Понятие личности в обществознании – . . .

Содержание

В обществознании личность — это субъект, человек, индивид? :: SYL.ru

Как известно, личность — это конкретный человек, который обладает самосознанием. Структура личности заключена в единстве общественно значимых психических связей и социальных, свойств и действий, становление которых протекало в ходе развития индивида и определяло его поведенческие навыки.

Личность можно рассмотреть с точки зрения психологии, социологии, истории и других наук, включая физиологию организма. А как характеризует личность обществознание?

Сложность процесса становления

В обществознании личность — это совокупность социальных свойств человека, индивид, сложившийся под воздействием общества и вписавшийся в систему общественно-социальных связей.

Процесс воспитания личности развивается только в ходе социализации. Он связан с принятием нормативно-ценностной системы, сложившейся в социуме, его социально-общественных функций и развитием самосознания. Базой для формирования личности являются общественно-социальные отношения.

Необходимым для воспитания и становления социального «Я» условием должно стать установление прочных контактов с окружающими людьми, что влечет за собой вовлечение в социальные группы.

Отсутствие этого процесса приводит к социальной изоляции и превращению индивидуума в ферального человека (специалисты называют это состояние «феномен Маугли»). Такие люди не могут быть индивидами и не имеют социально-общественных поведенческих навыков. Не сумев влиться в социум, феральные люди очень скоро умирают. Поэтому и говорят, что в обществознании личность — это индивид, включенный в социальное окружение, которое побуждает биологическое существо через принятие общества стать человеком.

Отличительные черты

Личность – это олицетворение характерных черт некоего общества, которое одновременно является типичным, индивидуальным и социальным. Потому личность должна быть сформирована как индивидуально выраженное явление. Следовательно, термин «личность в обществознании» характеризует человека, который выделяется самостоятельностью в принимаемых решениях, поведении и мышлении, а также самодостаточностью.

Роль в социуме, выполняемая личностью, складывается и имеет смысл и значение только в определенном обществе. Как раз здесь личность является представителем социальной ячейки общества или временного периода в истории. Одновременно с тем личность отличается неповторимостью, так как типичное и общественно-социальное совершается в субъективной, присущей именно ей форме. И, естественно, со счетов нельзя сбрасывать еще одну важную причину исключительно индивидуальных особенностей. Это генный набор, полученный от предков. Он, как известно, уникален сам по себе.

Современная личность характеризуется четырьмя важнейшими качествами: это коммуникабельность, духовность, социальный статус и индивидуальность.

Изучение личности

В обществознании личность — это человек, обладающий социально определенными и субъективно выраженными чертами, такими как воля, интеллект и эмоциональная реактивность.

Психология и философия тоже изучают понятие «личность». Определение в обществознании и других науках подчеркивает прочную связь человека как представителя Homo sapiens и общества. Известны два научных похода к этой связи.

Первый подход

Признает за личностью активного и свободного участника общественных отношений, как субъекта познания оказывающего влияние на изменение мира. При этом личностными считаются качества, определяющие адекватную самооценку особенностей индивида и его образ жизни. Люди в социуме непременно дают оценку личности через сравнение с общепринятыми нормами. И человек сам, обладая разумом, постоянно дает себе оценку. И, естественно, самооценка изменяется, находясь в зависимости от общественно-социальных условий, в которых существует индивид, и его действий в них.

Второй подход

Утверждает, что в обществознании личность — это определенный набор функций или социальных ролей. Человек, действуя в социуме, проявляет себя, отталкиваясь от своих индивидуальных характеристик, и обязательно — от условий общества. Причем в разных обстоятельствах по-разному. Здесь можно проследить, как изменяется роль личности в истории обществознания. Например, при родовом строе семейные взаимоотношения требовали определенных действий, сегодня же отношения в семье коренным образом изменились.

Типизация личности

В науке существует множество методик, предоставляющих возможность дать точное определение принадлежности индивида к определенному типу.

