Понятие инфраструктура – Инфраструктура — это… Что такое Инфраструктура?

4 Понятие инфраструктуры.

Границы рынка в самом общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и в массе своей представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.

В общепринятом смысле под инфраструктурой понимается совокупность объектов и форм деятельности, играющих вспомогательную роль по отношению к материальному производству и обеспечивающих общие условия нормальной жизнедеятельности общества. В связи с этим принято выделять четыре укрупненных вида инфраструктуры: производственную; транспортную; социальную; рыночную.

Понятие «рыночная инфраструктура» было введено в экономическую теорию всего лишь

15-20 лет назад российскими экономистами в связи с коренными преобразованиями экономических отношений в стране. В исследованиях зарубежных экономистов это понятие не используется. По нашему мнению, это объясняется тем, что потребности в его использовании в теории уже сформировавшихся развитых рыночных отношений и развитой экономики не было. Однако, несмотря на свое короткое существование, понятию рыночной инфраструктуры отводится значительное место в современных монографических исследованиях и учебных пособиях по экономической теории и микроэкономики в нашей стране.

Понятие «инфраструктура» было введено в экономическую литературу в 1955 году американским ученым П. Розенштейн-Розаном, определившим инфраструктуру как комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения. Потребность в понятии «инфраструктура» появилась, вероятно, в связи с необходимостью выделить отличие особого рода деятельности, обслуживающей основное производство, обеспечивающей социальные потребности населения.

Использование понятий «производственная инфраструктура», «социальная инфраструктура» указывает на то, что виды деятельности, составляющие содержание этих понятий, не относятся к основному производству, а предназначены для его обслуживания. В производственную инфраструктуру включают транспорт, связь, материально-техническое обеспечение, энергоснабжение, т.е. виды деятельности, обслуживающие основное производство, сюда же относят и оптовую торговлю. В социальную инфраструктуру включают образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, которые удовлетворяют социальные потребности населения. Сюда же относят и розничную торговлю.

«Несмотря на широкое использование термина «инфраструктура» существуют различные трактовки понятия.

Одни понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.

Рыночная инфраструктура – это весьма сложная экономическая категория. Профессор О.В. Иншаков и доцент Е.Г. Русакова утверждают, что следует отличать инфраструктуру рыночной экономики как исторически обусловленную конкретную форму хозяйства со всеми его сферами, уровнями, отраслями, секторами и сегментами от рыночной инфраструктуры, обслуживающей механизм рынка как способа регулирования производства и потребления через обмен и распределение факторов и продуктов. То, что в первом случае относится к хозяйству в целом, во втором – к механизму его функционирования. Поэтому содержание и формы этих инфраструктур различны, при этом первая включает в себя вторую.

В западной экономической теории, по нашему мнению, не было необходимости выделять особую, рыночную инфраструктуру, так как это предполагает обозначение, во-первых, основных участников рынка, во-вторых, вспомогательных, обслуживающих этих основных участников. С точки зрения западных экономистов, участники рыночных отношений действуют в совершенно равных условиях, по одинаковым правилам, с целью получения доходов путем обмена, и в их деятельности нет различий.

Транзитивная российская экономика, которая из административно-командного состояния преобразовывалась в регулируемое рыночное, потребовала и создания институтов цивилизованного рынка, институтов рыночной саморегуляции. Однако их возрождение и утверждение на российском рынке было и остается сложным, длительным процессом. Именно с целью эффективного управления столь важным процессом в трансфермационной экономике и было введено в экономическую теорию понятие «рыночная инфраструктура».

Академик Г.Л.Журавлева определяет рыночную инфраструктуру как «совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования». Важным достоинством такого определения является подчеркивание обслуживающего, обеспечивающего характера функционирования институтов рыночной инфраструктуры. Но одновременно рыночная инфраструктура трактуется как основание, базис, фундамент рынка, что, на наш взгляд, вводит лишь ненужную иерархию, нерациональное соотношение между участниками рыночных отношений, одни из которых якобы являются основой, базисом для других.

Рынок, как сфера взаимодействия продавцов и покупателей, связанных системой обменных, товарно-денежных отношений, включает в себя как непосредственных производителей и потребителей товаров, так и представителей рыночной инфраструктуры — посредников. С точки зрения участия в товарно-обменных отношениях все участники рынка абсолютно равноправны, никто из них не является основными или вспомогательными для рынка, базисом или не базисом для него. Однако характер участия посредников в рыночных отношениях принципиально иной, чем у непосредственных производителей или потребителей. Их роль на рынке особая — установление эффективных взаимоотношений между участниками рынка, повышение оптимальности и рациональности этих отношений, обеспечение их гармонизации.

Таким образом, инфраструктура рынка — это совокупность посредников на рынке, обеспечивающих эффективные взаимоотношения между непосредственными производителями и потребителями товаров, между конечными заемщиками и кредиторами.

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т. е. фактора, который непосредственно участвует на рынке.

