Понятие и предмет и источники конституционного права – 1. Понятие конституционного права, его предмет, метод, субъекты и источники. Особенности норм конституционного права и конституционно-правовых отношений

Понятие и предмет конституционного права, источники

В правовой системе РФ существуют отдельные отрасли. Конституция относится к одной из этих отраслей. Она является основной отраслью в национальной системе. Это право вытекает из демократичных побуждений государства, регулирует отношения между людьми, его положения нельзя нарушать, иначе последует государственное принуждение к их выполнению.

Все остальные отрасли права берут за основу конституционные нормы. В Конституции наиболее обширно раскрыты отношения между гражданами, которые контролируются правовыми нормами, объединенными воедино общими признаками, взаимосвязанными между собой.

Определение

Существование демократического государства без народовластия проблематично. Конституционное право служит законным гарантом того, что в стране не начнутся сдвиги в сторону тоталитаризма. Оно является юридически зафиксированной основой демократии. Представляет собой совокупность законодательных норм, способных контролировать общественную жизнь в аспекте деятельности государственной власти, а также местных органов управления.

Они контролируют соблюдение прав и свобод граждан.

Так как общество существует согласно определенному порядку, то, можно сказать, что конституционное право основано на добровольном согласии людей придерживаться каких-то ограничений их свобод для сохранности порядка во всем государстве.

Это право изучает роли и закономерности норм и правовых институтов и проверяет их эффективность в реальной жизни. Оно подсказывает способы повышения продуктивности работы правовых норм. С научной стороны эта отрасль права влияет на историческое формирование общества.

На видео-понятие и предмет конституционного права:

Предмет изучения

Им являются базовые отношения в обществе. Они выступают основой обширной и многогранной системы связей граждан. Эти отношения связаны с функционированием и организацией общества, а также механизмом, который поддерживает целостность и жизнедеятельность общества. Конституционное право направлено на регулировку отношений между государством и человеком, а также властью в стране и устройством государства.

Предметом его контроля выступают следующие виды отношений:

Политические

К ним относится публичная власть, которая выступает непосредственным объектом политических отношений. В основном конституция регулирует именно эти отношения. Власть дает возможность людям подчинять себе других людей, чтобы находящиеся при ней служащие не превышали своих полномочий, их действия следует контролировать. Отношения, возникшие в результате борьбы за власть.

Конституция регулирует, в каких рамках люди должны вести себя, чтобы заполучить власть. Это касается избирательного права каждого гражданина, проведения выборов и работы политических партий.

Государственные структуры принимают правовые акты и требуют их исполнения. Конституция выступает мерилом статуса этих органов, отношений между ними и распространения их влияния.

Если люди лишены власти, являются обычными гражданами, но у них есть свое видение обстановки в стране, то они могут выходить на демонстрации и митинги, регулировать деятельность общественных организаций. Защищать свои интересы обращаясь в государственные органы правопорядка. При этом их целью не является получение власти, они, таким образом, вправе отстаивать свои права и свободы.

Личные отношения граждан

Любой человек должен соблюдать неприкосновенность семейных устоев других членов общества. То есть личная жизнь каждого гражданина касается только его и не может поддаваться огласке, если только его действия не противоречат закону.

Вместе с тем Конституция и здесь контролирует личную жизнь граждан в вопросах брака и семейных обязанностей супругов и их ответственности перед своими детьми.

Из данной статьи станет ясно, кто является субъектами конституционного права.

Как происходит развитие науки конституционного права, можно узнать из данной статьи.

Каким образом социальные права человека, защищены конституцией РФ, подробно указано в данной статье здесь: http://ruleconsult.ru/grazhdanskoe/socialnoe/socialnye-prava-cheloveka-po-konstitucii-rf.html

Читайте и о том, что такое личные права гражданина РФ.

Социальные отношения

Они подразумевают защиту здоровья людей на государственном уровне, обеспечения граждан соцвыплатами, предусмотренными законодательством. Государство берет на себя ответственность выплачивать определенные материальные пособия людям, которые в какой-то степени не могут обеспечивать себя, а также в качестве поощрения. Например, при рождении нового члена общества – ребенка предусмотрена одноразовая выплата, а затем ежемесячная до определенного его возраста.

