Понятие и признаки уголовного законодательства его юридическая основа – Ответы на вопросы к экзамену «Уголовное право». Понятие и признаки уголовного закона. Система действующего уголовного законодательства

Понятие уголовного закона, его признаки и значение.

Уголовный закон — федеральный нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой Федерального Собрания Рос­сийской Федерации, устанавливающий основания и принципы уголовной ответственности и наказания, а также иные общие по­ложения уголовного законодательства, определяющий преступ­ность и наказуемость общественно опасных деяний, закрепляю­щий условия и порядок освобождения от уголовной ответственно­сти и наказания.

Признаки:

— принимается высшими органами государственной власти: Государственной Думой и Советом Федерации, и подписывается Президентом РФ. Никакие другие органы не вправе принимать уголовные законы, отменять их или изменять.

— основывается на общепринятых принципах и нормах международного права

— обладает высшей юридической силой (федеральный закон) по отношению к другим нормативно-правовым актам, содержащим нормы уголовного права; действует на всей территории РФ.

— применяется только в случае совершения лицом конкретного преступного деяния, предусмотренного конкретной статьей УК РФ. Применение уголовного закона предполагает его неукоснительное исполнение в точном соответствии с его буквой и смыслом всеми органами государства, коммерческо-предпринимательскими структурами, должностных лиц и гражданами независимо от положения, чина и ранга.

Действие уголовного закона во времени. Вступление в силу и утрата силы уголовного закона.

Действие уголовного закона определяется следующими положениями:

— преступность и наказуемость деяния определяется уголовным законом, действующим во время совершения этого деяния

— временем совершения преступления признается время совершения соответствующих действий (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

Данные положения запрещают применять новый закон до его вступления в законную силу. Юридическую силу закон приобретает только после его офиц. опубликования.

В формальных составах преступления временем совершения преступления считается время исполнения общественно опасного деяния.

В материальных составах — время совершения общественно опасного деяния, независимо от времени наступления общественно опасных последствий. В усеченных составах — время выполнения той стадии неоконченного преступления, на которую законодатель перенес момент окончания преступления, т.е. стадией приготовления или покушения.

Временем совершения длящихся преступлений следует считать время исполнения общественно опасного деяния, после чего начинается длительное невыполнение обязанностей, возложенных на виновного под угрозой уголовного преследования, независимо от фактического времени прекращения данного преступления.

Время совершения продолжаемых преступлений связано с временем выполнения последнего из числа нескольких тождественных преступных деяний, объединенных единым умыслом.

Если совершено преступление в соучастии, то для каждого из соучастников действует закон времени исполнения своих преступных действий. Однако по данному вопросу существует и другая точка зрения, согласно которой время совершения преступления в соучастии связывается со временем совершения преступления исполнителем, ибо его фигура является основной в институте соучастия.

Действующим признается ФЗ, вступивший в силу и не отмененный на момент совершения преступления другим законом. Уголовный закон признается действующим, если он принят, подписан и опубликован в установленном порядке. Принятые ФС и подписанные Президентом РФ ФКЗ, ФЗ, акты палат ФС в течение семи дней должны быть официально опубликованы в изданиях — «Российская газета», «Собрание законодательства РФ», «Парламентская газета». Возможен и другой порядок вступления ФЗ в силу, когда в его тексте или в специально принятом законодательным органом постановлении указывается конкретная дата вступления закона в силу. Характерным примером в этом отношении является УК РФ.

Действие уголовного закона прекращается:

— в результате его отмены;

— в случае замены другим законом; по истечении срока, указанного в законе; в связи с изменениями условий или обстоятельств, в соответствии с которыми этот закон принят;

— ввиду декриминализации законодателем деяния, ответственность за которое была предусмотрена УК.

studfiles.net

1. Понятие уголовного права. Источники уголовного права. Уголовный закон: признаки и структура.

Уголовное право – это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, одни из которых содержат общие положения о преступности и наказуемости деяния, а другие – перечень конкретных составов преступлений и меры наказания за их совершение.

Предмет УП – отношения, возникающие вследствие совершения преступления.

Метод – применение уголовного наказания или иных мер уголовно-правового характера.

Источники уголовного права

Источниками угол.закона яв-ся:

1. Международно-правовые акты (договоры, конвенции).

2. Конституция РФ.

3.ФЗ (Ооружии, О наркотических и психотропных вещ-вах).

4. Подзаконные нормативные акты (указы президента РФ, постановления правительства РФ, приказы Ген. Прокурора).

5. Постановления Конституционного суда РФ.

6.Постановления пленумов ВС РФ.

Уголовным законом РФ является только официальный текст УК РФ. Все ФЗ изменяющие и дополняющие УК РФ подлежат обязательному в него включению.

Уголовный закон – это принятый федеральным органом государственной власти правовой акт, содержащий юридические нормы, одни из которых устанавливают общие положения относительно преступности и наказуемости деяний, а другие определяют какое конкретное общественно опасное деяние является преступлением и наказание за его совершение.

Признаки:

1. федеральный закон;

2. принимается высшим органом государственной власти – Государственной Думой, другие органы не вправе принимать;

3. обладает высшей юридической силой, подзаконные акты не должны противоречить уголовному закону;

4. нормативность уголовного закона – содержит нормы права, правила поведения, обязательные для всех граждан;

5. только уголовный закон содержит уголовно-правовые нормы

Уголовный кодекс – это единственный универсальный кодифицированный законодательный акт, содержащий уголовно-правовые нормы.

Действующий УК 1996 года, вступил в силу с 01.01.1997 года.

Структура частей общей и особенной частей различна. В общей части не выделяется гипотезы, диспозиции и санкции. Статьи особенной части всегда содержат диспозицию и санкцию.

Диспозиция – часть статьи, где описываются признаки преступления. Санкция – мера наказания.

Диспозиции статей особенной части бывают простые (ст.126), чаще всего описательные (ст.158), бланкетные (ст.264).

Санкции статей особенной части бывают двух видов:

— относительно определенные – один вид наказания, размер наказания ч.1. ст.105;

— альтернативные санкции, в которых предусмотрено несколько видов наказаний.

2. Действие уголовного закона во времени

Общий принцип действия уголовного закона во времени означает, что применяется уголовный закон, который действовал во время совершения преступления (ч.1. ст.9).

Во 2 ч. ст.9 указано, что временем совершения преступления считается время совершения общественно опасного деяния (действия, бездействия) независимо от времени наступления последствий.

Временем окончания длящегося преступления считается время их фактического окончания.

Время совершения продолжаемых преступлений считается время совершения последнего преступного акта.

Время совершения преступления в соучастии считается время совершения действий каждым из соучастников.

Исключение. Ст. 10 Обратная сила уголовного закона

Обратная сила уголовного закона – распространение действия уголовного закона на лиц, совершивших преступления до вступления такого закона в силу.

В соответствии со ст.10 УК РФ обратную силу имеют 3 типа уголовного закона:

1. уголовный закон, устраняющий преступность деяния.

Способы устранения преступности деяния:

— путем исключения той или иной статьи из особенной части УК;

— путем изменения диспозиции статьи;

— путем изменений положений общей части УК.

2. законы, смягчающие наказание – меняется санкция;

3. закон иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление. (дополнительная возможность освобождения от ответственности, изменение сроков снятия судимости).

Закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание либо иным образом ухудшает положение лица, совершившего преступление, обратной силы не имеет.

studfiles.net

§ 2. Понятие и признаки уголовного закона

На современном этапе развития нашего государства закон, в том числе и уголовный закон, приобретает особое значение. Это обусловлено тем, что Россия в Конституции провозглашена правовым государством, а основополагающим звеном отечественной правовой системы, регулирующим наиболее важные общественные отношения, является закон.