Функции инфраструктуры рынка следующие:

  • облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

  • повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

  • организационное оформление рыночных отношений;

  • облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

  • подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

Изменение в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.

Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства. Можно выделить две основные функции инфраструктуры рыночного типа (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные природой рыночной экономики: а) обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики, б) регулирование движения товарно-денежных потоков.

В настоящее время многие средние и крупные промышленные корпорации не желая обременить себя издержками, связанными с приобретением вспомогательных услуг на рынке (т.е. у институтов инфраструктуры), имеют их в своем составе. Это позволяет им освободиться от соответствующих трансакционных издержек, производя нужные услуги своими силами. Возникающая экономия при трансформации трансакционных издержек независимых рыночных субъектов в управленческие внутрифирменные издержки может быть довольно значительной. Таким образом, корпорации заинтересованы как в создании объектов рыночной инфраструктуры, в своем составе, так и в их эффективном функционировании.

studfiles.net

Понятие и сущность инфраструктуры — Мегаобучалка

 

Как мы уже отметили, понятие «инфраструктура» относится к числу сравнительно новых категорий, применяемых в социально-экономических исследованиях и до настоящего времени не получило общепризнанного однозначного определения. Среди представленных в научной литературе трактовок инфраструктуры можно выделить три основных направления исследования данного понятия.

Одна группа авторов определяет инфраструктуру как комплекс вспомогательных отраслей, производств и видов деятельности по обслуживанию основного производства и населения. При этом считается, что критерием выделения из совокупности видов деятельности является специфический продукт труда работников инфраструктуры – услуга в виде полезной деятельности, а не вещи.

Недостаток данного подхода заключается в том, что инфраструктуру отождествляют со сферой услуг производственного и непроизводственного характера.

Другая группа ученых акцентирует внимание на материально-вещественном содержании инфраструктуры и относит к ней объекты и инженерно-технические сооружения, обеспечивающие эффективное функционирование предприятий сферы материального производства, жизнедеятельность и интеллектуальное развитие населения на определенной территории.

Недостаток данного подхода заключается в том, что инфраструктура определяется как сугубо технико-экономический термин, не выражающий производственных отношений, а, следовательно, не являющийся экономической категорией и не позволяющий оценивать эффективность функционирования всего общественного труда, применяемого в данной сфере. Ограничение понятия «инфраструктура» только материально-вещественными элементами неверно, ибо сами по себе любые материально-вещественные элементы вне их использования людьми по соответствующему назначению не характеризуют никаких общественно-экономических явлений.

Третья группа ученых под инфраструктурой понимает такие виды деятельности, которые создают необходимые условия для функционирования объектов материального производства и для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения. Данная трактовка представляется более предпочтительной, т.к. она включает в себя и материально-вещественные элементы и виды деятельности. Но такое понимание инфраструктуры не совсем полное и адекватное современным условиям.



Инфраструктура – это, прежде всего, характеристика общих условий эффективного развития материального производства и социальной жизни, а не просто совокупность определенных видов деятельности. Именно создание наилучших условий для производства товаров, их реализации и личного потребления в определенных регионах и есть то главное, что отличает инфраструктуру от остальных видов деятельности, является основополагающим признаком выделения ее отраслей из национальной экономики. В условиях рыночных отношений производство благ, необходимых сообществу людей, для ведения различных видов деятельности, требует иной инфраструктуры, в отличие от экономической системы, основанной на административно-распределительных отношениях. Поэтому неизбежно изменяются и количественные, и качественные характеристики инфраструктурного комплекса, также существенно видоизменяется и состав инфраструктуры города. В современных условиях чтобы обеспечить эффективное, прибыльное производство любого товара или услуги, кроме традиционно включаемых в состав производственной инфраструктуры таких видов деятельности как транспорт, связь, материально-техническое снабжение необходимо соответствующее развитие и объектов, которые обеспечивают движение различного рода ресурсов (финансовых, материальных, трудовых и т.д.).

В последние годы все большее значение приобретает инфраструктура, которую рассматривают как совокупность материальных средств и видов деятельности, обеспечивающая производственные и социально-бытовые потребности. Соответственно, в зависимости от выполняемых функций инфраструктуру можно разделить на три вида (таблица 1).

 

 

Таблица 1 – Виды инфраструктуры в зависимости от выполняемых функций

 

Производственная инфраструктура Социальная инфраструктура Рыночная инфраструктура
Основная функция — продолжение процесса производства в сфере обращения и участие в создании новой стоимости. Включает: — транспорт, — связь; — складское хозяйство; — материально-техническое снабжение; — инженерные сооружения; — теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, газо- и нефтепроводы, — ирригационные системы и т.п. Основная функция — обеспечение создания условий для жизнедеятельности населения. Включает: — образование; — здравоохранение; — социальное обеспечение; — спортивные сооружения; — пассажирский транспорт, — систему связи по обслуживанию населения, — коммунально-бытовое хозяйство городских и сельских поселений и т.п. Основная функция — создание условий для свободного движения товаров и всех видов ресурсов. Включает: — товарные, фондовые, валютные биржи; — коммерческие банки; — инвестиционные фонды и компании; — предприятия оптовой и розничной торговли; — аудиторские фирмы; — маркетинговые центры и т.д.

