Понятие правового регулирования типы и способы – Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования. — Теория государства и права. Конспект

особенности, виды. Способы и типы правового регулирования. Правовые режимы

В современной теории права предлагаются близкие по смыслу определения метода правового регулирования. Одни авторы полагают, что метод – это обусловленные предметом правового регулирования различные приемы, способы, средства воздействия на общественные отношения1. По мнению других, метод правового регулирования – это способы (приемы) правового регулирования, т.е. воздействие через нормы права на волю людей в их поведенческих актах в нужном для общества направлении2. Согласно третьей точке зрения, метод правового регулирования – совокупность приемов и способов регламентации общественных отношений, воздействия на человеческое поведение3.

Следовательно, метод концентрирует внимание на том, как осуществляется правовое регулирование. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод – как осуществляется это регулирование. Метод, прежде всего, предопределяется особенностями предмета правового регулирования означает способы воздействия норм права на те или иные общественные отношения.

Предмет предопределяется самим характером общественных отношений, и в этой связи обычно квалифицируется как главный материальный критерий разграничения норм объективного права по отраслям. Метод же, согласно такому подходу, служит дополнительным юридическим критерием дифференциации отраслей.

Каждая отрасль имеет свой специфический метод правового регулирования. Так, нормы административного права воздействуют на общественные отношения путем установления властных предписаний участникам этих отношений: право категоричного требования предоставляетсявластному органу – другая же сторона административно-правовых отношений обязана его исполнять. Гражданское право воздействует на общественные отношения иным способом: предоставляет участникам гражданско-правовых отношений полную свободу действий, в рамках, определенных законом и т.д.

В этом контексте, метод правового регулирования – это способы воздействия норм отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования.

Методу правового регулирования как способу воздействия на поведение участников общественных отношений свойственны следующие показатели:

–общее юридическое положение субъектов, т.е. находятся ли они в состоянии власти и подчинения или занимают равные, юридически однопорядковые позиции;

–основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений (т.е. юридические факты) – возникают ли, в частности, правоотношения на основе административных актов или договоров и т.п.;

– способы формирования содержания прав и обязанностей субъектов – определяются ли они непосредственно нормами права, или административными актами, или соглашением субъектов и т.п.;

–юридические меры воздействия (т.е. санкции, способы, основания и процедуры применения санкций).

Именно характер регулируемых отношений, их содержание и значимость определяют соотношение различных элементов метода правового регулирования.

Виды методов правового регулирования. Результативность правового регулирования на общественные отношения достигается с помощью двух обобщенных приемов: императивного и диспозитивного.

Обратим внимание на особенности (различия) названных методов.

Императивный метод применяется для воздействия на те отношения, которые строятся на предпосылках власти и подчинения их субъектов

. Здесь имеют место начала неравенства, один из участников всегда наделяется властными полномочиями по отношению к другому. Субъект, реализующий властные полномочия, – это государственный орган либо орган, уполномоченный государством на совершение определенных действий, наделенный правом издания односторонне-властных предписаний, адресованных другому участнику. Права и обязанности субъектов правоотношения, построенного на принципах власти–подчинения, подлежат жесткой регламентации со стороны государства. Объем соответствующих правомочий не может быть изменен участниками самостоятельно. Императивный метод характерен для публичных отраслей права, например, административного, уголовно-исполнительного права и др.

Диспозитивный метод предполагает равенство сторон, то, что участники правоотношений наделяются правом выстраивать свои взаимоотношения на взаимовыгодных эквивалентных условиях или отказаться от участия в подобных отношениях. Решающую роль здесь играет то, что государство предоставляет возможность участникам диспозитивных отношений выбирать для себя наиболее приемлемый вариант поведения. Такие отношения между субъектами строятся на на условиях свободного договора, а не на основе односторонне-властных предписаний. Выбор варианта поведения может быть ограничен лишь с позиции несоответствия требованиям законности. Диспозитивный метод используется в сфере действия отраслей частного права (гражданского, семейного и др.).