Экономические отношения

Они регулируют все материальные аспекты жизни граждан. К ним относятся вещи, собственность, работа и другие материальные блага, приобретенные гражданином в ходе жизни. Конституция выступает гарантом частной собственности и предусматривает наказание за посягательство на чужое имущество.

Культурно-духовные отношения

Конституционное право предоставляет свободу для решения вопросов в отношении религии, учебы, участия в культурных событиях страны. Государство должно сохранять духовное наследие страны и историко-культурные воспоминания.

Источники в РФ

Они расположены в зависимости от своей законодательной силы, между ними существует взаимосвязь, но соблюдается иерархия по значимости. К ним относятся следующие правовые акты:

  1. Конституция РФ. Этот учредительный документ принимается от имени народа или при его участии. Это высшая форма воплощения волеизъявления граждан страны. Конституционные нормы – главная основа в жизни общества, они выступают правовой базой для остальных законов. Конституция не должна соответствовать другим актам и документам. Этот документ обладает юридической силой на всей территории РФ.
  2. Законы. Их принимают законодательные органы власти, как на федеральном, так и на региональном уровне. Они являются правопреемниками конституции, но по своей юридической силе уступают главному правовому документу страны.
  3. Акты палат Федерального Собрания РФ
    . Они принимаются Государственной Думой. Порядок их принятия прописан в региональных уставах и конституциях.
  4. Указы Президента РФ и другие постановления, которые признаны нормативными.
  5. Акты, принятые органами местного самоуправления. В соответствии с конституцией РФ эти организации не входят в общую систему государственного влияния. Из-за этого их акты являются в чистом виде источниками конституционного правопорядка.
  6. Конституционно-правовые соглашения и договоры. Конституция предусматривает равенство сторон, заключивших соглашение.
  7. Международные права и договоры. По конституционным нормам международное право является составной частью законодательной системы РФ.
  8. Вердикты Конституционного Суда РФ по поводу федеральных законов, нормативных актов, принятых Президентом или Правительством РФ, а также палатами Федерального собрания. Они полноправные источники конституционного права, так как содержат специализированные нормы.

Возможно вам так же будет интересно узнать про виды источников конституционного права РФ, вся информация находится в данной статье.

Что собой представляют методы конституционного права как отрасли права, подробно рассказано в данной статье.

Если же говорить об источниках права и наверное стоит упомянуть их основные источники, например интересно будет узнать что собой представляет понятие источника земельного права.

Так же из данной статьи можно подчеркнуть для себя всё про источники предпринимательского права.

После всего вышеприведенного можно подвести итоги и обозначить, что конституционное право – система правовых норм, необходимых для полноценного существования общества на демократической основе. Становится ясно, что конституционным предметом регулирования и контроля являются общественные отношения, а источником правовых норм выступает сама Конституция РФ и ряд других нормативных актов.

ruleconsult.ru

Понятие, предмет и источники конституционного права.

Количество просмотров публикации Понятие, предмет и источники конституционного права. — 939

Тема 3. Общие положения конституционного права

Основы конституционного права

1. Понятие, предмет и источники конституционного права

2. Конституционный строй

3. Конституционно-правовой статус личности

4. Понятие гражданства.

5. Избирательная система

6. Конституционные основы организации и деятельности государственных органов.

Конституционное право как отрасль права в любом государстве — ϶ᴛᴏ составная часть его национальной правовой системы. Конституционное право – ведущая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения об устройстве государства, организации государственной власти и местного самоуправления, политической системы, взаимоотношениях между государственными органами и общественными объединœениями, политическими партиями и гражданами, о правовом статусе граждан, суверенитете народа, нации, государства.

Конституционное право концентрирует основы всœех отраслей права и создает для них юридическую базу, устанавливает общие, наиболее важные положения. Конституционное право возглавляет всю систему права государства, вокруг которого расположены другие отрасли права.

Конституционно-правовые нормы устанавливают систему и виды органов государственной власти и местного самоуправления, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, полномочия, формы деятельности, регламентируют отношения между ними. Установленные конституционно-правовыми нормами основы взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной власти определяют форму правления страны, а отношения между центральными и региональными органами государственной власти определяют форму государственно-территориального устройства.