 

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, можно дать следующее определение — инфраструктура — это комплекс объектов и видов деятельности, обеспечивающий создание необходимых условий для эффективного функционирования материального производства, свободного движения товаров, всех видов ресурсов и нормальной жизнедеятельности населения на территории.

Переход экономики на интенсивный путь развития обусловливает повышение уровня развития всей системы инфраструктуры и ее отдельных элементов, потому что в совокупности элементы инфраструктуры отражают степень освоенности территории, т.е. показывает, насколько обустроена территория.

Инфраструктура как экономическая категориявыражает материально-вещественные элементы и производственные отношения по поводу деятельности различных объектов как производственного, так и непроизводственного характера, направленной на создание комплекса условий для развития экономики и обеспечения жизнедеятельности населения отдельной территории.

Экономическая сущность инфраструктуры заключается в экономии, получаемой за счет концентрации вспомогательных производств как в период строительства, так и во время функционирования объектов.

Особенно большое значение инфраструктура имеет для поощрения малого и среднего бизнеса, которые в этом случае экономя на вспомогательных производствах, повышают конкурентоспособность своей продукции.

Инфраструктура составляет неотъемлемую часть экономического пространства, т.е. это созданный на определенном пространстве комплекс условий, стимулирующий развитие экономической деятельности на данной территории. Но хотя инфраструктура охватывает элементы, которые являются необходимым условием развития территории, тем не менее, она не относится в большинстве случаев к отраслям специализации.

Следует отметить, что в большинстве случаев инфраструктура рассматривается как комплексный фактор территориального развития. Обоснованность выделения инфраструктуры в самостоятельный комплексный фактор развития связано с научно-техническим прогрессом, т.к. по мере внедрения достижений науки и техники в производство резко возрастает потребность хозяйствующих субъектов экономики территории во всех видах обслуживания, а также резко повышается капиталоемкость вспомогательных отраслей. Все это вызывает настоятельную необходимость в согласованном развитии различных элементов, составляющих социально-экономическую систему территории.

В территориальном аспекте развитие инфраструктуры необходимо, во-первых, для обеспечения потребностей развитых территорий, так как инфраструктура должна создавать условия для удовлетворения потребностей высоко экономически развитых территорий. Во-вторых, для подъема экономики отсталых территорий, так как в отсталых территориях необходимо значительную долю капитальных вложений направлять на развитие инфраструктуры, ибо создание последней будет привлекать капитал (в основном частный) в производственную деятельность, что поможет обеспечить их экономическое развитие.

megaobuchalka.ru

Инфраструктура

План:

1.        Введение

    Инфраструктура: понятие, виды и функции.

                   2.  Основные элементы рыночной инфраструктуры.

              а) банковская система      

                  б) небанковские учреждения         

                   в) биржевая торговля     

               3.       Заключение

Введение
ИНФРАСТРУКТУРА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ.

Одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры.

При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству,  которые является основой для развития общества, поэтому  первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры.

В начале  своего развития до наступления машинного способа производства, инфтраструктура не выделялась в особенную  функцию.  В  общей неразвитости производства удельный вес ифраструктуры был незначителен.

В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного способа производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельные обособленные виды труда,  т.е.  происходит  общественное разделение труда,  в связи с чем,  происходит развитие инф-раструктуры из-за увеличения потребностей отдельных видов труда. Таким образом, производственная  инфраструктура  приобретает новое качество, заключающееся в том,  что она превратилась в развивающиеся  отрасли  и виды деятельности. Такими отраслями являются отрасли транспорта и связи. Функцией транспортной отралси является осуществление процесса  перевозки товаров, готовых к потреблению и необходимых для процесса производства. В самостоятельную отрасль выделилась также и отрасль по передаче сообщений, т.е. связь.

Процесс формирования инфраструктуры в качестве  относительно  самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов,  определяемых крупными вехами в общественном разделении труда.  Так,  отдельные ремесла от земледелия,  или второе крупное общественное разделение труда,  вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена  между  городом  и деревней,  что вело к развитию объектов инфраструктуры.  Третье крупное разделение труда в обществе — отделение торговли от земледелия и промышленности — привело к дальней-шему росту  продуктообмена  за  счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий,  что в свою очередь,  с  необходимостью  потребовало расширения инфраструктурной сферы.

Функциональной спецификой производственной инфраструктуры является:

·     Затрачиваемый труд в отраслях  производственной  инфраструктуры являетсмя производительным, он увеличивает стоимость национального дохода.

·     В  отраслях  инфраструктуры создается продукт в новой материально-вещественной форме.

