Понятие предпринимательской деятельности за рубежом – _ 3. Основные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности за рубежом : Предпринимательское право Российской Федерации

Содержание

Предпринимательская деятельность за рубежом

Многие предприниматели стремятся открыть собственный бизнес за границей. Следует заметить, что эта цель вполне достижима, при этом проще всего реализовать задуманное людям, которые имеют достаточный опыт управления. В свою очередь тем, у кого есть желание, теоретическая подготовка и необходимые ресурсы, но отсутствует практика ведения бизнеса, лучше сотрудничать с более опытным партнером.

Зарубежный бизнес следует вести строго по законам страны, в которой он открыт. В данном случае не должно быть никаких отступлений от правил, даже незначительных. Если вы готовы детально изучить иностранное законодательство и особенности налогообложения того государства, в котором планируете открыть бизнес, имеете четкий план организации и развития своего дела, тогда можете смело паковать финские чемоданы и отправляться в выбранную страну.

Обдумывая перспективы создания собственного бизнеса за рубежом, нужно первым делом выбрать страну. Это кропотливое задание, но для предпринимателя выполнить его так же важно, как, например, для путешественника подобрать практичные дорожные аксессуары. Рассматривая варианты, следует учитывать финансовую репутацию государства. Например, Кипр потерял свою привлекательность для предпринимателей, поскольку на сегодняшний день в этой стране существуют проблемы с выводом денег. Также нужно обратить внимание на актуальную политическую ситуацию. Например, Египет в данном контексте сегодня является не лучшим выбором. Первостепенное значение имеют и особенности налоговой системы. К примеру, в Бельгии размер налога на прибыль составляет 33.99%. В то же время во Франции он достигает 33%, но есть много законных способов оптимизировать налогообложение, что делает выбор в пользу данной страны более предпочтительным.

Выбор сферы деятельности

Очень важно подобрать востребованную в конкретном регионе сферу деятельности. Придется проанализировать рынок, подумать, что повысит конкурентоспособность предприятия и выгодно выделит его на фоне фирм, занимающихся подобным видом деятельности.


portalinfo.org

_ 3. Основные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности за рубежом

Помимо общеправовых принципов (см. гл.2 и 4), зарубежная правовая мысль в течение последних 100 лет выработала специальные принципы регулирования предпринимательских отношений. Целью этих принципов является обеспечение защиты интересов кредиторов и частных инвесторов, которые предоставляют свои личные сбережения рыночным институтам для превращения в капитал. К числу таких принципов относятся избежание конфликта интересов, обеспечение прозрачности бизнеса, обеспечение свободной и справедливой конкуренции, сохранение рыночных условий для бизнеса, учет правом экономических реалий.

1. Конфликт интересов.

Функционирование субъектов предпринимательства должно быть связано с определенными интересами публичного характера. Преследование ими одновременно собственных интересов порождает конфликт интересов, который влечет за собой ущемление публичных интересов других общественных групп. Запрещение осуществления несовместимых, противоречащих друг другу по своей природе функций помогает избежать конфликта интересов.

Данный принцип касается деятельности как частных лиц, так и органов государственной власти. Например, государственные чиновники не могут одновременно управлять деятельностью или участвовать в капитале коммерческих организаций. Передача акций и долей участия в капитале коммерческой организации в доверительное управление, практикуемое в российской практике, не снимает конфликта интересов, поскольку доверительный управляющий все равно продолжает действовать в частных интересах чиновника как держателя акций. На основе этого принципа следовало бы запретить Банку России проводить чисто коммерческие банковские операции, не связанные с обеспечением стабильности финансовой системы страны; или освободить коммерческие банки от выполнения государственной функции агентов валютного контроля.

Конфликт интересов касается также деятельности аудиторов и юристов. Соответствующие профессиональные кодексы не допускают оказания юридической фирмой услуг, направленных против какого-либо лица, если ранее данное лицо являлось ее клиентом. После объявления о банкротстве компании Enron должны быть изменены стандарты аудиторской деятельности для избежания конфликта интересов аудитора. Так, осуществление внешнего аудита должно исключать оказание консалтинговых услуг и внутреннего аудита тем же аудитором.

В корпоративном праве конфликту интересов уделяется особое внимание. Менеджеры хозяйственного общества в своей деятельности должны руководствоваться исключительно интересами акционеров и общества в целом, но не своими личными интересами. Вся теория корпоративного управления направлена на соблюдение именно этого принципа в целях обеспечения гарантий инвестирования в капитал. Именно с этим принципом связано требование о необходимости получения согласия акционеров или наблюдательного совета на заключение сделок с заинтересованностью. Единоличный исполнительный орган может выполнять аналогичные функции или участвовать в капитале других обществ только с разрешения наблюдательного совета (или акционеров). Конфликт интересов возникает, если единоличный исполнительный орган встанет у руководства наблюдательным советом общества.

Принцип противодействия конфликту интересов глубочайшим образом пронизывает все сферы функционирования финансовых рынков. Именно исходя из этого принципа был принят Закон Гласса-Стиголла 1933 г. в США*(156), не допускающий осуществления банками одновременно банковских операций и операций с ценными бумагами, а также совершения сделок с ценными бумагами с использованием инсайдерской информации

*(157).

2. Прозрачность бизнеса. В целях полного и правдивого информирования общества о состоянии экономики и поддержания ее максимальной эффективности принцип обеспечения прозрачности бизнеса предполагает: 1) осуществление надзора со стороны государства за деятельностью компаний, 2) отчетность компании и 3) раскрытие информации о финансово-экономическом состоянии компаний. Для достижения этих целей приняты многочисленные и детально разработанные нормы, касающиеся отчетности кредитных организаций, других профессиональных участников финансовых рынков о проводимых ими операциях, предоставления консолидированной отчетности, раскрытия информации о финансовом состоянии и деятельности финансовых и промышленных групп, транснациональных корпораций.