Общепринятая типология личности
ТипОписание
ПолитическийНалицо явное стремление к лидерству и господству, к распределению ролей в обществе, навязыванию поведенческих норм.
ЭкономическийПоведенческая база — прагматическая ориентация. Общаясь в социуме, думает только о возможной пользе.
ЭстетическийЯрко выражена индивидуальность. Предпочитает неролевое общение, любит самовыражаться.
СоциальныйОбщение воспринимает как форму самоотдачи. Считает, что на Земле главное — любовь. Ради нее готов принять любую форму жизнедеятельности.
РелигиозныйСмысл жизни — поддерживать связь с Богом. Это основная социальная роль. Все остальное не имеет значения.

Как можно видеть из таблицы, типологий существует несколько.

www.syl.ru

определение по обществознанию через социальные роли

Мы все стремимся стать личностями. Но какой смысл вкладываем в это понятие? Обществознание как одна из человековедческих наук давно эту проблему рассматривает. И она пришла к некоторым обоснованным выводам. Нас они тоже интересуют.

Итак, в нашей статье мы постараемся понять, что такое личность: определение по обществознанию этого понятия, а также составляющие его. Может, именно этого не хватает нам, чтобы стать полноценными личностями — осознания себя таковыми.

Определяем понятие

В обществознании личность человека рассматривается через социальную структуру, связи человека с культурной и социальной жизнью общества.

Слово «личность» является производным от латинского слова «персона» — человек в маске, выступающий в театре в роли актера. Античные корни слова дают нам понять, что личностью не рождаются люди, а становятся. В настоящее время на основе знаний, предоставленных психологией и обществознанием, мы можем сказать, что личностью становятся, обрастая социально значимыми связями с другими людьми, собственными чертами в этой связке.

Личностью становятся через социализацию — процесс, посредством которого человек после своего рождения входит в общество. Длится он всю жизнь, видоизменяясь, подстраиваясь под обстоятельства динамичного мира.

После этого предисловия к понятию можем сказать, что такое личность. Определение по обществознанию говорит нам следующее: личностью является носитель социально значимых свойств, черт и качеств, субъект социальной деятельности. Каждый из нас рождается человеком, но личностью становится лишь через социализацию.

Подходы к характеристике личности

Как одна из самых обсуждаемых уже много десятилетий проблема, вопрос определения личности рассматривается в науке через два подхода:

  1. Как набор ролей: личностью человек является, проявляя себя в различных ситуациях в разных ролях.
  2. Через сущностные характеристики: такими являются характеристики человека, которые формируют его мировоззрение и самооценку. Индивидуальные личностные характеристики являются важнейшими для человека. Последний же становится активным участником в познании и изменении мира.

Характеристики личности

Современная наука о человеке не прекращает структурировать знания о личности человека. Мы уже рассмотрели, что такое личность (определение по обществознанию) кратко. А какие же характеристики личности сегодня выделяют?

  • Воля — способность человека желать чего-то и делать это, осознавая и полностью беря на себя ответственность.
  • Свобода — идейность, лежащая в основе совершаемых действий.
  • Разум — анализирование совершаемых человеком действий и их последствий.
  • Чувства — особые эмоциональные процессы, происходящие во время совершения сознательных действий.

Совокупность этих черт в человеке и их проявления являются основой для персонализации — становления личности.

В этой теме будет актуально затронуть понятие характера человека. Под характером в обществознании подразумевают те яркие качества человека, которые проявляются в различных жизненных ситуациях.

Характер рассматривается как атрибут личности, но не отождествляется с нею. Он является той движимой силой, которая заставляет совершать определенные действия.

Определение личности — актуальная дискуссия

В философии и психологии определение личности — одна из важнейших и сложнейших проблем. Обществознание дает нам представление о личности кратко и достаточно четко очерчено, исходя из того, что человек — существо социальное.