·     Невозможно  резервировать  или  складировать  продукцию отраслей инфраструктуры,  т.к. она проявляется в форме процесса перемещения,  хранения,  передачи  информации. 

·     Нельзя характеризовать производственную инфраструктуру как вспомогательную и тем  более  второстепенную сферу.
Функционирование инфраструткуры  носит двойной характер:  с одной стороны — обслуживание материального производства,  с другой — воспроизводство  трудовых ресурсов,  самого человека,  т.е.  фактора который также непосредственно участвует в производстве.

Социальная инфраструктура.  — совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения;  образование, здравоохранения)  деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей,  обеспечение жизнедеятельности и  интеллекту-ального развития населения.

Социальная инфраструктура  не является механизмом,  обслуживающим вспомогательным и предаточным для некой основной структуры.  Ведь объект  социального обслуживания — население — состоит с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих ничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающей производство.

Однако необходимо отметить сходство производственной и социальной инфраструктуры, которое состоит в том,  что изменение стоимости товара происходит как оказание услуг в производственной сфере (транспортирование узлов  из одного предприятия на другое),  так и в социальной сфере (ремонт обуви, одежды).

Функции социальной инфраструктуры:

1.        Воспитание подрастающего  поколения,  получение  квалификации, переквалификации (просвещение, образование)

2.        Увеличение продолжительности периода работоспособности  (здравоохранение).

3.        Предотвращение снижения производительности труда в течении рабочего дня (общественое питание, пассажирский транспорт).

4.        Обеспечение условий для отдыха работников,  повышение их культурного уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).

Новым видом инфраструктуры является  рыночная инфраструктура. Как и всякая объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое. С развитием рыночного  механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных   рынков,  организованной  системы,  отражающей спрос и предложение. 

coolreferat.com

Что такое инфраструктура, виды инфраструктуры, понятие об ИТ-инфраструктуре.

Понятие инфраструктуры довольно обширное. К инфраструктуре принято относить совокупа отраслей, организаций и компаний, входящих в эти отрасли, деятельность которых носит направленный нрав. Они все призваны создавать условия для действенного функционирования производства либо товарооборота, также обычной жизнедеятельности людей. Что такое инфраструктура можно осознать, рассматривая ее зависимо от сферы деятельности. Инфраструктура бывает производственной и социальной. В инфраструктуру включают дороги, транспорт, связь, складское хозяйство, водоснабжение, наружное энергоснабжение, спортивные сооружения, обслуживающие предприятия и озеленение. Время от времени к инфраструктуре относят здравоохранение, науку, образование. Серьезное строительство обслуживает социальную и производственную инфраструктуры.

Производственная инфраструктура.

Что такое инфраструктура производственная? Это инфраструктура предприятия, которая состоит из подразделений, не связанных конкретно с выработкой продукции.

Эти подразделения созданы для технического обслуживания главных производственных процессов. К ним относят вспомогательные и обслуживающие хозяйства и цеха, которые решают вопросы перемещения предметов труда; обеспечения производства топливом и сырьем, источниками энергии; обслуживания и ремонта оборудования и других средств труда; хранения вещественных ценностей; сбыта и доставки готовой продукции и обычной работы других процессов, созданных для сотворения критерий для действенного ведения производства.

Соц инфраструктура.

Что такое инфраструктура соц? Понятие инфраструктуры социальной разъясняется как совокупа таких подразделений предприятия, которые обеспечивают ублажение культурных и социально-бытовых потребностей служащих и работников предприятия, в том числе, членов семей работающих на предприятии.

К социальной инфраструктуре относятся подразделения публичного питания (кафе, столовые, буфеты), подразделения охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты). Это и дошкольные учреждения для малышей (сады, ясли), заведения образования (ПТУ, школы), коммунальные хозяйства (жилые дома), заведения бытового обслуживания, организации отдыха и культуры (клубы, библиотеки, пансионаты, лагеря для отдыха школьников, спортивно-развлекательные) и другие подразделения.

Что такое инфраструктура ИТ?

Существует еще такое понятие как ИТ-инфраструктура. Это вся совокупа имеющихся в организации систем и сервисов, сетей, программных и технических средств, автоматических процессов и баз данных.

ИТ-инфраструктура – это комплекс взаимосвязанных меж собой частей 1-го процесса, который обеспечивается несколькими автоматическими информационными системами, которые обмениваются данными вместе. Системы малого уровня являются механизмами реализации задач, которые делают системы высочайшего уровня.