Конституционно-правовые нормы устанавливают также основополагающие принципы правового статуса личности, основные права, свободы и обязанности. Права и свободы принадлежат человеку от рождения, они не бывают ограничены ни государством, ни его основным законом. Нормы конституционного права демократических государств закрепляют неотъемлемость прав и свобод. Провозглашают их высшей ценностью и устанавливают обязанности государства по их охране и защите.

Источниками права являются формы (правовые акты), в которых закрепляются нормы права. Источниками конституционного права являются конституция, международные договоры, законы, декреты, указы, постановления и другие правовые акты.

referatwork.ru

Понятие, предмет, источники и система науки конституционного права рф.

Наука конституционного права есть совокупность, система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как отрасли права и регулируемых ее нормами общественных отношениях. Наука конституционного права лишь часть учения о праве, она справедливо рассматривается как одна из отраслей правоведения (науки о праве).

Наука конституционного права изучает:

1) все конституционно-правовые институты в их историческом развитии, в динамике, т. е. не только действующие конституционно-правовые нормы, но и те, которые имели место на предшествующих этапах развития государства;

2) не только отдельные нормы, но и их объединения, в том числе закономерности развития отрасли конституционного права, ее характерные черты и особенности конституционно-правовых отношений;

3) властеотношения — отношения, связанные с осуществлением государственной власти;

4) территориальные пределы осуществления государственной власти, распределение власти между отдельными территориями, субъектами Федерации, отношения человека и государства;

5) конституционно-правовой статус личности, политических партий и других общественных объединений, различных социальных общностей;

6) вопросы, связанные с высшими интересами человека, общества и государства.

Предмет конституционного права как науки — это совокупность элементов конституционного права как отрасли, которые изучает конституционное право как наука.

Предмет конституционного права как науки составляют:

— Конституционно-правовые институты.

— Конституционно-правовые нормы.

— Конституционно-правовые отношения.

— Система институтов государства.

Источники конституционного права как науки.

Система источников конституционного права как науки:

— Конституции

— Нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы.

— Практика конституционно-правовых отношений.

— Труды и наработки ученых.

Первая модель системы науки конституционного права, исходит из традиционного членения науки по предметно — тематическому признаку. Данная модель системы науки конституционного права включает шесть разделов, которые формируются в связи с тематической конкретизацией предмета изучения науки и выделением конституционно-правовой характеристики познаваемых объектов:

1. конституционное право как юридическая наука;

2. конституционное право как отрасль права;

3. конституционные основы устройства общества государства;

4. конституционные основы правового положения личности;

5. конституционные основы территориальной организации государственной власти;

6. конституционные основы системы государственных органов и их конституционно-правовое положение.

Вторая модель системы науки конституционного права представляет собой выделение общего и особенного конституционного права. Объектом познания может выступать конституционное право конкретного государства либо группы государств, объединённых по тому или иному признаку, что является основанием для выделения в системе конституционного права соответствующих научных дисциплин (например, конституционное право РФ, США, Италии и т.п., а также конституционное право государств англосаксонской правовой системы, стран мусульманского права и т.п.). По предмету, целям и методам их следует отнести к той части науки конституционного права, которую можно назвать особенным конституционным правом. Общее конституционное право выявляет то схожее в теории и практике конституционно-правовых отношений в различных странах, что позволяет строить общие теоретические конструкции (понятия, теории, концепции, научные подсистемы и т.п.) и моделировать конституционно-правовые институты, создавая общую теорию конституционного права современного государства. Особенное конституционное право отличает тесная привязанность к национальному конституционному праву, оно изучает и объясняет его с позиции общей теории и с учетом особенностей проявления конституционно-правовых отношений в конкретном государстве

studfiles.net

5. Понятие, предмет, методология, источники, функции и система науки конституционного права

Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая в свою очередь входит в систему общественных наук.

Правовые явления изучаются различными юридическими науками. Для каждой из них характерен своеобразный подход к изучаемому объекту; в каждой из них различны степень абстрактности, уровень познания на основе исторического анализа, метод изучения; у каждой из юридических наук свой особый предмет. С учетом этих факторов различают следующие юридические науки: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые, прикладные.

Наука конституционного праваотносится к отраслевым наукам, основной отличительный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Эти науки составляют наиболее многочисленную часть в системе юридических наук, равную числу отраслей права.

Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Наука конституционного права раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

Наука конституционного права изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Вот почему в предмет этой науки входят и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

Предметом изучения науки конституционного права является вся сфера общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию. На основе анализа общественных отношений наука должна давать теоретические обоснования пределов их правового регулирования, с тем, чтобы оно не было чрезмерным, не оправдываемым потребностями жизни, или слишком узким, оставляющим без правового воздействия те общественные отношения, которые требуют этого воздействия.

Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества, его деформаций и противоречий.

Исходя из содержания предмета отрасли, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется и характер основных теоретических концепций науки конституционного права.

К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как проблемы народного представительства, государственного, национального и народного суверенитета, федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства в целом.

Важное место занимают исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические выводы, связанные с познанием системы государственной власти и системы местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал.

Изучение указанных выше проблем составляет предмет науки, сами же выводы и теоретические положения – ее содержание.

Наука конституционного права, как и всякая иная наука, является системой знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, содержащих выводы, которые сделаны на основе познания сущности и закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью конституционного права общественных отношений. Эти теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении. Одни теоретические выводы и положения служат основой для других.

Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.

Эта система формируется не произвольно. В ее основе лежит структурность самого предмета научного познания. Поскольку таким предметом является одноименная отрасль права, естественно, что каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой науки. Однако перед наукой стоят задачи более сложные, чем познание каждой из составных частей отрасли в отдельности. Наука должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, особенности возникающих на основе данных норм конституционно-правовых отношений, источники отрасли, ее систему. Наука должна теоретически определить и свой собственный предмет, свои систему, методы исследования, источники.

Совокупность теоретических выводов, положений, касающихся всех названных выше проблем, и составляет первый разделв системе рассматриваемой науки, посвященный общей характеристике конституционного права и одноименной науки. Этот раздел является первым в силу того, что без познания охватываемых им проблем нельзя правильно понять связи, существующие между конституционно-правовыми институтами, а значит, и в полной мере раскрыть их функциональное назначение в общей системе правового регулирования.

Поскольку наука конституционного права отраслевая, постольку ее задача заключается в познании сущности, юридических свойств, функций конституции – основного источника одноименной отрасли, который занимает особое место во всей правовой системе. Второй раздел системы науки конституционного права и составляют положения, обосновывающие теорию конституции, анализирующие конституционное развитие государства.

Следующий разделсистемы науки – комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания конституционно-правового института, регулирующего основы конституционного строя. Данный раздел охватывает большое число теорий, связанных с исследованием сущности Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления, системы общественных структур, участвующих в политической жизни общества. К этому разделу науки относятся и теоретические положения о конституционных принципах гражданского общества, экономических отношений, хозяйствования, о роли государства в условиях рыночной экономики.

Относительно самостоятельным разделом науки конституционного права являются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей. Теоретические выводы по всем этим вопросам в системе науки, как и в системе отрасли, охватываются общим понятием «основы правового статуса человека и гражданина».

Поскольку Россия является федерацией и в системе отрасли имеется большая совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений, в одноименной науке тоже выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации, автономии.

Еще один раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследования, относящиеся к проблемам организации и функционирования системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и конкретные формы реализации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему, законодательный процесс и иные аспекты деятельности органов, связанные с конституционно-правовым регулированием. Предметом данной науки является и изучение конституционных основ местного самоуправления.

Таким образом, система науки конституционного права в своей основе соответствует системе одноименной отрасли, однако является более широкой, ибо наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а изучает и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.

Конкретный перечень проблем, исследуемых в том или ином разделе науки, не является раз и навсегда данным. С развитием государства, общества, изменением общественно-социальных условий возникают новые концепции, требующие своего теоретического обоснования, перестают быть актуальными старые.

Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие исходные основы научного познания.

К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения о проблемах, значимых для конституционно-правовой науки. Они очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественного развития. Их критическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является предпосылкой обогащения науки достижениями всего мирового опыта развития цивилизации.

Источниками науки конституционного права являются и нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, прежде всего Конституция Российской Федерации. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в нормативных правовых актах концепции, понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому источником науки конституционного права является и конкретная практическая деятельность органов государственной власти, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права.

В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.