У различных научных воззрений свое представление о личности. Остается актуальной тема формирования представления о личности, своей собственной и как абстрактного понятия. В школе на уроках обществознания учителям стоит уделять вопросу достаточно времени, чтобы получить от учеников рефлексии — проявление осознания темы.

Уроки, посвященные этой проблеме, могут быть проведены такие, как «Личность: определение» (обществознание, 6 класс). Основы понимания, что такое личность, желательно преподносить в виде обработанного материала и ранее. По мере взросления дискуссиям на тему личности с учениками в школе стоит придавать больше смысловой нагрузки. Так, в урок «Личность: определение» (обществознание, 8 класс) уже можно внести данные о различных концепциях личности.

Заключение

Проблема личности остается актуальной и сегодня. Ее определение берутся давать многие науки, центром изучения которых является человек.

В нашей статье мы рассматривали, что такое личность (определение по обществознанию): субъект социально-культурной деятельности, наделенный особыми чертами и качествами. Важно то, что личностью становятся именно через связи с социумом. Рождаемся же мы все людьми, готовыми к росту и новым открытиям каждый день.

fb.ru

20. Понятие личности. Личность и общество.

Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида. Родившейся человек в течение всей своей жизни социализируется, присваивая социальное – это возможно только в общении, в процессе усвоения культуры. Социализация зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Степень присвоения социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность – это единство общего ,особенного, единичного. Личность формируется под влиянием материальной, социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности.

Типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный (рефлексирующий). Процесс формирования происходит под влиянием окружающей среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся материальные факторы соц-ой среды — это условия труда, быта, предметы обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы. Человек практически не бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о том, что чел-к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой к-ой соц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной самостоятельностью. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью, когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения.

Индивид (атом) – неделимый, единый, — человек как часть коллектива, совокупности рода человеческого.

В настоящее время сущ 2 концепции личности:1) личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и 2) личность как его сущностная характеристика.

Первая коцепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Вторая — Сущностная концепция явл более глубокой. Личность — индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личность — всегда общественно развитый человек. Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Характер означает силу воли. Т.о., личность — мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Каждый чел биологически неповторим. У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь.

Личность и общество Общество — всеобщая безличная сила, подавляющая и разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности трафаретные вкусы, нравы,взгляды… Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное, одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.

studfiles.net

В обществознании личность — это человек, обладающий совокупностью духовных свойств

В обществознании личность – это человек, имеющий определенные общественные свойства. Исходя из определения, можно понять, что данное понятие неразрывно связано с социумом. Давайте разберем его поподробнее.

Как связывает обществознание личность и общество

Во всех различных трактовках понятия «личность» есть общее. Оказывается, главное, с чем она неразрывно связана, – коллектив. То есть в обществознании личность — это человеческий индивид, наделенный системой социально значимых черт. Но можно ли объединить эти понятия?

Отличие от индивида

Индивид – отдельный член общества. Как муравей в муравейнике. Достаточно попасть в переполненный транспорт, как мы увидим десятки индивидов. Другими словами, это понятие, которое применяется для обозначения отдельного человека в социуме, о котором мы не знаем, какие у него особенности, таланты, качества и т. д.

В обществознании личность – это нечто большее, так как данный термин подразумевает и особые свойства человека.

Отличие от индивидуальности

Теперь мы плотнее подобрались к описываемому понятию. Но путать его с понятием индивидуальности не стоит. Последний термин акцентируется на особенностях человека, его неповторимых качествах, которые при этом никак не связаны с социумом.

Чтобы было понятнее, приведем пример. Человек очень хорошо рисует объемные картины карандашом. Его работы уникальны. Никто не может повторить их. Мастер сам не понимает, почему это происходит. У него есть чувство стиля, красоты, которые он не может объяснить. Талантливые творческие люди обычно связывают это с божественным, сверхъестественным даром. Мы, конечно, не будем углубляться в теологию и объяснять это. Именно в таком случае мы имеем дело с индивидуальностью — великолепным мастером.