Уголовный закон, обладая общими признаками закона, содержит и специфические черты, обусловленные своеобразием предмета и метода уголовного права. В связи с этим можно дать следующее определение уголовного закона. Уголовный закон — это принятый высшим представительным органом государственной власти (Государственной Думой Федерального Собрания РФ) в порядке, предусмотренном Конституцией РФ, имеющий высшую юридическую силу Уголовный кодекс РФ, т.е. единый кодифицированный нормативный акт, определяющий преступность и наказуемость деяний, предусматривающий возможность освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Исходя из этого определения, уголовный закон характеризуется целым рядом признаков.

1. Уголовный закон — это федеральный закон, который принимается Государственной Думой Федерального Собрания РФ в порядке, предусмотренном Конституцией РФ.

Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовное законодательство отнесено к ведению Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 105 Конституции РФ органом, уполномоченным на принятие федеральных законов, в том числе и уголовного законодательства, является Государственная Дума. После принятия Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. После одобрения Советом Федерации федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В соответствии с указанными положениями Конституции РФ 24 мая 1996 г. Государственной Думой был принят Уголовный кодекс РФ, который затем был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ.

2. Уголовный закон обладает высшей юридической силой в правовой системе страны. Отмена, дополнения или изменения положений уголовного закона осуществляются только Государственной Думой РФ в порядке, установленном в Конституции РФ. Никакой другой орган не вправе отменить или изменить уголовный закон. Ни один нормативный правовой акт не должен противоречить уголовному закону. При наличии противоречий между уголовным законом и иным нормативным правовым актом приоритет отдается уголовному закону.

Имеют место случаи, когда в УК РФ и отдельных федеральных законах содержатся несогласованные между собой положения. Так, в ч. 4 ст. 59 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» <*> указывается на установление особого порядка условно-досрочного освобождения для лиц, осужденных к лишению свободы за преступления, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Это противоречит ст. 79 УК РФ, регламентирующей условно-досрочное освобождение от наказания и не предусматривающей каких-либо особых правил для указанной категории лиц. Поскольку только уголовный закон может регламентировать преступность и наказуемость деяний, освобождение от уголовной ответственности и наказания, применению подлежит ст. 79 УК РФ, а ч. 4 ст. 59 указанного Федерального закона может трактоваться лишь как декларация о намерениях, не нашедшая своего закрепления в УК РФ.

———————————

<*> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219.

3. Уголовный закон носит нормативный характер. Он содержит правила поведения, имеющие общеобязательный характер и обращенные к неопределенному кругу лиц.

4. Уголовный закон представляет собой единый кодифицированный нормативный акт — УК РФ.

УК РФ является единственным источником уголовного законодательства, на что прямо указано в ч. 1 ст. 1 УК РФ: уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые уголовные законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в него, т.е. не могут применяться самостоятельно.

При принятии новых уголовных законов полностью учитывается система и структура УК РФ, они не носят независимого характера, а представляют собой изменения и дополнения в действующий УК, поэтому в них соблюдается предусмотренная им нумерация. Место новых статей в УК определяется в этих уголовных законах в соответствии с родовым и видовым объектами, что предопределяет их включение в определенные раздел и главу УК под дополнительным номером, не нарушающим общего порядка нумерации статей. Так, гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» раздела VII «Преступления против личности» Федеральным законом от 15 марта 1999 г. была дополнена новой ст. 145.1, предусмотревшей уголовную ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат <*>.

———————————

<*> СЗ РФ. 1999. N 11. Ст. 1255.

Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права имеют особое значение для уголовного законодательства, поскольку УК основывается на них. Как указано в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Принцип прямого действия Конституции РФ делает возможным применение норм Конституции РФ при рассмотрении конкретных дел в суде. Так, приговор, определение и постановление областного суда в отношении призывника, осужденного по ч. 1 ст. 80 УК РСФСР за уклонение от очередного призыва на действительную военную службу, были отменены, и дело было прекращено производством за отсутствием состава преступления. Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что «в деле не имелось доказательств, свидетельствующих о том, что призывник вступил в общество «Свидетелей Иеговы» не по религиозным убеждениям, а с целью избежать воинской службы. В соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции РФ «гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой» <*>.

———————————

<*> БВС РФ. 1997. N 6. С. 8.

На возможность в необходимых случаях применять нормы Конституции при рассмотрении конкретного дела в суде (например, при противоречии положений федерального закона Конституции РФ) указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» <*>.

———————————

<*> См.: БВС РФ. 1996. N 1. С. 3 — 4.

Непосредственное применение в необходимых случаях норм Конституции РФ при рассмотрении уголовных дел в суде не означает, что Конституция может быть отнесена к источникам уголовного права <*>. Этот вывод основывается на том обстоятельстве, что норма Конституции РФ может блокировать применение положений УК, но квалификация деяния, привлечение к уголовной ответственности и назначение наказания происходят только с применением статей УК.

———————————

<*> В литературе ведется дискуссия по поводу признания источниками уголовного права Конституции РФ и международных договоров. См., напр.: Коняхин В.П. Теоретические основы построения Общей части российского уголовного права. СПб., 2002. С. 76 — 101.

Сходное положение имеет место и относительно общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данное положение означает, что нормы международного права могут блокировать применение уголовно-правовых норм, находящихся в противоречии с ними. Несмотря на открытость нашей правовой системы для применения норм международного права, привлечение к уголовной ответственности происходит на основе российских уголовно-правовых норм, т.е. норм УК. Привлечь кого-либо к уголовной ответственности, используя нормы международного права, не носящие конкретизированный характер, невозможно, следовательно, принципы и нормы международного права не могут быть признаны источником уголовного права. Так, например, реальным применение уголовной ответственности за пиратство стало только после вступления в действие УК РФ 1996 г., когда предписания международного права были трансформированы в норму российского уголовного права, содержащуюся в ст. 227 УК. Однако декларация о необходимости борьбы с пиратством и международно-правовое определение пиратства были сформулированы еще в 1958 г. в Конвенции об открытом море. Поскольку норма об ответственности за пиратство в отечественном уголовном законодательстве ранее отсутствовала и привлекать к уголовной ответственности на основании положений международного права было нельзя, то пробел восполнялся за счет родственной по характеру нормы о разбое.

Можно выявить двоякое влияние общепризнанных принципов и норм международного права на уголовное законодательство. Во-первых, из национального законодательства должны исключаться нормы, находящиеся в противоречии с нормами международного права. Ярким примером таких норм в прежнем УК РСФСР была ст. 209, предусматривавшая уголовную ответственность за занятие бродяжничеством или попрошайничеством либо ведение иного паразитического образа жизни. Эта статья находилась в явном противоречии с общепризнанными принципами международного права и положениями Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

Во-вторых, внутригосударственное уголовное законодательство должно своевременно дополняться нормами о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера, в отношении которых приняты международные конвенции. Реализация этого направления нашла выражение во включении в отечественное уголовное законодательство норм об ответственности за похищение человека, торговлю людьми, использование рабского труда, захват заложника, терроризм, пиратство, преступления против мира и безопасности человечества.

studfiles.net

§ 2. Понятие и признаки уголовного закона

На современном этапе развития нашего государства закон, в том числе и уголовный закон, приобретает особое значение. Это обусловлено тем, что Россия в Конституции провозглашена правовым государством, а основополагающим звеном отечественной правовой системы, регулирующим наиболее важные общественные отношения, является закон.