Требование о раскрытии информации применяется, в частности, при выпуске компанией ценных бумаг в большом объеме или их предложении неограниченному кругу инвесторов, а также при допуске корпоративных ценных бумаг компании к обращению на фондовой бирже (листинг). Ежеквартально раскрываемая информация обычно содержит наиболее важные сведения о компании, в частности, о преобладающем участии и значительных изменениях участия в капитале компании, об основных менеджерах компании, о крупных сделках или сделках с заинтересованностью и т.п. Обычно требуется, чтобы руководство компании объявляло в кратчайший срок о принятии или заключении компанией наиболее значимых решений или сделок (например, о реорганизации).

Важно отметить, что инвестиционная привлекательность компании находится в прямой зависимости от степени прозрачности ее бизнеса. Обеспечение прозрачности позволяет компании получать заемные средства и задействовать иные финансовые ресурсы на более выгодных условиях.

Механизм пруденциального (банковского) надзора в высокой степени развит и продолжает совершенствоваться в сфере регулирования банковской деятельности. Согласно рекомендациям Базельского комитета такой надзор заключается, в частности, в установлении надзорным органом требований к минимальному уровню собственных средств банков, отражающему риски, которым подвергаются банки, определять компоненты капитала, учитывая его способность покрывать потери (ликвидность). Обязательной частью системы надзора является независимая оценка политики, правил и практики банка по предоставлению кредитов, вложения капитала, постоянный контроль за состоянием кредитного и инвестиционного портфеля.

3. Свободная и справедливая конкуренция. Данный принцип давно признан основополагающим для рыночной экономики. Впервые это было сделано в США с принятием антитрестовского законодательства. Закон Шермана 1980 г. определил два главных направления антимонопольного регулирования: 1) преследование различного рода антиконкурентных соглашений; и 2) запрет монополизации рынка и деятельности, направленной на такую монополизацию. Эти направления нашли свое отражение и в европейском законодательстве (ст.85 и 86 Римского договора). Положения Римского договора и регламенты Совета ЕС применительно к монополизации запрещают злоупотребление доминирующим положением и любые антиконкурентные слияния и приобретения, поскольку такие действия могут нанести вред конкуренции (distortion of competition).

Невозможно определить, какая из систем (европейская или американская) конкурентного права является более жесткой по обеспечению свободной конкуренции на финансовых и товарных рынках, поскольку на принятие решения о применении антимонопольных запретов оказывает влияние многочисленный ряд экономических факторов. Хотя нормы европейского права не запрещают монополии как таковые, главной целью регулирования этой сферы экономики в праве ЕС является обеспечение «высокого уровня конкуренции», что порождает больше трудностей для компаний при получении разрешений антимонопольных органов ЕС на совершение сделок по поглощению, слиянию или приобретению бизнеса в странах Европы, чем при прохождении аналогичных процедур в США.

4. Обеспечение рыночных условий для бизнеса. Экономической теорией давно признано, что зависимость бизнеса от решения властей подрывает рыночный характер экономики, делает ее менее эффективной, что может негативным образом повлиять на общество в целом. Признание того, что коррупция разрушает экономику, привело к созданию ряда антикоррупционных законов, в частности Закон США о коррупции за рубежом 1977 г. (United States Foreign Corrupt Practices Act). Данный Закон запрещает предпринимателям передавать прямо или косвенным образом деньги или подарки иного рода любым государственным служащим, политической партии в целях влияния на принятие решения в интересах предпринимателя.

Хотя среди развитых стран нет единого мнения о степени вмешательства государства в экономику*(158), их принципиальные позиции во многом совпадают. В частности, органам власти во всех без исключения странах предоставлено право контролировать ценовую политику компаний, занимающих доминирующее положение на рынке. В праве ЕС, например, такое право, предоставленное Европейской комиссии, обусловлено таким принципом единого европейского рынка, как стабильность экономического оборота. Также общепризнанными являются такие экономические рычаги влияния на кредитную политику банков и, следовательно, на состояние экономики, как изменение ставки рефинансирования или норматива достаточности собственного капитала банка.

5. Право должно максимально учитывать экономические реалии. Экономика развитых стран запада является рыночной, поэтому законодатели должны следить за тем, чтобы правовые нормы не наносили ущерба, а, наоборот, способствовали наиболее эффективной реализации экономических законов рынка*(159).

На этом принципе основано разделение в англо-американской правовой системе компаний (Великобритания) и корпораций (США) на частные и публичные. Они существенно различаются между собой не только по размеру оплаченного капитала и количеству участников, но и по целям и принципам создания и деятельности. Если для частных компаний характерно активное личное участие участников в управлении компаний, то публичными корпорациями управляют наемные менеджеры. Получение частной компанией статуса публичной означает рост ее капитала и постоянное расширение деятельности, что, в свою очередь, позволяет привлечь дополнительные инвестиции. Поэтому только публичные компании и корпорации имеют возможность быть включенными в листинг фондовой биржи или осуществить публичное размещение (среди неограниченного круга лиц) своих ценных бумаг на биржевом или внебиржевом рынках. Закон Великобритании о Компаниях 1985 г. проводит различия между частной и публичной компанией, во многом связанные с отношением каждой из них к капиталу. Запрет на выплату дивидендов или требование о принятии акционерами незамедлительных мер по восстановлению капитала в случае уменьшения чистых активов*(160) — такого рода требования относятся только к публичным компаниям.

Романо-германская система корпоративного права, к которой во многом тяготеет российское предпринимательское право, также разделяет закрытый и открытый характер хозяйственных обществ. Если общества с ограниченной ответственностью являются закрытыми, то акционерные общества — только открытыми.

К сожалению, российское корпоративное право в этом отношении является непоследовательным. Известно, что и общество с ограниченной ответственностью, и закрытое общество имеют закрытый характер, но нормы законодательства об акционерных обществах практически не признают различий между закрытыми и открытыми акционерными обществами. Нормы ГК РФ (ст.94) и Закона об ООО содержат необычные и экономически нецелесообразные положения, разрешающие в любое время выход участника из общества по его собственному желанию, даже если такие действия могут повлечь за собой прекращение деятельности общества. Все эти факты заставляют усомниться в необходимости такой формы, как закрытое акционерное общество, даже видных представителей немецкого корпоративного права*(161).

