Понятие назначение и признаки государства – Понятие, признаки, сущность и социальное назначение государства | Теория государства и права вики

10. Понятие и признаки государства.

В широком смысле
государство-это
общество организованное определенным
образом. Для такого общества характерны
3 признака: 1- определенная территория,
2-население (народ), 3-публичная власть.
В таком понимании понятие «государство»
совпадает с понятиями «общество» и
«страна»

В узком смысле
государство
– это организованная определенным
образом публичная власть.

Признаки государства:

  1. представляет
    собой систему, то есть целостность,
    имеющую свой состав и свою структуру
    и ориентированную на решение определенных
    задач.

  2. представляет
    собой политическую организацию.

  3. Государство –
    это территориальная организация.

  4. Государство-
    суверенная организация. Суверенитет
    государства представляет собой единство
    двух сторон:

а) независимости
государства вовне;

б) верховенства
государства внутри страны.

Суверенитет
народа

его полновластие, или верховенство, в
решении коренных вопросов организации
своей жизни – общественного и
государственного строя, основных
направлений развития экономики и
политики и т.п.

Суверенитет
нации

полновластие нации, ее возможность и
способность определять характер своей
жизни, осуществлять свое право на
самоопределение вплоть до отделения и
образования самостоятельного государства.

  1. Государство-
    организация, обладающая публичной
    властью со специальным аппаратом
    управления и принуждения.

  2. признак
    государственной казны

Из суверенитета
государства (верховенства государственной
власти) вытекают и
другие признаки

государства,
отличающие его от иных политических
организаций:

  • государство
    распространяет свою власть на всю
    территорию страны, обозначенную
    государственной границей;

  • государство имеет
    устойчивую юридическую связь с населением
    (в виде подданства или гражданства),
    распространяет на него свою власть и
    обеспечивает защиту как внутри страны,
    так и за ее пределами;

  • только государство
    обладает правом издавать властные
    общеобязательные веления (юридические
    нормы). При этом оно вправе отменить,
    признать ничтожным любое проявление
    всякой другой общественной власти;

  • только государство
    обладает монополией на легальное
    применение силы (в том числе и физического
    принуждения) в отношении населения;

у государства
имеются такие средства воздействия,
какими никакая другая политическая
организация не обладает (армия, полиция,
органы безопасности, тюрьмы и т. п.).

Сущность –
сердцевина каждого явления, это то
внутреннее, что скрыто от внешнего
созерцания.

11 Социальное назначение государства. Сущность государства.

Социальное
назначение

и сущность государства находят наиболее
полное выражение в его функциях- Под
функциями
государства

понимаются главные направления его
деятельности по решению важнейших
задач, стоящих перед ним на различных
этапах развития, включая механизм
государственного воздействия на развитие
общественных процессов. Поскольку
государство — категория историческая,
его функции меняются в процессе развития
самого государства — одни возникают,
другие отмирают.

Социальное
назначение государства показывает, что
государство делает в обществе, определяет
роль государства в обществе, определяет
степень вмешательства государства в
жизнь общества. Государство существует,
чтобы обеспечивать нормальное
функционирование общества.

Существует несколько
концепций, объясняющих социальное
назначение и роль государства:

· консервативная,

· либеральная,

· социал-демократическая
и

· коммунистическая
концепция социального назначения
государства.

Все они различаются
в зависимости от степени вмешательства
государства в жизнь общества и расположены
в определенном порядке — по мере
возрастания роли государства от
минимальной (консервативная) до
максимальной (коммунистическую).

Консервативная
концепция

исходит из того, что вмешательство
государства в жизнь общества должно
быть минимальным. Главная задача
государства здесь — обеспечивать
сохранение устоев общества, общественных
отношений. Государство защищает общество
от посягательств, катаклизмов. Когда
возникают социальные потрясения, власть
действует активнее и устраняет их.

Либеральная
концепция

исходит из того, что главная задача
государства — обеспечение прав и свобод
граждан. Проводится идея о минимуме
вмешательства в жизнь людей. Государство
проявляет активность в социальной сфере
(образование, здравоохранение).