Наряду с названными, существуют и другие варианты терминологического обозначения по сути тех же методов правового регулирования – императивного и диспозитивного. Это имеет место в случае выделения метода авторитарного и метода автономии. При этом сущность авторитарного метода видится в том, что он базируется на использовании властных правовых предписаний, устанавливающих основания и порядок возникновения конкретных прав и обязанностей у субъектов правоотношений. Метод автономии, по мнению сторонников этой терминологии, характеризуется тем, что посредством этого метода самим участникам, регулируемых правом общественных отношений, предоставляется возможность самостоятельно определять свое поведение в их взаимных отношениях в рамках правовых предписаний.

Названные методы в отраслях права, в зависимости от характера регулируемых отношений, выступают в различных вариациях, сочетаниях. И в этой связи надо видеть преобладание одного из названных методов в тех или иных отношениях. Как отмечалось выше, в административном праве имеет «перевес» централизованное регулирование – метод субординации, в гражданском праве очевиден метод координации, т.е. децентрализованное регулирование.

Способы правового регулирования. В теории права различают методы и способы правового регулирования. Заметим, слово «способ» означает «действие или система действий, применяемых для достижения определенной цели»

1.

С этой точки зрения метод правового регулирования складывается из определенных способов правового воздействия на общественные отношения. Значит, понятие «метод» правового регулирования по своему значению шире, чем понятие «способ» правового воздействия. Очевидно, последний входит составной частью в метод правового регулирования.

Способы правового регулирования – это те средства юридического воздействия, которые выражены в юридических нормах.

Какова отправная теоретическая предпосылка для выделения основных способов (правовых средств) правового регулирования? Такой предпосылкой может быть обобщенный вывод о реакции государства на различные варианты поведения индивидов и организаций в сфере действия права. Соответствующая реакция может быть различной. Социально полезное поведение государство

разрешает (дозволяет), устанавливая границы возможного поведения. Оно предписывает социально необходимое, должное поведение субъекта, и, наконец, запрещает социально опасное поведение, предусматривая наказание за нарушение установленных правом запретов.

Эти три исходные первоначальные способа воздействия права на отношения между людьми получили наименование дозволения, обязывания, запрещения (запрета).

Обратим внимание на особенности названных способов (правовых средств) правового регулирования.

Дозволение – предоставленная субъектам возможность совершать определенные действия в своих интересах (например, юридические возможности, характерные для права собственности, право на необходимую оборону против преступного посягательства, распоряжение арендуемым помещением и т.п.). Тем самым осуществляется такая форма реализации права, как использование.

Обязывание – возложение на лиц обязанности совершить активные действия, указанные в законе или договоре (платить установленные налоги, исполнить свои обязательства перед кредитором. Обязывание предполагает такую известную форму реализации права, как

исполнение).

Запрещение (запрет) – возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий (апример, запрещение распивать спиртные напитки на производстве, привлекать несовершеннолетних к сверхурочным работам, производить обыск в ночное время, применять недозволенные методы расследования и т.п. Запрещение есть разновидность обязывания, характеризуемого строго определенным содержанием и четкими границами. По сути, запреты выражаются в юридических обязанностях пассивного содержания (нельзя переходить улицу при красном свете светофора, охотиться в заповедниках). И, наконец, момент, к которому необходимо привлечь внимание. Запреты в праве, образно говоря, как бы «заряжены юридической ответственностью – уголовной, административной, гражданской»

1. Здесь обнаруживается такая связь: нарушение юридических запретов влечет реализацию юридической ответственности, иных средств государственного принуждения, которые локализуют, блокируют противоправное поведение.

Типы правового регулирования. Общая направленность правового воздействия на общественные отношения зависит от того, какой способ (правовые средства) лежат в основе правового регулирования – юридическое дозволение, позитивное обязывание или запрет. В этой связи в юридической литературе используется понятие «типы правового регулирования». Известно, что слово «тип» толкуется как «форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками»2.