Как следует, ИТ-инфраструктура не является обычным набором ИТ-решений, которые собраны в одном месте случайным образом. Это – большая встроенная система, вполне обеспечивающая всю деятельность организации. Как и неважно какая система, она должна быть преднамеренно спроектирована, чтоб верно эксплуатироваться. В текущее время тяжело представить для себя развитие бизнеса без использования информационных технологий (ИТ). Удачливость бизнеса невозможна без действенного функционирования ИТ-инфраструктуры, надежности и свойства ИТ-услуг, стабильности ИТ-инфраструктуры и ее полного соответствия поставленной задачке.

live-note.ru

Понятие инфраструктуры рынка. Теоретический аспект — Мегаобучалка

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие инфраструктуры рынка. Теоретический аспект ……….…..5

1.1. Инфраструктура регионального рынка как быстро развивающееся многообразие рыночных отношений ………………………………………….10

1.2. Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка…………………………………………………………11

1.3. Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры….12

2. Биржи их роль в рыночной экономике. Банки, их виды и операции .Функции и статус центрального банка…………………………………….…14

2.1. Другие кредитно- финансовые институты, составляющие рыночную инфраструктуру России…………………………………………….17

2.2.Внешнеэкономическая инфраструктура…………………………….19

3. Роль рыночной инфраструктуры в обеспечении экономического развития страны перспективы ее развития в России………………………… 20

3.1. Актуальные проблемы инфраструктуры рыночной экономики России………………………………………………………………………..… 21

3.2. Пути решения проблем формирования и развития рыночной инфраструктуры…………………………………………………………..…….23

Заключение………………………………………………………………29

Список использованных источников………………………………..30

Приложения…………………………………………………………..…31

Введение

Рыночная инфраструктура представляет собой определенного рода систему, на основе которой может функционировать вся хозяйственная система в целом. Она имеет множество функциональных подсистем, развитие которых в отдельности обеспечивает развитие всей инфраструктуры рынка, а значит, и страны. В работах, посвященных проблемам исследования инфраструктуры, предлагались различные подходы к определению ее содержания. По предмету исследования можно выделить три определения, представляющих подходы различных групп ученых и направлений:

1. Инфраструктура – комплекс условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения.



2. Инфраструктура – совокупность материальных институциональных и индивидуальных видов оборудования, имеющихся в распоряжении хозяйственных единиц, позволяющих при целесообразном размещении ресурсов обеспечивать полную интеграцию и высокий уровень хозяйственной деятельности.

3. Инфраструктура – это совокупность отраслей, производящих услуги, необходимые для развития экономики и характеризующихся длительностью строительства и сроков службы объектов.

По признаку включения объектов следует выделить 3 подхода:

1. Под инфраструктурой понимается вся система обслуживания производства и населения.

2. Инфраструктура определяется как система обслуживания производства.

3. К инфраструктуре относятся отрасли услуг, в которых происходит продолжение процесса производства в обращении.

При первом подходе инфраструктура включает вспомогательные, дополнительные отрасли, виды производств или виды деятельности, обслуживающие производство и население. В состав отраслей инфраструктуры в этом случае включаются научные исследования, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров для производства, информационное обеспечение, транспорт и связь, торговля и материально-техническое снабжение, природоохранная деятельность, производственно-технологическое управление, инженерные сооружения, ремонтные службы, а также сфера обслуживания населения. В качестве признака отнесения перечисленных отраслей к инфраструктурным при данном подходе используется то, что эти отрасли не имеют конечного продукта, но необходима для функционирования производства. Но наряду с перечисленными отраслями в состав инфраструктуры ряд авторов включают строительство дорог, портов, аэродромов, станций и т.д., хотя строительство представляет собой одну из ведущих отраслей производства, а не вспомогательный или дополнительный вид деятельности.

При втором подходе к инфраструктуре относят, прежде всего, транспорт всех видов, связь, материально-техническое снабжение и складское хозяйство, а также отрасли, связанные с обслуживанием и управлением процессом производства.

Цель: в данной курсовой работе будут рассмотрены проблемы и сложности, возникающие в процессе формирования инфраструктуры рынка в нашей стране.

Задача: проанализировав само понятие рыночной инфраструктуры, ее составляющие, процесс формирования инфраструктуры рынка, выявить проблемы и описать пути их решения.

 

Понятие инфраструктуры рынка. Теоретический аспект

Важной методической проблемой является выявление и теоретическое обоснование особенностей формирования и развития рыночной инфраструктуры на уровне региона, страны с тем, чтобы учитывать их в анализе и прогнозировании экономического развития. Для этого следует обратиться к анализу экономической категории «рыночная инфраструктура», поскольку использование данного термина имеет принципиальное значение и определяется той функцией, которую выполняет рыночная инфраструктура в развитии экономики региона, являясь органической частью любой территориальной системы. Хотя исследования проблем развития рыночной инфраструктуры ведутся с начала ХХ века, само понятие «инфраструктура» (в переводе с англ. – основа, фундамент) впервые стало применяться в экономической литературе США и Западной Европы только с 40-х годов ХХ в.

При этом инфраструктура определяется как совокупность элементов производительных сил в виде отраслей, производств и видов деятельности, функциональное назначение которых состоит в создании общих условий, обеспечивающих эффективное развитие производства. Так, например, применительно к агробизнесу, в состав инфраструктуры включаются отрасли агросервиса, обслуживающие процесс производства продукции, и отрасли обращения, продукции, обеспечивающие бесперебойное продвижение производственной продукции до потребителя. К отраслям агросервиса при этом относятся сфера материально-технического обслуживания, агрохимическая служба, мелиорация, рекультивация, научное и информационное обеспечение, дорожная система, система заготовок, хранения, сбыта продукции.