Социал-демократическая
концепция
.
Вмешательство государства в жизнь
общества усиливается. Задача государства
— обеспечить определенный уровень
равенства в обществе, достойные условия
существования каждому члену общества.
Власть контролирует уровень доходов
населения (необходим государственный
аппарат).

Коммунистическая
концепция
.
Роль государства в обществе максимальна.
Государство — главное орудие социальных
преобразований, его задача — довести
общество к светлому будущему. Это ведет
к тоталитарному государству.

Социальное
назначение

каждого конкретного государства
определяется множеством факторов. В
современном демократическом государстве
определенная политика государства
зависит от воли избирателей, социальное
назначение такого государства

— обеспечить последовательность в
проведении курса в экономике, в социальной
сфере, во внешней политике. Роль
государства в обществе меняется от воли
народа.

Социальное
назначение государства
раскрывается
в его задачах. В любом случае, независимо
от концепции социального назначения,
государство решает задачи, стоящие
перед обществом.

Задача государства
— это глобальная проблема, стоящая перед
обществом на данном этапе его развития.

Задачи государства
— проблемы, требующие разрешения, они
определяются условиями деятельности
государства и носят объективный характер
(т. к. они предопределены). Любое государство
должно по мере возможностей разрешать
стоящие перед ним задачи.

Задачи государства
на современном этапе:

1. обеспечение
самосохранения общества и государства.

2. обеспечение
безопасности и укрепление государства.

3. государство
содействует социальному, экономическому
и культурному развитию общества

Сущность :
При рассмотрении сущности государства
используют 2 подхода: классовый и
надклассовый.

Классовый подход
наиболее ярко выражен в марксистской
теории:

суть: государство-
орудие классового господства, машина
подавления одного класса другим.

Марксизм связывал
появления государства с расколом
общества на классы, при этом утверждалось,
что с исчезновением классов государство
перестанет быть необходимым.

Надклассовый
подход
нашел
свое выражение в различных немарксистских
теориях, в частности в теории правового
государства, теории элит, теории
плюралистической демократии и т.д.

Таким образом
сущность государство имеет 2 стороны:
классовую с 1 стороны и
надклассовую(общесоциальную) с другой
стороны.

Сущность государство,
прежде всего, выражается в управленческой
природе государства.

Чуть государства-
управленческая деятельность.

studfiles.net

Понятие, признаки и социальное назначение государства. — КиберПедия

Государство — особая суверенная территориальная организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом (включая аппарат принуждения), регулирующая общественные отношения с помощью правовых норм. Не следует путать понятия государства и страны, хотя они во многом сходны, но если страна — территория жизнедеятельности общества, функционирования (юрисдикции) государства, то государство — организация политической власти страны и общества.

Основными, существенными признаками государства являются территориальная организация населения, государственная власть, государственный суверенитет, право и сбор налогов. Эти признаки отличают государство от других организаций в обществе.

1) Территориальная организация населения — государство имеет определенную территорию, власть государства распространяется на население, проживающее на его территории (в отличие от власти в первобытном обществе, где подчинённость людей власти распространялась на членов рода). Территория является пространственной основой государства, она включает суши, недра, водное и воздушное пространство и т.д., без территории государство существовать не может, хотя территория государства может изменяться. Население — человеческое сообщество, проживающее на территории государства (или на иной определённой территории). При этом население и народ — понятия не тождественные, народ — это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.

2) Государственная власть — особая публичная власть, воплощённая в государственных органах. Государственная власть выполняет функции управления и принуждения. Государственная власть осуществляется посредством органов, объединённых в единую систему — государственный аппарат, который наделён государственно-властными полномочиями, то есть правом принимать обязательные для исполнения решения, прибегать к принуждению для реализации её решений. Государственный аппарат включает не только аппарат управления, но и аппарат принуждения (включая армию).

3) Государственный суверенитет — свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и в международных отношениях). Другие организации общества и территориальные образования суверенитетом не обладают.


4) Право — государство осуществляет правотворческую деятельность, обеспечивает действие норм права на всей территории. Вместе с тем деятельность государства и его органов основана на нормах права (по крайней мере в конституционных государствах).