Законодательство о ценных бумагах за рубежом давно отошло от принципа строгости формы, до сих пор проповедуемого теоретиками российской цивилистики (к счастью, суды предпочли более прагматичный и разумный подход, поэтому во многих решениях строгость формы не принимается во внимание, если не подкрепляется экономической целесообразностью). В частности, англо-американское право характеризует понятие securities, близкое российскому термину «эмиссионная ценная бумага», именно с точки зрения предпринимательских целей: 1) securities опосредуют вложения инвестиций в капитал, 2) при этом происходит объединение капиталов нескольких лиц, 3) целью вложений является получение доходов на капитал, 4) успех инвестиций зависит от усилия третьих лиц (менеджеров).

Принципы и цели законодательства о банкротстве также преследуют конкретные экономические интересы, несмотря на то, что англо-американская и романо-германская правовые системы по-разному расставляют приоритеты достижения целей. Например, законодательство Франции в первую очередь заботится о сохранении бизнеса и рабочих мест, а уже затем об удовлетворении требований кредиторов, в то время как Закон о несостоятельности Великобритании носит прямо противоположный характер. Тот факт, что на смену принципу неоплатности (превышения долгов над активами должника) в качестве критерия несостоятельности пришел принцип неплатежеспособности (отсутствие возможности выполнить денежные обязательства в ходе обычной предпринимательской деятельности), свидетельствует о приближении системы норм о банкротстве к экономическим реалиям.

Принцип адекватного отражения в праве экономической сущности отношений означает также, что частное право при регулировании предпринимательских отношений должно руководствоваться не столько соображениями равенства сторон в договоре, сколько заботиться о конкретных интересах каждого субъекта отношений, общественно-социальных (публичных) интересах, связанных с этими частными интересами, и о распределении предпринимательских рисков между субъектами в соответствии с указанными интересами.

studfiles.net

Предпринимательского права за рубежом

Количество просмотров публикации Предпринимательского права за рубежом — 449

Общая характеристика предмета и метода

Основные нормативные акты

Модельный Закон США о предпринимательских корпорациях 1994 ᴦ. (Model Business Corporation Act).

Закон США об инвестиционных ценных бумагах 1933 ᴦ. (Securities Act).

Закон США о рынке ценных бумаг (Securities Exchange Act).

Закон США о коррупции за рубежом 1977 ᴦ. (United States Foreign Corrupt Practices Act).

Акт Великобритании о Компаниях 1985 ᴦ. (Companies Act)

Акт Великобритании о несостоятельности 1986 ᴦ. (Insolvency Act).

Кодекс о поглощениях Великобритании 1986 ᴦ. (Takeover Code).

Договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества 1957 ᴦ. (Treaty Establishing the European Community).

К сфере предпринимательского права в развитых капиталистических странах относятся любые нормы, регулирующие экономические отношения и затрагивающие интересы предпринимателœей. Такое широкое понимание предпринимательского права не требует ограничения предмета предпринимательского права рамками отрасли права. По этой причине в данном случае к предпринимательскому праву относятся и такие нормы, которые в традиционном российском понимании разделœения на отрасли права являются источниками других правовых отраслей, далеких от предпринимательства (к примеру, экологическое, земельное, трудовое право). К ним относятся, в частности, требования к очистным сооружениям, санитарно-эпидемиологические требования и т.д.

Более узкая трактовка предмета предпринимательского права имеет скорее утилитарный характер (в образовательных целях) и обычно состоит из отдельных самостоятельных разделов (отраслей), касающихся исключительно функционирования рыночной экономики, таких как: право компаний, конкурентное право, несостоятельность и банкротство, финансовое право, слияния и приобретения (реструктуризация компаний).

Предпринимательское право в широком смысле включает в себя любые правовые нормы, так или иначе связанные с бизнесом (business). При этом под бизнесом принято понимать как сама деятельность (путем производства и распространения товаров, выполнения работ или оказания услуг) и ее финансовые результаты, так и предприятие — enterprise (бизнес-единица), выделяемое и объединяемое при определœенных условиях с другими предприятиями в рамках одной компании или группы компаний по направлениям деятельности, видам выпускаемой продукции и предоставляемых услуᴦ.

Предприятие как имущественный комплекс*(139) (наряду с компанией или корпорацией) является одним из центральных объектов правового регулирования предпринимательских отношений в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой*(140). Несмотря на существенное различие между содержанием правовых конструкций компании и предприятия (компания традиционно является субъектом права, а предприятие — объектом), они теснейшим образом связаны между собой, поскольку право компаний регулирует отношения по поводу инвестиций в бизнес и управления этим бизнесом.

Предпринимательское право зарубежных стран обычно жестко связывает бизнес и состав активов компании. Это означает, что долги компании, фактически связанные с определœенным бизнесом, бывают оставлены за компанией при распоряжении таким имущественным комплексом, к примеру, в случаях реорганизации акционерного общества в форме выделœения. Это не позволяет оформить на новую компанию право собственности на ликвидные активы, приносящие прибыль, оставив долги на старой компании без защиты интересов кредиторов, акционеров и публичных интересов.

Зарубежное законодательство стремится к соблюдению баланса указанных интересов*(141). Вопросу выделœения предприятия как самостоятельного вида деловых активов зарубежное право уделяет много внимания. Достаточно вспомнить возможность залога предприятия как совокупности активов, находящейся в постоянном изменении (floating charge) по праву Великобритании, или право органов Европейского Союза требовать выделœения и продажи отдельных предприятий, имеющих общее направление деятельности, в случае если это крайне важно при получении компаниями разрешения антимонопольного характера*(142).

Надо отметить, что неразбериха с экономической и правовой сущностью таких институтов, как компания и предприятие, приводит к недоразумениям, к примеру, в законотворчестве России. Так, Трудовой кодекс РФ признает «смену собственника имущества организации» (ст.75), не разграничивая понятия имущества и предприятия*(143), а также не принимая во внимание, что при приобретении даже 100% акций (долей) в уставном капитале хозяйственного общества формальной смены собственника имущества не произойдет.