Наука исследует все конституционно-правовые процессы в их историческом развитии. Это необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественного развития, о соответствии его тем социальным ценностям, которые и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе

Вот почему наука конституционного права и изучает все правовые институты в историческом развитии, выявляя их связь с общественными процессами. Эта наука изучает историю развития конституций, текущего конституционно-правового законодательства.

В настоящее время исторический метод познания расширяет свои границы. Наука конституционного права должна заново осмыслить историю развития государственного (конституционного) права дооктябрьской России.

Наука конституционного права широко использует и сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах. Это важный инструмент в использовании положительного опыта, накопленного в данной области, в выявлении наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования.

В сравнительном плане оцениваются нормативные правовые акты различных стран мира, государств, входивших в состав бывшего Союза ССР. Анализ конституционно-правового законодательства последних имеет особое значение в силу близости исходных основ, на которых начинали формироваться их самостоятельные правовые системы.

В научных исследованиях необходим системный подход к предмету изучения. Уже отмечалось выше, что наука конституционного права рассматривает саму отрасль как систему, изучает ее структуру, составляющие ее элементы, их соотношение, взаимосвязи, анализирует и систему каждого правового института. Большое внимание уделяется и выделению места отрасли конституционного права в общей системе права Российской Федерации, соотношению с другими отраслями. Это способствует правильному определению предмета отрасли, отграничению конституционно-правовых отношений от правоотношений других видов, облегчает правоприменительную деятельность.

Статистический метод помогает анализировать эффективность действия конституционно-правовых норм, их влияние на общественные процессы. Количественный фактор – важный показатель реальности демократических институтов, закрепляемых правовыми нормами. Поэтому наука конституционного права анализирует статистические данные, касающиеся всех сфер регулируемых одноименной отраслью общественных отношений и на основе этих данных делает выводы. Так, научный интерес имеют количественные показатели участия избирателей в выборах, уровня их активности, форм связи депутатов с избирателями и т.п.

Обрабатывая данные подобного рода, наука конституционного права обосновывает правовые, политические и организационные меры, которые могут способствовать преодолению негативных явлений, снижающих потенциал, заложенный в демократических по форме правовых установлениях.

Метод конкретно-социологических исследований используется наукой конституционного права для изучения социальной и политической сфер, в которых происходит реализация конституционно-правовых рорм. При этом выявляются условия, воздействующие на развитие общественного сознания, на формирование общественного мнения, определяющие поведенческие установки граждан в отношении содержания тех или иных конституционно-правовых норм.

В задачу науки конституционного права входит и обработка результатов экспериментов, касающихся сферы конституционно-правовых отношений. В последнее время такие эксперименты получают некото-рое применение на практике.

studfiles.net

4. Понятие и виды источников Конституционного права.

Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Ими считаются только действующие в настоящий период правовые акты.

Для источников права установлен как особый порядок их принятия, так и отмены. После отмены акта он перестает быть источником действующего права.

Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Для источников права установлен не только особый порядок их принятия, но и отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права.

Система правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько видов.

В первой группе особое место занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли.

Эта роль обусловлена:

В Конституции устанавливаются правовые нормы общего характера, основополагающие для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.

Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания установленных в ней норм. Последние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от всех других видов источников конституционного права.

Конституция РФ по сравнению с другими источниками имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции России.

В Конституции определяются многие другие виды источников отрасли права. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

Значение Конституции как основного источника отрасли определяется тем, что установленные в ней нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа. В ней в юридически значимой форме устанавливаются цели, которые общество перед собой ставит, и принципы его организации и жизнедеятельности.

По сравнению с другими источниками Конституция является актом общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Конституция РФ как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих ядро конституционного права, основу всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся законы РФ — федеральные законы. Закон — наиболее распространённая форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов. В соответствии с Конституцией РФ предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Они различаются:

По юридической силе.

По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться.

По порядку принятия.

По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ.

Такие законы как — Закон о гражданстве РФ, Закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Федеральный конституционный Закон «О Конституционном Суде РФ».

Источниками выступают и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это Указы и другие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства.

Особое место занимают Декларации. Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России, Декларация о правах и свободах человека и гражданина. В них формулируются принципы, которые являются обязательными для всего конституционно-правового развития государства, в них провозглашаются новые концепции, определяющие дальнейшее развитие государственности, принципы необходимые для всей политики в данной сфере.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов РФ относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти. Все они должны соответствовать и не противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются — законы, постановления, иные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. Источники отрасли также — правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы, в частности их Уставы (Положения).