5) Сбор налогов — налоги собираются государством с населения и могут быть взысканы в принудительном порядке. Сбор налогов (а также других обязательных сборов) необходим для обеспечения функционирования государственного аппарата и выполнения задач, осуществления функций государства.

С сущностью государства тесно связано такое понятие, как социальное назначение государства. Нередко их даже отождествляют, хотя они имеют несомненные различия.

Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чем состоит полезность государства для общества.

Как справедливо указывается в юридической литературе, «государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом» (проф. В.И. Червонюк). Это организация всего общества, его институт, обслуживающий интересы общества и призванный действовать во имя всеобщего блага.

Отсюда вытекает, что главное предназначение государства – служить обществу. В этих целях государство должно:

1) устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;

2) обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса;

3) обеспечить безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;

4) защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, 52


заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т. е. быть социальным;

5) выступать интегрирующей общество силой, т. е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения, т. е. быть, по словам И.А. Ильина, «духовной общиной». В идеале назначение государства – служить человеку, создавать необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек – высшая из всех ценностей мира. В действительности отношения между государством и человеком противоречивы, между ними на протяжении истории человечества создавались отношения отчуждения. Поэтому заставить государство служить человеку – непростая задача.

Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.

Попытки определить социальное назначение государства предпринимались в разные исторические эпохи. Как считали Платон и Аристотель, социальным назначением любого государства является утверждение нравственности. Этот взгляд позднее поддержал и Гегель (1770–1831). По мнению сторонников договорной теории возникновения государства, его назначение – добиваться общего блага (Г. Гроций). Т. Гоббс полагал, что назначение государства – поддерживать общую безопасность, по утверждению Ж.Ж. Руссо – общую свободу. Ф. Лассаль (1824–1864) главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека. Марксистская теория, напротив, исходила из того, что основное назначение государства – узаконивать угнетение одного класса другим, для чего создавался аппарат принуждения и насилия. А первоосновой всего признавались интересы господствующего класса.

Современные взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. В обществе постепенно утверждаются такие ценности, как демократизм, равенство и справедливость, свобода личности, гуманизм. Все это способствует тому, что государство должно действовать в интересах всего общества. Но на социальное назначение государства могут влиять и субъективные факторы, например, кто стоит у власти, как изменяется общественная жизнь под влиянием проводимой политики и др.

С изменением условий развития общества меняются и воззрения на назначение государства. Однако изменяются не только воззрения, но и само назначение государства. Какие же изменения претерпело социальное назначение современного государства?

Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство, во-первых, все больше превращается в орган преодоления социальных противоречий. В этих целях проводится координация интересов различных групп населения, принимаются на государственном уровне такие решения, которые поддерживаются всеми слоями общества. Во-вторых, в деятельности государства происходит ориентация на общедемократические институты и принципы, например принцип разделения властей, верховенство закона, гласность, высокая роль правосудия и др. В-третьих, изменяется роль государства на международной арене: во внешней политике серьезное внимание уделяется взаимным уступкам, компромиссам, разумной договоренности с другими государствами.

Все это дает основание характеризовать современное государство как инструмент социального компромисса по содержанию и как правовое по форме.

cyberpedia.su

Понятие, признаки и социальное назначение государства



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Попытки дать определение понятия государства предпринимались неоднократно, начиная еще со времен Античности. Однако сам термин «государство» в его совр понимании вошел в обиход лишь в XVI в., до этого говорили о полисе, стране, республике, империи, но не о государстве. Известный итальянский политик, философ Н.Макиавелли (1527 — 1569 гг.) первый применил термин «stato» для обозначения политически организованного общества.

Вместе с тем, до настоящего времени отсутствует единый, признаваемый всеми, подход к пониманию государства. Во многом это обусловлено объектив причинами – сложностью и истор изменч самого гос-ва. Кроме того, различные исследователи неодинаково воспринимают одни и те же гос-правовые явления, анализируют самые разнообр ха-ки гос-ва. Отсюда и невозмож-ть сформул-ть универсальное понятие государства. В этой связи на протяжении уже довольно длит времени общепринятым является определение гос-ва через перечисление и характеристику его признаков.

