятие, состояние, перспективы и проблемы | Административно-правовой статус организаций | Правовая основа государственной службы РФ | ДОЛЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, КАТЕГОРИИ И ГРУППЫ |
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.005 сек.)
mybiblioteka.su
Понятия, система, особенности и виды источников административного права
К шестой группе можно отнести акты правосудия, которые все чаще становятся источниками административного права (так как нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые
отменяют, изменяют старую).
Акты правосудия могут двумя способами влиять на систему норм:
1. признать незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их;
2.если законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции.
В России акты правосудия не
считаются правовыми
1.Акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов. Они могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России.
2.
Акты правосудия, которые признаны
источниками административного
права, – постановления
Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Конституционный Суд РФ принял ряд постановлений, которыми признал несоответствующими Конституции РФ, федеральным законам многие административно-правовые нормы, содержащие ограничения, связанные с регистрационным учетом (пропиской) граждан, регулирующие применение мер административного принуждения (задержания, конфискации), закрепляющих полномочия органов государственной власти.
Можно выделить еще одну группу — административные обыкновения .Административные обыкновения отличаются следующими особенностями:
1),
существуют как правила
2)они
ни письменным, ни устным актом
власти не закреплены, являются
сложившимися в конкретных
3)они субъективны, в том
1 Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. «Зерцало», ТЕИС, 2011, с.106
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Все
действующие источники
Административное законодательство следует понимать как систему законов, в которых имеются нормы административного права. А всю совокупность действующих источников этой отрасли можно назвать системой источников административного права .
Особенности
системы административного
1.Административное законодательство образует ядро, важную часть СИАП.
2.
Ст. 72 Конституции России
3. многообразие источников. В нее входят законы и подзаконные акты федеральных, региональных, муниципальных органов. Изменяют административное право своими актами и законодательная, и исполнительная, и судебная власти, а кроме того, и Президент, и Банк России, и Генеральный прокурор. Акты органов всех ветвей государственной власти являются источниками административного права.
4. Система
источников административного
5.
Мобильность, изменчивость. В систему
административно-правовых норм
6.
Административно-правовые
Наличие большого числа источников разной юридической силы, принятых в разное время, – объективный факт, который отрицательно сказывается на состоянии систематизации отрасли. Единого
1 СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 679.
административного кодекса нет, и его невозможно создать. Во-первых, потому что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которое требует правовое регулирование и деятельность государственной администрации. Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию и концентрацию правотворчества, а значит, лишение возможности административного правотворчества федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов Федерации. Полная кодификация административного права означала бы нарушение ст. 72 Конституции России.
Систему административно-правовых актов необходимо совершенствовать. Основные направления этой работы:
• повышение качества, взаимосвязи правовых норм;
• принятие всех необходимых для проводимых реформ норм;
• усиление роли законов в регулировании прав граждан, формировании и функционировании государственной администрации. Необходимо отметить, что в этом направлении за сравнительно небольшой срок много сделано. Взамен союзных подзаконных актов приняты законы Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии, оперативно-розыскной деятельности, государственной тайне и др.;
• устранение пробелов в административно-правовом регулировании (путем принятия актов, регулирующих правовое положение студентов и учащихся, гражданскую альтернативную службу и др.). Один из важных аспектов проблем СИАП для всех юристов – поиск нужных источников. Существует система изданий, в которых публикуются официальные тексты актов.
Все федеральные законы, указы и распоряжения Президента, постановления и нормативные распоряжения Правительства должны быть опубликованы в Российской газете и в Собрании законодательства Российской Федерации. Официальное издание общих ведомственных нормативных актов осуществляется в Российской газете и Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств. Кроме того, многие центральные ведомственные органы (Центробанк, Государственный таможенный комитет и др.) издают свои вестники, бюллетени1.
Акты
субъектов Федерации
Акты федеральных судов можно найти в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, Вестнике Высшего арбитражного Суда Российской Федерации, Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации. Постановления Конституционного Суда РФ также подлежат обязательному опубликованию в Российской газете и Собрании законодательства Российской Федерации.
К сожалению, с публикацией источников административного права не все обстоит благополучно. Не решен вопрос об официальном издании внутриаппаратных ведомственных актов федеральных органов, нормативных административных договоров, актов муниципальных органов и ряда других источников административного права.
Конечно, юристам трудно пользоваться большим количеством газет и журналов, в которых содержатся тексты нормативных актов. В какой-то степени эти недостатки преодолеваются путем использования компьютерных вариантов систематизации законодательства («Консультант плюс», «Кодекс», «Ваше право», «Гарант» и др.), но это многим недоступно, к тому же тексты, извлеченные из компьютеров, не официальны. Представляется, что полезно было бы издавать еженедельную федеральную газету, которая оперативно доводила бы до всей страны официальные тексты всех федеральных органов. Подобные издания могли бы учредить и субъекты Федерации.
1 Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. «Зерцало», ТЕИС, 2011С.44.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью нашей работы являлось раскрыть понятия и виды источников административного права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику, раскрыть существующие между ними связи.
В результате решения
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Источники
административного права — это
внешние формы выражения административно-правовых
норм, которыми являются различные по
юридической силе нормативно-правовые
акты.
2. Источники
административного права находятся
в строгой иерархии.
3. Источники
административного права выражаются
в определенных формах: кодексах,
положениях, правилах, уставах.
4.Для
эффективного регулирования административных
правоотношений необходима их систематизация.
5.Цель
систематизации – упорядочение
накопленного материала, с его
последующим анализом, в результате чего
определяются взаимосвязи законодательных
актов, выявляются противоречия и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
I Нормативно-правовые
акты
1.Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. СЗ РФ. 28 августа 1995 г. N 35
3. СЗ РФ. 1996. № 7.
4. «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 20 декабря 2001 года (ред. От 09.2011)
II Специальная
литература
1.Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. «Зерцало», ТЕИС, 2011,с.816
2. Основы праваУчебник/Под ред. Лазарева В. Юристъ,2007,с.544
3. Теория государства и права. Теория государства. / Под ред. А. Б. Венгерова — М.: Юрайт, 2010,С.528
4. Российская юридическая
энциклопедия. М.,Норма, 2010. С. 2103
III Публикации периодической
печати.
1. Демин А. В. Нормативный
договор как источник административного
права // Государство и право. М.: Норма,2008.
№ 2. С. 15–21.
turboreferat.ru