Про одного можно сказать, что он прекрасно поет, другой — хороший артист и т. д. Все они — яркие индивидуальности. Каждый по-своему. Хорошо рисовать, красиво говорить, быстро решать математические формулы — все это черты, принадлежащие индивидууму.

А в обществознании личность — это общественное, социальное понятие. Это индивид, который наделен определенными качествами, но проявляются они в коллективе. Например, человек всегда отстаивает свои права. Он не привык проигрывать и идет до конца. Все окружающие ему говорят, что это безнадежно. Ничего из задуманного не получится. Но человек уверен. Именно это и является ярким проявлением термина «личность». То есть это черты, которые проявляются в коллективе.

Здесь мы подошли к другому понятию, которое выделяет обществознание, — «сильная личность».

Понятие сильной личности

Предыдущий пример показал, что человек способен идти до конца в определенной ситуации и не бояться бросить вызов системе. Именно в этом выражается в значение определения «сильная личность».

Главное отличие таких людей в том, что у них вырабатываются особые правила поведения в сложных, нестандартных ситуациях, где большинство бы просто сдалось, отступило. Кстати, последнее — это тоже проявление личности, характера. Но сильными таких людей не назовешь.

Сильные личности чаще всего идут в политику, спорт, бизнес. Они, как правило, оказываются на ведущих социальных ролях. И так как в мире всегда существует конкуренция, зависть, злоба, такие люди не боятся, бросая вызов другим.

Отличительные свойства сильной личности

Сильную личность отличает:

  • Готовность к борьбе, к отстаиванию своих прав и интересов.
  • Целеустремленность, желание развиваться и идти только вперед. А при достижении одной цели всегда ставить другую — более высокую.
  • Отсутствие страха перед трудностями, а также иммунитет к неудачам.

Всем этим обладает социальная личность. Обществознание именно с коллективом связывает данное понятие.

Но отнюдь не каждое действие одного человека по отношению к другому раскрывает суть описываемого понятия. Например, столкновение двух мотоциклов. Это тоже происходит в обществе, но владельцы транспортных средств — всего лишь индивиды. При одинаковом ударе один из них оказался более крепким и отделался легким ушибом. Другой получил более серьезную травму. И это отличает их как индивидуальностей.

В обществознании личность — это когда человек своими действиями влияет на другого. Например, один мотоциклист подал в суд при аварии. Именно это характеризует его как личность.

В каждой профессии и социальной роли можно выделить сильных людей. Есть поговорка: «Не место красит человека, а человек место». Это сказано не о внешних данных последнего, а о манере поведения и особых свойствах общественного характера. Думать, переживать, страдать, строить планы, учиться, ставить цели — все это и есть проявления понятия «личность».

Итоги

Таким образом, становятся ясными понятия, которыми оперирует обществознание: человек, личность, индивид, индивидуальность. Все это не одно и то же. У каждого определения есть своя область применения. Казалось бы, каждый одновременно является и личностью, и индивидуальностью. Но тем не менее они четко разграничены. Последнее лишь имеет косвенную связь с обществом, так как индивидуальность напрямую не зависит от социума. Хотя общество и может повлиять на ее развитие. Понятие же личности невозможно без коллектива, общества.

fb.ru

2. Понятия «человек», «индивид», «личность».

Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

«Человек» – это общее, родовое понятие, оно указывает на наличие в мире такой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homosapiens), которая отличается присущим только ей способом жизнедеятельности.

Понятие «индивид» указывает на отдельного, конкретного представителя человеческого рода, с его уникальными биологическими, психическими и социальными характеристиками.

