Понятие полномочия – понятие, виды, субъекты. Понятие полномочия. Представительство без полномочий. Коммерческое представительство.

Сущность понятия «полномочия», «обязанности», «ответственность». Типы полномочий

Организование управленческих процессов начинают с определения полномочий, обязанностей и ответственности управленческих работников, что является одним из существенных условий осуществления полноценного менеджмента.

Полномочия — это определенное определенным образом, ограниченное право на использование ресурсов организации и направление усилий подчиненных сотрудников на выполнение определенных задач.

Полномочиями работника менеджмента право на самостоятельные действия, обеспечение информацией и орудиями труда.

Ответственность — это возложена на должностное лицо обязанность выполнять поставленные задачи, обеспечивать их положительное решение и отвечать за их выполнение.

Масштабы полномочий и ответственности определяются сложностью, важностью и разнообразием решаемых проблем, глубиной разделения труда, ритмичностью производственных процессов, размером ресурсов, которыми данный уровень управления может распоряжаться самостоятельно, без согласования с вышестоящим уровнем.

Основным процессом, благодаря которому руководство устанавливает формальные отношения работников в организации делегирование — это передача выполнения производственных задач подчиненным нижестоящими руководителям.

Делегирование реализуется только в случае получения полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может рассеивать ответственность, передавая ее подчиненному.

Лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязано выполнять ее лично, но она остается ответственным за выполненную работу. То есть, ответственность не может делегироваться. В конце концов отвечает менеджер, который делегирует полномочия.

Собственно, качественная реализация полномочий обеспечивается двойным характером ответственности: должностное лицо, принимающее полномочия, одновременно принимает на себя в полном объеме и ответственность, однако, в то же время, за руководителем, который делегирует полномочия, полностью сохраняется ответственность. Наибольшая ответственность, в любом случае, сохраняется по должности ТОР — менеджера. Большой объем ответственности-это одна из причин высоких должностных окладов у менеджеров.

Руководство должно делегировать работнику полномочия, достаточные для выполнения всех задач, за которые он взял на себя ответственность — это правило называется «. Принцип соответствия». Не следует путать полномочия с властью. Полномочия не являются тождественными с ней, поскольку они — это право, которое делегируется, а власть — это возможность влиять, реальная способность действовать и менять ситуацию. Можно иметь власть, не имея полномочий. Полномочия определяют, что лицо, занимающее какую-либо должность, имеет право делать, а власть — что она действительно может делать.

Власть — реальная способность действовать или возможность влиять на ситуацию; власть определяет, что лицо действительно может делать.

Полномочия — делегированы, ограничены, присущие данной должности право использовать ресурсы организации. Полномочия определяют, что имеет право делать лицо, занимающее определенную должность.

Согласно ГСВО МОНУ, полномочия бывают линейными, функциональными, контрольно-отчетных, координационными,

рекомендательными, согласительные.

По характеру делегирования различают линейные и функциональные (штабные) полномочия.

Делегирования этих полномочий требует эффективной мотивации, влияния, руководства, коммуникаций, контроля и т.п.. Поэтому в подчинении руководителя находится аппарат управления (административный аппарат — штаб).

В плановиков были изъяты полномочия командования людьми. Они лишь помогали старшему офицеру, их назвали штабом.

Остановимся на содержании некоторых видов полномочий, а именно: линейных и функциональных.

ЛИНЕЙНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ передаются непосредственно от высшего должностного лица к подчиненному и далее к другим подчиненным, упрощают и персонализируют взаимоотношения подчиненных и руководителей. Они предусматривают узаконенную власть и четкое соблюдение принципа единоначалия (единоначалие — древнейший принцип организации, согласно которому работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать только перед ним): руководитель в пределах линейных полномочий может решать проблемы без согласования с высшими руководителями, руководствуясь при этом приказами, распоряжениями, исходя из установок, законов, обычаев и т.п., а получатель полномочий принимает на себя личную ответственность за задачи и отвечает перед тем, кто делегирует, за их удовлетворительное выполнение.

Традиционно к линейной деятельности относятся производственная, сбытовая и финансовая функции предприятия.

Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления предприятием. Процесс создания иерархии уровней управления предприятием в американском менеджменте называется скалярным процессом (лестничный, ступенчатый). Результирующая, восходящая иерархия называется скалярной цепью или цепью команд. Цепь команд, созданный делегированием полномочий, является характерной чертой всех формальных организаций, кроме самых мелких. Например, иерархия званий в военных, степеней и званий у ученых и т. д. Не обращаясь к схематического изображения, отметим, что если обозначить разные уровни большими буквами алфавита, у которых внизу буквы отметить цифрой порядковый номер определенных лиц, находящихся на данном уровне , то, например, два пути передачи полномочий от уровня А (верхний уровень — одно лицо) до уровня Д (нижний уровень — десять человек) можно записать так: А — Б2 — В3 — Г3 — Д2 или А — Б3 — В4 — Г6 — Д9.

Эффективность линейных полномочий зависит от:

— Единоначалия;

— Ограничение нормы управляемости (масштаб управляемости, установление нормы управления) есть применение регламентной количества работников, непосредственно подчиненные данному руководителю.

Масштаб управляемости может быть различным. Так, узкий масштаб управляемости руководителя высшего уровня характеризуется минимальным количеством подчиненных у него и большим количеством иерархических уровней. Однако, руководитель высшего звена вместо создания цепи команд может принять решение об отчетности перед самим каждого сотрудника. Это помогает осуществить возможно больший контроль. Однако на практике неумение удержать норму управляемости на достаточно малом уровне делает невозможной координацию. То есть, слишком большая норма управляемости вызывает слишком большие проблемы. Однако следует помнить и о том, что слишком мала норма управляемости и долгое скалярное цепь тоже ухудшают процесс управления.