Все гос-ва, независимо от индивид особенностей, обладают рядом черт, кот позволяют отличить их от догос и негос форм организации общества. К таким признакам относятся:

1) Наличие публичной полит власти, выделенной из общества и обладающей особым аппаратом управления и принуждения.

2) Наличие гос суверенитета – верховенство гос власти внутри страны и ее незав-ть во взаимоотн с др гос-вами.

3) Территор организация населения – гос власть осущ-ся в пределах границ государства по территор, а не кровно-родственному или иному признаку.

4) Неразрывная связь государства с правом, общеобяз характер актов государства. Признаком государства является не право как таковое, а их взаимосвязь и взаимообусловл.

5) Наличие системы налогов и гос казны. Существование налогов, с одной стороны, возможно лишь в условиях государства, поскольку присваивающая экономика не создает прибавочного продукта. С другой стороны – потребность в подобных средствах возникает с появлением спец аппарата управления, которого первобытное общество не знало, и на содержание которого они направлялись. В настоящее время средства гос казны необходимы также для обеспечения всех направлений его разнообр деятельности.

Кроме названных, выделяют также доп признаки государства: гос символы (герб, флаг, гимн), памятные даты, атрибуты, единый язык общения, наличие армии и т.д.

С учетом изложенного, можно сформулировать следующее определение государства. Государство – особая форма организации политич власти в обществе, облад суверенитетом, осущ с помощью спец аппарата в пределах своей территор упр-е обществом.

Определить сущность явления — значит выявить то главное, глубинное в нем, что определяет его существование. В государстве главным является власть. В связи с этим для понимания сущности государства важно учитывать, с одной стороны, принадлежность политической власти в государстве (формальная сторона), а с другой – интересы, которым служит данная организация (содержательная сторона). Сущность гос-ва – главное, основное качество гос-ва, определяющее его содержание, цели и функции

Можно выделить классовый, общечеловеч, религиоз, нац, расовый подходы к сущности государства. Долгое время в отеч науке господствовал классовый подход к пониманию государства. Однако современная наука исходит из многоаспектности сущности государства. Она не сводится только к классовым и общесоц началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Соц назначение государства хар-ет его предназначение в обществе. Оно, в свою очередь, во многом предопределяется сущностью государства. Другими словами, какова сущность, таковы цели, которые ставит перед собой государство. В идеале государство должно служить обществу, индивидам. Однако в действительности история знает периоды конфликтов и противостояний между обществом и государством.

Такая категория, как соц назначение государства претерпевает постоянное изменение. В настоящее время у государств появляются новые направления деятельности, совершенно не характерные для государств предыдущих периодов. Соц назначение совр государств состоит в разнообра, широкой деят-ти, направленной на решение задач, вытекающих из необх-ти обеспечения нормал, бесконфликтного сущ-я и прогрессивного развития общества.


megapredmet.ru

Понятие и признаки государства. Сущность и социальное назначение государства

Попытки дать определение понятия государства предпринимались неоднократно, начиная еще со времен Античности. Однако сам термин «государство» в его современном понимании вошел в обиход лишь в XVI в., до этого говорили о полисе, стране, республике, империи, но не о государстве. Известный итальянский политик, философ Никколо Макиавелли (1527 — 1569 гг.) первый применил термин «stato» для обозначения политически организованного общества.

Вместе с тем, до настоящего времени отсутствует единый, признаваемый всеми, подход к пониманию государства. Во многом это обусловлено объективными причинами – сложностью и исторической изменчивостью самого государства. Кроме того, различные исследователи неодинаково воспринимают одни и те же государственно-правовые явления, анализируют самые разнообразные характеристики государства. Отсюда и невозможность сформулировать универсальное понятие государства. В этой связи на протяжении уже довольно длительного времени общепринятым является определение государства через перечисление и характеристику его признаков.