Уголовный закон, обладая общими признаками закона, содержит и специфические черты, обусловленные своеобразием предмета и метода уголовного права. В связи с этим можно дать следующее определение уголовного закона. Уголовный закон — это принятый высшим представительным органом государственной власти (Государственной Думой Федерального Собрания РФ) в порядке, предусмотренном Конституцией РФ, имеющий высшую юридическую силу Уголовный кодекс РФ, т.е. единый кодифицированный нормативный акт, определяющий преступность и наказуемость деяний, предусматривающий возможность освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Исходя из этого определения, уголовный закон характеризуется целым рядом признаков.

1. Уголовный закон — это федеральный закон, который принимается Государственной Думой Федерального Собрания РФ в порядке, предусмотренном Конституцией РФ.

Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовное законодательство отнесено к ведению Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 105 Конституции РФ органом, уполномоченным на принятие федеральных законов, в том числе и уголовного законодательства, является Государственная Дума. После принятия Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. После одобрения Советом Федерации федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В соответствии с указанными положениями Конституции РФ 24 мая 1996 г. Государственной Думой был принят Уголовный кодекс РФ, который затем был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ.

2. Уголовный закон обладает высшей юридической силой в правовой системе страны. Отмена, дополнения или изменения положений уголовного закона осуществляются только Государственной Думой РФ в порядке, установленном в Конституции РФ. Никакой другой орган не вправе отменить или изменить уголовный закон. Ни один нормативный правовой акт не должен противоречить уголовному закону. При наличии противоречий между уголовным законом и иным нормативным правовым актом приоритет отдается уголовному закону.

Имеют место случаи, когда в УК РФ и отдельных федеральных законах содержатся несогласованные между собой положения. Так, в ч. 4 ст. 59 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» <*> указывается на установление особого порядка условно-досрочного освобождения для лиц, осужденных к лишению свободы за преступления, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Это противоречит ст. 79 УК РФ, регламентирующей условно-досрочное освобождение от наказания и не предусматривающей каких-либо особых правил для указанной категории лиц. Поскольку только уголовный закон может регламентировать преступность и наказуемость деяний, освобождение от уголовной ответственности и наказания, применению подлежит ст. 79 УК РФ, а ч. 4 ст. 59 указанного Федерального закона может трактоваться лишь как декларация о намерениях, не нашедшая своего закрепления в УК РФ.

———————————

<*> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219.

3. Уголовный закон носит нормативный характер. Он содержит правила поведения, имеющие общеобязательный характер и обращенные к неопределенному кругу лиц.

4. Уголовный закон представляет собой единый кодифицированный нормативный акт — УК РФ.

УК РФ является единственным источником уголовного законодательства, на что прямо указано в ч. 1 ст. 1 УК РФ: уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые уголовные законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в него, т.е. не могут применяться самостоятельно.

При принятии новых уголовных законов полностью учитывается система и структура УК РФ, они не носят независимого характера, а представляют собой изменения и дополнения в действующий УК, поэтому в них соблюдается предусмотренная им нумерация. Место новых статей в УК определяется в этих уголовных законах в соответствии с родовым и видовым объектами, что предопределяет их включение в определенные раздел и главу УК под дополнительным номером, не нарушающим общего порядка нумерации статей. Так, гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» раздела VII «Преступления против личности» Федеральным законом от 15 марта 1999 г. была дополнена новой ст. 145.1, предусмотревшей уголовную ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат <*>.

———————————

<*> СЗ РФ. 1999. N 11. Ст. 1255.

Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права имеют особое значение для уголовного законодательства, поскольку УК основывается на них. Как указано в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Принцип прямого действия Конституции РФ делает возможным применение норм Конституции РФ при рассмотрении конкретных дел в суде. Так, приговор, определение и постановление областного суда в отношении призывника, осужденного по ч. 1 ст. 80 УК РСФСР за уклонение от очередного призыва на действительную военную службу, были отменены, и дело было прекращено производством за отсутствием состава преступления. Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что «в деле не имелось доказательств, свидетельствующих о том, что призывник вступил в общество «Свидетелей Иеговы» не по религиозным убеждениям, а с целью избежать воинской службы. В соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции РФ «гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой» <*>.

———————————

<*> БВС РФ. 1997. N 6. С. 8.

На возможность в необходимых случаях применять нормы Конституции при рассмотрении конкретного дела в суде (например, при противоречии положений федерального закона Конституции РФ) указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» <*>.

———————————

<*> См.: БВС РФ. 1996. N 1. С. 3 — 4.

Непосредственное применение в необходимых случаях норм Конституции РФ при рассмотрении уголовных дел в суде не означает, что Конституция может быть отнесена к источникам уголовного права <*>. Этот вывод основывается на том обстоятельстве, что норма Конституции РФ может блокировать применение положений УК, но квалификация деяния, привлечение к уголовной ответственности и назначение наказания происходят только с применением статей УК.

———————————

<*> В литературе ведется дискуссия по поводу признания источниками уголовного права Конституции РФ и международных договоров. См., напр.: Коняхин В.П. Теоретические основы построения Общей части российского уголовного права. СПб., 2002. С. 76 — 101.

Сходное положение имеет место и относительно общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данное положение означает, что нормы международного права могут блокировать применение уголовно-правовых норм, находящихся в противоречии с ними. Несмотря на открытость нашей правовой системы для применения норм международного права, привлечение к уголовной ответственности происходит на основе российских уголовно-правовых норм, т.е. норм УК. Привлечь кого-либо к уголовной ответственности, используя нормы международного права, не носящие конкретизированный характер, невозможно, следовательно, принципы и нормы международного права не могут быть признаны источником уголовного права. Так, например, реальным применение уголовной ответственности за пиратство стало только после вступления в действие УК РФ 1996 г., когда предписания международного права были трансформированы в норму российского уголовного права, содержащуюся в ст. 227 УК. Однако декларация о необходимости борьбы с пиратством и международно-правовое определение пиратства были сформулированы еще в 1958 г. в Конвенции об открытом море. Поскольку норма об ответственности за пиратство в отечественном уголовном законодательстве ранее отсутствовала и привлекать к уголовной ответственности на основании положений международного права было нельзя, то пробел восполнялся за счет родственной по характеру нормы о разбое.

Можно выявить двоякое влияние общепризнанных принципов и норм международного права на уголовное законодательство. Во-первых, из национального законодательства должны исключаться нормы, находящиеся в противоречии с нормами международного права. Ярким примером таких норм в прежнем УК РСФСР была ст. 209, предусматривавшая уголовную ответственность за занятие бродяжничеством или попрошайничеством либо ведение иного паразитического образа жизни. Эта статья находилась в явном противоречии с общепризнанными принципами международного права и положениями Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

Во-вторых, внутригосударственное уголовное законодательство должно своевременно дополняться нормами о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера, в отношении которых приняты международные конвенции. Реализация этого направления нашла выражение во включении в отечественное уголовное законодательство норм об ответственности за похищение человека, торговлю людьми, использование рабского труда, захват заложника, терроризм, пиратство, преступления против мира и безопасности человечества.

studfiles.net

Понятие и основные признаки уголовного закона


Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1 .Понятие и основные признаки уголовного закона..………….……….5

1.1. Общая характеристика уголовного закона……………………………..5

1.2. Признаки уголовного закона ………………………………………..…7

Глава 2. Задачи уголовного закона в Российской Федерации……………..…16

2.1. Общая характеристика задач уголовного закона……………………16

2.2. Охрана общественной нравственности как задача уголовного закона…………………………………………………………………………….20

Заключение………………………………………………………………………27

Список использованной литературы и источников………………………..…28

Введение
Уголовное право является отраслью права, объединяющей правовые нормы, которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания, а также иные меры уголовно- правового воздействия применяются к лицам, их совершившим, определяют основания уголовной ответственности и освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Задачи уголовного права вполне традиционны и в принципе однозначны для любого общества и государства. Они вытекают из исторической предопределенности происхождения уголовного права. Последнее возникло как реакция общества и государства на преступление — наиболее опасное для интересов личности, общества и государства деяние. И в этом смысле уголовное право, как и право вообще, вполне может претендовать на то, чтобы считаться явлением цивилизации и культуры Уголовное право возникло, чтобы защитить своими специфическими средствами (главным образом угрозой наказания и его применением) личность, общество и государство от преступных посягательств. Охранительная задача уголовного права и есть его основная историческая задача, не зависимая, как отмечалось, от политического строя соответствующего государства либо особенностей его экономики.