В случае наличия единого контроля (с помощью управления или участия в капитале) над несколькими предприятиями, входящими в группу компаний, зарубежное законодательство признает такую группу отдельных юридических лиц особым субъектом права, действующим как одна компания или одно предприятие с соответствующими требованиями по ведению консолидированного бухгалтерского учета финансовых результатов всœей группы, уплаты налогов и субсидиарной ответственности компаний, входящих в холдинг, по долгам любой из компаний холдинга в случае ее банкротства*(144).

Законодательство развитых стран Запада обычно не предусматривает требования о регистрации индивидуальных предпринимателœей по причинœе отсутствия ее целœесообразности как дополнительного ограничения прав предпринимателœей. Не случайно требование о регистрации отсутствует в отношении лиц свободных профессий (врачи, юристы, аудиторы, архитекторы). Вместо этого такие лица обязаны получить право практиковать на территории государства только в случае успешной сдачи квалификационных экзаменов в профессиональной ассоциации. Именно знания и признание коллег, а не регистрация, являются гарантией защиты потребителœей указанных услуᴦ. Такого рода тенденции наблюдаются и в нашей стране (в риэлтерской деятельности, деятельности аудиторов, адвокатов, арбитражных управляющих кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, главных бухгалтеров коммерческих организаций).

Итак, зарубежное предпринимательское право*(145) — это совокупность норм, регулирующих бизнес с позиций экономической целœесообразности и крайне важно сти учета и соблюдения баланса частных и публичных интересов. Предметом предпринимательского права в развитых странах с рыночной экономикой являются всœе отношения, прямо или косвенно связанные с бизнесом — от защиты прав потребителœей до вопросов увольнения персонала при продаже предприятия.

В силу трансцедентности (комплексности) норм предпринимательского права в целях наиболее эффективного и адекватного регулирования экономических отношений, за рубежом фактически произошел отход от традиционного разделœения норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, по отраслевой принадлежности в рамках гражданского, торгового и административного права. Напротив, нормы права в сфере экономики имеют тенденцию к специализации по отраслям производства или видам деятельности. В результате отдельно рассматриваются и изучаются такие специальные правовые отрасли, как право компаний, конкурентное право, банковское право, энергетическое право, финансовое право, страховое право, право маркетинга и др.

При изучении зарубежного предпринимательского права невозможно избежать сравнительного анализа существующих правовых систем в рамках западной традиции права*(146). Необходимо отметить, что и англо-американская, и романо-германская правовые семьи обладают такими общими чертами, как приверженность принципам правового государства и защита базовых прав и фундаментальных свобод человека, сформированных под влиянием философии естественного права. Гарольд Берман отмечает: «Все западные правовые системы — английская, французская, германская, итальянская… и другие — имеют общие исторические корни, из которых они выводят не только общую терминологию и общие методы, но также и общие понятия, общие принципы права и общие ценности»*(147). Среди общих принципов, объединяющих системы западной традиции права, крайне важно отметить свободу предпринимательства и свободу договора. Хотя само понятие свобода предпринимательства в конституционных документах, как правило, не принято называть, а вытекает из совокупности многих базовых прав и свобод (права собственности, свободы труда и запрета принуждения к труду, свободы договора, свободы конкуренции, стремления к счастью (США)). Свобода предпринимательства в праве ЕС воплощена в таких принципах, как свобода движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, а также свобода учреждения объектов предпринимательства (freedom of establisment).

Несмотря на отмечаемые специалистами по сравнительному правоведению различия между англо-американской (Англия, Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, США, Индия) и романо-германской (Франция, Германия, Италия, Испания, Латинская Америка) правовыми семьями, нельзя не признать значительно усилившихся за последние два десятилетия сближения, конвергенции этих правовых систем по всœем известным критериям классификации. Особенно это касается быстро развивающихся норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Рассмотрим данные критерии классификации правовых систем:

1. Принято считать, что романо-германская система права (в отличие от англо-американской) глубоко укоренена в римском частном праве. При этом всœе основные институты (право собственности), концепции, фикции (юридическое лицо), приемы, лексика, взятые из римского права, без сомнения, используются и в англо-американском праве. Более того, крайне важно сть регулирования деятельности быстро развивающихся субъектов права, составляющих инфраструктуру рынка (товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, публичные корпорации), иных институтов рынка, таких как конкуренция и монополистическая деятельность, демонстрирует значительное ослабление влияния собственно римского права и рост потребности в иных, более современных подходах к регулированию рыночных отношений (это касается, к примеру, вопросов ограничения ответственности участников по долгам общества, компании одного лица, недобросовестной конкуренции, защиты прав потребителœей, деятельности на финансовых рынках и т.д.).

2. Считается, что если для романо-германской правовой семьи характерна доктринальность, научность и логичность, то англо-американская система противопоставляется ей как право, сформированное под влиянием королевских судов Вестминстера, что придает последней стихийный характер.
Размещено на реф.рф
При этом нельзя не принимать во внимание, что правовые доктрины играют заметную роль в принятии судебных решений в обеих правовых семьях. Более того, большинство решений в рамках англо-американской системы прямо основаны и содержат ссылки на те или иные правовые доктрины. Формирование правовой доктрины на базе судебных решений наблюдается и в романо-германской системе. Так, всœе общие принципы права Европейского Сообщества сформированы именно Судом ЕС*(148). Нельзя отрицать и большую роль правовой науки, присущей западной традиции права вообще.

3. Несмотря на то что для романо-германской правовой семьи характерна кодификация как форма упорядоченности права, правовое регулирование предпринимательских отношений на современном этапе осуществляется без кодифицирования, что обусловлено трансцедентным (всœеобъемлющим, комплексным) характером предпринимательского права, а также крайне важно стью для государства более оперативно реагировать на происходящие изменения в сфере экономики с целью постоянного совершенствования правового механизма. Предпринимательское право, таким образом, становится живым организмом, не терпящим «окаменения» в форме кодекса.