 

studfiles.net

4. Предмет, метод, источники науки конституционного права.

Наука конституционного права Российской Федерации. Понятие и предмет науки российского конституционного права. Система науки конституционного права РФ. Источники науки российского конституционного права. Методология науки. Основные задачи науки российского конституционного права. Развитие науки конституционного права России на современном этапе.

Конституционное право РФ как учебная дисциплина. Цели, задачи и структура курса. Роль и значение конституционного права в подготовке сотрудников органов внутренних дел.

Различают следующие юридические науки: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые, прикладные.

Наука КП относится к отраслевым наукам, основной отличительный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Эти науки составляют наиболее многочисленную часть в системе юридических наук, равную числу отраслей права.

Наука КП имеет своим предметом изучение отрасли КП. Наука КП раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

Наука КП изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Вот почему в предмет этой науки входят и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

Предметом изучения науки КП является вся сфера общественных отношений, связанных с предметом отрасли.

Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества, его деформаций и противоречий.

Исходя из содержания предмета отрасли, особенностей составляющих его общественных отношений определяется и характер основных теоретических концепций науки КП.

К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как проблемы народного представительства, государственного, национального и народного суверенитета, федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства в целом.

Важное место занимают исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические выводы, связанные с познанием системы государственной власти и системы МСУ, принципа разделения властей и других начал.

Изучение указанных выше проблем составляют предмет науки, сами же выводы и теоретические положения – ее содержание.

Наука КП, как и всякая иная наука, является системой знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, содержащих выводы, которые сделаны на основе познания сущности закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью КП общественных отношений. Эти теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении. Одни теоретические выводы и положения служат основой для других.

Система науки КП и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними, которые можно назвать научной подотраслью.

Каждому из элементов системы отрасли КП соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой науки. Наука должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, особенности возникающих на основе данных норм КП-отношений, источники отрасли, ее систему. Наука должна теоретически определить и свой собственный предмет, свои систему, методы исследования, источники.

Совокупность теоретических выводов, положений, касающихся всех названных выше проблем, и составляет первый раздел в системе рассматриваемой науки, посвященный общей характеристике конституционного права и одноименной науки. Без познания охватываемых им проблем нельзя правильно понять связи, существующие между конституционно-правовыми институтами, а значит, и в полной мере раскрыть их функциональное назначение в общей системе правового регулирования.

Второй раздел системы науки КП составляют положения, обосновывающие теорию конституции, анализирующие конституционное развитие государства.

Следующий раздел системы науки – комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания конституционно-правового института, регулирующего основы конституционного строя (охватывает большое число теорий, связанных с исследованием сущности Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления и т.д.).

Относительно самостоятельным разделом науки КП являются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его, свобод и обязанностей. Теоретические выводы по всем этим вопросам в системе науки охватываются общим понятием «основы правового статуса личности».

Особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации.

Еще один раздел объединяет исследования, относящиеся к проблемам организации и функционирования системы органов государственной власти и системы органов МСУ.

Таким образом, система науки КП в своей основе соответствует системе одноименной отрасли, однако является более широкой, ибо наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а изучает и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.

Формулируя теоретические выводы, наука КП опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие исходные основы научного познания.

К ним относятся:

1) труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения о проблемах, значимых для КП-науки.

2) НПА, содержащие КП-нормы.

3) практика, т.е. те процессы, которые происходят в жизни на базе действия КП-норм и институтов. Практическая деятельность органов государственной власти, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм КП.

Методы научного познания:

1) исторический – наука исследует все КП-процессы в их историческом развитии. Это необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественного развития, о соответствии его тем социальным ценностям, которые и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе (историю развития конституций, текущего КП-законодательства).

2) сравнительно-правовой – заключается в сравнительном анализе КП-норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах.

3) системный подход к предмету изучения. Наука рассматривает саму отрасль как систему, изучает ее структуру, составляющие ее элементы. Место отрасли КП в системе права РФ, соотношение с другими отраслями.