В данном контексте отметим: типы правового регулирования – это определенное сочетание способов регулирования: дозволений, обязываний и запретов.

Если способы правового регулирования (дозволения, запреты, позитивные обязывания) выражают пути правового воздействия на поведение индивидов, организаций, то типы регулирования затрагивают более глубокий слой права. Они раскрывают порядок правового воздействия и его направленность. Здесь дается ответ на следующий вопрос: на что нацелено правовое регулирование – на предоставление общей дозволенности или же на введение общей запрещенности поведения субъектов общественных отношений3.

Соответственно различаются два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Общедозволительный тип регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его можно сформулировать так: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако, совершение некоторых сделок индивидам, организациям запрещено (купля–продажа оружия, наркотиков). Разрешено заниматься различными видами промыслов, исключая некоторые запрещенные (изготовление наркотиков, оружия и т.д.). Общедозволительный тип регулирования выполняет в праве регулятивно-направляющую роль, определяет для граждан и их объединений ту или иную меру свободы. Он характерен в основном для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий. Ему свойственна следующая формула: запрещено все, кроме разрешенного. Участники правовых отношений подобного типа могут совершать только действия, которые прямо разрешены законом. Говоря иначе, можно совершать только действия, разрешенные в нормах права.

Этот тип правового регулирования в основном свойствен отраслям права, связанным с государственным управлением (административное право и др.). Так, осуществление права на проведение манифестаций, демонстраций, шествий, влияющих на общественный порядок, требует уведомление органов исполнительной власти, что, по сути, предполагает их разрешение. Или, известно, что существует запрет на работу в выходные и праздничные дни, но трудовое законодательство в виде исключения разрешает работать и в выходные, и в праздничные дни по соглашению с комитетом профсоюза. Примечательно и следующее положение: согласно УПК РФ, суд по уже решенному уголовному делу вправе вновь возвратиться к нему только в случаях, которые предусмотрены в законе.

Рассматриваемый тип регулирования преобладает в сфере реализации юридической ответственности, в отношении правомочий таких компетентных органов, как суд, прокуратура и др., деятельность которыхнаиболее отчетливо подчинена разрешительному порядку.

В юридической практике общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования тесно переплетены и взаимодействуют. Например, в административном праве есть нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу, а в гражданском праве – элементы разрешительного типа и т.д.

Правовые режимы. В теории права в настоящее время используется термин «правовой режим». Самым общим образом его можно определить так: правовой режим – это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств (дозволений, запретов, позитивных обязываний) и создающих особую направленность регулирования.

Заметим, в рамках каждого правового режима всегда участвуют все способы (правовые средства правового регулирования – дозволения, запреты, позитивные обязывания). Но в каждом режиме – и это во многом определяет его специфику – один из способов выступает в качестве наиболее значимого, наиболее весомого, т.е. можно сказать в виде своеобразной доминанты. Именно это определяет весь «облик» правового режима и создает специфическую направленность, «настрой» в регулировании.

В этой связи правовой режим можно рассматривать как своего рода укрупненный блок в общем арсенале правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств1.

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

1) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений;

3) позволяют учитывать особенности разных субъектов права и соответствующих правовых объектов.

В этой связи отметим: различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли права, так и в правовой системе в целом. Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.

Правовой режим, образно говоря, «привязан» не столько к отдельным ситуациям, сколько к более широким общезначимым социальным процессам (состояниям), в рамках которых эти субъекты и объекты взаимодействуют»1.

Заметим, разные режимы регулирования имеют место в административном праве. Скажем, режиму правового регулирования управленческих отношений в армии, в военизированных учреждениях свойственна своя специфика. Очевидно, этот режим существенно отличается от правовой регламентации отношений в сфере государственного управления высшим образованием. Известно, что в настоящее время высшим учебным заведениям предоставлен значительный объем прав, возможность проявления самодеятельности, инициативы. Поэтому основу юридического режима в этой области отношений, как бы его стержень, образуют дозволения.