4. Делœение права на частное и публичное становится неактуальным для романо-германской правовой семьи вследствие усиления влияния доктрины естественных прав и свобод человека и гражданина, которая изучает целœесообразность и степень вмешательства государства и сообщества в частную жизнь, в т.ч. и в свободу предпринимательской деятельности*(149). Что касается вопросов вмешательства государства в экономику страны, то и романо-германская, и англо-американская системы права подтверждают крайне важно сть такого вмешательства. Тенденции усиления роли государства в регулировании экономики наблюдаются во всœех странах западной традиции права, даже в государствах англо-американской правовой системы, ранее провозглашавшей принцип минимального вмешательства государства в деловую жизнь гражданина (диэтатизация общества).

referatwork.ru

Становление предпринимательского права в России и за рубежом.

Становление предпринимательского права в России и за рубежом.

Концепция хозяйственного (предпринимательского) права не является новой. Она появилась еще в начале ХХ в. за рубежом. Затем данная концепция была воспринята советскими учеными-юристами. В 20-е годы появляется теория двухсекторного права: гражданского — для частных лиц и хозяйственного — для социалистических организаций. В начале 30-х годов формируется концепция единого хозяйственного права, и гражданское право на некоторое время упраздняется как наука и учебная дисциплина.

В 50-е годы дискуссия о концепции хозяйственного права возобновляется. Во время новой кодификации советского законодательства высказываются предложения принять хозяйственный кодекс. Хозяйственно-правовая мысль возрождается в 60-е гг. XX в. в концепции академика В. В. Лаптева, которая исходила из необходимости единства правового регулирования хозяйственных отношений, складывающихся как при осуществлении хозяйственной деятельности (отношений горизонтального характера), так и при руководстве ею (вертикальные отношения). На этих же началах должен быть построен и хозяйственный кодекс. Кодекс и другие предлагавшиеся акты не были приняты, так как это не входило в планы бюрократического аппарата. Значительное развитие хозяйственно-правовая концепция получила в период проведения экономической реформы 1965 г., направленной на расширение прав предприятий, повышение роли хозяйственных договоров. В 90-е гг. XX в. в России начался переход от плановой экономики к рыночной, в этот период предпринимательской деятельности придается законный статус, появляется многообразие форм собственности, в том числе и возрождение частной собственности, появляются различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

История предпринимательского дела за рубежом начинается со Средних веков. Уже в те времена купцы, ремесленники, торговцы и миссионеры представляли собой группу начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма тяга к богатству преобразовывается в желание получать неограниченную прибыль. В середине XVI в. появляется акционерный капитал, создаются акционерные компании. Первые акционерные общества были образованы в области международной торговли. Первопроходцем была Английская торговая компания, организованная для торговли с Россией. Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г. – образована голландская Ост-Индская компания, а в 1670 г. – компания Гудзонова залива. Со временем акционерная форма хозяйствования становится частью других отраслей экономики. К концу XVII века образуются первые акционерные банки. К примеру, в 1694 г. на акционерных началах был основан Английский банк, а уже в 1695 г. – Банк Шотландии. В конце XVII – начале XIX вв. акционерная форма организации банковского дела получила широкое распространение и развитие во многих странах. В данный период собственность ранее функционировавших крупных семейных фирм, предпринимателей распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков – владельцев акций. Все более расширяется пропасть между малым бизнесом и крупным. В подобных условиях мелкому предпринимательствам становится все труднее выживать, ему становятся не по силам многочисленные нововведения.



Вместо этого широкое развитие приобретают средние и крупные фирмы. Постепенно мотив получения максимальной прибыли становится определяющим. В это время появляется новая специальность – менеджер – руководитель и организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми ними как бы возвышается менеджер, освободившийся от большинства функций и сосредоточившийся на руководстве производством и его организации. Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» впервые применил английский экономист конца XVII–XVIII вв. Ричард Кантильон. Согласно ему предприниматель – это человек, который действует в условиях риска. Источниками богатства он считал землю и труд, определяющие реальную действительную стоимость экономических благ.

Позже французский экономист конца XVIII – начала XIX вв. Ж. Б. Сей сформулировал определение предпринимательской деятельности как комбинирование, соединение трех классических факторов производства, таких как земли, капитала, труда.

3. Предпринимательская деятельность: понятие, виды, субъекты.

Предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном порядке. Предпринимательскую деятельность могут осуществлять юридические лица и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Предпринимательская деятельность может быть классифицирована по различным основаниям. С точки зрения формы различают коллективное и индивидуальное предпринимательство. Коллективное предпринимательство осуществляется организациями со статусом юридического лица и без статуса. Индивидуальная форма предпринимательства — принимательская деятельность граждан, осуществляемая без образования юридического лица.

По статусу учредителей, различают государственное, муниципальное и частное предпринимательство. Государственное и муниципальное предпринимательство возникает благодаря усилиям государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в лице соответствующих органов. Частное предпринимательство — продукт создания частными лицами (физическими и юридическими). В зависимости от области применения предпринимательство подразделяется на предпринимательскую деятельность, осуществляемую в промышленности, капитальном строительстве, сельском хозяйстве, науке и т. д. Каждая из областей экономики формирует особенности правового режима предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность не ограничена только рамками производственной сферы. Она осуществляется и в социально-культурной сфере (например, в области образования, культуры, здравоохранения). Возможны и другие основания для классификации предпринимательской деятельности (например, по субъектам, организационно-правовым формам юридических лиц). С учетом субъектного состава выделяют субъекты естественных монополий, малого и среднего бизнеса.В зависимости от способа получения прибыли выделяют четыре вида предпринимательской деятельности: 1) по использованию имущества; 2) по продаже товаров; 3) по выполнению работ; 4) по оказанию услуг. С учетом характера вещного права предпринимательская деятельность делится на два вида: а) осуществляемую на праве собственности; б) осуществляемую на ограниченном вещном праве