4) статистический метод позволяет анализировать эффективность действия КП-норм, их влияние на общественные процессы. Количественный фактор – важный показатель реальности демократических институтов, закрепляемых правовыми нормами (количественные показатели участия избирателей в выборах).

5) метод конкретно-социологических исследований – используется для изучения социальной и политической сфер, в которых происходит реализация КП-норм. При этом выявляются условия, воздействующие на развитие общественного сознания, на формирование общественного мнения, определяющие поведенческие установки граждан в отношении содержания тех или иных КП-норм.

В задачу науки входит и обработка результатов экспериментов, касающихся сферы КП-отношений.

Наука КП РФ последние почти ¾ века не существовала как самостоятельная, а входила в состав единой науки «советское государственное право». Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России были полностью отброшены как не соответствующие новой, ставшей господствующей, идеологии – марксизма-ленинизма.

Исходные положения и выводы, которые должны были венчать любые исследования, заключались в признании социалистического характера советского государства, где якобы утвердилось подлинное народовластии, ликвидирована эксплуатация человека человеком, достигнуто морально-политическое единство народа – новой исторической общности, закономерностью общественного развития является возрастание руководящей и направляющей роли КПСС – ядра всей политической системы. В условиях тоталитарного, репрессивного государства любое отступление от названных идей жестоко пресекалось, и наука могла развиваться только на их основе. Поэтому в методологическом плане научным исследованиям была свойственна заданность выводов, и они должны были служить подтверждением социалистических идеологических постулатов.

Если снять чисто идеологические, политические оценки, в рамки которых была поставлена наука государственного права, то бесспорны большие достижения в познании чисто правовых теоретических проблем.

Это относится прежде всего к общетеоретическим проблемам отрасли, к изучению ее специфики, особенностей ее предмета, способов реализации государственно-правовых норм, видов государственно-правовых отношений, их субъектов и т.д. Значительны исследования, касающиеся источников государственного права, обоснования юридического значения такого акта, как конституция, ее функций, юридических свойств.

Обстоятельно разработаны проблемы санкций, присущих этой отрасли, серьезные исследования посвящены сущности государственного суверенитета, общим аспектам теории народного представительства, формам непосредственной демократии, проблемам правового статуса личности.

Определенный вклад внесла наука в разработку и обоснование теоретических понятий и категорий, которыми оперировало конституционное и текущее государственно-правовое законодательств, в научное обоснование их содержания.

Научные исследования способствовали практической деятельности, связанной с разработкой конкретных законодательных актов, систематизацией государственно-правового законодательства, планами законодательных работ.

Значительный след в науки гос.права того времени оставили: профессора Лепешкин А.И., Щетинин Б.В., Кравчук С.С., Златопольский Д.Л., Шермет К.Ф. и многие другие.

Образование на месте бывшего СССР независимых государств, формирование самостоятельных правовых систем в каждом из них знаменовали новый этап в развитии государственно-правовой науки. В России утверждается ее наименование – «наука КП». Ее становление связано с отказом от названных выше социалистических приоритетов, от признания их безусловно истинными и незыблемыми.

Расширяется методологическая основа науки. Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимость формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, отказ от монополии марксистско-ленинской идеологии либо любой другой, от принципа однопартийности – отправные ориентиры современных КП-исследований.

Изменяются и подходы науки к трактовке правовых форм регулирования экономической жизни общества.

Важными задачами науки КП РФ являются теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование концепций российской Конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую характеристику исходных начал всех КП-институтов.

После принятия КРФ 1993 года чрезвычайно возросли масштабы монографических исследований теоретических проблем КП и расширилась их проблематика. В орбиту теоретических разработок включаются новые проблемы, не имевшие места в прошлом: о парламентаризме, о конституционно судопроизводстве, о конституционно-правовой ответственности, о МСУ, о новой модели федерализма и др.

КП как учебная дисциплина.

Изучение отрасли КП осуществляется на базе теоретических разработок, составляющих содержание науки КП РФ.

Система теоретических положений науки, которые по своему объему считаются минимально необходимыми и достаточными для познания студентами сущностных характеристик отрасли и содержания ее институтов, для выработки умения применять на практике нормы отрасли, составляет содержание учебного курса КП РФ.

studfiles.net

6. Источники конституционного права Российской Федерации: понятие и виды.