Недостатком данного подхода является то, что состав инфраструктуры определен по единственному признаку – созданию общих условий для производства, в результате понятие «инфраструктура» отождествляется с понятием «сфера услуг».

Существующие в экономической литературе определения понятия рынка могут быть объединены в следующие группы:

1. Рынок – сфера товарного обмена.

2. Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта.

3. Рынок – совокупность деловых операций и условий, определяющих производство и сбыт товара.

4. Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей, товаров и их взаимодействие с производителями товаров.

5. Рынок – экономический механизм, совокупность автоматических регуляторов непосредственно взаимодействия производителей и потребителей.

Эти определения, отражая различные аспекты многогранной категории рынка, взаимодополняют друг друга, но и характеризуют его как динамичную систему, развивающуюся в органичном единстве с воспроизводственным процессом.

В этой курсовой работе рынок будет рассмотрен как динамичная саморегулируемая система, вступающих в определенные экономические отношения субъектов, обеспечивающая создание необходимых условий расширенного производства.

В современной экономической литературе существуют различные трактовки понятия «рыночная инфраструктура».

Можно выделить три группы определений понятия рыночной инфраструктуры.

В первой группе, рыночная инфраструктура рассматривается как совокупность отраслей и сфер деятельности. Например, Р.С.Каренов определяет рыночную инфраструктуру как комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых сводится к доведению товаров от производства к потребителям.

Во второй группе, рыночная инфраструктура определяется как комплекс предприятий, учреждений и организаций. Рыночная инфраструктура – каркас рынка, представляющих собой разветвленную и взаимосвязанную сеть предприятий и хозяйств для обслуживания процессов обмена и движения товара.

В третьей группе, под рыночной инфраструктурой понимается совокупность технических средств и оборудования, обеспечивающих рыночные процессы. Наиболее характерное для такой трактовки определение: Инфраструктура рынка – совокупность вспомогательных и обслуживающих подразделений и средств, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы.

По степени распространения сферы действия рыночной инфраструктуры в экономике можно выделить два основных подхода. С позиций первого подхода рыночная инфраструктура обеспечивает условия для всех субъектов экономики. Представители такого подхода определяют рыночную инфраструктуру как организационно-экономическую систему, на основе которой возможно функционирование экономически эффективной хозяйственной системы в целом. С точки зрения представителей второго подхода рыночная инфраструктура обслуживает только процессы товародвижения в экономике.

Исходя из распространенного в экономической литературе определения рыночной инфраструктуры как совокупности общих условий функционирования бизнеса, обеспечивающих устойчивое развитие системы рынков, следует, что рыночная инфраструктура имеет непосредственное отношение к производительным силам общества, и может быть предметом изучения отраслевых экономических наук – экономики торговли, материально технического снабжения и т.д.

Рассмотрение рыночной инфраструктуры лишь с точки зрения организационно-технических проблем уводит от главного – экономических отношений, в которые вступают между собой субъекты экономики страны в сфере обращения товаров и услуг.

Необходимо разделять, с одной стороны, материально-вещественное содержание рыночной инфраструктуры, ее экономический потенциал, который можно определить как систему материально-технических условий функционирования системы рынков (складские здания и сооружения, торговые сооружения, торговые площади, торгово-складское оборудование, здание и оборудование бирж, коммерческих центров и т.д.), и, с другой стороны, экономические отношения по поводу деятельности субъектов рынка, направленной на создание условий товарно-денежного обращения, носителем которых (отношений) является рыночная инфраструктура.

Следовательно, находясь в тесном взаимодействии со всей системой экономических отношений воспроизводственного процесса, рыночная инфраструктура выступает как необходимое условие для благоприятного развития всех хозяйственных субъектов региональных рынков. Рыночная инфраструктура должна быть адекватна уровню развития производительных сил в обществе на каждом этапе его развития. Современная экономика требует наличия мощных торгово-складских комплексов, информационно коммерческих сетей, высокоэффективных средств финансово-кредитных расчетов и др. Особенно важную роль рыночная инфраструктура играет в размещении производительных сил и экономическом развитии регионов. Недостаточный уровень развития рыночной инфраструктуры в ряде районов Российской Федерации неизбежно приводит к снижению деловой активности слабому развитию региональных рынков, нарушению нормального воспроизводственного процесса в регионах.

Рыночная инфраструктура представляет собой каркас, на котором основывается система региональных рынков. Формирование развитой системы рыночной инфраструктуры является объективно необходимой предпосылкой эффективного функционирования всего регионального воспроизводственного процесса в условиях рыночной экономики. Рыночная инфраструктура объединяет сферы производства, обращения и потребления в единую последовательную цепочку, обеспечивает ускорение оборота материальных, финансовых и информационных потоков в экономике, способствуя повышению эффективности общественного развития.