Задачи, стоящие перед уголовным правом, решаются на основе его принципов, т. е. основных, исходных начал, в соответствии с которыми строится как его система, так и в целом уголовно-правовое регулирование.

Объектом исследования являются общественные отношения по поводу основных принципов и задач уголовного законодательства в Российской Федерации.

Предметом исследования служат труды ученых, затрагивающих вопрос задач уголовного законодательства.

Цели и задачи. Цель курсовой работы состоит в изучении и анализе задач, стоящих перед уголовным законодательством.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

— определить понятие уголовного закона;

— рассмотреть признаки уголовного закона;

— изучить задачи уголовного закона в Российской Федерации в целом;

— дать более подробную характеристику охране общественной нравственности как задаче уголовного закона.

Методологическая и источниковая основа исследования. Для достижения цели курсовой работы и решения поставленных задач использовались современные методы познания явлений и процессов правовой действительности. В ходе дипломной работы использовались как общенаучные (исторический, диалектический, системный), так и частные (формально-юридический, сравнительно-правовой) и другие методы исследования.

Глава 1 .Понятие и основные признаки уголовного закона
1.1. Общая характеристика уголовного закона.
Уголовный закон Российской Федерации — это принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации, подписанный и обнародованный Президентом России нормативный акт, нормы которого регламентируют основание и принципы уголовной ответственности, определяют, какие опасные для личности, общества и государства деяния признаются преступлениями, и устанавливают виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера, а также пределы уголовной ответственности за совершение преступления и основания освобождения от нее.

Данное определение включает в себя ряд существенных признаков, содержащихся в Конституции РФ1, ст. ст. 1, 2 УК РФ2, и поэтому является наиболее распространенным в литературе.

Уголовный закон представляет собой разновидность федеральных законов. Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ, уголовное законодательство (а также амнистия и помилование) находятся в ведении Российской Федерации. Таким образом, уголовные законы имеют федеральный характер и распространяют свое действие на всю территорию России3.

Действующее законодательство Российской Федерации подразделяет все федеральные законы на два вида: федеральные конституционные законы и иные федеральные законы (ч. ч. 1, 2 ст. 76 Конституции РФ). В ч. 2 ст. 108 Конституции России предусматривается особый порядок принятия федеральных конституционных законов, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (ст. 136). Уголовные законы не относятся к данной категории нормативных актов и принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Из этого следует также, что никакие другие органы не вправе принимать уголовно-правовые акты. Акты амнистии не включаются в содержание уголовного законодательства (см. п. «о» ст. 71 Конституции РФ), хотя амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально неопределенного круга лиц и решает вопросы уголовно-правового характера (освобождение от уголовной ответственности, наказания и др. — ст. 84 УК РФ). Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально-определенного круга лиц. Акты помилования также не включаются в содержание уголовного законодательства РФ.

Принятые Государственной Думой федеральные законы (в том числе и уголовный) передаются на рассмотрение Совета Федерации, который решает вопрос об их одобрении. Федеральный закон считается одобренным если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Конституция РФ (ч. 4 ст. 105) устанавливает также особый порядок преодоления разногласий, которые могут возникнуть в законотворческом процессе.

Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральные законы (п. «д» ст. 84 Конституции РФ, Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»1). Он вправе отклонить федеральный закон, поэтому палаты Федерального Собрания в установленном Конституцией России порядке (ч. 3 ст. 107) вновь рассматривают данный закон.

1.2. Признаки уголовного закона
Уголовный закон — нормативный акт. Как структурный элемент всей системы российского законодательства он обладает определенными чертами сходства с нормативными актами других отраслей права.

Он является юридическим выражением интересов значительной части многонационального народа России, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3 Конституции). Президент России, Государственная Дума как субъекты государственной власти избираются гражданами Российской Федерации (ст. ст. 81, 96 Конституции)1.

Следовательно, уголовный закон нашей страны как одна из самостоятельных форм реализации ее уголовной политики заключает в себе определенным образом сформулированные и систематизированные представления граждан России об основаниях, способах и средствах борьбы с общественно опасными посягательствами на охраняемые законом ценности (права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность и др.). В этом смысле можно согласиться с мнением, что государственная власть представляет собой материальный источник уголовно-правовых норм2.

Уголовный закон воплощает в себе определенные нравственные начала и идеалы подлинно демократического общества. Соответствие уголовного закона нравственным воззрениям большинства населения России призвано обеспечить ему высокий авторитет.

Уголовный закон обладает высокой юридической силой, которая проявляется в том, что он действует постоянно, порождая определенные юридические последствия, и не может быть изменен или отменен помимо воли Федерального Собрания РФ. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Вместе с тем уголовный закон имеет верховенство над иными нормативными актами, регламентирующими реализацию уголовной ответственности. В случае их противоречия уголовному закону приоритет принадлежит последнему и предполагает приведение этих нормативных актов в соответствие с положениями уголовного законодательства. Так, в литературе справедливо указывается на недопустимость установления ранее имевших место в Уголовно-исполнительном кодексе РФ некоторых положений, противоречащих предписаниям действующего УК РФ в части ограничения возможности применения условно-досрочного освобождения. Имеется также несогласованность между УК РФ и УПК РФ1 в части регламентации оснований отказа в возбуждении уголовного дела (или его прекращении) в случае добровольного отказа от преступления: в ст. 24 УПК РФ такого основания фактически не предусмотрено2. Между тем использование иных оснований не соответствует предписаниям ч. 1 ст. 31 УК РФ, где прямо говорится именно об исключении уголовной ответственности в случае прекращения лицом приготовления к преступлению либо прекращения действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо сознавало возможность доведения преступления до конца. Поэтому в литературе рекомендуется предусмотреть в УПК РФ самостоятельное основание для отказа в возбуждении уголовного дела (либо в его прекращении) при наличии в действиях лица всех признаков добровольного отказа. Это позволит привести положения ст. 24 УПК РФ в соответствие с предписаниями ст. 31 УК РФ1.

Нормативность является существенным признаком уголовного закона. Он включает в себя правовые нормы, т.е. общеобязательные правила поведения людей в обществе, которые устанавливаются и обеспечиваются силой государства. В этом смысле содержание уголовного закона представляет собой систему юридических норм с присущей ей строго определенной формой организации правовых предписаний и выражения их во вне. Правовые нормы рассчитаны на индивидуально неопределенный круг лиц и неопределенное количество тождественных случаев. Так, квалификация преступления представляет собой установление и юридическое закрепление тождества (точного соответствия) между юридически значимыми признаками совершенного общественно опасного деяния и нормативными признаками соответствующего состава преступления. Общие начала назначения наказания (ст. 60 УК РФ) предполагают их применение по отношению к неопределенному кругу лиц, признанных виновными в совершении преступления.

Известно, что в ряде национальных уголовно-правовых систем источниками уголовного права (т.е. юридической основой для решения конкретного уголовного дела) могут быть не только нормативные акты, но также обычай, религиозные каноны, прецедент.