Формы выражения норм конституционного права называются источниками конституционного права. – НПА, посредством кот. устанавливаются и получают юр.силу конституционно-правовые нормы.

Виды:

Естественное правоте права и свободы, которые принадлежат человеку от рождения и не нуждаются в каком-либо закреплении.

  • право на жизнь

  • на личную неприкосновенность

  • иные естественные права.

Конституция РФ закрепила все основополагающие принципы естественного права. В настоящее время наблюдается тенденция взаимозависимости и сближения естественного и позитивного (писаного права).

3. Позитивным считается право, закрепленное в документах— нормативно-правовых актах, которые не равны по своей юридической силе и образуют иерархическую систему.

Источники позитивного права в РФ:

  • Конституция РФ – от 12 декабря 1993 г.

  • Федеральные конституционные законы (в т.ч. законы о поправках)

  • Федеральные законы

  • Международные договоры (Всеобщая декларация прав человека — от 10 декабря 1948 г.)

  • Указы и распоряжения Президента РФ

  • Постановления Правительства РФ

  • Декларации («о языках народов России» 12 июня 1990г., Прав и свобод челвоека и гражданина 22 ноя. 1991 г.)

  • Регламенты палат Федерального Собрания и законодательных собраний субъектов РФ

  • Нормативно-правовые акты субъектов РФ

  • Акты органов местного самоуправления

  • Действующие в РФ правовые акты бывшего РСФСР

  • Судебные решения

  • Иные нормативно-правовые акты конституционного права РФ.

7. Конституция: понятие, сущность, объекты конституционного регулирования. Виды конституций.

Конституцияосновной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом и отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий и регулирующий в их интересах важнейшие начала общественного строя и организации государства, правового статуса личности, институтов гражданского общества, функционирования публичной власти.

Сущность:

Осн.закон страны призван служить главн.ограничителем для власти в её отношениях с человеком и обществом.

Сущность – через юр. св-ва:

выступ. В кач-ве осн. З-на страны

облад. Высш. Юр. силой (юрид. верховенство)

основа всей правовой системы страны

стабильна

легитимна

Объекты:

1) основы жизни общества:

  • экономические – (отношения собственности) – право частной собственности, право на труд

  • социальные – (социальная роль гос-ва) – право на отдых, на защиту материнства и детства, на соц.обеспечение по возрасту

  • политические – (положение политических партий, порядок выборов) – свобода слова, печати; право быть избранным и избирать

  • духовные (идеологические) – (идеологический плюрализм)

  • культурные – право на получение образования, свобода литературного творчества…

2) правовой статус личности

  • личные права (право на жизнь, здоровье, достоинство, тайна переписки..)

  1. Гос-ая территория, как объект выступает в правоотношениях м/у РФ и ее субъектами. (например, субъект РФ вправе изменить свои границы только с согласия РФ.

  2. Действия самих субъектов (в правоотношениях м/у депутатом и его избирателями объектом может стать отчет депутата п/д своими избирателями.

Виды конституций:

  1. по форме

. писаные – составленные и принятые в виде единого документа (большинство действующих конституций)

. неписаныесостоят из нескольких законов, содержащих конституционные нормы (а также правовых обычаев и судебных прецедентов). Неписаные конституции действуют в Великобритании, Швеции, Израиле.

  1. способу изменения:

. обычные/ гибкие принимаются и изменяются, как обычные законы(Конституция РСФСР 1978г)

. жесткие— предусматривают очень сложный порядок изменения и внесения поправок, влекущий фактическую невозможность изменять конституцию (Конституция США 1787 г., Конституция РФ 1993г.)

3) по степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям:

. действительные— реально отражают существующие общественные отношения(обычно конституции демократических государств)

. фиктивныене отражают существующих общественных отношений и зачастую являются документом, который в реальной жизни не соблюдается (как правило, конституции авторитарных и тоталитарных государств).

4) в зависимости от действия во времени

— постоянные

— временные

5) в зависимости от государственного строя:  — монархические;  — республиканские;  — унитарные;  — федеративные;

6) по способу принятия:  — октоированные – дарованные монархом;  — принятые народом на референдуме;  — принятые представительным органом государства;

— харизматические (Сталинская, Брежневская)

studfiles.net