Все государства, независимо от индивидуальных особенностей, обладают рядом черт, которые позволяют отличить их от догосударственных и негосударственных форм организации общества. К таким признакам относятся:

1)Наличие публичной политической власти, выделенной из общества и обладающей особым аппаратом управления и принуждения.

2) Наличие государственного суверенитета
– верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

3) Территориальная организация населения – государственная власть осуществляется в пределах границ государства по территориальному, а не кровно-родственному или иному признаку.

4) Неразрывная связь государства с правом, общеобязательный характер актов государства. Признаком государства является не право как таковое, а их взаимосвязь и взаимообусловленность.

5) Наличие системы налогов и государственной казны. Существование налогов, с одной стороны, возможно лишь в условиях государства, поскольку присваивающая экономика не создает прибавочного продукта. С другой стороны – потребность в подобных средствах возникает с появлением специального аппарата управления, которого первобытное общество не знало, и на содержание которого они направлялись. В настоящее время средства государственной казны необходимы также для обеспечения всех направлений его разнообразной деятельности.

Кроме названных, выделяют также дополнительные признаки государства: государственные символы (герб, флаг, гимн), памятные даты, атрибуты, единый язык общения, наличие армии и т.д.

С учетом изложенного, можно сформулировать следующее определение государства.

Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, осуществляющая с помощью специального аппарата в пределах своей территории управление обществом.

Определить сущность
явления — значит выявить то главное, глубинное в нем, что определяет его существование. В государстве главным является власть. В связи с этим для понимания сущности государства важно учитывать, с одной стороны, принадлежность политической власти в государстве (формальная сторона), а с другой – интересы, которым служит данная организация (содержательная сторона).

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что феодальное и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем, очевидно, что это не так. Главное в сущности государства — его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы, прежде всего, данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства. Долгое время в отечественной науке господствовал классовый подход к пониманию государства. Однако современная наука исходит из многоаспектности сущности государства. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Социальное назначение государства характеризует его предназначение в обществе. Оно, в свою очередь, во многом предопределяется сущностью государства. Другими словами, какова сущность, таковы цели, которые ставит перед собой государство. В идеале государство должно служить обществу, индивидам. Однако в действительности история знает периоды конфликтов и противостояний между обществом и государством.

Такая категория, как социальное назначение государства претерпевает постоянное изменение. В настоящее время у государств появляются новые направления деятельности, совершенно не характерные для государств предыдущих периодов. Социальное назначение современных государств состоит в разнообразной, широкой деятельности, направленной на решение задач, вытекающих из необходимости обеспечения нормального, бесконфликтного существования и прогрессивного развития общества.

students-library.com

Понятие, признаки, сущность и социальное назначение государства — Мегаобучалка

Государство – это суверенная организация публичной политической власти, обладающая аппаратом управления, действующая на определенной территории и использующая в своей деятельности право и специальный аппарат принуждения.

Государство — сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение законности и правопорядка, безопасности граждан и общества).

Государство как одна из форм политико-юридической организации общественной жизни характеризуется следующими основными признаками:

1. Народ (население). Государство — есть союз людей, организованный на началах права на единой территории. Но не всякий союз людей образует государство. Этот союз людей, прежде всего, должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всех граждан государства является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка. Государственный союз основан на началах права.

2. Постоянным признаком государства является наличие определенной территории, т.е. территориальная организация гос.власти. Территориальная организация государства означает, что его власть распространяется на определенную территорию, которая находится под юрисдикцией государства. Население, проживающее на территории государства, становится гражданами данного государства или подданными. Юридически только граждане входят в состав государства и обладают всеми гражданскими и политическими правами (правом избирать и быть избранными в представительные органы гос.власти, занимать должности в органах гос.власти, осуществлять определенные виды деятельности и т.д.). Государство обязуется обеспечивать граждан всеми правами и свободами как внутри страны, так и за ее пределами. Основные права и свободы человека и гражданина должны быть законодательно гарантированы государством.

3. Важнейшим признаком государства является наличие публичной власти, которая учреждается народом и выступает от его имени. Публичная (государственная) власть предполагает особую группу людей (управленцев), призванных осуществлять задачи и функции государства.