В современной России обычай не может рассматриваться как источник уголовного права, хотя в истории уголовного права Российского государства обычай предшествовал праву, зафиксированному в письменной форме. Более того, в определенные периоды обычай рассматривался как особый источник уголовного права наряду с уголовным законом. Так, по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. действие общих уголовных законов не распространялось на отдельные категории лиц, именуемых в литературе того периода «инородцами». По свидетельству Н.С. Таганцева, такие изъятия трактовались составителями данного Уложения как временные, «пока нравы народов образованием не смягчатся». «Уголовное уложение, — писал Н.С. Таганцев, — обобщая все перечисленные выше изъятия, довольствуется общим положением… что действие Уложения не распространяется на деяния, наказуемые по обычаям инородческих племен, в пределах, законом установленных»1. В последующих уголовно-правовых актах обычай исключается из числа источников российского права.

Согласно ст. 14 Конституции РФ «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Уголовный закон РФ является выразителем государственной воли, поэтому религиозные воззрения, традиции или каноны не могут рассматриваться как непосредственный источник отечественного уголовного права и не подлежат реальному применению на территории Российской Федерации.

Судебный прецедент, как состоявшееся ранее судебное решение по конкретному делу, в английском (общем) праве рассматривается и как рождение новой правовой нормы. «Судебная практика в Англии не только применяет, но и создает нормы права»2. При этом следует иметь в виду, что обязательные прецеденты создают только решения, исходящие от высших судов, т.е. Верховного суда и палаты лордов, в то время как решения других судов могут служить примером, но не создают обязательного прецедента.

В последние годы в отечественной юридической литературе сложилось неоднозначное отношение к прецеденту как источнику уголовного права. Одни авторы полагают, что «нашему уголовному праву чужд прецедент — решение суда по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той или иной инстанции при решении аналогичных или близких по характеру дел»3. По мнению других, неофициально эти решения выполняют именно такую роль, так как вполне сознательно суды нередко используют решения вышестоящих судов (обычно Верховного Суда) именно как своеобразный эталон при вынесении собственного судебного решения1. Дискуссию по этому вопросу нельзя признать завершенной.

Представляется, что прецедент вряд ли может рассматриваться как подлинный источник российского (в том числе уголовного) права. Как справедливо отмечает А.К. Безина, индивидуальные судебные акты не являются источником права, т.е. «общеобязательным правилом для разрешения других аналогичных дел»2. Ранее состоявшиеся судебные решения в принципе не должны создавать новых уголовно-правовых норм, ибо их принятие в России является прерогативой законодательной, а не судебной власти. Удел последней — применять закон. К этому следует добавить также, что согласно ч. 1 ст. 3 УК РФ преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.

Как известно, одной из функций Верховного Суда Российской Федерации как высшей судебной инстанции по уголовным делам является дача разъяснений по вопросам применения уголовного закона. Поэтому А.В. Наумов справедливо, на наш взгляд, полагает, что судебный прецедент «является вторичным и производным по отношению к уголовному закону, подчинен ему, конкретизирует букву закона, наполняя ее реальным содержанием, и в конечном счете является необходимым условием реализации воли самого же законодателя»3. Таким образом, судебный прецедент не может в нашей стране сам по себе определять преступность и наказуемость общественно опасного деяния.

Для характеристики уголовного закона имеет значение ряд таких качеств и черт, которые позволяют определить его как нормативный акт особого свойства, имеющий собственное социально-правовое назначение, содержание и специфические функции. УК РФ устанавливает основания и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества и государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений (ч. 2 ст. 2).

В действующем УК РФ впервые в истории российского уголовного права закреплен ряд основополагающих принципов уголовного права (ст. ст. 3 — 7). Хотя вопрос об их количестве и действительном содержании продолжает оставаться дискуссионным в юридической литературе, однако сам факт их фиксации в законе представляется весьма плодотворным с точки зрения выработки и закрепления правовой идеологии в сфере уголовной политики, конструирования уголовно-правовых предписаний и практики применения уголовного закона.1

Проблема основания уголовной ответственности может быть рассмотрена в двух аспектах. В ст. 8 УК РФ указывается, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного этим Кодексом. Данное положение может быть признано принципиальным потому, что уголовная ответственность допустима только в том случае, если совершено деяние, т.е. поступок человека. Никто не может быть привлечен к уголовной ответственности за нереализованные намерения, свои убеждения и взгляды. Вместе с тем даже совершение лицом деяния может быть признано основанием уголовной ответственности лишь в том случае, если оно содержит все признаки состава преступления, предусмотренного УК. Это предписание следует рассматривать как претворение в жизнь принципа законности, сформулированного в ст. 3 УК РФ.

Никакой иной нормативный акт, кроме уголовного закона, не определяет, какие опасные для личности, общества и государства деяния признаются преступлениями. Согласно ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Кодексом под угрозой наказания. Исчерпывающий перечень соответствующих видов преступлений и описание их объективных и субъективных признаков излагаются в Особенной части УК РФ. Некоторые общезначимые, присущие всем видам преступлений признаки (например, характеристика субъекта преступления, вины и ее форм) содержатся в Общей части УК. Эти предписания являются неотъемлемыми юридическими составляющими любого вида преступления и поэтому подлежат включению в характеристику его состава.

Уголовный закон отличается от иных нормативных актов тем, что предусматривает различные формы реализации уголовной ответственности. При этом непременным атрибутом статей Особенной части УК является указание на вид и размер уголовного наказания за совершение соответствующего преступления. Угроза наказания является важным элементом характеристики преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ). В Общей части УК РФ дается определение наказания, указываются его цели, содержится исчерпывающий перечень видов наказаний (ст. ст. 43, 44), раскрывается их содержание (ст. ст. 46 — 59), формулируются общие начала (ст. 60) и специальные правила назначения наказания (ст. ст. 64 — 71) и др.

Уголовно-правовые последствия совершения лицом преступления не ограничиваются уголовным наказанием. Действующий УК РФ (ч. 2 ст. 2) предусматривает возможность применения к лицу мер уголовно-правового характера за совершение преступления, которые по своей юридической природе не являются уголовным наказанием. Так, согласно ч. 1 ст. 90 УК РФ несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности с последующим применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия. Эти меры, перечень которых содержится в уголовном законе (ч. 2 ст. 90 УК), заменяют собой уголовную ответственность, либо их применение допускается вместо уголовного наказания. Так, согласно ч. 1 ст. 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. В данном случае эти меры выступают как особая форма реализации уголовной ответственности (т.е. заменяют собой наказание).1

Уголовный закон предусматривает основания и порядок применения к определенной категории лиц принудительных мер медицинского характера (ст. ст. 97 — 104 УК). Они могут назначаться судом лицам, совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК, в состоянии невменяемости (п. «а» ч. 1 ст. 97 УК), а также лицам, признанным виновными в совершении преступления (п. п. «б», «в», «г» ч. 1 ст. 97 УК РФ).

Уголовный закон отличается тем, что регламентирует временные пределы наступления и реализации уголовной ответственности, а также основания освобождения от нее. Наказание не является единственной формой реагирования государства и общества на факт совершения преступления. Уголовная ответственность может рассматриваться как реальное и необходимое последствие совершения преступления только в том случае, если не утрачивается ее социальная связь с обстоятельствами совершенного деяния и негативными чертами личности преступника. Поэтому законодатель устанавливает и дифференцирует сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ч. 1 ст. 78 УК РФ) либо отказывается от установления таких сроков (ч. 5 ст. 78), определяет сроки давности исполнения обвинительного приговора суда (ст. 83 УК), а в определенных случаях не предусматривает их применение (см. ч. ч. 3 и 4 ст. 83 УК РФ).