В теории права правовые режимы классифицируются по разным основаниям:

– в зависимости от предмета правового регулирования выделяются конституционный, административный, земельный режимы и т.д.;

– в зависимости от юридической природы – материальные и процессуальные режимы;

– в зависимости от сфер использования – внутригосударственные и межгосударственные (например, режим территориальных вод) и др.

В целом можно заключить, что само существование явлений, обозначаемых термином «правовой режим» и их значение в правовой действительности – показатель многомерности, многогранности права как институционного образования.

studfiles.net

39. Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования.

Регулирование общественных отношений – главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для того, чтобы установить, как, с помощью каких правовых средств достигаются цели упорядочения общественных отношений. Следовательно, механизм правового регулирования позволяет понять, как происходит трансформация требований норм права, правовых установлений в правомерное поведение субъектов, из каких стадий состоит этот процесс, на каких именно этапах происходят сбои, возникают препятствия для реализации права и как можно устранить эти препятствия.

Под правовым воздействием в юридической литературе чаще всего понимают результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации права), так и иных правовых явлений, например правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса.

Правовое регулирование — одна из форм воздействия права на общественные отношения, причем это воздействие осуществляется с помощью специфических правовых средств – норм права, правоотношения, актов реализации права. Понятие «правовое воздействие» шире, чем категория «правовое регулирование». Правовое регулирование есть воздействие всей системы юридических средств на общественные отношения.

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования.

1. Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость.

Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования.

1. Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

2. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного.

Структура механизма правового регулирования едина для правового регулирования любого содержания. Охарактеризуем каждую из его стадий.

Первая стадия – формирование нормативной основы включает процесс создания и общее действие юридических норм. Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования. С.С. Алексеев придает наибольшее значение в нормативной основе таким юридическим средствам, как позитивные обязывания, дозволения и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права.

Вторая стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия – применение права, без которой не могут возникнуть правоотношения. Правоприменительный акт служит тем юридическим фактом, без которого не может быть правоотношения. Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без вынесения соответствующего правоприменительного акта – приказа ректора о зачислении данного лица в вуз.

Третья стадияреализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права.

Акты реализации представляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т. е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возникает необходимости в четвертой (факультативной) стадии – контроля за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.

Четвертая стадия характеризуется наступлением определенных юридических последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуации и свидетельствует о невозможности обычными, «мирными» средствами разрешить конфликт. Поэтому на этой стадии возникает необходимость в правоотношениях другого рода – правоохранительных, а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера.

studfiles.net

96. Методы, способы и типы правового регулирования

Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Метод правового регулирования — совокупность различных способов и приемов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, составляющих предмет отрасли.

По степени категоричности правовых предписаний выделяются два метода правового регулирования.

Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

Другой метод, именуемый диапозитивным, дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.

Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ — дозволение — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ — Позитивное обязывание — это способ правового регулирования, выражающийся в возложении на лиц юридических обязанностей активного содержания, характеризующийся своего рода новым обременением: лицам предписывается совершить то, чего они, быть может (если бы не было такого обременения), и не совершили или же совершили, но путем, отличным от конкретизируемого в обязывающей норме.

Третий способ — запрещение, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

К дополнительным способам относится предупредительное воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделять два типа правового регулирования.

Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

studfiles.net

Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования. — Теория государства и права. Конспект

Правовое регулирование – целенаправленное, результативное юридическое воздействие права на общественные отношения, осуществляющееся при помощи совокупности юридических средств (норм права, правоотношений и актов реализации), составляющих его механизм (механизм пра-вового регулирования).

Метод правового регулирования представляет собой специфический способ (совокупность способов) правового воздействия на регулируемые общественные отношения.

Он складывается из комбинации следующих способов правового воздействия:

— запретов – призывов в категоричной форме не совершать тех или иных действий;

— позитивных обязываний – призывов в категоричной форме совершать определенные действия;

— дозволений – предоставление субъекту возможностей совершать те или иные действия.