Идеальная норма управляемости, по данным «административной» школы управления, насчитывает 7-10 подчиненных.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (штабные) полномочия — это полномочия, которые делегируются менеджером высшего уровня управления, который управляет определенной функцией менеджмента, менеджеру низшего уровня управления, который руководит аналогичной функцией. Например, начальник планового отдела предприятия делегирует функциональные полномочия в области планирования начальнику планового бюро цеха, хотя последний находится ее линейном подчинении начальника цеха.

Различают следующие виды функциональных полномочий:

— Узаконены — функциональный руководитель действует в пределах законодательных норм, уставных документов, приказов и т.п., выполняя их без согласований;

— Рекомендательные, направленные на разработку конкретных рекомендаций, в ценности которых функциональный менеджер убеждает линейное руководство;

— Обязательные согласования, когда функциональный руководитель обязательно должен согласовывать свои решения с линейными руководителями различного уровня и наоборот;

— Параллельные, при которых решение функционального руководителя действуют независимо и одновременно с решениями линейных руководителей. Он НИВИТ имеет право отклонять решения линейного руководства;

— Линейные внутри аппарата управления.


worldofscience.ru

Понятие полномочия

Количество просмотров публикации Понятие полномочия — 1871

Два варианта:

— публично-властные полномочия – которыми наделœены органы и должностные лица публичной власти – государственной власти и местного самоуправления.

— частноправовые полномочия – которыми одно частное лицо наделяет другое частное лицо в силу доверенности, договора поручения итд.

Это разные категории. Но полномочия в частном праве и в публичном праве имеют много общих характерных черт. Это не субъективные права, это не мера свободы, а определœенная возможность поведения, которая предоставляется лицу другим субъектом, и данный субъект является носителœем субъективного права, и эти полномочия предоставляются ему уполномоченным лицом в целях реализации субъективного права.

Публично-правовые полномочия: всœе лица, объединённые в государство, имеют субъективные права. Эти субъективные права предполагают возможность защиты субъективного права Для защиты своих естественных неотчуждаемых прав частные лица учреждают государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ они управомочивают защищать свои права (жизнь, безопасность, собственность…).

То же самое, по сути, мы имеем в частноправовом отношении.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, полномочие, в отличие от субъективного права, всœегда конкретно, условно и производно, то есть производно от воли лица, обладающего субъективным правом, в целях реализации которого и предоставляется полномочие.

Конкретный объём прав публичного лица определяется закрепленным статусом.

Объем полномочий не меняется в случае передоверия…

Таким пониманием полномочий как тех субъективных прав, которыми характеризуется положение публично-правовой роли — можем сказать, что эта публично-правовая роль — ϶ᴛᴏ специальный правовой статус (совокупность публично-властных полномочий, предоставленных определœенному органу, должности). Эти полномочия не бывают представлены в виде общего правового статуса, абстрактных субъективных прав, так как у должностных лиц и государственных органов нет изначально никакой свободы.

Во-вторых, можно говорить о полномочиях, которые образовывали бы индивидуальный правовой статус. У Президента специальный правовой статус президента͵ который предусмотрен нормативными правовыми актами. У В.В.Путина правовой статус индивидуальный, так как он собственник чего-то и чей-то муж. В случае если статус президента меняется, то меняется именно как специальный правовой статус.

Специальные полномочия бывают предоставлены как правовые возможности, предоставляемые лицу, осуществляющему ту или иную правовую роль для реализации первичных субъективных прав иных лиц. Не для реализации своего общего правового статуса. Получается, что публично-властные полномочия всœегда зафиксированы на уровне правовой нормы, а полномочия в сфере частного права бывают зафиксированы на уровне правовой нормы или определœены в форме договорного регулирования или индивидуального публично-властного регулирования, когда полномочия определœенного лица вытекают из публично-властного правового акта.

Таким образом право рассматривается на уровне его содержания.

Законный интерес и полномочие – явления, сходные с субъективными правами, но не тождественные им. Могут рассматриваться как вторичные субъективные права, но всœегда условные и октроированные

Помимо содержания каждое правовое явление имеет свою форму. Это содержание в виде правовой нормы и субъективного права всœегда выражается в триединой форме:

— правоотношения,

— правосознание,

— юридический текст.

Любая правовая норма существует в виде юридического текста͵ в котором фиксируются правила поведения. Одновременно правовая норма проявляется в виде правоотношения. Правовая норма – требование должного поведения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является социально типичным поведением. В случае если норма не реализуется в правоотношении, это не норма, а попытка законодателя создать правовую норму, которая не удалась.

ʼʼПока правила только в книгах-законах, это ещё не правила, так как это ещё не норма…ʼʼ

Кельзен: норма должна быть не только действительной, но и действенной. Для того, чтобы правило поведения было сформулировано и реализовано, оно должно пройти через правосознание, так как без участия сознания человека невозможно ни формулирование, ни поведение в соответствии с текстом.

Права и обязанности существуют в виде юридического текста͵ правоотношений, в которых реализуются, правосознания, благодаря которому формулируются и реализуются.

Сначала люди ведут себя определœенным образом, затем субъективные права признаются, формулируются и становятся правовой нормой.

Вместе с тем, наличие юридического текста как внешней формы правового явления подчёркивает развитость правовой системы и формальную определœенность.

Правовая норма не всœегда закрепляется в виде текста (есть обычные итп.).

Формальная определœенность – в том, что правовая норма представляет из себя такую модель поведения, которая, с одной стороны, является достаточно определœенным правилом поведения (не принципом, не общим направлением поведения, как мораль), во-вторых, сформулировано формально: указаны признаки ситуации и поведение в ней.

Текстуальное воплощение правила поведения является одним из признаков формальности права.