Понятие «личность» подчеркивает социальную сущность индивида, характеризует индивида как продукт общественного развития, результат включенности в систему социальных отношений посредством общения и активной деятельности. Эти факторы проявляются в процессе социализации.Социализация– это процесс усвоения индивидом принятых в обществе образцов поведения, социальных норм и ценностей, процесс формирования социальных качеств, знаний и умений, необходимых для успешной реализации себя в данном обществе. Социализация – это процесс, играющий огромную роль в жизни как отдельной личности, так и общества. От успеха социализации зависит, насколько личность сумеет реализовать себя, свои способности в обществе. Для общества от успеха процесса социализации зависит, сумеет ли новое поколение перенять опыт, умения, ценности, достижения культуры старших поколений, сохранится ли преемственность в развитии общества.

Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего выражения. Неповторимый способ существования в обществе конкретной личности (способность быть самим собой в рамках социальной системы) выражается в понятии «

индивидуальность».

Диалектическая взаимосвязь этих понятий раскрывается через категории общееединичноеособенное. Индивидуальность формируется в процессе диалектического взаимодействия:

1) общечеловеческих признаков(как природных, так и социальных),

2) особенных(в качестве представителя определенного конкретно-исторического этапа развития общества с его специфическими национальными чертами, социально-политическими особенностями, культурными традициями),

3) единичных

(уникальных, присущих только данной личности особенностей телесной организации, психического склада (характер, воля), социальных качеств. Эти особенности обусловлены наследственными чертами, неповторимыми условиями микросреды, в которой личность формируется – семья, друзья, учебный или трудовой коллектив и т.п.–, а также неповторимым индивидуальным опытом).

3. Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека.

Человек представляет собой единство трех элементов: биологического, психического и социального. Биологическоевыражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, биохимических и др. процессах, происходящих в организме. Биологический уровень в структуре человеческой личности подчеркивает ее связь с природным миром. Под

психическимпонимается внутренний мир человека: его сознание и бессознательные процессы, характер, темперамент, переживания, эмоции и т.д.Социальный факторпроявляется в том, что человеческие качества формируются и проявляются только в обществе, как результат социальных отношений. На социальном уровне человек включен в историю человечества, в человеческую культуру.

Ни один из этих аспектов в отдельности не раскрывает сущности человека. Человек выделяется из природного мира как существо, обладающее разумом. Человеческое мышление представляет собой сложно организованный биопсихосоциальный феномен. На биологическом уровне сознание является функцией специального органа – головного мозга. Т.е. психическая деятельность имеет своей основой физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга. В то же время сознание является продуктом общественного развития и вне общества развиваться не может.

Понимание сущности человека как биопсихосоциального единства является основным в философии. В то же время существуют концепции, абсолютизирующие роль биологического, психического либо социального начала в человеке.

Биологизаторские концепции(социалдарвинизм) трактуют человека как преимущественно природно-биологическое существо. Социальные качества здесь рассматриваются как простое усложнение групповых инстинктов животных как способа выживания («в поведении человека нет ничего такого, что не встречалось уже у животных»). Подобной точки зрения придерживался русский мыслитель

Петр Алексеевич Кропоткин. Например, он считал, что в животном мире существует «закон взаимопомощи», который в процессе эволюции трансформируется в такие этические принципы, как чувство долга, справедливости, сострадания, уважения. Широкое распространение назападе получиласоциобиология(наиболее яркий представитель – американский ученый Эд. Уилсон), которая пытается объяснить социальную деятельность человека эволюционно-биологическими и генетическими характеристиками. С точки зрения социобиологии, большинство форм человеческого поведения сложились в результате природной эволюции и свойственны не только человеку, но и животным (защита места обитания, альтруизм и агрессивность, следование определенным нормам сексуального поведения, семейственность и т.д.). Представители социобиологии пытаются с натуралистических позиций решать такие сложные социальные вопросы, как свобода и ответственность личности, равноправие мужчин и женщин, преодоление экологического кризиса и ставят задачу сохранения человека как вида с присущим ему генофондом. В то же время в рамках социобиологии сложился ряд антигуманистических концепций, отстаивающих идею деления рас на «высшие» и «низшие», право бороться с проблемой перенаселения путем «естественного отбора».