Комплексное исследование проблем развития рыночной инфраструктуры с позиций ее взаимодействия с хозяйствующими субъектами в процессе регионального воспроизводства предполагает рассмотрение различных аспектов ее формирования и функционирования, что вызывает необходимость применения методологии системного подхода. Рыночная инфраструктура представляет собой сложную организационно-экономическую систему, основными звеньями которой являются отрасли оптовой и розничной торговли, материально-технического снабжения и т.д. Рыночная инфраструктура как организационно-экономическая система обладает внутренними взаимосвязями и взаимозависимостями входящих в ее состав элементов и находится в непосредственном взаимодействии с другими системами экономики региона, соединена с ними прямыми и обратными связями, изменяющимися во времени и пространстве.

инфраструктура рынок экономика

 

1.1. Инфраструктура регионального рынка как быстро развивающееся многообразие рыночных отношений

Устойчивое развитие экономики региона во многом зависит от развитости и надежности инфраструктуры. Период перехода к развитым рыночным отношениям связан с созданием новых элементов необходимой рыночной инфраструктуры. Рыночная инфраструктура страны должна обеспечить осуществление процессов экономического развития на основе сочетания экономических интересов хозяйствующих субъектов и непрерывности материально-вещественных и финансово-кредитных потоков и денежного оборота. Переход к рынку невозможен без создания адекватной системы инфраструктуры, поэтому наряду с осуществлением приватизации антимонопольного регулирования, совершенствованием законодательства и т.д. первостепенной задачей является инфраструктурное обеспечение региональных рынков.

Процесс формирования развитой системы рыночной инфраструктуры довольно длителен и связан с возможностями ресурсного обеспечения. Причем его осуществление объективно связано с конкретной территорией и во многом зависит от территориальной организации сферы обращения в каждом отдельном регионе или городе.

Например, анализ процессов развития рыночной инфраструктуры в Сибири показывает, что по степени подготовленности инфраструктуры к развитым рыночным отношениям ее можно классифицировать в следующие группы:

1) инфраструктура, которая по своим технико-экономическим параметрам и характеру размещения отвечает требованиям современного рынка;

2) инфраструктура, оставшаяся от планово-распределительной системы и требующая полной реконструкции с учетом современной технологии, организации рынка и коммерческой деятельности;

3) новые виды инфраструктуры, создающиеся для обслуживания новых видов рыночных отношений – финансово-кредитная, информационная, внешнеэкономическая и др.

Все объекты рыночной инфраструктуры, будучи взаимосвязаны, должны составлять единое целое, чтобы гарантировать высокую эффективность функционирования социально-экономической среды как непременного условия развития экономики региона.

Экономический потенциал рыночной инфраструктуры можно определить как систему материально-технических объектов, создающих условия функционирования региональных рынков.

Экономический потенциал рыночной инфраструктуры включает складские помещения, торговые площади, торговое оборудование, специализированный транспорт, тарно-контейнерное хозяйство, погрузочно-разгрузочные средства и механизмы, здания и оборудование бирж, финансово-кредитных учреждений, средства обработки коммерческой информации, телекоммуникационные сети, здания и оборудование таможенных организаций, торговые терминалы и др. материально-технические объекты и средства, обеспечивающие функционирование рыночной инфраструктуры.

megaobuchalka.ru

ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЗНАЧЕНИЕ.

ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЗНАЧЕНИЕ.

Инфраструктура предприятия — это подразделения по обслуживанию основного производства, а также социальному обслуживанию коллектива. Соответственно различают:

Производственная инфраструктура — обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования производственного процесса. Работы по обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, энергетическим, складским, службами материально-технического снабжения и сбыта продукции.

Непроизводственная инфраструктура предприятия создается для социального обслуживания работников предприятия. Она включает жилищно-коммунальные структуры, детские сады, ясли, медицинские пункты, поликлиники, больницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, оздоровительные комплексы, столовые, буфеты, учебные заведения и другие необходимые службы.

Непроизводственная инфраструктура является важной составляющей общей структуры предприятия, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность коллектива. Наличие важнейших элементов непроизводственной инфраструктуры на предприятии создает возможность и дает уверенность его работникам удовлетворять жизненно необходимые социальные потребности, тем самым создавая предпосылки для хорошего делового настроя и высокопродуктивной работы коллектива.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ТИПЫ.

Под организационной структурой предприятия понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации.

Для различных организаций характерны различные виды структур управления. Однако обычно выделяют несколько универсальных видов организационных структур управления, таких, как линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная. Иногда внутри единой компании (как правило, это крупный бизнес) происходит выделение обособленных подразделений, так называемая департаментизация. Тогда создаваемая структура будет дивизиональной. При этом необходимо помнить, что выбор структуры управления зависит от стратегических планов организации.