Публичная власть — т.е. органы, издающие от имени государства законы и нормативно-правовые акты, обладающие особым аппаратом управления и гос. принуждения.

4. Суверенитет, т.е. верховенство гос.власти на своей территории (внутрен.суверенитет) и ее независимость в международной сфере (внешн.суверенитет).

Верховенство гос.власти внутри страны означает:

— распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов гос.власти для других субъектов правоотношений;

— только установленные государством правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий;

— возможность применения мер гос. принуждения в случае совершения противоправных деяний.

5. Гос. аппарат – это система органов, учреждений и организаций, осуществляющих в обществе гос.власть, гос. управление. Структура гос.аппарата определяется функциями государства и зависит от тех конкретных задач, которые призвано решать государство в конкретно-историческую эпоху. Гос.аппарат включает гос.органы, осуществляющие регулятивные (управление делами общества), правоохранительные (поддержание порядка в обществе) и внешнеполитические (развитие отношений с др.государствами) функции.

6. Система права. Государство — это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы — юридически оформляет гос.власть, и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм.

7. В распоряжении государства имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную целостность.

8. Налоговая и финансовая системы. Государство устанавливает систему налогов и сборов для формирования гос. бюджета. Затем оно распределяет эти средства на различные общественные нужды, в том числе на содержание гос. аппарата, который занят только управленческой деятельностью, а также на содержание социально не защищенных слоев населения.

Назначение и сущность государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). Поскольку государство представляет собой территориальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов гос.власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства. Природа гос.власти — в охране прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении гражданского мира и согласия.

Социальное назначение государства заключается в том, что это такая организация политической власти, призванная представлять общие интересы населения. Деятельность государства направлена на решение общесоциальных проблем. Управляя делами общества, государство стремится к стабильности и гармоническому развитию общества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка

Т.о., социальное назначение государства состоит в следующем:

1) государство решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории.

2) государство является арбитром в разрешении социальных споров (национальных, классовых, религиозных и др.).

megaobuchalka.ru

Понятие и признаки государства. Сущность и социальное назначение государства

Количество просмотров публикации Понятие и признаки государства. Сущность и социальное назначение государства — 604

Попытки дать определœение понятия государства предпринимались неоднократно, начиная еще со времен Античности. При этом сам термин ʼʼгосударствоʼʼ в его современном понимании вошел в обиход лишь в XVI в., до этого говорили о полисе, стране, республике, империи, но не о государстве. Известный итальянский политик, философ Никколо Макиавелли (1527 — 1569 гᴦ.) первый применил термин ʼʼstatoʼʼ для обозначения политически организованного общества.

Вместе с тем, до настоящего времени отсутствует единый, признаваемый всœеми, подход к пониманию государства. Во многом это обусловлено объективными причинами – сложностью и исторической изменчивостью самого государства. Вместе с тем, различные исследователи неодинаково воспринимают одни и те же государственно-правовые явления, анализируют самые разнообразные характеристики государства. Отсюда и невозможность сформулировать универсальное понятие государства. В этой связи на протяжении уже довольно длительного времени общепринятым является определœение государства через перечисление и характеристику его признаков.

Все государства, независимо от индивидуальных особенностей, обладают рядом черт, которые позволяют отличить их от догосударственных и негосударственных форм организации общества. К таким признакам относятся:

1) Наличие публичной политической власти, выделœенной из общества и обладающей особым аппаратом управления и принуждения.

2) Наличие государственного суверенитета – верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

3) Территориальная организация населœения – государственная власть осуществляется в пределах границ государства по территориальному, а не кровно-родственному или иному признаку.

4) Неразрывная связь государства с правом, общеобязательный характер актов государства. Признаком государства является не право как таковое, а их взаимосвязь и взаимообусловленность.

5) Наличие системы налогов и государственной казны. Существование налогов, с одной стороны, возможно лишь в условиях государства, поскольку присваивающая экономика не создает прибавочного продукта. С другой стороны – потребность в подобных средствах возникает с появлением специального аппарата управления, которого первобытное общество не знало, и на содержание которого они направлялись. Сегодня средства государственной казны необходимы также для обеспечения всœех направлений его разнообразной деятельности.