Субъекты — участники предпринимательской деятельности, они являются носителями прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности. Основными участниками предпринимательской деятельности являются предприниматели и предприятия: а) индивидуальные предприниматели б) предприятия (коммерческие организации и их объединения) в) некоммерческие организации г) РФ, Субъект РФ и муниципальные образования. д) иностранные инвесторы. Понятие и признаки субъектов предпринимательского права. Основными признаками субъектов предпринимательского права являются: 1) регистрация в установленном порядке или легитимация иным способом; 2) наличие обособленного имущества; 3) правоспособность; 4) уплата соответствующих налогов. Регистрация — регламентированная законодательством процедура приобретения лицом статуса субъекта предпринимательского права. С момента государственной регистрации возникает новое юридическое лицо либо физическое лицо приобретает статус предпринимателя без образования юридического лица. За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации предусмотрена уголовная ответственность. Наличие обособленного имущества является одновременно основой деятельности субъекта и гарантией удовлетворения требований кредиторов, поскольку в отношении субъектов предпринимательского права действует принцип полной имущественной ответственности — субъект отвечает всем своим имуществом. Субъект предпринимательского права может иметь имущество как на праве собственности, так и владеть им на другом вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления). Имущество учитывается на балансе субъекта в установленном порядке.

 

 

Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в процессе формирования правовой основы предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность регулируется огромным количеством нормативных актов различного уровня. Основой правового регулирования является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Право на предпринимательскую деятельность является одним из фундаментальных прав человека и защищено Конституцией России. Это конституционное право фактически неотделимо от права свободно распоряжаться своим имуществом и осуществлять экономическую деятельность.

Поэтому предпринимателями являются и граждане, занимающиеся коммерцией временами, не имея каких-либо документов, дающих им право заниматься этой деятельностью, например, лица, перепродающие товары. Предпринимательская деятельность, осуществляемая лицом, незарегистрированным в качестве предпринимателя или не имеющим прав заниматься определенным видом деятельности, является незаконным предпринимательством и преследуется по закону.

Вторым по значению нормативным актом, регулирующим гражданские и предпринимательские отношения, является Гражданский кодекс РФ. ОН регулирует предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд граждан. ГК РФ раскрывает понятие предпринимательской деятельности, множество норм, регулирующих предпринимательство, организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности, правовой режим имущества предпринимателей, правила о заключении договоров в обязательном порядке, определяет внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения.

Существует большое количество нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы предпринимательской деятельности. Например, ФЗ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1991 года . Он закрепил право граждан вести предпринимательскую деятельность как индивидуально, но не применяя наемный труд, так и создавая предприятия с привлечением наемных работников. ФЗ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ФЗ от 26.12.1995 г. 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)» Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»; Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и другие.

 

 


Дата добавления: 2015-07-08; просмотров: 634 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: Основные разновидности коммерческих организаций | Предпринимательские объединения, их виды и общая характеристика. | Некоммерческие организации как субъекты предпринимательского права. | Деятельность регулируется Федеральный Закон о саморегулируемых организациях | Образование и прекращение деятельности торгово-промышленных палат, управление ими. | Государственная регистрация юридических лиц. | Участники отношений, регулируемых законодательством о несостоятельности (банкротстве). | Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников. | Формы и методы публично-правового воздействия на субъекты предпринимательской деятельности. | Лицензирование предпринимательской деятельности. |
mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.008 сек.)

mybiblioteka.su

Особенности организации предпринимательской деятельности за рубежом реферат

ДС Организация средств размещения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Подробнее

ОГЛАВЛЕНИЕ. Введение… 3

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение… 3 Глава 1. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ… 5 1.1. Сущность инновационного менеджмента… 5 1.2. Классификация инноваций… 15 1.3. Организационные

Подробнее

1. Общая информация о дисциплине

2 1. Общая информация о дисциплине 1.1. Название дисциплины: Организация и планирование предпринимательской деятельности 1.2. Трудоёмкость дисциплины — 108 часов (3 ЗЕ) из них: по учебному плану очной

Подробнее

1. Цели и задачи дисциплины:

1. Цели и задачи дисциплины: Цель: знакомство с теорией и практикой сервисной, направленной на удовлетворение разнообразных потребностей человека, а также подготовка специалистов, владеющих знаниями о

Подробнее

Темы дипломных работ

Темы дипломных работ Специализация «Туризм» Туристская индустрия 1. Государственная политика Российской Федерации в области туризма на современном этапе. 1. Использование государственно- частного партнерства

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Экзамен 8 семестр

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

Подробнее

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

1 Цель дисциплины Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о содержании работы менеджера на предприятиях ресторанного бизнеса и получение первичных практических навыков

Подробнее

НАНО ВО «ИНСТИТУТ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

НАНО ВО «ИНСТИТУТ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ» СОГЛАСОВАНО: Выпускающая кафедра «Теоретическая и прикладная экономика» Зав. кафедрой Кокорев И.А. 201 г. Утверждено на заседании ученого совета ИМЦ Протокол 201

Подробнее

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОСТРОМСКАЯ

Подробнее

2016г. Великий Новгород

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учренедения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический

Подробнее

Б.1.В.ОД.3 Экономика торговой организации

Б.1.В.ОД.3 Экономика торговой организации Цель дисциплины: Целью дисциплины «Экономика торговой организации» является освоение студентами современных базовых знаний в области экономики торговых организаций

Подробнее

менеджмента и управления

Ю.И. Енин Основы инновационного менеджмента и управления инвестиционной деятельностью организации Учебно-методический комплекс Минск Изд-во МИУ 2012 1 УДК 001.895:338.24 ББК 65.050 Е 61 Р е ц е н з е н

Подробнее

Б 1. Б.17 Финансовый менеджмент

Б 1. Б.17 Финансовый менеджмент Цели дисциплины Целью изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» является формирование целостной системы современных занятий о месте финансового менеджмента в системе управления

Подробнее

Вопрос 1 Основы менеджмента

Менеджмент организации (Предпринимательство) Вопросы для ГЭК. Подготовлены на основе материалов учебного пособия «Менеджмент организации» коллектив авторов РАП Вопрос 1 Основы менеджмента 1. Условия и