Судимость как составной элемент уголовной ответственности также связана с определенными сроками, которые погашают ее социальные и юридические последствия. Именно уголовный закон определяет сроки погашения судимости (ч. ч. 3 и 4 ст. 86 УК РФ), а также ее снятия (ч. 5 ст. 86 УК).

Лицо, совершившее преступление, при определенных обстоятельствах может быть освобождено от уголовной ответственности, что представляет собой исключение из принципиального требования о неотвратимости ответственности. Основания и предпосылки освобождения от уголовной ответственности или наказания и его предпосылки также предусматриваются как Общей, так и Особенной частями УК РФ.

Таким образом, уголовный закон регламентирует достаточно большой круг вопросов, возникающих в процессе решения поставленных перед ним задач по охране наиболее важных социальных ценностей и предупреждения преступлений. Это отличает его от других нормативных актов и придает ему качественное своеобразие и неповторимость.

p.120-bal.ru

Понятие уголовного закона, его основные и специфические признаки


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие, предмет и задачи уголовного права.

Уголовное право – это совокупность одинаковых норм высших органов власти, содержащих описание признаков противоправного поведения и определяющее пределы наказания за эти преступные действия.

Только в России, оно называется уголовным, во всем мире это, карательное, наказательное и т.д., почему именно этот термин, точно сказать нельзя.

Предмет уголовного права – отношения, возникающие между государством и преступником по поводу совершения преступления. Суть в следующем – преступник обязан понести наказание, и государство имеет право на применение к нему этого наказания, того наказания, которое он заслуживает. В науке уголовного права существует множество мнений насчёт момента возникновения этого уголовно-правового отношения: 1) в момент совершения лицом преступления; 2) поскольку только суд может определять виновно лицо или нет, это отношение возникает с момента вынесения обвинительного приговора; 3) в момент привлечения лица в качестве подозреваемого следственными органами. Продолжается оно до прекращения действия всех последствий преступления, когда все юридические последствия полностью исчезают, конкретно, до момента окончания судимости.

Метод уголовного права – непосредственное воздействие на преступника, путём лишения его определённых благ.

Задачи уголовного права:

Конструктивная, снижение преступности в обществе.

Охранительная, ограничивает издержки этого процесса, защищает общество от последствий выполнения первой функции.

Еще в начале века был издан закон “О суде РСФСР”. Суд в своей деятельности должен был руководствоваться положениями указанными в законах, а ещё моральными устоями принятыми в обществе. Отсюда двойственность, трудно определить, что было критерием совести (морального устоя), поэтому можно было легко любое неугодное власти дело провести под лозунгом нарушения моральных устоев, поэтому-то в дальнейшем происходят массовые расстрелы, НКВД.

Уголовное право дифференцируется на:

Общее — занимается проблемами, которые возникают или могут возникнуть заново. К примеру, в уголовном кодексе установлено, что ответственность наступает с 14-ти лет, отличают умысел от неосторожности, все это установлено в общей части уголовного кодекса, а затем это уже не повторяется, оно само собой подразумевается. Эта технология позволяет значительно уменьшить уголовные нормы.

Особенное — конкретизирует объём, содержание конкретных преступлений.

Понятие уголовного закона, его основные и специфические признаки.

Уголовный закон – это принятый высшими органами государственной власти нормативно-правовой акт, нормы которого устанавливают основание и принципы уголовной ответственности, определяют, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и какие виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за нихследуют. Признаки уголовного закона:

1. Уголовный закон – это федеральный закон. В соответствии с Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации, текстуально включенным в Конституцию России, уголовное законодательство отнесено к ведению федеральных органов власти. Согласно ст. 76 Конституции по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. По всем остальным вопросам, отнесенным к ведению феде-

ральных органов государственной власти, в том числе и по уголовно-правовым, принимаются федеральные законы. Никакие другие органы не вправе принимать уголовно-правовые акты. Уголовный закон, как и любой другой федеральный акт, не должен противоречить Конституции. Таким образом, Уголовный кодекс Российской Федерации (УК) является федеральным законом, имеющим юридическую силу на территории всей России.

2. Уголовный закон принимается высшими органами государственной власти по процедуре, строго регламентированной Конституцией. Закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов. Принятые Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Закон считается одобренным Советом, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если он не был рассмотрен в течение четырнадцати дней, либо если в результате повторного голосования квалифицированным большинством голосов (двумя третями) Дума преодолела отклонение Советом Федерации данного закона. Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации. Президент в течение четырнадцати дней подписывает и обнародует его в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания'».

3. Уголовный закон обладает высшей юридической силой. Юридическая сила есть свойство нормативного акта действовать, порождать юридически правовые последствия. Высшая юридическая сила заключается в том, что: а) ни один другой орган не вправе отменять или изменять закон; б) все другие нормативные акты не должны противоречить закону; в) в случае противоречия закону иных нормативных актов приоритет должен принадлежать закону.

4. Следующий признак уголовного закона – его нормативность. Уголовный закон содержит нормы права, т. е. общеобязательные правила поведения людей, рассчитанные на неопределенное количество случаев подобного рода и неопределенный круг субъектов.

‘ См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994, № 8, ст. 801.

В теории права принято выделять материальные и формальные источники права. Под материальными источниками понимаются те силы, которые творят закон, те истоки, которые питают нормы права, те материалы, которые положены в основу того или иного законодательства.

Вопрос о материальных источниках уголовно-правовых норм является достаточно спорным. Не вдаваясь в дискуссию по этому поводу, отметим, что прежде всего материальным. источником уголовно-правовых норм является государственная власть. Нормы права создаются в процессе правотворчества, которое является направлением государственной деятельности. Согласно Конституции, право законодательной инициативы принадлежит только органам законодательной, исполнительной или судебной государственной власти Российской Федерации, а также законодательным органам ее субъектов. Законодательными функциями обладают лишь органы государственной власти. Таким образом, содержание норм права представляет собой властное веление государства, поддерживаемое и обеспечиваемое силой государственных органов.

Законотворческая деятельность основана на таравосоз-нании, которое также можно рассматривать в качестве одного из материальных источников уголовно-правовых норм. Правосознание– это относительно самостоятельная форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву. Оно играет значительную роль в процессе правотворчества, ибо прежде, чем создавать государственно-властные правовые предписания, следует осознать закономерности общественного развития, необходимость их правового регулирования. Правосознание включает в себя два элемента: правовую идеологию и правовую психологию.

Формальные источники права представляют собой внешний образ правовых норм. Если материальные источники характеризуют содержание уголовно-правовых норм, то формальные – их форму. Единственным источником уголовного права является уголовный закон. Данный вывод вытекает прежде всего из содержания ч. 1 ст. 1 УК, согласно которой: «Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в на-

стоящий Кодекс». Об этом же свидетельствует ст. 3 УК: «Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом». Тезис о том, что уголовный закон является единственным источником уголовного права, общепризнан в теории уголовного права. Между тем это положение, на наш взгляд, требует доказательств.

В общей теории к числу источников права относят нормативные подзаконные акты, обычай, нормы международного права и судебную практику.

В современный период не является формальным источником уголовного права обычай. В истории уголовного права обычай предшествовал писаному праву. Как отмечал Н. С. Та-ганцев, «в первичную эпоху это обычное право составляет единственный источник правообразования; целые века живет оно в форме устного неписаного права, но и закрепленное в письменной форме, не теряет своего основного характера». В более позднюю эпоху формирования государства и выделения самостоятельной законодательной власти обычное право составляет главный материал, из которого черпает законодатель. Обычай перерастает закон’. Таким образом, обычай становится источником уголовного права лишь тогда и постольку, когда и поскольку он был признан и санкционирован государством. Следовательно, обычай – это материальный источникуголовно-правовых норм, но не его формальный источник.