Кроме названных, выделяют также дополнительные признаки государства: государственные символы (герб, флаг, гимн), памятные даты, атрибуты, единый язык общения, наличие армии и т.д.

С учетом изложенного, можно сформулировать следующее определœение государства.

Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, осуществляющая с помощью специального аппарата в пределах своей территории управление обществом.

Определить сущность явления — значит выявить то главное, глубинное в нем, что определяет его существование. В государстве главным является власть. В связи с этим для понимания сущности государства важно учитывать, с одной стороны, принадлежность политической власти в государстве (формальная сторона), а с другой – интересы, которым служит данная организация (содержательная сторона).

В случае если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что феодальное и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем, очевидно, что это не так. Главное в сущности государства — его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы, прежде всœего, данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства. Долгое время в отечественной науке господствовал классовый подход к пониманию государства. При этом современная наука исходит из многоаспектности сущности государства. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. По этой причине в сущности государства исходя из исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Социальное назначение государства характеризует его предназначение в обществе. Оно, в свою очередь, во многом предопределяется сущностью государства. Другими словами, какова сущность, таковы цели, которые ставит перед собой государство. В идеале государство должно служить обществу, индивидам. При этом в действительности история знает периоды конфликтов и противостояний между обществом и государством.

Такая категория, как социальное назначение государства претерпевает постоянное изменение. Сегодня у государств появляются новые направления деятельности, совершенно не характерные для государств предыдущих периодов. Социальное назначение современных государств состоит в разнообразной, широкой деятельности, направленной на решение задач, вытекающих из крайне важно сти обеспечения нормального, бесконфликтного существования и прогрессивного развития общества.

referatwork.ru

Вопрос № 7 «Понятие, признаки и социальное назначение государства»


В широком смысле государство-это общество организованное определенным образом. Для такого общества характерны 3 признака: 1- определенная территория, 2-население (народ), 3-публичная власть. В таком понимании понятие «государство» совпадает с понятиями «общество» и «страна»

В узком смысле государство – это организованная определенным образом публичная власть.

Признаки государства:

  1. представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.
  2. представляет собой политическую организацию.
  3. Государство – это территориальная организация.
  4. Государство- суверенная организация. Суверенитет государства представляет собой единство двух сторон:

а) независимости государства вовне;

б) верховенства государства внутри страны.

Суверенитет народа – его полновластие, или верховенство, в решении коренных вопросов организации своей жизни – общественного и государственного строя, основных направлений развития экономики и политики и т.п.

Суверенитет нации – полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

  1. Государство- организация, обладающая публичной властью со специальным аппаратом управления и принуждения.
  2. признак государственной казны

Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций:

Ø государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей;

Ø государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

Ø только государство обладает правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;


Ø только государство обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения;

Ø у государства имеются такие средства воздействия, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п.).

Ø Социальное назначение и сущность государства находят наиболее полное выражение в его функциях- Под функциями государства понимаются главные направления его деятельности по решению важнейших задач, стоящих перед ним на различных этапах развития, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. Поскольку государство — категория историческая, его функции меняются в процессе развития самого государства — одни возникают, другие отмирают.

Ø Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.

Ø Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:

Ø · консервативная,

Ø · либеральная,

Ø · социал-демократическая и

Ø · коммунистическая концепция социального назначения государства.

Ø Все они различаются в зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества и расположены в определенном порядке — по мере возрастания роли государства от минимальной (консервативная) до максимальной (коммунистическую).

Ø Консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь — обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их.



Ø Либеральная концепция исходит из того, что главная задача государства — обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение).

Ø Социал-демократическая концепция. Вмешательство государства в жизнь общества усиливается. Задача государства — обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат).

Ø Коммунистическая концепция. Роль государства в обществе максимальна. Государство — главное орудие социальных преобразований, его задача — довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству.

Ø Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства — обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.

Ø Социальное назначение государствараскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом.

Ø Задача государства — это глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития.