Организационная структура регулирует:

§ разделение задач по отделениям и подразделениям;

§ их компетентность в решении определенных проблем;

§ общее взаимодействие этих элементов.

Линейная структура

Рассмотрим линейную организационную структуру. Для нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделления отсутствуют. Эта структура строится безе выделения функций.

Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей.
Недостатки: высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя. Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией.

Линейно-штабная организационная структура

По мере роста предприятия, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную. Она аналогична предыдущей, но управление соредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения.

Линейно-функциональная организационная структура

При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные.

ИНВЕСТИЦИИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ; ИСТОЧНИКИ И НАПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ: ПОКАЗАТЕЛИ, КРИТЕРИИ.

ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЗНАЧЕНИЕ.

Инфраструктура предприятия — это подразделения по обслуживанию основного производства, а также социальному обслуживанию коллектива. Соответственно различают:

Производственная инфраструктура — обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования производственного процесса. Работы по обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, энергетическим, складским, службами материально-технического снабжения и сбыта продукции.

Непроизводственная инфраструктура предприятия создается для социального обслуживания работников предприятия. Она включает жилищно-коммунальные структуры, детские сады, ясли, медицинские пункты, поликлиники, больницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, оздоровительные комплексы, столовые, буфеты, учебные заведения и другие необходимые службы.

Непроизводственная инфраструктура является важной составляющей общей структуры предприятия, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность коллектива. Наличие важнейших элементов непроизводственной инфраструктуры на предприятии создает возможность и дает уверенность его работникам удовлетворять жизненно необходимые социальные потребности, тем самым создавая предпосылки для хорошего делового настроя и высокопродуктивной работы коллектива.

 




infopedia.su

Что такое инфраструктура, виды инфраструктуры, понятие об ИТ-инфраструктуре.

Понятие инфраструктуры довольно обширное. К инфраструктуре принято относить совокупа отраслей, организаций и компаний, входящих в эти отрасли, деятельность которых носит направленный нрав. Они все призваны создавать условия для действенного функционирования производства либо товарооборота, также обычной жизнедеятельности людей. Что такое инфраструктура можно осознать, рассматривая ее зависимо от сферы деятельности. Инфраструктура бывает производственной и социальной. В инфраструктуру включают дороги, транспорт, связь, складское хозяйство, водоснабжение, наружное энергоснабжение, спортивные сооружения, обслуживающие предприятия и озеленение. Время от времени к инфраструктуре относят здравоохранение, науку, образование. Серьезное строительство обслуживает социальную и производственную инфраструктуры.

Производственная инфраструктура.

Что такое инфраструктура производственная? Это инфраструктура предприятия, которая состоит из подразделений, не связанных конкретно с выработкой продукции.

Эти подразделения созданы для технического обслуживания главных производственных процессов. К ним относят вспомогательные и обслуживающие хозяйства и цеха, которые решают вопросы перемещения предметов труда; обеспечения производства топливом и сырьем, источниками энергии; обслуживания и ремонта оборудования и других средств труда; хранения вещественных ценностей; сбыта и доставки готовой продукции и обычной работы других процессов, созданных для сотворения критерий для действенного ведения производства.

Соц инфраструктура.

Что такое инфраструктура соц? Понятие инфраструктуры социальной разъясняется как совокупа таких подразделений предприятия, которые обеспечивают ублажение культурных и социально-бытовых потребностей служащих и работников предприятия, в том числе, членов семей работающих на предприятии.

К социальной инфраструктуре относятся подразделения публичного питания (кафе, столовые, буфеты), подразделения охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты). Это и дошкольные учреждения для деток (сады, ясли), заведения образования (ПТУ, школы), коммунальные хозяйства (жилые дома), заведения бытового обслуживания, организации отдыха и культуры (клубы, библиотеки, пансионаты, лагеря для отдыха школьников, спортивно-развлекательные) и другие подразделения.

Что такое инфраструктура ИТ?

Существует еще такое понятие как ИТ-инфраструктура. Это вся совокупа имеющихся в организации систем и сервисов, сетей, программных и технических средств, автоматических процессов и баз данных.

ИТ-инфраструктура – это комплекс взаимосвязанных меж собой частей 1-го процесса, который обеспечивается несколькими автоматическими информационными системами, которые обмениваются данными вместе. Системы малого уровня являются механизмами реализации задач, которые делают системы высочайшего уровня.

Как следует, ИТ-инфраструктура не является обычным набором ИТ-решений, которые собраны в одном месте случайным образом. Это – большая встроенная система, стопроцентно обеспечивающая всю деятельность организации. Как и неважно какая система, она должна быть преднамеренно спроектирована, чтоб верно эксплуатироваться. В текущее время тяжело представить для себя развитие бизнеса без использования информационных технологий (ИТ). Удачливость бизнеса невозможна без действенного функционирования ИТ-инфраструктуры, надежности и свойства ИТ-услуг, стабильности ИТ-инфраструктуры и ее полного соответствия поставленной задачке.

tipsboard.ru