На наш взгляд, к числу материальных, но не формальных источников уголовного права следует отнести Конституцию РФ. Согласно ч.1 ст. 15 Конституции она «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации». Указание на прямое действие Конституции привело к тому, что судебные органы при вынесении приговоров напрямую руководствовались положениями Конституции. Так, Белгородским областным судом И. была осуждена по ст. 180 УК РСФСР 1960 г. за недонесение об убийстве с особой жестокостью, совершенном ее мужем и двумя братьями. Поводом для убийства послужили личные неприязненные отношения между осужденной и потерпевшей. Следовательно, сообщая о совершенном преступлении правоохранительным органам,

‘ См.: Таганцев Н. С. Русское уголовное право: Лекции. Часть Общая. В 2-х т. Т. 1. М., 1994. С. 68.

И. вынуждена была бы свидетельствовать не только против своего супруга, близких родственников, но и против самой себя. Ст. 67 Конституции освобождала ее от этой обязанности. Однако нормы уголовного права (в то время) не делали никаких исключений для близких родственников. Белгородский областной суд разрешил дело на их основе и осудил И. за недонесение о совершенном преступлении. Верховный суд Российской Федерации, основываясь на Конституции, прекратил уголовное дело в отношении И.

Таким образом, решение по уголовному делу было вынесено на основе норм Конституции. Это дает некоторые основания считать нормы Конституции источниками уголовного права. Между тем это не так. Конституция не содержит уголовно-правовых норм, и вообще норм охранительного характера. Однако согласно ч. 2 ст. 1 УК уголовный закон основывается на Конституции Российской Федерации. Так, именно закрепленный в Конституции приоритет защиты интересов личности определил во многом структуру Особенной части УК, где на первое место были поставлены преступления против личности, а не против государства, как это было в УК 1960 г., и даже не против мира и безопасности человечества, которые по характеру и степени общественной опасности несоразмерны с любыми, даже самыми тяжкими преступлениями против конкретных индивидов. Положения Конституции РФ повлекли за собой многие новеллу уголовного законодательства, касающиеся, в частности, действия закона в пространстве., по кругу лиц, ответственности за недонесение о совершенных преступлениях и целый ряд других. Сказанное позволяет сделать вывод, что, не являясь формальным источником уголовного права, Конституция России служит тем материальным источником, из которого уголовно-правовые нормы черпают свое содержание.

Таким же источником выступают общепризнанные принципы и нормы международного права. В процессе подготовки уголовного кодекса предпринимались попытки рассматривать международно-правовые нормы в качестве формальных источников уголовного права. В частности, согласно одному из проектов УК ратифицированным Российской Федерацией нормам международного права предоставлялся приоритет над российским уголовным законодательством. Однако данная ситуация была бы возможна только в том случае, если бы нормы международного права имели прямое действие на территории Российской Федерации, т. е. являлись формальным источником уголовного права. На первый взгляд данное положение соответствовало Конституции РФ, ст. 15 которой устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Между тем международные договоры, содержащие нормы уголовно-правового характера, в силу своих особенностей и специфики в принципе не могут иметь прямого действия на территории Российской Федерации по следующим причинам. Во-первых, далеко не все международные конвенции определяют деяние, признаваемое международным сообществом в качестве преступного. Нередко в них лишь выражается намерение государств-участников бороться с теми или иными общественно опасными явлениями. Во-вторых, даже если конвенции определяют объективные и субъективные признаки преступления, они не устанавливают санкции. Так, Конвенция по борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. устанавливает, что «каждое договаривающееся Государство обязуется применять в отношении такого преступления суровые меры наказания». В-третьих, даже указывая меру воздействия, они никогда не конкретизируют ее. Так, в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. «серьезные преступления будут подлежать соответствующему наказанию, в частности, тюремному заключению или иному способу лишения свободы». Применение же любой уголовно-правовой нормы требует хотя бы относительно-определенной санкции.

Таким образом, даже ратифицированные Российской Федерацией международные договоры и конвенции, содержащие нормы уголовно-правового характера, не могут быть составной частью российского уголовного законодательства, иметь прямое действие на территории России и соответственно являться формальным источником уголовного права.

Между тем нормы международного права весьма существенно влияют на формирование норм национального уголовного права. Прежде всего, согласно ч. 2 ст. 1 УК, Уголовный кодекс РФ основан на общепризнанных принципах и нормах международного права. Другими словами, нормы национального уголовного права должны соответствовать международно-правовым обязательствам Российского государства в сфере борьбы с преступностью.

Далее, международные конвенции служат непосредственной причиной разработки и введения в национальное уголовное законодательство конкретных правовых норм. Так, присоединение к Единой конвенции о наркотических средствах и Конвенции о психотропных веществах предопределило введение в УК целой группы преступлений, связанных с оборотом наркотиков; подписание Конвенции о защите ядерного материала повлекло за собой установление уголовной ответственности за незаконное обращение с радиоактивными материалами и т. д.

Наконец, многие нормы уголовного права прямо отсылают к нормам международного права, например, ч. 3 и 4 ст. II, ч. 2 и 3 ст. 12, ч. 2 ст. 13 УК. Все преступления, предусмотренные главой 34 УК «Преступления против мира и безопасности человечества», а также некоторые статьи из других разделов Особенной части УК содержат подразумеваемые отсылки.

Сказанное позволяет сделать вывод, что, не являясь формальным источником уголовно-правовых норм, международное право служит их материальным источником.

И общая теория, и теория уголовного права отвергают судебный прецедент в качестве источника права. Это бесспорно. Но до сих пор дискутируется вопрос о правовой природе руководящих разъяснений высших судебных инстанций страны, в частности постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Наиболее распространенной является позиция, что они представляют собой исключительно акты толкования закона. В самом деле, полномочия творить нормы в соответствии с Конституцией предоставлены только законодательным органам власти. Верховный суд, с одной стороны, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а с другой – обладает правом законодательной инициативы для устранения тех законодательных пробелов и коллизий, которые выявлены судебными органами в процессе правоприменительной деятельности.

Следовательно, с точки зрения теории уголовного права, Конституции РФ и действующего УКуголовный закон является единственным формальным источником уголовно-правовых норм.

Действующее уголовное законодательство представляет в настоящий момент один кодифицированный закон – Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 24 мая 1996 г. и введенный в действие с 1 января 1997 г.

studopedya.ru

Понятие и признаки уголовного закона


Тема 2.

Уголовный закон.

 

Основные вопросы:

1. Понятие и признаки уголовного закона.

2. Система и структура уголовного закона. Понятие и особенности уголовно-правовой нормы.

3. Действие уголовного закона во времени. Обратная сила уголовного закона.

4. Действие уголовного закона в пространстве.

5. Толкование уголовного закона.

 

Нормативные акты:

1.ФЗ от 14 июня 1994 г. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания.

2. Закон РФ О государственной границе Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1.

3. ФЗ РФ О гражданстве Российской Федерации от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ.

4. ФЗ РФ от 25.07.2002. N 115-ФЗ (ред. от 06.05.2008 г.) О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

5. ППВС РФ от 10.10.2003 г. N 5 О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

 

Литература.    

1. Беляев В.Г. Применение уголовного закона. – Архангельск, 2005.

2. Беляев В.Г. Применение уголовного закона. Действие советского уголовного закона во времени – М., 1969.

3. Источники уголовного права Российской Федерации. – СПб., 2006.