Как разновидность биологизаторского подхода можно рассматривать психоанализ З Фрейда (фрейдизм), абсолютизирующий психическое начало. З.Фрейд считал, что мотивы любых человеческих действий, стимулы творческой деятельности находятся в сфере бессознательного. Роль социальных факторов он сводил лишь к системе культурных запретов, которые ограничивают проявление бессознательного.

Социологизаторские концепции абсолютизируют роль социального начала в человеке, утверждают приоритет общественного над индивидуальным. Наиболее ярко такой подход выражен вструктурализме (Т.Парсонс) иролевой теории личности(Дж. Мид). Согласно структурализму, человек является первичным элементом различных сфер и подсистем общества. Сущность общества проявляется как совокупность связей и отношений между этими подсистемами, а человек «растворяется» в обществе. В ролевой теории сущность человека сводится к совокупности выполняемых им социальных ролей. Социальные нормы и ценности – это своеобразный «сценарий», направляющий действия индивидов. Этот подход фиксирует внимание на поведении человека и не позволяет раскрыть его внутренний мир.

Такие трактовки человека не учитывают диалектического единства природного, психического и социального в человеке.

studfiles.net

человек индивид личность определение с точки зрения обществознании

Человек, индивид, личность.

Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность» .

Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж») . У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.) . Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.

Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания) , так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья.

Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др. ) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.

Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры.

otvet.mail.ru

Личность и общество

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – это направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

То, что на первый взгляд представляется «естественными» качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению.

Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. При низком уровне развития отношения личности обусловлены в основном утилитарными, «деляческими», интересами. Высокий уровень характеризуется преобладанием у нее общественно значимых ценностей, ее одухотворенностью.

Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми по-разному. Понять личность – значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами поведения она вооружена.

Будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятельность является в значительной мере автономной.

Особенностью личности является и ее обособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия. Духовность личности выражается в ее сверхсознании, потребности стойкого отвержения всего низменного, беззаветной преданности возвышенным идеалам, обособленности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Но чем примитивнее общество, тем сильнее его тенденция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Человек, говорящий готовыми лозунгами, перестает заботиться о своем личностном самопостроении.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, формирует себя на более широкой социальной базе. В личности может проявляться перспективность социума. Она может олицетворять будущее общество, опережать его современное состояние. Обособление личности означает ее независимость от узких рамок замкнутой группы, является показателем развитости личности.

Развитие личности – формирование системы ее социально положительных качеств – требует определенных общественных предпосылок, социального запроса, нейтрализации факторов, ведущих к отчуждению личности.

В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе «Я-концепции», личностной рефлексии – своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженные уровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое своеобразие его поведения и в конечном итоге – тип личности.

Каждая личность формирует собственную стратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Стратегия жизни – общее направление жизнеутверждения личности. Социально ценная стратегия – высоконравственная самореализация личности, выработка духовно-этнического и духовно-этического стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становится внутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить своими социально осмысленными жизненными перспективами.

При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется лишь текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация его жизнедеятельности, сужаются его духовно-интеллектуальные запросы.

Все существенные деформации личности связаны с ее саморефлексией, дефектами ее самосознания, сдвигами в ее смыслообразовании, с личностным обесцениванием объективно значимых сфер жизнедеятельности.

Важнейшим показателем состояния личности является уровень ее психической саморегуляции, опосредованность ее поведения социально сформированными эталонами.

Личность характеризуется комплексом устойчивых свойств – чувствительностью к внешним воздействиям, устойчивой системой мотивации, установками, интересами, способностью к взаимодействию со средой, нравственными принципами саморегуляции поведения. Все эти особенности личности являются интеграцией генетических, наследственных и социально-культурных факторов.

psyera.ru