Перечисленные способы правового воздействия называют основными и наряду с ними выделяют еще два дополнительных способа правового воздействия:

— поощрение – стимулирование правомерного поведения;

— рекомендацию – предложение варианта поведения, наиболее оптимального с точки зрения законодателя.

Предмет правового регулирования образуют общественные отношения, требующие правового воздействия. Метод правового регулирования раскрывает способы правового воздействия. Метод правового регулирования состоит из следующих элементов:

— нормативное обеспечение за участниками общественных отношений возможности приобретать права и обязанности;

— условия (фактические обстоятельства), приводящие в действие юридические нормы;

— субъективные права и обязанности;

— меры юридического обеспечения поведения субъектов правоотношений.

Как процесс правовое регулирование состоит из следующих стадий:

— правотворчество и его влияние на регламентацию общественных отношений;

— возникновение субъективных прав и субъективных обязанностей;

— осуществление права посредством реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей в конкретном правоотношении;

— применение права.

Тип правового регулирования – основанный на общем запрете или общем дозволении порядок регламентации и совершения правореализующих действий субъектами права.

В юридической науке выделяют два основных типа правового регулирования: общедозволительный и запретительный.

1) Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении и выражается формулой: “Разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом”. Этот тип правового регулирования используется для регулирования отношений, складывающихся в процессе реализации “частных” интересов, в частноправовой сфере. Это имущественные и связанные с ними неимуществен-ные отношения; семейные, трудовые отношения; отношения, возникающие в процессе коммерческой и предпринимательской, страховой деятельности физических и юридических лиц.

2) Запретительный тип основывается на общем запрете и выражается формулой: “Запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом”. Этот тип правового регулирования используется в сфере реа-лизации публичных интересов, в процессе отношений, в которых одним из участников всегда выступает государство (в лице своих органов или должностных лиц). Отношения, регулируемые с помощью данного типа, возникают в практике деятельности различных государственных органов, например органов исполни-тельной власти, судебных органов и т.п. В рамках данного типа реализуются нормы уголовного, админист-ративного, конституционного и других отраслей права.

ifreestore.net

Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования.

Регулирование общественных отношений – главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для того, чтобы установить, как, с помощью какихправовых средств достигаются цели упорядочения общественных отношений. Следовательно, механизм правового регулирования позволяет понять, как происходит трансформациятребований норм права, правовых установлений в правомерноеповедение субъектов, из каких стадий состоит этот процесс, на каких именно этапах происходят сбои, возникают препятствия для реализации права и как можно устранить эти препятствия.

Под правовым воздействиемв юридической литературе чаще всего понимают результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации права), так и иных правовых явлений, например правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса.

Правовое регулирование— одна из форм воздействия права на общественные отношения, причем это воздействие осуществляется с помощью специфических правовых средств – норм права, правоотношения, актов реализации права. Понятие «правовое воздействие» шире, чем категория «правовое регулирование». Правовое регулирование есть воздействие всей системы юридических средств на общественные отношения.

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования.

1. Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость.

Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования.

1. Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

2. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного.

Структура механизма правового регулирования едина для правового регулирования любого содержания. Охарактеризуем каждую из его стадий.

Первая стадия – формирование нормативной основывключает процесс создания и общее действие юридических норм. Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования. С.С. Алексеев придает наибольшее значение в нормативной основе таким юридическим средствам, как позитивные обязывания, дозволения и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права.

Вторая стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия – применение права, без которой не могут возникнуть правоотношения. Правоприменительный акт служит тем юридическим фактом, без которого не может быть правоотношения. Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без вынесения соответствующего правоприменительного акта – приказа ректора о зачислении данного лица в вуз.

Третья стадияреализациясубъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права.

Акты реализации представляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т. е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возникает необходимости в четвертой (факультативной) стадии – контроля за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.

Четвертая стадия характеризуется наступлением определенных юридических последствийпри невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуациии свидетельствует о невозможности обычными, «мирными» средствами разрешить конфликт. Поэтому на этой стадии возникает необходимость в правоотношениях другого рода – правоохранительных, а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера.




infopedia.su

понятие, способы, предмет, метод, типы.

Поиск Лекций

Правовое регулирование— одна из форм воздействия права на общественные отношения, причем это воздействие осуществляется с помощью специфических правовых средств – норм права, правоотношения, актов реализации права. Понятие «правовое воздействие» шире, чем категория «правовое регулирование». Правовое регулирование есть воздействие всей системы юридических средств на общественные отношения.

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования.

1. Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость.

Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования.

1. Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

2. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного.

Структура механизма правового регулирования едина для правового регулирования любого содержания. Охарактеризуем каждую из его стадий.

Первая стадия – формирование нормативной основывключает процесс создания и общее действие юридических норм. Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования. С.С. Алексеев придает наибольшее значение в нормативной основе таким юридическим средствам, как позитивные обязывания, дозволения и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права.

Вторая стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия – применение права, без которой не могут возникнуть правоотношения. Правоприменительный акт служит тем юридическим фактом, без которого не может быть правоотношения. Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без вынесения соответствующего правоприменительного акта – приказа ректора о зачислении данного лица в вуз.

Третья стадияреализациясубъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права.

Акты реализации представляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т. е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возникает необходимости в четвертой (факультативной) стадии – контроля за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.

Четвертая стадия характеризуется наступлением определенных юридических последствийпри невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуациии свидетельствует о невозможности обычными, «мирными» средствами разрешить конфликт. Поэтому на этой стадии возникает необходимость в правоотношениях другого рода – правоохранительных, а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера.


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

понятие, предмет, методы, способы и типы. Правовые режимы — КиберПедия

Общественные отношения составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.Регулирование общественных отношений – главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для того, чтобы установить, как, с помощью какихправовых средств достигаются цели упорядочения общественных отношений. Следовательно, механизм правового регулирования позволяет понять, как происходит трансформация требований норм права, правовых установлений в правомерное поведение субъектов, из каких стадий состоит этот процесс, на каких именно этапах происходят сбои, возникают препятствия для реализации права и как можно устранить эти препятствия.

Под правовым воздействием в юридической литературе чаще всего понимают результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации права), так и иных правовых явлений, например правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса.

Правовое регулирование — одна из форм воздействия права на общественные отношения, причем это воздействие осуществляется с помощью специфических правовых средств – норм права, правоотношения, актов реализации права. Понятие «правовое воздействие» шире, чем категория «правовое регулирование». Правовое регулирование есть воздействие всей системы юридических средств на общественные отношения.

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования.

1. Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.



3. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость.

Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования.

1. Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

2. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного.



Метод правового регулирования -совокупность различных способов и приемов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, составляющих предмет отрасли.

По степени категоричности правовых предписаний выделяются два метода правового регулирования.

Один из них именуется императивным. Это такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

Другой метод, именуемый диспозитивным, дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.

Правовой режим представляет собой в общем виде особый порядок правового регулирования в определенном сочетании юридических средств, создающий конкретное правовое состояние для удовлетворения интересов субъектов права. Правовые режимы закрепляются на уровне законодательства и защищаются государством.

Правовые режимы позволяют учитывать в процессе правового регулирования определенные разновидности общественных отношений, субъектно-объектный состав правоотношений, временные и пространственные границы действия права и т.д.

Правовые режимы в зависимости от различных оснований бывают: конституционными, административными, налоговыми и др., валютными, таможенными, законными и договорными, общефедеральными, региональными, местными, внутригосударственными и межгосударственными и др.

Правовые режимы имеют целью особым специально-юридическим образом урегулировать конкретные (родовые, видовые и др.) сферы общественных отношений, т.е. строятся, прежде всего, на различии предметов и методов правового регулирования.

 

cyberpedia.su