4. Бойцов А. И. Действие уголовного закона во времени и пространстве. – СПб., 1995.

5. Бойцов А.И. Выдача преступников. – СПб., 2004.

6. Брайнин Я. М. Уголовный закон и его применение. – М., 1967.

7. Горелик А.С. Конкуренция уголовно-правовых норм. – Красноярск, 1996.

8. Дурманов Н.Д. Советский уголовный закон. – М., 1967.

9. Иногамова-Хегай Л.В. Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации преступлений: Учеб. пособие. – М., 2002.

10. Князев А.Г. Проблемы действия уголовного закона в пространстве. – Владимир, 2006.

11. Козлов А.П. Механизм построения уголовно-правовых санкций. – Красноярск, 1998.

12. Коняхин В.П. Теоретические основы построения Общей части российского уголовного права. – СПб., 2002.

13. Кругликов Л.Л., Спиридонова О.Е. Юридические конструкции и символы в уголовном праве. – СПб., 2005.

14. Лопашенко Н.А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовный закон, уголовно-правовая политика. – СПб., 2004.

15. Мадьярова А.В. Разъяснения Верховного Суда Российской Федерации в механизме уголовно-правового регулирования. – СПб., 2002.

16. Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство: Опыт критического анализа. – СПб., 2000.

17. Панько К.К. Методология и теория законодательной техники уголовного права России. – Воронеж, 2004.

18. Пудовочкин Ю.Е., Пирвагидов С.С. Понятие, принципы и источники уголовного права: сравнительно-правовой анализ. – СПб., 2003.

19. Филимонов В.Д. Норма уголовного права. – СПб., 2004.

20. Шаргородский М. Д. Уголовный закон. – М., 1948.

21. Якубов А.Е. Обратная сила уголовного закона. – СПб., 2003.

 

Понятие и признаки уголовного закона.

(1 вопрос)

 

 

«Закон должен быть краток, чтобы невеждам легче было его усвоить. Он – как божественный голос свыше: приказывает, а не обсуждает».

Посидоний – древнегреческий философ-стоик.

 

Уголовный закон – это принятый высшим органом законодательной власти РФ кодифицированный нормативный акт, содержащий совокупность норм уголовного права, в которых устанавливаются принципы и общие положения уголовной ответственности, определяется, какие опасные для личности, общества и государства деяния признаются преступлениями и какие наказания подлежат применению к виновным в совершении преступления, а также устанавливаются основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Действующий уголовный закон России систематизирован, кодифицирован и изложен в Уголовном кодексе РФ в виде статей.

 

Совокупность статей УК и образует уголовное законодательство.

 

Уголовное законодательство России является федеральным. Субъекты Федерации не правомочны принимать уголовные законы.

 

Уголовный закон принят на основе Конституции РФ и не должен противоречить основному закону страны.

 

Следует помнить, что международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (ст. 15 Конституции).

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ определено, что общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

 

Наиболее распространённая точка зрения: Уголовный закон является единственным источником уголовного права: только на его основании лицо может быть признано виновным в совершении преступления и подвергнуто по приговору суда уголовному наказанию. Любые новые законы («О борьбе с коррупцией», «О борьбе с организованной преступностью» и т.д.), содержащие нормы, предусматривающие уголовную ответственность за те или иные деяния, подлежат включению в УК России. Непосредственно (в указанной части) такие законы не применяются.

В пользу этой позиции свидетельствует п. 1 ст. 1 УК “Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс”. Из данного положения вытекает вполне категоричный вывод, согласно которому УК РФ является единственным источником уголовного права России. Нормы международного права не могут оказывать непосредственное регулирующее воздействие на возникновение прав и обязанностей у граждан России в сфере уголовно-правовых отношений. Поэтому национальный суд не может привлечь к уголовной ответственности человека за совершение преступного деяния, которое было определено в международном договоре и не было инкорпорировано в российский уголовный закон.

В то же время необходимо отметить, что УК РФ содержит ряд норм, непосредственно отсылающих к международным договорам Российской Федерации. К примеру, согласно ч. 2 ст. 356 УК уголовной ответственности подлежат лица за ” – производство, приобретение или сбыт химического, биологического, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации“. В силу ч.1 ст. 356 УК уголовно наказуемо “жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации“. При рассмотрении дел по обвинению лиц в совершении названных преступлений суд обязан изучить содержание соответствующих международных соглашений Российской Федерации.

 

Таким образом, несмотря на наличие общего правила, согласно которому единственным источником уголовного права России является национальный закон, можно утверждать, что в отдельных ситуациях существуют исключения, установленные самим законом, когда положения международного договора Российской Федерации непосредственно оказывают воздействие на квалифицирующие признаки преступления.

Представляется, что приоритет норм международного права мог бы осуществляться в отношении Общей части УК РФ. В случае если при рассмотрении дела возникает коллизия между положением, содержащимся в Общей части УК РФ, и нормой международного права, приоритет в применении должен быть отдан соответствующей международно-правовой норме. К примеру, п. 2 ст. 11 УК, предусматривающий, что действие Кодекса распространяется на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, противоречит не только Конвенции по морскому праву 1982 года, участницей которой является Россия, но и общепризнанному принципу международного права – суверенному равенству государств.
(Некоторые нормы федеральных законов допускают вещное право собственности на морские пространства и обитающие в них ресурсы. Конвенция 1982 года такого права не допускает).

 

Вместе с тем Пленум Верховного Суда в своём Постановлении вполне определённо выразил свою позицию относительно источников уголовного права: «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Пленум Верховного Суда РФ № 8 от 31 октября 1995 г. (ред. от 6.02.2007 г. №5), предписал судам при осуществлении правосудия исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права закреплены в международных пактах, конвенциях и иных документах, в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и международных договорах РФ. При этом судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона “О международных договорах Российской Федерации” положения официально опубликованных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

 

Следует уяснить – Постановления Пленума Верховного суда РФ не являются источниками права. Это же касается и приговоров, постановлений и определений суда. Это лишь акты правоприменения, которые не создают норм права. Они лишь толкуют, разъясняют, раскрывают истинное содержание той или иной нормы права.

 

Уголовный кодекс РФ представляет собой систему взаимосвязанных уголовно-правовых институтов и норм, расположенных в определенной последовательности.

 

Структурно Уголовный кодекс РФ делится на две части: Общую и Особенную.

 

Статьи Общей части устанавливают принципы и общие положения о содержании, основаниях и пределах уголовной ответственности и наказания, определяют основные понятия уголовного права, (речь идёт о вине, стадиях совершения преступления, соучастии и т.д.).

 

Особенная часть содержит статьи, в которых определяются конкретные преступления (убийство, изнасилование, кража и др.), а также виды и размеры наказаний, подлежащих применению за совершение соответствующего преступления.

В зависимости от характера регулируемых отношений Общая и Особенная части делятся на разделы (например, преступления против личности, преступления в сфере экономики), а внутри разделов делятся на главы, соответственно (преступления против жизни и здоровья, преступления против собственности), эти разделы имеют названия, соответствующие предмету регулирования.

Общая и Особенная части УК неразрывно связаны между собой и применяются в совокупности. Чтобы полностью раскрыть содержание определенного вида преступления, предусмотренного статьей Особенной части, следует использовать и статьи Общей части.

Уголовный закон имеет общеобязательную силу на всей территории России, чем обеспечивается суверенитет в области борьбы с преступностью.

Уголовный закон являет собой форму выражения норм уголовного права.

Метки текущей записи:
вопрос, действие, закон, норм, Норма, Понятие, права, право, признак, свидетель
Больше из этой рубрики
Больше этого автора

bip-ip.com