Подробнее

ж л «У т в е р ж д а ю Ректоп VHHR

СОГЛАСОВАНО/ Проректор цоурико, д.э.н., доцент — С- — О.Н. Наумова «,/» 2016 г. ж л «У т в е р ж д а ю Ректоп VHHR V.,. л. 5?, Перечень направлений подготовки (специальностей) при приеме на обучение по

Подробнее

для профиля «Финансы и кредит»

Аннотации примерных программ дисциплин профессионального цикла (вариативная (профильная) часть) по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») для профиля «Финансы и кредит»

Подробнее

Шифр направления

2 1. Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины «Проектирование регионального туристского продукта» формирование у бакалавров теоретических знаний и организационных основ туристскорекреационного

Подробнее

Дисциплина «История и философия науки»

АННОТАЦИИ рабочих программ обязательных дисциплин отрасли науки и научной специальности основной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре по

Подробнее

Основы банковского дела

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (название филиала) КОЛЛЕДЖ Кафедра Менеджмента и индустрии гостеприимства

Подробнее

А Н Н О Т А Ц И Я Р А Б О Ч Е Й П Р О Г Р А М М Ы

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Подробнее

1. Цели освоения дисциплины

1. Цели освоения дисциплины 2 Целями освоения дисциплины «Маркетинг в туристской индустрии» являются — иметь представления о содержании науки и практики маркетинга, о законодательных и нормативных актах,

Подробнее

docplayer.ru

Проблемы развития предпринимательской деятельности за рубежом

Головина Е. А.

При реализации имеющихся и выработке новых инициатив в области развития, государственной поддержке, формирования стратегии развития малого предпринимательства в Казахстане немалую роль играет опыт зарубежных стран.

Азия, представляющая группу динамично развивающихся регионов мира, накопила ценный опыт становления и развития малого и среднего бизнеса. Этот опыт имеет большое значение для Казахстана, особенно с точки зрения выработки долговременной стратегии развития и поддержки отечественного предпринимательства.

Для наиболее полного пони­мания проблем развития казахстан­ского малого бизнеса следует рас­смотреть становление и развитие малого бизнеса в наиболее разви­тых странах мира.

В мировой практике известны успехи малого и среднего бизнеса в странах Восточной Азии. Развитые страны Восточной Азии имеют вли­ятельный сектор малого и средне­го предпринимательства. Развитие предпринимательства в этих странах является ре­зультатом активной государствен­ной политики, стимулирующей их деятельность.

Активная поддержка и содей­ствие развитию малых и средних предприятий является важным кур­сом китайского правительства. При­держиваясь политики «ухватившись за крупные, поддерживать малые», оно предприняло целый ряд мер по развитию малых и средних предприятий. В Китае еди­ный орган управления отсутствует, уже длительное время практикуется «многосубъективное управление», созданы отраслевые органы управления и имеется специальный ор­ган для согласования зарубежного сотрудничества малых и средних предприятий Китая. В 2000 г. в рам­ках государственного торгово-эконо­мического комитета была создана Всекитайская рабочая руководящая группа по стимулированию развития малых и средних предприятий. В ее состав входят 12 финансовых, науч­но-технических, банковских и других организаций и учреждений.

История развития малого и сред­него бизнеса некоторых стран Азии — Китая, Японии, Тайваня и других показывает, что государство уделя­ет особое значение этому важному сектору экономики. В этих странах разрабатывается долгосрочные программы развития МСБ, планы поддерживаются соответствующи­ми инновациями, целенаправленно создается сеть учебных заведений для подготовки соответствующих кадров, существует эффективная система кредитования субъектов малого и среднего предпринима­тельства, создана инфраструктура малого и среднего предпринима­тельства, и во всех этих государствах функционирует госорганы призван­ные координировать деятельность этого важного сектора экономики и обеспечивать эффективную работу малого и среднего предпринима­тельства.

Япония, Китай, Тайвань, Респу­блика Корея выбрали инновацион­ный путь развития экономики, есте­ственно сектор малого и среднего бизнеса идет по этому же пути.

Национальные инновационные системы этих государств относят к евроатлантическому типу или же представляют из себя восточноазиатскую модель, которая направлена не только на подъем сектора мало­го и среднего предпринимательства, но и на увеличение численности малых инновационных фирм. В ре­зультате этого субъекты малого и среднего предпринимательства не уступают крупным организациям по эффективности и являются конку­рентоспособными на внутреннем и внешнем рынках.

Опыт же европейских стран показывает, что эффективность малых предпри­ятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников при­ходится только 52,6% националь­ного дохода. Кроме того, 2/3 рабо­чих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому чис­ло малых предприятий растет.

По мере развития мелкого предпринимательства образуют­ся различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.

Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возмож­ности. Это вынуждает их для выжи­вания интенсивно пересматривать свою производственную и сбыто­вую деятельность. Те из них, кто в обстановке 70-х начала 80-х годов сумели приспособиться — выжили, другие — просто разорились. Одна­ко, в свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении это­го кризиса послужило важным сред­ством оздоровления экономики. И объясняется это, прежде всего той ролью и функциями, которые ма­лый бизнес выполняет.

О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринима­тельства.

    Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосре­доточена в крупных компаниях, ма­лые и средние фирмы по широко­му кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двад­цатилетия в Германии и США, об­наружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических но­вовведений.

   Предприниматель­ство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и де­лового администрирования.

    Развитие специализации и коо­перации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений. Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них от­дельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной про­мышленности, группируются обычно по нескольку десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помо­щью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и вы­годны: они поставляют свою продук­цию по достаточно низким ценам.

   Их производственные, социаль­ные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюн­ктуры и других осложнений монопо­лии рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объедине­нию мелких предприятий на основе специализации и кооперации про­изводства в крупные отраслевые структуры, которые сейчас произ­водят большие объемы разнообраз­ной продукции, в том числе высоко­го технического и технологического уровня, и довольно успешно конку­рируют на рынках с крупными ком­паниями и монополиями.

      Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно разви­ваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы суще­ствовать надо получать средства к существованию, а значит быть луч­ше других, чтобы прибыль достава­лась именно им.