Ø Задачи государства — проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие перед ним задачи.

Ø Задачи государства на современном этапе:

Ø 1. обеспечение самосохранения общества и государства.

Ø 2. обеспечение безопасности и укрепление государства.

Ø 3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества

Ø 4. государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные).

Вопрос № 8 «Типология государств: формационный, цивилизационный подходы».

Типология государства — это специфическая классификация, призванная отразить логику исторического развития государств, позволяющих объединить их в группы на основе определенных критериев.

Существуют 2 подхода к типологии государства:

Формационный подход

Формационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип государства – это тесно взаимосвязанные черты государства, соответствующие определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом.

Формационный подход выделяет 4 типа государств:

• рабовладельческое — Рабовладельческое государство является первым историческим типом государства, возникшим в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющим собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис рабовладельческого общества составляет полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников производства. Рабовладельческая собственность – это первый вид частной собственности. Рабовладельческое государство – государство, охраняющее, укрепляющее и развивающее собственность рабовладельцев, как орудие классового господства. Рабство, как экономическое и юридическое состояние, имело место на определенных последующих этапах государства, но не было социально- экономической основой в процессе становления этого государства, не являлось результатом разложения первобытнообщинного строя. Произошло перерастание первобытного общества в раннеклассовые государства. Что же касается возникновения рабства на последующих этапах развития государственности в Афинах и Риме, приведшего к их становлению как рабовладельческих городов- государств, то это действительно уникальный процесс.

• феодальноеФеодальное государство — это второй исторический тип государства. Его экономический базис и основу производственных отношений составляет собственность феодалов на землю, как главное средство производства, в эпоху феодализма. Эта собственность сочеталась с собственностью лично зависимых от феодалов крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их труд.

К основным разновидностям феодального типа государства, например в

Европе, формационный подход относит раннефеодальные государства (княжества, герцогства и др.), пришедшие им на смену абсолютистские государства и, наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др.Современные представления о феодальном государстве значительно более глубоки. Например, выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, в том числе обязанность сеньора содержать вассалов, и обязанность вассалов защищать сеньоров.

• буржуазное — Буржуазное государство — это третий исторический тип государства, предусматриваемый данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй.

Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего, ее основу – частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом.

Возникновение такого типа государства означает движение вперед по сравнению со средневековьем. Оно является частью политической надстройки над таким экономическим базисом, который предполагает личную свободу работника, его независимость как личности от капиталиста. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях предыдущих типов государств. На последующих этапах развития капитализма усиливается регулирующая роль государства во всех сферах общественной жизни. На стадии империализма происходит перерастание домонополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм, что означает непосредственное вмешательство государства в процесс капиталистического воспроизводства.

• социалистическое – Согласно формационной теории — это высший и последний исторический тип государства. Это организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная форма экономического и социально- культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Согласно теории, в отличие от вышеперечисленных исторических типов государств, социалистическое государство отличается следующими чертами:

1) Экономическую базу соц. государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система государства. Все перечисленные виды основывались на частной собственности.

2) Социалистическое государство с момента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих.

3) Социалистическое государство имеет более широкую социальную базу, т.к. управляют им трудящиеся.

Исходя из данной теории, социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле т.к. оно не является орудием власти.

Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства членов общества- рабочего класса.

Цивилизационный подход

Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

В развитии цивилизации проходят несколько этапов.

1. Первый этап – это локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство

(древнеегипетская, китайская, западноевропейская, инкская, эгейская и др.).

2. Второй этап – это особенные цивилизации (индийская, китайская, западно- европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

3. Третий этап – это современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации. Цивилизации де6лятся на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.

Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство – более чем государство. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.

Вторичные цивилизации – это западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, буддийская и др. В них проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказывалась уже не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Но и в них, с цивилизационной точки зрения, государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной системе.

Цивилизационный подход выделяет следующие государства:

— древневосточные государства (Египет, Месопотамия)

— древнеафинское государство (как демократическое)

— древнеарийское

— современные государства.



lektsia.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о