Юридические тексты, в которых выражены правовые нормы, субъективные права и обязанности, бывают нормативными (выражающими нормы права – первичные и вторичные) и индивидуальными (выражающими индивидуальные права и обязанности).

Эти юридические тексты, в которых выражены нормы права и субъективные права, необязательно носят авторитетный характер.
Размещено на реф.рф
Этот текст должен быть для адресата авторитетным, чтобы согласились, что это выражает нормы права или права и обязанности.

Авторитетность должна быть официальной или неофициальной.

Авторитетные официальные тексты — ϶ᴛᴏ государственно-властные юридические тексты – нормативные или ненормативные правовые акты, издаваемые органами государственной власти или… которым право издания их предоставляет орган государства.

Другие виды: авторитетность проистекает не из того, что изданы органами государственной власти, а из других причин. Социальный авторитет. Текст воспринимается как авторитетный в силу признания некой общностью авторитетности этого текста.

Доктрина – авторитет связан с личностью автора. На Блэкстона можно ссылаться в судах.

Индивидуальные правовые тексты тоже бывают авторитетными не в силу их официальной властности, а в силу иных причин. Индивидуальный юридический текст, который не является официально-властным – как правило, договор.
Размещено на реф.рф
Авторитетность его проистекает из взаимного признания и согласования сторонами его текста. Есть и другие тексты, которые для подкрепления авторитетности нуждаются в какой-либо форме государственного санкционирования (доверенность, завещание).

Официальные, но не государственно-властные тексты. В современном обществе доминирующим видом авторитетных юридических текстов являются официально-властные, а остальные нуждаются в санкционировании, чтобы рассматриваться в качестве источника права в формальном смысле.

1) Один из видов государственного санкционирования – по умолчанию. Государство в принципе не препятствует тому, чтобы стороны регулировали те или иные отношения с помощью договора. Функционирует до тех пор, пока не возникает споров, за разрешением которых люди обращаются в государственные органы. Тут возникает проблема: признает ли суд ваши права и обязанности в качестве юридических прав и обязанностей, и ваш источник в качестве источника в формальном смысле.

Ещё способы санкционирования (способы официально-властного санкционирования не официально-властных юридических текстов):

2) указание в законе на то, что эти отношения могут регулироваться текстами, не являющимися официально-властными. (Напр.
Размещено на реф.рф
работами Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана и Модестина, а также тех юристов, на которых они ссылались – закон о цитировании, 426 ᴦ., Рим). Прямое указание на то, что определœенные тексты признаются судами источником права наравне с государственно-властными актами.

От этого санкционирования нужно отличать фактическое воспроизведение в законе положений обычаев или договоров: тут действует закон.

3) Путём признания и защиты судом субъективных прав и обязанностей, вытекающих из тех или иных официальных или иных неофициальных юридических текстов (обычаев, договоров). НО: отсутствует положение, уполномочивающее ссылаться на Блэкстона, однако в суде всё равно на него ссылаются.

Триединая форма реализации права (правоотношение – правосознание – юридический текст) признаётся правом тогда, когда в нём выражается правовое содержание, то есть соответствие принципу формального равенства. Этим отличается это восприятие формы проявления права в либертарной концепции правопонимания от социологического позитивизма, где любой текст, любое содержание образуют правила поведения независимо от характера этих правил.

referatwork.ru

1. Полномочия и их виды

ТЕМА___. ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ

Основные вопросы темы:

1. Полномочия и их виды

2. Должностные права и обязанности руководителей

3. Делегирование полномочий

Каждый элемент структуры управления организацией (подразделе­ние или отдельная должность) является носителем определенных управленческих полномочий.

Полномочия представляют собой ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные управленческие действия в организации.

Полномочия предоставляются должности, а не лицу, ее занимающему в данный момент. В случае если человек меняет должность, то он теряет полномочия старой должности и получает полномочия но­вой. Однако полномочия не могут быть реализованы должностью, ес­ли ее не занимает человек, поэтому принято говорить о предоставле­нии полномочий конкретному лицу

Согласно определению полномочия являются ограниченным пра­вом использовать ресурсы и управлять людьми. Масштабы полномо­чий, концентрируемых на том или ином уровне управления, определя­ются рядом факторов. Прежде всего, это — сложность, важность и разнообразие решаемых проблем. Чем их больше, тем значительнее должны быть полномочия соответственного уровня. На масштаб пол­номочий действует глубина разделения труда и ритмичность производ­ственных процессов; первая — упрощает отдельные операции, а вто­рая — приводит к большей стандартизации деятельности в целом. По­требность в значительных полномочиях уменьшается по мере сниже­ния сложности.

Не требуется больших полномочий и в условиях развитой систе­мы коммуникаций, позволяющей при необходимости связаться с руководителем и получить необходимые указания.

Во многом полномочия определяются личными особенностями руководителей и исполнителей, прежде всего опытом, знаниями и уровнем квалификации.

Наконец, полномочия зависят от морально-психологического климата в организации. Если он благоприятен, исполнителям могут быть предоставлены значительные полномочия, которыми они не будут злоупотреблять по отношению друг к другу, и наоборот, неблагополуч­ные коллективы должны быть под более жестким контролем руко­водства.

В количественном отношении масштабы полномочий характеризу­ются величиной ресурсов, которыми данный уровень управления мо­жет распоряжаться самостоятельно, а также числом лиц, прямо или косвенно обязанных выполнять принятые решения.

Пределы полномочий в организации определяются установленны­ми правилами, должностными инструкциями, изложенными в пись­менном виде, но некоторые полномочия могут передаваться подчинен­ному и в устной форме. Расширение пределов полномочий происходит обычно либо по горизонтали, либо по вертикали в направлении более высоких уровней. Например: работники одного коллектива, не полу­чив на то распоряжение начальника, помогают друг другу с целью за­вершить задание в срок; заместитель руководителя принимает реше­ние, не терпящее отлагательства, за своего начальника, не имея соот­ветствующих полномочий. Следовательно, превышение полномочий может быть оправдано только в том случае, когда это необходимо для выполнения задач.

Большая часть полномочий руководителя определяется традициями не только данной организации, но и общества, в котором она функцио­нирует. Люди подчиняются приказам руководителя частично из-за того, что так принято. Все привыкли к тому, что в коллективе есть чело­век или люди, которые приняли на себя функцию распределения пол­номочий между исполнителями и несут за это ответственность.

Руководители не могут требовать выполнения обязанностей, противоречащих законам или культурным традициям, по крайней мере, на длительный срок. Это важное ограничение, но именно с ним часто сталкиваются организации при выполнении планов. Например, предприятие бывает вынуждено отказаться от прибыльной деятельности из-за того, что ее проведение связано с необходимостью нарушения закона или отклонением от норм общепринятого поведения. Однако на практике ограничения, налагаемые на полномочия, часто нарушаются.

Не следует путать два понятия «полномочия» и «власть». Если полномочия представляют собой ограниченное должностью право использовать ресурсы, то власть является реальной способностью руководителя действовать или влиять на сложившуюся ситуацию. Следовательно, можно рассматривать как минимум две ситуации.

  1. У работника есть власть, но нет полномочий. В этом случае от порядочности и компетентности специалиста зависит, как он использу­ет ситуацию — с пользой для организации (подразделения) или для се­бя лично.

  2. У специалиста есть полномочия, но нет реальной власти. Это может негативно сказаться на общей эффективности деятельности организации, например, если исполнители будут саботировать приказы руководителя.

Таким образом, полномочия определяют, что лицо, занимающее должность, имеет право делать, а власть — что он может делать на практике, т. е. в действительности.

Ограниченность полномочий является результатом существования в организации многоуровневой системы управления. Это вызывает необходимость рассмотрения отношений между уровнями полномочий, которые проявляются в виде двух общих типов. Они обозначаются как линейные и аппаратные (штабные) полномочия, причем оба типа мо­гут применяться в различных формах.

Линейные полномочия. Они передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее по цепочке к другим подчиненным. Линейные полномочия дают руководителю узаконенную власть для управления своими подчиненными. Руководитель, обладающий линей­ными полномочиями, имеет также право принимать решения и дейст­вовать в определенных вопросах без согласования с другими руково­дителями в тех пределах, которые установлены законом, организацией, традициями или обычаями. Например, директор имеет право прини­мать решения по вопросам приема на работу, установления размера должностного оклада, приобретения некоторых видов товаров для организации и другим в рамках всей организации; руководитель подразделения может решать аналогичные вопросы только в рамках своего подразделения и объема выделенных ему материальных и финансовых ресурсов.

Последовательная цепочка возникающих линейных полномочий создает иерархию уровней управления. Поскольку полномочия распоряжаться людьми обычно передаются сверху вниз, то процесс создания иерархии называется скалярным (от лат. scalaris — лестничный, ступенчатый). Для такой организации характерно управление посред­ством цепи команд. Наиболее наглядный пример цепи команд — это иерархия военных организаций. При большой длине цепи команд на­блюдается существенное замедление скорости обмена информацией, что сказывается на эффективности принятия оперативных решений. Следовательно, длина цепи команд и обязанности, распределенные ме­жду должностями в ней, должны соответствовать определенной ситуа­ции и задачам, стоящим перед организацией. Но существуют два поня­тия, которые должны всегда учитываться при формировании взаимоот­ношений в организации: принцип единоначалия и необходимость огра­ничения нормы управляемости.

Согласно принципу единоначалия работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать перед ним. В организа­ции, которая придерживается этого принципа, все формальные взаимо­отношения должны направляться по цепи команд. Лицо, у которого возникла какая-либо проблема, не может обратиться через голову сво­его непосредственного начальника к руководителю высшего уровня по данному вопросу. Также и руководитель высшего уровня не может дать задание или приказ исполнителям низшего уровня, минуя непосредственных руководителей. На протяжении столетий принцип единоначалия подтвердил свою ценность, прежде всего в качестве координирующего механизма.

Норма управляемости — это количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю.

На норму управляемости оказывают влияние такие факторы, как: квалификация персонала, размещение сотрудников в помещении, на­личие помощников, заместителей и секретаря, а также характер руко­водителя и т. п.

В процессе организации деятельности многие линейные руководите­ли сталкиваются с целым рядом проблем, которые они не могут разре­шить из-за недостатка специальной квалификации и знаний (например, в области права, новейших технологий и т. п.), т. е. линейные полномо­чия не могут обеспечить потребности организации в комплексном подходе к управлению. Возникает необходимость создания административ­ного аппарата, своеобразного «штаба», наделенного специфическими функциями и полномочиями при подготовке решений.

Аппаратные (штабные) полномочия. Данные полномочия помо­гают организациям использовать специалистов без нарушения принци­па единоначалия для решения задач консультативного или обслужи­вающего характера в рамках деятельности, направленной на достиже­ние поставленных целей.

В идеале штабной персонал должен быть минимальным, но увели­чение размеров фирмы, разнообразия продукции, числа покупателей и поставщиков ведет к росту количества связей и объема необходимой информации, масштабов аналитической работы. В этих условиях штаб стремительно увеличивается, зачастую это происходит быстрее, чем развитие фирмы в целом, что является источником опасности бюрократизации системы управления.

Штабной аппарат весьма неоднороден, причем не только профессионально, но и функционально. Часть его составляют специалисты, при­глашаемые на временной или постоянной основе для консультирования линейных руководителей по тем или иным узким проблемам. Другую часть составляет обслуживающий персонал: отдел кадров, машбюро и т. п. Особое место занимает так называемый личный персонал, хотя он является по существу разновидностью обслуживающего: секретари, ре­ференты, помощники. Личный аппарат создается при руководителях высшего ранга и предназначен для повседневной помощи.

Основные виды штабных полномочий делятся на рекомендатель­ные, координационные, контрольно-отчетные, согласительные.

Суть распорядительных полномочий состоит в том, что их облада­тели имеют право принимать решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Эти решения обычно предписывают методы работы, иными словами, то, как действовать, чтобы достичь целей.

Для сохранения единства управления, или единоначалия, которое обеспечивается подчинением исполнителей только одному линейному руководителю, содержание и объем функциональных полномочий строго регламентируются. Например, компетенция функционального руководителя распространяется только на один уровень вниз. Обычно такими полномочиями располагают главные специалисты организации (главный бухгалтер, главный инженер, главный энергетик и др.) и ру­ководители соответствующих служб (плановой, маркетинговой и др.).

Рекомендательные полномочия заключаются в том, что их облада­тели при необходимости могут давать советы нуждающимся в них ру­ководителям или исполнителям, каким образом лучше всего решить тот или иной узкопрофессиональный вопрос. Но в отличие от предыду­щего случая принимаемые решения не являются обязательными для исполнения и не носят инициативного характера. Линейные руководи­тели могут по своему выбору решить проблему, даже не поставив ап­парат в известность. Более того, они вправе решать, обратиться ли им за помощью или советом. Рекомендательными полномочиями облада­ют различного рода специалисты, референты, консультанты и т. п.

Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках провер­ку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления обязательной информации, осуществлять ее анализ и направлять полученные результаты вместе с собственными выводами в соответствующие инстанции. Например, контрольно-ревизионные управления в министерствах могут проводить проверку деятельности в подведомственных организациях.

Координационные полномочия связаны с выработкой и принятием совместных решений. Лицо, или подразделение, которое наделяется данными полномочиями, имеет право от имени высшего руководства согласовывать деятельность отдельных субъектов управленческой структуры и направлять ее в русло, соответствующее целям организа­ции. Координационными полномочиями обладают различного рода ко­митеты и комиссии, создаваемые на временной или постоянной основе для решения сложных или спорных проблем. Например, работа комис­сии по трудовым спорам и др.

Своеобразным барьером для принятия ошибочных решений и систе­мой, уравновешивающей власть линейных руководителей, выступают параллельные полномочия. Являясь одним из видов координационных полномочий, они применяются в компаниях чаще всего для контроля финансовых расходов, для чего требуются две подписи (директора и главного бухгалтера), например, в случае всех крупных покупок.

Согласительные полномочия состоят в том, что их обладатель в обязательном порядке высказывает в пределах компетенции свое отношение к решениям, принимаемым в рамках линейных или функциональных полномочий.

Согласительные полномочия могут быть предостерегающими или блокирующими. Первыми располагает, например, юрист, который про­веряет соответствие решений руководства действующим правовым нормам, указывает на содержащиеся в них ошибки и нарушения и предлагает их исправить. В то же время руководитель может не при­нять во внимание мнение юриста, беря на себя всю полноту ответст­венности за возможные негативные последствия.

Блокирующими, или параллельными, полномочиями обладает глав­ный бухгалтер. Без его согласия, оформляемого в виде личной подпи­си, вообще не может быть принято решение, реализация которого свя­зана с расходованием денежных средств.

Между штабными и линейными руководителями складываются довольно непростые отношения. Штабные специалисты, как правило, ху­же знают практику и иногда дают оторванные от жизни рекомендации. Это вызывает недовольство линейных руководителей и может приво­дить к конфликтам. Чтобы избежать этого, «штабникам» делегируют полномочия, которые распространяются только на один «этаж» вниз, и их сфера четко ограничивается вопросами «как?», «когда?» и реже «где?», «что?» и «кто?» должен делать.

Четкое распределение обязанностей внутри фирмы между линей­ными и штабными видами деятельности предусматривается организа­ционной структурой управления, т. е. официально оформленной систе­мой отношений между ее подразделениями и должностями, сформиро­вавшейся в процессе делегирования полномочий.

Управленческие полномочия неотделимы от ответственности, т. е. необходимости отдавать отчет за принятые решения, активные дейст­вия и их последствия. При этом полномочия должны быть соразмерны, ответственности и не должны быть бо’льшими, чем это необходимо для решения задач. Приняв полномочия, подчиненные несут персо­нальную ответственность перед руководством за их использование. Ру­ководство в свою очередь единолично отвечает перед высшими ин­станциями за все, что делают его подчиненные, и не имеет права, даже делегировав полномочия, от этой ответственности устраниться.

Различают два вида ответственности: общую и функциональную.

Общая ответственность имеет своим объектом создание условий, необходимых для осуществления управленческой деятельности, напри­мер, подбор кадров, подготовка документов и др. Такую ответствен­ность обычно несет руководитель.

Функциональная ответственность связана с выполнением конкретной работы, задания и лежит на исполнителе.

Управленческие полномочия и ответственность должны соответствовать друг другу, иначе могут возникнуть самые неблагоприятные последствия для организации и ее персонала. Так, в случае превыше­ния полномочий по сравнению с ответственностью открывается свобо­да для административного произвола, поскольку многие действия ру­ководителей могут остаться безнаказанными. Обратная же ситуация приводит к параличу активной деятельности, так как люди будут опа­саться сделать лишний шаг из-за боязни неблагоприятных для себя последствий.

Соответствие полномочий и ответственности в каждом звене управленческой структуры является одним из важнейших условий ее нормального функционирования.

studfiles.net

полномочия — это… Что такое полномочия?

  • Полномочия — трудового коллектива государственного или муниципального предприятия осуществляются общим собранием (конференцией) и его выборным органом советом трудового коллектива. Словарь финансовых терминов. Полномочия Полномочия юридический документ,… …   Финансовый словарь

  • ПОЛНОМОЧИЯ — (authority) Право и/или возможность высказывать предложения, предписывать и давать указания, обязательные к выполнению без уговоров, торгов и применения силы. Должностные лица имеют право принимать решения или давать указания в силу данных им… …   Политология. Словарь.

  • полномочия — власти, начальство, администрация; власть, мандат, доверенность, компетенция, права, карт бланш Словарь русских синонимов. полномочия права, власть, компетенция / неограниченные: карт бланш Словарь синонимов русского языка. Практический… …   Словарь синонимов

  • полномочия —     ПОЛНОМОЧИЯ, власть, компетенция     ПОЛНОМОЧНЫЙ, компетентный …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Полномочия — право, предоставляемое одному лицу действовать от имени другого лица для решения определенной задачи на оговоренный срок. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ПОЛНОМОЧИЯ — права юридического или физического лица на совершение хозяйственных операций, а также на представительские функции, зафиксированные законодательно или нотариально. Возможна ситуация передачи, делегирования полномочий, что подтверждает официально… …   Экономический словарь

  • Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий …   Словарь терминов антикризисного управления

  • полномочия — Ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий. [http://tourlib.net/books men/meskon glossary.htm] Тематики менеджмент в целом EN organizational authority …   Справочник технического переводчика

  • ПОЛНОМОЧИЯ — документ, который исходит от компетентного органа Российской Федерации и посредством которого одно лицо или несколько лиц назначаются представлять Российскую Федерацию в целях: ведения переговоров; принятия текста договора или установления его… …   Юридическая энциклопедия

  • полномочия — ий; мн. (ед. полномочие, я; ср.). Права, предоставленные кому л. на совершение чего л. Дать широкие полномочия кому л. Иметь полномочия. Превысить свои полномочия. Сложить с себя полномочия. Наделить кого л. неограниченными полномочиями. Быть… …   Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    понятие, виды, субъекты. Понятие полномочия. Представительство без полномочий. Коммерческое представительство.

    Субъективные гражданские права и обязанности могут осуществляться не самими управомоченными и обязанными лицами, а их представителями (за исключением случаев, когда в силу указаний закона и самой сущности прав и обязанностей они могут осуществляться и исполняться только лично их носителями).

    Причины юридического и фактического порядка.

    К юридическим причинам относятся: неполная и ограниченная дееспособность лиц; признание гражданина по основаниям, предусмотренным законом, недееспособным и т.п.

    К фактическим причинам относятся: болезнь; юридическая неграмотность; нежелание управомоченного или обязанного лица осуществлять лично права и исполнять обязанности; загруженность органа юридического лица; отсутствие у субъекта специальных познаний и т.д.

    При представительстве сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона, акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет или прекращает гражданские права и обязанности представляемого (п. 1 ст. 182 ГК).

    Субъектами представительства являются три лица: представляемый, представитель, третье лицо.

    Представляемый — гражданин либо юридическое лицо, от имени и в интересах которого представитель совершает юридически значимые действия – сделки (граждане и юрлица).

    Представитель — гражданин либо юридическое лицо, наделенные полномочием совершать юридически значимые действия в интересах и от имени представляемого. Должен обладать полной дееспособностью. Частично дееспособные граждане моложе 16 лет могут выполнять функции представителей в силу трудового договора. Члены кооператива также могут быть его представителями с 16 лет (п. 2 ст. 26 ГК). Специальные ограничения для отдельных категорий граждан быть представителями других лиц могут быть предусмотрены только законом. Юридические лица, обладающие специальной правосубъектностью, могут выполнять функции представителей, если это не противоречит целям их деятельности, закрепленным в законе. Так, например, в соответствии со ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности» банки не могут осуществлять торговую деятельность. Вследствие этого банк не может быть представителем другого лица при совершении чисто торговых сделок.

    Третье лицо — гражданин либо юридическое лицо, с которым вследствие действий представителя устанавливаются, изменяются или прекращаются субъективные права и обязанности представляемого. Третьими лицами могут быть все лица, обладающие гражданской правосубъектностью.

    Цель представительства — совершение представителем сделок от имени и в интересах представляемого.

    Представители: посланник, посредник, арбитражный управляющий, временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий, душеприказчик, рукоприкладчик и т.п.

    Не является представителем лицо, чье согласие (разрешение) необходимо для заключения сделки. Такое лицо лишь контролирует разумность и целесообразность сделок.

    ВИДЫ представительства:

    Добровольное представительство

    Договорами, порождающими отношения представительства, являются договоры поручения (гл. 49 ГК РФ) и агентирования (гл. 52 ГК). По ним одна сторона (поверенный в договоре поручения или агент в договоре агентирования) обязуется совершать от имени и за счет другой стороны (доверителя в договоре поручения или принципала в договоре агентирования) определенные юридические действия. Односторонней сделкой, порождающей полномочия представителя, является выдача ему представляемым доверенности.

    Разновидностью добровольного представительства является коммерческое представительство. Оно осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме и содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний — также и доверенности (ст. 184 ГК). Коммерческому представительству присущ особый субъектный состав. Представляемыми по нему могут быть только коммерческие юридические лица и граждане-предприниматели. Для коммерческого представителя сделано исключение из общего правила п. 3 ст. 182 ГК, согласно которому представитель не вправе совершать сделки от имени, представляемого в отношении себя лично либо в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является. Лицо может быть одновременно коммерческим представителем разных сторон в сделке только с их согласия и в случаях, предусмотренных законом. Следует особо подчеркнуть — коммерческий представитель может одновременно представлять разные стороны в сделке, но не имеет права совершать сделки от имени, представляемого в отношении себя лично.

    Обязательное представительство.

    Представительство, возникающее на основе актов уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления, предписывающих субъектам действовать в качестве представителя, также представительство в силу закона. Законными представителями несовершеннолетних детей являются родители, усыновители или опекуны (ст. 28 ГК). Фактов отцовства, материнства (ст. 64 Семейного кодекса РФ), усыновления (п. 1 ст. 137 Семейного кодекса РФ), установления опеки (ст. 32 ГК) достаточно в силу указания закона для возникновения полномочия одного лица быть представителем другого.

    Полномочия представителя — это тот круг прав и обязанностей, которые возлагаются на него. Представитель обязан действовать в пределах предоставленных ему полномочий. Соглашение, заключенное от имени другого лица лицом, не уполномоченным на заключение соглашения или с превышением полномочий, создает, изменяет и прекращает гражданского права и обязанности для лица, которое представляют, только в случае дальнейшего одобрения соглашения этим лицом.

    Представительство без полномочий. Наличие у представителя полномочий — непременное условие всякого представительства. В гражданском обороте встречаются, однако, и такие случаи, когда сделки и иные юридические действия от имени и в интересах одних лиц совершаются другими лицами, не имеющими на это необходимых полномочий. Иногда имеет место так называемое мнимое представительство, когда участники гражданского оборота полагают, что действуют в соответствии с правилами о представительстве, но в действительности представитель соответствующим полномочием не обладает. Примерами такого мнимого представительства могут служить случаи неправильного оформления доверенности, прекращения ее действия в связи с истечением срока, отменой ее представляемым. Случается, что представитель располагает полномочием, однако при его осуществлении выходит за его пределы, например, заключает договор о приобретении для представляемого имущества в гораздо большем количестве, чем ему было поручено.

    Правовые последствия представительства без полномочий. Во всех случаях сделки и иные юридические действия, совершенные одним лицом от имени и в интересах другого, не порождают для последнего соответствующих прав и обязанностей. Вместе с тем деятельность без полномочий или с превышением полномочий не является и совершенно безразличным фактом и при определенных условиях может повлечь за собой возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений. Так, лицо, от имени которого совершена сделка или иное юридическое действие, может восполнить отсутствие или недостаток полномочий путем последующего одобрения совершенной сделки. Такое одобрение должно последовать в пределах нормально необходимого или установленного при совершении сделки срока. По своей юридической природе последующее одобрение сделки является односторонней сделкой, совершенной по усмотрению представляемого.

    Деятельность без полномочий или с превышением их пределов может иметь серьезные юридические последствия для лица, выступавшего в качестве представителя. Если представляемый впоследствии прямо не одобрит данную сделку, она в соответствии с ч. 1 ст. 183 ГК считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица. Именно он будет нести перед контрагентом по данной сделке все обязанности и ответственность за ее неисполнение или ненадлежащее исполнение.

    studfiles.net

    ПОЛНОМОЧИЯ — это… Что такое ПОЛНОМОЧИЯ?

  • Полномочия — трудового коллектива государственного или муниципального предприятия осуществляются общим собранием (конференцией) и его выборным органом советом трудового коллектива. Словарь финансовых терминов. Полномочия Полномочия юридический документ,… …   Финансовый словарь

  • полномочия — власти, начальство, администрация; власть, мандат, доверенность, компетенция, права, карт бланш Словарь русских синонимов. полномочия права, власть, компетенция / неограниченные: карт бланш Словарь синонимов русского языка. Практический… …   Словарь синонимов

  • полномочия —     ПОЛНОМОЧИЯ, власть, компетенция     ПОЛНОМОЧНЫЙ, компетентный …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Полномочия — право, предоставляемое одному лицу действовать от имени другого лица для решения определенной задачи на оговоренный срок. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ПОЛНОМОЧИЯ — права юридического или физического лица на совершение хозяйственных операций, а также на представительские функции, зафиксированные законодательно или нотариально. Возможна ситуация передачи, делегирования полномочий, что подтверждает официально… …   Экономический словарь

  • Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий …   Словарь терминов антикризисного управления

  • полномочия — Ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий. [http://tourlib.net/books men/meskon glossary.htm] Тематики менеджмент в целом EN organizational authority …   Справочник технического переводчика

  • ПОЛНОМОЧИЯ — документ, который исходит от компетентного органа Российской Федерации и посредством которого одно лицо или несколько лиц назначаются представлять Российскую Федерацию в целях: ведения переговоров; принятия текста договора или установления его… …   Юридическая энциклопедия

  • полномочия — сущ., мн., употр. нечасто Морфология: мн. что? полномочия, (нет) чего? полномочий, чему? полномочиям, (вижу) что? полномочия, чем? полномочиями, о чём? о полномочиях Полномочиями называются права на совершение чего либо, официально… …   Толковый словарь Дмитриева

  • полномочия — ий; мн. (ед. полномочие, я; ср.). Права, предоставленные кому л. на совершение чего л. Дать широкие полномочия кому л. Иметь полномочия. Превысить свои полномочия. Сложить с себя полномочия. Наделить кого л. неограниченными полномочиями. Быть… …   Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    Виды полномочий

    В современных условиях никто не в состоянии единолично руководить организацией и решать все возникающие проблемы, даже те, которые непосредственно входят в круг служебных обязанностей. Во-первых, есть физиологические ограничения отдельного человека, во-вторых, отдельные функции и проблемы настолько специфичны, что требуют использования знаний и опыта многих людей. Поэтому, сохраняя за собой выработку стратегии, контроль и общее управление, руководитель делегирует решение других проблем, а также необходимые для этого права и ответственность подчиненным, обладающим знаниями, опытом, заинтересованностью в управлении. Таким образом, происходит расщепление и рациональное перераспределение прав, обязанностей и ответственности между субъектами управления и наделения их соответствующими полномочиями.

    Полномочия — это совокупность официально представленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения и отдавать распоряжения в интересах предприятия.

    По сути, полномочия являются ограниченным правом должностного лица на использование ресурсов и командование людьми. Средством, при помощи которого руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий, является делегирование.

    В теории управления делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Но это не означает, что ответственность, так же как и полномочия, может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. На рабочем столе одного из президентов США Г.С. Трумэна была нанесена гениальная фраза: «Больше ответственность сваливать не на кого».

    В каждом звене управленческой структуры важным условием ее функционирования является соответствие полномочий и ответственности. Превышение полномочий над ответственностью может привести к административному произволу, а обратная ситуация — к параличу управленческой деятельности.

    Нельзя путать полномочия и власть. Власть представляет собой реальную способность влиять на ситуацию. Поэтому можно иметь власть, не обладая полномочиями, и, наоборот, иметь полномочия, не обладая властью. Другими словами, полномочия определяют лицу, занимающему должность, то, что он имеет право делать, а власть определяет, что он действительно может делать.

    Полномочия делегируются должности, а не субъекту, который занимает ее в данный момент. Как говорят, «честь отдается мундиру, а не человеку». Когда субъект меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой, т.е. делегирование невозможно, пока на должности нет человека, и поэтому обычно говорят о делегировании полномочий субъекту.

    В структуре управления полномочия подразделяются на линейные и штабные.

    Линейные полномочия передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Именно линейные полномочия представляют руководителю узаконенную власть и право принимать определенные решения без согласования с другими руководителями. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации.

    Штабные полномочия делегируются аппаратно-штабной деятельности, которая нацелена на обслуживание (разгрузку) руководителей и помощь в выполнении ими функций.

    Каждый элемент управленческой структуры является носителем управленческих полномочий, которые бывают следующих видов: распорядительные, рекомендательные, координационные, согласительные, контрольно-отчетные.

    Распорядительные полномочия дают его обладателям право принимать решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Они бывают линейные, предписывающие распоряжение по иерархической цепочке управленческой структуры, и функциональные, осуществляемые в условиях косвенных связей и предписывающие, как действовать, чтобы достичь цели.

    Рекомендательные полномочия носят характер предложений, советов, рекомендаций. Эти полномочия могут быть предписаны референтам, консультантам и другим субъектам организационной структуры управления.

    Координационные полномочия. Организационная структура базируется на разделении работы по отдельным функциям и частям. Соответствующие подразделения и отделы тем или иным образом связаны между собой для решения общих целей. Процесс такого взаимодействия называют координацией, которая в значительной степени позволяет путем согласованных действий обеспечить достижение поставленных целей. Следовательно, координация — это один из элементов реализации управленческих полномочий через процесс принятия решений.

    Необходимость в координации возникает и внутри любого подразделения. Если координация между подразделениями является прерогативой менеджеров высшего звена, то координация внутри подразделений соотносится с полномочиями их руководителей. Хорошо скоординированное предприятие достигает высокой степени сотрудничества как между подразделениями, так и внутри их с высокой общей культурой, позволяющей преодолевать противоречия и возникающие трудности. Тем не менее проблемы в координации постоянно возникают, и следствием их являются следующие причины:
    Различия в функциональном подходе. Например, в отделе сбыта цели наилучшим образом достигаются при помощи увеличения числа модификаций продукции, в бухгалтерии — посредством контроля за уровнем издержек, в отделе кадров — за счет профессионального подбора и подготовки кадров. Вследствие того, что каждое подразделение имеет свою специальную и ограниченную точку зрения, неизбежно возникают сложности в их координации.

    Различия в сроках выполнения работы. Одни подразделения стремятся выполнить работу быстро (например, эксплуатационные), другие, например исследовательские, работают над проблемой долгие годы, т.е. такого рода различия тоже трудно согласовать.

    Различия в стиле руководства. В одних отделах принят авторитарный стиль управления, в других — более демократичный. Это приводит к нарушению коммуникаций и консультаций между подразделениями, антагонизму, нарушающему совместную работу.

    Различия в сроках контроля служащих. Возникают из-за различия в характере решаемых задач и также влияют на проблемы их интеграции.

    Устаревание структуры. Происходит в связи с изменениями в отдельных ее элементах, что приводит к снижению управленческой координации.

    Основным способом достижения координации является организационная структура. Эта иерархия создается для обеспечения того, чтобы в ключевых вопросах, где работа смежных подразделений нуждается в интеграции, существовал определенный уровень координации. При этом создаются системы коммуникации между управленцами и исполнителями, чьи совместные усилия необходимы для достижения конкретных целей. Часто они формируются в неофициальном порядке и активизируются в случае необходимости.

    Типичным средством достижения координации являются комитеты, рабочие группы и заседания, которые иногда принимают постоянно действующую форму. В отдельных случаях назначаются специальные служащие для поддержания связей и осуществления задач, требующих совместных действий нескольких подразделений.

    Для согласования сроков межотраслевых обязательств по введению конкретных изменений могут назначаться проектные группы.

    Согласительные полномочия состоят в том, что его обладатель в обязательном порядке высказывает свое мнение (в пределах полномочий) о принимаемом решении. Эти полномочия могут нести предостерегающий или блокирующий характер. Первым располагает тот, кто проверяет решение на соответствие с известными нормами (например, юрист). Вторым — тот, без согласия которого не может быть принято решение (например, главный бухгалтер).

    Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей и направлять полученные результаты в вышестоящие инстанции.

    psyera.ru