     Массовый выпуск промышлен­ных изделий длительного потребле­ния (автомобилей, холодильников, телевизоров и т.п.) крупными пред­приятиями   вызывает   потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мел­кие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынужде­ны затрачивать много усилий в этом направлении или создавать развет­вленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания пре­стижа крупной фирмы.

     Деятельность малых предпри­ятий в менее развитых районах западноевропейских стран — это основа всей их социальной и эко­номической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяй­ственного развития.

В то же время, на мелких пред­приятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фир­мы с меньшими затратами удовлет­воряют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе раз­работки 80, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития про­изводительных сил и технологий.

Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвиди­рованных, что говорит об абсолют­ном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в эконо­мике. Важно то, что часто малое предприятие обанкрочивается не полностью, а лишь выкупает­ся более крупной фирмой или само становится таковой. Отсюда можно говорить о трех моделях развития мелкого предпринимательства:

— консервация  масштабов де­ятельности   с   последующим сохранением статус-кво; медленное  расширение де­ловой активности;

— быстрое     развитие     малых предприятий и превращение их в средние,  а затем и в крупные компании.

 По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии 55% не   планируют   расширение,   35% разрабатывают   планы   медленно­го устойчивого роста, и только 10% — быстрого развития за счет произ­водства новой продукции или всту­пления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво,   видимо  удовлетворяю­щего своих владельцев.

Большой плюс малых предпри­ятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособлен­ными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные пе­риоды для экономик Запада. Круп­ные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в эконо­мике. Не случайно в политике пра­вительств Германии, США и многих других развитых капиталистиче­ских стран помощь мелкому бизне­су занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие пред­приятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъ­юнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях эконо­мики. Волна разорений или образо­вания новых компаний зарождается, прежде всего, в немонополизированном секторе и лишь позднее, на­брав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их де­ятельности. В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят «отдушину» в виде экспорта.

Несмотря на то, что уже прошло двадцать лет со дня независи­мости Казахстана, в республике до сих пор не освоен опыт стран кото­рый был рассмотрен выше. Об этом свидетельствует наплыв товаров из Китая, большая часть которого мог­ла быть произведена субъектами малого и среднего предпринима­тельства республики, при должной поддержке со стороны государства, исчезновения или в лучшем случае, сокращения объемов производства многих отраслей экономики и т.д.

Можно сделать вывод о том, что такие страны как Япония, Китай, Тайвань прош­ли долгий путь становления малого и среднего предпринимательства, прежде чем выработать свою стра­тегию развития малого и среднего предпринимательства. Опыт разви­тия предпринимательства данных стран имеет боль­шое значение для Казахстана. Предпринимальство занимает одну из основных ниш рынка Казахстана. В данном секторе работа­ет около 60% занятых в экономике страны, и он дает около 46% ВВП страны. Необходимо выработать долгосрочную стратегию развития предпринимательства в Казахстане, применяя опыт зарубежных стран; это позволит не только максимально использовать возможности, заложенные в малом и среднем предпринимательстве, но и максимально задействовать трудоемкие технологии и использо­вание оборудование в сочетании с новой техникой и внедрением инно­ваций, а также повысить производи­тельность труда в этом секторе.

Зарубежный опыт развития ма­лого предпринимательства является ценным уроком для развития его в Республике Казахстан. Во время ми­рового экономического кризиса ма­лому бизнесу приходится особенно не легко, поэтому зарубежный опыт вдвойне ценен. Сферы малого и среднего бизне­са в странах Азии схожи, многие их характеристики близки и в теорети­ческом анализе и в мировой практи­ке и политике они рассматриваются вместе.

Библиографический список

1. Бирюков А. «Развитие малого и среднего бизнеса — локомотив экономики (опыт Тайваня)». // Вопросы экономики-2002, №7, с. 121.

2. Диярханов В. «Роль мало­го бизнеса в экономике Тайваня».// Мировая экономика и международ­ные отношения, 2000г, №9, с. 104.

3. Лебедева И. «Тенденции на­учно-технического развития мало­го бизнеса в Японии».// Проблемы теории и практики управления. №3, 2002 г.

be5.biz

Глава 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в зарубежных странах. Предпринимательское право Российской Федерации




_ 1. Общая характеристика предмета и метода предпринимательского права за рубежом. _ 2.
Стоит отметить, что основные источники предпринимательского права развитых стран с рыночной экономикой. _ 3.
Стоит отметить, что основные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности за рубежом

Основные понятия

Бизнес (business) — 1) деятельность по использованию имущества, активов (assets) и трудовых ресурсов для получения прибыли; или 2) имущественно и организационно обособленный комплекс материальных ресурсов (предприятие), используемый в целях осуществления экономической деятельности, вне зависимости от того, будет ли эта деятельность основной или вспомогательной*(138).

Обычная хозяйственная деятельность (ordinary (regular, usual, normal) course of business) — направления деятельности в отношении производимых товаров, оказываемых услуг или иных способов извлечения прибыли, а также условия и обстоятельства совершения однородных сделок, являющиеся устойчивыми и неизменными для компании в течение продолжительного времени в прошлом.

Основные нормативные акты

Модельный Закон США о предпринимательских корпорациях 1994 г. (Model Business Corporation Act).

Закон США об инвестиционных ценных бумагах 1933 г. (Securities Act).

Закон США о рынке ценных бумаг (Securities Exchange Act).

Закон США о коррупции за рубежом 1977 г. (United States Foreign Corrupt Practices Act).

Акт Великобритании о Компаниях 1985 г. (Companies Act)

Акт Великобритании о несостоятельности 1986 г. (Insolvency Act).

Кодекс о поглощениях Великобритании 1986 г. (Takeover Code).

Договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества 1957 г. (Treaty Establishing the European Community).

Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал — Предпринимательское право Российской Федерации — ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «Глава 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в зарубежных странах») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Предпринимательское право Российской Федерации — ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Предпринимательское право Российской Федерации — ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно., 2015. Глава 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в зарубежных странах.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai